Статья “Особенности поведения детей в кризис 3-х лет”
Кризис трёх лет — (греч. krisis – решение, поворотный пункт) – возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
“Кризис трёх лет” – условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия 3-его до первого полугодия 4-го гг. жизни детей.
Семь симптомов кризиса
Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет
Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется
Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи “Я сам!”), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности.
Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания – он начинает протестовать.
Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.
Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.
Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса “скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме”. Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности,
Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.
Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка.
Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
Осуществление единой тактики воспитания в семье.
Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка (в доступных пределах для данного возраста).
Использование игровых приемов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме. Проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.
Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.
Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
infourok.ru
Особенности поведения ребенка в период кризиса трех лет Малышу исполнилось три года. Он стал более самостоятельным, независимым и активным. Вы, несомненно, это заметили. Почти для всех деток и их родителей Как угодно лишь бы не так!В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали ‘нехочу’ и ‘не буду’. Это негативизм — первая составляющая ‘семизвездия’. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: ‘Не трогай! Ешь быстро!’ Гораздо лучше сказать: ‘Не люблю, когда трогают мои вещи! Интересно посмотреть, кто из нас первый съест свой обед!’ Бывает, что на любое высказывание взрослого ребёнок отвечает наперекор. Я так решил!Упрямство — вторая составляющая ‘семизвездия’ кризиса трёх лет. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём — либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из — за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод ‘кто кого переупрямит’, тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации. Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны. Пойди туда не знаю куда.Строптивость — третья составляющая ‘семизвездия’ кризиса трёх лет, очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни. Совет: отвлеките ребёнка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут малыш неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возрожал. Я сам.Своеволие — четвёртая составляющая ‘семизвездия’ кризиса трёх лет. Оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности — жизненно важная для трёхлетних малышей. Совет: позвольте малышу попробовать сделать всё самому, даж |
ditiivospitanie.xyz
Кризис 3 лет у ребенка: Особенности протекания и преодоления
Кризис 3 лет у ребенка в редких случаях проходит незаметно. Подавляющее большинство родителей отмечают, что их дети в 3 года не только меняются, но и доставляют немало хлопот своим поведением. Это закономерно, поскольку возрастные кризисы, по сути, являются переходом с одной ступени развития на другую. Такой переход сопровождается многочисленными изменениями в психическом развитии ребенка, что требует от взрослых гибкости в воспитании.
Особенности протекания кризиса третьего года жизни
Кризисом трех лет открывается новый этап в развитии ребенка. Этап охватывает несколько лет, и его называют дошкольным периодом. Психологи подчеркивают, что в дошкольном возрасте малышу предстоит освоить мотивационно-потребностную сферу.
Но и без употребления специализированных терминов взрослым очевидно, что детям нужно многому научиться и многое осмыслить к тому времени, когда приблизится школа.
Для продвижения в развитии ребенку понадобится относительная автономия от взрослых, а ее получить не так просто. Тот переломный период, когда малыш отвоевывает для себя право на самостоятельность и формирование новых отношений, настырно отстаивает свои интересы, называют кризисом 3-х лет. Хотя на самом деле этот этап может наступить и в 2 года, или задержаться почти до 4 лет.
Причины кризиса трех лет
Первые три года своей жизни дитя накапливает начальный опыт в предметной деятельности и общении. То, что этот опыт успешен, подтверждают достижения 3-х лет. В определенный момент у каждого ребенка появляется осознание, что окружающий мир предметов – это не только большое поле познания, а еще и сфера для реализации. Такое осознание вырывается наружу со словами «Я делаю». Малыш с воодушевлением комментирует свои действия: «Я стучу», «Я кушаю», «Я еду» и пр.
Поскольку произошло величайшее открытие собственного активного участия в окружающей среде, ребенок хочет пробовать свои силы во всем и слышать поддержку и похвалу от взрослого. Но не тут-то было. Взрослые одно дело запрещают, к другому не подпускают, за третье ругают…
3-летний упрямец не может противостоять своим желаниям, появляется устойчивая мотивация получить желаемое.
Суть кризиса 3 лет заключается в том, что в этом возрасте происходит обособление «Я», и для ребенка это явный призыв к эмансипации от взрослых. Новая позиция выражается в стремлении ребенка отстоять свои права, проявить самостоятельность и реализовать возросшие возможности.
Если малыш пожелал нечто делать самостоятельно, а взрослые не предоставляют такую возможность, он не только будет кричать «Я сам!», но еще и закатится в истерике или разразится потоком слез.
Взрослым важно знать, что в подобных случаях ребенок не только конфликтует с окружающими. В этот период у него проявляется конфликт с самим собой. Малыш не может ограничиться теми отношениями, которые его окружали раньше, – абсолютная опека со стороны близких его уже не устраивает.
Ему нужно реализовать новые потребности в самостоятельных действиях, и нужно найти способ, как это сделать. Если при этом его намерения встречают внешнюю преграду, нарушается психическое равновесие детского сознания, приводящее к негативным симптомам в поведении.
Симптомы кризиса в 3-летнем возрасте
То, что наступил час «Икс» — подоспел кризис — в развитии ребенка, взрослые безошибочно определяют по выраженным симптомам. Невооруженным глазом заметны характерные признаки, которыми пестрит поведение трехлетнего малыша.
В возрастной психологии выделяют следующие часто проявляющиеся симптомы кризиса 3 лет:
- Негативизм
- Упрямство
- Строптивость
- Своеволие
Негативизм проявляется в постоянном противоречии ко всему, что бы ни предлагалось. Маленький человечек превращается в Нехочуху, отрицая и отталкивая все подряд, часто себе во вред. Не хочет идти на прогулку и не хочет чем-либо заниматься в доме, не хочет смотреть книги и не позволяет эти же книги отложить в сторону…
Ребенок оказывается в таком сложном состоянии, что непроизвольно всему противоречит. Физиологи объясняют такое поведение возникновением ультрапарадоксальной фазы мозга, которая является ответом на чрезмерные требования и беспрекословные указания взрослых.
Упрямство проявляется в стремлении ребенка следовать первоначальному решению. Малыш может отказываться от умывания, от еды, от принятия игрушки только потому, что его первичное желание было проигнорировано. Возможно, желание и не являлось таким уж важным для него, но дошкольник не может смириться с тем, что ему было отказано. Проявление упрямства также происходит на фоне неоправданной строгости, пунктуальности и требовательности родителей или воспитателей.
Строптивость – это отказ детей от прежнего образа жизни. И неприятие у них направлено не на конкретного человека или его предложение, а на то, от чего они уже отказались. Например, мама хочет усадить трехлетнего малыша в коляску, а он так изворачивается и кричит, что сделать это совершенно невозможно. Ребенок внутренне уже отверг этот удобный некогда атрибут, и не позволяет вернуть себя на прежний возрастной этап.
Своеволие выражается в том, что ребенок, во что бы то ни стало, стремится делать сам. САМ хочет налить себе горячий суп из кастрюли, САМ хочет включить бытовую технику, САМ хочет достать чашку с высокой полки. Поэтому, столкнувшись со своеволием ребенка, всегда нужно быть начеку.
Существуют и реже встречающиеся симптомы кризиса:
- Протест
- Деспотизм
- Борьба за внимание к себе
В некоторых случаях дошкольник, несмотря на свой малолетний возраст, превращается в настоящего бунтаря и протестует против любых ограничений. Протестует криком, аффективными выходками, может подбежать и ударить.
Маленький деспот требует, чтобы родители немедленно предоставили ему то, что он захочет. Иначе обеспечена продолжительная истерика.
О кризисном периоде говорит и нетерпимость ребенка к тому, чтобы его мама оказывала внимание другому малышу или занималась своими делами.
Какие симптомы кризиса проявятся в каждом случае, зависит от нервной системы ребенка и от конкретных обстоятельств. Главное, о чем должны помнить взрослые, что трехлетка противоречит и стремится делать все наоборот с целью защитить своё Я.
Когда наблюдается затянувшийся кризис 3-х лет
Кризисный период может длиться всего нескольких недель, но также может охватывать жизненный отрезок дольше года. Кризис затягивается при неблагоприятном стечении обстоятельств.
Возрастная перестройка коснется каждого ребенка. Но в то время как малыш, у которого тип нервной системы отличается низкой возбудимостью, проявляет считанные протестные реакции, темпераментные дети склонны устраивать бури, выводящие взрослых из себя.
В первом случае переломный возрастной этап ребенка пройдет почти незаметно для родителей. В другом, – если взрослые отнесутся без должного понимания к состоянию малыша, – действия окружающих могут подогревать детское упрямство и строптивость.
Ребенок не в состоянии посмотреть на себя со стороны до 6 лет. Поэтому он не может оценить свое поведение. Младший дошкольник ведет себя так, как он чувствует себя в данный момент. Понимание, что он поступает плохо по отношению к другому, или что его поведение комично, в принципе не доступно для такого возраста.
Следовательно, причинами затянувшегося кризиса могут стать физиологические и социальные особенности, оказывающие прямое влияние на развитие ребенка:
- Возбудимость нервной системы малыша
- Импульсивный характер родителей, мешающий терпеливо и с пониманием отнестись к негативным всплескам в поведении ребенка
- Авторитарность взрослых, подавляющих детскую инициативу и стремление к самостоятельности
- Нарочитое поведение взрослых, подстрекающее к продолжению симптоматичного поведения (насмешки над ребенком, полное игнорирование его истерик и упрямства)
- Объективные стрессовые обстоятельства (семейные ссоры, расставание ребенка с близким человеком, переезд и пр.)
Впрочем, перечисленные причины оказывают влияние на протекание всех возрастных кризисов, которые преодолеваются в детстве: в 3-летнем возрасте, кризис 7 лет и кризис подросткового возраста. Как пройдет переход на новый этап развития у детей, в первую очередь зависит от окружающих взрослых.
Рекомендации родителям по преодолению детского кризиса
В кризисный период у взрослых появляются трудности общения с ребенком, потому что маленькая личность нуждается в новых отношениях с самыми близкими людьми. Зачастую родители и воспитатели сами испытывают растерянность, что предпринять для успокоения ребенка, и как перестроить отношения.
Подливают масла в огонь и посторонние люди, отпуская замечания родителям, какой избалованный или капризный у них ребенок.
В связи с этим взрослых волнуют два вопроса:
- Как себя вести, чтобы кризисный период прошел быстрее и как можно незаметнее.
- Что делать, если симптомы кризиса обрели устойчивую форму и проявляются бурно и часто.
Чаще воюют со своими детьми те родители, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения. Родители, опутывающие свое чадо сетью чрезмерной опеки или планирующие каждый его шаг, обречены на то, чтобы детский кризис разразился с максимальным проявлением строптивости и упрямства. Поэтому рекомендации «быть построже», или «проще самому все сделать, а ребенок покричит и успокоится», ни в коем случае не упростят ситуацию, а только спровоцируют затянувшийся кризис.
Некоторые рекомендации родителям для благополучного преодоления кризиса 3-х лет:
- Помнить, что малыш упрямится или капризничает не назло взрослому, а потому что реализует потребность проявить свое Я.
- Уступки и запреты, исходящие от родителей, должны быть аргументированы подлинной, но не чрезмерной заботой. Например, играть на дороге нельзя, и это не может быть разрешено, несмотря на самые бурные капризы дошкольника.
- Идти навстречу ребенку там, где его желание или самостоятельные действия не несут никакого вреда. «Хочешь кушать за большим столом? Давай переставим твою тарелку, и занимай место, которое тебе нравится». «Хочешь нести сумку? Пожалуйста, пробуй».
- Избавиться от ожиданий, что ребенок будет поступать рационально: заинтересуется кубиками, потому что строить конструкции полезно, и пройдет мимо экрана с мультиком. В дошкольном возрасте внимание и восприятие непроизвольны, и направлены туда, где увлекательнее.
- Если произошел конфликт (ребенок бесконечно упрямился, мама злилась), важно, чтобы взрослые первые шли на контакт и восстанавливали отношения. Нельзя передавать ответственность малышу, вынося вердикт в стиле «пока не извинишься, не подходи» и т.п.
Чтобы родителям легче было принимать все сложности, связанные с кризисом в развитии их 3-летнего крохи, стоит напоминать себе, что благодаря кризисной перестройке в трехлетнем возрасте формируются значительные достижения. Воля, самостоятельность, гордость за свои достижения – эти важнейшие личностные новообразования закладываются именно в этот период.
alldoshkol.ru
Как пережить кризисы детского возраста? / Статьи / ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ
Как пережить кризисы детского возраста?
Автор: Елена Шахрай, Фото: ru.freepik.com
В жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем. Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ собрала для вас информацию об основных возрастных кризисах ребенка.
Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально. Первый кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет. За ним следует кризис 21 года, кризис 32 лет, кризис «среднего возраста» — с 38 до 42 лет, и кризис, наступающий после 50.
Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать. Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит. Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.
Кризис первого года жизни
Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка. С точки зрения родителей, самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир, его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы, сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.
Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие. Или же когда родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка. У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».
Кризис трёх лет
Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу. Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.
Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет». Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы. И это не должны быть игры на компьютере!
Кризис семи лет
Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы. За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем. Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости. Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.
Рекомендации психолога: очень важно, чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.
Подростковый период
Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет. У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения. Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет. Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.
Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис, как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку. В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни. И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими. И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее предоставляя ему свободу выбора.
Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:
– Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.
– Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
– Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.
– Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.
– Не перегружать ребёнка.
– Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.
– Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.
– Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.
– Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.
– Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.
– Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.
– Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.
– Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.
– Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
– Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
– Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.
– Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.
– Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!
Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!
xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai
симптомы, характеристика, особенности развития, нормы поведения
Послушный ребенок внезапно устраивает «сцены» истерики, начинает топать ножками, чтобы добиться желаемого результата. Это кризис 3 лет — период, в котором происходят изменения психического развития ребенка. Иногда интенсивность этого периода настолько высока, что родители начинают доставать валерьянку. Однако кризис 3 лет у ребенка в психологи считают обязательным этапом в жизни каждого малыша. Именно в этот период ребенок осознает, что он самостоятельная единица. Препятствовать взрослению малыша не нужно. А вот как помочь ему пережить этот сложный период, об этом нужно узнать подробнее.
Что такое кризис 3 лет у ребенка?
Природа не терпит статики. Все, что нас окружает, беспрестанно движется и видоизменяется. Это правило вполне вписывается в описание детской психики.
Время от времени в развитии психики наступают кризисные этапы. В этот период стремительно накапливаются знания и умения.
Особенности кризиса 3 лет — полное изменение и перестройка социальных коммуникаций.
Почему развивается этот кризис?
Представим малыша в виде птенчика, который находится в скорлупе. Ему этот мир «в скорлупке» знаком и понятен. Ему так комфортно. Но такая «защита» не постоянна. Наступает однажды момент, когда и в этом периоде идет «трещина».
Скорлупа разбивается, а к ребенку приходит осознание того, что он может определенные действия выполнять сам. Причем даже в некоторой степени обходиться без помощи своей мамы. Малыш осознанно воспринимает себя как автономную личность, у которой есть возможность и желание.
Итак, кризис 3 лет. Психология утверждает, что этот период способствует тому, чтобы у ребенка сформировались волевые качества и независимость.

Несмотря на огромное желание ребенка быть самостоятельным, малыш все еще остается некомпетентным. Поэтому без помощи родителя или взрослого ему не обойтись. Возникают противоречия между «я сам» и «я могу».
Основной негатив ребенка сразу направляется на маму. С ровесниками или другими взрослыми малыш может вести себя более-менее спокойно.
Какой возрастной период?
Во время становления личности ребенка существуют определенные возрастные рамки.
Первые проявления кризиса могут появиться в 18-20 месяцев. Это ранний возраст. Кризис 3 лет может обычно наступает с 2,5 до 3,5 лет.
Продолжительность этого сложного явления достаточно условна. В отдельных случаях кризис может длиться несколько лет.
Ярко выраженные психоэмоциональные реакции зависят от нескольких характеристик, а именно:
- Детский темперамент. У ребенка холерика/сангвиника признаки проявляются более ярко, чем у малыша флегматика или меланхолика.
- Манера родительского воспитания. Если у родителей авторитарный стиль воспитания, то проявление детского негативизма обостряется в разы.
- Особенность взаимоотношения матери и ребенка. Чем психологически мать ближе к своему ребенку, тем будет проще отрицательные моменты преодолеть.
На яркость проявления эмоциональных реакций влияют и внешние условия. К примеру, если пик этого периода припадет на начало адаптации ребенка в детском саду. Часто бывает так, что в семье на свет появляется и младший брат или сестра. Такие косвенные внешние условия усугубляют психоэмоциональные реакции ребенка.
Признаки кризиса 3 лет
Кризис характеризуется семью симптомами. Эти отличительные особенности помогут в точности определить, что ребенок вступил в период становления независимости от взрослых. А вот его чрезмерная эмоциональность — не следствие избалованности или вредности.
Негативизм
Данное проявление нужно правильно научиться отличать от непослушания. Поведение балованного ребенка обусловлено желанием, которое не совпадает с родительским требованием.

А вот во время детского негативизма малыш отказывается даже от собственного желания, потому что инициатива исходит от взрослого близкого человека. Детальнее рассмотрим на примере:
- Непослушание. Малыш заигрался на улице со сверстниками. Мама зовет его кушать. Но ребенок отказывается идти домой, потому что еще не нагулялся. В основе его поведения желание погулять, которое противоречит требованию мамы зайти домой.
- Проявление негативизма. Малыш долго играет на улице. Его зовут домой на обед. Но ребенок категорически отказывается заходить домой, хотя уже устал и проголодался. Отказ зайти в дом обусловлен тем, что он хочет противостоять маме. Несмотря на то, что их желания идентичны.
При кризисе 3 лет симптомы и реакции негатива направлены не на саму просьбу, а на определенного человека. Чаще всего таким объектом становится мама.
Строптивость
Строптивость в поведении можно спутать с негативизмом. Однако отрицательное отношение направлено не на конкретного человека, а на уклад жизни. Проще говоря, малыш протестует против тех предметов, которые его окружают.
Кризис 3 года жизни остро проявляется в тех семьях, где существует разный подход к воспитанию ребенка. Часто бывает так, что бабушки и дедушки очень балуют малыша, а родители — наоборот, много запрещают.

Ребенок в состоянии строптивости не хочет выполнять вообще никакие просьбы. Он часто их просто игнорирует. К примеру, малыш продолжает играть в «Лего», несмотря на то, что родители сказали сложить конструктор в коробку.
Если так проявляется кризис 3 лет у ребенка, то важно вовремя переключить внимание малыша на другую деятельность. Спустя определенное время он сам уберет игрушки или вымоет руки. А родителю не придется заставлять это делать и «стоять над душой».
Упрямство
Упрямство и настойчивость — это разные вещи, которые нельзя путать между собой. Настойчивость — это о проявлении воли, которое позволяет малышу достигать поставленной цели. А вот упрямый ребенок будет стоять на своем только потому, что прежде уже требовал это.
Подробнее рассмотрим разницу между упрямством и настойчивостью:
- Настойчивость. Ребенок наотрез отказывается садиться за стол, потому что не достроил башню из кубиков. А она все время рушится.
- Упрямство. Если мама зовет ребенка на завтрак, но он отказывается. А перед этим сказал, что не голодный. На самом же деле он проголодался и не прочь что-то перекусить.
Что делать в таком случае? Переубеждать малыша и продолжать настойчиво звать завтракать не стоит. Верное решение — оставить еду на столе и сказать ребенку, что он может поесть тогда, когда проголодается.
Деспотизм
Малыш всеми возможными и невозможными способами пытается заставить родителя сделать то, что ему хочется. Пусть даже, если это желание и будет сиюминутным. Это явление называется детским деспотизмом. Своего рода это стремление властвовать над одним из взрослых.
Например, ребенок хочет быть с мамой каждую секунду. Если же в семье несколько детей, то малыш остро проявляет ревность к своему брату/сестре: забирает любимые игрушки, не хочет выходить гулять на улицу вместе с ними, щипается исподтишка и т. п.
Подобное поведение — отличный пример манипуляции.

Совет: не идите на поводу у маленького деспота. Всячески демонстрируйте ему то, что внимание можно привлечь более мирными способами, при этом, не конфликтуя и не закатывая истерики.
Обесценивание
В психологии кризис 3-х лет характеризуется еще тем, что ребенок резко перестает ценить то, что было важным для него совсем недавно. Причем это относится как ко взрослым людям, к игрушкам, так и к правилу поведения.
Если вдруг воспитанный спокойный ребенок начинает швырять любимую игрушку, отрывать кукле конечности, вырывать из книги страницы или дергать кота за хвост, то на лицо кризис 3-х лет.
Именно в этот возрастной период малыши грубят близким людям. Кроха может ударить бабушку или назвать маму «дурой».

У трехлеток в этот период активно развивается лексический запас слов. Не редкость, когда ребенок начинает употреблять нецензурную лексику. Этим дети пользуются, чтобы привлечь внимание родителей к себе.
Важно, научиться перенаправлять негативные эмоции ребенка в позитивные. К примеру, смотрите с малышом добрые мультики, читайте сказки. Эффективно проигрывать с ребенком какую-то сюжетную игру.
Своеволие
Дети в возрасте трех лет пытаются стать самостоятельными. Поэтому часто можно от них услышать: «Не лезь. Я сам!». Ребенку важно попробовать все сделать самостоятельно, без помощи взрослого.
Конечно, хорошо, когда ребенок пытается сам завязать шнурки на ботинках или надеть брюки. Но плохо, когда он отталкивает мамину руку при переходе через дорогу.
Самостоятельность в поведении ребенка — первый шаг к получению жизненного опыта. Даже если что-то у малыша не получится с первого раза, то он постепенно будет учиться на собственных ошибках. Но нужно ввести запреты на действия ребенка, которые гипотетически смогут навредить малышу.
Бунт
«Бунт на корабле» — реакция малыша на моральное давление со стороны значимых близких людей, которые постоянно что-то требуют. Позавтракать в одно и то же время, громко не смеяться на улице, не ломать игрушки.
Родительская диктатура «выливается» в виде отказа от привычных действий. Например, ребенок не будет кушать самостоятельно, он истерит и всячески проявляет свой гнев.

Врачи и психологи утверждают в один голос, что истерика не так проста, как может показаться на первый взгляд. Такие негативные всплески приводят к тому, что в организме происходит сбой иммунитета и защитной системы. Если агрессия не выходит наружу, то возникает аутоагрессия (ребенок направляет ее на себя: бьет самого себя, кусает, царапает).
Ситуация не из простых. Во время очередного «бунта» родителю важно не терять самообладание. Если малыш бунтует против правил безопасности (хочет играть с мячом на улице), то здесь на поводу идти не нужно.
Что должны делать родители?
Если у малыша кризис 3 лет, как себя вести? Часто этот вопрос задают родители психологам. Важно понимать, что такие изменения в поведении ребенка — не врожденная вредность и не наследственность. Просто маленький человек хочет быстрее вырасти и стать самостоятельным. Поэтому важно научиться в этот период родителям выстроить с малышом другую парадигму отношений.
В возрасте трех лет ребенок начинает принимать себя и осознавать свое «Я». Психологи говорят, что в этот период у ребенка начинает формироваться первоначальная самооценка. А это значит, что идет процесс зарождения личности, пусть еще только детской.
Родители должна сглаживать «острые углы» негативного проявления кризиса. Основные правила для родителей:
- Ребенку дайте больше самостоятельности. Начните малыша привлекать к небольшим домашним обязанностям. Можно доверить мыть пластиковую посуду, раскладывать салфетки на стол. Единственное исключение — работа с электрическими и газовыми приборами. Пусть у малыша будет простая обязанность.
- Спокойствие и только спокойствие. Если родители будут чересчур эмоционально реагировать на изменение поведения ребенка, то ситуация только усложнится. Если мама спокойно смотрит на истерику ребенка, то малыш подсознательно понимает, что слезами манипулировать не получится. В конце концов ребенок успокоится и его поведение придет в норму.
- Уменьшите число запретов. Не следует ограничивать ребенка в каких-то делах, в особенности, если это вызывает у него злость. Озвучьте важные правила, которые будут касаться его личной безопасности и социальных норм. Их нарушать ни в коем случае нельзя. А вот в мелочах родитель должен находить с ребенком компромисс.
- Дайте ребенку право выбора. Во избежание конфликтной ситуации позвольте ребенку самому сделать выбор. Например, спросите у малышки, в каком из платьев она сегодня пойдет в детский сад: в красном или розовом.
- Анализируйте ситуацию. После любого конфликта, истерики или слез обсудите внутреннее состояние ребенка. Поделитесь, как родитель, своими эмоциями. Во время обсуждения малыш научиться понимать, в чем была его ошибка. Словесно высказывать свои эмоции и состояния важно.
Мудрые родители слушают и слышат свое чадо.
Как бороться с истерикой ребенка?
Кризис возраста в 3 года — это время усиления детских истерик. Психологи выделяют несколько правил для родителей, чтобы вовремя суметь предупредить появление таких отрицательных эмоций:
- Чтобы не допустить эмоциональные истерические вспышки, нужно научиться договариваться с ребенком. К примеру, до посещения магазина детских игрушек оговорите, что конкретно будете покупать. Безусловно, в 100% случаев это не поможет, но вероятность появления истерики значительно снизится.
- В разгар истерики не нужно пытаться что-то объяснять ребенку. Подождите какое-то время, когда он придет в себя и успокоится. Только в состоянии спокойствия малыша обсудите, почему его поведение было недостойным. Обратите внимание: не он плохой, а его поведение плохое. Чувствуете разницу?
- Если истерики накатила на публике, то лишите ребенка зрителей. Отведите малыша в то место, где меньше всего людей. Отвлеките его внимание проезжающей красивой машиной или пробегающей кошкой.
- Поощряйте самостоятельность. Если ребенок хочет проявить желание сделать что-то в одиночку, не мешайте ему. Помогать тоже не стоит. Обязательно похвалите ребенка за успех и поддержите во время неудачи. Предлагать свою помощь можно только в виде вопроса.
- Не оценивайте поступки ребенка. Обзывать малыша и вешать ярлыки на него не стоит. «Жадина», «вредина», «злой» — эти и другие слова мы часто слышим, когда мама ругает своего ребенка. Этого делать нельзя. У ребенка на подсознательном уровне закладываются эти понятия. В дальнейшем это может обернуться заниженной самооценкой и действиями «на противность».
Характеристика кризиса 3 лет предполагает игру как основной вид деятельности. Все ситуации, которые приводят к истерикам, проигрывайте. К примеру, покупайте продукты вместе с куклами, усаживайте любимых кукол за стол во время обеда, играйте поход в поликлинику или в стоматологическую клинику.
Терпение — основное качество, которое должны проявлять родители по отношению к своему ребенку. Особенно, если он переживает кризис трех лет. Терпеливым быть — значит, реагировать на все истерики своего чада без раздражения, сохраняя спокойствие и уверенность в своих поступках. Если взрослый человек будет раздражаться, то автоматически научит ребенка тому, что выходить из себя — это норма.
Проявлять терпение к ребенку — значит, быть любящими родителями. Малыш должен чувствовать любовь и тепло своих родителей. Важно, чтобы ребенок видел, что вы любите его в любом состоянии. Только когда ребенок подсознательно будет чувствовать, что его понимают, ему легче будет справиться со всеми трудностями.

Между ограничениями и дозволенностью важно соблюдать баланс. Слишком строгий авторитарный стиль воспитания подавит активность и самостоятельность малыша. Гиперопека также крайне опасна для ребенка, поскольку родитель своей заботой препятствует полноценному развитию.
В той семье, где центр — ребенок, часто возникают конфликты в разрезе детско-родительских отношений. Там симптомы кризиса 3 лет проявляются наиболее остро. Важно придерживаться одной модели воспитания всем взрослым, включая бабушек и дедушек.
Ребенку важно давать в достаточной мере свободы для развития и деятельности. Только в таком случае у родителей не будет потребности «воевать» с малышом. Дать свободу — поддержать новообразованное представление о себе и мире у ребенка.
Что нельзя делать родителям?
Если не хотите, что ребенок вырос упрямым и неконтролируемым, безвольным и безынициативным, то не показывайте ему, что его мнение для вас ничего не значит. Не стоит подавлять его в высказываниях. Дайте крохе самостоятельность.
Ни в коем случае нельзя ребенка ругать и стоять на своем, пытаясь бороться с его упрямством. Это приведет лишь к тому, что вовсе потеряете контроль над ребенком. Есть еще вариант: развитие заниженной самооценки у малыша.
Диагностика
Обычно кризис трехлетнего возраста проходит без врачебного вмешательства. Родители адекватно воспринимают поведенческие изменения своего малыша. Но если в кризисе 3 лет симптомы чрезмерно выражаются, то родители могут обратиться за помощью к детскому психологу, психиатру, неврологу.
Диагностика включает в себя такие методы работы:
- Беседу. Опрос, позволяющий выявить начало возникновения симптомов, частоту и их продолжительность.
- Наблюдение. Во время беседы специалист тщательно наблюдает за тем, как ведет себя ребенок. Более ярко симптомы проявляются во время случайного взаимодействия родителя и малыша.
- Осмотр. Если случаются припадки (истерика, судорога), невролог может проводить физический осмотр ребенка. Он оценивает степень его чувствительности, мышечный тонус, силу, рефлексы и координацию движений.
Кроме того, врач может провести дифференциальную диагностику на предмет наличия неврологического заболевания.
Другая сторона кризиса
Известный психолог Л. Выготский считает, что кризис нужно воспринимать не только как негатив. За ним явно скрыто позитивное содержание. Это переход к новой форме чего-либо.
При кризисе 3 лет симптомы, в виде импульсивного поведения ребенка, нужно воспринимать с положительной стороны, а именно:
- малыш стремится к результативной деятельности и положительной оценке своего успеха;
- ребенок преувеличивает свои достижения, чтобы сохранить свою идентификацию.
В этот период у ребенка повышенная обида в ответ на сдержанную реакцию родителя. Поэтому важно вовремя похвалить малыша за его успехи, пусть и незначительные.
Как часто возникают подобные проблемы?
Проявление кризиса 3 лет обязательное явление в жизни каждого ребенка. Это законный этап взросления малыша. Но описанные выше негативные признаки совсем необязательное условие развития малыша.
Кризисы развития и кризис 3 лет, в частности, могут протекать вполне гладко и без ярко выраженных симптомов. Могут возникать лишь личностные новообразования, а именно:
- ребенок осознает свое «Я»;
- разговаривает о себе в первом лице;
- появляется самооценка;
- возникает настойчивость и волевые качества.
Если родители будут учитывать возрастные изменения ребенка, то этот период пройдет мягко.
При кризисе 3 лет, симптомы и негативное поведение — не повод для паники, и не нужно считать своего ребенка неуправляемым и невоспитанным. Все дети проходят через этот период. Но в силах каждого родителя протекание этого сложного возрастного изменения сделать максимально плодотворным для своего чада. В первую очередь уважайте ребенка как личность. Прислушивайтесь к его мнению.
Если правильно скорректировать взаимоотношения со своим ребенком, то кризис 3 лет, симптомы и переживания пройдут более-менее гладко.
Автор: Лилия Чуяс
labuda.blog
Консультация на тему: Возрастные кризисы и условия, способствующие их благоприятному разрешению.
Возрастные кризисы и условия, способствующие их благоприятному разрешению.
Процесс развития ребенка протекает не плавно и гладко, а как бы рывками или скачками. В эти моменты меняется ситуация развития и наступают кризисы. Собственные возможности, способности и умения детей непрерывно увеличиваются, растут. А родители и другие члены семьи видят детей с позиции дня вчерашнего, с точки зрения того, что умели, хотели, любили они раньше, и в соответствии с этим строят свои отношения с отпрысками.
Пока ребенок мал, он целиком и полностью зависит от взрослых, через них взаимодействует с миром, познает его, удовлетворяет свои потребности. Но по мере взросления ведущая, определяющая роль взрослых отходит на второй план. Но самым близким часто кажется, что их ребенок остается тем же и все так же нуждается в опеке и помощи. Так возникают противоречия между новыми возможностями детей и старыми взаимоотношениями их со взрослыми. Детский протест против навязчивой опеки вызывает у них чувство обиды и непонимания.
Разрешение возникающих противоречий происходит в форме кризисов развития. Их называют возрастными или нормативными по той причине, что их избежать невозможно.
В моменты кризисов поведение детей резко меняется, в нем появляются ранее несвойственные черты, например, повышенная капризность, своеволие, негативизм, упрямство, строптивость, склонность к бунтарству, иногда деспотизм и ревность, демонстративное неподчинение требованиям взрослых. Это создает трудности в общении и взаимодействии с ребенком, в уходе за ним, его воспитании. Как только взрослые меняют свое отношение к ребенку, начинают воспринимать его с точки зрения растущих сегодняшних возможностей, предоставляют ему большую самостоятельность, устанавливают новые требования, негативные формы поведения исчезают.
КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
«Маша стала ужасной проказой. Все время пытается от меня куда-нибудь уползти. На кухне открывает стол и достает оттуда банки, кастрюлю…»
«Мы приучаем Вовика кушать с ложки. Сначала ему это не нравилось, а теперь нашел себе новое развлечение – хлопает ладошкой по тарелке, и вся еда разлетается в стороны. Начинаешь ругать его, а он только смеется. Бабушка предлагает снова кормить из бутылки, а я не знаю, что делать».
«Я наблюдаю за собственным внуком. Раньше подержись его перед прогулкой, и после прогулки, он пописает, и все в порядке. А теперь вижу, что хочет, ежится, а нарочно ужимается. Только натянешь штаны, и тут же потечет. Дочь говорит, чтобы я не мучила ребенка и не психовала сама, а просто надевала ему памперсы. Но на них же никаких денег не напасешься! Раньше все приучали к горшку. А теперь что же, не нужен он что ли?»
Сущность кризиса первого года жизни выражается в стремлении ребенка к примитивной физической самостоятельности. В возрасте от года до полутора лет большинство малышей начинают хорошо стоять на своих ногах, быстро перемещаются, прибегая при этом к старому проверенному способу ползания или новому приему прямохождения с опорой. Во время бодрствования малыши развивают бурную познавательную активностью.
В этот период любой предмет может представлять определенную угрозу для жизни и здоровья маленьких исследований, поэтому можно встретить всевозможные приспособления и ухищрения, направленные на обеспечение детской безопасности.
Но ограничения не устраивают любознательных малышей. Они становятся упрямыми и непослушными, а порой хитрыми.
Познать свойства и назначение различных вещей – вот основная задача этого возраста. И старые отношения ребенка со взрослыми препятствуют этому. Постоянное посредничество в процессе взаимодействия малыша и окружающего мира, которое было столь необходимо в первые месяцы его жизни, теперь мешает нормальному развитию ребенка. Взрослые перестали быть нужными ежеминутно и ежесекундно, ведь малыши научились многое делать сами. Отсюда и берут начало протестные формы поведения, которые в обобщенном виде называются кризисом первого года жизни.
Чтобы быстрее избавиться от нежелательных форм поведения детей, взрослые должны постараться как можно быстрее изменить свою позицию и из посредников стать для малышей источниками информации, образцами компетентности и умелости. Новой формой взаимодействия ребенка с родителями должно стать речевое общение, а не физическое воздействие. Именно в момент кризиса у малышей формируется потребность в освоении речи как средства управления поведением другого человека. Открыть перед ребенком новый мир языковых знаков и символов – задача семьи. И решена она, может быть только во взаимодействии взрослых и детей.
Знакомя малышей с названиями окружающих вещей, демонстрируя назначение и способы действия с ними, родители вводят ребенка в предметный мир, развивают его самостоятельность. Действия с различными веществами (жидкостями, кашицами), упругими и твердыми предметами не просто удовлетворяют любопытства детей, а являются необходимым условием их полноценного психического развития.
Не следует думать, что лишь любовь и опека нужны детям в этом возрасте. Им нужно поле для самостоятельной деятельности. Умело создать его – забота взрослых. Пробы и ошибки неизбежны в процессе познания. И малыши имеют на них право. Поэтому не просто кормите ребенка с ложечки, а вложите еще одну в руку маленького человечка и побуждайте его есть самостоятельно. Неудачные попытки справиться с непослушной кашей или компотом и перемазанные нагрудники скоро сменятся целенаправленным самостоятельным и заинтересованным поглощением пищи.
Так же следует подходить и к решению проблемы личной гигиены. Покажите ребенку, как нужно пользоваться горшком, но не принуждайте его к этому, а лишь напоминайте о его назначении всякий раз, как у ребенка появляются признаки, естественных потребностей и пришло время сделать это.
К Р И З И С Т Р Ё Х Л Е Т
Наконец-то, вашему ребёнку исполнилось три года. Он уже почти самостоятельный: бегает и прыгает, одевается, ходит в туалет и даже чистит зубы, почти всё кушает, хорошо и много говорит, задаёт кучу вопросов. Ему многое можно доверить. Ваши требования непроизвольно возрастают. В три года он ожидает от семьи признания независимости и самостоятельности. Ребёнок желает, чтобы его мнением интересовались и даже считались, чтобы советовались с ним по разным поводам. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в будущем. Он просто ещё не осознаёт будущее время. Ему надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой продемонстрировать вам свою самостоятельность, самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.
По мнению психологов, малыш в три года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство.
Главное, что происходит в этот период жизни ребёнка, – он выходит в более широкий мир, познаёт этот мир. Если до этого главным пространством, в котором он жил и развивался, была его комната, квартира, дом и бабушка, то теперь он выходит во двор, его интересует улица, соседи, а детский сад и коллектив сверстников во главе с воспитательницей приобретают более значимый для ребёнка статус. К концу второго года ребёнок уже узнает себя в зеркале, а это есть первичная форма самосознания. В его речи всё чаще появляется местоимение «Я» и даже элементы самооценки в форме: «Я ХОРОШИЙ», некоторые оценки своих действий, он хочет подчеркнуть своё отличие от других людей.
Это уже свидетельствует о наступлении кризиса трёх лет. В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем. Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его. Кризисы развития – это относительно короткие периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Молодые родители должны знать, что кризисы бывают не только в детстве (1 г., 3 г., 7 лет, 13 лет), так как личность человека
развивается непрерывно. Кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Чем же характеризуется кризис ребёнка трёх лет?
Этот кризис, как и любой другой, проявляется, прежде всего, в обесценивании того, что было для ребёнка привычно и значимо раньше. Вы заметили, что теперь он может запросто швырнуть и сломать любимую игрушку, он отделяется от любимых взрослых, не реагирует позитивно на обнимания, а то и вовсе сопротивляется бабушкиным поцелуям. Поверьте, это протекает болезненно не только для родителей и близких родственников. Сам ребёнок тоже страдает. Родителям в такие минуты следует быть особенно терпеливыми.
Кризисные явления проявляются в негативизме. Ребёнок не слышит ваших просьб, не подчиняется тем требованиям, которые прежде, казалось, были святыми. Иногда он стремится сделать всё наоборот. Раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно сделать, и его действия соответствовали этому желанию. В период кризиса ребёнок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Его поведение определяется не этим желанием, а отношениями со взрослыми: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность, а поэтому поступает вопреки своему желанию и вашим требованиям. Эта возрастающая самостоятельность ребёнка – важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса оно примет нормальные формы.
Ещё одно болезненное явление этого периода – упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему это очень хочется, а потому что он сам предъявил требование, высказал мнение или желание, с которым, по его мнению, должны непременно считаться. Конечно, не с любым желанием или требованием ребёнка следует мириться, соглашаться и выполнять, но и не спешите также сразу отвергать их. Лучше дайте ребёнку «остыть», а уж потом объясните свой выбор, доступно и твёрдо объясните своё решение. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
Отметим следующее. Во-первых, период упрямства и капризности у ребёнка начинается примерно в 18 месяцев. Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная. Но если дети после 4 лет капризничают часто и демонстрируют приступы упрямства, то вероятнее всего, речь идёт о «фиксированном» упрямстве – истеричности как удобном способе манипулировать своими родителями. Чаще всего – это результат соглашательского поведения родителей, не однажды поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Во-вторых, родителям небезынтересно и важно будет знать, что мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, а девочки капризничают чаще, чем мальчики, особенно в присутствии противоположного пола и публики. А психологи-практики утверждают, что в кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей от 5 до 19 раз в день!
Что могут сделать родители, если приступ у ребёнка вдруг случился?
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению случившееся, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребёнку почувствовать, что вы его понимаете. Хорошо, если вы нежно будете ребёнка держать за руку или прижмёте к себе, обнимите.
- Не пытайтесь в этот момент читать ему нотации, что-либо внушать ему – сейчас это бесполезно.
- Ругать не имеет смысла. Шлепки ещё сильнее взбудоражат.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите: какая у нас нехорошая девочка! Ай – Ай – Ай!» Ребёнку только этого и нужно.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали: «Нет!» то оставайтесь и дальше при таком решении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка случается в общественном месте.
- Постарайтесь схитрить, отвлечь малыша: «Ох, какая у меня есть интересная штучка! Хочешь посмотреть!?» Или: «А что это там за окном ворона делает ?!» Подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю. Они способны успокоить ребёнка на некоторое время.
- Помните, что чаще всего в подобных публичных сценах помогает
только одно: взять за руку малыша и увести.
Стремление к самостоятельности может проявляться у ребёнка и в строптивости, в резком, а иногда и грубом выражении своего недовольства взрослыми и их действиями. Мама надела не то платьице, что хотела дочь, или дедушка получил «пинка» от внука за то, что не взял того на руки. Это же стремление проявляется часто и в своеволии. Сынок именно сейчас, совершенно самолично захотел стучать молотком по двери или резать ножницами бумагу… При этом зачастую стремление ребёнка всё делать по-своему не способствует его возможностям, что может привести к печальным последствиям, если вовремя не остановить ребёнка. Но, опять – таки, это следует делать спокойно, не устраивая скандала.
В этот период важно избегать конфликтов. Однако, это вовсе не означает, вы должны идти на поводу немотивированных желаний ребёнка, иначе вы получите д е с п о т а, который скоро начнёт проявлять власть над окружающими. Также ни в коем случае не противопоставляйте упрямству и своеволию ребёнка собственные принципы и эгоизм.
Все указанные выше болезненные явления при разумном отношении к ним родителей пройдут, а завоёванная ребёнком самостоятельность останется, что будет важным шагом на пути его развития.
КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ В ПЕРИОД КРИЗИСА РЕБЁНКА ТРЁХ ЛЕТ?
По тому, на кого направлен кризис ребёнка трёх лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказываются матери, бабушки и отцы несколько реже. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на неё.
Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трёх лет важный этап в психологическом развитии ребёнка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что ваш любимец очень сильно изменился, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельности.
Введите в курс проблемы всех своих домашних и ближайшего окружения ребёнка, изложите им свою тактику поведения убедительно и настойчиво. Это необходимо для того, чтобы окружение могло придерживаться единых требований к ребёнку.
Знайте, что ребёнок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нём слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у Вас – действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено. А может всё-таки, м о ж н о! Не сердитесь на него за это. А лучше правильно сбалансируйте поощрения и наказания. Ласку и строгость, не забывая при этом о наивности детского эгоизма. Ведь это мы, а не кто иной приучили его когда-то к тому, что любое его желание как приказ для Вас. И вдруг что-то почему-то нельзя, это запрещено, в другом отказали… Мы изменили систему требований, а почему – ребёнку трудно понять.
Когда желания малыша превосходят реальные возможности, лучше всего найти выход в ролевой игре. К примеру, ребёнок отказывается есть, хотя и голоден. Вы не упрашивайте его и тем более не поощряйте сладостями и не торопитесь готовить ему что-то особое, выставлять на стол то, что в данный момент он съел бы с удовольствием. Накройте на стол и посадите на стульчик куклу или мишку. Обыграйте так, будто бы они пришли обедать и очень просят малыша, как взрослого, попробовать: не слишком ли горячий суп, мягка ли котлета, не пересолено ли, вкусное ли картофельное пюре…
А, может быть, Вы пригласите малыша в кафе?! Накройте стол несколько необычно: весёлые, привлекательные салфетки и другие аксессуары, обязательно положите вилку и нож, необычно нарежьте хлеб, поставьте бокалы и большие тарелки вместо привычных для малыша кружек и блюдечка. Если возникнет необходимость, возьмите на себя несложную роль официанта. Главное здесь – не переигрывать!
Если по утрам ребёнок с трудом встаёт, не торопится одеваться в детский сад, требует помощи, то попробуйте устраивать соревнования между ним и значимым для него членом семьи, любимой игрушкой или героем мультфильма. Поощряйте малейшее усилие малыша сделать что-либо спокойно и быстро, без лишнего напоминания и помощи со стороны. Стимулируйте, поощряйте в меру и разумно. И, что самое важное, чаще подавайте собственный позитивный пример.
В три года самоутверждению ребёнка льстит, если Вы «звоните» ему по телефону, «присылаете» телеграмму, спрашиваете совета по тому или иному поводу, а также делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковой ручки, календарика или записной книжечки.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трёх лет, чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними уже не малыш, а равный им друг, помощник и советчик.
И, в заключении, дорогие родители, возьмите себе на заметку пять золотых родительских правил
КАК НЕ НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА ТРЁХЛЕТНЕГО РЕБЁНКА:
– ПОСТОЯННО РУГАТЬ И НАКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКА ЗА ВСЕ НЕПРИЯТНЫЕ
ДЛЯ ВАС ПРОЯВЛЕНИЯ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ХАРАКТЕРА
– НЕ ГОВОРИТЬ «ДА», КОГДА НЕОБХЛДИМО ТВЁРДОЕ «НЕТ»
– НЕ ПЫТАТЬСЯ ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ СГЛАДИТЬ КРИЗИС, ПОМНИТЬ, ЧТО
В ДАЛЬНЕЙШЕМ У РЕБЁНКА МОЖЕТ ПОВЫСИТЬСЯ ЧУВСТВО
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ, БЛАГОДАРЯ И ЭТОМУ
ГОРЬКОМУ ОПЫТУ
– НЕ ПРИУЧАТЬ МАЛЫША К ЛЁГКИМ ПОБЕДАМ, ДАВАЯ ПОВОД ДЛЯ
САМОВОСХВАЛЕНИЯ, ПОТОМУ ЧТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЛЮБОЕ
ПОРАЖЕНИЕ ДЛЯ НЕГО СТАНЕТ ТРАГЕДИЕЙ
– НЕ ПОДЧЁРКИВАТЬ СВОЮ СИЛУ И ПРЕВОСХОДСТВО НАД НИМ,
ПРОТИВОДЕЙСТВУЯ ЕМУ ВО ВСЁМ, ВЕДЬ ПОЗЖЕ ЭТО ПРИВЕДЁТ
К БЕЗРАЗЛИЧИЮ ВО ВСЁМ ИЛИ К РАЗНЫМ ВИДАМ
ЗАВУАЛИРОВАННОГО МЩЕНИЯ ИСПОДТИШКА
И, наконец, последнее! Знайте и помните: чтобы кризис закончился благополучно, просто Л Ю Б И Т Е СВОЕГО РЕБЁНКА!!!
Искусству ладить с ребёнком необходимо учиться. В этом родителям помогут не только находчивость и фантазия, чувство юмора и опыт собственных родителей и друзей, но и советы специалистов, внутреннее чутьё, знания детской психологии и психологии личности.
Не пренебрегайте, пожалуйста, консультациями педагогов и психологов.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ кризисного периода трёхлетних детей И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
СИТУАЦИЯ 1. Мама приглашает маленькую Олю на прогулку и предлагает взять с собою набор для песка. Девочка не реагирует позитивно: капризничает, крепко прижимая куклу к себе. Что посоветовать маме?
Ответ. Мама может спокойно, но твёрдо сказать дочери о необходимости прогулки, а затем предложить положить куклу спать в кроватку, укрыть её одеяльцем: «Пусть Катя отдохнёт, пока мы гуляем». Так можно успокоить ребёнка и переключить его на другую деятельность. Возможно, ребёнок найдёт аргументы для того, чтобы случилось так, как хочет он: «Кукла тоже хочет гулять! Мы вместе будем играть в песочнице. Можно?» Не настаивайте на своём, не соревнуйтесь: кто упрямее, сдержите свой гнев.
СИТУАЦИЯ 2. Миша пытается самостоятельно справиться с пуговицами на куртке. Ничего не получается. Кряхтя, мальчик пробует сам зашнуровывать ботинки. Спешащая на работу мама вмешивается со своей помощью. «Я сам!» – протестует мальчик, но мама дерзко и ловко застёгивает и зашнуровывает его. И ещё одна ситуация. Ниночка подходит к маме, которая занята приготовлением пищи (стирает) и настойчиво заявляет: «Я тоже буду тебе помогать!» «Ты ещё маленькая. Подрастёшь – будешь помогать, а сейчас иди играть!» Правильно ли поступают мамы?
Ответ. Характерные примеры стремления детей делать то, что делают взрослые. В поведении малышей проявляются первые элементы самосознания, заметны задатки целеустремлённости и прилежания. Взрослые должны умело направлять активность ребёнка, а разумную самостоятельность поощрять. Маму Миши не может оправдывать даже фактор вынужденного вмешательства. Отводите больше времени для сборов, не подгоняйте ребёнка в подобных ситуациях, иначе может разгореться конфликт, ещё хуже, если у ребёнка вообще пропадёт желание обслуживать себя самого. Мама Ниночки должна была помочь дочке «сварить» кашу или «постирать» платья для кукол или, хотя бы, разрешить девочке помочь ей оказать посильную помощь во взрослом деле. Своим недоверием, запретами такого рода взрослые снижают самооценку ребёнка. Буйство негативизма, отрицательных эмоций мы вызываем у ребёнка, когда не хотим признавать его взросления, относимся к нему по-прежнему как к маленькому. Ребёнок обижается, если взрослые не хотят признать его взросления или говорят об этом с иронией. Это злит ребёнка, он становится нервным, неспокойным. И Миша, и Ниночка нуждались во внимании и одобрении той попытки сделать что-то самостоятельно, проявить взрослую инициативу.
СИТУАЦИЯ 3. Коля кричит: «Не буду кашу! Дай мне компот и пряник!» Бабушка уговаривает: «Ну, поешь хотя бы картошечки!» «Только маленько!» – соглашается мальчик, но едва ему ставят тарелку с картофельным пюре, как он тут же отказывается и кричит: «Не хочу! Дай мне лучше компот с пряником!» В чём кроятся причины такого поведения мальчика? Проанализируйте поведение бабушки.
Ответ. Коля забавляется тем, что у него так много поводов для просьб и демонстрации своего ХОЧУ. Это типичный пример детского эгоизма и упрямства, которые в недалёком будущем способны перерасти в негативизм. А поспособствует этому поведение бабушки. Коля испытывает терпение бабушки, пытается «вить из неё верёвки». Взрослые часто испытывают подобные трудности в общении с детьми. Негативизм и упрямство детей направлены в основном против тех взрослых, которые чаще других ухаживают за ними, считают своих любимчиков ещё маленькими и беспомощными. Устранение гиперопеки, настойчивое и тактичное поведение взрослых, скованное едиными требованиями к ребёнку, предоставление ему разумной самостоятельности, а также сбалансированные поощрения и наказания помогут в дальнейшем избежать подобных ситуаций.
СИТУАЦИЯ 4. Мама запрещает сынишке брать снег в рот. Малыш, хитро улыбаясь, продолжает это занятие. Мама сердится: «Сколько тебе можно повторять?! Не понимаешь – уходим, значит, домой!» Мама тащит кричащего мальчугана к подъезду. Правильно ли поступает мама, применяя подобный способ наказания? Чем объясняется поведение ребёнка?
Ответ. Малыш стремиться противопоставлять свои желания запретам взрослых. Проявляя негативизм, мальчик испытывает и характер мамы: а вдруг то, что так строго близким человеком запрещается, всё же можно? Избранный мамой вариант наказания нелеп и неудачен: нельзя лишать ребёнка прогулки за то, что он упал и испачкался, обсыпает песком других малышей или слизывает снег с рукавичек вопреки запретам. Вам предстоит не раз ещё с малышом выходить на улицу, поэтому спокойно, доходчиво, твёрдо объясните ему важность соблюдения таких правил гигиены, как не брать в рот снег и не сидеть попой в песочнице. Старайтесь не сердиться в такие минуты на малыша и не демонстрировать ему и окружающим своё превосходство, твёрдость своего характера, тем более, «воспитывая» на глазах других детей. У мамы была возможность переключить внимание ребёнка на игру: поиграть в снежки или построить что-либо из снега.
СИТУАЦИЯ 5. Трёхлетний Денис постоянно конфликтует с детьми: рушит постройки, отбирает игрушки, замахивается и обзывается, не умеет отвечать на элементарное приветствие. Что посоветовать родителям?
Ответ. Ребёнок ещё не осознаёт пагубного значения своих действий, но копирует он их, безусловно, у окружающих. За агрессией может скрываться желание мальчика обратить на себя внимание. Агрессию могут вызвать наказания взрослых, а закрепляют её постоянные запреты, замечания взрослых, а отрицательные эмоции направляются не на виновника, а на сверстника. Не произносите слово «нельзя» попусту, мимоходом. Желательно, чтобы за ним следовало разъяснение смысла запрета. А в каких-то случаях и не стоит останавливать малыша запретом – пусть обретёт негатив, собственный опыт, ели, конечно, последствия не будут угрожать его жизни и здоровью. Многим «нельзя» необходимо противопоставлять альтернативное «можно». Запретов должно быть мало, но они должны быть твёрдые! И последнее. Следите за собственными поступками, будьте позитивным примером во всём и всегда. Любите его! Ребёнку важно давать уроки (наглядные!) добра и любви.
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ
Общение со взрослыми и со сверстниками — это два компонента, которые создают, по терминологии Л.С. Выготского, «социальную ситуацию развития», в которой развивается и меняется сам ребенок. Изменение отношения к самому себе, происходящее на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста, связано с прохождением кризиса семи лет. Новое отношение к себе характеризуется умением совмещать одновременно несколько позиций, видеть себя и свои поступки со стороны.
Это умение способствует формированию предпосылок учебной деятельности: действий контроля и оценки деятельности, которое ориентирует ребенка на поиск общего способа решения учебной задачи. Ориентация на поиск общего способа решения задачи является особенностью, которая отличает младших школьников от дошкольников, для которых интерес представляет не процесс, а результат.
Играющий дошкольник очень часто говорит: «Я еще не доиграл до конца». Младшие школьники, которые по психологическому возрасту являются дошкольниками, не получают удовольствия от поиска разных вариантов решения задачи, их не удовлетворяет сам процесс решения, они спешат получить результат (ответ) и сравнить его с ответом в конце учебника. Младшие школьники, отвечая на вопрос проективной методики «Кто больше?», говорят: «По условию вашей задачи, заяц больше медведя».
Следуя традициям школы Л.С; Выготского, Е.Е. Кравцова выделяет три значимых компонента психологической готовности детей к школьному обучению, непосредственно связанные с уровнями общения ребенка со взрослыми, со сверстниками и с появлением нового отношения к самому себе. В совокупности эти три разных компонента характеризуют единое целое — психологическое новообразование кризиса семи лет. Успешное прохождение кризиса семи лет связано с возникновением возрастных новообразований стабильного и критического периода развития.
Применительно к дошкольному возрасту, по утверждению Л.С. Выготского, центральное новообразование стабильного периода развития — воображение, условия и механизм развития которого являются основанием генезиса новообразования кризиса семи лет, обеспечивающего переход к новому периоду развития — младшему школьному возрасту.
Особым подходом к анализу механизмов воображения и его развития отличается концепция В.В. Давыдова. Согласно его концепции, воображение как психический процесс — это умение видеть целое раньше частей и способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Эти основные свойства воображения возникают и развиваются у ребенка не одновременно.
Развитие воображения, по мнению Е.Е. Кравцовой, осуществляется поэтапно. На первом этапе развитие воображения (3-4 года) осуществляется в предметной деятельности на основе познания свойств предметов,
выделения ключевого действия. На этом этапе игрушка-зайка идет в гости к игрушке-медвежонку и для угощения нужны чашечки, блюдечки и настоящий чай, а для того чтобы сварить кашу для куклы, можно в чашку насыпать крупы и залить водой, а потом все это долго мешать. Выполняя действия с предметами, ребенок учится задавать смысл предметным ситуациям и отношениям.
Развитие воображения на втором этапе (4,5-6 лет) предполагает организацию уже не наличной ситуации, а собственного опыта ребенка. На этом этапе ребенок может играть с предметами-заместителями.
В одном детском саду я показала девочке кубик и сказала, что это маленький зайчик. Девочка взяла кубик по больше и сказала, что у нее лисичка и ее лисичка очень хитренькая, она домик строить не будет, а попросится в гости к зайчику и выгонит его из дома. «Лисичка обязательно должна выгнать зайчика, мне бабушка сказку читала про зайчика и лисичку», — сказала девочка после того, как я стала строить высокий забор.
Действуя с предметами, ребенок опирается на личный опыт, выступает субъектом деятельности, активно владеющим различными, ранее усвоенными системами норм, способами действий и эталонов.
Специфика третьего этапа (6-7 лет) развития воображения — наличие определенной внутренней роли или позиции, которая позволяет ребенку самостоятельно задавать предметные отношения, их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла. В одной детской игре, построенной на основе сюжета кинофильма «Белое солнце пустыни», по задумке автора игры красноармеец Петруша женился и уехал со своей невестой в свадебное путешествие на Кипр. Жили они долго, и родились у них детки.
Развитие воображения в дошкольном возрасте можно представить как движение от предметной среды к возникновению особой надситуативной внутренней позиции. Высший уровень развития воображения и есть та основа, на которой развивается новообразование кризиса семи лет, обеспечивающее безболезненный переход от игры к учебной деятельности. Успешность обучения в школе в значительной степени зависит от того, прошел ли ребенок кризис семи лет.
nsportal.ru