Кризисные периоды развития | Диплом по психологии
Стабильные и кризисные стадии развития
Процесс психологического развития ребенка осуществляется неравномерно. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильных периодов характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Возрастной кризис – это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой.
Особенности кризисных периодов
Для кризисных периодов возрастного развития характерны следующие особенности:
- Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах.
- Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение наблюдается в середине кризиса.
- Трудновоспитуемость детей. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же, в любом случае, изменения психологии ребенка происходят. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим – таким, каким он был раньше. - Негативный характер развития. Во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями и отмирают.
Значение кризисных периодов в развитии ребенка
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу места и роли кризисов в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. По Выготскому, возрастной кризис – норма психического развития ребенка. По Леонтьеву кризис – свидетельство не совершившегося своевременно перехода. В работах 40-70х годов ХХ века кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Фрустрация этого стремления – источник трудностей поведения. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции. Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода. Позиция Д.Б. Эльконина: кризис – норма онтогенеза, условие кризиса – расхождение между операциональной и потребностной сторонами деятельности ребенка.
В настоящее время чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.
Причины возрастных кризисов
Причина кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают. Центральное новообразование каждого возрастного периода содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития. Именно в кризисные периоды развития ребенок переходит на качественно новый этап своего развития.
Виды возрастных кризисов
Возрастные кризисы подробно описаны в работах Выготского. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.
psy-diplom.ru
Статья на тему: Кризисные периоды в развитии детей
Кризисные периоды в развитии детей.
Все взрослые знают, что в развитии детей бывают особые трудные периоды – кризисы. Что же такое кризисы развития? Сколько их, в каком возрасте они бывают? Обязательно ли каждый ребенок проходит через все кризисы? Можно ли, действуя разумно и грамотно, смягчить проявление кризисов, а то и вовсе избежать их? И, наконец, главное: естественны ли вообще кризисы для нормального развития? Дают ли они какой-либо положительный результат?
Кризисы развития – это относительно короткие ( от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни человека, в течение которых он очень заметно меняется, становится совсем другим, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве. Личность человека развивается в течение всей жизни. При этом происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких и бурных – критических. Критические периоды отделяют стабильные друг от друга, являются переходами между ними.
В относительно короткое время ( от рождения до поступления в школу) ребенок переживает четыре кризиса и три стабильных периода. Это: кризис новорожденности, младенчество, кризис одного года, раннее детство, кризис трех лет, дошкольное детство, кризис семи лет.
Стабильные периоды у детей длятся от нескольких месяцев ( младенчество) до 3-4 лет ( дошкольный возраст). Можно сказать, что продолжительность кризисов и стабильных периодов в детстве – величины одного порядка. Самое неприятное следствие такой быстрой смены периодов развития в детстве – это то, что возникшие в одном из кризисов сложности не успевают стабилизироваться к началу следующего. В результате одни проблемы наслаиваются на другие, ломая как ход последующих кризисов, так и стабильные периоды.
Во время каждого кризиса почти неизбежно возникают те или иные проблемы. Бывает, что у ребенка появляется только слегка повышенная тревожность или какой-нибудь конкретный умеренно выраженный страх – например, темноты или собак. Часто повышенная возбудимость выражается в упрямстве, обидчивости. Иногда появляется излишняя двигательная активность.
Взрослые не всегда знают, как надо реагировать на «плохое поведение» ребенка. Часто вместо того, чтобы найти ему подходящее занятие, приласкать его или, наконец, просто твердо его остановить, пока еще не разошелся, родители начинают бороться с возникшей воспитательной проблемой «в лоб».
Это терпеть все выходки ребенка, поставив себе целью не раздражаться. Это возможно до известного предела, по достижении которого терпение лопнет и последует реакция, вероятно, более резкая и суровая, чем хотели бы родители и чем ожидал ребенок. Нужно учитывать, что у детей есть достаточно выраженное чувство справедливости. Ребенок знает, когда он ведет себя плохо, и ждет за это наказание, считая его справедливым. Если родитель его простил, ребенок чувствует облегчение, но если прощения не последовало, а наказание откладывается, это беспокоит его. Он ждет какой-то страшной расплаты и, к сожалению, иногда оказывается прав в своих ожиданиях, если взрослый терпел его выходки долго и скопил раздражение. Такие ситуации могут повторяться часто.
И при каждом проявлении нежелательного поведения пытаться «правильно» (с точки зрения родителей) отреагировать на него, осудить его, заставить сделать «как надо», добиться «раскаяния», обещания впредь так не делать.
Было бы наивно со стороны взрослого ждать, что маленький ребенок будет стремиться каким-то образом изменить свое поведение, даже если удастся довести до его сознания, что он поступает неправильно.
Так же наивно думать, что, «сражаясь» с действительно заупрямившимся маленьким ребенком, можно «победить» его с какой-то пользой для его воспитания.
Часто очень ценным может оказаться изменение, хотя бы временное, привычных ситуаций, провоцирующих конфликты с ребенком. Изменение как бы предупреждает развитие привычной конфликтной ситуации. Любой момент повседневной жизни – одевание, туалет, еду, сборы на прогулку и с улицы домой, укладывание спать – можно сделать интересным для ребенка. Копушу могут заинтересовать и увлечь песочные часы, дающие на еду ровно десять минут, а на одевание – пять. Непослушные волосы можно «победить» с помощью новой, какой-то особенной щетки (которую сперва можно опробовать на маме и бабушке, да и на кукле тоже). На манной каше можно нарисовать вареньем рожицу. Молоко налить в необычный высокий стакан с соломинкой, из помидора и яйца соорудить мухомор, бульон дать в чашке – если все это непривычно, должно подействовать. Наконец, любую ситуацию можно ввести в контекст игры. Например, сегодня у нас путешествие в джунгли. Мы умываемся в ручье, завтракаем на поляне, идем гулять – в поход по тропическому лесу, устраиваем после обеда большой привал – и так до вечера. Условие одно – взрослый должен тоже получать удовольствие от игры с ребенком, увлечься придумыванием сюжета. Важно только не показать ребенку, что вы торопитесь придумать что-то интересное, чтобы он не успел начать привычную ссору.
Конечно, ребенок не переменится, как по волшебству. Тем более что вы не сможете целиком и полностью погрузиться в продумывание способов избегания конфликтов. При каждой возможности он будет по инерции демонстрировать все те же фокусы, провоцируя вас на новый конфликт. Ваше дело – устоять и не отчаиваться при неизбежных срывах. Вы убедитесь, что после каждого следующего срыва вынырнуть на поверхность будет все легче и легче. В то же время усилия, необходимые для поддержания бесконфликтного существования, вначале очень значительные, будут постепенно уменьшаться, пока не сведутся к уровню автоматизма – вы привыкните постоянно ориентироваться на интересы и чувства ребенка и делать все не только для его физического благополучия и умственного развития, но и для того, чтобы он был счастлив и ему было интересно.
В качестве испытанного психологического средства для снятия напряжения, особенно у тревожных, много конфликтующих детей, очень хороши игры с водой, песком, глиной, жидкой грязью, снегом.
Для более полного уяснения того, что представляют собой стабильные и критические периоды развития дошкольника, рассмотрим некоторые из них вкратце.
Младенчество кончается кризисом одного года, который у одних детей наступает раньше, у других – позже. Это связанно с унаследованными от родителей и уже успевшими сложиться индивидуальными особенностями и темпом развития, а также с условиями жизни. Большое значение имеет, кто ухаживает за ребенком, много ли его носят на руках, играют и т.д.
Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Ребенок, находящийся на ступени раннего детства отличается от младенца тем, что он самостоятельно передвигается и разговаривает. Правда, и то и другое не всегда хорошо получается, но существенно, что его отличает большая активность в этом направлении.
Главное, что малыш стал требовательней и капризней. Он действует только с теми предметами, которые видит и чувствует в настоящее время. Его речь отвечает этой же особенности. Впрочем, «речь» – это слишком сильно сказано. Часто это всего несколько слогов, представляющие собой первые или ударные слоги «взрослых» слов или собственные фонетические произведения. Такие слоги-слова что-то означают. Часто это не один, а много разных предметов, не очень похожих друг на друга.
Малыш умудряется объясняться с помощью такой речи, включая в нее жесты – выразительные и указующие, междометия и, главное, всю ситуацию общения. Такую детскую речь психологи называют «автономной».
Л.С. Выгодский считал, что, пока ребенок объясняется с помощью автономной речи, он находится в кризисе одного года. Исключения из этого правила он наблюдал очень редко. Эта зависимость – возникновение и исчезновение автономной детской речи вместе с кризисом одного года справедлива в большинстве случаев и в наши дни. Однако современные наблюдения показывают, что все большее количество детей остаются на этой стадии речевого развития довольно долго – до двух, а то и почти до трех лет, причем другие явления, свидетельствующие о кризисе, успевают полностью пройти. Особенно часто это случается с теми детьми (обычно – мальчиками), у которых наблюдается склонность к леворукости или есть левши среди близких родственников. Когда эти дети, наконец, начинают говорить, используя настоящие слова, они сразу строят достаточно сложные фразы, что соответствует их возрастной норме.
Наступает кризис трех лет. Это – тяжелое испытание. Малыш был все-таки довольно покладистым – если взрослые не успели закрепить у него сложности, возникшие в прошлом кризисе, – и вдруг новые капризы и упрямство. Да такое упрямство, какого еще не было! Трехлетка – это не годовалый малыш, которого было так легко обмануть и отвлечь. В три года ребенок уже не поддается на примитивные приманки. Даже если предмет, который ему предлагают, очень интересный, трехлетка будет упрямо отворачиваться и скандалить, требуя, чтобы ему дали (убрали) не это, а то, что он просил. Это очень неприятная черта трехлетнего ребенка и в то же время это его достижение.
Важно, что ребенок осознал, что он хочет чего-то! И будет добиваться, чтобы сделали так, а не иначе.
Существеннейшее приобретение кризиса трех лет – самостоятельная сюжетная (режиссерская) игра. Эта такая игра, в которую играют в одиночку с маленькими игрушками или заменяющими их предметами – коробочками, катушками и т.д. В этой игре ребенок не берет на себя никакой роли – он хозяин, режиссер. Режиссерская игра – это создание и обыгрывание ситуаций. Первые, простенькие игры типа режиссерской бывают и до трехлетнего кризиса, на третьем и даже в конце второго года жизни. Но у трехлетки начинается настоящий расцвет таких игр. Сюжеты усложняются, героев становится больше. Ребенок говорит и действует за всех своих героев.
В режиссерской игре у ребенка младшего дошкольного возраста развивается новый, исключительно важный вид речи – так называемая эгоцентрическая речь. Малыш проговаривает частью громко, частью шепотом, частью про себя весь ход игры, все слова и действия, а также свои соображения по этому поводу. Эгоцентрическая речь – предтеча и основа для внутренней речи, которая у старших детей и взрослых является необходимым средством речевого мышления. Без эгоцентрической речи не может появиться абстрактное, теоретическое мышление.
Кризис трех лет заканчивается.
В возрасте от трех до семи лет (собственно дошкольном) ведущей деятельностью ребенка считается игра. Абсолютно все, что произвело на него впечатление в повседневной жизни (семейные события и дела взрослых, работа разных механизмов и поведение животных, а также то, что читают, рассказывают, показывают по телевизору), дошкольник включает в эти свои придуманные ситуации, то есть в игру.
Игра видоизменяется на протяжении дошкольного возраста. Вначале – это в основном режиссерская игра, происходящая в маленьком, обозримом для взгляда ребенка игровом поле – в коробке, в каком-нибудь укромном уголке. Такое ограниченное пространство посильно для еще неустойчивого внимания маленького ребенка. Когда ребенок подрастает, поле его игры тоже делается больше. Он уже способен удержать во внимании и то, что сейчас не видит, например «магазин», находящийся в другом углу комнаты.
И наконец, появляется высшая форма детской игры – сюжетно-ролевая игра. Она характерна для старших дошкольников, но ее элементы появляются и раньше. Сюжетно-ролевая игра коллективна. Чтобы дети смогли организовать такую игру, каждому из них нужно продумывать и всю игровую ситуацию в целом, и свою роль в отдельности; ориентироваться на других и в общем ходе развития сюжета, и в конкретном ролевом взаимодействии. Это очень сложная деятельность.
Игра с правилами больше похожа на игры взрослых или даже не на игры, а просто на всякие взрослые дела, регулируемые правилами. Ведь от умения принять правила и действовать в соответствии с ними во многом зависят вполне серьезные взрослые вещи.
Ребенок, увлеченно играющий в игры с правилами, – при условии, что в его арсенале остались и сюжетно-ролевая, и режиссерская игра, – скорее всего входит или уже вошел в кризис семи лет. Не всегда это случается именно к семи годам – бывает раньше, бывает позже.
В чем же выражается кризис семи лет? Подросший ребенок стремится походить на тех из своих сверстников или старших детей, кто ему импонирует. К сожалению, его вкус может совершенно не совпасть со вкусом мамы. Он перенимает манеру говорить, жаргонные словечки, аргументы в спорах со старшими. Теперь ребенок настаивает на том, что он будет одеваться так же, как нравящиеся ему дети, будет ходить гулять туда же, куда позволяют ходить им, есть на улице мороженое, как они. Могут снова появиться периоды двигательного возбуждения, когда видно, что ребенок не может овладеть собой. Необходима какая-то разрядка этого напряжения, которое нередко выливается в ссоры со слезами и грубыми пререканиями.
Семилетний ребенок более, чем трехлетний, сознает свое стремление к утверждению самостоятельности. Целесообразно, по возможности, предоставить ему свободу – если не в той форме, которой он требует, то в другой, обоюдно приемлемой. Если удастся снять остроту «борьбы за независимость», скорее всего уже через несколько недель проблема отступит и постепенно забудется. Будет хуже, если вам придется вступить в борьбу за беспрекословное выполнение своих требований. Возможно, это будет совершенно необходимо для обеспечения безопасности ребенка. В этом случае надо быть готовым к тому, что раз возникшая проблема будет все более заостряться. Хорошо, если ее удастся снять до наступления подросткового кризиса.
У ребенка, прошедшего кризис семи лет, завершается формирование внутренней речи. Это выражается в том, что он уже умеет рассуждать про себя, обдумывая разные вопросы. Внутренняя речь совершенно необходима не только для учебы, но и для познавательного развития в течение всей жизни.
Детская игра – это овладение универсальным механизмом человеческого творчества. Без игры, в той или другой форме и мере присущей каждому ребенку, овладение способностью к творчеству в любой области культуры просто невозможно. Ребенок, научившийся создавать, придумывать ситуации и управлять ими в игре, сможет «играть» и с ситуациями, задаваемыми в разных областях культуры. «Играть» можно словами и словесными образами, рифмами, ритмом, цветом, живописными или графическими массами, мелодиями, сценическим пространством, математическими и языковыми явлениями, сюжетными линиями и многим-многим другим.
Кризис семи лет дает ребенку средства и возможности для строительства его собственных, уже не только игровых, но и относящихся к миру общечеловеческой культуры, осмысленных и актуальных для него ситуаций.
Очень важно, чтобы развитие ребенка в дошкольном возрасте, пройдя все свои закономерные этапы и периоды, дало ему возможность, когда придет время, погрузиться в эту реальность человеческой культуры и действовать в ней.
Т.А. Рыжкова
МБДОУ №62 «Огонёк»
nsportal.ru
Кризисы развития ребенка: периоды и характеристика

Дети растут быстро и постоянно переживают различные изменения как физиологического, так и психологического характера. Изменения эти могут проходить постепенно, плавно и незаметно, а могут – стремительно и даже пугающе. Поэтому, говоря о кризисах развития ребенка, специалисты выделяют периоды стабильные и проблемные.
Содержание страницы
Стабильность и кризис
Стабильный период характеризуется постепенными переменами в характере ребёнка, без каких-либо кардинальных изменений. Развитие личностных черт проходит медленно и отличается незначительными переменами в разные моменты времени, поэтому процесс этот незаметен ни для ребёнка, ни для его близких. Обычно он занимает основную часть детства и может длиться не один год. Тем не менее, результат всегда очевиден, когда сравнивается начало периода и его конец. Причём качества, сформировавшиеся в это время закрепляются и приобретают устойчивость в характере ребёнка.
Кризисные периоды развития длятся не долго и имеют размытые границы. Наиболее заметное проявление кризиса проходит на его пике, когда черты ребёнка внезапно меняются, а поведение становится неузнаваемым. Иногда такие перемены носят разрушительный характер.
Кризисные явления и их значение в становлении психики детей
Мнения исследователей, которые занимаются изучением кризисов в психическом развитии ребенка, часто разнятся. Одни считают, что кризис – следствие плохого воспитания, что это явление, которое причиняет ущерб ребёнку.

Другие уверены, присутствие кризисов в развитии ребёнка необходимо и закономерно. По мнению последних, резкие, внезапные скачки способствуют полноценному психическому становлению ребёнка и обеспечивают стабильность его нервной системы.
Существует и третье мнение известных специалистов о том, что наиболее здоровым считается развитие, в котором благоприятные и проблемные времена чередуются.
Кризис в развитии психики часто кажется окружающим недостатком воспитания, так как порой поведение ребёнка в этот период носит предельно негативный характер. Контроль взрослых сходит на нет, их влияние и предпринимаемые меры теряют силу.
Частые перемены настроения, эмоциональные вспышки, ссоры с окружающими, понижение работоспособности и успеваемости в школе – наиболее характерные внешние черты кризиса, сопровождающиеся бурей внутренних переживаний ребёнка.
Течение кризисного периода всегда индивидуально, его специфику можно определить, если сравнить ребёнка не со сверстником, а с ним самим на более раннем этапе взросления.
Развитие в кризисный период носит, казалось бы, негативный и непродуктивный характер, поскольку происходит глобальный распад тех качеств, которые сформировались ранее. Меняются черты, интересы, ценности. Но не стоит отчаиваться – значение кризисов в психическом развитии ребенка велико, и на месте личностных руин всегда появляется нечто новое. Новообразования, появившиеся в кульминационный момент, не отличаются устойчивостью и проходят отбор, когда развитие ребёнка переходит в более плавный, стабильный период. Тогда, уже в более спокойное время, происходит «отсев» незафиксированных и неустойчивых качеств.
Периодизация детского кризиса

Большинство из кризисных периодов касаются новых желаний и нужд ребёнка, их взаимоотношений с людьми, старших по возрасту. Именно совокупность этих факторов определяется рядом учёных как основание для развития детской психики.
Кризисы в соответствии с концепцией развития ребенка Л.С. Выготского
Известный русский психолог выделил следующую периодизацию, согласно которой поочередная смена благоприятного и проблемного этапов необходима для правильного становления психики:
- Новорожденческий кризис;
- Младенчества;
- Кризис первого года;
- Ранний этап детства;
- Трехлетие;
- Дошкольный этап;
- Семилетие;
- Школьный возраст;
- Тринадцатилетние;
- Пубертатный период;
- Семнадцатилетние.
Рассмотрим лишь основные проблемные вехи детского становления.
Кризис первого года
В это время происходит переход ребёнка от младенчества к раннему детству. Здесь можно наблюдать вспышки самостоятельности и неожиданные проявления эмоциональности. Аффекты появляются, в основном, при непонимании родителей ребёнка его выражений и жестов. Не менее яркая ответная реакция возникает на понимание, но неудовлетворение его потребностей.
Не всегда чадо может понять, что слово «нельзя» звучит только потому, что вокруг него слишком много опасности и источников вреда. Из-за непонимания ребёнок начинает капризничать, кричать, плакать, создавать шум.
Реакция во многом зависит от воспитания в семье.
Чем больше ошибок допустили родители – давили на ребёнка или необоснованно меняли требования, лишали самостоятельности – тем агрессивнее ребёнок.
Острую реакцию можно со временем скорректировать, если родители наберутся терпения и предоставят ребёнку больше свободы (в пределах разумного).
Кризис 3 лет

В 3 года появляется и становится любимым местоимение «я» . Причём в исключительно положительном контексте – «я хороший», «я очень хороший», и «я сам», которое означает стремление ребёнка самостоятельно что-то менять в окружающем мире.
Малыш становится более активным, что требует своевременной реакции родителей. Если они оказались не готовы принять ребёнка таким, не способны адекватно регулировать его свободу и не приветствуют его инициативу, то постепенно возникают следующие кризисные явления:
- Негативизм. Ребёнок реагирует крайне отрицательно, если взрослый о чём-то его просит или требует что-то сделать. Главная цель – сделать всё наоборот. Просто потому, что это дурацкий взрослый.
- Упрямство. Вызвано желанием ребёнка во что бы то ни стало выполнить его требование, так как пора бы уже взрослым считаться с его мнением. Не путать с настойчивостью, которая связана с получением желаемого объекта или услуги. Упрямство же не зацикливается на объекте просьбы, оно завязано на привлечении внимания к собственной персоне.
- Строптивость. Не против мамы, папы или бабушки. Против системы правил или отношений, которые сложились в семье. Ребёнок высказывает своё неприятие и скептицизм ко всему, что ему предлагается и считается нормальным.
- Своеволие. Страсть к самостоятельности может перерасти в ярко выраженное своеволие. Оно обычно приводит к неприятным последствиям и влечёт за собой дополнительные конфликты с родителями. Уже в три года дети могут настолько часто ругаться со взрослыми, что состояние войны, протеста и бунта становится постоянным. Если родители не могут совладать с ребёнком, в нём проявляются черты деспотизма. Ребёнок имеет полную власть над взрослыми, указывая родителям на свои изысканные вкусовые предпочтения и остальные моменты.
- Обесценивание. То, что было дорого и неприкосновенно только вчера, в 3 года может быть выброшено, сломано и нарушено. В топку идут правила поведения, ухо игрушечного медведя, многие другие ценности.
Кризис 7 лет
Кризис 7 (или 6) лет связан с изменением социального статуса ребёнка – он становится школьником. Общественные отношения и его место в их системе вызывают массу противоречий внутри первоклассника и предъявляют ему свои требования. Система ценностей развивается всё динамичнее – теперь игра не так важна, как учебная деятельность, а мышление постепенно избавляется от детской непосредственности.
Как «бороться» с детским «бунтом» в периоды кризисов доподросткового возраста, смотрите в видео:
Заключение
Школьная действительность кардинально меняет устоявшийся уклад жизни ребенка и таит в себе много новых впечатлений. Его ждёт ещё масса перемен в своём характере, что будет особенно заметно в сложные 13-15 лет. Безусловно, каждый переживает кризисы развития по разному, и крайне сложно найти универсальный рецепт, который бы помогал их преодолеть всем одинаково эффективно. Родителям следует быть более чуткими в эти периоды и в случае необходимости обращаться за помощью к детскому психологу.
defektologpro.ru
Кризисы развития детей дошкольного возраста
Кризисы развития детей дошкольного возраста.
Педагог-психолог МБДОУ Детского сада комбинированного вида №41«Катюша»
Кузнецова М.Е.
В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:
– младенческий – с рождения до одного года;
– раннее детство – от года до трёх;
– дошкольное детство – от трёх лет до семи.
Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития. Возрастные кризисы детей (от греч. krisis – переломный момент, исход) – проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).
Кризис – это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию. Соответственно вышеописанным периодам в жизни ребёнка, Л.С. Выгодский выделил следующие возрастные кризисы детей:
-кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
-кризис одного года – отделяет младенчество от раннего детства;
-кризис трёх лет – переход к дошкольному возрасту;
-кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.
Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает. Какова же суть каждого из перечисленных кризисов?
Избежать перечисленных этапов невозможно, но каждый проживает свой кризис по-разному. Если родители одного малыша даже и не заметят значительных изменений в поведении своего чада, то другие могут столкнуться с серьёзными проблемами и непониманием. Чем меньше родители знают о причинах непривычного поведения своего ребёнка, чем меньше выстраивают отношения соответственно меняющимся условиям, тем более глубоким и сложным может оказаться кризис.
Форма и длительность кризисных периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.
Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности.
Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.
Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис первого года жизни. К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Он бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что попадается ему на глаза. Он опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, грызет обувь своими молочными зубами, пробует на вкус бабушкины лекарства. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.
Круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них – сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, и основное – стремление все делать самому, даже при отсутствие соответствующих умений. Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения со взрослыми. В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с разными взрослыми; наблюдаются неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым, повышенная требовательность и порой агрессивность в отношениях с близкими. И, наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Его явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляется и в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.
Расширение объективных возможностей ребенка провоцируют запреты со стороны взрослого. Далеко не все желания ребенка могут быть удовлетворены: ему, например, не разрешают всовывать пальцы в розетку, есть из собачей миски и пр. Запрет со стороны взрослого делит окружающее пространство на доступное и недоступное.
Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность. Но эта автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи взрослого. Противоречие между стремление к самостоятельности и зависимостью от взрослого составляет суть этого возрастного кризиса.
Чего делать, когда у ребенка кризис одного года?
Необходимо дать ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть. Особенно много интересного хранится у мамы на кухне – крышки от банок, небьющиеся тарелки, ложечки, воронка для жидкостей и т.д.
В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Можно купить малышу пальчиковые краски, детскую дудочку, металлофон и т.д.
Нельзя потакать всем капризам ребенка, баловать его. Поэтому для родителей годовалого малыша действуют следующие правила:
– запретов должно быть как можно меньше;
– лучше не запрещать, а отвлекать;
– отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить – покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой (постучать по ней ложкой, насыпать что-нибудь внутрь, засунуть в нее шуршащую газету и т.д.).
Кризис трех лет. Кризис трех лет – один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Особенность этого кризиса – ещё более, по сравнению с предыдущими годами, возросшая самостоятельность. Теперь малыш не просто изучает мир, он хочет взаимодействовать с ним. И хочет взаимодействовать самостоятельно, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Здесь он требует права на собственное решение, как бы изучая и определяясь, «что я значу в этом мире и что значат в этом мире другие».
Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».
Л.С. Выгодский описал следующие семь симптомов кризиса трех лет:
1. Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требования старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять!».
2. Упрямство. Его стоит отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство.Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.
3. Строптивость. Протест ребенка направлен против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и т.д.Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
5. Бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6. Обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца. Может менять отношения к своим игрушкам, замахиваться на них, отказываться играть с ними.
7. Стремление к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы со слезами и криками. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к другим детям, в требовании постоянного внимания к себе.
За всеми этими симптомами стоят личностные новообразования – сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.
Формируется самооценка ребенка.
В этом случае для родителей трехлетки будут действовать следующие правила:
– позвольте ребенку иметь свое пространство (комнату, игрушки, одежду и пр.), которым он будет распоряжаться сам;
– уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод естественных последствий лучший учитель, чем предостережения;
– подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и т.д.;
– притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т.д.;
– самое главное примите тот факт, что ребенок действительно взрослеет и заслуживает не только любви, но и настоящего уважения, потому что он уже личность;
– на ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно договариваться, т.е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить компромиссы;
– иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро), можно и нужно идти на уступки, тем самым вы учите ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего.
Кризис семи лет. Кризис семи лет основывается на переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких причин кривляться, манерничать, капризничать. В его поведение появляется что-то нелепое и искусственное. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. В этот период происходят важные изменения в психики ребенка – утрата детской непосредственности (Л.С.Выгодский).
Как отмечал Выгодский, главная причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни, то есть ребенок внешне такой же, как внутри. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.
В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К.Н.Поливановой (1994).По ее данным, на седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Проявляется непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой, и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию – позицию взрослого. Он опробует себя в привычных ситуациях через нарушения обыденных правил.
Потеря непосредственности является для ребенка величайшим приобретением на пути его человеческого развития. Если раньше, в дошкольном возрасте, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре, то в 6-7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности. Выгодский подчеркивал существенную разницу между переживанием тех ли иных чувств (радости, обиды, огорчение и пр.) и знанием, что я их проживаю («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»). В 7 лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования.
Д.Б. Эльконин в качестве примера приводил историю одного хромого мальчика, который в дошкольном возрасте любил играть с ребятами в футбол. Естественные неудачи и насмешки школьников огорчали его, но несмотря на это он каждый раз при первой возможности устремлялся во двор и присоединялся к играющим ребятам. Несмотря на хроническую неспешность, общего чувства своей неполноценности у него не было. И вот в семь лет он впервые отказался от игры в футбол, осознав свою несостоятельность в этом дела.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.
В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.
Используемая литература:
- Выгодский Л.С. Психическое развитие ребенка. М.: Эксмо-Пресс, Смысл, 2003.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.
- Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Кнорус, 2013.
nsportal.ru
от 1 до 40-60 лет – Зожник
Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».
Наверное, многие знают любопытный факт, что с китайского языка слово «кризис» переводится неоднозначно. Оно состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».
Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.
Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.
Детский возраст – проблемы и ориентиры
У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:
- кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
- кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
- кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
- кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
- кризис подросткового возраста (13 лет).
Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.
У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.
А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.
По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.
Подростки – переход во взрослую жизнь
Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.
Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.
В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.
Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.
Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.
А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.
На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.
Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.
С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.
Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.
К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.
Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.
«Четверть века» и новые вопросы
Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.
Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].
В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.
Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.
Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.
Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.
До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.
Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.
В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают т
zozhnik.ru
Возрастные особенности развития. Понятие о кризисах и стабильных периодах. Их особенности
12 Сен22142
Мария Войчук: Развитие психики может идти медленно и постепенно, а может – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Стабильный период характерен долгой продолжительностью, плавными изменениями структуры личности без сильных сдвигов и перемен. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности.
Кризисные периоды длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Происходят значительные сдвиги в развитии – ребенок резко меняется во многих своих чертах.
Для них характерны следующие особенности:
1. Границы, отделяющие начало и конец этих стадий от смежных периодов, крайне неотчетливы.
2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения.
(В то же время Л.С. Выготский считал, что яркие проявления кризиса – это скорее проблема социального окружения, не сумевшего перестроиться, чем ребенка. Д.Б. Эльконин писал: «Кризис поведения, часто наблюдаемый в трехлетнем возрасте, возникает лишь при определенных условиях и вовсе не обязателен при соответствующих изменениях во взаимоотношениях ребенка и взрослых». Аналогична позиция и А.Н. Леонтьева: «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием»).
3. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Но создается и что-то новое. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.
Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка (Божович Л. И., 1979). Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.
Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Далее следует описание кризиса и следующего за ним стабильного периода, где выделено только самое важное, наиболее характерное. Касательно потребностей следует понимать, что потребности предыдущего времени не исчезают, просто в описании каждого из периодов указаны только те, что добавляются в связи с развитием ребенка.
Для детского возраста считается, что происходит чередование кризисов, связанных с социализацией (0, 3 года, подростковый кризис 12 лет) и саморегуляцией (1 год, 7 лет, 15 лет).
Считается, что кризисы социализации протекают обычно более остро, чем саморегуляции, возможно, в связи с тем, что они направлены вовне и «зрителям» удается увидеть больше. В то же время мой личный опыт работы и жизни с детьми показывает, что кризисы саморегуляции могут быть не менее тяжелыми, но многие их проявления скрыты в глубине детской психики и об их тяжести мы можем судить только по тяжести последствий, в то время как кризисы социализации чаще имеют более яркий поведенческий рисунок.
Чем старше возраст, тем в большей степени размыты грани возрастных кризисов. Кроме того, во взрослом состоянии, кроме нормативных кризисов (кризис 30-ти лет, кризис среднего возраста 40-45 лет и последний кризис, связанный с осознанием старения), могут иметь место разные личностные кризисы, связанные как с условиями существования, так и с особенностями личности (о них я сейчас писать не буду). Также стоит иметь в виду, что каждый позитивно разрешившийся кризис способствует тому, что следующий кризис имеет больше шансов на позитивное и легкое протекание. Соответственно, прохождение кризиса в негативном ключе, отказ от разрешения поставленной задачи, обычно приводит к тому, что последующий кризис (учитывая закон чередования) будет более острым и его позитивное прохождение будет затруднено.
О зоне ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития (то, что он может решить в сотрудничестве со взрослым).
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.
* Думаю, проблема нарушения границ детьми и их травмирование о границы заключается в том, что теоретически границы возникают, исходя из условий существования, и они достаточно естественны, чтобы с ними не спорить. Но поскольку человек развивается не в естественной среде, а в искусственной, то г
soznatelno.ru
Кризисный период – это… Что такое Кризисный период?
- Кризисный период
-
Временной параметр кризиса, в развитии которого выделяют: период начального повышения напряжения; период несостоятельности в разрешении проблемы с помощью сложившихся стереотипов поведения; период “поспешной” мобилизации защитных сил (компенсаторных адаптационных возможностей) при хаотическом поиске новых вариантов решения проблемы; проблемы дальнейшего роста напряжения, приводящего к дезорганизации поведения и функционирования, в частности к формированию суицидального поведения.
Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.
- Кризисное состояние
- Критерий хорошо сформулированного результата
Смотреть что такое “Кризисный период” в других словарях:
Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора
Международное общество сознания Кришны — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления … Википедия
Локо-банк — Тип Закрытое акционерное общество Лицензия № 2707 Участие в ССВ да Год основания … Википедия
USA3000 Airlines — USA3000 Airlines … Википедия
Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия
ДИНОЗАВРЫ — Когда впервые обнаружили кости динозавров ? Примерно в 1820 г. внимание английских и французскиз исследователей привлекли окаменевшие зубы и кости больших размеров. Изучая их, они пришли к выводу, что окаменелости принадлежат необычайно крупным… … Энциклопедия Кольера
Электропрохладительный кислотный тест — The Electric Kool Aid Acid Test … Википедия
Недвижимость — (Real estate) Определение недвижимости, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости Информация о понятии недвижимость, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости, налогообложение и страхование Содержание – это вид имущества,… … Энциклопедия инвестора
ЛЯН ЦИЧАО — Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь бин ши чжу жэнь (Хозяин кабинета Охлаждения жара [[буквально: Питья ледяной воды]] реминисценция из главы 4 даосского канона 4 3 вв. до н.э. Чжуан цзы). Китайский философ, историк философии, ученый, литератор … Энциклопедия Кольера
Стравинский И. Ф. — Игорь Фёдорович (5 (17) VI 1882; Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов 6 IV 1971, Нью Йорк, похоронен в Венеции) рус. композитор и дирижёр. С ранних лет приобщился к высоким достижениям отечеств. иск ва в доме отца певца (бас) Мариинского т ра Ф … Музыкальная энциклопедия
psychology.academic.ru