Экзистенциальный конфликт – § 23.3. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов

Содержание

Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные — T&P

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — что такое воскресный невроз, как важно чувствовать свою индивидуальность и почему нет судьбы кроме той, что мы творим сами.

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Как говорить

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно — «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен».

theoryandpractice.ru

Экзистенциальный конфликт. : langobard — LiveJournal

Лангобард (langobard) wrote,
Лангобард
langobard
Categories: (цит.) “Текущие противоречия России и Соединенных Штатов имеют мало общего с неотъемлемым структурным конфликтом на почве идеологической борьбы или борьбы за власть. Хотя ставки достаточно велики, масштаб и ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ характер конфликта не идет ни в какое сравнение с эпохой холодной войны…”.
Американец, кстати, пишет.
Что в международной политике можно назвать экзистенциальным конфликтом? Предположу, что конфликт, в котором стороны угрожают не столько существованию друг друга, сколько… СМЫСЛУ существования каждой из них. Угрозы для смысла субъекта, а не для субъекта.
Не уверен, что схватка России и Запада “экзистенциальна”. Разве что в одном единственном смысле. Российское политическое богословие это богословие суверенитета, самоценности суверенитета, самостоятельности в принятии политических решений. Пусть решения будут ошибочны и даже преступны, но они будут самостоятельны. Это большой и важный смысл для России. И Запад со своими глобализациями и “приоритетом ценностей по отношению к интересам и суверенитетам” этому смыслу, в общем-то, угрожает. Никакой ответной угрозы Россия не создает. Гомофобия или православие на полноценные угрозы важнейшим смыслам Запада все-таки не тянут.
PS: Есть единственный пункт, в котором я видимо совпадаю с самыми оголтелыми пэтриотами и государственниками. Поражение в этой холодной войне это утрата суверенитета (по сути национальной идеи и политической религии). Ошибок 1990-х победители уже не повторят. Второй раз на грабли не наступят. Суверенитета в привычном тут смысле слова не оставят.
  • Из записной книжки.

    Праздник – “День вечера”. – Жену у него звали Стеллой. Но все путались и называли ее Сиреной. – Громко орала, что ли? – В том и дело, что нет.…

  • Из записной книжки.

    Вроде зима, а погода, как в голове у девочки Греты. – Вы и вязать умеете? – Да. Однажды связал минотавра. Декабрь разлился Брейгелем за окнами.…

  • Тайна, унесенная в отставку.

    Нет больше у Иркутской области губернатора Сергея Левченко. Вопрос, конечно, дискуссионный, но, на мой взгляд, покинул свой пост он самым…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

langobard.livejournal.com

Экзистенциальный кризис: как справиться с проблемой

Неврозы, внутренние конфликты, проблемы семейных взаимоотношений, надуманная угроза жизни могут вызвать экзистенциальный кризис. Этот психологический термин пришел из американской практики, когда человек в поиске истины сталкивается с сильнейшим внутренним страхом, резкой боязнью внешних факторов. Экзистенциальный ужас отдельно изучается наукой, причем специалисты со всего мира заметно преуспели в заданном направлении.

Статьи по теме

Что такое экзистенциальный кризис

По сути, это особенность внутреннего мира, которую не стоит считать болезнью или обширной патологией организма. Индивид не просто познает себя, он пытается найти в социуме собственное место, определить функции и значимость человеческого бытия. В сознании происходит радикальное переосмысленные моральных, материальных ценностей, предшествует таким грандиозным переменам сильный провоцирующий фактор. Это может быть один из возрастных кризисов либо следствие разочарования в людях, жизни, повседневности. Возникает ощущение опустошенности, с ним предстоит бороться.

Причины возникновения

Экзистенциальные проблемы могут возникнуть в любом возрасте, просто для каждого периода появляются новые темы для переосмысления, самопознания, саморазвития. В таком состоянии пациенту требуется оказать психологическую помощь, но для начала определить причину внутреннего конфликта, сомнений. Неожиданную переоценку ценностей могут спровоцировать такие причины социального и психологического характера:

  • нервные потрясения;
  • индивидуальные переживания;
  • социальная изоляция;
  • потеря, смерть близкого человека;
  • осознание отсутствия личностного развития;
  • нагнетание личностных кризисов;
  • усугубление фобий.

Последствия

Экзистенциальная тревога воспринимается учеными двойственно. С одной стороны, ее последствия могут оказаться самыми неблагоприятными для становления личности, например, человек впадает в глубокую депрессию и ощущает полное одиночество, собственную никчемность. Им движет внутренний страх, эмоции, которые только подводят к «краю пропасти». Другие негативные последствия могут быть следующими:

  • развитие неврозов;
  • психические отклонения;
  • мысли о суициде, самоубийство;
  • осознание внутреннего дисбаланса;
  • глубокая депрессия;
  • склонность к одиночеству, отшельничество;
  • крайние состояния отчаяния.
У девушки депрессияУ девушки депрессия

В современной экзистенциальной психотерапии имеются и положительные последствия такого кризиса, которые помогают некогда отчаявшемуся человеку раскрыть глаза на происходящее и начать новую жизнь. Взгляды на быт и окружение радикально меняются, а внешнее безразличие приводит к стойкому внутреннему противостоянию. Возникает ощущение целостности и самодостаточности, и индивид выходит на новый уровень системы ценностей – материальных и моральных. Вот какие последствия кризиса экзистенциального ценны для человека:

  • постановка новых целей;
  • верная расстановка жизненных приоритетов;
  • раскрытие новых потенциалов личности, уникальных возможностей собственного сознания;
  • появление плодов духовных ценностей;
  • переживание духовного перерождения;
  • переоценка жизненного подхода;
  • решение социальных проблем.

Проявления экзистенциального кризиса

Чаще такое двойственное состояние возникает у взрослых, однако может быть свойственно и подрастающему поколению в период гормонального всплеска и полового созревания. Юношескому кризису предшествует разочарование или сильное эмоциональное потрясение, которое может радикально изменить привычные взгляды на жизнь подростка. При глубоком психологическом кризисе человек готов на любой отчаянный шаг, а подросток – вдвойне, благодаря юношескому максимализму. Спрогнозировать его действия, поступки сложно, поэтому важно наблюдать за очевидными переменами его поведения.

Чувство одиночества

Взрослые люди в диссонансом состоянии стремятся к полному одиночеству, часто ведут себя задумчиво, плохо спят ночью, со временем страдают от хронической бессонницы. Кроме того, они постоянно «летают в облаках», угрюмые и молчаливые, игнорируют все происходящее вокруг, занимаются поиском решения, которое могут так и не найти. Одиночество – не лучший советник в столь непростой эмоциональной ситуации, поэтому выходу из депрессии способствует общение с людьми – вербальное и невербальное.

Страх

Давняя или недавно приобретенная фобия часто становится предпосылкой к развитию экзистенциального кризиса, вводит человека в состояние эмоциональной нестабильности, шока. Диагностировать собственные ощущения может сам человек, который впал в депрессию, озадачен мыслями о существовании и своем месте в современном обществе. Важно определить, с чем кризис связан, иначе проблема психологического характера только прогрессирует, может вызвать внутренние заболевания. Это может быть страх смерти, будущего, замкнутого пространства и даже собственных мыслей.

Мужчина выглядывает из-за столаМужчина выглядывает из-за стола

Чувство вины

В отдельных жизненных ситуациях человек может испытывать глубокое чувство вины, которое становится причиной кризиса экзистенциального. Это положительный момент, который отчасти способствует становлению личности, способствует переосмыслению жизненных ценностей. Имеется три основных причины возникновения вины, которая стоит у истоков кризиса экзистенциального. Это:

  • нарушение связей с родственниками, близкими людьми;
  • неполная самореализация;
  • полная потеря контакта с Абсолютом.

Экзистенциальный кризис в жизни человека

Философия экзистенциализма подробно изучается учеными и психологами, и достижения в заданном направлении колоссальные. Так, в ходе духовных поисков, прежде чем выйти на новый этап, вас может «поглотить тьма». Это тревожные мысли о собственной никчемности, поиск себя и позитивных настроений на дальнейшую жизнь, желание свести счеты с жизнью. Для каждого возраста имеется своя причина такого рецидива, а симптоматика не отличается своей идентичностью.

Кризис юношеского возраста

Проявлению состояния кризиса способствует экзистенциальный парадокс во взаимоотношениях. Это то состояние для молодой женщины и мужчины, когда, добившись идеальных отношений с партнером, теряется к нему интерес и стремление к романтике. Это как покоренная вершина горы, при преодолении которой наблюдается потеря смысла, переоценка жизненных ценностей. Для подростков это хорошо знакомое состояние, поскольку действиями, эмоциями и поступками движет юношеский максимализм. В юношеском возрасте человек боится:

  • совершать ошибки;
  • принять неверное решение;
  • быть высмеянным;
  • остаться изгоем;
  • не реализовать свои планы;
  • испортить себе жизнь и судьбу;
  • не стать предметом гордости для родных и близких людей.

Кризис среднего возраста

После 40 лет многие люди сталкиваются с экзистенциальным вакуумом – внутренним опустошением. Настойчиво преследуют мысли нереализованных планов и гнетущее чувство отсутствия свободы, права выбора. Не исключена боль утраты уже в сознательном возрасте. Разрешение кризиса в таком периоде еще реально, но человеку сложно преодолеть свои внутренние страхи, выработанные годами стереотипы, изменить ход мышления, почувствовать духовную свободу. В среднем возрасте человек боится:

  • заболеть и умереть, не дождавшись старости;
  • прожить бессмысленно свой век;
  • не найти в этой жизни своего места;
  • потерять родных, близких людей;
  • расстаться с любимым человеком;
  • остаться непонятым сред значимых людей;
  • вызывать жалость, сочувствие собственных детей.
Седой мужчинаСедой мужчина

Кризис старости

Такое состояние сопровождается когнитивным расстройством, ощущением фрустрации, дополняется внутренними заболеваниями организма. Человек ощущает приближение старости и конца, поэтому кризис экзистенциальный проявляется особенно остро. Мысли о скорой смерти становятся навязчивыми, могут доводить до депрессии и истерии. Расстраивают малейшие перемены, собственная некомпетентность в отдельных вопросах. В пенсионном возрасте индивид боится:

  • смерти;
  • неизлечимой болезни;
  • потери близких людей;
  • глубокого одиночества;
  • потери памяти.

Как справиться с экзистенциальным кризисом

Такое временное мировосприятие человека не стоит считать серьезным заболеванием (больше опасны его негативные последствия), тем более, приписывать ему постоянный характер. Кризис экзистенциальный успешно лечится в два этапа – осознание и выбор нового жизненного пути. В первом случае важно разобрать проблему, найти ее основные причины и осознать присутствие. Во втором – по-новому расставить жизненные приоритеты, воспользоваться помощью, участием родственников, компетентных специалистов.

Видео

titleЭкзистенциальный кризис.Как вернуть утраченный смысл жизни?

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Рассказать друзьям: Комментарии для сайта Cackle

sovets.net

Понимание внутренних конфликтов личности в экзистенциально-аналитической психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ной психологии вообще и педагогической психологии в частности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-ис-

следовательского проекта РГНФ «Влияние культурно-исторических представлений на особенности самоопределения молодежи в центральных и провинциальных регионах России», проект № 08-06-00273а.

Примечания

1 См.: Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

2 См.: Спиноза Б. Избраннные произведения: В 5 т. М., 1957. Т. 1.

3 ЯрошевскийМ.Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М., 1985. С. 141.

4 См.: Прохазка Г. Трактат о функциях нервной системы. Л., 1957.

5 См.: Ярошевский М.Г. Указ. соч. С. 169.

6 Там же. С. 194.

7 Там же. С. 214.

8 См.: MeadG. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.

9 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985. С. 213.

10 Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М., 2007.

11 Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003. С. 649.

12 Там же.

13 См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.

14 Ананьев Б.Г. Указ. соч. С. 12.

15 См.: Proshansky H., Ittelson W., Rivlin L. Environmental Psychology: Man and His Physical Settings. N. Y, 1970.

16 StokolsD. Environmental Psychology // Annual Review of Psychology. 1978. Vol. 29. P. 258.

17 См.: BarkerR.G. Ecological Psychology. Stanford, 1968.

18 ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М., 2005. С. 12.

19 Выготский Л.С. Указ. соч. С. 46.

20 См.: ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983.

21 Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. С. 9.

22 См.: Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Под ред. В.В. Рубцова. М.,1996.

23 См.: ЯсвинВ.А. Векторная модель школьной среды // Директор школы. 1998. № 6. С. 13-22.

24 Слободчиков В.И., Громыко Ю.В. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000. № 2. С. 4.

25 Слободчиков В.И., Громыко Ю.В. Указ. соч. С. 4.

26 Слободчиков В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Развитие личности. 2005. № 2. С. 53.

27 Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М., 2004. С. 70.

28 См.: Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения // Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С14-20.

29 Панов В.И. Экологическая психология… С. 71.

30 Слободчиков В.И. О соотношении категорий. С. 56.

31 Панов В.И. Экологическая психология… С. 72.

32 CraikK.J.M.The nature of explanation. Cambridge, 1943. P. 61.

33 ШтейнбахХ.Э., ЕленскийВ.И. Психология жизненного пространства. СПб., 2004. С. 36-37.

34 ШтейнбахХ.Э., Еленский В.И. Указ. соч. С. 36-37.

35 Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учеб. пособие. М., 2000. С.4.

36 Идея системности в современной психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова. М., 2005. С. 3.

37 Указ. соч. С. 4.

38 ВагуринВ.А. Синергетика эволюции современного общества. 2-е изд. М., 2006. С. 6-7.

39 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 100.

40 Ломов Б.Ф. Указ. соч. С. 100.

41 Вагурин В.А. Указ. соч. С. 9.

УДК 316.6

И.А. КРАСИЛЬНИКОВ

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Понимание внутренних конфликтов личности в экзистенциально-аналитической психологии

В статье рассматриваются фундаментальные жизненные проблемы человека: жизнь и смерть, одиночество с позиции внутренних конфликтов личности. Делается вывод, что расширение сферы жизни-бытия при внутренних конфликтах личности осуществляется на основе развития ответственности и стремления обрести чувство внутренней свободы.

© И.А. Красильников, 2009

Ключевые слова: жизненный мир, зависимость от внешнего мира и игнорирование внутреннего, диффузная идентичность, экзистенциальная фрустрация как конфликт фундаментальных жизненных смыслов.

I.A. KRASILNIKOV Understanding of Inside Conflicts Person in Existential-Analytical Psychology

In the article is considered fundamental vital life problems: the life and the death, solitude with position of inside conflicts person. Author make conclusion, that broadening of sphere life-being is realized on basic of developed of responsibility and aspiration find sense of inside freedom.

Key words: vital world, dependence from outer world and ignore inside, diffusion identity, existential frustration as conflict of fundamental of vital senses.

В настоящее время в гуманитарных науках, и в психологии в частности, можно наблюдать тенденцию к смещению теоретической методологии в сторону экзистенциальной парадигмы. Экзистенциальная психология опирается на труды таких философов, как С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.

Экзистенциальных психологов не удовлетворяет понимание личности с точки зрения описательных характеристик – теории личностных черт. Для них важно исследовать существование человека, включенного в мир бытия. Экзистенция представляется как бы-тие-в-мире: человек, личность и его жизненный мир едины и неразделимы. Экзистенциальная психология уделяет значительное внимание феноменологии жизненного мира субъекта, экзистенциальной фрустрации и глубинному самопознанию и самопониманию себя в «Мире».

Рассмотрим взгляды некоторых ведущих экзистенциально-ориентированных психологов на проблему «Жизнь в Мире» с позиций внутренних конфликтов личности. Фрустрация таких важных жизненных экзистенциальных ценностей, как жизнь, любовь, ответственность, осознание идеи о невозможности их полной реализации, субъективной неустранимости препятствий, представляет для личности человека внутренний конфликт. Такой конфликт сопровождается «плавающей», трудно управляемой тревогой.

Так, И. Ялом1 говорит о том, что мы испытываем ужас (тревогу) в связи с перспективой потерять себя и стать ничем. Говоря метафорически, личность оказывается «сломанной»: появляется чувство заброшенности и одиночества. Осознание идеи смерти как неустранимого препятствия для «Жизни», существования в «Мире» людей означает внутренний конфликт ценностей бытия. Он также отмечает, что существуют базисная тревога, основанная на переживании индивидом

объективной угрозы своему существованию (смерть, болезнь, угроза своим ценностям), и невротическая тревога, для которой свойственна реакция подавления на объективную угрозу. Различается три вида одиночества, свойственных человеку:

– межличностное;

– внутриличностное, когда у индивида заблокированы некоторые части личности, и они не осознаются;

– экзистенциальное, когда человек ощущает свою отделенность от мира независимо от наличия у него каких-либо социальных контактов.

Мы считаем, что эти три типа системно связаны между собой и, возможно, являются проявлением экзистенциальной тревоги, основанной на неустранимом социальном страхе.

Исследователь предлагает следующие стратегии разрешения жизненных проблем и связанных с ними внутренних конфликтов:

– развитие ответственности за свой выбор, свой жизненный путь, судьбу;

– принятие конечности своего существования, примирение с неизбежностью смерти;

– реальная «встреча» с экзистенциальной и личностной изоляцией; выработка адекватных способов проживания своей изоляции.

Однако ученый не анализирует, какой из способов является более эффективным, каким образом формируется ответственность.

В теории идентичности Э. Эриксон2 различает внутреннюю и внешнюю идентичность. Внутренняя (Эго-идентичность), в отличие от внешней, представляет чувство тождественности самому себе, переживание постоянства и устойчивости образа «Я». Оно, по мнению ученого, позволяет личности «оставаться самой собой» при различных изменениях жизненных условий. Внутренняя идентичность обеспечивает внутреннюю согласованность, правда, Э. Эриксон не уточняет, между каки-

ми структурами личности возникает рассогласование. Внутренняя стабильность лежит в основе ответственности, преемственности целей и способов действий.

По его мнению, чрезмерная ориентация на мир внешних ценностей может прервать взаимодействие «Я» с внутренним миром. Он говорит в этом случае о внешней идентичности как о ложной. Также им вводится понятие «диффузная идентичность Я», которую можно, на наш взгляд, рассматривать как конфликт между внешней и внутренней (личностной) идентичностью. Диффузная идентичность еще более усиливает зависимые формы поведения. При конфликте между внешней и внутренней идентичностью теряется онтологическая экзистенциальная связь Я-субъекта со своим глубинным «Я», человек забывает о себе, своем «Я». Внутренний конфликт – это, в первую очередь, нарушение личностной идентичности. Очевидно, что хотя личностная идентичность и обладает динамическими свойствами, но ее устойчивость позволяет человеку разрешать противоречия только на определенных этапах жизненного пути. Это положение, на наш взгляд, требует эмпирической проверки.

Скорее всего, необходимо исследовать процессы, которые расширяют сферу сознания и обогащают личность при сохранении ее идентичности. Мы считаем, что «сверхцепкая» внешняя идентичность порождает со временем негибкие, ригидные стратегии поведения, индивид ведет себя неадаптивно.

В теории Э. Эриксона личностная идентичность согласованна с понятиями «самость», «сильное Эго». При слабом «Я» личность более опасается за себя в психологическом плане, появляются неконтролируемая экзистенциальная неуверенность в себе и даже кризис идентичности.

В экзистенциальной психологии считается, что развитие осознания человеком своих возможностей, ответственности за жизнь в целом, развитие реалистичности и лабильности мировоззрения повышают чувство внутренней свободы. Однако некоторые личностные качества препятствуют адекватному осознанию субъектом своих возможностей.

Одним из ярких представителей американской экзистенциальной психологии является Д. Бьюдженталь3. Он также делает акцент на экзистенциальных проблемах человека – жизненных потерях, – при которых каждый, реально встретившись с ними, «бо-

рется» как может. По его мнению, у современного человека ослаблена интуиция как утраченное чувство бытия. Интуиция рассматривается им как способность быть открытым огромному множеству сигналов глубинных переживаний, способность улавливать и «слышать свой внутренний голос Я». Благодаря интуиции личность обладает высокой способностью дифференцировать свои потребности и ценности.

Онтологический взгляд на психическую природу человека у Д. Бьюдженталя проявился в том, что он рассматривает внутренний мир неразрывно с внешним. Он считает, что, рассматривая себя как объект, человек вряд ли найдет в себе это чувство «Я», внутренний центр осознания, чувство вовлеченности в подлинность своей жизни. Испытать подлинные эмоции, переживания – значит открыто выразить их вовне, в «Мир», но закрытость не позволяет человеку это сделать. Открытость позволяет выразить свое «чувство жизни», что проявляется в искренних отношениях, готовности к действию и более осознанному выбору.

Цель развития личности, по Д. Бьюджен-талю, – найти утраченное чувство наивысшей ценности; восстановить внутренние смыслы, которые ранее были подавлены и слабы, и осуществить на их основе действия. Восстановление смыслов личности особенно затрудняется, когда человек отказывается от выражения своих чувств, а затем и от самих чувств. Метафорически этот феномен можно назвать «отказ от самого себя». Быть «живым» – значит находиться в постоянном развитии. Человеку свойственно стремление как можно полнее и шире реализовать себя в мире, но на этом пути он часто «теряет самого себя». Ученый считает, что обращение человека к своим «Я-переживаниям» еще не является решением жизненных проблем, это только предпосылка к их решению, а для этого необходимо прикоснуться к страху небытия. Он связывает экзистенциальные переживания с феноменом свободы.

Подлинная свобода, по мнению Бьюдженталя, – это свобода выражать свое бытие в любой момент, но когда человек «прикован» к объективному внешнему и игнорирует центральные «Я-переживания», он теряет эту свободу. В этих случаях личность переживает опустошенность, страх перед своим психическим миром, перед самим собой. Опустошенность – существенный признак утраты экзистенциальных жизненных смыслов.

Говоря о «свободе быть» как необходимом чувстве жизни человека, Д. Бьюдженталь опирается частично на теорию психоанализа. Он утверждает, что человек, избегая своих глубинных переживаний, теряет способность отдавать себе отчет в своем собственном существовании. Игнорирование «Я» является механизмом образования внутренних конфликтов, которые приносят человеку страдания в форме самонаказания, самообвинения и даже жалости к себе.

Д. Бьюдженталь высказывает идеи, близкие идеям А. Адлера: требование совершенства является прямым источником подавления человеческих ценностей и средством избегания внутреннего осознания. Отношение к себе как к объекту усиливает отдаление «Я» от центра экзистенциальных переживаний; человек может даже потерять доступ к экзистенциальному «Я». Фактически ученый обозначил феномен «расколотого «Я» и в тоже время рассмотрел проблему восстановления субъективного центра своего существования. Погружение личности в жизненную проблему приводит к эмоциональной вовлеченности Эго-центра: появляются намерения – одни из них осуществимы в данный момент, другие -нет, а какие-то являются самыми важными, экзистенциальными, что является основой осознанного существования. Тогда возникает возможность осмыслить проблему.

В своей теории Д. Бьюдженталь опирается на идею развития. Чувство собственного бытия рассматривается им как процесс; процесс осознания сам по себе является творческим, развивающим. Чем полнее человек осознает разные стороны своей жизни, тем более «живым» он является. Осознание Я -это всегда осознание не прошлого, как это было в психоанализе, а настоящего. Исследователь считает важным обнаружить «жизненный центр» именно в сознании, а детерминанты центра «Я» – во внешнем мире. Так, внутреннее чувство имеет непосредственное отношение к нашему взаимодействию с другими людьми. Значимые другие оказывают мощное воздействие на человека: обеспечивают любовь и поддержку или холодно дистанцируются, причиняют боль и разочарование. Важно открыть свою уникальность, собственную индивидуальность, позволить внутреннему осознанию сообщить человеку о его жизни, об истинных желаниях, и это даст возможность почувствовать смысл своего существования.

Исследователь обозначил проблему, в какой мере человеку доступно осознание своих подлинных потребностей, ведь когда он рассматривает себя как личность, неспособную к изменениям и подлинным отношениям, то он вынужден идти на отчаянные поступки, которые далеко не всегда, по нашим наблюдениям, бывают эффективными, т.е. приводят к чувству внутренней свободы.

Ограниченный доступ к своим подлинным переживаниям приводит к отчуждению от самого себя. По наблюдениям Д. Бьюдженталя, современный человек почти полностью потерял непосредственное осознания собственных чувств и желаний. У лиц с внутренними конфликтами присутствуют страх эмоциональной вовлеченности в жизнь и повышенный контроль над выражением своих эмоций и переживаний. На наш взгляд, если личность даже настаивает на сдерживании своих эмоций, выбирает такой жизненный стиль, то мы бы квалифицировали такой конфликт как ядерный.

Ученый выделил критерий нахождения или отсутствия человека в центре экзистенциального сознания «Я»: если личность испытывает эмоциональное волнение от того, как заставить себя что-то сделать или не сделать, то человек, с высокой вероятностью, находится вне центра сознания «Я». Если человек находится в центре своего бытия, вопрос «Как?» не стоит. «Как?» – означает манипуляцию тем, что является внешним по отношению ко мне. Истинное «Я» есть единство чувства и действия, реакции. Внутренний конфликт, по мнению ученого, – это груз «тиранического должен».

Менее подробно останавливает свое внимание ученый на роли жизненных событий, которые «коверкают» бытие человека. Он указывает, что люди стремятся расширить жизненное поле для роста и развития, однако их пугает «цена» этого роста.

При неудавшихся попытках разрешить жизненные проблемы, по мнению Д. Бью-дженталя, формируется пассивно-зависимая личность. Обрести свою подлинную витальность она может только путем конфронтации с этими чувствами и включив их в жизненное осознание, нужно вернуть себе контакт с собственным опытом, а не избегать его. Таким образом, конфликт между ложным и подлинным «Я» активизирует процессы осознания.

Каждый человек вырабатывает свой способ существования в этом мире, который яв-

ляется разумным компромиссом между тем, как он понимает себя и свои потребности, и тем, как он понимает мир с его возможностями и опасностями. Для этого должно сформироваться зрелое отношение к жизни; полное осознание своих потребностей и возможностей – путь обретения целостности.

Преодоление человеком жизненных проблем исследователь связывает в первую очередь с таким личностным качеством, как ответственность (но не с чувством вины). Ответственность сосредоточена на действии и его результатах. Она направляет человека на развитие: когда человек признает ответственность, он утверждает, что играет жизненно важную роль в собственном существовании. Однако в другом месте работы Бьюдженталя мы находим, что имплицитно он рассматривает ответственность как определенное внутреннее давление на свое экзистенциальное «Я». Он пишет, что нужно признать ограниченность своих возможностей и это снимает «груз» ответственности и повышенной самокритики.

Каждый человек должен решить для себя главный вопрос: как он будет действовать, чтобы следовать внутреннему пониманию решения проблемы. В связи с этим автор вводит термин «сознательная спонтанность бытия». Не раскрывая детально феномена спонтанности, Д. Бьюдженталь выделяет ее важный признак: без напряжения и усилий человек приходит к осознанию своих подлинных чувств. Спонтанность проявляется в открытом потоке своего переживания подлинной жизни.

Также ученый оценивает феномен риска как способ разрешения внутреннего конфликта через утверждение собственной индивидуальности. Риск позволяет усилить чувство глубинного «Я». Страх проявить свою индивидуальность среди других – это путь к внутренним конфликтам, необходимо принять свою уникальность и неповторимость.

Одиночество, по мнению исследователя, может выполнять как позитивную, так и негативную функцию. Его роль амбивалентна, оно – и источник восстановления целостности, и «тюремное заключение». В этом он видит парадоксальность одиночества.

Другой представитель экзистенциального направления, Р. Мэй, высказывает близкую идеям Бьюдженталя мысль, что рост, развитие, изменение считаются более важными в жизни человека, чем устойчивые и неподвижные

характеристики; процесс имеет значительное преимущество перед результатом. Существование означает динамику процесса, сущность – конечный продукт, статику, неспособность самостоятельно изменяться.

По Р. Мэю4, человек живет настоящим: в подлинной реальности он формирует себя -важно «лицом к лицу» встретиться со своей судьбой, иметь смелость жить в настоящем и быть честным по отношению к себе. Для гармоничного развития личность должна активно вмешиваться в свою судьбу (как говорил С.Л. Рубинштейн, быть субъектом своего развития).

Как и все экзистенциальные психологи, Р. Мэй признает единство личности и среды, которое определяется понятием Dasein. Человек в этом мире, становясь объектом воздействия, испытывает отчуждение, которое имеет следующие признаки:

– отделенность от природы;

– недостаток значимых межличностных отношений;

– отчуждение от своего подлинного «Я» (ядерный конфликт).

Важное место в теории ученого занимает проблема тревоги. Р. Мэй определил ее как чувство угрозы важным для человека ценностям. Через испытание тревоги человек становится более свободным. Тревога может быть естественной и невротичной. Переосмысление, переоценка ценностей сопровождаются естественной тревогой, после чего начинаются рост и развитие.

Р. Мэй определил невротическую тревогу как реакцию, непропорциональную угрозе, при которой может формироваться чувство иллюзорной безопасности ценой отказа от свободного познания, понимания и нового роста. В своей теории Р. Мэй5 придает значение процессу самопознания: люди обретают свободу действия через расширение своего самосознания. Однако за свободу и ответственность человек расплачивается чувством тревоги. Необходимо утверждать свою свободу и противостоять судьбе. Исследователь считает, что свобода личности – в ее способности знать свою предопределенность (судьбу), свои возможности; свобода понимается как готовность к переменам, даже если они неопределенны, непредсказуемы. Свобода предполагает также наличие в сознании нескольких различных возможностей жить, несмотря на то что в данный момент неясно, как надо действовать.

Ученый различает два вида свободы -свободу действия (экзистенциальную) и свободу бытия (сущностную). По Мэю, свобода и судьба взаимодополняют друг друга. Игнорировать судьбу невозможно, но человек может как-то к ней относиться. Судьба без свободы теряет всякое значение. Стремясь к свободе, человек выбирает свой жизненный путь, свою судьбу, но она может ограничивать развитие. Свобода рождается из осознания неизбежности своей судьбы.

На основании рассмотренных позиций представителей экзистенциальной психологии можно сделать ряд выводов.

Экзистенциальная психология изучает фундаментальные жизненные проблемы человека. Они представляют собой экзистенциальные внутренние конфликты личности, связанные с конфликтами жизненных смыслов и смысла осознания невозможности их полной реализации, конфликт между смыслами стремления к счастью и пониманием его недостижимости, что проявляется в экзистенциальном чувстве одиночества в «Мире».

Экзистенциальная психология рассматривает развитие личности как непрерывный процесс. Фундаментальная задача, стоящая перед каждым человеком, заключается в том, чтобы не подавлять в себе главные жизненные ценности и потребности, не следовать ложным целям, а развивать интуицию как способность чувствовать и понимать важнейшие личностные смыслы.

Для расширения сферы жизни-бытия при внутренних конфликтах необходимо развивать ответственность и понимание главных конфликтных смыслов проблемы, для чего необходимы смелость и риск. Источником развития личности, на наш взгляд, является возможность осуществить в своей жизни смысл внутренней свободы.

Экзистенциальная психология значительное внимание уделяет рефлексии внутреннего мира человека в противовес действенной стороне, выработке определенных жизненных стратегий поведения при разрешении фундаментальных конфликтов Бытия. В силу этого она рассматривает Жизненный Мир человека пессимистично.

Примечания

1 См.: Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

2 См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

3 См.: БьюджентальД. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М., 2005.

4 См.: Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.

5 См.: Мэй Р. Открытие Бытия. М., 2004.

УДК 159.95

Л.Е. ТАРАСОВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]

Мотивация учения как фактор профессионального cамоопределения студенческой молодежи

В статье раскрываются психолого-педагогические аспекты целенаправленного развития мотивационной сферы студентов. Дается характеристика понятийно-терминологического аппарата проблемы. Раскрывается роль индивидуальных стилей деятельности в формировании адекватной учебной мотивации и профессионального самоопределения, определена специфика учебной мотивации студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация учения, профессиональное самоопределение, самореализация, стили обучения.

L.E. TARASOVA

Motivation of Study as the Factor of Professional Self-Determination of the Student Youth

In the article the psychological and pedagogical aspects of the goal-directed development of the motivational sphere of students are revealed. The characteristic of the conceptual-terminological apparatus of problem is given. The role of the individual styles of activity in the formation of adequate training motivation and professional self-determination is revealed,

© Л.Е. Тарасова, 2009

cyberleninka.ru

Экзистенциальный кризис, и как с ним бороться

Если у интеллигенции 20 века и была священная корова, которую они бесконечно вытаскивали на всеобщее обозрение, то это экзистенциализм. Поэты, философы, писатели, художники и даже в какой-то мере музыканты всегда задавались вопросом о месте человека в природе. Чем дальше двигался прогресс, тем меньше человечество уповало на «волю Божью» и отмечало человека как сильную независимую личность, способную определить свой путь.

Итак, суть

Так как людям творческим просто жить и трудиться очень скучно, они начинают заниматься самокопанием. Результатом такой рефлексии стала попытка ответа на вопросы, в чём смысл жизни, и каково место человека. И вот, стараниями старого датчанина Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса, Камю и Сартра на свет появилась отдушина послевоенного поколения. Именно в это время и вплоть до левых молодёжных движений, которые поддержал сам дедушка Сартр.

Проблема лишь в том, что всем этим философам потребности реальной жизни были чужды, такой вот тип личности. Философы – вообще народ невероятно странный. Однако концепция получилась на загляденье: я думаю, а следовательно, существую. Человек как единственное создание, наделённое мозгом, способен сам определять свою судьбу. Если судьба слоника – стоять в грязной луже и поливать себя из хоботка, а судьба мухи – питаться вкуснейшими продуктами желудка, то человек вправе обретать свою сущность в процессе существования. Иначе говоря, надоела система, дисциплина, рутина – уходит человек в бомжи. Он сам так решил. Он совершенен, он вершина эволюции, это его выбор. Самый наглядный пример экзистенциального выбора – это Гамлет, рефлексирующий на тему «быть или не быть» ещё до появления самого понятия.

Главный нюанс учения заключается в том, что, по мнению учёных мужей, человек тогда осознаёт себя экзистенцией, когда сталкивается с чем-то опасным, например, со смертью. Всё остальное время как ни старайся, ничего ты не поймёшь. Не путай боязнь со страхом – понятия диаметрально противоположные. Истинным способом проникновения в мир является интуиция: не то шоу с Геной Букиным, а именно чувственное познание мира.

Самое сложно в экзистенциализме – это написать слово правильно с первого раза. На втором месте идёт проблема, которую порождает сие направление. Да-да, изучение любой философии приводит в тупик, ибо ответить на все вопросы пока не смогло ни одно учение. И те, кто хоть раз читал «Духовную ситуацию времени» Ясперса (в этой книге впервые появился рассматриваемый нами термин), да не просто читал, а старался её понять, сталкивались с такой проблемой, как экзистенциальный кризис.

Экзистенциальный кризис

Вот тут и зарыта собака. Как известно, большинство философских проблем – это проблемы зажравшихся рефлексирующих бездельников, мнящих себя творческими людьми и даже не пытающихся ничего с собой сделать. В случае с экзистенциализмом возникает парадокс, ибо они ждут божественного просветления, забывая о том, что сами кузнецы своего счастья. И никакой страх им не помогает. Эти люди считают, что достаточно объяснить свою апатию/склонность к суициду/понос – да что угодно – экзистенцией, и всё станет понятно. На деле это сопли перенасытившихся благами личностей. У строителей Панамского Канала подобного помутнения не было, ибо они выживали каждый день, безбожно тратя своё здоровье и стараясь прокормить семью. А вот там, где нужды для существования удовлетворены, возникает проблемка, так как люди начинают понимать, что их существование лишено всякой ценности. Если ты в поисках смысла жизни решил пойти и убить кого-то, это идиотизм, и ты просто опасный для общества психопат. Но Камю скажет, что у тебя кризис. Суду будет всё равно, а Сартр поймёт, если тебе от этого станет легче.

Нет-нет, конечно, с потерей смысла жизни сталкиваются все, но не все называют это экзистенциальным кризисом. Хотя, как горшок не называй, принадлежность у него одна. Так и с поиском смысла жизни.

На примере населения

В наше время с подобной проблемой сталкивается офисный планктон, чей жизненный цикл превращается в однообразное «проснулся-сходил в туалет-поел-повалял дурака на работе-пришёл домой-поел-проверил уроки-поругался с женой-лёг спать». Систематизация – главный враг экзистенции. Она чаще всего приводит к краху смысла жизни. Однообразие, всё, как у животных. Хотя крот из чешского мультика «Krtek a jeho přátelé» жил более интересной, разнообразной жизнью и никогда не знал, что его подруга Мышь приготовит на этот раз. А существование без смысла, как это ни странно, бессмысленно. Он может наступить внезапно и огреть тебя сковородой, как баба из «Деревни дураков», вне зависимости от твоего вероисповедания, пола, возраста и финансового достатка. Будь ты буддистом-миллионером, проводящим часы в медитации и гармонии с миром, ты всё равно в один прекрасный момент поймёшь, что гармонии не достиг, медитации наскучили, а что делать дальше – не знаешь, ибо ничего не умеешь. И все удовольствия, которые ты можешь позволить себе на свои мульёны, не дадут тебе удовлетворения. Именно про это пел Джаггер в своей известной песне; как ни старайся, а ты: «Кан’т гэт ноу сатисфекшн».

Кстати, большинство из нас сталкивается с этим страшным явлением, как только осознаёт одну грустную вещь: молодость закончилась. Лысый и пузатый, ты начинаешь грустить и думать об упущенных возможностях под громогласные похоронные аккорды «кризиса среднего возраста».

И что же делать?

Понятно, что каждый человек хочет быть счастливым, и умные люди давно поняли, что за своё счастье нужно бороться. Некоторые в процессе борьбы сдаются и падают без сил, а некоторые, стиснув зубы, начинают работать и неожиданно понимают, что никакого смысла жизни нет. Надо просто трудиться и не плакать. В конце концов, если работать киркой на шахте, то в конце рабочего дня на дурные мысли не останется сил.

Можно, по примеру старины Кобейна, Хемингуэя, Хантера Томпсона и других личностей, водивших тесную дружбу с огнестрельным оружием, отправиться к праотцам. Проблему-то ты решишь, но твоим родственникам будет не очень весело отдирать твою засохшую кровь, если только не приедет мистер Вулф и не решит проблему.

Многие находят утешение в религии, как, собственно, и сам Кьеркегор. Уставший, замученный болезнями и импотенцией, он нашёл утешение в религии. Любой монастырь радушно откроет свои врата и популярно объяснит, что жизнь твоя имеет смысл, и на всё – воля Божья. Господь просто послал тебе испытания. Половина русских артистов, уставших от перегрузок, эмоциональных срывов и алкоголизма, нашла своё пристанище в религии. Станешь ли ты так делать, это, как говорится, уже вопрос вкуса.

Некоторые просто радикально меняют уклад жизни и идут на поводу у собственных желаний. Хотел в детстве стать музыкантом – купи гитару, играй. Захотел сменить обстановку – бросай всё, продавай апартаменты, уезжай в беззаботный трип на Гоа. Уйди в путешествие. Может быть, тяжелые нагрузки и созерцание природных красот встрясут твою больную голову и откроют тебе что-то новое. По сути, фильм «Зак и Мири снимают порно» как раз про то, как люди ищут свой жизненный путь и себя самих. Наглядный пример.

Никогда не поздно изменить свою жизнь и уйти от опостылевшего. Если только от этого не пострадают твои близкие. Да-да, в этом минус груза ответственности: иногда приходится думать не только о себе.

Но есть ещё один способ: начни развиваться, больше читать, изучать другую философию. Есть вероятность, что ты навсегда потеряешься для общества, ибо ни один философ так ни одного дня и не был счастлив, но решишь проблему. Однако есть способ попроще: найди себе увлечение. Мне стыдно вспоминать этот фильм, но я вынужден – «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром. Да-да, я знаю, как это зашкварно, но суть фильма как раз про то, что в танцах он и нашёл смысл своего ежедневного существования.

Или вспомни, как ты когда-то играл на гитаре. Достань запылившийся инструмент, направь непонимание в творчество, авось и себя найдёшь. Займись спортом, встряхнись. Ну, а если на всё это элементарно не хватает времени, то можно попытаться обрести смысл жизни в чём-нибудь иррациональном, смириться с бессмысленностью и продолжать жить дальше, попутно зарулив в абсурд. Забей на всё, страдай, что называется, с умом.

Тем не менее выбор за тобой, удачи!

brodude.ru

«Как справиться с экзистенциальным кризисом?» – Яндекс.Знатоки

На этот вопрос я могу порекомендовать вам книгу “Комментарии к 4-му диалогу “Философии оружия”, т.к. там очень точно описано как в такой кризис человек попадает, т.е. причины. А устранив причину – побороть будет легко. Мы всегда не можем справится лишь с тем, что нам неизвестно. Ссылка на яндекс. диск https://yadi.sk/i/NusmRrVBbXis2g

Те, кто уже читал написали свой отзыв следующим образом:

Ну что я могу сказать, я перечитал аж на два раза, потому что с первого раза не мог поверить своим глазам. Книга больше подойдет для сильных духом парней, у кого “мертвые в глазах стоят”, т.к. кого жизнь (или мамаша) до сих пор холит и лелеет – они вряд ли смогут воспринять изложенное. Конкретно мне прочтение этой части вставило мозг на место. До этого я как-то смутно вызревал собственные представления о поднимаемых вопросах исходя из богатого опыта, и для меня это стало чем-то вроде бальзама на душу – сначала боль, а потом приятное исцеление.

Карранза (напомню, это основоположник Испанской школы фехтования Дестрезы) в 4-м диалоге касается таких понятий, что близки каждому мужчине! Мы с детства крутим себе кино, как мы кого-то победили, завоевали, смогли, преодолели, стали первым, нас чествуют, восхищаются и гордятся нами. При этом когда вырастаем в силу невежества или страха нам многое кажется невыполнимым, а в силу уже этих причин мы во многом себя не реализовываем, а если и пытаемся где-то, то получая по носу от жизни уже понимаем, что не надо туда лезть еще раз, мол “не стой где попало – попадет еще раз”. То есть большинству из нас, мужчин, вполне нормально не выполнять долг, т.е. не делать того, что должен на своем месте. И совесть нас не мучает, зато мучают всякие депрессии и кризисы разных возрастов о том, что не стал, не смог, а что имеешь – не совсем то.

Так вот Карранза как раз и пишет, в чем причина мужской нереализованности и отвечает на вопрос что важнее справедливость или сила. Когда у меня сложись это все воедино, я понял, что шел против ветра и по большей части воевал сам с собой. Карранза разобрал каждое понятие – совесть, честь, бесчестие, справедливость, долг, конфликт между разумом и инстинктами, как люди остаются в памяти многих поколений. Дал понимание за что человек борется в этой жизни, что он защищает, для чего ему оружие, для чего ему духовность.

yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *