Как учиться читать по слогам – Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Учимся читать по слогам (видео уроки)

Еще около 10 лет назад ребенок, приходя в школу, только начинал знакомиться с буквами, звуками, слогами, и в результате первый год обучения был посвящен формированию тому, чтобы научиться читать и писать на начальном уровне.

Сегодня быстрый ритм жизни и образовательные программы требуют от детей умения читать и писать уже при поступлении в школу.  В связи с этими нормами особое значение приобретают подготовительные детские центры, репетиторство учителей дошкольного и раннего школьного развития, занятия в детском саду, который берет на себя задачу научить детей самым необходимым знаниям и навыкам. Можно воспользоваться всеми приведенными способами, чтобы ребенок в первом классе, придя на урок, не чувствовал себя ущербным. Но что делать тем, у кого по тем или иным причинам не получается нанимать репетитора или посещать занятия вне дома, довольно трудно.

Я оказалась как раз в такой ситуации, когда дочь не ходила в детский сад по причине частых заболеваний: хорошего развивающего центра, где бы учили читать, поблизости не было, а репетитор – дело недешевое. Вот и пришлось мне самой овладевать методикой, как научить ребенка читать  слоги.

Многие мамы боятся это делать, не хотят принять на себя ответственность за развитие детей.

По собственному опыту знаю: ничего сложного в том, чтобы научить малыша читать или писать, нет. Кроме того, вы начинаете больше и теснее общаться с собственным ребенком, который ценит вас и ваши знания. А теперь подробно.

С чего начать?

Как любой предмет в школе, обучение чтению тоже требует пособий и специальной литературы, в качестве которой для нас будет выступать Букварь.

Сегодня издательства предлагают массу букварей или книг на тему «Учимся читать по слогам» с картинками, по новым методикам, однако для меня главным критерием при выборе учебников является четкость в построении и структурированность материала.

Согласно перечисленным особенностям предлагаю буквари Н.С.Жуковой и А.Н.Ткаченко, которые можно также приносить на урок в 1 класс. Они построены так, что обучение чтению по слогам становится для малыша логически обоснованным.

Скачать книгу бесплатно можно здесь.

Почитать обзор про букварь Жукова можно здесь.

Фото обложки книги.

Итак, первый шаг сделан.

С какого же возраста можно задумываться над тем, как научить ребенка читать слоги?

Думаю, необходимость в этом возникает в 5-6 лет, но ни в коем случае не затягивайте обучение чтению до того времени, пока ребенок не пойдет на урок в школу в 1 класс. Будет поздно.

В  возрасте 5-6 лет обучение чтению выглядит как  сознательный процесс, конечно, если малыш приучен к книге и мама часто читала ему в более раннем возрасте.

Иначе усадить ребенка за книгу будет сложно. Начиная с 2-3 лет, не лишайте малыша возможности самому определить, интересно ли ему изучение букв.

У моей знакомой сын уже в два года читал по слогам. У меня дочь с двух лет начала активно интересоваться азбукой и  знала, как выглядят и произносятся практически все буквы алфавита. Поэтому назвать определенно возраст, с которого нужно начинать учиться читать, сложно.

Ребенок сам даст понять, что он готов к обучению. Однако хочу предостеречь от методик, призывающих с трехмесячного возраста развешивать карточки с буквами по стенам, чтобы малыш их видел и запоминал. Мне кажется, что это вредно, поскольку ребенок запоминает буквы бездумно, не понимая их назначения и не соотнося со звуками. Мозг малыша засоряется не нужными ему пока вещами, отвлекающими от познания окружающего мира, который ребенок только начинает для себя открывать.

Целесообразней будет в таком возрасте использовать методику Домана по обучению ребенка чтению через запоминание слова.

Главное правило при обучении чтению – делать это ненавязчиво, в игре, иначе вы рискуете на всю жизнь отбить интерес к книге.

Попытайтесь заинтересовать:

  1. начните урок с того, что вылепите букву из теста, пластилина, рассмотрите предметы, названия которых начинаются на изучаемую букву;
  2. если позволяют финансы, приобретите «говорящую» электронную азбуку, карточки с буквами и картинками, кубики и т.д. (при выборе «говорящей» азбуки хочу предостеречь от часто встречающейся ошибки. Иногда в таких азбуках буквы произносятся так, как они называются в алфавите. Нам это не надо! Выбираем азбуку, где каждой букве соответствует один звук).
  3. Мы с дочкой очень любим вырезать буквы из сырой картошки, жарить их и съедать, выговаривая каждую букву. Примените фантазию, и  способ мотивации обучения всегда найдется.

Следующее правило, как научить ребенка читать  слоги, заключается в том, чтобы правильно произносить звуки. Ни в коем случае, называя малышу букву, не выговаривайте ее «официальное» название в алфавите.

Обозначайте ее звуком, например: М – «м», а не «эм»; Ш – «ш», а не «ша». Иначе у ребенка начнется путаница.

Существуют методики, по которым советуют пропевать гласные звуки (методика Зайцева). Думаю, такой подход возможен лишь на уровне изучения отдельных звуков и букв.

Поем слоги

Когда начнется чтение по слогам, лучше отойти от данного метода, иначе дети не будут делать пауз между словами и не видеть границ самих слов.

  • Первый урок лучше посвятить изучению гласных А, О, У, Ы, И, Э.
  • Не берите вначале буквы Е, Ё, Ю, Я – это грубейшая методическая ошибка. Они представляют собой два звука: Е – «йе», Ё – «йо», Ю – «йу», Я – «йа».

В разных позициях они и читаться будут по-разному. Не путайте ребенка.

Гласных звуков в русском алфавите всего 6, вот и выучите сначала эти шесть.

Что касается согласных, то советую изучать прежде всего звуки и буквы М, Л, потом Ш, Ж, С, З, т.е. шипящие и свистящие. Первая буква, которую освоила моя дочь, была Ж – уж очень ей понравилось ее звучание.

Как буквы сложить в слоги?

После освоения некоторых букв и звуков начинаем складывать слоги. Скачать бесплатно слоги можно здесь.

Первыми изучаем открытые слоги, т. е. заканчивающиеся на гласный звук, например: «бэ», «мэ», «ма», «па» и т.д. Они легче произносятся и усваиваются. Затем к открытому слогу можно присоединить один согласный, например: «ма-к», «со-к». Изучая следующие согласные, действуйте по тому же методу: сначала простые слоги, затем сложнее.

Обязательно закрепляйте и повторяйте пройденный материал при каждом удобном случае: во время прогулки на улице, дома при выполнении каждодневных действий.

Помните: повторение – мать учения.

Итак, мы выучили открытые слоги. Следующий этап – слоги закрытые. Они произносятся сложнее. Это слоги, где согласный, наоборот, бежит за гласным: «ап», «ам» и т.д. Варьируйте звуки в слогах, меняя их, чередуя. Когда ребенок научится хорошо читать слоги, приступайте к следующей ступени – словам.

Сперва подбираем слова с одинаковым типом слогов (ра-ма, мо-ло-ко) либо с несколькими открытыми и одним закрытым (об-ла-ко, ёл-ка).

Не берите труднопроизносимые слова, такие как сест-ра, дождь. Малышу сложно будет их прочитать, он начнет мямлить, в результате пострадает дикция. Пока не акцентируем внимание на выразительности или скорости чтения. Наша задача – вообще научиться читать. Скорость придет с практикой, а интонационное наполнение фразы возможно только при четком осознании ее смысла. Это дело более позднее.

Примеры игр

Если вашему ребенку предстоит поступление в школу в 1 класс, можно поиграть в ролевую игру: ученик – учитель. При этом учителем может выступать малыш. Пусть он попросит вас написать или прочитать слово. Сделайте это заведомо неправильно: пусть ребенок увидит ошибку и исправит вас. Это придаст ему уверенности в собственных силах и умение видеть свои и чужие ошибки, исправлять их. В 5-6 лет детям вполне под силу такие упражнения. Если есть возможность привлечь к занятиям ребят одного возраста, то они будут намного продуктивнее. У детей очень развито чувство конкуренции, они редко позволят кому-то быть лучше. Таким образом, появится стимул к работе над собой и мотивация, а 1 класс уже не будет так страшен.

Если ребенок все же не заинтересовался чтением даже после всех испробованных методов или у него плохо получается, не отчаивайтесь. Продолжайте попытки в игровой форме. Возможно, настанет момент, когда он морально созреет и сам примет участие в игре с удовольствием. Поддержите ребенка, не говорите, что у него что-то не получается, радуйтесь каждому новому успеху, шагу вперед.

Так что, как видите, вопрос, «как научить ребенка читать слоги?» не сложен. Нужно только проявить усердие, терпение, фантазию, следить, чтобы занятия проходили регулярно.  Если у вас нет возможности уделять малышу много времени, поручите занятия бабушке, дедушке, дав предварительно необходимые инструкции. Иногда дети легче идут на контакт с представителями старших поколений и охотнее учатся у них. Используйте эту возможность, не ревнуйте. Все равно успехи ребенка будут вашей заслугой, так как вы мудро позволили им проявиться в нужном месте в нужное время. Вашим девизом должно стать правило: «Читаем по слогам вместе!»

Мультфильмы Дизяка мизяка

Придя в 1 класс, учитель может начать обучение чтению по слогам с видео студии «Дизяка мизяка». Его можно скачать или смотреть онлайн здесь:

Чем же интересны видео серии от «Дизяка мизяка»? Это  учебные видео, представляющие собой короткие мультфильмы, каждый из которых посвящен отдельному складу. Именно складу, а не слогу, поскольку создавалось видео на основе методики Зайцева. В склад могут входить не только согласные и гласные, но также согласная буква с мягким знаком.

Схема видео от «Дизяка мизяка» очень проста:

  1. выезжает грузовик или кораблик, на котором везут кубики с буквами;
  2. кубики ставятся на землю;
  3. каждый звук произносится диктором отдельно;
  4. кубики соединяются и произносятся в составе склада;
  5. далее показываются картинки и написание нескольких слов, в состав которых входит этот склад;
  6. завершает видео песенка об этом складе.

Таким образом, если вы будете регулярно ставить ребенку онлайн этот мультфильм «Дизяка мизяка», он будет постепенно запоминать состав и звучание слога, воспринимая его как единое целое.

Достаточно в день просмотреть до 3-4 мультфильмов от «Дизяка мизяка». Малыш долго перед компьютером или телевизором не просидит, такой урок онлайн даст максимальную пользу для обучения.

Используйте любую возможность, чтобы сделать учебу красочной и увлекательной!

Полезные видео уроки по теме

steshka.ru

Как научить ребенка читать словами: методика, упражнения, игра, Доман

Здравствуйте, дорогие читатели! В наши дни огромное внимание уделяется образованию, а особенно дошкольному. Для этого родители отводят детей в развивающие школы или же занимаются с ними сами в домашних условиях. В то же время, одним из обязательных навыков  является беглое чтение. Поэтому сегодня я поделюсь с вами информацией о том, как научить ребенка читать словами.

Необычная методика

Данная методика была разработана американским ученым и нейрофизиологом Гленом Доманом. Он занимался восстанавливающими методиками для детей с пораженной нервной системой, а также обучающими программами для всех детей.

В результате, одной из таких стала методика обучения чтению по словам, которая в каком-то роде перевернула взгляд на привычную технику чтения по слогам. В чем же она заключается?

Главный принцип состоит в том, что родитель и ребенок должны воспринимать процесс обучения как веселую и желанную игру. То есть, все должно строится на позитиве, чтобы малыш был максимально увлечен и мотивирован.

Глен Доман утверждал, что чтение – это одна из функций мозга. Его методика разработана с учетом особенностей детского психического и умственного развития, а также подкрепляется годами практики и экспериментальной работы.

Вероятно у вас может возникнуть вопрос для чего нужна такая методика? Может лучше сразу учить ребенка читать по слогам? Однако это возможно только после четырех или пяти лет.

В то время как научить ребенка читать словами вы можете уже в двухлетнем  или даже однолетнем возрасте. То есть как только малыш начнет говорить отдельные слова. И это, наряду с другими методиками раннего развития, будет прекрасным стимулом для вашего малыша.

Кроме того, когда кроха подрастет и начнет учить (абстрактные) буквы, он уже будет понимать для чего они нужны. Следовательно, обучение традиционному чтению будет происходить осознанн0 и легко.

Что вам понадобится?

Перед началом работы вам нужно будет подготовить карточки со словами: чем больше, тем лучше. Однако, на первой стадии вам понадобится не больше 20-ти карточек. В то же время, карточки рекомендованы в размере 15×60 см, а печатные буквы на них 12×10 см.

Обязательно используйте красный фломастер или даже маркер для их написания. Думаю, что это будет  несложно  сделать и в домашних условиях.

Алгоритм действий по методике Домана

Данная техника включает в себя пять этапов, которые необходимо проработать, чтобы добиться желаемого результата. Итак, вот они:

  • отдельные слова;
  • словосочетания;
  • простые предложения;
  • распространенные предложения;
  • книги.

Чтобы ясно представлять себе всю картину, давайте рассмотрим каждую стадию более детально.

Как научить ребенка читать словами или метод Глена Домана на видео

Первый этап обучения

Как уже говорилось на первой стадии Доман предлагает использовать простые слова. Поэтому заготовьте 20 карточек с такими словами, как «мама», «папа», «баба», «мяч», «пол» и т.д. К тому же, все слова должны состоять не больше, чем из 3-4 букв.

В первый день используйте только 5 слов. Продемонстрируйте ребенку карточку и вслух произнесите слово. Ваша дикция должна быть громкой и четкой. Не задерживайтесь на одной карточке больше 3 секунд.

Следите за тем, чтобы ваш сын или дочь не отвлекался в этот момент на посторонние предметы. Повторите эти действия со всеми пятью карточками. Такое упражнение необходимо повторить 3 раза в день, но перерыв между ними не должен быть меньше получаса.

На второй день используйте те же самые пять карточек в таком же алгоритме, и затем добавляйте пять новых слов к уже изученным.

Получается, что в день у вас будет шесть коротких занятий по 15-25 секунд.

В третий день к изученным десяти словам добавляйте еще пять, и в четвертый также пять новых карточек по тому же принципу. Сначала – изученный материал, затем – новый, но не раннее перерыва в полчаса.  В последний день у вас выходит 12 занятий, которые в целом занимают не больше трех минут.

как научить ребенка читать словами, карточки, картинкаКогда ваш ребенок выучил уже первые 15 слов, процесс немного усложняется.

Подготовьте еще 20 карточек с более сложными словами, но они должны быть знакомы малышу. Это могут быть части тела, животные или какие-либо предметы.

Как же использовать все новые слова с уже изученными? У Домана на этот случай существует метод добавления новых слов и изъятия старых. Он заключается в том, что вы удаляете  по одному изученному слову каждый день и заменяете его новым. Добавляйте не только существительные, но и глаголы к новым словам.

Таким образом, выходит, что ваш ребенок выучивает по 25 новых слов в день (5 групп по 5 слов). Ежедневно он знакомится с пятью новыми словами, по одному в каждой группе, а пять уже изученных слов будут откладываться.

Второй этап обучения

Данная стадия основывается на словосочетаниях. Для проработки второй ступени вам необходимо произвести анализ слов, которых уже знает  малыш, и подумать, какие словосочетания из них можно составить. Хорошим вариантом будет использования цветов. Например, «зеленый огурец», «белый рис» и т.д. Так ваш ребенок не только будет учиться чтению, но и познавать мир.

По истечению какого-то времени вы поймете, что ребенку начинает это наскучивать, и, что требуется введение нового материала. В таком случае выберите тему антонимов «низкий/высокий», «длинный/короткий» и т.д.

В этот период Доман рекомендует использовать иллюстрации для демонстрации материалов. Например, покажите соответствующие картинки при использовании антонимов «большой/маленький».

Обговорите с ним это. Опирайтесь на опыт, возраст и уже полученные знания вашего ребенка при выборе групп антонимов.

Третий этап обучения

На третьей стадии вам предстоит составление простых предложений из раннее употребленных словосочетаний. Алгоритм похож на первый этап. Вы составляете пять предложений и три раза в день на протяжение 4-5 дней демонстрируете их ребенку.

Затем по методике добавления новых и изъятия старых слов, заменяйте по два предложения. Обычно дети очень быстро усваивают новый материал, так как принцип и слова уже понятны и знакомы.

Одной из главных особенностей этого времени обучения является уменьшения размера шрифта. Во-первых, вам нужно разместить уже несколько слов на одной карточке. А, во-вторых, тем самым вы приближаете ребенка к формату книг.

Также неплохо будет использовать картинки. Каждому может соответствовать иллюстрация. Затем из этого можно будет сделать книгу.

Четвертый этап обучения

На очередь простым предложениям приходят распространенные. Ваше чадо уже совершил первый важный шаг в своем развитии: узнавание отдельных слов и понимание их значения. Второй шаг, который происходит на этой ступени, — узнавание слов в предложениях и понимание их в совокупности, как более сложные понятия.

Итак, здесь действует тот же принцип, что и на третьей стадии. Вы постепенно увеличиваете количество слов в предложении. Например, начиная с «Собака лает» и заканчивая «Собака громко лает возле дома».

Необходимо начинать использование предлогов и наречий. Не бойтесь составлять смешные предложения, это только привнесет формат игры в ваше обучение.

Постепенно продолжайте все также уменьшать шрифт и увеличивать количество слов. Также к концу четвертого этапа приходит время, чтобы сменить красный цвет фломастера на черный.

Пятый этап обучения

Так вы добрались до книг. Помните, что чем меньше возраст вашего малыша, тем сложнее ему будет привыкнуть более мелкому шрифту, черному цвету и большому количеству предложений в книге. Поэтому необходимо выбирать книги для вашего ребенка согласно индивидуальным особенностям. Каким правилам надо следовать, чтобы выбрать подходящую книгу?

  1. Словарная составляющая книги не должна превышать 100 слов.
  2. Слова и предложения должны быть знакомы и понятны вашему ребенку.
  3. На странице должно быть не более одного предложения.
  4. Высота шрифта не должна быть меньше 1 см.
  5. Текст должен быть наполнен иллюстрациями, изображенными отдельно от него.

Главное, что родители должны помнить, — это то, что скука и требования – это противники обучения дошкольников чтению.

Если детям скучно, то у них сразу пропадает интерес и мотивация. В итоге вы тратите свои и их нервы впустую, так и не добившись желаемого результата. Не забывайте об игровом формате обучения. Родителям это всегда под силу. Теперь вам известна техника как научить ребенка читать словами. Так что наберитесь терпения, включите фантазию и вперед к новым знаниям.

Видео о плюсах и минусах методики Глена Домана

Хотелось бы сказать, что любые усилия родителей по обучению  своего ребенка это прекрасно. И даже если вы не сможете освоить все этапы методики как научить ребенка читать словами, вы тем не менее дадите своему ребенку мощный стимул для его дальнейшего развитие и формирования.

Делитесь блогом с друзьями в социальных сетях и не забывайте про комментарии. До скорых встреч!

familystr.com

Как научиться читать? Читаем по слогам. Техника чтения :: SYL.ru

Если раньше детей учили читать в первом классе, то сегодня требования ужесточились. Ребенок уже должен быть обучен грамоте. Некоторые школы даже не примут малыша, который не умеет читать. Однако не все детские сады обучают детей столь сложной науке. Это зависит от выбора программы дошкольного учреждения. Поэтому очень часто перед родителями и будущими первоклассниками встает вполне закономерный вопрос: как научиться читать? При этом хочется помочь малышу не только освоить азы грамоты, но и не отбить охоту заниматься.

как научиться читать

Подходящий возраст

Современная система образования нацелена на полноценное обучение детей с 6 лет. Это возраст, когда ребенок многое умеет и понимает, может самостоятельно ухаживать за собой. К этому времени возрастает активное восприятие дошкольником новых знаний, что прямо свидетельствует о готовности к обучению.

Последние исследования в области психологии и педагогики подтвердили интересное предположение – малыш готов получать знания с трех лет. Конечно, нельзя не согласиться с возмущенным вопросом родителей: «Можно ли вообще и как научиться читать в таком возрасте?» Ведь он, действительно, кажется крохой. Авторы утверждают, что ответ на вопрос заключен в особенностях развития малыша, и рекомендуют начинать обучение на этапе познания ребенком мира и заявления своего «Я».

Однако помните, что все дошкольники, а также их способности, очень индивидуальны. Поэтому «гнаться» за чужими детьми не стоит. Понаблюдайте за крохой, и если он готов к обучению, только тогда начинайте разбирать с ним азы грамоты.

Признаки готовности

Чтобы впоследствие избежать неприятной ситуации, когда ребенок не хочет читать, а полученные им ранее знания просто забыты, следует внимательно проанализировать его поведение.

читаем по слогам

Основные признаки того, что он готов учиться, значительно помогут не допустить ошибку:

  • Речь малыша состоит из целых предложений. Он может составить связный рассказ о книге, фильме или небольшом событии.
  • Ребенок слышит и правильно распознает звуки. Для проверки попросите малыша повторить за вами слога (жа-за, за-са, ца-ча). Внимательно прислушайтесь, что он произносит.
  • Дошкольник правильно выговаривает все звуки и не нуждается в помощи логопеда.
  • Малыш отлично ориентируется в пространстве, не путает понятия «верх», «низ», «влево», «вправо».

Ребенок, отлично справляющийся со всеми перечисленными заданиями, психологически готов к обучению. Родители могут смело начинать с ним занятия.

Методики обучения чтению

К основным современным методикам, позволяющим научить малыша читать, относят чтение:

  • По слогам. Ребенок заучивает их, а только потом идет дальнейший процесс (методика Зайцева).
  • Словами. Обучение основано на зрительной памяти (автор – Глен Доман).
  • Звуко-буквенное. Ребенок слышит произношение, а далее соотносит его с написанием.
  • Методика складывания. Малыш запоминает буквы и далее их соединяет в слоги.

Правила обучения

Независимо от выбранной методики, следует знать и обязательно учитывать основные требования, чтобы не нанести вред малышу. Для ребенка важно все. Ошибки, совершенные родителями, всегда оставляют след в душе детей. И зачастую тормозят процесс развития крохи долгие годы.

Правильно выговариваем букву. Обучая ребенка, всегда называем только звуки, например «М». Не говорим «ЭМ». Это сильно путает детей. И на ваше предложение: «Читаем по слогам» малыш со всей серьезностью прочтет «ЭМА-ЭМА» вместо долгожданного «МА-МА».

Правильно читаем. Многие слова в русском языке произносятся совсем не так, как пишутся. Взрослые люди читают орфоэпически (так как принято). Ребенок – исключительно орфографически (только так, как пишется). Именно поэтому, когда обучаем детей, следует читать «мОлОко», а не «мАлАко». А если это просто вечерняя сказка на ночь, то можно произносить слова обычным способом.

Делим по складам. Наступает время, когда малыш начинает пытаться читать. Очень усложняют и замедляют такой процесс трудные слоги. В этом случае их можно разделить на склады, отметив легонько карандашом такое разделение. И вместо сложного, состоящего из одного слога, слова «лось» ребенок легко прочтет два легких «ло/сь».

техника чтения

Не привязываемся к алфавиту. Начинать изучение букв нужно, исходя из частоты употребления. Таким образом, сначала запоминаем те, из которых малыш сможет составить знакомые ему слова – свое имя, любимую игрушку, имена родителей.

Обучаем в игре. Чтобы не вызвать у дошкольника отвращения не только к чтению, но и к познанию нового, обязательно включайте в процесс ваших занятий разнообразные игры.

Ограничиваем время. Во время занятий с ребенком следует не забывать, что малыш должен читать не более пяти–десяти минут. Заставляя его сидеть за азбукой по полчаса, вы не приучаете малыша к школьным урокам – вы полностью отбиваете охоту учиться. Ведь любое занятие первоклашек состоит из постоянной смены деятельности, а не 30-минутного чтения.

Главный принцип – «не навреди». Если во время ваших занятий малыш приобретет стойкую нелюбовь к учебе, переучить его будет практически невозможно. Лучше прочитать меньше, чем вообще возненавидеть это занятие. И каждый раз, когда запланированный объем не был изучен ребенком, обязательно скажите себе: «Мы только УЧИМСЯ читать!» Для детей иногда и несколько предложений могут принести больше пользы и информативности, чем неинтересный, проработанный под нажимом текст.

Игра – залог успеха

Разные исследования ведущих психологов и педагогов доказали, что лучше всего малыш усваивает знания, преподанные ему в игровой форме. И если у вас назрел актуальный вопрос, как научиться читать, ответ один – играйте с ним! Ведь только такая форма наиболее эффективна для изучения мира. Это самая лучшая методика обучения. Постройте занятия как бы между делом, не акцентируйте внимание на «уроке». Не говорите малышу: «Все, оставляем все дела и учимся читать по слогам». Игры, правильно подобранные, прекрасно справятся с этой задачей, а метод обучения не вызовет неприязни.

Всеми силами старайтесь поддержать интерес к приобретению знаний, поэтому основывайте свои занятия на увлечениях ребенка.

Учим буквы

Разрезанные буквы. Заготовьте специальные карточки для этой игры. На них напишите большие печатные буквы. Теперь разрежьте их на несколько частей (3-5). Предложите ребенку собрать. Сначала подберите ему части одной литеры, после этого добавьте одну деталь от другой. Когда малыш справится, предъявите ему части 2-3 букв одновременно.

ребенок плохо читает

Изначально подберите такие, которые невозможно спутать (А, С, И, Р). Далее немного усложните, предложив части немного похожих в написании литер (Р, В, К,Ж).

Обязательно спрашивайте юное дарование, какую букву он сложил. Ребенок должен правильно называть звук, не путая его с похожими.

Эта игра напоминает детям пазлы, поэтому всегда нравится и воспринимается с восторгом.

Находим букву. Найдите для этой игры любой текст с очень крупным шрифтом. Это может быть детская старая книжка, азбука или набранная лично вами и распечатанная страница. Попросите малыша внимательно просмотреть текст. Он должен находить букву, которую вы выучили, и подчеркивать.

Ребенок обязательно называет ее. Не забывайте, что такое занятие – игра для него, для вас – это самое настоящее занятие по предмету «Чтение». Подготовка к школе вашего малыша полностью зависит от последовательности поданного материала и той базы, которую вы сможете преподать ему в игровой форме.

Со временем задание усложните. Предложите малышу искать две знакомые буквы одновременно. При этом одну нужно подчеркивать, а вторую, например, обводить в кружок. Стоит заметить, что такая игра прекрасно тренирует внимательность.

учимся читать для детей

Самодельная азбука

Намного лучше, если азбуку вы сделаете с ребенком вместе. Вот где стоит проявить всю свою фантазию. Можно завести альбом, в котором каждый листок будет соответствовать определенной букве. Например, вы рисуете выученную сегодня букву «М». Малыш ее раскрашивает. Пересмотрите с ним старые журналы, открытки, ненужные каталоги в поисках картинок на нужную букву. Пусть ребенок их вырежет и самостоятельно приклеит.Очень часто родители покупают для своих детей яркие плакаты-азбуки. Первое время ребенок неплохо обучается по ним, но впоследствии, когда картинки запомнятся, интерес полностью исчезает. Малыш просто заучивает рисунки, а не буквы, к сожалению. У него вызывает большие трудности чтение – 1 класс для такого крохи станет настоящим испытанием.

Создание такой азбуки сослужит ему хорошую службу. Он сам будет подбирать картинки, а значит, точно запомнит выученную букву.

Читаем по слогам

Когда ребенок выучит всю азбуку, придет пора двигаться дальше – начинать соединять буквы в слоги. Такой процесс всегда вызывает у детей определенные трудности. Как объяснить малышу соединение букв, вы можете придумать самостоятельно или воспользоваться следующей методикой.

Заготовьте карточки с написанными на них литерами. Покажите ребенку согласный звук и предложите его немного протянуть, а затем продемонстрируйте другой – гласный, назвав который ребенок очень протяжно прочитает свой первый слог.

Например, вы показали «С», а затем сменили его на «О». Что прочтет ребенок? «Сссооо». У некоторых детей даже столь наглядная азбука может вызывать трудности. Это не значит, что малыш глупее, просто у него другая форма восприятия. В этом случае сами читаем детям. 5-6 лет – это возраст, когда дошкольник готов, как губка, впитывать информацию. Продемонстрировав один раз, как произносится слог, вы сами удивитесь, как быстро он усвоит методику и какие отличные результаты покажет.

Игра «Магазин»

Предложите своему дошкольнику поиграть в игру «Магазин». Для этого подготовьте заранее «товар». Лучше всего будет вырезать картинки из старых подборок журнала. Только следите внимательно за словами. Они должны произноситься именно так, как и читаются, чтобы не вызвать у малыша дополнительные трудности. К примеру, слово «вата» подходит, а «вода» лучше не использовать. Не забудьте и про «деньги». На отдельных листочках бумаги напишите по одному слогу.

чтение 1 класс

Сначала предложите ребенку быть покупателем, а сами станьте продавцом. Покупатель выбирает покупку и должен расплатиться за нее деньгами. Например, он решил приобрести «машину», значит, предлагает бумажку со слогом «ма». Если выбор пал на «газету», то соответственно должны быть деньги «га».

Чтобы игра не наскучила, поменяйтесь местами. Окажитесь не очень опытным покупателем, который часто ошибается и предлагает продавцу совсем не те «деньги».

Эту игру можно усложнить, когда ребенок успешно освоит ее. Теперь деньгами станет последний слог. Для слова «газета» – это станет бумажка «та».

Читаем слова

На следующем этапе большинство родителей испытывают облегчение. Ну вот, наконец, буквы изучены, слоги читаются, что там уже сложить их в слова. На практике чаще всего получается совсем иначе. Малыш правильно называет все слоги, из которых состоит слово, но назвать его полностью совершенно не может. В чем причина? Почему ребенок плохо читает? Родительскому удивлению нет предела.

Для ребенка очень сложно выполнять одновременно две функции – правильно читать и понимать содержание. Обучение осмысленному восприятию – следующий этап подготовки к школе.Если упущен этот момент, ребенку сложно будет даваться наука, хотя техника чтения со временем покажет отличный результат.

читаем детям 5 6 лет

Варианты игр

Вставь букву. Эта игра очень эффективна на начальном этапе чтения слов. Найдите картинки к словам, состоящим из трех букв. К примеру, дом, рот, кот, мох, душ, дым, кит, лук. Под рисунками подпишите названия, написав лишь первую и последнюю букву. Предложите средний звук ребенку добавить самостоятельно.

Составь слово. Для этой игры картинки уже не нужны. Подготовьте карточки со слогами, составляющими определенные слова. Для начала возьмите простые – «Ре-ка». Предложите малышу самостоятельно составить слово. Когда ребенок справится, усложните процедуру, теперь уже речь идет о трех слогах.

Поваренок. Напишите на листочках бумаги слова, соответствующие различным продуктам. Например, яйцо, капуста, морковь, мясо, картофель, сахар, варенье, рыба, соль. Поручите ребенку роль главного повара. Для этого наденьте на него колпак и фартук. Лучше всего играть на кухне и использовать настоящие кастрюли. Вы вместе будете «готовить обед». Сделайте пюре и компот, сварите суп и нажарьте котлеты. Для приготовления повар должен выбрать необходимый продукт и опустить в приготовленную кастрюлю. Если ребенку сложно определиться с подбором компонентов, подскажите ему, и он сам найдет нужное слово.

На этом этапе обучения уже можно предлагать специальные книги для детей. Это должны быть несложные стихи, обязательно с картинками или простенькие сказки. Лучше всего, если выбор падет на любимые малышом произведения.

Скорость чтения

О том факте, что в школе проверяют скорость чтения, знают все. Зачастую именно этот результат влияет на оценку. Очень неприятно, что при проверке абсолютно не учитывается скорость мыслительного процесса, физиологическая возможность проговаривания слов. Эти способности для каждого ребенка очень индивидуальны, а влияние их на скорость очевидно. Можно помочь малышу повысить результаты, однако следует не забывать, что техника чтения не должна улучшаться за счет ухудшения понимания содержания.

Очень полезно многократно прорабатывать один и тот же текст. Установите определенное время и предложите ребенку изучить написанное. По истечении времени поставьте пометку над словом, на котором чтение было прервано. Ту же процедуру повторите во второй раз. Обязательно отметьте, что малыш прочитал уже несколько больше. Суть этого метода заключена в том, что юное дарование, зная слово, смотрит на графическое изображение, соотнося увиденные буквы с произнесенными звуками. Этот прием напрямую улучшает технику чтения. К тому же малыш замечает свои успехи, а значит, будет стараться еще больше.

Для тренировок скорости чтения отлично подходит различная литература для детей. Большое преимущество заключается в их разнообразности. Иногда у ребенка возникают трудности при переходах на другие шрифты. Поэтому упражняйтесь на самых разных детских книгах.

литература для детей

Вместо заключения

Предложенная методика подойдет большинству детей. Она направлена на решение самой главной проблемы – отсутствие интереса у малыша. Старайтесь построить все занятия исключительно в игровой форме, чтобы у ребенка не пропадал азарт к познанию нового. После всех рекомендаций у вас в голове должна четко выстроиться схема, дающая ответ на наболевший вопрос, как научиться читать. При следовании ей больших трудностей не возникнет. Однако помните, что неорганизованность родителей очень часто сводит на нет все результаты. Нерегулярные занятия не принесут ничего, в то время как постоянные маленькие «уроки» гарантируют отличный итог.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *