с чего начинается, причины развития, особенности проявления, методы преодоления.
Возрастные кризисы – это как бы необходимые рубежи, которые человек должен проходить при взрослении. Первый из них начинается в годовалом возрасте и носит название «кризис одного года». На этом этапе начинается «речевое» развитие ребенка.

С чего начинается кризис первого года
Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина. В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности. Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.
Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.
Причины развития кризиса одного года
Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.
- Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество. Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
- Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
- Мотивирующие представления . Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
- Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.
Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.
Особенности проявления кризиса одного года: признаки
Проявления кризиса первого года жизни – это прежде всего гипобулические реакции, о которых говорилось выше. Ребёнок становится излишне капризным, проявляются трудности в его воспитании. С одной стороны, годовалый ребёнок проявляет интерес к самостоятельной деятельности, в одиночку делает то, что раньше делал при посредничестве родителей, если же они это делали за него. С другой стороны, зачастую ребёнок отказывается делать то, что раньше послушно выполнял. Ребёнок проявляет упрямство, настырность, требует к себе большего внимания. Он начинает бурно реагировать на замечания взрослых.

Впервые встречаясь с запретами, он будет пытаться их нарушить или обойти. Бывает, что разрешения и запреты даются ребёнку непоследовательно: вчера было можно, а сегодня нельзя; мама разрешает, а папа запрещает и т. д. Это только усиливает смятение и недовольство в сознании ребёнка, который ещё не может понять всей сложности и противоречивости окружающего мира.
Во время кризиса первого года жизни заметно изменяются и нарушаются привычные биоритмы, по которым раньше жил ребёнок. Нарушения затрагивают процесс принятия пищи (в частности, чувство голода), смену сна и бодрствования и др. Теперь ребёнок как бы «не соглашается» со своей биологией и пытается ей противостоять, также как противостоят ей новые жизненные обстоятельства.
В попытках более широкого контактирования с окружающим пространством ребёнок проявляет активную речевую деятельность, пусть даже она и находится на автономном уровне; звуковая речь дополняется мимикой и жестами. Ребёнок жаждет общения со всеми и бурно реагирует на то, что окружающие часто его не понимают. «Слова» детской речи формируются спонтанно, обычно это звукоподражательные единицы, которые, однако, могут обозначать и другие предметы, как-либо связанные с исходным. Например, одно и то же «слово» может обозначать и кошку, и любую шерстяную ткань или предмет, и все острые предметы (потому что они царапаются, как кошка). Это демонстрирует формирующиеся интеллектуальные способности ребёнка: он в этом возрасте уже совершает простейшие логические операции (к примеру, находит общие признаки у разных предметов).
Успешное преодоление кризиса: психологические методы
Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка. Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные. При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.
Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса. Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать. Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками. Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.
При правильном подходе к воспитанию кризисный период закончится достаточно быстро – в течение нескольких месяцев. Следует понимать, что проявляющиеся «капризы» в поведении годовалого ребёнка вполне оправданы, поскольку родители своими замечаниями препятствуют естественному развитию его личности. В кризисный период не столько ребёнок должен слушаться родителей, сколько родители – ребёнка.
psylogik.ru
кризисный период – это… Что такое кризисный период?
- кризисный период
-
adj
fin. Krisenzeit
Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.
- кризисный
- кризоколла
Смотреть что такое “кризисный период” в других словарях:
Кризисный период — Временной параметр кризиса, в развитии которого выделяют: период начального повышения напряжения; период несостоятельности в разрешении проблемы с помощью сложившихся стереотипов поведения; период поспешной мобилизации защитных сил… … Большая психологическая энциклопедия
Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора
Международное общество сознания Кришны
Локо-банк — Тип Закрытое акционерное общество Лицензия № 2707 Участие в ССВ да Год основания … Википедия
USA3000 Airlines — USA3000 Airlines … Википедия
Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия
ДИНОЗАВРЫ — Когда впервые обнаружили кости динозавров ? Примерно в 1820 г. внимание английских и французскиз исследователей привлекли окаменевшие зубы и кости больших размеров. Изучая их, они пришли к выводу, что окаменелости принадлежат необычайно крупным… … Энциклопедия Кольера
Электропрохладительный кислотный тест — The Electric Kool Aid Acid Test … Википедия
Недвижимость — (Real estate) Определение недвижимости, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости Информация о понятии недвижимость, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости, налогообложение и страхование Содержание – это вид имущества,… … Энциклопедия инвестора
ЛЯН ЦИЧАО — Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь бин ши чжу жэнь (Хозяин кабинета Охлаждения жара [[буквально: Питья ледяной воды]] реминисценция из главы 4 даосского канона 4 3 вв. до н.э. Чжуан цзы). Китайский философ, историк философии, ученый, литератор … Энциклопедия Кольера
Стравинский И. Ф. — Игорь Фёдорович (5 (17) VI 1882; Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов 6 IV 1971, Нью Йорк, похоронен в Венеции) рус. композитор и дирижёр. С ранних лет приобщился к высоким достижениям отечеств. иск ва в доме отца певца (бас) Мариинского т ра Ф … Музыкальная энциклопедия
universal_ru_de.academic.ru
кризисный период – это… Что такое кризисный период?
- кризисный период
1) Mass media: crunch period
2) Business: time of crisis
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- кризисный комитет, чрезвычайный комитет
- кризисный центр
Смотреть что такое “кризисный период” в других словарях:
Кризисный период — Временной параметр кризиса, в развитии которого выделяют: период начального повышения напряжения; период несостоятельности в разрешении проблемы с помощью сложившихся стереотипов поведения; период поспешной мобилизации защитных сил… … Большая психологическая энциклопедия
Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора
Международное общество сознания Кришны — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления … Википедия
Локо-банк — Тип Закрытое акционерное общество Лицензия № 2707 Участие в ССВ да Год основания … Википедия
USA3000 Airlines — USA3000 Airlines … Википедия
Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия
ДИНОЗАВРЫ — Когда впервые обнаружили кости динозавров ? Примерно в 1820 г. внимание английских и французскиз исследователей привлекли окаменевшие зубы и кости больших размеров. Изучая их, они пришли к выводу, что окаменелости принадлежат необычайно крупным… … Энциклопедия Кольера
Электропрохладительный кислотный тест — The Electric Kool Aid Acid Test … Википедия
Недвижимость — (Real estate) Определение недвижимости, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости Информация о понятии недвижимость, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости, налогообложение и страхование Содержание – это вид имущества,… … Энциклопедия инвестора
ЛЯН ЦИЧАО — Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь бин ши чжу жэнь (Хозяин кабинета Охлаждения жара [[буквально: Питья ледяной воды]] реминисценция из главы 4 даосского канона 4 3 вв. до н.э. Чжуан цзы). Китайский философ, историк философии, ученый, литератор … Энциклопедия Кольера
Стравинский И. Ф. — Игорь Фёдорович (5 (17) VI 1882; Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов 6 IV 1971, Нью Йорк, похоронен в Венеции) рус. композитор и дирижёр. С ранних лет приобщился к высоким достижениям отечеств. иск ва в доме отца певца (бас) Мариинского т ра Ф … Музыкальная энциклопедия
universal_ru_en.academic.ru
Понятия «кризисный период в развитии», «новообразование». Основные кризисы жизненного пути и их противоречия. Основные новообразования в разные периоды онтогенеза
Термин «кризисы возрастные» был введен Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. При возникновении нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Выготский полагал такое разрушение необходимым. Осн-е возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. В кризисные периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим. К числу кризисов детского возраста принадлежит кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис 3-х лет, кризис7лет и подростковый кризис. В силу значительных индивидуальных, социокультурных и др. различий хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны и могут заметно колебаться (известно, что за последние полвека на 1-2 года “помолодели”, по крайней мере, два последних из вышеназванных кризисов). Для критических периодов характерны особенности: 1)Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея. 2)Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутр-я жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями. 3)Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы разв-я. Выготский назвал эти приобретенияновообразованиями. Кризисы. На стадии раннего детства (от года до трех лет) возникает кризис, связанный с потребностью ребенка в самостоятельности, в развитии у него чувства собственной автономии; в возрасте от 3 до 6 лет («возраст игры», по Эриксону) главное противоречие касается развития у ребенка инициативности, активности. Следующий, «школьный» возраст длится от 8 до 12 лет и предполагает появление у ребенка чувства трудолюбия в противовес некомпетентности, чувству собственной несостоятельности или неполноценности; наконец, следующая, очень важная, как уже отмечалось, в развитии стадия – это подростковый возраст, или юность, возраст самоопределения, формирования тождественности «Я», чувства личной идентичности, своего целостного и ценного «Я». Успешное прохождение кризисов этих стадий способствует появлению у человека таких важных качеств, как (соответственно стадиям) сила воли, целеустремленность, компетентность, верность (в значении, по Эриксону, быть верным самому себе, своим обязательствам, привязанностям, представлениям). Следующие три стадии жизни человека Эриксон называет зрелостью. На стадии ранней зрелости, длящейся примерно от 20 до 25 лет, основной проблемой человека является поиск своего места в межличностных отношениях между полюсами интимности – изоляции. При этом под интимностью в психологии понимают способность к близости с другими людьми, включающую в том числе способность к эмоциональному сопереживанию другим, собственную открытость и способность вверять себя кому-либо. А это фактически означает появление у человека такого важнейшего качества здоровой личности, как любовь, предполагающую установление отношений взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека. На стадии средней зрелости,продолжающейся, по Эриксону, почти 40 лет (от 26 до 64 лет), содержание кризиса связано с формированием продуктивного, творческого отношения к жизни в противовес инертности, застою. Это время самореализации личности, ее самоактуализации, взлета ее соц-х и творческих возможностей. Для здоровой личности характерен выход за пределы собственных нужд, ощущение своей ответственности за этот мир, своей способности и обязанности заботиться о других. Чувство заботы, по Эриксону, психологически противоположно апатии, безразличию, поглощенности собой, характерным для необретших чувства собственной продуктивности. Последняя стадия, которую Эриксон называет «поздняя зрелость»,начинающаяся с 65 лет и завершающая жизнь человека, обращает его к прожитой жизни, ее анализу, оценке, которые, как и прошлый опыт, интересуют его больше будущих планов. Позитивным итогом этого анализа оказ-ся чувство мудрости, включающее как ощущение полноценно и разумно прожитой жизни, так и спокойное отн-е к смерти; в противоположном случае прожитая жизнь воспринимается как череда ошибок или нереализованных возможностей, сожаление о том, что нельзя начать сначала, и отсутствие времени для этого усиливают страх смерти в явном или скрытом виде (например, боязнь возможных будущих несчастий). Осн-е кризисы жизненного пути и их противоречия. Критическая жизненная ситуация – это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления. К кризисам жизни можно отнести стресс, конфликт, кризис. Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т. д. Конфликт – это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. Конфликты бывают межличностные, межгрупповые, внутриличностные (внутри себя). Осн-е новообразования в разные периоды онтогенеза. Новообразования – достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. Самое важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. Комплекс оживления – осн-е новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Осн-ые психологические новообразования раннего возраста. Все осн-е новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы – восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста: 1.Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. 2.Возникновение первичных этических инстанций: “Что такое хорошо и что такое плохо”. 3.Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип “данного слова”). 4.Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. 5.Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: “Ты какой?” Он ответит: “Я большой”. Если спросить ребенка семи лет: “Ты какой?”, он ответит: “Я маленький”.Центральное новообразование подросткового возраста – возникновение представления о себе как “не о ребенке”; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста – самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода – самоопределение. С субъективной т. зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение – центральное новообразование раннего юношеского возраста. Главный признак этого явления – потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
studopedia.net
Экономический кризис – это… Что такое Экономический кризис?
Экономический кризис (др.-греч. κρίσις — поворотный пункт) — серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.
Основные виды — кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства.
Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.)
Кризис перепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которые превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего и сколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англии в XVII веке.
С развитием рыночной индустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрели циклический характер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла.
Следствием экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения [1].
Первый кризис
Профессор Оксфордского университета, историк Филип Кей (англ. Philip Kay) считает, что первый в мировой истории кризис разразился ещё в Римской империи в 88 году до нашей эры [2]. Другие ученые первым экономическим кризисом считают кризис 1825 г. в Англии, который также частично затронул экономику США и Франции, потому что это был первый кризис, который охватил сразу несколько отраслей промышленности [3].
Причины экономических кризисов
Австрийская школа
Кризис в рыночной экономике происходит в результате конъюнктуры на денежном рынке, создаваемой центральными банками и системой не со 100 % нормой резервирования, что приводит к заниженным процентным ставкам, росту денежной массы (см. Банковский мультипликатор). Это создаёт экономический бум. Фирмам кажется, что проекты нужны экономике, будут прибыльны и они начинают инвестировать в потенциально убыточные проекты — «плохие инвестиции». Домохозяйства из-за роста цен перестают сберегать и начинают тратить больше своих доходов — берут ссуды. Бум вечно продолжаться не может и всегда наступает второй этап — крах, кризис. Кредитование падает, денежная масса падает, в результате цены снижаются, предпринимателям приходится срочно продавать «плохие инвестиции». И потребители, и предприниматели в долгах. Начинаются оптимизации производства — происходят увольнения.[4]
Марксизм
Карл Маркс отмечал, что до промышленной революции конца XVIII века не существовало никаких регулярно повторяющихся бумов и депрессий. Поскольку эти циклы возникают на исторической сцене примерно в то же самое время, что и современная промышленность, Маркс заключил, что кризисы являются неотъемлемой чертой капиталистической экономики.[5] Причину кризисов Маркс видел в производстве товаров сверх платёжеспособного спроса. И дело не в ошибках оценки ёмкости рынка и даже не в желании владельцев капитала получить максимальную прибыль, а в самой природе и законах развития экономики, нацеленной на получение прибыли (Карл Маркс, «Капитал», т. 1. 1867 год).
Владелец капитала (бизнесмен, капиталист, корпорация) стремится к получению прибыли, которая является формой прибавочной стоимости. Прибыль отдельный владелец капитала получит только распродав (обменяв) произведённые товары. И каждый из владельцев не видит принципиальных препятствий для этого. Значит, чтобы прибыль получили все владельцы нужно распродать все произведённые товары. Но при этом работники в форме заработной платы получают стоимость своей рабочей силы, которая суммарно всегда меньше, чем стоимость произведённых товаров. Работники тратят зарплату преимущественно на потребительские товары. Вторую часть совокупного спроса составит замещение выбывших средств производства. Но часть из произведённого в эквиваленте прибавочной стоимости так и останется не раскупленной. Она должна будет распределиться на личное потребление самих капиталистов и на расширение их бизнеса. При этом прибыль в денежной форме появляется в руках капиталиста лишь для того, чтобы воплотиться в новом товаре.
Таким образом, с точки зрения движения стоимости, баланс может быть сведён, то есть все произведённые товары распределены и оплачены. Это отличает теорию Маркса от теорий «недопотребления рабочим классом».
Однако конкуренция для снижения затрат на единицу продукции вынуждает капиталиста наращивать объём производства, что создаёт спрос на дополнительные средства производства. Расширение производства неизбежно сталкивается с ограниченным размером спроса.
Из-за общего хаотичного характера экономики (несогласованности действий производителей) какой-то товар окажется в избытке, какой-то в дефиците. При этом каждый капиталист стремится максимизировать прибыль. Для этого предпринимаются специальные меры, чтобы искусственно расширить рамки ограниченного спроса: предлагаются всевозможные формы кредита, скидок, бонусов и т. п. Всё это создаёт дисбаланс между суммой зарплат (которая тратится преимущественно на потребление) и суммарной стоимостью потребительских товаров. Следствием этого является нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и последующий резкий спад товарного производства, цепные банкротства и массовая безработица — то есть экономический кризис.
В представлении капиталистов дело принимает форму нехватки денежных средств. Предпринимаются попытки увеличить денежную массу, которая лишь материализует прибыль, но не увеличивает совокупный спрос. Кризис растягивается в фазу депрессии, которая продолжается до тех пор, пока не будет распродан «избыток» товаров. Ситуация усугубляется тем, что предприятия производят дополнительные товары, хотя и в меньшем объёме, чем в период экономического роста.
Общую сумму долгов формирует разрыв между общей стоимостью товаров и общей суммой зарплат, затрат на восстановление/расширение производства и личного потребления капиталистов. Но стремление капиталистов к прибыли диктует необходимость снижения затрат (прежде всего зарплат) и ограничение их личного потребления. Создаётся разрыв платёжного баланса, спрос начинает снижаться. Для стимулирования совокупного спроса активно применяется кредитование (в том числе — потребительское кредитование). Владельцы капитала вынуждены отпускать товар в долг или в кредит. Через несколько циклов производства долги накапливаются. Неизбежно наступает фаза, когда товары перестают отпускать в долг, поскольку размер долговых обязательств превышает разумные возможности их погашения. Кредитование прекращается и спрос начинает уменьшаться очень быстрыми темпами.
Однако не следует кредит считать причиной кризиса. Кредитная пирамида является вынужденной мерой для смягчения платёжного и производственного кризиса, то есть последующий кредитный (финансовый) кризис сам является следствием общего кризиса.
«Банкротства достигли страшных масштабов. Каждый спрашивает себя, что его ждёт в будущем. Множество состояний исчезло, множество уменьшилось наполовину, множество семей, прежде зажиточных, сейчас находится в крайней нужде, множество рабочих сидит без работы».
Это цитата не из свежих новостей 2008—2009 годов, а приведённая Карлом Марксом выдержка из миланской газеты Opinione, описывающая кризис, охвативший Европу и Северную Америку в 1857 году.
Психологические причины кризисов
Среди причин и факторов, приводящих к экономическим кризисам, особое место занимают психологические факторы, так как поведение субъектов экономической деятельности может оказаться “спусковым крючком” для кризиса. Так уже в XIX в. Дж. Миллс отмечал, что объяснение кризисов следует искать в душевных особенностях человека, так как кредит, колебания которого составляют самую характерную черту кризисов, есть явление духовного порядка. Он подчеркивал, что паника уничтожает кредит и соответственно, вредит экономике [6].
А. Гринспен пишет:
как определить, в какой момент иррациональный оптимизм завышает стоимость активов настолько, что резко возрастает риск внезапных и продолжительных падений [7]
В условиях экономического дисбаланса психологический настрой общества оказывает влияние на длительность и формы протекания кризиса, его последствия. Поэтому некоторые ученые считают, что для понимания происхождения и особенностей кризиса учет психологического фактора важен едва ли не в той же степени, как и для понимания причин военных побед и поражений или причин революций [8].
Цикличность экономики
О терминах «экономический кризис», «депрессия», «рецессия», «замедление» и «финансовый кризис»
Удачную трактовку терминов, аналогичных по своей сути, дал известный ученый-экономист середины XX века Мюррей Ротбард:[5]
В былые времена мы страдали от периодических экономических кризисов, внезапное начало которых называлось «паникой», а затяжной период после паники назывался «депрессией».Самой известной депрессией нового времени является, конечно, же та, что началась в 1929 году с типичной финансовой паники и продолжалась вплоть до начала Второй мировой войны. После катастрофы 1929 года экономисты и политики решили, что это больше никогда не должно повториться. Чтобы успешно и без особых хлопот справиться с этой задачей, понадобилось всего лишь исключить из употребления само слово «депрессия». С того момента Америке больше не пришлось испытывать депрессий. Ибо когда в 1937—1938 годах наступила очередная жестокая депрессия, экономисты попросту отказались использовать это жуткое название и ввели новое более благозвучное понятие — рецессия. С тех пор мы пережили уже немало рецессий, но при этом ни одной депрессии.
Впрочем, довольно скоро слово «рецессия» тоже оказалось довольно резким для утонченных чувств американской публики. Судя по всему последняя рецессия была у нас в 1957—1958 годах. С того же времени у нас случались «спады», или даже лучше «замедления», а то и «отклонения».
См. также
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru
это… Возрастные кризисы в психологии. Особенности проявления и последствия кризиса :: SYL.ru
Кризис – это то, с чем приходится сталкиваться многим людям. Практически каждому человеку, если быть точнее. Понятие произошло от греческого слова krisis, которое в переводе означает «поворотный пункт» или «решение». Соответственно, кризис – это такой жизненный период, во время которого человек переходит на новый уровень возрастного развития, который характеризуется психологическими изменениями. И сопровождается данный процесс разрушением привычного социального уклада.

Первый этап
Сначала стоит отметить вниманием кризис новорожденности. Период, в котором нет никакой психической составляющей, поскольку он подразумевает переход от внутриутробной жизни к реальной. Рождение является первой травмой, которую переживает каждый из нас. И она очень сильна. Настолько, что вся следующая за рождением жизнь проходит под знаком данной травмы.
Очень важно, чтобы период новорожденности протекал под наблюдением взрослых. В принципе, так оно и происходит в нормальном обществе – рядом с младенцем всегда находятся родители, которые обеспечивают ему переход к новому типу функционирования. Младенец беспомощен. У него даже нет заранее сформированного поведенческого принципа. Потому что всему этому только предстоит возникнуть. И самое главное – ребёнок в период новорожденности не рассматривается отдельно от взрослого. Поскольку у него нет способа взаимодействия со средой.
Когда же происходит «выход» из кризиса новорожденности? Ученые утверждают – тогда, когда ребёнок начинает взаимодействовать с родителями, и те замечают развитие его эмоциональной сферы. Как правило, это второй месяц жизни младенца.
Кризис трёх лет
Это – следующий этап. Период, в течение которого происходит переход от раннего возраста к дошкольному. В этот момент сложившиеся личностные механизмы кардинально перестраиваются, и у ребёнка формируются новые черты личности и сознания. Плюс ко всему, он переходит на новый уровень взаимодействия с окружающим миром и людьми. Важно отметить, что четких временных границ у данного периода нет.

Симптомы
Интересно представляет кризис трёх лет советский психолог Лев Семёнович Выготский. Он выделяет семь самых ярких «симптомов» в поведении ребёнка, которые выдают то, что он проходит через вышеупомянутый период.
Первое – это негативизм. Ребёнок отказывается делать нечто лишь из-за того, что это было предложено ему конкретным взрослым человеком. И он, как правило, действует с точностью наоборот.
Следующий симптом – упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то лишь потому, что отказаться от своего решения он не может из принципа. Даже если изменились обстоятельства.
Третье, что отмечается – строптивость. То есть склонность делать всё наперекор. Четвёртый симптом – это своеволие. Или, говоря простым языком, всем знакомое, инициативное «Я сам!», направленное на самоутверждение и стимулирование самолюбия.
Ещё один симптом – бунт-протест. Проявляющийся в регулярных конфликтах со взрослыми. Как правило из-за того, что ребёнок не чувствует уважения к нему и к его желаниям.
Также имеет место быть обесценивание. Ребёнка перестаёт интересовать всё то, что было интересно ему раньше. Но последний симптом самый неприятный. Это деспотизм. Ребёнок выходит из-под контроля и требует у взрослых мгновенного исполнения всех его желаний и требований. Взглянув на всё это, возникает вопрос: для кого кризис трёх лет тяжелей – для ребёнка или для родителей?
Третий этап
После всего вышеперечисленного следует кризис семи лет. Все мы через него прошли. Причины кризиса кроются в психологических изменениях личности. У ребёнка развивается внутренняя позиция, начинает вырисовываться какой-то «стержень» и собственное «Я». В этот же период он поступает в школу, попадая в совершенно другую окружающую среду. До того момента он играл. Теперь же ему придётся учиться. Для многих детей это – первое проявление труда.
Есть и другие сопутствующие причины кризиса. Некоторые дети, поступив в школу, начинают бояться выполнения порученной им работы, впервые ощущая ответственность за результат. Они осознают себя теперь и как школьника, товарища. Им важно стать полноценными членами нового общества – а это стресс. Период кризиса семи лет важен, поскольку именно в это время у детей формируется отношение к людям, к самому себе и к обществу. Как правило, обретённый стержень, так называемый «ствол» остаётся потом на всю жизнь. Да, он потом, в течение жизни, обрастает «веточками» и «листиками», но основа закладывается в детстве.

Подростковый кризис
Это тот самый период, который отчётливо помнит большинство из нас. Поскольку он протекает уже в полностью сознательном возрасте. После 12-13 лет, если быть точнее. Считается, что это период, в течение которого ребёнок переходит от детства к взрослости. Он может длиться долго. В этот момент подростки развиваются очень динамично – как в физическом, так и умственном плане. У них образовываются потребности, которые удовлетворить сразу не получается, поскольку сами они ещё не достигли социальной зрелости.
Подростковый кризис – это период, сопровождающийся чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А ещё запретами, ссорами, возникающими из-за попыток их обойти и многого другого. Всё это мешает подростку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.
О специфике и особенностях подросткового периода
Данный этап является одним из самых тяжелых в жизни человека. У подростка, помимо новых потребностей, появляются особенные мысли, раздумья, важные вопросы, проблемы. И большинству, как правило, тяжело пережить этот период, поскольку родителям всё перечисленное кажется не важным. «Какие проблемы могут быть у ребёнка? Слишком мал ещё, не пожил!» – отмахивается большинство взрослых. И очень зря.
Потом взрослые удивляются – почему отношения с их ребёнком испортились? А потому, что они были безразличны. Не считались с его мнением, продолжали воспринимать его, как малыша. А последствия кризиса, между прочим, могут быть очень плачевными. В данном случае тоже может проявиться пресловутая строптивость. Если родители запретили идти на вечеринку, то что сделает подросток? Сбежит через окно! И неизвестно, какие будут последствия вечеринки – может, за них придётся расплачиваться всю последующую жизнь. Поэтому очень важно считаться с подростком, строить с ним отношения, как со взрослым человеком. И уметь идти на компромиссы. Так делают адекватные взрослые люди.

Юность
Этот период также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные кризисы. В психологии юность также считается таковым. Почему? Потому что это время, когда человек начинает принимать действительно важные решения. Он должен определиться с будущей профессией, общественной позицией, мировоззрением, построить жизненные планы. Раньше считалось, что юность – это 22-23 года. Но сейчас – 17-18, а то и раньше, поскольку многие родители считают, что чем раньше их ребёнок окончит школу – тем лучше.
Но, всё же, в юности очень важно сделать правильный выбор. И если говорить о том, какие возрастные кризисы в психологии самые динамичные, то юность будет на одном уровне с подростковым периодом. В этот период многое происходит, помимо выбора профессии. Служба в армии, например, или даже первый брак, нередко сопровождающийся спонтанным рождением ребёнка. В юности многие совершают ошибки по причине социальной незрелости. И в наше время, как показывает практика, этот период не сопровождается тем, что раньше считалось характерной особенностью юности. И это – преодоление человеком зависимости от взрослых (родителей). В частности, финансовой.
Период «середины»
Теперь можно поговорить про так называемый «тридцатилетний» кризис. Это в психологии называется периодом ранней взрослости. Люди понимают, что пик их молодости уже позади. Многие подводят какие-то итоги, начинают трезво смотреть в будущее. Большинство людей начинает ощущать потребность в спокойствии стабильности. Появляется желание отыскать смысл жизни.
У некоторых возникает ощущение зря потерянного времени. Приходит осознание – я живу на этом свете целых 30 лет! И чего я добился? Озираясь назад, многие понимают – не так уж и много. Добивает сравнение себя с успешными сверстниками или даже более молодыми людьми. Ещё хуже, если они – близкие или знакомые. Так и до депрессии недалеко. А у многих женщин, к тому же, всё перечисленное сопровождается осознанием того, что они уже не так молоды, свежи и красивы. Вот он – типичный тридцатилетний кризис. Это в психологии один из самых «печальных» периодов.

Кризис среднего возраста
Это, пожалуй, тот период, о котором наслышан каждый. Он является длительным эмоциональным этапом, который напрямую связан с переоценкой жизненного опыта. В этот период человек осознает, что наступление старости не за горами. Она близко, а не как в молодости – «когда-нибудь в далёком будущем». Момент, в который человек понимает, что ему никогда не быть юным – это и есть кризис среднего возраста.
Симптомы многочисленны. Пресловутая депрессия, жалость к себе, ощущение опустошенности, чувство того, что жизнь несправедлива. Человек отказывается признавать успехи, которых он достиг, несмотря на то, что они оцениваются остальными людьми положительно. Он теряет интерес ко многим сторонам жизни – даже к тем, которые раньше были для него значимыми. Круг референтных лиц меняется – мнение случайных людей ценится больше, чем то, что говорят близкие/коллеги/друзья. Может даже происходить изменение ценностных ориентиров. А ещё становится другим поведение и стиль. Человек пытается создать видимость преображения жизни методом изменения каких-то внешних проявлений.

Последствия
Итак, особенности проявления кризиса среднего возраста понятны. Теперь – пару слов о последствиях. В случае с данным периодом они могут быть тяжёлыми. Потому что степень серьёзности совершенных ошибок прямо пропорциональна возрасту человека.
Возможен глубокий «поиск себя», внезапное увольнение с хорошей работы, на которой человек протрудился далеко не один год, желание переехать куда-то или радикально сменить род деятельности. Но самое серьёзное последствие – это разрушенная семья. Одни люди уходят от своей «второй половинки», с которой был прожит не один десяток лет, из-за погасших чувств. Другие не покидают семью, а просто ищут «развлечений» на стороне, что ничуть не лучше. Женщины ищут любовников, чтобы убедиться – они все ещё привлекательны. Мужчины находят любовниц по той же причине.

Последний этап
Пенсионный кризис – последний в нашей жизни. Приходится, обычно, на 60-70 лет. Это тоже период не из лёгких. Большинство пенсионеров всю жизнь работали, и, выйдя на заслуженный отдых, просто не знают, чем себя занять. Здоровье с возрастом не улучшилось, друзья либо далеко, либо и вовсе покинули этот свет. Дети выросли, покинули родное гнездо и давно живут своей жизнью. Человек понимает – его время подходит к концу. Он ощущает себя ненужным и потерянным. И в таком случае очень важно найти в себе силы продолжить радоваться жизни, найти новый смысл, увлечение и единомышленников. В век современных технологий это представляется более, чем возможным.
Проблема возрастных кризисов одна. И заключается она в том, что они сопровождают нас всю жизнь. Только для некоторых людей это всего лишь периоды, а для других – действительно кризисы в традиционном понимании, которые отравляют существование. Что ж, самое главное – принять то, что без изменений жизнь невозможна. Это осознание поможет не только подготовиться к ним, но ещё и извлечь из них для себя пользу и урок.
www.syl.ru
Экономический кризис
Наблюдать ухудшение уровня жизни в стране способен практически любой гражданин. А вот понять причины возникновения такой ситуации возможно только при наличии определенных знаний в области экономической теории и сопутствующей терминологии. В этой статье мы рассмотрим понятие экономического кризиса, предпосылки к его возникновению, варианты решения этой проблемы.
Определение экономического кризиса
Экономический кризис — это резкий спад экономических показателей государства, итогом которого является понижение благосостояния, уровня жизни граждан.
Процессами, отчетливо демонстрирующими возникновение кризиса, являются:
- существенное снижение объемов производства;
- Финансовая несостоятельность и, как следствие, банкротство предприятий;
- разрыв связей, сложившихся в производстве;
- рост безработицы в стране.
Основные признаки
Признаками кризиса являются изменения в худшую сторону нормальных свойств субъектов экономической деятельности: производителей, покупателей, банковских структур, рынков и бирж, гос. учреждений и др. Приведем пример таких изменений:
Рынки и биржи начинают демонстрировать стратегическое общее понижение стоимостей. В действиях участников рынка прослеживается определенная «нервозность», непредсказуемость поведения. Наблюдается общая дестабилизация, следствием которой становится снижение объемов кредитования банками реального сектора, поскольку вкладывать в нестабильные объекты — это неизбежный риск, на который банки идут неохотно. Соответственно, растет тенденция вкладов в валюты других, более экономически развитых стран, а следовательно, падает объем затрат на обеспечение обмена стоимостями, выраженными в товаре.
Следующим итогом становится девальвация внутренней валюты и искусственное завышение котировок «твердых» валют. Начинается паника среди инвесторов: динамика стоимости акций становится непредсказуемой, все падает в цене.
В результате, боязнь и неуверенность в обществе приводят к значительному снижению потребления, смещению предпочтений в сторону накопления. А это, в свою очередь, ведет к сокращению объемов производства и предложения.
Можно сказать, что главной характеристикой кризисных явлений является общая нестабильность, возникающая вследствие непонимания причин возникновения кризиса и способов преодоления его.
Виды экономических кризисов
Экономическая наука в настоящее время выделяет виды кризисов в зависимости от проблематики и масштаба (локальные, которые затрагивают лишь некоторую часть системы, и глобальные, влияющие на все отрасли экономики). К основным видам кризисов относят:
- Финансовый (денежно-кредитный), характеризующийся банкротством банков, повышением процентных ставок, сокращением объемов кредитования, падением котировок и изъятием вкладов;
- Циклический. Глобальный кризис, предшествующий началу нового цикла экономики и обусловленный перепроизводством;
- Структурный. Возникает при необходимости существенных перемен в самой структуре экономики. Длится несколько циклов;
- Отраслевой. Затрагивает определенную отрасль и некоторые ей сопутствующие. Вызывается подорожанием сырья, проблемой нехватки кадров и общим «устареванием» отрасли;
- Промежуточный. Кризис локального характера. Является реакцией на временное нарушение пропорций в экономике.
Причины экономических кризисов
Факторы, обусловливающие возникновение кризисной ситуации весьма разнообразны. Они могут быть субъективными (отражающие ошибки управления), объективными (связанные с потребностями усовершенствования и реструктуризации), природными (например — землетрясение или другие климатические явления).
По характеру направления различают кризисы внутренние и внешние. Первые связаны с несовершенством управления, ошибками в стратегии маркетинга, в политике инвестиций и инноваций, вторые — с общей стратегией развития макроэкономики, состоянием конкуренции, ситуацией на политической арене.
Обобщая, можно выделить несколько основных причин возникновения кризиса:
- неконтролируемая инфляция,
- погрешности в управлении,
- ориентирование на определенную отрасль экономики в ущерб вниманию к другим сферам,
- прерывание стабильности в политической ситуации,
- недостаточные темпы модернизации производства.
Цикличность экономики, как основа кризисов
История доказывает, что любая экономика не может находиться в состоянии покоя. В своем развитии она проходит несколько стадий, которые складываются в повторяющийся цикл: за кризисом следует депрессия, затем — оживление экономики и, наконец, подъем. Рассматривая кризис, как фазу цикла, можно выделить несколько основных моментов:
- Правильное понимание кризисных процессов возможно только при системном исследовании всего цикла экономики, всех стадий.
- Кризис не только является нарушением пропорций производства и потребления, но и служит толчком к восстановлению баланса экономики.
- Являясь причиной морального износа основного капитала, кризис катализирует массовые инвестиции на более высоком техническом уровне.
- Для своевременной реализации комплекса мероприятий по преодолению кризиса, кризисный процесс, в свою очередь, также необходимо разделить на различные стадии и на каждом отдельном этапе принимать определенные, конкретные меры.
Вывод: кризис является неизбежной фазой экономического цикла и в качестве таковой, становится предпосылкой для дальнейшего развития экономики.
Последствия экономических кризисов
Последствия экономического кризиса для социума обширны и многообразны. Они затрагивают все сферы гражданских взаимоотношений. Базой для этой предпосылки являются процессы, неизбежные при любом кризисе:
- сокращение доходов населения,
- рост инфляции, обесценивание сбережений,
- безработица.
В условиях кризиса наблюдается возрастание популярности государства, как работодателя. Поскольку гос. институты всегда обеспечены финансовым запасом, население отдает предпочтение стабильности заработной платы, даже в ущерб ее объему. Увеличение влияния государства на экономику становится при этом причиной роста коррупции.
Неизбежным следствием в этой ситуации является и культурный упадок. Интересы населения к нематериальным ценностям резко уменьшаются, снижается количество заказов актерам, художникам, музыкантам и т.д. То же самое касается и сферы туризма: развлечения и отдых имеют спрос только при достаточном материальном обеспечении. Однако, как показывает практика, кризис не оказывает негативного влияния на религию. Наоборот, при кризисе в этой области наблюдается значительный рост.
Логичным аспектом последствий кризиса является рост популярности государственной военной службы. В условиях тотальной безработицы служба в армии для многих становится реальным выходом из сложившейся ситуации.
Вывод: Кризис является причиной изменения образа жизни, приоритетов и даже мировоззрения населения.
Пути выхода из кризиса
Несмотря на общие предпосылки к возникновению и итоговые последствия, любой кризис является индивидуальным. Поэтому единой системы выхода из кризиса не существует. Тем не менее, некоторые шаги, которые способствуют решению этой проблемы, обозначить можно:
- Увеличение степени контроля государства над ключевыми секторами экономики. Перераспределение бюджетных средств в пользу более важных отраслей.
- Технологическая и техническая модернизация в промышленной сфере.
- Уменьшение безработицы посредством создания дополнительных рабочих мест.
- Проведение комплекса ознакомительных и рекомендательных мероприятий для населения.
- Контроль в финансовой сфере (процентные ставки и обменные курсы).
- Бюджетная диверсификация. Поиск оптимальных путей получения доходов.
- Подробный анализ причин возникновения кризисной ситуации и разработка программы решения проблемы.
История экономических кризисов в мире
1857, США и Европа
Кризис начался с банкротства ж/д компаний в США. Массовый обвал на рынке акций стал катализатором краха банковской системы. Уже через год подобная тенденция наблюдается в Англии, Франции, Германии. Основным последствием является уменьшение объема производства в сталелитейной отрасли и судостроении.
1873, Австрия, Германия
Мировой кризис финансовой системы. Предпосылка — спекуляция на недвижимости в Австрии. В Германии и Нидерландах наблюдается коллапс фондового рынка. Впоследствии кризис перекидывается на Латинскую Америку. Уменьшение экспорта приводит к сокращению доходов бюджетов. Кризис продлился до 1878 года.
1914, Первая Мировая Война
Резкое увеличение финансирования военной промышленности в странах Антанты и Германии приводит к краху товарных и денежных рынков. Наблюдается массовая паника в банковской сфере.
1929-1933
«Черный четверг» Нью-Йоркской фондовой биржи. Стоимости ценных бумаг падают на 70%. Закрываются заводы, наступает массовая безработица.
1957, США, Канада, Бельгия
Снижение производства промышленной продукции, безработица.
1973, США
Один из самых тяжелых в мировой истории кризисов. Массовый упадок промышленности и, как следствие, уменьшение реальных доходов населения. Кризис охватил США, Японию, большинство стран Европы.
1994-1995, Мексика
Привлечение большого объема иностранного капитала и дальнейший отток капитала из страны, крах банковской системы.
1997
Азиатский кризис. Падение фондового рынка, уход инвесторов из стран юго-востока Азии. Девальвация валют в регионе и дефицит платежного баланса.
История экономических кризисов в России
1899-1903
Бурное развитие экономики Российской империи заканчивается обвалом котировок акций отечественных компаний и увеличением притока иностранного капитала.
1914-1923
В предчувствии военного конфликта, уже в 1914 году начинается паника на бирже, а в военные годы (и особенно в период революции) наблюдается абсолютный застой любых операций с ценными бумагами. Кризис частично преодолевается путем введения «новой экономической политики».
1932-1933
Голод в СССР. Изменение экономического курса в стране, хотя и сопровождалось приростом ВВП и наращиванием промышленного потенциала, спровоцировало голод в Украине, Белоруссии, на Кавказе, Сибири и Урале.
1941-1945
Помимо миллионов погибших, Великая Отечественная Война принесла Советскому Союзу масштабные разрушения промышленных центров. Кроме того, большинство мощностей, конечно же, были направлены на обеспечение нужд фронта.
80-е годы
Перестройка провоцирует кризис системы управления. Наблюдается дефицит товаров широкого потребления, со стороны США и стран Западной Европы вводятся санкции в отношении СССР.
1994
Кризис, вызванный изменением государственного строя и перепрофилированием экономики в сторону рыночных отношений. Стремительная девальвация рубля.
1998
После непродолжительного роста снова наступает период экономического упадка страны. Резкое падение цен на нефть. 17 августа 1998 года происходит дефолт, последствия которого удается устранить только к концу 2000-го года.
2014-2015
Кризис спровоцирован санкциями и оттоком капитала. Девальвация рубля и значительный рост инфляции.
Подводя итоги, следует отметить, что в настоящее время существует теория, определяющая экономический кризис как положительный процесс. Несмотря на явные негативные аспекты в различных сферах — промышленной, социальной, политической — кризис все же является тем фактором, который заставляет экономику двигаться вперед, дает толчок находившимся в застое позитивным процессам.
Было интересно?
Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях: И подпишитесь, чтобы ничего не пропустить:www.exocur.ru