Как справиться с экзистенциальным кризисом
Экология жизни. Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния…
Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности. Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться.
Американская психиатрическая ассоциация не включала описание такого состояния как “экзистенциальный кризис” в DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств – 5). Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы. Они описывают это состояние, как “экзистенциальную тревогу.”
Шок бытия в этом мире
Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.
“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” – говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler), психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области. – “Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов. Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”
Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни. Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?
Психотерапевт Кэтрин Кинг (Katharine King), тоже из Торонто, считает, что экзистенциальная тревога по-разному проявляется в людях, в зависимости от их социального положения.
“Например, как стареющие, так и часто встречающиеся со смертью люди (например, в семейной линии или по работе), могут испытывать повышенную экзистенциальную тревогу по отношению к смерти, так называемый ‘страх смерти’,” – поведала она в интервью io9. Некоторые клиенты Кинг переживают болезненную поглощенность страхом смерти.
“Эти клиенты борются с сильно пугающими их вопросами, которые многие из нас умудряются вытеснять из ежедневных мыслей,” – рассказывает Кинг. – “В терапии они могут задаваться такими вопросами, как: зачем полно проживать свою жизнь, если мы все равно умрем? Что останется от меня в мире, когда я умру? Будут ли меня помнить? Как именно?”
Для этих клиентов страх смерти может переживаться как сильнейший ужас, переполняющий их после стресса или утраты. Это не просто факт существования, мелькающий на заднем плане их сознания. Это давящее бремя.
Но, как отмечает Кинг, страх смерти может неожиданно возникнуть в связи и с другими потерями. Некоторые люди, подверженные страху перед смертью, могут оказываться перед дилеммами, касающимися любых привязанностей и утрат. Они могут задаваться вопросом, зачем осмеливаться любить, если всегда есть риск окончания отношений. Кроме того, серьезные жизненные изменения могут вызвать ужас у людей, склонных к этому типу страха.
Изнурительная свобода и выбор
Экзистенциальную вину также стоит принять во внимание, как неотъемлемую часть тревоги жизни, иногда называемую “онтологической виной.” Этот вид вины вызывает глубоко беспокоящие чувства, связанные с тем, что человек не воплощает свой потенциал или обладает свободой, которой не пользуется.
“Свобода сама по себе может стать источником стресса и беспокойства — когда человек ощущает ответственность правильно распорядиться своей свободой, но он парализован в своих выборах и ему не удается действовать целенаправленно,” – отметил Уинклер в беседе с io9. – “То, что называется ‘депрессией и тревогой’ часто имеет не биологическую основу, а онтологическую/экзистенциальную.”
Кинг заметила особое экзистенциальное направление в своей практике с молодыми клиентами. Действительно, молодежь активнее принимает решения, определяющие общее течение их жизни, и некоторых из них это приводит в ступор. Это усугубляется такими факторами, как онлайн-культура, сейсмические изменения в экономике и сопутствующий рост так называемой ‘инновационной экономики’ с увеличением временных и нестабильных рабочих мест. Кинг считает, что, больше чем когда-либо, молодые люди ощущают давление быть “инициативными” и берут на себя исключительную и единоличную ответственность за то, что станет с их жизнями.
“Умом мы понимаем, что некоторые из видимых жизненных ‘выборов’ иллюзорны или не имеют значения,” – замечает Кинг. – “Тем не менее, молодое поколение постоянно меняет свои профессии или добавляет новые и культивирует (многочисленные) онлайн личности, и, парадоксально, – весь этот ‘выбор’ вызывает много стресса — постоянное чувство нахождения в сложной ситуации.”
Экзистенциальная тревога раскидывает широкую сеть
Оба Уинклер и Кинг согласны, что экзистенциальную тревогу может почувствовать практически каждый.
“Я определённо не думаю, что есть группы людей, более подверженные экзистенциальной тревоге,” – заявляет Кинг. – “Как и во всем, касающемся душевного здоровья, некоторые группы населения (молодежь, женщины) чаще пользуются психологической помощью, но, скорее, это потому, что они чаще встречаются с такими услугами, а также чувствуют больше поддержки от общества, когда обращаются за помощью.”
Кинг считает, что экзистенциальные вопросы могут волновать любое человеческое существо, независимо от национальности, социально-экономического статуса, пола, возраста, половой жизни, и т.д.
“Мы говорим буквально о состоянии людей; о непреложных аспектах нашего существования, включающих смерть и дилемму свободы и ограничений,” – объяснила она io9. – “Никто не может избежать этих болезненных составляющих человеческого опыта, хотя мы точно отличаемся в степени их осознавания или желания о них размышлять.”
Уинклер согласен с Кинг, но верит, что некоторые люди могут быть психологически предрасположены к экзистенциальному кризису.
“Порой я верю, что есть таинственная сила — не знаю даже, как ее назвать — задающая ‘экзистенциальную ориентацию’ (очень похоже на сексуальную ориентацию, половую идентичность, или даже ‘тип’ личности), благодаря которой определенные люди от природы больше склонны глубоко задаваться вопросами существования и эмоционально на них реагировать, принимать близко к сердцу,” – уточняет он. – “Это правда, я уверен, что экзистенциальный кризис чаще всего происходит в середине жизни (в середине 30-х – середине 50-х годов), но я наблюдал его у людей всех возрастов, даже у детей.”
Поиск смысла
Экзистенциальная тревога и ощущение смысла неразрывно переплетены. Работа Татьяны Шнелл из университета Инсбрука показывает, что ощущение смысла может иметь значительное влияние на наше благополучие и уровень счастья. Пять лет назад Шнелл разработала программу для отражения экзистенциальных мироощущений, матрицу из четырех категорий, которую можно суммировать следующим образом:
-
Осмысленность: высокий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.
-
Кризис смысла: низкий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.
-
Экзистенциальное безразличие: низкий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.
-
Экзистенциальный конфликт: высокий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.
Так, согласно первой категории, у некоторых людей присутствует высокий уровень ощущения смысла жизни, но их это не беспокоит. Напротив, люди в категории состояния “экзистенциального конфликта” также испытывают высокий уровень ощущения смысла жизни, но безуспешно пытаются обозначить его или осмыслить мир. Такой конфликт может вызвать недвусмысленный глубоко личный кризис.
Для лучшего понимания, где находятся люди по отношению к этим категориям, Шнелл провела исследование среди более 600 немецких участников. Результаты показали, что у 61% людей обнаружилась осмысленность, у 35% – экзистенциальное безразличие, и у 4% – кризис смысла.
В недавнем исследовании Бруно Дамасио (Bruno Damásio) и Сильвия Коллер (Sílvia Koller) из Мадридского университета Комплутенсе достигли похожих результатов. При опросе более 3,000 бразильцев, исследователи нашли 80.7% осмысленности, 9.6% экзистенциального безразличия, 5.7% кризиса смысла, и 4% экзистенциального конфликтов. Это означает, что 120 из 3,034 опрошенных людей чувствовали высокий уровень осмысленности и в то же время кризис смысла. Культурные, религиозные и социально-экономические факторы могут помочь объяснить некоторую разницу между участниками из Германии и Бразилии, но интересно заметить, что схожие пропорции людей в обеих странах испытывают экзистенциальный конфликт.
В обеих работах осмысленность соотносится с удовлетворением от жизни, счастьем, оптимизмом и надеждой позитивно, в то время как кризис смысла соотносится с этими показателями негативно. Две необычные категории безразличия и конфликта были похожи в этих показателях, хотя безразличные личности показывали более высокий уровень удовлетворения от жизни, счастья и самооценки, чем личности в экзистенциальном конфликте.
Исследования Дамасио и Коллер также рассматривали поиск смысла жизни и его связь с четырьмя вышеупомянутыми группами. Группы людей, активно ищущих смысл жизни, выглядят следующим образом:
Таким образом, нахождение в конфликте приводит к большим поискам смысла жизни, чем просто прохождение через кризис (хотя с небольшой разницей). Неудивительно, что исследователи также обнаружили, что безразличие приводит к меньшим поискам.
Интересно, что усиленные поиски смысла жизни соотносятся с более низким уровнем удовлетворенности жизнью, а более низкий уровень субъективного счастья, по сравнению, – со средним и низким уровнем поиска смысла жизни. И, как отмечают исследователи в своих работах, “личности, находящиеся в состоянии экзистенциального конфликта, но только слабо ищущие смысл, показывают такой же уровень счастья, как и личности в группе осмысленности.”
Это поднимает серьезные вопросы о том, плодотворны ли поиски смысла жизни. Ясно, что это не очень приятно: люди, ищущие смысл, находятся либо в конфликте, либо в кризисе. Более того, если они ищут, скорее всего, они несчастны или не удовлетворены чем-то в своей жизни.
Как справиться с экзистенциальным кризисом
Если одержимость поисками смысла жизни бесполезна, что же делать человеку, захлестнутому болью экзистенциального ужаса?
Как поделилась со мной Кэтрин Кинг, нам часто трудно противостоять вине, возникающей, когда мы не проживаем свои жизни так полно, как мы верим или знаем, что могли бы — и чем дальше мы продвигаемся по жизненному пути, тем тяжелее это становится.
“Бросить курить после 40 лет, отказаться от разрушительного поведения, или уйти из отношений, в которых был десятилетиями несчастен, или менять карьеры —неизбежно, такие перемены поднимают вопрос, почему человек не сделал этого раньше?” – замечает она.
Вдохновленная работой психотерапевта Стенфордского университета Ирвина Ялома (Irvin Yalom), Кинг советует своим клиентам не только встречаться со страхом сделать что-то рискованное или трудное, но и принимать тот факт, что их жизнь приняла бы другой оборот, если бы они решились на эти перемены раньше. Она напоминает своим клиентам: то, что сделано – уже в прошлом и не может быть изменено, и что они, скорее всего, делали все, что могли, в то время. Упомянув это, она добавляет, что будущее не определено и содержит новые возможности.
“Просто сказанные, эти слова вряд ли приведут к немедленному эмоциональному сдвигу или снизят их экзистенциальную тревогу,” – рассказывает Кинг, но “клиентам нужно использовать терапию, чтобы медленно интегрировать новые пути мышления и чувств на более глубоком психологическом уровне, пока они проводят эмоциональную работу осознавания своих страхов, принятия своих утрат, и роста своей способности использовать новые возможности.”
В лучшем виде, “экзистенциальная психотерапия” в стиле Ялома утверждает волю, творчество, самоактуализацию и человеческий потенциал, в то же время принимая неизбежные ограничения и условия. Кинг говорит своим клиентам, особенно тем, кому еще нет 40 лет, что осознание свободы и выбора должно гармонировать с принятием неизбежных ограничений, а также принятием риска и неуверенности.
“Несмотря на все наши усилия, жизнь часто поворачивается не так, как мы ожидали,” – добавляет она. – “Для клиентов помоложе, парализованных или переполненных жизненными решениями, это может привести к работе в терапии, сфокусированной на том, чтобы спокойнее выдерживать неуверенность, рассматривая неудачи как ценные уроки, и ценить процесс больше, чем его результаты.”
Джейсон Уинклер уверен, что хорошие отношения и человеческий контакт являются для большинства людей отличным способом поднять настроение и мироощущение в их личной ситуации.
“Если один человек поговорит с другим о своих экзистенциальных тревогах и получит в ответ поддержку и понимание, то часто уровень его отчаяния, связанный с экзистенциальной изоляцией, снижается,” – поясняет он, добавляя, что людям важно продолжать формулировать свои мысли и чувства в словах.
“Я уверен, что наилучшие ответы на экзистенциальный кризис – продолжать искать чутких, понимающих и эмпатичных слушателей, а также быть увлеченными значимыми занятиями в жизни — какими бы ‘маленькими’ или ‘большими’ они ни были — от сидения на скамейке в парке с вязанием, слушая, как ветер шелестит в листьях на деревьях, до волонтерства в организациях гуманитарной помощи, до наслаждения родственными отношениями с кем-то особенным,” – добавляет Уинклер. – “Находить в себе целеустремленность вставать и вовлекаться в жизнь ежедневно – невероятно важно.”опубликовано econet.ru
Автор: Джордж Дворский (George Dvorsky)
Перевод: Наоми Ананьева
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте, а еще мы в Однокласниках
econet.ru
Экзистенциальные конфликты личности и принципы их разрешения с позиций учения В.И. Вернадского о ноосфере – доклад на конференции
Аннотация доклада:Формирование и развитие личности сопряжено с переживанием и разрешением экзистенциальных конфликтов, т.е. кризисов существования. Ученые, сторонники экзистенциальной психотерапии считают, что экзистенциальный конфликт является следствием обострившейся конфронтации с одной или несколькими «данностями существования субъекта». Ключ к решению этой глобальной проблемы можно найти в учении В.И.Вернадского о ноосфере. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. В.И. Вернадский писал о том, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека. Человечество само по себе есть природное явление. Естественно, что стараясь оторваться от природного, абстрагироваться от своей генеральной миссии развития природы (бесконечного продолжения), «вырывание» собственного «Я» из социального контекста (семьи, рода, социума), человек обречен на экзистенциальный конфликт между данностями существования». К «данностям существования» И. Ялом относил конечные факторы, как неотъемлемые и неизбежные составляющие человеческого бытия: смерть, свободу, экзистенциальную изоляцию и бессмысленность. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить рассматривается учеными (Э.Фромм, В.Франкл, И.Ялом) как центральный экзистенциальный конфликт. Свобода как конечная данность представляется человеку однозначно позитивным явлением. Но именно она как первичный принцип порождает ужас, ибо в экзистенциальном смысле «свобода» – это отсутствие внешней структуры, защищающей нас, т.е. бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве (в основе) и структуре. Экзистенциальная изоляция – это экзистенциальный конфликт между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому. При обосновании бессмысленности как конечной данности существования, Ирвин Ялом выстроил следующую логическую цепочку рассуждений: мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; ничто изначально не предначертано; каков смысл в нашем существовании? В этих вопросах, сформулированных ученым, отражена суть экзистенциального конфликта порожденного дилеммой, стоящей перед ищущим смысла человеком, брошенным в «бессмысленный мир». Соответственно, рассмотренным проблемам развития личности, принято говорить о четырех ее экзистенциальных конфликтах: 1) между осознанием неизбежности смерти и желанием про-должать жить; 2) между осознанием собственной свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь; 3) между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого; 4) между потребностью в некой структуре, смысле жизни и осознанием безразличия вселенной, не предлагающей нам конкретных смыслов. Нередко в жизни человека все эти виды экзистенциального конфликта сливаются в единую проблему личностного кризиса. Он тесно связан с фактором времени и с возрастом имеет тенденцию к нарастанию. Последнее обусловлено постепенным сужением временной перспективы человека. Центральным звеном к разрешению названных конфликтов, на наш взгляд, является смыслообразующий мотив. По утверждению Д.А. Леонтьева смыслообразующий мотив выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей; интересов; склонностей; идеалов; ценностных ориентаций; убеждений; способностей; волевых, эмоциональных, интеллектуальных и характерологических особенностей. Его отсутствие или слабая выраженность выражается в низкой продуктивности учебной и трудовой деятельности человека. Оно снижает его ответственность за свою судьбу, активность в самых разных сферах жизни, а также облегчает действие деструктивных психологических защит личности. Экзистенциальный конфликт может возникнуть в любом возрасте, чаще на рубеже смены ведущих видов деятельности, когда человек попадает в экзистенциальные кризисные ситуации. Например, окончание школы и вхождение в трудовую жизнь, уход на пенсию. Экзистенциальные кризисные ситуации – это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования. Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им проблемы жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят в «экзистенциальное измерение». Например, неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни. Но в первой половине жизни экзистенциальные конфликты и страхи оттесняется двумя основными жизненными задачами молодых взрослых людей – построением карьеры и созданием семьи. Далее, в среднем возрасте страхи и личностные конфликты овладевают людьми с новой силой и уже никогда не покидают их. Сужение ведущих видов жизнедеятельности углубляет личностные кризисы, приводит к потере смысла жизни пожилого человека и возникновения у него ощущений ненужности, одиночества, безысходности. Возникновение экзистенциальных конфликтов всегда связано с нарушениями самореализации и самоактуализации личности, ее полноценного функционирования. Проведя исследование проблемы, мы выделили пять принципов организации жизнедеятельности личности, позволяющие ей преодолеть экзистенциальный конфликт. К таковым мы относим нижеследующие: 1. Принцип конструктивного отношения к жизни, событиям и ситуациям. Он означает принятие ситуации как данности, рациональной оценки событий и принятия разумных решений, исходя из знаний и жизненного опыта, а там, где заканчиваются знания и опыт – веру. 2. Принцип активности и ответственности за собственную судьбу. Он указывает на то, что только так возможно преодоление действия деструктивных защит, тормозящих личностную динамику. Только активность позволит человеку открыть новые возможности. Только ответственность позволяем ему стать хозяином своей судьбы, раскрыть и реализовать собственное «Я». Она обеспечивает совладание с собой (эмоциями, мыслями, поведением) в сложных ситуациях, когда нужна мобилизация сил; 3. Принцип «смыслопорождения» и «смыслостроительства». Здесь мы опирались на точку зрения Ф. Василюка, который отмечал, что эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению; точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д. 4. Принцип обогащения ведущих видов жизнедеятельности личности (игровой, коммуникативной, когнитивной, творческой, сексуальной, трудовой, физической, профессиональной и др.). Он в качестве разрешающего личностный конфликт механизма предполагает расширение сфер деятельности человека, насыщение их новым содержанием, поиск новых позитивных впечатлений, знаний, контактов, актуализацию удовлетворение витальных и духовных потребностей. 5. Принцип ноосферности (по В.И. Вернадскому). Он направлен на осмысление человеком корней единства социального и природного, что позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу, и, главное, свою миссию в этом процессе. Последнее позволит человеку принять данность своего существования и постичь смысл жизни.
istina.msu.ru
Ковалев ВН Экзистенциальный конфликт – ПУБЛИКАЦИИ
метки: Человек, Экзистенциальный, Жизнь, Смысл, Смерть, Существование, Природа, ОсознаниеУДК 159.923.7
Экзистенциальные конфликты личности и принципы их разрешения с позиций учения В.И. Вернадского о ноосфере
В.Н. Ковалев
Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, Украина
Формирование и развитие личности сопряжено с переживанием и разрешением экзистенциальных конфликтов, т. е. кризисов существования. Ученые, сторонники экзистенциальной психотерапии считают, что экзистенциальный конфликт является следствием обострившейся конфронтации с одной или несколькими «данностями существования субъекта». Ключ к решению этой глобальной проблемы можно найти в учении В.И.Вернадского о ноосфере. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. В.И. Вернадский писал о том, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека. Человечество само по себе есть природное явление [2]. Естественно, что стараясь оторваться от природного, абстрагироваться от своей генеральной миссии развития природы (бесконечного продолжения), «вырывание» собственного «Я» из социального контекста (семьи, рода, социума), человек обречен на экзистенциальный конфликт между данностями существования”.
К «данностям существования» И. Ялом [4] относил конечные факторы, как неотъемлемые и неизбежные составляющие человеческого бытия: смерть, свободу, экзистенциальную изоляцию и бессмысленность. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить рассматривается учеными (Э.Фромм, В. Франкл, И. Ялом) как центральный экзистенциальный конфликт.
Свобода как конечная данность представляется человеку однозначно позитивным явлением. Но именно она как первичный принцип порождает ужас, ибо в экзистенциальном смысле «свобода» — это отсутствие внешней структуры, защищающей нас, т. е. бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве (в основе, фундаментальном базисе) и структуре. Экзистенциальная изоляция — это экзистенциальный конфликт между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
14 стр., 6844 слов
Конфликт. Классификация конфликтов
… равенство людей от природы само по себе не есть благо. Движущие силы и мотивация конфликта. Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания … Тема: Конфликт. Содержание |Введение. |2 | |Природа конфликта. |5 | |Происхождение конфликтов. |7 | |Природа человека и социальный конфликт. |8 | |Движущие силы и мотивация конфликта. |11 | |Надо-ли изучать конфликты и как …
При обосновании бессмысленности как конечной данности существования, Ирвин Ялом [4] выстроил следующую логическую цепочку рассуждений: мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; ничто изначально не предначертано; каков смысл в нашем существовании? В этих вопросах, сформулированных ученым, отражена суть экзистенциального конфликта порожденного дилеммой, стоящей перед ищущим смысла человеком, брошенным в «бессмысленный мир». Соответственно, рассмотренным проблемам развития личности, принято говорить о четырех ее экзистенциальных конфликтах: 1) между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить; 2) между осознанием собственной свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь; 3) между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого; 4) между потребностью в некой структуре, смысле жизни и осознанием безразличия вселенной, не предлагающей нам конкретных смыслов.
Нередко в жизни человека все эти виды экзистенциального конфликта сливаются в единую проблему личностного кризиса. Он тесно связан с фактором времени и с возрастом имеет тенденцию к нарастанию. Последнее обусловлено постепенным сужением временной перспективы человека.
Центральным звеном к разрешению названных конфликтов, на наш взгляд, является смыслообразующий мотив. По утверждению Д.А. Леонтьева [3] смыслообразующий мотив выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей; интересов; склонностей; идеалов; ценностных ориентаций; убеждений; способностей; волевых, эмоциональных, интеллектуальных и характерологических особенностей. Его отсутствие или слабая выраженность выражается в низкой продуктивности учебной и трудовой деятельности человека. Оно снижает его ответственность за свою судьбу, активность в самых разных сферах жизни, а также облегчает действие деструктивных психологических защит личности.
13 стр., 6106 слов
Философия о жизни смерти и смысле жизни
… побеждающая смерть. С религиозной точки зрения жизнь человека это капелька в океане вечности, поэтому человек обретает смысл своего существования лишь на пути к вере в … запоминании играют установки направленность личности.Эти установки могут быть неосознанными или сознательными, основывающимися на осознании задач, встающих перед человеком в первом случае имеется …
Экзистенциальный конфликт может возникнуть в любом возрасте, чаще на рубеже смены ведущих видов деятельности, когда человек попадает в экзистенциальные кризисные ситуации. Например, окончание школы и вхождение в трудовую жизнь, уход на пенсию. Экзистенциальные кризисные ситуации — это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования. Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им проблемы жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят в «экзистенциальное измерение». Например, неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни. Но в первой половине жизни экзистенциальные конфликты и страхи оттесняется двумя основными жизненными задачами молодых взрослых людей — построением карьеры и созданием семьи. Далее, в среднем возрасте страхи (смерти, не реализации и т. п.) и личностные конфликты овладевают людьми с новой силой и уже никогда не покидают их. Сужение ведущих видов жизнедеятельности углубляет личностные кризисы, приводит к потере смысла жизни пожилого человека и возникновения у него ощущений ненужности, одиночества, безысходности. Возникновение экзистенциальных конфликтов всегда связано с нарушениями самореализации и самоактуализации личности, ее полноценного функционирования.
Проведя исследование проблемы, мы выделили пять принципов организации жизнедеятельности личности, позволяющие ей преодолеть экзистенциальный конфликт. К таковым мы относим нижеследующие:
7 стр., 3110 слов
1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека 3
… смысла жизни. Провести сравнительный анализ смысла жизни для ранней юности, зрелости и позднего периода жизни. 1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека Проблема смысла жизни … Ошибка! Закладка не определена. 1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека. 4 2. «Смысл жизни» как психологическая реальность. 7 3. « …
1. Принцип конструктивного отношения к жизни, событиям и ситуациям. Он означает принятие ситуации как данности, рациональной оценки событий и принятия разумных решений, исходя из знаний и жизненного опыта, а там, где заканчиваются знания и опыт — веру.
2. Принцип активности и ответственности за собственную судьбу. Он указывает на то, что только так возможно преодоление действия деструктивных защит, тормозящих личностную динамику. Только активность позволит человеку открыть новые возможности. Только ответственность позволяем ему стать хозяином своей судьбы, раскрыть и реализовать собственное «Я». Она обеспечивает совладание с собой (эмоциями, мыслями, поведением) в сложных ситуациях, когда нужна мобилизация сил;
3. Принцип «смыслопорождения» и «смыслостроительства». Здесь мы опирались на точку зрения Ф. Василюка [1], который отмечал, что эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению; точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире — обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.
4. Принцип обогащения ведущих видов жизнедеятельности личности (игровой, коммуникативной, когнитивной, творческой, сексуальной, трудовой, физической, профессиональной и др.).
7 стр., 3129 слов
Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций
… .5-8 13. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – М.,1984 – 256 с. 14. Василюк Ф. Психология переживания … Под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. стр. 56-65. 42. Маклаков А.Г. Личностный … Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с. 19. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. – М., 2005. 20. Дементий …
Он в качестве разрешающего личностный конфликт механизма предполагает расширение сфер деятельности человека, насыщение их новым содержанием, поиск новых позитивных впечатлений, знаний, контактов, актуализацию удовлетворение витальных и духовных потребностей.
5. Принцип ноосферности (по В.И. Вернадскому).
Он направлен на осмысление человеком корней единства социального и природного, что позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу, и, главное, свою миссию в этом процессе. Последнее позволит человеку принять данность своего существования и постичь смысл жизни.
Библиография:
1. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ критических ситуаций. М: Инфра, 2009. С. 34 — 36.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 116 — 124.
3. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. С. 42 — 45.
4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Римис, 2008. С. 52 — 61.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
forpsy.ru
Читать онлайн Психология конфликта страница 112
Экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальное направление в психологии и психотерапии не имеет столь явно очерченных границ, как ранее упоминавшиеся подходы. Под определение, приводимое в учебнике К. Холла и Г. Линдсея (1997, с. 310), – “Экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа” – подпадают многие современные направления психотерапевтической работы. На этом основании авторы “Психотерапевтической энциклопедии” полагают, что экзистенциальная психотерапия – это “собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на “свободную волю”, свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути” (1998, с. 690–691). Действительно, если считать, что экзистенциальные направления изучают проблемы существования человека и фокусируются при этом на “свободном субъекте”, то тогда едва ли не все направления современной гуманистической психологии следует считать экзистенциальными. Так, впрочем, и происходит: например, гештальт-терапия часто считает себя экзистенциальным подходом, а вся гуманистическая психология нередко вообще обозначается как экзистенциально-гуманистическая. Однако, когда речь идет о персоналиях, картина становится более определенной. Далеко не все гуманистические психологи объявляются экзистенциалистами, но практически неизменно в качестве таковых называются имена Л. Бинсвангера, В. Франкла и Р. Мэя, к которым обязательно надо добавить Дж. Бюдженталя и И. Ялома. Проблема дифференциации в общем гуманистическом движении в психологии давно уже является предметом дискуссий, в том числе и вокруг того, “сколько” гуманистических психологии существует. Интересный анализ, выполненный Д. Леонтьевым, выделяет ряд критериев, отличающих экзистенциальное направление в рамках гуманистической психологии от того ее направления, которое условно может быть обозначено как “личностно-центрированный подход” (Леонтьев, 1997). Эта и другие работы, на наш взгляд, не оставляют сомнений в правомерности выделения самостоятельного направления экзистенциальной психологии и экзистенциальной психотерапии. Другое дело, что в известном смысле вся современная психология, особенно в ее практическом выражении, имеет, так сказать, “экзистенциальное измерение”, “экзистенциальный вектор”, учитывающий самые сущностные стороны человеческого существования.
Дальнейшее наше изложение относится к экзистенциальному направлению в практической психологической помощи человеку в ее узком самостоятельном значении. Своеобразие экзистенциальной психологии и психотерапии наиболее явно обнаруживается в феноменологии, на которой она фокусируется. Чтобы продемонстрировать отличие понимания сути базисного конфликта человека в экзистенциальной психологии, выдающийся психотерапевт экзистенциального направления И. Ялом сравнивает его с описанием базисного конфликта в психоанализе. Если в классическом психоанализе основной конфликт человека – это конфликт между подавленными инстинктивными устремлениями, если в неофрейдистской трактовке – это конфликт с интернализованными значимыми взрослыми, то экзистенциальный подход считает, что базисный конфликт человека – это “конфликт, возникающий вследствие столкновения индивидуума с данностями существования” (Yalom, 1980, р. 8). Что такое данности существования? В каком-то смысле задача понимания природы данностей нашего существования не трудна. По Ялому, основным методом этого понимания является личная рефлексия. Ее условия просты: уединение, молчание, время и свобода от повседневных отвлекающих факторов, которыми заполнен обыденный мир каждого из нас. Если мы сможем отойти, отвлечься от повседневности, глубоко погрузиться в размышления о нашей “ситуации” в мире, о нашем существовании, наших ограничениях и возможностях, если мы достигнем при этом самых основ, мы столкнемся с “глубинными структурами”, с данностями нашего существования. Этот процесс рефлексии может быть инициирован, “запущен” какими-то событиями, такими, например, как столкновение с чьей-то смертью, или принятие важных необратимых решений, или разрушение некоторых фундаментальных смыслообразующих моделей (схем), в общем, тем, что часто обозначают как “пограничные” ситуации.
Свою знаменитую книгу “Экзистенциальная психотерапия” (1980) И. Ялом посвящает рассмотрению четырех данностей, четырех первичных проблем человеческого существования – смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Именно столкновение человека с этими проблемами и порождает экзистенциальный конфликт.
Проблема смерти, возможно, наиболее очевидная из всех названных, соотносится с ключевым экзистенциальным конфликтом между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать быть.
Другая первичная проблема человеческого существования – это проблема свободы. Обычно свобода рассматривается как очевидно позитивный концепт, то, за что борются и о чем мечтают. В экзистенциальном смысле свобода есть отсутствие внешней структуры. В противоположность обыденному опыту экзистенциалисты считают, что человеческие существа не входят в хорошо структурированный универсум со свойственной ему схемой строения (и не покидают его).
…
Серьезные проблемы жизни, однако, никогда полностью не разрешаются. Если кажется, что они разрешены, этоявный знак, что что-то упущено. Значение и цель проблемы состоят не в ее разрешении, а в нашей постоянной работе над ней.
К.Юнг
Скорее индивид является автором, ответственным за свои собственный мир, способ жизни, выбор и действия. Свобода в этом смысле означает, что нет никакой основы, нет никакой почвы; и мы оказываемся в ситуации противоречия между нашим желанием основы и структуры и нашим столкновением с отсутствием этой основы.
Третья первичная проблема – это экзистенциальная изоляция, означающая не межличностное одиночество или внутриличностное отчуждение от частей своего “Я”, но фундаментальную изоляцию от других существ и от этого мира. Независимо от того, насколько тесно, близко мы связаны с окружающими, всегда остается последнее, непреодолимое расстояние, и мы в одиночестве начинаем наше существование в этом мире и в одиночестве его заканчиваем. Экзистенциальный конфликт – это напряжение между нашим осознанием своей абсолютной изолированности и нашим желанием контакта, защиты, нашим желанием быть частью большого мира.
Проблема смысла является еще одной первичной проблемой или данностью существования. Действительно, задается вопросом Ялом, если мы должны умереть, если мы сами создаем свой мир, если каждый из нас изначально одинок в этом безразличном универсуме, в чем тогда смысл нашей жизни? Если он никак не предопределен, значит, каждый из нас должен сам создать свой смысл жизни. Экзистенциальный динамический конфликт проистекает из дилеммы ищущего смысл существа, находящегося в не имеющем смысла универсуме. Напомним знаменитое высказывание В. Франкла: “У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия” (Франкл, 1990, с. 24). Р. Мэй пишет, что если для прошлого был характерен тип пациентов, которых нередко пугал контакт с окружением и они жили в своем узком жизненном пространстве, то в наши дни конформизма и человека, направленного вовне, доминирующий невротический паттерн принимает противоположную форму растворения в социальных контактах и идентификации с другими людьми, что грозит человеку утратой собственной сущности. Мэй называет подобные явления психо-культурным феноменом организационного человека, существование которого подчинено функционированию (May 1983, р. 21–22; р. 95).
Мэй считает, что с проблемой свободы глубоко связано состояние тревожности. Он ссылается на высказывание Кьеркегора о том, что тревожность – это реальность потенциальной свободы, прежде чем свобода материализуется. Тревожность всегда содержит внутренний конфликт, конфликт между бытием и небытием, и появляется тогда, когда индивид сталкивается с возникающими возможностями реализации своей экзистенции. Однако те же самые возможности предполагают разрушение имеющейся безопасности, что порождает тенденцию отказа от нового потенциала. Тревожность, по Мэю, является состоянием индивида, сталкивающегося с проблемой реализации своего потенциала. Если же он отказывается от своих возможностей или терпит неудачу в реализации этого потенциала, то переживает чувство вины. Вина, таким образом, является онтологической характеристикой человеческого существования (May, 1983, р. 111–112). К. Холл и Г. Линдсей называют это “великой дилеммой”, с которой сталкивается каждый человек, и так описывают ее в формулировке Босса:
dom-knig.com
Экзистенциальный кризис – это может случиться с каждым.Эльтуиция – портал о психическом и физическом здоровье | Эльтуиция
Слово «экзистенциализм», знакомое многим по философии, происходит от латинского ex(s)istentia – существование, а само понятие экзистенциализма раскрывается как философия существования, обращающаяся к фундаментальным проблемам жизни человека – рождению, смерти, свободе, любви и т. д.
Аналогично этому, те направления в психологии, которые получили название экзистенциальной психологии или экзистенциальной психотерапии, фокусируют внимание на проблемах, берущих свое начало в самых фундаментальных основах человеческого существования. И. Ялом рассматривает четыре такие первичные проблемы – смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Рассмотрим их подробнее.
Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасная правда, которая наполняет нас «смертельным» страхом. Говоря словами Спинозы: «Все сущее стремится продолжать свое существование». Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить — это центральный экзистенциальный конфликт.
Свобода. Другая конечная данность, значительно менее очевидная. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремится ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле «свобода» — это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле человек несет полную ответственность за свой мир, иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами ничто — пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это так же ключевой экзистенциальный конфликт.
Экзистенциальная изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция — и от других созданий, и от мира, скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы не были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть. Каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
Бессмысленность. Четвертая конечная данность существования. Мы должны умереть. Мы сами структурируем свою вселенную. Каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире — какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано — значит каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущим смысла человеком, брошенным в бессмысленный мир.
Проблема смерти, возможно, наиболее очевидная из всех названных, соотносится с ключевым экзистенциальным конфликтом между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать быть. В жизни человека могут возникнуть ситуации, затрагивающие самые основы существования и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования. По сути это экзистенциальные кризисные ситуации.
Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им конфликтные проблемы его жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят, так сказать, в «экзистенциальное измерение». Например, неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни.
Возникновение психологических кризисов многими психологами связывается с нарушениями в самореализации личности, в ее полноценном функционировании, в ее самоактуализации. Так, например, кризис середины жизни (данное наименование весьма произвольно, так как реально его располагают в широком возрастном интервале от примерно 35 до 45 лет) также иногда называют кризисом смысла жизни именно потому, что он субъективно переживается прежде всего как потеря смысла, ощущение бессмысленности своей жизни, привычных занятий, целей и т. д. Человек начинает ощущать психологический, эмоциональный дискомфорт. Причем, поскольку он не имеет в его глазах ясного причинного объяснения, избавиться от него, обрести ощущение осмысленности своей жизни, увеличения возможностей самореализации он часто стремится через изменение своего жизненного пространства, каких-то жизненных обстоятельств (смена работы или профессии, появление новых интимных связей, разрушение семьи и т. д.). Иногда в конце концов убеждаясь в справедливости поговорки «от себя не уйдешь».
Другой возможный путь возникновения экзистенциального кризиса – это внешние события, которые, возможно, и неожиданно для человека, ставят его лицом к лицу с фундаментальными вопросами его жизни. Классическим примером такого рода ситуации являются переживания героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского, возникающие у него под влиянием полученного ранения: острое желание жить, воспоминания детства, ощущение безразличия, сменяющие друг друга, вдруг рождают новое для Болконского чувство сострадания, близости, любви к окружающим, ко всем людям и новое понимание и осмысление жизни.
Экзистенциальные переживания всегда в той или иной мере затрагивают проблемы аутентичности существования человека – его потребности «быть честным с самим собой» и «жить своей жизнью». Ощущения нереализованности этого возникают у него тогда, когда он отказывается от каких-то возможностей своего существования, ограничивает их, позволяет другим управлять собой, смиряется перед неблагоприятными обстоятельствами и т. д.
А что это значит – «быть самим собой»?
Здесь позиции современных психологов во многом сходятся. Так, например, Р. Мэй, характеризуя здоровую, полноценно функционирующую личность, использует следующие понятия: духовность, когда природа человека не обусловлена бытийным пространством его существования; свобода личности как возможность реализации своего «Я», построения своих собственных «личностных моделей»; индивидуальность как возможность быть самим собой и принимать себя; социальная интегрированность как способность к адаптации, приспособлению к обществу, жизни в этом мире и взаимодействию с ним без потери своей индивидуальности.
Фактически любой из нас в жизненном пространстве своего существования постоянно так или иначе решает проблемы собственного места в этом мире, своей свободы и несвободы, осмысления происходящего и собственной жизни и т. д. Однако ощущаем мы «экзистенциальный пульс» этих проблем далеко не всегда, в основном под влиянием каких-то событий или обстоятельств. В особых случаях они могут порождать экзистенциальные кризисы – критические жизненные ситуации, фактически представляющие собой пусть кратковременное, но прерывание привычного потока жизни, восстановление которого в прежнем или измененном виде требует напряженной внутренней работы личности по их проживанию.
Ситуацию в преддверии кризиса можно представить в виде пружины, сжатой до такой степени, что любая причина, даже далекая от кризисной, может стать спусковым механизмом, запускающим вхождение в кризис.
Моментом наступления кризиса можно считать ситуацию, при которой человек уже не видит возможные варианты выхода, и ему необходимо отказываться от привычных стереотипов действия и мышления – его психика становится восприимчива к переоценке ценностей. «Разжимание пружины» — это высвобождение огромного количества направленной психической энергии, которая может как помочь благополучно выйти из этой ситуации обновленным, так и уйти в глубочайшую депрессию.
Выделены этапы вхождения в кризис. Сначала человек успешно противодействует стрессовым ситуациям. Проблемы решаются стандартными, привычными способами, на основании имеющегося алгоритма. Используются ранее приобретенные установки. Крайние полюса энергии находятся в состоянии баланса, отдых и напряжение сочетаются. Это продолжается до тех пор, пока ресурсов личности хватает для таких противостояний, или стресс по своей величине не такой сильный, чтобы «пошатнуть» человека. Если же баланс этих двух компонентов нарушен, наступает следующий этап.
Предкризисное состояние, во время которого нарастает ощущение дисбаланса чувств, ощущение страха, дискомфорта, фрустрации. Проблема стандартными способами уже не решается, что влечет за собой ощущение гнетущей безысходности. Происходит потеря гибкости мышления. Это этап осознания факта своей неспособности справиться с ситуацией и готовности принять помощь психотерапевта. Если человек решается обратиться к психологу, то его действия и ситуацию можно характеризовать, как затруднение в принятии решения, если же такого поступка не было с его стороны, то наступает следующий этап вхождения в кризис.
Непосредственно кризис, характеризующийся состоянием внутреннего противоречия, переживаемого как конфликт или разлад психических структур. Происходит потеря эмоциональной и рациональной организации; полная потеря ценностных ориентиров, которые позволяли человеку определять свою роль в обществе и давать оценку себе. Возможно депрессивно-суицидальное или делинквентное (антиобщественное) поведение, в зависимости от типа реагирования. Идет истощение психических ресурсов. А так же состояние страха перед неопределенным будущим, боязнь любых перемен. На этом этапе возможно оказание психологической помощи человеку, непосредственно находящемуся в кризисном состоянии.
Если процесс терапии протекает нормально, то наступает следующий этап: возможности и перспективы. Он характеризуется тем, что на фоне нерешительности присутствует некоторое ощущение уверенности. Происходит постепенная прорисовка целей. Новые цели позволяют осознать новые перспективы. Появляется гибкость, позволяющая видеть новые варианты решения проблем, начинают формироваться новые установки. Данный этап работы направлен на выбор стратегии и принятия решения, что поможет успешно перейти на следующий этап.
Когда наступает расслабление и уверенность, то намечены пути выхода из ситуации. Найдена новая стратегия решения проблем. Наступает ощущения уверенности, стабилизируется настроение, появляется чувство наполненности. Человек ощущает уверенность в себе.
Конечно, каждый человек индивидуален, так же как и его чувства, переживания, мысли. И процессы, происходящие внутри, не обязательно протекают «по схеме». Важно вовремя обратиться за квалифицированной помощью психолога. Тогда при истинной мотивации изменить свою жизнь в лучшую сторону кризисное состояние можно преодолеть. Благодаря чему перед человеком откроются новые горизонты, появятся новые цели, произойдет переосмысление жизни и принятие себя.
Автор Романова Н.В.
Источники:
Пурло Е.Ю. Психологическое консультирование при экзистенциальном кризисе: проблемное поле / [Электронный ресурс] // Наукові конференції – (https://intkonf.org/purlo-eyu-psihologicheskoe-konsultirovanie-pri-ekzistentsialnom-krizise-problemnoe-pole/)
Франкл В. Основные понятия логотерапии / [Электронный ресурс] // Кафедра философии – (https://psylib.org.ua/books/franv01/index.htm)
Экзистенциальный кризис / [Электронный ресурс] // Психологическая энциклопедия – (https://enc-dic.com/enc_psy/JEkzistencialnyj-Krizis-30736.html)
Экзистенциальный кризис / [Электронный ресурс] // Психологос – (https://www.psychologos.ru/Экзистенциальный_кризис)
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / [Электронный ресурс] // Танатогнозия – (https://tanat.info/biblioteka/psihologija-smerti/yekzistencialnaja-psihoterapija.html)
www.eltuicia.ru
как из него выйти, способы преодоления
В жизни каждого психически нормального человека наступает момент, когда индивид начинает остро переживать поиски смысла жизни. Тогда может казаться, что жизнь зашла в тупик и не имеет смысла. Главное – не впадать в панику и понять, что в определенные моменты такое мироощущение – это норма. Любой кризис по определению – это начало личностного роста и нового этапа в жизни человека.

Поиски смысла жизни – нормальное состояние для каждого разумного человека
Понятие экзистенциального кризиса
Экзистенциальный кризис – это явление, когда человек начинает впадать в депрессию из-за того, что воспринимает жизнь как бессмысленную трату времени (экзистенция переводится как «существование»). Это явление часто совпадает с кризисом среднего возраста. Основные особенности критической ситуации:
- Человек расстается с прежними идеалами, но не может найти новые;
- Появляется стремление полностью изменить свою жизнь, начать ее с нуля, пока еще не поздно;
- То, что раньше радовало человека, теперь лишается всякого смысла;
- Индивид начинает задумываться о том, что будет с ним после смерти или в далеком будущем (например, в глубокой старости).
Для людей, постоянно занятых тяжелым физическим трудом и утомленных ежедневной борьбой за выживание, такое состояние нехарактерно. Оно появляется только в том случае, если у индивида много свободного времени на раздумья о смысле существования. Чаще всего кризис настигает людей творческих, работников умственного труда или обеспеченных неработающих женщин-домохозяек, особенно после взросления детей.
Интересно. Как правило, данное явление характерно для людей, проживающих в экономически развитых странах. Существует любопытная закономерность: чем богаче и обеспеченнее человек, тем чаще он начинает задумываться о смысле существования.
Причины, почему возникает
Основная причина кризиса – экзистенциальный конфликт. Он может принимать разные формы. Как правило, в качестве провокатора могут выступать следующие травмирующие человека ситуации:
- Серьезная болезнь или травма;
- Заболевание или смерть близкого человека;
- Взросление детей и их уход из родительского дома;
- Конфликтная ситуация на работе;
- Понижение в должности или преждевременный уход на пенсию.
В некоторых случаях проблема усугубляется употреблением психоактивных веществ или алкоголя. Известны случаи, когда творческие люди, охваченные экзистенциальным кризисом, спивались буквально на глазах. Также кризисное состояние личности, переживаемое одним из партнеров, в тяжелых случаях может привести к распаду семьи или расставанию парня с девушкой.

У разных людей кризис проявляется по-разному
Экзистенциальные проблемы человека
Если верить знаменитым европейским философам, основными экзистенциальными проблемами человека являются:
- Страх смерти;
- Страх одиночества;
- Чувство вины;
- Ощущение своей беспомощности (человек чувствует себя песчинкой на фоне огромной Вселенной).
Размышления об этих проблемах – один из наиболее характерных симптомов кризиса. Главное, чтобы человек не застрял на этом этапе, а нашел в себе силы двигаться и развиваться дальше. Только в этом случае можно говорить о преодолении кризиса.
Одиночество
В философском направлении экзистенциализм кризис – это, прежде всего, тяжелое, мучительное переживание одиночества человека во Вселенной. Смерть родных или длительная разлука с ними, уход детей из родительского гнезда, предательство друзей – все это постепенно наводит индивида на мысль о том, что он один в этом огромном мире и никому по-настоящему не нужен. Значит, одиночество – повод для депрессии.
Страх
Страх экзистенциального конфликта это, прежде всего, боязнь смерти. Проблема усугубляется еще и тем, что в современном обществе, в отличие от древности, не принято открыто говорить о переходе в мир иной. Эта тема не обсуждается в разговорах, смерть считают не естественным процессом, а чем-то плохим, страшным. Поэтому охваченная кризисом личность начинает бояться ухода из жизни, а иногда даже испытывать тревогу и панику при любом упоминании о смерти.
Вина
Неизменный спутник критического состояния, вызванного поисками смысла жизни, – чувство вины за упущенные возможности и годы, которые были прожиты напрасно. В этот период человек начинает особенно остро переживать свои прошлые поражения и неудачи. Он осознает, что мог бы сделать много полезного, но по каким-то причинам не сделал. Это, пожалуй, одно из самых болезненных переживаний, характерных для кризисного периода. Чтобы выйти из тяжелого периода жизни, необходимо преодолеть чувство вины.
Признаки наступления кризиса
Главный признак наступления экзистенциального кризиса – это угнетенное состояние человека, которое может проявляться в разных формах. Чаще всего симптомами критического состояния у мужчин и женщин являются:
- Депрессия;
- Стремление к социальной изоляции личности;
- Утрата интереса к тому, что радовало человека раньше;
- Интерес к мистике и религии (характерен для 85% людей, переживающих кризис).
Известно, что крупные религиозные секты активно спекулируют на людях, ищущих смысл жизни, и всячески завлекают их в свои сети. Поэтому в этот период человек особенно рискует стать жертвой псевдо-гуру и «духовных учителей».

Экзистенциальное уныние – постоянный спутник кризисного состояния
Как выйти из экзистенциального кризиса
Справиться с негативными явлениями, сопровождающими кризисное состояние, и преодолеть депрессию, можно следующим образом:
- Просто «выкинуть из головы» экзистенциальные проблемы, переключившись на что-то более важное;
- Научиться «жить сегодняшним днем», испытывая радость от каждого прожитого мгновения;
- Найти себе интересное и простое для понимания хобби, полностью сменить круг общения, завести новых друзей, найти новые источники радости;
- Обратиться к психотерапевту, чтобы побороть угнетенное состояние.
Если в процессе переживания кризиса у человека появляются суицидальные настроения, без помощи специалиста в психологии не обойтись.

Есть много методов борьбы с расстройством
Самый простой и в то же время самый сложный способ справиться с кризисом экзистенции – забыть о проблемах человеческого существования. Но этот метод работает только в том случае, если «заполнить» голову другими мыслями, не допуская возникновения духовного вакуума. Один из лучших вариантов – переключиться на занятия благотворительностью или волонтерской деятельностью, помогая тем, кто действительно испытывает серьезные проблемы. Психологи утверждают, что помощь другим в 99% случаев помогает человеку забыть о собственных проблемах, поражениях, неудачах и упущенных возможностях.
Внимание! Помочь человеку можно только в том случае, если он сам этого хочет. Ни в коем случае не стоит навязывать помощь, если мужчина или женщина, переживая экзистенциональный кризис, хочет побыть в одиночестве. Также не стоит раздражаться, не понимая, почему близкий человек неожиданно изменился.
Известно, что кризисные ситуации сложнее всего преодолевать, если человек находится в одиночестве, социальной изоляции. Поэтому лучшее лекарство от неприятных явлений, сопровождающих экзистенциальный кризис, – поддержка родных и близких людей, которые любят, сочувствуют, готовы помочь. В этот сложный период преодоления депрессии человеку важно как можно чаще общаться с теми, кто его поддерживает и понимает.
Видео
srazu.pro
Экзистенциальный подход → Spectator.ru [ Дмитрий Смирнов ]
Экзистенциальный подход (психотерапии) акцентирует базисный конфликт другого рода – не между подавленными инстинктивными устремлениями и не с интернализованными значимыми взрослыми.Это конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под «данностями существования» я подразумеваю определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.
Как открывает человек для себя содержание этих данностей? В определенном смысле, это нетрудно. Метод глубокая личностная рефлексия. Условия просты: одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Когда мы «заключаем в скобки» повседневный мир, то есть отстраняемся от него; когда глубоко размышляем о своей ситуации в мире, о своем бытии, границах и возможностях; когда касаемся почвы, принадлежащим всем остальным почвам, – мы неизбежно встречаемся с данностями существования, с «глубинными структурами», которые я ниже всюду буду именовать «конечные данности». Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт. Он связан с так называемыми «пограничными» ситуациями – такими, например, как угроза личной смерти, принятие важного необратимого решения или крах базовой смыслообразующей системы.
В этой книге обсуждаются четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.
Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность – смерть. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас «смертельным» страхом. Говоря словами Спинозы, «все сущее стремится продолжать свое существование»; противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт.
Свобода. Другая конечная данность, значительно менее очевидная, это свобода.
Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремится ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле «свобода» – это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.
Экзистенциальная изоляция. Третья конечная данность – изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция – и от других созданий, и от мира, – скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
Бессмысленность. Четвертая конечная данность существования – бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.
Ирвин Ялом, «Экзистенциальная психотерапия»
spectator.ru