Возрастная периодизация педагогика – —

» Возрастная периодизация в педагогике

Возрастная периодизация является необходимо системой в педагогике, благодаря которой педагог знает, какие методы и способы работы применять в каком возрастном периоде  подопечного. Ведь и трехлетний, и 15-летний человек — это ребенок, по классификации дидактики. Но они очень разные. Каждый возрастной период отличается своими физическими  и психическими особенностями развития, причем, нередко первые влияют на вторые. Важно все  — уровень способностей, особенности восприятия мира, влияние гормонов на детский организм.

В педагогике стандартно выделены несколько возрастных периодов для растущих детей.

От рождения до года

Первый период – младенчество, от рождения до года. На этом этапе, только закладываются  базовые физически навыки, идет, в основном, пассивное, но непрерывное познавание мира.

От года до 3 лет

Второй период – раннее детство – от года до трех. В этом возрасте маленький человек начинает активно познавать мир, формируются зачатки социального ядра, прогрессирует коммуникативная функция. Все физические навыки уже присутствуют, хотя до совершенства  им, понятно, еще далеко.

До 6 лет

Третий период – дошкольный, от трех лет до 6( или до 7). В этом возрасте у ребенка формируется личностное «Я», он становится частью  общины, активно общается в другими детьми и взрослыми. Ребенок становится маленьким членом общества  и впитывает основные нормы его поведения. Конечно, пытливый ум ребенка в таком возрасте еще абсолютно чист, он не приемлет и   не понимает никакие сложные материи. В таком возрасте ребенок  уже способен активно учиться, правда, в игровой форме.

До 11-летнего возраста

Четвертый период – младший школьный, от 7 до 11 лет. Физические навыки сформированы полностью,  но продолжат развиваться. Маленький человек становится на стезю взрослой жизни, принимая такие понятия, как график, обязанность, «должен» и «надо». В этот трудный период учителя помогают детям встать на ноги.

Средний школьный возраст

Пятый период – средний школьный возраст. От 11 до 14 лет. Это  учащиеся 5-8 классов. Всем педагогическим составом любой школы единолично приятно считать, что это – самый трудный, проблемный период;  в этом возрасте у ребенка происходит взрыв гормонов, что часто делает его не просто психически  неуравновешенным, нервным, но и неуправляемым. К тому же, ум начинает взрослеть, мир перестает быть настолько по-детски прост, и то, что раньше казалось очевидным  и не нуждалось в разъяснении, теперь кажется сомнительным. Дети начинают придирчиво относиться к любой входящей информации, становятся недоверчивыми. Максимализм  – вот какая черта зарождается в детском уме в это возрасте. Чтобы не навредить ребенку и не дать ему свернуть с правильного пути, педагогу  в этот период требуется все умение и тонкость подхода, чтобы совладать с крепнущим и бунтующим умом подопечного.

До 17 лет

Шестой период – старший школьный возраст – от 14 до 17 лет. Частично, это возраст захватывает и более поздний период, 17-19 лет, который именуется юношеством. Черты данных возрастных групп схожи. В этом возрасте учащиеся 9-11 классов начинают по-настоящему взрослеть, становятся личностью.  Личностное становление — это болезненный период, и он длится с самых ранних лет и продолжается  после окончания школы.  Старшеклассники —  это уже ответственные взрослые люди, которые могут адекватно воспринимать мир. Однако, вся эта «взрослость» несколько напускная, чтобы ей утвердится и дать ребенку прочно встать на ноги, требуется время.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

paidagogos.com

Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

 

 

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.



Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок– от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

Раннее детство

Раннее детство– от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст– от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5–7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Возрастная периодизация в педагогике | Все для дошкольников и их родителей

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

45

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

 

Педагогическая характеристика возрастных периодов

 

Период новорожденности

 

Новорожденный ребенок – от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

46

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

47

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

 

Раннее детство

 

Раннее детство – от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

48

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

 

Дошкольный возраст

 

Дошкольный возраст – от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

49

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5–7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Это наиболее сложный и противоречивый период развития личности. Переступая порог школы, ребенок б-ти лет по своим физическим и психическим качествам по существу является старшим дошкольником, а к 10-ти годам у него появляются черты младшего подро­стка со свойственными этому возрасту противоречия­ми и сложностями. Будет ли подросток хорошо учить­ся, будут ли конфликтные ситуации в его воспитании, зависит не от физиологических особенностей возрас­та, а от его жизненного пути, который он пройдет в на­чальных классах, от тех качеств личности, которые будут у него сформированы.

Учитель, воздействуя на младшего школьника, руководствуется специальной системой обучения и воспитания, выдержанной в содержании программ­ных знаний, умений и навыков, в планах и меропри­ятиях по воспитательной работе. Эти воздействия носят объективный характер, здесь ребенок выступа­ет в роли объекта воспитания. Программы обучения и воспитания предусматривают определенный уро­вень интеллектуального, нравственного, эстетическо­го, трудового, физического развития младшего школь­ника.

50

Однако известно, что младшие школьники, не­смотря на одинаковые программы и условия обуче­ния и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным заняти­ям, т. е. фактически получают неодинаковый уровень развития.

Младший школьник действует не только по ука­заниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности. У каждого ребенка есть черты, соотношение которых определя­ет его индивидуальность. В этом отношении ребенок проявляет себя как субъект воспитания.

Особенно интересен мир в представлении шести­летнего ребенка. Именно понимание этого мира позво­лило Ш.А. Амонашвили создать оригинальный опыт обучения и воспитания шестилеток.

Приступая к обучению и воспитанию шестилеток в школе, учитель добьется успеха, если ребенок будет для него не только объектом воздействия, но и индиви­дуально развивающейся личностью, тонко реагирую­щей на все ситуации жизни.

При поступлении в школу все дети хотят учиться, все смотрят на школу, как на школу радости. Однако многих ждет разочарование, трудности, которые ребе­нок не всегда может самостоятельно преодолеть. Ока­зывается некоторым неинтересно писать палочки, произносить звуки, слоги, сидеть смирно в течение урока. Если вовремя не заметить этого субъективного отношения ребенка к учению, то может сформировать­ся труднопреодолимая негативная реакция.

Шестилетний ребенок, переступая порог школы, несет с собой представления о ярком мире. Этот понят­ный, интересный, доступный для ребенка мир в про­цессе формирования абстракций исчезает. Переход от чувственного этапа познания мира к абстрактному сло­жен и труден для младшего школьника, особенно пер­воклассника. Знание особенностей возрастного разви­тия шестилетних детей помогает учителю разрешить возникающие противоречия.

У шестилетнего ребенка интенсивно развиваются такие свойства нервной деятельности, как сила, подвиж­ность, уравновешенность процессов.

51

Ребенку трудно сдерживать себя. Поэтому опытный учитель внимате­лен и терпелив по отношению к ребенку, он знает, что непослушание может быть следствием большой реак­тивности и подвижности ребенка. У детей шестилетне­го возраста малая устойчивость внимания, неумение управлять своим поведением наступает часто в силу истощаемости нервных клеток больших полушарий. При больших учебных нагрузках наступает «охранительное торможение». Оно проявляется в двигательном беспо­койстве, отвлечении внимания.

У детей в этом возрасте сформированы рефлексы подражания, копирования. Поэтому в учебной деятель­ности с шестилетними детьми важны форма, стиль, манера общения с детьми. Ребенок становится дисцип­линированным, отражая в своей деятельности систему предъявляемых к нему требований, в этом случае у него формируется опыт управления своим поведением. Но первоклассники не выдерживают длительного напря­жения, поэтому необходима смена видов деятельнос­ти, способов учения, использование игры при изуче­нии учебного материала.

Очень важно отношение детей к школе, к учению. Если ребенок желает учиться, с радостью идет в школу, тогда ему легче сосредоточиться, легче преодолеть труд­ности, учебная книга становится доступнее и понятнее.

Если учебная деятельность шестилетних детей про­водится без учета возрастных особенностей детей этого возраста, то уже ко второму и особенно к третьему клас­су – наблюдается падение интереса к учению. Опыт­ный учитель видит нарастающие противоречия и пыта­ется их разрешить занимательностью, творчеством, связью обучения с местной природой, прогулками, эк­скурсиями, вовлечением детей в активную работу.

С первых дней пребывания ребенка в школе учи­тель выявляет межличностные отношения детей, лиде­ров и зависимых в классе, что позволяет ему управ­лять отношениями детей, их общением в классе.

Благодаря различным видам деятельности и уме­лому распределению между детьми обязанностей и поручений, можно сформировать коллектив, принося­щий радость общения детям, способствующий преодо­лению недостатков в поведении детей и развитию положительных качеств личности.

52

В младшем школьном возрасте ребенок формирует­ся всесторонне. Нельзя считать, что главное для него – учебная деятельность, показатели успеваемости, а все остальное прилагается. Главное в формировании лич­ности ученика начальных классов – взаимосвязь ум­ственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Участие детей в доступных видах трудовой деятель­ности, знакомство с профессиями оказывают существен­ное влияние на формирование трудолюбия, интереса к труду взрослых, особенно родителей, приобщение их к культурным и духовным ценностям, формируют само­стоятельную творческую деятельность, доставляют ра­дость труда и отдыха.

Недостатки в усвоении знаний младшим школьни­ком преодолеть можно, если у него воспитаны нрав­ственные и волевые качества личности: трудолюбие, старание, упорство, усидчивость, настойчивость, жела­ние учиться, ответственность. Если же ребенок не обла­дает такими качествами, если в начальной школе они не сформированы, то повысить качество знаний, достичь высоких показателей в обучении чрезвычайно сложно, особенно в более старших классах. Одна из причин конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в том, что в начальной школе у ребенка сформированы каче­ства, личности, которые необходимо перевоспитывать.

В возрастной периодизации выделяются – подро­стковый возраст и юношеский возраст. Воспитателю дошкольного образовательного учреждения важно знать о детях младшего дошкольного возраста, так как он в условиях детского сада готовит детей к систематичес­кому школьному обучению, воспитывает готовность ребенка к школе. Воспитатель уже в своих выпускниках видит будущего первоклассника, сформированность качеств личности необходимых для адаптации к новым условиям в школе.

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите педагогические критерии возрастного развития ребенка.

2. Расскажите о возрастных периодах развития чело­века.

53

3. Покажите, что в дошкольном возрасте закладыва­ются основы всестороннего развития личности.

4. Почему игру называют ведущим видом деятельно­сти дошкольников?

5. Достаточно ли игровой деятельности для полного формирования личности дошкольника?

6. Дайте характеристику особенностей развития ше­стилетнего ребенка.

7. На основе наблюдений составьте индивидуальную характеристику ребенка дошкольного возраста.

8. Почему воспитателю необходимо знать возрастные , особенности учащихся начальных классов?

doshkolnuk.com

Статья ” Возрастная периодизация как историко-педагогическая проблема”

Н.А.Клеветова

ЛПИ-филиал СФУ

Возрастная периодизация как историко-педагогическая проблема

Возрастная периодизация является необходимой системой в образовании,

так как педагог в сфере своей деятельности должен знать и понимать, в каком конкретно возрастном периоде будут являться более подходящими определенные стандарты обучения, ведь по закону и 3х-летний ребенок и 15-летний подросток являются детьми, однако методы обучения абсолютно разные. Как известно, каждый отдельный возрастной период характеризуется индивидуальными психологическими и физическими особенностями. Именно в этом является актуальность данной работы.

Проблема заключается в том, что порой педагог самостоятельно выделяет возрастные периоды для детей, в чем нередко допускает ошибки, так как в данном разграничении важно все- уровень способностей, особенности восприятия мира, влияние гормонов на растущий организм. Именно для этого в педагогике стандартно выделены несколько возрастных периодов для детей.

Из всего вышесказанного возникает вопрос: Правильным ли является решение педагога самостоятельно разграничивать возрастную периодизацию ребенка?

С одной стороны, естественно что, будучи в своей среде, в окружении детей, педагог явно видит разграничение между определенными возрастами, и может, исходя из ситуации, выбрать наиболее подходящий метод обучения для данного возрастного периода. Однако, насколько правильно может охарактеризовать возрастную категорию ребенка педагог, учесть каждый пункт его возраста, сопоставить с существующими критериями? Для составления данных разграничений работали немало известных ученых-психологов, изучали все составляющие и потребности определенного возрастного периода. Проделанная работа была подвергнута критике, и впрочем прошла обработку. Следует вывод, что сомневаться в правильности суждений психологов не приходится. А вот в самостоятельной работе педагога, не опирающегося на психологический опыт ученых, а так же не имеющего достаточных знаний о физических и психологических особенностях ребенка, сомневаться приходиться. Таким образом, ответом на вопрос будет нет, самостоятельное разграничение возрастных периодизаций не является правильным, педагог должен опираться на имеющиеся стандарты в педагогике, и только согласуя с ними, разграничивать возрастные периоды детей.

По данной теме можно выделить несколько определений.

Возраст– этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.

(Источник информации: http://bse.sci-lib.com)

Педагог – (в переводе с греч. pedagogos-воспитатель) учитель общеобразовательных заведений, преподаватель.-проф.-технич., среднего спец. Или высшего уч. заведения.

(БСЭ, Том 19 А.М.Прохоров, Москва, 1975, стр 297 ст.877)

Педагогика – (с греческого pedagogike-наука о специальной организаваной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. БСЭ, Том 19 А.М.Прохоров, Москва, 1975, стр 297 ст.877)

Период (от греч. Periodos- обход, круговращение, определенный круг времени) – промежуток времени, в течении которого совершается какой-либо процесс.

Периодизация– деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды.

Таблица 1. Возрастная периодизации, разные теоретические мнения

Возрастная периодизация

Коменский Я.А.

Руссо Ж.-Ж.

Дистервег Адольф

Детство

От рождения до 6 лет. Ребенок получал навыки труда и введения хозяйства, знакомился с предметами домашнего обихода, их употреблением, учился самостоятельно ухаживать за собой

От рождения до 2 лет. В этот период преимущественное внимание считается необходимым уделять физическому воспитанию ребенка

От рождения до 9 лет. Умственная деятельность ребенка выражается на чувственные восприятия. Склонность рассматривать предметы, ощупывать, нюхать и лизать их. Любознательность ребенка проявляется в виде любопытства

Отрочество

От 6 до 12 лет. Уважать старших ,

Развитие в учебной деятельности: естествознание, астрономия, география

От 2 до 12 лет. Руссо

Образно называет «сном разума». Полагает, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению. Главный образ развитие внешних чувств

От 9 до 14 лет. Накопления в памяти фактического материала и практических знаний, необходимых в жизни. Изучение иностранных языков и различные предметы, к которым они проявляют большой интерес

Юность

От 12 до 18 лет

Обучение.

Изучается иностранные и древние языки , а так же « свободные искусства» (философия , риторика)

От 12 до 15лет. Основное внимание уделяется умственному и трудовому воспитанию

С 14 лет преобладает рассудочная деятельность, ярко выявляются его склонности. Обучение в этом возрасте опирается главным образом на создание, на логику. Если до 14 лет обучение строилось преимущественно на основе индукции, то после 14 лет на первое место выступает дедукция

Возмужалость

От 18 до 24 лет

Саморазвитие

От 15 лет до совершеннолетия.

В это время на первый план должен быть выдвинут нравственное воспитание юноши

В зависимости от возраста обучаемых меняются методы цели обучения. На каждом этапе обучения имеются свои критерии личностных качеств педагога

По всему вышесказанному можно сформировать следующий вывод: Возрастная периодизация охарактеризована и описана по определенным существующим критериям. Каждый подобный период- основательно изучен и сформулирован учеными-психологами. В деятельности каждого педагога должно учитываться данное разграничение в возрасте, и уже с имеющимися данными прогнозировать свою дальнейшую работу.

Источники использованной литературы:

  1. БСЭ, Том 12 А.М.Прохоров, Москва., 1973, стр 425 ст.1262

  2. БСЭ, Том 14 А.М.Прохоров, Москва, 1973, стр 578 ст.1721

  3. БСЭ, Том 19 А.М.Прохоров, Москва, 1975, стр 297 ст.877

  1. Дидактические взгляды Адольфа Дистервега. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.piskunovalexey.narod.ru/disterveg.html

  2. Коменский Я.А. «Педагогическое наследие» Москва, 1989

  3. Педагогическое творчество Ж.Ж.Руссо. Идея свободного воспитания личности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedagog-social.ru/istoriya-obrazovaniya-i-pedagogicheskoj-mysli/304-pedagogicheskoe-tvorchestvo-zh-zh-russo-ideja.html

  4. Педагогическая теория Коменского Я.А . [Электронный ресурс]. Режим доступа http://ref.by/refs/62/35961/1.html

infourok.ru

ПЕДАГОГИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — КиберПедия

 

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением.

А. Дистервег

 

Человек не может жить один.

Высшее счастье и радость человеческая –

общение с другими людьми.

В.А. Сухомлинский

 

 

Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

 

 

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.



Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок– от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.



К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

Раннее детство

Раннее детство– от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст– от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5–7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.

 

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *