Негативизм является симптомом кризиса: Возраст негативизма, строптивости и упрямства у ребенка

Содержание

Возраст негативизма, строптивости и упрямства у ребенка

Автор: Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.

Третий год жизни ребенка… Кажется, совсем недавно перед вами было беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и конечно же борется за свою самостоятельность.

Конец раннего возраста – еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. На новом витке развития повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости» и т.д. Этот кризис часто выражен ярче, чем кризис одного года, и доставляет хлопот больше, чем предыдущий.

По-видимому, это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, менее зависим от взрослого, имеет достаточно высокую самооценку, позволяющую отстаивать свои права. Об этом мы поговорим подробнее чуть позже. А сейчас рассмотрим, что характерно для ребенка в период так называемого «кризиса трех лет».

Для него характерен целый набор симптомов поведения, который в психологии получил название « семизвездие симптомов».

Первый симптом – ярко выраженный негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого ребенка и часто в ущерб его собственным интересам. Кажется, что в него вселилось постороннее существо, заставляющее перечить окружающим и в словах, и в поступках. Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Вот одно из наблюдений.

Ситуация

Мама предлагает Стасику пойти погулять, начинает одевать его. «Не хочу гулять!» – заявляет ребенок, который раньше стремглав мчался одеваться при первом же упоминании о прогулке. «Не хочешь – не надо», – пожимает плечами мама. «Гулять, гулять!» – требует малыш. Но как только его начинают одевать, снова повторяет свое: «Не хочу гулять!» Предложение взрослого вызывает у него упорную негативную реакцию.

На следующий день все приходит в норму, малыш не сопротивляется предложениям мамы, но спустя несколько дней опять вдруг категорически отказывается от прогулки, не позволяет себя одевать, плачет. При резкой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит или предлагает ему взрослый. «Это платье белое», – говорит ребенку мама и получает, вопреки очевидности, ответ: «Нет, оно черное». Причина такого поведения кроется, по мнению психологов, в отношениях ребенка и взрослого. Негативизм – это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.

Есть еще один момент, отличающий этот симптом: ребенок, действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор собственным желаниям. Помните, мы говорили о ситуативности поведения малышей в раннем возрасте, о его зависимости от поля восприятия?

В случае негативизма мы видим противоположную тенденцию – действовать вопреки очевидности.

Второй симптом кризиса трех лет – упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Малыш может долго и упорно отказываться идти домой с прогулки исключительно потому, что он не желает изменить свое решение.

Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничто не нравится из того, что он делал раньше: он как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу -выражение этого симптома.

Следующий, четвертый симптом – своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Остальные три симптома встречаются реже. Первый из них – бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

Другой симптом — обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которых ранее никогда не употреблял, Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление последнего к деспотическому подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, а иногда и в агрессии по отношению к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.

Некоторые психологи считают, что само явление кризиса ненормально, связывают его с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, полагают, что при правильном воспитании кризис не является неизбежным.

Другие ученые, наоборот, утверждают, что кризис неизбежен, и находят в нем положительные стороны, поскольку, по их мнению, через противопоставление себя окружающему ребенок лучше осознает свои возможности, границы своего «я», овладевает своей эмоциональной и волевой сферой, усваивает правила через нарушение запретов.

Исследования, проведенные в последние годы, позволяют расширить представления о кризисе трех лет. К этому явлению стали относиться не только как к трудному периоду негативного отношения к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, в котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка.

Рассматривая кризис первого года жизни, мы говорили о том, что за негативной симптоматикой часто скрывается положительная тенденция развития: борясь против излишней опеки со стороны взрослых, ребенок стремится выйти в более широкий мир, отстаивает свое право на самостоятельность. То, что происходит к концу раннего возраста, является продолжением этой тенденции, но уже на новом витке развития.

Кризис трех лет проявляется в трех сферах отношений ребенка: в отношении к предметному миру, к другим людям и к себе. В отношениях с предметами ребенок все больше стремится к самостоятельности, не терпит опеки взрослого.

Ситуация

Оля, девочка двух с половиной лет, одеваясь на прогулку, категорически отказывалась от помощи взрослого, хотя сама не могла справиться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, который, невзирая на протесты девочки, обул ее, Оля со слезами на глазах заявила: «Все равно я твоими ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять своими». Эта тенденция проявляется и в острой, аффективной реакции на критику в свой адрес, обидах на самое невинное замечание.

Ситуация

Мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее расстроенной и молчаливой. По дороге домой Саша вдруг остановилась и залилась горькими слезами. После долгих расспросов девочка сквозь рыдания рассказала маме, что воспитательница при всех детях отчитала ее за то, что она медленно одевается на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы, Саша прокричала: «Ты ей скажи, этой своей воспитательнице, что я не копуша, вот!» Из разговора с воспитателем мама выяснила, что на замечание девочка внешне никак не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно.

Обостренная чувствительность к своему успеху и неуспеху часто выражается в излишней застенчивости. Так, Стасик, не сумев выполнить по просьбе мамы постройку из кубиков, засмущался, взял маму за руку, вывел ее из комнаты и вернулся, чтобы исправить свою ошибку «без свидетелей». Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут заметить другие люди. В то же время малейший успех может вызвать несоизмеримую с ним бурную радость, хвастовство. Трехлетняя Ира заявила своим родителям: «Я сегодня так устала! Я свою кроватку лучше всех заправила, меня еще Женя просил – я ему тоже заправила, и еще другим детям. Я лучше всех заправляю!».

В дальнейшем выяснилось, что ничего подобного в действительности не было, но в этот день Иру впервые похвалили за аккуратно прибранную постель. В этот период меняется и характер действий ребенка с предметами. Выполняя их, малыш все чаще руководствуется замыслом, представлением о конечном результате действия. Вмешательство взрослого, не понимающего, чего хочет ребенок, вызывает бурный протест, возмущение непонятливостью старшего. При этом ребенок часто толком не может объяснить, что же он в конце концов пытается сделать.

Ему бывает трудно перевести в слова свой замысел. Обращает на себя внимание и чрезвычайная настойчивость ребенка: он оказывается способным длительное время с удовольствием и упорством заниматься каким-то одним делом, отказываясь при этом от других, более привлекательных занятий и от помощи взрослых. Стасик увлеченно строит из кубиков какое-то сооружение, что-то бормочет сам себе, приговаривает.

Входит мама и зовет сына на прогулку, которую он так любит. Стасик вначале на минутку задумывается, как бы взвешивая предложение мамы, а затем говорит: «Не хочу гулять, на улице холодно, у-у!», – и, передернув плечами, как будто от холода, снова погружается в игру. В этом возрасте возникает игра с воображаемым объектом. Мы уже говорили об этом, когда шла речь о предметной игре.

Детская фантазия проявляется не только в игре, но и в реальной житейской ситуации. Мы хотим обратить ваше внимание на это явление, так как оно, с одной стороны, свидетельствует о формирующемся воображении ребенка, а с другой – может оказаться и симптомом неблагополучия в развитии малыша.

Ситуация

Саша во время обеда попросила, чтобы немного еды оставили для соседской собачки Буки. Взрослые не возражали против этого, и Саша отложила часть своей порции в отдельную тарелку. После обеда она стала ходить по квартире с тарелкой и звать: «Бука, Бука, на!» На вопрос взрослых, которым Саша вернула нетронутую еду, съела ли собачка угощение, девочка кивнула и сказала: «Еще попросила».

Такое бескорыстное фантазирование полезно для развития ребенка, у которого реальный и вымышленный мир будут долго еще идти рядом и переплетаться, формируя его наглядно-образное мышление, творческие способности. Но вот другая ситуация, когда малыш прекрасно отдает себе отчет в том, что его рассказ о каком-то событии полностью выдуман, но он преобразует реальную ситуацию таким образом, чтобы из нее исчезали обидные, нежелательные для него подробности и появились новые, возвышающие его в собственных и чужих глазах. Иногда ребенок проявляет недюжинные способности сваливать свою вину на другого, чтобы избежать наказания.

Наверное, в жизни каждого малыша можно найти примеры такого поведения. Иногда фантазия ребенка вызывает непроизвольную улыбку: ведь никто из взрослых, призывающих своего ребенка к правдивости, не может, не покривив душой, утверждать, что и сам не позволял себе иногда некоторые слабости в этом смысле. Но если такие выдуманные истории ребенок рассказывает слишком часто, следует задуматься над причиной, не упустить момента, когда фантазирование может превратиться в лживость.

А причиной могут оказаться слишком строгое обращение, регулярные наказания, отсутствие ласки, тепла в общении с ребенком, недостаток в поощрениях. Все это приводит к появлению у ребенка чувства неуверенности в себе и, как следствие, – к попыткам с помощью обмана защитить свое «я», избежать наказания. Описанное корыстное фантазирование относится уже к области отношений ребенка со взрослыми, а также его отношения к себе. В сфере отношений со взрослым лежит и острая потребность ребенка в оценке своих действий.

Уже знакомая нам Саша, получив от мамы похвалу за помощь по хозяйству, на следующий день начала сама убирать свою комнату. Мама, занятая срочной работой, не заметила усилий девочки. Саша долго ждала реакции мамы и, не дождавшись, ворвалась в мамину комнату со слезами на глазах: «Когда ребенок убирает, он молодец?» — «Молодец»,– растерянно ответила мама. «Ну так и скажи, что молодец!».

В этом возрасте можно наблюдать и другие проявления детей по отношению к взрослым: умение считаться с их интересами, даже отказываться ради них от привлекательной деятельности, сопереживание настроению близких. Трехлетняя Катя, встречая маму, пришедшую за ней в детский сад, всегда спрашивает ее: «Ты сегодня веселая или грустная? » Когда психолог поинтересовался у Катиной мамы, что она отвечает девочке и что Катя делает в таких случаях, та сказала, что, когда она чем-то огорчена, дочка стремится ее рассмешить, а когда у мамы хорошее настроение, Катя старается извлечь из него пользу для себя.

Так в чем же кроется причина кризиса трех лет, симптомы которого мы обрисовали? Как за этой пестрой картиной поведения ребенка разглядеть, почему он становится трудным?

Кризис трех лет у ребенка консультация для родителей

Работа с родителями в детском саду

Консультация для родителей «Кризис трех лет у ребенка»

Прислала: Кондратьева Людмила

Основные проявления кризиса трех лет

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет. Первый из них – негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.

Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!»

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр – это масло, синее – это зеленое, а лев – собака и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.

Второй симптом кризиса трех лет – упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативное поведения и желаний ребенка 1-2 лет.

Третий симптом этого возраста – строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертый симптом – своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них – бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Другой симптом – обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъективный кризис. Субъективный кризис – это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, которая зависит от частных субъективных факторов. Объективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Д. Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное Я ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляясь другому Я, отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и, собственное Я ребенка. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.

Л. И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления к концу третьего года жизни приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это усиливает амбивалентные тенденции в поведении, формируются новые отношения со взрослым.

В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т. В. Гуськовой (Ермоловой).

В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Описанный поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка – к предметному миру, другим людям и самому себе. В работе Т. В. Ермоловой было выдвинуто предположение о том, что «гордость за достижения» является поведенческим коррелятом главного личностного новообразования кризиса трех лет. Суть этого новообразования состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в котором детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пирамидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал достигнутые ими результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 10 месяцев; от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев и от 3 лет 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев. При проведении экспериментов фиксировались показатели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты эксперимента показали, что, несмотря на небольшой возрастной интервал (всего 4-5 месяцев), между младшей и средней возрастными группами наблюдаются статистически значимые различия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно вдвое. При переходе от средней к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели возрастают всего в 1, 2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в 3-летнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым – необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оценки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что в период кризиса трех лет возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения.

Оно интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим достижением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем.

Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает материальную проекцию своего Я, которое теперь может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное воплощение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки – взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого – взрослого. Ведь успех (или неуспех) – это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.

Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Я ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки

своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми.

Становление такой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Кризис 7 лет – Для родителей – Родителям и детям! – Наша деятельность

Принято выделять 7 симптомов кризиса.


Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания – нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.


Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.


Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.


Своеволие – стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.


Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.


Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.


В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом –

 Деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни.

Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу – детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

Вы можете самостоятельно определить, что является причиной изменившегося поведения ребенка, если заполните анкету и проанализируете результаты.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. В последнее время (полгода – год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
  2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
  3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
  4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.
  5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
  6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
  7. Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.
  8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.
  9. Постоянно ссорится  с родителями по любому, даже незначительному поводу.
  10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Анализ результатов. 

20-11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера

10-6 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса.

5 – 0 баллов – для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее.

 

Как справиться с кризисом семи лет

(рекомендации для родителей)

 

1 .Помните, что кризисы – это временные явления, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2.     Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям
ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.

3.   Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь
его понять.

4. Старайтесь не заставлять, а убеждать.

5.    Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

 

Полезная информация | МЦ «Доктрина».

Кризис 3-х лет: как пережить этот период с максимальной пользой для ребенка

09.03.2021

Кризис 3 лет: как пережить этот период с максимальной пользой для ребенка.

Рекомендации врача-невролога МЦ “Доктрина” – Ковальчук Ирины Анатольевны.

Буквально недавно вы не могли нарадоваться вашему послушному малышу, как вдруг он превратился в неуправляемого ребенка, который на любое “нет” топает ножкой и падает на пол. Знакомо? Сегодня Ковальчук Ирина Анатольевна расскажет, как пережить этот период и взять от него максимум пользы.

Кризис трех лет или как его еще называют “я сам” – важный и обязательный этап в жизни каждого малыша, во время которого он отделяется от взрослого и начинает осознавать себя самостоятельной личностью.

Обычно он возникает в период с 2,5 до 3,5 лет, когда ваш послушный ребенок вдруг начинает:

  • устраивать истерики, 

  • топать ногами,

  • ломать игрушки,

  • обзывать близких людей (чаще всего достаётся маме).

Отличительными чертами этого этапа являются:

  • упрямство – ребенок настаивает на своём только потому, что уже потребовал это раньше, даже если уже не хочет этого;
  • негативизм – отказ от всего и вся в желании противостоять взрослому;
  • своеволие – стремление к максимальной самостоятельности;
  • обесценивание – ломает любимые игрушки, обзывает близких, обижает домашних животных, требует от окружающих выполнения своей воли, прибегая к протестам и деспотизму.

Как правильно реагировать родителям?

  • не стоит пугаться и препятствовать этому периоду, необходимо помочь ребенку пережить кризис с максимальной пользой,

  • дать малышу бОльшую самостоятельность и право выбора (предлагать выбор из 2-3х вариантов, приемлемых для родителей),

  • снизить количество запретов,

  • чаще хвалить,

  • соблюдать максимальное спокойствие, ведь в период данного кризиса развиваются такие важные моменты как осознание ребенком своего «Я», формирование самооценки, волевых качеств и целеустремленности.

И как говорил известный советский психолог: «За всяким негативным симптомом кризиса скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме”.

! Важно! Такие симптомы, как заикание, энурез, тики, головные боли не являются составляющими кризиса 3-х лет и требуют обращения к детскому неврологу.


Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л. С. Выготского Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО Тухужева Л.А.1, Темирканова Д.С.2, Гукова Д.А.3

1Тухужева Ляна Анзоровна – студент;

2Темирканова Диана Судиновна – студент;

3Гукова Дарина Альбердовна – студент, Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Аннотация: в данной статье рассматриваются кризис 3 лет в концепции Л.С. Выготского и симптомы, которые свидетельствуют о наступлении кризисного периода.

Ключевые слова: кризис, периоды, симптомы.

Кризис 3-х лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее сложных этапов в жизни детей. Это разрушение устоявшейся системы общественных отношений, кризис выделения своего “Я”. Критическим данный возраст считается потому, что в течении всего нескольких месяцев значительно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми. Американский психолог Э. Эриксон полагает, что именно в этом возрасте у детей начинает формироваться воля, самостоятельность и независимость.

Кризис 3-х лет в концепции Л.С. Выготского проработан более детально. Он выделяет 3 общих свойства таких периодов:

1. Границы, характеризующие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы – сложно установить период его наступления и завершения. Однако в середине периода как правило начинается внезапное обострение – своего рода апогей кризиса и состояние более яркого различия от устойчивых этапов жизни.

2. У большинства детей, которые переживают кризисные периоды, выявляется трудновоспитуемость. Дети будто выпадают из системы педагогического влияния, которая не так давно обеспечивала нормальный процесс их воспитания и обучения. В критические годы развитие детей зачастую сопутствуется более или менее острыми столкновениями с окружающими и с болезненными внутренними конфликтами.

3. Развитие в данные периоды, в отличие от стабильных возрастов, совершает скорее разрушительную, нежели созидательную работу. Прогрессивное формирование личности затухает, а на 1 -ый план выступают процессы отмирания и свертывания того, что сформировалось на предыдущем этапе развития

В своей работе [2, с.36] «Кризис 3-х года» Л.С. Выготский описывал «семизвездье симптомов», которое говорит о наступлении кризиса 3 -х лет.

1 симптом – негативизм. Все без исключения действия детей проходит вопреки с тем, что говорят ему старшие: он никак не желает что-нибудь совершать исключительно потому, что это предложил кто-нибудь из взрослых, т.е. это ответ не на сущность действия, а на непосредственно факт предложения взрослым данного действия. Отрицательная реакция отличается от обыкновенного непослушания 2-мя значимыми факторами. Во-первых, здесь на 1 -ый план выдвигается социальное отношение, т.е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, возникает умение действовать вопреки собственному аффекту [1, с.58].

2 симптом кризиса 3 -х года – упрямство, которое нужно отличать от настойчивости. Это такая реакция ребенка, когда он требует чего-то не потому, что он этого очень желает, а вследствие того, что он этого потребовал. Мотивом упрямства считается то, что ребенок связан собственным начальным решением и никак не

желает отходить от него. От настойчивости упрямство отличает 2 момента: 1-ый -отношение к мотивировке (похожее с негативизмом), т.е. ребенок может требовать того, чего ему в принципе и не хочется; 2-ой – новое отношение к себе – ребенок действует таким образом, потому что он так сказал, и придерживается собственного решения до конца.

3 симптом этого возраста – строптивость. Этот симптом считается основным для кризиса 3-х лет. Данная тенденция скорее ориентирована против норм воспитания, против образа жизни, сформировавшегося к 3 годам, нежели чем вопреки конкретного человека либо конкретного указания – она безлична.

4 симптом – своеволие. Оно заключается в проявлении избыточной тенденции к самостоятельности. Теперь ребенок желает все выполнять и решать самостоятельно. Данное стремление зачастую несоответственно способностям детей, и это порождает конфликты с взрослыми.

5 симптом – протест-бунт. Действия детей обретают тип неповиновения, будто ребенок пребывает в состоянии войны с находящимися вокруг. Ссоры и конфликты становятся обычным процессом.

6 симптом – обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что ранее было свойственно, любопытно, ценно. Могут обесцениваться нормы поведения, прежние привычки и т.п. Подобные действа говорят о том, что у детей меняется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от родных людей.

7 симптом – деспотизм. Ребенок старается проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он устанавливает собственные требования: чего он не хочет, что хочет; то что станет выполнять, чего же никак не станет; то что обязаны и чего же никак не обязаны выполнять все вокруг.

У детей не обязательно будут проявляться все без исключения особенности кризиса. Кризис 3-х лет – это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели, – ведь ребенок вырос. Это недовольство ребенка, который желает самостоятельности и требует возможностей для проявления собственного «Я». 1-ый признак – возникновение в словарном запасе ребенка этого слова. Дети начинают себя таким образом именовать уже после 2-ух лет, поэтому особенности возрастного кризиса могут проявляться и ранее.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

2. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Феноменология кризиса трех лет

Кризис раннего детства или кризис трех лет со стороны своих симптомов или проявлений описан достаточно обстоятельно как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Из отечественных психологов одним из первых кризис трех лет описал Л. С. Выготский. Он отмечает, что в этот период «личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период».  Л. С. Выготский приводит описание таких симптомов кризиса трех лет.

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, – негативизм. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. При этом ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция  не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Второй симптом кризиса трех лет – упрямство. Упрямство ребенка проявляется в том, что он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал . Мотивом упрямства является принятое ребенком самостоятельное решение – он так сказал, он этого хочет.

Третий симптом кризиса – строптивость ребенка. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против существующего образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям взрослых, проявляется в  стремлении настоять на собственном желании.

Четвертый симптом кризиса трех лет – своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности: ребенок все хочет делать сам. Он проявляет нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказывается от его помощи.

Пятый симптом – протест-буря; все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер. Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Шестой симптом кризиса – обесценивание; ребенок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых и сверстников. В его лексиконе появляются ругательные слова.

Седьмой симптом кризиса трех лет двойственен; в семье с единственным ребенком встречается стремление  к деспотизму – взрослые должны делать то, что хочет ребенок. В семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к младшим или старшим братьям и сестрам.

Все перечисленные симптомы составляют первый пояс симптоматической картины или семизвездие кризиса трех лет. К другим – вторичным – проявлениям кризиса трех лет психологи относят острую потребность ребенка в оценке взрослого, фантазирование с целью получения выгодного для себя результата; опережение реакции взрослого на свои действия в том случае, если они заслуживают порицания; демонстративное выражение чувств; избегание наказания с помощью вымысла; сопереживание настроению близких людей; острое переживание неуспеха в деятельности; зависимость от собственных фантазий; хвастовство несуществующими достижениями; фантазирование без всякой практической цели; фантастические мотивировки отказа взрослому; хитрость и изворотливость и т. п.

Психологи единодушны в мнении, что кризис трех лет – при всей его типичности и общности – наиболее остро протекает при неблагополучных условиях воспитания ребенка. При этом отмечается, что негативизм и упрямство носят избирательный характер, т. е. проявляются по отношению к определенным взрослым (как правило, близким) и не встречаются в отношении сверстников.

Взрослые испытывают определенные трудности во взаимоотношениях с детьми этого возраста. Многие формы протестующего поведения ребенка являются для них неожиданными и немотивированными.  Дети проявляют обидчивость или острую аффективную реакцию на замечание, порицание, критику. Нередко обычное предложение или просьба взрослых вызывает у ребенка неадекватно бурную эмоциональную реакцию; при этом видимых – наблюдаемых в самой ситуации – причин такого поведения нет. Известный французский психолог А. Валлон так описывает протекание кризиса трех лет: «К трехлетнему возрасту это слияние ребенка с окружающим неожиданно исчезает, и личность вступает в тот период, когда потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность приводит ребенка к целому ряду конфликтов. Прежде всего это противопоставление себя окружающим, часто совершенно негативное. В результате этого ребенок невольно оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость, ощутить собственное существование. В этих случаях единственной формой самоутверждения является сама победа. Побежденный более сильной волей другого лица или необходимостью, ребенок болезненно переживает умаление своего существа».

Кризис трёх лет – это… Что такое Кризис трёх лет?

Кризис трёх лет — (греч. krisis – решение, поворотный пункт) – возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

“Кризис трёх лет” – условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия 3-его до первого полугодия 4-го гг. жизни детей. Возрастной кризис является закономерным явлением в развитии психики ребёнка и в отличие от стабильных периодов длится недолго, примерно несколько месяцев, у разных детей протекает с разной степенью выраженности и интенсивности.

Семь симптомов кризиса

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе “О личности трехлетнего ребёнка”. Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет “семизвездием симптомов”. Рассмотрим эти симптомы более подробно.
Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
Строптивость направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи “Я сам!”), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие — стремление ребёнка все делать самостоятельно (ключевые слова в речи “Я сам!”). При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия – важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания – он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.

Причины

Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.
Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса “скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме”. Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.
Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.[1].

Рекомендуемое поведение при взаимодействии с ребёнком

Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка.
  • Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
  • Осуществление единой тактики воспитания в семье.
  • Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка (в доступных пределах для данного возраста).
  • Использование игровых приемов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
  • Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме. Проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
  • Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.
  • Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.
  • Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

Литература

  • Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.
  • Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
  • Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. — 2010. — № 37. www.materinstvo.ru/ art/5746
  • Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
  • Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  • Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: РОУ, 1996.
  • Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. — СПб.: Речь, 2003.
  • Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М., 1998.
  • Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
  • Обухова Л. В. Возрастная психология. — М., 1996.
  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
  • Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. – М.: ПЕРСЭ, 2006. – (Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).
  • Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  • Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982.
  • Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М., 1996.

Примечания

  1. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.

Почему плохие вещи остаются и как их преодолеть

«В плохие вещи легче поверить . Вы когда-нибудь замечали это? — говорит персонаж Джулии Робертс, Вивиан, в фильме «Красотка » (1990). Как оказалось, персонаж Робертс, Вивиан, затронул неприятную психологическую правду; в «плохие вещи» действительно легче поверить, и причины могут вас удивить.

Во-первых, наша склонность обращать внимание на негативную, а не на позитивную информацию, является эволюционным наследием наших пещерных предков.В то время бдительность к опасности, также известная как «плохие вещи», была вопросом жизни и смерти. «Мы унаследовали гены, которые предрасполагают нас уделять особое внимание тем негативным аспектам нашего окружения, которые могут быть для нас вредными», — объясняет психолог и исследователь счастья Тимоти Дж. Боно, доктор философии, который преподает курс «Наука о счастье» в Вашингтоне. Университет в Сент-Луисе. Таким образом, зацикливание на «плохих вещах» похоже на ощущение боли — это наши тела работают, чтобы обеспечить нашу безопасность.

Кроме того, негативные эмоции активируют миндалевидное тело, миндалевидную структуру мозга, которую психолог Рик Хансен, доктор философии, основатель Института неврологии и созерцательной мудрости Веллспринга, называет «тревожным звоночком вашего мозга». По словам доктора Хансена, миндалевидное тело «использует около двух третей своих нейронов для поиска плохих новостей. Как только звучит сигнал тревоги, негативные события и переживания быстро сохраняются в памяти, в отличие от положительных событий и переживаний, которые обычно необходимо удерживать в сознании в течение дюжины или более секунд, чтобы перевести их из кратковременных буферов памяти в долговременные. место хранения.

Статья продолжается ниже

Беспокоитесь, что у вас может быть психическое расстройство?

Пройдите один из наших 2-минутных тестов на психическое здоровье, чтобы узнать, сможете ли вы получить пользу от дальнейшей диагностики и лечения.

Пройти тест на психическое здоровье

Что такое предвзятость к негативу?

Негативные события и переживания не только запечатлеваются быстрее, но и сохраняются дольше, чем позитивные, по словам исследователя Рэнди Ларсена, доктора философии. Эта прилипчивость известна как позитивно-негативная асимметрия или смещение негативности.Другими словами, по множеству причин, включая биологию и химию, мы с большей вероятностью зафиксируем оскорбление или негативное событие, чем воспримем комплимент или вспомним подробности счастливого события. Склонность к негативу может даже заставить вас зацикливаться на чем-то негативном, даже если присутствует что-то позитивное в равной или большей степени. Например, вы можете провести весь день с другом и прекрасно провести время, но если он сделает одно небольшое замечание, которое вас обеспокоит, вы можете в конечном итоге запомнить этот день только благодаря этому комментарию — классифицировать опыт как негативный, тогда как весь день был на самом деле положительный.

Еще один пример, объясняет доктор Боно: «Дэнни Канеман (экономист, получивший Нобелевскую премию за свою работу в 2002 году) разработал исследования, в которых участников просили представить, что они либо теряют 50 долларов, либо получают 50 долларов. Несмотря на то, что сумма одинакова, величина эмоционального отклика значительно выше у тех, кто представляет себе, что было бы, если бы они потеряли деньги. Другими словами, негативность потери чего-то намного больше, чем благо от обретения чего-то… даже когда «что-то», что было утрачено или приобретено, объективно эквивалентно.

Негативное предубеждение: разница между мужчинами и женщинами

Интересно, что есть разница в том, как мужчины и женщины регистрируют негативные комментарии. Доктор Боно объясняет: «Эффект отрицательно-положительной асимметрии сохраняется как для мужчин, так и для женщин. Однако разница обычно заключается в том, как проявляются эмоции. Женщины гораздо чаще интернализуют их (например, в форме грусти или депрессии), а мужчины чаще экстернализируют (например, в случае внешнего гнева).

Как вы можете преодолеть склонность к негативизму?

Но есть и хорошие новости. Несмотря на эволюционную руку, с которой мы столкнулись, степень, в которой мы способны преодолеть наши «установки по умолчанию» и избежать падения в бездну самообвинения, неуверенности, печали, гнева, горечи и других негативных эмоций, зависит от множество факторов, включая наше воспитание, информацию, которую мы получили от окружающих, чье мнение мы ценим, и то, как мы интерпретируем то, что нам говорят. «Единственным наиболее важным основополагающим фактором является ….как мы говорим сами с собой о своем опыте», — отмечает Кеннет Йегер, доктор философии, директор программы STAR (Стресс, травма и устойчивость) в Медицинском центре Векснера Университета штата Огайо. «Если вы бросите себе вызов… помнить о своей повседневной деятельности, замечая, что важно [а что нет], у вас больше шансов получить положительный жизненный опыт», — объясняет доктор Йегер. По сути, вам нужно приложить усилия, чтобы по-настоящему ценить все хорошие и положительные аспекты своей жизни, чтобы вас не одолевали негативные.Даже если вы сталкиваетесь с множеством объективно негативных ситуаций, вы можете попытаться оценить положительные стороны своей жизни, какими бы незначительными они ни были.

Другие способы уравновесить нашу склонность к негативу? Грант Бреннер, доктор медицинских наук, адъюнкт-ассистент клинического профессора психиатрии, Медицинский центр Бет-Исраэль на горе Синай (Нью-Йорк), консультирует:

  • Будьте готовы мягко распознавать, что происходит, когда начинают активироваться негативные паттерны, и каждый раз тренируйтесь делать что-то — даже очень маленькое — чтобы сломать паттерн.Если вы склонны чрезмерно анализировать те части разговоров, которые вы считаете негативными, найдите хобби или привычку, которые удерживают вас от чрезмерного анализа, например, чтение, пробежку, уборку в доме или создание музыкального плейлиста, который доставляет вам удовольствие. .
  • Обратите внимание на свой негативный внутренний диалог и замените позитивные подходы. “Ты идиот!” становится: «Я хотел бы сделать другой выбор, но я буду помнить, как я хотел бы действовать, и применять его к будущим ситуациям».
  • Еще одна тактика, которая поначалу может показаться странной, но может помочь проявить доброту к своему подлому внутреннему голосу, — это разговаривать с собой, как с другом.Когда вторгаются негативные мысли, спросите себя: «Ты в порядке? Что случилось? почему ты такая злая? Тебе больно?» Идея состоит в том, чтобы добродушно прерывать себя всякий раз, когда вы начинаете нести чушь. Это похоже на Золотое правило: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой», за исключением того, что оно предполагает отношение к себе с той же добротой и состраданием, с которыми вы относитесь к людям, которых любите.
  • Возможно, самое главное, отмечает Бреннер, — это «культивировать в себе мягкое, любопытное и терпеливое отношение к себе.Научитесь праздновать маленькие победы [над негативом и самобичеванием], понимая при этом, что у вас могут быть дни отступления. Это естественная часть процесса обучения и роста».

Важно помнить, насколько велика ваша свобода воли в том, чтобы позволять плохим комментариям оставаться с вами или нет. Знаменитая фраза Элеоноры Рузвельт: «Никто не может заставить вас чувствовать себя хуже без вашего согласия». Откажитесь от согласия, чтобы заставить себя чувствовать себя неполноценным.

Последнее обновление: 19 февраля 2020 г.

Как разорвать цикл негативного мышления

Кризис COVID-19 стал источником стресса и проблем с эмоциональным здоровьем для многих людей, что привело к увеличению таких проблем, как тревога, депрессия и одиночество.Это понятно, поскольку люди эволюционировали, чтобы быть жестко запрограммированными , чтобы реагировать на вещи, которые представляют или воспринимаются как угроза для нас и нашей семьи. Негативные мысли и постоянное чувство беспокойства — это лишь один из многих способов, которыми мы реагируем на чувство угрозы.

 

«Важно, чтобы мы боролись с негативным мышлением и контролировали его, особенно во время кризиса».

 

Несмотря на то, что эти реакции являются ценным защитным механизмом, бывают случаи, когда эти чувства могут быть непропорциональны сложившейся ситуации или тому, что мы можем контролировать.Бывают также случаи, когда чрезмерное зацикливание на проблеме (также известное как размышление) может нанести вред нашему здоровью, увеличивая не только стресс и тревогу, но и способствуя депрессии, посттравматическому стрессу, а также нездоровым моделям поведения. еда, алкоголь или наркотики. Продолжающееся негативное мышление также может привести к катастрофе или к мысли о самом худшем (и часто самом редком) исходе.

Важно, чтобы мы боролись с негативным мышлением и контролировали его, особенно во время кризиса, чтобы избежать его постоянного воздействия на наше психическое здоровье и благополучие.Если вы обеспокоены тем, что вы или член вашей семьи можете застрять в негативной петле, есть несколько способов вырваться из этого шаблона мышления.

 

Как вырваться из петли негативного мышления

 

Распознавать свои мысли

Негативный внутренний диалог — это когда человек обвиняет себя (или других) в том, что, по его мнению, идет не так. Вы можете постоянно беспокоиться о будущем или думать о вещах, которые уже произошли.Маленькие мысли могут стать повторяющимися и подавляющими довольно быстро. Просто остановиться и признать эти мысли — это первый шаг к их решению.

 

Бросьте вызов своим мыслям

Несмотря на то, что в жизни есть важные проблемы, которые могут потребовать внимания, цикл негативных мыслей имеет тенденцию искажать последствия наших действий и решений. Постарайтесь помнить, что многое из того, о чем мы беспокоимся, не произойдет. И хотя в текущей ситуации мы не можем контролировать многое, мы можем контролировать, насколько сильно мы фокусируемся на негативе.Остановитесь, подумайте и спросите себя, действительно ли ваши мысли «истинны», и попытайтесь по-другому взглянуть на свою жизнь и проблемы. Например, изоляция может быть сложной, но вы вносите свой вклад в обеспечение безопасности себя и других. Иногда нужна другая точка зрения.

 

Будь другом самому себе

Часто негативные вещи, которые мы говорим себе, являются самокритичными и безжалостными, но мы вряд ли стали бы говорить (или думать) о друге так резко. Относитесь к себе так же, как к хорошему другу, и найдите время, чтобы предложить себе такое же положительное подкрепление или поощрение, которое вы могли бы предложить кому-то другому.

 

Сосредоточьтесь на позитивных людях (и стремитесь быть на e)

Настроение других людей может усилиться или даже создать негативных мыслительных моделей , поэтому постарайтесь окружить себя позитивными людьми (даже если это чрезмерное увеличение!), которые также не застревают в тревожном мыслительном цикле. Спросите себя, играют ли люди и ситуации, с которыми вы сталкиваетесь, положительную или отрицательную роль в вашей жизни и мыслях. Подумайте о том, чтобы удалить себя из любых негативных влияний или социальных кругов.Это может быть сложно во время кризиса, так как даже самые позитивные люди почувствуют его воздействие. Когда вы общаетесь с другими — в вашей семье и в Интернете — постарайтесь не тратить весь разговор на разговоры о негативных вещах, которые происходят в вашей жизни и в мире в целом.

Следите за тем, что вы смотрите (и читаете)

Помимо сосредоточения внимания на позитиве в ваших социальных взаимодействиях, вы также должны осознавать сообщения, которые вы получаете по различным каналам, в том числе через средства массовой информации и социальные сети.Просмотр, чтение или прослушивание негативных репортажей может привести к еще большей изоляции и депрессии, а может усилить симптомы острого стресса . Стремитесь критически оценивать информацию и получать информацию от самых разных участников с разными точками зрения. Подумайте о том, чтобы просто уйти или отказаться от подписки на источники, которые, по вашему мнению, могут быть вредными или чрезмерно негативными.

 

Сосредоточьтесь на настоящем

Когда приходит тревожная мысль, активно переключайте внимание на то, что вас окружает.Сосредоточьтесь на дыхании и на том, что вы можете видеть и слышать. Если у вас есть больше времени или проблема постоянна, может помочь приложение для осознанности или посредничества. Возможно, будет полезно вспомнить знаменитую цитату, приписываемую Лао-Цзы , : «Если вы в депрессии, значит, вы живете прошлым. Если вы беспокоитесь, вы живете в будущем. Если вы спокойны, вы живете настоящим».

 

Вывернуть наизнанку

Было показано, что запись негативных мыслей и их выбрасывание (или перетаскивание в цифровой мусор) снижает влияние негативных мыслей .Для этого упражнения также может подойти живопись или рисунок.

 

Расскажите об этом

Никогда еще не было так важно поговорить о своих чувствах — вам не нужно обсуждать решения, но просто рассказывая о своих мыслях и чувствах, вы можете представить ситуацию в новом свете. Вы также можете обратиться за профессиональной помощью к терапевту, психологу или квалифицированному консультанту .

 

MensLine Australia доступна 24 часа в сутки, семь дней в неделю, а профессиональные консультанты предоставят информацию и поддержку при депрессии.Позвоните нам по телефону 1300 78 99 78 или получите бесплатную видео- и онлайн-консультацию.

Отрицательные эмоции – Канал улучшения здоровья

Об отрицательных эмоциях

Отрицательные эмоции можно описать как любое чувство, которое заставляет вас чувствовать себя несчастным и грустным. Эти эмоции заставляют вас не любить себя и других и снижают вашу уверенность и самооценку, а также общую удовлетворенность жизнью.

Эмоции, которые могут стать отрицательными, — это ненависть, гнев, ревность и печаль. Тем не менее, в правильном контексте эти чувства совершенно естественны.Негативные эмоции могут ослабить наш жизненный энтузиазм в зависимости от того, как долго мы позволяем им влиять на нас и как мы их выражаем.

Сдерживание негативных эмоций приводит к нисходящей спирали

Негативные эмоции мешают нам мыслить и вести себя рационально и видеть ситуации в их истинной перспективе. Когда это происходит, мы склонны видеть только то, что хотим видеть, и запоминать только то, что хотим помнить. Это только продлевает гнев или горе и мешает нам наслаждаться жизнью.
Чем дольше это продолжается, тем более сложной становится проблема. Неуместное обращение с негативными эмоциями также может быть вредным — например, выражение гнева насилием.

Эмоции — это сложные реакции

Эмоции — это сложные реакции, включающие множество биологических и физиологических процессов в нашем организме. Наш мозг реагирует на наши мысли, выделяя гормоны и химические вещества, которые приводят нас в состояние возбуждения. Таким образом возникают все эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Это сложный процесс, и часто у нас нет навыков, чтобы справляться с негативными чувствами. Вот почему нам трудно справиться с ними.

Как справляться с негативными эмоциями

Существует несколько стратегий преодоления негативных эмоций. К ним относятся:

  • Не преувеличивайте масштаб вещей, снова и снова прокручивая их в уме.
  • Постарайтесь быть благоразумным – примите тот факт, что плохие чувства иногда неизбежны, и подумайте, как улучшить свое самочувствие.
  • Расслабление – используйте приятные занятия, такие как чтение, прогулка или разговор с другом.
  • Учитесь — замечайте, какие чувства вызывают у вас горе, утрата и гнев, и какие события вызывают эти чувства, чтобы вы могли подготовиться заранее.
  • Упражнения. Аэробные нагрузки снижают уровень стрессовых химических веществ и позволяют лучше справляться с негативными эмоциями.
  • Отпустите прошлое – постоянное переживание негативных событий лишает вас настоящего и заставляет чувствовать себя плохо.

Где получить помощь

Общие психологические реакции на травмирующие события

Психологические реакции на кризис или травматические события значительно различаются от человека к человеку, а симптомы и их сроки обычно различны для каждого человека.

Ответы на травмирующие события

Поскольку психологические реакции у каждого человека разные, важно, чтобы те, кто лечит или живет с людьми, переживающими кризис, научились распознавать общие реакции на травматическое событие. Реакции могут включать изменения в поведении, физическом самочувствии, психологическом здоровье, моделях мышления, духовных убеждениях и социальных взаимодействиях. Эти признаки, симптомы и реакции являются обычными психологическими реакциями на кризис или травматическое событие.Некоторые из них включают:

  • Гнев, капризность и раздражительность
  • Становление навязчивым
  • плач
  • Отказ
  • Неверие
  • Отсутствие интереса к предыдущей деятельности
  • Эмоциональное онемение
  • Забывчивость
  • Горе
  • Вина
  • Повышенное употребление алкоголя и наркотиков
  • Изоляция или уход от других
  • Кошмары и другие нарушения сна
  • Паника
  • Вопросы веры или религии
  • Слишком много сплю
  • Социальный уход

Ответы на текущий кризис

Альберт Р.Робертс описывает характеристики людей, которые в настоящее время переживают кризис или травматическое событие. К ним относятся:

  • Начало осознания наличия угрозы
  • Обнаружение того, что стресс и травма события не могут быть преодолены с помощью существующих навыков выживания дисбаланса, где кризисная ситуация кажется непреодолимой

Как вы можете помочь кому-то пережить травму или кризис

Если кто-то из ваших знакомых пережил или переживает травматическое событие или кризис, вы можете помочь, в том числе:

  • Быть готовым выслушать
  • Убедить их в том, что они в безопасности
  • Помогать им с домашними делами, такими как покупки, уборка, приготовление пищи или уход за детьми
  • Проводить время с ними
  • Не принимать близко к сердцу негативные эмоции или вспышки гнева
  • Поощрять их много отдыхать и хорошо питаться
  • Обеспечить им возможность проводить время в одиночестве
  • Признание их страданий, а также поощрять и поддерживать их способность справляться
  • Обеспечение того, чтобы в их жизни были другие поддерживающие люди и/или сети
  • Помочь им понять, когда пора обратиться за помощью извне

Может потребоваться лечение

Кризисное консультирование может быть очень полезным, поскольку помогает людям справиться с негативными последствиями кризисной ситуации.Хотя большинство кризисных событий ограничены во времени, длительное воздействие стрессоров и травм может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) и другим тревожным расстройствам.

Люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством, испытывают воспоминания, ночные кошмары, нарушения сна и другие симптомы, которые часто становятся настолько серьезными, что мешают повседневной жизни.

Хотя посттравматическое стрессовое расстройство является серьезным расстройством, психотерапия и медикаментозное лечение часто являются эффективными методами лечения.

К сожалению, многие люди, которые пережили бедствие или травматическое событие, не думают, что им нужна помощь, даже если они признают психологический стресс.Поскольку повышается риск посттравматического стрессового расстройства и других проблем с психическим здоровьем, важно побуждать людей, которые пережили стихийное бедствие, кризис или травму, обратиться за помощью.

Борьба с последствиями кризиса COVID-19 для психического здоровья: комплексные ответные меры всего общества

Психическое здоровье населения значительно ухудшилось с начала пандемии COVID-19

В течение десятилетий распространенность психического здоровья условия практически не изменились; эта тенденция изменилась в 2020 году с началом пандемии COVID‑19 .Начиная с марта 2020 года распространенность тревоги и депрессии увеличилась. Например, в Бельгии, Франции, Италии, Мексике, Новой Зеландии, Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах распространенность тревоги в начале 2020 года вдвое или более чем вдвое превышала уровень, наблюдавшийся в предыдущие годы; в Австралии, Бельгии, Канаде, Франции, Чешской Республике, Мексике, Швеции, Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах распространенность депрессии в начале 2020 года также была вдвое или более чем вдвое выше, чем в предыдущие годы.

В течение 2020 года факторы риска ухудшения психического здоровья – финансовая незащищенность, безработица, страх – увеличились, а защитные факторы – социальные связи, занятость и учеба, доступ к физическим упражнениям, распорядок дня, доступ к медицинским услугам – уменьшились.