Самоубийство школьника – В семье покончившего с собой нижегородского подростка рассказали ещё о трёх попытках суицида в той же школе

В семье покончившего с собой нижегородского подростка рассказали ещё о трёх попытках суицида в той же школе

16:14 Окт. 21, 2019 5951 0

Речь идёт об общеобразовательном учреждении № 94 в Нижнем Новгороде.

Член семьи девятиклассника, покончившего жизнь самоубийством, Алексей Герасин рассказал радиостанции «Говорит Москва», что один из педагогов уволился в день смерти ученика.

«К нам родители многие обращались. Подобный инцидент в этой школе не первый, я имею в виду решения школьников свести счёты с жизнью. За последние полтора года это четвёртый случай. Именно в этой школе.

Директор точно не менялся. Соцпедагог тоже не менялся. Это неподтверждённая информация, но со слов родителей и учеников, потому что педагоги отказываются комментировать. Последний случай был в сентябре. Как нам сказали, мальчик из десятого класса, но его успели спасти. Это было буквально месяц назад.

Нам стало известно, что педагог [социальный – прим. ГМ] ещё в пятницу уволилась. Я по своим каналам пытался узнать, почему раньше не были процессуальные действия приняты или ещё что-то. Выяснилось, что у части педагогов есть родственники, работающие в структуре МВД на достаточно больших должностях. И это всё заминалось».

Герасин сообщил, что руководство школы отказывается разговаривать с родителями умершего мальчика.

«Следственные действия ещё идут. Руководство школы с нами не общалось, потому что директор не идёт на контакт, он давал комментарии только следственным органам. Классный руководитель с нами общается, и родительский комитет контакт поддерживает».

По словам Герасина, подросток спонтанно покончил с собой, предпосылок не было.

«Именно в пятницу, есть подтверждённая информация, что произошли несколько конфликтных ситуаций.  Единственное, идёт небольшая путаница, с кем конфликт. Я могу сказать, что учитель ОБЖ и социальный педагог  — это одно и то же лицо. Занимает две должности.

Мы с родственниками всё это обсуждали, общались. Он пришёл со школы в пятницу взвинченный резко. Уже точно известно, что он сбежал с последнего урока физкультуры. Там произошла конфликтная ситуация негативная, потому что, если мягко, его пристыдили при всех. Конфликт был не с учителем физкультуры, на урок пришла педагог».

Он уточнил, что серьёзных конфликтов со сверстниками и асоциального поведения у подростка не было.

Девятиклассник совершил суицид 18 октября. Он учился в школе № 94 в Нижнем Новгороде. Одна из учениц рассказала радиостанции «Говорит Москва» о конфликте одного из преподавателей с детьми. Ученица уточнила, что женщина совмещает две должности социальный педагог и учитель ОБЖ. По словам школьницы, «учитель морально давит и унижает, проводит воспитательные беседы, к ней ставят на учёт». По её словам, что подросток покончил с собой за пределами учебного заведения после того, как ушёл с урока физкультуры.

Радиостанция «Говорит Москва» направила в школу запрос. На момент написания статьи ответ не получен.

govoritmoskva.ru

Стало известно о новом случае самоубийства подростка в России

Многомиллионный столичный мегаполис потрясла еще одна новость о самоубийстве подростка.

Буквально накануне все обсуждали двойной суицид школьниц, которые, по одной из версий, боялись наказания за прогулы уроков. И вот – снова трагедия.

Саша Филипьев, которому в этом году должно было исполниться 15 лет, написал на нескольких блокнотных листочках предсмертную записку и выпрыгнул из окна своей комнаты, с 17 этажа. По предварительным данным, это случилось после ссоры в семье. “Раз я такой плохой, живите с Русланом”, – цитируют журналисты последние слова мальчика. Руслан – это его сводный брат. И еще цитата: “Верните камеру Марте”. Вроде бы все случилось из-за обвинения в краже фотоаппарата. Содержание записок сейчас изучают следователи.

Квартира № 66 – именно в ней жил мальчик. За закрытыми дверями следователи разговаривают с отцом и мачехой подростка. Из общего на несколько квартир тамбура выходит сосед, который представляется Игорем. Как звали погибшего, не знает. “Я его видел несколько раз, потому что они переехали только 2 месяца назад. Он спокойный. Проходил здоровался. Не могу сказать, что агрессивный. Не видел, чтобы курил, пил”, – рассказывает сосед Игорь.

Имя погибшего Саша Филипьев. Появляется информация, что якобы в школе мальчика уличили в краже мобильного телефона и на завтра вызвали родителей. У отца с сыном состоялся разговор, после которого мальчик заперся в своей комнате.

“Я классный руководитель этого ребенка. И ссора произошла в семье, а не в школе. Никто не вызывал папу в школу. А папа звонил мне узнать по поводу какого-то там то ли мобильного, то ли фотоаппарата. И мы сказали, что завтра разберемся. Потом позвонила мачеха, мама, и сказала, что мальчик плохо себя ведет. Я говорю: завтра мы с вами разберемся, в 8 часов утра встретимся. И все”, – рассказала учитель Любовь Чистякова.

Криминалисты проводят следственные действия. Следователи дают первый комментарий. “Установлено, что около 8 часов вечера подросток выпрыгнул из окна квартиры. Следователи нашли в комнате погибшего предсмертную записку. Устанавливаются все обстоятельства произошедшего и мотивы совершения самоубийства”, – сообщила старший помощник руководителя ГСУ по Москве Виктория Цыпленкова.

Что в предсмертной записке, неизвестно. Возможно, она прольет свет на истинные причины самоубийства, как это произошло 8 февраля, когда по последним прижизненным записям удалось выяснить, что толкнуло на смерть двух 14-летних девочек в подмосковной Лобне.

Психологи считают: в том, что происходит, во многом виноваты современные технологии, благодаря которым подростки живут зачастую в придуманном ими самими виртуальном мире. Оказываясь в мире настоящем и сталкиваясь с незначительными трудностями, мальчики и девочки, по сути, оказываются не в состоянии эти трудности преодолеть. Это и толкает их на страшные шаги.

“Влияют каким-то образом сатанинские сайты, сайты, говорящие о самоубийствах, и сайты эмо, когда они, ничем даже не подталкивая к самоубийству, начинают говорить, что эмоции должны выражаться открыто – то есть в любом случае ты всегда прав”, – отмечает детский психолог Сергей Ениколопов.

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов считает, что давно пора разработать программу по профилактике детских суицидов, и этим должно заняться, прежде всего, Министерство образования. Кроме того, родители должны уделять детям больше внимания.

“Ни в коем случае нельзя постоянно ругать и прессовать ребенка, потому что вы должны быть терпимее к ребенку, вы понимать должны, что в подростковом возрасте дети все склонны быть неуправляемыми, агрессивными, вспыльчивыми. Поэтому надо набраться терпения и заниматься своим ребенком очень пристально, деликатно, проявлять к нему уважение, заботу и любовь”, – убежден Павел Астахов.

Однако, по мнению большинства экспертов в области детской и подростковой психологии, менять нужно в целом весь подход к воспитанию детей в современном обществе, если этого не начать делать в ближайшее время, мы рискует потерять в социальных сетях и виртуальных мирах целое поколение, оставшееся без должного внимания со стороны взрослых.

www.1tv.ru

«Самоубийства среди подростков из-за двойки или ЕГЭ стали столь частыми, что давно пора бить тревогу»

20.04.2014

Почему дети из благополучных семей хотят свести счеты с жизнью

В начале апреля в Казани произошел страшный случай. Пятиклассник совершил самоубийство из-за двойки, полученной в школе. Школьник повесился на брючном ремне у себя в комнате. В квартире в это время находились его родители. И это не единичный случай. По данным официального представителя следственного комитета РФ Владимира Маркина, в России в прошлом году покончили жизнью около 500 детей. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», кандидат социологических наук, доцент кафедры конфликтологии КНИТУ (КХТИ), психолог Римма Федяева размышляет о причинах, которые толкают ребят часто из благополучных семей к такому страшному поступку.

ЗАДУМАЛСЯ О САМОУБИЙСТВЕ — САДИСЬ В ТЮРЬМУ

Россия занимает первое место в мире по количеству абортов, по числу разводов, по числу сирот (у нас свыше 760 тыс. детей-сирот и около миллиона беспризорников). По числу курящих детей, по детскому алкоголизму, и, что вдвойне печально, первое место по количеству самоубийств среди детей и подростков. По последнему показателю мы опережаем Америку в 8 раз… Причем в этой категории на одну смерть от суицида приходится почти 200 нереализованных суицидальных попыток.

Ежегодно каждый 12-й подросток в возрасте от 14 до 19 лет пытается совершить самоубийство. Большая часть смертей приходится на возраст от 10 до 14 лет, и, по данным экспертов, в 80% случаев это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята.

Для сравнения: в Англии, например, самоубийство до 1961 года считалось уголовным преступлением и большим позором для родителей. Возможно, поэтому процент покушений там на собственную жизнь на порядок ниже, чем в России.

Замечу, что Россия не сильно отличалась от Европы, в военном морском артикуле Петра I было сказано: «Ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались». Естественно, что при таком жестком контроле со стороны государства число самоубийц было крайне низким.

Но время шло, появилось либеральное отношение к этому тяжкому греху. В наше время церковь и общество стали гораздо лояльней относиться к самоубийцам. И мы воспринимаем самоубийцу не как человека совершившего страшный грех, а как несчастного, заблудшего горемыку. Такое отношение во многом и породило катастрофическую ситуацию с самоубийствами в России.

Все это верно, но только не когда речь идет о детях.

СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ НУЖНО ЛЕЧИТЬ

Какое надо иметь сердце, чтобы в мальчике, из-за двойки шагнувшего в открытое окно или повесившегося на ремне, увидеть тяжкого грешника? Здесь сразу возникают вопросы к родителям, педагогам и к обществу.

В 70-е годы американский социолог Дэвид Филлипс исследовал суициды и в результате описал одно явление, которое стали называть «синдромом Вертера». Это массовая волна подражающих самоубийств. Они совершаются после самоубийства, которое получило резонанс в прессе. В течение примерно 7 дней после публикации проходит целая волна новых суицидов. Более того, проводились исследования, которые показали, что есть зависимость между количеством репортажей, рассказывающих о первом самоубийстве, и числом последующих самоубийств. И наиболее вероятная группа риска в этом случае — именно подростки по целому ряду причин. Ребятам кажется, что они сразу станут героями: подумать только, про них заговорят по телевизору! Или же им хочется испытать то, что уже испытали другие: смерть представляется им чем-то загадочным, манящим. Чаще всего они просто не понимают, что факт смерти необратим, что вернуться к жизни после этого не удастся.

Сразу хочу подчеркнуть: суицид — это поступок ненормального человека и в медицинском, и в духовном смысле. Демонстративный суицид или, как его называют еще, суицидальный шантаж — это тоже поступок нездоровых людей. К любой суицидальной наклонности нужно относиться как к болезни, нужно ее лечить. А еще лучше — делать профилактику, тем более что это возможно. В советское время, например, был правительственный запрет на то, чтобы в СМИ говорить о самоубийствах, особенно подростковых. Люди, сформулировавшие это табу, знали об эффекте Вертера, понимали последствия. Сейчас, к сожалению, все это забыто.

АХ, КУДА ЖЕ СМОТРИТ ШКОЛА!

Чаще всего на вопрос, кто виноват, сегодня слышится ответ: родители. Конечно, они виноваты, но далеко не во всем. Если исходить из того, что ребенок — это зеркало семьи, то подросток — это зеркало состояния общества. Потому что в этом возрасте уже гораздо больше реагируют на ситуацию в своей подростковой микросреде, чем на родителей. А в этой микросреде смерть зачастую воспринимается романтически.

С одной стороны, она пугает, с другой, привлекает. Хочется ее исследовать, понять, что там, за гранью? Параллельно с этим у многих подростков, в отличие от взрослых, еще нет ощущения реальности смерти и ее необратимости. Дети с ней еще не сталкивались. А вот к чему они привыкли, так это к «реальности» компьютерной игры, где у героя 10 жизней.

Психологи единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. 70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты.

Но если искать причину, то, как правило, обнаруживаются проблемы в семье. Причем часто они не внешние, а скрыты глубоко в межличностных отношениях и духовных проблемах родителей. А школьные ситуации играют роль «последней капли», поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

Социальные сети тоже играют свою роль. Там есть специальные группы, где обсуждаются варианты суицидов. Подростки общаются, делятся своим опытом… При этом понятно, что половина из них не проходила через то, о чем пишет. Они просто бравируют. Они могут выдумать все от начала до конца. Но один выдумал, а другой ему поверил и решил: если тому не слабо, то почему мне слабо? Цена такой проверки — жизнь. Очень странно, что эти группы до сих пор не стоят на контроле у государственных и общественных органов.

НАДЕЖДЫ НА ЛУЧШЕЕ ПРИВОДЯТ К ХУДШЕМУ

У родителей есть важная задача: донести мысль о том, что сведение счетов с жизнью — это грех. Можно объяснить это не только на языке религии, но и на бытовом уровне — это малодушие и трусость.

Хочется предостеречь родителей, чтобы они своим рвением не прибегали к насильственному обучению своих чад — к благоприятной ситуации для добровольного расставания детей с жизнью. Самоубийства из-за двойки и ЕГЭ стали столь частыми в России, что давно пора бить тревогу.

Сегодня в нашей стране как никогда прежде велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии.

В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешнее других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги.

Подобный груз непрошеных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога.

То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает и ежегодный всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее — странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы?

Установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имело место истинное желание убить себя. В остальных 90% случаев — это крик о помощи.

Помните: там, где любят детей не как предмет гордости, а со всеми достоинствами и недостатками, с готовностью помочь, выслушать, поддержать, случаи суицида сводятся к минимуму.

В своем следующем блоге я расскажу, как родителям можно вовремя увидеть в ребенке суицидальные наклонности и предотвратить возможную трагедию.

Римма Федяева

www.business-gazeta.ru

Самоубийства школьников в РФ из-за экзаменов в 2005-2010 гг. Справка

27 мая в селе Новая Покровка Семилукского района Воронежской области повесился 18-летний выпускник средней школы Алексей Шмаков. По итогам проверки Генпрокуратура РФ распространила заявление, согласно которому юноша не выдержал сильного нервного напряжения перед сдачей ЕГЭ по русскому языку 31 мая 2010 г. В середине мая школьник неудачно сдал пробный экзамен, после чего “замкнулся в себе и сильно переживал случившееся”. Позже информация о связи самоубийства с ЕГЭ была опровергнута.

В апреле в селе Спицевка Грачевского района Савропольского края застрелился из охотничьего ружья ученик 11 класса. По словам родственников, он в последние дни был в подавленном состоянии из-за провала по пробному ЕГЭ и неприятностей в семье. Мальчик  оставил предсмертную записку, в которой было написано “Без меня вам будет проще”.

(Комсомольская правда на Северном Кавказе (Ставрополь), 14.04.2010)

2009 г.

В мае ученик 11 класса средней школы селения Бут-Казмаляр Магарамкентского района Дагестана Альберт Расулов пытался повеситься, опасаясь, что не сможет сдать ЕГЭ.

Как стало известно, Альберт Расулов решился на суицид под психологическим давлением одноклассников. Те уверяли его, что он не сдаст ЕГЭ, если не преподнесет подарков учителям, как это сделали их родители. После этого школьник (который, кстати, учится “на отлично”) попытался повеситься, однако его успели спасти.

В феврале московская школьница Лида Очковская покончила жизнь самоубийством из за того, что “подвела класс” при сдаче экзамена. Инцидент произошел в Московской гимназии №1573. Прямо перед Новым годом школьникам предстояло сдать пробный ЕГЭ по английскому языку. Во время экзамена у девочки нашли шпаргалку. В итоге весь класс был отправлен на пересдачу. Одноклассники пригрозили ей бойкотом. На следующий день Лида отправилась в аптеку и купила таблеток. Через два дня, проведенных в коме, девочка умерла.

В Паласовском районе Волгоградской области 17‑летняя школьница-хорошистка, получив низкий балл на экзамене, вскрыла себе вены. А другая выпускница, претендующая на золотую медаль, готовясь к экзамену, для успокоения выпила 30 таблеток транквилизатора.

2008 г.

В октябре 2008 г. в поселке Илеза Устьянского района (Архангельская область) 15-летняя девушка покончила жизнь самоубийством из-за боязни не сдать выпускные экзамены. Девушка очень переживала, что из-за болезни пропустила много уроков и не сможет закончить школу.

10 июня 2008 г. в деревне Березник Вологодской области 15-летняя школьница покончила жизнь самоубийством после того, как обнаружила ошибку, допущенную ею при сдаче единого муниципального экзамена по математике. Погибшая входила в список ста лучших учащихся России.

13 мая 2008 г. в Якутии покончил жизнь самоубийством выпускник 11 класса. По версии прокуратуры, причиной суицида школьника – ученика выпускного класса стала стрессовая ситуация накануне выпускных экзаменов. Его и еще двух выпускников не допустили к сдаче ЕГЭ из-за задолженностей.

2007 г.

В Саратовской области два молодых человека свели счеты с жизнью, испугавшись экзаменов. В Ртищеве родители 16-летнего Андрея Чувилова нашли сына мертвым в коридоре своей квартиры. Школьник повесился на трубе отопления, привязав к ней шнурок от ботинок. В кармане подростка нашли предсмертную записку: “Мама и папа, я боюсь, что не смогу сдать эти экзамены. Не хочу, чтобы вам за меня было стыдно”.

Второй случай произошел в Хвалынске. 19-летняя студентка ПУ-71 Оксана Рыбакова  повесилась в своей комнате на ремне, оставив записку: “Я не хочу жить, потому что не смогу сдать экзамены. Не хочу, чтобы меня ругали, не хочу выслушивать упреки. Есть еще один повод, но я никому о нем не скажу. Пусть об этом знают только два человека”.

(“Зеркало информ” (Саратов), 27.06.2007)

2006 г.

В мае в Тункинском районе (Бурятия) повесилась девочка, которая оставила после себя записку: “Не хочу сдавать я это ЕГЭ”. Избежать тестирования было невозможно, страх перед новой формой организации экзаменов был настолько велик, что девочка пошла на крайность.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Школы обязали заняться проблемами подросткового суицида | Статьи

Школам рекомендовано больше внимания уделять проблеме подросткового суицида: проводить ежегодный мониторинг, чтобы выявить тех, кто относится к группе риска, организовать курсы по подготовке подростков-волонтеров, которые будут распространять среди сверстников позитивные взгляды на жизнь, а также использовать арома- и светотерапию для восстановления эмоционального равновесия несовершеннолетних. Такие рекомендации содержатся в методических пособиях по профилактике суицидального поведения детей и подростков, которые Минобрнауки направило в школы регионов (копия документа в распоряжении «Известий»). По статистике, ежегодно сводят счеты с жизнью 1,5 тыс. российских детей и еще 4 тыс. совершают попытку самоубийства.

Ряд нерешенных вопросов

Как отмечают в Минобрнауки, ежегодный мониторинг профилактики суицидального поведения детей и подростков позволяет констатировать, что «в настоящее время в этой работе существует ряд нерешенных вопросов».

Один из самых главных вопросов — кадровый. В образовательных учреждениях наблюдается «дефицит психологов, социальных педагогов и детских сексологов», а также отсутствуют «специалисты-суицидологи», которые занимались бы ребенком после попытки парасуицида (причинение вреда собственному здоровью, не вызванное стремлением убить себя. — «Известия»).

Также, как отмечают специалисты Минобрнауки, никак не удается наладить конструктивный диалог между родителями, педагогами и учениками по теме профилактики и предотвращения самоубийств среди школьников. В частности, это связано с тем, что взрослые боятся обсуждать эту тему. Осложняет проведение профилактической работы с ребенком и отказ родителей от консультаций клинических психологов, психиатров и суицидологов.

На рост суицидальных мыслей среди подростков влияет и трудно ограничиваемый доступ несовершеннолетних к интернет-сайтам, содержащим «вредную и опасную для жизни несовершеннолетних информацию».

Помимо этого, на несовершеннолетних также влияет рост мобильной и интернет-зависимости, повышенная тревожность детей из-за учебы и «романтизация самоубийства в СМИ, на телевидении, в художественных произведениях, кинофильмах, музыкальных клипах».

Отметим, что, по данным мониторинга соцсетей «Лиги безопасного интернета», начиная с конца ноября прошлого года ряд сообществ в соцсетях начали активно размещать сообщения, связанные с темой суицида. В сообществах распространяются видеозаписи различных самоубийств, психоделический контент, подробно описываются способы самоубийств, муссируются громкие истории подростковых суицидов. Число подписчиков сообществ составляет от 1,5 тыс. до 11 тыс. человек. В группы беспрепятственно может вступить любой желающий.

Cенатор Елена Мизулина уже направила запросы в МВД и Генпрокуратуру с просьбой разобраться с деятельностью многочисленных групп в соцсетях, пропагандирующих суицид.

Трудные дети

По статистике, за последние годы количество детских суицидов выросло в России более чем на 35%. Россия — лидер в Европе по числу самоубийств среди подростков. Ежегодно сводят счеты с жизнью 1,5 тыс. российских детей и еще 4 тыс. совершают попытку самоубийства.

По последним данным Росстата, смертность детского населения от самоубийств в 2014 года составила 100 тыс. человек 1,3 в возрастной группе от 10 до 14 и 5,9 — в возрастной группе от 15 до 19 лет.

На основе анализа проблематики суицидального поведения подростков Минобрнауки приходит к выводу, что основными мотивами, которые толкают несовершеннолетних на самоубийство, становятся неуспешность в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями и другие школьные факторы, негативно влияющие на психику ребенка.

В так называемую группу риска, требующую особое внимание со стороны педагогов и психологов, входят школьники в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы), дети с социально-педагогической запущенностью и отклоняющимся от норм поведением, дети из неблагополучных семей, дети с особыми образовательными потребностями, группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта и дети из семей беженцев и переселенцев.

В рекомендациях указывается, что отделам дополнительного и общего образования, отделам опеки и попечительства и учреждениям дополнительного образования детей необходимо организовывать и проводить ежегодный мониторинг, «направленный на выявление случаев жестокого обращения с несовершеннолетними и уровня буллинга в детско-подростковой среде; открытие для подростков, вынужденных покинуть семью, социальных гостиниц; организация работы детского телефона доверия».

— По статистике (данные по Москве), в группу риска входят подростки от 15 до 17 лет, причем и мальчики, и девочки одинаково подвержены суицидальным настроениям в этот период. В этом возрасте у подростков возникает проблема идентичности. Несовершеннолетние пытаются найти ответы на вопросы, «кто я», «что я», «как я вижу себя» и «как я вижу других», «как я вижу себя в дальнейшем». В этом плане у нас большой пробел, потому что подростки очень плохо видят себя и не представляют свое будущее, — рассказывает старший научный сотрудник отдела суицидологии ФГБУ «Московский НИИ психиатрии Минздрава РФ» Геннадий Банников. — Можно охарактеризовать три основные группы риска подростков, склонных к суицидальным направлениям, у каждой из этих групп будут свои причины для мыслей о суициде. К первой относятся подростки, которые уже попадают в коллектив с эмоционально нестабильным характером и, соответственно, на любую ситуацию реагируют острее, чем другие. И в этом случае мотив для самоубийства может быть любым — как неразделенная любовь, так и конфликты в семье или со сверстниками.

Во вторую группу, по словам Банникова, входят подростки, пребывающие в затяжном депрессивном состоянии, которое не замечают окружающие. К третьей относятся инфантильные подростки, которые попадают в трудную жизненную ситуацию и оказываются к ней не готовы. В частности, их поступками может двигать мотив избежания наказания и ухода от ответственности.

— Профилактика суицидального поведения подростков должна быть на всех уровнях. Первичная профилактика затрагивает образование педагогов, чтобы они понимали, что такое депрессия и как ее распознать у подростка. Педагоги — первые, кто может это заметить и донести до психологов или родителей. Бывает, что ребенок веселый-веселый, а потом наступает депрессия и затяжное плохое настроение. Объясняют это возрастным кризисом, а на деле проблема гораздо серьезнее, просто никто не хочет разбираться, — говорит он. — Необходимо работать и с родителями, чтобы они могли распознать депрессивное состояние и понимали, как помочь ребенку, потому что очень часто именно их невежество в этом вопросе становится проблемой. Они не дают согласие на психологическое сопровождение детей даже при явных суицидальных замыслах ребенка. Это тотальная проблема, особенно в школах Москвы. Также бывает, что часто даже после суицидальной попытки со стороны ребенка родители забирают его из стационара, даже не показывая там специалистам — психологам и суицидологам. Затем отправляют в школу, и вскоре ребенок может совершить очередную попытку свести счеты с жизнью.

Подростки-лидеры и инновационные технологии

В рекомендациях отмечается, что «в настоящее время в целях профилактики суицидальных намерений подростков специалисты образовательных организаций проводят различные профилактические занятия и тренинги в школьных коллективах, направленные на: повышение уровня групповой сплоченности в школе; создание общих школьных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе; привитие существующих в обществе социальных норм поведения; формирование детского милосердия; развитие ценностных отношений в социуме; снятие стрессового состояния; обучение подростков проблемно-разрешающему поведению и др.»

При этом Минобрнауки настаивает на необходимости применения принципиально иного профилактического подхода «Равный-равному», «суть которого состоит в подготовке волонтеров из числа обучающихся образовательных организаций, способных своими силами вести пропаганду, направленную на снижение уровня суицидального риска в подростковой среде». Программа предполагает, что подростки-инструкторы, прошедшие специальную подготовку, будут распространять среди сверстников позитивные взгляды и убеждения и станут для сверстников источником положительного влияния.

В профилактической работе Минобрнауки предлагает использовать и инновационные технологии. Например, обустроить сенсорные комнаты в школах, где специалисты с помощью свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии смогут восстановить эмоциональное равновесие подростка и помочь ему справиться с возникшими проблемами. Еще одним вариантом профилактической работы с учащимися может стать создание специальных школьных служб примирения (ШСП) для разрешения конфликтных ситуаций в организациях и обучения школьников самостоятельному урегулированию конфликтов.

Ведомство обращает внимание на роль педагогов в выявлении подростков, склонных к суициду. Так, в рекомендациях подчеркивается, что «педагог должен отчетливо представлять признаки эмоциональных нарушений, которые являются значимыми факторами риска суицидального поведения». К ним относятся потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение нескольких дней, необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, нарушение внимания со снижением качества учебы, уход от контактов, превращение в человека-одиночку. Кроме того, педагог должен разбираться в признаках высокой вероятности суицида: «открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством, косвенные намеки на возможность суицидальных действий, частые разговоры о самоубийствах, разговоры о собственных похоронах и др.».

Минобрнауки подчеркивает и необходимость профилактической работы с родителями. «Важным фактором эффективных детско-родительских отношений, особенно в ситуации взаимодействия с детьми группы суицидального риска, является гуманистический стиль общения — безоценочное принятие подростка, ровное, терпеливое отношение к нему», — говорится в рекомендациях. С родителями предлагается проводить тренинги на добровольной основе — весь комплекс упражнений ориентирован на формирование стрессоустойчивости, жизнестойкости и эмоционального равновесия родителей при общении с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Педагогам рекомендовано проводить консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции.

Глава всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков отметил, что проблема подростковой суицидальности носит общемировой характер.

— К сожалению, нет единых рецептов, как справиться с этой проблемой. Однако есть несколько подходов, которые на практике доказали, что способны снизить число самоубийств среди несовершеннолетних. Во-первых, подростков необходимо занять конкретной реальной деятельностью, чтобы отвлечь от внутреннего мира переживаний. Для этого нужно организовать творческие кружки и мастерские для занятий музыкой, художественного творчества, конструирования. Это делают во всем мире, — отметил Комков. — И, несомненно, большое значение имеют квалифицированные психологи с соответствующей подготовкой и опытом. Их первоочередная задача даже не столько в понимании возникшей проблемы у подростков, а именно в умении найти корень проблемы. Ведь истинная причина желания свести счеты с жизнью зачастую кроется не в самом подростке, а в семейной обстановке или в отношениях со сверстниками.

По мнению Комкова, волонтеры, пропагандирующие позитивный взгляд на жизнь, не только не способны помочь снизить число суицидов, но и, напротив, могут стать причиной роста самоубийств.

— Здесь есть очень опасный момент. Порой под видом волонтеров могут скрываться авантюристы и псевдорелигиозные деятели, которые занимаются психологической обработкой молодежи. Они могут своими действиями и убеждениями, напротив, способствовать распространению суицидальных настроений, — предупредил он. — Что касается арома- и светотерапии для восстановления эмоционального баланса школьников, то это можно рассматривать только как дополнительную профилактическую меру.

В СМИ постоянно появляются сообщения о подростковых самоубийствах. Так, в декабре 2015 года в Рязани 12-летняя девочка покончила жизнь самоубийством. По неофициальной информации, школьница-отличница накануне получила плохую оценку и после жесткого разговора с родителями решила покончить с собой.  В октябре в Нижегородской области произошло сразу два подростковых самоубийства.

iz.ru

Самоубийства школьников и студентов в РФ из-за экзаменов в 2005-09 гг.

В мае 2007 года первокурсник Обнинского Государственного Технического Университета Атомной Энергетики покончил жизнь самоубийством из-за вторично несданного экзамена по физике.

13 мая 2008 года в Якутии покончил жизнь самоубийством выпускник 11 класса. По версии прокуратуры, причиной суицида школьника – ученика выпускного класса стала стрессовая ситуация накануне выпускных экзаменов. Его и еще двух выпускников не могли допустить к сдаче ЕГЭ из за задолженностей.

10 июня 2008 года в деревне Березник Вологодской области 15-летняя школьница покончила жизнь самоубийством после того, как обнаружила ошибку, допущенную ею при сдаче единого муниципального экзамена по математике. Погибшая входила в список ста лучших учащихся России.

В июле 2008 года 18-летний первокурсник Воронежского госуниверситета покончил жизнь самоубийством, боясь сообщить родителям, что не смог сдать последний экзамен. Студент несколько раз пытался сдать экзамен по компьютерным технологиям, но все его попытки были безуспешны. Боясь сообщить родителям, что его скоро отчислят, юноша наутро после окончания летней сессии выбросился с пятого этажа. От многочисленных травм студент скончался.

В октябре 2008 года в поселке Илеза Устьянского района (Архангельская область) 15-летняя девушка покончила жизнь самоубийством из-за боязни не сдать выпускные экзамены. Девушка очень переживала, что из-за болезни пропустила много уроков и не сможет закончить школу.

В феврале 2009 года московская школьница Лида Очковская покончила жизнь самоубийством из за того, что “подвела класс” при сдаче экзамена. Инцидент произошел в Московской гимназии №1573. Прямо перед Новым годом школьникам предстояло сдать пробный ЕГЭ по английскому языку. Во время экзамена у девочки нашли шпаргалку. В итоге весь класс был отправлен на пересдачу. Одноклассники пригрозили ей бойкотом. На следующий день Лида отправилась в аптеку и купила таблеток. Через два дня, проведенных в коме, девочка умерла.

В ночь на 17 марта 2009 года в Омске студент первокурсник медицинского вуза выпрыгнул с седьмого этажа. Молодой человек остался жив. По мнению большинства знакомых студента, причина, побудившая его с суициду, – несданный экзамен по химии.

В марте 2009 года 18-летний студент одного из курских вузов покончил жизнь самоубийством. Как стало известно следствию, непосредственно до данного инцидента студент получил неудовлетворительные оценки на двух экзаменах.

29 мая 2009 года в Санкт Петербурге 14-летний школьник покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна своей квартиры на пятом этаже. Перед смертью мальчик оставил в ученической тетради предсмертную записку, в которой написал: “Простите меня, врал с учебой, я боюсь”. В настоящее время следствие рассматривает ряд предположений, почему мальчик мог покончить жизнь самоубийством.

В начале июня 2009 года в Ленинградской области свел счеты с жизнью 15-летний подросток. Одноклассники погибшего рассказали, что в день самоубийства молодой человек получил двойку за экзамен по иностранному языку.

15 июня 2009 года студент Московского государственного университета им. Ломоносова (МГУ) покончил жизнь самоубийством в общежитии университета. По словам представителя пресс службы университета, гибель студента, возможно, связана с нервным срывом во время сессии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых исчтоников

ria.ru

В Москве скончался 15-летний школьник. Предварительная версия — самоубийство

Уже второе подобное за последние два дня – в понедельник, 6 февраля, в Подмосковной Лобне покончили с собой две девочки. И опять похожая история. Снова ребенок шагнул с высоты, снова – предсмертная записка и информация о том, что он боялся идти в школу.

Квартира номер 66. Именно в ней жил мальчик. За закрытыми дверями следователи разговаривают с отцом и мачехой подростка. Из общего на несколько квартир тамбура выходит сосед, который представляется Игорем. Как звали погибшего, не знает.

“Я его видел несколько раз, потому что они переехали только два месяца назад. Он спокойный, проходил, здоровался, не могу сказать, что агрессивно, не видел, чтобы курил, пил”, – говорит сосед Игорь.

Имя погибшего Саша Филипьев. Появляется информация, что якобы в школе мальчика уличили в краже мобильного телефона и на завтра вызвали родителей. У отца с сыном состоялся разговор, после которого мальчик заперся в своей комнате.

“Я классный руководитель этого ребенка. И ссора произошла в семье, а не произошла в школе. Никто не вызывал папу в школу. А папа звонил мне узнать по поводу какого-то там то ли мобильного, то ли фотоаппарата. И мы сказали, что завтра мы разберемся. Потом позвонила мачеха, мама, и сказала, что мальчик плохо себя ведет. Я говорию: завтра мы с вами разберемся, в 8 часов утра встретимся и все”, – рассказала учитель Любовь Чистякова.

Криминалисты проводят следственные действия. Следователи дают первый комментарий.

“Установлено, что сегодня около 8 часов вечера подросток выпрыгнул из окна квартиры. Следователи нашли в комнате погибшего предсмертную записку, сейчас устанавливаются все обстоятельства произошедшего и мотивы совершения самоубийства”, – сообщила старший помощник руководителя ГСУ по Москве Виктория Цыпленкова.

Что в предсмертной записке, неизвестно. Возможно, она прольет свет на истинные причины самоубийства, как это произошло накануне, когда по последним прижизненным записям удалось выяснить, что толкнуло на смерть двух 14-летних девочек в подмосковной Лобне. Психологи считают: в том, что происходит, во многом виноваты современные технологии, благодаря которым подростки живут зачастую в придуманном ими самими виртуальном мире. Оказываясь в мире настоящем, и сталкиваясь с незначительными трудностями, мальчики и девочки, по сути, оказываются не в состоянии эти трудности преодолеть. Это и толкает их на страшные шаги.

“Влияют каким-то образом сатанинские сайты, и сайты, говорящие о самоубийствах, и сайты эмо, когда они ничем даже не подталкивая к самоубийству, начинают говорить, что эмоции должны выражаться открыто”, – отмечает детский психолог Сергей Ениколопов.

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов считает, что давно пора разработать программу по профилактике детских суицидов, и этим должно заняться, прежде всего, министерство образования. Кроме того, родители должны уделять детям больше внимания.

“Ни в коем случае нельзя постоянно ругать и прессовать ребёнка, потому что вы должны быть терпимее к ребёнку, вы понимать должны, что в подростковом возрасте дети все склонны быть неуправляемыми, агрессивными, вспыльчивыми. Поэтому надо набраться терпения и заниматься своим ребёнком очень пристально, деликатно и проявлять к нему уважение, заботу и любовь”, – убеждён Павел Астахов.

Однако, по мнению большинства экспертов в области детской и подростковой психологии, менять нужно в целом весь подход к воспитанию детей в современном обществе, если этого не начать делать в ближайшее время, мы рискует потерять в социальных сетях и виртуальных мирах целое поколение, оставшееся без должного внимания со стороны взрослых.

www.1tv.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *