Детство — Википедия

Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребёнка протекают в определённой культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории и очень различно у разных культур. Помимо психологии и педагогики с середины XX века изучением детства занимаются такие направления науки, как история, этнография и социология[1].
В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям.
Младенчество[править | править код]

Кости новорождённого очень мягки вследствие малого содержания солей кальция. Кости черепа у младенцев не имеют швов и соединяются пластинками хряща — родничками. Всего у новорождённого ребёнка имеется шесть родничков, из них два (клиновидный и сосцевидный) — парные. Самый крупный родничок — передний — находится в месте соединения правой и левой половин чешуи лобной и теменной костей. У новорождённого позвоночник имеет вид вогнутой спереди дуги, изгибы начинают формироваться в трёх-четырёхмесячном возрасте. Примерно на шестом-восьмом месяце жизни начинают прорезаться зубы.
Большую часть времени младенцы проводят во сне, просыпаясь от голода или неприятных ощущений. Новорождённые дети проявляют широкий спектр врождённых форм поведения, как простые безусловные рефлексы — хватательный, мигательный, защитный, так и сложные инстинкты, такие, как сосание.
Раннее детство[править | править код]
В период от 1 — 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развивается речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познает мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра. Раннее детство сменяет дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир уже с помощью своего мышления. Очень важна информация, заложенная в ребёнка в этом возрасте, так как именно в этом возрасте мозг ребёнка развивается очень интенсивно и впитывает в себя информацию, словно губка. В дальнейшем (начиная с 7-8 лет), ребёнок просто развивает полученные знания. Учёные считают, что первые шесть лет — это самый важный период в развитии человека. В это время закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях — всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Поскольку этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать, что представляет собой ребёнок этого возраста. Лучший способ узнать ребёнка — понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Но полезно также знать и об общих чертах детей этого возраста.
От рождения до года
- Познаёт мир через ощущения.
- Полностью зависим.
- Сосредоточен на себе.
- Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора (ласковый или сердитый)
- Быстро растёт и изменяется.
- Играет сам с собой.
- Узнаёт людей и реагирует на них.
- Учится хватать.
- Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть и стоять.
- К одному году начинает ходить.
От года до двух:
В 2 года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей 2 лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
- Ходит всё уверенней.
- Требует внимания к себе.
- Познаёт мир через ощущения.
- Внимание быстро рассеивается.
- Полностью может концентрироваться только на одной вещи.
- Восприятия конкретны, воображение ещё не развито (думает только о том, что видит)
- Слабая координация движений.
- Нет «тормозов», его трудно остановить.
- Решителен.
- Любопытен, жаждет исследовать мир.
- Подражает взрослым.
- Непослушен.
- Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней.
- Сосредоточен на себе.
- Учится проситься на горшок
Два-три года:
В 3 года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребёнок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырёх-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребёнка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребёнок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твёрдый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии). Подбирает мозаику к несложному рисунку. Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
- По-прежнему сосредоточен на себе.
- Любопытен.
- Координация движений ещё не совершенна.
- Активен.
- Исследователь, интересуется окружающим миром.
- Играет большей частью один.
- Импульсивен, действует по первому побуждению.
- Склонен проверять «границы дозволенного».
- Становится всё более независимым.
- Любит учиться.
- Ему не надоедает повторять одно и то же.
- Нелогичен.
- Возникает чувство прекрасного.
- Подражает взрослым.
- Внушаем.
- Сравнивает себя с другими.
- Развивает самоосознание.
- Формируется словарь (у трёхлетних он уже довольно богат).
- Учится засыпать самостоятельно, сам забирается в кровать, дожидаясь, пока его укроют.
Особенности развития речи:
- пассивная речь в развитии опережает активную: ребёнок понимает намного больше слов, чем может сам произнести;
- фонематический слух опережает развитие артикуляции;
- интенсивно развивается активная речь ребёнка;
- ребёнок открывает, что каждый предмет имеет своё название;
- появляются предложения, сначала состоящие из двух-трёх слов, так называемая «телеграфная речь»;
- на границе второго и третьего года жизни ребёнок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, т.е начинает усваивать грамматический строй речи;
- к концу раннего детства ребёнок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке;
- в раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям.[2] .
Для формирования характера ребёнка очень важна домашняя атмосфера. Если ребёнок видит вражду — он научится осуждению и злобе. Если ребёнок слышит насмешки — он станет застенчив. Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины. Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать. Если ребёнка хвалят — он вырастет благодарным и уверенным в себе. Если к нему справедливы — он познает правосудие. Если его любят — он познает любовь. Основные ценности ребёнок воспринимает в семье; там формируются его идеалы, его привычки, его отношение к жизни. Правильное психологическое и духовное воспитание ребёнка нужно начинать с самого рождения, это способствует формированию развитой, самодостаточной личности [3],[4]. «Наше потомство несёт на себе отпечатки наших рук».
Дошкольный возраст[править | править код]
От 4 до 6 лет:
- Всё более и более независим.
- Любит помогать.
- Играет «до изнеможения».
- Легко утомляется.
- Воображение развито в наивысшей степени.
- Очень доверчив: верит всему, что говорят.
- Может сосредоточить внимание на более продолжительное время.
- Координация движений улучшается.
- Любит поболтать.
- Понимает, что не один на свете.
- Путает факты и вымысел.
- Развивает творческий инстинкт.
- Может испытать подлинное религиозное чувство.
- Четырёхлетние играют вместе.
- Пяти- и шестилетние могут играть по сложным правилам.
- Приобретает уверенность в себе.
- Любит похвастаться.
- Сосредоточен на себе, но способен к состраданию.
- Очень нуждается в похвале и одобрении.
- Может подружиться со взрослым.
Школьный возраст[править | править код]
Школьный период в жизни ребёнка начинается в шесть или семь лет и обычно заканчивается к 16 годам. Это период вторичной социализации, когда ребёнок, а затем и подросток усваивает культуру и социальную жизнь общества, в котором ему предстоит жить в качестве взрослого. Ребёнок с 6 — 8 до 16 — 18 лет ходит в школу, познаёт жизнь с различных сторон. Чувствует на себе ответственность (выполнение домашних заданий, посещение школы). Формируется его вкусы, развивается личность ребёнка. Условно выделяют младший школьный возраст (до 10 лет) и старший школьный возраст (с 13 лет), который обычно называют подростковым возрастом, или периодом полового созревания. В связи с индивидуальными колебаниями сроков полового созревания границы старшего школьного и подросткового возраста не всегда совпадают. После периода первого физиологического вытяжения (4—6 лет) до наступления полового созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчёта нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n — 4), где n — возраст в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n; детей 12 лет и старше по формуле: (n × 5) — 20 кг, где n — возраст в годах. Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребёнка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.
Этнография детства исследует традиционные способы и формы социализации детей и подростков в разных культурах и у разных народов, как у современных, так и существовавших на протяжении истории человечества. Этнографические и историко-этнографические исследования особенно интересны тем, что дают возможность понять, какие взгляды общества на ребёнка и детство привнесены культурой, а что является общим для всего человечества. Поскольку современные индустриальные культуры не более, как одни из многочисленных культур, населявших наш мир на протяжении тысячелетий, то этнографию детства можно понимать как науку о детстве вообще, где наше собственное общество должно исследоваться методами, принятыми в этнографии и социальной антропологии.
Мир детства — неотъемлемая часть жизни любого народа, однако осознание детства как особого периода в жизни человека, да и само понятие детства практически отсутствовало в культуре европейского средневековья. Французский историк Ф. Арьес, пишет: «Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятие „детство“ не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребёнка от взрослого, даже и молодого. В средние века такого осознания не было. Поэтому, как только ребёнок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежал миру взрослых.»[5] Как указывает И. С. Кон, крестьянские дети с раннего возраста трудились наравне со взрослыми, часто детей отдавали учениками и подмастерьями в город. При этом никого не волновал внутренний мир ребёнка, да его и не считали особенным, отличным от мира взрослого. Слово «ребенок» не имело в языке современного ограничительного смысла, люди его употребляли так же широко, как мы сейчас употребляем слово «парень». Понимание детства как особого периода в жизни человека, происходит постепенно, начинаясь в эпоху классицизма и продолжает развиваться по настоящий день.
Исследование традиционных первобытнообщинных культур развенчали многие наши представления о детях, которые ранее считались истинными для всего человечества.
По нашим представлениям у ребёнка может быть только один отец и одна мать. Во многих традиционных (первобытных) племенных культурах придерживаются иных взглядов, ребёнок всех женщин племени называет «мама», а мужчин — «папа». Дети с чрезвычайной легкостью переходят из одной семьи в другую, причем лет в шесть-семь ребёнок легко меняет родителей по собственному желанию.
Мы на первое место ставим биологическое родство между родителями и ребёнком. Хотя в туземных племенах есть понятие биологического родства, там принято родство не по зачатию, а по кормлению. Биологическим родителем считается тот, кто кормит и заботится о ребёнке. Поэтому перейдя в другую семью, ребёнок становится похож на принявших его родителей. Он не приемный, но родной, и ничем не отличается от детей собственных. Во время беременности мужчина кормит эмбрион молоком пениса. Если у женщины были связи с несколькими мужчинами, у ребёнка по представлениям аборигенов будет несколько биологических отцов, ведь что такое оплодотворение первобытным народам неизвестно.[6]
Сексуальные отношения между взрослыми и детьми, и, в особенности, между мужчинами и мальчиками во многих туземных культурах (эторо, баруйя[7], азанде[8], кайнганг[9] и др.) не только не порицаются, а считаются сакральными и являются обязательным элементом социализации подростков и подготовкой к прохождению обряда возрастной инициации[7].
Под концепцией детства понимаются социальные установки общества, отношение взрослых к детям и детству. Современное понимание детства как особого периода в жизни человека сравнительно новое.
В Европе, Америке и других странах, созданных европейскими переселенцами, ребёнка традиционно воспринимают как чистого, безгрешного ангела. Такое понимание возникает с первой половины XIX века, когда ребёнка стали воспринимать как существо, во многих отношениях взрослого превосходящее, поскольку, в отличие от взрослого, ребёнок не испорчен соприкосновением с порочным миром. Тогда же взросление стало оцениваться как регресс — утрата чистоты и невинности. Это изменение очень точно формулирует К. Калверт:
«Концепция абсолютного прогресса человеческого развития, выдвинутая в XVIII веке, была перевернута с ног на голову. Кульминационный момент жизни теперь приходился на окруженное ореолом святости детство, а затем линия жизни непрерывно катилась под уклон, ибо взрослый, погруженный в ежедневную суету, неизбежно шел на компромиссы с совестью и подвергался моральному разложению».
Родители считали, что «их дети родились в состоянии святости, из которого сами они давно вышли. Наградой взрослым являлось повторное обретение самого себя через возвращение в собственное детство. Состояние взрослости теперь содержало в себе новое, беспокойное ощущение утраты».[10]
Как результат такое понимание ребёнка привело к возникновению культуры, изолирующей детей от взрослых. Любое неформальное общение со взрослыми вне семьи становится нежелательным, ведь взрослый воспринимается в первую очередь как источник греха и грязи. Чему в этом случае он способен научить ребёнка? В школе взаимодействие с детьми ограничивается формальными рамками уроков, школа — место, где учат, а не воспитывают. Однако попытка перенести воспитание целиком в семью не увенчалась успехом. Как показали исследования, американские родители почти не общаются со своими детьми. В классическом варианте, когда одна семья с детьми приходит в гости к другой, взрослые внизу устраивают вечеринку, где, потягивая виски, ведут свои разговоры, а дети уединяются наверху, где пьют кока-колу и играют. В целом общение с ребёнком у американских родителей занимает, как правило, не больше двух часов в неделю.[11]
Однако ряд обществ в XX веке (СССР, Германия 1930-40-х), современный Китай и сообществах (кибуцы и коммунитарные общины) имели и имеют радикально иное представление о детстве: ребёнок в этих обществах — партнер и соратник взрослого. Граница, проводимая между миром взрослых и миром детей, была зыбкой. Педагогическая технология противопоставляла себя господствующей европейской модели. Она была направлена на разрушение границ мира детства, так заботливо выстраиваемых в европейской культуре, и слияние мира детей с миром взрослых, которое выражалось и в общих вне зависимости от возраста ритуалах, символах и структурах. Для педагогической технологии этих обществ была характерна особого рода работа с культурной памятью: постоянное равнение на идеал. В рамках такого представления возникают неформальные детские объединения: коммунарские отряды, пионерские штабы, театральные студии, туристические клубы и др. В целом неформальные детские объединения основную свою задачу видели в воспитании коллективиста, что совершенно чуждо американскому и европейскому социуму, однако типично для первобытных общин. Но в традиционных культурах воспитание детей просто включено в повседневную жизнь, является её неотъемлемой частью и осуществляется всеми членами сообщества.[10]
Только индустриальные общества вырабатывают технологии, которые призваны сформировать будущего гражданина. Это подразумевает появление профессии, связанной исключительно с воспитанием и обучением. Европейская модель при этом постепенно отказывается от воспитания, целиком посвятив все силы обучению, будь это школа, секция или музыкальный кружок. Обучение — это услуга, которую педагог оказывает не ребёнку, а его родителям. Все услуги вне школы, естественно, платные. Воспитание поручено семье.
Напротив, советская педагогика предполагала воспитание гражданина даже более важным, чем его обучение. Для детей создается гигантская сеть домов и дворцов пионеров, клубов по месту жительства и в домах культуры. Все это бесплатно, более того в советское время ребёнку для занятий не требуется согласие семьи или школы. За системой воспитания детей в подростковом коллективе со взрослым в качестве лидера закрепилось наименование неформальная педагогика.
Подобное воспитание было не ново — в 1900 году первый подростковый коллектив «лесных индейцев» из окрестных мальчишек организовал писатель Эрнест Сэтон-Томпсон в своем поместье[12], а в 1907 году полковник Баден-Пауэлл создал движение Скаутов, основанное на тех же принципах. Однако современный скаутинг имеет мало общего с подготовкой армейских разведчиков, задуманной первоначально его создателем.
Две противоположных концепции детства в настоящий момент создали в России конфликтную ситуацию. С одной стороны западная модель естественным образом проникает в общество вместе с другими элементами американской и европейской культуры. Эта модель активно насаждается и законодателем, который принимает законы, аналогичные европейским и создает институты защиты ребёнка, такие, как ювенальная юстиция и уполномоченные по защите прав ребёнка. С другой стороны российская культура по-прежнему сохраняет наследие культуры советской. Дома и дворцы пионеров существуют под другими названиями и занятия в них бесплатны. Педагоги старой формации и многие родители не хотят принимать европейскую модель школьно-семейного воспитания.
- ↑ Кон И. С. Ребенок и общество. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с. — ISBN 5-7695-1420-5.
- ↑ Сосновский Б. А. Психология. — М.: Юрайт — 2005. — С. 420.
- ↑ Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Общаться с ребёнком. Как?. — 5-е издание, исправленное и дополненное. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 240 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4, ISBN 5-271-15458-0, ISBN 978-5-17-040867-2.
- ↑ Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?. — Москва: АСТ, с 2008 по 2009 год. — 256 с. — общий тираж более 50 000 экз. — ISBN 978-5-17-053537-8.
- ↑ Ф. Арьес. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — ISBN 5-7525-0740-5.
- ↑ Н.А. Бутинов. Детство в условиях общинно-родового строя (рус.) // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии : Сборник статей / И.С. Кон. — Москва: «НАУКА», Издательская фирма «Восточная литература», 1992. — С. 5—16.
- ↑ 1 2 Азаров А. И. Основные этапы социализации детей у народов Восточной Меланезии // Этнография детства: Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Отв. ред. Н. А. Бутинов, И. С. Кон. — М.: Наука, 1992. — С. 85—119. — 191 с.
- ↑ E. E. Evans-Pritchard. Sexual Inversion among the Azande (англ.) // American Anthropologist, New Series. — 1970. — Декабрь (т. 72, № 6). — С. 1428—1434.
- ↑ Jules Henry. Jungle People. A Kaingang Tribe of The Highlands of Brazil / Ruth Benedict. — New York: Vinage Book, 1964. — 222 с.
- ↑ 1 2 Дарья Димке. «Памяти павших будьте достойны»: практики построения личности в утопических сообществах» // «Социология власти». — 2014. — № 4.
- ↑ Ури Бронфенбреннер. Два мира детства: дети в США и СССР. — Москва, 1976.
- ↑ Мальчишки-дикари Сэтона-Томпсона (неопр.). WildKids | Дикие Детки. Дата обращения 29 декабря 2015.
- Волков Б. С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы: учеб. пособие для вузов—изд. 5-е, перераб. и доп. — М.Академический проект, 2007.
- Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия человека: Учеб.пособие. — М.: Просвещение: Владос, 1995
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., Айрис-пресс, 240 С., ISBN 5-8112-1353-0. 2005
Этапы детства: 5 ступеней формирования человека
«Все мы родом из детства» – эту фразу слышал, безусловно, каждый, но порой просто не приходит на ум связать ее с проблемами, окружающими нас во взрослой жизни.
Однако большинство из них пришли именно из раннего возраста. Чтобы предотвратить это, необходимо учитывать, что все этапы детства предполагают определенные потребности ребенка.
sleep-expertОсновные этапы детства
Детством называют период от рождения до формирования социально-психологической зрелости человека. Если в свое время ребенок не получает необходимого внимания, он может застыть на этом этапе в плане психологического развития.
Младенчество
Этот этап раннего детства длится от рождения до года. Покинув материнскую утробу, ребенок переживает сильный стресс и целиком зависит от взрослых.
Крайне важно, чтобы мать оправдала доверие младенца, иначе он станет боязливым и недоверчивым. Последствия могут проявиться и во взрослой жизни: человеку, который почувствовал себя преданным или ненужным в младенчестве, будет трудно строить доверительные отношения.
Важно, чтобы мать взяла новорожденного на руки. Таким образом устанавливается особая связь, почувствовать которую младенцу необходимо.
Ранний возраст
Данный этап детства подразумевает возраст от года до трех. В этот период ребенок учится ходить и говорить, а также мыслить. Он начинает познавать мир осознанно, стремится к знаниям и интересуется причинно-следственными связями.
Задача родителей – поддерживать малыша и научиться понимать его, при этом оставляя некоторую свободу действий. Обозначая границы дозволенного, уже следует объяснять, почему одно можно, а другое нельзя.
Нельзя пренебрегать малышом или требовать от него того, что он не может сделать в силу возраста и отсутствия опыта: повзрослев, такой ребенок будет страдать из-за того, что, по собственным ощущениям, неспособен оправдать ожидания других.
Чрезмерная опека, напротив, может привести к тому, что ребенок вырастет несамостоятельным и всегда будет остро нуждаться в одобрении и внимании со стороны окружающих.
Дошкольный период
В возрасте от трех до шести-семи лет дети еще активнее осваивают окружающий мир и нуждаются в том, чтобы их интересы и увлечения поддерживали. Нужно понимать, что если ребенок создает беспорядок, он не проказничает намеренно, а изучает окружение.
Запретами без объяснения и внезапными наказаниями, легко привить боязнь к экспериментам, познанию нового и стойкое чувство вины.
Спустя годы такое воспитание выльется в недостаток мотивации и невозможность сфокусироваться на цели, пассивность, а в некоторых случаях и склонность к психопатии.
Младший школьный возраст
Детство – важный этап, и возраст до двенадцати лет не исключение. В это время ребенок переживает второй большой стресс, ведь с началом обучения в школе его жизнь сильно меняется – его окружают чужие люди, появляются новые обязанности, формируется иной распорядок дня.
Хотя основная активность ребенка теперь приходится на школу, роль родителей по-прежнему важна. Необходимо, чтобы они позволяли ребенку чувствовать себя самостоятельным и вместе с тем проявляли достаточно заботы.
Если ребенок ощутит, что самые близкие люди сомневаются в его способностях, у него может развиться комплекс неполноценности.
Подростковый возраст
В возрасте от 12 до 17 лет ребенок переживает переоценку ценностей, задумывается о своем предназначении, ищет свое место в мире. Он еще продолжает формироваться как личность, но полученный ранее опыт уже ярко дает о себе знать.
Это кризисный период, и родителям нужно проявить терпение. От них требуется, чтобы ребенок, несмотря ни на что, не чувствовал себя одиноким.
Что важно помнить родителям
Детство – важный этап в развитии, и каким будет этот этап, полностью зависит от родителей. Чтобы ребенок вырос счастливым и уверенным в себе, им нужно помнить несколько простых правил:
• нельзя использовать в своих целях то, что ребенок полностью зависит от взрослого;
• нужно понимать ребенка и учить его понимать других;
• дети заслуживают безоговорочной любви и нуждаются в ней.
Личность будущего взрослого почти полностью в руках его родителей.
Детство – это основа всей последующей жизни, и то, какой опыт ребенок получит на каждом из этапов, определяет его взрослую жизнь.
Поделись этой интересной статьей с друзьями, пусть они тоже будут в курсе!
2. Периоды детства и их характеристика. Пропедевтика детских болезней: конспект лекций
2. Периоды детства и их характеристика
Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, поэтому возникает определенная потребность выделить ряд периодов, или этапов, развития. Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другого.
1. Период новорожденности, который делится на ранний неонатальный и поздний неонатальный периоды.
Ранний неонатальный период – это период от момента перевязки пуповины до окончания 7 суток жизни (168 ч). Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.
Наиболее существенными физиологическими изменениями в этот период являются начало легочного дыхания и функционирование малого круга кровообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (артериального протока и овального отверстия), а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное питание ребенка. В периоде новорожденности все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптационные механизмы легко нарушаются, что существенно отражается на общем состоянии новорожденного и даже его выживании.
Поздний неонатальный период охватывает 21 день (с 8 по 28-й день жизни ребенка). Важнейшей характеристикой этого этапа являются интенсивное развитие анализаторов (прежде всего зрительного), начало развития координации движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контактов с матерью. Около трехнедельного возраста многие дети начинают отвечать на общение улыбкой и мимикой радости. Этот первый эмоциональный радостный контакт многие считают началом психической жизни ребенка.
2. Период грудного возраста. Он длится от 29-го дня жизни до года.
В этот период основные этапы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован, происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.
3. Преддошкольный, или ясельный, период – от года до 3 лет. Он характеризуется некоторым снижением темпов физического развития детей и большей степенью зрелости основных физиологических систем.
Интенсивно увеличивается мышечная масса, заканчивается прорезывание молочных зубов, стремительно расширяются двигательные возможности, интенсивно развиваются все анализаторы, совершенствуется речь, четко определяются индивидуальные черты характера и поведения.
4. Дошкольный период – от 3 до 7 лет. В этот период идет дифференцировка строения различных внутренних органов, интенсивно развивается интеллект, улучшается память, совершенствуются координированные движения, формируются индивидуальные интересы и увлечения, увеличивается длина конечностей, постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.
5. Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет. В этом возрасте у детей происходит замена молочных зубов постоянными, улучшается память, повышается интеллект, формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.
6. Старший школьный возраст – с 12 до 17–18 лет. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, гражданственности, нравственности. Этот период характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Это период полового развития и пубертатного скачка роста.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Периоды детства и их характеристика
- Подробности
- Категория: Пропедевтика детских болезней
Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, поэтому возникает определенная потребность выделить ряд периодов, или этапов, развития.
Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другого.
1. Период новорожденности, который делится на ранний неонатальный и поздний неонатальный периоды.
2. Период грудного возраста. Он длится от 29-го дня жизни до года.
В этот период основные этапы адаптации к внеутробной жизни завершены, механизм грудного вскармливания сформирован, происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.
3. Преддошкольный, или ясельный, период – от года до 3 лет. Характеризуется снижением темпов физического развития детей и большей степенью зрелости основных физиологических систем.
Увеличивается мышечная масса, заканчивается прорезывание молочных зубов, расширяются двигательные возможности, развиваются все анализаторы, совершенствуется речь, определяются индивидуальные черты характера и поведения.
4. Дошкольный период – от 3 до 7 лет. В этот период идет дифференцировка строения внутренних органов, развивается интеллект, улучшается память, совершенствуются координированные движения, формируются индивидуальные интересы увеличивается длина конечностей, постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.
5. Младший школьный возраст – от7 до 11 лет. У детей происходит замена молочных зубов постоянными, улучшается память, повышается интеллект, формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.
6. Старший школьный возраст – с12 до 17–18 лет. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, гражданственности, нравственности. Характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Это период полового развития и пубертатного скачка роста.
Периоды детства и их характеристика
Среди многих отличий от родственных ему млекопитающих есть и такое, как наличие у человека самого длительного периода развития – детства. Оно составляет у человека не менее 20% физиологической длительности жизни.
Педиатры широко используют в своей деятельности представление о хронологическом возрасте своих пациентов. Возраст «детский» рассматривается с рождения до 18 лет (Международная конвенция защиты прав ребёнка). Важен момент рождения ребёнка – момент пережатия пуповины и начало постнатальной жизни. Согласно правилам ВОЗ, ребёнком считают каждый продукт зачатия, родившийся с массой тела 500 г и выше (примерно 22 неделя беременности). Если рассматривать возраст человека как возраст его биологической жизни, начавшейся во внутриутробном периоде, то и отсчёт срока этой жизни можно проводить как отсчёт родительской яйцеклетки. Такой отсчёт возраста чрезвычайно важен в акушерстве и в педиатрии, особенно при выхаживании детей с экстремально низкой массой тела и недоношенных. В этом случае говорят о гестационном, или чаще постконцепционном возрасте (гестационный возраст плюс недели жизни).
Поскольку ребенок постоянно растет и развивается, и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, возникает определенная потребность выделить ряд периодов, или этапов, развития. Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности (диагностики и лечения), так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другого. Самыми наиболее отличающимися этапами развития являются: подготовительный, внутриутробного и постнатального (или собственно детство) развития.
I. В понятие подготовительного этапа входят:
1) самый отдалённый от зачатия генеалогический период – период накопления наследственного набора генов у предков родителей, на этой стадии происходит формирование истоков наследственной патологии;
2) период формирования родительских гамет, которые отражают фенотип развития родителей, а также состояние репродуктивного и соматического здоровья биологических родителей ребёнка;
3) преконцепционный период, самый близкий к возникновению беременности; составляет 2-4 месяца перед зачатием, и очень важен в плане первичной профилактики и активного управления здоровьем будущего ребёнка.
II. Внутриутробный этап развития – антенатальный (280 дней). Продолжается от момента зачатия до рождения. Принято выделять несколько периодов внутриутробного развития:
А. Герминальный, или собственно зародышевый, период. Он начинается от момента оплодотворения яйцеклетки до имплантации образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки (1 неделя).
Б. Период имплантации. Продолжается 40 часов. Пороки развития, возникшие на этом сроке гестации, называют бластопатиями.
В. Эмбриональный период. Длится по 75 день внутриутробного развития. Питание зародыша происходит из зародышевого листка (амниотрофный тип). Осуществляется и органогенез. Поражения этого этапа именуются эмбриопатиями.
Г. Фетальный период продолжается с 76 дня внутриутробного развития и до рождения. Делится в свою очередь на ранний (с 76 дня до 28 недели) и поздний фетальный период (с 28 недели и до рождения). Болезни этого периода называются фетопатиями.
Поздний фетальный период переходит в интранатальный или родовый период.
III. Постнатальный этап:
1) Период новорожденности, который делится на ранний неонатальный и поздний неонатальный периоды.
Ранний неонатальный период – это период от момента перевязки пуповины до окончания 7 суток жизни (168 ч). Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.
Наиболее существенными физиологическими изменениями в этот период являются начало легочного дыхания и функционирование малого круга кровообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (артериального протока и овального отверстия), а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное питание ребенка. В периоде новорожденности все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптационные механизмы легко нарушаются, что существенно отражается на общем состоянии новорожденного и даже его выживании.
Поздний неонатальный период охватывает 21 день (с 8 по 28-й день жизни ребенка). Важнейшей характеристикой этого этапа являются интенсивное развитие анализаторов (прежде всего зрительного), начало развития координации движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контактов с матерью. Около трехнедельного возраста многие дети начинают отвечать на общение улыбкой и мимикой радости. Этот первый эмоциональный радостный контакт многие считают началом психической жизни ребенка.
2) Период грудного возраста. Он длится от 29-го дня жизни до года. В этот период основные этапы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован, происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.
3) Преддошкольный, или ясельный, период – от года до 3 лет. Он характеризуется некоторым снижением темпов физического развития детей и большей степенью зрелости основных физиологических систем.
Интенсивно увеличивается мышечная масса, заканчивается прорезывание молочных зубов, стремительно расширяются двигательные возможности, интенсивно развиваются все анализаторы, совершенствуется речь, четко определяются индивидуальные черты характера и поведения.
4) Дошкольный период – от 3 до 7 лет. В этот период идет дифференцировка строения различных внутренних органов, интенсивно развивается интеллект, улучшается память, совершенствуются координированные движения, формируются индивидуальные интересы и увлечения, увеличивается длина конечностей, постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.
5) Период младший школьный возраста – от 7 до 11 лет. В этом возрасте у детей происходит замена молочных зубов постоянными, улучшается память, повышается интеллект, формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.
6) Старший школьный возраст – с 12 до 17–18 лет. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, гражданственности, нравственности. Этот период характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Это период полового развития и пубертатного скачка роста.
Статья на тему: Статья: Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.
Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Что представляет собой ребёнок раннего возраста?
Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.
Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.
В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.
От рождения до года.
Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:
· Познаёт мир через ощущения
· Полностью зависим
· Сосредоточен на себе
· Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)
· Быстро растёт и изменяется
· Играет сам с собой
· Узнаёт людей и реагирует на них.
· Учится хватать
· Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять
· К концу года начинает ходить.
От года до двух лет.
В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
· Ходит всё увереннее
· Требует внимания к себе
· Познаёт мир через ощущения
· Внимание быстро рассеивается
· Полностью может концентрироваться только на одной вещи
· Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)
· Слабая координация движений
· Нет «тормозов» его трудно остановить
· Решителен
· Любопытен ,жаждет исследовать мир
· Подражает взрослым
· Непослушен
· Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней
· Сосредоточен на себе
От двух до трёх лет.
В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков .Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.
· По-прежнему сосредоточен на себе.
· Любопытен
· Координация движений ещё не совершенна.
· Активен.
· Исследователь, интересуется окружающим миром.
· Играет большей частью один.
· Импульсивен, действует по первому пробуждению.
· Склонен проверять «границы дозволенного».
· Становится все более независимым.
· Любит учиться.
· Ему не надоедает повторять одно и то же.
· Нелогичен.
· Возникает чувство прекрасного.
· Подражает взрослым.
· Внушаем.
· Сравнивает себя с другими.
· Развивает самосознание.
· Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)
Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.
Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.
Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.
В чём уникальность раннего детства?
Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.
(Н.С. Ежкова)
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.
1. Физическое развитие детей в различные периоды детства.
Постоянный рост, увеличение массы тела и его параметров, а также развитие и дифференцировка органов и тканей, биологическое их созревание — это основной физиологический процесс, происходящий внутриутробно, после рождения и во время всего периода детства.
В нормальных условиях у доношенного ребенка масса тела при рождении составляет 3300—3500г, а длина тела — 50—52 см. Рождение детей с большей длиной и массой тела наблюдается у повторно родящих, с меньшими показателями — у очень юных и пожилых матерей.
После рождения в течение первых дней жизни происходит незначительная физиологическая, потеря массы тела в пределах 5—8% для доношенных и до 10% — для недоношенных (от исходной), т. е. 150—300 г. Причинами этого являются недоедание в первые 2 дня, связанное с медленным нарастанием лактации или поздним прикладыванием к груди; недостаточное поступление жидкости в организм, потери ее с мочой и меконием, а также в результате перспирации. Обычно масса восстанавливается к 7—8-му дню жизни, иногда этот процесс идет более медленно и заканчивается к 11—12-му дню. Если этот период становится еще более продолжительным, а потеря массы превышает указанные 5— 8%, то так называемая физиологическая потеря становится патологической и требует соответствующей коррекции и даже лечебных мероприятий. Так бывает при инфицировании ребенка, травмировании его в родах или при врожденных отклонениях.
Прирост массы и длины тела в последующем зависит от возраста ребенка, однако не всегда эти показатели нарастают параллельно. Наиболее активно физическое развитие ребенка происходит на первом году жизни. Увеличение массы и длины тела идет тем интенсивнее, чем моложе ребенок. Так, к 4—5 мес удваивается, а к 10—11 мес утраивается масса тела новрожденного, при этом средняя прибавка в первое полугодие составляет 700—800 г, во второе — 400—500 г в месяц. Рост увеличивается за год на 25 см. При поквартальном распределении отмечается, что за первые 3 мес жизни ребенок вырастает на 9—10 см, за второй квартал — на 7—8 см, на столько же — за все второе полугодие жизни. На втором году темпы несколько снижаются, прибавка массы 3 кг, а длины — 7—8 см. В последующие годы средняя прибавка массы в год составляет 2—3 кг, а длины — 5—8 см. Таким образом, к 4—5 годам удваиваются масса годовалого ребенка (достигая 20—22 кг) и длина тела новорожденного(100 см). К 12 годам утраивается длина тела новорожденного. В период полового созревания вновь происходит значительное увеличение длины тела, в среднем на 8—10 см и более в год. Рост прекращается к концу периода полового созревания (в настоящее время у девушек к 16 годам, у юношей — к 18 годам). Увеличение массы тела в этот период колеблется от 3 до 5 кг и более в год. Указанные параметры физического развития ребенка могут иметь значительные индивидуальные колебания, что при отсутствии патологических отклонений оценивается как индивидуальные варианты нормы.
Учитывают соотношения размеров головы и грудной клетки. У здорового новорожденного окружность головы равна 34—36 см, а размер грудной клетки на 1—2 см меньше (32—34 см). В возрасте 3—4 мес эти размеры сравниваются. В среднем размер головы к году увеличивается на 10—11 см, а затем за все последующие годы до окончания роста — еще на 10—11 см. За первый год жизни объем грудной клетки увеличивается на 13—15 см. В последующем, до 7 лет, окружность груди превышает размер головы примерно на столько сантиметров, сколько лет ребенку.
Длина нижних конечностей увеличивается примерно в 5 раз, верхних — в 4 раза, туловища — в 3 раза, а высота головы — в 2 раза. Высота головы у новорожденного составляет примерно 1/4 общей длины тела, а у взрослого человека — 1/8. Длина туловища у новорожденного занимает около 45% всей его длины, а в пубертатном периоде — 38%. Конечности растут у детей быстрее туловища, но чем моложе ребенок, тем короче у него ноги в общей пропорции со всей его длиной. Это определяет перемещение с возрастом средней точки длины тела вниз.
При оценке физического развития ребенка необходимо также обращать внимание на эластичность кожных покровов, плотность (тургор) мягких тканей, мышечный тонус, состояние статики, эмоциональный настрой ребенка. Нормальные показатели перечисленных параметров позволяют оценить физическое развитие ребенка как нормотрофическое (эйтрофия).
Физическое развитие ребенка зависит от многих факторов внешней и внутренней среды: режима дня, питания, пребывания на свежем воздухе, занятий физкультурой. Определенную роль играет сезонный фактор. Так, весной и летом активнее увеличивается рост, а в зимнее время — масса тела.
Отрицательное влияние на физическое развитие могут оказать заболевания ребенка, прежде всего врожденные пороки сердца и легких, врожденные и приобретенные поражения ЦНС, эндокринные расстройства, частые респираторные заболевания, рахит и т. д. Чтобы не допустить грубых отклонений в физическом развитии ребенка, необходимо систематически следить за его здоровьем, регулярно проводить антропометрические исследования, анализировать полученные данные и, своевременно установив причину нарушений, назначать соответствующее лечение.
В последние десятилетия во всех развитых странах отмечены явления акселерации, т. е. ускорение роста и развития детей, начиная с внутриутробного периода. Акселерация детей первого года жизни выражается в больших показателях массы и длины тела, более раннем зарастании родничка и прорезывании первых молочных зубов. В школьном возрасте, помимо размеров тела, акселерация проявляется в ускорении процессов оссификации скелета и определенном диссонансе между ранним половым и эмоциональным созреванием, с одной стороны, и умственным развитием и социальной зрелостью — с другой. Этот процесс считается результатом сложного взаимодействия экзо- и эндогенных факторов, как наследственных, так и внешнесредовых, ускоряющих рост и стимулирующих развитие. Существуют природные, климатические, космические теории, которые ставят акселерацию в прямую зависимость от эпохи научно-технического прогресса, демографических факторов (смешанные браки), изменившегося характера питания и адаптации организма к различным воздействиям среды, в том числе и вредным. Если ранее процесс акселерации однозначно считался положительным, то сейчас накапливаются факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии акселерации на состояние здоровья ребенка. Установлено, что только у половины обследованных уровень секреции коры надпочечников соответствует физическому развитию, у остальных он меньше. В связи с этим необходимо правильно оценивать психические и физические возможности детей.