Этапы взросления – Возрастная периодизация Эриксона – 8 этапов развития личности

Содержание

Детские кризисы: 6 этапов взросления

Слово «кризис» в переводе с греческого означает «решение» или «поворотный пункт». Ученые считают, что кризис – это особенный период в жизни человека, он сопровождается серьезными психологическими изменениями.

Внешне кризис сможет выглядеть как что-то разрушающее привычное течение дел, но без него невозможен рост. Именно благодаря кризисам, человек способен подняться на новый уровень понимания, осознания и ответственности.

Кризисы сопровождают человека с самого рождения, в детстве они происходят чаще, чем во взрослом возрасте. Принято считать, что каждый ребенок должен пройти шесть кризисов развития прежде, чем он станет взрослым: кризис новорожденного, кризис 1 года, 3 лет, 6-7 лет, 10-12 лет, 13-16 лет.

“Интересно, что этапы взросления раньше были совершенно другими, например, 100— 200 лет назад 14-летние подростки уже создавали семьи, брали на себя ответственность за новое поколение. Сейчас мы становимся взрослыми примерно к окончанию вуза.”

Давайте узнаем вместе, какие кризисы бывают у детей, чем эти периоды охарактеризованы, для чего они нужны, и как необходимо вести себя родителям с наступлением того или иного кризиса.

6 основных детских кризисов

Кризис новорожденного. Это самый первый кризис в жизни ребенка, он же и самый короткий. Этот кризис необходим ребенку для того, чтобы адаптироваться к шумному миру после уютного маминого животика.

В процессе этого кризиса у ребенка формируются эмоции, первые реакции на окружающий мир. Этот кризис проходит достаточно спокойно и заканчивается к трехмесячному возрасту.

1 год. Это второй кризис в жизни ребенка, он может наступить в 9 месяцев или в 1,5 года. Он связан с тем, что к этому возрасту у ребенка изменяется физиология, если раньше он полностью зависел от мамы, то теперь он становится самостоятельным, он умеет ходить, может сам что-то делать.

Этот кризис необходим ребенку для осознания трех важных моментов: «я есть», «я могу существовать отдельно от других», «я хочу». К концу кризиса должен произойти разрыв «психологической плаценты» между мамой и ребенком, малыш должен научиться осознавать себя отдельной личностью.

В этот период родителям важно не навязывать ребенку свое мнение, а разрешать пробовать выбирать самому, делать что-то самому. Это очень важно для будущего вашего малыша, ведь если он сейчас не научится полагаться на себя, на свои знания и умения, это может не произойти никогда, и ваш ребенок так и останется слабовольным, нерешительным и беспомощным.

3 года. Этот кризис может начаться в 2,5 или даже в 3,5 года. В этот период ребенок хочет все делать сам, у него просыпается неимоверная жажда исследования. Совет родителям – не стоит запрещать ребенку познавать мир, не говорите ему «нет», не ругайте его за проявления эмоций, лучше подскажите ему, как сделать то, что он хочет, безопасным способом, проявить эмоции так, чтобы никого не обидеть.

В этот период решающее значение приобретает потребность в общении с другими детьми, постарайтесь обеспечить ребенку это общение, отдайте его в детский чад или в школу развития.

6—7 лет. Этот кризис связан со школой, его еще называют кризисом первоклассника. Он обусловлен тем, что теперь ребенок получает дополнительную свободу и дополнительные обязанности.

Кризис у всех первоклассников проявляется практически одновременно, в первый же месяц учебы. Это связано с тем, что в первые месяцы обучения ребенку нужно научиться сдерживать свои эмоции и порывы, а также подчиняться школьным правилам.

Ограничения, которые привносит в жизнь ребенка школа, могут привести к тому, что малыш станет плаксивым, раздражительным, тревожным, агрессивным.

В это время родителям советуют поддерживать ребенка, стараться дать ему свободу там, где это возможно, пусть дома ребенок будет активным, пусть бегает и скачет, раз в школе этого делать нельзя.

10— 12 лет. Этот кризис обычно проходит достаточно спокойно. В период кризиса ребенок пытается найти золотую середину между собственным мнением и мнением коллектива. Сейчас он учится выражать свою мысль, определяется в своем взгляде на тот или иной вопрос.

Важно, чтобы родители в этот период интересовались тем, что считает ребенок, о чем он думает, чтобы они уважали его мнение, считались с ним. Стоит помнить, что если сейчас ребенок не утвердится в своем взгляде на жизнь, то в дальнейшем сделать это будет проблематично.

13—16 лет. Этот кризис называют подростковым. Его интенсивность и успешность зависит от того, как прошли все предыдущие кризисы, насколько ребенок сформировал свое мнение, умение общаться с людьми, насколько он умеет принимать решения, отстаивать свою мысль.

Этот период ознаменован тем, что подросток хочет свободы, он мечтает избавиться от гиперопеки, если таковая имеется.

Совет родителям – дайте ребенку свободу, но с некоторыми оговорками, объясните ему, почему нельзя гулять до 4 утра, почему та или иная поездка может быть опасной, растолкуйте ребенку, где находится граница дозволенного, объясните, что вы не хотите ему ничего запрещать, просто вы хотите, чтобы он был жив и здоров.

