развитие малыша и уход за ним
В этой статье:
К отметке в 1,5 месяца ребенку, развитие которого происходит достаточно активно, удается пока не так много, но уже значительно больше, чем в первые недели после появления на свет.
Это подтверждают пусть немногочисленные, но значимые достижения младенца. К 6 неделям здоровый ребенок умеет:
- Провожать движущиеся предметы глазами, фокусируя взгляд на интересующих его вещах.
- Реагировать на звук, отыскивая взглядом его источник.
- Радоваться общению, демонстрируя оживленность всеми частями тела.
- Несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении и лежа на животе.
- Произносить отдельные звуки, растягивая гласные.
- Переворачиваться на спину из положения лежа на боку.
Пусть это пока немного, но и не мало, особенно если учесть, что на все это крохе понадобилось чуть больше месяца.
Как развивается ребенок физически к 6 неделям?
Естественно, родителей ребенка волнует вопрос о том, насколько их кроха соответствует нормам физического развития детей в 6 недель. Сравните показатели и сделайте выводы.
Средний вес ребенка в этом возрасте можно посчитать самостоятельно, учитывая, что он должен увеличиваться примерно на 30 г в день.
У каждого малыша этот показатель сугубо индивидуален, но на эти средние данные вполне можно ориентироваться. А вот рост малыша к этому времени должен увеличиться не более чем на 1-1,5 см.
Естественно, что в 1,5 месяца малыш меняется не только внешне. Некоторые изменения можно наблюдать в его режиме дня и кормления, в стуле. Кроха продолжает есть ночью один раз, примерно в 3 часа, а спать может до 18 часов в сутки.
Объем питания у ребенка в 1,5 месяца остается прежним и
На 6 неделе развития малыш опорожняется не чаще 4 раз в сутки. В случае запоров нужно будет проанализировать рацион малыша и, возможно, обратиться к врачу, так как это крайне опасно для его здоровья.
Ребенок часто срыгивает: причины и способы борьбы
Главные причины частого срыгивания у крохи в 1,5 месяца — это не до конца развитый сфинктер входа в желудок и легко растягиваемые желудочные стенки. Во время кормления желудок ребенка растягивается, после чего происходит сокращение мышц желудочной стенки, и еда «выходит» наружу.
Решить проблему можно несколькими способами:
- Процесс кормления не должен быть непрерывным. Правильнее будет каждые несколько минут отлучать малыша от груди и несколько секунд держать его в вертикальном положении, чтобы вышел заглоченный с молоком воздух.
- Во время кормления нужно следить за тем, чтобы кроха полностью захватывал грудь, включая околососковый кружок.
- Во время искусственного вскармливания нужно следить, чтобы горлышко бутылочки было заполнено молоком.
- После того как малыш поест, нельзя его носить, крутить, подбрасывать. Положите его на бок в кроватку для максимально естественного процесса всасывания молока.
Если вышеприведенные рекомендации не помогают, малыш в 1,5 месяца продолжает часто и много срыгивать, не набирая в весе, обязательно побывайте у доктора для выявления причин такой реакции организма.
Особенности в поведении: как понять кроху?
После преодоления рубежа в 1 месяц родители и ребенок адаптируются друг к другу, между ними устанавливается более тесный контакт. По крику ребенка мама и папа учатся
Полуторамесячный малыш становится более общительным, проявляет индивидуальные черты характера. Например, одни детки с удовольствием берут пустышку, другие же не хотят ее даже видеть, несмотря на ухищрения родителей.
В 1,5 месяца малыш способен контролировать собственную активность, но ему по-прежнему сложно засыпать самостоятельно. Зато даже минимальные усилия со стороны мамы или папы (колыбельная, поглаживания по животику или спинке) могут существенно ускорить этот процесс.
Для деток в возрасте 1,5 месяца характерны внезапные перемены настроения. Они могут заплакать, не имея на это видимых причин.
Дело в том, что развитие нервной системы еще на самом начальном этапе, поэтому она часто не справляется с избытком поступающей информации.
Если ребенок плачет именно по этой причине, то проще всего его будет успокоить легкими покачиваниями или положив на животик.
Не забывайте о том, что родители для ребенка в этот период самые родные и близкие люди, которые также являются для него источником комфорта и гарантией безопасности.Важно не бросать малыша наедине с проблемами и помочь справиться с кризисами шестинедельного возраста.
Как развивать малыша в 1,5 месяца?
Развитие ребенка даже в столь юном возрасте — это то, чем родители не могут позволить себе пренебрегать. В полтора месяца мало просто кормить малыша, укладывать спать и соблюдать гигиену.
Кроха уже многое умеет к этому возрасту, поэтому вполне способен радоваться модулю над кроваткой или развивающему коврику.
С такими игрушками даже простое лежание в кроватке станет для малыша забавным приключением. Кроха будет отчаянно «бежать» ножками к игрушкам, стучать по ним руками, слушать их звуки. Развлекаясь таким способом, малыш сможет активно развивать органы слуха и зрения, улучшать координацию.
Скрасив досуг крохи модулем, не забывайте время от времени менять его положение. Например, для начала игрушку можно повесить над головой малыша, после чего спустя несколько дней переместить ее на один из бортиков кроватки, чтобы ребенок учился фокусировать взгляд и искать интересные ему вещи глазами.
У шестинедельного ребенка развивать нужно не только органы слуха, зрения и координации. Чтобы малыш гармонично развивался, необходимо уделять время тренировкам мышц плеч, шеи и спины.
По несколько раз в день кладите кроху на животик, называя его по имени и мотивируя посмотреть на вас. Продолжайте делать массаж спинки, ножек и ручек после купания.
Очень помогут небольшие отрезки ткани разных фактур, с помощью которых можно поспособствовать развитию у крохи тактильных ощущений.
Касайтесь лоскутками открытых участков кожи ребенка, сопровождая касания описанием тканей и ощущений, которые они могут вызывать. Следите за реакцией на эту игру у ребенка. Как только ему надоест, прекратите занятие, чтобы не убить у крохи интерес в будущем.
Особенности питания ребенка в 6 недель
Нормально развивающемуся здоровому ребенку в середине второго месяца жизни необходимо будет в сутки получать до 800 мл молока мамы или подходящей по составу смеси.
Молоко для ребенка в этом возрасте — это не просто еда. У груди мамы кроха учится любить, испытывает первые сильные позитивные эмоции. Во время кормления у мамы с ребенком формируется прочная эмоциональная связь.
Одни малыши едят быстро, не реагируя на отвлекающие факторы, другие же крайне раздражительны и любят есть в полной тишине. Маме важно суметь распознать желания крохи и постараться подстроиться под него, чтобы сделать процесс кормления максимально комфортным.
Есть и еще одна категория малышей, которые во время еды внимательно наблюдают за мамой, часто делая перерывы, чтобы убедиться, что в окружении их не появилось чего-то нового. В таком случае для развития ребенка можно на мамино плечо положить яркое полотенце, чтобы он учился переводить взгляд с предмета на маму и обратно.
Сон у шестинедельного крохи: что нужно знать?
В первые месяцы после рождения, как уже было отмечено выше, малышу нужно спать не менее 18 часов в сутки. Остальное время он проводит за едой, общением и играми с родителями.
Где должен спать ребенок в этом возрасте, чтобы его развитие было гармоничным и правильным?
Есть несколько вариантов. Кто-то принимает решение спать с крохой в одной кроватке.
С одной стороны, во время ночных кормлений это очень удобно и для мамы, и для ребенка. Находясь с родителями в одной постели, малыш чувствует себя защищенными и любимым.
С другой стороны, взрослые во сне могут придавать ребенка. Кроме того, со временем, когда крохе будет пора отучаться спать в одной кровати с родителями, «переселить» его обратно будет очень непросто.
Помните о том, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, и только вам решать, как и где он будет спать в младенческом возрасте и по какой схеме будет происходить его развитие.
Купание и проблемы крохи в 1,5 месяца: полезные рекомендации
В 6 недель кроху нужно будет купать ровно столько раз, сколько позволяет время года. Зимой купания лучше сократить до одного или двух раз в неделю. Летом же кроха может плескаться каждый день – как с мылом, так и без, но точно уже без марганцовки.
В середине второго месяца жизни деток особенно беспокоят кишечные колики. Связано это с недозревшей ферментной системой, в результате чего образуются газы, раздувающие тонкую кишку.Во время колик ребенок кричит от боли, сильно стучит ножками о кровать, словом, проявляет повышенное беспокойство. Чтобы облегчить состояние крохи, можно сделать следующее:
- продлить грудное вскармливание;
- делать паузы для выпуска воздуха, провоцирующего срыгивание;
- греть животик крохе, прижимая его к себе или используя теплую пеленку;
- следить за тем, чтобы во время кормления ребенка его шея и тело находились на одной линии;
- увеличивать продолжительность сосания;
- следить за питанием мамы, исключив из рациона вызывающие вздутие продукты;
- включить в рацион малыша чай, улучшающий пищеварение;
- делать массаж животика по часовой стрелке;
- использовать газоотводную трубку.
Колики — не единственная проблема малыша на этом этапе его развития. Повышение температуры родителей пугает гораздо больше, так как может скрывать за собой самые разные заболевания.
Для начала отметим, что слегка повышенная температура — 37,2 градуса у младенцев — это норма в большинстве случаев.
Если ребенок болен, температура у него повышается мгновенно, поэтому нужно, не впадая в панику, постараться выявить основную причину. Возможно, что на повышение температуры повлияли:
- перегрев;
- вирус или простуда;
- аллергия;
- реакция на стресс или прививку;
- дисбиоз или диатез.
Что делать при повышении температуры у малыша:
- Провести осмотр для выявления видимых причин проблемы.
- Проанализировать еду мамы за последние сутки.
- Проверить, не перегрелся ли ребенок, и в случае подтверждения проветрить комнату.
- Сдать анализы и проконсультироваться с врачом.
Старайтесь следить за этапами развития ребенка, следуя рекомендациям наблюдающего врача, чтобы закономерные изменения в дальнейшем не стали неприятным сюрпризом, а лишь помогли крохе подняться на одну ступеньку выше по лестнице взросления.
Скачки роста у грудничка | Онлайн школа “Счастливая мама”
Что делать во время кризиса 5 недель
Для того, чтобы 1 кризис ребенка прошел в максимально возможных комфортных условиях, необходимо придерживаться нескольких простых правил:
- Не прекращайте грудное вскармливание, даже если по вашим ощущениям молока не хватает
- Старайтесь успокаивать ребенка: прижимайте его покрепче к себе, чтобы попка лежала на одной руке, а второй рукой поддерживайте его головку на сгибе локтя, чтобы он мог чувствовать биение вашего сердца. Можно походить с ним по дому, не меняя этого положения, спеть песенку, легко похлопывая по попе.
- Дайте ребенку как можно больше своего внимания, ласки, чаще говорите с ним.
Сон во время кризиса
Используйте некоторые приемы для убаюкивания малыша. Детям проще всего уснуть при кормлении, в коляске или слинге, в поездке на машине. Малыши быстро успокаиваются и засыпают, получив желаемый комфорт с едой, теплом, ритмичными покачиваниями и прикосновением матери.
Особенности первого кризиса
Каждый из скачков роста дает ребенку новые навыки и реакции. Если малыш расстроен, то вы можете увидеть его первые слезы. С другой стороны, его дыхание становится ровнее, он не склонен пугаться и вздрагивать по мелочам, а боли в животике постепенно сходят на нет. Детям становится интересен мир вокруг, они дольше бодрствуют. Они могут фокусировать глаза на большие расстояния – до 30 см, и нуждаются в новых впечатлениях.
Завершение кризиса. Что изменилось.
Малышам уже полтора месяца. Они более веселые и бодрые. Им интересно слушать, взгляд у детей к этому периоду приобретает большую осознанность, становится «более ясным». Дети способны демонстрировать свои предпочтения, показывая, что им понравилось, а что не по душе. Процесс общения становится более интересным и простым. Это будет хорошая подготовка для встречи очередного скачка роста.
Автор: Татьяна Кремнёва.
1–1,5 МЕСЯЦА. ПЕРВЫЙ СКАЧОК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: НОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Потом в развитии наступает пауза, и следует очередной скачок. Каждый скачок – это трудный период для малыша. Ведь ему приходится подстраиваться к новым ощущениям, новым впечатлениям, привыкать к ним. Многих детей тревожат изменения.
Это непростое время и для взрослых. Для успокоения малышам нужно время и помощь заботливых родителей. В каждый скачок роста у грудничков резко возрастает потребность быть как можно ближе к маме
Как распознать?
Первый скачок развития у новорожденных происходит в конце первого месяца жизни. Это и скачок роста (организм ребенка быстро развивается), и скачок развития органов чувств. Младенец начинает замечать, что вокруг него что-то происходит, меняется. Но развитие органов чувств не означает роста способности обрабатывать новые ощущения. В результате малыш напуган и встревожен происходящим.
Он инстинктивно ищет защиты у мамы. А так как выразить свои чувства словами или протянуть к вам свои маленькие ручки малыш еще не способен, то он пользуется доступным ему способом – кричит.
В этот период малыш хуже спит, особенно один в кроватке. Или лежит спокойно только на животе у кого-то из родителей, хотя раньше этого не любил. Он чаще требует грудь в поисках утешения. Всем своим видом малыш дает вам понять, что ему нужны вы и максимальный комфорт.
Что делать?
Во-первых, скачков развития не надо бояться. Вы можете подумать, что малыш голоден, а у вас не хватает молока. Или что у него болит животик. Вам захочется на всякий случай показать его врачу, многие так и делают. Но сейчас ваш малыш больше всего нуждается в вашей близости. Она его успокаивает и дает чувство безопасности.
Как помочь малышу успокоиться в кризисный период:
- Носите малыша на руках: ваши голос, запах, манера держать его, ритмичные движения и тепло – все имеет значение;
- Продолжайте кормить грудью, даже если вам кажется, что молока недостаточно;
- Успокойте малыша: прижмите его к себе, попка лежит на одной руке, а другая рука придерживает его голову, лежащую на сгибе локтя. Так он будет слышать ваше сердцебиение. Походите с ним в таком положении, спойте песню, покачайте, похлопайте по попке.
Как помочь малышу уснуть?
Вам понадобятся маленькие хитрости, чтобы убаюкать малыша. Легче всего ребенок уснет во время кормления, в слинге или коляске, а также в автомобильной поездке, которая творит чудеса. Малыш успокаивается и засыпает, когда получает то, что хочет – еду, тепло, ритмичные покачивания и прикосновения вашего тела.
Как изменится малыш
С каждым скачком роста ваш ребенок приобретает что-то новое – развитие новых навыков и реакций. Теперь, когда малыш расстроится, вы, возможно впервые, увидите его слезы. В то же время теперь он ровнее дышит, меньше пугается и вздрагивает. Его почти не беспокоят боли в животике.
Ребенок больше интересуется окружающим миром и, соответственно, дольше бодрствует. Он фокусирует глаза на большее расстояние (но не дальше 30 см) и требует новых впечатлений.
Ваши действия
Скачки роста у младенцев – это стресс и для родителей, и для малышей.
- Дайте ребенку максимум вашего внимания, ласки. Обнимайте его, гладьте, разговаривайте, напевайте колыбельные. Тесный физический и эмоциональный контакт – решение многих проблем;
- Наблюдайте за малышом: узнайте, что ему нравится и позвольте получить от этого удовольствие – долго разглядывать какой-то предмет, лежать и чувствовать ваши нежные поглаживания. Это может быть приятный ему звук, запах, место в доме, где ему уютно. Он ответит вам улыбкой, если вы найдете то, что его увлекает;
- Все маленькие дети очень чувствительны к звукам: жужжанию, свисту, шипению. А голос мамы самый интересный и приятный. Побеседуйте с малышом. Разместитесь с ним в удобном кресле, ваше лицо напротив его, расскажите ему о ваших с ним планах на день, о том, как вы ждали его рождения и как он впервые попал домой – о чем угодно. И обязательно показывайте, что вы его понимаете, реагируйте на его гуление и улыбку. Но не переутомляйте ребенка. Прекращайте, как только малыш потеряет интерес. Сейчас он быстро переутомляется.
Завершение скачка роста
Ребенку 1,5 месяца. Он становится веселее, бодрее. Он больше слушает, а многие мамы отмечают, что взгляд малышей становится «более ясным». Малыш уже может показать вам, что ему нравится, а что нет. И ваше общение будет развиваться интереснее и проще. До следующего возрастного скачка, к которому вы уже будете частично готовы.
Центр Детского сна и развития «BabySleep»
Развитие ребенка в 1,5 месяца
Автор Марина Моргунова На чтение 7 мин. Просмотров 1.3k. Обновлено
С момента рождения здоровье каждого малыша находится под постоянным контролем педиатра. В течение первого месяца жизни врач и детская медсестра регулярно осматривают новорожденного в домашних условиях и дают родителям рекомендации по уходу за ним. Начиная с возраста 4–5 недель, крохе предстоят ежемесячные посещения детской поликлиники для оценки его физического и нервно-психического развития. Однако груднички меняются настолько стремительно, что беглого планового осмотра 1 раз в месяц бывает недостаточно.
Родители должны постоянно контролировать состояние своего ребенка, чтобы не упустить возможные отклонения от нормы, которые, как известно, тем проще исправить, чем меньше времени прошло от момента их выявления. Один из наиболее значимых периодов развития приходится на возраст 5–7 недель, когда закладываются основы многих базовых навыков и умений. Рассмотрим, каким должен быть здоровый ребенок в 1,5 месяца, развивающийся в соответствии с основными педиатрическими стандартами.
Показатели физического развития
Главными показателями физического развития малыша являются рост, вес, окружность головы и груди. Их значения могут немного отличаться в зависимости от пола малыша. По данным ВОЗ в возрасте 1,5 месяца здоровый ребенок обладает следующими параметрами:
- Рост:
– 53–55 см для девочек;
– 54–56 см для мальчиков. - Вес:
– 4,0–5,2 кг для девочек;
– 4,3–5,5 кг для мальчика. - Окружность головы:
– 36–38 см для девочек;
– 37–39 см для мальчиков. - Окружность грудной клетки:
– 36–38 см для девочек;
– 37–39 см для мальчиков.
Показатели могут несколько отклоняться в ту или иную сторону от приведенных выше средних значений. Как правило, если малыш весел, активен и выглядит здоровым, нет повода для беспокойства. Однако о любых, даже самых незначительных, отклонениях от нормальных показателей следует сообщить педиатру.
Общее развитие
К полутора месяцам на смену периоду адаптации приходит так называемый период оживления. Младенец преодолевает первый скачок развития, стремительно меняясь как физически, так и эмоционально.
Рефлексы новорожденного постепенно угасают, и кроха начитает более сознательно воспринимать окружающую его действительность. Он не только узнает маму и папу, но и выражает радость при каждой встрече с ними: улыбается, тянется ручками. Активно развивается мимика, движения становятся более точными и уверенными.
Основным способом общения с окружающими по-прежнему является плач, но малыш уже учится «разговаривать», произнося некоторые гласные звуки, чаще всего «А» и «У». Примерно с 6–7 недель он начинает гулить и подражать простым звукам. Родителям важно как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки и рассказывать стихи, стимулируя тем самым развитие речи.
Взгляд грудничка становится сфокусированным, он может подолгу рассматривать окружающие его предметы: игрушки, рисунок на обоях, свою одежду. Наибольший интерес для младенца представляют контрастные черно-белые и красно-белые картинки, а блеклые и пастельные цвета он еще не воспринимает.
Наряду со зрением развивается слух: ребенок может различить, откуда происходит шум, поворачивает голову на звук погремушки или громкого разговора, узнает голос матери.
Растет и двигательная активность. Кроха уже не может спокойно лежать на месте во время бодрствования. Он изгибается, машет ножками и ручками, вертит головой. Постепенно грудничок начинает проявлять внимание к своим ручкам и учится ими управлять: шевелит пальчиками, хватает пеленку, пытается удержать погремушку.
База знаний для продвинутых мам:
Навыки и умения
В 1,5 месяца ребенок должен уметь:
- лежа на животе, поднимать голову и удерживать ее хотя бы несколько секунд;
- лежа на боку, самостоятельно поворачиваться на спинку;
- непродолжительное время удерживать игрушку в каждой из ручек;
- осознанно улыбаться в ответ на улыбку или ласковое обращение.
Следует помнить, что каждый человек уникален и может развиваться по-своему. Тем не менее при выявлении каких-либо отклонений от общепринятых педиатрических норм, об этом обязательно стоит сообщить врачу.
Сон, питание и гигиенические процедуры
В этом возрасте младенец по-прежнему спит около 18 часов в сутки, однако с каждым днем общее время бодрствования становится все продолжительнее. Как правило, к 1,5 месяцам у большинства грудничков уже сформировался определенный распорядок дня, который включает в себя около 5–6 эпизодов сна и столько же периодов активности.
Младенец продолжает питаться грудным молоком или адаптированной искусственной смесью. При этом детей, находящихся на грудном вскармливании, желательно кормить по требованию, не стремясь к соблюдению четкой схемы приема пищи. Искусственники же нуждаются в более строгом режиме с промежутками между кормлениями не менее 4 часов. Суточное количество употребляемого молока постепенно растет и может достигать четверти веса грудничка.
Развитие крохи существенно зависит от его физической активности, которую следует совмещать с гигиеническими процедурами. Во время утренней смены подгузника малышу полезно проводить гимнастику: сгибать и разгибать конечности, переворачивать на бочок и на животик. Начиная с 5–6 недели, грудничку можно делать легкий массаж. Он должен включать в себя поглаживания животика и спинки, ручек и ножек (за исключением лимфатических узлов) и легкое растирание стоп. По пяточкам и ладошкам можно покатать специальный массажный мячик с шипами.
Распорядок дня обязательно должен включать в себя купание в ванночке. Лучше всего устраивать заплыв вечером перед последним кормлением. Для безопасности маленького пловца можно использовать надувной круг, надеваемый на шею. Во время мытья желательно проводить простые физические упражнения: покачивать малыша в воде, делать плавательные движения конечностями.
Занятия и игры с грудничком
Не секрет, что лучше всего дети развиваются во время игры. Конечно, в 1,5 месяца малыши не способны на длительные занятия и осознанное использование игрушек. Однако им становятся интересны погремушки, яркие фигурки животных из безопасного пластика или резины, растяжки и дуги над кроваткой. В этом возрасте можно познакомить кроху и с мягкими игрушками для самых маленьких. Они, как правило, шьются из ткани и содержат различные тактильные элементы: шуршащие вставки, элементы с необычной на ощупь поверхностью.
Ежедневные занятия должны включать чтение и музыку. Можно на несколько минут дать послушать крохе аудиозапись с детскими песенками и стишками, но лучше всего он реагирует на голос матери. Обязательно нужно разговаривать с грудничком, называть его по имени, комментировать все свои действия при проведении гигиенических процедур или одевания.
Первые игры для грудничков:
- «Зеркало». Попробуйте копировать все звуки и гримасы малыша так, чтобы он при этом хорошо вас видел и слышал. Видя свое отражение в лице матери, ребенок лучше познает себя и быстрее учится управлять своим телом и голосом.
- «Имитация». Положите кроху на спинку и приблизьте к нему свое лицо. Активно артикулируя, произносите различные звуки, медленно меняйте выражение лица: поднимайте брови, хмурьтесь, широко открывайте рот, высовывайте язык. Младенец сначала будет с интересом всматриваться в лицо мамы, а затем начнет повторять за ней все действия.
- Лягте на спину и положите младенца животом к себе на живот. Разговаривайте с ним или показывайте яркие игрушки, водя их перед его лицом из стороны в сторону. Эта игра позволит не только укрепить мышцы спины, но и наладить более тесный контакт с крохой.
Следует помнить, что темпы развития ребенка могут не соответствовать общепринятым нормам. Однако в ваших силах сделать все возможное, чтобы он стремился познавать мир, рос здоровым и счастливым.
Сколько должен спать ребенок в 2 недели, 3 недели, 1,5 месяца: как наладить сон
Налаживать режим дня есть смысл, когда младенцу уже исполнилось три месяца. До этого времени чередование сна и бодрствования у ребенка отличается хаотичностью, новорожденный часто путает день с ночью. До полутора месяцев грудничок спит почти все время между кормлениями, так внести определенный ритм в его жизнь все-таки возможно.

Родители должны беречь и охранять сон новорожденного
Особенности сна до 1,5 месяцев
Молодые родители часто задумываются о том, сколько должен спать ребенок в 1 5 месяца. Единой нормы в этом возрасте не существует, потому что каждый грудничок индивидуален. Все зависит от состояния здоровья малыша. Недоношенные и слабые дети спят дольше тех, кто родился без врожденных пороков и заболеваний. Педиатры выделяют следующие особенности сна до полутора месяцев:
- Малыш не может спать более двух-трех часов подряд и часто просыпается;
- Ребенок легко засыпает и так же легко просыпается;
- В период бодрствования малыш, в основном, ест;
- При неправильном графике младенец может перепутать день с ночью, такие случаи – не редкость.
Для того чтобы малыш спал крепко, с ним нужно чаще гулять и ежедневно купать перед отдыхом в ночное время. Хорошему засыпанию способствуют ванны с лекарственными травами (например, ромашкой). Если ребенок долго бодрствует из-за кишечных колик, что является распространенным явлением, педиатр может назначить лекарственный препарат, способствующий нормализации пищеварения. Также частая причина нарушения засыпания – опрелости. В этом случае следует использовать специальную детскую косметику для решения проблемы.
Внимание! В первые полтора месяца жизни младенец часто просыпается на кормление и не может спать всю ночь без перерыва. Это вполне нормально, здоровый грудничок, поев, снова засыпает. Число ночных пробуждений может варьироваться.
Сколько должен спать ребенок
Нормы сна для возраста до полутора месяцев могут варьироваться. Не стоит пытаться подогнать ребенка под какие-то стандарты, все дети разные. Однако некоторые общие закономерности все же можно выявить. При этом следует учитывать:
- Возраст малыша;
- Его самочувствие;
- Наличие правильных условий для сна;
- Тип вскармливания (искусственный или естественный).
Чем старше малыш, тем меньше он спит и тем дольше бодрствует.
2 недели
В этот период здоровый новорожденный спит практически все время между кормлениями и несколько раз в день бодрствует по 15-20 минут. Ночью допускается несколько кормлений грудью или смесью.
3 недели
Режим остается таким же, как и в 2 недели. Однако постепенно периоды активного бодрствования начинают удлиняться. В ночное время суток ребенок также несколько раз ест.
Полтора месяца
Полуторамесячный грудничок – это уже не новорожденный. Такой малыш может бодрствовать до тридцати минут подряд. В это время можно заняться с ребенком массажем или гимнастикой, проводить развивающие занятия. Постепенно малыш начинает интересоваться окружающим миром, но на прогулке он по-прежнему крепко спит. Прогулки и закаливающие процедуры помогут избавиться от проблем с засыпанием, а также поспособствуют правильному развитию младенца.
Как наладить сон ребенка
На вопрос о том, сколько должен спать полуторамесячный ребенок, педиатры отвечают: все зависит от конкретного малыша. Однако есть некоторые общие рекомендации, способствующие налаживанию правильного режима:
- Укладывать ночью нужно в одно и то же время;
- Если купание возбуждает малыша, его следует проводить за час до ночного сна, чтобы младенец успел успокоиться;
- Младенец должен всегда отдыхать в своей детской кроватке;
- Если ребенок голоден, перед укладыванием его обязательно нужно покормить.
Соблюдение этих нехитрых, но необходимых советов поможет избавиться от серьезных проблем в полтора месяца и наладить правильный режим, что очень важно для молодых родителей. Четкий график кормления и отдыха поможет взрослым планировать собственные дела.

Режим дня – залог здоровья малыша
Как укладывать спать
Родители часто спрашивают о том, можно ли двухмесячному ребенку спать на животе. Запрета не существует, напротив, длительное пребывание в этом положении способствует облегчению кишечных колик и благотворно влияет на самочувствие малыша. Однако, если 3-4 недельный младенец находится в такой позе, он должен лежать только под присмотром родителей и обязательно без подушки – уткнувшись в мягкую подушку, ребенок может задохнуться.
Врачи рекомендуют днем и на ночь пеленать малыша, чтобы он не пугался своих ручек и не вздрагивал. Ребенок не знает, куда деть свои конечности, и беспокоится из-за этого. Пеленание должно быть не тугим, а свободным. Можно купить специальный «спальный мешок» для младенца, ребенок в нем чувствует себя уютно и защищено, в то же время может свободно двигаться внутри мягкого кокона.

Уложить спать младенца несложно, главное – создать условия для этого
Внимание! Когда мама укладывает малыша 1,5 месячного на ночной сон, необходимо выключить свет и закрыть занавески. Полная тишина необязательна, напротив, монотонный фоновый звук (например, тихий звук работающего телевизора или холодильника) поможет малышу заснуть, оказывая успокаивающее действие.
Возможные проблемы из-за несоблюдения режима
Несоблюдение режима в возрасте 3-4 недель часто приводит к тому, что грудничок начинает путать день и ночь. Избавиться от этой проблемы несложно, достаточно каждый день сдвигать график ребенка на 10-15 минут, и постепенно все наладится. Главное – придерживаться системы и не отступать от своих намерений.
Педиатры утверждают: чем раньше двухнедельный младенец привыкнет к режиму дня, тем лучше для родителей. В первые месяцы после рождения необходимо следить за тем, чтобы малыш на пятой-шестой неделе жизни вовремя просыпался на кормление, иначе он будет плохо развиваться и прибавлять в весе. Слабых и недоношенных детей нужно будить в определенное время, чтобы не пропустить прием пищи.
Видео
Что умеет ребенок в 1 5 месяца
Ребенок в 1,5 месяца
С момента рождения здоровье каждого малыша находится под постоянным контролем педиатра. В течение первого месяца жизни врач и детская медсестра регулярно осматривают новорожденного в домашних условиях и дают родителям рекомендации по уходу за ним. Начиная с возраста 4–5 недель, крохе предстоят ежемесячные посещения детской поликлиники для оценки его физического и нервно-психического развития. Однако груднички меняются настолько стремительно, что беглого планового осмотра 1 раз в месяц бывает недостаточно.
Родители должны постоянно контролировать состояние своего ребенка, чтобы не упустить возможные отклонения от нормы, которые, как известно, тем проще исправить, чем меньше времени прошло от момента их выявления. Один из наиболее значимых периодов развития приходится на возраст 5–7 недель, когда закладываются основы многих базовых навыков и умений. Рассмотрим, каким должен быть здоровый ребенок в 1,5 месяца, развивающийся в соответствии с основными педиатрическими стандартами.
Показатели физического развития
Главными показателями физического развития малыша являются рост, вес, окружность головы и груди. Их значения могут немного отличаться в зависимости от пола малыша. По данным ВОЗ в возрасте 1,5 месяца здоровый ребенок обладает следующими параметрами:
- Рост:
— 53–55 см для девочек;
— 54–56 см для мальчиков. - Вес:
— 4,0–5,2 кг для девочек;
— 4,3–5,5 кг для мальчика. - Окружность головы:
— 36–38 см для девочек;
— 37–39 см для мальчиков. - Окружность грудной клетки:
— 36–38 см для девочек;
— 37–39 см для мальчиков.
Показатели могут несколько отклоняться в ту или иную сторону от приведенных выше средних значений. Как правило, если малыш весел, активен и выглядит здоровым, нет повода для беспокойства. Однако о любых, даже самых незначительных, отклонениях от нормальных показателей следует сообщить педиатру.
Общее развитие
К полутора месяцам на смену периоду адаптации приходит так называемый период оживления. Младенец преодолевает первый скачок развития, стремительно меняясь как физически, так и эмоционально. Рефлексы новорожденного постепенно угасают, и кроха начитает более сознательно воспринимать окружающую его действительность. Он не только узнает маму и папу, но и выражает радость при каждой встрече с ними: улыбается, тянется ручками. Активно развивается мимика, движения становятся более точными и уверенными.
Основным способом общения с окружающими по-прежнему является плач, но малыш уже учится «разговаривать», произнося некоторые гласные звуки, чаще всего «А» и «У». Примерно с 6–7 недель он начинает гулить и подражать простым звукам. Родителям важно как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки и рассказывать стихи, стимулируя тем самым развитие речи.
Взгляд грудничка становится сфокусированным, он может подолгу рассматривать окружающие его предметы: игрушки, рисунок на обоях, свою одежду. Наибольший интерес для младенца представляют контрастные черно-белые и красно-белые картинки, а блеклые и пастельные цвета он еще не воспринимает.
Наряду со зрением развивается слух: ребенок может различить, откуда происходит шум, поворачивает голову на звук погремушки или громкого разговора, узнает голос матери.
Растет и двигательная активность. Кроха уже не может спокойно лежать на месте во время бодрствования. Он изгибается, машет ножками и ручками, вертит головой. Постепенно грудничок начинает проявлять внимание к своим ручкам и учится ими управлять: шевелит пальчиками, хватает пеленку, пытается удержать погремушку.
Навыки и умения
В 1,5 месяца ребенок должен уметь:
- лежа на животе, поднимать голову и удерживать ее хотя бы несколько секунд;
- лежа на боку, самостоятельно поворачиваться на спинку;
- непродолжительное время удерживать игрушку в каждой из ручек;
- осознанно улыбаться в ответ на улыбку или ласковое обращение.
Следует помнить, что каждый человек уникален и может развиваться по-своему. Тем не менее при выявлении каких-либо отклонений от общепринятых педиатрических норм, об этом обязательно стоит сообщить врачу.
Сон, питание и гигиенические процедуры
В этом возрасте младенец по-прежнему спит около 18 часов в сутки, однако с каждым днем общее время бодрствования становится все продолжительнее. Как правило, к 1,5 месяцам у большинства грудничков уже сформировался определенный распорядок дня, который включает в себя около 5–6 эпизодов сна и столько же периодов активности.
Младенец продолжает питаться грудным молоком или адаптированной искусственной смесью. При этом детей, находящихся на грудном вскармливании, желательно кормить по требованию, не стремясь к соблюдению четкой схемы приема пищи. Искусственники же нуждаются в более строгом режиме с промежутками между кормлениями не менее 4 часов. Суточное количество употребляемого молока постепенно растет и может достигать четверти веса грудничка.
Развитие крохи существенно зависит от его физической активности, которую следует совмещать с гигиеническими процедурами. Во время утренней смены подгузника малышу полезно проводить гимнастику: сгибать и разгибать конечности, переворачивать на бочок и на животик. Начиная с 5–6 недели, грудничку можно делать легкий массаж. Он должен включать в себя поглаживания животика и спинки, ручек и ножек (за исключением лимфатических узлов) и легкое растирание стоп. По пяточкам и ладошкам можно покатать специальный массажный мячик с шипами.
Распорядок дня обязательно должен включать в себя купание в ванночке. Лучше всего устраивать заплыв вечером перед последним кормлением. Для безопасности маленького пловца можно использовать надувной круг, надеваемый на шею. Во время мытья желательно проводить простые физические упражнения: покачивать малыша в воде, делать плавательные движения конечностями.
Занятия и игры с грудничком
Не секрет, что лучше всего дети развиваются во время игры. Конечно, в 1,5 месяца малыши не способны на длительные занятия и осознанное использование игрушек. Однако им становятся интересны погремушки, яркие фигурки животных из безопасного пластика или резины, растяжки и дуги над кроваткой. В этом возрасте можно познакомить кроху и с мягкими игрушками для самых маленьких. Они, как правило, шьются из ткани и содержат различные тактильные элементы: шуршащие вставки, элементы с необычной на ощупь поверхностью.
Ежедневные занятия должны включать чтение и музыку. Можно на несколько минут дать послушать крохе аудиозапись с детскими песенками и стишками, но лучше всего он реагирует на голос матери. Обязательно нужно разговаривать с грудничком, называть его по имени, комментировать все свои действия при проведении гигиенических процедур или одевания.
Первые игры для грудничков:
- «Зеркало». Попробуйте копировать все звуки и гримасы малыша так, чтобы он при этом хорошо вас видел и слышал. Видя свое отражение в лице матери, ребенок лучше познает себя и быстрее учится управлять своим телом и голосом.
- «Имитация». Положите кроху на спинку и приблизьте к нему свое лицо. Активно артикулируя, произносите различные звуки, медленно меняйте выражение лица: поднимайте брови, хмурьтесь, широко открывайте рот, высовывайте язык. Младенец сначала будет с интересом всматриваться в лицо мамы, а затем начнет повторять за ней все действия.
- Лягте на спину и положите младенца животом к себе на живот. Разговаривайте с ним или показывайте яркие игрушки, водя их перед его лицом из стороны в сторону. Эта игра позволит не только укрепить мышцы спины, но и наладить более тесный контакт с крохой.
Следует помнить, что темпы развития ребенка могут не соответствовать общепринятым нормам. Однако в ваших силах сделать все возможное, чтобы он стремился познавать мир, рос здоровым и счастливым.
Автор: Шкенева Анна
Что должен уметь ребенок в месяц: рефлексы, навыки и реакции
Врач-педиатр Зиновьева Н.А. 24.12.2015
Что умеет ребенок в 1 месяц? Мама может самостоятельно оценить развитие крохи, зная о тех навыках и рефлексах, которые приобретает малыш в течение первых недель жизни. Но нужно помнить, что такое исследование в домашних условиях не заменяет консультации и осмотра педиатра.
Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.
Какие навыки можно наблюдать
Что может уметь ребенок в 1 месяц?
- Малыш лежит на спине. В этом положении голова повернута вправо или влево. По центру малыш научится держать голову лишь к концу первого месяца и сможет ее удерживать около 10 секунд.
- Положение конечностей. Руки у грудничка согнуты, прижаты к телу. Ноги разведены в коленках и поджаты к животу, стопы согнуты. Ладошки сжаты в кулачок. Такое положение конечностей наблюдается в состоянии покоя. Можно проверить здоровый рефлекс: когда грудничка берут за голову, он рефлекторно и попеременно начнет вытягивать ножки.
- Малыш лежит на животе. Выкладывать грудничка на живот педиатры рекомендуют с первых дней жизни. В этом положении малыш поворачивает голову набок, но поднять ее пока не может. О том, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно. читайте в другой нашей статье. Иногда грудничок при сильном рывке способен поднять голову и удержать в срединном положении. Примерно на 4 неделе кроха уже умеет удерживать голову в таком положении в течение нескольких секунд.
- Реагирование на свет и звук. Если громко хлопнуть в ладоши или включить лампу перед лицом младенца, он отреагирует вздрагиванием, морганием, гримасами, иногда криком. При неожиданном шуме и свете грудничок вскидывает ручки, открывает рот на короткое время. Эти реакции говорят о нормальном развитии крохи. В этом возрасте именно так дети реагируют на звуковые и световые раздражители.
- Фиксация взгляда. Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц, если говорить о развитии зрительных навыков? Малыш уже способен водить взглядом за яркой игрушкой. Можно провести маленький эксперимент. Грудничку, лежащему на спине, нужно показать игрушку на расстоянии не более 20 см. Пусть ребенок зафиксирует на ней взгляд. Затем нужно медленно отводить игрушку влево, потом вправо — ребенок будет следить за ней глазами.
- Различение цветов. Новорожденные видят мир в черно-белом цвете. Первые цвета, которые может различить грудничок, — красный и желтый. Также он может увидеть клетки и линии на рисунке. Лишь к 5 месяцам малыш начинает распознавать основные цвета спектра.
- Вкус, осязание, обоняние. С первых дней жизни кроха узнает маму именно по запаху, чувствителен к прикосновениям. У него остро развито обоняние, вкусовые рецепторы, тактильные ощущения. В отличие от слуха и зрения, эти органы чувств у грудничка работают в совершенстве. Есть мнение, что вкусовые предпочтения появляются в период внутриутробного развития.
- Узнавание лица близкого человека. Биологически зрение малыша настроено на восприятие сложных объектов. Одним из самых важных предметов внешнего мира является мамино лицо, контакт с глазами. Психологи считают, что поиск родного лица в таком неосознанном возрасте предопределен природой. При фиксировании взгляда на лице грудничок замирает: прекращаются движения рук, ног, глаз, рта, лицевой мимики.
- Первая осознанная улыбка. Уже в первые дни жизни кроха может улыбаться, но это пока еще неосознанная, рефлекторная улыбка. Осознанно улыбаться грудничок начнет к концу первого месяца (но чаще в 2 месяца), в этой мимике уже будут зачатки эмоционального контакта, радости.
- Попытки копировать мимику близких людей. Это наблюдение может показаться удивительным: если показать крохе язык, он может ответить тем же. Этот факт еще раз подчеркивает, что человек — существо социальное.
Врожденные рефлексы и их значение
Рефлексы — наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?
- Ползательный рефлекс. Если грудничка уложить на живот и слегка надавить ему на стопу, он рефлекторно выпрямит ногу, а туловище при этом продвинется вперед. Так проявляется ползательный рефлекс. Если нажимать на стопы поочередно, грудничок будет пробовать ползти.
- Опорный рефлекс. В вертикальном положении с опорой на стопы (мама держит младенца спиной к себе) ноги грудничка должны выпрямляться в коленях. При этом на короткое время поднимается голова, а верхняя часть туловища наклоняется вперед. Эти двигательные навыки ребенка в 1 месяц важны, поскольку указывают на простейшую реакцию опоры ног, возможность вертикального положения тела и развития навыка хождения в будущем.
- Шаговый рефлекс. Если малыша взять под мышки и удерживать в вертикальном положении с опорой на твердую поверхность, он начнет совершать шаговые движения. При этом ручки у крохи остаются неподвижными. Шаговые движения должны быть симметричными, совершаться с одинаковым импульсом.
- Верхний хватательный рефлекс. Если вложить большие пальцы в ладошки, малыш крепко сожмет их. Если слегка приподнять кроху за ручки, он подтянется, при этом голова не удерживается, запрокидывается назад. За пальцы взрослого грудничок может держаться около 5 секунд, затем расслабляет руки.
- Закрытая ладонь. Большой палец прижат к ладони, другие пальчики плотно лежат сверху. Такое положение ладошек чаще бывает у малышей во время бодрствования, при поиске груди. Во время сна пальцы более расслаблены.
- Нижний хватательный рефлекс. Если нажать пальцем немного выше центра стопы, у грудничка согнутся пальчики на ноге. При отпускании пальца, стопа тут же расслабляется, пальчики разгибаются.
- Сосательный рефлекс. Можно провести эксперимент: положить палец в рот малыша, он начнет активно его сосать. При этом грудничок не обязательно будет голодным. Сосательный рефлекс — жизненно необходим.
Рефлексы помогают развивать моторные навыки и являются фундаментом для ползания, переворачивания на живот, ходьбы. Также их отсутствие или слабое проявление помогает распознать какую-либо проблему в развитии. Если же у крохи еще не развит какой-то навык, не стоит заранее бить тревогу. Нужно учитывать индивидуальные особенности. У маловесных и недоношенных детей навыки развиваются позже. Насторожить должно, когда малыш все время вялый, не реагирует на звук и свет.
Сигналы о помощи
Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.
- Крик. Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
- Успокаивается, когда берут на руки. Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
- Звуки. В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
- Кряхтение. Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
- Выгибание тела. Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.
Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.
Что может грудничок в 1 месяц? Важнейшие навыки этого периода: кратковременное поднимание головы в положении лежа; реакция на свет и звук; различение контрастных цветов; фиксация взгляда на неподвижном и движущемся объекте; зачатки ползательного навыка.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Календарь развития ребенка
Неплохой календарь развития ребенка. В 1 месяц Ваш новорожденный практически все время спит и только просыпается на кормления и если что-то его беспокоит. К концу 4 недели малыш может подарить вам первую улыбку. Это будет.
Ребёнка называют новорождённым в период от рождения и до 4-х недель. В первые дни весь его организм работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное соотояние наступает только к началу второй недели. Наука определяет.
ЭТАП 3МЕСЯЦА НАПИСАНО ВОТ ЭТО. Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца.
Первый месяц жизни новорожденного Физическое развитие. К концу месяца прибавка веса — в среднем на 600 г; увеличение роста — на 3 см, увеличение окружности головы — на 1-1,5 см Питание. Оптимальное — материнское молоко.
И вот ваш ребенок вырос…8 месяцев уже очень серьёзный возраст. Ребенок учится по разному взаимодействовать с предметами и пытается подражать вам. Самое время начинать серьезно заниматься) Вот примерный план занятий с малышом на неделю: физическое.
Два дня назад нам исполнилось очко-21 месяц. Я всегда с интересом читаю календарь развития ребенка, так сказать свериться и убедиться, что ничего не забыла. Вот и сегодня прочитала. Конечно я и так вижу, что мои.
Продолжаю тему раннего речевого развития ребенка. В этой части я расскажу о необходимых условиях для полноценного речевого развития ребенка раннего возраста. Таковыми являются развитие слухового внимания и развитие ритмических способностей малыша. Развитие слухового вниманияС момента рождения человека.
Что может ребенок 1 месяц: Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд. Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице; Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову. Реагировует на.
Источники: http://krohapuz.ru/razvitie-mladenca/v-poltora-mesyaca.html, http://kids365.ru/chto-umeet-rebenok-v-1-mesyac/, http://www.babyblog.ru/community/post/01medicina/309667
как проходит развитие малыша на этом этапе
В этой статье:
Детишки в 17 месяцев уже довольно многому научились. Конечно, ведь мама и папа каждый день разговаривали с ними, играли, показывали им мир за пределами кроватки. Физическое развитие идет очень быстро. Ребенок меняется: уходит детская пухлость, ручки и ножки растут.
Развитие проходит равномерно, если уже к возрасту 1 год и 7 месяцев ребенок начинает потихоньку говорить, общаться. Конечно, пока это лишь отдельные словечки или простые фразы. Вместе с этим идет развитие мелкой моторки.
Мамам и папам нужно обратить внимание на то, что ребенку начинают нравится подвижные игры. Теперь пришло время знакомить его с другими детишками, ведь начинается пора активного общения.
Физическое развитие
К 17 месяцам малыш уже успел превратиться в «хозяина дома». Прошло время, когда он только ползал. Теперь он может вставать, самостоятельно «путешествовать» по квартире. Обязательно укладывайте его поспать днем, ведь активный образ жизни нужно сочетать с хорошим отдыхом. Ночью дети уже спят гораздо лучше, ведь успевают устать за целый день. Все больше времени они проводят на ногах, а значит, крепнут мышцы и кости.
Сейчас обратите внимание на питание ребенка. В рационе должно быть достаточно кальция, молочных продуктов и фруктов.Продолжается развитие внутренних органов, они увеличиваются в размере, некоторые функции меняются. Малыш уже не нуждается в материнском молоке – давно пора перевести его на твердую пищу. К этому возрасту вырастает 10-15 молочных зубов.
Кстати, для крохи в 1 год и 5 месяцев отлично подходят игры с мячом. Это помогает развивать моторику, подвижность пальчиков. Множество простых игр вы можете предложить ему дома и на улице. Научите его играть в «футбол», подбрасывать и ловить мячик. Это полезные упражнения для всего опорно-двигательного аппарата.
Что уже умеет малыш?
К этому возрасту кроха многому научился:
- стоять, ходить самостоятельно;
- играть с мячом, кубиками, машинками, куклами;
- садиться, вставать;
- открывать, закрывать дверцы;
- перешагивать через предметы на полу;
- держать ложку, кушать.
Это немало, тем более что многим вещам вы его не учили. Дети очень хотят скорее стать самостоятельными. Они повторяют многие движения за родителями. Обратите внимание: теперь ребенку все интересно потрогать, посмотреть, он везде хочет забраться. В доме должно быть безопасно – не оставляйте ножи, острые предметы там, где кроха может на них напороться при игре, убирайте подальше все мелкие предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.
В 1 год у детей еще плохая координация. Малыш только-только начал ходить, так что ему требуется помощь. Уже через 5 месяцев эта проблема практически уходит. К этому возрасту развитие координации шагнет далеко вперед. Малыш уже уверенно бегает.
Психическое развитие
Ребенку сейчас становится все интереснее изучать мир. У него появляется первый интерес к познавательной деятельности. Происходит быстрое психическое развитие, буквально каждый месяц малыш переживает что-то новое. Появляются бурные эмоциональные реакции. Дети сейчас не очень-то доверчивы к незнакомцам, так что приходящих в гости предупреждайте: если малыш боится, не хочет играть, не нужно его принуждать.
Ребенок становится все более самостоятельным, он уже не ищет маму по любому поводу, не нуждается в ежеминутном контроле. Ему интересно самому попробовать одеться, есть взрослую пищу, самому придумывать игры.
В 1 год и 5 месяцев самое время для начала обучения ребенка через игру. Психологи советуют родителям покупать побольше развивающих игрушек в этот период. Они помогают обогатить речь, стимулируют ее. Сейчас малыш может многому научиться, и через игру это очень легко сделать.
Дети начинают потихоньку взрослеть. Это невозможно не заметить. Повышается концентрация, малыш начинает действовать осмысленно. Психологи не советуют сейчас вмешиваться в ход игры или другой деятельности. Например, если малыш рисует, не пытайтесь исправлять картинку. Ему очень важно все делать самому и видеть результаты своей деятельности.
Что знает малыш?
Умеет и знает уже многое:
- различает людей, узнает их по фото;
- знает имена всех членов семьи, друзей;
- имеет в словарном запасе около 20 слов;
- различает и называет цвета;
- может самостоятельно застегивать, расстегивать одежду на себе.
Кроме того, у ребенка в 17 месяцев уже хорошо развита способность понимать эмоции. Развитие эмоционального интеллекта началось практически с самого рождения и достигло определенного уровня. В этом возрасте малыши уже умеют сопереживать, подбадривают друг друга.
Детишки в этом возрасте хорошо чувствуют, как меняется настроение родителей. По лицу мамы малыш понимает, сердится ли она, нервничает или радуется. Сейчас происходит развитие мелкой моторики – мозг сам стимулирует интерес у ребенка к мелким движениям. Будут полезны всякие машинки, крупный конструктор, мячики, игрушки, которые нужно собирать.
Развитие речи
Для ребенка появление речи — совершенно естественный процесс. Он проходит больше подсознательно. Как только малыш начинает выговаривать слова, он быстро прогрессирует в речи. Новые слова появляются буквально каждую неделю. Развитие речи будет проходить до 5 лет, а после этого, как считается, ребенок уже вполне свободно владеет родным языком.
Сейчас малышу все еще удобнее объясняться с помощью жестов, криков, звуков. Многие мамы тормозят развитие речи, разговаривая с малышом на его языке, с искажением слов, сюсюканьем и т.д. Этого делать уже нельзя. Только правильная, грамотная речь должна звучать в доме – так вы стимулируете ребенка начать говорить.
У детей в 1 год и 5 месяцев хорошая память на слова. Обязательно контролируйте себя, иначе какие-то неприятные словечки могут прочно войти в обиход ребенка.
Девочки и мальчики теперь разные
Сейчас уже видны некоторые отличия психологии мальчиков и девочек. В 1 год и 5 месяцев они различаются по темпераменту. Девочки более чувствительные, ранимые. Малышка может долго плакать, если упадет, в то время как мальчик быстро забудет о падении и побежит играть.
Развитие девочек проходит быстрее в плане эмоций, сенситивности. Мальчики, наоборот, быстрее развиваются физически. Они более подтянутые, подвижные. Конечно, уже есть серьезные отличия предпочтений в плане игрушек и игр.
В 1 год и 5 месяцев мальчики делают попытки дружить с девочками. Многие интересуются конкретными девочками, обнимают их при встрече, дарят свои игрушки. Правда, чаще всего девочки не очень хорошо воспринимают таких маленьких «джентльменов». Но, конечно, родителям нужно поощрять уважительное отношение мальчиков к девочкам с ранних лет.