Новая популярность не очень хорошо забытого старого – явление, известное всем. Пройдя увлечение западными товарами, сегодняшний потребитель с восторгом воспринимает современную адаптацию оригинальных технологий и уникальных изделий, которыми была богата наша история и культура. Повальное стремление стать обладателями неповторимых печей, экзотичных каминов, стильных фасадов и лестниц под боярскую старину снова обратило внимание на такой необычный способ их отделки, как изразцовая керамика.
Это совершено не удивляет, ведь для производства изразцов и керамики используется абсолютно натуральный, практически живой материал, а обработка его ведется только ручным способом – иначе ничего не получится. Как раз такие характеристики товара сегодня – в цене, пусть даже эта цена не совсем общедоступная.
Как создается эта великолепная и при этом впечатляюще практичная красота? Процесс не особенно быстрый и простой, и начинается он с поиска определенных видов глины: в идеале – терракотовой, но из красной гончарной тоже получится отменный результат. Глина разминается и пару недель отлеживается – приобретает нужные для работы свойства.
Подготовленный материал заминают в особые формы, которые примерно на одну десятую больше, чем величина готового изделия – усадка делает свое дело. После заминания в заготовке требуется проделать определенные отверстия – именно с их помощью потом готовый керамический изразец будет закрепляться на обрабатываемой поверхности.
Несмотря на общепринятое мнение о последующем обжигании до него дело доходит далеко не сразу. Сначала полученную набивку нужно высушить так, чтобы она не потрескалась и сохранила форму, и занимает это временами несколько недель.
И только когда с этим покончено – начинается двухстадийный печной обжиг. На первой, «утильной», стадии в течение суток формируется основа и выжигаются из материала все нестабильные примеси, в основном – органика. После этого предварительно подготовленные изразцы доделывают и подгоняют до нужной формы, пространственной конфигурации или рисунка, а затем или передают художнику для росписи, или сразу глазуруют.
Когда и эта стадия закончена, приходит время финального, второго обжига, который длится тоже не менее суток и приводит керамические изразцы к их итоговому состоянию. Когда изделия остынут, их нужно оценить и распределить по комплектам, потому что на этапе окраски-глазуровки и последующего обжига могут получиться совершенно неожиданные цветовые эффекты, нуждающиеся в последующей сортировке.
Статья сделана по заказу сайта http://www.kamin-a.com.ua/