Взаимопонимания вам с детьми!

www.vospitaj.com

Возрастная психология – психологические изменения человека по мере взросления

Взросление – процесс, начинающийся с момента рождения, безостановочный и необратимый. Ваш ребенок становится старше день ото дня, он растет и меняется – и внешне, и внутренне. Как уследить за всеми переменами и не упустить самое важное?

Возрастная психология – раздел науки, занимающийся изучением взросления человека. Психологи разделили всю человеческую жизнь на этапы с более-менее четкими границами, и составили примерное описание переживаний и стремлений человека. Именно эти этапы взросления мы и обсудим сегодня.

Этапы взросления человека в течение жизни

Существует множество периодизаций, как подробных, так и не очень, составленных по самым различным признакам. Пожалуй, каждый более-менее крупный ученый-психолог создавал собственную периодизацию взросления. В итоге, их используют в равной степени, но есть одна относительно универсальная, которая наиболее полно охватывает все этапы взросления и используется повсеместно.

Развитие ребенка делится на следующие периоды:

  1. Раннее детство (включает в себя младенчество (до года) и ранний возраст (до трех лет)).
  2. Детство (включает дошкольный возраст (до семи лет) и младший школьный возраст (до двенадцати лет)).
  3. Отрочество (состоит из подросткового возраста (до пятнадцати лет) и юности (до восемнадцати лет)).

Далее, согласно большинству классификаций, начинается молодость, и человек уже считается взрослым, поэтому поговорим только о первых трех периодах – как о самых важных в жизни любого человека. Сайт elgreloo.com предлагает вам краткий экскурс в возрастную психологию, помогающий здраво оценить все перемены, происходящие с вашим ребенком, и адекватно на них отреагировать.

Этап первый: раннее детство человека

Данный этап взросления начинается с первых же вздохов новорожденного. В этот период он полностью открыт миру и абсолютно, безоговорочно доверчив, а главное его занятие – общение с окружающими и изучение всего эмоциального диапазона, на который способен человек. Младенец учится общаться с людьми, распознавать их эмоции, реагировать на них и демонстрировать свои. Недостаток общения с близким человеком – в идеале, матерью – именно на этом этапе может привести к тому, что в дальнейшем ребенок будет испытывать значительные трудности с общением, социальным взаимодействием, эмпатией и проявлениями обыкновенной человеческой близости – дружбы или любви.

Следующий этап взросления – это собственно раннее детство, длящееся с года до трех. Этот этап целиком заполнен открытиями – оказывается, вокруг есть целый огромный мир, наполненный самыми разными вещами, и их можно трогать, двигать, извлекать звуки, разбирать, чтобы узнать, что же там внутри, пытаться собрать обратно или попросту сломать. В этом возрасте начинается активное умственное развитие – ребенок развивает наглядно-действенный образ мышления, хорошо понимает примеры, которые ему приводят, становится способен сам выстраивать простейшие логические цепочки в привязке к реальным предметам и ситуациям, а также решать практические задачи. Роль родителей на этом этапе – показывать и рассказывать как можно больше, пополняя словарный запас и жизненный опыт ребенка как можно большим количеством информации, а заодно – обеспечивая его безопасность во взаимодействии с окружающим миром.

Этап второй: дошкольный и младший школьный возраст

Дошкольный этап взросления длится с трех до семи лет и отличается от предыдущих тем, что ребенок начинает играть в различные ролевые игры. В этот период самым важным является общение со сверстниками. Ребенок учится взаимодействовать с другими, создавать и поддерживать правила, решать конфликты и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, в процессе детских игр развивается абстрактное логическое мышление, воображение и умение концентрироваться на одном деле, не отвлекаясь на другие.

Многие дети в этом возрасте начинают попытки постоянно принимать участие в деятельности взрослых – пытаются помогать по дому и всячески подражать. Не стоит ограничивать детское желание быть полезным – отказав, вы можете навредить взаимной привязанности и доверию, существующему между родителем и ребенком. Лучше создайте ему условия, в которых он сможет делать что-то вместе с вами с минимальным вредом и для себя, и для самого дела.

Этап взросления, приходящийся на младший школьный возраст, является особенно сложным. На его начало приходится один из серьезнейших возрастных кризисов ребенка, связанный с началом обучения в школе и полной переменой стиля жизни. Беззаботность сменяется подчинением расписанию, ребенок пытается влиться в абсолютно новый коллектив и приобрести новые привычки, вырабатывает навыки концентрации, самоконтроля и планирования собственного времени.

В это время крайне важно помогать ребенку – не выполнять работу за него, чем грешат многие родители, а помогать, направлять и поддерживать во всем. Ругань из-за оценок и постоянное сравнивание с другими учениками класса лучше позабыть – ни к чему хорошему это не приведет, а мотивацию учиться убьет на корню. Наказание за учебные неудачи лучше оговорить заранее: например, за определенное количество хороших оценок ребенок получает выполнение какого-либо своего желания, за плохие – ограничивается в чем-либо. Самое важное – соблюдать все обязательства и ни в коем случае не отнимать в качестве наказания право на получение награды за предыдущие успехи.

Этап третий: отрочество и юность

Подростковый возраст по праву считается самым тяжелым. Этот этап взросления начинается примерно в 12 лет и длится до 15-16 – в зависимости от индивидуальных особенностей. Время это одинаково сложное как для детей, так и для родителей – дети изо всех сил стремятся к независимости и больше всего боятся, что не смогут ее получить, родители – что ребенок отдалится и станет независим от них. В результате – конфликт интересов и полное разрушение сохранившегося с детства доверия.

В этой ситуации родители должны помнить, что в подростковом возрасте повзрослевшему ребенку важнее всего – повысить собственную самооценку и обрести авторитет вне семьи – в какой-либо группе сверстников. Чем больше вы будете ему препятствовать, тем сильнее он будет стремиться к этому. Задача родителей – обеспечить ему полное принятие и «надежный тыл», место, куда он всегда сможет вернуться и где его примут любым. Уверенность в том, что ему есть на кого положиться, сделает подростка увереннее в себе самом, и как итог – успешнее в его целях и спокойнее в выборе средств их достижения.

По окончанию подросткового возраста наступает последний этап взросления – юность. Она длится с пятнадцати-шестнадцати лет примерно до восемнадцати – до конца школы. В этом возрасте вчерашний беззаботный ребенок впервые задумывается о своем месте в пугающем взрослом мире и начинает осмысливать все, чему он научился, в попытке понять, как это можно использовать. Именно в этом возрасте большинство решает, кем они хотят стать. Не стоит отговаривать своего ребенка от идеи приобрести профессию, которая вам совершенно не нравится – если он этим горит, то все равно добьется, и даже если и сдастся под вашим давлением – потом всю жизнь будет винить именно вас в своей несбывшейся мечте.

Воспринимайте его решения всерьез, направляйте советами, но ни в коем случае не пытайтесь давить и решать за него – он уже почти взрослый и сам решает, как ему жить дальше. Позвольте ему самостоятельно приобретать тот опыт, который вы уже имеете – и ваши отношения будут гораздо прочнее и доверительнее.

Рекомендуем почитать другие полезные статьи по теме

elgreloo.com

как внешние факторы влияют на взросление

В этой статье:

Ребенок растет, развивается, становится старше. Процесс взросления можно разделить на несколько больших периодов. Традиционно периоды развития ребенка рассматриваются с периоды развития ребенкамомента зачатия и до 17-18 лет. За это время он из малыша превращается в полностью сформировавшегося физически и психически человека.

Теперь начинается взрослая жизнь. Каждый период отражает момент взросления, получение новых важных знаний о мире. Конечно же, на степень изменений всегда влияют факторы внешней среды. Все дети хоть и разные, но развиваются по одинаковым параметрам, так что данная схема взросления подходит для любого человека.

От момента зачатия

Считается, что уже от самого момента зачатия можно отсчитывать периоды развития. Ребенок существует пока что как совокупность клеток, хотя это как раз время самого бурного роста, усложнения организма. Чем развитие плодастарше мы становимся, тем медленнее происходят все важные процессы. От рождения до первых 3 лет человечек меняется на все 300%. Из беззащитной крохи он превращается во вполне самостоятельного маленького мальчика или девочку.

Дальше — дошкольный возраст, подготовка к школе. 11 лет в школе — тоже огромный скачок развития. Малыши приходят в 1 класс, еще ничего не зная, и мало чем отличаются от детсадовской группы. По окончании 11 классов это вполне взрослый человек, обладающий правом выбора. Пойти работать, продолжить учебу, создать свою семью — он уже более-менее готов ко всему этому.

Первые периоды жизни непродолжительны. От зачатия до развитие человекарождения пройдет всего 240 дней. Затем счет изменений идет на месяцы, годы. В биологии есть закон: чем выше интеллект, тем беззащитнее рождается детеныш. У животных малыши появляются на свет уже вполне развитыми. Проходит 2-3 месяца, и маленький котенок уже может самостоятельно есть, играть, чуть позже сможет охотиться. Всего 6 месяцев — у вас самостоятельное животное, готовое даже к продолжению рода. А ребенок в 6 месяцев вряд ли еще может держать ложку и правильно сидеть.

Начальный период

Зачатие – момент, когда встречаются и соединяются две клетки. После этого начинается деление. Сейчас существует реальная опасность, что процесс прекратится, и эмбрион не удастся сформировать. Как только кризисный момент минул, заканчивается начальный период.

Эмбриональный период

Он длится до 8-й недели беременности. Сформированы рудименты ручек и ножек, начинается формирование внутренних органов. У ребенка появляется первое сердечко, кишечник. На этом этапе тоже существует много опасностей – например, неправильное формирование тканей, органов.

Плодный (фетальный) период

С 9 недели начинается фетальный период. Ребенок приобретает все более четкие контуры — становится похож (еще отдаленно) на младенца. Плодный период длится до самого момента начала схваток у матери. Здесь, в покое, у малыша формируются все необходимые органы, создается кровь, поступает кислород. Ребенок питается через кровь матери. У него уже работает кишечник, мочевой пузырь. Каждый день происходит что-то новое. Вот он уже корчит гримаски или шевелит ручкой.плодный период

Мама многое чувствует: он толкается, растет, перемещается. Сейчас очень важно, чтобы женщина вела правильный образ жизни. Никаких сигарет, алкоголя, наркотиков и опасных лекарств. Должно быть правильное питание, витамины, отдых. На протяжении всей беременности сохраняется опасность выкидыша. Если организм женщины решит, что плод угрожает ее жизни, к сожалению, начнутся необратимые процессы.

Вот поэтому так важно вовремя посещать врача, проходить контрольные проверки. Развитие плода длится 240 дней. Потом наступает время для малыша появиться на свет. Это значит, что он готов к жизни, все системы сформированы. Кроме мозга, который еще несколько месяцев после рождения будет «дозревать».

Перед рождением

Это короткий период от начала схваток до полного отделения ребенка – имеется в виду момент, когда перерезается пуповина. Теперь начнется уже настоящая жизнь — в большом мире, с мамой и папой.

Новорожденность

Время сразу от момента рождения и до конца 4-й недели жизни. Все мамы знают, что это сложный период. Первые 4 недели малыш находится дома, за ним нужен особый уход. Кормить каждые 2-3 часа, купать 2 раза в день… Сейчас он привыкает к новой жизни. Ребенок новорожденный ребеноквпервые вдохнул наш воздух, его легкие раскрылись. Все системы организма первый раз пробуют работать уже без материнской поддержки.

Сейчас он много спит. Во время сна происходит естественный рост. Все то, что ребенок почувствовал, увидел, услышал за день, должно «перевариться» во время сна. Сейчас нормализуется его давление, кровь начинает вырабатываться активнее. В первое время у малыша еще фетальная кровь, а не «взрослая». Постепенно, за первые 1-2 месяца, она полностью заменится.

Грудничковый период

От 4-й недели и до конца 1 года жизни. Сейчас идет активное физическое развитие ребенка. Вообще, первые периоды развития ребенка после рождения направлены больше всего на физическое развитие. Так будет продолжаться до 2 года жизни. Дальше акцент делается на умственное, психическое развитие. А сейчас важно скорее вырасти, окрепнуть, научиться сидеть, ползать, ходить без помощи посторонних.грудничковый период

В этот период длина тела у ребенка быстро растет, до 50% всего за 10-11 месяцев. Меняется абсолютно все. Появляются и исчезают рефлексы, происходит перемена питания. До 6 месяцев мама кормит малыша грудным молоком или же смесью, если необходимо. С 6-го месяца уже можно и даже нужно вводить прикорм. Все потому, что к этому моменту появляются первые зубки. Желудок и кишечник к этому времени уже готовы к более плотной пище.

В этот период трансформируется метод общения малыша с окружающим миром. Он изучает предметы, глядя на них, прикасаясь.  Затем начинает криками, плачем подзывать маму. Он уже знает ее, узнает лицо, запах, голос.

Предшкольный период

С 1 годика и до 3 лет длится следующий период — предшкольный. Сейчас время познания. Первое и самое главное – развитие речи. Только так можно общаться, высказывать свое мнение, делиться с окружающим миром своими переживаниями. Родители стимулируют речь. Малыш слышит их и запоминает связь «слово-предмет».

К 2-3 годам ребенок уже довольно самостоятельный. Его научили простым действиям: предшкольный периодзавязывать шнурки, застегиваться, мыть ручки. Он самостоятельно пользуется туалетом. Теперь он может отправиться в детский садик. Это очень важно, ведь именно там дети получают социальный опыт. Целый день они играют вместе, дружат, ссорятся и мирятся.

Сейчас идет одновременное физическое и психическое развитие. Малыш готовится к переходу на новый уровень — скоро будет 1 класс. Конечно, до этого еще нужно дотерпеть. И сначала – подготовиться. Развить речь, логическое и ситуационное мышление, мелкую моторику. Школа станет отличной проверкой: чему малыш научился за всю свою маленькую жизнь?

Дошкольный период

Это возраст с 3 до 7 лет. В это время дети уже вполне осмысленно могут вести разговор, общаться. У них сформировалось свое мнение по многим вопросам. Конечно, уже давно ребенок спит всю ночь, много играет. Сегодня для него игра — самое интересное и желанное занятие. Во время игры он отрабатывает многие социальные ситуации. Игра же станет лучшим мотивом для обучения.

Особенность психики в этот период — схватывается лишьдошкольник интересное, яркое. Запоминается хорошо то, что вызвало живой интерес у ребенка. Воспитатели в садике стараются строить уроки по этому принципу. Диафильмы, плакаты, наглядные опыты — все это весело и интересно. Можно даже легко выучить иностранный язык, если сделать учебу игрой.

Задача воспитателя и родителей — подготовить ребенка к школе. Игра — это замечательно, но нужно быть готовым и к учебной деятельности. Концентрация внимания повышается. Если в 2 годика малыш концентрировался всего-то 10-20 минут, то к концу дошкольного периода это время повышается до 30-50 минут. Сейчас физический рост немного замедлен. Организм уже работает как у взрослого. Идет подготовка к пубертатному периоду. Не удивляйтесь – она начинается задолго до его начала.

Период младшей школы

Длится с 7 до 11 лет. В этом возрасте немного меняются системы обеспечения организма. Дыхательная система, кровеносные сосуды, сердце – все это «пересматривает» свою работу. Физиологически могут быть небольшие изменения — младшие классынепропорциональный рост конечностей, периодическая аритмия (сердце начинает биться чаще). Человек растет – его организм перестраивается.

Сейчас время учебы, социальных контактов. Совершенствуется психика, мышление выходит на новый уровень. Это время подготовки к взрослению, формирования собственного взгляда на жизнь. Меняются и авторитеты ребенка. Если раньше это были родители, то теперь учителя, киногерои, персонажи книг занимают главенствующее место. Хочется быть похожим на них. Хотя и эти авторитеты часто сменяются. Ребенок ищет себя.

Старшая школа

Поздние периоды развития ребенка мало чем отличаются. Это начало пубертатного периода, а значит, организм уже совсем повзрослел. Последний период часто разделяют на 2-3 мелких. Но их объединяет самостоятельность, свобода мышления.

Сейчас, в 15-17 лет, у человека уже есть знания о мире. Конечно, их недостаточно, и еще рано выпускать его в самостоятельную жизнь. Но родители больше не могут контролировать на 100% жизнь и действия ребенка. Он становится взрослым.

Взросление в этот период связано с половым созреванием. Девочки быстро меняются физиологически. Буквально за одно лето она из подростка превращается в юную девушку. Меняется тело, усиливается выработка половых гормонов. старшеклассникЧисто физиологически организм уже готов к беременности. На этом заканчивается период детства – приходит юность. Родители часто не узнают своих детей – так сильно те меняются психологически.

Изменения не обязательно носят какой-то негативный характер. Просто тело уже взрослое, а вот сознание – не всегда. Родителям необходимо помочь разобраться детям в том, что вообще происходит. Хотя если с самого детства климат для развития был позитивным, дома была атмосфера понимания, поддержки, то у детей не должно быть сильных проблем. Родители должны вспомнить самих себя в этом возрасте и не диктовать свою волю, а деликатно оградить детей от ошибок и помочь им сделать выбор.

rebenkoved.ru

как вместе пройти этот путь

Этапы взросления

Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.

Первый – от 10 до 13 лет.

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.

В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.

Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.

Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше.

Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал.

Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Второй период – возраст 14–15 лет.

В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.

Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.

Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, развивая таланты и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу.

Разговаривайте с сыном или дочерью на равных, как со взрослыми.

Они в пятнадцать лет уже полноценные взрослые личности, просто очень молодые и пока неопытные.

Почитать в тему:

evrikak.ru

Взросление – Психологос

​Взросление – процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от “Я не могу!” к “Все будет сделано”, от надежды, что за тебя все сделают – к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности – один из важнейших критериев взросления.

Юридически, до 18 лет – ты ребенок. После 18 лет – взрослый.

По жизни, психологически, Взрослым в противопоставлении Ребенку называют человека ответственного и самостоятельного. Если ты самостоятельный и ответственный, будь тебе 10 лет – ты взрослый. Если тебе 30 лет, но ты не самостоятельный и не ответственный, ты ребенок.

Более подробно взросление описывается понятиями юноша, молодой человек и взрослый человек.

Взросление – это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности и причем не только за себя, но еще и за других людей. Взросление определяется умениями человека и объемом ответственности, который на него возложен (или который он взял на себя сам). Уровни: себя поднять, покормить, привести в порядок; настроить себя на работу, поднять себе настроение; обеспечить родителей; родить и вырастить детей; родить и довести до ума Проект; сделать направление или Фирму.

Во взрослении есть и плюсы, и минусы. Минусы взросления прекрасно описывает Т.В. Гагин:

“Взросление лишает человека любви. Как? Непросто. Но надежно. Человек взрослеет (не разом, постепенно) постольку, поскольку все глубже — и в смысле веры, и в смысле повседневной практики — понимает одну простую вещь. Он сам — сам по себе, какой он есть — НИКОМУ НЕ НУЖЕН. Никому. Совсем…” См.→

Все ли хотят взрослеть? – Нет. Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. У детей проблем нет, им живется легче. Поэтому многие люди – это великовозрастные дети. Но есть и дети, которые ведут себя как взрослые.

Как взрослеть?

Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым.

И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление.

Взрослость предполагает Планирование жизни – подчиненность четкому плану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым – означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Дети: Все, что важно занать о каждом этапе взросления



Счастье материнства, гармония в семье, радость на лицах детей, мудрые папа и мама, знающие как легко развивать и воспитывать ребенка — все это можно назвать просто — осознанное родительство! Зная особенности возраста, тонкости детской психологии, любой родитель сможет вырастить уверенного, доброго, счастливого и самодостаточного человека.

Давайте знакомиться, меня зовут Анна и я веду блог @top_top_bambino о детской психологии и осознанном родительстве.

Что важного есть на этапах взросления ребенка? На чем родителям нужно сконцентрировать внимание в каждый детский год? Как не пропустить важное на каждом периоде развития? Тема достаточно обширная, но давайте рассмотрим основные моменты первых 10 лет.

фото: picolove.ru

До 1 года: происходит формирование безопасности или полного доверия к миру. Важно наличие ритмичной и певучей речи. Поэтому, дорогие родители, обклеивайте стены потешками и колыбельными и разучивайте их. Чем больше впитает малыш ритмичности — тем более чистой будет его речь в будущем. И, конечно, все это хорошо как для спокойствия мамы, так и для спокойствия малыша. Ведь пение привносит гармонию в общее состояние!

1 год: «Я есть в этом мире». Начинают потихоньку формироваться все познавательные процессы (память, внимание, воображение, мышление, восприятие, ощущение). Важно с 1 года до 2х лет уделять малышу побольше времени, хвалить, давать телесный контакт (взять на колени, погладить). Родители своим общением и поведением должны дать ребенку понять, что «ты есть и это для нас самое ценное». Но! Не стоит вмешиваться в самостоятельную игру ребенка. Если уж малыш чем-то занят, не стоит отвлекать его, даже если полный подгузник или сопли размазаны по всему лицу, ковру и игрушкам.

2 года:  утверждается «Я есть». В этом возрасте ребенок активно начинает оказывать сопротивление во всем. Пресловутый «кризис 3х лет» сдвинулся к 2,5 годам. Малыш всячески демонстрирует: «обратите на меня внимание!». Сгладить этот период можно только одним способом: ОТВЛЕКАТЬ. Дети, начиная с двух лет очень легко отвлекаются от своих проблем. Стоит просто сказать: «Ой, мышка побежала» или «А за окном заяц полетел». И лучше переключать на другую деятельность ДО начала возникновения конфликта.

3 года: начинается самый прекрасный возраст — возраст послушания. Дети этого возраста мягкие и нежные, они соглашаются со многим, могут быть послушными. Самое главное в этом возрасте, чтобы научить ребенка самоорганизации или чему-либо еще — это похвала!
Т.к. дети очень эмоциональны в этот период — родителям категорически нельзя ссориться! Тем более разводиться. Травма будет на всю жизнь и станет сильнейшим ударом по здоровью.

4 года: ребенок меняется кардинально! Он словно срывается с цепи, высока мышечная активность: они скачут, прыгают, носятся, толкаются и строят катакомбы. Если в доме, где есть 4х-летка, чистота и порядок — это однозначно невроз у мамы, а следовательно и у всей семьи. Единственный способ привлеч внимание ребенка этого возраста — остановить, присесть, поймать взгляд (очень важен контакт глаза в глаза) и мягко, спокойно сказать: «Так делать не надо, вот это хорошо, а это плохо». Объясняйте все подробно, иначе на простое эмоциональное «не надо!» или «нельзя!» у ребенка закрепится такое поведение.
Родителям важно в этом возрасте малыша быть спокойными и твердыми. Многое лучше просто игнорировать.

5 лет: начинает формироваться интеллект — это гармоничное развитие всех познавательных процессов. Дети схватывают все на лету! Для родителей важно в этот период давать как можно больше загадок (самое лучшее придумывать загадки вместе с малышом, а потом чтобы он сам начал придумывать), головоломок, ребусов. Так же как и в 3 года, рычагом в управлении ребенком будет похвала.
Обязательно назначьте своему маленькому помощнику 2-3 дела по дому (поливать цветы, кормить кота, стирать со стола). И еще важно: 5-летку ни в коем случае нельзя игнорировать. Даже если вы заняты разговором с президентом, обратите внимание, сказав: «Дорогой/ая, я как закончу, подойду». Не стоит отмахиваться или злостно шептать: «Подожди, не видишь я занята!?»

6 лет: возраст социализации! Ребенок учиться устанавливать взаимосвязи, улаживать конфликты, играть по правилам. Так же, как и в 5 лет, нельзя игнорировать малыша. На своем примере показывайте и обьясняйте, как познакомиться, как войти в игру, как вести себя в споре… Помогайте малышу устанавливать контакты как с детьми, так и со взрослыми.

7 лет: «А какой я?». И снова на помощь родителям приходит похвала. Это — кризисный возраст. Закончилось основное формирование личности. Часто в этом возрасте, если что-то не получается, ребенок впадает в полное самоуничижение. Поэтому будьте терпеливы и во всем помогайте.

8 лет: в этот возрасте чем больше ограничений, тем ребенку уютнее. Поэтому постарайтесь ввести режимные моменты. Таким образом вы сможете показать как легко живется, когда можешь сам себя организовать, когда ставишь цель и достигаешь ее.

9, 10 лет: самые семейные периоды. Проводите как можно больше времени вместе. Ходите в музеи, театры, кино. Устраивайте семейные походы на природу, пикники. Дети в этом возрасте эмоционально предсказуемые, оптимистичные. В общем, получайте удовольствие от общения, показывайте и обьясняйте все, о чем они попросят.

Подытожим! Важно запомнить, что в возрасте 3, 5, 9, 13 лет очень нужно хвалить свое ненаглядное чадо! Причем не просто «молодец». А наделяйте ребенка качествами: заботливый, терпеливый, внимательный, нежный, аккуратный, щедрый и т.д. То есть, когда ребенок по вашей просьбе принес вам стакан воды, скажите: «Спасибо тебе, мое солнышко, ты у меня такой заботливый». На грамотной похвале в эти возрастные периоды, ребенок свернет горы. Важно стараться не давать волю эмоциям. Спокойная мягкая похвала придаст сил и значимости и подстегнет к еще большим свершениям.

Счастья и гармонии вашим семьям! Терпения в сложные периоды и наслаждения в интересные моменты!

Автор: Анна Чернядьева

 



thejizn.com

описание, порядок определения, психологические аспекты

Стенли Холл говорил о нем, что это период бури и натиска. – говорил о нем Стенли Холл. Ж-Ж. Руссо называл его периодом бурь и страстей, процессом “рождения во взрослую жизнь”. Для Л.С. Выготского он был переломным, критическим, переходным. Родители и учителя считают, что он трудный, невыносимый, кошмарный. И это все он – подростковый возраст. Когда его ждать? Как к нему подготовиться, понять и пережить?

Когда подросток стал проблемой

Подростковый возраст как самостоятельный и обособленный период человеческой жизни – это относительно современное явление. Исследования антропологов и культурологов описывают гармоничное и бесконфликтное протекание процесса взросления в примитивных культурах, а также в эпоху допромышленного развития цивилизации. Дети с ранних лет были включены в трудовую и повседневную бытовую жизнь окружающих. Имели обязанности, физически выполнимые в их возрасте, несли ответственность за результат перед семьей, племенем.

После окончания младенчества прекращалось жесткое разделение форм поведения на детское и взрослое. Таким образом человек с ранних лет приобретал навыки и знания, необходимые в дальнейшей жизни. В таких условиях обучение способам взрослого поведения происходило плавно. К возрасту полового созревания ребенок был полностью готов к выполнению требований самостоятельной зрелой жизни. Только с середины 17 века стали выделять особый период в жизни человека – подростковый возраст в качестве нового социального явления.

Юридические границы подросткового возраста

Кто и когда определил эти границы

Все основные направления и школы зарубежной психологии не обошли своим вниманием вопрос о том, каковы возрастные границы подросткового возраста. С.Холл первым из психологов дал научное обоснование этого явления. Он считал, что возрастные границы подросткового возраста составляют период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет). Его последователи выделяли в этом диапазоне уже два периода – от 11-13 лет и до 17-20 лет. До сих пор не удалось выработать единый подход к определению четких возрастных границ этого периода. Несмотря на то, что в английском языке под определение подросток попадают только лица в возрасте 13-19 лет, в зарубежной психологии преобладает определение adolescence – взросление с диапазоном от 12-14 до 25 лет.

Границы подросткового возраста в отечественной психологии

В России проблемы, связанные с данным возрастом, первыми исследовали Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. Основной причиной особенностей данного периода они считали кардинальную смену интересов и ведущей деятельности.

Исходя из этого, общий возрастной период от 11 до 17 лет подразделяют на два: первый от 11 до 15 лет, и старший подростковый возраст в границах 15-17 лет.

Интересы, свойственные подросткам в это время, следующие:

  • К собственной личности.
  • Тяга к противодействию, сопротивлению.
  • Интерес к романтике, героизму, риску.
  • Установка на большие масштабы, глобализацию интересов

Границы подросткового возраста по Выготскому отмечены кризисами 13 и 17 лет, которые отделяют детство от подросткового периода и юношеского соответственно. Именно в это время подросткам свойственно совершать неординарные поступки.

Подростковый возраст по Выготскому границы

Взгляд со стороны

Медицинская наука по-другому отвечает на вопрос о том, каковы границы подросткового возраста. В возрастной физиологии установлены следующие этапы взросления и их нормы.

мальчики (лет) девочки (лет)
1 этап от 10-13 до 12-14 от 8-10 до 9-12
2 этап от 12-14 до 13-16 от 9-12 до 10-12
3 этап от 13-16 до 15-17 от 10-13 до 11-14
4 этап от 15-17 до 17-18 от 11-14 до 15-16

Первый этап – начало усиленного роста костной и мышечной тканей. Появление признаков полового формирования.

Второй этап – основным признаком являются скачки роста (прибавка достигает до 8 см в год) и увеличение массы тела (до 8 кг в год). Продолжается развитие вторичных половых признаков: набухание груди и молочных желез (у мальчиков впоследствии пропадает), слабая пигментация, начало роста пениса.

Третий этап – максимальная активность тестостерона и эстрогена приводит к бурному половому формированию. Активный рост волос на теле (согласно мужскому и женскому типу), ломка голоса, первые эякуляции у мальчиков и менструации у девочек

Четвертый этап – окончательное формирование репродуктивной системы.

Особенности физиологического взросления

Интенсивная перестройка эндокринной системы знаменует собой с точки зрения медицины начало подросткового возраста. Окончание этого периода – достижение половой зрелости.

В это непростое время ребенок постоянно приспосабливается, адаптируется к физическим и физиологическим изменениям, которые происходят в его организме с необычайной скоростью. Новые пропорции тела лежат в основе неуклюжести, подростковой угловатости. Это не прибавляет молодой личности уверенности в себе. У мальчиков во время смены тембра голоса иногда случаются срывы на высоких нотах, что также может переживаться ребенком болезненно.

Сроки формирования вторичных половых признаков имеют большой индивидуальный разброс в рамках общей возрастной нормы, что приводит к переживаниям и непринятию своего тела. Бурное развитие вызывает проблемы в работе сердца, легких, кровеносной системы, что приводит к перепадам мышечного и сосудистого тонуса, а также физического состояния и настроения. Эмоциональная нестабильность усиливается новым для подрастающей личности чувством сексуального возбуждения. Все это усугубляет сложность и противоречивость подросткового возраста.

Возрастные границы подросткового возраста составляют

С точки зрения закона

Юридические правовые нормы для юношей и девушек в Российской Федерации регулируются Гражданским Уголовным Кодексами РФ.

Согласно им, юридические границы подросткового возраста установлены в пределах от 14 до 18 лет. Данная категория граждан РФ называется несовершеннолетними.

Некоторые правовые нормы касаются и ребят от 6 до 14 лет. Это малолетние несовершеннолетние.

Права и обязанности

Как зафиксировано в нормативных документах:

Малолетние несовершеннолетние имеют такие права:

  • Совершать мелкие бытовые сделки (покупки).
  • Распоряжаться по собственному усмотрению средствами, предоставленными законными представителя с их согласия.
  • С 10 лет мнению и действия ребенка придается юридический смысл.

Несовершеннолетние имеют такие права:

  • Быть авторами произведений искусства, литературных и научных работ.
  • С 14 лет устраиваться на работу с согласия родителей.
  • С 15 лет самостоятельно устраиваться на работу.
  • С 16 лет заниматься предпринимательской деятельностью
  • Распоряжаться своим заработком и доходами по своему усмотрению
  • имеют право открывать счет в банке, распоряжаться вкладом по своему усмотрению.
  • с 16 лет появляется полная административная и юридическая ответственность.
  • с 16 лет возможна юридическая эмансипация (признание полной дееспособности по решению суда или органов опеки).
Возрастные границы подросткового возраста

Что говорят психологи

Почему в современном мире так остро, а зачастую и болезненно переживается короткий (относительно к общей продолжительности жизни) подростковый период?

Л.С, Выготский отмечал три линии взросления человека в онтогенезе. Эти векторы развития имеют начальную и финальную точки своего направления. Вот три вида созревания:

  • Органическое.
  • Половое (составляющая часть органического созревания, но настолько важная, что выделена в особое направление).
  • Социальное.

В примитивных культурах и до 17-18 веков финальные точки полового и социального взросления совпадали. Это фиксировалось ритуалами инициации и традициями общежития, которые способствовали началу самостоятельной взрослой жизни, такими как военная служба, обучение ремеслу вне семейного клана (ученичество), создание собственной семьи. Позже (через пару лет) завершалось органическое взросление.

Как вы теперь определите границу подросткового возраста? Вследствие развития общества и усложнения социального взаимодействия окончательные точки взросления сильно разошлись во времени. Сначала завершается половое созревание, затем органическое. Развитие социальной самостоятельности сейчас очень растянуто во времени. Начавшись в 13 лет, оно часто не заканчивается и в 25.

Определите границу подросткового возраста

Почему с ними так сложно

В границах подросткового возраста возникает новая особенность психологического развития человека – чувство взрослости. В рамках этого новообразования ребенок стремится к полной самостоятельности.

На начальном этапе пути своей новой жизни ребенок прибегает к демонстративным проявлениям взрослости. Появляется желание быть независимым в выборе одежды, самостоятельным в выборе друзей и развлечений. У юного человека возникает потребность сопротивляться временным рамкам режима, установленного родителями и учителями. Нередко подростки используют атрибуты взрослой жизни, запрещенные детям – курение, алкоголь, ненормативная лексика, пытаясь тем самым расширить возрастные границы подросткового возраста.

Окружающие часто называют младший подростковый возраст детством. Поэтому они не только не помогают повзрослевшей личности утвердиться, но и усиливают контроль, свое давление. Это приводит к обострению конфликта, начинается дистанцирование от родителей в психологическом и эмоциональном плане.

Семья или улица

Важным и определяющим становится влияние сверстников. От них во многом зависит представление подростка о себе, своей значимости и ценности. В этот период начинает формироваться статус “Я – концепция”. Если раньше в оценке себя ребенок ориентировался на мнение взрослых, то с 11-12 лет проявляется интерес к собственному внутреннему миру. В это время происходят первые опыты рефлексии и самопознания. Понять, какой он есть на самом деле – главная составляющая сложной внутренней работы подростка.

Оценки при этом очень пристрастны и не всегда соответствуют действительности. Непринятие своей внешности – это только вершина айсберга проблем, которые пытается решить подросток, формируя образ “реальный Я”. Существует и образ “Я идеальный”, который складывается под влиянием окружения: сверстников, СМИ, значимых взрослых. Несовпадение данных образов приводит к переживаниям, девиантному поведению. Задача родителей состоит в том, чтобы сблизить эти образы, мягко их корректируя.

Каковы границы подросткового возраста

Быть или казаться

Пытаясь всеми силами казаться взрослыми, дети младшего подросткового возраста еще не готовы и не могут быть таковыми в полной мере. В сложных ситуациях, когда необходимо нести ответственность за свои поступки и решения, они желают получить защиту и опеку взрослых. Чуткий и мудрый родитель никогда не будет использовать эту уязвимость ребенка в качестве способа подавить его самостоятельность. Защитив и решив проблему, правильный родитель постарается подсказать, как действовать в следующий раз, чтобы решить ситуацию без помощи взрослых.

В начале жизненного пути

В старшем подростковом возрасте остро встают вопросы жизненных перспектив, профессионального самоопределения, нравственных ориентиров. Основное влияние на формирование данных критериев личности оказывает семья. Сознательно, а чаще неосознанно, пишется сценарий будущей жизни. В этот период подросток пытается отстоять свою социальную независимость, так как от него могут потребовать одновременно беспрекословного подчинения и принятия ответственного решения. Он чувствует себя “на двух стульях”: голосовать можно, но жениться нельзя, работать можно, но купить алкоголь нельзя. Атрибуты взрослой жизни перемежаются с ограничениями, характерными для детства.

Старший подростковый возраст границы

Взрослый, но еще ребенок

Три совета для родителей:

  1. Если вы запутались в возрастных границах подросткового возраста, внимательно относитесь к своему ребенку. Все эти нормы весьма условны и имеют большие индивидуальные расхождения.
  2. Если вы считаете, что развитие вашего ребенка не соответствует этапам, описанным в статье, еще раз прочтите пункт 1.
  3. Если вы сравниваете своего ребенка с другими (детьми друзей, коллег, одноклассниками), снова перечитайте пункт 1.

Зная и понимая особенности подросткового возраста в современном мире, можно немного ослабить “бури и страсти”, сопровождающие взросление. Однако вряд ли получится их полностью избежать.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *