Интеллект и умственное развитие – Умственное развитие и интеллект

Содержание

Умственное развитие и интеллект

Доброго дня, дорогие подписчики здорового блога! Сегодня мы поговорим с вами об интеллекте. Ведь умственное развитие и интеллект неразрывно связаны с понятием здорового образа жизни и являются одними из главных аспектов абсолютного здоровья.

Умственное развитие и интеллект: что такое интеллект и для чего нужно повышать его уровень

Вначале давайте разберёмся, что из себя представляет интеллект. Ведь понятийный аппарат поможет нам уяснить смысл повышения своего интеллекта.

Умственное развитие и интеллект

Итак, интеллект – это наша с вами способность целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов в жизни. Данная способность необходима каждому из нас при возникновении различных жизненных трудностей. Ведь наш жизненный путь насыщен различными преградами, которые необходимо стойко преодолевать, и двигаться дальше.

Высокий интеллектуальный уровень помогает нам быстро сориентироваться в той или иной ситуации, принять правильное решение. Именно поэтому важно развивать свои умственные способности. Повышение интеллекта необходимо и для того, чтобы правильно ставить перед собой жизненные цели, идти по пути их достижения. Грамотная постановка целей и выбор жизненных ориентиров позволит человеку стать

успешным, счастливым, здоровым и богатым. 

Баннер "Книги"

Умственное развитие и интеллект: особенности интеллектуального развития человека

Всем известно, что оптимум интеллектуальных функций человека достигается в юности — ранней молодости, а интенсивность их инволюции зависит от двух факторов — внутреннего и внешнего.

Внутренним фактором является одаренность (генетическая унаследованность). У более одаренных людей умственный прогресс длительный и инволюция происходит позже, чем у менее одаренных.

Внешним фактором, зависящим от социально-экономических и культурных условий, является образование, которое противостоит старению, затормаживает инволюционный процесс. Таким образом, особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных возможностей человека во многом зависят от его личностных особенностей, жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главная особенность зрелого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными знаниями, опытом, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью.

Умственное развитие и интеллект

Несмотря на то, что вследствие биологических изменений, происходящих в организме в период средней взрослости, быстрота и точность обработки информации снижается, способность пользоваться информацией все же остается прежней. Причем, хотя творческие процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого, эффективность его мышления всё же выше.

Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является, очевидно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека.

Умственное развитие и интеллект: девятнадцать советов как улучшить работу мозга
  1. Запомните одну простую истину: при регулярных физических нагрузках мозг лучше развивается. Я сам спортсмен и знаю, что при долгой умственной работе мозгу просто необходима физическая нагрузка. После спортивной тренировки сразу появляются силы для новых подвигов и новой информации.
  2. Стремитесь развивать различные области своего мозга. Например, если вы правша, то попробуйте делать некоторые вещи левой рукой. Всегда познавайте что-то новое. Допустим, новые ремесла, попробуйте прочесть роман Достоевского. Если есть возможность – больше путешествуйте, выезжайте на природу, ненадолго меняйте обстановку. Вот вам 100 лучших способов как разнообразить свой досуг. 
  3. Чаще задавайте себе вопрос  «Почему?». Физиологически и психически так устроено, что наш мозг очень любопытен. Так не ограничиваете же его в этом, а напротив способствуйте развитию. И первым шагом будет — постоянно задавать вопрос «Почему?». А ещё попробуйте сами давать на него ответ или спросите окружающих. И вообще, общайтесь, развивайте свою коммуникабельность. Из общения с опытными и грамотными людьми вы получите много полезной информации.
  4. Старайтесь чаще пребывать в хорошем бодром настроении. Помните уроки правильно психологической настроенности. Применяйте полученные знания. Хватит ходить унылым и вечно обиженным на всё и всех, поменяйте своё мышление на противоположное, смейтесь больше, улыбайтесь, шутите, перестаньте думать о плохом. Когда мы смеемся, в нашем теле вырабатываются эндорфины, они помогают расслабиться и снять напряжение с головного мозга.
  5. Следует постоянно развивать свою память. Уделяйте этому делу достаточное количество времени. Возьмите, к примеру, старенький альбом с фотографиями или школьный дневник. Вспомните, что было и как всё происходило. Не ограничивайте свой мозг социальными сетями, сериалами и бесполезными новостями, которые круглосуточно навязывают по телевизору. Позвольте разуму погрузиться в прошлое, поразмышлять и повспоминать былое. Приятные мысли согреют вас и помогут в решении насущных проблем.
  6. Питайтесь правильно. Этой теме я уделил значительное внимание, выделив её в отдельный раздел блога.
  7. Обязательно включайте в свой рацион питания грецкие орехи и рыбу (сардинка, тунец, лосось). Они содержат масло, которое полезно для сердца и мозга. Эти продукты улучшают циркуляцию кислорода, который поставляется к голове, и активизируют функцию мембран клеток. Обратите внимание, что люди, которые потребляют достаточное количество рыбы, менее страдают депрессией, слабоумием, даже нарушением внимания. Рыбы достаточно съедать 3-4 кусочка в неделю, орехов 2-5 ядрышков в день.
  8. Больше разгадывайте загадки. Загадки – это вообще прелесть, они просто взрывают активность мозга. Но может быть, вы не любите загадки, тогда возьмитесь за разгадывание кроссвордов или головоломок. Для вас это забава, а для мозга – развитие.Умственное развитие и интеллект
  9. Слушайте только хорошую успокаивающую музыку. Отлично подойдет классическая или музыка живой природы. Последняя также поможет вам настроить свои мысли на правильный лад. Музыка живой природы очищает от дурных помыслов и исцеляет наше сознание. Она помогает активизировать участки головного мозга, отвечающие за умственное развитие и интеллект.

  10. Регулярно оттачивайте свои навыки. Вы хорошо вышиваете, рисуете или работаете по дереву? Это дело достойно уважения! Но попробуйте разнообразить свои действия. Помимо всего этого читайте разные книги, не только романы или сказки. Вашим предпочтением должны стать книги, которые смогут вас продвинуть в ваших делах. Освойте новые методы рисования или резьбы по дереву. Двигаясь в разнообразном направлении, вы добьетесь грандиозных результатов, что в свою очередь поможет вашему мозгу быть здоровым.

  11. Спиртосодержащим напиткам нужно сказать нет, в любом их количестве. На мое удивление английские ученые исследовали влияние алкоголя на работу мозга человека при небольшом его употреблении и пришли к выводу, что в незначительных объемах оно полезно. А вот сравнительный анализ работы мозга такого человека со здоровым, не употребляющим алкоголь вообще, почему то не провели. И о том, что у совсем непьющей личности гораздо выше интеллектуальный уровень и самосознание, почему-то никто не упоминает. Как-то так.

  12. Больше играйте. Как бы это не странно звучало, но игры способствуют улучшению настроения и работе мозга в целом. Если есть свободное время – потратьте его на игры. Игры могут быть самые разнообразные – настольные или предусматривающие физическую активность. Играйте и веселитесь везде, на природе, дома, на даче и т.п.

  13. Записывайте, зарисовывайте свои мысли, желания, цели. Размышляя, изображайте свою мечту на бумаге. Перед сном уделяйте по 15 минут на то, чтобы проанализировать, что вы сделали за сегодня и подумать над тем, что будете делать завтра. Делайте это с легкостью и душевным оптимизмом. Запомните, что мысль материализуется в значительной степени через собственноручное написание. Сила мысли при этом увеличивается в разы!

  14. Пытайтесь концентрироваться на вещах, которые делаете или которые вас окружают. Учитесь замечать нужные детали, даже когда вы отвлечены. Внимательность и чёткость должны стать главными вашими качествами. Не будьте как раньше глупыми, невнимательными и рассеянными. Теперь вам следует развивать в себе положительные качестве. Если конечно вы хотите стать здоровым и успешным человеком.

  15. Любите свою вторую половинку. Развивайтесь вместе, вместе продвигайтесь по жизни, чтобы не случилось. Только когда вы пройдёте долгий жизненный путь вместе, вы станете неразделимыми навеки и будете любить друг друга больше всего на свете. Чувство любви активизирует работу головного мозга.

  16. Умственное развитие и интеллект зависят во многом от того, чем вы занимаетесь. Занимайтесь тем делом, которое нравится именно вам, и которое вдохновляет вас и придает жизненные силы.

  17. Циклы сознания. Если вы научитесь определять, когда ваше сознание находится на пике активности, то займитесь наиболее важными делами именно в это время.

  18. Больше пишите. Ручка и бумага – ваш инструмент по жизни. Письмо стимулирует работу головного мозга. Ведите личный дневник, заведите записную книжку. Но учтите, что благотворно влияет на умственное развитие именно рукописное письмо, а не набор текста на компьютере или планшете. Это важно!

  19. Ароматерапия для активации мозга. Ароматы могут бодрить, поднимать тонусы и расслаблять. Ароматы, которые относятся к «энергетикам» — мята, кипарис, лимон. А для расслабления – герань и роза. Лично я достаточно много времени провожу на своей даче. Начиная с весны, там благоухают такие ароматы деревьев и цветов, что мне кажется, что я исцеляюсь на все времена. Листья растений можно применять и в период помывки в ванне.

    Умственное развитие и интеллект

В завершение статьи ещё одна рекомендация – питайте свой головной мозг! Не важно, сколько вам лет, ваш мозг постоянно требует нагрузки, не дайте ему заржаветь. Читайте правильную литературу на самые разные тематики, общайтесь с интересными людьми, подходите к решению проблем с другой стороны, изучайте новое ремесло, в общем, выбирайте то, что вас вдохновляет.

Запомните, что умственное развитие и интеллект являются важными аспектами здорового образа жизни. На этом всё дорогие подписчики! Скоро выйдет новая статья на моём блоге, которая поможет вам повысить свой интеллектуальный уровень. Знания — это богатство!

Если эта статья была вам полезна, поделитесь ею с друзьями!

 

mir-zdorovja.com

Понятие интеллекта и методики его изучения

  • Умственное развитие и интеллект человека

  • Основные психологические методики изучения интеллекта

  • Креативность как характеристика мышления человека

  • Методики изучения креативности

Умственное развитие и интеллект человека

Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают “включение” человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками, как:

Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.      Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) – не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Если интеллект – это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления. Интеллект – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. Интеллектуальные качества – качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта.      Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ века. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту Стэнфорда – Бине IQ в качестве “обобщенного” символа интеллекта и уровня умственного развития. Коэффициент интеллектуальности (IQ) – количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.

Основные психологические методики изучения интеллекта

Для диагностики умственного развития используются тесты интеллекта. Тесты интеллекта – это группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь, восприятие.      Специальный анализ, проведенный российскими психологами (работы Константина Марковича Гуревича, Даниила Борисовича Эльконина, Наталии Федоровны Талызиной и др.) по проблемам диагностики интеллекта, привел к формулированию важного вывода о том, что тесты интеллекта измеряют главным образом степень приобщенности испытуемого к той культуре, которая представлена в тесте, уровень усвоения достижений этой культуры. При этом сам тест не показывает, почему один сумел это сделать лучше, чем другой.       Большинство психологов в настоящее время признает, что тесты интеллекта измеряют уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, то есть уровень умственного развития, но не могут диагностировать вклад природных возможностей (т.е. врожденную способность, называемую интеллектом) и обученности индивида в показанный результат. Тем самым глобальную прогностичность тестов интеллекта в масштабе всей жизни нельзя считать доказанной, так как часто тестируется не потенциал, а результат развития. Можно только предположить, что человек будет адекватнее действовать в тех ситуациях, которые напоминают задания, представленные в тестах.      В настоящее время для диагностики интеллекта в психологии наиболее часто употребляются:

  • Тест диагностики умственного развития Д.Векслера. Он включает две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривается вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Тест предусматривает возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. По форме проведения тест индивидуальный, т.е. может проводиться только с одним испытуемым. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов.

  • Тест умственного развития младших школьников – тест Дж. Равена, или “Прогрессивные матрицы Равена”. Тест Равена – тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними. Это невербальный тест был разработан Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году – в цветном.

  • Тест диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов – Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) словацкого психолога Дж. Ванды.

  • Тест диагностики умственного развития учащихся 7-9-х классов – Школьный тест умственного развития (ШТУР), разработанный коллективом Константина Марковича Гуревича.

  • Тест диагностики умственного развития старшеклассников (8-10-е классы) – тест структуры интеллекта Р. Амтхауэр, созданный в 1953 году и предназначеный для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

studfile.net

Развитие интеллекта и умственных способностей у детей

Интеллектуальные способности позволяют личности успешно решать разноплановые задачи. По теории Дарвина все здоровые люди с рождения наделены примерно одинаковым уровнем интеллекта, но в дальнейшем его развитие зависит от уровня активности индивида, его желания трудиться.

Развитие умственных способностей у детей

Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет. В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.

  • Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
  • Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков.
  • Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.

Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Интеллектуальные способности представляют собой совокупность различных умений. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Однако научно доказано, что человек даже в зрелом возрасте может добиться значительных успехов в развитии интеллекта. Часто дети и подростки не уделяют достаточного внимания совершенствованию умственных способностей. Взрослый человек способен наверстать упущенные возможности, но для этого придется приложить много усилий.

развитие интеллекта у детей

На развитие интеллекта у детей школьного возраста также стоит обратить внимание. Одаренные личности, достигшие успеха в развитии специальных способностей, нередко считают, что развивать остальные индивидуально-психологические особенности необязательно. Это мнение также ошибочно. Развитие способностей лишь в одной сфере жизнедеятельности может привести к затруднениям при решении не связанных с ней задач. Например, людям с математическим складом ума тяжело справляться с заданиями гуманитарной направленности. Гармоничное развитие интеллекта позволяет легче приспосабливаться к изменениям окружающего мира, добиваться успехов в разных областях.

Виды интеллекта и их особенностей у детей

Развитие умственных способностей детей – это важная часть жизни любых родителей. Решение разноплановых задач и выполнение комплексных упражнений помогает всесторонне развивать умственные способности. Важную роль в этом играет дисциплина и методичность. Занятия должны проводиться систематически. Они формируют усидчивость и развивают память.

