Рост и вес младенцев по месяцам таблица: Рост и вес новорожденного по месяцам

Содержание

Графики оценки физического развития мальчиков

Масса тела к возрасту. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 5 лет (перцентили)

Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:

Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается возраст ребенка. Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается масса тела (кг). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие массе тела с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (возраста), и прямая от показателя измерения на оси Y (масса тела, кг).

Перцентиль

<3

3-15

15-85

85-97

>97

Оценка физического развития

очень низкое

ниже среднего

среднее

(норма)

выше среднего

очень высокое

Разберем пример

Масса тела девочки в возрасте 6 месяцев составляет 5,5 кг. Воспользуемся графиком «Масса тела к возрасту»: точка на графике находится ниже красной кривой, значит у ребенка недостаточная масса тела и необходимо срочно обратиться за консультацией к врачу-педиатру.

Длина тела/рост к возрасту. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 5 лет (перцентили)

Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:

Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается возраст ребенка. Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.

Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается длина тела/рост (см). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие длине тела/росту с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (возраста), и прямая от показателя измерения на оси Y (длина тела/рост, см).


Перцентиль

<3

3-15

15-85

85-97

>97

Оценка физического развития

очень низкое

ниже среднего

среднее

(норма)

выше среднего

очень высокое


Разберем пример

Рост мальчика в возрасте 2-х лет составляет 88 см. Воспользуемся графиком «Длина тела/рост к возрасту»: точка на графике располагается на уровне 50-го перцентиля, соответственно, рост ребенка находится в пределах средних значений для его возраста.

Масса тела к длине тела. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 2-х лет (перцентили)                                                    От 2 до 5  лет (перцентили)

 

Масса тела к длине тела/росту

Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается длина тела/рост ребенка (см). Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается масса тела (кг). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие массе тела с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (длина тела/рост, см), и прямая от показателя измерения на оси Y (масса тела, кг).


Перцентиль

<3

3-15

15-85

85-97

>97

Оценка физического развития

очень низкое

ниже среднего

среднее

(норма)

выше среднего

очень высокое

Разберем пример

Масса тела девочки составляет 17 кг, рост 99 см. Воспользуемся графиком «Масса к длине тела»: точка на графике находится между 50 и 85 перцентилями, это значит, что физическое развитие ребенка – среднее.


Рост и вес - таблица по месяцам с рождения до года – ROCROS



Управление гневом: 6 шагов, которые помогут вам успокоить ребенка

Вы стоите и беспомощно наблюдаете, как ваш обычно милый трехлетка валяется на полу и рыдает, потому что вы сегодня не пойдете на детскую площадку. Кулаки сжаты, зубы стиснуты, во взгляде — вызов. Вы ломаете голову над тем, как успокоить ребенка, но идей пока нет — вы и сами, мягко говоря, взволнованы. Звучит знакомо? Ну конечно, через это проходят практически все родители. Подобные проявления гнева происходят из-за «недостатка языка»: младенцы и малыши постарше не могут четко объяснить, что не так или что им нужно, отмечает американский семейный психотерапевт, автор книги «Тайный мир детей» Мери Уоллес. «Вместо этого дети выражают свои чувства и потребности с помощью физических проявлений, — пишет Уоллес. — Они будут плакать, кричать, метаться или стучать по полу ногами». Малышам также не хватает контроля над своими эмоциями, поэтому, когда они расстроены или рассержены, то реагируют мгновенно. Ваш ребенок не может получить того, чего хочет? В ответ он может ударить или укусить того, кто находится рядом. «Малыши считают свои желания неотложными, — поясняет Уоллес. — Что-то вроде: “Если ты сейчас же не дашь мне мороженого или не купишь пожарную машину вон с той полки, то я умру”. На самом деле, истерика — детская форма протеста против невозможности осуществить свое желание, ощущения собственного бессилия».

  Возможно, реакция вашего малыша, который бьется в конвульсиях из-за отложенного визита на площадку, кажется вам не совсем нормальной. Тем не менее, гнев — естественная эмоция. Он сопровождает детей на всех этапах взросления. Некоторые родители отмечают, что во время пандемии вспышки гнева у их детей участились (виной тому — замкнутое пространство). Но важно помнить, что вы в любом случае столкнетесь с физическим выражением гнева у ребенка. Ваша задача — научить его справляться с этой эмоцией.

Психолог предлагает 6 шагов, которые помогут быстро успокоить ребенка

1.Примите тот факт, что ваш ребенок испытывает гнев

Когда у вашего малыша вспышка гнева, озвучьте это: «Я вижу, что ты злишься». Если вы знаете, почему он рассержен, назовите причину: «Я вижу, что ты злишься, потому что тебе нравится качаться на качелях, а мы должны идти домой». Примите гнев ребенка, скажите ему: «Злиться — это нормально». Малыш должен знать, что и с ним, и с его эмоциями все в порядке — вы же не хотите, чтобы он замкнулся в себе.

2.Побуждайте малыша к тому, чтобы он говорил о своих эмоциях

Дети не знают, какие слова нужно использовать, когда они сердятся, объясняет Уоллес. Ваша задача — научить их озвучивать свои чувства. Например, вы можете сказать своему ребенку: «Когда ты злишься, тебе нужно об этом сказать». Другие варианты: «Я хочу услышать, что тебя расстраивает. Если ты мне это объяснишь, я смогу помочь» или «Когда ты злишься, просто скажи: “Я злюсь”, и я тебе помогу». Со временем ребенок усвоит ваши правила. Кроме того, к пяти годам у всех детей развивается суперэго, которое помогает им контролировать агрессивные импульсы.

3.Найдите позитивный выход из ситуации

На протяжении долгого времени детская истерика считалась способом манипулирования. Психологи советовали позволять малышам «выплакаться», чтобы не потакать их капризам. Конечно, не стоит удовлетворять любое желание ребенка, лишь бы не слышать его криков — это не научит малыша справляться с негативными эмоциями. Однако детям нужна наша помощь, чтобы избавиться от гнева. Гораздо лучше отвлечь ребенка на что-то позитивное, чем позволить ему «выплакаться», то есть, погрузиться в истерику. Попробуйте найти выход из ситуации: например, перед обедом предложите малышу кусочек яблока вместо мороженого. Используйте отвлекающие факторы: «Я знаю, ты расстроен, потому что идет дождь, и мы не можем пойти на площадку. А давай поиграем? Построим палатку в гостиной и спрячемся там». Предложите ребенку занятие, которое ему понравится. Всегда можно найти альтернативу или компромисс.  

4.«Притормозите» — это поможет предотвратить детскую истерику

Не отвечайте сразу отказом на просьбу ребенка. Вместо этого сделайте паузу и скажите: «Давай посмотрим. Ты хочешь новую игрушку. Нужно это обсудить». Тогда у вас появится время подумать, как при необходимости отказать малышу или отвлечь его внимание на что-то другое. Неспешное обсуждение позволит ребенку понять причину вашего отказа и принять ее с большей готовностью. Также малыш почувствует, что вы его слышите, что для вас важны его желания и вам можно доверять. Иногда предотвратить истерику помогает смена места. Вы можете сказать: «Пойдем в зоомагазин — посмотрим на того кролика, который тебе нравится» или «Пойдем, купим тебе новые заколки для волос. Поговорим по дороге».

5.Если вы с ребенком находитесь в общественном месте, то найдите, где можно уединиться

Постарайтесь найти тихий уголок только для вас двоих. Это позволит вам сосредоточиться на своем малыше и на себе, а не мыслях о том, что думают о вас окружающие. Давление, которое вы можете испытывать со стороны посторонних людей, уйдет. К тому же, чем меньше вокруг шума и суеты, тем легче успокоить ребенка. Возьмите его за руку или посадите к себе на колени — вы оба почувствуете себя гораздо лучше.

6.Установите твердые границы

Злость и гнев — это нормально, а вот физическая агрессия — нет. Ваш ребенок должен это понимать. Если он кого-то ударит, скажите ему: «Ты можешь сердиться, в этом нет ничего страшного. Но бить и пинать никого нельзя. Это больно. Мы же не хотим никому причинить вреда». Малыш должен осознать, что такое поведение неприемлемо. После этого вы можете вместе с ним поискать выход из неприятной ситуации, который подойдет вам обоим.


Как приучить ребенка к горшку: 6 вопросов, которые вы должны себе задать

Как понять, что наступило время приучить ребенка к горшку

Успешное приучение к горшку зависит от разных аспектов развития ребенка, но не от его возраста. Некоторые дети проявляют готовность к процессу уже в 18-24 месяца. В то время как другие малыши могут быть не готовы к обучению до 3 лет. Нет необходимости торопиться самим и торопить ребенка. Если вы начнете обучение слишком рано, это может занять намного больше времени и сил.

Вопросы, которые надо задать себе до того, как решите приучить своего малыша к горшку

Вопрос 1
Может ребенок самостоятельно дойти до горшка и сесть на него?

Вопрос 2
Может ребенок самостоятельно спустить штанишки и потом надеть их?

Вопрос 3
Может малыш оставаться сухим в течение двух часов?

Вопрос 4
Может ребенок объяснить, когда ему нужно идти в туалет?

Вопрос 5
Заинтересован ли сам ребенок пользоваться горшком?

Вопрос 6
Не боится ли малыш пользоваться горшком?

Если на большинство из вопросов вы даете утвердительный ответ, то ваш ребенок, скорее всего, готов к началу процесса обучения. Если же ответов больше отрицательных, то вы должны подождать, особенно если в семье ожидаются большие перемены, например рождение еще одного ребенка, или переезд на новое место.

Готовы ли родители к процессу обучения

Готовность вас лично, как родителя, тоже очень важна в этом процессе. Необходимо не ваше рвение и упорство. Вы должны чувствовать и понимать своего ребенка, его желания и готовность к обучению. Не сравнивайте успех в приучении к горшку или сложности с ним с умственными способностями ребенка или его упрямством. Обязательно помните, что неожиданности неизбежны и наказание ребенка за это недопустимо. Процесс приучения к горшку — это долгий каждодневный процесс, требующий терпения и сил в течение нескольких месяцев.

Наконец-то вы решились!


Вы и ваш малыш готовы начать процесс обучения

Подготовьте все необходимое

Держите горшок в туалетной комнате либо для начала там, где ребенок проводит большую часть своего времени. Первое время приучайте ребенка сидеть на горшке или на унитазе в одежде. При этом надо следить, чтобы ноги ребенка не болтались в воздухе, были на полу или на приставном стульчике (если вы сажаете ребенка на специальное детское сиденье на унитазе). При разговоре о туалете используйте доступные, простые термины. Вы можете опорожнить содержимое грязного подгузника в унитаз или горшок, чтобы показать ребенку цель использования туалета. Дайте малышу самому смыть за собой.

 

Составьте для себя расписание — в процессе обучения важно постоянство

Сажайте ребенка на горшок или туалетный стульчик без подгузников на несколько минут с двухчасовым интервалом, а также, что очень важно, сразу после ночного пробуждения утром и перед сном вечером. Что касается мальчиков, лучше их сначала научить мочеиспусканию сидя, а потом, когда ребенок привыкнет и научится, то уже стоя. Вы можете оставаться рядом с ребенком, читать ему книжки, или дайте ребенку игрушку, чтобы он мог играть, пока сидит на горшке. Не запрещайте крохе вставать, если захочет, но при этом напоминайте, что позже он может снова попробовать. В процессе обучения самое главное — постоянство, поэтому начинать обучение перед путешествиями не стоит.

Самый сложный момент - приучить ребенка к горшку

 

Быстро добежать до туалета

Если вы заметили признаки того, что ваш ребенок хочет в туалет (ерзает, приседает, держится за паховую область), то реагируйте быстро. Помогите малышу самому распознавать эти симптомы и поясните, что они значат, чтобы ребенок мог самостоятельно вовремя воспользоваться горшком. Хвалите ребенка, когда он вам сам скажет, что ему нужно в туалет. Пока идет процесс обучения, старайтесь надевать на ребенка легкую, удобную, легко снимаемую одежду.

Объясните правила гигиены! Научите девочек подтираться правильно, спереди назад, чтобы не занести бактерии из кишечника во влагалище и мочеиспускательный канал. Обязательно проследите, чтобы ребенок основательно помыл руки после посещения туалета.

Избавьтесь от подгузников

После нескольких недель успешного обучения к горшку, когда ребенок остается сухим в течение дня, можно подумать над заменой подгузников на тренировочные трусики или обычное нижнее белье по размеру. Отпразднуйте это знаменательное событие. Позвольте ребенку вернуться к подгузникам на некоторое время, если сухим оставаться пока не получается.

Если в течение нескольких недель обучения процесс не вызывает у ребенка интерес, сделайте перерыв, не заставляйте его насильно. Вполне вероятно, что ваш ребенок еще не совсем готов. Вернитесь к обучению через несколько месяцев.

Контролировать ребенка во время ночного сна и дневного сна сложно, процесс занимает длительный период. Запаситесь тренировочными подгузниками или трусиками, используйте водонепроницаемый чехол для матраса.

  • Неожиданности будут случаться, они неизбежны. Вы должны быть к ним готовы.
  • Соблюдайте спокойствие. Никогда не ругайте ребенка, не стыдите его.
  • Лучше сказать: «Ты забыл сейчас, ничего, в следующий раз успеешь добежать до туалета».
  • Будьте готовы. Имейте при себе сменную одежду, нижнее белье или тренировочные подгузники (трусики).

Когда обращаться за помощью

Если у вас возникают вопросы в процессе приучения ребенка к горшку или он испытывает явные сложности с этим, обратитесь к вашему педиатру. Врач сможет оценить ситуацию, дать нужные советы и увидеть явные, требующие коррекции проблемы.

 


Нормы роста и веса малыша

Новорожденные приходят в этот мир совершенно не приспособленные для окружающих условий. Поэтому Ваша забота и уход помогут малышам стать крепкими и сильными. За год ребенок приобретает много новых навыков, становится подвижным и любознательным, а также увеличивает массу и длину тела больше, чем в два раза.

Каждый человек на Земле индивидуален, но, несмотря на это, существуют общие закономерности и принципы увеличения массы и длины тела детей. И каждая мама может полагаться на них. Но не нужно до грамма и сантиметра сверяться!

Средний вес при рождении девочек считается 2800 - 3300 грамм, а мальчиков 2900 - 3500 грамм. Средняя длина тела для обоих полов 48-51 сантиметр. Но если ваш ребенок не соответствует данным параметрам, это не повод для паники.

В первые несколько дней жизни новорожденный может потерять до 10% процентов массы, но к 10-14 дню он должен восстановить параметры, которые были у него при рождении.

В течение первого месяца ребенок прибавляет по 25-30 грамм каждый день, а за месяц общая прибавка составляет примерно 600 грамм. Затем ежемесячная прибавка массы составляет 800 грамм до шести месяцев и по 400 грамм ежемесячно до 1 года. В год средняя масса Вашего малыша должна примерно составлять 10 кг.

Как же понять, что Ваш малыш достаточно прибавляет в весе?

Первое на что Вам нужно обратить внимание – это самочувствие ребенка. Также необходимо отмечать темпы поглощения пищи. Если он жадно сосет молоко или смесь, требует кормления через каждые 20-30 минут, то стоит посчитать количество съеденной пищи малыша.

Если Ваша кроха находится на искусственном вскармливании, Вы с легкостью определите, сколько он съедает за раз. Но как понять сколько ребенок получает за один прием пищи, если Вы кормите грудью? Ответ очень прост – взвесьте его до и после приема пищи. Разница в весе и есть количество съеденной пищи. Примерный объем кормления ребенка первого года жизни Вы сможете найти в таблице №1. Если Ваше чадо не доедает, не пытайтесь самостоятельно скорректировать питание, лучше обратиться к педиатру.

Для измерения массы тела малыша не пойдут обычные весы, так как точность для Вашего чада очень важна в первые месяцы жизни. 


Лучше использовать специальные детские весы, которые специально приспособлены для самых крох. На них удобно положить малыша, и они точные до грамма, что очень важно для новорожденных.

 Возраст ребенка  Кол-во съеденного молока за 1 кормление, мл  Кол-во съеденного молока в сутки.
 3-4 дня  20-60 200-300 мл
 1 неделя  50-80 400 мл
 2 недели  60-90 20% от массы ребенка
 1 месяц
 100-110 600 мл
 2 месяца  120-150 800 мл
 3 месяца  150-180 1/6 массы ребенка
 4 месяца  180-210 1/6 массы ребенка
 5-6 месяцев  210-240 1/7 массы ребенка (800 мл -1 литр)
 7-12 месяцев  210-240 1/8 - 1/9 массы ребенка

Что же касается длины тела малыша. Первые три месяца дети в среднем растут на 3 см ежемесячно, с третьего по шестой месяц на 2,5 см. После полугода темпы роста чуть замедляется, и ребенок начинает прибавлять по 1-1,5 см ежемесячно. Средняя длина тела в год составляет примерно 75-80 см. Правильное измерение роста у детей первого года жизни проводится в лежачем положении с помощью горизонтального ростомера в виде доски длиной восемьдесят сантиметров с неподвижной планкой в верхней части. Ребенка укладывают так, чтоб макушка плотно прижималась в неподвижной планке. Ноги крохи распрямляют легким надавливанием на колени.

Если Ваш малыш отличается от средних норм веса и длины тела, не паникуйте, но обязательно обратитесь к педиатру! Ведь отставание или наоборот ускорение развития может иметь множество причин. И также помните, что каждый человек на Земле и каждый ребенок индивидуален и имеет свои темпы физического развития

календарь развития, показатели и таблица с нормами

Одним родителям достаточно сходить с малышом раз в месяц к педиатру, услышать о его здоровье и развитии заветную фразу «все хорошо» и успокоиться. Другим же мамам и папам хочется еще и самим уметь определять, нет ли у их грудничка каких-то отклонений. Мы подготовили для вас календарь развития доношенного ребенка по месяцам с момента его рождения до 12 месяцев — с основными показателями и среднестатистическими нормами на каждом возрастном этапе.

Показатели развития ребенка по месяцам

Вес

Взвешивание ребенка проводят в первый день его рождения в роддоме и ежемесячно до 12 месяцев в детской поликлинике. Показатели веса помогают врачам понять, гармонично ли развивается малыш, хватает ли ему грудного молока или его искусственного заменителя. Чтобы это проверить, существуют нормативные значения по месяцам, на которые специалисты в таких случаях ориентируются.

Если грудничок активно взаимодействует с окружающим миром, имеет хороший аппетит и здоровый достаточный сон и в целом ведет себя без подозрений на ухудшение самочувствия, то переживать не стоит: малыш в норме!

Когда же ребенок отстает в наборе веса, то стоит выяснить причины. Их может быть много: и нехватка питания, и гипотрофия, и заболевания желудочно-кишечного тракта, и врожденные или приобретенные болезни.

В случае же, если наблюдается избыток веса, то кроме причин его возникновения, родителей предупреждают и о последствиях: так, например, полным малышам тяжело ходить на начальных стадиях развития этого навыка, они испытывают большую нагрузку на суставы, кости и позвоночник. Из-за ожирения может снизиться иммунитет или развиться какое-нибудь заболевание.

Есть три важных момента в измерении этого параметра: после рождения грудничок обычно теряет в весе, к 6 месяцам он его удваивает, а к году он становится втрое больше.

Рост

Этот параметр так же, как и вес, является обязательным при обследовании малыша в первый день жизни и в последующие месяцы.

Антропометрические измерения позволяют вовремя выявить отклонения. Педиатр с помощью специальных таблиц с нормами, которые разработала ВОЗ, оценивает, насколько пропорционально развит младенец: нет ли у него, к примеру, низкорослости.

В первые месяцы грудничок растет очень активно и в среднем прибавляет в росте по 3 сантиметра, с полугода становится больше 1 или 2 сантиметра ежемесячно. При полноценном развитии к году малыш вырастет на 25–27 сантиметров.

При этом иногда бывает, что ребенок здоров, а показатели немного отстают или превышают нормы: это происходит потому, что все дети могут развиваться индивидуально — в таблицах ВОЗ приведены лишь среднестатистические значения.

Зубы

В норме первые молочные зубы должны появиться у грудничка до одного года: чаще всего — в 6–7 месяцев, в редких случаях — в 3–4 месяца.

К 12 месяцам у малыша в среднем должно быть 8 резцов, хотя бывает, что их число немного выше или, наоборот, чуть меньше. Также существует простая формула: чтобы понять, сколько должно быть зубов у младенца, нужно от его возраста — количества месяцев — отнять 4: например, ребенку 18 месяцев, значит зубов у него по идее должно быть 14. Но и эта цифра — всего лишь среднестатистический показатель: каждый новорожденный развивается индивидуально.

Врачам важно постоянно наблюдать за количеством зубов, чтобы вовремя заметить аномалию. Она может быть связана с серьезными заболеваниями, недостатком кальция и витамина D, проблемами с кишечником, щитовидной железой, инфекциями или даже с адентией — полным или частичным отсутствием зубов.

Двигательная активность

Оценивая гармоничное развитие ребенка, врачи обращают внимание на его физические способности — в определенном возрасте он должен уметь держать голову, переворачиваться, ползать, самостоятельно садиться, ходить и бегать, хватать разные предметы и удерживать их в руках.

Каждый грудничок может вести себя при этом по-разному: один будет все время шкодить не в силах усидеть на одном месте, а другой, наоборот, предпочтет спокойные игры. Считается, что чем активнее малыш ведет себя в определенном периоде, тем лучше у него формируется мышечный корсет, он становится более гибким, не страдает его равновесие. Но вывод о нарушениях в развитии сможет сделать только специалист, родителям же нужно просто наблюдать за поведением ребенка.

Эмоции

Эмоции помогают малышу развиваться. Удивительно, но впервые он начинает испытывать и проявлять их уже с первых дней жизни. Пока это только демонстрация «приятно» и «неприятно»: например, больно во время прививки или тепло, когда обнимает мама.

Уже позже ребенок учится выражать через мимику, жесты и другие движения радость, грусть, волнение, расстройство и прочие эмоции. Он может рассердиться, если у него забрали любимую игрушку, или стать счастливым, когда после долгой разлуки вновь увидит маму. Если это наблюдается, значит можно говорить о нормальном развитии младенца. В иных случаях требуется помощь специалистов для выяснения причин и при необходимости постановки диагноза.

Речь

Если в первые месяцы жизни грудничок только кряхтит, сопит и агукает, то по мере роста он уже старается что-то лепетать. А потом из этого милого «иностранного» языка рождаются первые слова.

В норме малыш к году должен говорить в среднем 8–9 слов. Однако на практике чаще всего этот процесс затягивается. Есть ли у ребенка задержка речевого развития или у него на это другие причины, поможет разобраться педиатр, невролог и логопед.

Понимание речи и интонации взрослых

Еще не научившись разговаривать, новорожденный учится понимать своих родителей и других окружающих. При этом не просто соотносить слова с действиями, но и улавливать эмоциональную окраску речи: например, строгое предупреждение «нельзя» или ласковое «я тебя люблю». Также он начинает постепенно откликаться на свое имя, взглядом или пальчиком показывает на знакомые ему предметы, которые его просят найти взрослые. Когда этот процесс у ребенка не формируется, то врачи выясняют, нет ли у него каких-то заболеваний.

Первый год жизни: календарь развития ребенка по месяцам

Новорожденный

Со дня рождения до 1 месяца у ребенка стадия адаптации, причем ко всему: он должен научиться самостоятельно дышать, «добывать» грудное молоко, приспособиться к новым температурным условиям. А так как это все требует много сил, то чаще всего в этот период он в основном ест и спит: время сна может занимать до 20 часов. Свой режим при этом неделю за неделей грудничок устанавливает сам.

Физическое развитие

В этом возрасте малыш еще не умеет управлять движением своих рук, ног, глаз и тела, поэтому происходят они всегда спонтанно. У новорожденного также наблюдается гипертонус рук и ног, кулаки часто крепко сжаты.

Его основные базовые рефлексы в первый месяц:

  • поисковые — ищет мамину грудь;
  • сосательные — «добывает» грудное молоко;
  • хватательные — сжимает все предметы, которые попали ему в кулачок.

Еще можно заметить рефлекс ходьбы — малыш как будто пытается шагать, если взять его на ручки в вертикальное положение, — и рефлекс Моро, когда младенец во время сна или громких звуков резко разводит руками.

В течение первых четырех недель малыш старается уже приподнимать головку, когда лежит на животе, и учится фиксировать свой взгляд на неподвижном предмете.

Эмоциональное и психическое развитие

Основная потребность новорожденного — телесный контакт с родителями, чаще именно с мамой. И если она удовлетворяется, то ребенку легче адаптироваться к этому новому и сложному для него миру.

Все свои «просьбы» грудничок озвучивает пока только плачем: когда хочет есть, промокли его вещи и пеленки, холодно или сильно жарко, колется одежда или в глаза очень ярко светит солнце. До одного месяца можно заметить у ребенка первую непроизвольную улыбку, которая пока является только физиологической.

Первый месяц

На этой стадии у новорожденного ночь уже ассоциируется со сном, а день — с бодрствованием. Но иногда он может проснуться и ночью с желанием не только поесть, но и поиграть, и «пообщаться».

Физическое развитие

Базовые рефлексы на этой стадии развития постепенно угасают, исчезает гипертонус. Координация движений становится лучше: малыш начинает изучать свои ручки, сжимая и разжимая кулачки.

Ребенок старается не только подержать какой-то предмет в руке, но и дотянуться до него и просто потрогать.

Во второй месяц грудничок уже не только рассматривает неподвижные предметы, но и короткий промежуток времени следит за движущимися объектами, поворачивая в их сторону голову, которую он уже увереннее держит 5–7 секунд, лежа на животе. Также можно заметить, как он пытается потирать глаза.

На этой стадии новорожденный пытается переворачиваться с бока на спину, но пока это только попытки.

Эмоциональное и психическое развитие

В это время родители могут уловить первую более осознанную улыбку малыша. Часто она может появляться без причины. Однако почти всегда ее можно заметить, когда ребенок слышит голос мамы или чувствует рядом ее запах.

Малыш улавливает речь и звуки и поворачивает голову в направление, откуда они исходят. Прислушиваясь, он на время даже как бы замирает.

Его первая речь — это гуление: можно услышать протяжные «аааа», «ееее» и даже «га».

Второй месяц

К этому периоду у новорожденного уже понемногу вырабатывается график сна, бодрствования и приема пищи, но еще не окончательно. На сон уходит уже чуть меньше времени. Бодрствует он по 15–20 минут.

Физическое развитие

На этой стадии развития грудничок должен уметь увереннее держать голову в вертикальном положении, но ее еще нужно поддерживать.

Лежа на животе и опираясь ручками на предплечья, он приподнимает наверх головку на 1–1,5 минуты.

Ребенок уже способен удержать в руках игрушку и манипулировать ею. Все предметы при этом сразу настойчиво тянет в рот.

Когда взрослый подходит к кроватке, то малыш встречает его взглядом и поворотом головы в его сторону и так же провожает, когда от его кроватки удаляются.

К трем месяцам новорожденный уже должен уметь переворачиваться с бока на спину: на этом этапе чаще всего только с одного.

Эмоциональное и психическое развитие

Этот возраст у младенца можно назвать периодом «оживления»: ребенок улыбается в ответ на улыбку родителей, размахивая при этом ручками и ножками. Также он может всматриваться в лицо взрослых, разглядывая его и стараясь уловить эмоцию: грусть или радость.

Также младенец может активно проявлять и свое недовольство криком и плачем, когда его долго не берут на ручки или вовсе не обращают на него внимание. Некоторые родители даже шутят, что в этом возрасте первый раз проявляется характер ребенка.

Третий месяц

На этой стадии ребенок уже бодрствует 1–1,5 часа. Ночью спит без желания проснуться и поиграть.

Физическое развитие

Малыш уверенно держит голову в вертикальном положении — ее можно не поддерживать. Хорошо переворачивается со спины на бок в обе стороны, а вот со спины на живот пока только пытается.

В этом возрасте ребенок все предметы и игрушки с радостью хватает, рассматривает и продолжает пробовать на вкус. К ним добавляются еще и пальцы рук. Также малыш подтягивает к лицу и свои ножки. Если сосет соску, то самостоятельно пытается высунуть ее и потом засунуть обратно в рот.

Эмоциональное и психическое развитие

Трехмесячный малыш вовсю демонстрирует комплекс «оживления»: когда видит маму или других близких ему взрослых, начинает улыбаться, дергать ручками и ножками. Эту радость он проявляет и при виде бутылочки или маминой груди, во время купания или в моменты особенно хорошего настроения.

При этом малютка склонен и к негативным эмоциям: например, может начать яро капризничать, когда мама ненадолго отходит по своим делам.

В этот период младенец активно прислушивается к музыке и голосам тех, кто находится рядом. Если это приятная мелодия или знакомый голос, то оживляется и улыбается.

К гласным буквам у ребенка добавляются уже и согласные: гуление становится разнообразным. Может повторить излюбленное многими взрослыми «агу». А еще малыш начинает смеяться.

Четвертый месяц

У малыша уже выработался определенный режим дня, ночной сон стал длиннее дневных. Родители, наконец, могут подстроиться под этот график и заниматься своими делами.

Физическое развитие

4-месячный ребенок легко переворачивается со спины на живот, а лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их с опорой на ладони. На этом этапе развития он начинает ползать на животе по коврику и кроватке, а также пытается сесть, приподнимая верхнюю часть туловища. Но пока этот навык только на этапе становления.

Малышу нравится тянуться к игрушкам и доползать до них, а потом близко рассматривать и перекладывать с одной ручки в другой, стучать ими и бросать их. Во время кормления малютка сам старается поддерживать руками мамину грудь или бутылочку.

Ребенок пристально смотрит за объектами, которые движутся, любит разглядывать себя в зеркале.

На этой стадии развития наблюдается сильное слюноотделение — это задатки прорезывания зубов. Но появиться они могут при этом только в 6 месяцев, а то и позже.

Эмоциональное и психическое развитие

В этом возрасте младенец различает своих и чужих: если узнал близкого, то начинает в ответ на его улыбку гулить и улыбаться. Этот период проходит у него по большей части в хорошем расположении духа.

Малыш отзывается на свое имя, поворачивается в сторону говорящих и прислушивается.

К 4 месяцам ребенок уже вовсю смеется: может даже визжать, когда очень рад. Вместо отдельных звуков появляются первые слоги: «па», «ба» и «ма».

Родители могут заметить, что ребенок среди большого количества игрушек выбирает те, что нравятся ему больше всего: появляется избирательность.

Пятый месяц

Начиная с 5 месяцев, ребенок может вдруг неожиданно дать сбой своему режиму: то не просыпаться в течение всей ночи, то спать днем дольше обычного, то очень рано вставать утром и поздно ложиться вечером. Из-за таких перемен у малыша часто путается день с ночью.

Физическое развитие

Эту стадию развития можно смело назвать «Хочу больше двигаться!» Ребенок ловко переворачивается со спины на живот и обратно, быстро ползает по-пластунски, а еще старается активно освоить новый для него навык — сидеть. При этом если его посадить, то спинка малыша будет сильно согнута, поэтому делать это нужно только с опорой, но лучше дождаться, когда он самостоятельно сядет физиологически.

При поддержке взрослого ребенок с радостью стоит на ножках, но этот процесс для него еще пока недоступен в полной мере.

В 5 месяцев младенец охотно играет с предметами: притягивает и отталкивает то, что находится в руках родителей. Ему интересна форма, размер, вес, тактильные и звуковые свойства предметов.

Если перед малышом открыть книгу, то он с интересом будет рассматривать картинки, также с удовольствием будет всматриваться в экран компьютера или телевизора.

У некоторых начинают прорезываться зубки: но это, скорее, исключение, чем норма, хотя опасности для здоровья ребенка в этом нет.

Эмоциональное и психическое развитие

Малыш может насторожиться, если увидит незнакомого человека, потому что он уже начал делить всех людей на своих и чужих. Если чувствует испуг, то может расплакаться или сильнее прижаться к маме. В этом возрасте ему комфортнее и безопаснее находиться на руках родителей. Пятимесячный ребенок способен улавливать тон говорящих: если чувствует ласковое обращение, то в ответ дарит улыбку, если же с ним разговаривают строго, то сразу хмурится и плачет. Ему все время хочется общения, поэтому он постоянно тянет к родителям руки и что-то лепечет. Любит, когда с ним играют. Если этого не происходит, то устраивает плачущий протест. В этом возрасте он уже может произнести первое «ма-ма». Пока это неосознанные слова: скорее, ловкое повторение слогов за взрослыми.

Шестой месяц

Физическое развитие

Малыш продолжает развиваться — ему хочется уметь делать еще больше новых движений. В полгода он садится еще с помощью взрослых, а дальше может сидеть без поддержки. Ползает пока только по-пластунски, но уже на расстояние 10–20 сантиметров от него. Когда ребенок лежит на животе, то старается подтянуть к себе ручки и ножки и встать на четвереньки, чтобы ползти. Если родители возьмут кроху за грудь, то он пытается переступать по поверхности ножками.

На этой стадии развития младенец играет активнее прежнего: понимает, что если нажать на кнопку, то музыкальная игрушка может издать звуки, а если она выпала из рук, то старается поднять ее.

В 6 месяцев у некоторых грудничков прорезается первый зуб на нижней челюсти, а еще именно в этот период родители начинают вводить ребенку первый прикорм.

Эмоциональное и психическое развитие

Малыш шести месяцев безошибочно отзывается на свое имя и внимательно слушает речь взрослых, подражая некоторым звукам и словам. А еще его настолько завораживает все, что делают родители, что ребенок активно повторяет за ними некоторые движения — сжимает кулачки, трясет игрушками, старается хлопать в ладоши. Он может также найти взглядом игрушку или предмет, когда взрослый просит найти его и показать.

В этот период малютка много лепечет, начиная проговаривать новые слоги. В его речи появляются согласные «з», «с», «в» и «ф.

Полугодовалый младенец все больше времени готов проводить в игре со взрослыми: особенно его завораживает игра «ку-ку».

Новый этап развития сопровождается и ярким проявлением эмоций: ребенок теперь плачет не только, когда хочет, чтобы его покормили, уложили спать или взяли на ручки, но и сменили игру или дали новую игрушку.

Седьмой месяц

Физическое развитие

В 7 месяцев ребенок уже отлично садится без чужой помощи и сидит с прямой спиной, хорошо ползает на четвереньках и легко переворачивается с этой позы в положение сидя, а также уверенно стоит на ногах при поддержке родителей. Если же находится в кроватке или манеже, то самостоятельно подтягивается и старается стоять и делать первые шаги.

Крохе нравится изучать свойства игрушек: он их перекладывает с руки в руку, ломает, бросает, открывает и до сих пробует на вкус.

7-месячный малыш уже умеет есть из ложки, которую пока подносят к нему взрослые, и к этому возрасту учится пить из кружки, но пока опять же только с помощью родителей. К этому возрасту у него уже есть два зубика.

Эмоциональное и психическое развитие

На этой стадии развития малютка любит разглядывать яркие картинки и листать книжки, и лучше, если в этот процесс будут включены еще и родители: общение с родными до сих пор важно и нужно маленькому исследователю. Ему интересна игра «сорока-ворона» и «ладушки», а также другие пальчиковые развивашки.

Ребенок активно подражает не только звукам людей, но и животных: кроме «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «та-та-та» и «да-да-да», у него в речи появляются и слоги «га-га», «ка-ка» («кря-кря»).

Восьмой месяц

Физическое развитие

В этом возрасте ребенок старается все время проводить в вертикальном положении: ползает с большой скоростью на любое расстояние, любит с опорой ходить по манежу и кроватке, раскачиваясь и пружиня при этом еще неокрепшими ножками.

У малыша появляется «пинцетный захват», именно поэтому ему постоянно хочется брать пальцами мелкие предметы. Также увлекает его нанизывание колец в пирамидке и накрывание баночек крышечками.

При кормлении он уже сам выхватывает ложку и пытается ее держать, но пока это только попытки.

Когда кто-то приходит в гости или, наоборот, уходит, малыш с удовольствием машет ему и улыбается.

Эмоциональное и психическое развитие

8-месячный ребенок все лучше и лучше взаимодействует со взрослыми: понимает простые просьбы — покажи «Где такой-то предмет?», «А где мама?», «Дай свою игрушку!».

Спектр эмоций становится разнообразнее: малыш и удивляется, и замирает от неожиданности, и восторженно кричит от счастья, и настойчиво стоит на своем, подключая весь арсенал плача. Особенно болезненно его недовольство проявляется, когда его покидает мама, к которой он в это время привязан больше всего. Но зато как же он радуется, когда видит ее не только вживую, но и на фотографии, наконец, начав узнавать ее среди других картинок.

Можно заметить, что малютке нравится музыка — он начинает хлопать в ладоши, топать ножками и даже стараться двигаться, как будто подтанцовывая.

Девятый месяц

В этом возрасте ребенок спит ночью около 10 часов, а днем он чаще всего укладывается спать 2 раза на 1,5–2 часа.

Физическое развитие

На этом этапе малыш быстро ползает и поворачивается в любое направление, при этом легко залезает в таком положении на подушку или другую небольшую возвышенность.

Этот период у него проходит под девизом: «Хочу встать любой ценой!»: опираясь о диван, ножки стула или другие предметы, он старается самостоятельно вставать — падает, иногда плачет, но продолжает попытки.

Малыш ценит помощь родителей, но желание самостоятельно орудовать ложкой во время еды все-таки сильнее: еще неуверенно, но он тащит ее в рот — часто даже получается донести с едой!

У некоторых младенцев к этому возрасту прорезаются верхние зубы: в общей сложности ребенок может похвастаться 4 или 5 зубами.

Эмоциональное и психическое развитие

Маленький непоседа уже в силах отличить в разговоре не только свое имя, но и других членов семьи: например, сестры, брата или даже кошки. В этот период он может порадовать всех первыми слогами их имен. Если его за это еще и похвалить, то в ответ можно получить улыбку и радостные звуки. А если же его за что-то пожурить, то он может нахмуриться и за несколько секунд выдать тираду эмоций: от легкого недовольства до отчаянного плача.

Заметить его счастливые глаза можно и во время игр: например, когда ему в первый раз удалось открыть коробку или найти предмет, который кто-то из родителей специально спрятал, чтобы проверить реакцию малыша.

В этом возрасте взаимопонимание ребенка со взрослым усиливается: он понимает слово «нельзя», «нет», «дай», «возьми» и «вставай».

Десятый месяц

Физическое развитие

Наконец, ребенок может самостоятельно встать и простоять какое-то время без опоры, а то и вовсе сделать первые шаги без поддержки. А что у него хорошо получается, так это приседать и вставать, а также дотягиваться до любого предмета на полу.

Малыш теперь берет игрушки и любой предмет не всей ладонью, а уже двумя пальчиками. Ими же он легко перелистывает страницы в книжках и старается открывать ящики в шкафах.

Игры увлекают его все больше и больше: им он может уделять по 15–20 минут сразу — самое время, чтобы маме сделать свои мелкие дела.

Ребенку хочется постоянно развиваться: в этом возрасте ему нравится постоянно имитировать процесс прощания и приветствия, делая ручкой «Привет-привет!» и «Пока-пока!»

Если часто тренировать это умение, то ребенок в 10 месяцев уже может показать, где у него или у куклы глазки, носик, ротик и ручки.

Эмоциональное и психическое развитие

Ребенок познал свои способности в играх и теперь готов пообщаться и разделить процесс игры с другими детьми: у себя дома, на прогулке или в гостях. Он учится делиться своими игрушками и активно изучает внешность и поведение других малышей.

В этом возрасте маленький исследователь говорит больше 5–6 разных слогов и произносит свои первые слова.

Одиннадцатый месяц

Физическое развитие

Гордости мамы нет предела: наконец, ее малыш уже самостоятельно стоит и ходит. Освоив это навык, ребенок иногда вовсе забывает про ползание, ведь теперь он наравне со взрослыми.

К этому возрасту некоторые дети уже сами едят ложкой и пьют из кружки. Но если этого не случилось, то не стоит отчаиваться: нужно чаще предлагать ему делать это самому и набраться терпения, убирая на полу очередную упавшую с ложки кашу.

Ребенок в 11 месяцев может утвердительно кивнуть в знак согласия и, наоборот, отрицательно покачать, если что-то идет не по его плану. Перед вами — маленькая повзрослевшая личность со своими желаниями.

Эмоциональное и психическое развитие

11-месячный ребенок все больше понимает речь взрослых и ее интонации. Если с ним говорят строго, то он воспринимает это как «я сделал что-то плохо», а если ему улыбаются и хвалят его, то он быстро понимает, что все хорошо.

На этом этапе развития многие малыши уже вовсю общаются с родителями на «своем» языке: иногда четко говорят и «мама», и «папа», и «баба». А бывает, что лепечут что-то на своем «иностранном», который понимают только самые близкие: зато как приятно каждый раз понимать, что каждый слог — это хоть и сокращенное, но конкретное слово. А если кто-то не поймет его, то он с радостью переведет на этот предмет взгляд и покажет в его сторону пальчиком.

Эмоции ребенка проявляются теперь и в новых ситуациях: при знакомстве с чужими людьми, новой обстановкой или даже игрушкой. Реакция на это у всех разная: от плача до радости с визгом.

Двенадцатый месяц

Малыш в один годик уже совсем взрослый: на познание мира он тратит в день теперь до 14–15 часов. Чтобы не растерять ко всему интерес и набраться сил, дети в этом возрасте по-прежнему уходят два раза на дневной сон: в обед — на 2–2,5 часа, а вечером — на 1–1,5 часа.

Физическое развитие

Большинство детей в год уже вовсю самостоятельно ходят и даже бегают, а также могут перешагивать через небольшие препятствия на дороге.

Ребенку хочется освоить больше новых действий, поэтому он активно просит сам причесываться, одеваться, есть и даже наводить чистоту после обеда, еще неумело водя по столу тряпочкой.

К этому возрасту у некоторых детей уже есть 8 зубов, что позволяет им есть еще больше разнообразных продуктов, в том числе и твердые кусочки. Можно также заметить, что определенные блюда нравятся ему больше других.

Эмоциональное и психическое развитие

На этом этапе развития ребенок уже выполняет больше 10 простых просьб, среди которых «Дай мячик или любой другой предмет», «Иди к папе», «Найди кису», «Подними игрушку». Он знает, что такое расческа, телефон, ложка, поэтому должен уметь выполнять несложное действие и с ними, если ему дадут какое-то задание.

Разнообразнее становится и речь малыша: могут появиться новые слова — «дай», «киса», «да», «нет», «на».

К году малютка уже сформировал свое отношение к тем, кого видит чаще и реже: может тянуться только к маме и папе, долго присматриваться и потом идти на руки к бабушке, которая хоть и редко, но приходит, и быть настороженным к тем, кого видит впервые. Но индивидуальность каждого все равно берет вверх: одни дети при незнакомце расплываются в улыбке, а другие — прячутся за маму и даже начинают плакать.

Этот период можно назвать этапом самостоятельности: малыш с каждым днем будет все чаще разными эмоциями демонстрировать свое «хочу сам», поэтому стоит доверять ему как можно больше дел — при выборе одежды для прогулки, одевании, чистке зубов, купании, кормлении, выборе игр дома и развлечений на улице.

Таблица: рост и вес мальчиков и девочек от 0 до 12 месяцев

Всемирная организация здравоохранения вывела среднестатистические показатели роста и веса у детей с разных стран и континентов и пришла к выводу, что у мальчиков и девочек значения этих параметров немного расходятся. Так, например, замечено, что ребенок мужского пола чаще всего крупнее женского: как по весу, так и по росту. Однако на практике случаи бывают разные, и иногда цифры говорят об обратном. Что делать? Не волноваться и регулярно обследовать ребенка у педиатра.

Чтобы узнать о нормах, на которые предлагает ориентироваться ВОЗ, можно обратиться к нашей таблице или воспользоваться онлайн-калькулятором, который основан на этих же данных.

 

Девочки

Мальчики

Возраст

Рост, см

Вес, г

Рост, см

Вес, г

Новорожденные

48–51

2800–3800

48–52

3000–4000

1 месяц

51–56

3500–4600

52–57

3600–5000

2 месяца

55–59

4300–5500

55–60

4500–6000

3 месяца

58–62

5300–6400

59–64

5500–6900

4 месяца

60–65

5800–7100

61–66

6100–7700

5 месяцев

62–67

6200–8000

65–69

7000–8400

6 месяцев

64–69

7000–8800

66–70

7900–8950

7 месяцев

65–70

7200–9100

67–72

7800–10050

8 месяцев

68–72

7200–9400

69–73

8200–10400

9 месяцев

68–73

8100–10000

70–76

8700–11050

10 месяцев

69–75

8200–10800

71–77

9200–11500

11 месяцев

71–76

8900–11000

72–77

9300–11500

12 месяцев

72–77

9000–11300

73–79

9400–11900

Таблица: двигательное, психическое и речевое развитие ребенка от 0 до 1 года

Как бы родители ни пытались ускорить некоторые процессы развития своего ребенка, все же у него есть свой природный «график» проявления тех или иных особенностей, к которым нужно просто подстроиться и не торопить их появление.

У здорового ребенка всегда есть функция — развиваться, оттачивать новые навыки и учиться новому. Поэтому предлагаем иногда смотреть календарь среднестатистического развития детей с рождения до 1 года, чтобы понять, нет ли у малыша больших отклонений от норм. Правда, на практике иногда бывают сдвиги на 2–3 месяца — как раньше, так и позже. Каждый ребенок развивается индивидуально, но есть общие закономерности.

ВОЗРАСТ

РАЗВИТИЕ

Двигательное

Психическое

Речевое

Новорожденный

Старается приподнимать голову, лежа на животе.

Непроизвольно двигает ручками и ножками.

Учится фиксировать свой взгляд на неподвижном предмете.

Появляется первая физиологическая улыбка.

Не держит голову самостоятельно в вертикальном положении.

Плачет при резком свете, звуках, сильном холоде и жаре.

Тихо гулит.

1 месяц

Старается держать в руке игрушку, погремушку.

Лежа на животе, приподнимает и держит голову до 5 секунд.

Пытается переворачиваться с бока на спину.

Отвечает на улыбку взрослых улыбкой.

Гулит протяжными гласными: аааа, уууу, ееее.

2 месяца

Удерживает голову на весу до 1 минуты, лежа на животе.

Поворачивается на голос говорящих.

Увереннее держит голову в вертикальном положении .

Хорошо удерживает игрушку в руках.

Старается перекатываться с бока на спину.

Переживает период «оживления»: улыбается, когда видит маму, размахивает ручками и ножками.

Проявляет недовольство плачем, когда на него не обращают внимание и долго не берут на руки.

Начинает агукать.

3 месяца

Самостоятельно держит голову в вертикальном положении.

Следит за движущимися объектами.

Хорошо переворачивается со спины на бок в обе стороны.

Сосет пальцы на руках и ногах.

Нравится музыка.

Капризничает и так же активно радуется.

К гласным буквам у ребенка добавляются согласные.

Может повторить за взрослыми «агу».

4 месяца

Легко переворачивается со спины на живот.

Лежа на животе, может опираться на свои руки и выпрямлять их с опорой на ладони.

Начинает ползать на животе.

Пытается сесть, приподнимая верхнюю часть туловища.

Перекладывает игрушки с одной руки в другую.

Пристально смотрит за движущимися объектами.

Различает своих и чужих: реагирует или улыбкой, или плачем.

Поворачивается в сторону говорящих и прислушивается.

Вовсю смеется.

Проявляет избирательность в игрушках.

Вместо отдельных звуков появляются первые слоги: «па», «ба» и «ма».

5 месяцев

Ловко переворачивается со спины на живот и обратно.

Быстро ползает по-пластунски.

Старается садиться, но если посадить, то сидит с согнутой спиной.

Притягивает и отталкивает предметы, изучает их свойства.

У некоторых начинает прорезаться первый зуб.

Может насторожиться при виде незнакомого человека.

Чувствует интонацию говорящих.

Может первый раз неосознанно произнести «ма-ма».

6 месяцев

Сидит без поддержки.

Ползает по-пластунски на расстояние 10–20 сантиметров от него.

Пытается встать на четвереньки.

Любит играть с музыкальными игрушками, в игру «ку-ку».

Прорезается первый зуб.

Пробует первый прикорм.

Отзывается на свое имя.

Внимательно слушает речь взрослых.

Плачет по новым поводам: не поиграли с ним, не предложили новую игрушку.

Много лепечет, начиная проговаривать новые слоги. В его речи появляются согласные «з», «с», «в» и «ф.

7 месяцев

Хорошо ползает на четвереньках и легко переворачивается с этой позы в положение сидя.

Уверенно стоит на ногах при поддержке родителей.

Старается самостоятельно подтягиваться и стоять с опорой в кроватке или манеже .

Умеет есть с ложки при помощи взрослого.

Любит пальчиковые игры «сорока-ворона» и «ладушки».

Любит разглядывать яркие картинки и листать книжки — улыбается и радуется.

Активно подражает не только звукам людей, но и животных: кроме «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «та-та-та» и «да-да-да», появляются и слоги «га-га», «ка-ка» («кря-кря»).

8 месяцев

Ползает с большой скоростью на любое расстояние.

Любит с опорой ходить по манежу и кроватке.

Появляется «пинцетный захват».

При кормлении пытается самостоятельно держать ложку.

Умеет махать рукой.

Понимает простые просьбы взрослых — покажи «Где такой-то предмет?», «А где мама?», «Дай свою игрушку!»

Удивляется, замирает от неожиданности, восторженно кричит от счастья, настойчиво стоит на своем.

Нравится музыка —начинает хлопать в ладоши, топать ножками и даже стараться двигаться, подтанцовывая.

Появляются первые односложные слова.

9 месяцев

Быстро ползает и поворачивается в любое направление.

Легко залезает на подушку или другую небольшую возвышенность.

Старается самостоятельно вставать без опоры.

Есть 4–5 зубов.

Отличает свое имя от других имен.

Понимает просьбу «дай», запрет «нельзя».

Любит похвалу и негативно реагирует на замечания.

Расширяется список новых односложных слов.

10 месяцев

Может самостоятельно встать, простоять какое-то время без опоры и даже сделать первые шаги без поддержки.

Садится из положения стоя.

Может самостоятельно играть 10–15 минут.

Может показать части тела.

Любит махать при приветствии и прощании.

Берет маленькие предметы пальцами, а не всей ладонью.

Нравится общение и игра с другими детьми.

Имитирует голоса животных.

11 месяцев

Самостоятельно стоит и ходит.

Без помощи ест ложкой и пьет из кружки.

Может утвердительно кивнуть в знак согласия и, наоборот, отрицательно покачать, если с чем-то не согласен.

Начинает различать «хорошо» и «плохо»: улыбается в первом случае и плачет во втором.

Радуется или закрывается и прячется за родителей при знакомстве с чужими людьми.

Формируется «свой» язык, понятный родным.

12 месяцев

Начинает бегать.

Просит самостоятельно причесываться, есть, купаться, одеваться.

Есть 7–8 зубов.

Появляются предпочтения в играх, игрушках и еде.

Знает больше 10 простых просьб, радуется, когда удается их выполнить.

Тянется к тем, кому доверяет, и избегает тех, кого видит впервые.

Начинает проявляет свое «хочу сам», демонстрируя это плачем.

Появляются новые слова — «дай», «киса», «да», «нет», «на».

Физическое развитие ребенка до 1 года

    Содержание:

  1. Рост
  2. Масса тела
  3. Соотношение роста и массы
  4. Окружность головы
  5. Окружность груди

Сегодня я предлагаю обсудить физическое развитие ребенка до 1 года. Считается, что это одна из наиболее значимых тем в жизни малыша первого года жизни. За какие-то 12 месяцев кроха вырастает в полтора раза и прибавляет в массе трехкратно! Ни в какой другой период своей жизни человек не повторит эти прибавки. Поэтому именно показатели физического развития являются в первые 12 месяцев основным сигналом для родителей и наблюдающего малютку педиатра, что либо все в порядке, либо чему-то нужно уделить особое внимание.

Разумеется, каждый ребенок уникален. И то, как он будет расти и набирать массу, зависит не только от питания и других условий жизни, но и от наследственных данных. Но в то же время существуют определенные правила и нормы развития ребенка первого года жизни. На них остановимся поподробнее.

Основными оцениваемыми педиатрами показателями являются:

— рост;

— масса;

— окружность головы;

— окружность груди;

— соотношение роста и массы.

Рост

Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы:

  1. Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.

  2. Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.

  3. Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).

  4. Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.

Как правильно провести измерения

Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.

Как оценить полученный результат:

1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;

4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;

7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;

10–12 месяцев — 1 см в месяц.

Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;

  • врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.

Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года. Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий. Самый встречаемый рост — от 25 до 75 см. Если записать длину тела по частоте встречаемости в виде таблицы — получится центильная шкала оценки длины тела у мальчиков 1 года.

То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25—50—75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста. Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0—3—10%, 90—97—100%.

Масса тела

Особенностями этого показателя являются:

  1. Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня. Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.

  2. Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий. Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.

Как правильно провести измерения

Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies® Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.

Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев. А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies®, комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности. Эти трусики имеют еще одно преимущество: они надеваются через ножки так же легко, как и настоящие трусики. И снимаются они тоже за считанные секунды, благодаря специальным застежкам на боковинках.

Как оценить полученный результат взвешивания:

  • можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;

2 месяц — 800 грамм;

3 месяц — 800 грамм;

4 месяц — 750 грамм;

5 месяц — 700 грамм;

6 месяц — 650 грамм;

7 месяц — 600 грамм;

8 месяц — 550 грамм;

9 месяц — 500 грамм;

10 месяц — 450 грамм;

11 месяц — 400 грамм;

12 месяц — 350 грамм.

Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;

  • второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25—50—75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0—3—10% или 90—97—100%) — есть повод обсудить это с педиатром.

Соотношение роста и массы

Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей. Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0—3—10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90—97—100% коридором.

Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25—50—75%).

Окружность головы

Этот показатель определяет не только пропорциональность развития, но и благополучие со стороны развития центральной нервной системы.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит по надбровным дугам и затылку. Желательно, чтобы измерения проводил всегда один и тот же человек.

Как оценить полученный результат:

  • прибавки в окружности головы составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;

  • вариант второй — центильные таблицы.

Окружность груди

Показатель является вспомогательным, используется для оценки пропорциональности развития.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди — по нижним краям околососковых кружков.

Как оценить полученный результат:

  • прибавки в окружности груди составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 2 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;

  • вариант второй — центильные таблицы.

У каждого человека свое представление о том, как должен выглядеть маленький ребенок. И оно не всегда совпадает с понятием «здоровый малыш». Румяный пупс в «перетяжках» — классический образ младенца, греющий душу не одному поколению бабушек, — на самом деле может свидетельствовать об избытке массы тела и, как следствие, наборе специфических заболеваний в будущем.

Получая результаты измерений вашего ребенка, вспомните о его индивидуальных особенностях. Малыш, родившийся с весом 2900 и ростом 48 см, в годовалом возрасте будет, скорее всего, отличаться от крепыша с массой при рождении 4200 и ростом 56 см. И это нормально. Бесконечное разнообразие людей на нашей планете — это, действительно, здорово!

Рост ребенка по месяцам

Для родителей мы подготовили наш новый калькулятор, который рассчитывает нормальные параметры вашего ребенка, в зависимости от его возраста. Расчет основан на данных ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

Вам необходимо указать пол и возраст вашего ребенка в месяцах (от новорожденного, до 2-х лет). По этим данным калькулятор рассчитает следующие параметры:

  • нормальный рост,
  • нормальный вес,
  • нормальный ИМТ (индекс массы тела),
  • окружность головы.

Если параметры вашего ребенка соотвествуют нормам, то вам не следует волноваться. Если же параметр меньше или больше указанных, то это является поводом для консультации со специалистом.

Калькулятор показался неудобным? Воспользуйтесь таблицей.

Таблица роста и веса детей

для мальчиков

Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
Месяц мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс.
0 2,9 3,9 48 51,8 12,2 14,8 33,2 35,7
1 3,9 5,1 52,8 56,7 13,6 16,3 36,1 38,4
2 4,9 6,3 56,4 60,4 15 17,8 38 40,3
3 5,7 7,2 59,4 63,5 15,5 18,4 39,3 41,7
4 6,2 7,8 61,8 66 15,8 18,7 40,4 42,8
5 6,7 8,4 63,8 68 15,9 18,8 41,4 43,8
6 7,1 8,8 65,5 69,8 16 18,8 42,1 44,6
7 7,4 9,2 67 71,3 16 18,8 42,7 45,2
8 7,7 9,6 68,4 72,8 15,9 18,7 43,3 45,8
9 8 9,9 69,7 74,2 15,8 18,6 43,7 46,3
10 8,2 10,2 71 75,6 15,7 18,5 44,1 46,7
11 8,4 10,5 72,2 76,9 15,6 18,4 44,5 47
12 8,6 10,8 73,4 78,1 15,5 18,2 44,8 47,4
13 8,8 11 74,5 79,3 15,4 18,1 45 47,6
14 9 11,3 75,6 80,5 15,3 18 45,3 47,9
15 9,2 11,5 76,6 81,7 15,2 17,8 45,5 48,1
16 9,4 11,7 77,6 82,8 15,1 17,7 45,7 48,3
17 9,6 12 78,6 83,9 15 17,6 45,9 48,5
18 9,8 12,2 79,6 85 14,9 17,5 46 48,7
19 10 12,5 80,5 86 14,9 17,4 46,2 48,9
20 10,1 12,7 81,4 87 14,8 17,3 46,4 49
21 10,3 12,9 82,3 88 14,7 17,2 46,5 49,2
22 10,5 13,2 83,1 89 14,7 17,2 46,6 49,3
23 10,7 13,4 83,9 89,9 14,6 17,1 46,8 49,5
24 10,8 13,6 84,8 90,9 14,6 17 45,5 48,3

для девочек

Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
Месяц мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс.
0 2.8 3.7 47,3 51 12,2 14,6 32,7 35,1
1 3.6 4.8 51,7 55,6 13,2 16 35,4 37,7
2 4.5 5.8 55 59,1 14,3 17,3 37 39,5
3 5.2 6.6 57,7 61,9 14,9 17,9 38,3 40,8
4 5.7 7.3 59,9 64,3 15,2 18,3 39,3 41,8
5 6.1 7.8 61,8 66,2 15,4 18,4 40,2 42,7
6 6.5 8.2 63,5 68 15,5 18,5 40,9 43,5
7 6.8 8.6 65 69,6 15,5 18,5 41,5 44,1
8 7.0 9.0 66,4 71,1 15,4 18,4 42 44,7
9 7.3 9.3 67,7 72,6 15,3 18,3 42,5 45,2
10 7.5 9.6 69 73,9 15,2 18,2 42,9 45,6
11 7.7 9.9 70,3 75,3 15,1 18 43,2 45,9
12 7.9 10.1 71,4 76,6 15 17,9 43,5 46,3
13 8.1 10.4 72,6 77,8 14,9 17,7 43,8 46,5
14 8.3 10.6 73,7 79,1 14,8 17,6 44,1 46,8
15 8.5 10.9 74,8 80,2 14,7 17,5 44,3 47
16 8.7 11.1 75,8 81,4 14,6 17,4 44,5 47,2
17 8.9 11.4 76,8 82,5 14,5 17,3 44,7 47,4
18 9.1 11.6 77,8 83,6 14,4 17,2 44,9 47,6
19 9.2 11.8 78,8 84,7 14,4 17,1 45 47,8
20 9.4 12.1 79,7 85,7 14,3 17 45,2 48
21 9.6 12.3 80,6 86,7 14,3 17 45,3 48,1
22 9.8 12.5 81,5 87,7 14,2 16,9 45,5 48,3
23 10.0 12.8 82,3 88,7 14,2 16,9 45,6 48,4
24 10.фев 13.0 83,2 89,6 14,2 16,8 45,8 48,6

Ваша оценка

[Оценок: 40 Средняя: 4.2]

Рост и вес ребенка по месяцам Автор admin средний рейтинг 4.2/5 - 40 рейтинги пользователей

Физическое развитие недоношенных ДЕТЕЙ (Лекция) / 1-й номер / 2014 год