Психология подростка девочки 14 лет
🏠 » » Психология подростка девочки 14 лет: советы родителямУровень гормонов, эмоциональные проблемы, социальное давление-в этом возрасте ваша дочь переживает множество изменений, некоторые из них легко увидеть, а некоторые нет.
Какова психология и как воспитывать подростка девочку 14 лет?
Ее тело в 14 лет
Половое созревание у девочек начинается в возрасте от 8 до 13 лет и заканчивается в возрасте 14 или 15 лет. Сначала начинают развиваться молочные железы с последующим ростом волос под мышками и в области лобка.
Вероятно, у нее был первый менструальный период примерно через 2 года после того, как ее грудь начала расти, но каждая девушка отличается.
Происходит много других физических изменений. У нее, вероятно, уже был скачок роста, становясь выше и развивая более широкие бедра, и у нее могут быть прыщи .
Ее чувства и друзья
Девочки этого возраста изо всех сил пытаются выяснить, кто они и как они вписываются в общество. Ваша дочь может ставить под сомнение правила дома и в школе и оспаривать их. Когда она достигает большей свободы, она начинает отдаляться от вас. Это нормально, когда она учится быть более независимой.
Девушки могут чувствовать себя как взволнованными этим новым этапом в своей жизни, так и застенчивыми по поводу изменения своего тела. Обычно молодые девушки беспокоятся о том, как они выглядят, и больше заботятся об образе тела и одежде.
Из-за этой проблемы- часто усиливаемой средствами массовой информации-девочки этого возраста могут попробовать диеты . Это не лучшее время, чтобы сократить потребление пищи, хотя, так как они все еще растут. Расстройства пищевого поведения иногда проявляются в раннем подростковом возрасте.
В 14 лет ваша дочь больше вовлечена в свою группу сверстников. Принятие от друзей очень важно, и она сравнивает себя с ними. Она может чувствовать давление, чтобы попробовать наркотики, алкоголь, сигареты или заняться сексом . Большинство подростков почитают своих друзей и активны на социальных платформах, таких как Facebook и Tumblr. Они могут тратить больше времени на социальные сети, чем вы можете себе представить, и, возможно, поздно ночью, когда вы не знаете об этом.
Вы, наверное, слышали, что подростки могут быть капризными, и ваш 14-летний ребенок ничем не отличается. Она сосредоточена на себе, двигаясь между уверенностью и неуверенностью в себе. Она может быть застенчивой, потому что чувствует себя центром внимания. Гормональные изменения, борьба с самооценкой, принятие друзьями и большее расстояние от вас могут сыграть свою роль.
Школа находится в центре жизни вашего 14-летнего ребенка, и в ее возрасте она берет на себя больше ответственности и больше стресса.
Мозг девочки 14 лет
Дети прогрессируют с разной скоростью, но она будет развивать способность мыслить абстрактно и может иметь более сильное чувство правильного и неправильного. Она способна мыслить дольше и ставить перед собой цели.
Иногда проблемы внимания или проблемы с обучением появляются сейчас из-за более сложных требований школьных занятий в старших классах.
Ее мозг все еще растет, и изменения мозга в подростковом возрасте могут объяснить, почему могут появиться психические расстройства. Проводите время с вашей дочерью часто, чтобы увидеть, как она себя чувствует. Убедитесь, что то, что кажется подростковым капризом, не является чем-то более серьезным, таким как депрессия . Если у вас есть проблемы с психическим здоровьем, немедленно поговорите с ее врачом.
Ее безопасность и здоровье
Насколько ваша дочь хочет быть независимой, она все еще нуждается в вашей поддержке и руководстве, особенно когда дело доходит до безопасности и здоровья.
- Поговорите с ней о вреде наркотиков, алкоголя, курения и сексуальной активности. Будьте образцом для подражания для здорового поведения.
- Всегда знать, где ваш подросток, когда она приходит домой, и с кем она. Убедите ее, что ранний пикап-это всегда вариант; если ей неудобно или не нравится групповая деятельность, она может позвонить вам или написать сообщение.
- Давайте здоровую пищу и ешьте вместе как можно больше всей семьей.
- Убедитесь, что ваш 14-летний подросток посещает своего врача каждый год и стоматолога два раза в год.
- Помогите ей выяснить здоровые способы борьбы со стрессом. Поделитесь с ней, как вы это делаете.
- Ограничьте время работы экрана до 2 часов в день (не включая домашнее задание), и будьте в курсе того, что ваша дочь смотрит и читает.
- Поощряйте ее быть активной в течение часа каждый день.
- Убедите ее выспаться – большинство подростков этого не делают. Недостаток сна делает трудной концентрацию внимания в школе и может увеличить капризность.
Советы родителям по воспитанию подростка девочки 14 лет
Конфликт с вашим молодым подростком является естественным. Выберите вам сражения. Выберите важные вопросы, такие как безопасность и школа, чтобы сосредоточиться. Не беспокойтесь так много об одежде и прическе.
Вот список советов, на которые вы должны обратить внимание:
- Познакомьтесь с друзьями вашей дочери и родителями ее друзей.
- Примите участие в ее школе. Идите на родительские конференции и присоединяйтесь к родительскому комитету. Вы познакомитесь с ее учителями и узнаете больше о ее учебе и поведении.
- Если вы думаете, что у нее могут быть проблемы со вниманием или обучением, как можно скорее ее похвалите.
- Помогите построить ее самооценку, признавая ее усилия, даже когда все не так, как она надеялась. Хвалите ее действия, а не только ее внешность.
- Когда возникает конфликт, выслушайте ее и ответьте на любые вопросы, которые у нее могут возникнуть.
- Она может чувствовать себя перегруженной школой и общественной деятельностью. Убедите ее, что это нормально, чтобы установить пределы.
- Спросите ее мнение о семейных решениях, и дайте ей шанс сделать больше своих собственных решений.
- Она достаточно взрослая, чтобы заниматься хозяйством по дому-пылесосить, убирать, делать работу во дворе, готовить свой собственный обед-и подача еды к столу поможет ей чувствовать себя ценной и компетентной.
- Поощряйте ее брать на себя новые задачи, например, пробовать себя в спорте независимо от того, что делают ее друзья, и даже если она не думает, что у нее не получится.
- Предложите добровольно пойти на дело, в которое она верит. Она будет чувствовать себя ценной, и ее самооценка будет расти.
- Проводите время вместе. Сделайте то, что вам обоим нравится. Хороший разговор может произойти естественным образом.
prodeteey.ru
старший подростковый возраст 14–16 лет
Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.
Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». Психологи называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.
Физическое развитие ребенка
В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.
В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.
Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.
Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.
Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.
Интеллектуальное развитие
Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.
Психологическое развитие
Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.
В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.
8 правил поведения с подростком 14–16 лет
1. Не навязывайте свою точку зрения
В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.
Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.
2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий
Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.
Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.
Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека
3. Дайте подростку личное пространство
Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.
Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение личных границ взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.
4. Подавайте хороший пример
Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.
Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.
5. Помогите сформировать собственное мировоззрение
Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».
В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.
6. Не критикуйте его друзей и подруг
Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.
7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки
Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.
8. Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения
Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт
Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.
Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью техники «Я – сообщений». И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.
Елена Кононова
Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.
Пройти тестwww.ya-roditel.ru
Психология подростков 14 лет
Подростковый возраст — один из самых сложных периодов формирования личности. Все дети разные, и их рост зависит от многих аспектов, так что ваш ребенок не обязательно четко попадет в какую-то группу. Кто-то начинает расти раньше, а кто-то позже, и это может стать комплексом для подростка, если не поговорить об этом заранее. Однако, взросление можно разделить на несколько этапов, в которых указаны среднестатистические числа:
- Детство — до 10 лет
До десяти лет организм ребенка формируется, они быстро растут и учатся. Маленькие дети впитывают всё, что происходит вокруг, поэтому этот период является очень важным и дети такого возраста требуют много внимания. Необходимо обеспечить ребенку комфортную, спокойную и дружелюбную обстановку. Если вы хотите быть другом своему ребенку в подростковом возрасте, то необходимо быть его другом всю жизнь, с самого начала.
- Начало взросления – 11-12 лет
В 11 лет начинается самый сложный период взросления. За короткое время происходит много изменений, как физических, так и психологических изменений. Тело резко начинает расти и меняется. И разговоры об этом ни в коем случает нельзя утаивать. Покажите хороший пример, и поговорите с ребенком о половом созревании сразу. Ему или ей ваша поддержка на таком этапе просто необходима.
- Пик взросления – 13-16
В 13-16 лет ребенок перестает бурно расти, но организм всё так же продолжает формироваться. Просыпаются новые интересы. Юному человеку предстоит идентифицировать себя, разобраться в своих интересах, научиться понимать других людей и еще множество важных вещей. В этом возрасте подростку нужна ваша помощь как никогда раньше. Вам необходимо привить ему или ей любовь к себе и самоуважение. Так же, как мы все знаем, сексуальность – часть каждого из нас, которая растет и развивается с самого рождения и до смерти. Поэтому это тоже тема, которую стоит поднять.
- Переход во взрослую жизнь – 16-18
В 16-18 лет дети уже перестают быть детьми. Они выглядят как взрослые, мыслят по-взрослому и готовы двигаться дальше. Главное на этом этапе – перестать недооценивать своего ребенка. Вам нужно показывать, что вы верите в него, и всегда на их стороне. Конечно, им всё еще нужна ваша помощь, но множество вещей они уже способны осилить сами.
Проявление фантомного чувства взрослости
Организм подростка в 14 лет обладает практически всеми функциями взрослого человека. И подросток, замечая эти внешние соотношения, делает первые попытки ассоциировать себя как взрослого. Но психика и внутренний мир подростка остаются детскими, и потому эти проявления скорее фантомные.
Очень скоро подросток начинает понимать, что одних внешних признаков недостаточно, он впервые задумывается о возможности самостоятельного существования в обществе, о своей будущей профессии. Как общаться с подростком 14-ти лет, чтобы не подорвать их самооценку?
Отношения в семье
В общении с ребенком, который находится на 3-ем этапе взросления главное – не злоупотреблять властью. Несмотря на то, что вы родитель, вы должны давать ребенку право выбора, и слушать его мнение. Для правильного понимания как общаться с подростком 14 лет нужно помнить, что это живой человек, а не ваша игрушка. Старайтесь в общении вести себя как друг, и быть “наровне” с вашим ребенком. Он равноправный член семьи, и может также участвовать в дискуссиях и выражать свое мнение. Так он будет более открыт по отношению к вам, и это также укрепит его уверенность в себе.
Поиск авторитета
В юном возрасте часто возникают сложности в поиске себя, и подростки часто находят себе идеал. Авторитетом для ребенка может стать популярный певец, талантливая актриса или даже добрая бабушка. Важно дать понять ребенку, что он – уникальная личность, и он или она не должны следовать какому-то готовому шаблону. Важно анализировать информацию, и впитывать в себя самое лучшее.
Если вы задумываетесь как общаться с подростком 14 лет помните: главное – комфорт подростка.
7 правил, которые помогут забыть о сложностях подросткового возраста:
- Не критикуйте мышление подростка
Когда ребенок делится с вами мыслями, целями или рассказывает произошедшее с ним, не стоит сразу хвататься за голову и высказывать свои недовольства. Выслушайте его или её, и постарайтесь понять. Главное не принижать их, и смотреть на ситуацию серьезно, хоть вам она может казаться ерундой. Говорите дружелюбно и старайтесь выразить интерес, а не подрывайте самооценку высказываниями типа: «Ничего не получится», «Что ты натворил, чем думал вообще?» или «Ты слишком много о себе возомнил». Такие фразы ужасно отражаются на ментальном состоянии подростка, и усугубляют ситуацию.
- Компромисс – лучшее решение
Насколько бы вы небыли уверены, позвольте ребенку тоже принимать участие. Дайте ему права голоса, и возможность выражать себя, особенно, когда речь идет непосредственно о ребенке. НЕ стоит ограничивать подростка шаблонами. Позволяйте выражать себя, и поддерживайте, просто наблюдая, а не строго контролируйте жизнь подростка. Так вы поможете сформироваться его чувству значимости в обществе.
- Личное пространство подростка
В период взросления ребенку часто хочется уединиться и побыть наедине с самим собой. Или просто пускать в свой мир только желанных людей и в подходящее время. Личное пространство необходимо подростку, ибо жить в одной комнате с кем-то еще может стать поводом для нервных срывов. Людям тяжело уживаться в маленьком пространстве, это касается даже близких родственников.
- Воспитывайте себя
Вместо постоянных поучений подростка лучше займитесь собой. Не стоит считать себя самым умным в семье. Даже если это так, то не нужно выливать свои знания на подростка в недружелюбной форме. Вы можете помочь с уроками, или дать дружеский совет, но поучать ребенка и говорить что-то типа «Что за ерунда, я бы сделал гораздо лучше» или «Ты всё делаешь не так, смотри как надо» не стоит. Вы, конечно понимаете, что ваш жизненный опыт богаче, но зачем доказывать это через ребенка? Лучше больше слушайте, и интересуйтесь мышлением ребенка, может, вам все-таки есть чему еще научиться.
- Помогайте формировать мировоззрение
Самый главный ориентир для ребенка – это родитель. Многие ваши взгляды может присвоить себе ребенок, и это не плохо, когда он делает это сам. Если ребенку интересны ваши взгляды, и он сам расспрашивает ваш – это повод поделиться. Но ярое навязывание каких-то принципов — не лучший вариант. Да, вы можете быть уверенным в своем мировоззрении, но следовать этому тоже или нет ребенок решит сам.
- Оценка друзей
Друзья подростка могут кардинально изменить его как в хорошую, так и в плохую сторону. Вам стоит знать с кем подросток общается, но радикально контролировать никак не стоит. Если вы замечаете что-то неладное, то поговорите с ребенком наедине и обсудите это, обосновывая свою точку зрения.
- Не цепляйтесь за ошибки
Подростку сложно ориентироваться в обществе, и иногда при выборе он может совершить ошибку.Перед тем как общаться с подростком 14 лет, стоит вспомнить свои подобные ошибки. В такие моменты лучше не акцентировать на этом внимание и не винить ребенка. Если он хочет обсудить это, то просто дайте хороший совет, и не заостряйте внимание на ошибке. Объясните, что все люди совершают ошибки. Так вы поможете ребенку не мучить себя чувством вины и плохой самооценкой.
Осознание себя, как личность в 14 лет
В этом возрасте мышление ребенка уже относительно сформировано. В 14 лет ребенок сам может принимать решения, оценивать ситуацию и нести ответственность за свои поступки. В этом возрасте формируются вкусы, стиль, увлечения и сама личность. Ребенок может переоценивать свою самостоятельность, но важно не сломить его энтузиазм. Подростки очень чувствительны к критике и одно ваше грубое высказывание может убить его интерес к какому-то делу.
Что нужно развивать в ребенке:
- Интерес к новым вещам. Важно, чтобы ребенок был увлечен чем-то, и не вешал нос, когда что-то не получается. Нужно научить ребенка с интересом браться за новые вещи, впитывать знания и выносить из всего пользу.
- Чувство важности в обществе. Подростку необходимо знать о его значимости для вас, для друзей, для общества в целом. Ребенок не должен бояться выражать свое мнение и отстаивать позицию.
- Самооценка. Самооценка – основа всего. Если ребенок уверен в себе, и не принижает свои способности – он станет успешным человеком. Всегда важно смотреть на свои способности объективно.
- Разносторонний взгляд. Человек не может знать всего на свете, но разбираться во всем по чуть-чуть – хорошее качество, которое поможет в будущем определиться с будущей профессией и хобби.
- Любовь к себе. Очень важно, чтобы подросток любил себя и чувствовал, что он достоин любви. Нельзя позволить, что бы причиной комплексов стал он сам.
- Принятие своего тела и внешности. Внешность не выбирают, однако подростки часто ненавидят себя за их «несовершенные тела». Эта тема очень глубокая, и много вещей влияют на восприятие подростка. Обязательно объясните ребенку, что его внешность уникальна и он не должен изменять себя, чтобы вписываться в рамки.
- Уникальность. Важно развивать у ребенка альтернативное мышление и нестандартный подход к вещам. Нужно объяснить, что копировать – не лучший вариант, комбинировать – всегда актуально.
- Выражение своих чувств. С детства важно учить ребенка выражать свои чувства. Нужно учить их описывать свои ощущения, и рассказывать о своем эмоциональном состоянии. Тогда коммуникация с внешним миром станет гораздо легче.
- Уверенность в себе. Многие люди, даже в зрелом возрасте, не уверены в себе, и из-за этого ставят себе рамки и ограничиваются. В страхе совершить ошибку многие даже не пробуют, теряя возможности. Это не должно коснуться вашего ребенка. Прививайте ему чувство уверенности с самого детства.
- Толерантность. Мы все – часть огромного общества. Люди бывают разные как по внешности, так и по мировоззрению, и это нужно уважать. Нельзя воспитывать ребенка, который будет травить тех, кто от него отличается, ибо в таком обществе можно и самому стать объектом травли.
- Принятие своей сексуальности. Когда речь заходит о человеческой сексуальности имеется ввиду не только сам половой акт. Сексуальность — это обычная часть жизни, и ребенок формируется так же и в сексуальном плане. Не стоит делать из этого закрытую тему. Лучше ребенок будет узнавать важные вещи от вас, а не от неизвестных источников.
Главное – не препятствовать развитию и самовыражению подростка. Будьте ему другом и главным источником поддержки. Тогда ваши отношения будут гармоничными, а семью можно будет назвать счастливой.
nello.ru
Воспитание подростков 15 лет – советы психолога
Автор: Наталья Визер

Каждый период жизни человека уникален. Подростковый возраст – не исключение. В этой статье мы поможем лучше понять ребенка. Это – верный путь к тому, чтобы вернуть гармонию в отношениях родителей и детей.
Этапы взросления подростков и чем они сопровождаются
Большинство специалистов делит этот возраст на 3 этапа. Однако надо знать, что каждый ребенок индивидуален. Нельзя сказать, что, 2 этап закончиться точно в 14 лет. Он может закончиться в 13 или в 16.
1 этап — от 11 до 14 лет. Переход к подростковому периоду. Сильное влияние на ребенка оказывает тренер, учитель- то есть значимые взрослые, но уже не родители. Дети стремятся объединяться по интересам и вступать в группы.
2 этап — от 14 до 16 лет. Старший подростковый период. Активные физиологические изменения, желание самоопределения и поиск себя. Большое влияние оказывает группа и мнение ровесников.
3 этап — от 17 до 20 лет. Юношество. Уже почти повзрослевший человек выбирает свой жизненный путь.
Что происходит с моим подростком в пятнадцать?
Он хлопает дверьми? Грубит или хамит? Не слушается? Часто меняться настроение? Ужас!!! Нет, это не ошибка вашего воспитания. Ваш ребенок просто стал подростком.
В этот период гормоны влияют на эмоциональное состояние ребенка, и ему не всегда удается контролировать себя. Он не понимает ни себя, ни мир, окружающий его. Для некоторых ребят это невероятно сложно. Давление, особенно дома, только ухудшит ситуацию.
К тому же фонтан неконтролируемых эмоций, комплексы, плохое самочувствие, желание выделиться и одновременное понимание того, что ты хуже, и не такой, как все.
И это не «плохое поведение». Это активные психические и физиологические изменения, с которым не просто справиться! Представляйте, как сложно это для подростка?!
Особенности возраста:
- Появляться симпатия к противоположному полу. Большая часть уже имеют партнёров или делает вид, что имеют.
- Желание самоутвердиться с выделиться. Быть крутым, доказать, что ты чего-то стоишь. Способы порой не имеют значения, особенно если ребенок попал в «плохую компанию». Но об этом на нашем сайте есть отдельная статья.
- Чувство «принадлежности» к чему – то. Субкультуре, компании, спортивной секции – ты должен быть с кем-то. Ну, или против всех.
- Желание признания. Стремление, чтобы их воспринимали как взрослых.
- Поиски себя и смыла. Подросток пытается понять мир, как может быть по-другому, не так, как в семье. У него начинаться поиски – другой морали, другой жизни, поиск себя. Он должен понять, как устроен мир и как он хочет жить. У него есть смелость делать иначе, переходить границы для того, чтобы не жить так, как родители.
Что нужно знать родителям подростка
Вот несколько советов от психологов для родителей
- Вам стоит понять
Цель подросткового возраста и у мальчиков, и у девочек — это отделение от родителей. Как бы вам сложно не было, это надо принять. Тем более, что вы уже это переживали, когда вашему малышу было 3 года. - Спокойствие и терпение – это ваше оружие.
Помните о гормонах. Для подростка сложно руководить своими эмоциями. Кричал не подросток, а гормоны, хлопнули дверью так же они. Вообще, большинство эмоциональных шагов совершают гормоны. Мириться с этим? Нет, объясните ребенку, что с ним происходит. Помогите ему контролировать себя, а лучше, покажите на своём примере. А ещё эффективнее – предложите ему пройти курсы по управлению эмоциями. - Расставьте и соблюдайте границы.
Подросток будет пытаться понять, что он может допустить, а что нет. Будьте спокойны. Но и не старайтесь «сжимать» границы, боясь потерять контроль. Проявляйте уважение, не позволяйте ему и себе говорить общаться неуважительно. - Не устраивайте скандалов.
Подождите минуты 20-30, выйдите на улицу или уйдите в другую комнату, успокойтесь и тогда говорите спокойно, без провокаций. Так будет лучше и для вас, и для ребенка - Не пугайтесь перемен.
Он не должен видеть этот мир так, как вы видите. Разрешите вашему ребенку попробовать быть другим. Пойти в другую компанию или пойти на какую-то секцию. Ничего ужасного не произойдет. - Объясните, что эмоции – это нормально.
Чувствовать так много, плакать или менять настроение. Неважно, мальчик ты или девочка – нет разницы. - Поддержите его в желании быть собой.
Выделиться, слушать популярную музыку или наоборот, не слушать его, одеваться так, как хочешь, не важно по моде это или нет – это тоже нормально и очень даже хорошо. Быть не таким, как все. Быть собой – это чудесно! Покажите, что он прекрасен - Общайтесь.
И не как с ребенком, а как со взрослым. Интересуйтесь тем, что нравится вашему ребенку, если надо, почитайте об этом в интернете. Проводите с ним время. Будьте на одной волне. Покажите ваш интерес, но не навязывайтесь. Ведь в это период, для них общение с друзьями – неотъемлемая часть жизни для большинства тинейджеров. - Советуйтесь с ним, чтобы он умел принимать решения.
Учите думать, рассуждать, выделять плюсы и минусы. - Делайте поблажки.
Поймите, что они все еще дети. Они не умеют контролировать себя. Помогите им и делайте поблажки. Прощайте их. - Любовь и поддержка.
Подростку важно знать то, что вы его любите. Всегда. Но если подросток не любит обниматься, не обнимайте, найдите другой способ выражения любви, если ему что-то не приятно, то не делайте этого. Это может быть время, посвящённое ему, подарки, обнимашки, слова «Я тебя люблю», «Я рада, что ты мой(я) сын или дочь», «Я горжусь твоими поступками». - «Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает». Эрма Бомбек
- Никогда не сравнивайте детей между собой и с другими детьми.
Старайтесь не защищать кого-то из во время ссоры. Дайте им самим научиться за себя постоять, ошибаться и самостоятельно выяснять отношения - Не старайтесь быть идеальными.
Ведь вы тоже человек, но, если вы были не правы, попросите прощения и признайте. Это укрепит ваши отношения и поможет ребенку в общении с другими людьми - Будьте искренними.
Фальшь приводит к непониманию и раздражению. Они очень хорошо, лучше, чем вам кажется, чувствуют неискренность
Воспитание мальчика и девочки 15 лет – в чём отличия?
Физиология. В 15 уже явны физические отличие между ними. В жом возрасте необходим значимый взрослый своего пола, которому он доверяет для того, чтобы грамотно объяснить суть физических изменений и научить жить с ними. Если у подростка не будет такого взрослого в близком окружении, он найдёт авторитет на стороне, и каким окажется этот человек – не ясно никому. Конечно, сейчас достаточно литературы на эту тему, и интернет – в свободном доступе. Но как ребенок будет трактовать полученную информацию – неизвестно.
Взгляд в будущее. Главное, о чём нужно помнить родителям – это то, что мальчик становится мужчиной, а девочка – женщиной. Важно поддерживать и развивать в них качества, необходимые в будущем. Пример женщин и мужчин, их отношений между собой, которые видит подросток, имеет большое значение.
Помощь психолога и подростковые курсы в центре К.О.Т.
Если у вас есть непонимание подростка, вопросы по воспитанию или сложные ситуации – всегда можно обратиться за помощью к профессиональному психологу. Грамотный специалист обязательно ответит на ваши вопросы и поможет найти выход из
В центре К.О.Т. вы можете записаться на консультацию к подростковому психологу.
В пятнадцать лет подросток активно развивается. Самое время заняться тренировкой жизненных навыков, таких как общение, уверенность в себе, умение понимать и контролировать свои эмоции, быть лидером и понимать своё место в команде, осознанно совершать выбор.
Специально для этого в центре К.О.Т. разработаны курсы, на которых под руководством опытных психологов ребята могут развить необходимые навыки.
- Курсы по уверенности и умению понимать эмоции
- Курсы по навыкам общения, лидерства и публичных выступлений
Сам факт, того что вы зашли сюда и дочитали эту статью, это доказывает то, что вы – хороший родитель. Знаем, это невероятно сложно, быть родителям, но мы верим в вас. Вы справитесь.
Удачи вам, терпения и хороших взаимоотношений в семье!
www.tren-kot.ru
Воспитание девочек 14 лет
Подростковые проблемы девочек 14 лет и трудности полового созревания – разные проблемы. Особенности полового созревания связаны с физиологической стороной – первой менструацией, изменениями гормонального фона. Юношеские проблемы затрагивают эмоциональный аспект. Они связаны с психикой. Задача родителя не только принять перемены, происходящие в переходный возраст у девочек в 13-14 лет, как этап адаптации ко взрослой жизни, но и поддержать своего ребенка.
Трудности: как пережить вместе
Хорошее образование и воспитание девочек-подростков 14 лет не дает гарантий, что переходный возраст пройдет без кризисов.
Учеба, общение с родителями уходят на второй план. Девочки-подростки 14 лет желают общаться со сверстниками обоего пола. Желание принадлежать группе «значимых» людей – главное, что движет подростком. Подросток хочет быть принятым сверстниками. Одновременно с этим начинает появляться ярко выраженный индивидуализм. Девочки-подростки хотят иметь личное пространство, где можно побыть одному. В этот период активно формируются навыки социального взаимодействия. Появляются разнополые компании.
Изменения происходят не только в эмоциональной, но и познавательной сфере. Начинают проявляться интересы и творческие способности, не связанные с учебной деятельностью. Жажда самостоятельности сопровождает девочек на протяжении нескольких лет. Девушки легче, чем мальчики переживают личностный кризис. В этот период подросток может вести себя грубо, демонстративно, подчеркивая свою «взрослость» и независимость. В этот период родителям рекомендуется вести себя сдержанно, не ругать, не критиковать своего ребенка. Важно уважительно относится к поведению подростка. Девочки-подростки в это время очень нуждаются в поддержке. Они должны чувствовать, что родители рядом, но не вмешиваются.
В психологии девочки-подростка 14 лет происходят изменения. Буря эмоций, вызванная изменениями гормонального фона, может пугать подростка. Важно объяснить, что изменения в поведении, желание эпатажа либо наоборот, угрюмость и уход в себя, естественны для данного этапа взросления.
Как растить и воспитывать девочку-подростка 14 лет, чтобы уберечь ее от необдуманных поступков? В возрасте 14 лет у девочек могут возникать конфликты с одноклассниками, педагогами. В тяжелой ситуации возникает риск социальной дезориентации.
Мы с дочкой друзья
Как правильно общаться с 14-летней девочкой-подростком, чтобы вовремя увидеть проблему? Существуют определенные признаки, говорящие о присутствии социальной дезориентации:
- подросток не ходит в школу, отказывается посещать определенные занятия;
- домашние задания игнорируются;
- отказ от помощи родителей, нежелание общаться на тему школы.
Взрослые должны попытаться поговорить с девочкой, узнать, каким обстоятельством вызвано такое поведение. Важно сохранять спокойствие, вести себя открыто, дружественно по отношению к подростку. Если есть проблемы, следует отвести чадо к психологу. У большинства девушек-подростков есть секреты, которыми они не хотят делиться. Не нужно давить на ребенка.
Навязчивые советы для девочек-подростков 14-16 лет не будут услышаны. В разговоре следует говорить о своих чувствах и переживаниях: « Я беспокоюсь», «Меня тревожат изменения в твоем поведении. Давай сходим к специалисту, чтобы мои тревоги рассеялись», При такой формулировке разговор не будет носить характер воспитательной беседы. Дружба с девочкой-подростком подразумевает наличие у родителей позиции наблюдателей, советчиков, но без навязывания своей точки зрения.
Грань между дружбой и панибратством очень тонка. Родители не должны посвящать подростка в свои взаимоотношения, рассказывать подробности личной жизни, обсуждать одного из родителей и т.д. Такое поведение может нанести травму, родительский авторитет будет утрачен. Когда взрослый делится планами, советуется, привлекает к обсуждению подростка, он чувствует себя нужным. Кроме того, у девушки развивается эмпатия, умение слышать, сопереживать. Важно не давить не стремиться узнать, о чем думает 14-летняя девочка.
Поможем выстроить отношения со сверстниками
Общение в коллективе сверстников приобретает первостепенное значение. Подросток реализует способы взаимодействия, проходят этапы социальных взаимоотношений. Цель общения – реализация потребности в принятии, признании, завоевании авторитета. Особую ценность приобретает совместное постижение мира.
Как воспитывать 14-летнюю дочь, чтобы сохранить хорошие отношения? Взрослые должны терпимо относиться к его друзьям. Любая попытка плохо отозваться о товарище превратится в бунт. Желательно давать нейтральную оценку другу подростка. Свобода выбирать людей по духу воспринимается как право на взрослость. Отношения со сверстниками носят товарищеский характер. К концу переходного возраста появляются дружеские связи.
В подростковом коллективе существует иерархия, присутствует лидер. Группы живут по созданному ими «кодексу чести». Родители должны внимательно отнестись к тому, какое окружение предпочитает подросток. Плохая компания – сигнал к тому, что между взрослыми и ребенком наступил разлад. Ругань и запреты не принесут результат. Оптимальный выход – изменить отношение к подростку, разрешить ему быть взрослым.
Первая любовь без осуждения
Сфера любви и эмоций очень интимная. Если девушка настолько доверяет, что делится своими переживаниями, рассказывает о молодом человеке, хочет привести его для знакомства, следует быть максимально дипломатичными. Если друг, по мнению родителей, не лучший выбор, не стоит сразу же об этом говорить. Единственный повод, чтобы запретить общение, — это наличие у возлюбленного зависимостей (алкоголь, наркотики, асоциальное поведение).
Нужно научиться устанавливать границы. Девушка-подросток должна приходить домой не позже назначенного времени. Это может послужить поводом для ссор, однако взрослый должен сохранять твердость и самообладание. Девушка должна чувствовать, что имеет право на личную жизнь, но и уважать просьбу родителей. Количество свободы, которую дают взрослые, зависит от того, заслужил ли подросток доверие. Это проявляется в обязательности и ответственности: вовремя позвонить, предупредить об опоздании.
Самый большой страх родителей, когда влюбляется их ребенок, — это потеря контроля над его мыслями и поведением. У девушек появляются свои секреты, они не готовы выкладывать всю правду родителям. У взрослых возрастает тревога.
У девочки-подростка присутствует влюбленность, если:
- молодые люди все время вместе, созваниваются каждые 15 минут, переписываются в соцсетях;
- парень включен во все планы;
- присутствует общность целей;
- приятные иллюзии по поводу восприятия партнера.
Не стоит бояться раньше времени. У девочки до 14 лет нет четкого определения, чем отличается дружба и любовь. Совместное времяпрепровождение может не закончиться постелью в 14 лет, а оказаться кратковременным платоническим приключением.
Внешние изменения
У девочки-подростка в возрасте 14 лет происходит стремительный рост внутренних органов: стенки влагалища становятся толще, матка увеличивается в размерах, изменяется внутренняя среда влагалища. Месячные в этом возрасте становятся регулярными. Растет грудь. Родители в период внешних преобразований должны поддерживать своего ребенка. Девочке важно слышать от взрослых, что она красивая. На этом формируется самооценка и позитивное восприятие своего тела.
Как воспитывать девочку-подростка 14 лет, чтобы помочь ей стать уверенной в себе? В связи с обилием журналов, социальных сетей, девочки-подростки выбирают себе недостижимый идеал красоты. Хотят в юном возрасте похудеть или отправиться к пластическому хирургу. Следует объяснять, что люди в жизни и в интернете выглядят по-разному, что это всего лишь красивая картинка. Самооценка подростка неустойчива в этом возрасте. Известны печальные примеры, иллюстрирующие, как происходит надлом и что случается с девочками 14 лет, которые гонятся за модой. Засилье «эталонов красоты» может привести к дисморфофобии. Особенно это касается полненьких девочек 14-16 лет. Нужно рассказывать, что уникальным быть здорово.
Мама научит быть красивой
Пример родителей очень важен для становления личности подростка. Мама может помогать в выборе гардероба, но не навязывать свое видение. У подростка может быть свое понятие красоты и это нормально. Нельзя критиковать внешний вид, даже если наряд не подходит. Следует похвалить за выбор и предложить альтернативу. Маме стоит рассказать, что девушка в этом возрасте должна выглядеть элегантно, что нужно найти свой стиль, а не гнаться за «иконами стиля», предложенными в журналах и интернете. Одежда и макияж должны быть уместны. Выбор гардероба во многом определяет образ жизни.
nello.ru
Трудности подростка 14-16 лет: стратегия преодоления…(для родителей и педагогов)
В массовом сознании слово «подросток» довольно часто вызывает ассоциацию «трудный». Почему же подросток «труден»? Он труден, неудобен для других – для родителей, педагогов, вообще взрослых. Общество критично, можно даже сказать с предубеждением встречает подрастающих детей. Оно не очень-то спешит раскрыть им объятия. Нередко детям предъявляют жесткие требования, накладывают на них ограничения при пересечении ими черты мира взрослых.
При такой установке взаимоотношения между подростками и взрослыми нельзя назвать мирными, и это, конечно, значительно усложняет взросление подростков, добавляет негативные переживания в мироощущение молодых. Многие забывают, что молодым быть трудно, гораздо сложнее, чем взрослым. Ведь взгляды взрослых в большей степени уже сформировались, им есть на что опираться в своих поступках, им уже не свойственно бросаться в крайности в поисках себя и своих идеалов. Подросток же труден для других потому, что ему трудно с самим собой. Он неуверенно и с опасениями ищет свои цели и ориентиры в жизни. Взрослые, конечно, тут как тут, но они предпочитают толкать «несмышленыша» по накатанной дороге, к так называемому светлому (в понимании родителей) будущему, зачастую не интересуясь возможностями, интересами, потребностями, способностями своего ребенка. Это еще больше разводит родителей и детей, создает напряженную эмоциональную обстановку в семье и усиливает желание детей непременно отстоять собственные ценности в схватке со взрослыми.
Тысячи проблем наваливаются на подростка – это психофизиологические изменения, которые он наблюдает в себе, это новые потребности, которые его раньше не волновали, это новые возможности, в том числе интеллектуальные, которые теперь позволяют поиному представить окружающую жизнь, себя, других людей, дают основания для более глубокого осознания своего предыдущего детского опыта. Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам; более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть компетентным в чем-то, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный жизненный ритм заставляет безостановочно двигаться вперед, то есть, в первую очередь, обязательно хорошо учиться. Всего этого требуют и требуют от подростка. То есть взрослые как бы заманивают молодых: будьте хорошими, послушными мальчиками и девочкам; мы вас без особых проблем впустим в свой мир, но вы должны следовать нашим правилам.
Но если не научиться доверять собственным глазам, то невозможно быть уверенным, что идешь по правильной дороге. А взрослые стараются сразу вывести детей на свою дорогу, проложенную в иное время и с учетом иных ценностей и возможностей. Двигаться вперед – да, но как, куда и зачем? Когда же можно во всем этом разобраться? И что-то освоить, кроме учебы. Конечно, подростковые трудности, столкновения, непонимания – необходимый этап в жизни любого человека, даже обязательное условие его развития. Но они не должны перекрыть кислород для самостоятельного поиска, широкого общения, проб и ошибок, откатов назад и познания себя. Этот главный кризис жизни, к сожалению, не все успешно преодолевают. Иногда черный след сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Некоторые заболевают, погибают или теряют веру в свои силы и жизнь. И нередко именно окружающие подростка люди усложняют и запутывают реальные задачи молодого человека. Задавая им исключительно академические цели. Не давая возможности молодым приобрести практический опыт, осуществить их проекты и мечты.
Подростку горько осознавать, что ему становится страшно перед требованиями взрослого мира, что это совсем не тот мир, куда они так рвутся. Что, оказывается, они почти ничего не умеют и не очень-то хотят научиться, потому что не знают, как, а столкновение с одиночеством, непониманием словно окатывает их тяжелой холодной волной. Взрослые скорее оппоненты и не стремятся к разумному сотрудничеству с ними.
Подростку вдруг все становится трудно, энергия переполняет его, но это неуправляемая энергия, которая ищет выхода и применения. И если подросток не использует ее разумно (а это ему совсем не просто), то она обратится против него самого и приведет к драматичным блужданиям.
Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам необходимо иметь для этого некий багаж, достаточный ресурс, который частично основан на опыте и способностях, приобретенных еще в детстве, а частично – на появляющихся уже в период взросления.
В результате интеллектуального созревания у подростков возникает особая форма самосознания – рефлексия. У некоторых потребность самоанализа так велика, что они заводят дневники, где подробно описывают свои эмоциональные состояния, размышления, события, личные промахи и достижения, подробно анализируют свои поступки, мысли, переживания.
Повышенный интерес к самому себе – необходимое условие развития личности. Детей волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья, смогут ли они преодолеть свои недостатки, такие, например, как лень, раздражительность, неаккуратность, необязательность.
Подростки вдруг начинают обостренно видеть свои и чужие недостатки: критичность помогает им лучше оценить свои собственные способности и личностные качества других людей и в результате получить более полное представление о человеческой природе. Опыт, который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает основы самовоспитания и определяет вектор личностного становления.
В этом же возрасте по-новому звучит и потребность в самоутверждении. И не только в среде сверстников (что чаще проявляется с внешней стороны, например через одежду, манеры поведения, принадлежность к какой-то конкретной группе), но и в мире взрослых: подросток хочет быть таким, чтобы с ним считались взрослые, иметь свои собственные идеалы и образцы, право на выбор. Он теперь по-новому смотрит на окружающих его взрослых.
И довольно часто подростков постигает разочарование. Большинство взрослых по их понятиям, – слабаки, неинтересные люди. Беда, если их потребность в реальных уважаемых взрослых остается неудовлетворенной. Это место может надолго остаться не занятым.
Громко заявляет о себе и потребность в самовоспитании. У ребенка есть силы и энергия, чтобы воспитывать себя, опираясь на свои собственные потребности, желания, на свой идеал. Воспитывать должен сам себя каждый, и подростки начинают это понимать. Именно в подростковом возрасте человек начинает работу по самоизменению, потому что он во всем не удовлетворен собой, он себе не нравится, переживает внутреннюю дисгармонию, связанную с взрослением и необходимостью приспосабливаться к обществу.
Стать лучше, сильнее, умнее, красивее хотят все. Но способы, которые выбирают подростки, довольно часто непродуманны, хаотичны. Большинство не знает, что и как нужно делать, чтобы добиться желаемого результата. Ощущение беспомощности создает напряженное, «взрывоопасное» внутреннее состояние.
Трудности словно кольцом окружают подростка, и это связано с необходимостью для него решать сразу множество задач: учебных (хотя учиться не хочется, но приходится тянуть эту лямку), семейных (не доводить отношения с родителями до «военных»), общения со сверстниками (обрести и не потерять друзей), саморазвития (побороть свой негативизм, раздражение, депрессию, преодолеть лень и множество других недостатков и в то же время найти в себе положительные, позитивные силы для того, чтобы любить себя и других, строить планы, мечтать, иметь надежду).
Чтобы справиться с какой-либо трудностью, человеку необходимо выработать стратегию ее преодоления. Когда подросток переживает трудности своего положения, это является сигналом, что ранее усвоенные и привычные формы поведения уже не срабатывают.
Решение проблем требует формирования новых подходов. Очень помогает использование творческих способностей, например конструктивных догадок, импровизаций; человеку требуется дальнейшее совершенствование и развитие имеющихся способностей или открытие в себе не известных ранее возможностей личности.
На основании тщательного анализа биографий, наблюдений и научных исследований немецкий психолог Томе выделил особые формы стратегий преодоления трудностей и назвал их техниками существования. Сюда относятся средства и методы, которые используются личностью для достижения желаемого состояния. Речь идет не только о осознанных процессах, но и о бессознательных механизмах, то есть обо всем, что оказалось пригодным и может быть использовано. Большинство людей решают свои повседневные проблемы или задачи развития, используя всего одну или несколько преобладающих техник существования. Томе различает следующие техники.
Техники достижения, применяемые для решения конкретных материальных проблем и доступные наблюдению.
Техники приспособления, изменяющие собственные переживания или поведение. Поскольку при этом в основном меняется собственное поведение, тратится меньше усилий, чем в предыдущем случае.
Защитные техники, представляющие собой отрицание проблем, с которыми в данный момент невозможно справиться.
Избегающие техники, означающие уход на долгое время от конфликта или напряженной обстановки без их разрешения.
Агрессивные техники, направленные на нанесение вреда окружающим, причем такое поведение может принимать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение.
В любом случае преодоление трудностей предполагает наличие намерения, выбора и гибкого реагирования, оно подчинено внешней реальности и логике; аффекты допустимы, но требуется уравновешенное их выражение.
Часто наиболее подходящей стратегией преодоления трудностей становится ведение дневника. Причем многие подростки стихийно понимают, что личный дневник – это та форма фиксации процесса самоанализа и самовоспитания, которая помогает включиться в работу над собой. Благодаря дневнику процесс самоанализа и анализа окружающего мира как бы выносится вовне, но для окружающих остается невидимым. А сам подросток получает возможность увидеть себя, других и ситуацию, которую он переживает. Это помогает снять психическое напряжение и нередко способствует нахождению реального решения, созвучного возможностям подростка.
Для некоторых дневники служат необходимым средством работы, когда разрабатываются конкретные планы действий на день, неделю или прорабатываются поэтапные шаги для осуществления какого-то своего проекта или для решения личной проблемы.
Юноши ведут дневник главным образом в ранний период взросления и проявляют меньший интерес к возникающей при этом возможности поразмышлять о себе. Они начинают вести дневник в среднем на два года раньше, чем девочки, и по более внешним причинам (фиксация воспоминаний), для них важнее заключенная в дневнике фактическая информация. В нем в основном протоколируются и расписываются события прошедшего дня. Девушки начинают вести дневник позже, но не расстаются с ним дольше; они находят в нем верного товарища в решении своих повседневных проблем.
Содержание дневника у юношей чаще касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями и соперничеством. Девушек больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и сильнее стремятся сохранить дневник в тайне.
Дневник выполняет различные функции.
Фиксация воспоминаний. Эта сторона присутствует во всех дневниках. Возможно, так проявляется стремление ощутить непрерывность жизни и жизненного опыта в фазе его быстрых изменений.
Катарсис. После письменного изложения пережитого, проблем и чувств у многих молодых людей, испытывающих гнет обстоятельств, наступает облегчение.
Замена партнера. Во многих дневниках есть указания на то, что они заменяют подругу или друга, одновременно идеализируя их.
Самопознание. Каждый дневник выражает стремление автора прийти к ясности в отношении себя самого и своих проблем. Ведя записи, подросток вынужден четко сформулировать свои взгляды. В результате к ним можно возвращаться неоднократно и продолжать их обдумывать.
Самовоспитание. Во многих дневниках, особенно у юношей, находит выход стремление к самосовершенствованию, часто содержатся планы организации дня или недели, четко сформулированные правила собственного поведения.
Творчество. Для меньшего числа молодых людей дневник – это возможность выразить свои творческие способности: к стилю часто предъявляются литературные требования; чувства, события и проблемы излагаются художественно, иногда со словесными новообразованиями и необычными выражениями. Часто в таких дневниковых записях встречаются стихотворения или правила поведения в виде афоризмов.
Как легко можно убедиться, дневниковые записи имеют целебные свойства. Они служат важной и действенной формой осознания самого по себе на фоне неизбежных подростковых проблем. Родителям стоит ненавязчиво поощрять ведение детьми дневника.
А для начала подарите им красивую толстую книгу для записей и оригинальную ручку!
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
psylist.net
Психология подростка 12, 13, 14 или 16 лет. Особенности возрастной психологии подростка :: SYL.ru
После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни – это новая ступенька в развитии.
От ребенка до подростка
На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет – уже подросток или ещё ребенок?
Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.
Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».
На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет – подростковый рассвет
Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет – возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий – это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет – возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.
14 лет – возраст осознания себя как личности
В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель – оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать – «Я – другой!» – огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя – это особенности возраста.

Общение – это важно!
Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.
Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет – путь к совершеннолетию
Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.
В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.
www.syl.ru