Экзистенциальный кризис что это значит: Что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть

Содержание

Что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть

Что приводит к экзистенциальному кризису

В экзистенциализме — философском направлении, которое возникло в Европе в XX веке, — кризисом называют поворотный момент в жизни человека, когда он сталкивается с необходимостью отыскать свою главную цель и взять на себя ответственность за сделанный выбор. В более широком смысле под экзистенциальным кризисом понимают любой период, во время которого человек задаётся вопросом о смысле своего существования.

Обычно кризис возникает из‑за важных жизненных событий:

  • смена работы или карьеры;
  • смерть любимого человека;
  • диагностика серьёзного или опасного для жизни заболевания;
  • достижение определённого возраста, например 40, 50 или 65 лет;
  • переживание трагического или травматического опыта;
  • появление детей;
  • брак или развод.

Эти события часто связаны с беспокойством о смерти. Они заставляют человека чувствовать, будто он утрачивает смысл жизни и не в силах его создать.

Какие чувства испытывает человек в этот период

Во время кризиса можно столкнуться с целым спектром эмоций и переживаний:

  • беспокойство;
  • тревога;
  • чувство одиночества и изолированности от друзей и близких;
  • отсутствие мотивации;
  • сожаление о предыдущих решениях.

Вы можете задавать себе много вопросов, связанных со смыслом существования, — например, почему вы делаете свою работу. Австрийский психолог Виктор Франкл рассказывал ещё об одном признаке экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это опустошение, которое люди чувствуют в конце рабочей недели, когда им не нужно заниматься срочными делами.

Экзистенциальный кризис — это не то же самое, что депрессия. Люди в этих состояниях могут испытывают схожие чувства, но к экзистенциальному кризису обычно приводит какое‑то важное событие, а депрессия редко возникает только по одной причине. Её развитие связывают со сбоем в работе нейромедиаторов, генетическими факторами и определёнными чертами личности — например, низкой самооценкой.

Как справиться с экзистенциальным кризисом

1. Пересмотрите отношение к ситуации

Да, вы переживаете непростой период. Но можно использовать ситуацию, чтобы что‑то изменить в жизни и стать счастливее. Например, экзистенциалисты считали, что тревога — неизбежная часть жизни, которая может преподать человеку важные уроки. А датский философ Сёрен Кьеркегор ещё в 1844 году писал, что без беспокойства люди просто не могут развиваться.

Не игнорируйте свои эмоции — так вы сделаете их ещё сильнее. Кроме того, учёные предполагают, что подавление чувств увеличивает риск заболеть раком и даже умереть раньше времени.

2. Ведите дневник благодарности

Вам может казаться, что вокруг не происходит ничего хорошего. Но это наверняка не так. Заведите дневник благодарности — записывайте в нём, что радует вас и наполняет дни смыслом. Придерживайтесь простых правил:

  • Пишите регулярно. Установите себе график — допустим, делать записи трижды в неделю.
  • Будьте кратки. В одной записи должно быть до пяти благодарностей. Упоминать можно и мелочи, и важные события. Нормально записать и то, что у вашего папы сегодня день рождения, и что утром вы пили вкусный кофе.
  • Конкретизируйте. Избегайте размытых формулировок типа «Я благодарен своему коллеге». Лучше напишите «Я благодарен своему коллеге, который провёл за меня презентацию, когда я заболел».

Благодарность прибавит оптимизма и поможет позитивнее относиться к жизни.

3. Больше общайтесь

В кризис вы можете почувствовать себя одиноким. Но не отгораживайтесь от людей, а, наоборот, старайтесь чаще с ними общаться. Поговорите с друзьями и членами семьи — возможно, кто‑то из них пережил похожий опыт и может вас поддержать. Если тяжёлые чувства не проходят несколько месяцев или у вас возникают суицидальные мысли, обратитесь к психотерапевту. Он поможет справиться с таким состоянием.

4. Займитесь тем, что приносит удовольствие

Уделяйте время не только рутинным занятиям, но и тому, что дарит вам радость, — будь то прогулки, чтение книг или игры с детьми.

Соблюдайте баланс между разными аспектами жизни. Тогда, если в одной сфере что‑то пойдёт не так, будет легче это перенести. Например, если вы потеряли работу, перенаправьте энергию на другие дела — посвящайте больше времени семье или найдите хобби.

5. Не зацикливайтесь на том, что уже произошло

Постарайтесь не анализировать постоянно, что вы сделали не так. Сожаления не изменят прошлое. Вместо того, чтобы копаться в воспоминаниях, подумайте, что можете предпринять сейчас. Представьте, в каком направлении должна развиваться ваша жизнь. Возможно, это позволит определиться с конкретными действиями.

6. Не надейтесь найти все ответы

Это не значит, что их в принципе искать не стоит. Но однозначных ответов на некоторые вопросы просто нет. Универсальное объяснение смысла жизни пока не придумали.

Определите ваши ценности — это может быть здоровье, любовь, справедливость, саморазвитие, реализация в работе. Понимание, что для вас по‑настоящему важно, поможет расставить приоритеты, принимать решения и двигаться к той жизни, о которой вы мечтаете.

Что такое экзистенциальный кризис | Ресурсы самопомощи

Переживать экзистенциальный кризис никому не приятно, потому что ты чувствуешь, что все рушится у твоих ног … Хотя на самом деле, возможно, ты просто все расставляешь по своим местам. Экзистенциальный кризис также известен как экзистенциальная тревога, хотя концепция та же: жизнь кажется бесполезной. Такое ощущение, что у существования нет смысла, нет границ … Мы знаем, что все мы однажды умрем, и поэтому в чем смысл жизни?

Экзистенциальная тревога или кризис, как правило, возникают во время переходных процессов и отражают трудности в адаптации, часто связанные с потерей безопасности. Например, студент колледжа, переезжающий в другой дом, или взрослый, переживающий тяжелый развод, может чувствовать, что фундамент, на котором была построена их жизнь, рушится. Это может привести к сомнению в смысле существования.

Для экзистенциалистов экзистенциальный кризис считается путешествием, сознанием, необходимым опытом и сложным явлением. Он возникает из-за осознания ваших собственных свобод и того, как однажды закончится ваша жизнь.

Риски, которые могут привести к экзистенциальному кризису

Экзистенциальный кризис часто возникает после определенных жизненных событий, в том числе:

  • Диагностика серьезного или опасного для жизни заболевания.
  • Укажите значительную возрастную категорию, например 40, 50 или 65 лет.
  • Переживание трагического или травмирующего опыта.
  • Карьера или смена работы
  • Брак или развод
  • Есть дети
  • Смерть любимого человека

Люди со следующими психическими расстройствами также могут быть более склонны к экзистенциальному кризису; хотя эти расстройства не вызывают экзистенциального кризиса:

  • Беспокойство
  • Пограничное расстройство личности
  • Депрессия
  • Обсессивно-компульсивное расстройство

Как узнать, что у вас экзистенциальный кризис?

Чтобы узнать, есть ли у вас экзистенциальный кризис, вы должны знать, что есть некоторые симптомы, которые могут помочь вам его идентифицировать. Во время экзистенциального кризиса вы можете испытывать множество симптомов, в том числе:

  • Беспокойство
  • Депрессия
  • Соледад
  • Навязчивое беспокойство
  • Чувство разбитости
  • Отсутствие мотивации и энергии.
  • Изоляция от друзей и близких

Типы экзистенциальных кризисов

Экзистенциальный кризис – это общий термин, который можно использовать для группировки многих типов проблем, которые могут вызвать у кого-то экзистенциальный кризис.

Страх и ответственность

Экзистенциализм подчеркивает, что все мы свободны принимать решения в жизни, и с этой свободой принимать решения приходит ответственность. Однако, учитывая конечный пункт смерти, ваши действия могут показаться бессмысленными, если рассматривать их по отношению к более широкой картине вашей жизни.

Таким образом, свобода приводит к отчаянию, а ответственность за эту свободу вызывает беспокойство. Как часто вы боролись с решением и боялись, что оно было неправильным? Этот страх перед

принятие неправильного решения отражает тревогу за свободу, связанную с экзистенциальными проблемами.

Экзистенциалисты считают, что у нас есть это беспокойство или страдание, потому что нет «правильного» пути и нет руководства, которое бы указывало нам, что делать. По сути, каждый из нас должен осмыслить свою жизнь. Если эта ответственность кажется слишком большой, мы можем вернуться к формам поведения, которые защищают нас от этого чувства тревоги.

Смысл жизни

Если вы боретесь с экзистенциальной тревогой, вы можете спросить себя: «В чем смысл жизни?» По мере того, как вы проходите в своей жизни переходы и теряете безопасность знакомого контекста и структуры, вы можете усомниться в сути жизни, если в конце концов, вы умрете. Зачем делаешь?

Способность испытывать страсть к тому, что в противном случае могло бы считаться бессмысленной жизнью, отражает понимание самой жизни. Если вы можете перестать пытаться жить до конца или “цели” и начните

жить самим актом «бытия», тогда вы начнете полноценно жить своей жизнью.

Подлинность

Экзистенциальный кризис может привести вас к подлинности, что обязательно принесет вам беспокойство. У вас могут быть мысли о скоротечности вашего существования и о том, как вы его проживаете. Когда вы перестанете предполагать, что будете просыпаться живым каждый день, вы можете испытывать беспокойство, но в то же время вы получите более глубокий смысл всего.

Вы можете заметить, что все повседневные мирские проблемы, которые вас так беспокоят, больше не имеют значения, и все мысли, Страхи и беспокойство по поводу обыденного исчезают, потому что вы сталкиваетесь с гораздо большей проблемой. Будет ли это иметь значение в конце вашей жизни? Будет ли иметь значение, какую карьеру вы выбрали, сколько у вас было денег или на какой машине вы водили?

Фаза жизни

Многие люди переживают экзистенциальный кризис, когда переходят в новое поколение: из детства во взрослую жизнь или из взрослой жизни в пожилую жизнь. Важные события жизни, в том числе окончание школы, начало новой работы или смена карьеры, женитьба или развод, рождение детей и выход на пенсию, также могут вызвать экзистенциальный кризис.

Смерть и болезнь

Потеря партнера, родителя, брата, ребенка или другого любимого человека часто вынуждает людей столкнуться с собственной смертностью и усомниться в смысле собственной жизни. Точно так же, если вы столкнулись с серьезным или опасным для жизни заболеванием, У вас может быть экзистенциальный кризис, который захлестывает вас мыслями о смерти и смысле жизни.

Если вы думаете, что переживаете экзистенциальный кризис, но не знаете, как справиться, или думаете, что не сможете его преодолеть, немедленно обратитесь за поддержкой. Экзистенциальный кризис случается чаще, чем вы думаете, и вам не обязательно проходить через него в одиночку.

Вы можете обратиться за поддержкой к семье и друзьям, но если вы считаете это необходимым, обратитесь за помощью к специалисту по психическому здоровью, чтобы узнать, что вы можете сделать для восстановления внутреннего равновесия. Таким образом вы снова оцените свою жизнь и, прежде всего, снова станете собой. У нас только одна жизнь и им стоит жить, благодарив за возможность быть собой каждый день своего существования.


«Я разочарована…» Как пережить женский кризис среднего возраста | Психология жизни | Здоровье

Обычно кризис среднего возраста принято обсуждать в контексте проблем мужчин, но женщин он тоже не обходит стороной. Врач-психотерапевт, психиатр Айна Громова рассказывает, что же это за состояние, когда оно возникает и, главное, как его пережить.

Радость жизни, вернись!

Термин «экзистенциальный кризис», а проще говоря, кризис среднего возраста, прежде всего предполагает переоценку жизненного опыта и будущих перспектив. Он возникает в промежутке от 30 до 50 лет (чаще всего после 35). Человек осознает настоящее, понимает, что его ждет дальше, и ощущает, что потенциал не реализован, а впереди осталось не так уж и много времени. Да, есть семья, работа, финансовое благополучие, но радость и легкость жизни куда-то уходят. 

Самое характерное проявление экзистенциального кризиса у мужчин и женщин — глобальное чувство неудовлетворенности, фрустрация. Все, что раньше приносило позитивные эмоции, начинает раздражать: дети, дом, работа. Возникают психологические и физиологические нарушения: конфликтность, соматические реакции организма и т. д.

Модели поведения в момент экзистенциального кризиса, как у мужчин, так и у женщин чаще всего укладываются в четыре пункта:

1. И те и другие сравнивают потраченные силы с результатом по принципу «гора родила мышь»: «Я столько вкладывал, столько стремился, а в итоге получил мало или ничего. Меня не слушают дети, не уважает жена» или «Мужу на меня наплевать, а я отдала ему свои лучшие годы, молодость». Подобные мысли вызывают раздражение, горечь и даже настоящую депрессию.

2. Наблюдаются и сожаления о нереализованном потенциале: «Сколько могла сделать, но растворилась в семье, все отдала этому мужчине» или  «Я мог стать великим актером, но все пошло прахом, а теперь уже поздно».

3. Появляется желание перестроить свою жизнь. Как раз в этот момент большое количество людей меняют профессию: был экономистом — стал эзотериком, был юристом — вдруг выучился на психолога. Часто человек думает, что его опыта достаточно для того, чтобы помогать другим своими идеями.

Помимо желания построить новую карьеру, обычно возникает и желание создать новую семью, которая бы качественно отличалась от той, что была до этого. Кто-то, напротив, вообще больше не хочет связывать себя узами брака, его цель — новые яркие отношения без бытовых неурядиц и проблем. 

4. Также в этот период часто можно увидеть попытки человека продлить молодость. Когда нечто подобное демонстрируют звезды, мы обычно относимся к этому как к фрикоподобному поведению, привычному для шоу-бизнеса. А в обычной жизни мужчины и женщины, пытающиеся выглядеть на 30 лет моложе реального возраста, воспринимаются обществом с определенной иронией.

Как это бывает у женщин

Есть ли отличия у мужского и женского кризиса среднего возраста? Безусловно. Прекрасный пол в первую очередь переживает из-за внешности: изменение волос, ногтей, тургора кожи, прибавка веса, появляющаяся сутулость. Все это очень расстраивает и прибавляет огромное количество тревоги и неуверенности в себе.

Второе отличие — женский кризис протекает для общества зачастую менее выраженно, нежели мужской. Почему? Дело в разнице воспитания мальчиков и девочек. Последних родители обычно стремятся сделать очень ответственными. К тому же их с детства больше ориентируют на семью. Неудивительно, что мы чаще можем видеть мужчин, которые в период кризиса создали новый брак, снова стали родителями, нежели женщин. Неслучайно возникло выражение «седина в бороду — бес в ребро», описывающее именно мужчин. 

Третья особенность — на собственный экзистенциальный кризис женщины очень часто накладывается подростковый кризис детей. Так сложилось, что именно мать проводит больше времени с ребенком, она ориентирована на процесс его воспитания и развития, вот и получает «бонусом» дополнительный негативный фактор. Плохая успеваемость чада, попытки контролировать домашние задания, походы на родительские собрания и выяснение отношений с другими матерями в родительском комитете приводят к эмоциональному истощению.

Четвертая особенность — переживания по поводу неуспешности. Если вы посвятили себя детям и дому, а не реализации в профессии, как некоторые, данный фактор может сильно травмировать. При этом отмечу один любопытный момент: те, для кого карьера всегда была на первом месте, часто обесценивают свои достижения, считая их недостаточными и даже никчемными. Так что бизнес-леди в данной ситуации тоже страдают.

Помоги себе сама

Что же делать? Будьте проактивны. Узнайте врага в лицо и подготовьтесь к встрече с ним. Экзистенциальный кризис — естественный физиологический процесс. Понимая, что этот этап наступит, вы должны решить, как пережить его с наименьшими потерями. Предупрежден — значит вооружен, поэтому вы уже не будете рубить с плеча, разводиться с супругом, менять работу и свою жизнь, а примете решение осознанно, исключительно рационально и с холодной головой, ведь эмоционально обусловленные акты — всегда проигрышная стратегия.

Заботьтесь о своем здоровье. Если вы сможете поддерживать хорошее физическое и эмоциональное самочувствие, то гораздо легче примете тот факт, что процесс старения — это естественно. Переключите фокус усилий с сожалений, переживаний и страха на сохранение того ресурса, который уже есть. Ваша привлекательность заключается не только в отсутствии морщин. Найдите согласие внутри себя, гармонию внешнего вида, эмоций и действий. Это поможет не уйти в депрессию в момент кризиса.

Проявите здоровый эгоизм. Только важно понимать разницу между  этим понятием и патологическим эгоцентризмом. У здоровой эгоистки любовь к себе проявляется в ответственности перед самой собой, т. е. она не паразитирует на других людях, не ждет, что они будут восстанавливать её ресурсы. Своим восстановлением такая женщина занимается сама. Эгоцентристки вместо ответственного отношения к себе паразитируют на окружающих людях, что ставит их эмоциональное состояние в зависимость от других: друзей, членов семьи, коллег.

Примите то, что с вами происходит. Не стоит отрицать наличие кризиса и делать вид, что все хорошо. Честно признайтесь себе: «Да, я сейчас прохожу через период переоценки достижений и ценностей, это естественный этап, я его принимаю». Не надо засовывать голову в песок. Лучше сфокусировать внимание на положительных моментах, на имеющихся навыках, на достигнутых целях, ставить планы на будущее, нежели думать о том, чему сбыться не суждено. Это не значит, что отныне нужно кричать о своем состоянии на каждом перекрестке. Однако поделиться переживаниями с близкими людьми, заручиться их поддержкой не помешает. Принятие позволяет кризису пройти гораздо быстрее.

Планируйте свое будущее. После принятия мы говорим себе: «А что делать дальше?» И чем быстрее вы перейдете на эту стадию, тем быстрее закончится стрессовая реакция. Когда вы выявите все триггеры, запускающие ее (свою усталость, непонимание с ребенком, недостаточные карьерные достижения), то переключите фокус внимания на то, как минимизировать уязвимости. Обычно они закрываются одним процессом: развитием навыка. То есть если вы ранимы, нужно стать более стрессоустойчивой. Переживаете по поводу плохих отношений с подростком — нужно лучше понять его мир, посмотреть на ситуацию его глазами и выстроить иную коммуникацию. Воспринимайте будущее через цепочку «триггер — выявление недостающего навыка». Так вы проложите себе четкий маршрут движения, и все проблемы, к которым вы не могли подступиться, станут задачами с вполне определенным решением.

И еще: существует два варианта выхода из экзистенциального кризиса, благоприятный и неблагоприятный.  Последний — это когда человек переключается на свой недуг. На фоне отказа от принятия естественных физиологических процессов и переживаний по этому поводу болезни накапливаются, так как большинство из них имеют психосоматический характер. Первый — когда кризис завершается формированием нового отношения к себе, более развитым уровнем заботы, принятия себя, любви и ответственности. И в ваших силах решить, какой путь выбрать.

Что такое экзистенциальный кризис и как его можно преодолеть?

Попросту говоря, страдать экзистенциальным кризисом — это как быть инопланетянином. Человек наблюдает за этим миром с нечеловеческой точки зрения, не так, как принято в обществе.


Конец мелодии – это не её цель, но, тем не менее, если бы мелодия не достигла своего конца, она тоже не достигла бы своей цели. Притча.

Ницше

Ницше, Кьеркегор, Сартр – всё это известные экзистенциальные философы с жаждой знания, истины и неустанным вниманием к тому, что на самом деле означает быть человеком. Но что это значит для тебя? Ты, вероятно, зашёл на эту страницу, потому что хочешь узнать, что значит существовать сегодня, что значит быть собой и что такое жизнь на самом деле – обо всём по порядку. 

Экзистенциальный кризис – это что?

Большинство людей испытывает тревогу, депрессию и стресс как кратковременные эмоции, которые не слишком влияют на качество их жизни. Но у других отрицательные эмоции провоцируют глубокое отчаяние, заставляя их сомневаться в смысле своей жизни. Это и называется экзистенциальным кризисом.

Этот кризисный феномен изучается на протяжении десятилетий, начиная с 1929 года. Но, несмотря на это, ты можешь быть даже не знаком с этим термином и не понимать, чем он отличается от обычной тревоги и депрессии. Простыми словами экзистенциальный кризис можно описать как внезапное желание осознать, что означает жизнь и каков её смысл.

Искать цель своей жизни – это нормально, но в случае экзистенциального кризиса проблема заключается в неспособности найти удовлетворительные ответы. Для некоторых людей отсутствие ответов провоцирует внутренний конфликт, вызывая разочарование и потерю внутренней радости.

Кстати! Термин «экзистенциальный кризис» уходит своими корнями в экзистенциализм – одну из философских школ. Основная идея экзистенциализма заключается в том, что мир по своей сути бессмыслен, и что человек должен сам создавать своё собственное ощущение смысла и цели.

Такое состояние может затронуть человека в любом возрасте, но большинство переживает внутренний конфликт перед лицом сложных ситуаций, борьбы за успех и самоопределения. Кризис также может возникнуть после длительных и повторяющихся приступов негативных эмоций, изоляции или других стрессоров, таких как депрессия или тревога.

Чувство подавленности или тревожности переживание периода тревоги также являются нормальными. Однако, когда они накапливаются и не имеют разрешения, человек впадает в отчаяние относительно себя, своей ценности и цели в жизни.

Кризисные проявления

Если ты переживаешь тревогу и депрессию, это вовсе не означает, что у тебя начался кризис. Эти эмоции связывают с расстройством, когда они сопровождаются необходимостью найти смысл в жизни.

Экзистенциальный упадок обычно сопровождается такими симптомами:

  • Депрессией. Она может включать в себя потерю интереса к любимым занятиям, усталость, головные боли, чувство безнадёжности и постоянную печаль. Также могут возникнуть мысли о суициде. Безнадёжность при этом типе депрессии глубоко связана с ощущением бессмысленности бытия. Ты можешь задаться вопросом о цели всего этого: «Я живу только для того, чтобы работать, платить по счетам и в конечном итоге умереть?».
  • Тревогой. Дискомфорт и беспокойство ощущаются постоянно. Человек расстроен, нервничает и озабочен загробной жизнью. 

В тяжёлых случаях развивается обсессивно-компульсивное расстройство, когда мысли о смысле жизни и своём предназначении «давят» на твой рассудок. Это может проявляться в необходимости задавать вопросы снова и снова и в невозможности расслабиться, пока ты не получишь ответы на свои вопросы.

Причины утраты смысла жизни 

Экзистенциальный кризис часто возникает после значимых жизненных событий, таких как:

  • смерть близкого человека;
  • смена места работы;
  • диагностирование опасного для жизни заболевания;
  • переживание травмирующего опыта;
  • вступление в брак, развод;
  • рождение детей;
  • возрастное становление и кризис среднего возраста.

Личности, имеющие такие психические расстройства как тревога, пограничное расстройство личности, депрессия, более склонны к развитию экзистенциального кризиса.

Как побороть экзистенциальный кризис?

Преодолеть нездоровое состояние можно, для этого необходим поиск своей цели и смысла жизни (как бы абсурдно это не звучало).

Вот несколько советов, которые помогут тебе справиться с этим:

  1. Контролируй свои мысли. Замени негативные и пессимистические идеи позитивными. Убеждение себя в том, что вся жизнь бессмысленна, может стать самореализующимся пророчеством. Вместо этого сделай так, чтобы жить более осмысленной жизнью. Занимайся тем, что вызывает в тебе страсть, добровольно участвуй в проектах, в которые веришь, практикуй сострадание.
  2. Заведи дневник благодарности, он поможет тебе понять, что жизнь имеет больше смысла, чем ты думаешь. Записывай в него всё, за что ты благодарен: семья, работа, таланты, качества и достижения. Такие записи помогают преодолеть негативные чувства. 
  3. Напоминай себе, почему твоя жизнь имеет смысл. Найди в себе положительные стороны, если тебе трудно увидеть хорошее в себе, попроси друзей и родственников определить твои плюсы. Какое положительное влияние ты оказал на их жизнь? Каковы твои самые сильные качества?
  4. Расставь приоритеты в своём времени и найди хобби, которое можно интегрировать в повседневную рутину вдали от экранов гаджетов. Это может быть медитация, рисование, прослушивание музыки, чтение или садоводство. Ты живёшь в мире, где информация постоянно находится под рукой, ты быстро усваиваешь огромное количество информации, не позволяя своему мозгу переварить её. Имея своё личное время, ты позволишь себе «дышать» свободно. 

И не надейся сразу найти все ответы, некоторые вопросы вообще никогда не будут иметь ответов. Пойми, что ты живёшь не для того, чтобы узнать ответ, а для того, чтобы получать удовольствие во время его поисков.

Финальные мысли

Экзистенциальный кризис может случиться с каждым, заставляя многих сомневаться в смысле своего существования. Несмотря на потенциальную серьёзность этой модели мышления, вполне возможно преодолеть эти дилеммы и найти выход из сложившейся ситуации. Окружи себя людьми, которые могут «вернуть» тебя обратно. Всегда помни, что твоё время бесценно и что ты должен идти по жизни только в своём темпе. В тебе что-то должно «щёлкнуть», чтобы перезагрузиться и начать всё заново с новой точки зрения и новой назревающей дружбы с самими собой. Ведь невозможно быть счастливым с другими, не будучи сначала счастливым с самим собой.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС В ЗЕРКАЛЕ НИЧТО: ТРУДНОСТИ ОНТОПРОЕКТИРОВАНИЯ | Опубликовать статью ВАК, elibrary (НЭБ)

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.75.9.043

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС В ЗЕРКАЛЕ НИЧТО: ТРУДНОСТИ ОНТОПРОЕКТИРОВАНИЯ

Научная статья

Серебрякова Ю.В.*

ORCID: 0000-0003-2229-8963,

Ижевский Государственный Технический университет имени М.Т. Калашникова, Ижевск, Россия

* Корреспондирующий автор (julia_serebro[at]mail.ru)

Аннотация

В статье критикуются базовые установки субстанциализма (в двух вариантах метафизики – И. Канта и Г. Г. Гегеля) с точки зрения их трансформации в онтопроектировании как философской стратегии (выстраивание мировоззрения как проекта, объединяющего «мир вокруг человека» и «человека-проектировщика мира»). Показана неконструктивность отрицания и представления об Абсолюте, основанном на отрицающем самоопределении-ограничении, в перспективе современной задачи философии – преодолении экзистенциального кризиса.

Ключевые слова: экзистенциальный кризис, Ничто, субстанциализм, экзистенциализм.

 

EXISTENTIAL CRISIS IN MIRROR OF NOTHING: DIFFICULTIES OF ONTOPROJECTING

Research article

Serebryakova Y.V.*

ORCID: 0000-0003-2229-8963,

Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Russia

* Corresponding author (julia_serebro [at]mail.ru)

Absract

The article criticizes the basic attitudes of substantialism (in two versions of metaphysics of I. Kant and G. Hegel) from the point of view of their transformation in ontoprojection as a philosophical strategy (building a world outlook as a project uniting “a world around man” and the “man-designer of the world”). The non-constructiveness of the negation and representation of the Absolute, based on the negative self-determination-restriction, is shown in the perspective of the modern task of philosophy – overcoming the existential crisis.

Keywords: existential crisis, Nothing, substantialism, existentialism.

 

Экзистенциальный кризис, возникая на границе тавтологии «бытие есть бытие», «переворачивает» вторую половину этой тавтологии: и в случае скрытого, и в случае явного кризиса экзистенции бытие становится небытием. Очевидным образом это происходит при переживании катастрофы (социальной, природной или техногенной): мир вокруг человека рушится, и он просто не успевает осознать, что же происходит. Первые несколько часов после катастрофы человек только выживает сам и ищет других выживших. Осознание этого трагического события приходит позже, а эмоциональное «возвращение» к пережитому может растянуться на годы.

 Небытие в переживании экзистенциального кризиса не просто «смотрится» в бытие. Пустота Ничто, небытия, «захватывает» и «не отпускает», становится тотальностью не-хватки, не-достаточности (сингулярностью постоянного возвращения к переживанию утраты). Беда катастрофы «выталкивает» из мира, где многие вещи были «подручными». Реконструируя эволюцию идеи «подручных вещей» М. Хайдеггера, придется признать, что в ситуации экзистенциального кризиса не только о привычных вещах мира уже нельзя сказать: «Что такое изделие, о том сказало нам художественное творение» [12, С. 48]. Даже в старинном, ремесленном, (а не художественном) смысле древнегреческое «технэ» рискует оказаться по большей части в забвении, т.к. «авторское изготовление вещи мастером позволяет лишь ему иметь адекватное самой вещи представление» [5, С. 33]. Катастрофа не только разрушает подручные вещи, уничтожает мастеров, но и уцелевших создателей вещей ставит перед непростой задачей начать всё с начала (напомним, сингулярность бесконечного отчаяния влечет к забытию и Ничто).

Между тем, в традиции философской рефлексии уже с середины XX века предпринимались попытки логического преодоления тавтологии «бытие есть небытие» – конечно, самим М. Хайдеггером, а также М. Бубером, К. Ясперсом, Х. Арендт и другими, в том числе и отечественными, мыслителями, особенно теми, кто пережил вторую мировую войну.

Начать все с начала, заново спроектировать мир и увидеть свою миссию в нем – задача из ряда философских, причем, как мы полагаем, философия здесь четко отграничена от психологии. Психология (и психоаналитическая парадигма в философии) работают с такими людьми («пациентами»), Сверх-Я которых имеет ответственность и волю выразить болезненность переживаний и вербализировать их, однако эта вербализация касается только «превращенных» желаний (речь о переживании катастрофы может только обозначить событие, но не может передать всю эмоцию отчаяния, «схватить» ее в слове). Желание уяснить для себя новый мир (руины) и новый смысл своей жизни (творить судьбу заново) в психоанализе оказывается «желанием Другого» [1, С. 21], т.е. «пробуксовкой». Психология экзистенциальных кризисов работает со следствиями [8], а не с причиной – утратой смысла в жизни, что по своей сути является ключевой задачей и проблемой именно философии [9, С. 95].

Онтопроектирование (мир как проект и человек как проектировщик своей судьбы [7]) напрямую связано с выстраиванием мировоззрения и заявлено в нескольких парадигмах: субстанциальной, психоаналитической, постмодернистской, личностной (экзистенциализм, феноменология, персонализм), герменевтической.

Каким же образом Ничто (синоним второй половины тавтологии «бытие есть небытие») проникает в европейскую философию?

Сосредоточимся в этой статье на критическом анализе онтопроектирования субстанциальной парадигмы, поскольку категория Ничто (как отрицание в качестве положительного основания Абсолюта, своим совершенством противоположного всему явленному) вводится  именно в традиции субстанциализма, а точнее – в философии И. Канта и Г. Г. Гегеля. Что происходит с зеркалом Ничто (отрицанием), в которое смотрится бытие (в идеале – бытие Бога, поскольку умопостроения указанных философов возникли как ответ вековой религиозной традиции)?

В «Критике чистого разума» И. Кант называет единственными предикатами, которыми от Бога можно отличить все остальное, отрицания. Они «суть лишь ограничения большей и в конечном итоге высшей реальности, стало быть, они предполагают ее и по содержанию лишь производны от нее. Все многообразие вещей есть лишь столь же многообразный способ отграничения понятия высшей реальности, составляющего общий субстрат вещей, подобно тому, как все фигуры возможны лишь как различные способы ограничения бесконечного пространства» [6, С. 749].

Новаторство И. Канта по сравнению с Г. Лейбницем состояло в осмыслении мира как множественной границы Бога (Абсолюта) и принципиальном отказе от мысли о том, что «целостное понятие реальности задано совокупностью всех возможных определений» [2, С. 157]. Отождествление реальности с перечнем того, что известно, характерное для докантовской метафизики, сменяется противопоставленностью противоположностей «Абсолют (Бог)» и «мир», причем мир, как и у средневековых теологов, оказывается у Канта искажением и отрицанием высшей реальности Бога. Однако внимание немецкого мыслителя сосредоточено не на бинарной оппозиции как таковой, а на самом методе мышления как отрицания. Следовательно, человек в мире, представляющем собой границы, разбивающие Абсолют, обязан руководствоваться исключительно собственным разумом, однако необходимость свободы вовсе не гарантирует, что человек захочет и сможет ею распорядиться [10, С. 24]. Свобода, как и другие вещи-в-себе, не предполагает «инструкцию по применению» [4].

Метафизика Г. Гегеля обосновывается через идею Мирового Разума (у Гегеля это определение является, по сути, синонимом Абсолюту), познать которую может только мыслитель, а не обычный человек, не умеющий спекулятивно работать с понятиями. При этом субъект, через наделение субстанции понятием, становится одновременно и той средой, в которой непосредственность Абсолюта преодолевается, и, на время процесса мышления как этого отрицания-опосредования-определения, самим Абсолютом. Другими словами, философ просто «совпадает» с высшим бытием в мышлении. Следовательно, через отрицания во всех возможных формах человеческого бытия (от индивидуального до общественного, политического и культурного), мыслитель, являясь, по сути, носителем и выразителем Мирового Разума, может воплощать через слово (а для философа слово – это и есть его дело) только идеи Блага, Порядка и Добра.

Однако можно ли говорить о том, что человек в этой версии субстанциализма гармоничен? Сам Г. Гегель так не считает: для него Абсолют «достигает своей истины, только обретая себя самого в абсолютной разорванности» [3, С. 25]. Мыслитель запрещает себе повторять то, что говорили до него несколько веков теологи – для него Абсолют не может бесконечно пребывать в самом себе, напротив, Он, полагая в самом себе различие, через человека и его активную мыслительную деятельность (откровение самоотрицания в самоопределении), определяет собой все становящееся бытие, мир явлений [11]. Первоначальная самотождественность Абсолюта «разрывается изнутри» негативностью субъекта, познающего мир как опосредование Бога.

При этом негативность субъекта направлена на две вещи: мир, представляющий собой опосредование Абсолюта, и Мировой Разум сам по себе. Сам же человек в этой негативной познавательности, опосредовании непосредственного Абсолюта, не сомневается в своей целостности и далек от экзистенциального кризиса. Впереди перед ним – целый мир для познания.

Подведем итоги нашим размышлениям.

Онтопроектирование в двух версиях субстанциализма (в метафизике И. Канта и Г. Гегеля) оказывается устаревшим в том смысле, что

– во-первых, полагает познавательную и проектирующую деятельность человека через тотальное отрицание, причем отрицание, носящее характер интеллектуальной работы по ограничению-определению бесконечного Абсолюта (у Канта) или по логичному самоотрицанию Абсолюта в мысли философа (у Гегеля). Однако тотальное отрицание не может быть конструктивным преодолением экзистенциального кризиса;

– во-вторых, скорость этой интеллектуальной работы несоизмерима со скоростью современного мира, тем более, в ситуации обрушения за секунды мира вокруг (при катастрофе). Человек просто не в состоянии понять за это время, что же происходит, он не в состоянии установить даже логическую цепочку (причину случившегося), а тем более обосновать логические законы;

– в-третьих, опыт отрицания (зеркало Ничто) подталкивает к более глубокому отторжению (в первую очередь, эмоциональному) происходящего, особенно, если в катастрофе человек утрачивает близких;

– в-четвертых, задача выживания может заслонить собой этический выбор в пользу добра – а именно, спасения других людей. Беда катастрофы, как и беда войны, четко разделяет выживших на тех, кому важен долг спасения других людей, и тех, кто думает только о себе и своей выгоде.

Единственное, что в субстанциализме может быть задействовано для современного онтопроектирования преодоления экзистенциального кризиса – это проработка понятия «трансцендирование», той устремленности к запредельному, что остается актуальной и в переживании кризиса экзистенции.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

 

Список литературы / References

  1. Бушмакина О. Н. «Место»-положение das Ding в структуре психоаналитической реальности / О. Н. Бушмакина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2011. – №1. – С. 19-22.
  2. Вольф М. К вопросу о гегелевском учении о противоречии / М. Вольф // Философия Гегеля: проблемы диалектики. – М.: Наука, 1987. – С. 145-165.
  3. Гегель Г. Феноменология духа // Гегель Г. Феноменология духа. Философия истории. – М.: Академический проект, 2007. – 880 с.С. 1 – 695 c.
  4. ГредновскаяЕ. В. Трансцендентальный идеализм  в условиях постсовременности: к проблеме актуальности кантианской философии / Е. В. Гредновская, А. А. Дыдров // Дискурсология: методология, теория, практика. Материалы научно-практической конференции. Челябинск, 2015. – №1 (9). – С. 135-143.
  5. Гурьянов А. С. Конкретное понятие подручного средства в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера / А.С. Гурьянов // Общество: философия, история, культура. Краснодар, 2018. – №4. – С. 30-34.
  6. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках: в 4-х т. / И. Кант // Кант И. Критика чистого разума. – Т. 2. Ч. 1. – М.: Наука, – 1081 с.
  7. Резник Ю. М. Феноменология человека: бытие возможного: монография / Ю. М. Резник. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017. – 632 с.
  8. Сенкевич Л. В. Психология экзистенциальных кризисов / Л. В. Сенкевич. – Тула: Издательство ТулГУ, 2012. – 189 с.
  9. Серебрякова Ю. В. О понятии «экзистенциальный кризис» в современной философии / Ю. В. Серебрякова // Личность. Культура. Общество. – М.: АНО «Независимый институт гражданского общества», 2016. – Т. 18. – № 3-4. – С. 88-95.
  10. Серебрякова Ю. В. Экзистенциальный кризис и «руины» das Ding / Ю. В. Серебрякова // Общество: философия, история, культура. – Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2018. – №4. – С. 23-26.
  11. Серебрякова Ю. В. Метафоры экзистенциального кризиса в контексте классической немецкой философии: отрицание как активность Абсолюта (часть 1) / Ю. В. Серебрякова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: ООО Издательство «Грамота», 2017. – № 3-2 (77). – С. 153-156.
  12. Хайдеггер М. Исток художественного творения: Избранные работы разных лет / М. Хайдеггер. – М.: Академический проект, 2008. – 527с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bushmakina O. N. «Mesto»-polozhenie das Ding v strukture psihoanaliticheskoy realnosti [«Place» is the position of das Ding in the structure of psychoanalytic reality] / O. N. Bushmakina // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. [Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy]. – 2011. – No1. – P. 19-22. [in Russian]
  2. Volf M. K voprosu o gegelevskom uchenii o protivorechii [On the question of the Hegelian doctrine of contradiction] / M. Volf // Filosofiya Gegelya: problemyi dialektiki [Philosophy of Hegel: problems of dialectics]. – M.: Nauka, 1987. – P. 145-165. [in Russian]
  3. Gegel G. Fenomenologiya duha [Phenomenology of the spirit] / Gegel G. / Fenomenologiya duha. Filosofiya istorii [Phenomenology of the spirit. Philosophy of History]. – M.: Akademicheskiy proekt, 2007. – 880 p. P. 1 – 695. [in Russian]
  4. Grednovskaya E. V. Transtsendentalnyiy idealizm v usloviyah postsovremennosti: k probleme aktualnosti kantianskoy filosofii [Transcendental idealism in the conditions of postmodernity: to the problem of the relevance of Kantian philosophy] / E. V. Grednovskaya, A. A. Dyidrov // Diskursologiya: metodologiya, teoriya, praktika. Materialyi nauchno-prakticheskoy konferentsii [Discourse: methodology, theory, practice. Materials of the scientific-practical conference]. – 2015. – No1 (9). – P. 135-143. [in Russian]
  5. Guryanov A. S. Konkretnoe ponyatie podruchnogo sredstva v ekzistentsialnoy analitike M. Haydeggera [The concrete concept of an improvised means in the existential analysis of M. Heidegger] / A. S. Guryanov // Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura [Society: Philosophy, History, Culture]. – 2018. – No4. – P. 30-34. [in Russian]
  6. Kant I. Sochineniya na nemetskom i russkom yazyikah: v 4-h t. [Compositions in German and Russian: in 4 vol.] / I. Kant // Kant I. Kritika chistogo razuma [Criticism of pure reason]. – T. 2. Ch. 1. – M.: Nauka, 2006. – 1081 p. [in Russian]
  7. Reznik Yu. M. Fenomenologiya cheloveka: byitie vozmozhnogo: monografiya [Phenomenology of man: being of a possible: monograph] / Yu. M. Reznik. – M.: Kanon ROOI «Reabilitatsiya», 2017. – 632 p. [in Russian]
  8. Senkevich L. V. Psihologiya ekzistentsialnyih krizisov [Psihologiya ekzistentsialnyih krizisov] / L. V. Senkevich. – Tula: publishing house of Tula State University, 2012. – 189p. [in Russian]
  9. Serebryakova Yu. V. O ponyatii «ekzistentsialnyiy krizis» v sovremennoy filosofii [On the concept of «existential crisis» in modern philosophy] / Yu. V. Serebryakova // Lichnost. Kultura. Obschestvo [Personality. Culture. Society]. – 2016. – Vol. 18. – No 3-4. – P. 88-95. [in Russian]
  10. Serebryakova Yu. V. Ekzistentsialnyiy krizis i «ruinyi» das Ding [The existential crisis and the «ruins» of Das Ding] // Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura [Society: Philosophy, History, Culture]. – 2018. – No4. – P. 23-26. [in Russian]
  11. Serebryakova Yu. V. Metaforyi ekzistentsialnogo krizisa v kontekste klassicheskoy nemetskoy filosofii: otritsanie kak aktivnost Absolyuta (chast 1) [Metaphors of the existential crisis in the context of classical German philosophy: negation as the activity of the Absolute (part 1)] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosyi teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Questions of theory and practice]. – 2017. – No 3-2 (77). – P. 153-156. [in Russian]
  12. Haydegger M. Istok hudozhestvennogo tvoreniya: Izbrannyie rabotyi raznyih let [The Source of Art Creation: Selected Works of Different Years] / M. Haydegger. – M.: Akademicheskiy proekt, 2008. – 527p. [in Russian]

У вас экзистенциальный кризис?

Экзистенциальный кризис – это когда человек ставит под сомнение свое существование и смысл своей жизни. Это может быть пугающим опытом, так как можно почувствовать себя совершенно одиноким и потерянным в кажущейся случайной и бессмысленной вселенной. Тем не менее, это также может быть время великого самопознания и роста.

Экзистенциальный кризис может выглядеть следующим образом:

  • Вы сомневаетесь в смысле своей жизни или чувствуете оцепенение, пустоту и неудовлетворенность?
  • У вас есть ощущение, что все, что вы сделали, бессмысленно?
  • Вы чувствуете себя одиноким и потерянным, несмотря на то, что на поверхности все идет хорошо?
  • Чувствуете ли вы иногда побуждение все бросить и начать все заново?
  • Испытываете ли вы необъяснимую печаль, чувство вины и тревогу?

В психодуховном смысле экзистенциальный кризис – это зов нашей души.Это момент, когда наше глубочайшее «я» взывает к нам или когда мы начинаем понимать, что лежит за пределами сознания. Возможно, здесь были истины, которые мы хоронили годами, и настало время, когда они все возвращаются.

Карл Юнг считал, что первую половину нашей жизни мы посвящаем развитию нашего эго, тогда как вторую половину мы проводим, интегрируя бессознательное и становясь теми, кто мы есть. А переход от первой половины ко второй часто является спусковым крючком экзистенциального кризиса.

Что представляет собой экзистенциальный кризис

Хотя единого общепринятого определения не существует, экзистенциальный кризис обычно включает следующие компоненты:

  1. Осознание своей смертности и осознание того, что смерть может наступить в любой момент.
  2. Чувство нигилизма, что ваша жизнь бессмысленна.
  3. Чувство беспокойства и одиночества в равнодушной вселенной.
  4. Ощущение, что тебя вообще не должно быть
  5. Отсутствие цели или смысла жизни.
  6. Убежденность в том, что человек выбрал неверный путь и что все, что он делал до сих пор, было напрасно.

Что вызывает экзистенциальный кризис?

Многие вещи могут спровоцировать экзистенциальный кризис: осознание того, что инвестиции не принесли желаемого результата, испорченные отношения, потеря любимого человека, распад семьи и потеря работы.

Кто-то, родившийся в детстве в своей семье, может быть более склонен к экзистенциальному кризису в среднем возрасте.Родительство означает, что в семье произошла смена ролей, где ребенок был вынужден слишком рано взять на себя роль кормильца для своих родителей, братьев и сестер, лишив их детства, которое у них должно было быть.

К сожалению, когда детям навязывают роль родителей, им часто отказывают в возможности исследовать свои интересы и развивать чувство идентичности. Им не дается практического или эмоционального пространства, чтобы обнаружить свою радость и понять, в чем заключается их жизнь.По прошествии длительного периода времени они могут испытать духовный кризис, когда осознают, что всю свою жизнь прожили в соответствии с потребностями и ожиданиями своих родителей, а не своей истинной страстью.

Согласно юнгианскому аналитику Джеймсу Холлису, многие люди проводят первую половину своей жизни, пытаясь добиться успеха или материальных благ. Но как только они достигают определенного возраста, они обнаруживают, что эти вещи не приносят счастья или чувства удовлетворения. Они начинают искать смысл своей жизни и начинают свой путь к мудрости.

В условиях экзистенциального кризиса часть нас наконец устает жить для других людей и хочет следовать туда, куда ведет нас наше сердце. По иронии судьбы, речь идет о том, чтобы сбросить то, что мы накопили, сбросить фасады, которые мы надели, и вернуться к нашей истине.

Как справиться с экзистенциальным кризисом?

Некоторые важные вопросы, которые необходимо решить при прохождении экзистенциального кризиса, — это смысл, подлинность, самопознание, связь с другими и трансцендентность.

  • Смысл — это вера в то, что ваша жизнь имеет значение и что вы играете важную роль в мире.
  • Подлинность — это чувство верности себе и жизни в соответствии со своими ценностями.
  • Самосознание — это способность распознавать и понимать свои мысли и чувства.
  • Связь с другими означает принадлежность к сообществу и наличие значимых отношений.
  • Наконец, трансцендентность — это вера в то, что есть нечто большее, чем вы сами, с чем вы можете соединиться.

Вот некоторые конкретные вещи, которые вы можете сделать:

Определение ваших ценностей

Насколько это возможно, выясните, каковы ваши ценности, и постарайтесь согласовывать с ними свои действия.

Подумайте о том, что для вас важно. Какие вещи приносят вам радость? Что является наиболее важным для вас? Когда у вас будет список важных для вас вещей, подумайте, почему они так важны. Какие ценности они представляют?

Еще один способ — посмотреть на свой жизненный опыт.Подумайте о моментах, которые были для вас наиболее значимы. Что вы делали в те моменты и какими ценностями жили?

Найдите свой поток

Поток — это ощущение того, что вы находитесь в зоне, полностью поглощенной тем, что вы делаете. Вы не думаете ни о чем другом, просто сосредоточены на том, что делаете.

Какие занятия заставляют вас терять счет времени? Что вам так нравится делать, что вы с готовностью принимаете вызовы не со страхом, а с волнением?

Даже если нет немедленного финансового вознаграждения, попытка включить в свою жизнь то, что заставляет ваше сердце петь, теперь имеет ценность сама по себе.

Новый взгляд на успех

По мере нашего продвижения по жизни наше понимание успеха меняется. Мы можем начать с поиска богатства и признания со стороны других, но по мере того, как мы становимся старше, мы узнаем, что эти вещи не всегда нас глубоко удовлетворяют. Вместо этого мы понимаем, что успех заключается в том, чтобы находить радость в том, что мы делаем, и быть довольными тем, кто мы есть.

Если вы закроете глаза и представите, каким был бы для вас идеальный день в будущем, каким бы он был? Чем бы вы хотели заниматься от заката до рассвета? Где вы хотели бы быть? С кем бы ты хотел быть?

Что, если вместо внешнего вознаграждения и признания вы начнете делать радость и удовлетворение своим показателем успеха?

В поисках своего икигай

Икигай — это японское понятие, которое переводится как «причина существования» или «цель в жизни».”

Поиск икигай — это процесс открытия. Это то, что вы находите, а не то, что вы ищете. Однако вы можете воспользоваться некоторыми советами, которые помогут вам в вашем путешествии.

Сначала подумай о том, что ты любишь делать. Какие у тебя хобби? Какие мероприятия вас вдохновляют?

Во-вторых, подумайте, в чем вы хороши. Каковы ваши таланты и сильные стороны? Можно ли превратить любой из этих талантов в карьеру?

В-третьих, подумайте о том, что нужно миру. Что вы можете сделать такого, чего не может сделать никто другой? Есть ли проблемы, требующие решения? За что люди будут платить вам?

Когда вы можете найти одно или несколько приятных мест, где вас интересуют, любят, навыки и то, что нужно миру, вы нашли свой икигай, это не быстрое решение, но может предложить нам направление исследования, когда мы столкнемся с экзистенциальный кризис.

Научитесь отпускать абсолютную потребность в уверенности

Когда мы слишком сильно цепляемся за нашу потребность в уверенности, мы становимся жесткими и негибкими. Мы не можем адаптироваться к изменениям и не хотим рисковать. Мы упускаем возможности и опыт, которые в противном случае могли бы обогатить нашу жизнь.

Научиться избавляться от потребности в уверенности не означает, что мы становимся пассивными пораженцами. Это просто значит, а не бороться с тем, что происходит. Мы учимся поддаваться тому, что происходит, и извлекать из этого максимум пользы.Это означает принять тот факт, что жизнь полна неопределенностей, и принять неизвестное.

Благодаря этому у вас может быть больше возможностей инвестировать в деятельность, приносящую долгосрочные выгоды, а не лихорадочно прыгать от одной вещи к другой, которая предлагает только краткосрочные «решения». Если вы сможете расслабиться, чтобы исследовать новое будущее, ваш экзистенциальный кризис может быть разрешен, и вы будете вознаграждены новым и более широким горизонтом.

Трансформация через экзистенциальный кризис

Чтобы трансформироваться во время экзистенциального кризиса и не рухнуть в нем, мы должны научиться прислушиваться к себе, а затем инвестировать в деятельность, которая соответствует нашим глубинным желаниям, а не в погоне за немедленными результатами, как если бы мы были на колесиках хомяка.

Это может быть процесс самореализации, в котором люди приходят к пониманию своего уникального места в мире. Через период глубокой трансформации мы начинаем осознавать свои мысли, чувства, желания и бессознательные аспекты нашей психики. В конце концов, мы можем обрести новое чувство идентичности и цели и найти способы творческого самовыражения.

Почему некоторые люди называют изменение климата «экзистенциальной угрозой»?

Эта фраза может относиться к буквальной угрозе существованию человечества, а также к опасности, которую неконтролируемое изменение климата может представлять для нашего образа жизни и места в мире природы.

 

12 июля 2021 г.

В последние годы не только ученые-климатологи, но и крупные мировые лидеры, включая министра обороны США, основных кандидатов в президенты США и генерального секретаря Организации Объединенных Наций, назвали изменение климата «экзистенциальной угрозой». Но что на самом деле означает «экзистенциальная угроза» и почему так много людей, занимающих ответственные посты, повторяют эту фразу?
 
Киран Сетия, профессор философии Массачусетского технологического института, который читает курс этики изменения климата, предлагает базовое и более тонкое определение.Во-первых: в наихудших сценариях климатических моделей ученых изменение климата, вызванное деятельностью человека, представляет угрозу для дальнейшего существования нашего вида. Если люди не сделают ничего для замедления изменения климата, то к 2100 1 году глобальная температура может повыситься на 4 градуса Цельсия и более. Это может показаться не таким уж большим, говорит Сетия, но «это довольно катастрофично». Земля не была такой теплой миллионы лет, и такие скачки температуры в истории нашей планеты связаны с массовыми вымираниями, в результате которых погиб большой процент видов, существовавших в то время 2 .«Существует реальная вероятность того, что в течение следующего столетия мы достигнем температур, которые будут глубоко несовместимы с продолжением существования человеческой жизни», — говорит он.

Даже если человечество сократит выбросы парниковых газов в достаточной степени, чтобы предотвратить наихудшие последствия изменения климата, и научится приспосабливаться к некоторому потеплению, которое уже неизбежно, Сетия говорит, что изменение климата остается реальной угрозой для множества человеческих культур и традиций. и языки. Одним из примеров, который он приводит, являются инуиты, коренные жители арктических регионов, чья культура холодного климата находится под угрозой, поскольку количество льда в полярных регионах продолжает уменьшаться.Жители низменных островов сталкиваются с непосредственной экзистенциальной угрозой своей культуре, поскольку повышение уровня моря может затопить их родину.
 
«Весь их образ жизни изменится, — говорит Сетия. «И это произойдет независимо от того, приблизимся ли мы к изменениям температуры, которые угрожают вымиранию человечества. Образ жизни, который был стабильным в течение сотен лет или дольше, начнет рушиться».
 
Для такого философа, как Сетия, термин «экзистенциальный» имеет другое значение.Это относится к большим вопросам о смысле жизни или месте человечества в космосе, которые часто являются областью религии и духовности. «У людей возникает своего рода эмоциональная реакция, когда они думают о всей истории человечества и о нашем месте в нашем маленьком уголке вселенной», — говорит он. «И я думаю, что это чувство тревожным образом проявляется в изменении климата». Независимо от того, станет ли изменение климата, вызванное деятельностью человека, буквальной угрозой исчезновения, оно уже изменило наши отношения с планетой, на которой мы живем и от которой зависим, что, по словам Сетия, навсегда изменит то, как мы относимся к человеческому существованию.

То, как человечество отреагирует на этот кризис, говорит Сетия, не только определит наше будущее, но и многое расскажет о нашей природе. Изменение климата может усугубить тревожные тенденции, такие как антидемократические восстания и миграционные кризисы, поскольку люди бегут из районов, которые все чаще страдают от стихийных бедствий, которые будут усугубляться изменением климата — повышением уровня моря, более частыми сильными ураганами и засухами, которые угрожают запасам пресной воды, Например.
 
«Вопрос о том, что происходит с человеческим видом, — говорит он, — заключается в том, продвинемся ли мы к более справедливому и эгалитарному будущему? Или мы в конце концов скатимся к конфликту, сектантству и национализму? На карту поставлена ​​наша реакция на изменение климата.На кону, в свою очередь, то, как мы должны относиться к нашему собственному существованию как вида. Ответ во многом зависит от того, реагируем ли мы на подобные кризисы с благодатью, состраданием и справедливостью или нет».

 

Подробнее Спросите MIT Climate

Как справляться с экзистенциальным кризисом

Фото: Pexels

Потерять чувствительность к тайнам жизни легко, когда от нас требуется соответствовать шаблонам этого мира. Поступить в колледж, устроиться на работу, жениться, родить детей, родить внуков, а затем уйти из жизни, чтобы следующее поколение могло взять на себя управление.В то время как многие люди отклоняются от этого пути, другие считают, что его соблюдение необходимо для того, чтобы считаться «нормальным».

Те редкие моменты, когда у нас есть время обдумать свое существование на этой планете, обычно заглушаются требованиями нашей повседневной жизни. Однако те, кто регулярно ставит под сомнение свое предназначение во вселенной, могут страдать от экзистенциального кризиса.

Что такое экзистенциальный кризис?

Экзистенциальный кризис относится к любым непростым чувствам по поводу жизни, смысла и свободы воли.Те, кто страдает от экзистенциального кризиса, верят, что жизнь бессмысленна, потому что чье-то существование ничтожно мало в великой схеме событий и что существуют пределы нашей собственной свободной воли.

Поскольку смерть неизбежна, эти люди склонны верить, что их жизнь не имеет смысла. В результате они могут становиться все более подавленными и тревожными. Или они могут начать действовать не так, как обычно, идя на ненужный риск или участвуя в нестандартных действиях.

Экзистенциальный кризис — это не состояние психического здоровья, а скорее общий термин, используемый для описания тех, кто ставит под сомнение цель своей жизни.

Что такое экзистенциальная тревога?

Экзистенциальная тревога возникает в результате экзистенциального кризиса или может возникнуть сама по себе. Экзистенциальная тревога включает повторяющиеся опасения по поводу смысла жизни. Обычно начинается в подростковом возрасте.

В то время как экзистенциальный кризис обычно является разовым событием, экзистенциальная тревога носит стойкий характер и наносит ущерб психическому здоровью. Этот человек может регулярно беспокоиться о смерти, жизненном выборе и цели.Это может мешать работе, отношениям, учебе и дружбе.

Каковы симптомы экзистенциального кризиса?

Хотя чувства могут меняться, те, кто страдает от экзистенциального кризиса, как правило, чувствуют –

  • Тревожный

  • Depressed 0

  • 0

  • Выброшены с выбором Life

  • , изолированные от любимых

  • Трудность, оставаясь мотивированными Недостаток энергии

    Экзистенциальный кризис обычно является результатом серьезных изменений в жизни.Творческие и интуитивные люди также склонны испытывать экзистенциальную тревогу. Эти люди видят за пределами обычных повседневных жизненных требований и задаются вопросом, какова их более важная цель.

    Такое давление, вызванное самим собой, может вызвать огромное беспокойство. Люди с биполярным расстройством, тревогой, депрессией или обсессивно-компульсивным расстройством также чаще переживают экзистенциальный кризис. Обстоятельства, меняющие жизнь, которые вызывают этот тип тревоги, включают –

    • Рождение нового ребенка

    • Изменение карьеры в более позднем возрасте

    • Диагностика опасного для жизни заболевания

    • 7

      7

      7

    • Проходя через травмирующее событие

    • Испытание брака или разводов

      0
    • Ищу Бога или поиск набора убеждений

    Виды кризисов

    Существующие кризисы не являются едиными.Есть много различных типов, включая –

    • Страх и ответственность – Многие люди боятся сделать неправильный выбор, потому что они беспокоятся об ответственности, которая возникает в результате такого выбора. Это может вызвать тревогу и депрессию.

    • Смысл жизни – Люди могут задаться вопросом, в чем смысл жизни, поскольку их жизнь кажется бессмысленной в великой схеме вселенной.

    • Подлинность – Многие люди чувствуют, что большую часть своей жизни они были неискренними и стремились доставить удовольствие другим.Они приходят к этому осознанию после того, как подавляли его в течение многих лет. Это может вызвать тревогу и депрессию.

    • Серьезная перемена в жизни — Серьезная перемена в жизни может полностью изменить личность человека и заставить его/ее изменить приоритеты. Это может вызывать стресс и депрессию, пока человек не приспособится к новым обстоятельствам.

    Как справиться с экзистенциальным кризисом

    Хорошая сторона экзистенциального кризиса или тревоги заключается в том, что они обычно проходят, как только человек адаптируется к внезапным изменениям.Тем не менее, другие люди, которые испытывают регулярную экзистенциальную тревогу, нуждаются в дополнительной помощи. Предложения включают: –

    • Журнал – Записывайте чувства, мысли и идеи о том, что вы испытываете. Думайте о решениях проблем, но не волнуйтесь, если все решения не приходят сразу.

    • Оставайтесь в реальности . Легко погрузиться в свои мысли и заботы, когда мы не остаемся в настоящем моменте. Практикуйте осознанность, ходите на работу, занимайтесь йогой, оставайтесь занятыми и старайтесь не тратить все свое время на беспокойство о вещах, которые находятся вне вашего контроля.

    • Попросите о помощи . Хотя может показаться, что вы столкнулись с этим кризисом в одиночку, другие люди столкнулись с такими же мыслями и страхами. Поговорите с близкими, терапевтом или другими людьми о своем опыте. Это может помочь получить некоторое представление и ясность в отношении ситуации.

    • Религия или духовность – Религия и духовность помогли многим людям найти смысл и цель в своей жизни. Он также предлагает пространство для единомышленников, чтобы формировать отношения, давать советы и предлагать поддержку.

    Вы боретесь с экзистенциальной тревогой? Вы часто беспокоитесь о смысле, жизни или смерти? Если это так, пожалуйста, свяжитесь с Straight Talk Counseling по телефону 714-828-2000 или посетите наш веб-сайт Straighttalkcounseling.org. Один из наших профессиональных консультантов будет рад поговорить с вами.

    Что такое экзистенциальный кризис? У вас есть один?

    Автор: JD Hancock

    Недавние перемены в жизни заставили вас задуматься: «В чем смысл?» Или вы беспокоитесь о смерти, и достаточно ли вы сделали в своей жизни? Возможно, у вас экзистенциальный кризис.

    Что такое экзистенциальный кризис?

    Идея «экзистенциального кризиса» не нова. Об этом говорят уже почти столетие, 90 082 связанное с возникновением философской антропологии. Это также связано с такими школами мысли, как гуманистическое движение, логотерапия и, конечно же, экзистенциализм.

    Экзистенциализм считает, что мы определяем наш жизненный путь и смысл нашей жизни нашей свободой выбора. Мы должны принимать рациональные решения, даже если мир вокруг нас кажется совсем другим.

    «Экзистенциальный кризис» относится к периоду жизни, когда мы теряем из виду смысл жизни и чувствуем себя бессильными создать его. Эмми ван Дерзен, которой приписывают внедрение экзистенциальной психотерапии в Великобританию, объясняет экзистенциальный кризис следующим образом:

    «…какое-то конкретное обстоятельство, при котором мы ощущаем угрозу нашему основному чувству выживания, безопасности, идентичности или значимости. Такие экзистенциальные угрозы могут иметь физическую, социальную, эмоциональную или духовную природу и могут быть направлены на самого себя, других, мир в целом или идеи и представления, которыми мы живем.Они шокируют и вытряхивают из нас чувство безопасности и самодовольства, заставляя нас подвергать сомнению наши самые глубокие убеждения или ценности».

    Признаки того, что у вас экзистенциальный кризис

    Как и при любом кризисе, вы можете:

    В случае экзистенциального кризиса вы также:

    Почему я сомневаюсь во всем и во всем?

    Автор: Роберт Коуз-Бейкер

    Экзистенциальный кризис может быть результатом периода депрессии.Ваши бесконечные размышления о прошлом приводят к отчаянию и сомнениям в смысле жизни.

    Но часто экзистенциальный кризис случается во время или после жизненных изменений, таких как:

    Чем экзистенциальный кризис отличается от кризиса среднего возраста?

    Возраст и столкновение со своей смертностью могут вызвать экзистенциальный кризис. Таким образом, вы можете иметь его вместе с кризисом среднего возраста.

    Разница в том, что кризис среднего возраста связан с ощущением, что вы недостаточно сделали в своей жизни. Это приводит к бурным действиям. Трафаретная красная спортивная машина или кругосветное путешествие. Или такие вещи, как внезапная смена карьеры или разрыв отношений.

    Экзистенциальный кризис связан с ощущением того, что жизнь не имеет смысла . Это приводит к глубокому допросу. Вы с большей вероятностью купите книгу по философии или обнаружите, что пытаетесь пойти по духовному пути, чем броситься покупать спортивную машину.

    Чем экзистенциальный кризис отличается от депрессии и тревоги?

    Автор: Роберт Коуз-Бейкер

    Депрессия и тревога сами по себе часто имеют свои корни в прошлом. Нестабильное детство или детская травма приводят к бесполезным моделям мышления и отношений, которые вызывают эти проблемы с психическим здоровьем.

    Экзистенциальный кризис, скорее всего, коренится в недавнем жизненном изменении или травме.

    Но есть перекрытие. M любой человек испытывает депрессию и тревогу во время экзистенциального кризиса. Это заставляет вас беспокоиться о своем будущем, а тревога — это боязливые и все более нелогичные мысли о будущем.Кризис также заставляет вас размышлять о прошлом и о том, что вы не смогли сделать, что могло бы придать жизни смысл. Размышление — это мыслительный паттерн депрессии.

    Таким образом, в то время как депрессия и тревога могут и часто существуют независимо друг от друга, экзистенциальный кризис обычно включает некоторую тревогу и/или депрессию. А депрессия может привести к экзистенциальному кризису.

    Почему потеря из виду нашей цели может быть хорошей вещью

    Если мы не будем задавать вопросы, мы не найдем новых и более полезных ответов и лучших путей продвижения вперед.Еще раз процитирую Эмми ван Дерцен —

    «Эти периоды кризиса, вызывающие дезориентацию и тревогу, воспринимаются как опасный переход и как возможность для трансформации и роста».

    Какие виды терапии могут помочь мне справиться с экзистенциальным кризисом?

    Экзистенциальная психотерапия, конечно, идеально подошла бы. Другими видами терапии, которые могут помочь вам взглянуть на то, что лично для вас приносит смысл жизни, являются трансперсональная психотерапия, имеющая духовный аспект, и юнгианская терапия, сфокусированная на целостности и самопревосхождении.

    Готовы найти то, что придает вашей жизни смысл и цель? Мы связываем вас с высококвалифицированными психотерапевтами в Лондоне, которые могут помочь. Или воспользуйтесь нашей платформой бронирования, чтобы найти терапевтов и онлайн-консультантов по всей Великобритании, с которыми вы можете работать из любой точки мира.


    Все еще есть вопрос о том, что такое экзистенциальный кризис? Или хотите поделиться своим опытом с другими читателями? Сообщение ниже. Обратите внимание, что мы отслеживаем все комментарии и не публикуем оскорбительные или рекламные объявления.

     

    Автор статьи: Андреа Бланделл

    Пережить следующие 50 лет — это экзистенциальный кризис — 3 вещи, которые мы должны сделать сейчас

    «Нигде не безопасно». Как предупредила Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) в недавнем отчете о том, что изменение климата и его последствия никуда не денутся, есть ли еще возможность смягчить некоторые опасности и вернуться в состояние относительной безопасности для человечества?

    Задача выживания в следующие 50 лет теперь рассматривается как экзистенциальный кризис всей планеты; нам нужно срочно работать вместе, просто чтобы обеспечить краткосрочное будущее для человеческой цивилизации.Глобальные погодные условия сильно нарушены: Греция горит; наводнения на юге Англии; В Техасе была самая холодная погода, а Калифорния и Австралия страдают от апокалиптических лесных пожаров. Все эти жестокие, рекордные события являются прямым результатом быстрого нагревания в Арктике, происходящего быстрее, чем в остальном мире. Теплая Арктика вызывает новые океанские и воздушные течения, которые меняют погоду для всех.

    Единственный способ обратить вспять некоторые из этих катастрофических закономерностей и восстановить своего рода стабильность климатических и погодных систем — это «восстановление климата» — стратегия, которую мы называем «уменьшить, устранить, исправить», — которая требует, чтобы мы очень быстро продвижение к нулевым чистым глобальным выбросам; что происходит массовое активное удаление парниковых газов из атмосферы; и, в первую очередь, мы снова замораживаем полюса и ледники Земли, чтобы скорректировать дикие погодные условия, замедлить таяние льда, стабилизировать уровень моря и разорвать петли обратной связи, которые безжалостно ускоряют глобальное потепление.Вариантов или/или нет.

    Сокращение выбросов

    Около 70% мировых экономик взяли на себя обязательства по нулевому чистому выбросу в различных временных масштабах, но это произошло слишком поздно, чтобы восстановить стабильность климата.

    МГЭИК призвала к ускоренному продвижению по этой траектории, но что бы ни случилось, нынешние темпы выбросов парниковых газов в атмосферу предполагают глобальное потепление на 1,5℃ к 2030 году и более чем на 2℃ выше доиндустриального уровня к концу века — разрушительный исход.В частности, таяние льдов и таяние вечной мерзлоты считается неизбежным, даже если будет достигнуто быстрое и глубокое сокращение выбросов CO 2 , в результате чего повышение уровня моря будет продолжаться в течение столетий. Во всех регионах мира климатические явления будут становиться все более суровыми и частыми, будь то наводнения, нагревание, береговая эрозия или пожары.

    Безусловно, есть важные шаги, которые еще могут уменьшить масштабы этого опустошения, в том числе более быстрое и глубокое сокращение выбросов.Однако одного этого недостаточно, чтобы предотвратить худшее. В совокупности есть реальные доказательства того, что массовое удаление парниковых газов из атмосферы и такие решения, как восстановление полюсов Земли и ледников, могут помочь человечеству найти способ выживания из этого кризиса.

    Удаление парниковых газов

    Удаление CO 2 и эквивалентных парниковых газов из атмосферы с целью вернуться к 350 ppm (частей на миллион) к 2100 году включает создание новых CO 2 «поглотителей» – долговременных хранилищ, из которых CO 2 не может сбежать.Поглотители действуют во многих масштабах, при этом крайне важны посадка леса, восстановление мангровых зарослей, сохранение водно-болотных угодий и торфа.

    Очень крупные проекты, такие как восстановление Лессового плато в Китае, демонстрируют масштабируемое удаление CO 2 с многочисленными дополнительными преимуществами производства продуктов питания, улучшения биоразнообразия и стабилизации погоды.

    Восстановление среды обитания также может иметь экономический смысл. На Филиппинах мангровые заросли находятся в центре внимания анализа затрат и выгод.Мангровые заросли улавливают в четыре раза больше углерода, чем та же площадь тропических лесов, обеспечивают многочисленные экосистемные услуги и защищают от наводнений, принося социально-экономические выгоды и значительно снижая затраты на борьбу с экстремальными погодными явлениями.

    Большие новые поглотители углерода должны быть созданы везде, где это безопасно, в том числе в океанах. Вмешательства, имитирующие естественные процессы, которые, как известно, безопасно работают «в дикой природе», являются реальной отправной точкой. Одной из таких возможностей является продвижение океанских пастбищ для восстановления океанского разнообразия и запасов рыбы и китов до уровней, которые в последний раз наблюдались 300 лет назад, предлагая новые устойчивые источники пищи для людей, а также способствуя климатическим экосистемным услугам и поглотителям углерода.

    В природе крупинки богатой железом пыли выбрасываются из пустынь или вулканических извержений на поверхность глубоких океанов, образуя – за считанные месяцы – богатые океанские пастбища, богатые рыбные запасы и множество морских животных. Исследования регенерации водорослей в океане показывают весь спектр реальных воздействий, от увеличения источников белка для потребления человеком до восстановления доиндустриального уровня биоразнообразия и продуктивности океана и экстенсивного связывания углерода.

    Увеличение масштабов и количества океанских пастбищ может быть достигнуто за счет систематического распыления богатой железом пыли на целевые участки океанов по всему миру.Подход интуитивно масштабируется и может улавливать примерно 30 миллиардов тонн CO 2 в год, если ежегодно обрабатывать 3% или около того глубоких океанов мира.

    Крупномасштабное создание поглотителей углерода такого рода имеет решающее значение для возвращения атмосферы к доиндустриальным уровням CO 2 . Миллиард тонн секвестрации в год – это минимальный порог, согласованный Центром восстановления климата в Кембридже, учитывая интенсивность климатического кризиса. Хотя масштаб вмешательства иногда называют «геоинженерией», подход ближе к посадке леса или восстановлению мангровых зарослей.Цель состоит в том, чтобы удалить CO 2 из атмосферы с помощью естественных средств, чтобы вернуть нас к доиндустриальному уровню в течение одного поколения.


    Читайте также: Индия столкнется с более сильными волнами тепла и сильными дождями в ближайшие десятилетия, говорится в отчете МГЭИК


    Ремонт планеты

    Ближайшая задача состоит в том, чтобы стабилизировать планету, достигнув управляемого равновесия, которое дает последний шанс перейти к возобновляемым источникам энергии и к циркулярной глобальной экономике с новыми нормами в управлении городами, сельскими районами и океанами.«Восстановление» систематически направлено на то, чтобы отвлечь Землю от переломных моментов климата (что по определению не может произойти без непосредственных усилий), обеспечивая поддерживающую структуру, в которой могут происходить «уменьшение» и «восстановление». Нужна политическая и общественная воля.

    Самая неотложная задача состоит в том, чтобы снова заморозить Арктику, прервав мрачную спираль ускоряющегося таяния льда, повышения уровня моря, а также вызываемого ими ускорения изменения климата и резких глобальных погодных изменений. Температуры в Арктике росли намного быстрее (и все чаще), чем средние глобальные температуры по сравнению с доиндустриальными уровнями.Рисунок 1 ясно показывает это с 1850 года по настоящее время.

    Таяние арктических льдов олицетворяет мощную обратную связь в изменении климата. Белый лед отражает солнечную энергию от Земли, прежде чем она успевает нагреть поверхность. Это известно как эффект альбедо. По мере таяния льда темно-синяя морская вода поглощает все больше солнечной энергии, нагревание увеличивается, и каждое лето исчезают все большие площади льда, увеличивая ускорение. Температуры в Арктике определяют ветры, океанские течения и погодные системы по всему миру.

    Наступает переломный момент: таяние морского льда становится необратимым и ускоряется; За ним последует лед Гренландии, который в конечном итоге поднимет глобальный уровень моря более чем на семь метров. Полная утрата может растянуться на столетия, но десятилетие за десятилетием будут нарастать неумолимые последствия. К середине века таяние станет необратимым, и одно только повышение уровня моря оставит низменные страны, такие как Вьетнам, в отчаянном положении, с неизбежным сокращением мирового производства риса, многими миллионами климатических беженцев и отсутствием очевидного пути вперед для таких стран. .

    Рисунок 1: сравнение изменения средней глобальной температуры и изменения в арктическом регионе с 1850 года по сегодняшний день.
    Предоставлено Нерили Абрам с использованием данных IPCC, ANU, Австралия, 2021 г. спираль усиливающих петель обратной связи.

    Рис. 2. Снижение ежегодного минимального объема арктического морского льда в 1980–2020 гг.
    Предоставлено Нерили Абрам с использованием данных МГЭИК, ANU, Австралия, 2021 г.

    Жизненно важно вернуть мир назад от этой критической точки таяния льда и восстановить Арктику как можно быстрее. Известно, что осветление морских облаков, при котором плавучие насосы на солнечных батареях распыляют соль вверх, чтобы сделать облака ярче и создать отражающий барьер между Солнцем и океаном, охлаждает поверхность океана и является многообещающим способом способствовать охлаждению Арктики летом. Он имитирует природу и может гибко увеличиваться или уменьшаться.
    Ведутся исследования увеличения яркости морских облаков, его воздействия на климат и взаимодействия с системами человека.

    Как и в случае с продвижением океанских пастбищ, такие решения должны быть подвергнуты критическому анализу, но уже нет никаких сомнений в их решающей важности.

    То, что мы будем делать в ближайшие пять лет, определит жизнеспособность будущего человечества. Даже если мы сузим наши стремления до «выживания», зафиксировав временную шкалу в 50 лет или около того, проблемы будут пугающими. Человечество заслуживает лучшего.Мы знаем, что нужно сделать, чтобы иметь возможность представить себе тысячи лет человеческой цивилизации как впереди, так и позади нас.

    Дэвид Кинг, основатель и председатель Центра восстановления климата в Кембридже, Кембриджский университет, , и Джейн Лихтенштейн, сотрудник Центра восстановления климата в Кембридже, Кембриджский университет,

    Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.