развитие умственных способностей детей

Развитие социального интеллекта у ребенка

Интеллект характеризуется следующими качествами:

  • Широтой и глубиной мышления. Широта определяет способность личности понимать поставленную задачу, принимать во внимание все факторы и формировать различные варианты ее решения. От глубины мышления зависит возможность расставлять приоритеты, выделять более и менее важные обстоятельства.
  • Любознательность. В основе исследовательской и познавательной деятельности лежит желание изучить предмет со всех сторон.
  • Гибкость и подвижность интеллекта. Представляет собой умение индивида использовать приобретенные навыки и опыт в нестандартных ситуациях.
  • Логика. Определяет способность устанавливать последовательность действий и умозаключений, принимать во внимание все свойства изучаемого объекта, его характеристики.
  • Скорость мышления. Обеспечивает возможность решения задач и принятия решений за минимальное время.
  • Доказательность. Представляет собой способность использовать правильный набор фактов для того, чтоб убедить оппонента в правильности своих умозаключений.
  • Автономность. Способность принимать взвешенные правильные решения в любой ситуации.
  • Критичность. Выражается в навыках трезво оценивать результат размышлений и отказываться от ошибочных решений и выводов.

развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста также требует времени и сил. Ученые не согласны с мнением о том, что возможности интеллекта – природное качество. Врожденной может быть особенность строения головного мозга, которая позволяет эффективно выполнять определенные задачи. Ее называют задатком. Выделяют способности репродуктивного и творческого уровня. Первые позволяют максимально усвоить знания, а вторые – способствуют созданию чего-то инновационного. Два уровня деятельности тесно переплетаются в жизни и всегда дополняют друг друга.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка

Выделяют следующие способности интеллекта:

  • концентрация – выражается в возможности сосредоточиться на определенном действии;
  • аналитические – умения, позволяющие сопоставлять факты и делать выводы;
  • абстрактные – способствуют пониманию обобщенных понятий, сохранению в памяти информации, основанной на сложных концепциях;
  • логические – позволяют думать, проводить анализ по определенной схеме и делать правильные выводы;
  • образного мышления – обеспечивают создание образов на основе полученных разрозненных данных и сведений;
  • дедуктивные – способствуют формированию общей картины на основании разноплановой информации;
  • прогностические – позволяют составлять прогноз событий и варианты развития ситуаций;
  • критические – обеспечивают трезвое оценивание правильности решений и выводов.

Развитие эмоционального интеллекта для детей также соотносится с интеллектом умственным. Оперативная память позволяет сохранять промежуточные результаты действий для поиска конечного решения задачи. Общие сведения об интеллекте и его качествах помогают понять, какая методика развития интеллектуальных способностей подойдет для тренировки конкретных функций.

развитие эмоционального интеллекта у детей

Развитие интеллекта у ребенка школьного возраста

Еще несколько десятков лет назад оценка развития интеллекта проводилась при помощи коэффициента интеллектуальности. Впервые методику его расчета разработал В. Штерн. Коэффициент показывает уровень развития мышления лица, относительно среднестатистических показателей людей того же возраста, занятых подобной деятельностью.

Методика развития интеллекта у детей – отдельная область науки. В современной практике существует множество вариантов диагностики. Они все влияют на развитие социального интеллекта для детей. Самыми популярными считаются:

  1. тест Д. Векслера, который подходит для оценки способностей детей, дошкольников и взрослого населения;
  2. программа проверки для школьников К. Ревича;
  3. тестовые задания АСТУР для учеников старших классов и поступающих в вузы.

После тестирования становится понятно, какие методики развития интеллекта дадут лучший результат в конкретном случае.

Современные родители часто задаются вопросом о необходимости развития детского интеллекта и спешат подобрать для этого лучшие способы. Важно правильно определить способности и склонности малыша.

Ученые выяснили, что интеллектуальные способности наследуются по материнской линии. Однако решающим фактором выступает окружающая среда и психологическая обстановка в семье. Желание исследовать мир приходит к детям после формирования характера. В это время очень важно стимулировать интерес ребенка к познанию, предоставив малышу выбор методов изучения мира.

развитие социального интеллекта у детей

На развитие умственных способностей у детей влияют следующие факторы:

  • сбалансированное питание;
  • условия проживания;
  • взаимоотношения с родителями.

Только обеспечив малышу комфортные условия для развития, можно ожидать хороших результатов от использования различных методик.

Повышение умственных способностей детей достигается следующими методами:

  1. Постановкой четких, простых и посильных для малыша задач.
  2. Проявлением уважения к личности ребенка, похвалой и отсутствием жесткой критики.
  3. Совершением прогулок с ребенком на свежем воздухе.
  4. Введением традиции совместного чтения.

В первые годы жизни не стоит навязывать малышу свое мнение по поводу подходящих игрушек и способов игры. Лучше предоставить на выбор несколько вариантов и дать возможность определить понравившиеся самостоятельно. Прислушиваясь к мнению ребенка, родители стимулируют его желание познавать мир. Чтобы выявить таланты, нужно понять, что интересно малышу, к чему он стремится. Для этого не следует перегружать ребенка занятиями, лучше дать ему возможность развиваться постепенно. Программы совершенствования умственных способностей рекомендованы для дошкольников, но не для детей 2-3 лет. Но развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте также очень важно.

Для комплексного развития интеллекта ребенка нужно уделять достаточно внимания творческим занятиям. Это позволит малышу проявить фантазию и показать склонность к какой-либо деятельности. Доверительные беседы и поддержка со стороны родителей станут дополнительным стимулом для развития способностей.

развитие интеллекта у детей

Методики развития интеллекта для взрослых

Люди старшего поколения также могут развивать интеллектуальные способности. Интересные упражнения позволят увлекательно провести свободное время.

Улучшить умственные способности взрослым людям помогут:

  • решение логических задач;
  • интеллектуальные игры;
  • занятия физикой, химией, математикой;
  • чтение;
  • изучение иностранных языков;
  • игра на музыкальных инструментах, живопись.

Нужно обращать внимание на особенности развития интеллекта детей. На развитии интеллектуальных способностей благоприятно отразится изучение научной литературы и исследований, просмотр научно-популярных каналов. Это поможет человеку стать эрудированным и всесторонне развитым. Узнавая больше, люди расширяют возможности общения, карьерного роста и увеличения доходов.

amakids.ru

7.4. Понятие интеллекта и методики его изучения

  • Умственное развитие и интеллект человека

  • Основные психологические методики изучения интеллекта

  • Креативность как характеристика мышления человека

  • Методики изучения креативности

Умственное развитие и интеллект человека

Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают “включение” человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками, как:

Под умственным развитиемпонимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастногосоциально-психологического норматива(СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.      Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) – не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Если интеллект – это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.Интеллект– относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее.Интеллектуальные качества– качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ века. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту Стэнфорда – Бине IQ в качестве “обобщенного” символа интеллекта и уровня умственного развития.Коэффициент интеллектуальности (IQ)– количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.

Основные психологические методики изучения интеллекта

Для диагностики умственного развития используются тесты интеллекта. Тесты интеллекта– это группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь, восприятие.      Специальный анализ, проведенный российскими психологами (работыКонстантина Марковича Гуревича,Даниила Борисовича Эльконина,Наталии Федоровны Талызинойи др.) по проблемам диагностики интеллекта, привел к формулированию важного вывода о том, что тесты интеллекта измеряют главным образом степень приобщенности испытуемого к той культуре, которая представлена в тесте, уровень усвоения достижений этой культуры. При этом сам тест не показывает, почему один сумел это сделать лучше, чем другой.      Большинство психологов в настоящее время признает, что тесты интеллекта измеряют уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, то есть уровень умственного развития, но не могут диагностировать вклад природных возможностей (т.е. врожденную способность, называемую интеллектом) и обученности индивида в показанный результат. Тем самым глобальную прогностичность тестов интеллекта в масштабе всей жизни нельзя считать доказанной, так как часто тестируется не потенциал, а результат развития. Можно только предположить, что человек будет адекватнее действовать в тех ситуациях, которые напоминают задания, представленные в тестах.      В настоящее время для диагностики интеллекта в психологии наиболее часто употребляются:

  • Тест диагностики умственного развития Д.Векслера. Он включает две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривается вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Тест предусматривает возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. По форме проведения тест индивидуальный, т.е. может проводиться только с одним испытуемым. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов.

  • Тест умственного развития младших школьников – тест Дж. Равена, или “Прогрессивные матрицы Равена”. Тест Равена – тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними. Это невербальный тест был разработан Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году – в цветном.

  • Тест диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов – Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) словацкого психолога Дж. Ванды.

  • Тест диагностики умственного развития учащихся 7-9-х классов – Школьный тест умственного развития (ШТУР), разработанный коллективом Константина Марковича Гуревича.

  • Тест диагностики умственного развития старшеклассников (8-10-е классы) – тест структуры интеллекта Р. Амтхауэр, созданный в 1953 году и предназначеный для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

studfile.net

Психология мышления. – Умственное развитие и интеллект.

Страница 32 из 42

Умственное развитие и интеллект.

Психодиагностика способностей направлена на выявление уровня развития общих и специальных способностей. Поскольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные, т.е. те способности, которые обеспечивают “включение” человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций, то необходимо рассмотреть взаимосвязь понятий “умственное развитие” и “интеллект”, а также некоторые положения тестологических концепций интеллекта.

Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ в. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту Стэнфорда – Бине IQ в качестве “обобщенного” символа интеллекта и уровня умственного развития. Коэффициент интеллектуальности (IQ) – количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.

Под умственным развитием пони­мается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процес­се приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) – не сумма знаний и умственных операций, а то, чтоспособствует их успешному усвоению. Если интел­лект – это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую оче­редь содержание, способы и формы мышления. Интеллект – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. Интеллектуальные качества – качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта.

В то же время, уровень умственного развития зависит не только от одного интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими как условия воспитания в семье, содержание и методы обучения в школе, вузе и многими другими. От данных факторов, а также от уровня умственного развития и интеллекта ученика во многом зависит его обучаемость, т.е. способность усваивать новые знания и умения (см. рис.15).


Рис.15. Взаимосвязь умственного развития, интеллекта и обучаемости



libsib.ru

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ — КиберПедия

Умственное развитие характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний. Таково общепринятое в отечественной психологии понимание умственного развития. По существу, умственное развитие — это характеристика способов, форм и содержания мышления человека.

Современная психология и педагогика убедительно доказывают, что уровень мыслительной деятельности определяется содержанием знаний и умений, которые учитель дает учащимся (М.Н. Шардаков, 1963, В.В. Давыдов, 1986). Важен не только объем, но и качество знаний, т.е. их глубина, осмысленность, динамичность. Характер усвоенных знаний определяет и качество освоенных умственных действий. Уровень умственного развития является основой, базой для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. По мнению К.М. Гуревича и Е.И. Горбачевой (1991), одним из признаков умственного развития следует считать присущую ему качественную направленность, избирательность по отношению к различным областям теории и практики, что проявляется в развитии различных видов мышления — лингвистического, естественнонаучного, математического. Но наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является все же подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива. Иначе говоря, уровень умственного развития должен в первую очередь отра­жать наиболее типичные, общие, характерные возрастные особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

В этом плане проблема умственного развития смыкается с проблемой интеллекта, или общей умственной способности. Интеллект — не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Достигнутый индивидом уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Поэтому нельзя не согласиться со справедливым утверждением Н.С. Лейтеса, что «умственное развитие не является чем-то внешним по отношению к способностям. Внутренняя близость умственного развития и умственных способностей не могут вызывать сомнения» (Н.С. Лейтес, 1960).

Но несомненно и другое: уровень умственного развития зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как условия жизни, особенности учебного заведения, методы обучения и пр. В отечественной психологии имеется целое направление исследований, показывающих тесную связь между уровнем умственного развития и содержанием обучения, а также характером воспитательных методов (В.В. Давыдов, 1972, 1986; А.З. Зак, 1979, 1984). Например, одни и те же знания могут обусловить разный тип мышления учащегося (эмпирический или теоретический), все зависит от организации учебного процесса (А.З. Зак, 1984).



О роли метода обучения в формировании мышления говорят исследования, связанные с теорией поэтапного формирования умственных действий. В работах, базирующихся на этой теории, представлены теоретически и методически разработанные способы планомерного и управляемого развития мышления (Н.Ф. Талызина, 1975).

Итак, если в прошлом мышлению не обучали или делали это более или менее бессознательно, нецеленаправленно, считая, что мышление либо есть, либо его нет, а уровень мыслительной деятельности не зависит от обучения, то сегодня прогрессивные психологи и педагоги показывают, что продуктивному мышлению можно научить.

В связи с этой проблемой естественно возникает вопрос о соотношении умственного развития с понятием «обучаемость». Какие психологические сущности отражают эти термины, одинаковые или разные?

Проблема обучаемости школьников детально изучалась в лаборатории Н.А. Менчинской. З.И. Калмыкова, выбрав в качестве основного показателя темп продвижения, нашла, что чем выше уровень развития, тем выше темп продвижения, т.е. обучаемость (1968). Позднее Калмыкова стала отождествлять ее с умственными способностями, что, на наш взгляд, является неправомерным, так как обучаемость слишком зависима от методов и средств обучения, личности учителя и пр. Более того, обучаемость нельзя отождествлять и с уровнем умственного развития. Н.С. Лейтес на основе собственных исследований пришел к выводу, что если уровень умственного развития школьников возрастает от младших классов к старшим, то обучаемость не прогрессирует аналогичным образом (1971). Напротив, обучаемость школьников младших классов в некоторых отношениях превосходит обучаемость школьников последующих классов. Поэтому нельзя оценивать уровень умственного развития ребенка на основе его обучаемости, не принимая во внимание возрастные особенности индивидов.



Из всего вышесказанного следует вывод о неправомерности отождествления понятий «уровень умственного развития», «интеллект» и «обучаемость». Диагностика этих психологических феноменов также должна быть различной.

Но практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины XX века. Интеллектуальные тесты явились продолжением шкал Бине—Симона, о которых шла речь в гл. I.

cyberpedia.su

Умственные способности. Структура, уровни и диагностика умственных способностей

Говоря об умственных способностях, стоит остановиться на определении интеллекта. В психологии существует три разных взгляда на определение интеллекта:

• Как аналог обучаемости, вид приобретения знаний (Полони).

• Как способность к применению имеющихся знаний в процессе решения текущих жизненных задач (Пиаже).

• Как способность приспосабливаться к новым, изменяющимся условиям жизни (Штерн).

Объединить эти взаимодополняющие формулировки попробовал Векслер, определив интеллект как способность, объединяющую рациональное мышление, целесообразное поведение и эффективное взаимодействие с миром. На сегодняшний день по вопросу определения интеллекта в психологии нет единого мнения.

Таких определений существует несколько. Так, интеллектом называют наиболее сложные умственные способности личности. Есть и такое определение: интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей личности, в которую входят все полученные ею знания, весь опыт, а также способность к дальнейшему их накоплению и использованию в процессе мыслительной деятельности. Объём знаний и круг интересов – факторы, определяющие интеллектуальные качества человека. В более широком понимании интеллектом называют умственные способности человека, весь набор присущих ему познавательных процессов в совокупности. В узком понимании интеллект – это мышление, ум.

Следует различать умственные способности и интеллект. Умственные способности человека составляют набор знаний и умений, которыми он владеет, сюда же входит набор умственных действий, которые человек на протяжении жизни сформировал, получая знания. А интеллект – это всё то, что благоприятствует успешному усвоению знаний, умений и навыков. Это суммирующий итог всех познавательных процессов.

В психодиагностике, измеряя интеллект, измеряют структуру познавательных свойств человека. Эта структура возникает на основе наследственных задатков и формируется в процессе взаимодействия с ними.

Структура умственных способностей

Структуру совокупности умственных способностей человека пробовали представить многие учёные, в результате появились структурные модели интеллекта Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кетелла и др.

Структура умственных способностей человека разными исследователями рассматривалась по-разному. Так, структура Т. Гарднера основывалась на потенциале личности и складывалась из целого ряда способностей:

• лингвистических, демонстрирующих понимание смысла слов и текста, речевую беглость, и проявляющуюся в быстроте нахождения слова по заданному принципу;

• логико-математических;

• пространственных, позволяющих в уме моделировать нахождение предмета в пространстве и использовать эту модель;

• натуралистических;

• музыкальных;

• телесно-кинестетических;

• интраперсональных, предусматривающих формирование и использование правильной модели самого себя.

Структура М. М. Холодной описывает четыре основных типа умственных способностей:

1.Конвергентные. Они демонстрируют, насколько эффективен процесс обработки информации, что прежде всего выражается в показателе скорости нахождения правильного ответа.

2.Дивергентные, выражающиеся в креативности, в генерации оригинальных идей. Рассматриваются оригинальность и беглость, образность мышления, восприимчивость к необычным деталям. Для творческих достижений необходим высокий интеллект, но высокий интеллект – не показатель высокой креативности.

3.Обучаемость – в широком смысле это способность впитывать новые знания, а в узком – скорость и величина показателя роста эффективности умственной деятельности при разных обучающих воздействиях.

4.Познавательные стили – это разные способы восприятия информации, её оценивания, структурирования по категориям. Например, аналитичность или синтетичность, рефлективность или импульсивность.

Структура умственных способностей человека в обыденном понимании не так строга. Группируясь, интеллектуальные способности проявляются в разных сферах жизни человека: учебной и профессиональной, научной и творческой. Мы находим проявление умственных способностей человека в его социальном статусе (в стиле жизни и социальной роли, в образовании и избранной профессии, в уровне владения речью).

Умственные способности отражаются и в морально-нравственном начале, присущем человеку, демонстрируя его идеалы, его видение добра и зла, ответственности и совести, тактичности и справедливости.

Умственные способности человека складываются из множества взаимосвязанных составляющих, которые проявляются в разных сферах человеческой жизни.

Уровень умственных способностей

Группа тестов для определения уровня умственных способностей носит название «тесты интеллекта».

Цель тестирования умственных способностей – определение готовности к обучению в школе, выявление причин неуспеваемости, выявление одарённых детей, обеспечение индивидуального подхода к обучению, определение сложностей и отклонений в развитии.

Тесты на интеллект измеряют уровень умственного развития, но не показывают того, каков врождённый интеллект, природные возможности и того, какова была степень обученности испытуемого, несомненно отражающаяся на результате тестирования.

Однако результаты тестов предоставляют ценные сведения, отражающие уровень развития тех или иных способностей, а это может быть с успехом использовано при решении воспитательных задач и способствовать повышению эффективности обучения.

Уровни умственных способностей разных учеников неодинаковы, и существует классификация, позволяющая разделять учащихся на определённые категории. Основывается такое разделение на определении коэффициента интеллекта (IQ), поскольку принято считать, что именно он способен наиболее полно показать уровень умственных способностей. Коэффициент представляет собой соотношениям умственного возраста к фактическому, и если ученик, согласно результатов теста, демонстрирует умственный возраст выше, чем у средних учеников-сверстников, считается, что его коэффициент интеллекта высок. Если умственный возраст низок для соответствующего хронологического возраста, то и IQ низок. Формула такова: умственный возраст делим на хронологический возраст и умножаем на 100. Учащихся по уровню IQ делят на четыре категории:

1.Высокие умственные способности:

— от 110 баллов до 119 – способные ученики

— от 120 до 139 – незаурядные

— от 140 – одарённые.

2.Средний уровень:

от 90 до 109 баллов.

3. Ниже среднего (70 – 89 баллов):

80-89 – сюда входят дети с задержкой в умственном развитии

70-79 – дети с пограничными нарушениями интеллекта.

4. Низкий уровень (ниже 70 баллов):

50 – 69 – дети, поддающиеся обучению

25 – 49 – дети, поддающееся привитию элементарных навыков

ниже 25 – дети, нуждающиеся в постоянной опеке.

Высокие умственные способности – желанная цель, но сверхвысокие значения IQ могут означать личностные проблемы испытуемого, его недостаточность в области эмоциональных способностей, коммуникации, ориентации на ценности.

Диагностика умственных способностей

Исходя из когнитивного подхода к анализу способностей и психики человека, В. Н. Дружинин выделил три типа общих умственных способностей:

1.Обучаемость (способность усваивать новые знания).

2.Ителлект (способность применять знания на практике).

3.Креативность (способность к преобразованию имеющихся знаний и открытию новых).

Мотивы их различны: в первом случае – познавательный, во втором – достижения (адаптивное поведение), в третьем – творческий, мотив самореализации.

С. Л. Рубинштейн, основатель деятельностного подхода к развитию умственных способностей в психологии, считал, что центром общих умственных способностей человека является качество протекающих процессов анализа и обобщения, и особенно обобщение отношений. Дело в том, что любая деятельность сопряжена с выполнением операций, а операции реализуют отношения и основываются на них. Обобщение этих отношений, по мнению Рубинштейна, является основой формирования способности и главным компонентом общих умственных способностей ребёнка.

На обобщение опирается и перенесение имеющихся знаний в новые условия (а это умение считается надёжным показателем умственного развития). По мнению английского психолога Ч. Э. Спирмена, наилучшим образом определить общие умственные способности помогают «q» тесты, требующие навыка выделения и обобщения абстрактных связей, например тесты на аналогию. За рубежом широко используются тесты Томсона (тесты числового ряда), тесты Ровена (в их основе лежит обобщение отношений). Задачи Пиаже также требуют выделения и обобщения отношений.

В нашей стране, изучая умственное развитие ребёнка, используют задания, требующие переноса знаний в новые условия, а значит – и выделения общности отношений, скрытой за внешним различием.

По мнению части психологов, тесты, измеряющие интеллектуальные способности, на сегодняшний день не могут считаться идеальным средством измерения общих умственных способностей или группы способностей. Они считают, что оценить, диагностировать умственные способности можно, опираясь на длительное наблюдение за действиями человека в разных ситуациях, путём анализа путей, которыми он двигается к успеху в разных видах деятельности. Большинство психологов считает, что тесты на интеллект диагностируют только то, насколько сформированы некоторые интеллектуальные навыки, зависящие от природных возможностей и степени обученности человека. Они не измеряют интеллект, но могут выявить особенности мышления человека и, кроме того, определить объём и содержание его знаний в некоторых областях.

На сегодняшний день западные интеллектуальные тесты в основном используются с целью прогнозирования будущих достижений в школьном обучении, для распределения учащихся по разным типам школ. Например, для того, чтобы попасть в школу для одарённых детей, ребёнок должен получить IQ минимум 135 (согласно теста Стэнфорд – Бине). Однако и в этом случае прогноз не всегда верен, ведь тест не учитывает фактор влияния семьи, личность ученика, географические наблюдения, анализ методов обучения и другие моменты. Чтобы правильно интерпретировать результаты, нужно знать, например, какова степень тренированности испытуемого в прохождении теста; каково его эмоциональное состояние; не влияет ли оценивание личность экспериментатора и другие факторы.

Для диагностики умственных способностей различают вербальные и невербальные тесты.

• Невербальные содержат графики, рисунки или предметы. Инструкции в таких тестах обязательно просты и кратки. Тесты оценивают наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

• Вербальные тесты демонстрируют показатели словесного логического мышления.

Интересна диагностика умственных способностей с помощью шкалы Д. Векслера. Это исследование очень популярно в англоязычных странах: данная диагностика умственных способностей охватывает диапазон от 3 до 74 лет и позволяет заметить изменения умственных характеристик человека на протяжении жизни. Кроме того, данная методика позволяет диагностировать некоторые расстройства психики, такие как эмоциональные нарушения, болезнь Альцгеймера. Кроме того, наличие в шкалах Д. Векслера и вербальных, и невербальных субтестов дает возможность диагностировать умственные способности с разных сторон: и понятийное, и наглядное мышление, и особенности зрительного восприятия, и память, и внимание, и сенсомоторную координацию.

Человек на протяжении жизни способен совершенствовать когнитивные функции мозга, благодаря такому его свойству как пластичность. Память и внимание, восприятие и мышление можно развивать и в виде увлекательной игры, путём ежедневных занятий на развивающих тренажеров для мозга онлайн .

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

b-trainika.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *