Как научить читать: Как научить ребенка читать? Практические советы родителям дошкольника

Содержание

Как правильно и быстро научить ребенка читать. Методика обучения чтению

Содержание:

Почти все дети сегодня идут в первый класс, уже умея читать. И научить читать ребенка 5 или 6 лет родители считают чуть ли не обязательным. Кто-то полагается на занятия в детском саду или на "развивалках", кто-то — на подготовку к школе. А как научить ребенка читать в домашних условиях? Надо ли учить читать по слогам? Как это сделать правильно и быстро? Об особенностях обучения чтению дошкольников - в статье от Центра начального образования ГК "Просвещение".

Когда учить ребенка читать?

Когда учить ребенка читать?

Когда начинать? Один ребенок уже в три года знает весь алфавит, а другой только к пяти годам начинает проявлять интерес к книгам. Дело не в возрасте, а в готовности ребенка к освоению грамоты. Основные показатели такой готовности:

  • ребенок говорит отдельными предложениями;
  • внятно произносит большинство звуков;
  • может последовательно рассказать, как он провел день в детском саду или в гостях у бабушки;
  • ориентируется в пространстве, знает понятия "влево", "вправо", "вверх", "вниз";
  • удерживает внимание, может заниматься одним делом (рисовать, лепить, собирать конструктор и др.) 10–15 минут.

Обучение ребенка чтению следует начинать не с букв, а со звуков. Именно звуки он слышит с рождения, а буквы — это средство записи звуков. Научившись различать звуки в произносимых словах, сливать звуки в слоги, делить слова на слоги, ребенок легко овладеет чтением.

Учим различать звуки в словах

Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.

Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо "позвать" этим словом: барабан! зонтик? кошка!

Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.

Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово "сок" сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.

Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и "прочтите" схему. Все ли звуки "выстроились"? Произнесите третий звук и достройте схему. "Прочтите" схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.

При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный "у" всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным "у" без ударения или с "ы" в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.

Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове "нос" на конце слышим звук "с" и пишем букву "с", в отличие от слова "дуб", при произнесении которого слышим звук "п", но пишем букву "б".

Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.

Учим ребенка делить слова на слоги

Прежде чем ребенок начнет осваивать грамоту, научите его делить слова на слоги. Произносите слова, отхлопывая количество слогов. В русском языке в слове столько слогов, сколько гласных: са-мо-лет, ка-ран-даш — 3 гласных, 3 слога; у-жи — 2 гласных, 2 слога; спорт — 1 гласный, 1 слог, 1 хлопок.

Поиграйте в "Закончи слово". Вы кидаете ребенку мяч, называя первый слог слова, например, "ма". Ребенок возвращает мяч, назвав окончание, например, "ша". Произнесите слово полностью: Ма-ша. Загадывайте окончания слов, меняйтесь с ребенком местами.

Как выучить с ребенком буквы

Как выучить с ребенком буквы

После того как ребенок научился различать звуки, из которых состоят слова, переходим от звуков к буквам.

Как правило, с изучением алфавита сложностей не возникает. Дети охотно запоминают буквы, вспоминают их название. Можно использовать буквы-магниты, буквы-наклейки, буквы, изготовленные из различных материалов — шершавые, гладкие, мягкие. Разместите их на специальной доске, планшете, выделите пространство на стене детской, на холодильнике, на шкафах.

Собирайте копилку для каждой буквы: это могут быть предметы, название которых начинается на эту букву. Переберите игрушки, наверняка найдутся подходящие предметы: "А" — ангелочек, апельсин, "Я" — яблоко, "К" — кубик, карандаш, "Б" — бульдозер, банан. Отхлопывайте слоги, произнося слова. Предлагайте ребенку предметы и вместе обсуждайте, будет ли эта буква с ним "дружить". Самому ребенку подобрать нужное слово еще сложно, но проявленную инициативу обязательно поддержите, помня о принципе: делать вместе, но не вместо.

Рассмотрите букву. На что она похожа? Из каких деталей состоит? Пофантазируйте с ребенком вместе: "В" похожа на очки, "Е" на щетку. На что похожа буква "М"? Рассмотрите рисунки, на которых "спрятались" буквы. Складывайте буквы из крупы, пуговиц, лепите из пластилина, глины, рисуйте разными цветами. Задача — научить ребенка распознавать графический облик букв, соотносить со звуком, который они обозначают.

Изучать буквы в алфавитном порядке не рекомендуют. В настоящее время сложилось две основных принципа изучения алфавита.

Частотный (В.Г. Горецкий). Сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин). Звуки изучаются парами, в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные "А" — "Я", "О" — "Е", парные согласные: "С" — "З", "Д" — "Т" и т.д.

Как научить ребенка читать по слогам

Какой бы последовательности вы ни придерживались, знакомя ребенка с гласными буквами, расскажите, что эти буквы не только обозначают гласный звук, но и подсказывают, как читать согласный, стоящий перед ними.

Изучив несколько букв, например, "А", "И", "О", "Е", "М", "Н", "Л", "С", "К", пробуйте прочитывать слоги и короткие слова. Прежде чем прочитать слог, посмотрите на букву, обозначающую гласный. Какую работу она выполняет: смягчает согласный или указывает на его твердость?

Сравните согласные звуки в словах "КОТ" и "КИТ". Какой звук обозначает буква "К" в том и другом слове? Какая буква подсказывает, что "К" произносится мягко? Рассуждайте вместе с ребенком: в слове "КОТ" буква "О" обозначает гласный звук "О", он не смягчает согласный, поэтому произносим твердый звук "К". В слове "КИТ" буква "И" указывает на мягкость, произносим звук "К" мягко.

При прочтении слов ориентируйте ребенка на гласный. Гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного: "Я", "Е", "Ё", "Ю", "И". Дальше предложите слова с буквой "Ь" в конце слова, он тоже указывает на мягкость, но сам не произносится: КОНЬ, ЛОСЬ, ГУСЬ. Освоив принцип слияния согласного с гласным, способы обозначения мягкости на письме, ребенок сможет прочитать любое слово, зная, какой звук обозначает та или иная буква.

Принцип усложнения слов для чтения тот же, что и при изучении звуков: от односложных слов с четко слышимыми звуками — к словам, написание которых совпадает со звучанием, и словам, написание и звучание которых не совпадает.

Задержитесь на этом этапе. Не спешите переходить к чтению предложений и текста. Поиграйте со словами. Собирайте слова из карточек со слогами, находите "лишние" слова по разным основаниям, например, самое короткое/длинное, по количеству слогов, по значению — СТОЛ, ЛОЖКА, КРОВАТЬ и т.д. Предлагайте слова, которые отличаются одним звуком: ЛУК — ЛЮК, ударением: ЗÁМОК — ЗАМÓК, находите в слове спрятавшиеся слова: НОСоРОГ, пеСОК, буЛАВКА и подобные. Читайте словесные горки: первое слово состоит из двух букв, второе из трех и так далее. Такие игровые задания помогут закрепить навык слогового чтения и подготовят к чтению сложных и новых слов.

Читаем предложениями

Освоив чтение слов, переходите к предложениям, а затем к небольшим текстам. Есть специальные издания для начинающих читать детей. Важно, чтобы чтение доставляло удовольствие ребенку, было сложным, но выполнимым.

Какие трудности чаще всего возникают на этом этапе?

Звукослияние. Если ребенок произносит каждый звук по отдельности, но слитно произнести не получается, нарисуйте дорожку, по краям напишите две буквы слога. Поставьте пальчик ребенка на первый звук, тяните его, пока "бежите" по дорожке до второго. Протяните вместе с ребенком звуки, покажите, как они сливаются в слово.

Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Чтобы не сформировать привычку несколько раз прочитывать и проговаривать слово, внимательно наблюдайте, как читает ребенок. Не торопитесь переходить от слогового чтения к чтению словами, иначе ребенок привыкнет сначала читать про себя по слогам, а затем вслух прочитывать целым словом.

Антиципация. Так называется смысловая догадка, умение предполагать логику текста. Очень полезное умение, но на первых этапах обучения чтению приводит к ошибкам. Ребенок, торопясь прочитать слово и получить одобрение, "опускает" окончания, прочитав только первый слог, "додумывает" слово. Чтобы преодолеть такие ошибки, предложите игры со словами, например, почитать "тарабарские" стихи — набор рифмующихся сочетаний звуков. И вновь не "подгоняйте" ребенка в овладении навыком чтения. Это длительный и сложный процесс.

Старайтесь сразу ориентировать ребенка на осмысленное чтение. Перед чтением рассмотрите иллюстрации, прочитайте заголовок, предположите, о чем этот текст, задайте вопросы. Во время чтения задавайте уточняющие вопросы на понимание уже прочитанного, проясняйте значение новых слов. После прочтения обсудите, о ком прочитали, что он/она делают. Нарисуйте, разыграйте прочитанные истории.

Для преодоления медленного чтения развивайте у ребенка память, внимание. Играйте со словами и в слова, расширяйте словарный запас. Успешность обучения чтению определяется развитостью мышления, памяти и речи, сформированной мотивацией.

7 советов тем, кто учит ребенка читать

  • Начинайте чтение с небольших артикуляционных разминок. Перед чтением предложите ребенку поиграть со звуками. Задача — подготовить речевой аппарат. Подойдут любые артикуляционные разминки. Например, надувать и сдувать шарик со звуком "с-с-с" на выдохе. Разминки для языка, губ. Произнесение скороговорок и чистоговорок.
  • Будьте терпеливы. Навык чтения формируется в среднем на протяжении 3–4 лет. Отмечайте успехи ребенка, поддерживайте, если не получается, но не делайте вместо ребенка. Не зацикливайтесь на ошибках. Создавайте ситуацию успешности.
  • Моделируйте ситуацию, в которой ребенок сам проявляет инициативу, а вы выступаете в роли помощника. Пробудите интерес, любопытство. Например, предложите слово с незнакомой еще буквой и не спешите рассказывать о ней. Создайте ситуацию затруднения, в которой ребенок сам проявит инициативу и обратится с вопросом: какая это буква? какой звук она обозначает?
  • Главным в занятиях должно быть общение. Не заменяйте себя гаджетами, обучающими программами, развивающими играми.
  • Учите ребенка читать при любом подходящем случае, включайте изучение звуков и букв в бытовые ситуации. Не обязательно садиться за стол, открывать книжку. Читать можно надписи, составлять слова, раскладывать слова на слоги — в дороге, на прогулке, на игровой площадке. Вокруг масса материала для развития речи ребенка.
  • Чтение — это сложный мыслительный процесс. Требуется время, усилия для овладения чтением, поэтому ни в коем случае не подгоняйте ребенка, не завышайте требования.
    Иначе это только навредит и вызовет устойчивое нежелание учиться.
  • Поддерживайте интерес ребенка к чтению постоянно. Многие родители убеждены: раз ребенок научился читать сам, то можно ему больше не читать вслух. В этом большая ошибка, ведь для ребенка чтение, как и игры со взрослыми, связано в первую очередь с общением, совместным занятием. Не оставляйте его один на один с книгой, дарите поддержку!

базовые правила и этапы обучения детей (100 фото)

Просмотров: 665

Научить ребёнка чтению – не самое просто дело. Для этого потребуется много сил и терпения. Процесс обучения можно разделить на три части:

  • Выучить все буквы и звуки;
  • Научиться составлять слоги из букв;
  • Научить составлять слова из слогов.

Прежде чем учить ребенка читать по слогам, необходимо выучить весь алфавит. Не стоит забегать вперед в обучении, лучше переходить к новому постепенно, закрепив полученные знания.

Каждый этап сложнее предыдущего, поэтому уроки чтения с ребенком должны быть непродолжительными и в форме игры. Старайтесь не перегружать свое чадо, чтобы у него не пропало желание научиться читать. И не забывайте хвалить за достижения.

Содержимое обзора:

Готов ли ребёнок научиться читать

Психологи утверждают, что подходящий возраст для обучения наступает в 4,5 года. Но у каждого малыша свое индивидуальное развитие. Важно понимать, способен ли дошкольник воспринять информацию.

Чтобы определить готовность малыша осваивать чтение, нужно обратить внимание на следующие навыки:

  • Знает направления: лево-право, верх-низ;
  • Хорошо развит фонетический слух – может назвать первую и последнюю букву услышанного слова;
  • Хороший словарный запас;
  • Хорошо слышит – может легко повторить услышанное предложение;
  • Хорошее произношение.

Готовность научиться читать можно определить по возникшему интересу. Малыш станет замечать буквы и надписи в общественных местах, будет пытаться прочесть их. Не упустите момент — интерес нужно поддерживать.

Главные правила обучения

Не заставляйте

Это очень важное правило. Попытка научить ребёнка читать через слёзы не принесет желаемого результата. Нужно заинтересовать его книгами – регулярно читать вместе сказки, рассматривать яркие картинки. Обучение должно проходить ненавязчиво — в форме игры.

Подайте пример

Если родители сами читают книги с удовольствием, то и малыш обязательно потянется к книгам.

От простого к сложному

Сначала изучите звуки, после можно приступать к слогам и словам. Все этапы должны проходить постепенно, чтобы не перегружать малыша. Обучение словам начните с простых, где повторяются слоги, типа «мама», «папа».

Учите звуки

Объясните, что «дэ» — это «Д», «гэ» — это «Г», а гласные произносите долго – «Ааа», «Ооо». Легче всего начинать с гласных, после перейти к согласным.

Учите слоги

Запомнить слоги и слова гораздо проще, чем буквы. Поэтому слоги учить легче. Можно брать отдельные слова и находить в них определенные буквы.

Повторяйте

Чтобы ребёнок хорошо освоил изученное, необходимо регулярно закреплять материал. Делайте это в форме интересной игры.

Покажите, что буквы окружают нас повсюду

Прогуливаясь с ребенком на улице, можно предложить поиграть в игру с буквами. Пусть ищет буквы на витринах и стендах. Радуйтесь выполненному заданию вместе с ним.

Играйте

Складывайте кубики с различными словами, играйте в домино с буквами, с карточками или просто читайте буквы на вывесках во время прогулки. Придумывайте игры сами или покупайте в магазине – главное, чтобы это было интересно.

Читайте вместе

Необязательно читать только книги, можно читать открытки, смс в телефоне от папы и любые другие надписи. Обсуждайте прочитанное – пусть это будет хорошим времяпровождением. Используйте любую возможность для тренировки.

Занимайтесь чаще

Уделяйте время для чтения ежедневно. Необязательно заставлять свое чадо подолгу сидеть над книгой. Пусть это будут 5 минут, но каждый день. Такой подход обязательно поможет достичь желаемых результатов.

Быстрое чтение

Самый лучший способ научить ребёнка быстро читать – устраивать чтение на время. Нужно каждый раз записывать, сколько слов он успел прочитать за 1-2 минуты. Сравнивая результаты, малыш сам сможет оценить свои достижения.

Быстрому чтению может поспособствовать закладка. Ею закрывают прочитанную строчку, чтобы не путаться.

Чтение на английском языке

Принцип обучения чтению на английском языке не сильно отличается от чтения на русском. Для начала нужно выучить алфавит, а затем приступать к слогам.

Главное, прежде чем учить ребёнка читать на английском, сначала научите его делать это на русском. Тогда у него уже будет чёткое понимание того, что из букв — складываются слоги, а из слогов – слова. Это сильно упростит процесс обучения английскому языку.

Методики обучения

Сейчас существует множество методик и способов, которые рассказывают, как легко научить ребенка читать. Каждый сможет найти подходящую для себя методику.

Буквари и азбуки

Азбука предназначена для изучения букв, но не чтения. Букварь поможет научить складывать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Но сам процесс обучения будет долгим и нудным. Дети быстро устают, занимаясь с букварём.

Кубики Зайцева

Красочные кубики сразу вызовут интерес ребёнка, ему захочется поиграть. Они разные по цвету, размеру, объёму, наполнителю и весу. Дошкольник с самого начала получает доступ ко всем буквам и слогам, в отличие от букваря.

Минус такой методики в том, что ребёнок может начать глотать окончания.

 «Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

«Складушки» — это специальные карточки с картинками. Они являются аналогом кубиков Зайцева. Карточки подойдут для детей, которым нравится рассматривать яркие картинки. Заниматься по карточкам можно начинать с 3 лет, но автор не советует торопиться – лучше дождаться, когда дошкольник будет готов психологически.

«Теремки» Воскобовича можно использовать в играх с 2 лет. На кубиках и теремках написаны буквы. Ребёнок получает слоги, вкладывая кубик в теремок. Подробное описание и примеры игр идут в комплекте.

Карточки Домана

Гленн Доман предлагает методику обучения чтению целыми словами. Малышу показывают карточку, называя, что на ней изображено. Начинать обязательно нужно с самых простых понятий.

Врач не рекомендует проводить тестирование своего ребёнка, чтобы выяснить насколько он всё усвоил, так как это может вызвать негативную реакцию.

Многие психологи считают данную методику не совсем верной. Ребёнок запоминает карточки визуально, но не учится читать.

Методика Марии Монтессори

Обучение чтению по данной методике начинается с обучения письму. Буквы предлагается закрашивать, чтобы запомнить их написание.  Большим плюсом является то, что всё обучение проходить в форме игры. Занятия по Монтессори всегда увлекательные и нравятся детям.

Вывод

Не стоит торопиться обучить своё чадо чтению – его психологическая готовность важнее, чем навязчивое мнение окружающих. Научить ребёнка читать в 5 лет будет намного легче и продуктивнее, чем пытаться навязать знания в более раннем возрасте.

Учиться читать нужно играя. Игры для обучения детей чтению очень интересны и полезны, а долгие нудные занятия в дальнейшем могут вызвать негатив малыша по отношению к литературе.

Будьте примером своему ребёнку – читайте сами, читайте вместе с ним.

Фото рекомендации как научить ребенка читать

Помогите проекту, раскажите друзьям:     Спасибо за лайк;)  

методики обучения чтению к первому классу

Когда учить ребёнка читать

Сегодня есть студии раннего развития, которые учат детей читать уже с первых лет жизни. Однако это не одобряется многими врачами, которые рекомендуют начинать обучение чтению не раньше четырёх лет, а лучше всего — в 5-6 лет. Именно к этому возрасту у большинства детей уже развит фонематический слух (умение различать звуки), сформирована грамотная речь, отсутствуют логопедические проблемы, развита ориентация в пространстве (ребёнок различает, где право, а где лево). Поэтому чаще всего родители задумываются, как научить быстро читать ребёнка 6 лет, уже накануне школы.

Кроме того, важно учитывать, хочет ли сам ребёнок научиться читать. Если он привык к тому, что родители читают ему детские книги, а сами взрослые тоже неравнодушны к чтению, ребёнок сам с удовольствием потянется за книгой.

Источник: unsplash.com / @jonathanborba

Методики обучения чтению

Есть немало методик, которые помогают научить ребёнка читать. Суть многих из них сводится к тому, что обучение проходит в процессе игры, чтобы ребёнок лучше усваивал полученные знания. Рассмотрим подробнее самые популярные методики.

Методика кубиков Зайцева

Она применяется более 20 лет и помогает ребёнку в игровой форме освоить буквы и слоги, понять, как различаются между собой гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Для этого используются 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших кубиках изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий с кубиками родитель пропевает склады, чтобы ребёнок лучше их запоминал.

Методика Вячеслава Воскобовича

Эта методика основывается на кубиках Зайцева, в ней тоже используются склады и «складушки» — красочные картинки с изображением складов, слов и предложений из специальных песенок. Родители пропевают их и параллельно показывают на картинке склады из песенки. На эту методику стоит обратить внимание тем, кто хочет узнать, как научить быстро читать ребёнка 6 лет — автор утверждает, что 6-летний ребёнок благодаря «складушкам» может научиться читать в течение месяца.

Методика карточек Домана

Методика основана на запоминании слов целиком, от простых (мама, папа, дом) к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1-2 секунды и проговаривает их. После освоения карточек со словами ребёнок переходит к запоминанию словосочетаний. Эта методика помогает не только запомнить большое количество слов, но и очень хорошо развивает память в целом.

Пример карточек Домана. Источник: friendly-life.ru/kartochki-domana-dlya-samyh-malenkih

Методика Марии Монтессор

Как быстро научить ребенка читать в домашних условиях

Методики раннего развития и обучения стали популярны в нашей стране относительно недавно и до сих пор вызывают много вопросов. Обучение чтению малышей является одним из самых часто обсуждаемых родителями моментов, поскольку, с одной стороны, оно дает возможность подготовить ребенка к школе и облегчить ему адаптацию в первом классе, а с другой стороны – забирает время беззаботного детства.

Существует немало методов, как быстро научить ребенка читать по слогам, многие из них подходят для учебы и в домашних условиях, а оптимальным возрастом для начала занятий специалисты считают 5 лет. Данный подход позволит подготовиться к школе и безболезненно войти в школьный процесс. Но следует заметить, что главным в начале процесса изучения букв все же будет не возраст, а психологическая и физическая готовность к занятиям.

Содержание статьи:

С какого возраста можно учить ребенка читать

Нет однозначного ответа на вопрос, когда же правильно приступать к буквам и слогам, но большинство педагогов и психологов склоняются к варианту 5-6 лет. Допустимо начинать изучение в более раннем возрасте при наличии у малыша интереса к книгам и его демонстрации своего желания читать самостоятельно.

На заметку!

Теоретически можно обучить навыкам чтения малышей после достижения ими 2 лет, но лучше делать это не раньше 4.

Родителям стоит опираться на следующие показатели поведения своих чад, которые сигнализируют о готовности ребенка начать обучение:

  1. Разговорная речь должна быть хорошо поставленной, осмысленной и состоять из предложений, а не отдельных слов.
  2. Развитый фонематический слух для правильного восприятия звуков.
  3. Четкое произношение без множества дефектов, поскольку, в противном случае, дети будут не только разговаривать, но еще и читать, коверкая слова.
  4. Ориентация малыша в пространстве, понимание понятий верх-низ и право-лево для того, чтобы читать буквы в нужном, а не произвольном порядке.
Возраст для обученияВозраст для обученияВышеперечисленные умения способствуют успешному обучению чтению, при их наличии можно начинать образовательный процесс, невзирая на возрастные рамки.

Как правильно научить ребенка читать по слогам в 5-6 лет в домашних условиях

Несмотря на прогресс и желание родителей научить малыша всему практически с пеленок, педагоги твердят о том, что читать необходимо учить по достижению 5 лет, такой возраст лучше всего подходит для этого занятия. Но не надо паниковать, если вашему ребенку уже 6 лет, а он еще не читает энциклопедию: это нормально, и у вас еще есть время научить его всему необходимому.

Выбор букваря и методики

При выборе книги родителям следует обратить внимание не только на наличие ярких картинок, но также и на содержание. Типичная азбука, где к каждой букве подходит картинка-слово признана неэффективной многими педагогами, поскольку она путает ребенка и его восприятие букв.

Лучше всего выбирать специальные книги, содержащие методическое развитие навыков чтения, произношения, с умеренным количеством картинок, которые позволят детям не заскучать в процессе, но и не будут их слишком отвлекать.

БукварьБукварьЛучшими вариантами можно назвать буквари Н.С.Жуковой, Н.В.Нищева, Е.Бахтиной.

Самыми популярными на сегодня являются три методики:

  1. Глена Домана, основана на запоминании слов, которые написаны на специально изготовленных для этой цели карточках. Доман утверждает, что ребенок способен навсегда запомнить слова и в дальнейшем сможет самостоятельно интуитивно выводить правила чтения.

    Методика 1Методика 1Карточки Домана

  2. Николая Зайцева, использует обучение слогам и их составление в слова. Данная методика применяется в основном с использованием кубиков, которые были разработаны автором и дают возможность учить малыша во время игры с ними.

    Методика 2Методика 2Методика обучения слогам Николая Зайцева

  3. Николая Буракова, она подобна методике Зайцева и основана на обучении слогам и их составлении, но имеет свои технологии, которые состоят из маленьких шагов, делающих процесс обучения легким и доступным.

    Методика 3Методика 3Технология Николая Буракова

Родители должны сами определить, какой вариант подходит для их малыша и, выбрав методику, строго следовать ей, не отвлекаясь на прочие варианты.

В каком порядке нужно учить буквы

На начальном этапе обучения важно не делать глобальной ошибки и не начинать объяснять малышу разницу между буквами и звуками, ведь таким образом он запутается и не будет знать, что и когда правильно использовать.

Важно!

Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.

Педагоги рекомендуют придерживаться следующей последовательности при изучении:

  • твердые гласные, с выучиванием их звучания и возможности протягивать звуки: А, О, У, Э, Ы;
  • согласные, твердые звонкие, их легче выговаривать: М, Л;
  • глухие и шипящие: Ж, Ш, К, Д, Т;
  • остальные буквы в произвольном порядке.
Особенности обученияОсобенности обученияОчень важно соблюдать правило «одна буква – одно занятие» плюс повторение ранее пройденного материала, таким образом малыш не будет перегружен информацией и сможет эффективно ее усвоить.

Правила произношения

Важно учить детей качественно и помогать им произносить звуки, слоги и слова правильно сразу. Не стоит допускать типичную ошибку, позволяя выговаривать так, как у них получается и надеяться, что в будущем они сами исправят свое произношение – чуда не произойдет.

Прислушивайтесь к ребенку и помогайте ему, очень важно четко и верно произносить первые слоги слов, не глотая их. Также следует сразу приучать делать паузы между словами во время чтения, что в дальнейшем поможет им работать с предложениями.

Сколько времени нужно, чтобы научить детей чтению по слогам?

Для того, чтобы успешно пройти путь от букв к слогам, потребуется совсем немного времени, но главное – это правильно организовать занятия и придерживаться четкой схемы образовательного процесса:

  • изучение гласных;
  • добавление одной согласной и формирование слогов с ней;
  • использование слогов для построения коротких и понятных слов, лучше в игровой форме и на ассоциации с применением картинок, таблиц;
  • повторение и закрепление пройденного материала.

Обратите внимание!

Важна систематичность в подходе и работе с ребенком, достаточно проводить 3-4 занятия в неделю длительностью по 10-15 минут и за 1,5-2 месяца он освоит чтение по слогам без проблем.

Можно ли научить читать по слогам в 3-4 года и надо ли это делать

Возраст ребенка и его желание учиться являются главными факторами принятия решения о начале дошкольного образования. В зависимости от характера и индивидуальных особенностей малыша, вполне допустимо начинать такой процесс в возрасте 3-4 лет.

Плюсы и минусы раннего обучения

Несомненно, каждая семья самостоятельно принимает решение о том, как и когда начинать образование своего чада, но все же есть общие понятия пользы и вреда раннего обучения.

Из положительных факторов можно отметить такие:

  • обучение чтению в игровой форме помогает формировать разносторонне развитую личность малыша с одновременным приобретением полезного навыка;
  • в процессе общения с мамой, папой во время занятий укрепляется психологическая связь и выстраивается авторитет взрослого как знающего и умеющего научить;
  • во время занятий у малыша расширяется кругозор и он узнает новые слова, понятия;
  • обучение способствует развитию памяти, внимания, мышления, что поможет в школьные годы;
  • при условии, что малыш учится с интересом и радостью, такие занятия вырабатывают любовь к учебному процессу и улучшают его настроение, что в целом хорошо.

При неправильном и неумело организованном образовательном процессе ребенка дома возникает ряд негативных сторон такого раннего обучения:

  • нерациональное использование времени и методов вызывает негативное восприятие обучения у малышей, которое остается с ними и в школьные годы;
  • отсутствие результатов и огорчение из-за неправильно подобранной методики;
  • «прыжки» от одного материала к другому, которые не дают детям увидеть систему и понять основы чтения;
  • длительные и монотонные занятия, которые становятся неэффективными и вызывают протест.

В целом положительное или отрицательное воздействие раннего обучения напрямую зависит от компетентности и терпения взрослых, которые решили заняться образованием своего чада самостоятельно.

Лучшие методики для домашнего обучения

Для того, чтобы научить малыша читать в возрасте 3 года, можно применять разные способы и методы, самыми лучшими признаны:

Для ребенка, которому уже исполнилось 4 года, все эти методики также применимы, кроме этого хорошо подойдет метод Домана с применением различных карточек, которые можно купить или изготовить самостоятельно.

Самостоятельные пособияСамостоятельные пособия

Основные ошибки при обучении чтению

Отсутствие педагогического образования и недостаток знаний в специфике обучения зачастую приводит к тому, что родители, желая научить ребенку всему и пораньше, совершают много ошибок и не получают никаких положительных результатов от трудоемкого процесса.

Типичными ошибками родителей при обучении чтению являются:

  • попытка обучить буквам и звукам одновременно, маленькие дети не могут осознать разницу;
  • предоставление слишком больших объемов информации в короткие временные промежутки;
  • изучение букв без контекста не создает никаких логических цепочек в памяти детей, и они их быстро забывают;
  • отсутствие достаточного количества повторений материала, пройденного накануне;
  • попытка пропеть согласные, что приводит к их некорректному заучиванию;
  • применение разных шрифтов и цветов букв, что путает малыша;
  • избыток наглядных материалов, отвлекающих внимание от самих слогов;
  • сложные предложения в процессе обучения, они тяжело воспринимаются малышом.

Запомните!

Постарайтесь избегать вышеперечисленных ошибок в процессе изучения, и малыш охотнее включится  в процесс. В детском возрасте обучать лучше всего, играя.

Наиболее популярные вопросы

Что делать, если ребенок категорически не хочет учиться читать дома, при этом на улице может по слогам прочитать вывеску или рекламу?

Не стоит давить на ребенка, вполне вероятно, что он еще не уверен в своих силах и отсюда неприятие. Стоит попробовать давать ему задания на чтение как бы мимоходом, короткие и не навязчивые, читать вместе с ним.

Когда можно давать читать целые книги?

Небольшие книжки с короткими сказками, в которых на одной странице размещено 1-2 фразы, можно предложить ребенку, уже хорошо умеющему читать по слогам.

Современные родители могут выбрать и применить любую методику для того, чтобы выучить буквы, научить читать по слогам и целыми словами своего ребенка. Конечно же, для этого потребуется время и силы, но результат того стоит. Важно не зацикливаться на занятиях – при наличии протеста отложить их на время, а затем снова попытаться заинтересовать малыша новой игрой.

Как научить ребенка читать и когда начинать: простые способы

Одним из самых известных детей-рекордсменов по чтению считается мальчик Миша, родившийся в глухом поселке Винницкой области. Удивительно, что учить читать малыша никто из взрослых в раннем возрасте не пытался. Однако уже в год и три месяца Миша самостоятельно освоил алфавит, а в полтора года читал газеты. В 2 года чудо-ребенок научил читать свою неграмотную 85-летнюю прабабушку, которая приехала из другой деревни, чтобы помочь с воспитанием малыша.

- Сейчас очень многие мамы помешаны на воспитании гениальных детей, - объясняет педагог Татьяна Мелехина. - Им не дают покоя лавры других ребят, которые в 3 года уже знают таблицу умножения и читают Чехова.

Однако все дети разные, и далеко не каждый ребенок способен учиться чтению до 6-7 лет, всему свое время. Все-таки основная деятельность для дошкольников — игровая, именно она помогает им гармонично развиваться.

Родители, которые пытаются насильно заставлять ребенка учить буквы в 3-4 года, только наносят ему вред, отвлекая от естественного процесса познания мира.

В реальности будущие способности человека совершенно не зависят от возраста, в котором он научился читать, скорее они связаны с развитием фантазии и воображения малыша. В связи с этим вместо того, что пихать своему чаду кубики с буквами уже в манеже, лучше рассказывать ему сказки, вовлекать в интересные игры и вообще как можно больше разговаривать, чтобы сформировать правильную речь.

Практика показывает, что дети, которые научились читать в первом классе, впоследствии работают с текстом ничуть не хуже, чем сверстники, освоившие книги значительно раньше.

Детские психологи вообще считают, что раннее обучение чтению, если оно происходит не по желанию ребенка, мешает правильному развитию мозга. Именно поэтому подсовывать малышу азбуку раньше времени не только бессмысленно, но и вредно. - Дело в том, что до 7 лет у большинства детей отделы мозга, которые отвечают за распознавания букв, еще полностью не успевают созреть, - говорит психолог Марина Тимошина. - В случае, если родители насильно обучают ребенка, работа этих отделов мозга тормозит развитие других отделов, которые отвечают за социальные связи и образное мышление.

В результате попытки сделать из ребенка гения, бегло читающего или отлично считающего в 3-4 года, в некоторых случаях могут привести к проблемам с общением и общему снижению интеллекта. Но тут, конечно не нужно путать одаренность ребенка и родительское стремления натаскать свое чадо на знания. Если ваш малыш сам тянется к книжкам и пытается учить буквы, не надо его останавливать, скорее всего стремление к раннему чтению его индивидуальная особенность.

Многодетная мама Алена Меркулова из Москвы на собственном опыте поняла, что возраст, в котором ребенок научится читать очень индивидуален, и никогда не стоит бежать впереди паровоза.

«Так получилось, что старшая дочка с самого начала у нас росла развитой не по годам и читать стала очень рано. При этом специально для этого мы ничего не делали. Единственное, я много читала ей в слух, когда она еще лежала в коляске.

У Маши уже в 1,5 года обнаружилась потрясающая зрительная память, она приносила мне кубики с буквами и просила их называть. К трем годам дочка уже читала по слогам, а к 4 могла осилить самостоятельно уже книжки для 7-8 летних школьников.

Когда стал подрастать второй сын, ситуация развивалась совершенно по другому сценарию. Даже в 4 года он ни в какую не хотел даже играть в кубики с буквами, не то что пытаться запомнить их. Но нам казалось, что он просто ленится, поэтому мы усердно пытались заставить ребенка учить алфавит. И в результате окончательно отбили у ребенка охоту к чтению.

В конце концов освоить книги ему смогла помочь только учительница в 1 классе, с нами он заниматься ни в какую не хотел. Поэтому когда родилась третья дочка, мы не стали мучить ее ранними методиками развития и дали спокойно поиграть до школы. В шесть лет она сама проявила интерес к чтению и месяца за три освоила букварь по стандартной школьной методике.

Самые популярные методики обучения чтению: за и против

Школьная (звуковая) методика. Это традиционный способ, с помощью которого учат детей читать в школе. Он основывается на принципе алфавита. Сначала ребенок изучает звуки и буквы, а затем складывает из них слова и предложения.

За: Родителям проще учить детей дома по этому методу, так как всем он хорошо знаком. Логопеды считают, что именно этот способ предпочтителен, так как он позволяет избавиться от дефектов речи, учит ребенка слушать и выделять звуки в словах и правильно произносить их.

Против: данный метод не подходит для раннего обучения чтению, он рекомендован для детей с 5-6 лет и требует длительных временных затрат. Первое время дети, обученные читать таким способом, не понимают прочитанное, так как все внимание тратят на то, чтобы произнести отдельные слова.

Методика Марии Монтессори. Система предполагает, что сначала малышей учат писать буквы с помощью специальных контурных рамок и вкладышей и лишь затем изучают их. Ребенок должен сначала назвать звук, а затем обвести пальцем контур буквы, вырезанной из специальной шероховатой бумаги.

За: Метод способствует развитию мелкой моторики у ребенка, в нем нет скучных упражнений и заданий. Кроме того, упражнения и игры развивают у ребенка логику и обучают его сразу же читать не вслух, а про себя.

Против: Данный способ практически не подходит для домашнего обучения, так как для него нужно большое количество дорогих материалов, карточек, книжек и пособий. Как правило, данная методика применяется в специальных детских садах, обучающихся по данной программе.

Методика Зайцева (кубики). Способ основывается на обучение чтению с помощью складов, то есть пары согласной и гласной, или из согласной и твердого и мягкого знака, или одной буквы. Обучение интересно даже малышам, так как напоминает веселую игру в кубики.

За: Метод подходит для раннего обучения чтению, можно обучать даже малышей годовалого возраста. Занятия кубиками не будут отнимать у родителей много времени, их можно выполнять между делом. Доказано, что кубики Зайцева воздействуют на разные органы чувств, в том числе развивают мелкую моторику, музыкальный слух, чувство ритма и звуковое восприятие.

Против: В школе дети, обученные читать по данной системе, делают ошибки в звуковом разборе слова и не могут разобраться в его составе, а также «проглатывают» окончания. Кубики Зайцева стоят достаточно дорого, а изготовить их самостоятельно не каждому под силу.

Методика Домана (карточки). Дети, которых учат читать по этой методике, не запоминают названий букв и звуков, они сразу учатся узнавать целые слова. Малышу регулярно показывается определенный набор карточек, в результате он быстро учится прочитывать слово целиком даже в раннем возрасте.

За: Метод помогает в игровой форме обучать ребенка чтению с раннего возраста. Дети, которые освоили эту методику, как правило обладают отличной памятью и могут запоминать очень большое количество информации.

Против: Такой способ занимает много времени у родителей, так необходимо регулярно распечатывать внушительный объем карточек. Впоследствии у ребенка могут возникнуть сложности со школьной программой, в том числе с правописанием и разбором слова.

Из личного опыта

Екатерина, журналист: «Мой сын научился читать в три года. Никакой особой специальной методики мы не использовали — читали ему книжки вслух, рассматривали картинки. Купили напольный пластиковый коврик — он состоит из «плиточек», в которые вставлены буквы, их можно вынимать и строить разные фигуры. Так мы научились буквам. Когда я читала сыну книги, просила сказать, какая тут буква, какая — там.

Еще играли в такую игру: я рассказывала маленькую историю, а ключевые слова заменяла написанными словами, которые просила прочитать. Например: «Девочка вошла в комнату, и увидела, что на столе сидит огромный глазастый...» - на бумажке писала «КОТ».

Однажды я купила книжку с героями любимых мультиков сына — много картинок и простые предложения. Тут и случился прорыв: ребенку очень хотелось узнать, что написано, и он сам прочитал все от корки до корки.

Как научить детей читать дома

Вернуться к статьям

Обучение чтению - сложный процесс, который не происходит сам по себе. Лучший способ научить детей читать - развлечься.

Большинство людей не думают о процессе обучения чтению, пока не решат начать обучать своих детей дома.

Вопреки мнению некоторых людей, обучение чтению - это не «естественный» процесс, который происходит сам по себе. Это сложный процесс, требующий надлежащего обучения различным навыкам и стратегиям, таким как фонетика (знание взаимосвязи между буквами и звуками) и фонематическая осведомленность.

Хорошая новость в том, что, хотя чтение само по себе является сложным процессом, шаги, предпринимаемые для развития этих навыков, довольно просты и понятны. Чтобы научить детей читать и сделать это положительным и полезным опытом, попробуйте эти простые и проверенные временем стратегии ниже.

Вот 10 простых шагов, которые помогут научить ребенка читать дома:

1. Используйте песни и детские стишки, чтобы повысить фонематическую осведомленность.

Детские песни и стишки - это не просто весело - рифма и ритм помогают детям слышать звуки и слоги в словах, что помогает им научиться читать.Хороший способ развить фонематическую осведомленность (один из самых важных навыков в обучении чтению) - ритмично хлопать в ладоши и вместе читать песни. Это веселое и объединяющее занятие - фантастический способ для детей неявно развить навыки грамотности, которые помогут им успешно читать.

2. Сделайте простые карточки со словами в домашних условиях

Вырежьте простые карточки и напишите слово, содержащее по три звука на каждой (например, баран, сат, свинья, волчок, солнце, горшок, плавник). Предложите ребенку выбрать карточку, затем вместе прочитайте слово и поднимите три пальца.Попросите их произнести первый звук, который они слышат в этом слове, затем второй, а затем третий. Это простое упражнение требует немного времени на подготовку и развивает необходимые звуковые навыки и навыки декодирования (помогая им научиться озвучивать слова). Если ваш ребенок только начинает учить буквы алфавита, сосредоточьтесь на звуке, который издает каждая буква, больше, чем на названиях букв.

«Чтение яиц» обучает акустическим навыкам - важному инструменту, помогающему детям расшифровывать и читать слова - с помощью интерактивных занятий, которые являются веселыми и очень увлекательными.Бесплатная пробная версия.

3. Привлекайте ребенка в среду, насыщенную печатными материалами

Ежедневно создавайте возможности для развития навыков чтения у вашего ребенка, создавая дома насыщенную печатными материалами среду. Просмотр напечатанных слов (на плакатах, таблицах, книгах, этикетках и т. Д.) Позволяет детям видеть и применять связи между звуками и буквенными символами. Когда вы выходите из дома, указывайте на буквы на плакатах, рекламных щитах и ​​знаках. Со временем вы сможете моделировать звучание букв, чтобы составить слова. Сосредоточьтесь на первой букве слов.Спросите ребенка: «Что это за звук?» «Какое еще слово начинается с этого звука?» «Какое слово рифмуется с этим словом?»

4. Играйте в словесные игры дома или в машине

Основываясь на предыдущем шаге, регулярно вводите простые словесные игры. Сосредоточьтесь на играх, которые побуждают вашего ребенка слушать, распознавать звуки в словах и управлять ими. Например, начните с вопросов типа «С какого звука начинается слово ?» «Каким звуком заканчивается слово ?» «Какие слова начинаются со звука ?» и «Какое слово рифмуется со словом ?».

5. Понимание основных навыков, необходимых для обучения детей чтению

Важно помнить, что обучение чтению требует различных навыков. Есть пять основных компонентов чтения, о которых вы можете прочитать здесь. Это навыки, которые необходимы всем детям, чтобы успешно научиться читать. Таким образом, к ним относятся:

  1. Фонематическая осведомленность - способность слышать и управлять различными звуками в словах
  2. Phonics - распознавание связи между буквами и звуками, которые они издают
  3. Словарь - понимание значения слов, их определений и их контекста
  4. Понимание прочитанного - понимание смысла текста как в сборниках рассказов, так и в информационных книгах
  5. Fluency - способность читать вслух со скоростью, пониманием и точностью

Reading Eggs включает в себя все пять компонентов чтения в своих онлайн-уроках.Детей знакомят с рядом интерактивных занятий, которые усиливают звуки букв и символов, развивают фонематические и фонетические навыки, а также лексический запас и понимание. Электронная книга в конце каждого урока позволяет детям применить полученные навыки. Бесплатная пробная версия.

6. Играйте магнитами с буквами

Средние гласные могут быть непростыми для некоторых детей, поэтому это задание может быть таким полезным. Подготовьте магнитики с буквами на холодильнике и отведите гласные в сторону (а, е, и, о, и).Произнесите слово CVC (согласный-гласный-согласный), например «кошка», и попросите ребенка записать его по буквам с помощью магнитов. Чтобы помочь им, произнесите вслух каждый гласный звук (/ ayh /, / eh /, / ih /, / awe /, / uh /), указывая на его букву, и спросите своего ребенка, какой из них издает звук, похожий на средний звук. ,

7. Используйте возможности технологий, чтобы держать ребенка в курсе

Обучение чтению должно быть приятным процессом, чтобы поддерживать у детей мотивацию к совершенствованию. Иногда ребенок может быть полон азарта и желания учиться вначале, но, наткнувшись на стену, он может чувствовать себя подавленным и легко сдаваться.Родителям может казаться невозможным снова взять трубку и знать, где восполнить пробелы, которые могут вызывать разочарование.

«Чтение яиц» использует уроки для самостоятельного изучения, соответствующие способностям каждого ребенка. Детей регулярно награждают за выполнение заданий и достижение новых уровней, что поддерживает их мотивацию оставаться на правильном пути. Родители также могут просматривать мгновенные отчеты об успеваемости, чтобы увидеть, как улучшаются навыки ребенка.

8. Ежедневно читайте вместе и задавайте вопросы о книге

Многие люди не осознают, сколько навыков можно получить, просто читая ребенку.Вы не только показываете им, как произносить слова, вы также развиваете ключевые навыки понимания, расширяете их словарный запас и позволяете им слышать, как звучит беглый читатель. Более всего, регулярное чтение помогает вашему ребенку развить любовь к чтению, что является лучшим способом настроить его на успех.

Развивайте у ребенка навыки понимания прочитанного, задавая вопросы во время чтения. Детей младшего возраста побуждайте к просмотру картинок (например, «Вы видите лодку? Какого цвета кошка?»).Детям постарше задавайте вопросы о том, что вы только что прочитали, например: «Как вы думаете, почему птичка испугалась?» «Когда Софи осознала, что обладает особыми способностями?»

9. Играйте в игры, чтобы каждый день запоминать часто встречающиеся слова

Reading Eggs позволяет детям легко учить и запоминать слова с помощью интерактивных упражнений и повторения. Бесплатная пробная версия.

Визуальные слова - это слова, которые нелегко разобрать, и их нужно узнавать с первого взгляда.Часто встречающиеся визуальные слова - это слова, которые очень часто встречаются при чтении и письме (например, вы, я, мы, есть, имел и, чтобы, то, иметь, они, где, был, имеет).

Стратегия заучивания слов при взгляде такова: «Смотри слово, говори слово». Научиться определять и читать слова с листа очень важно для маленьких детей, чтобы они могли свободно читать. Большинство детей смогут выучить несколько слов с заставкой в ​​возрасте четырех лет (например, это, это, мое, я, нет, смотри и мы) и около 20 слов с видимости к концу первого года обучения в школе.Вы можете учить слова с листа, играя с карточками и используя программы для чтения, такие как Reading Eggs.

10. Будьте терпеливы; лучший способ научить детей читать - развлечься!

Каждый ребенок учится в своем собственном темпе, поэтому всегда помните, что самое важное, что вы можете сделать, - это сделать обучение приятным. Регулярно читая, совмещая занятия с занятиями, которые вы выбираете, и позволяя вашему ребенку время от времени выбирать свои собственные книги, вы привите ему любовь к чтению с раннего возраста и дадите ему наилучшие шансы на успех в чтении в кратчайшие сроки.

Ищете веселую и познавательную идею виртуального лагеря на лето? Посмотрите , как чтение яиц может помочь предотвратить потерю учебы летом , развлекая ваших малышей.


,

Научите детей читать с помощью этих простых советов и приемов!

Как научить детей читать

Обучить детей чтению бывает непросто. Некоторые дети поймут очень легко и начнут читать довольно быстро, в то время как другие дети могут быть немного медленнее в понимании всей концепции чтения. Здесь нет правильного или неправильного. Дети, естественно, будут учиться в своем собственном темпе, но есть некоторые вещи, которые мы можем сделать, чтобы поддержать их на пути к чтению.

Постарайтесь не расстраиваться, если ваш ребенок не поймет сразу.Моему маленькому парню понадобилось около 2 лет, чтобы научиться читать основную книгу для чтения. Я понял, что оказываю на него большое давление, и это не могло вызвать у меня любовь к чтению. В итоге мы взяли трехмесячный перерыв, и когда мы вернулись к чтению, я убедился, что был очень расслаблен и поддерживал. Одно это нам очень помогло!

Родителям может легко стать неприятно наблюдать, как ваш ребенок с трудом читает, но поддержка всех маленьких целей будет лучшим для обучения на всю жизнь.

Когда и где мне начать учить детей читать?

Вы можете начать так рано, как захотите. Если вы заметили, что вашему ребенку от природы интересно, какие буквы и слова его окружают, это хороший знак для начала. В противном случае, я думаю, что хороший возраст - это примерно 3 года. Это хороший возраст, чтобы начать обучать алфавиту и звукам, которые издают буквы. Это звуковое осознание будет первым шагом вашего ребенка к чтению.

Я рекомендую использовать такую ​​программу, как Preschool Prep Series, чтобы помочь вашему ребенку вовлечься в процесс обучения.Мы перепробовали много программ, и эта ему очень понравилась. Я слышал, что многие читатели также согласны с тем, что эта программа на высшем уровне и что они помогли их детям. Эта серия научит ваших детей произносить каждую букву алфавита, а также около 50 различных слов.

Обучение словам с листа на раннем этапе поможет вашему ребенку в дальнейшем уверенно учиться читать. Поскольку визуальные слова не соответствуют базовым навыкам декодирования, необходимым для чтения, вашим детям полезно знать эти слова на раннем этапе, чтобы они с меньшей вероятностью запутались при декодировании слов.

БЕСПЛАТНЫХ программ для обучения детей чтению

Хотя я настоятельно рекомендую вам начать с прочного фундамента для чего-то вроде серии подготовительных курсов для дошкольников, не менее важно следить за этим постоянным обзором. После того, как ваш ребенок усвоит основы, эти варианты отлично подходят для повторения и дальнейшего обучения.

–Teach Your Monster To Read - отличный веб-сайт, который вовлекает детей в мир чтения. Дети могут создать аватар монстра и помочь ему на разных уровнях игры для чтения.Этот сайт веселый и увлекательный, и вам, возможно, будет трудно оторвать ребенка от компьютера!

–Star Fall - еще один отличный бесплатный сайт, который поможет вашим детям овладеть навыками чтения. Я рекомендую начать с акустики и постепенно продвигаться вверх. Если ваш ребенок уже знает основы акустики, подумайте о том, чтобы начать с них. Это поможет им развить уверенность в чтении. Star Fall также предлагает веселые задания для печати для ваших детей, а также обзор математики.

-Netflix Leap Frog - отличный бесплатный ресурс, если вы уже подписаны на сервис Netflix.В противном случае вы могли бы найти эти DVD в своей местной библиотеке. Следующие DVD-диски Leap Frog отлично подходят для обучения ваших детей чтению:
* Phonics Farm
* Amazing Alphabet
* The Letter Machine Rescue Team
* Amazing Word Explorers
* Talking Words Factory

Продукты для следующего этапа чтения

Как только ваш ребенок приобретет уверенность в базовых звуковых навыках и научится читать слова, пора переходить к более продвинутым стратегиям чтения.

Эти продукты действительно могут помочь вашему ребенку перейти на новый уровень чтения. Просто не торопитесь и не торопитесь с этим. Большинство перечисленных здесь книг и программ движутся очень медленно. Это необходимо для того, чтобы ваш ребенок усваивал правильные понятия, а также для повышения уверенности в чтении.

Урок чтения: эта книга научит вашего ребенка читать за 20 простых уроков. Существует также компьютерное программное обеспечение, которое вы можете использовать вместе с книгой, но я не нашел его полезным.Одной книги более чем достаточно! Эта книга действительно хороша для обучения ваших детей тому, как отслеживать слева направо с самого начала. На каждое занятие уходит около 2 недель и около 10-15 минут в день.

По моему опыту, это была отличная книга, которая действительно помогла моему ребенку понять, как складывать буквы вместе, чтобы образовать слово, а также как отслеживать слева направо при чтении. Однако для нас это продвинулось немного и быстро, и он расстроился и сдался. Я до сих пор считаю, что эта книга была огромной ступенькой в ​​его прогрессе в чтении, и я чувствую, что, если бы я не давил на него так сильно и, возможно, даже немного отступил, эта книга вышла бы отлично.

Научите ребенка читать за 100 простых уроков: я упомянул эту книгу только потому, что она очень рекомендуется домашними школьниками. На самом деле это была первая книга, которую мы попробовали, и в итоге мы отказались от нее в течение первых трех недель. Мне действительно не нравилось, как нужно учиться читать определенным образом (который они создали), а потом учиться читать правильно. Символы, которые нужно было прочитать, очень сбивали моего сына с толку, и я, честно говоря, предпочел бы научить его, почему слово произносится именно так, а не заучивая.Это мой личный опыт работы с книгой, но, опять же, другим она понравилась.

Phonics Pathways: Это книга, в которую я быстро влюбился. После просмотра других книг, эта книга была пустяком, и мой сын не нервничал с этой книгой. Он имеет приятное постепенное развитие и объясняет все простые для понимания термины. Мне нравятся игры, которые вы можете распечатать и играть со своими детьми. Это очень увлекательно для детей и поможет им лучше запоминать информацию.Мы делаем одну страницу в день прямо сейчас, и его навыки чтения выросли не по дням, а по часам всего за первый месяц!

Советы, как побудить ребенка читать

Когда ваш ребенок начнет читать начинающих читателей, вы захотите найти способы поощрить и мотивировать их продолжать чтение.

Это может быть немного сложно для некоторых детей. Если ваш ребенок такой же скряга, как и мой ребенок, то может показаться невозможным заставить его / ее захотеть сесть и сидеть спокойно, чтобы читать книгу.Вот несколько вещей, которые мне помогли, и несколько советов и приемов, которые я переняла от других родителей и учителей.

Выбирайте для легкого чтения на основе своих любимых телешоу. Кажется, это действительно хорошо работает. Есть книги, в которых есть Русалочка, Холодное сердце, Мстители, Дори и другие! Дети обычно рады видеть, как их любимые чартеры отправляются в новые приключения. Они, вероятно, тоже будут читать эти книги снова и снова!

Как только вы найдете книги, которые заинтересуют вашего нового читателя, попробуйте эти советы, которые мотивируют их читать:

• Съешьте хотя бы одну семейную трапезу, чтобы каждый мог прочитать ее.
• Сделайте посещение библиотеки еженедельной / двухнедельной поездкой. Пусть ваш ребенок сам выбирает книги.
• Слушайте аудиокниги в машине, пока вы выполняете поручения. Если вы можете найти книгу к аудиозаписи, дайте ее своему ребенку, пока вы путешествуете.
• Позвольте ребенку увидеть, как вы и ваш партнер читаете, ДО того, как вы решите включить телевизор.
• Сделайте книги особенным элементом подарков на день рождения и другие праздники.

Я считаю, что самые полезные из них - показать вашему ребенку, что чтение может доставлять удовольствие.Так что попробуйте старую обезьяну посмотреть, как делают обезьяны, и пусть ваши дети часто видят, как вы читаете. Возможно, вы не знаете, как эта маленькая вещь может повлиять на вашего ребенка с годами, но она очень положительно влияет на то, как ваши дети относятся к чтению.

Таблицы для чтения - еще один отличный способ мотивировать детей читать. Предложите награду после того, как ваш ребенок прочитает так много книг. Они будут в восторге от задачи и начнут читать чаще.

Собираем все вместе

Надеюсь, это дало вам несколько идей о том, как научить своих детей читать.Подведем итоги:
* Будьте терпеливы
* Учите фонетику и зрительные слова
* Найдите увлекательные игры и видео
* Продолжайте изучение, используя хороший учебник
* Находите веселое легкое чтение
* Поощряйте и мотивируйте их продолжать читать !

Помните, постарайтесь не расстраиваться. Это не гонка за тем, чтобы увидеть, что ребенок сможет читать раньше или быстрее. Ваш ребенок уникален по-своему и, естественно, будет учиться в своем собственном темпе. Уважайте это и поддерживайте их, пока они учатся, и вы поможете воспитать на всю жизнь любовь к чтению!

click-here-to-download

click-here-to-download

,

Да, есть правильный способ научить читать

Когда-то, обычно в возрасте от 5 до 6 лет, большинство детей начинают читать. Наблюдение за переходом ребенка от не читающего к тому, кто может развлекать и учиться с помощью книги, является для многих родителей одной из вех и чудес семейной жизни.

Умение читать точно, плавно, с хорошим пониманием и выносливостью также является важным набором навыков для успеха в школе. Школы это знают. Вот почему в лучших из них первые годы начального образования посвящены обучению детей чтению с использованием научно проверенных методов, чтобы гарантировать, что все дети читают на уровне своего класса.

Но во многих школах и в самых разных районах есть шокирующе большая группа детей - примерно каждый третий - которые не овладевают навыками, необходимыми им, чтобы научиться читать сложным образом. Их путь труден: хотя многие будут пытаться использовать свой интеллект, чтобы скрыть пробелы в своих навыках, по мере усложнения работы и усложнения чтения эти дети обнаружат, что не могут успевать.

Это одна из величайших трагедий американской школьной системы.Еще больше душераздирает разговор с учеными о том, как человеческий мозг читает. По оценкам исследователей, от 2 до 5 процентов детей, большинство из которых имеют нарушения развития или серьезные неврологические проблемы, никогда не научатся читать. Остальные? Если им будут даны правильные, по мнению экспертов, инструкции, они научатся читать, и большинство из них смогут хорошо читать.

Смертные чтения

Но что произойдет с этими детьми, если они не получат правильных инструкций? Эксперты по чтению называют их «потерями в результате обучения».«У большинства из них нет неврологических проблем. Они не инвалиды. Их школы и, в частности, учителя начальных классов подводили их.

Что касается результатов, лонгитюдные исследования, которые десятилетиями следят за детьми, рассказывают печальную историю. Если ваш ребенок не умеет читать, это почти как если бы он заболел хронической изнурительной болезнью. Дети, которые не читают на уровне первого класса, почти всегда остаются плохими читателями четвертого класса. Семьдесят четыре процента испытывающих затруднения читателей третьего класса по-прежнему испытывают трудности в девятом классе, что, в свою очередь, затрудняет окончание средней школы.Те, кому удается продолжать работу и кому удается окончить среднюю школу, часто обнаруживают, что их мечты об успехе в высшем образовании удручающе неосуществимы. Вы не удивитесь, узнав, что дети, которым трудно читать, вырастают взрослыми, которым трудно удержаться за стабильную работу; они с большей вероятностью будут переживать периоды длительной безработицы, нуждаться в социальных услугах и с большей вероятностью попадут в тюрьму.

Даже если вашему ребенку повезло и он хорошо умеет читать, учащиеся, плохо обслуживаемые их начальными школами, в конечном итоге становятся истощением системы государственного образования.Проблемы с чтением являются основной причиной того, что учащихся идентифицируют как людей с неспособностью к обучению и направляют в специальное учебное заведение, часто в учебное гетто самого худшего типа.

Как научить читать

Так быть не должно. Ни одна область образования не изучалась, анализировалась и обсуждалась так тщательно, как лучший способ научить студентов читать. Первичные и продольные исследования Национальной академии наук и Национального института здоровья детей и развития человека в сочетании с МРТ (магнитно-резонансной томографией) и компьютерным моделированием мозга из ведущих академических лабораторий страны дают четкий рецепт для эффективного обучения чтению.И все же эта информация практически неизвестна учителям, родителям и членам школьных советов.

Практически в каждом разговоре об обучении чтению педагоги говорят о разных педагогических подходах и разных философиях, как будто один равен другому. И, возможно, из-за того, что некоторые дети учатся читать так же, как они учатся бегать, на основе наблюдений и из чистой любви к этому может показаться, что почти любой вид обучения чтению может работать с разным уровнем успеха - по крайней мере, для некоторых детей.Но исследователи говорят, что они придумали простую формулу, которая, если включить ее в инструкцию, может обеспечить чтение 90% детей.

Что показывают исследования? Оказывается, дети, которые, вероятно, плохо читают, обычно не так чувствительны к звукам произносимых слов, как дети, которые могут стать хорошими читателями. Дети, которые борются, имеют то, что называется плохой «фонематической осведомленностью», что означает, что их процессор для разделения слов на составляющие звука менее разборчив, чем у других детей.

На практике это работает следующим образом: ребенок, которому суждено стать плохим читателем, и ребенок, которому суждено стать хорошим читателем, могут оба понять слово «мешок», но плохой читатель может быть не в состоянии хлопать в ладоши по каждому из них. три звука в слове или знать, что последний звук - это то, что отличает «мешок» от «плохого». Если ребенок изо всех сил пытается расслышать отдельные звуки, из которых состоят слова, он может споткнуться, когда вы, например, попытаетесь научить его, что буква t издает звук «тух».Это становится настоящей проблемой, когда мы просим этих детей выполнить тройное неврологическое сальто назад, известное как чтение.

И вот важный факт, который вам необходимо знать: ученые снова и снова доказывают, что способность мозга вызывать симфонию звука из текста не зависит от IQ или дохода родителей. Некоторые дети узнают, что b издает звук buh и что в сумке есть три звука так рано и так легко, что к тому времени, когда они пойдут в школу (а иногда даже дошкольную), научиться читать так же сложно, как чихание.Когда чувство захватывает их, они просто должны это сделать. Другим совершенно умным детям трудно найти разницу между сумкой , и , плохой или миллионом других тонкостей языка.

Многие исследования показали, что фонематическая осведомленность - это навык, который можно развивать у детей. И следуя этой инструкции по фонематическому пониманию, около 100 часов прямого и систематического обучения фонетике обычно могут выполнить свою работу и гарантировать, что около 90 процентов детей имеют основы, необходимые для того, чтобы стать хорошими читателями.

Уроки чтения

Многие школьные округа приняли подход к чтению, который они называют «сбалансированной грамотностью». Если администраторы школы вашего ребенка так описывают свою программу чтения, вам нужно будет задать еще несколько вопросов.

В некоторых школах сбалансированная грамотность означает, что учителя preK работают над буквами и буквенными звуками. Детский сад, первый, и учители второго класса обеспечивают упорядоченное развитие явных акустики уроков и, как дети становятся компетентными и уверенными читателями, подтолкнуть их, чтобы обнаружить лучшее, что литература и научную литература должны предложить в то время как упорно наращивает понимание через недельное исследование слова , проверка правописания и анализ рассказов.

В других школах сбалансированная грамотность может означать совсем другое, что очень похоже на так называемый подход «всего языка», который сейчас в значительной степени дискредитирован. В этих школах учителя обучают часть детей элементарному знанию фонетики (большинство школ сейчас признают, что некоторым детям действительно нужна акустика, чтобы помочь разгадывать код), а также поощряют их угадывать слова по иллюстрациям, а затем и по контексту. По мере того как дети (надеюсь) становятся более компетентными в чтении, учителя сводят к минимуму изучение языка и посвящают свое время и энергию тому, чтобы заинтересовать детей словами, чтением и книгами.Если вы заботитесь об успеваемости вашего ребенка в школе, вам нужно больше обучения первому - фонетике и изучению слов - и меньше второго.

Как только вы убедились, что научные инструкции по чтению хорошо преподаются, вы захотите, чтобы они были доступны вашим детям. В течение шести лет Кристина Матускевич, воспитательница детского сада в начальной школе Эдны С. Стивенс в Кромвеле, Коннектикут, считала, что, как и все учителя в ее опрятной пригородной школе, она помогает находить хороших читателей. Она читала им рассказы, определяла слова и описывала их значение, предлагала им множество хороших книг и работала над тем, чтобы перевести их на самостоятельное чтение.«У каждого учителя был свой подход к обучению чтению», - говорит Матускевич.

Проблема была в том, что ни один из их подходов не работал очень хорошо. В 2007 году только 70 процентов третьеклассников умели читать. Мало того, каждый год около 33 из 489 детей в дошкольных и второклассных классах нуждались в внешней поддержке в чтении - программа, которая была дорогостоящей для школы и округа.

Как выглядит «правильный путь»

Директор, Люсиль Дитунно, решила, что школе нужно использовать другой подход.Сначала она попросила своих учителей установить «блок грамотности» - 90 минут в день, посвященные чтению. Три года назад DiTunno заплатил 28000 долларов компании Literacy How, тогдашнему подразделению Haskins Laboratories в Нью-Хейвене, за то, чтобы они каждую неделю в течение целого года приезжали в школу консультантов, чтобы обучать учителей научно доказанным методам, которые помогают детям научиться читать.

Первая встреча, по словам консультанта по программе Literacy How Венди Норт, обернулась катастрофой. «Мы пошли не с той ноги», - говорит Норт. Учителя чувствовали, что их обвиняют в борьбе детей, которых они не учили годами.По ее словам, вместо того, чтобы направить гнев на неадекватные инструкции, которые им давали в педагогическом колледже, они чувствовали себя униженными и сердитыми из-за того, что приглашенных внешних экспертов учили тому, что они уже знали - как учить читать.

Север стойко держался. В наши дни воспитанники в классе Матускевича получают другое обучение, чем их старшие братья и сестры. В течение первой недели детского сада Матускевич сидит с каждым ребенком и определяет, знает ли он буквы и соответствующие им буквенные звуки.Уровни навыков детей различны. Итак, осенняя классная работа связана с «сортировкой» - определением букв и соединением их со звуками.

Некоторые дети с острым чувством фонематической осведомленности уже переходят к тому, что на языке учителя называется «декодируемым текстом» - маленьким книжкам с отдельными строчками текста, составленными из слов, которые можно легко произнести. Примерно через тридцать минут все дети прекращают работу и, используя широкие движения руки для каждого звука, с большим энтузиазмом поют так называемую «гласную песню».Когда хор веселых голосов начинает стихать, Норт и Матускевич выглядят довольными. «Преступление против акустики состоит в том, что слишком много сверления, - говорит Норт. «Но посмотрите на этот класс. Здесь никто не страдает ».

Учительница первого класса Анджела ДиСтефано, ветеран с 12-летним стажем преподавания, говорит, что подход к чтению «Грамотность как» навсегда изменил ее профессиональную жизнь. «До этого я думал, что моя работа - научить детей разделять мое увлечение чтением». Теперь она учит их читать с подробными инструкциями о том, как произносить слова.Не так давно она провела семинар для родителей-первоклассников, чтобы научить их некоторым правилам, касающимся гласных (например: гласные произносят короткий звук в словах с замкнутым образцом, например , тап, , и долгий звук в словах с открытым кодом, таких как hi , так что и мой ), чтобы родители могли подкрепить уроки дома.

Подход «Грамотность как» повысил баллы на промежуточных тестах, и ожидается, что результаты первых третьеклассников, которые научились так читать, будут высокими.Уже сейчас только трех детей в год направляют на дорогостоящую поддержку по чтению, что является огромной экономией для округа.

ДиСтефано говорит, что новая программа упростила ее отношения с родителями. «Раньше мы могли сказать:« Этот ребенок не читает! »И пожимали плечами. Мы не знали, что делать. Теперь мы можем сесть рядом с родителями и сказать: «Ваш ребенок изо всех сил пытается понять правило, согласно которому, когда слово заканчивается на e, средняя гласная произносит свое собственное имя». И мы можем описать наш план, чтобы повторить это и заставить родителей подчеркнуть дома и верните ребенка на путь успеха в чтении.

Семь советов по успешному чтению

  • Помните, что умение читать и очень хорошо читать имеет решающее значение для благополучия вашего ребенка.
  • Найдите школу, в которой используются научные инструкции по чтению. Узнайте, что это такое, и убедитесь, что школа вашего ребенка этим занимается.
  • Дайте понять учителю вашего ребенка, что вы ожидаете частых и подробных отчетов об успехах вашего ребенка в основных навыках чтения.
  • Если ваш ребенок не двигается стабильно, будьте готовы к действию."Ждать и смотреть?" Нет. Бдительное ожидание - хорошая практика для многих аспектов воспитания детей. Прогресс в раннем чтении не входит в их число.
  • Будьте готовы к некоторому замешательству и защите со стороны людей, которых вы считаете экспертами. Не бойтесь.
  • В начальной и средней школе учителя должны заниматься все более изощренными формами изучения слов.
  • После второго класса окружите ребенка всевозможными книгами и сделайте то, что он читает, темой для разговоров за ужином.Слушайте, как она говорит о книгах, чтобы ее понимание продолжало углубляться.

Поделиться в Pinterest

Обновлено: 17 августа 2020 г.

,

Как научить детей, не говорящих по-английски, основам чтения

Все вышеперечисленные инструменты являются полезными помощниками при обучении основам чтения. Теперь у вас есть все необходимые инструменты и пособия для обучения, поэтому вы можете быть уверены, что вам нужна только ваша инициатива как учителя, чтобы сделать обучение детей младшего возраста эффективным.

Начало обучения основам чтения:

Начните с обучения звучанию каждой буквы алфавита. Я всегда начинаю учить сначала все гласные, A, E, I, O, U. Научите детей называть каждую букву плюс звук. Помните, что звук очень важен при обучении детей чтению. После гласных следует согласных.

Снова учите название согласных звуков плюс соответствующий звук каждой буквы.

Нет установленных правил для обучения алфавиту. Вы составляете свой собственный план урока и используете свою собственную стратегию. Это зависит от того, как вы оцениваете эффективность своего метода.

Когда вы обучаете основному чтению, ключевым моментом является обучение звуку каждой буквы алфавита.Это обязательно, потому что дети должны уметь произносить буквы. Здесь начинается чтение. Когда дети выучат все звуки каждой буквы, они могут начать читать по слогам.

Вы должны быть очень внимательны к методу вывода звука. Дети должны уметь произносить буквы и смешивать их, чтобы получился слог .

Например, в слоге ма скажите детям, чтобы они произнесли звук м, а затем .Скажите им, чтобы они смешали две буквы и образовали слог ма. Лучше сказать, чем сделать. Большинство детей не умеют смешивать звуки. Они могут сильно запутаться в первый день, но не беспокойтесь, потому что они скоро преодолеют замешательство и наконец научатся читать по слогам.

Опять же: ключевым моментом при обучении основам чтения является звук букв алфавита. Как только дети выучат звуки наизусть, они легко научатся читать.

Если дети уже умеют читать по слогу, после него введите слов CVC или то, что мы называем трехбуквенным словом .

Например:

мат - мат является значением слова CVC, согласный-гласный-согласный . Это первые слова, которые прочитают дети.

Итак, вы начнете с обучения детей тому, как произносить первый слог. В примере mat , начальный слог ma. Скажите детям прочитать ma , затем попросите сложить букву t и образовать слово mat . Пусть дети прочитают слово и посмотрят, как оно звучит.Позволяя им читать слова много раз, они визуализируют, как звуки смешиваются, образуя слово.

Сначала это кажется очень трудным, и дети могут быть очень сбиты с толку, но дайте им время узнать о звучании, и вскоре им понравится читать слова CVC. Очень важно использовать картинки для этого задания, так как дети, не говорящие по-английски, могут потеряться, узнав, как читать, и обдумывая значение этого слова.

Всегда важно выручить детей там, где они борются.По моему опыту, большинство детей могут читать слова CVC с помощью обычного чтения.

Скажем, вы позволяете детям читать по слогам каждый день. Вам понадобится несколько карточек и таблиц по слогам, которые дети будут читать каждый день. Один из хороших способов сделать чтение менее скучным для детей - это использовать хоровое чтение, чтобы в нем участвовали все. Когда дети читают в группе, никто не думает: «Я не умею читать».

Когда дети уже могут читать слова CVC; это начало их увлекательного чтения.Большинство детей взволнованы, когда учатся читать свои первые несколько слов. Они всегда найдут другие слова для чтения, даже если не смогут их правильно прочитать. И это начало ...

Этапы обучения базовому чтению:

1. Учите буквы алфавита и звучание каждой буквы.

2. Научите детей складывать буквы, используя звук, и составлять слоги.

3. Научите детей произносить слоги и добавлять согласные, чтобы получилось слово CVC.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *