Человеческий эмбрион по неделям: Развитие ребенка по месяцам — Geburtsinfo Wien

Содержание

Эмбрион человека на третьей неделе развития разобрали по клеткам

Museum of Veterinary Anatomy FMVZ USP / Wikimedia Commons

Британские и немецкие ученые провели перепись клеточных типов в человеческом эмбрионе на третьей неделе развития. Оказалось, что он во многом отличается от мышиных зародышей на той же стадии — например, в нем нашлись клетки крови, заметные в микроскоп. Кроме того, исследователи обнаружили в зародыше предшественников половых клеток — а вот зачатков нервной системы, наоборот, не нашли. Работа опубликована в журнале

Nature.

Третья и четвертая неделя внутриутробного развития — самый загадочный из периодов человеческой жизни. На этой стадии многие женщины даже сами не знают о том, что беременны, и тем более редко замечают выкидыши и планируют аборты — а значит, человеческие эмбрионы не попадают в руки биологов и врачей. Поэтому делать выводы о раннем развитии человека приходится, изучая других млекопитающих или приматов.

Можно было бы, конечно, выращивать собственные модельные эмбрионы в лаборатории — но до недавнего времени эксперименты с зародышами после 14-го дня развития были запрещены. О причинах этого мы подробно рассказали в тексте «14 дней спустя». Одним из главных аргументов в пользу запрета было развитие нервной системы: считалось, что примерно в это время появляются предшественники нейронов — а вместе с ними и риск, что зародыш сможет что-то почувствовать.

Ричарду Тайзеру (Richard Tyser) из Оксфордского университета и его коллегам посчастливилось заполучить полностью сохранный человеческий эмбрион — от пациентки, которая на самой ранней стадии беременности запланировала аборт и подписала согласие на использование зародыша в научных целях. Исследователи оценили возраст эмбриона в 16-19 дней: на этой стадии как раз активно идет гаструляция, то есть разделение плоского диска на три слоя будущего тела и формирование плана строения организма (где будет голова, а где хвост, где правая половина, а где левая).

Вид на человеческий эмбрион сбоку (слева) и сверху (справа) и схематические рисунки соответствующих стадий развития. Вертикальная полоса на правой схеме — первичная полоска, та зона, в которой клетки верхнего слоя выселяются внутри зародыша, образуя внутренний и промежуточный слои.

Tyser et al. / Nature, 2021

Авторы работы разобрали эмбрион на отдельные клетки и отсеквенировали их РНК. Это получилось сделать для 1195 клеток, в среднем в каждой обнаружили работу около 4 тысяч генов. Все клетки были генетически здоровы (без хромосомных аномалий) и достоверно принадлежали не матери, а ребенку — он был мужского пола, и в его клетках работали гены с Y-хромосомы.

Исследователи выгрузили все полученные результаты в открытый доступ — получилась база данных по работе генов в раннем зародыше, с которой смогут работать их коллеги, если решат, например, смоделировать эту стадию развития in vitro. Сами же ученые воспользовались этими данными, чтобы выяснить, из каких типов клеток состоял эмбрион.

Так, например, они обнаружили, что на этой стадии клетки внутреннего слоя (энтодермы, из нее потом образуется кишечник) и среднего слоя зародыша (мезодермы, она даст начало скелету, мышцам, сосудам и другим тканям) уже достоверно отличаются друг от друга и от клеток внешнего слоя (эктодермы, из нее получатся кожа и нервная система).

Кроме того, авторы работы нашли в эмбрионе предшественники половых клеток. Это было неудивительно: считается, что они образуются где-то с 11-14 дней развития. Зато, вопреки ожиданиям, они обнаружили эритробласты — предшественники эритроцитов. У мышей они так рано не появляются, но в этом эмбрионе исследователи достоверно их определили: и по экспрессии генов, и по цвету.

Предшественники эритроцитов в человеческом зародыше

Tyser et al. / Nature, 2021

Наконец, у ученых не получилось найти ни нервных клеток, ни их предшественников — судя по всему, специализация нервной системы на этой стадии еще не началась. А значит, опасения по поводу того, что зародыш сможет что-то почувствовать, не подтвердились.

Авторы работы призывают относиться к их результатам с осторожностью: все-таки в их распоряжении был только один эмбрион, и неизвестно, насколько можно по нему судить о развитии людей в целом. Тем не менее, их наблюдения свидетельствуют о том, что он был абсолютно здоров и развивался нормально. А пока других подобных работ не появилось, их коллегам придется довольствоваться тем, что есть, и использовать эту базу данных об экспрессии генов как образец развития человека. Из нее уже как минимум стало ясно, что многие модели зародышей из стволовых клеток неплохо воспроизводят настоящий эмбриогенез, а вот у мышей, например, некоторые типы клеток работают немного по-другому и хорошей моделью служить не могут.

Раньше мы рассказывали о том, что в зародышах человека, возможно, происходит омоложение после оплодотворения, и о том, как эмбрионы мыши дорастили до стадии появления конечностей вне матки. А о том, как развиваются технологии клонирования, читайте в нашем тексте «Здравствуй, гхола».

Полина Лосева

Первый триместр: маленькая жизнь | Главная

Правда ли, что малыш уже шевелится

Органы чувств у крохи формируются довольно рано. Например, на четвертой неделе закладываются ткани уха и хрусталика глаза, а наружное ухо и глазное яблоко — уже на шестой неделе5. Правда, в первом триместре беременности малыш ещё не готов испытывать никаких ощущений — его сенсорная система сейчас представляет собой лишь набор рецепторов, в основном обонятельных и зрительных. А вот нервная система уже может выполнять свои функции, хоть и примитивные. Так, к восьмой-девятой неделям мозг малыша уже способен посылать сигналы конечностям — и это не что иное, как первые попытки движения всем телом. Конечно, ты ещё не чувствуешь их из-за маленьких размеров ребёнка, но для развития нервной системы, мышц и костей малыша эти шевеления очень важны — они тренируют его нервную систему, а потом и мышцы.

Исследования показывают, что характер и интенсивность движений закладываются ещё до 10–14 недель беременности и остаются примерно одинаковыми в течение всего периода7. Обычно на сроке примерно 9 недель движения малыша — это небольшие периоды сокращений, а затем — длительный период отдыха. К этому времени он может перекатываться из стороны в сторону, разгибать и сгибать спину и шею, поворачивать голову, размахивать руками и ногами. В некоторых случаях даже удавалось зафиксировать, как такой малыш согнул, а затем вытянул ногу7.

Первые движения ребёнок начинает совершать в возрасте семи недель, и их даже можно увидеть на УЗИ — это изгиб тела. Более отчётливо это будет заметно всё-таки на чуть более поздних сроках8. К примеру, на 9-й неделе он уже двигает ручками и ножками, совершает глотательные движения, на 10-й неделе — совершает подобие дыхательных движений и приоткрывает рот, а на 11-й — зевает7.

Пьёт и писает

На 10-й неделе беременности малыш начинает заглатывать околоплодные воды3.
Вслед за этим практически сразу приступает к работе его выделительная система: на 11-й неделе почки уже фильтруют мочу. После того как малыш пописает, моча попадает в околоплодные воды и выводится через плаценту, которая заканчивает своё формирование к концу 1-го триместра. Полностью этот процесс завершится на 12‑й неделе9.

Вторая неделя беременности – как развивается эмбрион

Ученые определили ключевые молекулярные события в развивающемся человеческом эмбрионе между 7 и 14 днями — один из самых загадочных, но очень важных этапов нашего развития.

Вторая неделя беременности представляет собой критический этап развития эмбриона или эмбриогенеза. Нарушение развития в это время является одной из основных причин потери беременности на ранних сроках. Понимание этого поможет ученым понять, что может пойти не так, и предпринять шаги для решения проблем.

Период до имплантации развивающегося эмбриона в утробу матери, широко изучался на человеческих эмбрионах в лаборатории. На седьмой день эмбрион должен имплантироваться в матку, чтобы выжить и развиться дальше. О развитии человеческого эмбриона после имплантации известно очень мало, потому что он становится недоступным для изучения.

Новаторская работа профессора Магдалены Зерницкой-Гетц и ее команды, о которой сообщалось в 2016 году, разработала методику культивирования человеческих эмбрионов вне тела матери после имплантации. Это позволило впервые изучить человеческие эмбрионы вплоть до 14-го дня развития.

Доп.материалы

В новом исследовании команда сотрудничала с коллегами из Института Велкома Сэнгера, чтобы выявить, что происходит на молекулярном уровне на этой ранней стадии эмбриогенеза.

Их результаты являются первым доказательством того, что группа клеток за пределами эмбриона, известная как гипобласт, посылает эмбриону сообщение, которое инициирует развитие оси тела «голова-хвост».

Когда начинает формироваться ось тела, симметричная структура зародыша начинает меняться. Один конец превращается в головной конец, а другой — в «хвост».

Новые результаты, опубликованные в журнале Nature Communications, показывают, что молекулярные сигналы, участвующие в формировании оси тела, имеют сходство с таковыми у животных, несмотря на значительные различия в расположении и организации клеток.

«Мы выявили паттерны экспрессии генов в развивающемся эмбрионе сразу после его имплантации в матку, которые отражают многочисленные контакты, происходящие между разными типами клеток по мере развития эмбриона на этих ранних стадиях», — сказала профессор Магдалена Зерницка-Гетц в своем интервью.

Профессор Магдалена Зерницка-Гетц в лаборатории. © University of Cambridge

Она добавила: «Мы искали диалог генов, который позволит голове начать развиваться в эмбрионе, и обнаружили, что он был инициирован клетками гипобласта — диском клеток вне эмбриона. Они посылают сообщение соседнем клеткам эмбриона, которые отвечают, говоря: «Хорошо, теперь мы начнем развиваться в головной части».

Исследование выявило обмены генами в развивающемся эмбрионе путем секвенирования кода в тысячах молекул РНК-мессенджера, созданных отдельными клетками.

Они зафиксировали эволюционирующий молекулярный профиль развивающегося эмбриона после имплантации в матку, выявив прогрессирующую потерю плюрипотентности (способность эмбриональных клеток давать начало любому типу клеток будущего организма) по мере определения судьбы различных клеток.

«Наша цель всегда заключалась в том, чтобы дать представление о самом раннем развитии человеческого эмбриона (вторая неделя беременности), чтобы понять, с чего начинается наша жизнь. Объединив нашу новую технологию с передовыми методами секвенирования, мы глубже погрузились в ключевые изменения, которые происходят на этом невероятном этапе человеческого развития, когда так много беременностей, к сожалению, терпят неудачу», — сказала Магдалена Зерницка.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Смотреть на форуме »

Регулирующие органы отменили важный запрет на эксперименты с эмбрионами

Мир облетела новость, которая без сомнения навсегда изменит сферу экспериментов с эмбрионами человека.

Вчера Международное общество исследования стволовых клеток (ISSCR) объявило о снятии важного ограничения в исследованиях эмбрионов человека. Теперь на учёных не накладывается ограничений по продолжительности жизни эмбриона, эксперименты над которым они проводят. Этично ли такое нововведение?

Напомним, что речь идёт о знаменитом “правиле 14 дней”, которое запрещало растить человеческие эмбрионы дольше двух недель после оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом.

Эмбрионы представляют такой большой интерес для учёных, потому что на ранних этапах развития зародыша клетки его тела ещё недифференцированы. Это значит, что они могут превратиться в клетки любой ткани организма. Именно такие клетки называют стволовыми, и хотя они встречаются даже во взрослом организме, эмбриональные стволовые клетки представляют наибольшую научную ценность.

Снятие ограничения, с одной стороны, даёт больше возможностей для исследований стволовых клеток, а также изучения развития зародыша и внутриутробных заболеваний. Но при этом отсутствие предварительного общественного обсуждения снятия такого запрета привело к резкой критике со стороны некоторых учёных и правозащитников. (И, вероятно, это только самое начала процесса.)

В чём суть претензий? 26 мая 2021 года общество приняло решение рассматривать каждое исследование с участием человеческих эмбрионов по отдельности, чтобы определять допустимую длительность эксперимента индивидуально.

То есть на сегодняшний день, кроме нескольких этапов строгого рассмотрения каждого конкретного случая, в рамках ISSCR больше нет временного ограничения на длительность исследований с участием эмбрионов человека.

Во многом это решение было принято потому, что исследования стволовых клеток перешли на более высокий уровень и значительно усложнились. Зачастую учёные даже не используют эмбрионы человека: для исследований применяются “эмбрионоподобные структуры”, которые не способны стать полноценным организмом.

Ещё одно нововведение: новые правила ISSCR теперь включают условия применения так называемой митохондриальной заместительной терапии. О ней мы подробно рассказывали в материале ниже.

Также, согласно обновлённым правилам, редактирование генов человеческих эмбрионов, равно как сперматозоидов и яйцеклеток во время проведения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) признано слишком рискованным.

Это решение связано с громким случаем, произошедшим в 2018 году, когда в Китае родились первые генетически модифицированные дети.

Добавим, что “правило 14 дней” было предложено ещё в 1979 году и было узаконено некоторыми странами на государственном уровне. При этом в некоторых государствах, включая Германию и Россию, использование человеческих эмбрионов в исследованиях полностью запрещено.

Но в целом “правило 14 дней” было признано международным стандартом для исследования стволовых клеток человека.

Порог в две недели был выбран потому, что примерно к этому моменту у эмбриона начинает формироваться нервная система. Предполагается, что с этого “возраста” зародыш получает возможность в той или иной степени воспринимать окружающий мир. Соответственно, принципы гуманности не позволяют производить с ним далее какие-либо манипуляции, а затем уничтожать.

(Что, впрочем, не мешает человечеству проводить эксперименты с животными, которые, как и мы, чувствуют боль, страдают и умирают ради науки.)

Некоторые исследователи считают, что отмена “правила 14 дней” была чересчур поспешным решением. У учёных есть ещё огромное поле для исследований в пределах первых двух недель развития эмбриона, и не все исследователи видят смысл в увеличении периода для экспериментов.

Ранее мы подробно писали о причинах отказа от редактирования генома человека. При этом в научном сообществе продолжают идти споры об этических границах таких исследований.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах “Наука” и “Медицина” на медиаплатформе “Смотрим”.

Как узнать срок беременности- советы в календаре беременности на Babyblog.ru

У большинства женщин, не страдающих токсикозом, шестая неделя беременности может проявиться в небольшом увеличении веса тела. На этой стадии развития человеческий эмбрион уже окружен околоплодными водами и похож на ушную раковину в миниатюре. 6-я неделя беременности дает начало формированию нервной системы ребенка, вначале образуется зачаток головного мозга, затем из утолщенной части нервной трубки и сам головной мозг. На данном этапе черепная коробка начинает формироваться, а сердечко слабо биться. Как узнать срок беременности?

6-я неделя беременности: анализы

Определить 6-ю неделю беременности можно с помощью УЗИ. На этом сроке монитор покажет плод, похожий на очень маленькую горошинку размером 2–4 мм, и уловит его сердцебиение. Также можно рассмотреть едва различимые бугорочки в тех местах, где в будущем будут ручки и ножки ребеночка. Кроме того, на этом сроке по УЗИ уже можно сделать вывод, один эмбрион развивается в утробе женщины или наступила многоплодная беременность, когда появляется не один, а два плодных мешка.

Сданный анализ на ХГЧ также может определить срок беременности, примерно на 6-й или 7-й неделе от зачатия уровень ХГЧ начинает медленно снижаться.


6-я неделя беременности: признаки

Признаки беременности в это время у каждой женщины могут быть разные. Некоторые не чувствуют никаких изменений, в то время как многие быстро утомляются и хотят больше спать. Беременность может действовать на отдельную категорию женщин в виде желания съесть определенный продукт или блюдо, чаще всего соленое, на других она проявляется в форме токсикоза. Случаются ситуации, когда энергичная и эмоциональная женщина в период, начиная с 6 недели беременности, успокаивается и становится умиротворенной и почти отрешенной от окружающего ее мира.

Наиболее характерными признаками 6-й недели беременности можно назвать:

1.Тошноту, рвоту в утренние часы;

2.Сонливое, вялое состояние днем;

3.Быструю утомляемость;

4.Раздраженное состояние и резкие перепады настроения;

5.Частое мочеиспускание.

На 6-й неделе беременности начинается прикрепление плодного яйца к матке, что может вызвать выделения коричневого цвета. Если их количество небольшое и они возникают в день, когда должна быть очередная менструация, не стоит пугаться и переживать. Со временем процесс нормализуется и выделения прекратятся.

6-я неделя беременности: ощущения

Рост матки в этот период времени отражается на гормональных изменениях в организме женщины. Ее тело начинает подстраиваться под растущую матку, что вызывает некоторые новые ощущения. Чаще всего они проявляются в резкой чувствительности к определенным запахам, вызывающим тошноту. Появляются необъяснимые желания той или иной пищи и продуктов.

Большинство женщин в этот период испытывают некоторое физическое недомогание, проявляющееся в форме слабости и сонливости, причиной которого выступают изменения гормонального фона. Примерно через два месяца такие ощущения должны пройти, однако к концу беременности могут опять появиться.

Ученые планируют снизить ограничения на выращивание человеческих эмбрионов в лаборатории

В течение последних 40 лет правило, которое является законом в одних странах и руководством в других, служило важным знаком остановки для исследований эмбрионов. Это дало общественности четкий сигнал о том, что ученые не будут выращивать детей в лабораториях. Исследователям это дало ясность в отношении того, какие исследования они могут проводить.

Теперь, однако, ключевой научный орган готов покончить с 14-дневным ограничением.Действие произойдет в то время, когда ученые добиваются значительных успехов в выращивании эмбриональных клеток и наблюдают за их развитием. Исследователи, например, теперь могут уговорить несколько отдельных стволовых клеток вырасти в структуры, подобные эмбрионам, и некоторые надеются следовать этим синтетическим моделям эмбрионов далеко за пределы старой двухнедельной линии.

Позволяя как нормальным, так и искусственным эмбрионам продолжать развиваться через две недели, окончание самоустановленного ограничения может привести к новым впечатляющим, но этически обоснованным экспериментам по продлению человеческого развития за пределы матки.

Международное общество по исследованию стволовых клеток подготовило проект рекомендаций по переводу таких исследований из категории «запрещенной» научной деятельности в класс исследований, которые могут быть разрешены после этической проверки и в зависимости от национальных правил, по словам нескольких людей, знакомых с его мышлением.

Представитель ISSCR, влиятельного профессионального общества, насчитывающего 4000 членов, отказался комментировать изменения, заявив, что новые правила будут опубликованы этой весной.

Искусственный эмбрион

Поскольку исследования эмбрионов не получают федерального финансирования в США, а законы во всем мире сильно различаются, ISSCR приобрел огромное значение в качестве де-факто этического регулятора в этой области. Университеты и научные журналы полагаются на правила общества, чтобы определить, какие исследования они могут публиковать.

Существующие рекомендации ISSCR, выпущенные в 2016 году, обновляются в связи с наплывом новых, расширяющих границы исследований.Например, некоторые лаборатории пытаются создать химеры человека и животного с помощью экспериментов, включая смешивание клеток человека с эмбрионами обезьян. Исследователи также продолжают изучать генетические модификации человеческих эмбрионов, используя такие инструменты редактирования генов, как CRISPR.

Многие лаборатории также работают над созданием реалистичных искусственных моделей человеческих эмбрионов, созданных из стволовых клеток. Например, на прошлой неделе Зерницка-Гетц опубликовала препринт, описывающий, как ее лаборатория уговорила стволовые клетки самостоятельно собраться в версию человеческой бластоцисты, известной как недельный эмбрион.

Хотя ученые стремятся выяснить, можно ли продвигать такую ​​лабораторную мимикрию дальше, на пути стоит правило 14 дней. Во многих случаях модели эмбрионов также должны быть уничтожены до истечения двух недель.

Ограничение в 14 дней появилось после рождения первых детей из пробирки в 1970-х годах. «Это было так: «О, мы можем создавать человеческие эмбрионы вне тела — нам нужны правила», — говорит Джозефин Джонстон, ученый из Гастингсского центра, некоммерческой организации по биоэтике. «Это было политическое решение показать общественности, что у этого исследования есть основа, что мы не выращиваем детей в лабораториях.

Правило оставалось незыблемым на протяжении многих лет. Отчасти это было связано с тем, что ученые все равно не могли выращивать эмбрионы более четырех или пяти дней, которых было достаточно для экстракорпорального оплодотворения.

Тецуя Исии, исследователь в области биоэтики и права в Университете Хоккайдо, говорит, что некоторые страны, включая Японию, ввели в действие 14-дневный срок. Как и Великобритания. Другие, например Германия, вообще запрещают исследования эмбрионов. Это означает, что изменение руководства может больше всего открыть новые области конкуренции между странами без федеральных ограничений, особенно среди ученых в США и Китае.

Ученые заинтересованы в том, чтобы выращивать эмбрионы дольше, чтобы изучать процесс развития и, возможно, манипулировать им. Но такие методы повышают вероятность того, что когда-нибудь животные будут вынашиваться вне матки до рождения, концепция, называемая эктогенезом.

По словам Исии, новые эксперименты «могут разжечь дебаты об абортах», особенно если исследователи разовьют человеческие эмбрионы до такой степени, что они приобретут узнаваемые характеристики, такие как голова, бьющиеся клетки сердца или начало конечностей.

При администрации Трампа эмбриологи старались не привлекать внимания к поразительным техническим достижениям в своих лабораториях. Опасения по поводу президентского твита или действий правительства по препятствованию исследованиям помогли продолжить обсуждение изменения правила 14 дней в фоновом режиме. Например, по словам одного человека, руководство ISSCR было завершено в декабре, но до сих пор не опубликовано.

Этично ли сохранять человеческий эмбрион живым в чашке более 2 недель?

Бриванлоу говорит, что приветствует эти дебаты.Но он надеется, что общество сможет прийти к консенсусу, чтобы разрешить продолжение его работы, и тогда он сможет ответить на некоторые из самых фундаментальных вопросов человечества.

“Если я смогу дать представление о том, откуда мы взялись? Что с нами случилось, что мы сюда попали?” Я думаю, что для меня это достаточно веская причина, чтобы продолжать настаивать на этом», — говорит он.

Десятилетиями ученые считали, что эмбрион может прожить вне матки всего около недели. Но лаборатория Бриванлоу и еще одна лаборатория в Великобритании объявили в прошлом году в журналах Nature и Nature Cell Biology, что они впервые продержали человеческие эмбрионы в живых в течение двух недель.

Это позволило ученым изучить живые человеческие эмбрионы в критический момент их развития, когда они обычно прячутся в утробе женщины.

«Женщины даже не знают, что они беременны на этом этапе. Так что это всегда был большой черный ящик», — говорит Бриванлоу.

Гист Крофт, биолог по стволовым клеткам в лаборатории Бриванлоу, показывает мне несколько образцов, начиная с образца 12-дневной давности.

«Значит, это видно невооруженным глазом», — говорит Крофт, указывая на тарелку.«В середине этого колодца, если вы посмотрите вниз, есть маленькое белое пятнышко — похоже на песчинку или на пылинку».

Под микроскопом эмбрион выглядит как хрупкий шар из перекрывающихся пузырьков, мерцающих в серебристом свете, с тонкими волосовидными структурами, отходящими со всех сторон.

Крофт и Бриванлоу объясняют, что эти гибкие структуры — это то, что эмбрионы обычно вытягивают на этой стадии в поисках места для имплантации внутри матки. Раньше ученые думали, что эмбрионы могут делать это только в том случае, если они получают инструкции от тела матери.

«Удивительно то, что он делает свое дело без какой-либо информации от мамы», — говорит Бриванлоу. «В нем уже есть вся информация. Это было ошеломляюще для меня».

Эмбрионы, которым удалось сохранить жизнь в лабораторной посуде после семи дней развития, также начали выделять гормоны и самоорганизовываться для формирования клеток, необходимых для создания всех тканей и органов человеческого тела.

Двое ученых считают, что изучение эмбрионов на этой и более поздних стадиях может привести к открытиям, которые могут указать на новые способы предотвращения выкидышей, лечения бесплодия и предотвращения врожденных дефектов.

«Единственный способ понять, что идет не так, — это понять, что происходит в обычном режиме или настолько нормально, насколько это возможно, чтобы мы могли предотвратить все это», — говорит Бриванлоу.

14-дневная отсечка

Но Бриванлоу не поддерживает жизнь этих эмбрионов дольше 14 дней из-за правила.

«Решение о том, чтобы выдернуть вилку из розетки, было, вероятно, самым трудным решением, которое я принимал за всю свою научную карьеру, — говорит он. «Мне было грустно».

Правило 14 дней было разработано несколько десятилетий назад, чтобы не поднимать слишком много этических вопросов, связанных с экспериментами на человеческих эмбрионах.

Обычно через две недели у эмбриона начинает формироваться центральная нервная система в виде структуры, известной как «примитивная полоска».

Это примерно та стадия, на которой эмбрион больше не может делиться на близнецов. Идея правила заключается в том, что именно тогда эмбрион становится уникальной личностью.

Но правило было введено, когда никто не думал, что когда-либо будет возможно поддерживать рост эмбрионов в лаборатории дольше двух недель. Бриванлу считает, что пришло время переосмыслить правило 14 дней.

“Это момент”, говорит он.

Ученые, биоэтики и другие специалисты обсуждают этот вопрос в США, Великобритании и других странах. Это правило является законом в Великобритании и других странах и включено в широко используемые правила в Соединенных Штатах.

Инсу Хён, специалист по биоэтике из Университета Кейс Вестерн Резерв, выступает за пересмотр этого правила. По его словам, это позволит провести дополнительные исследования эмбрионов, которым в любом случае суждено быть уничтоженными, — эмбрионов, пожертвованных парами, завершившими лечение от бесплодия.

«Учитывая, что его нужно уничтожить, — говорит Хён, — некоторые утверждают, что лучше всего получить от него как можно больше научной информации, прежде чем уничтожать его».

Но другие считают морально отвратительным использование человеческих эмбрионов для исследований на любой стадии их развития — и утверждают, что отмена правила 14 дней усугубит ситуацию.

«Продление срока более 14 дней только усугубляет основную проблему, заключающуюся в использовании человеческой жизни на самых ранних стадиях исключительно в экспериментальных целях», — говорит доктор.Даниэль Салмаси, биоэтик из Джорджтаунского университета.

Идея о продлении правила 14 дней даже вызывает тошноту у некоторых людей, поддерживающих исследования эмбрионов, особенно без предварительного определения другой четкой точки остановки.

Хэнк Грили, специалист по биоэтике из Стэнфордского университета, опасается, что выход за рамки 14 дней может «действительно поставить под вопрос, используем ли мы людей или вещи, которые находятся на пути к человеку, исключительно в качестве морских свинок и исключительно в качестве экспериментальных животных».

Альтернатива эмбрионам: «Эмбриоиды»

Пока эти дебаты продолжаются, Бриванлоу и его коллеги пытаются разработать другой подход.Ученые пытаются уговорить эмбриональные стволовые клетки человека организоваться в сущности, напоминающие человеческие эмбрионы. Они также используют индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPS), которые ведут себя как эмбриональные стволовые клетки, но могут быть получены из любой клетки организма.

Лаборатория Бриванлоу уже показала, что эти «эмбриоподобные структуры» — или «эмбриоиды» — могут создавать три основных типа клеток в организме человека.

Но ученые смогли зайти так далеко только с помощью плоских лабораторных чашек.Поэтому исследователи сейчас пытаются выращивать эти эмбрионоподобные структуры в трех измерениях, помещая стволовые клетки в гель.

«По сути, мы пытаемся воссоздать человеческий эмбрион в чашке из стволовых клеток», — говорит Мийо Симунович, еще один коллега Бриванлоу.

В ранних экспериментах, по словам Симуновича, ему удалось заставить стволовые клетки «спонтанно» сформировать шар с «полостью в центре». Это важно, потому что это то, что ранние человеческие эмбрионы делают в матке.

Симунович говорит, что неясно, насколько близки эти структуры к человеческим эмбрионам сущностям, которые способны развиваться в младенцев.

«На данный момент мы не знаем. Это то, что нам сейчас очень важно попытаться понять», — говорит Симунович.

Симунович утверждает, что ученые не «этически ограничены изучением этих клеток и изучением этих структур» правилом 14 дней.

Однако по этому поводу ведутся споры.

“На каком этапе ваша модель эмбриона фактически является эмбрионом?” — спрашивает Хён, особенно когда кажется, что у модели «почти такая же внутренняя, многообещающая жизнь».

“Мы создаем жизнь, которая при правильных обстоятельствах, если вы перенесете ее в матку, продолжит свое путешествие?” он спросил.

Доктор Джордж Дейли, декан Гарвардской медицинской школы и ведущий исследователь стволовых клеток, говорит, что ученые готовятся к тому дню, когда исследования стволовых клеток могут поставить такие вопросы.

«Я думаю, что люди обеспокоены перспективами антиутопических миров, о которых писал Олдос Хаксли в «О дивный новый мир », — говорит Дейли. «Где репродукция человека осуществляется в высокомеханизированных масштабах в чашке Петри».

Дейли подчеркивает, что ученые далеки от этого и, возможно, никогда не достигнут этого. Но наука движется быстро. Итак, Дейли говорит, что важно, чтобы ученые действовали осторожно, тщательно следя за этикой.

Последние рекомендации, выпущенные Международным обществом исследований стволовых клеток, требуют тщательной этической проверки, отмечает Дейли.

Бриванлоу признает, что некоторые из его экспериментов дали ранние признаки примитивной полосы. Но это очень далеко от возможности развить спинной мозг или плоть и кости, не говоря уже о мозге. Он отвергает идею о том, что исследования эмбриоидов когда-либо приведут ученых к созданию людей в лабораторной посуде.

«Они не встанут и не начнут ходить. Уверяю вас», — говорит он, отмечая, что полное эмбриональное развитие человека — очень сложный процесс, требующий правильного сочетания биологии, физики, геометрии и других факторов.

Тем не менее, Бриванлоу говорит, что все его эксперименты проходят многоступенчатую проверку. И он убежден, что исследования должны продолжаться.

Ученые впервые выращивают двухнедельные человеческие эмбрионы в лаборатории

ЛОНДОН (Рейтер) сай — самая загадочная стадия ранней человеческой жизни.

Раньше ученые могли изучать человеческие эмбрионы как культуру только в лабораторной посуде до седьмого дня развития, когда им приходилось имплантировать их в матку матери, чтобы выжить и развиваться дальше.

Но, используя метод культивирования, ранее испытанный для выращивания эмбрионов мыши вне матери, команды смогли проводить почти час за часом наблюдения за развитием человеческих эмбрионов, чтобы увидеть, как они развиваются и организуются до 13-го дня.

«Это Это самая загадочная и загадочная стадия человеческого развития», — сказала Магдалена Зерницка-Гетц, профессор Кембриджского университета, которая руководила работой. «Это время, когда определяется основная форма тела».

Работа, описанная в двух исследованиях, опубликованных в среду в журналах Nature и Nature Cell Biology, показала, как клетки, которые в конечном итоге сформируют человеческое тело, самоорганизуются в базовую структуру постимплантационного человеческого эмбриона.

«Развитие эмбриона — чрезвычайно сложный процесс, и, хотя наша система, возможно, не в состоянии полностью воспроизвести все аспекты этого процесса, она позволила нам выявить замечательную способность к самоорганизации… которая ранее была неизвестна», — сказала Марта. Шахбази, исследователь из британского Кембриджского университета, входивший в исследовательскую группу.

Робин Ловелл-Бэдж, эксперт по стволовым клеткам в британском Институте Фрэнсиса Крика, который не принимал непосредственного участия в этой работе, сказал, что это дало «первый взгляд» на то, как ранний человеческий эмбрион развивается в тот момент, когда он обычно имплантируется в слизистая оболочка матки становится невидимой и невозможной для изучения.

14-DAY LIMIT

Помимо расширения знаний в области биологии человека, знания, полученные в результате изучения этих разработок, должны помочь улучшить методы экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и дальнейшему прогрессу в области регенеративной медицины, заявили исследователи.

Но исследование также поднимает вопрос о международном праве, запрещающем ученым разрабатывать человеческие эмбрионы дольше 14 дней, и предполагает, что этот предел, возможно, придется пересмотреть.

Зерницка-Гетц, беседовавшая с журналистами в Лондоне, заявила, что можно было бы получить огромное количество новой информации, если бы человеческие эмбрионы можно было выращивать в лабораторной посуде еще несколько дней.

«Большие культуры могут предоставить абсолютно важную информацию для базовой биологии человека», — сказала она. «Но это, конечно, вызовет следующий вопрос — где мы должны установить следующий предел».

Сара Норкросс, директор Progress Educational Trust, благотворительной организации, которая проводит кампании для людей, страдающих бесплодием и генетическими заболеваниями, согласилась с тем, что исследование подняло вопросы относительно 14-дневного ограничения, и сказала, что международное научное сообщество должно «решить, необходимо ли и желательно», чтобы продлить его, и если да, то насколько.

«Прежде чем рассматривать какие-либо изменения в законе, необходимо провести публичное обсуждение прав и недостатков этого закона», — сказала она агентству Reuters.

Редактирование Ричарда Бальмфорта

Исследователи воссоздали ключевую стадию человеческого эмбриона в лаборатории | Наука

Человеческий эмбрион на стадии бластоцисты меньше кончика шариковой ручки и может содержать менее 100 клеток, но этот этап развития уже давно озадачивает и раздражает биологов и врачей.Например, на этом этапе происходит много выкидышей, и бластоциста также может разделиться, чтобы создать близнецов. Теперь несколько исследовательских групп нашли способы имитировать бластоцисты, уговаривая выращенные в лаборатории клетки человека формировать кластеры, очень похожие на настоящие.

Подвиг, описанный в двух статьях Nature на этой неделе и в двух недавних препринтах, может позволить исследователям решить важные вопросы о человеческой фертильности, например, почему экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) часто терпит неудачу. Более того, суррогатные бластоцисты «будут окном в эту стадию человеческого развития», — говорит биолог стволовых клеток Арье Уормфлэш из Университета Райса, не принимавший участия в работе.«Они позволят нам изучать его способами, которые мы не могли делать раньше».

Когда-то все мы были бластоцистами. Эта фаза, которая у людей начинается примерно через 5 дней после оплодотворения и длится всего пару дней, является водоразделом. «Бластоциста — это первая стадия, на которой развиваются специализированные типы клеток», — говорит специалист по биологии развития Джанет Россант из Детской больницы и Университета Торонто. Эта стадия также инициирует другое важное событие: имплантацию, при которой бластоциста прижимается к слизистой оболочке матки и начинает взаимодействовать с клетками матери для построения плаценты.

Но ответить на такие вопросы, как, например, какие гены управляют развитием бластоцисты и почему имплантация так часто оказывается неудачной, было трудно. Единственным источником человеческих бластоцист являются донорские эмбрионы, изначально созданные для лечения ЭКО, которых мало и они несут здоровенный этический багаж. Например, в Соединенных Штатах исследователи не могут использовать финансирование Национального института здравоохранения для изучения этих бластоцист. В поисках альтернативы несколько групп ученых заставили стволовые клетки мыши сформировать бластоцистоподобные скопления, получившие название бластоидов, но они не полностью воспроизводят то, что происходит в человеческом эмбрионе.

Чтобы создать человеческий бластоид, клеточный биолог Джун Ву из Юго-западного медицинского центра Техасского университета и его коллеги сначала использовали эмбриональные стволовые (ES) клетки, которые можно выделить из бластоцист человека и дать начало всем типам клеток в нашем организме. Ранее исследователи обнаружили, что при определенных условиях культивирования клетки могут образовывать каждый из трех типов клеток бластоцисты. Ву и его команда сделали еще один шаг вперед в этом открытии и показали, что когда они стимулировали культивируемые ЭС клетки человека с помощью двух молекулярных смесей, клетки собирались в точные копии бластоцист.

Поскольку ЭС клетки происходят из бластоцист человека, они имеют много общих этических и практических ограничений. Но при правильном молекулярном подходе исследователи могут преобразовать зрелые клетки, такие как фибробласты кожи, в индуцированные плюрипотентные стволовые (ИПС) клетки, обладающие теми же способностями генерировать ткани, что и ЭС клетки, но не требующие разрушения эмбрионов. Подталкивание iPS-клеток человека с помощью тех же двух молекулярных смесей также приводит к образованию скоплений бластоцистоподобных клеток, сообщает команда Ву в Nature .

Вторая группа, опубликовавшая в Nature , во главе с биологом стволовых клеток Хосе Поло из Университета Монаш в Австралии, случайно наткнулась на другой рецепт создания человеческих бластоидов, изучая, как клетки кожи превращаются в iPS-клетки. Группа заметила, что промежуточные клетки, которые не полностью преобразовались в iPS-клетки, могут порождать все три типа бластоцистных клеток. На стандартных культуральных планшетах клетки не могли проявить весь свой потенциал. Но в более просторных помещениях они сходились в сферы, очень напоминающие бластоцисты.В препринтах, опубликованных на прошлой неделе, две независимые группы, возглавляемые биологами развития Магдаленой Зерницкой-Гетц из Калифорнийского технологического института и Ян Ю из Третьей больницы Пекинского университета, сообщили также о создании бластоцистоподобных кластеров из «расширенных» человеческих стволовых клеток.

Группы Поло и Ву продемонстрировали, что их бластоиды повторяют многие характеристики бластоцист человека. Например, они содержали примерно одинаковое количество клеток и включали многие из одних и тех же генов.И, по крайней мере, в чашке для культивирования бластоиды воссоздают некоторые ранние этапы имплантации.

Создание кластеров было неэффективным, и те, которые сформировались, показали несколько ключевых отличий от бластоцист, полученных в результате ЭКО. «Происходит много такого, чего мы не понимаем», — говорит биолог репродуктивной системы и развития Сьюзан Фишер из Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Тем не менее она подчеркивает: «В качестве первого шага это чрезвычайно увлекательно, и можно многому научиться».

Хотя новые методы неэффективны, Поло отмечает, что они все еще могут производить бластоиды в больших количествах.Это может позволить исследователям использовать бластоиды, чтобы проверить, нарушают ли определенные химические вещества эмбриональное развитие, проследить, как мутации приводят к врожденным дефектам, и улучшить ЭКО.

Бластоиды — это не эмбрионы, предупреждает Ву, а «коллекция клеток, проходящих ранние стадии эмбриогенеза». Он добавляет, что человеческий бластоид не может развиться в плод. Широко распространенное руководство по исследованиям, закрепленное в законе в некоторых странах, запрещает выращивать бластоцисты более 14 дней, и все четыре группы придерживались этого ограничения в отношении своих бластоидов.Новые рекомендации Международного общества исследований стволовых клеток, которые должны быть опубликованы в мае, могут дать дополнительные рекомендации по работе с эмбрионоподобными структурами, такими как бластоиды.

Но реакция публики на эти новые творения неоднозначна, говорит Фишер. «Это тестовый пример того, как ученые и непрофессионалы относятся к коллекции клеток».

Когда в мире Долли человеческий эмбрион обретает уважение?

До 1827 года, когда фон Бэр открыл и описал женскую яйцеклетку и ученые начали понимать оплодотворение, 1 мало что было известно о биологических этапах, которые произошли при создании человеческого эмбриона.Аристотель, чьи учения сформировали большую часть нашего традиционного философского понимания происхождения человека, 1 , считал, что мужская сперма вступает в реакцию с кровью женщины в ее матке, заставляя ее развиваться в живое существо. Если бы сперма (семя) оставалась в матке в течение семи дней после полового акта, зачатие произошло бы после того, как менструальная кровь, смешанная с спермой, образовала бы единое живое существо.

Аристотель настаивал на сравнении зародыша с посеянным в землю семенем, части которого недифференцированы и находятся в состоянии потенции до тех пор, пока первый принцип роста не станет отчетливым, когда росток выдвигается вперед для обеспечения питания. 1 У раннего зародыша Аристотель не нашел никаких признаков какой-либо деятельности, кроме питания. Он считал, что питательная или растительная душа была приобретена, чтобы обеспечить питание и рост. Примерно на 40-й день эта питательная душа была заменена «чувствительной» душой, когда начинают развиваться органы, необходимые для ощущения, что позволяет плоду начать наслаждаться животной жизнью. Впоследствии «разумная» душа появляется, в не указанное Аристотелем время, из неопределенного внешнего места, которое завершает человеческую форму.Аристотель видел «душу в человеке как форму тела, жизненный принцип, который позволяет материи стать человеком в действительности». 1

Взгляд Аристотеля оставался неизменным около двух тысяч лет. 1 Там, где и были различия, как у Фомы Аквинского, они были относительно незначительными. Фундаментальная теория была аристотелевской. Детали богословских дебатов о сроках одушевления изложены в книге Нормана Форда «». Когда я начал? Концепция человеческой личности в истории, философии и науке , 1 и в Годовом отчете президента Королевского общества лорда Мэя за 2002 г. 2

После открытия в 1827 году механизма, лежащего в основе эмбриогенеза, философы подвергли сомнению теорию аристотелевской замедленной рациональной жизни. К концу 19 века большинство христианских философов согласились с тем, что одушевление (религиозный контрапункт обретению уважения как личности) происходит во время оплодотворения. Многие современные философы все еще хотят поддерживать традицию непосредственного разумного одушевления с момента зачатия. 1 Его большое преимущество заключается в том, что он одновременно точный и простой. К сожалению, это уже нельзя считать научно правильным.

РЕЛИГИЯ

Библия, Коран и Талмуд на самом деле не говорят, когда начинается жизнь, хотя каждый из них был предметом различных толкований. Внутри каждой религии существует широкий спектр взглядов, варьирующихся от радикальных до консервативных. Появление ЭКО бросило вызов взглядам, которые основывались на определенных интервалах между оплодотворением, имплантацией, ускорением и рождением, поскольку зачатие могло произойти вне матки, а имплантация могла быть отложена на месяцы или годы.Эта неуверенность фактически привела к прочному укреплению среди многих религиозных философов точки зрения, согласно которой оплодотворение является критическим шагом в создании новой человеческой личности.

Давайте начнем с краткого рассмотрения взглядов ряда различных религий, а также научного (нерелигиозного) и современного философского взгляда.

католицизм

Традиционная католическая позиция состоит в том, что жизнь начинается, когда духовная душа вселяется в человеческий субъект, который находится в стадии оплодотворения.С этого момента «каждая человеческая жизнь на каждом этапе в равной степени достойна защиты» 3 и должны быть признаны ее права как личности, в том числе право на жизнь. Что касается эмбрионов, созданных путем оплодотворения in vitro, то они также «должны считаться человеческими существами и субъектами с правами: их достоинство и право на жизнь должны уважаться с первого момента их существования». 1, 4

В католической церкви существуют разные взгляды на то, когда начинается жизнь.«Многие выдающиеся католические моралисты как в прошлые века, так и сегодня, особенно те, кто опирался на аристотелевские категории, придерживались теорий «отсроченного» или «опосредованного» одушевления, то есть того, что душа вселяется в человеческий субъект в моменты, более поздние, чем оплодотворение, из чего следует, что индивидуальная человеческая жизнь и личность не начинаются до более поздней стадии развития человеческого эмбриона». 5 Этот менее традиционный вид отсроченной анимации может позволить распознавать и уважать эмбрион, созданный не путем оплодотворения.Однако трудно представить, как традиционные католики отнесутся к такому эмбриону/младенцу.

Исламизм

Многие мусульманские ученые считают, что одушевление плода не происходит до четвертого месяца беременности (после 120 дней), то есть примерно в то время, когда происходит ускорение. Такая вера основана на отрывках из Корана, а также на рассказах пророка Мухаммеда. Пророк говорит: «Каждый из вас обладает своим образованием в чреве матери, сначала в виде капли материи на сорок дней, затем в виде сгустка крови на сорок дней, затем в виде сгустка на сорок дней, а затем ангел послан к вдохнуть в него жизнь. 6

Однако другие мусульмане интерпретируют Коран иначе и считают, что «стадия висящего эмбриона» начинается примерно через шесть дней после оплодотворения, когда эмбрион прикрепляется к внутренней оболочке матки. Из этого крошечного висящего эмбриона создается человек, и такие люди имеют право на защиту. 7

Буддизм

Будда при условии, что для начала человеческой жизни необходимы три условия: (1) должен иметь место половой акт; (2) это должно произойти в «должное время», то есть в соответствующее время менструального цикла, и (3) дух существа, ищущего перерождения, должен быть рядом.При наличии всех трех условий может произойти нисхождение промежуточного существа и будет создана личность. Такие события обычно происходят самое позднее во время сингамии. 8 Основываясь на этой традиционной точке зрения, буддисты «не возражают против техники ЭКО как таковой, поскольку она просто помогает природе в достижении ее нормальных целей». 8 После небольшого отклонения природа вновь возвращается на круги своя, и цепь нормального развития возобновляется. Однако они не одобряют методы, используемые в ЭКО. 8 Исходя из этих взглядов, трудно предположить, как буддисты отнеслись бы к эмбриону, созданному не путем оплодотворения.

Иудаизм

«Еврейский закон не считает оплодотворенную яйцеклетку человеком до того, как она будет имплантирована в матку» 9 и процессы, невидимые человеческому глазу, не запрещены еврейским законом. Пока эмбрион не имплантирован, оплодотворенная яйцеклетка не имеет этического статуса человека. 9 Многие еврейские лидеры проводят принципиальное различие между эмбрионом на ранних и поздних сроках беременности.Таким образом, эмбрион, созданный не путем оплодотворения, вероятно, будет признан еврейским законом. Как и в аристотелевской философии, 40 дней постулируются как значительное время в развитии эмбриона. 10 Интересно отметить, что это время закрытия нервной трубки, время, которое интерпретируется как начало способности чувствовать у эмбриона.

Научный взгляд

Большинство ученых не верят, что новую человеческую жизнь можно определить как начинающуюся в любой конкретный момент, а считают, что она развивается постепенно в ходе эмбрионального развития.Это особенно верно, если принять во внимание дарвинистский взгляд на эволюцию, потому что человеческое развитие in utero заключает в себе процессы развития многих других видов.

Многие ученые рассматривают появление примитивной полоски у зародыша на 14-й день как важную стадию развития. «До четырнадцати дней зародыш, или преэмбрион, как его называли в науке, представлял собой рыхлое скопление сначала двух, затем четырех, затем шестнадцати клеток, недифференцированных. Недифференцированная клетка может развиться в любой из типов клеток, из которых состоит тело человека, а некоторые из них вообще не станут частью эмбриона, а сформируют плаценту.” 11 Через 14 дней появляется примитивная полоса, двойникование больше невозможно, и клетки развиваются в определенные линии.

С этого момента юридически невозможно проводить исследования на человеческих эмбрионах ни в Великобритании, ни в Австралии. 12 Поскольку появление примитивной полосы соответствует началу нервной (мозговой) функции, многие ученые не будут проводить эксперименты на эмбрионах старше 14 дней. Хотя ученые рассматривают развитие как континуум, многие утверждают, что есть приращение уважения к человеческому эмбриону в 14 дней и постепенно после этого времени.

Философский взгляд

Одна из школ современной философии не придает эмбриону морального статуса или уважения как личности до тех пор, пока эмбрион, плод или ребенок не достигнет стадии своего развития, на которой он обретает некоторые узнаваемые интеллектуальные способности, способности или функции мозга. «Вопрос должен заключаться в том, что должно привести нас к тому, чтобы принять эмбрион, плод, новорожденного, ребенка или что-либо вообще как обладающее тем набором качеств, которые делают их личностями. 13 Ответ, данный Харрисом, таков: «…человеком будет любое существо, способное ценить собственное существование». 13 Майкл Тули считает, что «Организм обладает серьезным правом на жизнь только в том случае, если он обладает концепцией себя как продолжающегося субъекта переживаний и других психических состояний и верит, что он сам является такой продолжающейся сущностью». 14 Савулеску не думает, что мы начинаем существовать как люди или «морально значимые сущности» до тех пор, пока наш мозг не начнет функционировать (начинается сознание), то есть как минимум на 20-й неделе внутриутробного развития. 15

Комментарий

С момента открытия научных истоков человеческой жизни, что эмбрионы создаются путем оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом, католическая церковь проявила большой интерес и много писала о том, когда начинается человеческая жизнь или, по крайней мере, когда она заслуживает уважения, особенно в контексте ЭКО эмбрионов. Возможно, иронично, что из всех церквей только католики пытались к концу 19 века приспособить новую науку эмбриологию к своему учению, и из-за этого теперь они выражают консервативные взгляды.Другие религии, которые не провозгласили свои религиозные взгляды догмой, предоставили себе больше гибкости в отношении клонирования млекопитающих, и члены таких религий с большей готовностью примут эмбрион, созданный не путем оплодотворения.

Некоторые из наиболее либеральных католических теологов, такие как доктор Норман Форд, приняли более современный взгляд на то, когда начинается жизнь, основанный на науке, философии, истории и теологии. Доктор Форд, уделяя больше внимания научному развитию эмбриона, считает, что человеческая особь не формируется до появления примитивной полосы, примерно через 14 дней; хотя он выступает за то, чтобы человеческая жизнь уважалась с момента зачатия из-за ее потенциала – независимо от того, сформировался ли уже человеческий индивидуум или личность. 16 Однако это трудно поместить в контекст доктрины, отождествляющей время оплодотворения со временем обретения личности.

Изложенная выше точка зрения некоторых философов также создает проблемы, поскольку игнорирует проблему потенциала. Проблемы, возникающие при чрезмерном использовании потенциала, становятся очевидными из изучения позиции католиков. С другой стороны, игнорирование потенциала подразумевает, что только полностью разумное человеческое существо заслуживает прав и уважения, а это не согласуется с юридическими или этическими концепциями большинства обществ, даже тех, которые не придерживаются религиозных взглядов.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДОЛИ?

Клонированная овца Долли была создана путем слияния ядра клетки молочной железы взрослой овцы с энуклеированной яйцеклеткой другой овцы. Долли родилась 5 июля 1996 года. Теоретически тот же процесс может создать человеческий эмбрион. По состоянию на 2003 год нет данных об успешном создании человека с помощью этого метода, но большинство ученых согласны с тем, что это в принципе возможно.

При клонировании эмбриона млекопитающего из соматической клетки (любой клетки организма, кроме репродуктивной клетки) («Клонирование Долли») не используются геномы (генетический материал) ни спермы, ни яйцеклетки.В настоящее время энуклеированная яйцеклетка часто используется в качестве питательной среды для ядра соматической клетки, которая обеспечивает генетический материал для нового эмбриона, но яйцеклетка является вспомогательным инкубатором и не обеспечивает значимого генетического вклада для нового индивидуума. Уже можно использовать яйцеклетку лягушки для взращивания и активации ядра взрослой клетки человека и включения генов, характерных для эмбриональных стволовых клеток человека. 17 Вероятно, пройдет всего несколько лет, если что, прежде чем ученые создадут человеческий эмбрион из ядра соматической клетки вообще без каких-либо компонентов яйцеклетки или спермы.Недавно было показано, что слияние взрослой клетки с эмбриональной стволовой клеткой также дает потенциальный эмбрион с геномом взрослой особи. В связи с этим возникает вопрос: для «клона Долли» из-за отсутствия оплодотворения, когда «начинается жизнь»? Когда эмбрион/плод/ребенок обретают уважение?

Так что же изменилось?

  • Для создания эмбриона больше не требуется оплодотворение;

  • Для создания эмбриона больше не требуется сперма;

  • Для создания эмбриона может не потребоваться яйцо;

  • Может быть создан один или несколько эмбрионов с такой же ДНК, что и у другого живого человека;

  • Как и при ЭКО:

    1. возможно создание эмбриона в чашке Петри; и

    2. эмбрион в чашке Петри может быть:

    3. имплантирован в матку;

    4. замороженный;

    5. используется для научных экспериментов;

    6. выброшено; или

    7. , используемое любым другим способом, приемлемым или нет с точки зрения закона и/или морали, например, для терапии или клонирования человека (что является незаконным в Великобритании и Австралии).

В настоящее время ученые могут позволить эмбриону развиваться в чашке Петри примерно 14 дней. Если эмбрион не будет успешно имплантирован в матку, он не будет развиваться и умрет. Однако давайте рассмотрим последствия, если в будущем эмбрион, созданный не путем оплодотворения, сможет развиваться и расти вне матки после этой стадии. Можно даже рассмотреть искусственную среду матки, способную поддерживать эмбрион до стадии «жизнеспособности» (пока он не сможет выжить самостоятельно).Для такой человеческой жизни встанет много важных этических вопросов, в том числе и вопрос уважения. Хотя многие вопросы, которые мы обсуждаем, применимы в этом контексте, мы не затрагиваем конкретно вопрос уважения к такой жизни. Мы обсуждаем события, которые происходят с нами в настоящее время или могут возникнуть в ближайшем будущем.

Эмбрионы могут использоваться не только для воспроизводства, но и для других целей. После принятия законодательства Австралийского Содружества в 2002 г. юридически разрешено использовать эмбрионы (созданные до 5 апреля 2002 г.), которые являются излишними для нужд ЭКО, для одобренных исследований. 18

Прежде чем обратиться к вопросу о том, когда эмбрион, созданный не путем оплодотворения, приобретает уважение, мы рассмотрим, подпадает ли такой эмбрион под определение «эмбрион».

Что такое «эмбрион»?

Эмбрион традиционно считается нерожденным животным или человеком на ранних стадиях развития, созданным в результате оплодотворения. Теперь можно создать эмбрион не путем оплодотворения.Подпадает ли такой эмбрион под определение «эмбрион», потому что он был создан по-другому? Традиционные католики с трудом рассматривают такие «эмбрионы» как человеческие эмбрионы, поскольку они не образуются в результате оплодотворения, которое с 1870 года является определением времени оплодотворения. Действительно, до клонирования Долли большинство людей предполагали, что каждый человеческий эмбрион (включая эмбрионы ЭКО) будет создан путем оплодотворения, поскольку до этого времени человек не мог быть создан каким-либо другим способом.

«Эмбрион» определяется в словаре как «животное на ранних стадиях роста до вылупления; развивающийся нерожденный человек в течение первых восьми недель после зачатия… что-то еще неразвитое». 19 Это определение подразумевает, что эмбрион создается в результате оплодотворения со ссылкой на «восемь недель после зачатия». Новый Оксфордский словарь английского языка включает в свое определение эмбриона «нерожденное человеческое потомство, особенно в первые восемь недель после зачатия, после имплантации, но до того, как все органы разовьются. 20 Это определение также предполагает, что эмбрион был зачат, и определяет его как «после имплантации». Если эмбрион определяется только как продукт оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом, то продукт клонирования Долли не является эмбрионом, даже если со временем он может дать начало плоду, ребенку и взрослому человеку. Это явно ерунда.

Более современное определение дано Норманом Фордом, который определяет человеческий эмбрион как «тотипотентный одноклеточный, группу смежных клеток или многоклеточный организм, который имеет врожденный фактический потенциал для продолжения видоспецифического, т. е. типичного, человеческого развития при заданных условиях». подходящая среда». 16 Эмбрион, созданный не в результате оплодотворения, может развиться в человека при наличии надлежащих условий и будет иметь все характеристики эмбриона, созданного в результате оплодотворения. Такой эмбрион подпадает под определение Нормана Форда, которое мы принимаем в этой статье.

Европейский комитет, изучающий законность клонирования человека, высказал мнение, что «если бы человеческий клон был рожден незаконным образом [так в оригинале], он или она были бы полностью человеком, и ни один из представленных аргументов… нельзя было бы использовать для оспаривания его или ее достоинство”. 21 Мы предполагаем, что если эмбрион будет создан не путем оплодотворения и имплантирован в матку с возможностью развития в плод и ребенка, он будет эмбрионом, с той лишь разницей, что он будет создан.

A. КОГДА ЭМБРИОН, СОЗДАННЫЙ НЕ ПУТЕМ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ, НАЧИНАЕТ ПРИОБРЕТАТЬ УВАЖЕНИЕ/ЛИЧНОСТЬ?

Уважение

«Уважение» имеет как объективную, так и субъективную составляющую, уместность или важность которой может различаться в зависимости от того, как и в каком контексте она используется.В медицине живые люди пользуются значительным уважением, которого нет у умерших людей, но даже это умерено с точки зрения оценочных суждений о качестве жизни. В биологии большее уважение уделяется особям, которые размножаются с большей скоростью и вносят непропорционально большой вклад в выживание и приспособленность вида. В законе уважение рассматривается как объективное, в зависимости от обстоятельств в каждом конкретном случае и того, что является разумным и приемлемым; не так много значения придается различиям между людьми.Современные философы считают, что люди заслуживают уважения только тогда, когда они имеют моральное значение. Для члена семьи уважение может быть субъективным и оказываться независимо от личных ценностей, только на основе отношений. Признавая эти двусмысленности, мы объединяем все эти взгляды в одно слово «уважение» в этом анализе.

Эмбрионам может оказываться уважение по каждому или всем критериям, в зависимости от их философских или религиозных взглядов и их отношения к эмбриону, включая:

1.статус развития эмбриона;

2. потенциал эмбриона;

3. Значение эмбриона для других людей или для себя.

Когда эмбрион Долли приобретает уважение?

На протяжении столетий возник ряд различных точек зрения на то, когда эмбрион заслуживает уважения как человеческое существо. С 1870 года традиционные католики придерживаются мнения, что при оплодотворении он приобретает полное уважение. Однако для эмбрионов, созданных путем переноса ядер в лаборатории, оплодотворение не происходит и не имеет значения.Эмбрион Долли генетически ничем не отличается в лабораторных условиях от соматической клетки, из которой он получен. Он приобретает этическую ценность только тогда, когда одновременно реализуются и намерение, и способность развития в личность.

Важнейшей стадией развития эмбриона, созданного вне матки, например эмбриона Долли, является имплантация, так как без успешной имплантации эмбрион не может развиться в человека. Его потенциал развития является теоретическим, пока он не будет имплантирован; при имплантации оно становится реальным.При успешном акте имплантации эмбрион начнет приобретать уважение, потому что после имплантации происходит развитие (по крайней мере, в принципе), которое, если оно не прерывается, приводит к рождению человека. Эмбрион также находится на стадии, когда появляется примитивная полоска, клетки начинают дифференцироваться, больше нет возможности двойниться, и после этого эмбрион превращается в узнаваемый плод. Как говорит Форд, это можно рассматривать как биологический коррелят окончательной стадии индивидуальности. 1

До имплантации эмбриона Долли неясно, какое будущее будет у клеток в культуре, которые могут стать эмбрионом. После имплантации нет никаких причин, по которым к любому эмбриону, независимо от его происхождения, следует относиться иначе, чем к эмбриону на той же стадии, созданному в результате оплодотворения. Может случиться так, что эмбрион Долли подвергается высокому риску самопроизвольного аборта или врожденного дефекта, но в принципе любой эмбрион сталкивается с этими рисками на том или ином уровне.

Заслуживает ли уважения эмбрион в культуре, если его будущее неизвестно?

Это сложный вопрос. С одной стороны, эмбрионы, созданные методом ЭКО из яйцеклетки сперматозоидом и позволившие развиться до восьмиклеточной стадии перед имплантацией, с намерением создать беременность, всегда вызывали уважение у врачей и ученых. Это уважение распространяется на эмбрионы ЭКО, которые используются для экспериментов. Этот последний случай сравним с уважением, которое студенты-медики проявляют к человеческим трупам на уроках анатомии. 22 Большинство людей не отнеслось бы с таким уважением к сперме или яйцеклетке до оплодотворения. Соматические клетки в культуре теперь сравнимы с эмбрионами ЭКО в том смысле, что они также могут давать эмбрионы, если их обрабатывать определенным образом, а затем имплантировать в матку. Однако соматические клетки постоянно делятся, порождают новые клетки и умирают, и было бы и ненаучно, и нелогично относиться к таким клеткам с уважением.

Мы пришли к выводу, что эмбрионы ЭКО заслуживают некоторого уважения, хотя бы скромного, «потому что они живы и потому что другие считают их морально ценными», 22 например, донорами гамет.Тем не менее, клетки в культуре человека не заслуживают такого уважения, даже если они готовятся к использованию с целью имплантации для создания человека (что является незаконным в Австралии и во многих других странах).

Логично рассматривать имплантацию как начало жизни эмбрионов, созданных не путем оплодотворения. Действительно, «некоторые биологи предполагают, что мы должны рассматривать саму имплантацию как зачатие». 1 Для эмбрионов, созданных не путем оплодотворения, такое предложение имеет смысл.

B. ПРИОБРЕТЕНИЕ УВАЖЕНИЯ ПОСЛЕ ИМПЛАНТАЦИИ

Как обсуждалось выше, после имплантации между развитием в матке эмбриона, созданного в результате оплодотворения, и эмбриона Долли мало различий. Единственным отличием может быть более высокий риск аборта или инвалидности при рождении для эмбриона Долли. Для эмбрионов, созданных путем оплодотворения, имплантация также является очень важным этапом в их развитии, так как без успешной имплантации они не будут развиваться дальше.За имплантацией следует множество важных стадий, в том числе развитие примитивной полоски (сразу после имплантации примерно на 14-й день), движение плода в матке (ускорение, примерно на 15-20 неделе), жизнь мозга и способность к восприятию, жизнеспособность, рождение и самосознание (после рождения). 23

Различные религиозные и профессиональные группы имеют свои взгляды на то, какой этап является наиболее важным. Жизнеспособность является критерием, предпочитаемым многими неонатологами и гинекологами, особенно в качестве критерия времени, когда аборт больше не приемлем, 23 , но даже это мнение не является универсальным.

Мы считаем, что уже невозможно определить единственный момент (например, оплодотворение), когда эмбрион приобретает уважение как будущая личность. В свете новых технологий процесс развития личности можно считать началом имплантации. Это ясно указывает на то, что клетки в культуре, которые не используются для имплантации и не подвергались манипуляциям для формирования эмбриона, не заслуживают уважения. Это важно, поскольку ясно, что каждая клетка любого взрослого человека может (в принципе) дать начало эмбриону, если ее обработать определенным образом и имплантировать.Дополнительным преимуществом этого метода является четкое различие между клетками в культуре в лабораториях (у которых есть теоретический потенциал стать людьми, но нет возможности для этого) и клетками, имплантированными в матку, которые приобрели потенциал для развития в младенца без дальнейшего вмешательства. .

После имплантации, когда начинается процесс приобретения уважения, эмбрион приобретает большее уважение по мере развития беременности, причем важным этапом является ускорение. Уважение продолжает расти до жизнеспособности.С момента жизнеспособности (в настоящее время примерно 26 недель в большинстве стран первого мира) эмбрион должен пользоваться полным уважением как человеческое существо.

Ускорение

«Ускорение» — это время, когда беременная женщина может почувствовать движение плода в ее утробе. Обычно это происходит на 15-20 неделе при первой беременности и раньше при последующих беременностях.

Не все беременности после имплантации заканчиваются успешно; каждый третий прерывается спонтанно.Возможно, по этой причине кажется, что уважение матери к эмбриону/плоду со временем постепенно возрастает, поскольку она все больше осознает развивающийся плод и становится более уверенной в том, что он вырастет и станет ребенком. Ускорение происходит вскоре после окончания первого триместра, в это время риск самопроизвольного аборта значительно снижается. Возрастание уважения к матери можно приравнять к возрастанию ценности, которую она придает жизни плода. «Что касается вопроса о моральном значении, то совершенно очевидно, что вопрос о том, когда эмбрионы имеют моральное значение, должен решаться путем суждения и решения в соответствии с определенной моральной точкой зрения.Это не вопрос факта, а вопрос ценности. Насколько мы должны ценить человеческую жизнь на ее ранних стадиях?» 24 Значение, которое мать придает растущему плоду, возрастает по мере развития беременности и развития плода.

Современное ультразвуковое оборудование и достижения современной науки также позволяют врачам и, следовательно, родителям узнать гораздо больше о развивающемся плоде. «В настоящее время можно с уверенностью обнаружить многие летальные аномалии плода примерно к 16 неделе беременности». 1 Пренатальный скрининг снижает беспокойство женщины по поводу риска рождения аномального плода. Если скрининг дает нормальный результат, это дает уверенность в вероятном здоровом исходе беременности.

Значение оживления подразумевается во взглядах мусульманской и иудейской религий. Исторически сложилось так, что в Англии «до введения в действие Закона лорда Элленборо (1803 г.) согласно английскому общему праву не считалось преступлением проведение аборта до оживления, которое описывалось как «… время, когда младенец может шевельнуться в чрево матери», и обычно это происходило примерно на четырнадцатой неделе беременности». 25

Многие врачи неохотно делают аборт после первого триместра, что свидетельствует об усилении уважения к развивающемуся плоду. В Англии, Шотландии и Уэльсе аборт разрешен законом, когда два врача решают, «что срок беременности не превышает 24-й недели и что продолжение беременности сопряжено с риском…» 26 Несмотря на эту свободу, почти 90% абортов выполняются до 13 недель и менее 2% — после 19 недель. 27 «Все большее число врачей, которых устраивает ранний аборт, отказываются предоставлять или даже направлять на более поздние процедуры. Многие больницы NHS установили произвольные временные ограничения в 12 или 14 недель…» 28 , по истечении которых они не могут или не хотят прерывать беременность.

Хотя ускорение является важной стадией развития плода со значительным увеличением уважения к плоду как со стороны матери/родителей, так и со стороны врачей, оно варьируется по времени у разных людей.Тот факт, что не происходит легко определяемого научного события, затрудняет придание ему высокой степени важности в качестве ориентира для приобретения уважения.

Жизнеспособность

Жизнеспособность — это «стадия развития плода, на которой плод может выжить независимо от беременной женщины при условии надлежащей интенсивной терапии». 23 В настоящее время в хорошо оборудованных центрах срок составляет 22 недели, в зависимости от массы тела при рождении и стадии развития плода.Следует отметить, что хотя плод может выжить после интенсивной терапии с этого возраста, исходы не всегда хорошие, и многие неонатальные отделения неохотно приступают к реанимации до 26 или 27 недель беременности. Хотя плод может выжить вне матки, больше не завися от матери, его выживание полностью зависит от технологии. Это также время, когда начинается сознание (с точки зрения реакции на раздражители окружающей среды). 15

«Жизнеспособность является критерием, которому отдают предпочтение многие специалисты в области неонатологии, а также некоторые гинекологи, которые принимают аборты, но также считают, что на каком-то этапе своего развития плод приобретает право на жизнь, после чего его нельзя прерывать. 23 Джон Вятт, неонатолог, считает, что британский закон, разрешающий поздние аборты, «неприемлем с моральной и практической точки зрения». 29 Он также отмечает, что некоторые родители приходят в ужас, когда рассматривается возможность аборта на поздних сроках.

По мере того, как беременность проходит самую раннюю стадию жизнеспособности, нерожденный плод пользуется все большим уважением. По мере того, как он переходит от зависимого к независимому и приобретает способность выживать вне матки, его следует рассматривать с юридической и этической точек зрения как юридическое лицо, имеющее полный набор прав любого другого человека. 23 Если он жизнеспособный, можно утверждать, что он должен пользоваться таким же уважением, как и новорожденный. Некоторые новорожденные доношенные дети полностью зависят от технологий, требующих тщательного обслуживания и особого ухода, чтобы выжить. Мы не считаем, что плод, созданный с помощью технологии клонирования, следует рассматривать иначе, чем плод, зачатый в результате союза яйцеклетки и спермы.

В Австралии закон признает права ребенка только при рождении. Ребенок в утробе матери признается личностью только тогда, когда он «полностью отделился от тела своей матери и имеет отдельное и независимое существование… и живет благодаря функционированию своих собственных органов». 30 Сюда относится ребенок, зависящий от технологий. Эмбриону или плоду трудно иметь какие-либо права, пока он находится в утробе матери. Если он рождается с инвалидностью или уродством, вызванным несчастным случаем в утробе матери, у него может быть причина иска в небрежности к правонарушителю после его рождения. 31 Тем не менее, вопрос о том, должен ли ребенок предъявлять иск о пренатальной травме против родителя, является спорным. В противном случае у ребенка могут возникнуть претензии к матери за неосмотрительность во время беременности, например, за курение, употребление алкоголя или наркотиков.Еще хуже были бы претензии за «неправомерную жизнь» к родителям, да и к врачу, или к производителю бракованной партии противозачаточных средств. 32

В некоторых штатах Австралии преступление уничтожения ребенка запрещает преднамеренное лишение жизни ребенка, способного родиться живым. «Способность родиться живым» не определена, хотя существует «презумпция, что ребенок способен родиться живым на 28-й неделе беременности или может быть раньше». 33 На сегодняшний день в соответствии с этим законодательством было возбуждено очень мало дел, если таковые вообще имелись. Бремя доказывания того, что ребенок может родиться живым, и «намерение» «незаконно» разрушить жизнь ребенка будет трудным.

Вопреки закону, с этической точки зрения, многие врачи считают, что они в той или иной форме обязаны заботиться о (нерожденном) плоде. 29 Если плод жизнеспособен и способен выжить вне матки и иметь «отдельное и независимое существование» от своей матери, он заслуживает такого же уважения, как и родившийся ребенок, независимо от того, как он был создан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Австралии и большинстве других западных стран создание эмбриона путем манипулирования соматической клеткой («Клонирование Долли»), путем слияния взрослой клетки с эмбриональной стволовой клеткой или с помощью любого другого процесса, кроме оплодотворения, является незаконным, и позволяя этому эмбриону развиваться. 34 Однако успешное клонирование Долли и других млекопитающих показало, что клонирование людей возможно. Независимо от закона, такое клонирование человека является лишь вопросом времени.Такой человек, хотя и клонированный, имеет такой же этический статус, как и любой другой человек, и ему должны принадлежать все права и достоинство любого человека в нашем обществе — с точки зрения закона и этики.

Уважение к клонированному эмбриону начнется только тогда, когда эмбрион будет успешно имплантирован в матку. До этого к соматическим клеткам в культуре не относились бы с должным уважением (даже несмотря на то, что у них есть теоретический потенциал стать клоном). Именно успешный акт имплантации дает группе клеток возможность эволюционировать в живого человека без дальнейшего научного вмешательства.Уважение будет постепенно возрастать на протяжении всей беременности по мере того, как эмбрион растет и развивается при правильном питании и окружающей среде, а также по мере увеличения его шансов родиться живым и здоровым.

Хотя ускорение является важным моментом как для родителей, так и для врачей, так как оба становятся более уверенными и уверенными в здоровье будущего ребенка, оно по существу субъективно. Жизнеспособность — это время, когда эмбрион приобретает такое же уважение, как и новорожденный, а его законные права реализуются при рождении.Как только ребенок рождается в любое время после достижения жизнеспособности, он способен выжить сам по себе — отдельно и независимо от своей матери — и по закону признается личностью.

ССЫЛКИ

  1. Форд НМ . Когда я начал? Концепция человеческого индивидуума в истории, философии и науке. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1988.

    .
  2. Королевское общество, юбилейный адрес 2002 г. (выпущен в декабре 2002 г.) .

  3. Тонти-Филиппини N . Католическая церковь и репродуктивные технологии. В Kuhse H, Singer P, ред. Биоэтика: антология. Антологии философии Блэквелла, 1993.

  4. Конгрегация вероучения . Наставление об уважении к человеческой жизни в ее происхождении и о достоинстве продолжения рода — ответы на некоторые вопросы дня. Ватикан: Vatican Polyglot Press, 1987:18.

  5. Урен WJ . Как правильно обращаться с человеческим эмбрионом? Исследование эмбрионов и стволовых клеток. ПАЦИФИКА, 2003; 16 № 2, : 2.

  6. Сахих аль-Бухари .(д 870), Сахих аль-Муслим (875). Книга Судьбы [кадар]. В свидетельстве Абдулазиза Сачедина, доктора философии об исламских взглядах на исследования эмбриональных стволовых клеток человека. Этические проблемы исследования стволовых клеток человека, религиозные взгляды.Роквилл, Мэриленд: NBAC, 2000; III:G1–G6.

  7. Кеун Д . Буддизм и биоэтика. Хэмпшир, Великобритания: Palgrave Macmillan, 2001.

    .
  8. Якобовиц И . Еврейская медицинская этика: сравнительное и историческое исследование еврейского религиозного отношения к медицине и ее практике. Нью-Йорк: Bloch Publishing Company Inc., 274, 1962.

  9. Уорнок М . Создание детей. Есть ли право иметь детей? Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 35, 2002.

  10. Закон об оплодотворении человека и эмбриологии 1990 г., Великобритания, и Закон об исследованиях с участием человеческих эмбрионов 2002 г., Содружество Австралии .

  11. Харрис Дж. . Ценность жизни: введение в медицинскую этику.Лондон: Рутледж, 1985.

    .
  12. Тули М . Аборт и детоубийство. В Singer P, изд. Философия и связи с общественностью 2. Перепечатано в книге «Прикладная этика: Оксфордские чтения по философии», 1972; 1:82.

  13. Савулеску Й . Аборт, разрушение эмбриона и аргумент о будущем ценности. J Med Ethics 2002; 28: 133–5.

  14. Форд N .Пренатальный человек: этика от зачатия до рождения. Оксфорд: Издательство Блэквелл, 2002.

    .
  15. Byrne JA , Simonsson S, Western PS, и др. Ядра соматических клеток взрослых млекопитающих непосредственно репрограммируются на экспрессию гена стволовых клеток oct-4 ооцитами амфибий. Curr Biol2003;13:1206–13.

  16. Закон об исследованиях с участием человеческих эмбрионов 2002 г., раздел 21(3)(b) .

  17. Новый английский словарь Penguin .

  18. Новый Оксфордский словарь английского языка Oxford: Clarendon Press 1998.

  19. Hansen B , Schotsmans P. Исследование стволовых клеток: морально-теологическая и этическая интерпретация. 8. В сб.: Лекции по медицине. Бельгийские медицинские факультеты, Брюссель, 2003 г.

  20. Мейер М.Дж. , Нельсон Л.Дж.Уважение к тому, что мы разрушаем: размышления об исследованиях человеческого эмбриона. Hastings Cent Rep2001; 31:16–23.

  21. Гиллон Р . Существует ли «новая этика абортов»? J Med Ethics 2001; 27 (Приложение II): ii5–9.

  22. Уорнок М . Имеют ли человеческие клетки права? Биоэтика, 1987; 1:1–14.

  23. Хьюсон Б .Репродуктивная автономия и этика аборта. J Med Ethics 2001; 27 (Приложение II): ii10–14.

  24. Гринвуд Дж . Новая этика абортов. J Med Ethics 2001; 27 (Приложение II): ii2–4.

  25. Фуреди А . Вопросы для поставщиков услуг: ответ на поднятые вопросы. J Med Ethics 2001; 27 (Приложение II): ii28–32.

  26. Вятт Дж. .Медицинский патернализм и плод. J Med Ethics27 (Приложение II): ii5–20.

  27. Хатти Рв . [1953] ВЛР 338; [1953] ALR 689, Барри Дж.; статутные определения того же характера были даны в Уголовных кодексах Квинсленда, Тасмании и Западной Австралии, а также в статье 20 Закона о преступлениях (NSW).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.