Основной характеристикой начала периода молодости является – . 30 —

Содержание

Вопрос 11. Психологическая характеристика молодости. Основные направления работы педагога-психолога в период молодости.

Особенности психического развития в ранней взрослости (от 20 до 40 лет)

Развитие когнитивных процессов. Специфика когнитивной сферы лиц, достигших 20-40 лет, обусловлена не только хронологическим возрастом и изменениями организма, но в большей степени определяется личными, социальными и культурными событиями и факторами. Динамика и направление развития когнитивной сферы может быть как положительной, так и отрицательной. Социальные ориентиры и культурные запросы достигшего взрослости молодого человека могут поддерживать, расширять или подрывать сложившиеся в юношеские годы формы поведения, требуя формирования новых.Также следует подчеркнуть, что динамика развития когнитивной сферы человека при достижении им возраста ранней взрослости и значительной степени имеет индивидуально-ситуативную обусловленность.Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный гетерохронный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит и тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности.

Развитие мышления. Проведенные исследования особенностей мышления у взрослых людей позволили установить, что у большинства людей достигших этого возраста мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. Л.С. Выготский отмечал, что внутри единого мыслительного акта взрослого человека постоянно происходят переходы от образного к логическому мышлению и обратно. Таким образом, одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20-40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.

Развитие памяти. Наибольшие изменения происхо-дят в кратковременной вербальной памяти, которые касаются зрительной и слуховой модальности. Наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст от 18 до 30 лет, затем происходит некоторое снижение.

В свою очередь, образная память подвергается с возрастом меньшим изменениям, а вербальные запечатления долговременной памяти отличается большим постоянством показателей в возрасте 18-35 лет и снижением уровня своего развития в период 36-40 лет.

Развитие речи. Наиболее существенные различия в развитии речи людей, достигших возраста ранней взрослости, проявляются в изменении качественных параметров речи. Происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее лексический и грамматический состав.

Развитие внимания. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и избирательность внимания. На развитие внимания оказывают влияние те виды деятельности, которыми занимается человек.

Тенденция к самореализации и саморазвитию у многих молодых людей выступает в качестве важнейшего стимула к повышению уровня образования и формированию познавательных интересов. Поэтому развитие когнитивной сферы людей в возрасте 20-40 лет неразрывно связано с развитием и формированием личности.

Особенности развития эмоциональной сферы.

В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие особого разрешения в период ранней взрослости,- это достижение идентичности и близости. Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком и представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей.

Близость – основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес – возбуждение и удовольствие – радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которая может выражаться эмоциями ми гнева, печали, злости и т. д. ревность – одна из причин того, что любовь может внезапно обернуться ненавистью, которая бывает подчас столь значительна, что человек стремится причинить страдания, оскорбить и унизить любимого человека.В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений. Говоря о материнской любви, нельзя обойти вниманием такую ее характеристику как чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворять их. В некотором смысле чувствительность к потребностям ребенка просто необходима для его здоровья и благополучия. Другой компонент материнской любви – эмоция интереса. Любящая мать искренне интересуется своим ребенком и все, что он делает. Все, что бы он ни делал, возбуждает ее интерес и вызывает восхищение.Эмоциональная связь между родителями и детьми, между братьями и сестрами, между супругами является неотъемлемой частью нашего эмоционального наследия.

В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Развитие мотивационной сферы.

Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.

Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено такими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений.Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний.

Кризис 30-35 лет. Кризис обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

studfile.net

Тема 10. Развитие человека в период молодости, зрелости

Тема 10. Развитие человека в период молодости, зрелости

 

1. Физическое и психическое развитие в молодости и зрелости.

2. Личностное развитие. Кризисы в период молодости, зрелости.

 

1. Физическое и психическое развитие в молодости и зрелости

 

Хронологические рамки (возрастные границы).  От 30 до 60‑70 лет.

Социальная ситуация на разных этапах этого возрастного периода различна. Социальная ситуация характеризуется в реализации себя, полного раскрытия потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Принятие на себя  полноты ответственности. Все особенности социальной ситуации отражены в таблице.

Таблица 

23 – 30 лет

 

30 – 40 лет

40 – 50 (55) лет

1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей.

2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности.

3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции.

4. Воспитание детей.

5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения.

1. Личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни.

2. Передача опыта другим, наставничество.

3. Реализация потребности в достижениях и социальном признании.

4. Самореализация в профессиональной.деятельности, построение карьеры.

1. Развитие и сохранение супружеских отношений.

2. Воспитание детей

3. Достижения в карьере.

4. Развитие форм и хобби.

5. Принятие и приспособление к изменениям организма.

6. Принятие ответственности за стареющих родителей.

 

Физическое развитие. В промежутке между 25-30 годами физическая сила, функционирование органов , скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности достигают своего максимума.

После 30 лет они медленно и заметно идут на убыль. Но этот спад в промежутке от 30 до 50 происходит не так быстро как представляется большинству людей.

После 40 лет происходит снижение уровня функционирования по 6 важным показателям: скорость проведения нервного импульса; функция почек; функция сердечно-сосудистой системы; сила мышц; полезный объем легких; жизненная емкость легких.

Снижение физических навыков и возможностей  более заметно в критических ситуациях или в тех случаях, когда резко возрастает нагрузка на организм.

Менопауза у женщин наступает в возрасте от 48 до 51 года, может начаться раньше, а может и позже. Это означает прекращение менструаций и неспособности рожать. Эти изменения могут сопровождаться эмоциональными изменениями. Часто женщины чувствуют себя подавленными, менее женственными, т.к. их репродуктивная функция прекратилась.

У мужчин не происходит единичных, внезапных событий, сравнимых с менопаузой у женщин. Но у мужчин  происходят изменения, касающиеся их сексуальной активности.

Некоторые изменения обусловлены физиологическими факторами, в частности уровнем андрогенов, мужских половых гормонов.

Ведущая деятельность: Профессиональная деятельность; становление и развитие семейных отношений.

Познавательные функции на разных возрастных этапах имеют свои отличия (см. таблицу).

Таблица 

18 – 25 лет

 

30 – 40 лет

 

41 – 50 лет

 

51 – 55 лет

 

1. Усиленное развитие психических функций.

2. Характерны «оптимумы» внимания, памяти, мышления.

3. До 35 лет продолжается становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности.

Наблюдается наибольшая восприимчивость социального и профессионального опыта.

В 26 – 29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление.

1. Высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам.

2. После 35 уменьшается возможность новообразований.

3. Наблюдается максимум творческой активности.

В 30-33 года наступает высокое развитие памяти, мышления и внимания.

1. Снижение уровневой оценки мышления.

2. Снижение уровня памяти и внимания.

1. Особое влияние на уровень развития мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремле

ния в профессиональной сфере.

 

 

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Помимо сохранения происходит качественное преобразование структуры интеллекта. Доминирующее значение  занимает обобщение на словесном материале. Возможна новая стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы.  Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции.

Психическое развитие личности обусловливает семья. Наблюдается прогрессивное развитие, связанное со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности.

 

2. Личностное развитие. Кризисы в период молодости, зрелости

 

Личностное развитие, по мнению Э. Эриксона, может проходить по 2 линиям развития:

  1. Нормальный ход развития – генеративность – развитие потребности и чувства сохранения рода.
  2. Неблагоприятное развитие – застой – существование для самого себя, обеднение межличностных отношений.

В период между 18 ‑ 50 годами максимально раскрываются возможности человека. При благополучном прохождении кризиса – самоутверждение в этическом и моральном плане и независимость от стандартов и мнений других людей.

Новообразования: Творческая продуктивность, понимаемая как интегральное образование: профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение жизни будущего поколения.

При появлении кризиса 40 лет можно говорить еще об одном новообразовании – Коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я – концепции».

Феномен «акме»; материнство/отцовство; новый уровень интеллектуального развития.

Кризисы данного периода:

По Р. Пекку существует 4 кризиса, которые человеку необходимо разрешить: развитие уважения и мудрости, которое должно сменить примат физической храбрости. Социализация социальных отношений должна сменить сексуализацию отношений. Сохранение эмоциональной гибкости, которая должна противостоять аффективному обеднению, связанная со смертью близких или с обособлением детей. Сохранение душевной гибкости и поиск новых форм поведения вместо старых привычек и психической ригидности.

Переход к средней Взрослости как нормативный кризис (около 30 лет) – вызван расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью.

В средней взрослости переход к зрелости как нормативный кризис (около 40 лет) ‑ связан с осознанием утраты молодости, началом снижения физических сил, переживанием «символической смерти» молодости. Помимо проблем с профессиональной деятельностью нередко возникает обострение семейных отношений.

Э. Эриксон считает, что кризис – это переломный момент, период с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Психическое развитие происходит в процессе прохождения через критические точки.

Э. Эриксон описал 3 ступени зрелости, на которых определил центральные вопросы развития: интимность (близость), альтернатива – уединение; производительность, при котором индивидуум становится творческой личностью; Цельность (объединение).

К 35-45 годам человек начинает всерьез задумываться о том, что время проходит, начинают посещать мысли о смерти.

Решение кризиса состоит в анализе своих целей и переоценке своих ресурсов; поиске нового смысла жизни.

Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения;  осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции.

 

Задание для самостоятельной работы

 

1. Дайте ответы на следующие вопросы:

а) Какие факторы содействуют или препятствуют достижению вершин профессионализма («акме»)?

б) В чем особенности кризисов развития в зрелом возрасте?

в) Побеседуйте с взрослым человеком на тему «Кто в его жизни повлиял на личностное и профессиональное самоопределение?»

2. Проанализируйте современные исследования по проблеме и напишите краткую аннотацию на статью, которая соответсвтует вашим интересам.

1. Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. ‑ 1995 № 3. ‑ С. 113 – 119.

2. Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. ‑ 1995 № 3.  ‑ С. 11-23.

3. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и «акме» как интегративная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. – 2000. ‑ № 1. ‑ С. 89 – 107.

4. Калашникова И.Н.  Отношение к себе в зрелом возрасте как психологическая проблема // Адукацыя i выхаванне. – 199. ‑ № 5-.6. ‑ С. 23.

5. Калашникова И.Н. Влияние типа личности на отношение к себе в зрелом возрасте // Адукацыя i выхаванне. – 2001. ‑ №9. ‑ С. 23.

6. Крупник Е.Л., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. – 2000. ‑ №6. ‑ С. 12.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Гамезо М.В., Герасимов В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.

2. Гейл Шихи. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. Издательство «Ювента». ‑ СПб., 1999.

3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2003.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.

6. Шапаваленко И.В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.

ebooks.grsu.by

Возрастная психология: молодость

Склярова Т. В.

Первый взрослый период. Многие авторы (Зеньковский В.В., Выготский Л.С.) завершали рассмотрение возрастной периодизации юношеским возрастом. Во второй половине ХХ века более взрослые периоды также стали рассматриваться в контексте психологии развития. Тому можно назвать несколько причин – увеличение продолжительности жизни и связанное с этим продление профессиональной карьеры зрелого человека, расширение сферы социальной работы, которая включает в себя работу с взрослыми людьми, и работу с семьями, и работу с представителями пожилого возраста. Всё это позволило ряду исследователей взрослого развития установить, что определённым возрастным периодам соответствуют определённые личностные потребности и социальные ожидания. Как пишет Г.Крайг «Центральным содержанием этих периодов развития, как правило, являются нормативно определяемые «кризисы», конфликты или проблемы. При этом они дают проницательное описание проблем и интересов каждой возрастной когорты. Однако вопрос о том, насколько широко они характеризуют взрослость, остаётся открытым». Эта автор предлагает рассматривать теории развития во взрослости не как устоявшиеся концепции, подтверждённые исследованиями, а как вклад, способствующий углублению представлений о развитии на этом этапе. В существующем многообразии периодизации взрослых возрастов прослеживается две основных тенденции. Первая – период взрослости разбивается на ряд хорошо различимых стадий развития, которые зависят от некоторого временного графика жизни, называемого «возрастными часами». «Возрастные часы» – идеализация, выполняющая функции «расписания жизни». Сверяясь с этими часами, человек и общество определяет, насколько медленно или быстро идёт продвижение вперёд относительно социальных событий. Так, сорокалетний мужчина, создающий семью, воспринимается как отстающий от сверстников, а женщина, уходящая в этом возрасте на пенсию, как опережающая своих сверстниц. Возрастные часы также способствуют ожиданиям и подготовке к определённым событиям в определённый возраст. В таком случае говорят о «нормативных событиях», которые, происходя ранее или позже социально установленного времени, воспринимаются как травмирующие психику. Вторая тенденция в рассмотрении взрослого развития соотносит изменение личности взрослого человека не столько с его возрастом, сколько с его личностными характеристиками и социально-культурным окружением.

Учитывая специфику характеристик взрослых возрастов, совсем непросто определить границы молодости. Ряд авторов определяют границы этого возраста в среднем до 30 лет. Г.С.Абрамова – 23-30 лет, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев – 19-28 лет, Б.Ливехуд – 24- 28,30 лет, вместе с тем выделяя отдельно время наступления кризиса – 30-35 –«переходный возраст» Абрамова, 27-33 года – кризис молодости – Слободчиков, Исаев, «середина тридцатых годов» у Б.Ливехуда. Все эти авторы подчёркивают, что наступление кризиса не всегда строго связано с возрастом, а по большей части зависит от характеристик личности. Это обстоятельство позволит границу окончания молодости обозначить как начало кризиса середины жизни, или «десятилетия роковой черты». Основные задачи молодого возраста также несколько отличаются, но и есть много схожих характеристик.

Общая характеристика возраста

В социальном представлении молодость является основным и наиболее ценимым возрастом. Поведенческие стереотипы молодых зачастую становятся общественным лицом нации. Основные представительские функции, как правило, выполняют люди этого поколения. На эту социальную группу ориентируются политики, предприниматели, деятели искусства. Этот возраст чрезвычайно энергичен, во многих аспектах проявляется умелость, но ещё отсутствуют проявления усталости от жизни. «В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к преобразованию мира, себя самого. Молодой человек максимально работоспособен: он достигает предельных показателей своего физического и психофизического развития. Он здоров, полон сил, ощущает себя способным на любые свершения; субъективно кажется, что нет никаких непреодолимых преград и трудностей. Во все свои дела и начинания молодые люди вкладывают большую энергию и напор. Для реализации своей идеи они готовы работать днём и ночью, при этом неудачи в начинаниях переживаются тяжело и часто выбивают из колеи». Неслучайно пик профессиональной, географической мобильности приходится на представителей «третьего десятилетия жизни», они же составляют большую часть эмигрантов и нарушителей правил дорожного движения.

Основными возрастными задачами молодости большинство авторов называют включение во все виды социальной, профессиональной, семейной жизни, освоение многообразия социальных и межличностных ролей. Экспансия молодости проявляется во всех жизненных сферах. Совместно с деланием карьеры, происходит создание собственной семьи, освоение супружеских и родительских прав и обязанностей. Б.Ливехуд, исходя из своей многолетней психотерапевтической практики, утверждает, что для мужчины важнейшей задачей «становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры». Для женщины наиболее значимым является создание собственного окружения – как социального, так и материального. Даже профессиональная деятельность приносит удовлетворение женщине только в том случае, когда налажены отношения с коллегами. Семейное, дружеское, профессиональное окружение, равно как и обстановка собственного жилья, стиль поведения и одежды – всё это получает окончательное оформление в молодости. Все предыдущие периоды развития человека подготавливают и провоцируют это оформление. «Найти партнёра для жизни, обставить собственную квартиру, начать первую фазу профессиональной жизни – всё это явно спроецированная вовне внутренняя психическая структура». Поиск смысла жизни в молодости связывается с созданием собственной частицы культуры и среды. Потому для представителей этого поколения очень важен результат деятельности – позиции, социальный статус, проявление независимости, наличие дипломов. Брак и рождение детей в этом возрасте также зачастую воспринимается как подтверждение результативности прожитого периода жизни. Стремление к демонстрации результатов может создать и некоторые «перекосы» в развитии. Ими могут стать – рост честолюбия, стремление к престижу или имитация престижных связей, смещение содержания на форму, непропорциональная командность, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Обращённость на результат может привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.

Освоение супружеской и родительской функций называется некоторыми авторами одной из важнейших задач молодости. В этом возрасте заключается большинство браков – к 24 годам в брак вступает до ¾ молодых людей. При этом специалисты подмечают следующую закономерность – если молодые люди не вступают в брак в возрасте от 19 до 28 лет, то в последующие годы сделать это становится всё труднее. Создание семьи требует от молодых учёта многоплановости существования не только в духовной сфере, душевной, психологической, но и в конкретной деятельности. Большая часть семейных конфликтов имеет причину, в обыденной речи определяемую как «семейная лодка разбилась о быт». Ежедневные заботы, которые необходимо выполнять не только по настроению, но и по долгу, побуждают взрослеющего человека учиться управлять предметным миром и своим состоянием. «Честность в отношении к вещам» рождается в честном отношении к своему внутреннему психическому состоянию. Если человек стремится организовать и структурировать как внутреннее своё пространство, так и внешнее, учится управлять собой и вещами, тогда и семейные взаимоотношения приобретают большую устойчивость. «Тогда ваша чашка найдёт место в вашем пространстве, одежда заявит о своём присутствии, и вы будете знать, что с ней делать. Можете даже почувствовать усталость платья и страдания немытой посуды, но это возможно, когда они принадлежат вам, а не вы зависите от них. Это не только искусство владения вещами, это навык организации пространства своей жизни».

Выстраивание семейных отношений предполагает решение задач психологического, социального, физиологического плана.

В психологическом плане решается задача создания общего психологического пространства, которое не разрушает индивидуального пространства каждого человека. Это, по выражению Г.С.Абрамовой, творчество совместной общности, строительство общего дома для двух разных, но единых душ. Эта работа предполагает познание другого и себя, осознание силы и меры своего воздействия на близкого человека, равно как и силы и меры обратного воздействия.

В социальном плане создание семьи является рождением новой общности, которая учитывает все индивидуальные особенности её создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи (родительских или общественных) уводит человека от решения своей личной задачи развития. Стереотипы поведения, как правило, безличны, жестки и в конечном итоге – мертвы. Воспроизведение в своей семье неких стереотипов поведения, является по мысли Г.С.Абрамовой, внесением смерти в зарождение семьи.

В физиологическом плане перед молодыми людьми встаёт задача освоения пространства своего тела и тела другого человека. Супружеские отношения также требуют взаимного приспособления и внутренней работы каждого из супругов. Об этой стороне человеческих взаимоотношений много говорят и пишут врачи и психологи, предлагая зачастую диаметрально противоположные точки зрения. Для христианских супругов определяющими являются слова апостола Павла: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:3-5).О значительности и важности интимных отношений мужа и жены в христианском браке повествуется в книге профессора, протоиерея Глеба Каледы «Домашняя Церковь», глава «Брак честен, ложе нескверно».

К концу периода молодости формируется устойчивое отношение к самому себе, своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Человек определяет для себя, на что он способен, а что, вероятно, никогда не сумеет сделать. Общая характеристика периода такова: «Многие работающие люди… переживают начало тридцатых годов, когда подводятся первые итоги жизни, как внутренне относительно самую спокойную фазу жизни. Под этим подразумевается, что может случиться всё, но внутреннее равновесие и внутренняя уверенность велики». В этом возрасте человек с количественной точки зрения находится на вершине своих творческих сил. «Он развил в своём характере уверенность, жизнь у него в руках. Он знает, чего он может достичь, и работает целенаправленно во имя этой цели. Он считает, что все трудности, в том числе и человеческие проблемы, можно решить логически-организаторским путём. Это фаза жизни, в которую человек, в зависимости от индивидуальных свойств личности, более всего является материалистом». Отношение к себе и собственному окружению в этот период таково – мир существует для того, чтобы взяться за него и изменить, либо завоевать, опекать или бояться. Подводя итог характеристике молодости, Б.Ливехуд отмечает: «Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым».

Физическое развитие. Молодой человек максимально работоспособен: он достигает предельных показателей своего физического и психофизического развития. Он здоров, полон сил, ощущает себя способным на любые свершения; субъективно кажется, что нет никаких непреодолимых преград и трудностей.

studfile.net

Психологические особенности молодости (19-28).

Молодость, ранняя взрослость – это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного взрослого. Фактически все материальные психические структуры, необходимые для полноправного “включения” в активную социальную действительность, сформировались. Теперь основная задача человека – обрести те социальные навыки, которые необходимы ему для поддержания гомеостаза следующего порядка, социального (профессия, социальный статус, семейная жизнь, дети).

Раннюю взрослость принято называть “молодостью” (18-25 лет). Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития – замедлением роста. По данным Б.Г. Ананьева, пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций приходится на период 19-20 лет, когда наблюдается повышение уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, наблюдается пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. Вместе с тем, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития и пиком всех видов чувствительности.

К 21 году происходит завершение формирования основных направлений развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных. Именно в этом возрасте человек покидает родительский дом, создает собственную семью и осваивает новую профессию.

В молодости существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят количественные изменения в познавательных возможностях: речь идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, но и о том, каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.д.).

Ранняя взрослость – это период становления человека как профессионала. Очень важна самостоятельность выбора и сознательное составление личного профессионального плана. Молодость для многих молодых людей – студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки – физические, нравственные, умственные и волевые.

В молодости могут возникнуть серьезные проблемы с развитием самосознания. Затянувшийся период обучения зачастую приводит к инфантилизму, аномии (низкой степени воздействия на человека социальных норм). К концу периода молодости нередко возникает кризисное состояние, связанное с тем, что при уже сложившейся жизни личность еще несовершенна, много времени потрачено впустую. Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную степень зрелости. Кризисное состояние дает импульс к дальнейшему совершенствованию личности, ее развитию.

Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр. Вместе с тем сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной дисциплины, организованности и систематичности в работе.

Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный гетерохронный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.

Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности.

В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости.

Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им.

В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.

Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено такими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои спо собности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний.

Многие представления о себе, которые формируют Я-Концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

agespsyh.ru

Referatnik.com

Психологические характеристики молодости

Содержание

Введение

  1. Теоретико-методологические основы изучения психологии молодости

Проблема определения понятия «молодость» и ее возрастных границ

Основные научные подходы к изучению молодости

  1. Основные особенности молодости

Личностные новообразования молодости

Психологические проблемы и кризис в период молодости

Список литературы

Введение

Проблема развития индивида, становление его как личности – ключевая проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.

Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в более зрелом возрасте.

Вместе с тем, систематического изложения проблем психологии личности в период молодости явно недостаёт. Молодой индивид интересует психологов, в основном, в ситуации профессиональной деятельности, в «условиях толпы», определённых ситуаций, и т.п., а не в процессе онтогенетического развития. Во многих учебных пособиях не затрагиваются такие значительные характеристики как нравственность, духовность, альтруизм, хотя для зрелого человека в нашей стране они имеют существенное значение и при профессиональной деятельности и в межличностных отношениях.

Кроме того, молодость является тем возрастом, который имеет большое влияние на развитие всего общества, является своеобразным индикатором состояния социума. Именно поэтому изучение психологических особенностей молодости является актуальным вопросом возрастной психологии.

Исходя из актуальности темы, можно сформулировать цель настоящей работы – изучить основные психологические особенности, характеристики молодости.

Для достижения этой цели должен быть решен ряд задач:

· Определить возрастные рамки молодости

· Выявить основные психологические новообразования этого возраста

· Изучить особенности протекания возрастного кризиса молодости

В качестве объекта нашей работы мы рассматривали – людей “молодого” возраста (возрастные границы условны – от 16 -17 лет до 22 – 25 и даже 30 лет).

Предмет работы – психологические характеристики, особенности человека в возрасте, определяемом как “молодость”.

1.Теоретико-методологические основы изучения психологии молодости

>

1.1. Проблема определения понятия «молодость» и ее возрастных границ

В отечественном обществоведении и психологии долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое — признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»[1] . Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»[2].

Процесс становления социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения.

Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения.

Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств – стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

1.2. Основные научные подходы к изучению молодости

Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей созревания организма и инволюционных процессов в нём. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком — и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификациизрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).

По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.

Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей(1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость 40—55 лет; 4) предпенсионный возраст 55—65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Схема периодизации индивидуального развития (B.BБунак, 1965)относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст — 29-35 лет для мужчин, 27-32 — для женщин. Зрелый период: первый возраст — 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст — 46-55 лет для мужчин, 41-50 — для женщин.

Видный отечественный психолог, специалист в области разработки к реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути,…».

И, наконец, ещё одна из специфических проблем — это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «молодость» вообще не рассматривается (после подросткового и юношеского возраста сразу идет период зрелости)

Как правило, выделяют 3 стадии:

Ранняя взрослость от 20 до 40

Средняя взрослость от 40 до 60

Поздняя взрослость от 60 и старше

Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Возраст– этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.

Данное определение не рассматривает изменений социального статуса личности и её ролей, связанных с изменением количества прожитых лет и накопленным социальным опытом. Рассматривая данную категорию в зависимости от цели исследования можно пользоваться различными её аспектами. Так, например, календарный возраст показывает количество лет, прожитых индивидом от рождения до данной точки отсчёта. Данный аспект, безусловно, важен при исследованиях, т.к. значительное количество прав и обязанностей граждан, с точки зрения действующего законодательства, привязано именно к календарному возрасту. Однако такой общей характеристики зачастую бывает недостаточно для изучения и определения статуса и условий и форм жизнедеятельности конкретного индивида. Условия жизни (политические, экономические, социальные, экологические и пр.), в которых проходило формирование, развитие, жизнедеятельность индивида, могут иметь общие черты в условиях социума в определённый конкретно-исторический период, но они при этом не идентичны. Большое значение имеют также наследственный фактор и образ жизни, избранный индивидом или навязанный ему извне его социальным окружением или жизненной ситуацией. Следовательно, с учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и старения, а значит, и их итоги к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными. Поэтому при необходимости используются и другие характеристики возраста.

2. Основные особенности молодости

2.1. Личностные новообразования молодости

Молодость – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п. Рассмотрим некоторые основные характеристики юности.

Первая общая закономерность и острая проблема молодого возраста – это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве.

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение молодости – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. Молодость особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества»[3].

Представление молодого чеовека о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» – типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда – напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми»[4].

В юности меняется и восприятие временной перспективы, временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая не только личные, но и социальные перспективы. Как писал А. С. Макаренко, «чем старше возраст, тем дальше отдвигается обязательная грань ближайшей перспективы. У юноши 15-17 лет близкая перспектива уже не имеет такого значения, как у подростка в 12-13 лет»[5]. Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении. Значение разных проекций времени – прошлого, настоящего и будущего – неодинаково для людей разного возраста. Детство живет настоящим, для юноши главным становится будущее.

Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Юношеские представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 16-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к молодости – это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности – умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах подросток сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых – учеба, спорт, какие-то любительские занятия – может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью. В 17 – 20 лет от застенчивости страдаю свыше 40 % юношей и девушек[6].

Еще одна особенность юношеского возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции»[7]. Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни. Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного – каким человек должен стать и отрицательного – каким человек не должен стать. Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими»[8]. Обретение человеком личной идентичности является многоуровневым процессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз, различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью.

2.2.Психологические проблемы и кризис в период молодости

Кризисы психического развития представляют собой необыкновенно интересный и противоречивый объект психологического анализа. Л. С. Выготский писал, что если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически.

Смена одного стабильного периода другим традиционно характеризовалась как период трудновоспитуемости ребенка. Уже сама по себе такая постановка вопроса, акцентирование внимания на трудностях в воспитании ребенка указывает на абсолютизацию деструктивной составляющей кризиса. Таким образом, трудновоспитуемость трактуется как негативный фактор развития.

Неявно признается, что кризис есть негативный результат развития, которого, если создать необходимые условия можно и избежать. Вопрос, однако, состоит и в том, сохранится ли позитивная, созидательная составляющая кризиса при правильном поведении взрослого. На этот вопрос отвечает Д. Б. Эльконин: замечая, что при относительно мягкой системе отношений кризис внешне протекает мягче. «Не является ли тенденция к самостоятельности, к эмансипации от взрослого необходимой предпосылкой и обратной стороной построения новой системы отношений между ребенком и взрослым?» – дает ключ к ответу Д. Б. Эльконин.

Одной из специфических характеристик возрастных кризисов как объекта психологического анализа является та, что каждый отдельный поведенческий акт не может быть атрибутирован как кризисный, поскольку представляет собой лишь элемент целостного акта развития, называемого кризисом. Эта объективная трудность психологического анализа заставляет поставить задачу разработки общей структуры возрастного кризиса.

Л. С. Выготский предложил для анализа критического возраста его деление на три фазы[9] – предкритическая, собственно критическая и посткритическая. Предполагалось, что в первой фазе происходит пока латентное обострение противоречия между объективными и субъективными составляющими социальной ситуации развития (средой и переживанием ребенком среды). В собственно критической фазе это противоречие проявляется, обнаруживая себя в трудновоспитуемости, и достигает апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, т. е. через установление новой гармонии между составляющими социальной ситуации развития.

Кризисные моменты в развитии человека рассматриваются как предельное обнажение, прежде всего для самой личности, всегда имплицитно наличествующего сосуществования реальной и идеальной формы. Кризисы есть моменты обнажения «явления» границы раельной и идеальной формы.

1. Предкритическая фаза кризиса возрастного развития состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь при условии, что оно происходит на фоне возникновения представления об идеальной форме. Обнаружить эти изменения можно лишь косвенно, поскольку они не рефлексивны.

Истоком кризиса является расчленение личностью двух миров – старого и нового, различение реальной и идеальной формы. Такое различение не обязательно оказывается моментальным. Человеку открывается, «является» новая идеальная форма взрослости, и он действует в старой реальной ситуации по логике нового и идеального. Это противоречие и провоцирует сложное немотивированное поведение личности.

Л. С. Выготский называет первую фазу возрастного перехода фазой влечения. Именно в этот момент из «здесь и сейчас» предшествующей деятельности выходит во временную перспективу, открывает идеальную форму и идеализирует ее.

2. Собственно критическая фаза, характеризуемая наибольшим обострением возникающего противоречия, распадается на 3 этапа.

На первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать свои наиболее общие (идеализированные) представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях. Нераздельность формы и содержания действия позволяет предположить, что на этом первом этапе собственно критической фазы мы имеем дело с мифологизацией представлений личности о перспективе своего развития. Идеальная форма представляется в наиболее целостном нерасчлененном виде.

Далее собственно критическая фаза обнаруживает второй этап – этап конфликта. Это наиболее драматичный этап кризиса, именно конфликтное поведение человека всегда привлекали исследователей критических возрастов. Многие трактуют конфликт как необходимое условие развития личности.

Можно полагать, что до конфликта как этапа развития кризиса единственной преградой для реализации искомой взрослости, т. е. для материализации идеализированной формы остаются внешние ограничители – это «старые» формы жизни, формы взаимоотношений. Конфликт же создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно связана с теряющими свою активность табу, но какую-то часть связала и с собственной недостаточностью, неумением, неспособностью самой личности.

В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние связанные с ригидностью системы воспитания затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса.

Посткритическая фаза представляет собой переход к новой ведущей деятельности, поиск нового.

Изложенная структура критических возрастов рассматривается как сугубо логическая. Ее ни в коем случае нельзя идентифицировать с хронологией кризиса. Индивидуальные варианты протекания кризиса, как отмечают все исследователи, необыкновенно разнообразны.

Кризис психического развития разрешается лишь при постановке новых содержательных задач, в процессе их разрешения преодолевается миф идеальной формы, формируется новое содержание развития.

Если говорить о экзистенциальном кризисе молодости, то отличительная черта психического развития молодого человека в этом возрасте состоит в том, что оно носит прогрессивный и вместе с тем противоречивый гетерохронный характер на протяжении всего периода. Психофизиологическое функциональное развитие является в это время одним из основных направлений психической эволюции.

Процесс развития личности характеризует двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, усиливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира, формирование личностных свойств.

Кризисы у юношей и девушек связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувства взрослости» и формирование нового уровня самосознания[10].

Характерологическая особенность 18– 20-летнего молодого человека проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для них специфично стремление получить признание факта их взросления.

Переоценка своих возросших возможностей определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в этом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей.[11].

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность[12].

Тенденции в развитии характерологических особенностей заключается в том, что к 18 годам заметно увеличиваются показатели общительности, легкости в общении с людьми, доминантности, настойчивости, соревновательности, в то же время отмечается тенденция к снижению импульсивности, возбудимости. В этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не являясь сами по себе патологическими, тем не менее повышаю возможность психических травм и отклонений от норм поведения. Однако эмоциональный трудности и болезненное протекание этого возраста не являются всеобщим свойством юности.

Кризис юношеского возраста протекает значительно легче, если в этот период у человека возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы, в отличие от эпизодических, характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми, например, являются познавательные интересы, эстетические и прочие. Удовлетворение таких интересов связано с постановкой все новых целей. Наличие у молодых людей устойчивых социальных интересов делает их целеустремленными, внутренне более собранными и организованными[13].

В период молодости происходит бурное развитие экзистенциальной сферы. Для молодых людей характерны углубленный самоанализ, самооценка всехсвоих качеств, способностей, поиск ответа на самые сокровенные и сложные вопросы жизни: для чего я живу? в чем смысл жизни? каково мое место в жизни? что я могу? и т.д. Недаром это период жизни часто называют “философским”. Все это вызывает у молодых людей стремление к самовоспитанию, которым они охотно, однако не всегда умело занимаются, так что им требуется тактичная помощь взрослого.

Несмотря на всю многомерность и широту категории смысла жизни, на ее интегральный характер и глубинную природу ее оснований – качественные и количественные характеристики смысложизненных представлений меняются от этапа к этапу индивидуального жизненного цикла. Наиболее чувствительны в этом плане юношеский и пожилой возрасты – в эти периоды человек особенно часто обращается к проблематике смысла жизни, пересматривает и формирует основания для его оценки»[14]. Это положение подтверждается статистикой суицидального поведения. “Пики” суицидальной активности приходятся на возраст от 18 до 29 лет (так называемый пик молодости) и на возраст старше 45 лет (“пик инволюции”), причем в молодом возрасте преобладают суицидальные попытки, а в инволюционном – самоубийства. Острота и содержание смысложизненных проблем меняются и в пределах относительно коротких отрезков жизни под влиянием ситуаций. События или ситуации, заставляющие резко переоценивать отношение к жизни, порождающие чувство бессмысленности дальнейшего существования – это кризисные ситуации.

«В этическом аспекте кризисные состояния можно характеризовать как “перекрытие” источников жизненного смысла: блокаду жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между “должным” и “сущим”, между собственной и окружающей жизнью. Результирующая всех этих воздействий выражается в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы, а следовательно, и стимулов к деятельности. Возникают феномены отчуждения и безнадежности. Появляется отрицательное эмоциональное отношение к жизни: от ощущения ее тягостности, мучительности до отвращения. Подобные состояния могут возникать как в итоге длительного ряда жизненных трудностей, так и под действием острых, одномоментных тяжелых психотравм»[15].

Таким образом, «человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривал как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности»[16]

Заключение

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы упрощением рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно или как проявление только возрастных особенностей. Такая характеристика молодёжного сознания определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только её вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших.

Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать и вести себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов – семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Социальная зрелость представляет собой целостность осознания и реализации в деятельности личности её основных социальных и психологических качеств и свойств. Также нужно учитывать отношение личности к своим потенциальным возможностям. На этом уровне исследования можно проследить, когда у человека появляются собственные взгляды и отношения, какие для него характерны требования, оценки и самооценки. Вероятно, многие ошибки в воспитании молодёжи определяются тем, что мы стремимся решать частные вопросы (профессиональной подготовки, моральной стойкости, умения соблюдать законы и другие), не сформировав главного: умения размышлять над непростыми проблемами современной жизни и действовать в ней, ориентируясь на общечеловеческие ценности и своё собственное совершенствование.

Однако не только необходимость перехода к частностям и мелочам жизни, к которым современная молодёжь часто не готова, составляет трудность её взросления. Она определяется и другими социально-психологическими факторами.

Современный молодой человек имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Уровень его запросов, притязания, ожидания характеризуются максимализмом, не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведёт к нереализованности планов и связанными с этим разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором. И дело здесь не только в соответствии или несоответствии природных задатков, склонностей и интереса к той деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Выбор будущей профессии, будущей деятельности для молодого человека – это во многом вопрос о смысле жизни, о жизненной перспективе. Эта проблема скорее мировоззренческая, чем профориентационная, и все попытки профориентации будут во многом бесплодны, пока молодой человек не разберётся в себе, пока не осознает свои интересы, ценности, склонности.

Список литературы

3. Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью» – методическое пособие, Ярославль, 1999, 238 стр.,

4. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. №2.С. 108.

5. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр., стр.204

6. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. №6. С.42-43.

7. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопросы психологии, № 1, 1994.

8. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. – М.: Политиздат, 1988

9. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»// http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm

10. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. Изд-во СПбГУ. 1996.



[1] Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. Изд-во СПбГУ. 1996. Стр.32.

[2]Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования,

молодёжь. – М.: Политиздат, 1988.

[3] Кон И. С. «Какими они себя видят?» // Популярная психология для родителей под ред. А. А. Бодалева, М.: Педагогика, 1988, стр. 201 -205

[4]Там же, стр. 202 -203

[5]Там же, стр. 202

[6] Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр., стр.204

[7]Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»// http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm

[8] Там же

[9] См.: Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопросы психологии, № 1, 1994.

[10]Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2000. С.431.

[11]Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. №6. С.42-43.

[12]Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. №2.С. 108.

[13]Слабодчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии. М., 1995. С. 103.

[14]В.А. Тихоненко «Жизненный смысл выбора смерти» http:// www.aquarun.ru/

[15] Там же

[16]Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью» – методическое пособие, Ярославль, 1999, 238 стр., стр.138


referatnik.com

Особенности развития личности в период молодости — КиберПедия

 

Как уже говорилось раннее молодостьохватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек “более или менее утверждается во взрослой жизни”. Верхняя граница молодости авторами продлевается до 35 лет.Молодость– время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви.

Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

Молодость – возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости. Люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей. Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь. Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторонсоциальной ситуации развитияв молодости.

Профессиональная деятельность. Вторая сторонасоциальной ситуацииразвития в этот период – овладение выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости завершается.

В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции).



Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности – центральные возрастные новообразованияэтого периода.

Социальные связи «Дружба». Установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень.

Кризис 30 лет.Проблема смысла жизни. В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни.

Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности.

36. Кризис «середины жизни» и его содержание.

Кризис середины жизни – это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.

В конце юности и начале взрослостимногие считают, что лучшие годы уже позади, а в предстоящее время жизни представляется им в виде некой «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет 20 своей жизни. Эти люди считают, что рост и развитие человека прекращаются, когда он достигнет средней взрослости.

Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцню в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.



Нормативный кризис 30-33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи. Самореализация является сложным процессом развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности и вместе с тем результатом этого развития.

Самореализация человека зависит от его социальной позиции и от широты круга деятельностей.

Самореализация играет важную роль на всем жизненном пути личности.

Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл – в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет к уходу в болезнь, к новым кризисам.

Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа. туру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала, необходимость передать что-то следующему поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости.

В период средней взрослости Я-концепция личности : обогащается новыми Я-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок, и детерминирует все взаимодействия.

Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей.

Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.

Кризис середины жизни– кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.

Выход из кризиса:переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции

cyberpedia.su

Психологические особенности личности в период молодости

Возраст молодости (исследователи определяют его границы для женщины — 22—35 лет, а для мужчины — 21—35), как и все остальные возрастные стадии, имеет собственные задачи. Основные из них касаются двух важнейших сфер в жизни молодого человека этого возраста.

Прежде всего — формирование его как семьянина — супруга, родителя, хозяина, а также его становление в своей профессии, принятие гражданской ответственности, нахождение «своего» социального круга и закрепление в нём. Именно эти две составляющие и лежат в основе важнейших психологических новообразований молодости — семейных отношений и чувства профессиональной компетентности.

Известный публицист, поэт XX в. А. Абу-Бакар не случайно назвал молодость «великим даром природы, возрастом вершины и возрастом свершений». Именно в молодости многие достигают пика интеллектуальных, творческих, физических и других своих возможностей. По мнению ряда исследователей в этот период личность достигает уровня социальной зрелости.

В чём это может выражаться? Прежде всего — в готовности и способности к достижению эмоциональной близости в отношениях с людьми. Проявляется она в способности и желании заботиться о партнёре, делиться с ним своими сокровенными переживаниями, готовности доверять. Потребность в таких отношениях находит отражение в стремлении молодых людей создавать семьи, осваивать роли не только супругов, но и родителей; проявляется она и в потребности поддерживать глубокие доверительные отношения с друзьями, близкими.

Однако стремление к близости не является единственным вариантом развития в этом возрасте. В случае выбора иного, патологического вектора развития, потребность в близости личность заменяет изоляцией, уходом от социума. В результате человек всё больше замыкается в себе, избегает контактов с внешним миром. Нередко страх довериться другим он скрывает за маской высокомерия и неприступности…

Период молодости сензитивен не только для становления человека как семьянина, родителя, но и как субъекта профессиональной деятельности. Именно в этом возрасте он осваивает азы своей профессии, пробует себя в той трудовой деятельности, которую избрал в качестве основной.

Важным этапом периода молодости является кризис 30 лет. Часто исследователи называют его смысла жизни. Чем знаменателен этот период в жизни человека? Прежде всего тем, что на рубеже третьего и четвёртого десятилетий личность уже имеет определённый жизненный опыт, «багаж», который можно подвергнуть ревизии, соотнести то, что реально создано, достигнуто, с теми мечтами и целями, которые на заре молодости человек ставил перед собой. В этот период происходит определённая ревизия, при которой достигнутые результаты сопоставляются с теми мечтами и планами, которые обозначались ранее. В случае выявленного несоответствия человек может прийти к пониманию того, что «жизнь и вовсе идёт в другом направлении». Такие выводы порой влекут за собой кардинальную переоценку собственной жизни, переосмысление важнейших её сторон. Нередко это заканчивается кардиальными изменениями, связанными со сменой работы, или даже профессии в целом, созданием новой семьи…

Если же проводимая ревизия показывает, что жизненная стратегия выбрана верно и она соответствует тем планам и целям, которые были когда-то определены, то это укрепляет личность в её убеждениях, позволяет более уверенно двигаться вперёд, развиваясь в личностном и профессиональном отношении. Именно этот багаж мы и приносим в свою зрелость.

Панько Е., Алехнович Е.

vscolu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *