Кризисы в жизни человека – 8 основных психологических кризисов человека

Содержание

8 основных психологических кризисов человека

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь».

8 основных психологических кризисов человека

8 психологических кризисов 

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов – от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.8 основных психологических кризисов человека

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если – да, то чем именно и как это для меня – хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком – определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего – то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих – вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.


Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно – белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу…». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.


При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

 8 основных психологических кризисов человека

Кризис № 4

Следующий кризис (22 – 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что – то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту – это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему – то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по – другому, что упущены какие – то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что – то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где – то в возрасте 32 – 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем – то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса – новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов – 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи – все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.Либина описывает этот кризисный период:8 основных психологических кризисов человека

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во – первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во – вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье – с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе – чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым ” наступают на пятки ” более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: ” Кто я есть? ” и ” Куда я иду? “. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о “пустом гнезде”, которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста – возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда – горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего – одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из – за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития – человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми . Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда – нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Психологические кризисы в жизни человека

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов – от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать». Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов. Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое. Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если – да, то чем именно и как это для меня – хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком – определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других . Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук. Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего – то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!». Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих – вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.

Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно – белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор. На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу…». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи. При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей. Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 – 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что – то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту – это навсегда и ничего нового уже не будет. Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему – то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по – другому, что упущены какие – то возможности, и изменить уже ничего нельзя. При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что – то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где – то в возрасте 32 – 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты. Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем – то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы. Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса – новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов – 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном. Карьера, семья, связи – все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться. Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить. Вот как А . Либина описывает этот кризисный период: «Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во – первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из – за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во – вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье – с детьми, которые уже покинули или вот – вот покинут родительское гнездо, на работе – чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым ” наступают на пятки ” более молодые. Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: ” Кто я есть? ” и ” Куда я иду? “. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее. Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о “пустом гнезде”, которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы. Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы. В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста – возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда – горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего – одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из – за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками». В позитивном варианте развития – человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя. Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми . Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни. Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда – нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».

Сергей

sovet.boltai.com

когда и почему они возникают и как с ними бороться

Невозможно прожить жизнь, не сталкиваясь с кризисами. Причем их может быть множество и большинство из нас попросту теряется при встрече с проблемой, которая может возникнуть ни с того, ни с сего. Но так только кажется, что она всплывает без причин, существует масса факторов, которые провоцируют кризисные периоды. А все начинается, чуть ли не с начала нашей жизни.

Кризис у человека

Кризис у человека

Кризисы жизни человека

  1. В первый раз человечек сталкивается с кризисным состоянием, когда ему исполняется один годик. Да, да, не удивляйтесь. Ведь к этому времени начинает только понимать, куда попал, какой мир его окружает, какие люди. Кому стоит доверять, а кому нет. И в зависимости от того, как будет пройдет данный этап, развитие личности будет позитивным или негативным. Конечно, в данном случае, все зависит от взрослых, воспитывающих ребенка.

    Необходима «золотая середина» при общении с малышом, нельзя позволять слишком много, но также категорически не стоит быть жесткими, жадными, холодными. И главное, что ему сейчас необходимо – это забота, любовь, доброта, открытость, доверие.

  2. Следующий кризисный этап – трехлетний возраст ребенка. Именно в этот период или около него, малыш проявляет свой характер, повадки, личностные качества, упрямство, общительность. То есть он уже демонстрирует миру, какие гены в него заложены, что воспитали в нем родители.
  3. Семилетний возраст – очередной сложный период в жизни каждого из нас. Именно в этом возрасте определяется социальное положение человека. Ему предстоит сделать выбор между двумя путями: или он начнет полагать, что он личность исключительная, заслуживающий поощрений, похвал, благ или же, в нем формируются комплексы из-за негативного опыта со сверстниками, окружением. Ведь это возраст, когда человек идет в школу, начинает контактировать с одногодками, заводит друзей.
  4. От двенадцати до четырнадцати лет наступает момент, когда мы начинаем понимать, к какому полу относимся. И тут в дело вступает наш характер, желание быть самостоятельным, обрести полную свободу. Мы доказываем своим родителям, что уже не дети, отказываемся слушать их советы. А малейшие попытки ограничить наше свободолюбие вызывает моментальные приступы паники, агрессии, недопонимания.
  5. Следующий тяжелый момент – молодое время от 18 до 20 лет. Наступает понимание того, что детство и юность позади, теперь черед за молодостью, активностью. Мы оказываемся один на один с окружающим миром и начинаем брать на себя ответственность за свои поступки, обеспечиваем себя самостоятельно. Нам приходиться вступать в борьбу за место «под солнцем», делать сложный выбор и осознавать, что все не дается просто. Необходимо трудиться, добиваться, не сидеть «сложа руки» как в детстве и ждать, когда за нас все сделают родители.
  6. Период от 27 до 29 лет. Все то, о чем мечталось – сбылось или нет. В правильном ли я иду направлении по жизни. Не опоздал(а) ли я, совпало ли достигнутое с тем, о чем планировал? Эти вопросы не дают покоя ни одному серьезному человеку, понимающему, что молодость понемногу уходит и наступает период зрелости. Человеку нужно к этому этапу подготовиться основательно, ведь предстоят радикальные перемены, как в личной, так и профессиональной сфере жизни.
  7. От 34 до 37 лет – тот самый злополучный «кризис среднего возраста». Полжизни позади, что будет впереди не известно. Многие осознают, что осталось совсем мало и конец жизни. Именно в эти годы человек все чаще задает себе вопрос: «Для чего существует жизнь, какой в ней смысл? Если все равно все умирают, зачем же мы рождаемся?» и т.д. Также, мы даем оценку своей деятельности за прошедшие годы и чаще всего полагаем себя неудачниками, уверены, что мало чего добились. Конечно, не всем мечтам суждено сбываться, а как многого нам когда-то хотелось.
  8. От пятидесяти трех до пятидесяти пяти лет – один из сложнейших периодов в жизни каждого. Наступает, так называемый, кризис предпенсионный. Годы идут к закату, мы теряем свою внешнюю привлекательность, то и дело дают о себе знать возрастные болячки. К тому же, старость уже вовсю машет нам своими симптомами – быстрая утомляемость, потеря сексуальных желаний, заработки уже не те, что раньше. Да и дети не желают особо с нами делиться, списывают в «утиль».
  9. Период от 65 до 67 лет – серый, тяжелый. В этом возрасте невозможно не думать о том, что вот-вот наступит кончина. О смерти мы задумываемся на протяжении всей жизни, но чем мы к ней ближе, тем больше места она занимает в наших мыслях. При этом ничто больше нас не беспокоит, разве что состояние здоровья. Мы как бы подытоживаем свою жизнь, собираем в одну кучу достижения и упущения.
  10. Сто лет. До этого возраста, конечно, мало кто доживает. Но все же есть таковые, которые переносят очередной кризис, переступив вековой рубеж. От всего можно устать, от жизни тоже. Прожив сто лет, человек устает, внутри пустота, отсутствие желание существовать дальше. В голове постоянно одна и та же мысль, как бы быстрее закончить с этой жизнью, как бы быстрее помереть. Но есть и хорошая новость – это последний кризисный момент в жизни человека.

Проблемы в жизни

Проблемы в жизни

Для чего нужны кризисные моменты

Как мы уже знаем, прожить жизнь без проблемных периодов ну никак невозможно. Но не стоит относиться к ним столь остро, стоит понимать, что они нам нужны. Не нужно по каждому поводу восклицать «Господи, за что мне это!». Если случился кризис – значит, есть за что.

Мы льстим себе и полагаем, что мы мягкие и пушистые, а вокруг одни авантюристы, агрессоры, жадины, злюки, клеветники и т.д. Нам следует принимать все проблемы как наказание, и как урок, благодаря которому дальше на такие «грабли» наступать уже не будем. Для того, чтобы понять сказанное, нужно изучить наши кризисы как бы со стороны.

Проблемы – это отпечаток наших действий

Согласно поговорке: «Знал бы, где упал, подстелил бы соломку», мы все хотим знать моменты, в которых могли бы ошибиться и нанести урон для последующей жизни. Как бы это было хорошо. Никто и никогда не оказывался в неприятной ситуации, все были бы здоровы, богаты, удачливы, счастливы. Но, к сожалению, невозможно предугадать, что случится через минуту.

И какие наши действия способны вызвать негативные последствия. К тому же, человеческая натура идет на «поводу» у своих сиюминутных желаний, и потом приходиться разгребать все, что это приносит. Но ведь нам о том, что может быть, говорят опытные товарищи, родители, друзья. Почему мы их не слушаем, не внемлем их ценным советам. В том-то и дело, вместо того, чтобы учиться на чужих ошибках, мы это делаем на своих. И это тоже учеба.

Ведь мы не можем найти отдельное время для того, чтобы обучаться. Поэтому происходит компенсация того, что нами упущено. Так мы поступаем в вуз, чтобы получать хорошую зарплату, расти по карьерной лестнице, создаем семью, дружим с людьми, чтобы не оставаться в одиночестве и т.д. Если бы у нас не было острой необходимости в достижениях, действиях и поступках, никто бы и пальцем не пошевелил – жил бы себе по инерции и все.

Вот почему проблему нужно воспринимать как бесплатный, но очень ценный урок и правильно усваивать науку.

Почему возникают проблемы и нам не везет

С древнейших времен люди делали все, чтобы переманить на свою сторону госпожу Удачу. Читали заклинания, проводили целые ритуалы, но мало кто задумывался о том, почему у нас возникают проблемы, неудачи. Почему все та же госпожа Удача не смотрела в нашу сторону. И что они означают – эти неудачи?

У каждого свой критерий счастья и удачи. Если для одного счастьем всей жизни является приобретение дорогого авто, то для другого достаточно получить нормальную и стабильную должность.

Существует два типажа людей – они считают виновником всех своих бед только себя, другие обвиняют в этом кого угодно, только не себя.

И стоит понимать, что те, кто считают виновным себя, намного ближе к истине, чем вторые. Ведь намного проще изменить свое поведение, видение мира, а вот поставить «на место» поступки правительства, экономические отделы за их некачественную работу. Но нельзя не согласиться и с тем, что есть определенные, не зависящие от нас причины, не позволяющие нам получить то, чего желаем. Та же самая географическая принадлежность – мы не можем иметь те же блага, что и жители Европы, США и т.д. Также, существует еще ряд причин, которые не дают нам быть удачливыми в жизни:

  • плохая информированность;
  • низкая эрудиция;
  • плохие познания жизни, недопонимание её сути.

Учась в школе, мы изучаем предметы, не связывая познания между собой. Мы не связываем между собой химию и астрономию, литературу и физику. Мы понимаем, что познания в представленных школьной программой предметах не способны полностью удовлетворить тот уровень, что пригодится в жизни. Знание химии поможет в приобретении профессии, но оно не может стать подоплекой в налаживании коммуникаций, обретения друзей, разве что косвенно.

Но школьный уровень знаний необходимо также дополнять, ведь программа не может дать того, что действительно поможет добиться успехов в карьере.

Успех в карьере

Успех в карьере
  • Невежество, психологическая безграмотность.

С детских лет мы делаем то, что говорят взрослые. И в определенные моменты нам нужно расти, начинать понимать себя, работать над своим совершенством. Если же мы этого не делаем, то становимся психологически безграмотными, глупыми. Попадая в жизненные ситуации, невежи теряются, не способны построить отношения, налаживать контакты.

Все мы знаем, что более ленивого существа, чем человек в природе не существует. Именно лень, самое опасное в мире явление, разрушающее нашу жизнь. При этом не нужно её путать с тем, что порой мы не в состоянии что-либо делать, совершать не по своей воле. Лень – это мимикрия в явном виде, то есть она может маскироваться под другие явления – страх, злость, болезнь, нерешительность и т.д. Распознать её можем только мы, никто другой. И чаще всего, мы понимаем, что ленимся, но не боремся с ней.

  • Отсутствие духовности.

Оглянитесь вокруг, посмотрите, как прекрасен окружающий нас мир. К сожалению, многим этого не дано, вернее они не понимают, что нужно смотреть по сторонам и наслаждаться красотой всего. Вместо того, чтобы ныть и плакать от неудач, кризисов, улыбнитесь навстречу идущему, радуйтесь тому, что оказались в числе жителей Земли, что Господь подарил вам жизнь – самое ценное во Вселенной. Вы часть всего, без вас ничто бы не построилось. Если человек смотрит на мир через призму своих бед и неприятностей, то ничего хорошего с ним не будет!

  • Отсутствие логики.

Нормальное существование без вопросов и ответов невозможно. Задавайте их себе и ищите ответы. Именно это нам и помогает думать, понимать, размышлять. Необходимо в голове строить логические цепи всех событий, в том числе и собственных мыслей. Если не будете её тренировать, то жить действительно будет очень сложно. Вас будет преследовать череда ошибочных поступков, которые обязательно принесут негативные последствия. Например, мужчина не думает о том, что будет после его легкомысленного поведения, беспорядочных половых контактов. Он может заболеть или возникнет нежелательная беременность, нарушающая планы на жизнь.

  • Мыслите парадоксально.

Важно научиться совмещать в мыслях несовместимое. Таким талантом обладают представители точных наук – физики, математики. Если говорить проще, то нужно быть гибче. Не нужно, словно лошадь с шорами двигаться в одном направлении. Старайтесь понимать всех, не «ломитесь» только с одним видением картины мира, жизни. В ней бывает все, уж поверьте. Порой с людьми случается такое, что сложно вписать в нормальные рамки.

  • Перестаньте быть трусом.

Неуверенность в себе, отсутствие решительности, веры в свои силы не дают достигать желаемого и обходить стороной кризисные моменты. Также не стоит быть чрезмерно скромным, так вы ни к чему не придете. Ложная скромность стала причиной неудач миллионов человек. Верьте в себя, вы ничем не хуже других, хотя бы потому, что читаете нашу статью. Значит, вы работаете над собой, интересуетесь тем, как избегать кризисов в жизни и брать от нее только лучшее.

  • Отсутствие желания вложить в дело все силы.

Мы проживаем свою жизнь, как бы понарошку. Но постойте, часики-то тикают. Один персонаж сказал очень умную вещь: «Я до сих пор жил, словно писал черновик». И когда наступает старость, мы понимаем, что черновик и является нашей книгой жизни в чистом виде со всеми ошибками, неудачами, бедами.

  • Проблемы со здоровьем.

Они возникают по разным причинам. У кого-то действительно они могут быть врожденными, здесь уже ничего не поделаешь. Хотя, существует масса примеров того, как слабые здоровьем люди умудрялись достигать больших высот. Они работали над своим внутренним миром, трудились, восстанавливались. Они стремились жить по-человечески, быть сильными.

Также болезни могут стать причиной нашей же безответственности, не активного образа жизни, вредных привычек. Нужно сказать, что люди считают, что слишком любят себя, чтобы чем-то нагружать свое здоровье. Но в том то и дело, это показатель самой Большой нелюбви к себе. Не поступают так с любимыми вещами. Поэтому нужно себя уважать, любить и ценить!

Отсутствие мотивации

Отсутствие мотивации
  • Отсутствие мотивации.

Данный фактор возникает потому, что плохо осознаем свою сущность, смысл жизни. То есть, мы не можем определиться – что же нам от нее нужно, чего мы хотим добиться. Чтобы она возникла, сядьте и поразмыслите – чего вы хотите достигнуть? Подумайте, что вам нравится делать больше всего, что приносит истинное удовольствие и удовлетворение. Поработав над своими целями, желаниями, постройте план действий.

  • Мы не любим тратиться.

Любимое для большинства из нас слово «Халява» не дает нам двигаться вперед. Мы все хотим получать блага, но при этом не хотим тратиться ни финансово, ни морально, ни физически. Вспомним поговорку: «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!» и запомните, ничто в этом мире не дается даром. А бесплатный сыр, как мы знаем, только в мышеловке.

  • Мы боимся быть свободными.

Как только мы обретаем её, свободу, то тут же стремимся кому-то отдать. Она нас пугает, ведь в таком случае, нам придется самим принимать решения и воплощать планы в жизнь. Куда легче оказаться пол колпаком и ждать, когда эти же решения будут приняты за нас.

  • Боязнь отличаться от других.

С детских лет большинство из нас боится выделяться из толпы, стесняемся выступать, быть публичными. Об этом можно судить, глядя на аватарки пользователей соцсетей. Обратите внимание, что там чаще всего? Котики, собачки, цветочки и всякая другая нейтральная лабуда, но только не фото владельца аккаунта. Не бойтесь открыться миру, покажите свое лицо, ведь оно у вас неповторимое и уникальное, прятаться и комплексовать могут только неудачники.

  • Плохая интуиция.

Бывает так, что у человека практически не слышен внутренний голос, нет шестого чувства, то есть интуиции. А ведь оно помогает нам не совершать глупых поступков и оберегает по жизни. Но есть хорошая новость – нет человека без интуиции, просто он её не развил, не прислушивается к ней. Поэтому, при важном решении, всегда прислушайтесь к внутреннему голосу и действуйте по его наитию.

  • Пренебрежение своим опытом.

Воспринимайте проблемы как способ достигать большего. Если вас уволили с работы – не переживайте, а радуйтесь. Теперь вы можете двигаться дальше, а не прозябать в одной и той же скучной должности. Вам предоставляется расширить кругозор, грань, за которой ожидает новое, интересное.

То, что мы представили выше, может стать отличным путеводителем тем, кто сталкивается с жизненными кризисами. К тому же, мы предлагаем изучить несколько уроков, если вы уже начали сталкиваться с проблемами.

Никаких страданий. Да, наша жизнь – это череда удачных и неудачных моментов. Не стоит плакать по каждому пустяку. За то время, пока вы льете слезы, можно все наладить, идти дальше по жизни навстречу удачам.

Учитесь всему радоваться. Чтобы ощущать удовлетворение, удовольствие не ждите крупных событий, а радуйтесь даже мелочам. Именно из них и складывается наша судьба, и от того, как мы будем к ней относиться, зависит и наше эмоциональное состояние, её продолжение. Встав поутру – скажите спасибо, что вы живете и имеете возможность дышать, любоваться природой, общаться с друзьями, любить, смеяться. Особенно на приятные мелочи нужно обращать внимание в кризисные периоды.

Проявите свою силу. Мы и представить себе не можем, на какие вещи способны. Мы недооцениваем свои возможности, силы. Как только возникает проблема – будьте уверены в себе и не бойтесь. Сколько интересных историй связано с тем, как человек в кризисный момент проявляет удивительные способности, вы не исключение!

Уберите из сердца страх. Есть мнение о том, что страх – это оберег человека. Если бы он ничего не боялся, вряд ли человечество дожило до нашего времени. Например, чувство страха не позволяло в открытую драться с тиграми, или, боязнь заболеть заставляет нас теплее одеваться в холодные сезоны.

Но есть и другой страх, который не дает сделать решительные шаги в достижении целей. Здесь нет открытой физической и эмоциональной угрозы разве что выглядеть перед кем-то неудачником. Ничего страшного, рисковать все-таки надо. Поверьте, большинство из знаменитостей и известных людей начинали с неудач, но продолжали совершать попытки и всего добились.

Не страшен черт, как его малюют. Перед тем, как что-либо делать серьезное, мы думаем о последствиях. И чаще всего, в нашей голове рисуем страшные картины. На самом деле, все не так страшно (конечно зависит от обстоятельств). Это же касается и кризисных периодов. Мы боимся боли, но когда этот момент наступает, понимаем, что она не столь сильна и её можно перебороть. Важно не готовиться к плохому заранее. Если что-то и случится – будем разбираться на месте.

У нас железное терпение. В жизни каждого из нас происходят события, при которых мы боимся не выдержать психически, морально. Нам кажется, что наше терпение вот-вот лопнет, и мы попросту сойдем с ума, сорвемся, нас настигнет нервное потрясение. Но когда эти темные моменты наступают, нам становится понятно, что наше терпение способно пережить и не это. Поэтому не нужно ничего бояться – многократные опыты с нашим безграничным терпением позволяют забыть об этом и быть готовыми ко всем неурядицам.

Будьте творцом новой реальности. Мы уже знаем, что кризис может стать стимулом для того, чтобы перестать сидеть сложа руки и действовать. И это отлично! Ведь терять то уже нечего, мы и так находимся в глубоком кризисе, поэтому необходимо начать действовать. Теперь можно преобразовать реальность – наметить новые планы, по-другому их добиваться, дабы не наступать на старые «грабли». Теперь мы можем осознать степень своего влияния на собственную жизнь. Вот почему уроки кризисных моментов столь ценны и уникальны.

И самое важное: запомните раз и навсегда – все в мире проходит, пройдет и это! То есть ваш кризисный момент не вечен, черная полоса обязательно закончится и начнется белая. Будьте мудрее и используйте трудный момент как фактор роста, самосовершенствования. Радуйтесь тому, что в этот период вам представляется шанс изменить жизнь и добиваться истинных успехов!

kosarev39.ru

что делать и куда идти (Часть 2)

«…а потому никогда не спрашивай,

по ком звонит колокол, ибо он звонит по тебе»

(Джон Донн)


 Приветствую всех! 

Из этой статьи вы узнаете, почему следует рассматривать жизненный кризис не только как угрозу, но и как ситуацию, содержащую в себе возможности для обновления жизни и развития.    

Кроме того, в предыдущей публикации я описал два сценария развития жизненного кризиса: «Разбитая чашка» и «Паутина».

В этой статье  расскажу еще о двух распространенных сценариях.

Но для начала давайте еще раз посмотрим на то, в какой последовательности развивается сложная жизненная ситуация

(или кризис в жизни человека) и какую она имеет структуру.

Это имеет смысл, так как, зная последовательность развития кризиса, его основные этапы, нам всегда легче им управлять и предотвращать его тяжелые последствия.        

Стадии

развития жизненного кризиса

Психолог Дж. Каплан писал, что любой переломный период в жизни имеет 4 последовательных стадии развития:

1 стадия. Возникновение проблематичной ситуации, для решения которой человек использует привычные способы поведения.

2-я стадия. Напряжение возрастает, проблема усугубляется, поскольку привычные способы поведения и предыдущий опыт дают сбой.  

3-я стадия. Напряжение становится близким к критическому, стресс усиливается. 

Это требует предельной мобилизации всех возможных ресурсов, выработки новых способов поведения и совладания с ситуацией, формирования нового опыта.  

4-я стадия. Наступает тогда, когда все усилия оказались напрасными.

Напряжение ослабевает, человек опускает руки и перестает бороться, у него возрастает тревога, ощущение беспомощности и безнадёжности.

Близки к теме статьи:

Что такое невроз и кто такой невротик?

Признаки невроза и почему он иногда полезен

Согласно Дж. Каплану, кризис может прекратиться на любой стадии, как только найдется адекватное решение и правильный выход. 

Я немного доработал идеи Дж. Каплана и предположил, что далее жизненный излом может развиваться по 4-м основным направлениям:

а) дальнейшее углубление кризиса, усугубляющее состояние человека вплоть до физической смерти.

Перед этим у человека может развиться депрессия, дезорганизация личности, могут наблюдаться невротические и психотические проявления.

б) человек находит пути выхода из сложной ситуации, но с определенными физическими, психологическими или материальными потерями.

Образно говоря,

он выходит из кризиса, неся в себе незаживающую рану,

травму, которая теперь будет определять

всю его жизнь.

В этом смысле можно говорить, что кризис для этого человека так и не окончился.

Человек может застрять в  прошлом или застыть в настоящем.

Такие последствия очень характерны для межличностных отношений.

Расставание, развод, потеря любимого так ударяют по человеку, что он еще долго, а, может быть, и вообще никогда не сможет оправиться от этого удара.        

в) человек находит способ выхода из сложной жизненной ситуации и возвращается в докризисное состояние, начинает жить так, как и жил, потери и утраты постепенно забываются.

Получается, что он ничего не приобрел и ничего не потерял: «Жив, здоров, и слава Богу!».

г) человек выходит из ситуации перелома обновленным.

Его жизнь становится другой, на порядок выше и качественнее, чем до критического периода. Она становится полнее и осмысленнее.

Далее рассмотрим оставшиеся сценарии:  

 

Сценарии

развития жизненного кризиса

(продолжение)

 

Сценарий 4. «Крутое пике».

Это самый сложный и тяжелый сценарий.

Здесь можно наблюдать экстремальный уровень интенсивности кризисный явлений, связанный с предельным напряжением человеческих сил.

Человеку приходится усиленно бороться со стрессом

Как правило, такой кризис возникает в результате воздействия чрезвычайных и травмирующих жизненных обстоятельств.

Например: потеря близкого человека, смертельная болезнь, военные действия, экстремальная ситуация, связанная с угрозой жизни и здоровью.  

Кризисы жизни, получившие развитие по данному сценарию, часто угрожают человеку психологическим сломом или серьезной личностной деформацией.

В подавляющем большинстве случаев в таких ситуациях человек действует, просто чтобы выжить и выдержать выпавшие на его долю испытания.

В такой ситуации большинство людей нуждаются в психологической помощи и поддержке со стороны.

Ведь очень велика угроза полной утраты контроля над ситуацией и того.

Это можно назвать «раздроблением жизни» с последующим «раздробление личности» — тяжелых психологических последствий жизненных кризисов.    

Близки к теме статьи:

12 признаков того, что ваш брак трещит по швам

Можно ли изменить свою судьбу?

Сценарий 3. «Застойный тупик».

Затяжной жизненный кризис по типу:

«жизнь не та, и все не то и я не тот, который был….».

Как правило,  именно по этому сценарию протекает так называемый кризис среднего возраста, кроме того, большинство подобных кризисов – это проблемы нереализованности человека.   

(О связи нереализованности личности с телесными заболеваниями читайте в статье: 

Все болезни от нервов! А вы уверены? 

А что такое психологическая зрелость человека читайте Здесь и Здесь)  

Часто бывает так, что такое состояние даже сложно назвать кризисом, ведь, кажется, что нет ничего острого и чрезвычайного.

Но это обманчивое впечатление.

Такие переломные моменты могут маскироваться под легкую депрессию, уныние, жизненную хандру, затянувшееся тоскливое настроение.

Самая главная опасность как раз в слабой интенсивности этих симптомов. 

Человек старается не обращать на них внимания и постепенно свыкается.

Начинает жить в пол силы, думая, «что так и надо, что уже ничего не поделаешь».

И чем дальше, тем сложнее выбраться из привычной жизненной трясины.

В чем же кризис?

– спросите вы.

А в том, что такое затяжное, застойное  состояние жизни приводит к тому, что человек перестает чувствовать вкус жизни.

При попытках вырваться их этого застоя, он, вдруг, обнаруживает, что совсем не знает, как это делать и не находит выход из ситуации.

А жизненный тупик начинает видеться суровым и безжалостным приговором.

Этой разновидности жизненного кризиса и путям выходя из него, я посвящу одну из следующих статей, а пока перечислю основные симптомы этого кризисного сценария:       

  • устойчивое ощущение неудовлетворенности жизнью и происходящим вокруг, утомлённость жизнью;   
  • участившиеся конфликты с окружающими (об эффективном способе преодоления конфликтов читайте в статье: 4 стадии преодоления конфликта);
  • зависимость от алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ;  
  • неудовлетворённость отношениями с окружающими людьми;
  • отчуждение от других;
  • отчуждение от себя, недовольство собой, снижение мотивации;  
  • ощущение, что живешь в пол силы, в половину своих возможностей;
  • разрыв прежних отношений;
  • устойчивое или периодически повторяющееся ощущение бессмысленности жизни.

Все это похоже на какую-то условную жизнь, подвешенное состояние, затянувшийся переход. Человек не живет, а влачится по жизни.

Подробнее об этом читайте в статье:

12 признаков того, что ваша жизнь — это не «ваша» жизнь

Я думаю, что представленные в этой и предыдущей статьях сценарии развития кризиса самые распространенные.

Кончено же, есть и другие, но них будем говорить в другой раз.

Здесь же коротко отмечу, что, по какому бы сценарию не развивался жизненный перелом, многое зависит от той позиции, которую занимает в этот момент человек.

Очевидно, что пессимистическая, неконструктивная позиция ослабляет человека и не позволяет успешно совладать с кризисом.

Наоборот, — оптимистическая, конструктивная позиция позволяет мобилизовать силы и выйти из тупика с меньшими потерями или даже с приобретениями.  

Отталкиваясь от последней мысли, давайте ответим на вопрос:

Почему
кризис в жизни человека –
это возможности и приобретения?

Общаясь с клиентами, переживающими жизненный кризис, я часто использую известное высказывание Фридриха Ницше:

«То, что меня не убивает, делает меня сильнее» и латинское выражение dum spiro, spero – «пока живешь, надейся».

И демонстрирую их смысл с помощью не менее известной притчи о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной.


Как вы помните, одна из этих лягушек, осознав безвыходность ситуации («ничего не выйдет, барахтайся не барахтайся – все напрасно, впереди только гибель»), отказалась от борьбы, перестала упорствовать и утонула.

Другая же продолжала барахтаться до упора («пока живу, надеюсь, терять не чего, поборюсь еще. От того, что сдамся, легче не станет»).

Благодаря своему упорству, она избежала гибели, взбив сметану в масло, и выбралась из кувшина. 


Ключевые условия лягушачьего кризиса в данном случае – это утягивающая на дно жидкая сметана и скользкие стенки кувшина.

Но именно одно из этих условий погибели в конечном итоге становится условием выживания (а другое просто отпадает). 

Ведь масло – это ресурс, создающий возможность выхода из ситуации, посредством упорного ее преобразования.

Но это только внешняя сторона лягушачьей победы.

Если бы мы могли заглянуть в душу лягушки и немного ее очеловечить, то мы бы увидели много внутренних изменений. Как вы думаете, чем теперь эта лягушка-победительница сметаны и кувшина отличается от других лягушек?  

Если, отвечая на этот вопрос, вместо лягушки представить себе человека, преодолевшего трудный период в жизни, то можно сказать, что пройдя через испытания, он приобрел следующее:             

  1. Опыт. Это и опыт терпения, и опыт преодоления трудностей и себя самого (преодоления своей лени, неверия, своего бессилия и т.п.). Самое важное – это опыт: «Я могу!». Это опыт преодоления тяжести и непереносимости чрезвычайных обстоятельств. О
    Опыт принятия, т.е. способность принять боль, потерю, утрату, горе, несправедливость и т.п. В конце концов, это опыт жизнестойкости и выживаемости.
  2. Вера в себя. Рождается, когда человек видит результаты своей борьбы с трудностями, за счет этого, он и становится сильнее.
  3. Знания, умения и навыки выхода из сложных и критических ситуаций. Спасительные, конструктивные алгоритмы действий и поведения. Навыки самоанализа, анализа ситуации, навыки оценки своих ресурсов и т.п.

К примеру, однажды, у меня был очень тяжёлый период в жизни, я был на грани слома. В определенный момент я открыл для себя две вещи: аутогенную тренировку и утренний бег. С тех самых пор, всякий раз, когда жизнь прижимает к стенке, я их активно использую, что позволяет мне сбросить лишнее напряжение, стабилизировать психику и концентрировать усилия.


Таким образом, мы видим, что преодоление трудных, кризисных ситуаций – это не только опасности, но это и открывающиеся возможности для более полной и осмысленной жизни. 

Самое главное, пройдя через кризис в жизни и успешно преодолев его, человек становится богатым в двойне

Ведь теперь он может поделиться своим опытом жизнестойкости с другими людьми:

«Делая себя сильнее в трудных ситуациях, мы делаем сильнее своих близких».    

На этом пока все.

В следующих статьях мы с вами поговорим о кризисе среднего возраста, о кризисе бессмысленности, о духовных кризисах, а также о том, какие существуют пути и сценарии выхода из кризисов жизни и трудных жизненных ситуаций.  

Следите за обновлениями блога.

 Кстати, это лучше делать, подписавшись на рассылку анонсов статей,

тогда вы всегда будете в курсе новых обновлений. 

© Денис Крюков


 Вместе с этой статьей читайте:


 

Автор: ДенисКрюков

formaetsensum.ru

Возрастные кризисы в жизни человека. Основные проявления

Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.

В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств. Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей. Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.

Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.

В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию. Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды. Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.

Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.

Некоторые особенности возрастного кризиса

Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики. По это же причине, наиболее количество последовательных кризисных вспышек приходится на возрастной период детства и ранней юности, когда эпизоды носят довольно бурный характер.

В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет. Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке. Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.

Характерной особенностью возрастных кризисов, как в детском, так и более старшем возрасте, является спонтанное возникновение, так называемых новообразований в характере индивида, которые определяют его отношение к различным окружающим факторам. Следует отметить, что такие новообразования носят ярко выраженный временный характер, быстро появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим. Словом, не каждое новообразование в личности закрепляется в чертах характера индивида, а только те, которые наиболее прочно, по разным причинам, задерживаются в сознании. Те, которые приносят положительный эффект и эйфорию своему хозяину, благодаря которым человек понимает, что способен получиться некоторую пользу и удовольствие. Хотя зачастую это осознание полезности является глубоко субъективным и не сочетается с нормами общепринятой морали.

Д. Б. Эльконин сделал попытку несколько материализовать причинность проявления кризисного состояния, связанного с возрастом. Он утверждает, что причина появления кризиса заключается в конфликте между устоявшимися пониманиями человека, возникшими в предыдущий кризису период, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни. Критическая точка такого конфликта, когда накопленные в настоящем познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливает развитие кризисных признаков. С такими высказываниями сложно не согласится, ведь понятие «возрастной» обязательно предусматривает динамику, в данном случае связанную с количеством прожитых лет.

Возраст, связанный с появлением кризисов

Современная практическая психология владеет достаточным опытом, чтобы сделать попытку ранжирования возрастных кризисов в зависимости от количества прожитого времени.

Кризис новорожденных. Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;

Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности. Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее. Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.

Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

Первые признаки упрямства начинаются проявляться именно в этом возрасте – ребенок впервые знакомится с ситуацией, когда не все может быть сделано так, как бы ему хотелось и как он считает правильным.

Тенденция к проявлению самостоятельности, также имеет быть у любого ребенка в возрасте около трех лет. Этому можно было бы дать положительную оценку, если бы ребенок мог объективно оценивать свои возможности. Но, зачастую, это невозможно, поэтому переоценивание его возможностей и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.

Кризис семилетнего возраста. Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека. Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

Преобладающее число всех школьников занимают одну из двух указанных крайностей и только немногие, благодаря своим генным задаткам и воспитанию, способны занять нейтральное, срединное положения, которое позволяет учиться на ошибках других. Такие дети, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, на фоне демонстративной неработоспособности, иначе – лености. Причина тому весьма проста – существует возможность использования своих, более слабых эмоциями, зависимостями и умом, сверстников.

Кроме того, в этот период впервые в жизни начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка, что накладывает смысловой отпечаток на характер его поведения. Маленький человек постепенно начинает пользоваться возможностью обдумывать возможные последствия своих решений, таким образом, его физическая деятельность начинает обретать интеллектуальную подоплеку;

Кризис возраста от 11 до 15 лет. Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием. Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом. Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников.

Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек.

Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде. Часто во время пубертатного кризиса требуется помощь психолога или психотерапевта, особенно в проблемных, неполноценных семьях;

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет. Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин. Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.

Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

Кризис среднего возраста. Наступает, как правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей, взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений. Как правило, очень малое количество людей довольно своей жизнью, считая, что прожили свою жизнь недостаточно полноценно или бесполезно. В этот период наступает настоящее взросление, зрелость, которая позволяет провести оценку смысла своей жизни.

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием. Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей. Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин.

Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, понимание скорого завершения жизненного процесса, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться помощь специалиста.

onevroze.ru

Шесть главных кризисов в жизни – Психология эффективной жизни

В астрологии существует понятие циклов планет, влияние которых на протяжении жизни ощущает каждый человек. Для одних эти временные интервалы становятся взлетной полосой, другие на их протяжении переживают затяжные кризисы. Все очень индивидуально и зависит не только от особенностей личного гороскопа, но и от духовного уровня человека.

Подростковый кризис (14,5–15 лет)

Это первый серьезный кризис в жизни человека, он связан с половым созреванием, когда у парня/девушки рождается своя картина мира, формируется самооценка. Многие подростки заявляют, что отныне они уже самостоятельные личности и вправе сами решать, как им жить. В астрологии кризис имеет отношение к оппозиции такой планеты, как Сатурн, к своему натальному положению.

Как правильно общаться с подростком:

— не мешать искать собственный путь, с уважением относиться к его идеям и увлечениям, однако дать понять, что ответственность за свои решения будет нести только он сам;

— перестать чрезмерно опекать свое чадо и решать все за него;

— не сравнивать со сверстниками в негативном ключе;

— деликатно помогать советами, но не наставлять на «истинный» путь;

— в целом много общаться с сыном/дочерью, искренне интересоваться его/ее жизнью.

С точки зрения астрологии душа ребенка приходит в этот мир свободной для прохождения своего уникального опыта, который, естественно, может в корне отличаться от пути родителей с их взглядами на жизнь. Позитивное прохождение данного возраста сформирует у подростка уверенность в своих силах и, следовательно, крепкую самооценку. Позволит его Солнцу, которое имеет отношение к самооценке, засиять нужными красками.

Второй кризис (24 года)

Здесь на жизнь уже взрослого человека оказывает влияние Юпитер, происходит его второе возвращение в ту же точку личного гороскопа, где он был на момент рождения. Это время подведения итогов обучения и получения образования. Обладателям сильной планеты данный возраст запоминается надолго: появляется одна глобальная цель, ради которой хочется идти вперед и не жалко ни времени, ни сил. Прежде всего эта цель связана с реализацией себя в социуме. Часто это и возраст вступления в брак, что знаменует новую ступень в социальном развитии.

Что делать для эффективного прохождения цикла:

— определиться, чего действительно хочется от жизни;

— не смотреть по сторонам, зависая в навязанных обществом желаниях;

— укрепить Юпитер (в этом может помочь изучение иностранного языка или любой иной способ повысить свой вес в обществе).

Кризис 30-летия (29–30 лет)

В астрологии он приходится на возвращение Сатурна. Это очень серьезный этап в жизни любого человека, когда необходимо окончательно отделиться от родительского влияния и четко понимать свой личный вектор движения.

Возможны два варианта прохождения данного периода.

Первый — серьезный кризис в той сфере жизни, к которой имеет отношение Сатурн в гороскопе. Это может быть потеря работы, развод или любые другие трудности. Такая событийность в большинстве случаев указывает на то, что вы не дружили с сатурнианскими энергиями — не жили согласно его принципам выносливости и терпеливого достижения целей, а легко и беззаботно прогуливали молодые годы. В таком случае Сатурн заставит вас повзрослеть в своем стиле — через трудности и потери. Все, что несерьезно в жизни человека, Сатурн беспощадно заберет и даст понять, что в жизни больше не место детской инфантильности.

Второй — повышение статуса в обществе, признание заслуг. Человеку с высоким духовным уровнем не приходят мысли «все лучшее позади», «молодость ушла», как в первом варианте, а, напротив, оглядываясь назад, он чувствует, что не зря прожил последний десяток лет, и, следовательно, испытывает удовлетворение своим положением.

Однако статистика моих клиентов говорит, что зачастую это сложный возраст, который идет бок о бок с тоской по ушедшим молодым и многообещающим годам. Вам 28, а вы еще не определились, чего хотите от жизни, и не нашли, как модно сейчас говорить, себя? Как говорят, «ни котенка, ни ребенка». Поторопитесь! Иначе негативного влияния Сатурна не избежать.

Что делать для эффективного прохождения цикла:

— не держаться за уходящие годы;

— следовать принципам Сатурна — учиться выдержке и терпению, ответственно подходить к возникающим проблемам, не пуская их на самотек;

— найти сатурнианское хобби — это может быть йога, закаливание, скалолазание, увлечение тайм-менеджментом, подойдет все, что потребует от вас развития терпения и выносливости.

Кризис 36–38 лет

Астрологи соотносят его с возвращением кармических лунных узлов. Следовательно, здесь речь уже о более глубинном кризисе, связанном с выполнением или невыполнением индивидуальных кармических задач. События в этом возрасте носят более фатальный характер, чем на предыдущих этапах. Если в возрасте 36–38 лет в какой-либо сфере происходят негативные события, то это явный признак, что вы идете не туда. Например, у какой-то женщины одна из основных задач — стать родителем, однако она к этому совсем не стремится, а, напротив, занимает позицию «чайлдфри». Тогда в возрасте 36–38 лет женщина случайно беременеет, а ее карьера и свободный, столь любимый образ жизни летят под откос. Судьба уже самым прямым способом намекает: «Одумайся, не туда идешь», — и заставляет выполнить свою задачу. Если человек серьезно ошибся, то все может закончиться и совсем печально — физической смертью. К примеру, как у Пушкина, Маяковского или принцессы Дианы.

Кризис 40 лет (41–42 года)

В астрологии этот возраст связан с полуоборотом Урана. Его еще называют кризисом среднего возраста. Он заставляет искать новые пути развития, жизнь кажется пресной, душа требует обновления, не покидают депрессивные эмоции и мысли о том, что лучшее позади. Очень часто в данном возрасте мужчины заводят молодых любовниц, пытаясь убежать от возраста, но это редко приводит к чему-либо хорошему.

Что делать для эффективного прохождения цикла:

— осознать, что это не конец, а только самый расцвет, когда можно и нужно двигаться дальше;

— ставить перед собой новые цели, планировать новые рекорды;

— начать сознательно вносить в жизнь перемены.

Кризис 46–48 лет

Также кармический рубеж, здесь судьба окончательно проверяет на осуществление задачи воплощения. Если человек так и не нащупал нужную дорогу, то, помимо болезней и прочих проблем, риск оказаться на краю жизни уже серьезнее, чем в 36–38. Помимо кармических влияний, ближе к 48 годам происходит четвертое возвращение Юпитера. Для многих это период взлета и успеха и некий итог жизни в плане социальных достижений. Немного людей ставят перед собой новые задачи после данного возраста, обычно начинается «почивание на лаврах». Но в чем может быть подвох — добившись успеха, человек не понимает, куда двигаться дальше. Мозг, достигший определенного уровня комфорта, считает свою биологическую задачу достижения успеха выполненной и отключается. Цели достигнуты, но нет ощущения радости. Это часто происходит, когда выполненные цели были навязаны обществом. Внутри пустота, нет новых идей и стремлений. Что чревато развитием вредных привычек с целью найти тот задор снова, встряхнуть себя.

Что делать для эффективного прохождения цикла:

— принять настоящий возраст без бессмысленного отрицания процесса старения;

— осознать, что жизнь не сводится к достижению определенных целей, она прекрасна сама по себе;

— еще до наступления данного возраста продумать новые цели, продумать, как вы видите свою жизнь после достижения нужного уровня социального успеха.

 

От редакции

Для нас кризис всегда приходит «вдруг». «Вдруг» рушится семья. «Вдруг» падает бизнес. «Вдруг» уволили с работы. «Вдруг» обнаруживается, что «молодость прошла». Что-то важное или привычное, что воспринимали как само собой разумеющееся, в один момент летит в пропасть. Как «восстать из пепла» и вынести из кризиса пользу, читайте в статье бизнес-консультанта Ольги Чуватовой: http://psy.systems/post/krizis-propast-ili-kvantovyj-pryzhok.

Об одном из периодов в жизни пишет американский психолог Мэг Джей в книге «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом». Он раскрывает вопросы, задаваемые людьми в возрасте от 20 до 30 лет: как прожить годы и не упустить возможности создать семью, выбрать профессию и т.д. Почему этот период так значим и какое влияние он оказывает на дальнейшую жизнь, читайте в обзоре книги: http://psy.systems/post/vazhnye-gody.

psy.systems

Чем полезны жизненные кризисы и как из них выходить

Что делать, если кризис все-таки произошел? Первое — принять ситуацию. Когда у тебя украли кошелек, принято благодарить, что взяли деньгами! Любая неприятность — это знак, предупреждение. Второе — выплеснуть по максимуму отрицательные эмоции. Не делай вид, что все хорошо, иначе негативная энергия уйдет вглубь и будет разъедать изнутри. Не вини себя, делай все возможное, чтобы не погрузиться в депрессию:

• Увеличь физические нагрузки. Это прибавляет жизненной энергии и помогает сбрасывать негатив.

• Смени обстановку, уезжай. В деревню, на море — куда получится. Попроси родственников посидеть с детьми, возьми отпуск. В такие моменты самое важное — душевное здоровье.

• Смени на время круг общения, не беги искать утешения у подруг — нужен кто-то новый, позитивно настроенный, кто сможет посмотреть на твою ситуацию со стороны. Как вариант лучше уж излей душу… таксисту! Но если есть возможность, то лучше вообще обратись к профессионалу.

• Ищи единомышленников — сейчас в соцсетях много разных групп, где могут помочь советом те, у кого уже есть аналогичный опыт.

• Переключайся с эмоций на размышления. Возьми лист бумаги, краски и изобрази все, что с тобой произошло, или опиши. Вместе с потоком сознания будет выплескиваться и негатив (только не забудь потом обязательно сжечь свое творчество).

• Проанализируй, что с тобой произошло. Какие знаки судьбы ты проигнорировала? Пять лет встречалась с женатым мужчиной в надежде на то, что он бросит жену? Сидела на нелюбимой, но стабильной работе, пока не уволили? Ищи причину кризиса. Это поможет избежать ошибок в будущем и повернуть жизнь в правильное русло.

Главное, что необходимо помнить всегда: кризис — это не наказание, это часть духовного роста. Жизнь всегда подсказывает направление и дает шанс для позитивных изменений. Мы можем воспользоваться этим шансом, а можем отвернуться и продолжать совершать старые ошибки. Предвосхищать кризис или ждать нового — каждый решает сам… И, как рассуждает герой Уилла Смита в ролике ниже, никогда не слушай тех, кто скажет, что у тебя что-то не получится!

www.wmj.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.