Суицид у подростков причины – ?

Содержание

Суицид подростков: причины и профилактика

Самым трудным в жизни каждого человека является подростковый возраст. В этом возрастном периоде происходит становление личности, переосмысление ценностных ориентаций. Помимо этого, происходят изменения гормонального фона в связи с активным половым развитием. Гормональный дисбаланс является причиной частой смены настроения, приступов агрессии или депрессии. Поэтому так часто встречается суицид подростков, причины которого могут быть самыми разнообразными.

Какие подростки подвержены суициду

Самоубийство, или суицид, – умышленное, преднамеренное лишение себя жизни. По тем или иным жизненным обстоятельствам некоторые подростки входят в группу риска по суициду. Причины суицида в подростковом возрасте могут быть самыми разнообразными. Одни молодые люди склонны к постоянным депрессивным состояниям, другие злоупотребляют алкоголем, третьи имеют наркотические и токсические пристрастия. Многие сталкивались с гибелью или самоубийством близкого человека, имели плохие отношения со сверстниками и родителями. Именно поэтому возникает подростковый суицид. Причины и факторы, его провоцирующие, кроются в психологическом состоянии детей.

Суицидальный синдром

Подростки, входящие в группу риска, в любой момент могут причинить вред и лишить себя жизни под давлением обстоятельств. Эти люди весьма впечатлительны, ранимы, им присуще чувство неполноценности и низкая самооценка. В 13-17 лет наступает тот рубеж, когда распространен суицид среди подростков. Причины этого явления изучаются многими психологами.

Несколько десятков лет назад мировая общественность была потрясена самоубийствами, совершенными Мэрилин Монро и Эрнестом Хэмингуэем. Вокруг этих событий плелись интриги и ходили сплетни. Мир также узнал о массовом суициде сектантов из общества “Давыдова ветвь” в 1993 году. Ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством по меньшей мере 160 000 человек. Не стал исключением и подростковый суицид, психологические особенности и причины которого изучаются по сей день.

Чаще всего суицидальные наклонности появляются из-за хрестоматийных проблем в жизни молодежи: стрессы, депрессии, эмоциональная неустойчивость, неправильное восприятие жизни. Специалисты указывают на то, что самоубийства среди подростков связаны именно с депрессивным состоянием, которому подвержены более 80 % молодых людей. Но случается и суицид детей-подростков, причины которого кроются в алкогольной и наркотической зависимости, сильном психическом расстройстве, подражании.

Категории людей, склонных к суициду

Профессор Шнейдман вывел 4 основные категории людей, которые стремятся свести счеты с жизнью самостоятельно:

  1. Искатель смерти в попытках нанести себе вред всячески пытается довести дело до летального конца. Но подобное рвение сохраняется недолго. Затем человека начинают мучать сомнения, он пытается все переосмыслить, но мысли о суициде его не покидают.
  2. Инициатор смерти – тоже желает умереть. Он уверен, что его постигнет страшная участь, и пытается лишь ускорить процесс. Такое маниакальное чувство возникает чаще у пожилых людей, но случается и суицид подростков. Причины этого явления кроются в подсознании.
  3. Отрицатель смерти не верит, что смерть – это конец. Он наивно полагает, что лишение себя жизни – это обменная операция, при которой нынешнее положение заменяется чем-то новым и счастливым. Именно таковы основные причины суицида у подростков, которые верят в загробную жизнь.
  4. Игрок со смертью. Его мучают противоречия, касающиеся возможности уйти из жизни тем или иным способом. Даже во время самоубийства человека мучают сомнения. Способы, избираемые для смерти, могут не позволить довести дело до конца, а лишь причинить вред здоровью. Примером может служить игра “Русская рулетка” с револьвером, правила которой заключаются в том, что в барабане находится лишь один патрон, который либо выстрелит либо нет.

Суицид и его формы

Существует три основные формы самоубийства.

  • Истинное – когда подросток уверен, что желает собственной смерти. Такая форма суицида свойственна юношам. Неудачная попытка приводит к повторению.
  • Чувствительное – когда молодой человек или девушка пытаются свести счеты с жизнью под влиянием эмоций. Если самоубийство не получается, то оно, как правило, не повторяется. Этому подвержены чаще всего девушки.
  • Демонстративное – служит лишь средством привлечения общественного внимания. Попытки могут повторяться вновь и вновь и никогда дело не доходит до самого суицида (за исключением случайности).

Причины подростковых самоубийств

Причины суицида у подростков зачастую кроются в отвергнутой любви, домашних скандалах, непонимании со стороны сверстников или просто одиночестве.

Кроме того, современные СМИ всячески провоцируют молодых людей на такой отчаянный шаг посредством показа случаев суицида посторонних людей, звезд. Исключения не составляет и Всемирная сеть, демонстрирующая онлайн записи данной тематики и проекты.

Свои отличительные особенности имеет суицид подростков. Причины заключаются в том, что дети зачастую не верят в собственную смерть. К примеру, действительно покончить жизнь самоубийством хотят лишь 10 % из 100, остальные пытаются лишь привлечь внимание родных, друзей, любимых. В данном случае имеет место демонстративная форма суицида, или, можно сказать, “суицидальный шантаж”. Но, к сожалению, такая игра со смертью может привести к летальному исходу даже случайно.

Предсуицидальное поведение

Истинные суицидальные наклонности зреют внутри молодых людей и могут никак себя не выдавать. Если обратить внимание, то можно заметить небольшие изменения в поведении подростка, задумывающегося о суициде. Они малозаметны, тем более если юноша или девушка склонны к одиночеству. Определить суицидальное поведение можно по замкнутости подростка, по случайно вырвавшимся фразам. Если ребенок не хочет обсуждать подобную тему, то это должно послужить сигналом для родителей.

При аффективной и демонстративной формах самоубийства подростки пытаются привлечь внимание окружающих к своей проблеме. Юноши и девушки подсознательно внушают окружающим, что хотят вмешательства со стороны. Они надеются, что их остановят.

Внутренняя готовность к суициду может стать причиной потери аппетита: подросток ничего не ест, даже несмотря на свой прежде хороший аппетит. То же происходит и со сном: активного ребенка мучает слабость, а вялый, наоборот, теряет сон.

Кроме того, успеваемость в школе ползет вниз, учителя часто жалуются на невнимательность. В данном случае, если педагог замечает проблемы, то он вызывает родителей на родительское собрание. Подростковый суицид, причины и профилактика этого явления часто обсуждаются совместно с родителями и психологом.

Можно ли предупредить суицид у подростка?

Необходимо, прежде всего, знать все переживания и чувства ребенка. Не стоит пускать на самотек любые изменения в поведении ребенка. Необходимо вызывать его на откровенность. Каждому ребенку требуются сочувствие и поддержка близких.

Жизненные препятствия – те случаи, которые ребенок должен преодолевать вместе с родителями. Подростки должны понимать, что окружающие и родители их любят такими, какие они есть, понимают и поддерживают их.

Мифы о самоубийствах

Если говорить о суициде с точки зрения психологии, то стоит отметить определенные мифы или заблуждения, касающиеся этого явления.

  • Предотвратить суицид нельзя, а вот в кризисный период жизни можно дать человеку тепло, заботу, внимание, и тогда, возможно, мысль о самоубийстве исчезнет.
  • Есть определенный тип людей, по натуре склонных к суициду. Здесь речь может идти не только о ситуации, но и о ее оценке человеком.
  • Определенных признаков, указывающих на причины суицида нет. Обычно суицид распознается за счет нестандартного поведения подростка.
  • Подросток может упоминать о самоубийстве, но взрослые часто принимают это за шутку. В результате позже становится ясно, что ребенок сам указывал на возможные последствия.
  • Суицидальные решения приходят внезапно, не имея подготовки. Результаты исследований показали, что кризисный период, связанный с потенциальным суицидом, может длиться от 2 недель до нескольких месяцев.
  • Неудавшийся суицид не повторится. Это самое большое заблуждение. Если подросток решился на такой отчаянный шаг, то высок риск возобновления попытки. Возможно, повторения стоит ожидать в следующие 2 месяца.
  • Наследственное влечение к суициду. Никто и никогда не доказывал этого утверждения.
  • Уровень самоубийств заметно снизится за счет влияния СМИ и интернета. Но СМИ должно афишировать не факт суицида, а ситуации, благодаря которым его можно предотвратить.
  • Алкоголь – средство, помогающее заглушить внутренние переживания. Доказано, что эффект от алкоголя может быть обратным: происходит обострение конфликтов, повышается тревожность. Больше половины случаев самоубийств происходили в состоянии алкогольного опьянения.

Характерные черты предсуицидальных действий

Охарактеризовать предсуицидальное состояние подростка можно по следующим чертам:

  1. Наблюдаются резкие скачки настроения у ребенка: он начинает конфликтовать с друзьями и родными.
  2. Подросток склонен к излишней драматизации конфликтов.
  3. Суицид, с точки зрения ребенка, это нечто решительное и бесстрашное.
  4. Поведение носит демонстративный характер, нечто похожее на “игру на публику”.
  5. Поведение подростка является аффектом, то есть его действия не продуманны и неточны.
  6. Неумелый выбор средств для самоубийства: невысокий этаж для прыжка, нетоксические вещества для отравления или тонкая веревка.

Психологические предпосылки

Специалисты с недавнего времени начали изучать причины суицида у подростков. Психология – та наука, которая помогает разобраться во всех аспектах этого вопроса. Ясно лишь то, что большую часть суицидов подростки совершают, находясь в здравом уме. Но многие полагают, что только умственно неполноценный ребенок способен на такой отчаянный шаг. Увы, это не так.

Все дело в причинах, ведь подростки, находящиеся в пубертатном периоде, уверены, что их не любят, не понимают и не ценят. Эти личные переживания приводят к факту суицида.

В 13-16 лет юношам и девушкам сложно справиться с “возом” взрослых проблем. Рядом с ребенком надо находиться родителям и близким, которые способны направить его на истинный путь.

Затяжная депрессия

Затяжная депрессия – проблема большинства современных подростков. В данном случае речь идет о тяжелой форме расстройства психического состояния. Сюда можно добавить наркотическую, алкогольную и токсическую зависимости, которые требуют немалых финансовых трат.

Часто встречаются случаи, когда ребенок без ведома родителей выносит из дома ценные вещи, драгоценности и технику, чтобы заработать деньги на очередную дозу. Когда факт кражи выплывает, то подросток решается на самоубийство, дабы избежать ответственности за содеянное.

Стоит ли беседовать с ребенком о суициде?

Стоит ли заводить с ребенком разговоры о суициде? Нет, не стоит. Потому что разговоры на подобные темы вызывают у ребенка интерес, ведь, как известно, все запретное становится желаемым.

Если уж говорить на эту тему, то вся суть должна сходится к неправильности и аморальности такого поступка. К примеру, можно упомянуть, что впереди так много интересного, а эти дети не увидят всего, что должно произойти.

Как предостеречь ребенка. Правильная профилактика

Можно ли избежать такого страшного финала, как суицид подростков? Причины, влияющие на возможность самоубийства, станут очевидны, если обращать пристальное внимание на такие моменты:

  1. Телефонные разговоры и просто беседа с друзьями. Если ребенок хоть раз затронул тему суицида, то, возможно, стоит обратить на это внимание.
  2. Молчание, постоянное одиночество и нежелание общаться.
  3. Литература, читаемая ребенком. Книгам необходимо уделить особое внимание. Если ребенок не читает книги, возможно, он просматривает видео в интернете.
  4. Музыкальные композиции и фильмы.

Желательно отслеживать сайты, которые посещает подросток. Сейчас выпускается все больше проектов, отрицательно воздействующих на человеческую психику, а тем более детскую и подростковую.

Ненавязчивость вкупе с контролем, нормальное отношение и общение ребенка с родителями помогут вашему чаду справиться с переломным возрастным кризисом без каких-либо негативных последствий. Больше общайтесь, тогда вы научитесь распознавать неправильное поведение ребенка и узнавать его причины. И профилактика подросткового суицида заключается именно во внимании и заботе о детях.

fb.ru

Суицид подростков: причины и профилактика

По статистике каждый двенадцатый российский подросток в возрасте 13–17 лет совершает попытку суицида. В 2017 году было зафиксировано 720 законченных суицидов среди подростков. Почему молодой симпатичный парень из благополучной семьи решился на такой шаг? Почему никто не заметил, что с ним что-то не так? Как избежать таких трагедий, предотвратить суицид подростков?

2 720 8 Августа 2018 в 07:03

Автор публикации: Наталия Димент
Редактор: Ольга Ермакова

Трагедия словно взорвала школу. Растерянные учителя, перепуганные одноклассники, непривычная тишина на переменах. И у всех немой вопрос в глазах: ПОЧЕМУ?

Почему молодой симпатичный парень из благополучной семьи решился на такой шаг? Почему никто не заметил, что с ним что-то не так? Как избежать таких трагедий, предотвратить суицид подростков?

Статистика подросткового суицида

По статистике каждый двенадцатый российский подросток в возрасте 13–17 лет совершает попытку суицида. В 2017 году было зафиксировано 720 законченных суицидов среди подростков. Но на самом деле реальная цифра значительно выше, так как не всегда удается с точностью установить причину смерти ребенка. Девушки чаще предпринимают попытки уйти из жизни, а юноши чаще доводят задуманное до конца
(https://aae.su/statistika-suitsida-2017-po-stranam.html).

Суицид подростков: причины трагедии

С каждым годом все больше подростков становятся жертвами суицида, не находят силы и стимула жить, не справляются с тяжелыми условиями жизни, с трагедиями в семье, с моббингом или высокими нагрузками. Подобные проблемы знакомы и взрослым, а детей способны довести до отчаяния. Ссора с другом, несчастная любовь, подростковый максимализм и бескомпромиссность тоже вроде понятны всем, но часто списываются на возраст и не воспринимаются всерьез.

Хорошо, если родители замечают, что с ребенком что-то не так, и пытаются поговорить по душам, посоветоваться с учителями, вместе сходить к психологу. Но насколько это эффективно, когда речь идет об угрозе суицида, — большой вопрос, так как все оценивают проблему подростка с позиции своего опыта и мировосприятия. Взрослые пытаются утешить, подбодрить, дать совет, часто не понимая истинных причин и размеров проблемы.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, почему логичные, на наш взгляд аргументы, часто оказываются неубедительными для детей, не могут уберечь от трагедии.

Подростковый возраст — самый тяжелый период в жизни человека. Это стык двух миров — детства и взрослости. В крови бушуют гормоны, с невероятной скоростью превращая привычные детские контуры в незнакомое взрослое тело, которое начинает привлекать к себе внимание подростка и его окружения. Внимание это не всегда позитивно. Самому странно и некомфортно в новом «биоскафандре», а если еще кто-то отпускает комментарии по поводу его фигуры, роста, веса, внешнего вида, то к физическому диссонансу добавляется еще и душевный.

Но самые существенные изменения незаметны снаружи. Стремительно развивается психика подростка, происходит становление личности. И процесс этот не всегда проходит гладко.

Каждый ребенок, равно как и взрослый, воспринимает мир, людей, события через призму своей души, своих врожденных психических свойств — векторов. Что для одного — мелочь, для другого бесконечно важно. Эти нестыковки возникают на всех уровнях — с родителями, учителями, сверстниками. Нас радуют или доводят до отчаяния разные вещи.

Причины и профилактика «эмоционального пике»

Эмоциональный подросток со зрительным вектором больнее других переживает проблемы чувственного спектра:

  • Для такого ребенка важна поддержка и внимание родителей, он страдает, если его игнорируют или принижают значение его переживаний.

  • Ему может разбить сердце несчастная любовь или разрыв других значимых отношений (ссора или смерть близкого человека).

  • Проходя «стадию гадкого утенка», такой подросток волнуется по поводу своей привлекательности, боится стать некрасивым и потерять любовь, эмоциональный отклик, внимание окружающих.

  • Он очень тяжело переживает одиночество, изоляцию, травлю со стороны одноклассников. Если впечатлительный и ранимый зрительный ребенок растет в неблагоприятной атмосфере, среди родительских скандалов, жестокости, недостатка любви, он лишается опоры — базового чувства защищенности и безопасности. «Потерянный» в семье, он не может найти себя и в коллективе и чаще других становится жертвой, изгоем, так как буквально «пахнет» страхом и неуверенностью.

Все эти обстоятельства активируют врожденный страх смерти зрительного подростка, который может проявляться в эмоциональной нестабильности. Резкие перепады настроения, истерики, беспричинный смех или слезы — так он выражает боль своей души, острую потребность во внимании, заботе, защите.

Разрываемый страхом, не получающий необходимой поддержки, зрительный подросток может решиться на эмоциональный шантаж и прибегнуть к демонстративной попытке суицида. Он вовсе не хочет умирать, а лишь показать, как велико его страдание, как сильно он нуждается в помощи. К сожалению, часто это заканчивается трагедией, так как дети не могут рассчитать и предугадать последствия подобных поступков.

Лучшая профилактика эмоциональных раскачек, страхов, мыслей о суициде у зрительных подростков — это правильное развитие врожденного чувственного потенциала. С детства читая ребенку правильные книги, приучая его сопереживать сначала героям, а потом реальным людям, мы учим его любить, сострадать, чувствовать чужую боль. Такой подросток уже не будет гипертрофировать каждую проблему, болезненно зацикливаться на ней, искать выход в суициде.

Подростковая обида и другие беды

Подросток с анальным вектором — неторопливый и обстоятельный. Комфортное восприятие мира для него — это стабильность, равенство, справедливость, честность и уважение. Любое отклонение от этого курса вызывает душевный дисбаланс:

  • Он болезненно переживает высокие темпы современного мира, любые изменения привычного уклада жизни, такие как переезд или смена школы, коллектива, потеря друзей.

  • На него негативно влияют проблемы в семье, особенно в отношениях с мамой, отсутствие похвалы и оценки его труда, школьных успехов, затраченных усилий.

  • Подросток ищет свое место в жизни, хочет самоутвердиться, обрести авторитет и уважение окружающих. Если что-то не складывается, он может чувствовать себя никчемным, упрекать и винить себя за малейшие промахи и ошибки, потерять веру в себя и свои возможности.

  • Или наоборот, он может начать искать виновных во всех своих бедах снаружи, обижаясь на родителей, сверстников, учителей. Обида в анальном векторе — гнетущее, тяжелое чувство, она тормозит развитие подростка, не дает двигаться вперед, конструктивно решать проблемы. Состояние это может быть настолько мучительным, что подросток может начать готовиться к суициду. Дети с анальным вектором основательны во всем, поэтому и уход из жизни обычно тщательно планируют.

  • Критической может стать и ситуация, в которой ребенок не оправдал чьих-то надежд, оказался «неидеальным» или, хуже всего, опозорился. Жгучее чувство стыда становится несовместимо с жизнью и может толкнуть подростка на спонтанный суицид.

Настоящая депрессия или просто странность — подросток на грани жизни

Задумчивые дети со звуковым вектором предпочитают тишину и одиночество. Ночи напролет проводят с книгой или перед монитором компьютера. Им чужды бурные проявления чувств, мало волнует мнение окружающих. Но за фасадом кажущегося спокойствия и отсутствия интереса скрывается бездонный океан. Где мысли, как волны, сменяют друг друга, где штормят идеи и молниями взрываются вопросы о самом главном для звуковых подростков:

«Кто я? Зачем я здесь? Зачем нужна эта жизнь? А есть ли смысл?».

Куда и к кому идти с такими вопросами? Родители отмахиваются, учителя советуют не отвлекаться на глупости и заняться учебой, разнообразие информации в книгах и интернете окончательно сбивает с толку. Подросток чувствует себя чужим и одиноким в материальном мире, где он не находит смысла.

Окружающие кажутся ему «неправильными», потому что не такие, как он. «Зачем они впустую проживают свои жизни — ходят на работу, рожают детей, ездят в отпуск. Какой в этом смысл? Неужели это и все? А что потом?»

Ему претит бессмысленная возня, дурацкие земные проблемы, даже звуки, которые производят другие люди.

«Да когда же вы прекратите уже кричать, скрипеть, стучать?! Скорей бы ночь! Чтобы не видеть и не слышать вас всех, побыть наедине с собой…»

Если нет понимания и необходимого направления со стороны взрослых, такой ребенок с каждым днем все больше отгораживается от внешнего мира, уходит в себя. Ему кажется, что нужно еще глубже занырнуть в свои мысли, чтобы найти ответ на терзающий вопрос «Зачем жить, в чем смысл?». Но это неправильный путь, который может привести подростка в опасный тупик суицида. Чем дальше молодой человек отдаляется от людей, тем иллюзорнее шансы найти ответ, тем хуже ему становится, тем больше он уходит в себя, тем ближе он к беде.

Внутренняя боль может выражаться внешним раздражением. Тогда подростка бесят окружающие люди, простые бытовые процессы, необходимость принимать участие в жизни семьи или ходить в школу. Отсутствие смысла лишает его энергии и стимула жить. Несмотря на мощный абстрактный интеллект, может резко снизиться школьная успеваемость. Портятся отношения с родителями, учителями, сверстниками. Могут случаться вспышки агрессии.

Или наоборот — сильнейшие страдания души принимают вид полного внешнего равнодушия и отсутствия интереса. Ребенок не проявляет никаких эмоций — не плачет и не радуется, не смеется, сводит до минимума социальные контакты, предпочитает чтение и ли, что бывает чаще, уходит в виртуальную реальность, предпочитает игры живому общению с людьми.

Дети со звуковым вектором максимально оторваны от физического мира, витают в мире идей и мыслей и ощущают себя узниками «никчемной» земной оболочки. Длительные страдания души могут натолкнуть подростка на ошибочную мысль о суициде: «именно тело является источником всех мучений и проблем, стоит избавиться от него, как душа тут же освободится и воспарит над бренным, бессмысленным миром, обретет покой и вечность».

Звуковые подростки — самые непредсказуемые для окружающих жертвы суицида, потому что часто у них нет объективных глобальных проблем и больших трагедий, которые были бы заметны другим людям и расценивались бы как те, которые требуют срочного вмешательства родителей или психологов.

Все проявления страдающего звука, если не понимать их по-настоящему, можно списать на типичные подростковые метания и возрастную нестабильность. Не зная истинного устройства психики звуковых подростков, взрослые не могут до конца проникнуться их страданиями, мучительным поиском смыслов, который может довести отчаявшегося ребенка до суицида. Дети остаются один на один со своей, никому не понятной болью и могут решиться на трагический шаг в надежде на избавление от нее.

Профилактика подросткового суицида начинается с диагностики причин

Глубокое понимание психики ребенка — шанс предотвратить трагедию.

Осознавая индивидуальные особенности подростка и его восприятие жизни, чувствуя его истинные проблемы и боль, взрослые способны оказать своевременную и эффективную поддержку, помочь ему разобраться в себе.

Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, ему необходим надежный тыл, уверенность в том, что его понимают и любят таким, какой он есть.

Базовое чувство защищенности и безопасности родители могут дать ему только тогда, когда сами спокойны, уравновешены, живут в гармонии с собой и окружающими людьми, следуют своей психической природе.

Понимая векторально обусловленные различия между собой и ребенком, родитель не будет даже невольно стремиться «сломать», «исправить» маленького человека под себя, требуя невозможного. Взрослый, вооруженный системными знаниями, способен направлять и мотивировать подростка согласно его особенностям, помогать пережить тяжелый этап становления личности, найти себя и свое место во взрослом мире.

Дорогие родители, учителя, социальные работники, дорогие взрослые! В наших руках судьбы детей! Не дайте случиться беде, жмите здесь!

«Казалось бы, какие депрессии в 12-13 лет? Мне сейчас кажется, что ничего этого не было, но мои стихотворения того времени говорят об обратном. Абсолютно бесследно ушли депрессии, страдания, суицидальные мысли, боль душевная и недушевная, все ушло бесследно. Читаю иногда свои прошлые состояния и не верю, что это была я… как будто меня подменили…»

Читайте еще по теме:

Подростки уходят из жизни. Как уберечь ребенка?
НОЧЬ – ШАГ в еще один день, или Мы с тобой с одного подоконника – Ты и Я!

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Наталия Димент
Редактор: Ольга Ермакова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

Проблема подросткового суицида

Подростковый суицид является глобальной проблемой человечества. Отчаявшегося ребенка не могут удержать от непоправимого шага ни особенности религиозных убеждений, ни социальная среда, ни уровень благосостояния. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила суицид в тройке самых распространенных причин смерти детей подросткового возраста. Он идет сразу же после несчастных случаев и убийств.

Основополагающая проблема подросткового суицида заключается в том, что ребенок часто совершает его под влиянием какого-то импульса, без значительных причин либо же из-за преувеличения значения временных трудностей в отношениях с людьми или в интимной сфере. Рассмотрим эту проблему с разных сторон и опишем рекомендации для родителей и педагогов по выявлению и профилактике подросткового суицида. Особенно это важно для родителей, ВОЗ приводит статистику о том, что именно отсутствие взаимопонимания в семье и является итоговым импульсом для совершения подростком самоубийства.

Проблемы подросткового суицида – причины и факторы риска

 

В подавляющем большинстве случаев попытки суицида наблюдаются у детей от тринадцати лет, то есть при наступлении пубертатного периода. До этого времени психика несовершеннолетнего человека еще не самоидентифицирована и в большей мере зависит от взрослых. Соответственно мысли о прекращении существования если и приходят в голову детям, то они носят несистемный характер и редко реализуются на практике.

Психологи, психиатры и педагоги отмечают тот факт, что причины побуждающие ребенка к суициду часто носят надуманный характер. Подростки, совершившие попытку самоубийства, впоследствии сами четко не могли обозначить причину своего поведения. В большинстве случаем проблема лежит в нарушении взаимоотношений с близкими подростку людьми и невозможности или неумении поделиться с кем-то своими сложностями, получить поддержку и помощь. Подросток ощущает свою отстраненность от мира и его враждебность или равнодушие по отношению к себе. А обида на внешние факторы переносится на себя и в итоге трансформируется в попытку самоуничтожения. Таким образом подросток пытается решить свои проблемы, из которых не видит другого выхода либо же пытается заставить других ощутить вину за несправедливое отношение к себе. Причем стоит учесть, что хотя суицид может быть вызван кратким импульсом, но ему предшествует долгая череда проблем. Три четвертых случаев подростковых самоубийств или их попыток наблюдаются в проблемных и неполных семьях, где родители развелись или кто-то из них умер.

Когда подросток декларирует намерения совершить самоубийство – это является серьезной «красной лампочкой» для взрослых, некий сигнал SOS, на который надо обязательно обратить внимание, причем крайне желательно с привлечением психолога или психиатра. В восьми случаях их десяти суицид совершается днем или вечером, и поблизости обычно есть люди, которые могли бы остановить непоправимое.

Практически всегда намерения самоубийства можно предугадать, ведь ребенок находится в тяжелейшем кризисном состоянии, которое легко заметить и непрофессионалу, и уж тем более близким людям!

Систематизируем информацию о причинах самоубийств среди подростков, чтобы позволить взрослым легче разобраться в проблеме и предотвратить последствия.

Подростковый суицид – проблемы побуждающие к нему

  • Семейные проблемы очень часто являются причиной самоубийств среди подростков. Ребенок еще достаточно сильно зависит от взрослых и поэтому с одной стороны страдает от негативного отношения, а с другой стороны чувствует свою вину за какие-то семейные неурядицы в материальном плане или в плоскости взаимоотношений. Это в итоге приводит к чувству изоляции и полной беспомощности, а, следовательно, и крайнего отчаяния.
  • Как правило, суициду предшествует серьезная депрессия, которая развивается на основании следующих проблем:
    • Одиночество, отсутствие общения со сверстниками или травля и насмешки с их стороны.
        По этому пункту мы советуем родителям прочесть нашу статью “Что делать, если ребенка обижают в школе”.
    • Трудности в обучении, низкая самооценка, плохая успеваемость и регулярные на этом фоне проблемы.
    • Негативная оценка своего тела и факторов собственной привлекательности.
    • Формирование негативного мироощущения, критическое суждение о жизни и её негативная оценка.
  • Девиантное поведение подростка. Более высоким рискам совершения самоубийств подвержены дети, имеющие проблемы с наркотиками, алкоголем. Поскольку подобная зависимость притупляет мышление, искажает жизненные ориентиры и увеличивает риск импульсивных поступков.
  • Незрелость характера и личностных качеств. Подростки склонные агрессии и принятию необдуманных решений, а также дети со стойким комплексом неполноценности и потерей смысла жизни значительно более подвержены суициду. Сюда же можно отнести и склонности к внушаемости, подражание стереотипной модели поведения. Например, о том, что «жизнь пуста и лишь великие люди это понимают, уходя молодыми из жизни» или «живи быстро, умри молодым» и тому подобные пустые сентенции.
  • Школьные проблемы подростков. Низкая успеваемость, насмешки со стороны сверстников, побои, презрение или игнорирование окружающими приводит к социальной изоляции и при отсутствии поддержки со стороны взрослых приводит к суициду.
  • Сложности в интимных отношениях. Большей частью являются надуманными и гипертрофированными, но в глазах ребенка имеющими исключительную важность. Чаще всего связанные с проблемами сексуального характера (неудачный коитус, ощущение нетрадиционных сексуальных склонностей и вина из-за этого, беременность) и изменами любимого человека. Чаще всего подобным проблемам подверженные чувствительные и эмоционально зависимые дети, которые при этом не чувствуют поддержки со стороны родных людей.

Подростковый суицид – основные признаки надвигающейся проблемы

  • Намеки на совершение самоубийства. Наподобие: «ничего, недолго вам меня терпеть» или «я больше никому мешать не буду».
  • Прямые высказывания о намерении совершить суицид.
  • Потеря интереса к жизни, отстранение от близких и друзей, нивелирование ценностей, безразличие к миру.
  • Безвозмездная раздача предметов, которые еще недавно имели большую ценность в глазах подростка.
  • Постоянное уединение и угрюмость.
  • Потеря интереса к привычным хобби, учебе, неряшливость и отсутствие желания ухаживать за собой.
  • Увлечение темой культа смерти. Сатанизм, субкультура готов, оккультные науки, черная магия. Чтение книг о загробной жизни, погребениях, просмотр фильмов, увлечение играми связанными с насилием, потусторонними силами и т.д.
  • Высказывания и философствования о смерти, как о чем-то незначительном и даже забавном. По типу «смерть ерунда, вот жить противно» и т.д.

Проблемы подросткового суицида – основные признаки и способы предупреждения попыток

 

Факторы в значительной мере предупреждающие подростковый суицид

  • Регулярная занятость ребенка в интересных ему сферах. Посещение секций. Спорт, музыка, рисование, программирование и т.д.
  • Хорошие открытые взаимоотношения с родителями и сверстниками. Наличие постоянных друзей и авторитета в окружении ребенка.
  • Успешное выполнение поставленных задач и целей (в спорте, учебе и т.д.), признание успехов окружающими, особенно близкими людьми.
  • Высокая личная ответственность за окружающих и социальная активность. Шефство над малышами или стариками, ответственная должность в классе, активное участие в воспитании младших детей в семье и т.д. Подобная практика позволяет лучше выстроить систему приоритетов и определить жизненные цели, учит преодолевать трудности, бороться с ними и не впадать в уныние.

Проблема суицида подростков – правильное поведение взрослых

Если вы увидели один из негативных признаков намерения совершить суицид у подростка, то отнеситесь к этому серьезно, чтобы не допустить непоправимое. Лучше всего прибегнуть к помощи специалистов, однако всегда стоит учесть, что в первую очередь самая лучшая помощь это поддержка и понимание близких людей. Помните, что как бы подросток на словах не относился к родителям, он в душе их всё равно любит и готов к диалогу. Другой вопрос состоит в том, что если вы успели выстроить между собой и ребенком стену, то для открытого общения её придется вначале разрушить, а это не всегда легко сделать.

Как вести себя родителям:

  • Со всей внимательностью отнеситесь к обидам и проблемам ребенка, даже на ваш взгляд самым пустяковым. Постарайтесь его убедить откровенно вам рассказать, что его расстраивает в вашей семье и в окружающем мире.
  • Внимательно выслушайте подростка. Очень часто самоубийства совершаются из-за того, что ребенку просто некому высказаться о своей беде. Приложите усилия чтобы понять проблему и не осуждайте поступки приведшие к сложностям, а попытайтесь успокоить подростка и определить пути выхода из сложностей. Предложите свою помощь. Придайте подростку уверенность, что вместе вы сможете справиться с любыми трудностями.
  • Сделайте акцент на позитивных моментах жизни, на светлых воспоминаниях из прошлого. Обратите внимание подростка на его успехи, на то, как близкие радуются за него, на то, как он важен, как вы его цените. Объясните, что его жизнь для вас самая дорогая в мире.
  • Попытайтесь учесть глубину кризиса и истинные мотивы ребенка и серьезность намерений. У подростка могут быть серьезные проблемы, но он может совсем и не думать о суициде.
  • Вызовите ребенка на откровенный разговор. Можно прямо спросить о его намерениях, если подросток выскажется и даже опишет свои планы по самоубийству, ему станет значительно легче.

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

   

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:
Ознакомьтесь с похожими статьями на нашем сайте, нажмите на интересующую тему:

bezopasnost-detej.ru

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Общие сведения

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений. Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Суицидальное поведение детей и подростков

Причины суицидального поведения

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Патогенез

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков. Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств. В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими. Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих. Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Классификация

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Симптомы суицидального поведения

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности. Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна. Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями. Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества. Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Осложнения

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног. После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни. Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа. Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

Лечение суицидального поведения

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз и профилактика

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей. Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

www.krasotaimedicina.ru

Статья психолога “Подростковый суицид”

Подростковый суицид

Что такое суицид и суицидальная попытка? Как распознать сигналы о надвигающейся беде и что нужно делать, чтобы помочь человеку найти выход из кризисной ситуации?

Акт суицида – это уход от решения проблемы, побег от наказания, унижения, позора, разочарования, утраты, отчаяния, отвергнутости и потери самоуважения – вобщем, от всего, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых лучших ее проявлениях.

Что нужно знать о суициде.

Поскольку каждый год этой угрозе подвергаются жизни многих тысяч молодых людей, подросткам полезно представлять себе, что такое суицид и как ему противостоять.
Прежде чем попытаться помочь другу (знакомому), объятому намерением совершить самоубийство, необходимо владеть основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе ходящей вокруг этой темы ложной информации, которая распространяется гораздо быстрее, чем достоверная. В данной главе вы получите информацию о суициде, необходимую для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде.

Суицид – вторая главная причина смерти молодых людей возрастной категории от 15 до 24 лет. Первой являются травмы в результате падения с высоты, передозировка наркотиков, отравления и дорожные происшествия. По мнению суицидологов, многие из таких несчастных случаев в действительности были замаскированными самоубийствами. Национальный статистический центр здравоохранения США подсчитал, что ежегодно жертвами суицида становятся 5000 молодых людей, однако некоторые эксперты полагают, что это число занижено. Наряду с суицидами, ошибочно именуемыми “случайной смертью”, происходит немало суицидов, информация о которых до правоохранительных органов не доходит. Родителям тяжело признаваться в том, что их дети ушли из жизни добровольно.
Часто смертный случай признается суицидом, только если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство решивших расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. 

Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка. Суицид с годами “молодеет”: о нем думают и пытаются предпринять совсем еще дети. В последующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Суицид, как правило, не случается внезапно. Большинство подростков, делающих попытки покончить с жизнью, о своем намерении почти всегда сигнализируют: высказывают или делают что-нибудь такое, что может служить предупреждением о том, что они оказались в безвыходном положении и замышляют самоубийство. Немногие делятся своими планами с окружающими, но кто-то из их друзей обязательно будет хоть что-нибудь об этом знать. 

Суицид может быть предотвращен.

Существует мнение, что, если подросток решил расстаться с жизнью, то воспрепятствовать этому невозможно. Считается также, что, если подростку не удалось осуществить задуманное с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова до тех пор, пока своего не добьется. На самом же деле, молодые люди покончить с собой пытаются, как правило, всего один раз. Большинство из них представляют для самих себя опасность лишь на протяжении короткого периода времени: от 2 до 3 дней. Если в их планы кто-то вмешается и поможет им, то покушаться на свою жизнь они больше никогда не будут.

Разговоры о суициде подростков к нему не подталкивают.

Считается, что разговоры с подростками на темы суицида представляют собой опасность, поскольку те могут захотеть испытать эту опасность на себе. Сюда же можно отнести и разговоры о том, что нельзя, мол, беседовать с молодежью о наркотиках, так как после этого они захотят их попробовать; нельзя разговаривать с ними о сексе, потому что тогда они начнут займаться сексом, и так далее. Некоторые учителя, психологи и родители избегают слова “суицид” из боязни навести детей на мысль о добровольной смерти. Однако, разговаривая с подростками о суициде, мы нисколько не подталкиваем их к его совершению. Наоборот, подростки получают возможность откровенно поговорить о том, что их мучает и лишает покоя. Если друг или знакомый (подруга или знакомая), будто бы невзначай, касается теиы самоубийства, значит – он (она) уже давно об этом думает, и ничего нового о суициде здесь не скажешь. Более того, ваша готовность поддержать эту щекотливую тему даст человеку возможность выговориться, а суицидальные мысли, которыми начинают делиться с другими, перестают представлять собой опасность.

Склонность к суициду от предков потомкам не передается.

От родителей можно унаследовать цвет глаз, форму бровей и губ, веснушки т. д. Суицидальные наклонности по наследству не передаются. Теи не менее, если в семье подростка суицид уже имел место, ребенок оказывается в зоне повышенного суицидального риска. Для примера можно представить себе семью, где родители пьют, курят или употребляют наркотики. В такой семье ребенок подвержен риску перенятия вредных привычек родителей, поскольку на него воздействует так называемый “фактор внушения”:
разве родители плохому научат? 

Суициденты в большинстве случаев психически здоровы.Поскольку суицидальное поведение принято рассматривать как нездоровое и ненормальное, многие ошибочно думают, что суициденты – люди “не в себе”. Их путают с психами. Некоторые даже полагают, что суициденты представляют опасность не только для самих себя, но и для окружающих.
Конечно, суициденты могут вести себя как психически больные, тем не менее, следствием психических заболеваний их поведение не является. Их мысли и поступки неадекватны лишь в той степени, в какой оказывается сложным их положение. Кроме того, в большинстве своем опасности для других они не представляют. Суициденты могут выказывать раздражение, но направляют они его исключительно на них самих себя. Большую часть времени они погружены в состояние острого эмоционального конфликта, отчего в некоторые моменты думают о самоубийстве. У некоторых, но лишь немногих, подростков наблюдаются серьезные нейрохимические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их мысли и поступки в течение какого-то времени могут выглядеть неадекватными.

Говорящий о суициде, его совершает.

Из десяти совершающих суицид подростков семь делятся своими планами. Поэтому большинство тех, кто говорит о самоубийстве, не шутит. У нас же чаще всего от этих людей отмахиваются. “Да он шутник!”, – думаем мы. Или: “Она говорит это, просто чтобы привлечь внимание!” Не следует оставлять своего друга в беде – если он заговорил о самоубийстве, значит – задумывается об этом всерьез.

Суицид – не просто способ обратить на себя внимание.

Часто родители и друзья не обращают внимания на слова подростка о том, что он хочет покончить с собой. Им кажется, что тот стремится обратить на себя внимание или ему просто что-нибудь нужно. Говоря о самоубийстве, ваш знакомый в самом деле хочет привлечь к себе внимание, но вместе с тем он не шутит. Здесь следует обратить внимание на то, что именно он говорит, и не рассуждать о том, для чего ему это нужно. Скорее всего, он в шаге от отчаянного поступка, и к его словам нужно отнестись всерьёз. Лучшим выходом в такой ситуации является срочное обращение к психологу.

Думающие о суициде подростки считают, что их проблемы неразрешимы.

Разные люди одну и ту же проблему видят по-разному. То, что для одних – пустяк, другим может показаться катастрофой.
Так же и дети часто смотрят на жизнь иначе, чем взрослые. Однако, по-разному жизнь видят не только дети и родители. У близких друзей точки зрения тоже могут не совпадать: то, что хорошо для одного, для другого невыносимо, а для третьего – вполне сносно.

Суицид – следствие не одной проблемы, а их совокупности.

Многим знакомо образное выражение по поводу последней капли, переполнившей чашу терпения. Так вот, приводящие к суициду причины подобны таким каплям. Каждая из них сама по себе – ничто. Даже двум, пяти и десяти доверху чашу не наполнить. Однако, если их сотни, в какой-то момент чаша окажется переполненной.

На самоубийство способен каждый.

Предотвращать суицидальные попытки было бы легче, если бы их совершали люди лишь определенного склада характера, но, к сожалению, тип суицидоподверженного подростка пока не установлен и, как полагают, сделать это невозможно.
Например, дети из обеспеченных семей подвержены суицидальным настроения ничуть не меньше, чем дети из семей малоимущих. С жизнью расстаются не только те подростки, у которых плохая успеваемость и разлаженный контакт с окружающими, но и те, у кого нет проблем ни в семье, ни в школе.

Чем лучше у суицидента настроение, тем больше вероятность совершения такой попытки.

Самоубийство подростка, уже вроде бы вышедшего из кризисной ситуации, является для многих полной неожиданностью. Да, большинство молодых людей обычно пытается наложить на себя руки лишь один раз в жизни. Для подростков же, способных на повторную попытку, самый опасный период составляет 80 – 100 дней после первой.

После первой суицидальной попытки подростки чувствуют участие и поддержку окружающих. Родители, учителя и друзья уделяют им повышенное внимание, в результате чего у них возникает комфортное ощущение всеобщей к ним любви. Однако месяца три спустя взаимоотношения возвращаются в прежнее русло. Хотя родители, учителя и друзья по-прежнему окружают суицидента вниманием и заботой, жизнь все же берет свое – у всех имеются и собственные не менее важные дела. Настроение у подростка приподнятое, поэтому окружающим и кажется, что все худшее уже позади.

Только есть здесь одно большое “но”: совершивший попытку суицида подросток возвращается к нормальному душевному состоянию медленнее, чем это выглядит со стороны. Толкнувшие его на самоубийство страхи и неприятности не прошли окончательно и все еще дают себя знать – вот почему этот период представляет для подростка наибольшую опасность. Те, кто опекал его, снова занялись своими делами, и у него возникает ощущение, что все от него отвернулись, в результате чего в голову ему может прийти мысль о совершении еще одной суицидальной попытки с целью вернуть утраченное повышенное к себе внимание.
На то, чтобы окончательно отбросить суицидальные намерения, подростку требуется не менее трех месяцев, поскольку за более короткое время к лучшему ситуация может не измениться: любимая девушка не вернётся, школьная успеваемость не улучшится, пристрастие к алкоголю или наркотикам не ослабеет. Отсюда мысль о повторной попытке самоубийства как единственного возможного выхода из положения. И планирование ее начинается уже с удвоенной энергией.
В этом случае окружающим следует быть настороже, поскольку вид у суицидента при этом часто вполне счастливый, потому что он уверен в скором “разрешении” всех своих проблем.

Близкий друг способен предотвратить самоубийство.От заботливого внимательного друга зависит очень многое. Именно он может спасти жизнь потенциальному суициденту. Представим, что кто-то из друзей поделился с вами тайной о задуманном им самоубийстве. Если бы он вам не доверял, врядли стал бы раскрывать вам свои секреты. А заговорил он с вами, вероятно, потому, что умирать ему не хочется и он верит, что понять его сможете только вы.

Кто совершает самоубийства, почему он это делает и как.

Тема суицида внушает естественный страх. Он может быть еще большим, если вы знаете кого-то, кто предпринимал попытку самоубийства или уже свел счеты с жизнью. Обычно суицид является темой “неудобной”, о нем не очень-то говоришь с родителями, учителями и даже друзьями, но все время возникает вопрос: какие же проблемы могут достать человека так, чтобы он решился на самоубийство? Это может показаться странным, но большинство совершающих суицид подростков умирать на самом деле не хотят – они просто пытаются решить таким образом некоторые проблемы. Однако весь трагизм ситуации заключается в том, что проблемы наступают и отступают, а решить их пытаются раз и навсегда. Подростки желают избежать проблем, с которыми, на их взгляд, им не справиться. Они причиняют им душевную боль, и суицид кажется надежным средством эту боль снять.

Откуда известно, что убившие себя подростки умирать не хотели и, если не хотели, то почему все же погибли?
Чаще всего суицидальные попытки совершаются дома между 4 часами дня и полночью. Следовательно, молодые люди пытаются покончить с собой там, где их найдут скорее, и делают это в такое время, когда кто-то из членов семьи вероятнее всего оказывается дома и может прийти на помощь. А как же те, спасти которых не удалось? Откуда известно, что на самом деле умирать они не хотели? Знать это наверняка невозможно, однако, в беседах со спасенными выяснить удается многое. Оказавшись перед лицом смерти, почти все они говорили, что начинали вдруг понимать, что их проблемы не столь уж велики, и за мгновение до смерти осознавали, что хотят жить дальше.

Из всего вышесказанного следует главный вывод, что, для того чтобы ценить жизнь, человеку необходимы две вещи: внимание и любовь окружающих, а также любовь к себе самому

infourok.ru

Подростковый суицид: причины

Согласно статистическим данным, наибольший процент попыток самоубийства приходится на пубертатный период. В подростковом возрасте большинство детей проявляют острую чувствительность к различным ситуациям. Существует множество различных факторов, которые побуждают у подростков желание лишить себя жизни. По мнению специалистов, профилактические мероприятия, позволяющие предупредить подобные трагические события, имеют первостепенную важность для современного общества. В данной статье, мы предлагаем рассмотреть наиболее распространённые причины суицида подростков.

Пубертатный период (ориентировочно от 12 до 16—17 лет) относится к числу переходных и критических периодов жизни человека

Актуальность проблемы

Одним из важных вопросов в психологии, являются причины, которые приводят к появлению мыслей о самоубийстве. В случае с подростками, причиной подобных мыслей может быть неумение справляться с жизненными трудностями. Большинство людей в юном возрасте воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.

Неокрепшая психика, слабая воля и отсутствие практических знаний об устройстве мира – делает ребенка уязвимым для стрессовых факторов.

Любые жизненные трудности воспринимаются как катастрофа вселенских масштабов. Конфликты с одноклассниками и преподавателями, трудности в усвоении знаний, неразделенная любовь и заниженная самооценка – наиболее распространенные причины подростковых самоубийств. Вышеперечисленные причины можно объединить в одну группу: внутренний конфликт, с которым ребенок не в состоянии справиться самостоятельно. Именно незнание способа решения сложной ситуации порождает мысли о суициде.

Усугубить имеющиеся проблемы может конфликт внутри семьи. Достигнув пубертатного возраста, дети становятся трудноуправляемыми из-за желания проявить самостоятельность. Отсутствие тесного контакта между родителями и ребенком лишь усложняет проблему. Многие подростки, ища выход из различных ситуаций, пытаются обратиться за советом к взрослым, но сталкиваются с равнодушием и непониманием. Именно игнорирование состояние ребенка, толкает его на единственный выход – лишить себя жизни. По мнению психологов, осложнить ситуацию могут различные интернет ресурсы, главной тематикой которых является самоубийство. Существуют сайты, которые пропагандируют акт лишения себя жизни, как один из способов уйти от проблем.

Суицид с научной точки зрения

За последние годы, новости, связанные с самоубийствами подростков все чаще обсуждаются в СМИ. Подростковый суицид является действием, совершаемым девушками и юношами, с целью лишения себя жизни. Важно обратить внимание, что в данной ситуации умирают люди, которые только вступают во взрослую жизнь. Нередко подростки совершают подобные поступки ради забавы, не осознавая возможных катастрофических последствий.

Наиболее частыми причинами суицидов у подростков называют неразделенную любовь, конфликты с родителями или сверстниками, наличие страха перед будущим, или проблемы одиночества

С научной точки зрения, все самоубийства, совершенные в подростковом возрасте, подразделяются на три отдельных группы:

  1. Истинное решение. В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения. Они тщательно продумывают свои действия, желая достичь гарантированного результата. В случае просчетов, попытка повторяется через определенный промежуток времени. Чаще всего подобные действия наблюдаются у детей, живущих в социальной изоляции. Чувство ненужности и отверженности нарушает психоэмоциональный баланс. В таком состоянии любые эмоциональные потрясения могут подтолкнуть к разрушению личности.
  2. Чувствительный. Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели.
  3. Демонстративная форма. С помощью подобных поступков ребенок желает привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. Целью таких действий является попытка достижения определенных целей. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции.

Истинные причины

По мнению специалистов, суицидальные наклонности у подростков тесно взаимосвязаны с проблемой социальной адаптации. Жизненные трудности и отсутствие понимания у сверстников порождает желание лишить себя жизни. На сегодняшний день рассматривается пять условных типов личности людей, имеющих суицидальные наклонности:

  1. Эгоисты – личности, совершающие различные поступки в угоду своим желаниям, что приводит к выпадению из социума.
  2. Фаталисты – личности, уверенные в злом роке и предопределенности будущего, что приводит к трудностям самореализации.
  3. Аномичный тип поведения – при котором, личность отказывается принимать общепринятые нормы и правила.
  4. Имитаторы – личности, которые используют самоубийство в качестве инструмента для устрашения и получения желаемого результата.
  5. Альтруисты – личности, желающие во всем поддерживать окружающих, что может заставить их лишить себя жизни просто «за компанию».

Важно отметить, что попытка сымитировать самоубийство часто воспринимается взрослыми как шантаж или своеобразная игра. Недостаток внимания к подобному поведению, приводит к тому, что ребенок, ощущая равнодушие со стороны родителей, переходит к истинной форме разрушения личности.

Особенностью подросткового суицида является то, что истинное желание свести счеты с жизнью имеют только 10% из них

Наиболее распространенной причиной суицидальных наклонностей у детей является наличие внутрисемейных конфликтов. Недостаток родительской поддержки и любви, устремленность к материальному благополучию и отсутствие тесной эмоциональной связи между членами семьи, также имеют важную роль в формировании психики подростка. Большинство детей в подростковом возрасте остро воспринимают различные события и стремятся найти понимание своим проблемам у родителей. Игнорирование чувств ребенка или принижение их значимости может способствовать эмоциональной отчужденности.

Важное значение в вопросе подросткового суицида уделяется конфликтам со сверстниками и несчастной любви. Первая любовь для подростков – возвышенные романтические чувства, длиною в вечность. В момент разочарования, ребенок остро ощущает свое одиночество. В некоторых случаях недостаток внимания к этой проблеме может привести к трагичным последствиям.

Одной из важных составляющих в вопросе подросткового суицида, является негативное влияние средств массовой информации. Существуют различные сообщества, превозносящие культ смерти. Подробная пропаганда, основанная на принижении значения жизни, имеет негативное влияние на неокрепшую детскую психику.

Нередко, молодые люди совершают попытки суицида, подражая своим кумирам, что самостоятельно ушли из жизни.

Подростковый суицид, причины которого могут крыться в страхе перед будущим, желании отомстить и внутренней агрессии, часто совершается под влиянием средств, изменяющих сознание и спиртных напитков.

Пугающая статистика

Согласно статистическим данным, в перечне причин детской смертности, суицид занимает третью строчку. С каждым годом данный показатель неуклонно растет, что связано с культурным и технологическим развитием. Примерно в восьмидесяти процентах случаев, люди, решившиеся на подобный поступок, заранее предупреждают о нем свое окружение. Предупреждающие знаки имеют завуалированный характер, поэтому невнимательное отношение к ребенку может стать причиной пропуска «тревожных сигналов». Своевременное внимание к различным изменениям в модели поведения позволяет своевременно предотвратить катастрофические последствия.

По словам специалистов, подавляющее большинство подростков, решившихся на разрушительное действие, направленное в отношении собственной личности, полностью психологически здоровы и живут в полноценных семьях. Подростковое самоубийство, совершенное на фоне психических патологий – довольно редкое явление. Специалисты отмечают факт, что количество парасуицидников за последние несколько лет увеличилось в трехкратном размере. Примерно каждый двадцатый ребенок в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет, предпринимал попытки покончить с жизнью. По словам исследователей, Российская Федерация занимает одну из лидирующих позиций в вопросе подросткового суицида.

Угроза подросткового суицида — ситуация, где нельзя наблюдать и ждать — нужно незамедлительно действовать

Следует отметить, что чаще всего подобные действия совершаются девушками. Однако, они редко бывают успешными, поскольку выбираются более щадящие методы. По мнению специалистов, учащенность самоубийств наблюдается в весенние и летние месяцы. Ниже приведена статистика попыток покончить с жизнью, которые не увенчались успехом:

  1. В возрасте пятнадцати лет – около двадцати процентов детей.
  2. В возрасте шестнадцати лет – около тридцати процентов подростков.
  3. В возрасте семнадцати лет – около тридцати пяти процентов подростков.

Склонность к суицидальным помыслам увеличивается под влиянием спиртных напитков и средств, изменяющих сознание. Употребление психотропных веществ в раннем возрасте может иметь катастрофические последствия для неокрепшей психики. Важно отметить, что укрепить мысли об уходе из жизни может поддержка, оказываемая в интернете, где подобные действия часто поощряются.

Тревожные сигналы

Отследить появление суицидальных склонностей можно при тщательном анализе подросткового поведения. Некоторые дети склонные к депрессии, проявляют сильную подверженность переживаниям. По мнению специалистов, «последний шаг» совершается именно под влиянием сильных эмоций, имеющих негативную окраску. Под влиянием своих чувств, вызванных различными жизненными трудностями, ребенок не оставляет себе время на изменение решения и совершает катастрофические действия.

Основной проблемой подростков является неполное восприятие окружающего мира. Дети склонны к идеализации различных событий и постоянно находятся в ожидании благоприятного решения проблем. Различные неурядицы, могут восприниматься, как глобальная проблема, из которой нет выхода. В том случае, когда коммуникация между родителями и ребенком имеет неустойчивый характер, увеличивается риск развития трагичных последствий. По мнению специалистов, существуют специальные маркеры, которые могут выявить наличие внутренних конфликтов.

К таким маркерам относится стремление к изоляции и безразличие к происходящим событиям. Потеря жизненного интереса и переосмысление ценностей, может стать причиной угрюмости и отстраненности. Тревожным звоночком могут стать интересы, связанные с темой смерти и подобные разговоры. Увлечение оккультизмом, наличие фобий и беспричинного страха, частые перемены настроения и наплевательское отношение к собственной личности – требуют своевременной реакции. По мнению врачей, главным признаком готовящегося ухода из жизни, является раздача ценных вещей.

Очень редко личность совершает удачную попытку самоубийства без видимого предупреждения

Профилактические мероприятия

Подростковое самоубийство – одна из самых распространенных причин детской смертности, что делает вопрос профилактических мероприятий одним из самых важных. Следует отметить, что профилактика должна осуществляться во всех сферах начиная с семейных взаимоотношений. Родителям следует научиться оказывать правильную поддержку своим детям. Для большинства детей важны не только материальные ценности, но и душевное общение. Каждый ребенок должен иметь возможность, поделиться с родителями своими волнениями и переживаниями.

Проявлять интерес к жизни ребенка следует с самого детства. Хобби и увлечения подростка должны находить одобрение родителей и поощрение. Этот этап наиболее важен для будущего развития, поскольку именно он определяет степень дальнейшего погружения в социум. Только благодаря постоянной самореализации, ребенок получает стремление жить. Одной из главных задач родителей является обучение малышей преодолевать различные жизненные трудности. В качестве примера можно использовать различные ситуации из собственной жизни, а также положительных героев фильмов и анимационных картин, где персонажи преодолевают все неприятности, возникающие на их пути.

Родителям следует принимать непосредственное участие в жизнедеятельности детей и изучать волнующие их проблемы. Многие трудности, которые волнуют подростков, кажутся взрослым малозначимыми, что порождает проблемы в эмоциональной связи между членами семьи.

ktovdepressii.ru

Профилактика суицидов у подростков

Описание слайда:

Признаки поведения подростка, намеревающегося совершить суицид Изменяется отношение к учёбе. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями. Нередко происходит потеря интересов, хобби. Изоляция, уход в себя. Отсутствие поддержки сверстников. Состояние депрессии Беспокойное поведение. Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде. Возможна резкая смена имиджа. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам на тему смерти. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, возникающие внезапно, импульсивно и непредсказуемо имеют небольшой удельный вес в процентном отношении. Наличия предыдущей (незаконченной) суицидальной попытки (по статистике 30% подростков, пытавшихся совершить самоубийство единожды, повторяют попытку). Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным способом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки, часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Признаки поведения подростка, намеревающегося совершить суицид 1. Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия 2. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями от поступления в вуз до места проведения каникул. 3. Нередко происходит потеря интересов, хобби. 4. Изоляция, уход в себя. Отсутствие поддержки сверстников. 5. Состояние депрессии проявляется в безразличии, чувстве тоски, отчаяния, бессонницы, отсутствии аппетита. 6. Беспокойное поведение. Перепады настроения: внезапное и значительное ухудшение или улучшение настроения. 7. Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде. Возможна резкая смена имиджа. Например, девушка отрезает длинные волосы, юноша перестает причёсываться, мыться. 8. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам на тему смерти. 9. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Нередко это носит форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *