Классификация возрастных групп населения
Классификация возрастных групп населения
Согласно возрастной классификации, одобренной конгрессом геронтологов и гериатров, все население старше 50 лет подразделяется на четыре возрастные категория:
1) зрелый возраст — люди 50—60 лет;
2) пожилой возраст —люди 61—74 лет;
3) старческий возраст — люди 75 лет и старше;
4) долгожители — люди 90 лет и старше.
Существуют понятия о календарном (паспортном) и биологическом возрасте, разница в которых может составлять 5 лет.
Процессы роста и развития подчиняются ряду общих закономерностей. Вместе с тем развитие каждого ребенка и подростка представляет собой сложный процесс и характеризуется рядом особенностей, определяемых генетическими факторами и экологическими особенностями жизни индивидуума. Именно эти обстоятельства определяют столь широкий полиморфизм индивидуальностей и различие между паспортным и биологическим возрастом индивидуума.
Темп возрастных преобразований в ходе развития меняется, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания. Под биологическим возрастом понимают совокупность морфофункциональных особенностей, зависящих от темпов роста и развития. Значительные индивидуальные колебания в темпах созревания организма дали основание для введения такого понятия, как биологический возраст, основные критерии которого – скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения), сроки прорезывания молочных и постоянных зубов и возраст полового созревания.
Существуют также понятия психического возраста и социального возраста.
, Психический возраст (зрелость)определяется коэффициентом интеллекта, уровнем эротических интересов, соответствием досуга возрастным нормам, а социальный – способностью обеспечивать свое существование и своих детей.
МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Гипотеза, согласно которой причиной старения являются изменения генетического аппарата клетки, является одной из наиболее признанных в современной геронтологии.
Молекулярно-генетические теории подразделяются на две большие группы. Одни ученые рассматривают возрастные изменения генома как наследственно запрограммированные. Другие считают, что старение – результат накопления случайных мутаций. Отсюда следует, что процесс старения может являться или закономерным результатом роста и развития организма, или следствием накопления случайных ошибок в системе хранения и передачи генетической информации.
Теломерная теория
В 1961 году американский геронтолог Л. Хейфлик установил, что человеческие фибробласты – клетки кожи, способные к делению, – «в пробирке» могут делиться не более 50 раз. В честь первооткрывателя это явление назвали «пределом Хейфлика». Однако Хейфлик не предложил никакого объяснения этому явлению. В 1971 г. научный сотрудник Института биохимической физики РАН А.М. Оловников, используя данные о принципах синтеза ДНК в клетках, предложил гипотезу, по которой «предел Хейфлика» объясняется тем, что при каждом клеточном делении хромосомы немного укорачиваются. У хромосом имеются особые концевые участки – теломеры, которые после каждого удвоения хромосом становятся немного короче, и в какой-то момент укорачиваются настолько, что клетка уже не может делиться. Тогда она постепенно теряет жизнеспособность – именно в этом, согласно теломерной теории, и состоит старение клеток. Открытие в 1985 г. фермента теломеразы, достраивающего укороченные теломеры в половых клетках и клетках опухолей, обеспечивая их бессмертие, стало блестящим подтверждением теории Оловникова. Правда, предел в 50-60 делений справедлив далеко не для всех клеток: раковые и стволовые клетки теоретически могут делиться бесконечно долго, в живом организме стволовые клетки могут делиться не десятки, а тысячи раз, но связь старения клеток с укорочением теломер является общепризнанной. Любопытно, что сам автор недавно решил, что теломерная гипотеза не объясняет причин старения, и выдвинул сначала еще одну, редусомную, а потом и вторую, не менее фантастическую – луногравитационную. Обе они не получили ни экспериментального подтверждения, ни одобрения коллег.
Теория свободных радикалов
Практически одновременно выдвинутая Д.Харманом (1956) и Н.М.Эмануэлем (1958), свободнорадикальная теория объясняет не только механизм старения, но и широкий круг связанных с ним патологических процессов (сердечно-сосудистых заболеваний, ослабления иммунитета, нарушений функции мозга, катаракты, рака и некоторых других). Согласно этой теории, причиной нарушения функционирования клеток являются необходимые для многих биохимических процессов свободные радикалы – активные формы кислорода, синтезируемые главным образом в митохондриях – энергетических фабриках клеток.
Если очень агрессивный, химически активный свободный радикал случайно покидает то место, где он нужен, он может повредить и ДНК, и РНК, и белки, и липиды. Природа предусмотрела механизм защиты от избытка свободных радикалов: кроме супероксиддисмутазы и некоторых других синтезируемых в митохондриях и клетках ферментов, антиоксидантным действием обладают многие вещества, поступающие в организм с пищей – в т.ч. витамины А, С и Е. Регулярное потребление овощей и фруктов и даже несколько чашек чая или кофе в день обеспечат вам достаточную дозу полифенолов, также являющихся хорошими антиоксидантами. К сожалению, избыток антиоксидантов – например, при передозировке биологически активных добавок – не только не полезен, но может даже усилить окислительные процессы в клетках.
Старение – это ошибка
Гипотеза «старения по ошибке» была выдвинута в 1954 г. американским физиком М. Сциллардом. Исследуя эффекты воздействия радиации на живые организмы, он показал, что действие ионизирующего излучения существенно сокращает срок жизни людей и животных. Под воздействием радиации происходят многочисленные мутации в молекуле ДНК и инициируются некоторые симптомы старения, такие как седина или раковые опухоли. Из своих наблюдений Сцилард сделал вывод, что мутации являются непосредственной причиной старения живых организмов. Однако он не объяснил факта старения людей и животных, не подвергавшихся облучению.
Его последователь Л. Оргель считал, что мутации в генетическом аппарате клетки могут быть либо спонтанными, либо возникать в ответ на воздействие агрессивных факторов – ионизирующей радиации, ультрафиолета, воздействия вирусов и токсических (мутагенных) веществ и т.д. С течением времени система репарации ДНК изнашивается, в результате чего происходит старение организма.
Классификация возрастных групп населения
Согласно возрастной классификации, одобренной конгрессом геронтологов и гериатров, все население старше 50 лет подразделяется на четыре возрастные категория:
1) зрелый возраст — люди 50—60 лет;
2) пожилой возраст —люди 61—74 лет;
3) старческий возраст — люди 75 лет и старше;
4) долгожители — люди 90 лет и старше.
Классификация возраста | Понятия и категории
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства каких-либо социальных или демографических функций. Применяется обычно в отношении всего населения или больших совокупностей людей. В основе классификации возраста лежит представление о периодизации возраста. Классификация возраста позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии классификации возраста зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна классификация возраста по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (например, при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экономической точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы – дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы которых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая классификация возраста принята в международной практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше – для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше – для мужчин. Классификация возраста, имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом население подразделяется на группы дорабочая – до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста – до 2, лошкольного-3-6 и школьного – 7-15 лет) рабочая – 16-59 лет (в т. ч. юность – 16-24, зрелость – 25-44 и поздняя зрелость – 45-59 лет), послерабочая – 60 лет и старше (в том числе пожилой возраст – 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость – 80 лет и более).
На основе анализа возрастных изменений в различных органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленинградской конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клиническим проблемам в СССР принята так называемая рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 – пожилой, старше 75 лет – старческий, в котором выделяются долгожители – люди в возрасте 90 лет и старше.
Попытки предложить универсальную классификацию возраста предпринимались издавна. Так русский статистик и демограф 1-й половины 19 века А. П. Росчавский-Петровский выделял подрастающее поколение – до 15 лет (в т. ч. малолетние – до 5 лет и дети – 5-15), цветущее поколение – 16-60 лет (в т. ч. молодые – 16-30, возмужалые – 30-45, пожилые – 45-60 лет), увядающее поколение – 61-100 лет и старше (в т. ч. старые – 61 – 75, долговечные- 75-100 и старше). Классификация возраста, предложенная в 1939 году секцией демографической статистики американской ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в современных международных сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество – до 1 года, дошкольный возраст – от 1 до 4 лет, школьные годы – 5-14, юношеские годы – 15-24, годы наибольшей активности – 15-44, средний возраст – 45-64, ранний период старости – 65-74, старость – от 75 лет. Известны и другие универсальные классификации возраста, однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также Возраст).
И.В. Калинюк.
Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.
Научная возрастная классификация | VIPERSON
Старость – это неизбежно наступающий заключительный период индивидуального развития человека (онтогенеза). Ученые давно пытались более достоверно определить тот возраст, когда наступает этот период.
Древние люди, как правило, не придавали первостепенного значения точной фиксации своего возраста. Для них более важным был социальный статус и отнесение к соответствующей социальной группе – детей, юношей, взрослых и старых.
Старость определялась по внешним признакам, ослаблению физических сил, утрате трудоспособности, появлению болезней и потребности в уходе и опеке.
С древних же времен описывались и основные симптомы старости. В одной из древнеегипетских легенд старик говорит: «Ко мне пришла старость. Мои глаза слепнут, в моих руках нет, силы, мои ноги отказываются служить, мое сердце устало». [1]
В более позднее время появились работы по описанию психики и анатомии стариков. При этом было установлено, что анатомические изменения зависят не только от возраста, но и от заболеваний, которые нередко сопровождают пожилой возраст.
В самой глубокой древности философы человеческую жизнь делили на два периода — молодость и старость, при этом поворотной точкой к старости считалось 35 лет.
Основатель научной медицины, иранец по происхождению великий философ «золотого века» ислама Авиценна (полное имя – Абу Али Хусейн ибн Абдуллах, ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, около 980–1037) началом старости считал 40 лет.
Взгляды Авиценны на возрастную периодизацию разделял известный тюркский, уйгурский поэт, писатель и мыслитель Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (около 1020-1075),
Философствуя на тему человеческого бытия, пытаясь в стихотворной форме обозначить начало процесса старения, в поэме «Кутагду Билинг» («Благодатное знание») он писал:
Сорокалетье – вот рубеж извечный
Попутный ветер был
Теперь он встречный.[2]
Выдающейся древнегреческий врач Гиппократ (около 460 года до н. э.) считал началом старости 42 года.
Следует отметить, что древние медики и философы были весьма прозорливы и недалеки от истины. Последние современные исследования показывают, что по одной из версий биологический процесс старения организма начинается примерно в 39 лет.
После перехода этого возрастного рубежа в организме запускается процесс постепенного прекращения выработки миелина, который покрывает нервные клетки нейронов, защищая их от вредных воздействий.
Уменьшение выработки миелина запускает процесс старения, вызывает постепенное угасание когнитивных функций, ослабление отдельных физиологических и психологических функций, нарушение опорно-двигательных функций и др.
В Древнем Риме возрастные периоды нашли свое отражение в связи с традициями и установленными обязанностями граждан в общественной жизни и были зафиксированные сначала в обычаях, традициях, а затем приобрели институциональный характер в писаном праве.
Так возрастные периоды жизни человека классифицировались римлянами в следующих временных рамках:
- отрочество – до 17 лет, до получения тоги взрослого гражданина;
- молодость – до 46 лет, римские граждане, достигнув этого возраста, увольнялись с военной службы и переходили в старший разряд своей центурии;
- преклонный возраст – после 46 лет;
- старость – после 60 лет.
В Древней Греции весьма оригинальную, стройную и логичную возрастную классификацию разработал известный философ, мудрец, поэт и общественный деятель Солон.
Историческая справка. Солон Афинский (около 640-559 до н.э.) происходил из знатного, но обедневшего рода. На пике карьеры и славы его избирали архонтомом – престижное выборное должностное лицо в древних Афинах.
Ежегодно в Афинах избирались 9 архонтомов, которые ведали всеми важнейшими государственными делами. Они имели право отменять и вводить новые законы.
Солона по праву относили к семи великим мудрецам той эпохи. Многое историки считают Солона духовным отцом Пифагора.
Солон прожил яркую, интересную и плодотворную жизнь. В течение многих последующих поколений греков его жизнь была образцом для подражания.
Солон полагал, что жизнь человека существенно меняется каждые семь лет.
В первое семилетие у ребенка происходит смена зубов, к концу второго появляются признаки половой зрелости, к концу третьего у мальчика пробиваются усы и борода, четвертое завершается расцветом физических сил.
Жениться мужчинам Солон советовал в пятом семилетии, а лучшей порой жизни мужчины считал шестую, седьмую и восьмую семилетки, примерно в возрасте с 36 до 56 лет.
В каждом возрасте, говорил Солон, нужно уметь находить свою особенную прелесть. Сам Солон по тем временам прожил достаточно долго – 81 год, т.е. по его же классификации неполных двенадцать семилеток.
В свою очередь сам великий древнегреческий философ и математик Пифагор (580–500 гг. до н.э.) выделял четыре периода жизни человека по 20 лет каждый:
- детство;
- зрелость;
- старость;
- очень глубокая старость.
Среди ученых в то время были популярны философские идеи цикличности времени. Поэтому Пифагор по аналогии с изменениями вегетативного цикла в природе весьма логично выделял четыре периода жизни человека соответственно, как – «весна», «лето», «осень» и «зима».
Другой знаменитый древнегреческий ученый, врач Гиппократ (около 460 г. до н. э.), который вошёл в историю как «отец медицины» и соответственно последователи его научной школы выделяли следующие периоды в жизни человека:
- детство – до 14 лет;
- зрелость – от 15 до 42 лет;
- старость – от 43 до 63 лет;
- долголетие – от 63 лет.
В свою очередь старость Гиппократ разделял на два периода – старость и глубокая старость. Первый период начинался примерно после 42 лет, а второй после 63 лет.
Долгое время древние греки считали наступление старости по завершении возраста акме (греч. расцвет, вершина) – соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в профессиональной деятельности, творчестве и др.
Акме – значительный по временной протяженности этап жизни человека, который охватывает приблизительно период от 30 до 50 лет.
После возраста акме, полагали древние ученые, в организме человека начинаются инволюционные процессы, что проявляется в ослаблении отдельных физиологических и психологических функций, снижении работоспособности и др.
Современная научная возрастная классификация
Первая современная научная возрастная классификация была предложена известным немецким физиологом, врачом- гигиенистом Максом Рубнером (1854–1932).
В начале прошлого века он предложил считать старым человека в возрасте после 50 лет, а возраст человека свыше 70 лет классифицировать как «почтенная старость».
По мнению ученых, в последние десятилетия вместе с увеличением продолжительности жизни человека передвигались и сроки, определяющие начало старости.
Так если при Гиппократе начальный период старости относился к 40 годам, ныне его относят к 60 годам.
Существуют достаточно четкие формальные возрастные границы, перешагнув которые пожилой человек превращается в старого и может стать долгожителем.
В настоящее время Организацией Объединенных Наций (ООН) принята следующая возрастная классификация:
- человека в возрасте 60—74 лет следует считать пожилым;
- с 75 лет — старым;
- с 90 лет — долгожителем.
Однако выделение отдельных возрастных периодов весьма условно, кроме того, есть и региональные и страновые особенности у жителей разных континентов.
Во многих государствах к долгожителям относят людей, разного возраста. В частности, в ряде стран – это 80 лет, в США – 85 лет, в России – 90 лет.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), после проведения ряда научных исследований предлагает более подробную классификацию, выделяя, пять возрастных категорий для населения промышленно развитых стран:
- 51 – 60 лет – стареющий человек;
- 61 – 75 лет – пожилой человек;
- 76 – 90 лет – старый человек;
- 90 – 100 лет – очень старый человек;
- старше 101 года – человек в глубокой старости.
Международный конгресс геронтологов и гериатров – одна из наиболее профессиональных и авторитетных организаций в этой сфере одобрила свою возрастную классификации, согласно которой все население старше 50 лет подразделяется на четыре возрастные категории:
- зрелый возраст — 50—60 лет;
- пожилой возраст — 61—74 года;
- старческий возраст — 75 лет и старше;
- долгожители — 90 лет и старше.
Если сравнить современные международные и национальные возрастные квалификации и классификации древнегреческих и древнеримских врачей и философов, то видно, что возраст отнесения к долгожителям значительно увеличился примерно с 60 лет в древности до 90 лет в настоящее время.
Поэтому, на наш взгляд, учитывая тенденцию старения населения планеты и роста продолжительности жизни можно было бы добавить к современной возрастной классификации еще две категории – это:
- супердолгожители – люди, перешагнувшие 100 – летний рубеж.
- уникальные долгожители – люди, перешагнувшие 110 – летний рубеж.
Международный конгресс геронтологов и гериатров – одна из наиболее профессиональных и авторитетных организаций в этой сфере одобрила свою возрастную классификации, согласно которой все население старше 50 лет подразделяется на четыре возрастные категории:
- зрелый возраст — 50—60 лет;
- пожилой возраст — 61—74 года;
- старческий возраст — 75 лет и старше;
- долгожители — 90 лет и старше. [3]
В практическом плане возрастная классификация используется в различных странах при разработке основных направлений социально-экономической и демографической политики, формировании основ пенсионной системы и распределения бюджетных ассигнований на решение этих проблем стареющего населения.
В научной литературе существует неординарные классификации, В частности, в ювенологии (практической геронтологии) существует своя оригинальная, приятная и весьма лестная для восприятия пожилыми людьми возрастная градация:
- до 30 лет – юность;
- 30-60 лет – первая молодость;
- 60-90 лет – вторая молодость;
- после 90 лет – третья молодость.
Так что, пожилого человека можно назвать не стариком, а дважды молодым, а долгожителя, сохранившего физическую и творческую активность, в соответствии с этой гуманной классификацией можно назвать трижды молодыми.[4]
Примерно на таких же нетривиальных принципах построена возрастная классификация у жителей японского острова Окинава, славящегося своими долгожителями.
Традиционно жители Окинавы считают 60-ти летний возраст началом счастливой старости. Среди жителей острова распространена такая притча, отражающая их жизненную философию: «В 70 лет ты все еще ребенок, в 80 лет – молодой мужчина или женщина. И если в 90 лет кто-то с Неба пожалует к тебе с приглашением, скажи ему: «Просто уходи и возвращайся, когда мне будет 100».
Интересно, а как сами люди, по своим личным ощущениям оценивают период наступления старости?
Проведенные российским центром изучения общественного мнения (Левада-центр) социологические опросы населения показали, что большинство граждан, примерно 40% считают, что старость наступает в 60-69 лет.
Более трети опрошенных российских граждан (33,1%) период наступления старости отнесли к 50-59 годам,
Остальные результаты распределились следующим образом: – 13,8% опрошенных российских граждан период наступления старости отнесли к 70-79 годам; 9,4% – к 40-49 годам; 2,5% – к 80-89 годам; 0,8% к 30-39 годам и 0,3% к 20-29 годам.
Очевидно, что приведенные возрастные классификации не имеют принципиальной разницы в границах возрастных категорий. Установление границ периодов жизни всегда носит относительно условный характер.
Биологические границы между периодами зрелости и началом старости индивидуальны и порой трудноуловимы и во многом зависят от личных физиологических особенностей организма, климата, национальных особенностей, образа жизни, интеллекта, пристрастия к вредным привычкам, характера того или иного индивидуума и т. д.
Поэтому в повседневной жизни вместо слова старый предпочтительней использовать более точный термин «стареющие люди», отражающий непрерывный процесс, а не определенную устанавливаемую возрастную категорию, за которой наступает старость.
В США и многих других развитых странах при возрастной градации стараются реже употребляться само слово «пожилой». В последние годы широкое распространение получил и стал весьма популярными термин «третий возраст» или «золотой возраст».
У американцев сложился свой стереотип образа жизни людей в «золотом, возрасте. Как правило, американские старички хорошо выглядят, ухожены, водят автомобили, много путешествуют, посещают специальные клубы для лиц «золотого возраста».
Специально для пожилых людей во многих странах мира выходят специализированные журналы и телепередачи[5]. Проблема «третьего возраста» широкое отражается в СМИ и тематических программах на телевидение и на сайтах в интернете.
В научной и специальной литературе в последние годы появляется все больше научных исследований, посвященных проблемам пожилых людей.
Анализируется их творческий потенциала, физическая активность, рациональное питание, интимные отношения, психологические факторы.
Для современной западной культуры стало характерно фактическое «исчезновение» категории старости как таковой. Теперь это «человек в солидном возрасте, очень хорошо сохранившийся и ведущий активный образ жизни. Фактически речь идет о здоровом образе жизни и активном долголетии.
Литература
- Андрианов В.Д. Здоровый образ жизни и активное долголетие. М.: ЗАО «Экономика», 2012 г., стр. 14.
- Карцева Е. Н. «Третий возраст» в кино, Американский характер: очерки культуры США. М.: Наука, 1991. С. 335–355.
- Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости, Социс. 2001. № 4. С. 62.
- М.Д. Гримен. Геронтология. М.:1964, с. 32.
- Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. М.:Москва, 1983 г.
Андрианов Владимир
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, бывший помощник Председателя Правительства РФ
Для упрощения организации приема платежей от физических и юридических лиц была создана система “Расчет” (ЕРИП). Для того, чтобы выставить требование об оплате услуг, производитель должен создать ерип сообщение 202. О том как это правильно сделать и на что обратить внимание читайте на сайте http://202erip.by.
Классификация возрастных групп населения — МегаЛекции
Согласно возрастной классификации, одобренной конгрессом геронтологов и гериатров, все население старше 50 лет подразделяется на четыре возрастные категории: 1) зрелый возраст — люди 50—60 лет; 2) пожилой возраст — люди 61—74 лет; 3) старческий возраст — люди 75 лет и старше; 4) долгожители — люди 90 лет и старше.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПИТАНИЯ ПОЖИЛЫХ
При построении питания пожилых людей необходимо учитывать прежде всего снизившиеся возможности пищеварительной системы. В связи с этим первым требованием к питанию -пожилых людей является умеренность, т. е. некоторое ограничение питания в количественном отношении. Учитывая снижение интенсивности обменных процессов при старении, вторым требованием является обеспечение высокой биологической полноценпости пптания за счет включения достаточных количеств вита!минов, био,микроэлементов, фосфатидов, полиненасыщенных жирных кислот, незаменимых аминокислот и др. Третье требование к питанию пожилых — обогащение его естественными антисклеротическими веществами, содержащимися в значительном количестве в некоторых пищевых продуктах.
Калорийность пищевых рационов людей пожилого возраста, использующих умеренно ограниченное питание, должна быть в среднем 2200— 2500 ккал .в сутки.
Потребность в белках В пожилом возрасте процессы роста и формирования тканей организма закончены, в связи с чем потребность в пластических материалах, в том числе и в белке, значительно меньшая. Снижение общей работоспособности в пожилом возрасте и нередкий уход от интенсивной физической работы являются также основанием для снижения нормы белка.
Однако у пожилых остается потребность в регенерации изношенных, отживающих клеток. Для этой цели требуется белок и тем в большем количестве, чем выше изнашиваемость тканей. Установлено, что регенеративная потребность в белке у пожилых и старых людей достаточно высокая. Наряду с этим имеются рекомендации о необходимости ограничения белка в пожилом возрасте в связи со способствующей ролью его избытка развитию атеросклероза.
Йнститутом литания АМН СССР рекомендована суточная потребность в белке для пожилых людей 80—90 г для мужчин и 70—80 г для женщин. Животные белки должны составлять примерно 50% от общего количества белков рациона.
Потребность в жире Жиры в питании пожилых и старых людей необходимо ограничивать. Установлена связь обильного потребления жира с развитием атеросклеретического процесса. Кроме то/го, поступление больших количеств жира может оказаться непосильным для переваривания ослабленным, снизившим свою функцию секреторным аппаратом и для всей пи-щеварительной системы пожилых и старых людей. В питании пожилых людей ограничиваются в первую очередь животные жиры.
В питании пожилых людей наряду со сливочным маслом должно использоваться и растительное масло. Оно в количестве 20—25 г в сутки обеспечивает достаточное поступление тех веществ, которые необходимы в пожилом возрасте (лол’иненасыщенные жирные кислоты и др.). Большой удельный вес в пище растительного масла отрицательно сказывается у пожилых людей -•на пищеварении и усвоении жира. Общая потребность в жире пожилых людей ориентировочно принимается на 10% меньше количества белков пищевого рациона.
Потребность в углеводах
В общепринятой формуле сбалансированного питания обычно количество углеводов .превышает в 4 раза количество белка. Такое
соотношение белка и углеводов приемлемо для пожилых лю’дей только в случаях активного, подвижного образа жизни с применением физической, мышечной нагрузки. В случаях малой физической нагруженности количество углеводов должно быть снижено. Основанием к снижению уровня углеводов в питании пожилых и старых людей является проявление гиперхолестеринемического действия избытка низкомолекулярных углеводов. Кроме тото, избыток сахара неблатоприятно сказывается на состоянии функции полезной кишечной микрофлоры. Таким образом, в пожилом возрасте в общем ограничении углеводоз несколько большего ограничения требуют легкюусвояемые углеводы — сахар ,и сладкие продукты. В пожилом возрасте желательны в качестве источников углеводов продукты из цельного зерна (ржаной и пшеничный хлеб из обойной муки и др.), а также картофель п другие овощи. Желательны также пищевые продукты, в которых хорошо представлены клетчатка и пектино- вые вещества. Установлена положительная роль клетчатки в нормализации жизнедеятельности полезной кишечной микрофлоры. Клетчатка способствует выведению из организма холестерина. Особую ценность представляют сырые овощи и фрукты, которые оказывают наиболее активное биологическое действие. Для обогащения питания пектином в пожилом возрасте важно исполь- зовать вареные овощи, особенно такие, как свекла, морковь и др. Важным источником пектина могут служить и печеные яблоки, количество пектина в которых выше, чем в сырых яблоках (за счет высвободившегося при запекании яблок пектина из протопектина).
Потребность в витаминах
Витамины со своими каталитическими свойствами способны в известной степени тормозить развитие процессов старения. Поэтому
посредством достаточного уровня витаминной обеспеченности стареющего организма основными витаминами представляется возможность поддержать интенсивность обмена веществ на нормальном уровне, не допуская накопления в соединительной ткани кислых сульфитированных мукополисахаридов и предупредить таким образом развитие в соединительной’ ткани склеротических изменений. В старости отмечаются явления эндогенной поливитаминной недостаточности, обусловленной износом и дисадаптацией ферментных систем. В связи с этим пожилые люди нуждаются в сбалансированном, полноценном витаминном обеспечении. Для пожилых людей особое значение имеют витамины, оказывающие нормализующее влияние на состояние сосу- дистой и нервной систем, а также витамины, участвующие в реакциях, связанных с тюрможением развития склеротического процесса. В этом отношении особое значение придается витамину С и Р — активным веществам. Витамин С рассматривается как одно из необходимых в пожилом возрасте веществ. Включение в пищевой рацион пожилых людей достаточного количества витамина С позволяет создавать лучшие условия для течения окислительных процессов и нормализовать обмен веществ. Проведенные наблюдения выявили повышенную потребность пожилых людей в витамине С и подтвердили необходимость регулярного, достаточно высокого С витаминного обеспечения. Под влиянием аскорбиновой кислоты стабилизируется физиологическое равновесие между биосинтезом холестерина и утилизацией его в тканях. Аскорбиновая кислота оказывает влияние на реактивность организма, повышая ее, и укрепляет защитные механизмы. Обеспечение организма витамином С должно произ1водиться за счет естественных его источников. С-витаминные препараты могут использоваться в качестве дополнительных источников витамина С. Имеются данные о неблагоприятном действии избыточного поступления аскорбиновой кислоты на под- желудочную железу (на островки Лангерганса). Учитывая синергизм витаминов С и Р, в пожилом воерасте рационально поступление Р-активных веществ. Значение витамина Р для людей пожилого возраста возрастает и в связи с тем, что этот витамин обладает способностыо снижать артериальное давление при гипертонической болезни. К витаминам, обладающим липотропными свойствами, оказывающим тормозящее влияние на развитие атеросклеротического процесса и имеющим таким образом значение для лиц пожилого возраста и в старости, могут быть отнесены холин,инозит, витамин B12 и фолиевая кислота, а также, по некоторым данным, и витамин B15. Выраженными липотропными свойствами обладает витамин Вб (пиридоксин) и пантотеновая кислота, а также витамин F (‘полиненасыщенные жирные кислоты). По отдельным сообщениям липотрошньгми свойствами характеризуется витамин Е (а-токоферол). Суточная потребность в витаминах людей пожилого возраста может быть принята в следующих количественных выражениях: тиамин —1,5 мг, рибофлавин — 2 мг, никотинамид—15 мг, пиридоксин— 2 мг, аскорбиновая кислота — 70 мг. Имеются предложения о профилактических средствах, тормозящих в какой-то степени развитие преждевременного старения. В числе этих средств предложены и различные витаминные комплексы, включающие ряд витаминов, взятых в определенных количественных соотношениях.
Потребность в минеральных веществах
Известно, что в пожилом возрасте происходит накопление в организме минеральных веществ, особенно солей кальция. Известны отложения солей в стенках кровеносных сосудов в суставах, хрящах н других тканях. Эти и другие проявления солевого избытка в старости заставляют крайне осторожно относиться к нормированию минеральных веществ в пищевых рационах пожилых и старых людей. Наряду с этим известны случаи старческого остеопоро’за, связанные с солевой недостаточностью. В стареющем организме нередко отмечается повышенная минерализация одних тканей на фоне снижения содержания минеральных веществ и интенсивности их обмена в других. Особое значение в минеральном обмене пожилых людей имеет кальций. В настоящее время общепризнанной нормой кальция для пожилых людей является норма, принятая для взрослых людей, т. е. 800—1000 мг в сутки. Другим важным в пожилом возрасте минеральным элементом является магний. В пожилом в’озрасте магний представляет интерес с точки зрения его антиспастического и сосудорасширяющего действия, а также стимулирования перистальтики кишечника и повышении желчевыделения. Магний обладет способностью уменьшать спазм гладкой мускулатуры и проявлять сосудорасширяющее действие. Имеются данные о влиянии магния на уровень холестерина в крови. Установлено, что соли магния способствуют снижению холестерина при повышенном его содержании в плазме крови. При недостатке магния повышается количество кальция в стенках сосудов. Основные источники магния в питании человека — злаковые продукты и бобовые. Суточная потребность в магнии 500—600 мг в сутки. Третьим минеральным элементом, имеющим важное значение в пожилом возрасте и в старости, является калий. Основное значение калия заключается в его способности повышать выведение из организма воды и хлористого натрия. Кроме того, калий усиливает сердечные сокращения. В повседневном обеспечений кали участвуют все продукты пищевого рациона. Однако наиболее выгодным в пожилом возрасте .источником калия является картофель. В питании людей пожилого возраста желательно усиление щелочной ориентации питания за счет повышения удельного веса в питании молока и молочных продуктов, картофеля, овощей и фруктов. Приведенным не исчерпывается значение для пожилых и старых лю-
дей всех остальных макро- и микроэлементов, которые важны в пожилом возрасте.
РЕЖИМ ПИТАНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ имеет профилактическое значение в предупреждении прогрессирования ослабления секреторной и ферментативной функций пищеварительных желез, связанного со старением организма. При установлении режима питания для людей пожилого возраста необходимо учитывать пониженные функциональные возможности измененной и ослабленной системы пищеварения, для которой большая нагрузка становится непосильной. Основными принципами режима питания пожилых является регулярный прием пищи строго в одно и то же время, ограничение приема больших количеств пищи и ‘исключение длительных промежутков между приемами пищи. Для людей пожилого возраста приемлем режим питания с 4-разовым приемом пищи. Может быть установлен режим питания с 5-разовым приемом пищи. Такой режим питания наиболее рационален в старческом возрасте, когда питание должно производиться меньшими порциями и чаще обычного. При 4-разово,м питании рекомендуется на 1-й завтрак 25%, на 2-й завтрак — 15%, на обед—35% и на ужин —26%. Распределение рациона в течение дня для пожилых людей может быть более равномерным, без резкого повышения калорийности завтрака и обеда.
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Сбалансированное соответственно возрасту ребенка питание должно полностью обеспечивать потребности его организма в пластических и энергетических материалах. Количественная недостаточность и качественная неполноценность одинаково отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом раз,витии детей. Основной обмен и энергетические затраты У детей в связи с высокой интенсивностью обменных процессов отмечается повышенный основной обмен. Ниже приводятся вели-чины основного обмена детей разного возраста и взрослого (в ккал на 1 кг веса тела в сутки):
Дети 2— 3 лет —55
6— 7 » —42
10-и » —33
12—13 » —34
Взрослые —24
Таким образом, основной обмен у детей превышает основной обмен взрослого человека в 1,5—2 раза. Помимо повышенного основного обмена, у детей отмечаются повышенные общие энергетические затраты. По данным Шермана, приближенный расход энергии детей различного возраста составляет (в ккал на 1 кг веса тела в сутки):
От 1 года до 2 лет 100—90
» 2 лет » 5 » 90—80
» 6 » » 9 » 80—70
» 10 » » 13 » 75-65
» 14 » » 17 » 65—50
Взрослый человек при средних условиях затрачивает энергии в сутки на 1 кг веса тела 45 ккал. Повышенный основной обмен и повышенные энергетические затраты у детей выдвигают необходимость при разработке пищевых рационов об- ращать особое внимание на достаточно высокий уровень в них белка и калорийности. Физиологические нормы питания детей
В детском питании соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:3 в младшем возрасте и 1:1:4 в старшем. В физиологических нормах предусмотрен большой удельный вес продуктов животного происхождения.
Белки в питании детей В детском возрасте потребность в белке повышена. Особенно необходим животный белок, способный обеспечить высокий уровень синтеза белков тканей растущего организма. Общая потребность в белке детей составляет (:в г на 1 кг веса в сутки):
От 1 года до 3 лет 4
» 3 лет » 7 » 3,5—4
» 8 » » 10 » 3
» 11 » ш старше 2,5—2
Удельный вес животного белка в рационах детей должен быть достаточно высоким: в младшем возрасте 70—80%, в школьном 60—65% общего (суточного) количества белка. В детском питании должны учитываться качественные особенности белков. Общепризнано, что потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Некоторые незаменимые аминокислоты обладают выраженными ростовыми свойствами и могут рассматриваться наравне с витамином А как факторы роста. К таким аминокислотам относятся лизин, триптофан и аргинин. Обеспечение этими аминокислотами является важной задачей детского питания. Между тем белок молока характеризуется невысоким содержанием триптофана и недостаточным содержанием аргинина. Наиболее богат этими: аминокислотами белок мяса и рыбы, в котором лизин, триптофан и аргинин находятся в благоприятных для усвоения соотношениях. 100 г мяса по содержанию триптофана соответствует 430 г молока, по содержанию лизина — 600 г молока и по содержанию аргинина – – 800 г молока. Таким образом, в детское питание необходимо включать мясо (рыбу) как хорошие источники «ростовых» аминокислот. Белки злаков —- муки, крушы, в том числе и манной, содержат мало лизина, но богаты аргинином. В связи с этим в детском питании целесо- образно использовать молочные каши, в которых обеапечив&ется сочета- ние богатого лизином молока и богатой аргинином крупы. Важнейшее значение в питании детей имеют сложные белки — фосфопротеиды, характеризующиеся наличием в своем составе фосфорных соединений. К этим жизненно необходимым в детском возрасте белкам относятся козеин молока и вителлин желтка яйца. Белки в молоке сочетаются с высоким содержанием кальция, который легко используется в организме для пластических целей. Все это выдвигает молоко на первое место в числе продуктов детского питания. По данным Роуз, удельный вес молока в питании детей в зависимости от возраста должен составлять (в процентах к общей калорийности детского рациона):
Для детей ясельного возраста должно предусматриваться в суточном рационе не менее 600—700 мл молока; в рационе школьника 400—500 мл. Молоко в детском питании является основным источником легкоусвояемого кальция. Кроме того, оно улучшает соотношение аминокислот белков всего пищевого рациона, что способствует оптимальному использованию белка для тканевого синтеза. Вторым важным представителем сложных белков является вителлин^ в котором белок находится в соединении с лецитином. Значение вителлина в детском питании заключается в том, что он играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в том числе клеток головного мозга.
Жиры в питании детей Жиры используются для пластических целей, а также служат растворителем витамина А и D, обеспечивая оптимальное жх усвоение. Некоторые жиры сами являются источником витамина А <и D, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов (лецитина) и полиненасыщенных жирных кислот. Недостаток жира в детском питании сказывается на иммунобиологических свойствах организма и интенсивности пластических процессов. Отрицательное влияние на состояние детского организма оказывает и избыток жира. При чрезмерном содержании жира в пище у детей нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение и др. Удовлетворение потребности в витаминах A, D и фосфатидах происходит главным образом за счет сливочного масла, молока, сливок и других молочных продуктов, а также за счет высокоценного жира яичного желтка.Количество жировых калорий составляет около 30%.
Углеводы в питании детей Углеводы являются основным материалом, используемым в организме детей для образования энергии мышечной деятельности. У детей процесс гликолиза протекает с большей интенсивностью, чем у взрослых, в связи с чем потребность в углеводах у них повышена. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы. Источниками легкоусвояемых углеводов в детском питании прежде всего являются фрукты, ягоды и их соки, поставляющие глюкозу и фрук- тозу, легко и быстро используемые в детском оргапкзме для гликогенообразования. Важный источник легкоусвояемых углеводов в детском питании — молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. Всегда доступным легкоусвояемым углеводом в детском питании считается сахароза. В детском питании должно предусматриваться достаточное включение кондитерских изделий, печенья, пастилы, конфет, варенья и др. Количество сахаров в детском питании должно составлять не менее 20% от общего ко- личества углеводов. Вместе с тем необходимо отметить отрицательное последствие резкого преобладания в детском питании* углеводов, приводящее к существенным нарушениям обмена и снижению устойчивости организма к инфекции. При этом отмечается отставание в росте и общем развитии детей, ожирение, склонность к частым заболеваниям. У маленьких детей эти нарушения нередко сопровождаются пастозностыо и отеками.
Витамины в питании детей
У детей в связи с процессами роста потребность в витаминах повышена. Суточная потребность детей разного возраста в основных
витаминах представлена в табл. Особое значение в детском питании имеют витамины, оказывающие влияние на процессы роста. К ним относятся главным образом ретинол (витамин А), кальциферол (витамин Бг). Витамин А является истинным фактором роста. Известно его влияние на интенсивность роста скелета, на функцию эндокринных желез, осо- бенно гипофиза, состояние и функция которого обусловливают нормализацию процессов роста.
Известно также значение витамина А для поддержания нормального состояния покровных тканей и их защитных свойств и т. д. Потребность в витамине А удовлетворяется как за счет самого вита- мина А, так и за счет его провитамина — каротина. Источниками витамина А в детском питании являются молоко и молочные продукты, сливочное масло, сметана, яйца, печень, мясо, рыба и др. Источник каротина в детском питании — морковь. Она представляет особую ценность, так как в ней каротин часто представлен в водорастворимой форме. В качестве источника каротина в датском питании могут быть фрукты и ягоды, свежие, консервированные и сухие (абрикосы), а также шиповник, в котором каротин, по-видимому, представлен в водо- растворимой форме. Потребность в витамине А составляет для детей в возрасте 1—6 лет 3300 ИЕ (1мг) и в возрасте 7—15 лет 5000 ИЕ (1,5 мг). Другим витамином, стимулирующим рост, является кальциферол, или витамин D2. Регулируя фосфорно-кальциевый обмен, он способствует нормальному развитию и оссификации скелета. Вряд ли можно рассчитывать на полное удовлетворение потребности детского организма в витамине D за счет экзогенного ©го поступления в составе пищи. Пребываание детей летом и весной вне помещений, на открытом воздухе и облучение их солнечным светом позволяет использовать наиболее полно эндогенный синтез витамина D. В предупреждении D-витаминной недостаточности зимой, когда отсутствует естественный источник ультрафиолетовых лучей, успешно могут использоваться искусственные источники ультрафиолетовых лучей для систематического облучения детей в специальных фотариях или непосредственно в детских учреждениях. Суточная потребность в витамине D около 500 ИЕ. Применение препаратов .витамина D и его дозировка требуют осторожности. Введение избыточных ‘количеств витамина D небезразлично для организма. Применение препарата витамина D должно производиться только 1по назначению врача. В условиях ультрафиолетовой недостаточности (на Крайнем Севере) потребность в витамине D повышается до
2000 ИЕ. В детском питании важное значение имеют токоферолы, которые косвенным путем оказывают существенное влияние на рост и развитие организма. Способность их содействовать накоплению витаминов А и D во внутренних органах (печени, почках и др.) в тканях, а также стимулирование токоферолами процесса превращения ,в организме каротина в витамин А позволяет рассматривать их как фактор, косвенно влияющий на рост организма. Другие витамины также оказывают влияние на процессы роста. Так, аскорбиновая кислота наряду со своей многообразной биологической ролью способствует нормальному раз!внт’ию соединительной ткани у детей, образованию остеоидной ткани в костях, дентина в зубах и др. На процесс роста оказывает влияние уровень обеспеченности детского организма витаминами B1, B2, Вб, пантотеновой и парааминобензойной кислотой.
Минеральные вещества в питании детей занимают большой удельный вес в пластических процессах и служат материалам, необходимым для построения тканей растущего организма. Минеральные вещества необходимы* для нормального формирования скелета, мышечной и других тканей, определяющих рост тела, для нормального развития и функции желез внутренней секреции, продукции гормонов, для построения клеток нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Основное значение среди минеральных компонентов в детском питании имеет кальций и фосфор, используемые для пластических целей, главным образом^ для построения костной ткани. Суточная потребность детей в основных минеральных веществах приведена в табл.
Таким образом, дети нуждаются в повышенных количествах кальция и для удовлетворения этой потребности требуется систематическое включение в состав детского пищевого рациона продуктов, являющихся источником легкоусвояемого кальция. Такими продуктами являются молоко и молочные продукты, которые не только поставляют значительное количество кальция, но и улучшают общее соотношение в рационе кальция с другими веществами, способствуя лучшему усвоению кальция и других продуктов. Другими источниками кальция могут служить яичный порошок, орехи, бобы, овощи. Источниками фосфора в детском питании являются яичный желток, сыр, мясо, овсяная крупа, бобы, орехи, фрукты и другие продукты, содержащие фосфорпротещды и фосфатиды. В детском питании серьезной проблемой является обеспечение достаточного уровня минеральных веществ, участвующих в кровеобразовании. К ним относятся железо, медь, марганец, кобальт и никель. Основной продукт детского питания — молоко — содержит мало железа и меди, количество которых недостаточно для удовлетворения потребностей орга- низма. Реальными источниками железа в раннем младенческом возрасте служат яичный желток, творог, каши из измельченной овсяной крупы, фруктовые соки и несколько позднее мясо, овощи, картофель, хлеб и др. Поступление железа в условиях недостаточности меди не обеспечивает в полной мере гемопоэза. Медь необходима для превращения наступающего с пищей железа в органически связанную форму. Потребность детей в меди повышена. Она составляет для детей грудного возраста 0,1 мг на 1 кг веса тела, для детей 3—6 лет 0,6—0,85 мг на 1 кг веса тела. Источником меди могут служить многие продукты. Однако количество меди в большинстве продуктов незначительно. Важное значение в кроветворении имеет марганец и кобальт. Последний в присутствии меди и железа способствует образованию ретикулоцитов и превращению их в зрелые эритроциты. Марганец участвует в процессах оссификации и процессах кроветворения. Потребность в марганце повышена и составляет у детей дошколь-ного возраста 0,2—0,3 мг на 1 кг веса тела. Детские пищевые рационы должны включать ,и другие микроэлементы -йод, фтор, цинк и т. д., необходимые для нормального развития и жизнедеятельности растущего организма. Дети нуждаются в повышенных количествах цинка, необходимого для нормального развития и функции гипофиза и поджелудочной железы. Имеются данные о влиянии цинка на рост (при недостаточности цинка отмечается задержка роста молодых животных). Молоко содержит мало цинка, около 3 мг в 1 л. Высоким содержанием цинка отличается куриное мясо — 87 мг/кт, говядина — 45 мг/кг, бобовые (горох) — 44,5 мг/кг, орехи — 10,0 мг/кг, свекла — 9,3 мг/кг и др. Потребность в цинке в период роста составляет, по-видимому, 10—15 мг в сутки. В обеспечении нормального роста и развития детей большое значение имеет поступление йода, связанного с функцией щитовидной железы. В районах эндемического зоба особое значение приобретает тщательность проведения и наиболее полный охват детей профилактическим йодированием. Последнее может производиться путем применения йодированной соли или более точным методом, путем использования специальных таблеток с содержанием в них 0,5 мг йодистого калия. Дети до 8 лет должны получать 1 таблетку в неделю, дети старшего возраста — 2 таблетки в неделю. Профилактическое йодирование школьников осуществляется в школах под наблюдением учителей. Школы обеспечиваются таблетками и инструкциями органов здравоохранения о порядке проводимого йодирования. В дошкольных детских учреждениях также проводится йодирование де- тей, которые должны получать по половине таблетки раз в неделю. Суточная потребность в яатр-ии у детей составляет около 25 мт на 1 кг веса тела. С молоком матери грудной ребенок получает около 30 мг натрия на 1 кг веса, что полностью обеспечивает потребности интенсивного роста младенца. В коровьем молоке натрия содержится больше, чем в женском. В старшем детском возрасте поступление натрия происходит за счет поваренной соли, средняя суточная норма которой для детей школьного возраста составляет 8—10 г, считая и хлористый натрий пищевых продуктов. Источником натрия в детском питаний могут служить продукты животного происхождения, главным образом молоко, мясо и рыба. Растительные продукты как источник натрия не имеют значения. Для нормального развития растущего организма необходимо поступление достаточных количеств магния. Экспериментальные исследования на животных показали, что при недостатке в корме магния происходит задержка и остановка роста. В процессе роста отмечается интенсивное отложение магния. Дети грудного вовраста откладывают 25 мг магния на каждый килограмм прироста веса. Содержание магния в женском молоке обеспечивает потребность грудного ребенка в магнии. Коровье молоко содержит магния в 4 раза больше, чем женское. Дети дошкольного и школьного возраста должны получать 11 —19 мг магния на 1 кг веса тела, Удовлетвореиие потребности в магнии производится главным образом за счет крупяных и мучных изделий.
Режим питания Дети нуждаются в строгом режиме питания. Интенсивный рост и увеличение массы тела обеспечиваются не только полноценностью пищевого рациона, но и высоким уровнем использования в организме пищевых веществ. Одним из основных условий этого является установление правильного режима питания. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще должны быть приемы пищи. В дошкольном возрасте прием пищи должен производиться каждые 2—3 ч и не менее 5 раз в течение дня. В количе-
ственном отношении пищевой рацион в течение дня должен распределяться примерно следующим образом: завтрак 20—25%, второй завтрак 15%, обед 25—30%, полдник 15% и ужин 20—25% суточной калорийности. Для детей школьного возраста может быть рекомендован другой распорядок дня, в котором предусматриваетоя четырехразовый прием пищи с равномерным распределением суточного раащо’на по отдельным приемам: завтрак 25%, обед 30%, полдник 20% и ужин 25% суточной калорий-
ности. Важным оздоровительным -мероприятием для детей школьного возраста является правильная организация питания в школе.
Обеспечение горячей пищей школьников в виде обеда или горячего завтрака является лучшей формой школьного питания. В соответствии с энерготратами детей за время пребывания их в школе (эти энерготраты определены в 600 ккал) необходимо рассчитывать школьный завтрак. Калорийность его должна составлять 20—25% от суточной калорийности, т. е. около 600—700 ккал. Хорошей формой школьного питания являются обеды, которые необходимы в школах продленного дня.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2019, социология, периоды жизни человека
Автор На чтение 13 мин. Опубликовано
Периоды женского репродуктивного возраста
Репродуктивная жизнь женщины условно делится на несколько периодов, которые, согласно ВОЗ, носят название групп фертильного возраста. При составлении статистики это деление обычно не учитывается, поскольку берут общее количество женщин репродуктивного возраста. Для врачей и задачи планирования беременности деление на фертильные периоды имеет очень большое значение.
Ранний фертильный период – начинается с приходом первой менструации у девочки. Это может произойти в разном возрасте. В последнее время половое созревание начинается раньше, чем еще полвека назад, и сегодня немало случаев, когда первые месячные приходят и в 8, и в 9 лет. Средний возраст начала пубертатного периода у девочек – 10-12 лет. С этого возраста и до 20 лет девушка считается условно фертильной. Овуляции происходят нечасто, не систематично, сам менструальный цикл регулярностью не отличается, гормональный фон до конца не устоялся. При всем этом вероятность наступления беременности очень высока, а вот вероятность успешно выносить ребенка и родить его – низкая. Без осложнений в раннем фертильном периоде беременностей почти не бывает.
Средний фертильный период – стартует с 20 лет и продолжается до момента достижения женщиной 35-летнего возраста. Последние рекомендации ВОЗ – продлить период до 40 лет. Овуляции у женщин происходят регулярно, гормональный фон относительно стабилен, состояние здоровья женщины удовлетворительное, обычно еще нет хронических недугов, а потому вероятность зачатия и успешного вынашивания ребенка максимально высока. После 35 лет начинается постепенное увеличение ановуляторных циклов, а потому вероятность наступления беременности в одном цикле статистически начинает снижаться. Именно на этот период рекомендуется планировать деторождение.
Поздний репродуктивный период – начинается в 40 лет и завершается в 45 лет. Овуляции у многих происходят довольно регулярно, хотя общее количество ановуляторных циклов уже высоко, менструации носят регулярный, ежемесячный характер, но вот в соотношении половых гормонов начинают происходить невидимые глазу изменения, под действием чего начинаются процессы старения, а репродуктивная система начинает предклимактерическую перестройку. Вероятность наступления беременности еще есть, да и возможность выносить и родить ребенка тоже довольно реальная, но шансы уже заметно ниже, а потому в этом возрасте беременным должна оказываться гормональная поддержка беременности, особый подход требуется и к тактике родоразрешения.
Период снижения фертильности, затухания – после 45 лет и условно до 58-60 лет у женщины наступает климакс. У кого-то раньше, у кого-то позже. Это во многом зависит от наследственности, от состояния здоровья, от условий жизни и даже от расовой принадлежности. Даже если менструации сохраняются, гормональный фон делает почти невозможным зачатие и вынашивание малыша. А если наступает беременность, то она обязательно нуждается в поддержке гормональными средствами.
И если в среднем репродуктивном периоде женщине будет достаточно пройти обследование на инфекции перед зачатием малыша, то в позднем периоде уже может потребоваться гормональная стимуляция овуляции, ЭКО, а в затухающем фертильном периоде – донорство яйцеклеток, суррогатное материнство, ЭКО. С учетом того, что вспомогательные репродуктивные технологии достаточно хорошо развиты и продолжают совершенствоваться, возраст репродукции у женщин растет. Еще 50 лет назад из него выходили в 40-45 лет. Сегодня медицина может помочь женщинам старше этого возраста обрести радость материнства.
Это период от 18 до 45 лет, в течение которого женщина реализует себя в качестве жены и матери. Основные опасности, поджидающие на этом отрезке пути – заболевания мочеполовой системы (вульвовагиниты, кольпиты, кандидозы, поликистоз яичников). Современная медицина успешно борется с гинекологическими недугами и дает женщине шанс зачать и выносить здоровое потомство.
https://www.youtube.com/watch?v=http:userSatya108das
После 30 лет поводов для посещения гинеколога становится больше. В этом возрасте женщина может столкнуться с патологиями шейки матки, эгндометриозом, миомой или мастопатией.
Период половой зрелости
Пубертатный период приходится на промежуток с 9-10 до 17-18 лет. На этом этапе начинается перестройка гормональной системы. Формируются вторичные половые признаки: происходит рост волос в области лобка и подмышечных впадин, развитие грудных желез, костей таза, распределение подкожной жировой клетчатки по женскому типу.
Заканчивается этот период с наступлением ежемесячных менструаций. После первой менструации (менархе) в течение некоторого времени менструации чаще всего нерегулярные, возможны ановуляторные циклы. Через 1-2 года менструальные циклы стабилизируются, и женщина вступает в следующий период своего развития.
Это самый продолжительный этап в жизни женщины. Циклические гормональные изменения в организме на протяжении этого периода происходят регулярно, что приводит к ежемесячному созреванию фолликулов в яичниках и выходу из них яйцеклеток (овуляции).
Во время каждого цикла в организме женщины создаются все необходимые условия для возможной беременности. Если оплодотворения яйцеклетки не происходит, ежемесячный цикл заканчивается наступлением менструации. В среднем менструальный цикл длится 28 дней.
Климактерический период
Сроки наступления климакса зависят от многих факторов и в большей степени обусловлены наследственностью. В норме этот период начинается в возрасте 45-50 лет.
На этапе пременопаузы изменения гормонального фона приводят к тому, что менструации становятся нерегулярными. Затем наступает менопауза — полная остановка функций яичников и прекращение менструаций.
Постменопауза — период от достижения женщиной менопаузы (через 1 год после последней менструации) до 65-69 лет.
Синтез женских половых гормонов в климактерический период уменьшается. При нормальном течении климакса это происходит постепенно, поэтому организм женщины успевает адаптироваться к изменениям. При каких-либо нарушениях в течение этого процесса возникает климактерический синдром, что проявляется нервно-психическими, эндокринными, вегетативно-сосудистыми расстройствами.
Вегетативно-сосудистые расстройства приводят к появлению приливов жара, ознобов, головной боли, потливости. Психоэмоциональные нарушения проявляются раздражительностью, нарушением сна, депрессией, тревожными расстройствами.
Обменные нарушения характеризуются колебанием массы тела, нестабильностью артериального давления, увеличивается риск развития остеопороза.

После 45 лет функции яичников угасают и женщина вступает в период климакса, который часто сопровождается обострением гинекологических патологий и психологическими проблемами. Повышается вероятность развития опухолей, сахарного диабета, остеопороза, заболеваний органов пищеварительной системы. В этом возрасте женщина должна наблюдаться не только у гинеколога или маммолога.
Как продлить способность к деторождению?
Продление репродуктивного возраста не имеет ничего общего в проблемой продления молодости, а потому не стоит думать, что устранение морщин и СПА-процедуры хоть как-то могут повлиять на биологические часы конкретной дамы. На длительность фертильного периода женщины во многом влияет ее раса и наследственность.
Понятно, что повлиять на эти факторы женщина никак не может. Но на фертильность оказывают влияние не только национальность и наследственность. А потому другие негативные факторы влияния женщина вполне может предотвратить и снизить.
Для более долгого сохранения фертильной способности рекомендуется следующее.
Избавиться и избегать вредных привычек – и курение, и прием спиртных напитков (в любых количествах) негативно отражается на состоянии сосудов, в связи с чем кровоснабжение половых желез бывает недостаточным, что приводит к раннему прекращению их нормального функционирования.
Жить активно и следить за весом – малая подвижность и лишние килограммы приводят к раннему гормональному дисбалансу, что непременно сказывается на овуляционных процессах. Чем выше вес, тем труднее зачать малыша даже в 25-30 лет, тогда как у женщин с нормальным весом шансы на зачатие всегда выше и после 35 лет.
Избегать хронических стрессов и уметь избавляться от нервного напряжения – по причине влияния психогенных факторов даже молодые женщины страдают идиопатическим бесплодием, на долю его приходится около 15% всех случаев. Такие проблемы очень сложны в лечении. Если же женщина следит за состоянием своей эмоциональной и психологической сферы, то ее фертильные способности дольше остаются высокими.
Придерживаться размеренного образа жизни, обязательно высыпаться, уделяя внимание достаточному по продолжительности ночному сну, не голодать, не изводить себя диетами, но и не переедать.
Посещать гинеколога не только тогда, в этом возникает неотложная необходимость, а с профилактической целью не реже раза в год, а после 35 лет – 2 раза в год. Доктор сможет заметить первые признаки разных патологий и нарушений на самой ранней стадии, а чем раньше женщина пролечит недуги, тем дольше она сможет сохранять способность к зачатию и деторождению.
Женщинам, которые дольше хотят оставаться в репродуктивном возрасте, следует избегать работы на вредных производствах, контакта с отравляющими и токсичными веществами, длительной работы в ночную смену, деятельности в условиях повышенного уровня радиации.
Видео о возрастных категориях
Возрастные категории людей по годам до настоящего времени не классифицировали таким образом, чтобы можно было отследить население, принимая во внимание особенности регионов, а также подходящих для учета возрастов всех людей на планете. Возраст — промежуток времени, прошедший с даты появления на свет до конкретного дня. Это понятие подразделяют на биологический возраст и паспортный.
В такой науке как демография существует сразу несколько возрастных показателей:
- совершеннолетие;
- возраст вступления в брак;
- трудоспособный;
- репродуктивный;
- пенсионный.
В каждой стране законодательством установлены свои права и обязанности с исполнением определенного количества лет, такие как: право голосования, возможность избраться на тот или иной пост, право подачи документов в высшее учебное заведение, право юридической и административной ответственности.
Возрастные категории людей по годам можно получить из документов, которые регистрируют все самые значимые события в его жизни (дату рождения, начало совершеннолетней жизни, брак или смерть) и на основе последних результатов переписи.
В большей части мира отсчет идёт со дня появления на свет, хотя встречаются и исключения. Например, в Корее младенец считается годовалым уже в день своего рождения. В Республике Индонезия и Китае гражданин становится старше лишь с наступлением нового календарного года, не принимая в расчёт дату его рождения.
https://www.youtube.com/watch?v=https:Npi7dUpshTQ
Классификацией возраста называют способ разделения граждан разных возрастов по категориям. Они формируются путём объединения индивидов по идентичным признакам, а также по значимости их роли в социально-демографических процессах. Критерии возрастных категорий различны по отношению к цели исследования.

К примеру, в такой науке как демография, самой эффективной считается группировка на однолетние или пятилетние отрезки жизни. Для изучения факторов рождаемости обращают внимание на 2 конкретных показателя: бракоспособный возраст женщины и период её жизни, когда она находится на пике своей репродуктивной способности.
В экономике принята классификация из 3-х групп:
- дотрудоспособный;
- трудоспособный;
- послерабочий.


Небезызвестная возрастная классификация, которая легла в основу всех современных вариаций, была разработана Борисом Урланисом.
Он разбил население на 3 основных группы:
- Дорабочая – часть граждан возрастом до 14 лет. В их числе младенцы, которым не исполнилось 24 месяцев, дошкольники от 3 до 7 лет, а также школьники до 14 лет.
- Рабочая – период между 15 и 60 годами. В эту группу входили юные представители общества не младше 16 и не старше 24, люди периода зрелости возрастом от 24 до 45, а также те, кто был не моложе 45-и не старше 59 лет, переживающие период вторичной зрелости.
- Послерабочая – все граждане старше 60 лет, включая людей пожилого возраста от 60 до 70, затем наступает так называемая «ранняя старость» в промежутке между 70 до 79, все последующие годы именовались глубокой старостью.
Точных градаций установить нельзя, так как человеческая жизнь представляет собой непрерывное цикличное развитие. Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях климата, экологической ситуации в регионе и генетической стороне исследования. Несмотря на существования целого спектра классификации, ни одна из них официально не признана общепринятой.
Возрастная классификация в России
Было предпринято несколько попыток в создании универсальной классификации возрастных категорий. В нашей стране одним из первых этой попыткой воспользовался демограф А. П. Росчавский-Петровский. В своих работах он выделял несколько групп, каждой из которых дал название.
Ещё один статист и психолог, но уже советской эпохи, сыграл немаловажную роль в становлении демографической структуры РФ. Им был Д.Б. Эльконин, занимавшийся исследованиями в данной сфере в середине прошлого века.
Он утверждал, что построение грамотной возрастной градации позволит определить степень развития индивида в течение всей его жизни. Первая продуманная классификация возрастов была принята в Советском Союзе ещё в 1962 г. Тогда Ленинградская конференция по геронтологии работала над документом вместе со специалистами ВОЗ по социально-демографическим вопросам.
В этом документе периоды утвердили следующим образом:
- от 45 до 59 — зрелый возраст;
- преклонным называли промежуток между 60 и 74;
- категория людей старше 75 лет определялась как старческая;
- под понятие «долгожители» попадали люди старше 90.
Название группы | Количество лет |
Новорождённые | от 0 до 7 дней |
Грудные | от 7 суток до 12 месяцев |
Ясельный период | от года до 3 лет |
Дошкольный период | от 3 до 7 |
Отрочество | от 7 до 17 лет |
Молодежь | от 17 до 30 лет |
Зрелые | от 30 до 55 лет |
Пожилые | женщины — 55 ; мужчины — 60 |
Долгожители | 80 |
Мировой стандарт ВОЗ

Возрастные категории и начало старения во всех культурах определялись практически одним и тем же образом. Так Пифагор заявлял, что старение людей начинается на 7-м десятке жизни, когда китайские ученые говорили уже 70 годах. А вот германский гигиенист М. Рубнер и вовсе подразделял понятие «старость» на два типа: 50 лет — старость обыкновенная и 70 лет — старость почтенная.
Общепринято считать, что выход на пенсию является показателем пожилого возраста. Но этот подход сложно назвать универсальным, ведь время выхода на пенсию определяется в каждом государстве индивидуально. Кроме того, пенсионный возраст женщин наступает раньше. К примеру, в России, женщина получает пенсионное удостоверения на 2 года раньше мужчины.
Но есть и граждане ОАЭ, которые получают своё пенсионное свидетельство уже в 49 лет, независимо от пола. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, «старые пенсионеры» и «новые пенсионеры» имеют колоссальные различия как социальные классы.
По этой причине для составления достоверной статистики и создания структурированной классификации возрастов важно учитывать как общие демографические показатели конкретной местности, так и показатели демографических изменений за конкретный период времени.
Именно поэтому выведение одной доподлинно верной классификации возрастов заняло большое количество времени. Можно с уверенностью сказать, что к общему знаменателю ученые не пришли до сих пор. В 1939 г. специалисты американской ассоциации здравоохранения предложили своё видение универсальной возрастной классификации. Именно эта концепция принята за базис всех исследований ВОЗ.
Она насчитывает 8 основных групп:
- раннее детство – возраст до 1 года;
- дошкольный период – от 1 до 4 лет;
- школьный период – от 5 до 14;
- юность – от 15 до 24;
- возраст наибольшей активности – от 25 до 44;
- зрелый период – от 45 до 65;
- ранняя старость – от 65 до 75;
- старость – 75 и старше.
Название группы | Количество лет |
Молодой возраст | от 18 до 44 лет |
Средний возраст | от 45 до 59 лет |
Пожилой возраст | от 60 до 70 лет |
Старческий возраст | от 75 до 90 лет |
Долголетие | 90 |
Биологический возраст
Принцип классификации возрастов в медицине опирается на особенности организма человека. А конкретно на анатомические и физиологические особенности. Поэтому говоря о возрастных показателях, врачи часто использую термин «биологический возраст».
Под ним понимается самочувствие конкретного человека, оно оценивается на основе состояния его нервной системы, физических возможностях и скорости обменных процессов. Для определения биологического возраста учитываются индивидуальные показатели, которые определяют возможность работы и функционирования различных тканей, органов.
На основе этих данных делается заключение и выясняется, насколько процесс старения человека соответствует среднестатистическому эталонному показателю. Таким образом, медицина и вовсе отрицает любую классификацию возрастов, продвигая идеи индивидуального подхода к каждому отдельному индивидууму.
Цели ВОЗ в данной сфере
В наши дни демографическая сфера испытывает ряд трансформаций, которые обусловлены сокращением рождаемости, а также увеличением процента пожилого населения. В данном контексте речь идёт о кризисе в демографии, накал которого наблюдается сегодня по всему миру.
Проблемы социально-экономического развития, как в конкретном регионе, так и во всем мире, тесно связаны с повышением среднего возраста населения. К первой категории стран, которые смогли испытать на себе подобные сдвиги, относят развитые регионы: европейские государства, Соединенные Штаты, Япония.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Новая волна демографического кризиса медленно настигает менее развитые части света: африканский континент и страны Южной Америки. По прогнозам ВОЗ уже через 30 лет более 45 всех пожилых людей придётся на страны с низким и средним уровнем дохода. И, напротив, в Китае и Бразилии прогнозируется улучшение демографической обстановки.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВOЗРАСТА – это… Что такое КЛАССИФИКАЦИЯ ВOЗРАСТА?
- КЛАССИФИКАЦИЯ ВOЗРАСТА
-
КЛАССИФИКАЦИЯ ВOЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства к.-л. социальных или демографич. функций. Применяется обычно в отношении всего нас. или больших совокупностей людей. В основе К. в. лежит представление о периодизации возраста. К. в. позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии К. в. зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна К. в. по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (напр., при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экон. точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы – дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы к-рых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая К. в. принята в междунар. практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше – для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше – для мужчин. К. в. имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом нас подразделяется на группы дорабочая – до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста – до 2, лошкольного-3-6 и школьного- 7-15 лет) рабочая – 16-59 лет (в т. ч. юность – 16-24, зрелость – 25-44 и поздняя зрелость – 45-59 лет), послерабочая – 60 лет и старше (в т. ч. пожилой возраст- 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость – 80 лет и болee)
На основе анализа возрастных изменений в разл. органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленингр. конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клинич. проблемам в СССР принята т. н. рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 – пожилой, старше 75 лет – старческий, в к-ром выделяются долгожители – люди в возрасте 90 лет и старше.
Попытки предложить универсальную К. в. предпринимались издавна. Так рус. статистик и демограф 1-й пол. 19 в. А. П. Росчавскии Петровский выделял подрастающее поколение – до 15 лет (в т. ч. малолетние – до 5 лет и дети – 5-15), цветущее поколение – 16-60 лет (в т.ч. молодые – 16-30, возмужалые – 30-45, пожилые – 45-60 лет), увядающее поколение – 61-100 лет и старше (в т.ч. старые – 61 – 75, долговечные- 75-100 и старше). К. в., предложенная в 1939 секцией демографич. статистики амер. ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в совр. междунар. сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество – до 1 года, дошкольный возраст – от 1 до 4 лет, школьные годы – 5-14, юношеские годы – 15-24, годы наибольшей активности – 15-44, ср. возраст – 45-64, ранний период старости – 65-74, старость – от 75 лет. Известны и др. универсальные К. в., однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также Возраст).
И.В. Калинюк.
Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.
- КИЭР
- КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЙