Формирование это процесс – Формирование – это… Что такое Формирование?

Содержание

Формирование – это… Что такое Формирование?

  • формирование — См …   Словарь синонимов

  • ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, формирования, ср. 1. только ед. Действие по гл. формировать и состояние по гл. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж. д.). Формирование взглядов. Формирование полков. Формирование организма. 2. Сформированная, вновь… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФОРМИРОВАНИЕ — 1) окончательное развитие тела. 2) приведение отряда войск в полный состав. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОРМИРОВАНИЕ 1) окончательное развитие тела; 2) приведение отряда войск в полный состав.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • формирование — я, ср. former > нем. formieren. 1. Действие по знач. гл. формировать и формироваться. Формирование кроны дерева. БАС 1. Когда строить роты, Шеф или Коммандир командует: к формированию! по своим ротам! первая колонна на право, а вторая на лево! …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФОРМИРОВАНИЕ — 1) придание определенной формы2)] Составление, образование какого либо коллектива, воинской части и т. п3) Вновь организованная воинская часть …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, я, ср. 1. см. формировать, ся. 2. Воинская часть (вновь сформированная или уже существующая) (спец.). Подошли новые формирования. Временное ф. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Формирование звёзд — Формирование звезды процесс, которым плотные части молекулярных облаков коллапсируют в шар плазмы, чтобы сформировать звезду. Эволюция звезды начинается в гигантском молекулярном облаке, также называемым звёздной колыбелью. Большая часть… …   Википедия

  • формирование — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN shaping …   Справочник технического переводчика

  • Формирование — ср. 1. процесс действия по гл. формировать 1., 2., формироваться 1., 2. 2. Результат такого действия; вновь сформированная воинская часть; воинское формирование. отт. Крупная и влиятельная в бандитском мире группировка; бандитское формирование.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • формирование — идёт формирование • действие, субъект началось формирование • действие, субъект, начало обеспечивать формирование • содействие происходит формирование • действие, субъект способствовать формированию • содействие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • spiritual_culture.academic.ru

    Что такое формирование в педагогике

    Понятие формирования в педагогике

    Определение 1

    Формирование (в педагогике) – это процесс становления личности человека под воздействием всех без исключения факторов (социальных, экологических, педагогических, экономических и т.д.).

    Такие категории педагогики как формирование и развитие являются общенаучными. Ученые применяют их с целью объяснения происходящих общественных процессов и их возможных последствий. В рамках педагогики, понятие «формирования» используется не так часто, в основном процесс изменения личности в онтогенезе характеризуется таким процессом как «воспитание». Однако все чаще ученые-педагоги приходят к мнению, что понятие «развитие», «формирование» и «воспитание» совершенно разные и «несут» в себе разную смысловую нагрузку.

    Одним из основных, но не единственным фактором, формирования является воспитание. Под сформированностью понимают достижение определенного уровня, некую завершенность или законченность.

    Замечание 1

    Таким образом, «формирование» является еще не достаточно установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что она уже довольно широко используется в педагогике.

    Смысл формирования, в разные временные отрезки воспринимается и понимается по-разному. Порой его смысл чрезмерно сужается, а порой расширяется до безграничных пределов.

    Педагогическая литература прежних лет, трактует «формирование» как неуправляемое и случайное воздействие на личность ребенка. В настоящее время это понимание отвергается, а «формирование» понимается как процесс сознательного управления развитием личности ребенка или ее отдельных стороны, свойств, качеств, и доведение их до определенного совершенства.

    Педагогическая практика понимает формирование как использование конкретных методов, средств, способов и приемов воздействия на личность ребенка, с целью создания у него определенной ценностной системы, знаний, умений, навыков, склада памяти и мышления. Формирование направлено на «оформление» личности человека в целостную и устойчивую систему.

    Замечание 2

    Таким образом, формирование предполагает овладение человеком собственным поведением и успешное вхождение в социум, с его требованиями и нормами.

    Процесс формирования личности человека предполагает изменение в психических процессах, имеющих процессуальный характер. Способ успешного течения психических процессов предусматривает их последовательное развитие. Именно формирование способно связать между собой эти два явления и оказать на них необходимо воздействие. То есть, формирования является основным способом существования психического процесса и его движения по пути развития.

    В педагогике «формирование» используется в двух направлениях, как результат развития ребенка и как организованная деятельность педагога и детей, направленная на их воспитание и обучение.

    Нередко «формирование» понимают как «воспитание». Однако данные понятия следует разграничивать. Каждый ребенок рождается без знаний и умений, но через воспитание и обучение он их получает. Достижения ребенка на определенном возрастном этапе и есть уровень его сформированности. Именно так поэтапно происходит формирование знаний, умений, навыков, памяти, мышления, мировоззрения и т.д. Однако следует понимать, что не все в ребенке развивается под воздействием формирования. Оно является только лишь одним из направлений и средств развития личности.

    Движущие силы формирования

    Формирование представляет собой содержательное обогащение личности человека, которое сопровождается его оформлением, проявляющемся внешними изменениями. По своей природе формирование не имеет «финальности», на протяжении всей жизнедеятельности осуществляется процесс формирования личности, то есть оно непрерывно и бесконечно.

    Выделяют отдельные этапы формирования:

    1. Первичное формирование – происходит на этапе от рождения до взрослости.
    2. Дальнейшее формирование – осуществляется совершенствование личности или деградация, ухудшение или распад личности.

    Одним из актуальных вопросов формирования в педагогике, является вопрос о движущих силах данного процесса. Движущие силы процесса формирования имеют внешние и внутренние источники.

    Определение 2

    Внутренние движущие силы – это собственное стремление ребенка к познанию мира, получению знаний, приобретению умений и навыков.

    Внешние движущие силы – это воздействие на личность ребенка ос стороны педагогов, родителей, сверстников, окружающего социума и т.д.

    В современной педагогике процесс формирования личности является одним из наиболее актуальных и важных вопросов. Связано это с тем, что формирование личности – это самая серьезная и ответственная проблема в индивидуальном плане, предусматривающая самореализацию личности, достижение личного успеха и благополучия, реализации своих сил и возможностей.

    Результаты формирования

    Формирование личности в педагогике предполагает достижение конкретных результатов, а именно:

    1. Образовательные результаты – понимание окружающей действительности; происходящих в обществе и различных областях (экономике, политике, образовании и т.д.) изменений и преобразований; расширение собственного кругозора; осведомленности из разных областей знаний; создание оптимальных условий для самовоспитания, самообразования и саморазвития и т.д.
    2. Воспитательные результаты – сформированность политических и моральных убеждений; отношения к Родине, своему народы, истории, традициям, государственным и общественным институтам, труду, религии, социальным группам; активизация мотивов общепризнанных норм поведения, привычек, взглядов; отношение к досуговой деятельности, хобби, традициям; отношение к совершению тех или иных поступков, их моральное принятие или отторжение и т.д.
    3. Обучающие результаты – обогащение знаниями из различных областей жизнедеятельности; владение навыками поведения, профессиональными и бытовыми навыками, а также навыками различных видов практической деятельности и т.д.
    4. Развивающие результаты – успешная социализация в современном обществе; адекватность и соответствие своих интересов и наклонностей общепризнанным нормам; овладение необходимыми физическими качествами; развитость интеллекта, культуры, нравственности, деловых и профессиональных способностей и т.д.

    spravochnick.ru

    В педагогике формирование – это процесс становления личности. Методы формирования коллектива и личности в педагогике

    В педагогике формирование – это целенаправленное воздействие на ученика или студента, осуществляемое преподавателем для создания определённых условий, которые в дальнейшем поспособствуют возникновению у обучающегося новых качеств, знаний и умений. Однако данное определение не единственное. Также формированием является сам процесс становления личности (в данном случае – ученика) под воздействием вышеупомянутых факторов. Впрочем, поскольку данная тема, касающаяся педагогики напрямую, содержит массу немаловажных нюансов, стоит её рассмотреть более подробно.

    в педагогике формирование это

    Центральная проблема

    В первую очередь важно упомянуть о том, что в педагогике формирование – это одна из важнейших концепций. Которая является центральной проблемой всей сферы в целом. Ведь преподавательская деятельность направлена не только на ознакомление учеников с предметом и привитие им знаний, его касающихся. Педагоги также влияют на формирование личности каждого из учеников. А ещё помогают им реализоваться и преодолеть стихийность, с которой многие из них впервые сталкиваются именно в период обучения.

    В процессе формирования личности есть немало вопросов и нюансов. Преподаватель способен помочь ученикам реализоваться лишь в том случае, если он может в них разобраться. Это является важнейшей теоретической и прикладной частью педагогической деятельности.

    Преподаватель обязан знать о роли педагогической системы в образовании, семье и обществе, о протекании процесса формирования отдельных качеств личности, о воспитании, развитии и обучении, а также о возрастных и персональных особенностях учащихся. А ещё, помимо этого, ему должна быть знакома техника индивидуального подхода.

    Проблема современности

    В педагогике формирование – это процесс становления личности. И его принято рассматривать, как проблему воспитания. И в современном XXI веке она действительно стоит остро.

    Всё потому, что сейчас у многих людей появилась тенденция выступать за свободное развитие личности. Некоторые даже всерьёз считают педагогическое воспитание нарушением права ученика/студента быть индивидуальностью. Поэтому преподаватель-профессионал должен грамотно сочетать традиционные методы с современными.

    Самоопределение – это важно. Но! Не менее важна интеграция ученика в мировую и национальную культуру, формирование его, как гражданина, а также привитие ему осознания того, что без сотрудничества и взаимопонимания в современном обществе существовать невозможно. Зарубежные концепции интересны, но в неизменном виде и, тем более, целиком в нашу жизнь они не могут быть перенесены. Именно это должны понять в первую очередь родители XXI века.

    формирование это в педагогике определение

    Культура

    Данное понятие очень многогранно. И оно находит отражение в педагогике. Формирование – это сложный процесс. Он подразумевает привитие ученикам эстетических и этических вкусов, а также умение видеть прекрасное в том, что некогда создал человек, или находить это в чём-то другом.

    Почему это важно? Потому что личностью, о формировании которой идёт речь, может стать лишь человек, ставший частью социокультурной жизни. Это ученикам способен донести каждый хороший учитель. В психологии, которая тесным образом связана с педагогикой, под понятием «личность» подразумевается совокупность выработанных человеком предпочтений и привычек, его социальный и культурный опыт, знания, навыки и способность самостоятельно размышлять.

    Впрочем, можно выразиться более просто. Личность – это образованный и разумный человек. И цели педагогики заключаются в вызове интереса у учеников ко всему, что поможет им таковыми стать. И в последующем оказании им соответствующей помощи в достижении задуманного.

    Хороший учитель содействует развитию задатков, способностей и интересов учащихся, побуждает их к творческой деятельности. Также помогает воспитывать в них отношение к труду, обществу, различным профессиям, родителям, искусству, друзьям, жизни. Но главные цели педагогики заключаются в формировании поведения и сознания.

    хороший учитель

    Процесс воспитания

    Итак, выше было понятно рассказано о том, что представляет собой формирование. Это в педагогике определение, которое встречается довольно-таки часто. Поэтому уместно рассказать о том, какие методы должен использовать преподаватель для того, чтобы поспособствовать личностному развитию своих учеников.

    Путь к сознанию воспитанников лежит через наглядные примеры. Как выработать в них справедливость, взаимопонимание, уважение, культурность и десятки других качеств? Только донеся их смысл. У учеников должно сформироваться убеждение в том, что все эти качества им нужны. Тогда они сами будут стремиться воспитать их в себе.

    И для этого преподаватель должен уметь вызвать в них переживания и чувства, связанные с тем или иным вопросом. Иначе они будут испытывать лишь одну эмоцию – безразличие. Которое тормозит развитие личности.

    Прийти к сознанию учеников помогают рассказы на этические темы. Во-первых, детям нравятся интересные истории. Во-вторых, они сами в процессе слушания делают какие-то выводы и анализируют действия героев рассказа. Вследствие чего у них формируется отношение к качествам, показанным в истории. Педагог при этом ничего не навязывает. Личностное отношение у учеников формируется само, под воздействием их собственных впечатлений и переживаний. Это очень эффективный метод. Поскольку он заранее формирует отношение детей к поступкам, которых они пока что не совершили.

    Взаимодействие с аудиторией

    Его нельзя не отметить вниманием, рассказывая про формирование личности. Это в педагогике очень важно – контактировать с учениками. Поэтому в образовательном процессе имеет место быть диспут. Подразумевается активное обсуждение определённой темы, которую педагог должен заранее подготовить и огласить в классе, чтобы у учеников было время подумать.

    Цель диспута заключается в формировании убеждений и взглядов, которое происходит в процессе спора. Который, естественно, построен логически и аргументирован. В споре сталкиваются противоположные точки зрения, выявляются ошибочные мнения. Преподаватель должен контролировать диспут, задавать «правильные» вопросы, наталкивающие на размышление, и уточнять мысли, изложенные учениками.

    К слову, это не только влияет на формирование личности ребёнка. В процессе диспута каждый воспитанник учится грамотно выражать свои мысли, строить речь, доказывать правильность собственных суждений и убеждать в ней слушателей.

     цели педагогики

    Психологический аспект

    Как уже было сказано ранее, понятие формирования личности в педагогике непосредственным образом связано с психологией. Значит, и методы, применяемые в данном воспитательном процессе, также несут соответствующий характер.

    Многие педагоги нередко предлагают своим ученикам решить дилеммы Лоуренса Кольберга. Этот человек является одним из основателей теории нравственности. Он уверял, что в мире нет ничего абсолютно правильного или неверного. Нравственность какого-либо поступка зависит не от его последствий, а от намерений человека. И он был прав.

    Дилеммы Кольберга – это гипотетические ситуации. Однако в реальной жизни случаются десятки тысяч идентичных. Нет идеального решения, в каждом есть свои плюсы и минусы. Вот одна из этих дилемм: одна женщина больна тяжёлой неизлечимой формой рака. Ей осталось жить полгода, но она постоянно испытывает сильнейшие боли. Женщина просит своего врача дать ей увеличенную дозу морфия, позволив «уйти». Это противозаконно, однако доктор понимает просьбу пациентки и подумывает выполнить её.

    Эта дилемма очень полезна в плане формирования убеждений. Она провоцирует на размышления, вызывает переживания, заставляет учеников задуматься, ставит их на место участников ситуации. Они, в свою очередь, задают себе массу вопросов, которые помогли бы им найти решение и понять, правильно ли оно. Так дети учатся сопереживать, сочувствовать, размышлять и ощущать ответственность.

    методы формирования коллектива в педагогике

    Коллектив

    Это – основная база, за исключением семьи, на которой дети получают свой первый социальный опыт. Именно в коллективе ребёнок начинает своё становление, как личности. К тому же в школе общение планируется и впоследствии направляется высококвалифицированными преподавателями.

    Коллектив – это объединение воспитанников, характеризующееся определёнными признаками. Главный из которых заключается в наличии у них общей социально значимой цели – получении образования.

    Ещё один принцип подразумевает совместную деятельность коллектива. И отношения ответственной зависимости. Всем известно, что между членами любого коллектива образуется специфическая связь, которая отражает как единство их деятельности, так и переживания с оценочными суждениями.

    Последний признак коллектива заключается в наличии общего руководящего органа. В данном случае, естественно, им является преподаватель, который регулирует все психолого-педагогические процессы. Именно учитель формирует здоровый микроклимат в коллективе, способствует доброжелательным отношениям между учениками, помогает им быть сплоченными. И от преподавателя зависит, поймут ли дети, что такое взаимопонимание и взаимопомощь.

     формирование личности это в педагогике

    Формирование коллектива

    Оно зависит, как уже было сказано выше, от преподавателя. Процессу развития школьного коллектива не свойственна стихийность. Он педагогически управляем. И каждый хороший преподаватель следует определённым правилам и методам, особенно если это основные этапы формирования коллектива.

    В первую очередь он должен разумно комбинировать педагогическое руководство и естественное стремление учеников к независимости и самостоятельности.

    Также рекомендуется периодически менять тактику. Ведь коллектив является динамично развивающейся системой. К тому же речь идёт о детях. Им нужна новизна, и учитель должен постоянно их заинтересовывать.

    Помимо этого, процесс формирования в педагогике подразумевает обязательное привлечение семьи, родителей. Что называется координацией воспитательных влияний, которой способствует преподаватель.

    Ещё педагог должен держать под контролем и при необходимости корректировать выполнение учениками их обязанностей. За систематическое качественное выполнение всех заданий и участие в жизни школы рекомендуется справедливо вознаграждать воспитанников. Это служит им дополнительным стимулом, а также позволяет убедиться в том, что старания никогда не остаются незамеченными и неоцененными. В то же время педагог обязан быть строгим по отношению к тем ученикам, которые игнорируют свои обязанности. В коллективе должна царить справедливость и компетентность.

    Социализация

    Именно она происходит в коллективе. Формирование – это в педагогике определение, значению которому отведено немало внимания. Что можно сказать о создании ученического коллектива? Данный процесс крайне важен, поскольку именно в этом обществе дети будут расти как личности и обучаться.

    В хорошем коллективе программа этического воспитания реализуется в полном объёме. У детей формируются мнения о нормах межличностных отношений, они усваивают формы выражения просьбы, приветствия и обращения, учатся правильному поведению, грамотной речи. В дальнейшем у них развивается умение взаимодействовать с другими людьми. Они адаптируются к ним, пробуют приобретённые коммуникативные навыки и качества. А ещё дети начинают сочувствовать и сопереживать людям, животным, растениям, часто даже пытаются искать пути сотрудничества с родителями.

    понятие формирования личности в педагогике

    Происходящие изменения

    Методы формирования коллектива в педагогике переплетаются с принципами, которым следует преподаватель в индивидуальной работе с воспитанниками. Как бы то ни было, высококвалифицированный специалист в итоге добивается впечатляющих результатов. У учеников формируется новый уровень аффективно-потребностной и познавательной сферы, возникают устойчивые формы деятельности и поведения, развивается общественная направленность и индивидуальный характер. В ходе чего каждый из них преображается. Потому что развитие личности подразумевает происхождение изменений в психике, а также в духовной и интеллектуальной сфере ученика.

    К позитивным преобразованиям относится улучшение памяти, характера, мышления и воли. Сюда же относится обретение, расширение и последующее углубление знаний, некий интеллектуальный рост. Естественно, всё это сопровождается изменением сознания и нравственным становлением.

    Если выражаться научным языком, то ученик начинает превращаться в субъект общественной деятельности и межличностных отношений. И он не просто переходит с более низкого уровня на ступень повыше. Количественные изменения диалектически переходит в качественные преобразования духовных и психических характеристик воспитанника.

    Это и есть социализация. Юный член общества учится усваивать ценности, нормы, установки, перенимает образцы поведения, воспроизводит приобретённый жизненный опыт. И этот процесс не прекращается. Социализация длится в течение всей жизни. Но начинается она ещё в школе, и держится под контролем небезразличных профессионалов-преподавателей, от которых во многом зависит, какими в будущем станут их воспитанники.

    fb.ru

    Формирование – это… Что такое Формирование?

  • формирование — См …   Словарь синонимов

  • ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, формирования, ср. 1. только ед. Действие по гл. формировать и состояние по гл. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж. д.). Формирование взглядов. Формирование полков. Формирование организма. 2. Сформированная, вновь… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФОРМИРОВАНИЕ — 1) окончательное развитие тела. 2) приведение отряда войск в полный состав. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОРМИРОВАНИЕ 1) окончательное развитие тела; 2) приведение отряда войск в полный состав.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • формирование — я, ср. former > нем. formieren. 1. Действие по знач. гл. формировать и формироваться. Формирование кроны дерева. БАС 1. Когда строить роты, Шеф или Коммандир командует: к формированию! по своим ротам! первая колонна на право, а вторая на лево! …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФОРМИРОВАНИЕ — 1) придание определенной формы2)] Составление, образование какого либо коллектива, воинской части и т. п3) Вновь организованная воинская часть …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, я, ср. 1. см. формировать, ся. 2. Воинская часть (вновь сформированная или уже существующая) (спец.). Подошли новые формирования. Временное ф. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Формирование звёзд — Формирование звезды процесс, которым плотные части молекулярных облаков коллапсируют в шар плазмы, чтобы сформировать звезду. Эволюция звезды начинается в гигантском молекулярном облаке, также называемым звёздной колыбелью. Большая часть… …   Википедия

  • формирование — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN shaping …   Справочник технического переводчика

  • Формирование — сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • формирование — идёт формирование • действие, субъект началось формирование • действие, субъект, начало обеспечивать формирование • содействие происходит формирование • действие, субъект способствовать формированию • содействие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • dic.academic.ru

    ФОРМИРОВАНИЕ – это… Что такое ФОРМИРОВАНИЕ?

  • формирование — См …   Словарь синонимов

  • ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, формирования, ср. 1. только ед. Действие по гл. формировать и состояние по гл. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж. д.). Формирование взглядов. Формирование полков. Формирование организма. 2. Сформированная, вновь… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФОРМИРОВАНИЕ — 1) окончательное развитие тела. 2) приведение отряда войск в полный состав. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОРМИРОВАНИЕ 1) окончательное развитие тела; 2) приведение отряда войск в полный состав.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • формирование — я, ср. former > нем. formieren. 1. Действие по знач. гл. формировать и формироваться. Формирование кроны дерева. БАС 1. Когда строить роты, Шеф или Коммандир командует: к формированию! по своим ротам! первая колонна на право, а вторая на лево! …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, я, ср. 1. см. формировать, ся. 2. Воинская часть (вновь сформированная или уже существующая) (спец.). Подошли новые формирования. Временное ф. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Формирование звёзд — Формирование звезды процесс, которым плотные части молекулярных облаков коллапсируют в шар плазмы, чтобы сформировать звезду. Эволюция звезды начинается в гигантском молекулярном облаке, также называемым звёздной колыбелью. Большая часть… …   Википедия

  • формирование — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN shaping …   Справочник технического переводчика

  • Формирование — сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Формирование — ср. 1. процесс действия по гл. формировать 1., 2., формироваться 1., 2. 2. Результат такого действия; вновь сформированная воинская часть; воинское формирование. отт. Крупная и влиятельная в бандитском мире группировка; бандитское формирование.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • формирование — идёт формирование • действие, субъект началось формирование • действие, субъект, начало обеспечивать формирование • содействие происходит формирование • действие, субъект способствовать формированию • содействие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • dic.academic.ru

    Развитие и формирование личности в педагогике

    Понятие личности в педагогике

    Каждый человек от рождения является индивидуальностью, с природными задатками, присущими только ей. Именно задатки в последующем и формируют личность в рамках воздействия на нее общества и целенаправленного воспитательного процесса.

    Определение 1

    Личность – это социальный индивид, который сочетает в себе черту общественно-значимого, индивидуально-неповторимого и общечеловеческого.

    Таким образом, на личность влияет то общество, в котором живет человек, историческая эпоха, культура и традиции страны. Во всем этом личность проявляет себя и получает присущие только ей неповторимые черты и индивидуальности, которые выражают ее индивидуальность.

    Определение 2

    Индивидуальность – это целостная и сущностная характеристика отдельного человека, выражающая его самобытность и оригинальность психического склада.

    Необходимо отметить, что не каждый индивид является индивидуальность. Для того, чтобы человек стал индивидуальностью, ему необходимо стать в первую очередь личностью.

    Процесс становления личности осуществляется под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов, которые могут быть как управляемые, так и неуправляемые со стороны человека. Ведущее значение в становлении личности отводится целенаправленному воспитанию и обучению.

    Становление личности человека – это не просто процесс усвоения знаний, умений и навыков из различных областей, овладение практическим опытом, это в первую очередь процесс качественных изменений в психической деятельности (переход от низших ступеней к высшим) и процесс формирования новых возможностей (памяти, мышления, воли, характера и т.д.). Каждый из указанных психических процессов является важным элементом становления личности человека как существа социального.

    Понятие процесса формирования личности

    Определение 3

    Формирование личности – это процесс становления человека, осуществляемый под воздействием всех факторов без исключения (социальных, экологических, воспитательных, экономических и т.д.).

    Наиболее важным фактором, влияющим на формирование личности человека, является воспитание.

    Определение 4

    Воспитание – это целенаправленный процесс по формированию и развитию личности, передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

    Процесс воспитания может быть как организованным (педагогическим), так и неорганизованным (получение жизненного опыта).

    Формирование личности происходит не только под воздействием воспитания, но и вне его. Роль воспитания заключается в том, что оно может устранить различные негативные качества и оказать влияние на формирование положительных.

    Формирование личности подразумевает достижение человеком определенного уровня зрелости, некую завершенность, законченность.

    В настоящее время «формирование» является не до конца установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что в педагогике данное понятие используется достаточно широко. Смысл формирования, в различных контекстах то сужается, то расширяется до безграничных пределов.

    Если обратиться к источникам прежних лет, то там понятие «формирование» чаще всего использовалось для обозначения случайного или неуправляемого воздействия на человека.

    Формирование личности подразумевает овладение человеком системой научных и бытовых знаний, трудовыми навыками и представлениями об окружающем его мире.

    В процессе формирования личности на человека осуществляется воздействие совокупности следующих факторов:

    • Объективных
    • Субъективных
    • Природных
    • Общественных
    • Внутренних
    • Внешних

    Замечание 1

    Таким образом, формирование личности в педагогике – это процесс становления личности под воздействием внешних факторов, представленных общественными отношениями, в которые вступает человек в процессе собственной жизнедеятельности.

    Развитие личности

    Определение 5

    Развитие – это процесс качественных и количественных изменений личности человека.

    В настоящее время в педагогике не до конца определены границы понятия «развитие».

    Процесс развития личности человека характеризуется постоянными и непрекращающимися изменениями, переходами, восхождениями и т.д. То есть человек «движется» от простого к сложному, «переходит» из одного состояния в другое. Все это осуществляется на протяжении всей его жизнедеятельности.

    По своей природе, развитие личности является сложным процессом объективной действительности. Современная педагогика, исследуя процесс развития личности, выделяет в нем ряд важных компонентов, без которых невозможно говорить об эффективности развития.

    Педагогические компоненты развития личности:

    • духовный
    • интеллектуальный
    • физический
    • социальный
    • моральный

    Наибольший интерес у педагогики вызывают интеллектуальный и моральный компоненты и их взаимосвязь с другими.

    Процесс развития личности во многом зависит от среды, воспитания и наследственности. А основным источником развития являются внутренние и внешние противоречия личности, которые проявляются в ряде психических процессов.

    Каждый человек имеет потребность в развитии. Однако уровень и темп развития зависят от той среды, в которой он находится, ряда наследственных факторов и воспитательного воздействия. Например, ребенок-инвалид благодаря воспитательному воздействию на него со стороны окружающих его взрослых может достичь определенного уровня в развитии.

    Кроме того, немаловажными факторами развития выступают потребности человека, его стремление к самосовершенствованию. Все это порождает противоречия между стремлениями и возможностями. Например, стремление в достижении определенных результатов в обучении ребенок понимает, что ему недостаточно того уровня познавательных возможностей, которыми он обладает, и он начинает усиленно работать над их развитием и соответственно над собой.

    spravochnick.ru

    Формирование это что такое Формирование: определение — Педагогика.НЭС

    Формирование

    целенаправленное воздействие на ребенка с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований, качеств.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь по педагогической психологии

    Формирование

    планомерное создание; осознание и последовательное придание чему-либо определенной формы; целенаправленное привитие индивиду или социальной общности определенных черт, свойств, качеств.

    Оцените определение:

    Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

    Формирование

    сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личности учащегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти. Личность, развиваясь под влиянием родителей, учителей, среды, как бы принимает определенную форму – у нее начинаю присутствовать и проявляться задуманные свойства. С точки зрения философии формирование есть процесс, противостоящий распаду, оно ведет к преодолению хаоса и случайности и «оформлению» человека в устойчивую и целостную новую сущность – личность. Таким образом, человек овладевает собственным поведением и входит в общество с его нормами и требованиями, постепенно переходит от натуральной жизни к культурной и цивилизованной. Поскольку все психические процессы имеют процессуальных характер, и способом их существования является развитие, то, по убеждению психологов, именно формирование связывает эти два явления. Формирование есть основной способ существования психического как процесса и через формирование оно движется в своем развитии. В педагогике «формирование» употребляется и как результат развития человека, и как организаторская деятельность учителя по воспитанию и обучению учащихся. Нередко понятия «формирование» и «воспитание» употребляются как идентичные. Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и обуч

    didacts.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *