10 способов развлечь ребенка (и себя) в дороге — журнал За рулем
Долгое путешествие с ребенком в машине может оказаться испытанием, если заранее не подумать, как и чем развлекаться. Вариантов — помимо игры «в города» — полно!
Материалы по теме
Конечно, лучше всего, если ребенком будет заниматься взрослый пассажир, мама или бабушка. Они вместе смогут и поиграть, и порисовать. Особенно если вы счастливый обладатель минивэна с откидным столиком, но сойдет и просто большая книжка, подложенная под лист бумаги. Водитель не будет отвлекаться и нарушать пункт 5.2 ПДД. Но что делать, если водитель наедине с маленьким пассажиром? Детская музыка ребенку надоела, от планшета начинает тошнить, а другие игрушки уже не занимают?
1. Не города
Первое, что приходит на ум всем, — игра в «города». Но она подходит для детей школьного возраста, знакомых с географией, а у вас, предположим, дошколенок. Не беда, можно модифицировать игру и называть, например, животных, по тому же принципу: «заяц-цапля-ястреб-буйвол-лев-варан» и так далее. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово. А можно и еще проще: не цепляться за буквы, а называть всех птиц (например). А чтобы ребенку было интереснее играть в следующий раз, можно и поддаться, оставив какую-нибудь евражку или тарбаганчика на будущее.
2. Рифмы
Опять стало скучно? Попробуйте поиграть в рифмы. Только задавайте не слишком сложные варианты. Скажем, на дорожную тему: «машина — шина», «мотор-простор», «дорога — с порога» и так далее. А собрав несколько рифм, можно сочинить небольшое стихотворение. Это будет весело и запомнится надолго.
3. Песни
Выберите песню, хорошо знакомую ребенку, и начинайте петь так, чтобы он подхватывал следующие строчки. Начните с «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету». Ребенок должен спеть «Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Нам любые дороги дороги». Таким образом можно перепеть довольно много песен.
4. Продолжение
Материалы по теме
Игра посложнее — придумать продолжение к фразе, составив совместно целый рассказ.
Например, папа начинает рассказывать: «Однажды я взял ружье и пошел на рыбалку, потому что…» Пусть ребенок включит фантазию: «Потому что был декабрь, и скоро Новый год». Вы продолжаете: «А как известно, у нас на юге есть старая новогодняя традиция — дарить ружья рыбам, так как известно, что…» Чтобы было веселее, меняйте сюжетную линию, нарушайте логику, вставляя «и вдруг…», «но никто не мог предположить…».
Если ребенок совсем маленький, сочините по такому же принципу сказку, начав с «Жили-были…».
5. Штурман
Эту игру я предлагал в теме, как научить ребенка соблюдать ПДД. Впрочем, название «игра» не совсем точное: дело довольно серьезное. Пусть ребенок высматривает и называет дорожные знаки, помогая папе. Мальчик точно будет счастлив от того, что ему доверили такое важное дело. И горд, если он правильно назвал какой-нибудь сложный знак, типа «направление движения по полосам». А ошибется — вы поправите. К сожалению, детсадовец не способен играть в штурмана дольше минут пятнадцати. Не настаивайте. Переходите к другим занятиям.
6. Наблюдатели
Это упрощенный вариант предыдущей игры. Нужно загадать что-то, что наверняка встретится на дороге. Например, зеленый дом, рыжую собаку. А может, красные Жигули. Выигрывает тот, кто увидел загаданное первым. Он получает право на следующее задание.
7. Полезно или вредно?
Взрослые знают, что на многие явления можно смотреть с разных точек зрения. Малыши этому тоже должны учиться. Почему бы не обсудить с ребенком тему «Кому и почему вреден или полезен дождь?» А солнце? Ветер? А, может быть, сладкое? Или игры на пла
Дорожные игры: варианты | Журнал Cosmopolitan

Испорченный телефон
Известная версия устарела — подумаешь, посредством шепота феникс превращается в пенис. Рисованно-звуковой вариант игры интереснее. Ты на ухо говоришь соседу слово. Он рисует, скажем, пиццу и передает сложенный рисунок следующему участнику. Тот смотрит на картинку, видит Колобка и шепчет следующему: «Колобок». Четвертый участник простодушно рисует колобка и показывает пятому. «Джейсон Стэтхем!» — радостно восклицает он. Чем больше людей и сложнее слово, тем длиннее цепочка «слово-рисунок-слово» и чудеснее метаморфозы. Если же среди вас есть художник… его можно высадить в Мариуполе.
Художник-портретист
Один из игроков проходит по вагону, выбирает самого колоритного пассажира и рисует его портрет. Остальные — пытаются угадать, о ком идет речь. Победитель становится следующим художником. Самое сложное — не угадать, а сравнить портрет с оригиналом так, чтобы тот ничего не заподозрил — а вдруг он самбист?Рухнувшая пирамидка
Участникам нужно собрать пирамидку из подручных материалов — телефонов, карточек, монеток и прочего. В порядке очереди каждый кладет на вершину кучки какой-то предмет из личных запасов. Тот, на чьем ходе пирамидка рассыпалась, выполняет задание: приносит чай на всех, рассказывает анекдот и пр.
Верное предсказание
Не знаешь, что ждет тебя в отпуске или по возвращении домой? Опытные гадалки расскажут всю правду. (Гарантия на любой приворот, отворот, от ворот поворот — 200%.) Для игры понадобится большой непрозрачный пакет или сумка, из которой выложат содержимое. И тут же наполнят ее новым! Каждый из участников должен незаметно положить в пакет любую личную вещь: от часов или зажигалки до кольца или шарфика. Ведущий называет имя игрока и достает предмет. А все участники по кругу говорят, что бы он мог сулить или о чем сообщать. И так, пока пакет не опустеет.
Что случилось?
Вариант игры «Найди пять отличий» в 3D-формате. Игроки делятся на две команды. Одна осматривает купе и выходит. Вторая — передвигает, достает, прячет и меняет местами предметы (от стаканов до пассажиров). Задача — понять, что, собственно, произошло. Как вариант: одна команда прячет в купе зашифрованную записку или оставляет какой-то знак. Задача второй — найти его и объяснить.
Театр двух актеров
Для этой игры нужны два добровольца. Остальные — благодарные зрители. Каждый из актеров получает свою роль. Но сценарии у них отличаются, о чем артисты не подозревают. Самая известна версия — «Лампочка». Первому участнику тет-а-тет говорят, что он электрик, которому необходимо поменять лампочку у чудаковатой хозяйки. Она будет всячески отговаривать, но поддаваться нельзя. Хозяйке сообщают, что ее задача — отговорить депрессивного самоубийцу, который решил расстаться с жестокой жизнью и в отчаянии хочет приладить петлю на потолке. Слова запрещены, только мимика и жесты. Кто выигрывает, науке неизвестно, проигрывают обычно соседи по купе — громкий смех мешает им спать.
Восточный экспресс
В одноименном произведении про усатого проницательного Пуаро (внимание, спойлер!) в преступлении оказались виновными все пассажиры сразу. Попробуй себя в роли детектива: выбери любого человека из вагона и докажи участникам команды, что это очень опасный тип. Их задача — отметать подозрения, твоя — подбирать убедительные аргументы. Лучше всего делать это, разбившись на две команды. Выигравшие отращивают усы и могут всерьез задуматься о карьере детектива, проигравшие уничтожают улики или бегут на ближайшей остановке за пирожками, арбузами и прочими вкусностями.
Американский психолог
Долгие поездки настраивают на философский лад. Вполне подходящий для всякого рода психологических игр. Напусти на себя загадочный вид: нечто среднее между графом Калиостро и продавцом биологических добавок. И сообщи попутчикам, что сейчас расскажешь о них все. Попроси каждого представить и описать в деталях, например, пустыню, куб, лестницу и лошадь. А потом — вуаля! — сообщи, что все непросто. Пустыня означает отношение к жизни, куб — самого человека, лестница — друзей, а лошадь — противоположный пол. Еще одна известная версия — лес (жизнь), море (любовь), кошка (женщина), конь (мужчина). Поскольку у вас нет задачи поставить диагноз или получить деньги за консультацию, импровизировать можно бесконечно и по очереди. Главное, чтобы проводник не начал символизировать суровое правосудие и не разогнал всех спать.
Идем в поход
Простая и веселая игра на логику. В суть должен быть посвящен сам ведущий и один-два участника. Ведущий объявляет: «Мы идем в поход. Одних я беру, других — нет. Ваша задача — понять, почему я так решил». Каждый игрок по кругу продолжает фразу «Меня зовут… Я иду в поход и беру с собой…», а ведущий решает — возьмет он участника или нет.
Задача игроков в том, чтобы понять принцип отбора. Например, идут те, кто называет предмет, начинающийся на букву его имени. Так, Юля, которая берет с собой юбку или юлу, в поход идет, а Виталик с палаткой — нет. Можно, например, передавать по кругу какую-то вещь после реплики. Тот, кто говорит при этом «пожалуйста», тоже идет. Или же условием может быть окончание «вот так» после каждой фразы, поправление прически и пр. Участники, которые поняли логику, не подают вида и продолжают играть, называя правильные формулировки. И так до тех пор, пока не догадаются все.
ТЕКСТ: Арина Борисова
11 лучших игр в дороге — сколько можно в «Города»! — журнал За рулем
Я кладу в свой рюкзак, Запрещенные слова, Лучший день жизни, Номера со смыслом и другие небанальные развлечения.
Материалы по теме
Каждый, кто любит путешествовать всей семьей, наверняка знает, что через пять минут после старта дети начинают томиться. Конечно, на время их можно отвлечь телефоном или планшетом, поставить подборку песен, включить Детское радио или аудиокнигу. Можно заранее запастись детскими кроссвордами и вместе их поотгадывать. Но через какое-то время надоест и это, дети захотят более активных развлечений, и тогда от вас потребуется включить воображение.
Веселые игры на ходу поднимают настроение, и здорово, если в них участвует вся семья.
Я вижу то, что ты не видишь
Правила простые. Ведущий отмечает (для себя) объект в поле зрения путешественников, а задача игроков угадать его, задав минимум вопросов. Причем разрешено отвечать только «да» или «нет». Осторожно: игра вызывает привыкание.
Угадай людей или животных
Начинается так: «Я думаю, что вы его знаете». А дальше, например: «Это животное может летать». И с помощью наводящих вопросов нужно угадать, что это за животное. Как вариант, можно загадать кого-то из вашей семьи или знакомых. Например, этот человек носит очки. Вопрос — когда читает? Да. Следующий вопрос — он старый? Нет. У него есть дети? Да. То есть в этом случае ответы тоже могут быть только «да» или «нет».
Угадай песню
Игроки попеременно напевают или насвистывают песню. Другие угадывают ее название или исполнителя. Кто узнает песню первым, тот и выигрывает. Детские песенки, известные поп-синглы — годится все, что может предложить музыкальная память. В конце угаданную песню можно спеть вместе — это всем поднимет настроение.
Хит-парад
Вы вместе ищете песню, которую знают все. Например, «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам». Родитель назначает, в каком настроении вы должны ее исполнить. Например, грустно или весело, в стиле марша или хип-хопа. Кто выиграет? Да у кого выйдет смешнее, хотя тут тот случай, когда процесс важнее победы.
Я кладу в свой рюкзак…
Первый игрок начинает со слов: «Я кладу в свой рюкзак…» и что-то придумывает, например — расческу. Следующий игрок повторяет предмет первого игрока и добавляет свой — расческу и бутылку воды. Проиграет тот, кто забудет хотя бы один из предыдущих предметов. Правда, ведущему желательно вести список, чтобы не ошибиться.
Запрещенные слова
«Белый с черным не берите, „да“ и „нет“ не говорите». Есть ведущий и есть игрок. Задача ведущего вынудить игрока сказать запрещенные слова, а игроку важно как можно дольше не проговориться. Вопросы нужно задавать хитрые, например, бывает сложно уклончиво ответить на вопрос: «А какого цвета сахар?» или «Скажи, ты ведь очень любишь мороженое?». Увы, рано или поздно игрок проговаривается, главное ловко усыпить его бдительность! Если слово случайно сказано, игроки меняются ролями. Для справки, на первый вопрос можно ответить: «Такого же, как бумага для принтера».
В классической версии игры она всегда начиналась с вопроса: «Вы поедете на бал?», но современные дети про балы могут и не знать, поэтому задавать можно любые вопросы.
Лучший день жизни
Детям по очереди предлагают рассказать, каким они видят лучший день в своей жизни. Порция шоколадного мороженого на завтрак вместо каши, а потом до изнеможения прыгать на кровати. Затем нарядиться и отправиться в парк развлечений, прокатиться там на чертовом колесе, сходить в дом-вверх дном, до отвала наесться картошкой фри, покататься на пони, а завершить день в кафе, где взять три пирожных с кремом и большой ванильный коктейль. Или идеальный день вашего ребенка совсем другой? Долгий путь — прекрасная возможность об этом узнать. Вы можете быть очень удивлены его историей, а некоторые мечты можно реализовать уже в отпуске — хотя бы насчет мороженого.
Твой цвет
Здесь каждый игрок называет свой любимый цвет, а потом ищет его в вещах вокруг. Первый, кто обнаружил десять предметов этого цвета, и есть победитель.
«Страшные» истории
В «черной-черной комнате сидел черный-черный человек» — помните? Предлагаем придумать истории вместе. Ведущий рассказывает конец истории, другие догадываются, как это произошло. Пример: на лугу стоят красные туфельки, они испачканы грязью, но хозяйки их рядом нет. Что с ней случилось? Это больше подойдет для детей 5–7 лет и старше, малыши не поймут и могут испугаться.
Чем занять ребенка в самолете, поезде, машине: 45 идей для игр в дороге
Всем мамочкам известно, что идеально ведут себя в дороге только крепко спящие ребятишки. К детским капризам большинство пассажиров относятся с пониманием. Однако, как показывает практика, негативных замечаний в свой адрес родителям избежать редко удается. Для того чтобы не тратить понапрасну нервы и получить максимум удовольствия от путешествия, родители должны заранее продумать, как организовать и чем занять свое чадо во время перелета. Безусловно, все детишки разные. Разные они и по возрасту, и по темпераменту, и по своим интересам. Мы предлагаем вашему вниманию 45 идей, чем занять ребенка во время путешествия в самолете, поезде, машине.
Путешествие с ребенком в самолете: 15 игр и занятий для детей во время перелета
15 интересных занятий и игр для детей в самолете
- Первое развлечение, которое явно заинтересует любого ребенка – это знакомство с новым пространством. Расскажите ребенку о самолете, покажите и дайте потрогать все, что окружает маленького пассажира. После взлета можно провести ребенка по салону, рассказывая, где сидят пилоты, чем занимается стюардесса и т. д. Таким образом, вы не только отвлечете ребенка, но и позволите ему освоиться на новой для него территории.
- Сейчас вы удивитесь, но отличным развлечением в самолете может стать еда. Конечно, ребенок все время перелета не может что-то жевать. Но на какое-то время пюре в красивой баночке его сможет отвлечь. Пассажирам с детьми разрешается брать в салон самолета жидкость – соки, воду, смеси. Можно также пронести на борт фрукты и сухофрукты. Родители более взрослых детишек могут захватить с собой пару «Чупа-Чупсов», которые очень помогут при взлете, когда закладывает уши. Дети до года, как правило, таких проблем не испытывают.
- Приготовьте для своего ребенка небольшие сюрпризы, которые дети просто обожают. Однако доставать их и предъявлять ребенку нужно постепенно. Например, сначала вы вынимаете из своей сумки – набор для рисования или раскраски. Конечно, вместе с карандашами. На пол часа, а то и час маленькие художники точно никого не будут беспокоить. Подробные и простые картинки-инструкции по рисованию животных помогут родителям быстро научить детей рисовать медведя, тигра, черепаху и других представителей животного мира.
- Затем можно достать из сумки коробочку-клад, в которой будут лежать мелкие забавные штучки, типа: браслетика, колечка, бусиков или игрушки-конструкторы из «киндер-сюрпризов». Брать в самолет нужно только пластиковый контейнер с игрушкой, шоколадное яйцо лучше оставить дома. Игрушки «киндер-сюрприз» способны заинтересовать не только детей, но и взрослых.
- Помните, в советское время был лозунг: «лучший подарок – книга». Возьмите с собой в самолет пару-тройку маленьких, но интересных книг. Новая книжка с яркими картинками на некоторое время точно увлечет вашего ребенка.
- Простой лист бумаги в замкнутом пространстве тоже может стать замечательным развлечением. Покажите ребенку, как из бумаги делается самолетик. Летите на самолете и сами «конструируете» самолет. Кстати, готовый бумажный самолетик можно раскрасить.
- Развлечь, отвлечь и надолго заинтересовать ребенка помогут пальчиковые игрушки. С ними можно поставить целый спектакль, на ходу (точнее на лету) придумывая всевозможные истории.
- Некоторые авиакомпании выдают маленьким путешественникам специальные наборы, в которые входят пазлы и головоломки.
- Подростков увлечь значительно проще, они с удовольствием посмотрят фильм из репертуара воздушного кинотеатра, поиграют в игры на планшете, послушают музыку и т.д.
- Приобретая игрушки для путешествия, обратите внимание на человечков Уги, которые имеют присоски на руках, ногах и голове. Как правило, детишки с удовольствием играют с этими игрушками.
- Можно купить армию солдатиков и на откидном столике устроить настоящее сражение. Главное, чтобы малыш эти игрушки не видел заранее.
- Не забудьте взять с собой в путешествие самую любимую игрушку ребенка. С ней он будет чувствовать себя увереннее.
- Отличным развлечением может стать массаж. Для этого родителям нужно приобрести в аптеке массажер-колечко Су-Джок. Этот шарик очень полезен для развития речи малыша. Стоит он недорого, а детишкам очень нравится.
- Многие дети обожают всевозможные наклейки, поэтому для них стоит заранее приобрести специальную книжку, в которую вклеиваются небольшие наклейки.
- Ну и, конечно, любого ребенка на некоторое время отвлечет планшет с мультиками.
Путешествовать в самолете с ребенком проблематично, ведь перелеты бывают довольно длительными, а выйти прогуляться (по понятным причинам) нельзя. Родители должны заранее продумать и подготовиться к такому путешествиn
чем заняться во время долгой дороги — Блог OneTwoTrip
Вы подготовились к дорожному путешествию: собрали всё необходимое, загрузили карту, и навигатор показал вам, что до пункта назначения ехать 2 или более часов. Можно всё это время слушать музыку и развлекаться разговорами, а можно во что-нибудь поиграть. Мы выбрали восемь игр, которые помогут скоротать время и, главное, не отвлекут водителя от дороги — а в некоторых случаях даже помогут ему быть более внимательным.
Забронировать автомобиль
Замечаем предметы вокруг
Старая детская игра, которая, тем не менее, популярна и у взрослых тоже. Договоритесь, что будете замечать: например, железнодорожные переезды, ворон, собак или ёлки. Можно немного усложнить игру: считать бородатых мужчин, чёрных собак или зелёные грузовики. Кто первым увидел и назвал нужный предмет, получает один балл. Игра продолжается, пока кто-то не наберёт оговорённое количество баллов.
Слова из букв номерных знаков
В эту игру, конечно, проще играть в России, но и за границей можно — заодно потренируете свой английский. Задача проста: нужно составить слово из букв номерных знаков встреченных машин. Можно взять один номер и придумывать максимально длинное слово, а можно усложнить игру, добавив ещё номеров – но тогда составлять фразу. Первый, кто придумает что-то осмысленное, выиграл.
Например, вы видите номер «о123ор». Отбрасываем цифры и пытаемся придумать слово, содержащее буквы «о», «о» и «р», причём именно в таком порядке. Среди предложенных вариантов выигрывает самое длинное слово: то есть «разговор» круче «топора».
Цифры на номерных знаках
В этой игре участвуют уже не буквы номерных знаков, а цифры. Каждый участник выбирает цифру от 0 до 9 и должен найти пять (или десять, как договоритесь) машин с номерами, в которых есть эта цифра. Кто первый нашёл все машины, тот и выиграл.
21
Правила такие же, как в карточной игре, только вместо карт номера машин. Правила такие: игрок берёт одну «карту» (номер машины) и складывает цифры. В итоге должно получиться 21 или максимально близкое число, больше — нельзя. Например, номер 316 добавит к общей сумме 3+1+6=10, а 986 добавит 23, что уже перебор. Первый игрок может взять ещё одну «карту», а второй уже проиграл.
Регионы и страны на номерах
Ещё один вариант игры с номерными знаками — искать разные страны (в эту игру интереснее играть в Европе), штаты (если едете в США) или регионы страны (в России). Главное, чтобы под рукой был интернет, потому что не каждый вспомнит, к какому региону относится, к примеру, число 44.
Соседние и встречные машины
Игра с некоторой долей творчества. Хороша тем, что в ней нет победителей и проигравших. Попробуйте придумать историю о людях, которые едут в соседних машинах. Как их зовут? Куда они едут? Кем приходятся друг другу? Что везут с собой в машине? Что ели сегодня на завтрак?
Игру можно усложнить, если придумывать истории о людях во встречных машинах: у вас будет всего пара секунд, чтобы их заметить и рассмотреть.
Поиск слов
Включите радио, лучше какую-нибудь разговорную программу, но необязательно. Выберите определённое слово, например, «слушаете» или «новости», и ищите эти слова в речи диджеев и в песнях. Когда слово произносят, громко кричите что-нибудь («Есть!» или какую-нибудь бессмыслицу). Кто набрал заранее оговоренное количество слов, тот и выиграл.
Слова можно не только слушать, но и искать на дорожных указателях или вывесках.
Собираем алфавит
Тоже детская игра, которая вполне подойдёт и взрослым. Задача — собрать полный алфавит из букв на вывесках и дорожных указателях (можно и номера машин использовать, но там нет многих букв). Найдёте «ъ»? А «q»?
Если в вашем арсенале есть другие интересные игры, в которые можно играть в дороге (при этом, желательно, не слишком сильно отвлекая водителя), делитесь в комментариях.
Фото на превью: Shutterstock.com
Чем занять ребёнка в машине (в пути, в дороге)?
Игры для детей в дороге: идеи и распечатки
Уже не первый год мы ездим на отдых с детьми на машине. Кроме того, наши малышки приучены к путешествиям на поезде и в автобусе. Но в этом году мы запланировали первую поездку из Киева в Ахелой (Болгария) длиной в 1400 км. Такая поездка длится около суток. Мы разбили дорогу на 2 отрезка: Киев-Одесса и Одесса-Ахелой. Это немного упрощает ситуацию, но все равно детям в дороге было бы непросто, если не продумать для них досуг.
Опираясь на наш опыт путешествий, пришла к выводу, что книжечки с заданиями, книги для рассматривания, книги с небольшими историями, распечатки с занималками, планшет с играми, мелкие игрушки, мультфильмы и, конечно, много карандашей – must have для дальней дороги.
А теперь по порядку список игр для детей в дороге:
1. Книжечки с заданиями, раскраски, лабиринты, наклейки, тематические комплекты. Эти штуки чрезвычайно выручают в дороге. Дети отвлекаются от вопросов: “А когда мы приедем? А почему так долго? Почему за окном всё одно и тоже? “Уже скоро?”Вместо этого они окунаются в задания с головой. Особенно хороши книжечки с заданиями и наклейками. В этот раз раскраски с животными “Разноцветные джунгли” и “Разноцветный лес” были как никогда кстати. Мы ехали и клеили попугаю перья, крокодилу чешуйки и размышляли о том, каких животных мы встретим на берегу моря.
2. Книжки для рассматривания. Это всевозможные энциклопедии, познавательные артбуки, книги-искалки а-ля “Я шпион”. В них можно играть и вдвоём, и втроём одновременно. Для нас это актуально 🙂 Мы вместе рассматриваем иллюстрации, обсуждаем их, ищем разные спрятанные вещи, в энциклопедиях читаем разные факты, истории. Особенно в пути радует книга “Карты”. Мы нашли в ней Болгарию и Украину, пальчиком нарисовали наш путь, потом открыли разворот с Румынией и Молдовой и долго рассматривали достопримечательности и особенности этих стран.
3. Небольшие истории. В этот раз с нами поехала книга про замечательного лисёнка Гарольда и книга “За покупками”, а также мини-истории про животных. Эти книжки лёгкие, их удобно листать ребёнку. Сима часто зависает над подобными книгами и начинает придумывать альтернативные истории или пересказывать сюжет.
Про детские книжки я записала отдельное видео перед нашим отъездом:
Шпаргалка со списком книг:
4. Планшет с играми. Это спасательный круг, когда настроение никуда не годится. Чаще всего такое случается в жару на границе 🙁 В нашем планшете живут полезные приложения: алфавиты и Монтессори-приложения, про которые я уже писала, математические и логические игры, игры для изучения животных, рисовалки, конструкторы, интерактивные книги, игры на английском языке, пазлы, карточки, искалки. Минусы планшета: 1. многие игры делаются с соблюдением рекомендаций по безопасности звука, поэтому их плохо слышно, когда машина находится в движении, 2. планшет может в пути разрядиться, а потом долго и нудно заряжаться (если вообще есть под рукой возможность его зарядить), 3. планшет один, а в нашем случае желающих поиграть двое.
5. Мультфильмы. С ними та же история, что и с планшетом. Наши мультфильмы были записаны на ноутбук, который достаточно быстро разрядился, да и слышно было не так хорошо, как хотелось бы. Хотя мультсериал “Земля до начала времён” спас нас на румынской границе.
6. Мелкие игрушки: машинки (мы ведь в дороге), персонажи, шнуровка, украшения для девочек, фигурки животных, киндеры и т.д.
7. Карандаши, мелки и фломастеры. Они у нас только толстые, их очень удобно держать, они не выпадают из рук. Храним их в металлических икеевских коробочках-пеналах.
8. И, конечно, задания-распечатки 🙂 Я сделала листы с дорожными находилками, шаблоны для рисования, игру для поиска слов, которые начинаются с каждой буквы алфавита. Всего 6 листов.
Скачать игры для детей в дороге | pdf
Все эти игры, задания, занятия и развлечения я меняла местами, предлагая малышкам то одно, то другое, чтобы они не уставали от однотипных дел. Благодаря этим запасам, и волшебному устройству под названием “автомобильный кондиционер” 🙂 дорога прошла не так тяжело, как я предполагала. А всех игр и занятий как раз хватило на два долгих переезда и двухнедельный отдых на море.
В общем, этот список протестирован на наших детях, надеюсь, наш опыт пригодится и вам 😉
Если вам понравился этот обзор, поделитесь им с друзьями в социальных сетях. Может быть, кто-то как раз не знает, чем занять малыша в дороге.
А чтобы регулярно получать интересности и полезности для занятий с детьми, смело подписывайтесь на новости блога “Расти умным!”.
Желаем вам приятных и увлекательных семейных путешествий!
Мы подобрали ещё 5 интересных статей для Вас:
Игры в дороге | Азбука воспитания
Путешествие в автомобиле или на самолете ограничивает маленькому непоседе возможность двигаться; и поскольку «действовать» — естественное состояние малыша, то ему бывает так трудно усидеть в ограниченном пространстве, да еще «смирно». Взрослым приходится быть особенно изобретательными, занимая ум ребенка, когда его тело пристегнуто ремнями безопасности.
Поэтому для того, чтобы развлечь малыша, возьмите с собой в дорогу сумку, положите в нее несколько маленьких игрушек, куклу, одевающуюся на пальцы, игрушечный самолет, стеклянную призму (которая предназначена для детей постарше) и плейер с записями нескольких сказок или песен. Чтобы содержимое сумки вызвало интерес ребенка, положите в нее и необычную игрушку — «волшебную» грифельную доску, маленькую доску для мела или несколько игрушечных персонажей из сказок. А для детей постарше придумайте простые «волшебные» фокусы. Дети часто испытывают голод во время длительных поездок в автомашине. Чтобы они перестали хныкать и капризничать, предложите им еду, которая есть под рукой. Правда, лучше будет, если вместо привычных леденцов вы возьмете с собой пакетики изюма, сыра, крекеров и сухих завтраков.
Путешествие в автомобиле (в автобусе, на корабле, в поезде, на самолете) представляет собой прекрасную возможность для наблюдения за окружающим миром. Предложите детям описать подетально все, что они видят, особенно то, что легко можно пропустить: цвет облаков, птиц, сидящих на столбах, длину тени в зимний день. Придумывайте истории о людях, едущих в других машинах, или о пешеходах. Если вам стало неинтересно наблюдать за тем, что происходит снаружи, займите ребенка играми. Советы, предложенные здесь, — это то, с чего можно начать. Постарайтесь придумать и другие занятия, и, если ребенку будет интересно, дорога покажется более короткой.
Запиши рассказ «на пленку»
Возьмите с собой в машину диктофон (также подойдет и мобильный телефон с соответствующей функцией), тогда в пути ваш ребенок сможет записать свой «радиорассказ». А чтобы обеспечить творческий процесс, сначала подскажите место, где может происходить действие, — лес или берег моря. Потом помогите выбрать героев рассказа. Можно начать так: «Однажды, гуляя в лесу, я увидела огромного, большого и пушистого…», а дальше пусть ребенок продолжит сам. При этом не забудьте вовремя включить запись. Когда малыш закончит свою историю, выключите запись и задайте ему вопросы к тому, о чем он уже рассказал. Если в машине несколько детей, они могут создавать одну общую сказку по очереди. Каждому из них надо выделить для рассказа определенное время, но так, чтобы ожидание не стало утомительным.
Продолжайте рассказ в течение нескольких путешествий, или каждый раз можно придумывать новый. Некоторым детям нравится сам процесс — записывать истории на диктофон, но потом они теряют к ним интерес. Другие с удовольствием не раз слушают свои сказки перед сном или в какое-нибудь другое подходящее время.
Эта затея семьи Шлессингер может понравиться всем, независимо от возраста. Вам удастся рассмешить своих пассажиров всего лишь одной простой надписью «Помашите рукой, если вы знамениты». Лучше ее написать огромными буквами на картонке или на большом листе бумаги. Пусть дети держат плакат в окне и забавляются тем, как реагируют на него окружающие.
Первая Буква
Во время долгой поездки можно поиграть в «первую букву». Предложите вашему ребенку придумать слова, которые начинаются с той же буквы, что и его имя. Подскажите ему несколько примеров. Если вашего ребенка зовут Мария, то можете спросить ее: «Как ты думаешь, кто такой папа? Он не женщина, а…» Или: «Под капотом автомобиля есть предмет на букву „М», который заставляет машину двигаться. Это…». Спросите ее: «Кто управляет поездом? Что ты добавляешь в сухие завтраки?»
Когда иссякнет запас слов на «М», можно перейти к любой другой букве.
Сложные слова
Слова — это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, на грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их сложными словами: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.
Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов; нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это может быть и станция, и трубка, и служба; если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.
Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам. При этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.
Вспомни какой-нибудь случай
Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, как праздновали день рождения или как ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Джейн, я играл вместе с Крейгом и Тоддом в поезд». Вы добавляете: «А тетя Джейн приготовила французские тосты», и еще ваш сын вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».
Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.
Угадай мою песню
Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.
Что я вижу?
Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких, как крепление на телефонных столбах, машину с вмятиной, стоящую на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы. Например: Давай посчитаем, сколько детей в группе? Здесь больше старых или молодых людей? Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются? Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?
Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»
Быстрая зарисовка
Предложите вашему ребенку стать художником: пусть он нарисует несколько картинок, изображающих то, что он видит из машины. Дайте ему бумагу и карандаш. Если предстоит долгая поездка, приготовьте несколько цветных карандашей, фломастеров или мелков. Неплохо было бы держать в багажнике не только запасное колесо, но и блокнот с коробкой цветных карандашей, если, конечно, вашего ребенка не тошнит в машине.
Совет путешественника
Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать — поднос может послужить хорошим столом для рисования.
Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на своем рисунке, расспросите его о каждой из них. Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке? Однако, когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом — машины, на третьем — люди, на четвертом — деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.
Не забудьте
Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что потом, дома, вы подробно рассмотрите их.
Хор в автомобиле
Поскольку вы едете в собственной «колеснице», вы можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, то «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль — прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова. Напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.
Совет меломанам
Если у вас в машине есть магнитофон, поставьте записи детских песен или ваших любимых песен и подпевайте им. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы запишете ваше хоровое семейное исполнение.
Говори, как я
Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так. Повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом. Затем измените манеру речи: говорите очень быстро или очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т. д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос. Так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации можно детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь» читать как лирическое стихотворение, или как страшную историю, или как политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом, или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.
Подбери мелодию
Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Бонни, у которой есть толстая, пушистая кошка по кличке Далила, можно позаимствовать мелодию из песни «В лесу родилась елочка» со словами:
А у Далилы-кошечки
Полоски хороши,
Живут в полосках блошечки.
Чеши ее, чеши!
Возьмите любую песню и меняйте слова, как хотите, так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на диктофон, чтобы не забыть их.
Печальный вид
Выгляните в окно и посмотрите на окружающий мир критическим взглядом. Каждый раз, когда кто-нибудь из вас заметит нечто, портящее красоту пейзажа, или вредное для здоровья, объявляйте: «Загрязнение» — и объясняйте, что именно. Это может быть замусоренная улица, удушающие выхлопные газы грузовика, дымящая фабрика. Обсудите причину загрязнения. Сравните степень загрязненности в районах, через которые вы проезжаете.
Если вы горите желанием помочь природе, неплохо было бы, путешествуя на машине, время от времени делать небольшие остановки, чтобы очистить от мусора хотя бы те места, которые показались вам особенно привлекательными.
Систематика
Предложите всем сидящим в машине наблюдать из окна за объектами одного вида. Это могут быть собаки, деревья, цветы, дорожные знаки, грузовики, учреждения и т.д.
Всякий раз, когда кто-нибудь из вас замечает объект этого вида, он называет и показывает его. Каждый пытается определить его отличительные особенности. Если вы выбрали собак, необходимо установить, какой она породы — пудель, колли или дворняжка. Если это здания, то назовите их назначение — библиотека, почта, больница или школа.
Лучше всего в эту игру играть с детьми старшего возраста, но не менее интересна она и для взрослых. Особенно удобно в нее играть, когда машина движется медленно. Конечно, вам не очень-то захочется разбираться в породах собак или читать надписи на зданиях, если идущая впереди машина постоянно тормозит перед вами.
Чтобы внести разнообразие, можно написать название выбранного объекта на бумаге в верхней части листка, и пусть ваш ребенок нарисует внизу картинку. Предложите ему делать отметки о каждом виде объекта, который вы увидите. Потом можно выбрать другие предметы для наблюдения и нарисовать новую картинку. К концу поездки вы будете знать не только количество, но и многое другое о том, что вам встретилось в пути.
И все эти путешествия останутся в семейной памяти как «поездка с коровами» или «путешествие по школам».
Эхо
Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.
Бабушкин сундук
Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».
Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.
Разновидность этой игры — «дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту. Например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку». Затем следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».
Совет путешественника
Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию. Например, «я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку-жирафа и т.д.».
«Т»-слова
По очереди выбирайте любую букву и, выглядывая из окна машины, ищите объекты, начинающиеся на нее. Если ребенок еще только учит буквы, помогите ему.
Когда в машине есть ребенок постарше, он может записывать названные слова, а дети помладше — рисовать предметы, которые они видели.
Попробуйте начать игру с буквы «Т» и внимательно следите из окна за транспортом, такси, тракторами, телефоном, трубами, трассами, троллейбусами, трамваями. Школьник может заметить также: трейлер, товарный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все «Т», встречающиеся вам на пути, то можно называть любые другие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, творог, телевидение, телега, теленок, телескоп, тело, темп, температура, теннис, тень, теплота, термометр, территория, тесто, тетрадь, тигр, товар, тема, темнота, тина, толчок, тормоз, толстяк, трещина, томат, топор и т.д.
Начните с поиска десяти слов на букву «Т» и попытайтесь побить свой рекорд. Затем попробуйте сделать то же с другими буквами.
Сочини стишок
Начните с простого односложного слова, такого, как, например, «кот» и по очереди добавляйте существительные в рифму: год, рот, крот, мед, лед, свод. Затем попытайтесь сочинить четверостишие, приблизительно такое:
Не кусай меня пчела,
Расскажи мне, как дела.
На прощанье сделай круг
И лети на пестрый луг.
Затем посмотрите, что получится с вашим стихотворением, если скомбинировать те же слова в другом порядке:
Прожужжала мне пчела:
«Хороши мои дела:
Я кусаться не хочу,
Лучше к лугу полечу».
Если даже вы не уверены в поэтическом даре вашего ребенка, все равно надо дать ему шанс. Ведь и взрослые с их большим запасом слов пишут иногда такие глупости.
Угадай, что это
Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое». Затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении». Третья подсказка: «К нему прикасается водитель». Затем: «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать