Учимся говорить звук р – как поставить звук Р у детей и взрослых

Содержание

Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения

Считается, что все звуки ребенок должен выговаривать уже к четырем годам, однако правильно произносить звук «р» он может учиться до пяти лет. Как помочь малышу справиться с этой задачей?


Русский звук «р» считается одним из самых сложных по артикуляции. Для того чтобы произнести его правильно, нужны отточенные движения речевого аппарата.

Ребенку непросто справиться с этим. В итоге он просто пропускает этот звук в словах, заменяет его на те, которые может артикулировать: «л», «ы» или «й», или произносит звук грассированно (с гортанным призвуком).

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

У ребенка так же может быть слабо развит артикуляционный аппарат и неправильно поставлено речевое дыхание. Для развития артикуляционного аппарата предложите ребенку заняться приятнейшим делом – побольше гримасничать, показывать язык, закручивать его в трубочку, корчить смешные рожицы. Поставить речевое дыхание ребенку может только профессиональный логопед, который покажет, какие упражнения нужно выполнять и что при этом говорить. После всего этого можно перейти к упражнениям, которые помогут ребенку приручить непокорный звук «р».

Обязательные условия

Ваш малыш с успехом освоит сложные звуки, если вы будете регулярно с ним заниматься. Для начала вам придется несколько раз посетить логопеда, после чего вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком, соблюдая рекомендации врача. Запаситесь терпением и приготовьтесь тратить на упражнения полчаса каждый день. Любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить малышу приятные эмоции, поэтому проводите ваши занятия в игровой форме.

Постановка сложной буквы происходит в три этапа. Сначала вы должны научить кроху произносить звук сам по себе, затем потренироваться говорить его в слогах и словах и только потом переходить к тренировке поточной речи.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»

Разминка

– Малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.

– Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.

– И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.

– В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз. Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.

– И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.

Как научить ребенка говорить «р»

Тренируем звук «р»

1. Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.

2. Для этого упражнения понадобится логопедический шпатель, закажите его в специализированном магазине или купите в аптеке. Используйте его очень аккуратно, но уверенно. Попросите малыша открыть рот пошире и тянуть звук «ж-ж-ж», постепенно перемещая язык ближе к основанию верхних зубов. Через пару секунд аккуратно введите ребенку под язык шпатель и начните легонько и ритмично колебать язык вправо-влево, создавая вибрацию. Пусть ребенок тянет «ж-ж-ж» на сильном выдохе и ощущает вибрацию, запоминает ее.

3. Попросите ребенка открыть рот пошире, отвести язык максимально назад и произнести слог «з-з-за». В этот момент подсуньте ему под язык шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если вы все сделали правильно, вы услышите вполне отчетливое твердое «р».

Сделайте то же самое, только пусть ребенок произносит «з-з-зи», а сами проделывайте те же движения шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этот раз проявится мягкий звук «р».

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: “дра”/”дро”/”дру”, “тра”/”тро”/”тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: “ра”/”ро”/”ру”. Вводим обратные слоги: “ар”/”ор”/”ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

источник1 и 2

ourkids.mirtesen.ru

Как научить ребенка говорить букву «Р»

В чем причина картавости

Раньше врачи считали, что картавость связана исключительно с врожденным укорочением уздечки — этот небольшой кусочек ткани мешает языку нормально двигаться и высоко подниматься при произнесении звука. Увы, короткая уздечка — далеко не единственная логопедическая проблема. На сегодняшний день специалистам известно более 25 видов нарушений этого «капризного Р-Р-Р»:

  • Полное отсутствие звука. В таком случае малыш просто не говорит «Р» и вместо слова «корова» у него получается «коова»
  • Горловой звук. Подобное произношение является нормой для немецкого и французского языков, но в русском причисляется к нарушениям. Этот речевой дефект вызван тем, что при произнесении «Р» вместо кончика языка у человека вибрирует мягкое небо или маленький язычок на нем.
  • Одноударный «Р» чем-то сродни английскому «R» (а называется он так, потому что в процессе произнесения звука кончик языка не вибрирует, а ударяется о твердое небо только один раз).
  • При боковом произношении вибрируют края языка: если присмотреться к ребенку, можно заметить, что в момент, когда он говорит «Р» выдыхаемый воздух уходит не вперед, а вбок.
  • Кучерский звук. Здесь снова вибрирует не то что нужно: губы. На слух это похоже на «тпр-р-ру» — отсюда и название. К счастью, такое нарушение встречается довольно редко.
  • Носовой звук, при котором «Р» произносится «в нос», как при насморке. Мягкое небо не закрывает проход в носовую полость, в результате происходит утечка воздуха в неправильном направлении.

Упражнения для того, чтобы правильно говорить Р

Выполняются по 5 раз ежедневно (затем количество повторов увеличивается до 8 раз) перед зеркалом. На начальных этапах показывайте ребенку, что и как он должен делать, — так малыш быстрее усвоит, чего от него хотят.

«Окошко»

Максимально широко открыть рот и удерживать его в таком положение на счет — сначала это будет 1−2-3, потом 1−2-3−4-5−6-7−8. Словом, чем дольше, тем лучше.

«Кукушка»

Рот широко открыт, кончик языка попеременно кладется на верхнюю губу и убирается за верхние же зубки.

«Чистим зубки»

Кончиком языка по зубам с внутренней стороны.

Гармошка”

Язык поднять вверх и «присосать» к небу. Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот.

«Маляр»

Широко открыть рот, поднять язык вверх, коснуться бугорков за верхними зубами и двигать языком по поверхности неба вперед-назад. Упражнение для выработки вибрации

«Барабан»

Рот широко открыть, кончик языка поднять вверх и громко, отрывисто произносить: «Д-д-д-д-д». Упражнение для вызывания звука «Р» Широко открыть рот, язык поднять вверх, приблизить к бугоркам у верхних зубов, с силой подуть на кончить языка, чтобы он завибрировал и длинно произнести звук «Р». Для наглядности можно предложить ребенку приблизить ладонь ко рту — так он сможет почувствовать и зафиксировать правильное движение воздуха.

Как быстро научить ребенка говорить букву Р: видео

Нужно ли делать операцию, чтобы правильно говорить Р

Стоит ли резать уздечку, чтобы правильно говорить Р

Чтобы проверить, короткая у малыша уздечка или нет, попросите его максимально широко открыть рот и «присосать» язык к небу. Если ребенок не может поднять язык высоко, делает это с трудом или через боль — значит, с важнейшим «разговорным органом» действительно не все в порядке.

У проблемы два решения: можно сразу подрезать уздечку, а можно попытаться ее растянуть. Логопеды советуют не торопиться с операцией и попробовать исправить дефект упражнениями на растяжку. Курс рассчитан на 2 месяца ежедневных занятий, но если никаких сдвигов не произойдет, можно смело отправляться к хирургу-стоматологу. Подрезание уздечки — операция несложная: после обезболивающего укола врач за 5−10 минут проделывает необходимые манипуляции и накладывает швы (через 4−6 дней их снимают).

Кстати: В некоторых клиниках научились подрезать уздечку лазером — это позволяет избежать процедуры снятия швов

Самые популярные вопросы логопеду: как научить ребенка говорить букву Р

Логопед говорит подрезать уздечку, а хирург категорически возражает против операции. Кто прав?

Если хирург приводит вам четкие аргументы против подрезания (противопоказана анестезия, близко расположены кровеносные сосуды), то к нему стоит прислушаться. В этой ситуации необходимо донести его слова до логопеда и попросить назначить новый комплекс упражнений, исходя из того, что операция невозможна.

Как объяснить ребенку разницу между звуком и буквой?

Очень просто. Звук мы говорим и слышим, а букву — пишем и читаем.

Что будет, если не исправить речевой дефект в детстве? Может, он пройдет сам собой?

Увы, дефект закрепится и с течением времени никуда не исчезнет. У малышей могут начаться трудности с чтением и письмом. У подростков нередко появляется стеснение перед речью, и тогда — как следствие — возникает замкнутость, в которой, понятно, нет ничего хорошего. Во взрослом возрасте научиться правильно произносить любой звук (в том числе и «Р») вполне возможно, только на это потребуется гораздо больше времени и сил, чем в детстве. Поэтому не затягивайте!

Папа (мама, дедушка) в детстве не выговаривал / до сих пор не выговаривает «Р». Может быть так, что именно с этим связаны нарушения дикции у ребенка?

Да, может. Существует наследственная предрасположенность к картавости. Кроме того, малыш просто мог усвоить неправильное произношение в процессе общения с этим человеком — в таком случае нужно постараться ограничить их контакт до тех пор, пока звук не закрепится.

Могу ли я, мама, присутствовать на занятиях с логопедом?

Имеете полное право. Но, к сожалению, ваше присутствие может отвлечь ребенка от упражнений. Именно поэтому логопеды часто просят родителей уйти из кабинета на время урока.

Ребенок не хочет заниматься. Что делать?

Прежде всего, выяснить причину. Ему больно или он слишком устает? Может быть, стоит немного сократить нагрузку? Или малышу просто недостаточно мотивации? Вы знаете ребенка лучше, чем кто-либо другой, поэтому наверняка сумеете подобрать к нему «ключик». За успехи в занятиях можно поощрять чадо конфетами или наклейками с изображением его любимых персонажей. Словом, ищите способ, и вам воздастся.

Где искать логопеда и зачем он нужен

Где найти логопеда

  1. В поликлинике
  2. В детском саду или школе (в зависимости от того, где обучается ваше чадо)
  3. В КДЦ (консультативно-диагностическом центре).

В последнем случае возможно навестить не только логопеда, но и семейного и детского психолога, невролога и других специалистов. Список подобных учреждений, как бесплатных, так и коммерческих, и информацию о них родители могут посмотреть на сайте: www.childpsy.ru/organizations/index.php

Зачем нужен логопед, чтобы правильно говорить Р

После проведенного комплекса упражнений нужный звук может и не появиться. Это значит, что вызывать его придется механическим путем, и тут уже без логопеда не обойтись. С помощью устрашающего вида инструментов — зондов — логопед искусственно создаст колебания языка, а затем медленно «приучит» артикуляционный аппарат работать без посторонней помощи. Кроме того, врачи используют в работе и зондовый массаж (в случае плохой подвижности языка) и еще целый ряд трудно поддающихся описанию приемов. В общем, рано или поздно ваш картавец зарычит, как настоящий лев, не ведающий страха и сомнений. Но, для того чтобы это произошло, помните, что работа даже самого лучшего специалиста не даст результатов, если вы не будете заниматься с ребенком дома, дотошно выполняя все медицинские рекомендации.

УР-Р-РА! Как закрепить букву Р

И вот наконец-то трудный звук произнесен! Малыш доволен, вы счастливы, но тем не менее останавливаться на достигнутом нельзя: на самом деле все только начинается! Необходимо закрепить успех и сделать так, чтобы ребенок свободно, не задумываясь, упо­треблял «Р» в повседневной речи. Для этого повторяйте с ним различные слоги (сначала прямые, как «ра», потом обратные, как «ар»), а затем переходите к следующему этапу — легким словам. Постепенно вводите цепочки слов (заодно потренируете слухоречевую память) и слова подлиннее. Все получается? Отлично, значит, можно заняться «чистоговорками», придумать которые вы вполне можете самостоятельно — например: «Утром едем на метро, ро-ро-ро». Ну и что, что чепуха, зато работает! Главное, проследите, чтобы в рабочем материале не было сложных звуков «Л», «Л мягкий», «Й» и «Р мягкий», иначе может произойти «смешивание» и малыш просто-напросто запутается. Говорить мягкую Р сложнее — все нужно делать постепенно.

Не забывайте о том, что ребенку должно быть интересно, нельзя просто приказать ему: «Иди-ка сюда, будем учиться говорить!» Постарайтесь превратить упражнения в игру: найдите яркие картинки к словам или подключите к занятиям любимых кукол с плюшевыми мишками. Детям обычно нравится игра «Радио»: взрослый что-то говорит малышу на ушко, а тот должен повторить это вслух. Многие юные «картавщики» прекрасно выговаривают звук, когда стараются, но стоит двери логопедического кабинета закрыться или маме уйти, все возвращается на круги своя. Дело в том, что развитие речи происходит прежде всего в общении, поэтому, забирая ребенка из сада, разговаривайте с ним о том, что встречается вам на пути, спрашивайте, как он провел день, и обязательно обращайте внимание на то, как правильно говорить Р.

www.goodhouse.ru

Как научить ребенка говорить букву р

6 уверенных шагов к звуку «р»

1. Делайте артикуляционную гимнастику

Вся артикуляционная гимнастика хороша. Но ваша главная задача — научить ребёнка держать язык за верхними зубами. Чтобы добиться хороших результатов в этом деле, делайте следующие упражнения:

«Качели». Широко открываем ротик и цепляемся кончиком языка сначала за верхние зубы, затем опускаем язык на нижние зубы, как бы изображая качели.

  • «Часики». Высовываем язык вперёд так, чтобы он был в напряжении и не опирался ни на одну губу. И начинаем водить (тянутся языком) от правого уголка губ к левому и обратно. Это упражнение разрабатывает корень языка. Чем медленнее оно выполняется, тем лучше.
  • «Заборчик». Попросите ребёнка резко улыбнуться так, чтобы у него были видны зубы. Пусть 2-3 секунды удерживает губы в таком положении. Затем надо расслабить рот и повторить упражнение ещё раз.
  • «Иголочка». Резко вытягиваем язык вперёд, чтобы он стал прямым и острым, как иголочка.
  • «Месим тесто». Высовываем язык и начинаем шлёпать губами и произносить звук «пэ-пэ-пэ». Язык должен быть расслаблен.
  • «Грибочек». Широко откройте рот, сделайте так, чтобы язык присосался к нёбу. Не забывайте, что рот должен быть широко открыт.

2. Делайте упражнение «Барабанщик»

Когда у малыша получаются эти упражнения, можно целенаправленно переходить к постановке звука «р». Для этого делайте упражнение «Барабанщик».

Улыбайтесь, открывайте рот, растягивайте губы, остреньким кончиком языка касайтесь за верхними зубами и начинайте сначала медленно, потом быстрее произносить звук «д». Получается: «дэ-дэ-дэ-дэ-дэ». Подбородок при этом не двигается, рот открыт широко, губы растянуты!

3. Добавляем в упражнение «Барабанщик» движения шариковым зондом

Когда ребёнок делает упражнение «Барабанщик» хорошо (в течение 30 секунд чётко и быстро произносит звук «д»), можно приступать к следующему этапу.

Заранее приобретите шариковый зонд (инструмент для занятий логопеда) или палочку с круглым наконечником (подойдёт и ватная). Также для следующего упражнения можно использовать палец. Ребёнок делает упражнение «Барабанщик», а вы в это время ставите палочку рядом с кончиком языка и начинаете водить ей справа налево (перпендикулярно языку).

letidor.ru

учимся произносить Р без логопеда

Одной из самых частых причин обращения к логопеду становится «трудная» буква Р. На самом деле довольно много детей с раннем возрасте не справляются с произношением.

Если сначала неправильно произносимые малышом слова вызывают у родителей умиление, то через некоторое время эта ситуация чаще всего начинает их беспокоить. 

буква Р

Так, как научить ребенка говорить букву Р, если он никак не может справиться с ее произношением? В каких случаях картавость можно списать на возраст малыша, а в каких случаях ему срочно требуется помощь логопеда?

Для того, чтобы решить проблему важно понимать, почему она возникла.

Почему ребенок не выговаривает букву Р?

Если ребенок не выговаривает какие-то буквы, в том числе букву Р, на языке логопедов это называется дислалия. Дислалию отличает отсутствие в речи ребенка какого-либо звуки при полной сохранности слуха и нормальной работе самого речевого аппарата.

Почему такое может происходить?

  1. Ребенок может иметь неправильный образец для подражания. Например, кто-то в близком его окружении неправильно говорит буку Р.
  2. Когда в семье говорят сразу на двух языках, ребенок может элементарно путаться, что и усложняет отработку произношения звуков.
  3. Это может быть случайный выбор ребенком неверной артикуляции.
  4. В семье просто не обращают внимание на отсутствие звука Р в речи ребенка, его не поправляют.
  5. Ребенок может быть ослаблен в результате частых физиологических или неврологических заболеваний.
  6. Фонематический слух недоразвит, т. е. не четко определяет звук в речи других людей.

Договоримся, что все эти — вполне устранимые — причины возникают на фоне абсолютно корректной работы физиологической составляющей, то есть у ребенка нет нарушений слуха и работы артикуляционного аппарата.

Итак, сложности подстерегают малыша со всех сторон. Впрочем, есть дети, которые успешно минуют эту проблему и произносят букву Р четко и чисто. А что делать, если эта буква никак не дается?

До какого возраста картавость считается вариантом нормы?

Сами логопеды признают, что «бить тревогу» следует лишь по достижению ребенка 5-летнего возраста. До 5 лет он имеет полное законное право не произносить некоторые буквы.

дети и буква Р

Объясняется это тем, что речевой аппарат до этого возраста еще развивается и ему требуется время, чтобы справиться со всеми сложностями.

Однако это вовсе не означает, что родители должны сидеть сложа руки. В домашних условиях можно заниматься с ребенком укреплением мышц язычка, делая упражнения и подготавливая речевой аппарат к произнесению этой сложной буквы.

Как можно заниматься дома, чтобы научиться произносить букву Р?

Родителям необходимо себе уяснить, что коварная буква не произносится, потому что мышцы язычка еще слабые и не могут правильно себя вести. Однако, при этом ошибкой стало бы заставлять ребенка упорно повторять скороговорки и стишки на букву Р, пока они просто не в силах еще его произнести.

Занимаясь без логопеда, домашние занятия следует строить таким образом:

  1. Сначала подготовить язычок специальными упражнениями.
  2. Затем учиться говорить букву Р четко в слогах и саму по себе.
  3. И лишь затем закреплять ее, заучивая скороговорки.

Зарядка для языка: артикуляционные упражнения

Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.

То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.  

Грибок

Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.

Чистим зубы изнутри

Кончик языка с силой проводит по зубам изнутри — от десен к верхушке зуба. Повторить 5-8 раз.

Маляр

В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз.

Гармошка

«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.

Футбол

Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».

Причесываем язычок

Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.

Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.

Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.

Заводим мотор

Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.

Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.

При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.

Волшебная палочка

Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.

Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.

Слушаем Р твердый

Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:

Р мягкий

Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.

Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.

И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.

Скороговорки для закрепления произношения

Дети любят веселые скороговорки и потешки. Вы снова можете обратиться к пособиям, а можете сочинять их вместе. Помните, что только ваша поддержка и хорошее настроение помогут вашему ребенку справиться с такой сложной задачей.

Примеры скороговорок на произношение буквы Р:

  • «Трое трубачей трубят в трубы»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»;
  • «У Кондрата куртка коротковата».

Ну и классика — про траву на дворе и дрова на траве или история про Греку, который ехал через реку.

Более сложные скороговорки для выговаривания буквы Р представлены ниже (нажмите на картинку для увеличения):

Кстати, это скороговорки не всегда легко даются даже взрослым. Можно поиграть — кто быстрее и чище их произнесет.

Когда нужно обращаться за помощью к логопеду?

К сожалению, бывает и так, что вы прикладываете массу усилий, а результат недостижим. В таком случае правильным решением будет обратиться к специалисту.

Логопед проведет осмотр ребенка, побеседует с ним и с вами и выяснит, в чем причина проблем с произношением букв. Мы говорили выше, что важно исключить физиологические нарушения, не позволяющие ребенку правильно говорить.

Возможно, вас направят к другим специалистам — неврологу, ортодонту или стоматологу, которые помогут малышу победить картавость. А, может быть, крохе понадобится логопедический массаж.

Кроме того, логопед сможет показать, как делать упражнения и проконтролировать их выполнение.

Лучше не оставлять ситуацию неразрешенной, ведь в дальнейшем это может оказать влияние на успеваемость ребенка в школе. Однако не стоит впадать в панику. Покажите ребенку, что вы готовы ему помочь и научите его преодолевать сложности.

Ваша поддержка и приложенные усилия дадут ему впоследствии много больше, чем четкую дикцию. Уверенность в себе и способность учиться и трудиться — вот чему вы научите своего ребенка.

otvetprost.com

Как научить ребенка говорить букву Р

Звук «р» считается самым сложным для произношения. Многие детки испытывают сложности с этим звуком. Каждый родитель должен знать, как научить ребенка говорить букву «р», чтобы помочь своему малышу.

Что считается нормой

Правильно произносить «р» приоткрыв губы, приподняв спинку языка, кончик которого находится возле передних зубов. Края языка касаются коренных зубов. Сильный поток воздуха из-за выдоха заставляет вибрировать кончик языка.

Основные причины сложностей

Проблемы с произношением «р» логопеды связывают со следующими особенностями.

Неправильный прикус зубов

Сложности с произношением «р» возникают у детей с глубоким прикусом, отсутствием передних зубов и патологическим сужением челюстей. При подозрении на неправильный прикус необходима консультация ортодонта.

Неправильное речевое дыхание

Многие дети используют верхне-грудным дыханием, во время вдоха поднимают плечи. Это затрудняет правильное дыхание во время разговора. Также нарушением речевого дыхания считаются:

  • поверхностный вдох и выдох;
  • неравномерный выдох;
  • неправильное распределение выдоха по словам.

Чтобы перестать картавить, так как произносить букву «р» достаточно сложно, специалисты рекомендуют делать дыхательную гимнастику и учиться дышать, используя диафрагму.

Индивидуальное строение уздечки

Слишком короткая уздечка ограничивает движения языка, делая невозможным воспроизведение некоторых звуков. Таким детям желательно провести курс логопедической гимнастики и массажа для растяжения уздечки.

В сложных случаях ортодонты рекомендуют проведение хирургического вмешательства для исправления этой особенности.

Плохое развитие артикуляционного аппарата

Четкость речи зависит от корректной работы мышц языка и челюстей. Ослабленный или неправильно сформированный речевой аппарат не позволяет правильно произносить звуки. Часто проблемы с развитием речевого аппарата возникают из-за дыхания ртом.

Так как самостоятельно научиться не картавить букву «р» получается не у всех детей, кроме специальной гимнастики врачи рекомендуют массаж лица

Проблемы в речевом слухе

Речевой слух – способность различать фонемы языка, звуки. Для некоторых детей похожие звуки, например, «з» и «с» звучат одинаково. Это осложняет восприятие слов, в дальнейшем приводит к сложностям в учебе. В норме ребенок в три года уже должен понимать разницу между похожими звуками. Если этого не произошло, логопед рекомендует специальные упражнения, развивающие фонематический слух.

Учимся говорить «р»: речевая гимнастика

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата, делают ежедневно. Если ребенок отказывается их выполнять, занятия проводят в игровой форме.

Упражнения для дыхания

Нюхаем цветочки

Медленно вдыхают воздух через нос и выдыхают через рот.

Футбол

Дуют на шарик из ваты, стараясь направить его в «ворота».

Лошадка

Заставляют кончик языка вибрировать, произнося «тпруу» как можно дольше.

Упражнения для губ

Улыбка

Улыбаются, губы остаются сомкнутыми.

Слоник

Губы вытягиваются вперед, сложенные трубочкой.

Покажи зубки

Поочередно поднимать верхнюю и нижнюю губу как можно выше.

Так же хорошо помогают развить мышцы губ игры с мыльными пузырями, дудочкой и свистком.

Упражнения для языка

Покажи язык

Расслабленный язык высовывают, стараясь кончиком достать подбородка.

Трубочка

Кончик языка необходимо свернуть в трубочку, после снова расслабить.

Лошадка

Прижимают кончик языка к небу, напрягая. Резко опускает его вниз, стараясь произвести цокание.

Упражнения для растяжения уздечки языка

Художник

Проводят языком по небу, старясь дотянуться как можно глубже.

Дотянись до носа

Вытягивают язык как можно выше, стараясь прикоснуться к носу.

Котенок

Малышу предлагают слизать с блюдца лакомство – варенье или мороженое. Язык необходимо высунуть как можно дальше, стараясь, чтобы он не сужался.

Артикуляционная гимнастика

Способствует правильному развитию мышц лица.

Упражнения постановки от звука Д

Барабан

Твердо и четко произносят «д», постепенно ускоряя темп. Во время непрерывного произношения добавляют голос. Получается «р».

Чередование

Произносят поочередно «д» и «т». После того, как язык привыкнет к движениям, получится«р».

Упражнения постановки от звука Ж

Произносят «ж», постепенно заводя кончик языка глубже в полость рта. После нескольких повторений получается слабовибрирующий «р».

Во время следующих упражнений стараются добиться большей четкости произношения.

Упражнения постановки от звука З

Необходимо много раз повторять «ззза». Многократное повторение заставляет язык вибрировать.

После того, как ребенок привыкнет, во время произношения необходимо поменять положение кончика.

Упражнения постановки от звука С

Малыш много раз повторяет звук «с». После чего на вдохе «заглатывает» язык, кончиком касаясь неба. Упражнения повторяют до 5 раз.

Постановка звука Рь

Твердый и мягкий звуки произносятся по-разному. При произнесении мягкого язык касается зубов.

Для постановки мягкого звука «р» ребенка просят прижать кончик языка к передним зубам, набрать как можно больше воздуха в легкие и резко его выдохнуть.

Сильный поток воздуха заставит язык вибрировать, ребенок произнесет мягкую «р».

Важность упражнений для автоматизации буквы Р

После того, как ребенок научился произносить отдельный звук, необходимо закрепить его использование в повседневной речи. Без этого малыш не сможет говорить плавно и четко.

Автоматизация звука «р» происходит поэтапно, сначала ребенок привыкает использовать его в слогах, затем в словах, после этого в предложениях.

Логопеды рекомендуют отвлекать ученика от процесса произношения, используя различные раздражители. Специалисты акцентируют внимание на картинках, прикосновении к фактурным предметам, движении руками.

Автоматизация твердого звука Р в слогах ра-ро-ры-ру

Задания на автоматизацию звука «р» начинают с разминки – артикуляционной гимнастики.

После этого несколько раз громко и четко произносят «р».

Следующий этап – произношение односложных слов, начинающихся с «р». В качестве второй буквы необходимо использовать все гласные по очереди.

Освоив произношение простых слов, переходят к автоматизации буквы «р» в словосочетаниях. Хороший эффект дает использование коротких стишков, в первой части которых повторяются слоги состоящие из «р» и гласной.

Вторая часть стишка рифмуется со слогами из первой. Можно предложить ребенку придумать рифму самостоятельно. Эти упражнения помогают автоматизировать звук «р» в словах и словосочетаниях.

Мимическая гимнастика

Упражнения на букву «р» направлены на укрепление мышц лица. Желательно проводить занятия перед зеркалом.

  1. Движение бровями вверх и вниз.
  2. Улыбка с напряжением щек.
  3. Растягивание губ в широкой улыбке.
  4. Напряжение и расслабление мышц челюсти и шеи.

Движения должны быть медленными, в момент напряжения необходимо задержаться на несколько секунд.

Дыхательная гимнастика

Развивает правильное дыхание во время разговора. Вот несколько способов постановки звука «р».

Свечка

Набирают в рот воздух, надувая щеки. Выдыхают, не открывая рот, через узкую щель между губами, стараясь задуть свечу.

Мыльные пузыри

Выдувают мыльные пузыри. По команде взрослого стараются дуть резко, чтобы получилось много маленьких или медленно, выдувая один большой.

Собачка

Быстро дышат, высунув язык.

Подводная рыбалка

Глубоко вдыхают, задерживают дыхание как можно дольше. Выдыхают медленно.

Постановка с механической помощью

В этом случае используют ватную палочку. Во время повторения звука «з» необходимо палочкой подвинуть кончик языка вглубь.

Дети не любят это упражнение, но избегать его не стоит, так как оно помогает быстро научить ребенка говорить букву «р».

Упражнения для улучшения речевого слуха

Без развития фонематического слуха невозможно научиться правильно произносить букву «р», так как воспроизвести ее, не услышав, не получится.

Картинки

Ребенок должен найти изображение, в названии которого есть звук «р». Следующий этап – отсортировать картинки на две части. В словах первой группы присутствует этот звук, во второй – нет.

Хлопки

Помогают произносить длинные слова. Сначала слоги отделяют паузой, после малыш должен хлопать в конце каждого слога.

Эти простые приемы постановки буквы «р» позволяют малышу почувствовать состав слова и облегчают использование в повседневной речи.

Постановка звука Р по М.Е. Хватцеву

Известный советский логопед рекомендовал следующие упражнения на постановку звука «р».

  1. Вибрировать губами, сначала без звука, потом используется голос. Можно помогать пальцами. На втором этапе язык находится между губ.
  2. Кончик языка находится на верхней губе. Резко дуют, вызывая вибрацию.
  3. Рот широко открыт, язык загнут назад и касается неба. Необходимо сильно дуть, не меняя положения языка.
  4. Ребенок быстро произносит звуки «т» и «д» шепотом. В процессе произношения меняет положение кончика языка, чтобы получилась «р».

Постановка звука Р по Р.Е. Левиной

Постановка звука «р» включает следующие этапы.

Малыша учат произносить звук, напоминающий по звучанию «р», не используя вибрацию.

Следующий этап – научить ребенка вибрировать языком.

Для этого используют многократное произношение звука «ж», постепенно перемещая кончик языка к верхнему ряду зубов.

Ребенок повторяет сочетание звука «д» и нераскатистой «р».

Таким образом научиться выговаривать букву «р» можно не только ребенку, но и взрослому человеку.

Постановка звука Р по А.И. Богомоловой

Правильное положение языка корректируют при помощи пальцев. Язык должен быть напряжен, направлен внутрь. Края прижимают двумя пальцами к небу.

Ребенок резко выдыхает, произнося звук, напоминающий «р». После закрепления произношения короткого звука, необходимо увеличить длительность произношения.

7 заданий для формирования правильного произношения

Эти упражнения выполняют ежедневно.

Часы с кукушкой

Рот округлен, губы напряжены. Малыш высовывает кончик языка в отверстие между губ и прячет обратно.

Дрожалка

Во время выдоха малыш поднимает и опускает кончик языка, касаясь губ.

Смешная рожица

Губы растянуты в широкой улыбке. Кончик языка находится между зубов. Ребенок смыкает и размыкает зубы.

Маленькая лошадка

Сильно дуть на расслабленные губы, стараясь заставить их вибрировать.

Барабанщик

Быстро и резко произносят звук «д», ударяя кончиком языка по альвеолам.

Зубная щетка

Малыш водит языком сначала по верхнему, затем по нижнему ряду зубов.

Присоска

Спинка языка прижата к небу. Воздух втягивают внутрь, чтобы язык прилип к поверхности.

До какого возраста это должно исправиться

Логопеды считают нормой, что ребенок начинает правильно выговаривать букву «р» после того, как ему исполнится 4 года.

Если ребенок не научился четко произносить этот звук до 5 лет, необходима консультация специалиста.

logoprav.ru

Как научиться выговаривать букву р

К сожалению, дефект речи в наше время, сейчас сильно распространён. Дело в том, что у многих в детстве проявляется склонность к, так скажем, глотанию букв, звуков. Родители обычно думают, что это временное явление и пройдёт с возрастом. Да, безусловно, есть редкие случаи, когда это происходило так, само собой, но в большинстве, люди становятся взрослыми, сформировавшимися людьми, так не свободные произносить чётко букву Р.

Как научиться выговаривать букву р

Всё, как везде, детский организм проще поддаётся перевоспитанию рефлексов, лечению каких-либо заболеваний, и мышление, в общем-то, достаточно гибче взрослого. При благоприятном развитии, малыш пробует произносить отдельные слоги, предложения уже в год, но по человеческой природе, это весьма раннее время. Именно по этому, в юности необходимо особе внимание, не путает ли ребёнок буквы, нет ли каких-то других дефектов. И самое сложно, это произношение именно «Р».

Родители должны понимать, зачастую, причиной служит форма языка, маленькая уздечка, слабые мышцы вокруг рта, всё это вызывают осложнения с различными звуками. Ещё бывает, влияет на произношение расположение зубов, тут необходима помощь врача, который порекомендует специальную пластину на время. Если не разобраться с этой проблемой в юном возрасте, будет крайне проблематично решить её более взрослому. Для устранения картавости, нужно знать причину, и только потом, с ней бороться. Обычно этим занимается логопед, он поможет родителям без хирургического вмешательства улучшить речь ребёнка.

Как взрослому научиться выговаривать букву р

Возможность не произносить букву Р, называется картавостью и приносит массу неудобств, как ребёнку, так и взрослому. Формируются комплексы, и, к сожалению, освоить некоторые профессии картавым невозможно. У детей большая вероятность исправить это, после посещений логопеда, но вот как быть взрослому, тут вопрос. Как старше становиться человек, так больше работы требуется на постановку правильного произношения.

Речевой аппарат и мышцы взрослого, приучены к определённому произношению. Для переучивания необходимо приложить массу усилий, время. Только нет невозможного, важна тяга к лучшему и терпение, при сталкивании с трудностями. Признание проблемы, уже первый шаг к её решению, примите следующие рекомендации к сведению:

  1. Найдите в интернете несколько скороговорок. Не зря маленьких детей заставляют в детстве произносить их, они тренируют артикуляционный аппарат, помогая произносить звуки. Выделите примерно пять скороговорок с частым употреблением нужно буквы.
  2. Ни в коем случаи не избегайте слова, содержащие сложный для Вас звук. Нужно бороться со своими комплексами, работайте над своим отношением к дефекту. Скрыть произношение можно, но вот проблему углубите при этом ещё дальше в свою голову.
  3. Положите перед собой зеркало, произнося сочетания «ла», «та», смотрите в каком положение находится язык, губы.

Как быстро научиться выговаривать букву р

Правильно и бегло произносить букву Р, весьма сложная задача, и распространённая. Для работы с ребёнком, упростят помогающие действия родителей, но взрослым придётся самостоятельно решать эту проблему. Выполняйте ежедневно следующие рекомендации:

  1. Как и детям, советуется проговаривать скороговорки, при этом, особый акцент отдаётся словам, с частым использование буквы Р.
  2. Частой ошибкой, полученной в детстве, когда воздух остаётся в горловине и не выпускается наружу. Тем временем, происходит нужного дрожания конца языка, что является обязательным критерием при произношении звуков «Р». В устранение изъяна, улыбнитесь, поднимая язык к нёбу, выпуская воздух, раскройте рот.
  3. Для улучшения подвижности кончик, также, натяните рот в улыбке, выпустите язык, легко покусывайте его кончик. Выполняйте данное упражнение в течение десяти секунд, затем отдых, снова повторите. Эту разминку необходимо повторять четыре раза в неделю, в день, а вообще, чем чаще, тем лучше.

Как научиться выговаривать букву р в домашних условиях

Одной из причин данного дефект, является короткая уздечка внутреннего язычка. Придать эластичности, необходимо открыть рот, вытянуть язык, попытаться дотянуться до подбородка, ну либо кончика носа. Такое упражнение как раз таки, лучше выполнять в домашних условиях, чтобы Вас никто не отвлекал. Ещё для домашней работы над проблемой, подойдёт способ записи себя на диктофон. Прослушав, как Вы произносите, например, скороговорку, можете выявить, какого рода происхождения имеет ошибка. Запись себя поможет обнаружить даже малые отклонения от стандарта речи.

Упражнения для произношения буквы р

Разработать её чёткое воспроизведение в сжатые сроки очень непростая цель, но при помощи некоторых логопедических упражнений доступно. Буква Р самая непростая в русской речи. Чтобы хорошо говорить, нужны проработанные мышцы речевого аппарата, хорошая амплитуда, иные физиологические развития.

  1. Первое действие на разработку речевого аппарата, Вам нужно открыть рот и высунуть кончик языка, оставить на передних зубах, в таком положении на двадцать секунд. Это своеобразная растяжение подъязычной связки, расслабление мышц.
  2. Теперь также, откройте шире рот, с силой прикоснитесь к бугоркам передних зубов, в это же время, проговаривайте звук «Д». Время аналогичное, примерно по пятнадцать – двадцать секунд.
  3. Произносите цокающие звуки языком, словно скачите на лошади, это растягивает связки.
  4. И пересчитайте языком все зубы, засовывая и высовывая зыка изо рта.
  5. Высуньте язык на половину, за пределы зубов, воспроизведите протяжно звук «з-з-з», потом передвиньте его обратно, упершись в нёбо, повторить звук.
  6. Прижмите плотно язычок к нёбу, как — будто сейчас произнесёте «нь», широко откройте рот, затем закройте. Повторяйте данное действие двадцати раз.

Данные рекомендации подходят для работы с ребёнком, так и взрослому. Если Вас беспокоит развитие речи у малыша, прислушивайтесь к его произношению, не затягивая с работой над ним. Ну а если Вы уже сформировавшийся взрослый человек, картавость можно исправить, только будьте упорны в своих действиях, повторяйте как можно чаще упражнения и цель обязательно будет достигнута.

otvetclub.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *