Возрастные категории и группы по данным ВОЗ

Содержание статьи
Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.
Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.
Классификация ВОЗ
Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:
Возраст | Возрастной период |
18-44 лет | Молодость |
44-60 лет | Средний возраст |
60-75 лет | Пожилой человек |
75-90 лет | Старческий период |
90+ лет | Долгожитель |
При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.
Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.
Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.
Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.
Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.
Влияние возраста на человека
Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.
Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.
В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.
Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.
Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.
Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.
Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.
Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.
В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.
Опрос
Загрузка …agesecrets.ru
Этапы взросления человека по годам. Общие понятия о возрасте и возрастных периодах жизни человека
Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:
- Порядок жизненных событий;
- Биологические процессы человека;
- Развитие в социуме;
- Онтогенез психологии.
Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.
На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.
Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.
Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.
Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:
- Рождение человека;
- Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
- Развитие этих функций;
- Старость и угнетение функционирования организма;
- Физическая смерть.
Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.
Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.
Что же такое возрастная периодизация?
Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.
Периодизация возрастная с психологической точки зрения
1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:
- Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
- Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
- Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.
2. Детство.
- От нуля месяцев до года;
- Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
- Дошкольная пора с трех до шести лет.
В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;
- Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.
3. Отрочество.
- Подростковый период.
Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.
- Юношеская пора.
Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Одна
rustorm.ru
психология. семинар 2
Возрастная периодизация
Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Проблема периодизации
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения), и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). В процессе отногенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающиеся с момента рождения[1]. Отногенез задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации
Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом (англ. Arnold Gesell)[2].
Периодизации
Периодизация Выготского
кризис новорожденности (до 2 мес.)
младенческий возраст (до 1 года)
кризис 1 года
раннее детство (1-3 года)
кризис 3 лет
дошкольный возраст (3-7 лет)
кризис 7 лет
школьный возраст (7-13 лет)
кризис 13 лет
пубертатный возраст (13-17 лет)
кризис 17 лет
Периодизация Эльконина
Этап раннего детства Младенчество (до года)
Ранний возраст (1-3 года)
Этап детства Дошкольный возраст (3-7 лет)
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Этап отрочества Подростковый возраст (11-15 лет)
Ранняя юность (15-17 лет)
Периодизация Эриксона
Младенчество
Раннее детство
Игровой возраст (5-7 лет)
Школьный возраст
Юность
Молодость
Взрослость
Зрелый возраст (старость)
12 периодов
Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
Грудной период — 1 месяц- 1 год
Раннее детство — 1-3 года
Первое детство — 4-7 лет
Второе детство мальчики 8-12 лет
девочки 8-11 лет
Подростковый период юноши 13-16 лет
девушки 12-15 лет
Юношеский период юноши 17-23 год
девушки 16-21 лет
Зрелый возраст (1 период) мужчины 24-35 лет
женщины 22-35 лет
Зрелый возраст (2 период) мужчины 36-60 лет
женщины 36-55 лет
Преклонный возраст мужчины 61-74 года
женщины 56-74 года
Старческий возраст — 75-90 лет
Долгожители — 90 лет и более
studfiles.net
Периодизация возрастная, ее характеристика: так ли важен возраст?
Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:
- Порядок жизненных событий;
- Биологические процессы человека;
- Развитие в социуме;
- Онтогенез психологии.
Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.
На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.
Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.
Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.
Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:
- Рождение человека;
- Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
- Развитие этих функций;
- Старость и угнетение функционирования организма;
- Физическая смерть.
Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.
Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.
Что же такое возрастная периодизация?
Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.
Периодизация возрастная с психологической точки зрения
1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:
- Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
- Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
- Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.
2. Детство.
- От нуля месяцев до года;
- Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
- Дошкольная пора с трех до шести лет.
В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;
- Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.
3. Отрочество.
- Подростковый период.
Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.
- Юношеская пора.
Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития, так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности.
Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути, профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию.
Важно!
Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными. Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека. Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие.
Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности.
Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием.
4. Зрелость.
- Молодость. Длится до 33 лет. Период активных личных отношений, связанных с построением семьи и рождением детей. Развитие профессиональной деятельности. Время утверждения себя во всех жизненных направлениях: сексе, любви, карьере.
- Кризис тридцати. К этому времени многие достигают того, к чему так стремились. Наступает переломный момент в жизни, когда человек начинает искать смысл жизни. Часто разочаровывается в том, что имеет. Стремится сменить место работы, образование, круг знакомых и друзей. По статистике, в этот период происходит большинство разводов.
- Период стабилизации. С 35 до 45 лет, как правило, люди довольны тем, чего достигли. Им уже не хочется перемен, они хотят стабильности. Приходит уверенность в собственных силах, устраивают успехи в карьере. Чаще всего состояние здоровья стабильно хорошее. Семейные отношения стабилизируются.
- Десятилетие кризиса (45 -55 лет).
Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом.
В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.
- Период равновесия. Возраст от 55 до 65 лет характеризуется постепенным отстранением от социальной жизни и трудовой деятельности. Это период относительного покоя во всех сферах жизни.
5. Старость.
Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой.
В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.
- Оценка личности, которая не затрагивает профессиональной сферы;
- Отношение к старению и появлению признаков явного ухудшения здоровья и внешнего вида;
- Осмысление и принятие смерти.
1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может.
2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя.
3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь.
4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов.
5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв.
6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни.
7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма.
Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека.
Философское понятие о возрастной периодизации
Начиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей. Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели.
Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости.
Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения.
Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.
Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.
- Лето. Молодые годы от 20 до 40 лет.
- Осень. Лучшие годы человека, расцвет творческого потенциала. Длится от 40 до 60 лет.
- Зима – это старость, которая наступает с 60 лет.
Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами.
Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни.
В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение.
Так ли важен возраст?
Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно.
Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости.
Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте.
vospitannie.ru
Возраст человека возрастные периоды
Различают следующие возрастные периоды человека:
1. Детский возраст — от рождения до начала периода полового созревания (12—13 лет).
2. Подростковый возраст (период полового созревания) — от 12—13 до 16 лет у девочек и от 13—14 до 17—18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5—6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) рост утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14—15 годам появляются все постоянные зубы, кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов — пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных половых признаков, наступлению менструаций у девочек и появлению поллюций у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.
3. Юношеский возраст — от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка — 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.
4. Взрослый возраст — от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.
5. Зрелый возраст — от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис — климактерический, особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.
6. Пожилой возраст — от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.
7. Старческий возраст — свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.
Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.
Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам — лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев глазницы позади ушей, к 30 годам — подглазничные, к 40 годам — шейные, к 55 годам — на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.
Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого костного возраста. В основе его определения лежат закономерности в окостенении скелета, связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12—14 мес. у девочек и в 16—18 мес. у мальчиков. Синостозы в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей предплечья. Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.
Возрастные периоды у детей. Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.
Детскому возрасту предшествует период внутриутробного развития, в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).
Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,— от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) — от 3 до 7 лет; 5) младший школьный — от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) — от 12 до 18 лет (см. выше).
Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая желтуха и альбуминурия, физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной асептики в уходе за ребенком такого возраста (см. Новорожденный).
Грудной возраст. Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и пищеварения. Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.
У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.
Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.
Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2—5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. Грудной ребёнок).
Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается речь. В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте заболеваемость острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной иммунизации ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.
Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.
В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.
Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.
При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте (ревматизм, функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).
Старший школьный возраст. В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. Гормоны половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в вегетативной нервной системе (неустойчивость пульса, головокружения и т. д.).
Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также Вес тела.
www.medical-enc.ru
3.6. Возрастная периодизация зрелости.
В едином цикле человеческой жизни выделяются определенные стадии развития, цепь возрастных периодов, из которых в достаточной степени изученными являются детство, отрочество и ранняя юность. С развитием в последнее время геронтологии восполняются пробелы в знаниях о старости. Эти знания позволяют представить картину изменений в психофизиологическом развитии человека. От старта до финиша человеческой жизни намечаются различные стадии и периоды развития. Наименее изученным остается среднее звено человеческой жизни, зрелость, или взрослость, продолжающее оставаться таинственной по общим закономерностям психофизиологического развития. Зрелость является самым ответственным периодом жизни человека, когда определяется его жизненный путь, проявляется расцвет творческих сил, активное отношение к окружающему миру. Определяется ли все это лишь тем, что удалось заложить в детстве и ранней юности? Имеются ли какие-либо потенциалы развития в зрелом состоянии человека и под влиянием каких факторов возможно ускорение психического развития взрослого человека? Довольно длительное время представители генетической психологии рассматривали зрелость как период прекращения процессов созревания, остановки развития при усиленном накоплении знаний и жизненного опыта. Наиболее ярким выразителем этих идей был Э. Клапаред, который считал, что потенциал общего психического развития заложен в детстве. С удлинением состояния детства становится более продолжительным период развития человека. Если по каким-либо причинам процесс развития не был завершен в детстве и юности, то с вступлением человека в фазу зрелости трудно рассчитывать на возможности интеллектуального развития, так как механизмы умственной деятельности в дальнейшем не могут формироваться.
Новейшие исследования показали, что зрелый возраст, по всей вероятности, представляет серию периодов, в которых развитие идет за счет перестройки структурных компонентов, что в одинаковой степени касается как отдельных психических функций, так и межфункциональных связей.
Перестройка внутрифункцнональных и межфункциональных структур должна приводить к изменчивости, сказывающейся в подъемах и спадах показателей, характеризующих развитие психических функций. Гетерохронность как разновременная последовательность, с которой связано проявление активности в работоспособности психических функций, в зрелости проявляется особенно заметно. Экспериментальные данные, которыми располагает сектор психологии НИИ общего образования взрослых АПН СССР, позволяют представить картину возрастной периодизации зрелости от 18 до 35 лет. Этот отрезок человеческой жизни можно назвать ранней и средней зрелостью.
По развитию интеллекта от 18 до 35 лет выделяются два макропериода, первый из которых охватывает возраст от 18 до 25 лет, а второй — от 26 до 35 лет. Оба периода отличаются разными темпами и скоростью развития психических функций и интеллекта в целом. Первый период характеризуется непрерывной пульсацией и ритмичностью в развитии так называемых интеллектуальных функций и интеллекта в целом. Второй период в отличие от первого имеет более умеренные изменения в развитии указанных функций.
В первом периоде особенно заметна пульсация в мышлении и памяти. Спады в мышлении непрерывно сменяются подъемами примерно через три года. С 26 лет и далее изменения более однонаправлены. До 32 лет происходит постепенный подъем с двумя небольшими спадами в 28 лет и 31 год. После 32 лет (точки наивысшего подъема) уровень мышления постепенно понижается до спада в 35 лет (данные Е. И. Степановой). Изменения в памяти в первом периоде носят также ритмичный характер, однако колебания здесь не столь значительны, как в мышлении. Период колебания длится примерно четыре года. С 26 до 30 лет происходит умеренный подъем уровня развития памяти, а к 34—35 годам наблюдается постепенный спад (данные Я. И. Петрова). Изменения во внимании в первом периоде также носят колебательный характер. В первые четыре года (18—21 год) уровень внимания довольно стабилен, а в следующие четыре года (22—25 лет) колебания значительно выражены. С 26 до 29 лет обнаруживается умеренный подъем уровня внимания, достигающий наивысшей точки в 32 —33 года. Спад обнаруживается в возрастных группах 34—35 лет.
Таким образом, период от 18 до 25 лет, поздняя юность, или ранняя зрелость, характеризуется наибольшими изменениями при высоких показателях развития интеллектуальных функций. Часто юность рассматривают как финал созревания и представляют ее в качестве зоны, располагающейся между созреванием и зрелостью. Экспериментальные данные служат основанием рассматривать позднюю юность как первую фазу зрелости. Оптимальные точки развития интеллекта падают на 19 лет, 22 года и 25 лет (в первом макропериоде). В дальнейшем наблюдается относительная стабилизация при повышении уровня вербального интеллекта. Наивысшая точка подъема имеет место в 30 лет. Постепенное нарастание величин, характеризующих подъем в развитии вербального интеллекта во втором макропериоде, объясняется накоплением запаса знаний и приобретением жизненного опыта.
Для невербального интеллекта также свойственны цикличность и изменчивость. Различия в уровнях развития вербального и невербального интеллекта высоко значимы. С возрастом наблюдается уменьшение расхождения в уровнях развития вербального и невербального интеллекта. Если говорить о динамике интеллектуальных свойств, то следует отметить наибольшую подвижность свойств вербального интеллекта по сравнению с невербальным. Уровень невербального интеллекта с возрастом приобретает все более устойчивый характер (данные Л. А. Барановой, Л. Н. Борисовой, В.И.Звягиной, Н. Е. Милитанской и др.). Полученные данные свидетельствуют о неоднородности и противоречивости, которые наблюдаются в уровне развития интеллектуальных функций и интеллекта в целом.
Пики в развитии мышления падают на возраст 20 лет, 23 года, 25 лет, затем в 30 и 32 года. Спады наблюдаются в 22 и 24 года, а в дальнейшем в 26, 28, 31 и 34—35 лет. Пики в развитии памяти приходятся на 19 лет, 23 и 24 года и в 30 лет. Спады — в 21, 25, 26, 31 год, 34—35 лет. Пики в развитии внимания обнаруживаются в 22, 24 года, а в дальнейшем в 27, 29 лет, 32—33 года. Спады — в 23, 25, 31 и 34—35 лет. Максимальные точки подъема во внимании располагаются в возрастах второго макропериода. Как видно из приведенных данных, динамика развития интеллектуальных функций не совпадает. Наблюдается временное расхождение в выраженности подъемов и спадов в уровнях развития памяти и мышления.
На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций можно наметить возрастные микропериоды. 18—25 лет — это период относительно высокого уровня развития мышления и памяти и относительно низкого уровня развития внимания. 26—29 лет — возрастной период наиболее низкого уровня развития мышления и памяти и высокого уровня развития внимания. 30—33 года — период относительно высокого уровня развития памяти, мышления и внимания. 34—35 лет — период спада уровней развития памяти, мышления и внимания. В памяти обнаруживается устойчивый сдвиг в сторону опережения мышления на один год, что особенно заметно в периоды ранней зрелости. Изменения в развитии памяти как бы подготавливают изменения в развитии мышления.
От 18 до 21 года наблюдается самый низкий уровень развития внимания, от 22—25 лет — средний уровень, а от 26 до 33 лет — заметное возрастание уровневых показателей внимания. Внимание выступает как регуляторная функция в возрастных точках расхождения памяти и мышления.
Таким образом, в период зрелости наблюдается гетерохронность в развитии интеллектуальных функций, наиболее ярко проявляющаяся в периоды ранней зрелости. Зрелость отличается как разнонаправленным, так и однонаправленным развитием функций, выражающимся в постоянных сменах подъемов и спадов. Тем самым зрелость выступает в виде серии периодов. Возрастная изменчивость имеет место и в нейродинамических свойствах. Динамичность возбуждения имеет подъемы в 21 и 24 года. Возбудительный процесс с возрастом падает, а торможение обладает высокой динамичностью. Аналогичная картина наблюдается и в психомоторике.
Корреляционный и факторный анализ позволили проследить за структурными изменениями. Изменчивость корреляционных плеяд в различных возрастных группах свидетельствует о том, что структура функций не остается постоянной, последнее отражается и на межфункциональных связях.
В 18—21 год на особенности психомоторики оказывает влияние динамичность возбуждения, а в старших возрастах влияние динамичности возбуждения падает и увеличивается зависимость психомоторики от динамичности тормозных процессов. Можно предположить, что с 25—26 лет возрастает влияние тормозных функций коры (данные Н. Г. Зыряновой и Н. А. Роз).
На всем протяжении рассматриваемых возрастов наименьшие изменения претерпевает образная память, которая сохраняет достаточно устойчивый уровень развития. Наибольшим изменениям подвержена кратковременная вербальная память. Если в периоды ранней зрелости велика роль вербального запечатления долговременной памяти, то с возрастом усиливается роль объема кратковременной памяти (образной и вербальной).
С возрастом усиливается роль практического мышления. Связи образных, вербально-логических и действенных компонентов становятся более динамичными. В периоды ранней зрелости практическое мышление обнаруживает больше связей с логическим мышлением, а в средних периодах зрелости наблюдается усиление связей с образным мышлением, что происходит отнюдь не из-за ослабления связей с логическим мышлением. Это свидетельствует о том, что развитие мышления взрослых не совершается лишь на уровне логических структур. Образные компоненты с возрастом не утрачивают своего значения. Происходят постепенные изменения в соотношении указанных компонентов, взаимосвязь между которыми усиливается по мере накопления знаний и жизненного опыта.
Не остаются постоянными и свойства внимания. С возрастом наблюдается улучшение внимания в целом. Если брать отдельные свойства внимания, то можно обнаружить разную степень возрастания роли этих свойств. На общем фоне повышения уровня развития внимания во втором макропериоде совершенно ясно выступает роль избирательности внимания и его концентрации. Видимо, это можно объяснить также влиянием знаний и жизненного опыта. Связи между отдельными свойствами внимания с возрастом становятся значительно более тесными и устойчивыми. Между сенсорными, мнемическими и вербально-логическими функциями в периоды зрелости существуют как прямые, так и обратные связи, что свидетельствует о сложной структуре интеллекта. Из множества парциальных связей отчетливо выступают связи общего порядка, к которым относятся связи по объемным характеристикам, по единству образного и логического, по произвольной регуляции. В центре межфункциональных связей находится положительная корреляция между вербальным и невербальным интеллектом. Статистически надежными оказались связи вербально-логического мышления и смысловой памяти, образного мышления и образной памяти. Кроме связей одного уровня, имеют место связи разноуровневых показателей. Так, о единстве чувственного и логического в структуре интеллекта свидетельствуют корреляции между непроизвольным запоминанием наглядного материала и логическим мышлением.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в возрастных группах средней зрелости обнаруживается установление более тесных и устойчивых связей между отдельными психическими функциями. В различные периоды зрелости в разной степени происходит перестройка функциональных структур и межфункциональных связей. Полученные данные подтверждают идею Б. Г. Ананьева о наличии двух фаз в развитии психофизиологических функций. Первая фаза представляет прогресс функции, «сказывающийся в нарастании величин, приводящих к подъему. Вторая фаза выражается в специализации функции, связанной с деятельностью человека. Обе фазы сосуществуют, влияя одна на другую. Однако в разные возрастные периоды взаимовлияние указанных фаз развития выражается не одинаково. Первая «фаза отчетливо проявляется в периоды ранней зрелости. Гете-рохронность при различной степени выраженности имеет место на всем протяжении периодов ранней и средней зрелости. В едином цикле человеческой жизни состояние зрелости представляет серию периодов, где смена межфункциональной изменчивости подготавливается структурными изменениями психофизиологических функций.
Одним из значительных факторов, влияющих на умственное развитие взрослого человека, является обучение. Обучение с его арсеналом средств и методов управляет процессом развития познавательной деятельности. Как показано в исследовании, проводимом в секторе психологии над взрослыми, все обучающиеся, независимо от типа учебного заведения, т. е. студенты и учащиеся вечерних общеобразовательных школ, имеют более высокий уровень умственного развития. Первое место по уровню развития интеллектуальных функций и интеллекта в целом занимают студенты, второе — учащиеся средних школ, третье — неучащиеся с законченным средним образованием, последнее — неучащиеся с восьмилетним образованием. Особенно ярко проявляется зависимость от образования вербального интеллекта, логического мышления, смысловой памяти и переключения внимания.
У обучающихся в центре корреляционной плеяды находится вербальное запечатление долговременной памяти по слуховой модальности, а у необучающихся — объем кратковременной памяти по зрительной модальности. Вес вербальной долговременной памяти в группе необучающихся значительно снижен. У обучающихся оказался выше уровень вербально-логического и практического мышления. По всей вероятности, у обучающихся более высокое развитие интеллекта идет за счет подъема работоспособности памяти, внимания и мышления.
Особенно сильное влияние обучения испытывает речеслуховая система. Учащийся должен слушать учителя, воспроизводить заученное путем пересказа. С этим, очевидно, связано и то, что у обучающихся выше оказалось вербальное сохранение. Как показал ассоциативный эксперимент (Е. И. Степанова), взрослые учащиеся владеют значительно большим словарным запасом. Ассоциации в группе обучающихся разнообразнее по содержанию и отличаются высоким хронометрическим показателем, т. е. для образования одного и того же количества словесных связей обучающимся требуется меньше времени.
В группе обучающихся оказалась выше гибкость мышления, способность к ломке сложившихся ранее стереотипов при решении задач (данные Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской). Умственный потенциал как “готовность к обучению в какой-то степени определяется уровнем образования. В результате умственной деятельности взрослого человека возможна тренировка механизмов интеллектуальных функций, что свидетельствует о непрекращающемся развитии после завершения созревания организма.
studfiles.net
Тема 10. Развитие человека в период молодости, зрелости
Тема 10. Развитие человека в период молодости, зрелости
1. Физическое и психическое развитие в молодости и зрелости.
2. Личностное развитие. Кризисы в период молодости, зрелости.
1. Физическое и психическое развитие в молодости и зрелости
Хронологические рамки (возрастные границы). От 30 до 60‑70 лет.
Социальная ситуация на разных этапах этого возрастного периода различна. Социальная ситуация характеризуется в реализации себя, полного раскрытия потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Принятие на себя полноты ответственности. Все особенности социальной ситуации отражены в таблице.
Таблица
23 – 30 лет
|
30 – 40 лет |
40 – 50 (55) лет |
1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей. 2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности. 3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции. 4. Воспитание детей. 5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения. |
1. Личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. 2. Передача опыта другим, наставничество. 3. Реализация потребности в достижениях и социальном признании. 4. Самореализация в профессиональной.деятельности, построение карьеры. |
1. Развитие и сохранение супружеских отношений. 2. Воспитание детей 3. Достижения в карьере. 4. Развитие форм и хобби. 5. Принятие и приспособление к изменениям организма. 6. Принятие ответственности за стареющих родителей. |
Физическое развитие. В промежутке между 25-30 годами физическая сила, функционирование органов , скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности достигают своего максимума.
После 30 лет они медленно и заметно идут на убыль. Но этот спад в промежутке от 30 до 50 происходит не так быстро как представляется большинству людей.
После 40 лет происходит снижение уровня функционирования по 6 важным показателям: скорость проведения нервного импульса; функция почек; функция сердечно-сосудистой системы; сила мышц; полезный объем легких; жизненная емкость легких.
Снижение физических навыков и возможностей более заметно в критических ситуациях или в тех случаях, когда резко возрастает нагрузка на организм.
Менопауза у женщин наступает в возрасте от 48 до 51 года, может начаться раньше, а может и позже. Это означает прекращение менструаций и неспособности рожать. Эти изменения могут сопровождаться эмоциональными изменениями. Часто женщины чувствуют себя подавленными, менее женственными, т.к. их репродуктивная функция прекратилась.
У мужчин не происходит единичных, внезапных событий, сравнимых с менопаузой у женщин. Но у мужчин происходят изменения, касающиеся их сексуальной активности.
Некоторые изменения обусловлены физиологическими факторами, в частности уровнем андрогенов, мужских половых гормонов.
Ведущая деятельность: Профессиональная деятельность; становление и развитие семейных отношений.
Познавательные функции на разных возрастных этапах имеют свои отличия (см. таблицу).
Таблица
18 – 25 лет
|
30 – 40 лет
|
41 – 50 лет
|
51 – 55 лет
|
1. Усиленное развитие психических функций. 2. Характерны «оптимумы» внимания, памяти, мышления. 3. До 35 лет продолжается становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности. Наблюдается наибольшая восприимчивость социального и профессионального опыта. В 26 – 29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. |
1. Высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам. 2. После 35 уменьшается возможность новообразований. 3. Наблюдается максимум творческой активности. В 30-33 года наступает высокое развитие памяти, мышления и внимания. |
1. Снижение уровневой оценки мышления. 2. Снижение уровня памяти и внимания. |
1. Особое влияние на уровень развития мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремле ния в профессиональной сфере.
|
Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Помимо сохранения происходит качественное преобразование структуры интеллекта. Доминирующее значение занимает обобщение на словесном материале. Возможна новая стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы. Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции.
Психическое развитие личности обусловливает семья. Наблюдается прогрессивное развитие, связанное со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности.
2. Личностное развитие. Кризисы в период молодости, зрелости
Личностное развитие, по мнению Э. Эриксона, может проходить по 2 линиям развития:
- Нормальный ход развития – генеративность – развитие потребности и чувства сохранения рода.
- Неблагоприятное развитие – застой – существование для самого себя, обеднение межличностных отношений.
В период между 18 ‑ 50 годами максимально раскрываются возможности человека. При благополучном прохождении кризиса – самоутверждение в этическом и моральном плане и независимость от стандартов и мнений других людей.
Новообразования: Творческая продуктивность, понимаемая как интегральное образование: профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение жизни будущего поколения.
При появлении кризиса 40 лет можно говорить еще об одном новообразовании – Коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я – концепции».
Феномен «акме»; материнство/отцовство; новый уровень интеллектуального развития.
Кризисы данного периода:
По Р. Пекку существует 4 кризиса, которые человеку необходимо разрешить: развитие уважения и мудрости, которое должно сменить примат физической храбрости. Социализация социальных отношений должна сменить сексуализацию отношений. Сохранение эмоциональной гибкости, которая должна противостоять аффективному обеднению, связанная со смертью близких или с обособлением детей. Сохранение душевной гибкости и поиск новых форм поведения вместо старых привычек и психической ригидности.
Переход к средней Взрослости как нормативный кризис (около 30 лет) – вызван расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью.
В средней взрослости переход к зрелости как нормативный кризис (около 40 лет) ‑ связан с осознанием утраты молодости, началом снижения физических сил, переживанием «символической смерти» молодости. Помимо проблем с профессиональной деятельностью нередко возникает обострение семейных отношений.
Э. Эриксон считает, что кризис – это переломный момент, период с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Психическое развитие происходит в процессе прохождения через критические точки.
Э. Эриксон описал 3 ступени зрелости, на которых определил центральные вопросы развития: интимность (близость), альтернатива – уединение; производительность, при котором индивидуум становится творческой личностью; Цельность (объединение).
К 35-45 годам человек начинает всерьез задумываться о том, что время проходит, начинают посещать мысли о смерти.
Решение кризиса состоит в анализе своих целей и переоценке своих ресурсов; поиске нового смысла жизни.
Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.
Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции.
Задание для самостоятельной работы
1. Дайте ответы на следующие вопросы:
а) Какие факторы содействуют или препятствуют достижению вершин профессионализма («акме»)?
б) В чем особенности кризисов развития в зрелом возрасте?
в) Побеседуйте с взрослым человеком на тему «Кто в его жизни повлиял на личностное и профессиональное самоопределение?»
2. Проанализируйте современные исследования по проблеме и напишите краткую аннотацию на статью, которая соответсвтует вашим интересам.
1. Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. ‑ 1995 № 3. ‑ С. 113 – 119.
2. Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. ‑ 1995 № 3. ‑ С. 11-23.
3. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и «акме» как интегративная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. – 2000. ‑ № 1. ‑ С. 89 – 107.
4. Калашникова И.Н. Отношение к себе в зрелом возрасте как психологическая проблема // Адукацыя i выхаванне. – 199. ‑ № 5-.6. ‑ С. 23.
5. Калашникова И.Н. Влияние типа личности на отношение к себе в зрелом возрасте // Адукацыя i выхаванне. – 2001. ‑ №9. ‑ С. 23.
6. Крупник Е.Л., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. – 2000. ‑ №6. ‑ С. 12.
Список рекомендуемой литературы
1. Гамезо М.В., Герасимов В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
2. Гейл Шихи. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. Издательство «Ювента». ‑ СПб., 1999.
3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2003.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.
6. Шапаваленко И.В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
ebooks.grsu.by