Новорожденному 1 месяц – Развитие ребенка в 1 месяц: рост, вес, умения

Содержание

что умеет и как развивается новорожденный

Появление нового члена семьи всегда сопровождается, как приятными моментами, так и приносит массу хлопот для заботливых родителей. Особо острыми являются вопросы, касающиеся навыков, умений и прочих особенностей развития ребенка в 1 месяц. Рассмотрим подробнее.

Что умеет новорожденный 1 месяца жизни

Зрение

Характерной особенностью развития ребенка 1 месяца является близорукость. Но это не мешает ребенку рассмотреть лицо мамы, близких людей, на расстоянии до 30-35 см от уровня глаз. Нормальной реакцией может быть и скашивание глаз, так малютка фокусирует свое зрение, но если такой симптом остается до 3, 4 и старше месяцев – покажите его окулисту. На 4 неделе жизни младенец умеет различать контрастные картинки. Для развития зрения можно подвесить над кроваткой игрушки, и яркие предметы.

Слух

В вопросе развития слуха – в самом начале жизни он развит слабо, хотя резкий и интенсивный звук он будет слышать отчетливо. Особенно положительно малыш воспринимает высокочастотные звуки, но в любом случае привычка разговаривать ласковым голосом, благотворно скажется на развитии ребенка. В случае отсутствия реакции на громкие звуки и хлопки – обратитесь к врачу-неонатологу.

Особенности психического развития

В первый месяц развития у новорожденного сохраняются все врожденные инстинкты – это сосательный, хватательный и поисковый. Если прикоснуться соской к его маленьким губкам, то они сложатся бантиком. При резком хлопке – раскинет в стороны руки, ноги и сведет их обратно, а лежа на животе – будет совершать, как бы плавательные типы движений. Если взять малыша на руки – он покажет движения, имитирующие вертикальную ходьбу.

Новорожденный 3-й недели развития умеет копировать мимику родных, а на 4-й неделе – пытается имитировать речь, издавая фыркающие как бы пищащие звуки. Для развития речи и моторики рук нужно чаще разговаривать с малышом, дополняя мимикой и жестикуляцией. Иногда можно слушать приятную музыку. Это поможет развить слух и зрение, улучшит концентрацию и общее самочувствие ребенка.

Сон малыша

Новорожденный 1 месяца бодрствует в сутки не более часа, но чем старше он становиться – тем больше становиться этот промежуток времени. Как отмечают педиатры – в первую неделю жизни период бодрствования не превышает 20-25 минут, а число дневных снов – 4-8 раз, с продолжительностью от 15 минут и до 3 часов.

Кормление: материнское молоко и смеси

На первом месяце жизни самое лучшее питание для ребенка – это материнское грудное молоко, именно его состав покрывает все потребности организма во всех питательных элементах. При невозможности вскармливать малыша грудью – грудное молоко можно сменить на молочную смесь. При этом, врачи допускают и возможность использования смешанной схемы  кормления, когда при нехватке грудного молока, ребенка подкармливают искусственными смесями.

Как же часто прикладывать новорожденного к груди? Специалисты по ГВ советуют давать грудь как можно чаще, это позволит стимулировать лактацию и развивать тактильные ощущения ребенка. Лучше придерживаются позиции свободного режима кормления, так сказать по требованию.

Правильный уход за грудничком

Важным элементом ухода за новорожденным является купание и соблюдение правил гигиены. Купать младенца нужно раз в день, саму процедуру лучше проводить вечером, перед ночным кормлением и сном. Чаще умывайте (особенно в жаркий период года), протирайте глазки и стригите ногти – все достаточно просто и легко.

Важно! Не забывайте регулярно менять памперсы, и после каждой смены подмывать малыша, вытирая насухо – кожа должна быть чистой и сухой.

В теплый период года – показаны воздушные ванны, когда малыша можно раздеть и положить на пеленальный столик (кроватку) – это дать возможность полежать без одежки. Регулярно делать влажную уборку, проветривать комнаты, когда ребенка нет в помещении, и обязательно перед контактом с новорожденным мойте руки – нормы личной гигиены никто не отменял.

В вопросе купания – это не просто гигиеническая процедура, это еще и благотворное влияние на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Ежедневное купание улучшает развитие мышц, вестибулярного аппарата, чувства равновесия и улучшение работы всех внутренних органов и систем за счет стимуляции кровотока и стабилизации давления.

Как же правильно купать новорожденного в первый месяц жизни? Чтобы ребенок не испугался, сначала помочите пятки и ручки. Начинайте водные процедуры с 15-минутного пребывания в теплой воде, постепенно увеличивая период купания до 35-40 минут. В вопросе температурного режима – начинать первое купание с температуры воды в 36-38 градусов, постепенно увеличивая каждые 4 дня ее уровень на 1 градус. А вот практиковать закаливание педиатры советуют не ранее чем на 5-6 месяце жизни, предварительно проконсультировавшись с педиатром.

Массаж и гимнастические упражнения

Легкие и плавные массирующие движения рук по телу благотворно скажутся на физическом развитии и эмоционального состояния ребенка. Начинать сеанс массажа можно с 5 дня после появления на свет – главное первое время исключить область пуповины, пока последняя не затянется и не заживет.

На 1-м месяце жизни сеансы массажа не должны превышать более 5-10 минут, постепенно увеличивая их до 20 минут. В вопросе практики физических упражнений – такие занятия необходимы ребенку и не меньше, нежели кормление и сон. Комплекс упражнений для ребенка может разработать индивидуально врач – но чаще всего это могут быть сгибания и разгибания ножек и ручек в суставах, сведение и разведение их в стороны.

Медицинские наблюдения

Развитие ребенка в 1 месяц является ответственной миссией для каждого из родителей. В соответствии с программой медицинского наблюдения, новорожденного показывают педиатру. Врач измерит рост и вес, прослушает сердцебиение, осмотрит горлышко и прощупает живот.

В случае подозрения на врожденные патологии, проводят обследование при помощи УЗИ – процедура безболезненна и безопасна. Такой подход позволит на ранней стадии обнаружить заболевание и принять соответствующие меры. Кроме того, проводится биохимический и лабораторный анализ крови, исследование мочи и кала.

По плану проходит осмотр у хирурга и невропатолога, как и ортопеда. Если состояние здоровья удовлетворительно – делается вакцина от гепатита «В». Далее проводят последующую вакцинацию от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка – выдерживая интервал в 30 дней.

Возможные проблемы и способы их решения

В ходе воспитания месячного малыша мамы и папы сталкиваются с рядом возникающих проблем:

  1. Постоянный плач. Причины разные – это и ощущение дискомфорта от скованности движений одеждой, когда давить может и сам шов, а ткань быть ненатуральной и провоцировать аллергию. Соответственно всю одежду для новорожденного желательно выбирать из натуральных, простых тканей и одевать ее швом наружу. Желание пить или же есть – просто покормите его, дайте ему поить и ребенок сразу же успокоиться. Еще одной причиной детского плача может быть естественное опорожнение желудка или мочевого пузыря – просто переоденьте ребенка в чистое, сухое белье.
  2. Опрелости – еще одна проблема. Несформированный иммунитет провоцирует появление опрелостей, а при отсутствии должного ухода – перейти в гнойнички, представляя более серьезную проблему. Для недопущения такой проблемы – стоит контролировать состояние ребенка, подмывать его и менять подгузники, не допуская нахождения его долгое время в мокрых пеленках.
  3. Колики и вздутие брюшины. Сделайте легкий массаж, когда нежные движения руки будут гладить его по животику по часовой стрелке. Помимо этого, чтоб побороть излишние газики – чаще переворачивайте его на живот на несколько минут 3-5 раз в сутки. Помогут и чаи, отвары семян укропа и ромашки.
  4. Дисплазия или же недоразвитость тазобедренного сустава – частая патология. Избежать ее можно, пеленая на специальном столике, применяя метод широкого пеленания. Давайте ему полежать на столике, оставляя его в позе лягушки – это положение для него естественно.

На что обратить особое внимание?

  1. Тяжелое дыхание открытым ртом, заложенный нос и беспокоит насморк – осмотрите носик и дыхательные пути, почистите их, а если симптомы не проходят – покажите его врачу.
  2. Гнойничковые высыпания по телу, наполненные желтой жидкостью, понос у ребенка с вкраплениями гноя или же крови – это указывает на возможный воспалительный процесс, протекающий в организме.
  3. Если не затягивается пуповина (остается влажной), потеря аппетита, апатия, потеря в весе и причины для таких изменений родители не видят – обязательно покажите новорожденного дежурному педиатру.

В 1-й месяц после появления на свет малыш несколько теряет в весе, и такое явление не может беспокоить родителей. Известный врач Комаровский считает этот физиологический процесс внутри организма, нормальным явлением. По мере взросления, новорожденный будет только прибавлять в килограммах и полноценно развиваться.

Загрузка...

razvitie-baby.ru

1-ый месяц жизни малыша | Метки: первый, день, ребенок, видео

Утро начинается

Ежедневный утренний туалет малыша начинается с умывания .

Для глазок. Понадобится хлопчатобумажная вата, смоченная, теплой кипяченой водой, причем для каждого глаза берется отдельный тампон.

Для носика. Понадобится ватный жгутик, смоченными в детском креме или масле. При насморке, из носа буквально течет, придется задействовать назальный аспиратор(спринцовка № 1). Необходимо сжать «грушу» (следите, чтобы в этот момент она не была направлена на лицо малыша), наконечник аспиратора вставить в ноздрю ребенка (другую ноздрю при этом следует закрыть) и, плавно разжимая «грушу», откачать слизь. После применения аспиратор (спринцовку) промывают горячей водой с мылом и просушивают. Проводить данную процедуру необходимо несколько раз в день: перед кормлениями и перед сном.

Для волосиков -нужна щетка/расческа с натуральной или нейлоновой щетиной.

Пупочек. Пластиковый зажим с культи пуповины мед.сестра удаляет через 24 часа после рождения. В первые дни она обычно отекает и становится голубоватого цвета. Потом она начинает подсыхать, по-тихоньку сморщивается(мумификацируется) и через 1-2 недели после родов отпадает, остает­ся только пупочная ранка, которая требует особого внимания. Чтобы предотвратить инфицирование и ускорить засыхание культи пуповины, смазывайте ее спиртом или другим антисептиком(зеленкой), рекомендованным вашим врачом, 3 раза в день(вечером после купания). Когда культя пуповины отпадет, можно увидеть на ее месте несколько капель крови — это нормально. Продолжайте смазывать пупочную ранку еще несколько дней. Не бойтесь раздвинуть края ранки и капнуть в нее из пипетки раствор перекиси водорода, пусть попенится — таким об­разом она очищается. Затем помажьте ее зеленкой.
Если заметите, что края ранки покраснели и выделяется гной, появился гнилостный запах, немедленно обращайтесь к врачу. Он обработает раневую поверхность ксероформом, а может даже использует ляписный карандаш (ляписом называют азотнокислое серебро).

Причины плача

— ребенок «сходил» в пеленки (надо перепеленать),
— ребенок чувствует дискомфорт (например, давят шовчики распашонки),
— ребенок голоден или его мучает жажда(дать поесть или попить-кипяченой водички из чайной ложечки или сладкого чая).

С 10-12-го дня жизни малыша необходимо несколько раз в день (лучше перед кормлением) класть на живот — сначала на 3-5 минут, затем — на 15-20. Не всем новорожденным это нравится, так как поднимать головку они еще не умеют, но такая «тренировка» ребенку необходима, поскольку она способствует развитию мышц живота, стимулирует движения головы, способствует отхождению газов.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка.

Опрелости:

— стремиться перепеленать ребенка вовремя;
— обратить внимание на качество стирки пеленок (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

При перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Каждый день осматривайте кожные складки. Если заметите скопление в них маленьких водянистых бугорков, значит, пора заняться приготовлением настоя череды, который добавлять в воду для купания ребенка.

Потница. Возникает от чрезмерного укутывания ребенка. Для профилактики купать ребенка раз в день, вечером. Но летом лучше купать деток почаще, но только без мыла. Можно использовать при купании различные отвары трав. Также воздушные ванны (при температуре воздуха выше 18 градусов). Малыша раздевают и оставляют на 5-10 минут голеньким, одновременно делая легкий массаж, чтобы малыш не переохлождался. Не забывайте проветривать помещение. Идеальная температура помещения для нахождения в нем новорожденного ребенка — это 20-22 градуса.

Для лечения потницы в воду для купания можно добавляют слабый раствор марганцовки или отвар ромашки. Также протирать кожу в проблемных местах салфеткой смоченной в слабом содовом растворе (чайная ложка на стакан теплой кипяченой воды). На ночь одевать а/царапки и не укутыват ребенка в 100 одёжек.

Струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Удаляются струпики после купания распаренную и смазанную растительным/детским маслом корочку осторожно вычесывают гребешком(предварительно, начесав на него вату) или удаляют ватным тампоном.

Купание.
До заживления пупочной ранки, ребенка следует купать толь­ко в слабом растворе марганцовки и только в кипяченой воде! Потом воду можно не кипятить, да и подсушивающую марганцов­ку смените на отвар ромашки или череды.
Здорового ребенка купать нужно ежедневно, и лучше всего перед сном. Температура воды в ванночке должна быть +'37° С, проверьте с помощью термометра. 2-3 минуты купания вполне дос­таточны для новорожденного. После купания заверните его в пеленку и промокните. Не обтирайте его махровым полотенцем — ведь кожа у новорожденного еще очень нежная!
С мылом, даже детским, младенцев не стоит мыть чаще, чем один раз в неделю. И после купания одеваем чепчик.

Слух. В первые несколько дней после рождения — около недели — ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в такие минуты звучит музыка — негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Танцуйте под музыку. Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом. Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука.

Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком.

Снижение или отсутствие слуха у малыша проверяют по его реакции на громкий звук. Если хлопнуть возле уха ( с каждой стороны в отдельности ), слышащий ребенок должен моргнуть в ответ.

Зрение. В первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. И видит на одном расстоянии, 25-30 см. Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки.

Пеленание. педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов. Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания.

Грудное вскармливание.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

В первые дни пребывания дома ему достаточно 60-80 мл молока при 6-7-разовом кормлении (на одно кормление), к концу месяца — 100-130 мл. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить семь раз с трехчасовыми перерывами, а может быть и чаще. Можно пойти ему навстречу и покормить ночью, в общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности.

Например, в 6 и 9 утра, в 12 и в 3 часа дня, в 6 и в 9 часов вечера, в 12 и в 3 часа ночи. Постепенно, по мере возможности, исключите кормление в 3 часа ночи. Если ребенок ночью к очередному кормлению не проснулся — не бу­дите его, пусть график кормлений сдвигается.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух — это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Обычно срыгивание не представляет никакой угрозы (кроме как для одежды и мебели)(держите под рукой небольшую пластиковую бутылочку с водой, смешанной с содой, для очистки пятен. Потерев ткань, смоченную такой смесью, вы не дадите пятнам зафиксироваться и избавитесь от неприятного запаха).

Кроме грудного молока или заменяющей его смеси новорожденный должен обязательно в промежутках между кормлениями получать питье (хотя некоторые активно сосущие грудь дети, получающие в связи с этим несколько избыточное количество молока, от питья могут и отказываться). Целесообразнее всего приучить ребенка пить (из соски или с ложечки) не подслащенную кипяченую воду — 100-150 мл в сутки, летом можно и больше.

Для избежания диатеза на весь период грудного вскармлива­ния маме исключить: крас­ных яблок, клубники, красной рыбы, свеклы, кетчупов и помидо­ров, красного перца, апельсинов, винограда, кофе, меда, шо­колада и орехов, консервы, острое, жареное, лук, чеснок.

Разумеется, кормящая мать должна получать полноценное питание — в день не менее 120 г мяса (паровые котлеты), 100-150 г творога, 400-500 мл кефира — лучше био- или бифидокефира (пресное нежирное молоко лучше добавлять в каши, в чай), отварные овощи, растительное и сливочное масло, из фруктов — наиболее целесообразно употреблять яблоки, изредка бананы. При отсутствии у матери или ребенка аллергии разрешаются яйца, 1-2 раза в неделю — нежирная рыба.

Для стимуляции локтации используют травяные сборы и чаи, содержащие крапиву, фенхель, анис, укроп, точечный массаж на передней поверхности грудной клетки и на кисти следует легко массировать по часовой стрелке по 30-60 секунд каждую 2 раза в день.

Также повышающие приток молока — это рыба (судак, треска), мед, грецкие орехи. Попробовать не мешает, но только если у ребенка нет проявлений диатеза, да и сама мама — не аллергик. Полезен препарат маточного пчелиного молочка —

Видео. обследование новорожденных в 1 месяц

www.baby.ru

Первый месяц жизни новорожденного

Первый месяц жизни новорожденного (3-4 недели) называется «периодом новорожденности». Он начинается появлением малыша на свет и заканчивается возникновением у него первой улыбки. Какие основные умения закладываются в этот период? О чем нужно знать, чтобы не упустить возможности?

Новорожденный ребенок бодрствует лишь 20-30 минут (к концу первого года жизни это время увеличится до 3-3,5 часов!!!). 80% времени суток он спит. Просыпается малыш от голода или неприятных ощущений. Резкой границы между сном и бодрствованием еще нет. Движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим.

Но у новорожденного ребенка уже есть огромный и очень важный опыт жизни в утробе мамы. Современные исследования убедительно доказывают, что околоплодные воды проводят звуки. Поэтому звуки материнского голоса становятся малышу близкими и родными еще до его рождения! И уже во внутриутробном развитии закладываются благоприятные предпосылки для развития речи. Вот  почему важно, ЧТО слышит беременная женщина – музыку, добрые слова или что-то другое. И вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют расширять слуховой опыт еще не родившегося малыша звуками природы, народной и классической музыки, игры на музыкальных инструментах. А с первых минут жизни советуют маме начать разговаривать с ребенком и петь ему простые песенки!

Исследования деятельности мозга новорожденных детей (Э.А. Александрян, Т.П. Хризман) установили, что младенец всегда выделяет голос матери среди всех других звуков. Этот голос вызывает у малышей активность сразу же двух анализаторов  — зрительного и слухового. Причем новорожденный ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем другим звукам. Поэтому именно мама должна петь ребенку колыбельные песенки, пестушки, потешки, разговаривать с ним, играть, забавлять. И чужой для ребенка голос диктора или певца с аудиодиска, какой бы это ни был профессиональный диктор или певец, никогда не сможет заменить малышу голос мамы, знакомый ему еще до рождения!

Основная задача периода новорожденности – задача адаптации малыша к окружающему миру. Но  уже в этот период важно решить несколько задач развития ребенка, связанных с развитием у него зрительного и слухового анализаторов, с закладыванием основы для дальнейшего благополучного развития малыша.

Задачи развития в первый месяц жизни новорожденного.

Задача развития ребенка 1.

К  1 месяцу жизни научить малыша фиксировать взор на предмете, сосредотачиваться на нем. Одновременно формируется и умение сводить на одном предмете зрительные оси обоих глаз. Эта способность называется «конвергенция».

Задача развития ребенка 2.

Учить следить глазами за движением предмета в разных направлениях и в разном темпе – то замедленно, то побыстрее.

Задача развития ребенка 3.

К 1 месяцу жизни сформировать у ребенка умение прислушиваться к звукам.

Задача развития ребенка 4.

Научить малыша смотреть длительно на маму, когда она с ним разговаривает, сосредотачиваться на ее лице.

Мама должна пытаться поймать блуждающий рассеянный взгляд малыша, улыбнуться ему, погладить и начать разговаривать с ребенком!

Очень важно, чтобы с первых дней жизни новорожденного мама непрерывно разговаривала с малышом во время его бодрствования – купания, кормления, переодевания на прогулку, укладывания спать: «Давай снимем рубашечку. Вот как мы купаться будем. Ай, ты моя хорошая!», «Вот и Ирочка проснулась! Давай я тебе ручки поглажу, ножки поглажу. Сейчас я тебя покормлю» и т.д. Говорить следует нараспев, не спеша. Хорошо если мама малышу расскажет стишок или споет песенку. Не помните слова? Всегда можно написать слова на листок бумаги и прикрепить к стене над кроваткой. А еще – всегда можно додумать свои собственные слова, пусть наивные и не совсем в рифму, но зато идущие от души.В разговоре или песенке можно менять тембр голоса от высокого к низкому. Очень важно смотреть при этом в глаза ребенку, говорить с ласковой интонацией.

Эти разговоры с новорожденным ребенком, содержание которых малыш еще не понимает, – база для благополучного психического развития и здоровья. Младенцы, лишенные таких диалогов с мамой, в дальнейшем часто отстают в развитии от сверстников (особенно в развитии речи). Раньше без таких разговоров, которые вели мамы или бабушки с малышом, просто не мыслился уход за младенцами. О полезном опыте наших прабабушек вы сможете узнать из статьи «Русские традиции пестования младенцев».

Задача развития ребенка 5.

Способствовать появлению к 1 месяцу первой осознанной улыбки в ответ на ласковый голос мамы.

Нужно отличать улыбку физиологическую и осмысленную. Физиологическая улыбка появляется уже в первые дни жизни малыша. Это просто растяжение мышц в состоянии сытости и комфорта. Она означает, что малышу хорошо. Но она еще никак не связана с мамой. Осмысленная же улыбка появляется примерно на четвертой  неделе первого месяца жизни новорожденного. Вот как о ней пишет В. В. Ветрова – исследователь детского развития в раннем возрасте – в своем дневнике наблюдения за сыном:

«1 месяц 2 дня. Сегодня мы заметили явную улыбку, уже не связанную с ситуацией кормления. Мы показали ребенку погремушку… Играя с погремушкой, мы на все лады обращались к малышу с ласковыми словами, называли по имени…И вдруг увидели, как неловко поднялся уголок верхней губы, как стал растягиваться ротик, затем ребенок замер на мгновение и следом за этим обнажил свою беззубую челюсть. Это произошло так неожиданно, что мы сначала не поняли, что это – первая улыбка, вызванная общением, нашим воздействием и символизирующая определенный этап в развитии – окончание состояния новорожденности. Именно в этот день я впервые увидела у ребенка веселые глаза – для меня эта улыбка стала чем-то осмысленным, тогда как улыбка первая, физиологическая, протекала на фоне совершенно бессмысленного взгляда».

Какие игрушки нужны в первый месяц жизни новорожденного?

Новорожденный ребенок еще не умеет длительно смотреть на один предмет. Поэтому ему легче воспринимать предмет, когда в поле зрения отсутствуют другие отвлекающие его объекты. Поэтому для развития малыша полезнее показывать ему одну яркую игрушку, а не развешивать гирлянды разноцветных погремушек и движущиеся модули с ворохом фигурок. Гирлянды и модули понадобятся чуть позже, когда закончится период новорожденности.

На каком расстоянии нужно показывать новорожденному игрушку? На каком расстоянии ее подвешивать?

Нужно запомнить правило – до двух – двух с половиной месяцев игрушку надо показывать и вешать на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребенка. Иначе можно спровоцировать у него косоглазие.

Как учить ребенка следить взглядом за игрушкой?

Для этого нужен набор игрушек разного цвета (обязательно яркого) и разной формы без мелких деталей. Игрушки для проведения упражнений надо  менять, чтобы они не надоедали малышу и вызывали его интерес.

Шаг 1. Ежедневно в течение одной —  двух минут показывать малышу крупную (8-10см) игрушку, перемещая ее в разных направлениях. Можно приближать и удалять игрушку на расстояние от 50 до 70 см от глаз ребенка. Сначала младенец учится отслеживать горизонтальное движение игрушки. Когда у него это начнет получаться, начинают включать вертикальное движение игрушки. Постепенно скачкообразное слежение взглядом за игрушкой сменится плавным. Это означает, что развивается координация движений глаз.

Шаг 2. Когда малыш научится четко следить взглядом за игрушкой, надо учить его сосредотачивать взгляд на предмете. Для этого при перемещении игрушки ее периодически останавливают. И ребенок сосредотачивает не ней взгляд. После этого упражнения игрушку подвешивают в кроватку для рассматривания. И затем убирают. Но нет необходимости подвешивать игрушки в детскую коляску, в которой ребенок спит на воздухе.

Шаг 3. Покачивать подвешенную игрушку, чтобы малыш смог сосредоточить взгляд на крутящейся игрушке.

Что чувствует новорожденный ребенок?

Ответ на этот вопрос попыталась дать Вирджиния Сатир – известный психолог и психотерапевт в книге «Психотерапия семьи». От лица двухнедельного новорожденного она ведет свой рассказ так:

«Обычно мама с папой замечают, когда я плачу. Это хорошо, когда они знают, что мне плохо, не колет ли что-то в кроватке, не болит ли животик, нет ли у меня запора и не одиноко ли мне лежать. Они берут меня, качают, кормят, веселят. Я знаю: они хотят, чтобы мне стало лучше.

Очень плохо, что мы не говорим на одном языке. Порой мне кажется, они хотят, чтобы я замолчал, чтобы заняться какими-то своими делами. Они немножко покачают меня, будто я кошелка с овощами. Я догадываюсь, что у них есть другие дела. Иногда мне кажется, что я их раздражаю. Но я вовсе не хочу, чтобы так было. И не могу сообщить им, что это не так.

Мое тельце перестает болеть, когда меня трогают любящие люди. Им хорошо, и я знаю, что они действительно стараются понять меня. И я пытаюсь помочь им, как могу. Я плачу по-разному. Мне нравятся отчетливые, нежные и мелодичные голоса. Мне приятно, когда мама с папой смотрят на меня, особенно прямо в глаза».

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение  5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги ,звуки, слова нараспев)

Мы увидели, как много дает первый месяц жизни новорожденного, и как он важен в дальнейшем развитии ребенка. Подробнее об играх, упражнениях с малышом, игрушках Вы можете прочитать в других статьях рубрики «Развитие ребенка от рождения до одного года» .

Упражнения с новорожденным малышом очень подробно описаны в статье «Упражнения для новорожденных»

О развитии малыша Вы также можете почитать статьи:

Развитие ребенка в раннем возрасте: основные показатели развития ребенка от рождения до трех лет. Эти показатели обязательно нужно знать каждой маме, чтобы вовремя заметить возможные проблемы в развитии малыша и помочь ему.

Развитие новорожденного по месяцам: календарь развития ребенка для мамы.

Когда ребенок начинает держать голову? Полезные упражнения для малыша и как их проводить?

Пестушки: русские традиции и обычаи воспитания и обучения малышей.

Колыбельные песни для детей. 

Стихи для новорожденных и самых маленьких.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

что нужно ребенку, развитие, уход, занятия, как развивать, что делать, как заниматься

Первый месяц жизни новорожденного – один из самых волнительных периодов. Новорожденный только появился на свет, и первые действия родителей важны – от этого зависит здоровье и развитие малыша. Младенец в 1 месяц жизни требует пристального внимания от родителей, которые должны четко знать, что требуется их ребенку, и какие процедуры ему необходимы.

Физическое развитие ребенка 1 месяц жизни

Физическое развитие складывается из таких параметров, как: рост, вес, зрение и т. д.

Рост и вес: основные размеры

Новорожденный при нормальном развитии должен набирать около 20 г в сутки. Таким образом за первый 30 суток он должен набрать минимум 0,6 кг. Недоношенные дети набирают вес чуть медленнее.

Рост малыша после рождения должен увеличиться на 2-3 см.

Зрение в первый месяц жизни

Новорожденные дети лучше всего видят на расстоянии около 20 см. Ребенок в этом возрасте делает первые попытки слежения за предметами, которые находятся в зоне его видимости. На более дальнее расстояние дети видят размыто. В первые недели ребенок начинает жмуриться на ярком свете, видит его источник, может фокусировать взгляд на неподвижных предметах. Ребенок в этом возрасте делает первые попытки слежения за предметами, которые находятся в зоне его видимости.

Не стоит волноваться, если малыш закатывает глаза – это нормальное явление, потому что мышцы глаз еще не до конца развиты.

Слух до месяца

Новорожденный слышит звуки, находясь в животе матери. Когда он рождается, звуки становятся другими, более яркими. По этой причине дети могут испугаться лая собаки или даже засыпать под звуки фена.

Вкус и обоняние

Новорожденные в этом периоде имеют вкус и обоняние. Причем практика показывает, что они более склонны к сладкому, чем к горькому: ребенок с удовольствием будет кушать воду с сахаром, а от лимона отвернется. Это же касается и запахов.

Согласно исследованиям, рацион матерей влияет на вкус молока и на предпочтения детей. Например, если мама есть острое, то и ребенок будет благосклонен к острой пище.

Тактильные ощущения

Прикосновения важны для детей: прикосновения помогают ребенку познавать окружающий его мир.

Необходимы и другие тактильные ощущения. Так, в утробе матери ребенок всегда в тепле, но после рождения он познает холод, жар. Потому так важно создать максимально комфортные условия для ребенка, ласки, прикосновения матери помогут в этом.

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни?

Ребенок должен обладать когнитивными навыками, развиваться эмоционально и физически.

Поведение малыша

В первые недели жизни малыш уже поворачивает голову на источник света, звук голоса. Ребенок плачет, когда ему что-то нужно: поесть, чтобы его взяли на руки, когда устает, и успокаивается, получив желаемое.

Эмоциональное и социальное развитие

Ребенок успокаивается, когда слышит голов родителей или чувствует прикосновения. Может сосредоточиться на пару секунд.

Когнитивные навыки: мышление и обучение

В этом возрасте ребенок смотрит на лица и начинает следить за выражением лица людей.

Двигательные навыки

У здоровых, физически крепких детей наблюдаются следующие навыки (рефлексы):

  1. Хватательный, когда при прикосновении к ладони ребенка новорожденный сжимает кулачок.
  2. Сосательный – новорожденный активно сосет грудь, пальчик.
  3. Защитный. При выкладывании на живот ребенок поворачивает голову.

В этом периоде у ребенка появляются защитный рефлекс и рефлекс опоры. Родителям важно наблюдать за движениями ребенка – отсутствие каких-либо навыков может указать на нарушения в работе ЦНС.

Как часто должен какать и писать новорожденный?

Новорожденные писают около 2 раз в первые сутки, до 15 раз – примерно через неделю. К концу первого месяца ребенок ходит «по-маленькому» до 25 раз в сутки.

Небольшое количество жидкости после рождения ребенка может быть связано с:

  • небольшим потреблением жидкости;
  • проблемами с почками.

Стул неодинаков, может меняться несколько раз в день. Однако в первые 2 суток может появиться густой коричневый меконий, затем стул может стать чаще, будет отличаться по консистенции (густоватая слизь, непереваренные кусочки пищи).

Такой стул называют переходным, бывает раз в неделю. Спустя 7-10 дней новорожденный начинает какать 3-8 раз в сутки, цвет стула – желтый, запах кисловатый, консистенция напоминает пюре.

Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, могут ходить в туалет чуть реже – до 3-4 раз в сутки.

Что нужно ребенку в первые месяцы жизни?

Ребенку в этом возрасте необходимо кормление, соблюдение гигиены.

Кормление новорожденного

Первые 30 дней ребенка называют адаптационным периодом, когда он привыкает к питанию, независимо от того, находится ли на грудном вскармливании или на искусственном.

Новорожденные дети, которые получают только мамино молоко, чаще всего не имеют временных границ для определения времени кормления. В этот период мама кормит ребенка по его требованию – свободное вскармливание.

В первый месяц малыша нужно прикладывать к груди примерно 12 раз в день. Не стоит переживать, если ребенок не питается по часам – его график придет в норму с течением времени. При этом желание ребенка пососать грудь вызвано не только голодом, но и сосательным рефлексом (его удовлетворение благотворно скажется на психике ребенка).

Дети на искусственном вскармливании питаются 7-8 раз в сутки в течение первых 14 дней. Причем педиатры советуют кормить детей строго по графику. По истечению 2 недель можно начать делать ночные перерывы длительностью до 6 часов.

Детей на ИВ нужно допаивать чистой водой, предлагая ее между кормлениями.

Смена подгузника

Перед тем как менять подгузник, маме нужно убедиться, что все необходимые принадлежности под рукой. Для смены понадобятся:

  • чистое изделие:
  • мазь для тела под подгузник, которая нужна при наличии сыпи;
  • чистая ткань;
  • влажные салфетки для детей.

После каждой дефекации или при сильно влажном подгузнике ребенка кладут на чистую пеленку, снимают старое изделие, протирают половые органы новорожденного салфетками. При смене подгузника у мальчика действовать нужно осторожно – контакт с прохладным воздухом может привести к мочеиспусканию.

Вытирая девочку, нужно двигаться от половых губ по направлению к попе. Это позволит избежать инфекции мочевыводящих путей. Сверху наносят мазь – это позволит убрать сыпь. С такой проблемой сталкиваются многие дети. Чаще всего сыпь проходит самостоятельно после применения мази или небольшого периода, проведенного без подгузника.

Чтобы избежать появления сыпи, важно:

  • перед процедурой важно тщательно мыть руки, чтобы не занести инфекцию;
  • почаще менять подгузник;
  • после подмывания наносить на кожу специальный крем (педиатры советуют брать на основе цинка, поскольку они создают защиту от влаги).

Одежда

Ребенка в первые недели жизни нужно будет часто переодевать. Чтобы сделать этот процесс более приятным, помогут следующие советы:

  1. Вещи должны быть удобными: из эластичной натуральной ткани с широкими рукавами, горлышком, лодыжками. Застежки, молнии должны располагаться с внешней стороны вещей, не с изнаночной.
  2. Не стоит покупать изделия с кружевом: хоть оно и выглядит обворожительно, но может натирать ребенку. Можно использовать тканевый нагрудник, особенно если ребенок часто срыгивает. За счет этого не придется постоянно менять одежду.

Как ухаживать за пупочной ранкой и обрезанием?

Правильный уход важен. Педиатры рекомендуют протирать эту часть тела с помощью спирта, пока пуповина не засохнет и не отпадет.

При этом область берегут от увлажнения, пока ранка полностью не заживет. Если кожа покраснела, появились странные выделения, нужно обязательно проконсультироваться со специалистом.

Если мальчику было сделано обрезание, то после процедуры сразу головку органа прикрывают чистой и увлажненной в глицерине марлей так, чтобы не было соприкосновения с памперсом.

После смены подгузника головку аккуратно и тщательно промывают теплой водой, сверху наносят вазелин.

Покраснение должны пройти в течение 2-3 дней. Но если на головке члена появятся гнойные выделения, покраснения не сойдут, нужно посетить врача.

Уход за ногтями

В первую неделю жизни ребенка можно подрезать ему ногти. Проводить процедуру желательно раз в 3 дня в течение первого месяца. После этого ногтевая пластина укрепится, ногти не будут расти так быстро.

Подстригая ногти, палец ребенка нужно держать вниз. При выполнении процедуру действуют осторожно, чтобы не навредить ребенку.

Купание

Гигиена в первые месяцы должна быть тщательной, любые процедуры нужно проводить ежедневно. Они включают в себя:

  • смену подгузников и подмывание;
  • умывание лица и шеи;
  • уход за глазами и ушами;
  • обработку пупочной раны;
  • мягкое удаление корочек на голове.

Режим купания нужно выбирают самостоятельно, но необязательно купать малыша каждый день полностью. Но при этом обязательно каждый день обтирают ребенка влажным теплым полотенцем.

В ванночки можно добавлять ромашку, другие успокаивающие травы. Первое купание в ванночке не нужно делать продолжительным – достаточно 3-5 минут. Причем педиатры советуют покупать детские ванночки: так ребенку будет комфортнее (а не обмывать его во «взрослой» ванне).

Сон

В первый недели после рождения дети спят около 18 часов в сутки. Причем ребенок засыпает сразу после кормления.

Поощрение к обучению

В первые недели жизни нужно приобрести подходящие возрасту ребенка игрушки, погремушки. Они должны развивать зрение, слух.

Рекомендовано покупать цветные изделия с контрастными узорами. Яркие, выделяющиеся контрастные линии стимулируют зрение.

Прогулки

Количество и длительность прогулок во многом зависят от погодных условий. Весной и летом с новорожденным можно гулять на следующие сутки после выписки, но в первые пару дней продолжительность прогулок должна быть около получаса.

Через 7-10 дней длительность прогулок может составлять около 2 часов.

В зимнее время года вначале нужно дать детям время адаптироваться. Через пару дней после проезда из роддома можно совершать недолгие прогулки. Правда, не рекомендовано выходить на улицу при температуре ниже -10°C.

Гимнастика и массаж

После рождения малыш мало двигается, период бодрствования небольшой, он почти не умеет держать голову. Для укрепления мышц нужны гимнастика и массаж.

Педиатры рекомендуют заниматься гимнастикой спустя минимум месяц после рождения, но если есть рекомендации врачей, можно начать и раньше. Гимнастика в этот период должна быть не слишком долгой и не изнуряющей.

Это же касается и массажа: его рекомендовано начинать только через 1,5 месяца после рождения. Но при наличии показаний можно и ранее, например, проблемы с тазобедренным суставом. Рекомендовано, чтобы массаж проводили только специалисты с должным опытом.

Чтобы обеспечить должный уход за детьми без нанесения им вреда, следует придерживаться ряда рекомендаций:

  1. Перед любой процедурой нужно мыть руки. У новорожденных не самый сильный иммунитет, потому они подвержены инфекциями. Стоит удостовериться, что все, кто берет ребенка на руки, моют руки.
  2. Перенося ребенка, обязательно придерживают голову и шею. Не стоит также трясти малыша – из-за сильной встряски может начаться внутричерепное кровотечение, наступить смерть. Чтобы разбудить новорожденного, не стоит встряхивать его: лучше нежно погладить по щеке, легко пощекотать.
  3. При перевозке ребенка в коляске или переноске важно удостовериться, что новорожденный хорошо пристегнут. Стоит ограничивать любую активность ребенка, которая может привести к травмам.

Обследования ребенка до 1 месяца

Достигнув возраста в 1 месяц, ребенок подвергается осмотру врача. Причем посещают не только педиатра, но и других специалистов:

  • невролога;
  • ортопеда;
  • гастроэнтеролога;
  • хирурга.

При наличии показаний маму с ребенком могут отправить к другим специалистам в зависимости от его состояния, характера жалоб родителей. Также проводится УЗИ для выявления возможных проблем с тазобедренным составом. Дополнительно могут назначить УЗИ внутренних органов и головного мозга.

Как развивать новорожденного до месяца?

Новорожденному рекомендованы следующие развивающие процедуры (они направлены не на обучение, а на развитие основных рефлексов):

  1. Подольше носят ребенка – на руках или в сленге. Благодаря этому новорожденный начнет быстрее держать голову.
  2. Кормят грудью и чаще прокладывают к груди. Это позволит сформировать базовое ощущение доверия к миру.
  3. Рекомендовано почаще спать вместе с детьми. Это дополнительные тактильные ощущения, которые так необходимы новорожденному.
  4. Общаются с новорожденным (просто разговаривают, читают стихи, поют песенки), что позволит развивать его речевые навыки с самого рождения.

Возможные проблемы новорожденного

К наиболее часто встречающимся проблемам, с которыми сталкиваются дети в 1 месяц, относят:

  1. Физиологическую потерю веса. Это вызвано адаптивными процессами. Нормальным считается потеря в 10% от веса при рождении. Ко второй неделе жизни новорожденный начинает набирать вес.
  2. Сухость кожных покровов. При рождении дети специальной смазкой, которая облегчает процесс прохождения по родовым путям. Спустя несколько дней от смазки почти ничего не остается. По этой причине кожа может начать шелушиться – проблему решают протиранием растительным маслом.
  3. Сыпь. Проявляется в первые несколько суток после рождения. Проходит сама, но для ускорения процесса можно мыть ребенка в ванночках с добавлением ромашки или календулы.
  4. Гормональный криз. Возникает из-за выведения из организма ребенка остатков гормонов матери. Симптомы – припухлость молочных желез, небольшие выделения. Криз пройдет сам, но важно поддерживать тщательную гигиену.
  5. Конъюнктивит. Появляется в результате того, что ребенок «перешел» из стерильной матки в атмосферу, где есть патогенные микроорганизмы, бактерии. Чтобы быстро справиться с проблемой, нужно осторожно протирать глаза новорожденного ваткой, смоченной в ромашке.
  6. Потницу – сыпь в области подмышек, между складками. Главными причинами появления называют плохую гигиену или перегрев. Достаточно часто сыпь проходит сама, но для ускорения процесса можно обтирать новорожденного отваром ромашки.
  7. Молочницу. Образуется в ротовой полости. Выглядит как белые кусочки на небе, языке, щеках. Лечением данной патологии должен заниматься врач – если не будет должной терапии, это может привести к осложнениям.
  8. Запор. Чаще всего с ним сталкиваются дети на искусственном вскармливании.
  9. Колики. В организме новорожденного проходят процессы брожения, что приносит ребенку немало неприятных ощущений. Еще одна причина колик – ребенок заглатывает слишком много воздуха при кормлении. Чтобы избежать подобного, после кормления детей ставят «столбиком». При появлении коликов не следует сразу давать ребенку какие-либо медикаменты – лучше просто поносить его на руках, погладить, успокоить. Расслаблению способствует и теплая ванна с успокаивающими травами.
  10. Опрелости. Причины их появления такие же, как и у потницы. Чтобы избежать такой проблемы, нужно обязательно промывать складки с помощью отваров трав. Также стоит почаще раскрывать малыша, снимать памперс, чтобы кожа «дышала». Дополнительно можно пользоваться детскими присыпками.
  11. Желтуха. Частая проблема малышей, что вызвано разрушением избыточного количества эритроцитов. Однако печень маленьких детей еще не может справиться с такой проблемой, что и приводит к появлению желтого пигмента. В норме желтуха нарастает первые 5 дней, спадает в течение следующих 14 дней.

Если у ребенка повышается температура, он ведет себя беспокойно, плохо ест и спит, это должно стать причиной обращения к врачу.

medru.su

Развитие ребенка до 1 месяца по неделям 🚩 дети в один месяц 🚩 Развитие ребенка

Сколько спит новорожденный? Совокупное суточное время сна у младенца в первую неделю жизни в норме составляет 20 часов, причем каждые 2-3 часа сна сменяются небольшими промежутками бодрствования. Ребенок просыпается только для кормления. Дыхание новорожденного во время сна может быть ровное и спокойное, если его сон глубокий, а если малыш во сне подергивает ручками и ножками, дышит нерегулярно, то сон поверхностный.

К концу первой недели жизни ребенок из всех запахов, его окружающих, уже может выделить аромат молока и повернуть голову в ту сторону, откуда он исходит. Это может быть либо материнская грудь, либо бутылочка со смесью.

Младенец понимает, сладкий или горький вкус у предлагаемого ему молока или молочной смеси.

Новорожденный может задержать свой взгляд на предметах, окружающих его вблизи, но лишь ненадолго.

Во время сна ребёнок может улыбаться и непроизвольно шевелить ногами или руками.

Чтобы не пугаться, родители должны иметь в виду, что дыхание новорожденного чаще в три раза,  чем у взрослого человека, к тому же оно нерегулярное и поверхностное.

Когда ребёнку пойдёт вторая неделя, он должен полностью восстановить тот вес, с которым был рождён. Еженедельная прибавка в весе должна составлять 150–200 г.

Как развивать ребенка в месяц? Можно учить малыша держать головку, выкладывая его для этого на животик, но делать это можно лишь в том случае, если зажила пупочная ранка.

В течение нескольких секунд малыш может наблюдать за яркой погремушкой или движущимся предметом.

Резкий звук заставит ребенка вздрогнуть и мигать, он прислушается и перестанет плакать.

До конца второй недели жизни ребенка может сохраняться физиологическая желтуха.

Что должен уметь ребенок в это время? На третьей неделе жизни малыш уже может взять в руку небольшой предмет или палец родителя. Он также способен рассматривать лицо взрослого, глядя в глаза.

Лежа на животе, ребенок пытается приподнять головку и оторвать подбородок от поверхности.

Теперь уже вполне осознанно он поворачивает голову в разные стороны, пока лежит на спинке и разглядывает окружающий его мир.

Процесс развития ребенка на третьей неделе очевиден: он оживляется в ответ на ласковую обращенную к нему речь, двигает ножками и ручками, ищет говорящего.

Сон трёхнедельного ребёнка в совокупности составляет 15–18 часов, за одно кормление он способен высосать до 80–100 мл материнского молока или молочной смеси.

Прибавка в весе у новорожденных за первый месяц жизни должна составить порядка 600–800 г, а в росте – 3 см.

Что может делать ребенок в этом возрасте? Он несколько секунд удерживает головку, пока лежит на животе. Малыш уже чётко знает мамин голос, узнаёт вкус и запах грудного молока или молочной смеси.

Именно в это время ребенок начинает улыбаться при ласковом к нему обращении, он в состоянии сфокусировать свой взгляд на лице разговаривающего человека, а также учится различать интонации обращенной к нему речи. В ответ он издает звуки.

Ребенок в 1 месяц может следить за предметом, только если тот перемещается в горизонтали.

Во время первого месяца жизни ребёнка нужно не забыть получить его свидетельство о рождении, которое выдается в ЗАГСе или в МФЦ. Для этого при себе необходимо иметь паспорта обоих родителей, справку о рождении ребенка, которую выдали в роддоме, а также свидетельство о заключении брака.

www.kakprosto.ru

Ребенку 1 месяц - развитие. что может ребенок в 1 месяц

Что может ребенок в 1 месяц

Случилось то, чего вы ждали 9 месяцев., И вот уже счастливая мама приезжает домой с новорожденным. Что же ждет их в первый месяц, какой ребенок в этом возрасте?

Ребенку 1 месяц — его физическое и душевное развитие:

Первый месяц малыш еще плохо видит, он близорук, поэтому все предметы, которые вы показываете ему, должны находиться на расстоянии не более полуметра. Ваше лицо крошка тоже рассматривает с этого расстояния. Он пока еще не поворачивает голову за удаляющимся предметом, так как не находит связи между ним и действием. Чем чаще вы будете реагировать на его первые желания, выражаемые плачем, тем быстрее он научиться связывать звуки и видимые предметы, лица с конкретными действиями. Пока на громкие звуки, хлопки малыш вздрагивает, так проявляется один из рефлексов – рефлекс Моро. Двигательная активность ребенка еще в основном построена на рефлексах: верхний хватательный рефлекс (когда вы вкладываете в ручку малыша свой палец или кольцо игрушки, он сжимает кулачок), нижний хватательный рефлекс (при надавливании пальцем на стопу в районе 2-3 пальца малыш сжимает ножку, как бы захватывая ваш палец), сосательный рефлекс, рефлекс ползания (положите малыша на живот и сделайте опору под пяточки, ребенок передвинется вперед), рефлекс опоры и ходьбы (если поставить младенца вертикально стопами на опору, то он упрется в стол, выпрямит ножки, если теперь подать его тельце вперед, то он сделает движения ножками, напоминающие ходьбу) и другие, их описание можно найти в литературе. Маме в кормлении поможет рефлекс Куссмауля или поисковый, при легком раздражении уголка рта, малыш поворачивает головку к раздражителю и открывает ротик, его нижняя губка выпячивается, а язычок опускается, мамочка в этот момент вкладывает сосок в ротик.

Очень важны для ребенка первые 5 дней жизни, в это время проходит родовой стресс, малыш должен обязательно наблюдаться врачом. Сейчас многие детки рождаются с родовыми травмами, низкими оценками по шкале Апгар, такие малыши требуют дополнительного обследования, поэтому маму с ребенком после роддома могут сразу перевести в отделение для новорожденных. В первые дни закладывается и основа для успешного грудного вскармливания. Сразу после рождения ребенка прикладывают к груди, и он получает капельки ценного молозива, залог хорошего иммунитета в дальнейшем. На 3-5 сутки у мамы появляется первое молоко, до этого малыш питается молозивом. И молока, и молозива выделяется столько, сколько нужно ребенку, если вы кормите его по требованию. Учите ребенка правильному захвату груди, сосать нужно не только сосок, но и ареолу. В эти дни очень важно, чтобы кроха не попробовал сосать еще что-то кроме груди: пустышку или бутылку, вы рискуете испортить захват либо получить ленивого младенца, который хочет пить только из бутылки. Если ребенку требуется докорм или, например, отпаивание электролитом (при желтушке), то делайте это из ложки.

В первый месяц дети кушают примерно каждые 2 часа, ночью может быть 3-5 кормлений, но все это условно. В периоды сильного роста, обычно к концу первого месяца кроха может начать просить грудь чаще. Будьте внимательны, не допускайте заглатывания воздуха при кормлении или торопливого сосания, это может вызвать усиление колики и частые срыгивания. Если в кале вы находите створоженные сгустки молока, то уменьшите время кормления, малыш переедает и можно нарушить пищеварение. Обычно кормление длится до 20 минут, насыщение происходит за первые 5-10 минут. Если крохе не хватает молока, то в этом случае держите его под грудью чаще и дольше, активная стимуляция вызовет прилив. В первый месяц дети набирают 700-1000 грамм веса и вырастают на 2-3 см.

Не пугайтесь, если к концу 1го месяца ребенка обсыпет прыщиками, похожими на подростковые, это выходят мамины гормоны. Возможны и аллергические высыпания, поэтому обязательно соблюдайте диету при грудном вскармливании. Не стоит употреблять продукты, усиливающие газообразование, они могут спровоцировать колики. Если у крохи болит животик, можно дать капельки, которые пропишет врач, положить на животик теплую пеленку или уложить к себе на живот, контакт кожа к коже самый полезный. После кормления подержите младенца столбиком, пока он не срыгнет.

До 1 месяца ребенок активен 2-4 часа в сутки. Малыш спит примерно 20 часов, на втором месяце время бодрствования будет увеличиваться. После сна и кормления распеленайте кроху, пусть он подвигает ручками, ножками, это укрепит его мышцы. После того, как заживет пупочная ранка, нужно выкладывать малыша на животик, чтобы он учился держать головку, это позволит выйти газикам, поэтому делайте это перед каждым кормлением. Многие малыши сейчас так активны, что не хотят пеленаться, это допустимо, следите только за ноготками крохи, вовремя их срезайте, чтобы он себя не оцарапал. Движения ребенка пока еще хаотичны и бессознательны. К концу первого месяца первые волосы могут выкататься, ничего страшного в этом нет. Если малыш родился с длинной шевелюрой, то выкатывание может случиться и позже.

В первый месяц закладывается здоровье и моральное спокойствие малыша, поэтому главное, о чем должна позаботиться молодая мама, это обеспечение полноценного грудного питания и ухода за новорожденным. Чаще носите кроху на руках, чтобы ребенок ощущал материнское тепло и ласку, так формируется доверие к этому миру.

novorozhdennyj.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *