Симптомы подросткового кризиса: Подростковый кризис — Википедия – Кризис подросткового возраста – психология, причины и преодоление проблем

Содержание

Подростковый кризис — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подростковый кризис (от др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — возрастной кризис, возникающий при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому. В периодизациях отечественных психологов[1] приходится на возраст 13 лет, однако может варьироваться в зависимости от длительности периода подростничества[2].

Согласно некоторым концепциям (учению Д. Б. Эльконина и др.) существует два подростковых кризиса, большой — при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и малый — при переходе от младшего подросткового возраста к старшему подростковому, в то время как в других концепциях указывается на непрерывность кризиса в подростковом возрасте.

Симптомами подросткового возраста являются[3]:

  • снижение учебной мотивации;
  • стремление быть взрослым, настаивание на новых правах;
  • конфликт с родителями и учителями;
  • протестное поведение.

Одна из характеристик подросткового кризиса — чувство взрослости.

Виды взрослости:

  1. Подражание внешним признакам взрослости
    . Подросток сравнивает себя со взрослыми и понимает, что ничем от них не отличается. Он начинает требовать, чтобы его не считали маленьким, претендует на наличие тех же прав. Ребенок стремится походить на взрослых, зачастую используя лишь внешние признаки «взрослости» — употребление спиртных напитков, курение, специфический лексикон, мода в одежде и т. д.[4]
  2. Социальная зрелость. Характеризуется участием в делах взрослых, всевозможной помощью им. Зачастую наблюдается в семьях, где подросток вынужден занять позицию взрослого. Забота о близких и помощь им становится основной жизненной ценностью подростка.
  3. Интеллектуальная взрослость. Выражается в стремлении что-то знать и уметь. Данное стремление мотивирует подростка на саморазвитие, познавательную деятельность за пределами школьной программы.

По мнению Л. С. Выготского, основное противоречие подросткового возраста заключается в том, что половое развитие, социо-культурное развитие и окончание общеорганического роста не совпадают. В ходе исторического и культурного развития человечества границы периода детства были несколько расширены, вследствие этого возник подростковый возраст как переходный между детством и взрослостью.

Л. И. Божович весь подростковый возраст считает критическим, так как на данной стадии развития у ребенка возникают потребности, которые он не может удовлетворить в силу своей недостаточной социальной зрелости. Источником депривации этих потребностей могут быть не только внешние запреты, но и внутренние запреты самого подростка. Внутренние противоречия, по Божович, и есть основная характеристика подросткового кризиса.

Эрик Эриксон определял подростковый кризис с точки зрения кризиса идентичности, периода, в котором человек ищет свое место в мире, свою роль и предназначение.[5]

  1. Л.С. Выготский. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984.. — 1984.
  2. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. — 2004.
  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — 2000.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология. — 1995.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — 1996.
  • Бурменская Г. В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. — МПСИ Москва-Воронеж, 2005. — 656 с.
  • Выготский Л. С. — "Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Часть 2. Проблема возраста.
  • Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте, 2004.
  • Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1995.
  • Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000 г.
  • Фролов Ю. И. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.. — 1996.

Кризис подросткового возраста - психология, причины и преодоление проблем

В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления человека. В этот период ребенок преодолевает ту неуловимую грань между детством и зрелостью, которая в корне ломает его мировоззрение. Насколько благополучно произойдет судьбоносный переход, зависит от особенностей подростка и позиции ближайшего окружения.

В силу неопытности подросток не в состоянии осознать глубинные причины происходящих изменений, зачастую он поддается разрушительным эмоциям. О серьезности перестройки личности говорит тот факт, что суицид занимает третье место среди причин подростковой смертности, уступая место лишь ДТП и инфекционным заболеваниям.

Задача родителей - разобраться в причинах происходящих метаморфоз, деликатно объяснить их ребенку, вместе с ним преодолеть нелегкую пору возмужания с наименьшими потерями.

Подростковый возраст начинается с 12 и продолжается до 17-18 лет. Специалисты отмечают, что сложность возрастного периода заключается в комбинации множества физиологических и психологических факторов. Разобраться в их хитросплетениях подчас по силу только опытному детскому психологу. Огромное преимущество близких людей - безусловная любовь и неподдельное желание помочь своему чаду.

Физиологические основы кризиса у подростков

С 12 лет в физиологии человека происходит серьезнейшая гормональная перестройка. Организм запускает на полные обороты три эндокринные фабрики: гипофиз, надпочечники, щитовидную железу. Они начинают вырабатывать большое количество андрогенов и гормонов роста. Роль вилочковой железы, наоборот, постепенно снижается.

Гормональные бури, присущие подростковому кризису, сопровождаются яркими внешними проявлениями. Среди них:

1. Интенсивный рост. Стремительный рост отмечается у мальчиков в 13-15 лет, у девочек – двумя годами ранее. При этом изменение пропорций тела происходит неравномерно. Телесные диспропорции выражаются неуклюжестью, угловатостью, порождают неудовлетворенность собственной внешностью, застенчивость.

2. Половое созревание. Особенности пубертатного периода зависят от национальности, климатических условий, наследственности. У девочек пубертат начинается в 12-13 лет, у мальчиков - в 13-15, заканчивается к 18 и 20 годам соответственно.

Помимо конституционных изменений, половое созревание сопровождается проявлением интереса к противоположному полу. Тайные фантазии и инстинктивные желания, безусловно, сказываются на поведении ребенка.

3. Эмоциональная нестабильность.

Полярная смена настроения имеет физиологические корни. Для подростков характерны скачки нервного и мышечного тонуса, утомления и возбуждения, периодов подавленности и эйфории. Родителям следует запастись самообладанием: незначительный повод, невзначай брошенное слово могут привести к сильному раздражению или агрессии.

Психологические мотивы кризиса подросткового возраста

Специалисты выделяют две вероятные кризисные модели:

1. «Кризис независимости».

Характерные проявления:

  • негативный настрой;
  • чрезмерное упрямство;
  • грубость;
  • непризнание авторитетов;
  • ограничение личного пространства;
  • замкнутость, скрытность.

2. «Кризис зависимости».

Отличительные особенности поведения:

  • внушаемость;
  • подчиненность окружению;
  • неумение принимать самостоятельные решения;
  • покладистость;
  • стремление слиться с толпой;
  • инфантильность.

Протекание кризиса подросткового возраста в зависимой форме представляется родителям благоприятным вариантом. Они рады, что удалось сохранить доверие, контроль над ребенком. Позитивен ли такой вариант для становления личности подростка?

Эволюционная суть взросления - обретение самостоятельности, независимой жизненной позиции. Настает болезненный, но необходимый момент: птенцы «встают на крыло» и покидают ставшее тесным гнездо. Родителям следует осознать, что ранее зависимый от них малыш уже не нуждается в постоянной опеке.

Подросток вырабатывает зрелую позицию, собственное мировоззрение. Оно не обязательно соответствует родительским представлениям об идеале. Вряд ли «вечный ребенок» станет успешным в жизни, поэтому «кризис независимости» хоть и труднее преодолевается, но гораздо продуктивнее.

Изменение жизненных ценностей

Мы подошли к главному – сути происходящего явления. Проблема заключается не в том, что ребенок переживает трудный кризис, а в том, насколько позитивен будет его итог. Сможет ли он адаптироваться к новым непростым реалиям взрослой жизни? Помимо обретения независимости, о гармоничном развитии личности свидетельствуют некоторые моменты.

Развитие внутреннего мира

До 12-13 лет интерес ребенка направлен на познание внешнего мира. Он с неподдельным интересом изучает незнакомые явления, пробует все на зуб, обжигается, учится на ошибках. В подростковом возрасте количество познаний переходит в новое качество: сформировавшаяся личность исследует свою истинную суть.

Направление поиска меняется на противоположное: от внешнего созерцания к внутреннему самопознанию. Подростки склонны к рефлексии, переживания и эмоции обретают для них самоценность.

Критическое мышление

Умом подростка завладевает жесткая логика, требующая однозначного ответа. Окружающий мир становится биполярным: в нем правит правда или ложь, дружба или ненависть, плюс или минус. Такие чеховские понятия, как «плохой хороший человек», непонятны подростку.

Юношеский максимализм вынуждает «навсегда» ссориться со сверстниками и родителями, испытывать глубокое разочарование из-за пустяковых по взрослым меркам проблем. Сложная палитра человеческих взаимоотношений настолько парадоксальна, что не укладывается в понятную дилемму добра и зла.

Необходимость близкого окружения

Друзья приобретают для подростка большую значимость, нежели семья. Их мнение возносится на недосягаемую высоту, преодолеть которую родители не в силах. Молодые люди начинают обретать опыт построения личных отношений.

Возникают первые влюбленности, которые чаще всего бывают безответными. Подросткам нравятся взрослые юноши и девушки, но они редко воспринимают такие привязанности всерьез. У впечатлительных особ личные неудачи вызывают глубокие страдания и депрессию.

Характерные проявления подросткового кризиса

Суммируем особенности подростков:

  • Критичное отношение к внешности.
  • Образование групп по интересам.
  • Обостренный интерес к сексуальным темам.
  • Нарушение «табу»: первый опыт употребления алкоголя, курения.
  • Ревностное соблюдение личной дистанции.
  • Резкость, категоричность оценок.
  • Чувствительность и ранимость, скрываемые под маской показного равнодушия.

Советы родителям

1. Пересмотрите отношение.

Ситуация изменилась. Перед вами уже не бывший послушный ребенок, не способный принимать решения, но и не взрослый человек, готовый к самостоятельной жизни. Ваша позиция должна измениться соответственно. Постарайтесь придерживаться серединного пути между тотальным надзором и подростковой анархией.

Взрослеющему ребенку необходима свобода, но контролируемая. Как бы он ни гордился независимостью, инстинктивно он нуждается в воспитании, разумном руководстве. Будьте лояльнее, терпеливее, учтите, что у ребенка появляется 

2. Проявляйте искреннюю заинтересованность.

К сожалению, занятые родители ограничивают интерес общей ежевечерней фразой: «Что в школе?» Дети отвечают на такую заботу адекватной формальностью. Резкие слова «не лезь в мою жизнь» скрывают искреннюю потребность во взаимопонимании, признании значимости своих интересов.

Почаще интересуйтесь, чем «дышит» ребенок. Если его заботы окажутся несерьезными, не называйте их ерундой. Переживания, характерные для подросткового кризиса, кажутся наивными только умудренному опытом взрослому. Обесценивая идеалы тинейджера, вы лишаете смысла все его существование. Он нуждается совершенно в другом: добром совете и надежной поддержке.

3. Найдите точки соприкосновения.

Постарайтесь увлечь ребенка полезным хобби, ходите на экскурсии, выставки, занимайтесь вместе спортом. Для девочек и мам продуктивные сферы – рукоделие, кулинария, мода. Для мальчиков и пап – автомобили, техника, рыбалка. Совместный поход в кино или театр, поездка в книжный магазин позволит многое узнать о пристрастиях, внутреннем мире тинейджера.

4. Деликатно объясните ребенку причины происходящего.

Выберите для доверительного разговора оптимальный момент. Например, спустя некоторое время после глупой ссоры, когда эмоции улеглись, но воспоминание о случившейся размолвке еще свежо. Избегайте обвинительных оценок. Постарайтесь беседовать в позитивном ключе, проявляя участие.

Расскажите о процессах, происходящих в растущем организме, как они отражаются на настроении. Подростку полезно узнать о физиологической подоплеке нервных срывов. Если преподнести эту информацию объективно, он почувствует желание помочь.

5. Контролируйте близкое окружение.

Постарайтесь собрать сведения о друзьях сына или дочки. Если вы обнаружите нежелательные связи, например, способные затянуть в дурную компанию, пристрастить к алкоголю или наркотикам попробуйте объяснить вред такого общения. Не пытайтесь авторитарно запретить общаться с дурными знакомыми. Это может спровоцировать конфликт и скрытность.

6. Не навязывайтесь.

Некоторым подросткам требуется уединение, не нарушайте его против воли. Дайте ему возможность побыть одному, чтобы осмыслить новый поток ощущений и перемен. Тинейджеры трепетно относятся к личным вещам и обстановке. Не выбрасывайте и не меняйте что-либо в комнате без согласования с ее обитателем.

7. Личный пример.

Не забывайте, что ваши советы будут восприняты достойно, если вы подтвердите их личным авторитетом. Дети чувствительны к лицемерию. Ложная проповедь о моральных ценностях, основанная на книжных истинах, вряд ли возымеет у них успех.

Несмотря на чуткое отношение родителей, встречаются ситуации, когда кризис у подростка превращается в серьезную проблему. Он становится бунтарем и бросается во все тяжкие: уходит из дома, не хочет учиться, пробует алкоголь и наркотики. В таких случаях правильное действие - не медлить и обратиться за профессиональной помощью психолога. Грамотный специалист поможет ребенку пережить переходное время без опасных осложнений.

Мне нравится 2


Похожие посты


Оставить комментарий

Психология кризиса подросткового возраста | 7s-psy

Выстроить конструктивный диалог с подростком крайне сложно. Грубость, эмоциональный шантаж, провоцирующее поведение — это самые распространенные реакции ребенка даже на «безобидные» замечания родителей. В семье царит недопонимание, каждый затаил глубокие обиды. Но всегда ли переходный возраст протекает столь болезненно? В статье поднимем важную тему: как родителям и ребенку с наименьшими потерями пройти этот сложный кризисный период.

Содержание:

Подростковый возраст: особенности развития ребенка

особенности развития ребенка

В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления каждого человека. В этот период ребенок преодолевает границу между детством и зрелостью, что в корне меняет его мировоззрение. Отсюда и все изменения в поведении подростка — еще вчера он был милым малышом, а сегодня будто взбесился.

Подростковый кризис начинается с 11-12 лет и продолжается до 17-18 лет. И у него, несмотря на все негативные проявления, есть важная функция — ребенок ищет себя в этом мире, разбирается в собственных чувствах, расставляет приоритеты, активно накапливает опыт социальной жизни. Бегство от кризиса только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно прошедшие через этот сложный период, становятся сильнее и увереннее в себе, обретают способность управлять своей судьбой. [1]

«Гормональный взрыв», присущий подростковому кризису, сопровождается яркими внешними проявлениями — интенсивный рост и половое созревание. Это во многом влияет и на поведение ребенка. Обозначим основные особенности кризиса подросткового возраста:

  • Крайне критичное отношение к собственной внешности, что развивает застенчивость и неуверенность в себе.
  • Резкость и категоричность в общении со взрослыми.
  • То грубость, то доброжелательность из-за резких перепадов настроения.
  • Проявление острого интереса к сексуальным темам.
  • Нарушение родительских табу — первый опыт употребления алкоголя и курения.
  • Показное равнодушие ко всему окружающему.
  • Выстраивание личных границ и соблюдение определенной дистанции с родителями.
  • Депрессивные состояния.
  • Плохая успеваемость в школе, поскольку вокруг появляется множество отвлекающих факторов — влюбленность, новые друзья и интересы. [2]

Далеко не всегда у ребенка проявляются все «симптомы» кризиса подросткового возраста. Так, по мнению психологов, существуют 2 основных пути его протекания. [3]

  1. Кризис независимости

Наиболее часто встречающаяся форма подросткового кризиса. В этом случае ребенок становится настоящим бунтарем — строптивым, непослушным, упрямым, своевольным. Его поведение и отношение к окружающему миру становятся своеобразным рывком вперед, выходом за пределы «детских» норм и правил. Подросток всеми доступными способами заявляет миру: «я уже взрослый, и теперь все будет по-моему».

  1. Кризис зависимости

В данном случае поведение подростка тоже меняется, но совершенно в противоположную сторону, чем бунт. Ребенок выказывает чрезмерное послушание, зависимость от родителей или своих более взрослых приятелей. Происходит будто регресс в эмоциональном развитии, откат к детским формам поведения. Ребенку страшно входить во взрослую жизнь, и он всеми силами старается остаться в том периоде жизни, где он чувствует себя в безопасности «под крылом» взрослых.

По мнению психологов, подросток часто занимает двойственную позицию, то есть проявляет симптомы и кризиса независимости, и кризиса зависимости. Но чтобы помочь ребенку, важно понимать, какие именно признаки проблемного сценария доминируют. [3]

Этапы подросткового кризиса

этапы подросткового кризиса

Темам подросткового кризиса посвятил множество научных работ психолог и педагог Л. С. Выготский. Этот период в жизни ребенка он считал самым значимым, своеобразным фундаментом в развитии личности. По мнению Л. С. Выготского, подростковый кризис плавно проходит 3 фазы. [3]

1 фаза — предкритическая (негативная)

Ребенок начинает «ломать систему», меняя свое поведение. Это кризис младшего подросткового возраста. Ребенок с 11 лет прощупывает границы дозволенного, пытается выйти из-под опеки родителей, меняет старые привычки, начинает по-новому смотреть на происходящее вокруг.

2 фаза — кульминационная

Л. С. Выготский обозначает кульминационную точку подросткового кризиса — 13 лет. Начиная с этого возраста поведение ребенка резко меняется, и не всегда в лучшую сторону. Подросток действует непредсказуемо и остро реагирует на все процессы, происходящие вокруг него. Перепады настроения и нежелание учиться плохо отражаются на развитии когнитивных функций ребенка 12-15 лет (памяти, внимании, мышлении), если с этим не работать, в будущем ребенку может быть сложно поступить и учиться в высшем учебном заведении.

3 фаза — посткритическая

На этом этапе возрастного кризиса подросток уже примиряется с переменами в себе. Он старается собрать воедино накопленный опыт и учится находить компромиссы с собственным «Я». Пусть и не без труда, но подросток получил азы общения со сверстниками и старшими. Он понимает, что такое «хорошо» и «плохо». При благополучном исходе возрастного кризиса ребенок вполне готов перейти во взрослую жизнь.

Причины подросткового кризиса

Вызывающее поведение ребенка, по мнению психологов, может быть связано с его страхами и неуверенностью в себе. Причины кризиса подросткового возраста кроются не в том, что он хочет конфликта как такового. Ребенок пытается разобраться в собственных мыслях и донести до окружающих свои убеждения:

  1. «Я уже взрослый»

Бунт — это наиболее простой для подростка способ добиться равных прав, доказать свою значимость, расширить границы дозволенного. Ребенок считает себя взрослым и хочет самостоятельно принимать решения. И конечно, его интересы сталкиваются с жесткой родительской критикой. Мама и папа не готовы признать того, что их малыш подрос и действительно имеет право открыто выражать свое мнение. Отсюда и многочисленные проблемы, вытекающие из кризиса подросткового возраста.

  1. «Кто я?»

До 10-11 лет ребенок активно познает окружающий мир. Но потом все меняется — теперь взгляд подростка больше направлен внутрь себя. Он начинает «копаться» в своих мыслях, пытается найти свое предназначение в этом мире, занять определенные позиции в социуме. Это так называемый кризис идентичности подростка. Пережить его психологически сложно для ребенка.

Процесс осознания себя требует уединения. Вот почему многие подростки становятся молчаливыми и замкнутыми, ограничивают свое общение с родителями. Дети боятся, что взрослые их не поймут. Это одна из главных причин, которая может толкнуть ребенка на побег из дома и бродяжничество.

  1. «Это моя территория»

Все подростки ревностно охраняют личную территорию. Они пытаются очертить границы, за которые родителям переступать нельзя. Ребенок считает жизненные взгляды мамы и папы «устаревшими», а значит и не достойными внимания. Подросток с помощью выстраивания личных границ пытается оградить себя от критики родителей и жизненных трудностей.

  1. «У меня есть собственное мнение»

В возрастном кризисе, связанном с подростковым возрастом, умом подростка овладевает жесткая логика. Ему нужны однозначные ответы на важные вопросы. Критическое мышление ребенка еще недостаточно развито, поэтому окружающий мир кажется ему биполярным — черным или белым, с полным отсутствием полутонов. Пока подросток не способен понять сложную палитру отношений между людьми. Многие жизненные процессы не вписываются в его картину мира, где правит только добро и зло. Это провоцирует многочисленные конфликты со сверстниками и родителями. Так же подросток может «навсегда» поссориться с другом или полностью разочароваться в чем-то.

Особенности подросткового кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и мальчиков подростковый кризис протекает по-разному. В чем особенности этого сложного периода взросления?

Подростковый кризис у девочек

«Моей дочке 12 лет. И за последний год она сильно изменилась, я буквально не узнаю мою девочку. 

Проблем с успеваемостью в школе нет. Но знаю, что в их девичьей компании появились мальчики. И теперь все мысли дочери заняты только любовными перипетиями. Мне, конечно, это кажется глупым, но вижу, как моя девочка переживает. Она стала замкнутой, постоянно плачет. На все мои вопросы отвечает, что «все нормально». Но я же вижу — она переживает. Стала часто говорить о том, что некрасивая. Раньше могла даже в школу пойти растрепанной, но теперь проводит часы перед зеркалом.

Недавно она решила сесть на диету, практически ничего ест. Но какая может быть диета, если она и так худая. Боюсь, что «голодовки» подорвут ее здоровье. Подозреваю, что это все для того, чтобы нравиться мальчикам».

— Ирина, 40 лет

По мнению психологов, девочки немного раньше вступают в кризис развития подросткового возраста. Он начинается в 10-11 лет и заканчивается в 16-17 лет. При этом кризис протекает «мягче».

Девочки-подростки гораздо реже проявляют негативизм, скрытую или пассивную агрессию. Это во многом связано с тем, что они крайне остро переживают внутренний конфликт из-за осознания того, что нарушают общепринятые нормы поведения, которые приписываются женщинам. Большинству девочек свойственен жесткий контроль за своим поведением в подростковом кризисе — они пытаются вести себя правильно, чтобы не вызвать недовольство взрослых.

Еще одной отличительной особенностью трудного кризиса возраста в подростковом периоде у девочек является тот факт, что они часто зациклены на несовершенствах своей внешности. Девушки ищут всевозможные способы, чтобы достичь недосягаемого идеала красоты. И зачастую эти методы совсем не оправдывают цель, подрывая здоровье, — например, жесткие диеты.  А яркий вызывающий макияж девочки, которым она пытаются «украсить» себя, совершенно неуместен в средних и старших классах.

Некоторые девочки-подростки демонстрируют негативизм с общественно-значимой направленностью — пытаются защитить права других людей, ограждают близких друзей от неприятностей. [4]

Подростковый кризис у мальчиков

«Моему сыну 15 лет, переходит в старшие классы. Уже пару лет все вместе боремся с его подростковым кризисом. Сын устраивает нам такие бунты, что мы уже с ума сходим.

Постоянные гулянки и игры за компьютером — еще половина беды. Он учится «из-под палки». А ведь совсем скоро поступать в университет. Вместе с успеваемостью «хромает» и дисциплина в школе. Меня постоянно вызывают к директору, поскольку сын устраивает драки и хамит учителям.

Мы с мужем перепробовали все — и спокойно разговаривали с сыном, и дома запирали, и гаджетов лишали. Ничего не помогает».

— Марина, 38 лет

У мальчиков психологический кризис подросткового возраста начинается в 11-12 лет и заканчивается в 17-18 лет. Протекает он зачастую очень бурно. Дело в том, что у юношей уже начинает складываться представление о мужском типе поведения. Но не всегда это правильные поведенческие установки — многие проблемы мальчик пытается решить силой, проявляя агрессию. Другая крайность — полный уход в себя и отдаление от близких, чтобы скрыть свои истинные чувства, ведь считается, что «мужчина не должен проявлять эмоций». А в подростковом возрасте, учитывая, насколько сильно «бунтуют» гормоны, сложно скрывать свои чувства — проще стать «одиночкой».

Мальчики более спокойно воспринимают собственные проявления агрессии, имея установку на то, что мужчинам в случае необходимости свойственно такое поведение. Никакого сожаления и рефлексии. Свои вспышки ярости подростки чаще списывают на внешние факторы — «я не виноват, так сложились обстоятельства». [4]

Негативизм подростков

негативизм подростков

Негативизм — отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий.

Негативизм особенно ярко проявляется у подростков как раз в возрастном кризисе. Учитывая незрелость личности ребенка и его черно-белую картину мира, многие жизненные ситуации он воспринимает крайне негативно. Ребенок становится упрямым, замкнутым, грубым, даже агрессивным, то и дело нарушает дисциплину в школе. Но это лишь внешняя оболочка — негативизм становится своеобразной броней, которая прикрывает многочисленные страхи ребенка на пороге взросления. По сути, негативизм — это реакция подростка на какую-то неудовлетворенную личную потребность. Например, дефицит уважения, понимания и любви со стороны родителей и близкого окружения. [2]

По мнению психологов, негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой он растет. Если ребенок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, где правят неуважение друг к другу и агрессия, негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя проявит. [3]

Подростковый негативизм психологи разделяют на пассивный и активный. Пассивный негативист не перечит открыто, он просто пропускает «мимо ушей» все просьбы, требования и замечания родителей. Специфика активного негативизма заключается в том, что подросток все силы бросает на то, чтобы перечить взрослым — совершает противоположное тому, о чем его просят. [3]

Сложный подросток: что делать родителям?

сложный подросток советы родителям

Насколько благополучно пройдет пубертатный кризис подросткового возраста, зависит от особенностей самого ребенка и тех основ воспитания, что заложили родители. Не меньшее значение имеет и позиция близкого окружения. Несмотря на то, что «колючий» подросток всем и вся показывает свой негативизм, ему как никогда нужна поддержка. Не отталкивайте ребенка, помогите ему разобраться в собственных чувствах и войти во взрослую жизнь с ощущением прочного фундамента. 

Родителям при решении многочисленных проблем, сопровождающих кризис возраста у подростков, предстоит запастись терпением, чтобы не испортить отношения с ребенком. Какие рекомендации помогут?

1.    Научитесь грамотно разрешать конфликты со своим ребенком

Строгие запреты и наказания, эмоциональный шантаж, острая критика, навязывание собственного мнения — все это не работает в воспитании подростка. Родителям важно научиться эффективно выходить из конфликта с ребенком. Только доверительный диалог и искреннее желание помочь. Выслушайте, научите, дайте советы.

2.    Уважайте личное пространство подростка

Несмотря на то, что вы имеете полное право давать советы и наставления своему ребенку, уважайте его личное пространство и не навязывайте свое мнение по тем или иным вопросам. Чтобы не испортить отношения с подростком, соблюдайте те границы, что он установил.  Стучите в дверь, прежде чем зайти в комнату ребенка, не читайте его переписки в телефоне и в соцсетях, слишком активно не расспрашивайте о друзьях. Даже эти, казалось, бы несущественные изменения в вашем поведении, дадут ребенку понять, что вы не посягаете на его личную жизнь.

Это не означает, что нужно пустить на самотек жизнь подростка. Продолжайте мониторить его времяпрепровождение и успеваемость в школе. Но это не должно выглядеть как посягательство на свободу.

3.    Относитесь к подростку как к взрослому человеку

Пора перестать смотреть на своего ребенка как на малыша. Подросток уже достаточно взрослый, чтобы принимать те или иные решения. Дайте ему определенную свободу действий и уважайте его желание совершать «взрослые» поступки.

Каждый человек, даже ребенок, имеет право на ошибку. Это развивает личность и помогает накопить жизненный опыт.

4.    Не обесценивайте переживания подростка

Буквально каждое событие в своей жизни подросток воспринимает очень остро. Помогите ему безболезненно выходить из конфликтов с друзьями и поддерживайте, когда он терпит неудачи. Видя, что вам не все равно, ребенок будет увереннее в себе и станет прислушиваться к вашим советам, что крайне важно.

Научитесь искусству общения с ребенком. «Подумаешь, девушка бросила! Сколько еще у тебя таких будет» — не самые подходящие слова утешения для мальчика, страдающего от неразделенной любви. Не обесценивайте его проблемы, поддержите в сложную минуту. Иногда бывает достаточно простого «я тебя понимаю».

5.    Найдите общие точки соприкосновения с подростком

Подросток, сталкиваясь с непониманием родителей, часто отдаляется от них и замыкается в себе. Попробуйте найти точки соприкосновения со своим взрослеющим ребенком. Это поможет обеспечить эффективную профилактику и коррекцию девиантного поведения подростка, а также мониторить его эмоциональное состояние.

Найдите с ребенком общее хобби, активно отдыхайте вместе, ходите в кино, посещайте выставки и концерты. Поверьте, далеко не все, что любит современная молодежь — это плохо. Вникните в то, чем интересуется ваш ребенок. Это поможет быть «на одной волне» с ним.

6.    Показывайте личный пример

Подростки чувствительны к лицемерию. Будьте уверены, ложная проповедь о моральных ценностях в виде наставлений и приказов никак не повлияет на ребенка. Учите на личном примере. Это поможет подростку понять суть происходящего вокруг и освоить искусство общения. Каждый ребенок выносит многие поведенческие установки именно из среды, в которой воспитывался. Пусть это будут правильные установки, а не агрессия и чрезмерная жесткость.

7.    Воспользуйтесь технологией модификации поведения 7Spsy

Даже несмотря на чуткое отношение родителей, встречаются ситуации, когда кризис у подростка сопровождается серьезным бунтом. Он буквально бросается «во все тяжкие» — уходит из дома, совсем не хочет учиться, пробует алкоголь и наркотики, что может перерасти в серьезные химические зависимости. В этом случае медлить нельзя — обратитесь за помощью к психологу.

Бунт подростка во многом обусловлен негативными установками поведения. Если их скорректировать, то можно разрешить многие проблемы в личностном развитии ребенка. Отличный результат показывает технология модификации поведения 7Spsy. Это запатентованная методика поведенческой психологии, основанная на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского.

Прохождение курса поможет ребенку изменить устоявшиеся негативные установки, которые толкают его на агрессию или замкнутость. С приобретенными навыками подростку будет легче понять себя и окружающие его процессы. Это важно для гармоничного развития личности. Заменив негативные установки на позитивные, ребенок научится грамотно выходить из конфликтов, что поможет ему строить продуктивный диалог с друзьями и родителями.

Тренинг по технологии модификации поведения 7Spsy рассчитан на срок до 6 недель. За этот короткий промежуток времени ребенок освоит здоровую модель поведения, что позволит продуктивно прожить возрастной кризис и развить необходимые личностные качества.

Консультации и общение с психологом осуществляется в удобном онлайн-режиме — по e-mail, в чатах и по телефону. Успокойте своего ребенка — о тренинге, в котором он будет участвовать, можно не рассказывать своим друзьям. Это крайне важно для подростков — они не хотят, чтобы кто-то знал об их «слабостях». Участие в тренинге строго конфиденциально.

 

Источники:

  1. «Психология развития и возрастная психология. Учебник для СПО», 2018 г., Г. Бубнова.
  2. «Психология развития ребенка», 2005 г., Л. С. Выготский.
  3. «Вопросы детской психологии», 2016 г., Л. С. Выготский.
  4. «Психолого-педагогическое исследование гендерных различий подростковой агрессии», 2016 г., А. Д. Иванова (https://cyberleninka.ru/article/v/psihologo-pedagogicheskoe-issledovanie...).

Проявления симптомов подросткового кризиса //Психологическая газета

Доклад состоялся в рамках круглого стола «Как выжить школьному психологу в нестабильном мире»

Подростковый период жизни человека является одним из самых амбивалентных периодов развития. Именно в этом возрасте наблюдается сочетание дерзкого, агрессивного поведения подростка и его внутренней ранимости; слепого эгоизма и психологической зависимости. Подростки отличаются тем, что слепо верят и повинуются своему лидеру, кумиру и, при этом, обесценивают опыт взрослых и противостоят попыткам привнести в их дихотомичный черно-белый мир оттенки других цветов. Подростки всегда готовы к бунту. Стэнли Холл, прародитель понятия «подростковый кризис» и отец психологии переходного возраста выделил эту стадию как стадию невероятных противоречий и назвал её этапом «бури и натиска».

Основной задачей данного периода взросления является формирование эгоидентичности, собственного образа «Я».  Подросток в этот период познает себя через общение, через осмысление своих поступков и действий. И самое главное – через противостояние. Именно в этом противостоянии, если ребёнок найдёт в себе смелость и силу, то он почувствует себя равным тому, на кого он хочет быть похожим, с кем он идентифицирует себя. В этом процессе заключены как разрушительная, так и созидательная составляющие кризиса подростничества.

Этот возраст можно определить двумя понятиями: амбивалентность и маргинальность. Их противоречивость и обобщенная позиция в обществе добавляют тревоги и непонимания в определении самости.

Анна Фрейд говорила о том, что быть нормальным в период отрочества является ненормальным. Однако именно в подростковом возрасте наблюдается манифестация различных заболеваний, в том числе и психических. Поэтому, особую значимость в изучении эмоциональных проявлений в данном периоде уделяется дифференциальной диагностике психического развития ребёнка.

Нейрофизиологические детерминанты, такие как: усиленная работа эндокринных желез, гипоталамо-гипофизарный дисбаланс, нестабильное взаимодействие корково-подкорковых связей, приводят к многочисленным изменениям в работе всех функциональных систем организма подростка.

Приведём пример: со стороны сердечно-сосудистой системы: размер сердца увеличивается непропорционально размеру сосудов сердца и создаёт высокий объём кровотока. Вследствие чего наблюдаются флюктуации артериального давления, головокружения, носовые кровотечения. Со стороны костно-мышечной системы: костная ткань опережает в росте мышечную ткань. В результате наблюдаются ночные болевые ощущения в ногах, нарушения координации движений. Со стороны дыхательной системы: ткань бронхов опережает в росте лёгочную ткань, что может вызывать прерывистое дыхание, приводящее к «нехватке» воздуха. При гипоталамо-гипофизарной дисфункции повышается секреция серотонина, одного из основных нейромедиаторов, обеспечивающего тонусное,  приподнятое настроение. В этот же период снижается уровень гормона мелатонина, который регулирует суточные ритмы и влияет на процессы засыпания и сна. Колебания выработки данных веществ, приводят к скачкообразному, разбалансированному состоянию детей подросткового возраста. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Ребёнок «вспыхивает» как спичка и не может справиться с возбуждением.

Подкорковые структуры, выполняющие энергетическую функцию в работе головного мозга (в их составе гипоталамус) и влияющие на тонус коры, находятся в функциональной депривации и не обеспечивают должного рабочего состояния фронтальным зонам мозга. Лобная кора (фронтальные зоны) выполняет регулятивную роль в поведении человека. Поэтому при нестабильной работе энергетического блока мозга наблюдается неспособность сконцентрироваться на задаче, оттормозить возбуждение, и поведение ребенка может быть резким и агрессивным. И данные изменения являются функционально-нормативными в период кризиса (10 – 16 лет). Но подростки и родители мало знают об этих изменениях. Подобным состояниям приписывается болезненный характер и вызывает тревогу, как у детей, так и их родителей.

Поэтому очень важно с профилактической целью организовывать открытые лекции и др. формы общения, в которых рассматриваются анатомо-физиологические особенности подростков.

Чтобы отличить «нормальные» характеристики возрастного кризиса от патологических форм необходимо тесно сотрудничать с ребенком и его семьёй.

Уделить внимание следующим составляющим:
1.    Состав семьи и особенности состояния внурисемейной системы.
2.    Личностный статус:

  • способность идти на контакт;
  • общий фон настроения;
  • эмоциональные реакции на успех – неуспех;
  • критичность и самокритичность;
  • целеустремленность;
  • адекватность эмоциональных реакций на различные жизненные ситуации;
  • адаптивность, способность менять модели поведения в соответствии с изменениями ситуаций;
  • перенесенные соматические заболевания;
  • область интересов;
  • планы на будущее.

3.    Социальный статус:

  • отношения со сверстниками;
  • особенности выбора компаний;
  • отношения с родителями;
  • изоляция, отсутствие друзей;
  • отношения с учителями.

4.    Наличие хронических заболеваний и особенностей развития.

А.М. Прихожан выделила следующие  критерии, отличающие нормальные характеристики от психопатологических


Безусловно, прерогативой дифференциальной диагностики состояний ребенка-подростка, находящегося в пубертатном кризисе, является заключение врачей: психиатров и неврологов. Однако учителя и специалисты, работающие с детьми данного возраста, могут помочь скоординировать родителей и детей в выборе направления помощи. Более того, общение с подростками является одновременно  индикатором состояния детей и способом помощи в этом сложном кризисном периоде.

Франсуаза Дольто, относившаяся с теплотой и пониманием к этому нежному, но взрывоопасному возрасту, писала о том, что о подростках говорят много, но с ними не говорят.

Думаю, что в наше время, о подростках уже и говорят мало. Если и говорят, то с позиции девиантологии. Ещё меньше говорят о том, как помочь им противостоять, выстоять и двигаться дальше.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4., М.: Педагогика, 1984.-433 с.
2. Дубынин В.А. Регуляторные системы организма. М.: 2003.- 368 с.
3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
4. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. М.:1997. – 526 с.
5. Лебединская К.С., Райская М.И., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков/ НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР. М., 1988. С. 153—158.
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. – 130 с.

Кризис подросткового возраста. | Все о психологии?, личностном росте, лидерстве.

Подростковый возраст.

В подростковом возрасте происходит половое созревание ребенка. У девочек этот процесс начинается в 11-12 лет и заканчивается к 13-14, изредка к 15. У мальчиков чуть позже, с 12-13 лет.

У девочек этот кризис проходит гораздо мягче. У мальчиков более серьезные аффективные вспышки и более длительные.

Кризис и созревание могут пройти в разное время.

Кризис подросткового возраста имеет несколько видов.

Кризис зависимости и кризис независимости.

Кризис зависимости – это не благоприятный вариант развития. Это возврат назад, к той позиции, к той системе отношений, которая гарантирует эмоциональное благополучие, чувство уверенности и защищенности. Основной девиз. «Я ребенок и хочу им остаться». Чаще встречается у девочек, чем у мальчиков.

Кризис независимости – это рывок вперед, выход за пределы старых норм, установление новой системы отношений и ценностей. Становление Я — Концепции. Основной девиз. «Я уже не ребенок».

Кризис подросткового возраста – это глубокое качественное изменение всего процесса психического развития в период перехода от детства к взрослости. Важнейшим новообразованием является становление самосознания, которое характеризуется ощущением принадлежности к миру взрослых.

В этот период появляется духовность и зачатки пирамиды Маслоу.

В этом возрасте подросток определяет «что я хочу», отстаивает свою независимость.

Есть люди, у которых подростковый кризис отсутствует.

Кризис зависимости возникает, если у ребенка подавляется инициатива (родителями). Или не состоялся в своей жизни «Я неудачник». Кризис зависимости это попытка «спрятаться в матку». Вернуть в безопасность.

В подростковом периоде больше общаются и учатся общаться. Поэтому часто бывает что троечники более успешны в жизни.

Симптомы подросткового кризиса.

Ведущая деятельность.

Общение со сверстниками принимает характер первоочередной необходимости. (ночевать друг у друга, совместные поездки и т.д.)
В этом процессе они получают и отрабатывает:
1) Нормы социального взаимодействия;
2) Удовлетворение потребности в социальных контактах;
3) Получение необходимой им информации, которую они не могут получить от взрослых.

В эмоциональной сфере:

1) Перепады настроения;
2) Категоричность высказываний;
3) Желание быть признанным и оцененным;
4) Показная независимость и бравада;
5) Борьба с авторитетами и обожествление кумиров;
6) Грубость и бесцеремонность сочетаются с собственной ранимостью;
7) Колебания от крайнего оптимизма к мрачному пессимизму;
8) Эгоистичность наряду с преданностью и самопожертвованием;
9) Обостренная чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умения.

Также читайте:

Кризис среднего возраста у мужчин.

Кризис среднего возраста у женщин.

Кризис среднего возраста.

Кризис новорожденности.

С уважением,
психолог Борисов Дмитрий.
Записаться на бесплатную консультацию: http://dmborisov.ru/freecons/

§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)

В психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 9—11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л.С. Выготский), другие — частью критического (в целом) подро­сткового возраста (Л.И. Божович и др.) или окончанием детского возраста, латентной стадией (3. Фрейд). В периодизации Д.Б. Эль-конина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами.

Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сфор­мированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выпол­нять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успеш­ным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягост­ной она им воспринимается.

В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохра­няться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недоста­точным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, ко­торые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К.Н. Поливановой, рефлексивный «оборот на себя»1. Сформированное в предшествующий стабиль­ный период рефлексивное отношение к мере собственных возможно­стей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.

Во время перестройки всей социальной ситуации развития ре­бенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюда­ется стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Что такое позиция школьника?

2. В чем специфика взаимоотношений младшего школьника с учителем?

3. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?

4. Какова адекватная мотивация учения как деятельности?

5. Какова структура учебной деятельности?

6. Раскройте значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития в младшем школьном возрасте.

7. Что имеют в виду, говоря 6 психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте? Каковы ее причины?

8. Обозначьте основные направления развития личности младшего школь-

ника.

9. Какими психологическими проблемами отмечен переход от младшего школьного к подростковому возрасту?

ЗАДАНИЕ 1

Как вы можете охарактеризовать позиции брата и сестры в семье и в школе? Как это сказывается на их взаимоотношениях, какие последствия может иметь в личностном плане? Почему педагогический прием, придуманный сестрой, оказался неподходящим для мальчика?

«Маруся, сгорбившись, сидит на диване. Глаза ее вонзились в библиотечную книгу. Книга называется так: «О чем щебетала ласточка». Маруся читает ее чуть не двенадцатый раз.

— Возьми из духовки мамалыгу и рыбу и, пожалуйста, не мешай мне читать, -говорит она, не отрываясь от «Ласточки». Голос у нее сухой и отчетливый, будто он диктует диктант.

Маруся строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока. Она считает меня легкомысленным лодырем. Я боюсь ее больше, чем маму. Она первая ученица гимназии и уже зарабатывает ежемесячно четыре рубля, так как дает уроки племяннице мадам Шершеневич. Все хвалят Марусю за то, что она такая серьезная, и попрекают меня, зачем я непохож на Марусю.

Одна только мама относится ко мне снисходительно. Маруся чувствует это, для нее это большая обида.

Мне очень хочется быть таким же серьезным, как Маруся, но у меня ничего не выходит. Несколько раз она пробовала воспитывать меня на свой лад и в конце кон-цов махнула рукой. Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным, мальчишеским голосом:

— Хочешь играть в путешествия? Я ответил:

— Еще бы!

Потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов. Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старательным почерком «Азия», «Африка», «Европа», «Америка», «Австралия» и приколола их булавками в разных концах нашего большого двора. Кухня для биндюжников оказалась Америкой, крыльцо усача Симоненко — Европой. Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку. Чуть только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала:

— В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные страны такие-то, климат такой-то, растения такие-то.

А потом сказала:

— Повтори.

Я вместо ответа заплакал. Лучше бы она побила меня! Путешествовать — значило для меня мчаться по прериям, умирать от желтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и заставляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! Марусе эта игра была по сердцу — полезная игра, поучительная. Я убежал от нее со слезами, чуть только мы дошли до Европы, и спрятался в «Вигваме» на весь день. С тех пор Маруся оконча-тельно убедилась, что я легкомысленный лодырь, и говорит со мною, как с жалким ничтожеством» (Чуковский К.И. Серебряный герб. Киев, 1985. С. 187).

ЗАДАНИЕ 2

О каком изменении в восприятии ребенком окружающего мира говорится в этом отрывке?

«Вы богаты — мы бедны: эти слова и понятия, связанные с ними, показались мне необыкновенно странны. Бедными, по моим тогдашним понятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошенькой Катей. Мне казалось, что Мими и Катенька еже ли всегда жили, то всегда и будут жить с нами и делить все поровну. Иначе и быть не могло. Теперь же тысяча новых, неясных мыслей, касательно одинокого положе­ния их, зароились в моей голове, и мне стало так совестно, что мы богаты, а они бед­ны, что я покраснел и не мог решиться взглянуть на Катеньку.

«Что ж такое, что мы богаты, а они бедны? — думал я,— и каким образом из этого вытекает необходимость разлуки? Отчего ж нам не разделить поровну того, что имеем?» Но я понимал, что с Катенькой не годится говорить об этом, и какой-то практический инстинкт, в противность этим логическим размышлениям, уже говорил мне, что она права и что неуместно бы было объяснять ей свою мысль.

— Неужели точно ты уедешь от нас? — сказал я.— Как же это мы будем жить

врозь?

— Что же делать, мне самой больно; только еже ли это случится, я знаю, что я

сделаю...

— В актрисы пойдешь... вот глупости! — подхватил я, зная, что быть актрисой

было всегда любимой мечтой ее.

— Нет, это я говорила, когда была маленькой...

— Так что же ты сделаешь?

— Пойду в монастырь и буду там жить, буду ходить в черненьком платьице, в бархатной шапочке. — Катенька заплакала.

Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества.

Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что суще­ствует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал.

Мысль переходит в убеждение только одним известным путем, часто совершенно неожиданным и особенным от путей, которые, чтобы приобрести то же убеждение, проходят другие умы. Разговор с Катенькой, сильно тронувший меня и заставивший задуматься над ее будущим положением, был для меня этим путем. Когда я глядел на деревни и города, которые мы проезжали, в которых в каждом доме жило по крайней мере такое же семейство, как наше, на женщин, детей, которые с минутным любо­пытством смотрели на экипаж и навсегда исчезали из глаз, на лавочников, мужиков, которые не только не кланялись нам, как я привык видеть это в Петровском, но не удостаивали нас даже взглядом, мне в первый раз пришел в голову вопрос: что же их может занимать, ежели они нисколько не заботятся о нас? и из этого вопроса воз­никли другие: как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пуска­ют ли играть, как наказывают? и т.д.» (Толстой Л.Н. Детство // Избранные про­изведения. М., 1985. С. 162-164).

Дополнительная литература:

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.M. Старший дошкольник и младший

школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.; Воронеж, 1998.

Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психол. наука и образование. 1997. № 2. С. 36—41.

Психическое развитие младших школьников: экспериментально - психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

Репкин Н., Репкина Г., Заика Е. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. № 1. 13-24.

Подростковый кризис. Психология

Когда начинается и когда заканчивается подростковый кризис?

В среднем (для климатической зоны Северной Европы и северо-запада России): 11-16 лет — у девочек и 12-18 лет — у мальчиков. Но на практике все происходит сугубо индивидуально. В качестве пикантности: подростку Достоевского из одноименного романа — двадцать один год. Не слабо, как говорят сами подростки, не правда ли?

В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Может быть, это связано с тем, что требования к самоопределению юношей и мужчин в нашем обществе традиционно жестче, чем аналогичные позиции для девушек и женщин.

И все же начало и конец подросткового кризиса — дело сугубо индивидуальное, и любые точные предсказания в этом вопросе неизбежно будут носить характер спекуляции.

Цели и задачи подросткового кризиса

Принято считать, что основной целью подросткового кризиса является самоутверждение подростка, отстаивание себя как полноценной личности. Отчасти это, разумеется, именно так и есть. Социальная, интеллектуальная и биологическая зрелость человека в нашем сегодняшнем обществе разнесены во времени, то есть наступают не одновременно. И стало быть, какую-то из этих «зрелостей» и отстаивает наш подросток. Но какую?

Понятно, что о биологической зрелости 11-летней девочки или 13-летнего мальчика не может быть и речи. Несмотря на грустный факт появления в нашей стране прослойки детей, образование которых заканчивается после пятого-шестого класса, основная масса юношества в этом возрасте все еще продолжает плодотворно (или не очень) учиться в школе. Следовательно, насильственное или добровольное, но интеллектуальное развитие тоже еще на полпути. Социальная зрелость наступает в нашей стране чуть ли не позже, чем в большинстве развитых стран. Тридцатилетний мужчина, имеющий собственную семью, которому регулярно помогают старички-родители, — отнюдь не нонсенс как в Советском Союзе, так и в сегодняшней России. В последние годы, в связи с общей «американизацией» сознания и самой жизни, вроде бы наметилась тенденция к более раннему обособлению молодых людей от родительской семьи. Но пока это только тенденция.

Так какую же зрелость наш подросток отстаивает? Воображаемую, как считает большинство «пострадавших» от подросткового кризиса родителей? Или мы что-то упустили из виду?

Разумеется, упустили! За звучными терминами мы не заметили главного — самого человека. Однозначно незрелого по всем вышеописанным (и многим другим) позициям, но также однозначно существующего в нашем пространственно-временном континууме.

Когда ребенок рождается, первые минуты своей жизни он связан с матерью пуповиной — материальной биологической структурой, по которой к нему на протяжении всей внутриутробной жизни поступали необходимые для этой самой жизни вещества. Потом пуповину обрезают, но связь ребенка с матерью все еще во многом физична — кормление грудью, тесный физический контакт. Известно, что младенцы, лишенные тесного физического контакта со взрослым человеком в первые месяцы жизни, часто погибают, даже если кормление и гигиенический уход за ними близки к идеальным показателям.

Когда ребенок начинает ходить, первое время он предпочитает передвигаться, держась за материнский подол или палец. В дальнейшем (2—3 года) ребенок очень нервничает и пугается, когда мама или папа куда-то уходят, оставляя его одного или с малознакомыми людьми.

Постепенно, однако, сфера самостоятельных действий ребенка расширяется. Он сам играет в песочнице, посещает детский сад, бегает с другими ребятами во дворе. Но обиженный сверстниками, разбив коленку, он все равно идет к маме или папе за защитой, жалостью и лаской. Иногда (с годами все реже) он приходит просто так, залезает на колени («Не стыдно тебе, такой большой!»), или просто прижимается к маминому боку, испытывая потребность в «подзарядке» все той же биологической по сути общностью, без которой не могут выжить младенцы. С поступлением в школу сфера социальных контактов ребенка стремительно расширяется. Появляются первые настоящие друзья «до гроба», первые недруги Альтруизм и предательство, верность и честь — все это теперь существует вне дома, в сфере социальной жизни ребенка. Делится ли он дома своими победами и поражениями, находками и потерями — это зависит исключительно от поведения родителей, от их собственной нравственной позиции и от искренности их заинтересованности в том, чтобы ребенок не просто «не дрался», «не хулиганил», «дружил только с приличными детьми», а именно учился общаться, вести за собой и подчиняться другим, побеждать и терпеть поражение, находить выход в трудных, запутанных, и не всегда понятных взрослым ситуациях взаимоотношений детского социума. В это время (5—6 класс) наша воображаемая связь-резинка между ребенком и родителями растягивается до максимума. Дальнейшее ее растяжение становится болезненным для одной или для обеих сторон.

И тут-то как раз и наступает подростковый возраст. И его целью и задачей становится обрыв этой самой когда-то жизненно необходимой, а теперь сковывающей дальнейшее развитие связи.

Я больше не ваш придаток! — заявляет подросток. — Я самостоятельный человек.

Он передергивает, блефует, и на любой вопрос в лоб («В чем это ты такой самостоятельный?!») у него нет вразумительного ответа. Есть только чувство дискомфорта от перерастянутой «резинки». Если у родителей в момент самых первых заявлений хватит ума и смелости самим перерезать эту связь («Хорошо, ты самостоятельный человек, живущий рядом с нами. Ты можешь сам принимать те решения, которые тебе по силам. Если ты с чем-то не справишься, мы поможем тебе, но уже не как суверен вассалу, а как твои самые близкие друзья»), то ребенок-подросток, как правило, пугается внезапно открывшейся перспективы самому отвечать за все, и одновременно благодарен родителям за доверие, проявленное к его личностным силам. В этом случае условное расстояние между ним и родителями может стать даже меньше, чем было «до обрезания».

Если же (что бывает гораздо чаше) родители боятся перерезать эту морально и физически «устаревшую» связь, с тем чтобы заменить ее на новую («Это же все только слова, он же на самом деле еще глупый! Ничего не понимает! Жизни не знает!»), то ножницы берет сам подросток (иногда в ход идут копи и зубы), и вот именно тогда мы и имеем дело не просто с подростковым возрастом, но с подростковым кризисом во всей его красе. Если подростку после долгих попыток все же удается перегрызть охраняемую родителями «резинку», то его по инерции относит так далеко, что на восстановление доверительных и полноценных отношений могут потребоваться годы.

Если же родители оказываются сильнее, и подросток смиряется с длящимся положением «суверен — вассал», то его личностное развитие неизбежно искажается и надолго сохраняет инфантильные черты. Иногда в этом случае развивается невроз.

Итак, целью и задачей подросткового кризиса является приобретение не самостоятельности (она подростку еще и не нужна, и не по зубам), но личностной автономии, необходимой для дальнейшего развития личности по взрослому типу, то есть, иными словами, для развития умения брать на себя ответственность за все последствия своих взглядов, слов и действий.

Как вести себя родителям?

Во-первых, необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего чада, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.

Как уже было сказано выше, подростковый возраст наступает у каждого ребенка в свое время и никакие общие правила здесь не могут быть догмой. Я видела десятилетнего мальчика-грузина, который имел отчетливые усики и отчетливый подростковый конфликт с папой, который в свою очередь никак не мог в это поверить и темпераментно объяснял мне, что у него самого никакого подросткового кризиса не было, и вообще в грузинских семьях такие безобразия не встречаются.

Видела я и двадцатичетырехлетнюю молодую женщину, которая пришла ко мне на прием вместе с встревоженной мамой, которая говорила о том, что вот, дочка окончила институт, вышла замуж, но жить самостоятельно отказывается наотрез, по-прежнему во всем советуется с мамой, и живет как бы ее умом. Когда девочке было 14 лет, маму это необычайно радовало и хотелось сохранить такое состояние отношений подольше. Мама как личность гораздо сильнее дочери, и у нее все получилось. Но с трудом завоеванный результат теперь почему-то радовать перестал.

Во-первых, отнеситесь серьезно к индивидуальным темпам развития вашего ребенка. Не считайте его маленьким, когда он уже начинает ощушать себя подростком. Но и не толкайте в подростковость насильно. Возможно, вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

Во-вторых , отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам ми казались.

Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Дистанция, согласитесь, «огромного размера». Кроме того, серьезное, лишенное насмешки и пренебрежения обсуждение важно еще и потому, что подросток довольно часто делает свой запрос «с запасом», так же как называет цену рыночный торговец. Именно для того чтобы можно было поторговаться и уступить. А родители иногда, вместо того чтобы увидеть эту «рыночность» за проса, пугаются непомерности требований и начинают паниковать и запрещать все подряд.

В-третьих, как уже было сказано выше, прекрасно если вы сами и вовремя перережете «связь-резинку».

Как можно раньше дайте нашему подростку столько самостоятельности, сколько он может съесть. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?», «А огурцы какие будем в этом году сажать? Как в прошлом году или попробуем новый сорт?»). Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать, если половина из них явно нуждается в помощи психиатра! Как бы ты на моем месте поступила?», «Опять у бабушки почка болит. Что будем делать? Вызвать врача или опять те таблетки купить, что в прошлый раз помогли?»). Пусть подросток поймет, что вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного вам члена семьи.

В-четвертых, обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем вы ходите, но и о содержании вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки). Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваше чадо. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет наперекосяк. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет и ваш ребенок. Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у нею совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой чадо пойдет именно к вам, а не в ближайший подвал.

В-пятых, постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах. Если вы, конечно, не сделали этого раньше. Относительно «обнаружить» проблем обычно не бывает. Потому что именно в подростковом возрасте все допущенные ранее ошибки лезут наружу и зацветают пышным цветом.

По материалам книги Е.В. Мурашовой «Понять ребенка», г.Екатеринбург, «У-Фактория», 2004 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *