Особенности психофизического развития детей 10 14 лет – Статья на тему: Особенности психофизического развития детей 10-14 лет.

Статья на тему: Особенности психофизического развития детей 10-14 лет.

Особенности психофизического развития  детей 10-14 лет.

Структура личности подростка

В ней нет ничего устойчивого,

Окончательного и неподвижного

Все в ней – переход, все течет.

Л.С. Выготский

    В процессе онтогенеза – от рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. Поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях.

Ключевыми моментами  являются:

  1. Социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.
  2. Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.
  3. Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.
  4. Кризисы – переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.

     Подростковый период это  период развития личности и  интеграции в общество.  

Важным качеством личности является более или менее объективное отношение человека к себе, его самооценка, которая у умственно отсталых формируется медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников.  Значительную трудность представляет собой воспитание у учащихся адекватной самооценки, так как большинство подростков  с интеллектуальной недостаточностью проявляют склонность к завышенной самооценке. В условиях специального обучения самооценка умственно отсталых учащихся корригируется и к моменту окончания школы приближается к адекватной.

   Исследования и наблюдения показали, что после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида умственно отсталые подростки интегрируются в окружающую среду, приспосабливаясь к ней с различной степенью успеха. Относительно благополучные в интеллектуальном и физическом отношении молодые люди поступают в учреждения торговли, обслуживания или туда, куда их могут пристроить родители. Они работают  слесарями-ремонтниками низких разрядов,  швеями, уборщицами, подсобными рабочими и др. Как правило, они оказываются трудолюбивыми, исполнительными, но малоинициативными, подчас чрезмерно торопливыми или, наоборот, медлительными. Некоторые из них нуждаются в более или менее регулярной поддержке и помощи со стороны опытных рабочих. Другие самостоятельно выполняют хорошо знакомые операции. Часть выпускников специальных школ для умственно отсталых детей не работают. Они живут в семьях и по мере своих сил помогают в домашнем хозяйстве. Некоторые становятся бродягами, попадают в криминальные структуры.

Пример: Если я говорю о самооценке, хочу привести пример: Колмакова Оля- училась год на швею, успешно в нашей школе обучалась. Пишет мне в социальных сетях, что сидит дома, не стала учиться дальше, тк. Там ей не дали разряд какой-то, на который она рассчитывала, она говорит я была лучшая из всех. Т.е в школе она привыкла быть первой и там хочет занимать то же положение, она «обиделась» и не стала учиться дальше.

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы с  подростками

    Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

    В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

Пример: Ахпашев Виктор обижает Настю Асочакову, дошло до разборок с родителями. Также знаки внимания уделяет Матрене. Он их грубо обижает, доводит до слез. Но сам признался опекуну Матрены: я давно в нее влюблен.

    Подростковый возраст — самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Все это в игровой форме, в ходе решения каких-то задач творческого характера. Нов литературе не пишется о том, что мешает развитию творчества. Одним из причин можно назвать телефон, планшет, компьютер.

Например: в прошлом году на любой праздник дети готовились активно, увлеченно. А  сейчас при подготовке к празднику «Золотая Осень» я заметила равнодушие, отсутствие творческого поиска. На перемене приходят и тихо сидят за партами(с телефоном).

   Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания  подростков:

— формирование у них нравственных личностных качеств;

– знакомство с примерами положительных идеалов.

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность классному руководителю не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие отношения в системе: «школа — семья – общество — ребенок».

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

Правила планирования работы классного руководителя:

 Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся, т.е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.                                                                                                               

Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.

Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.

Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.

Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.

Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.

Правило седьмое. Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году.

Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.

Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы.Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.

Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.

nsportal.ru

Психофизиологическое развитие детей 10-14

Особенности психофизического

развития детей 10- 14 лет

Подготовила:

Педагог-психолог Фурлетова А.В.

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка.  Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет.

Существенные изменения происходят в развитии познавательных процессов.

Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.

Подростковый возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис 13 лет относится к числу острых.

Симптомы кризиса

  1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

  1. Второй симптом кризиса – негативизм.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Подросток недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм – следствие недостатков педагогического подхода.

Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В этот период происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое

отличие– уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», – вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

– половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

– изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

– смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

– открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

– познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

– появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.

  2. Большой энциклопедический словарь. – М., 1991.

  3. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1992.

  4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. —М., 1979.

  5. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В.Гамезо. – М., 1984.

  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2, 4. – М., 1984.

  7. Детская психология. / Под ред. Я.Л.Коломинского. – Минск, 1988.

  8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах – М.,1986. – Т. 1. Психологическое развитие ребенка.

  9. Исследования по вопросам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.

  10. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 1991.

  11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.

  12. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.

multiurok.ru

Психофизиологическое развитие детей 10-14

Особенности психофизического

развития детей 10- 14 лет

Подготовила:

Педагог-психолог Фурлетова А.В.

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка.  Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет.

Существенные изменения происходят в развитии познавательных процессов.

Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.

Подростковый возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис 13 лет относится к числу острых.

Симптомы кризиса

  1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

  1. Второй симптом кризиса – негативизм.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Подросток недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм – следствие недостатков педагогического подхода.

Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В этот период происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие– уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», – вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

– половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

– изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

– смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

– открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

– познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

– появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.

  2. Большой энциклопедический словарь. – М., 1991.

  3. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1992.

  4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. —М., 1979.

  5. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В.Гамезо. – М., 1984.

  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2, 4. – М., 1984.

  7. Детская психология. / Под ред. Я.Л.Коломинского. – Минск, 1988.

  8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах – М.,1986. – Т. 1. Психологическое развитие ребенка.

  9. Исследования по вопросам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.

  10. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 1991.

  11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.

  12. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.

multiurok.ru

Особенности психофизического развития детей 10 14 лет

В подростковом возрасте ребенок изменяется в четырех основных направлениях: социокультурном, физиологическом, когнитивном и личностном. Это дробление на сферы неоднозначно, но оно позволяет изложить особенности психофизического развития детей 10 14 лет структурировано и ясно.

В первую очередь, такая классификация отражает самые важные моменты метаморфоз.

Социокультурные изменения связаны с тем, какую роль играют подростки и их группы в обществе. Сегодня границы этого возраста размыты, однако переход во взрослость ассоциируется с экономической самостоятельностью и завершением учебы, получением первых профессиональных навыков и заведением длительных близких отношений, например, с браком.

Взрослый человек в большинстве случаев юридически самостоятелен, то есть имеет право голоса и другие гражданские права и свободы. Предполагается, что для подобной роли в обществе нужна эмоциональная и физическая зрелость.

Особенности психофизического развития детей 10 14 лет связывают с изменениями гормонального баланса. По интенсивности перемены стоят рядом с эмбриональным периодом. Прогестогены, андрогены и эстрогены приносят с собой рост вторичных половых признаков, а так же нарушения в работе многих желез во время перестройки организма.

Продолжается и усложнение коры головного мозга. К 11 годам ее лобные доли сформированы достаточно для того, чтобы обладатель мог научиться планированию и оперированию абстрактными понятиями – например, выстраиванием аргументов. К 15 годам формирование коры замедляется, однако образование новых нейронных связей будет продолжаться до 25-30 лет. Оно и обеспечит пластичность мозга, позволит развивать память, внимание, восприятие и мышление.

Особенности психофизического развития детей 10 14 лет проявляются и в потребности общаться со сверстниками. Общение помогает сформировать образ себя и почувствовать независимость. С другой стороны, отсутствие общения с младшими детьми и взрослыми лишает ребят возможности учить новому и учиться на чужом опыте, а значит, в каком-то смысле, выключает из социального быта.

Они не осознают те этапы взросления, которые им предстоят, и имеют о них очень общее представление. Поэтому подростковый возраст, который как будто сам по себе должен привести их к саморазвитию, долго не заканчивается. До тех пор, пока социальная жизнь не спровоцирует, не подтолкнет к освоению новой роли: студента, молодого специалиста, профессионала.

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования “12 коллегий”

Подробно о занятиях для детей и подростков можно узнать в разделе Расписание


12kollegiy.ru

Психофизиологические особенности подросткового возраста | Детство

Психофизиологические особенности подросткового возраста

 

Подростковый возраст (11–14 лет) считают трудным и критическим. Это связано с тем, что в сравнительно короткий срок, часто неожиданно для родителей, происходит коренная ломка прежних особенностей, интересов и отношений ребенка. Происходящие изменения нередко сопровождаются не только трудностями в воспитании подростка: он не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, замкнутость), но и появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей различного порядка.

Что необходимо учитывать родителям при воспитании подростка, чтобы взросление их ребенка прошло без осложнений?

1. Главное новообразование подросткового возраста –чувство взрослости, когда у подростка возникает представление, что он уже не ребенок. Действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым.Источники этого чувства как биологические (половое созревание), так и социальные (когда в отношениях с взрослыми подросток объективно не занимает положения ребенка, участвует в труде, имеет серьезные обязанности). Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, причем, прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.

Претензии подростка на новые права, прежде всего, распространяются на всю сферу отношений с взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял. Он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность, опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, мнениями и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, лишать права на самостоятельность. Существующий в детстве тип отношений с взрослыми становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости.

Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, на доверие и расширение самостоятельности, то есть на равноправие с взрослыми, и старается добиться признания этого родителями.

Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде различных форм непослушания и протеста. При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношения к подростку.

Конфликтные отношения способствуют эмансипации подростка и развитию приспособительных форм поведения. Появляется отчужденность, убеждение в несправедливости взрослого, которое питается представлением о то, что взрослый его не понимает и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное неприятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может потерять возможность влиять на подростка в ответственный период становления моральных и социальных установок личности. Чем больше подросток недоволен родителями, взрослыми, тем сильнее ему нужны друзья, тем сильнее их влияние на него. Привлекательными для подростка могут стать внешние проявления взрослости, как наиболее легко достигаемые (курение, употребление спиртного, приемы кокетства, специфический лексикон и другие). Благополучная форма перехода к новому типу отношений с подростком возможна, если взрослый сам проявляет инициативу и перестраивает свои отношения. Расширение прав и обязанностей подростка необходимо, как этап развития социальной взрослости. Только при таких условиях подросток может научиться «по-взрослому действовать, думать, общаться с людьми.

Трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых – дружеских – или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка и позволяла взрослому влиять на него.

Правила эффективного общения родителей с подростком

– Самое важное для ребенка –общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом, подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.

– Слушая подростка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Благодаря этому ребенок убедится, что вы его слышите, сможет услышать самого себя как бы со стороны, лучше осознать свои чувства, убедиться, что вы его правильно поняли.

– Во время разговора с ребенком, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица ребенка и т.д.

– Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов, улыбнитесь, подмигните, посмотрите в глаза, возьмите за руку.

–  Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым.

– Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он рассказывает.

– Научите ребенка видеть в себе позитивное. Подчеркивайте положительные черты характера ребенка. Выражайте уверенность в его хороших качествах

–  Давайте ребенку право голоса, выражайте ему свое доверие, сотрудничайте, дружите. Поддерживайте стремление подростка обратиться за советом, любое проявление ответственности, самостоятельности.

– Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.

– Необходимо опираться на положительное в подростке, а не бороться с недостатками, не переделывать, а понимать.

–  Говоря «нет» – держите слово.

Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка

– Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть своим телом (общая неловкость, размашистость движений, угловатость). У девочек выражено меньше.

– Мышцы неспособны длительным напряжениям (утомляются быстрее, чем у взрослого).

– Отставание роста кровеносных сосудов от роста сердца (возможны сердцебиения, головные боли, утомляемость повышение кровяного давления).

– Перестройка нервной системы (часто неуравновешенность, раздражительность, взрывчатость, периодическая вялость, апатия).

– Половое созревание и сдвиги в физическом развитии являются для ребенка источником чувства взрослости. А также стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Нормой для подростков обоего пола является пробуждение первых романтических чувств. Отрицательное влияние в этом возрасте могут оказывать чтение не соответствующей возрасту литературы, знакомство с фильмами, предназначенными для взрослых. Все это, а также разговоры с товарищами о разных проблемах любви и пола провоцируют развитие повышенного интереса к интимной стороне человеческих отношений и ранней сексуальности.

– Умственное или физическое переутомление, аффекты, сильные переживания (страх, гнев, оскорбления) могут стать причиной эндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы.

–  Лобные доли мозга, отвечающие за контроль, развиты еще недостаточно. Свойственное подростку чувство неуязвимости и неспособность предвидеть последствия своих поступков может приводить к неосторожному, рискованному поведению.

Психологические особенности подростка

Общение со сверстниками, стремление завоевать свое место в коллективе, быть признанным становится для подростка ведущим мотивом деятельности и поведения, так что на второй план могут отодвигаться и общение с взрослыми, и даже учение. Поведение в школе строится с учетом мнения одноклассников, которое имеет большее значение, чем мнение родителей и учителей. Подросток строит отношения с ровесниками без вмешательства взрослых. Существуют и особые «подростковые установки», которые легко меняются у ребенка при смене коллектива. Повышается социальная активность ребенка, общительность, интерес к другим людям.

У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких друзей, с другой – не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождает тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация – это осуждение коллектива, а самое тяжелое наказание – открытый или негласный бойкот, нежелание общаться. Переживание одиночества тяжело и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск друзей за пределами школы.

Проявляется рост «духа независимости» (свобода от внешнего контроля) в семье и в школе и, к сожалению, восприимчивость к вредным влияниям.

Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их, вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть демонстрация собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, паясничанье, кривляние. Среди мотивов нарушения подростками правил общественного поведения наибольший процент составляют мотивы, связанные с неудовлетворенностью занимаемых среди сверстников положением.

Для детей данного возраста характерно снижение мотивации обучения (прежние мотивы – перестают работать, а новые – учеба ради будущего еще не работают). Родителям необходимо показывать значимость для них успехов ребенка, выражать уверенность в его силах. Подростку становится интересно многое выходящее за рамки школы. Интересы сменяются – от возвышенных до опасных. И если увлечение позитивно – его надо поддерживать.

Подготовила Михайлова О.Ю., педагог-психолог

 

cdk-detstvo.centerstart.ru

Официальный сайт МБОУ Никольская ООШ Неклиновский район

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ СТУПЕНЯХ

Особенности младшего подросткового возраста (4-7 классы).

Как известно, важнейшим содержанием психического развития младших подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к соб­ственной личности, выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, собственной психической жизни и качествам своей лич­ности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разби­раться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление под­ростка о собственной личности.

Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и спе­цифичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование само­сознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существу­ющих в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем пове­дении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников) в процессе учебно-воспитательной работы.

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способ­ность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мыш­лению. Для подросткового возраста характерны интенсивное развитие произ­вольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для за­поминания. Внимание становится более организованным, все больше проявля­ется его преднамеренный характер.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются труднопреодолимые и нестандартные ситуации, ребя­та занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, ко­торое он демонстрирует, как можно чаше заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сво­дится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок под­вергается чужому влиянию, и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.

Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книж­ные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подра­жая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость — подлостью, лю­бовь к себе — насилием над другими.

Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочки хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.

 

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы с младшими подростками

 

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласо­ванность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направ­лений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нрав­ственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чув­ства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот пери­од жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

Подростковый возраст — самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциаль­ные. Некоторые девочки-подростки считают идеальными работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще, поэтому перед классным руководителем стоят актуальные задачи нравственного, трудового воспитания младших подростков. Важнейшим аспектом воздействия на подростков становится работа, связанная с формиро­ванием у них устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привития им истинно трудовых и человеческих ценностей и развенчания лжеценностей.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания младших подростков:

— формирование у них нравственных личностных качеств;

– знакомство с примерами положительных идеалов.

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения со­временных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших проти­воречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность классному руково­дителю не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанни­ками, но и наладить хорошие отношения в системе: «школа — семья – общество — ребенок».

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовы­ражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

 

Возрастные особенности старших подростков (учащихся 8-9-х классов)

 

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, психологической и эмоциональной независимости, достижении определенно­го социального статуса. Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.

Первое противоречие между исключительной концентрированностью под­ростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.

Второе противоречие между притязанием подростков на взрослость, само­стоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.

Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понима­ния родителями, взрослыми.

Актуальные (но не осознаваемые самими подростками) потребности всту­пают в противоречие с рационально сформулированными целями развития. Подростки самостоятельно не могут осознать свои потребности на рациональ­ном уровне: осуществлять рефлексию, анализ «Я» им мешает незрелость соб­ственной личности. Но эти потребности присутствуют в структуре личности, существенно влияя на поведение и образ жизни.

Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, самопознании.

Их основные особенности — концентрированность на собственной лично­сти, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом.

Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Друж­ба значит для него многое: она позволяет помериться силами — физическими и духовными — с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индиви­дуальность. Подросток, как в зеркале, рассматривает оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоци­ональная поддержка родителей, педагогов приобретают для него первостепен­ное значение.

Рассмотрим основные отличия старшего подросткового возраста от младшего. В 9-м классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать: продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и пер­воначального. При этом подросток должен разобраться в собственных способ­ностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

Однако далеко не все старшие подростки к концу обучения в 9-м классе могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Мно­гие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора.

В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя девя­тиклассники еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с раз­витием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подрост­ки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь они делают это бо­лее тонко.

В 8—9-х классах возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подро­стки чаше воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное вол­нение. Повышение такого рода тревожности вызвано также и тем, что впереди у девятиклассников экзамены, отбор в 10-й класс и, возможно, начало нового жизненного пути.

Если у младших подростков ведущей деятельностью было интимно-лично­стное общение со сверстниками, то у старших острота восприятия сверстников притупляется. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помога­ют ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущее же ин­тересует девятиклассников в первую очередь с точки зрения профессиональной.

Отметим разницу в становлении самосознания младших и старших подро­стков. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младше­го подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, лич­ностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система внут­ренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Главные составляющие «Я – концепции» — это реальное «Я» и идеальное «Я». В реальном «Я» можно выделить также следующие компоненты: когнитивный (познавательный), оценочный и поведенческий.

Реальное «Я» подростка включает совокупность его представлений о собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях в разных областях, силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два — оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.

Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального.

В плане самоопределения старшего подростка, в том числе и профессионального, большое значение имеет психолого-педагогическая работа, нацеленная на гармонизацию составляющих его «Я – концепции» — реального «Я» и идеального «Я». В этом случае подростками будет актуально восприниматься помощь в самопознании, согласовании своих представлений о себе со своими реальными возможностями и способностями. Важно отметить, что в этот период становится возможным самовоспитание благодаря развитию у подростка саморегуляции. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желаемые качества.

 

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы со старшими подростками

 

Старший подростковый возраст является переходным от подростка к юно­ше, и именно в этот период возникают благоприятные и социальные, и психо­логические предпосылки для воспитания у подростка качеств, необходимых для профессионального самоопределения.

Социальная ситуация (окончание основной школы) требует от подростка первого профессионального и образовательного выбора, поэтому ему необхо­димо оказывать психолого-педагогическую помощь. Проведение подобной ра­боты разрешает многие специфические противоречия старшего подросткового возраста и помогает молодому человеку сделать уверенный шаг к юности и взрослой жизни.

В старшем подростковом возрасте коренным образом меняются внутренние условия, через которые преломляются все внешние воздействия на личность. Потребность в самоопределении, в том числе и профессиональном, становит­ся центральной для всего развития личности. Для реализации этой потребности подрастающему человеку необходимо интегрировать уже имеющиеся у него свойства, отношения, мотивы, ценностные ориентации. Личность должна от­личаться цельностью. Трудно указать другую потребность, которая в такой же мере, как потребность в самоопределении, требовала бы интеграции всех свойств и отношений личности и приводила к соподчинению разнообразных мотивационных тенденций.

Психолого-педагогическая работа со старшими подростками должна в пол­ной мере учитывать актуальные возрастные потребности старших подростков и i противоречия, возникающие при их реализации. Педагог (или психолог), помо­гая подростку удовлетворить актуальную потребность или разрешить противо­речие, выводит его на новый качественный уровень развития. При этом педа­гог (или психолог) целенаправленно формирует у подростка новые потребности и цели, наполненные положительным социальным смыслом, развивает его нравственные и волевые качества.

Из конструктивных советов тем, кто работает непосредственно с подростка­ми, можно выделить следующие:

  • Помогайте подростку приобретать жизненный опыт.
  • Развивайте нравственные и коммуникативные качества, которые помогли бы ему переключиться со своей личности на окружающих людей.
  • Помогайте подростку осознать свои актуальные потребности, для чего ставьте вместе с ним цели, помогающие ему достичь заветных желаний.
  • Учите добиваться этих целей.
  • Помните, что подростки прислушаются к вам только в том случае, если ваш интерес к их проблемам будет искренним, внимание — неподдельным.
  • Не забывайте: самым действенным средством влияния на подростка является оценка значимой группы сверстников.

И, конечно же, подростковый возраст ни в коем случае нельзя рассматри­вать только как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, впрочем, как и любой период человеческой жизни.

Главной задачей классного руководителя является помощь старшему подро­стку в поиске позитивной перспективы в жизни, выборе пути получения обра­зования после окончания 9-го класса. Это в свою очередь серьезно помогает в профилактике делинквентного поведения подростков, появления алкогольных и наркотических зависимостей. Подросток получает возможность «собрать» свою личность: поставить цель в жизни, наметить пути самовоспитания, соста­вить предварительный профессиональный план.

 

Правила планирования работы классного руководителя:

 

Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся, т.е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.                                                                                                               

Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.

Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.

Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.

Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.

Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.

Правило седьмое. Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году.

Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.

Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы.Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.

Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и дол­жны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы чет­ко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.

nikolschool.ucoz.ru

Особенности психофизического развития детей 10-14 лет

ГБОУ ЛНР «Кленовская общеобразовательная школа» Особенности психофизического развития детей 10­14 лет Практический психолог: Кулаковская Д.Н.

Структура личности подростка В ней нет ничего устойчивого, Окончательного и неподвижного Все в ней – переход, все течет. Л.С. Выготский         В   процессе   онтогенеза   ­   от   рождения   до   зрелых   лет   ребенок   проходит   через несколько   возрастных   периодов,   имеющих   свои   характерные   признаки.   К   ним относятся   условия   жизни,   деятельность,   отношения   с   окружающими,   особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо­физиологические особенности и многое другое. Поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях. Ключевыми моментами  являются: 1. Социальная ситуация развития  ­ это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется. 2. Основной, или ведущий вид деятельности  ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте. 3. Основные   психологические   новообразования   развития,  т.е.   та   способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности. 4. Кризисы ­ переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.      Подростковый период это период развития личности и интеграции в общество.   Важным   качеством   личности   является   более   или   менее   объективное   отношение человека   к   себе,   его   самооценка,   которая   у   умственно   отсталых   формируется медленнее,   чем   у   нормально   развивающихся   сверстников.   Значительную   трудность представляет   собой   воспитание   у   учащихся   адекватной   самооценки,   так   как большинство подростков  с интеллектуальной недостаточностью проявляют склонность к завышенной самооценке. В условиях специального обучения самооценка умственно отсталых   учащихся   корригируется   и   к   моменту   окончания   школы   приближается   к адекватной.     Исследования   и   наблюдения   показали,   что   после   окончания   специальной (коррекционной)   школы   VIII   вида   умственно   отсталые   подростки   интегрируются   в окружающую   среду,   приспосабливаясь   к   ней   с   различной   степенью   успеха. Относительно благополучные в интеллектуальном и физическом отношении молодые люди   поступают   в   учреждения   торговли,   обслуживания   или   туда,   куда   их   могут пристроить   родители.   Они   работают   слесарями­ремонтниками   низких   разрядов, швеями,   уборщицами,   подсобными   рабочими   и   др.   Как   правило,   они   оказываются трудолюбивыми,   исполнительными,   но   малоинициативными,   подчас   чрезмерно торопливыми или, наоборот, медлительными. Некоторые из них нуждаются в более или менее   регулярной   поддержке   и   помощи   со   стороны   опытных   рабочих.   Другие самостоятельно   выполняют   хорошо   знакомые   операции.   Часть   выпускников специальных школ для умственно отсталых детей не работают. Они живут в семьях и по мере своих сил помогают в домашнем хозяйстве. Некоторые становятся бродягами, попадают в криминальные структуры.

Пример: Если я говорю о самооценке, хочу привести пример: Колмакова Оля­ училась год на швею, успешно в нашей школе обучалась. Пишет мне в социальных сетях, что сидит дома, не стала учиться дальше, тк. Там ей не дали разряд какой­то, на который она рассчитывала, она говорит я была лучшая из всех. Т.е в школе она привыкла быть первой и там хочет занимать то же положение, она «обиделась» и не стала учиться дальше. Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы с  подростками         Исследования   внутреннего   мира   подростков   показывают,   что   одной   из   самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений,   нравственных   идей   и   понятий   с   поступками,   действиями,   поведением. Система   оценочных   суждений,   нравственных   идеалов   неустойчива.   Трудности жизненного   плана,   семейные   проблемы,   влияние   друзей   могут   вызвать   у   ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений работы классного   руководителя   должно   стать   формирование   у   детей   нравственного   опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.        В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки   могут   проявлять   очень   бурно,   иногда   аффективно.   Этот   период   жизни ребенка   иногда   называют   периодом   тяжелого   кризиса.   Признаками   его   могут   быть упрямство,   эгоизм,   замкнутость,   уход   в   себя,   вспышки   гнева,   поэтому   классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. Пример:   Виктор   обижает   Настю,   дошло   до   разборок   с   родителями.   Также   знаки внимания уделяет Матрене. Он их грубо обижает, доводит до слез. Но сам признался опекуну Матрены: я давно в нее влюблен.          Подростковый   возраст   —   самый   благоприятный   для   творческого   развития. Учащимся   нравится   решать   проблемные   ситуации,   находить   сходства   и   различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Все это в игровой форме,   в   ходе   решения   каких­то   задач   творческого   характера.   Нов   литературе   не пишется   о   том,   что   мешает   развитию   творчества.   Одним   из   причин   можно   назвать телефон, планшет, компьютер.  Например: в прошлом году на любой праздник дети готовились активно, увлеченно. А сейчас   при   подготовке   к   празднику   «Золотая   Осень»   я   заметила   равнодушие, отсутствие  творческого   поиска. На  перемене  приходят  и  тихо  сидят  за  партами  (с телефоном).      Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания  подростков: — формирование у них нравственных личностных качеств;

­ знакомство с примерами положительных идеалов. Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность классному руководителю не только преодолеть отчуждение   в   отношениях   со   своими   воспитанниками,   но   и   наладить   хорошие отношения в системе: «школа — семья ­ общество — ребенок». Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной   организации   классных   дел,   вступления   в   диалог   со   старшими,   со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс». Правила планирования работы классного руководителя:  Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на  определенный возраст учащихся, т.е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.                                                         Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи. Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность. Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей. Правило   пятое. Если   классный   руководитель   начинает   работу   с   классным коллективом   впервые,   он   должен   внимательно   изучить   систему   воспитательных мероприятий   предыдущего   классного   руководителя   и   по   возможности   продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое. Правило   шестое. В   планировании   необходимо   отвести   главенствующее   место традиционным   мероприятиям   школы   и   параллелей,   лишь   усложняя   и   видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах. Правило   седьмое. Классный   руководитель   при   анализе   воспитательной   работы   за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году. Правило   восьмое. Классный   руководитель   должен   помнить,   что   внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими. Правило   девятое. Планирование   должно   учитывать   даты,   связанные   с   историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей. Правило   десятое. В   составлении   плана   воспитательной   работы   могут   и   должны участвовать   как   дети,   так   и   родители.   Это   необходимо   для   того,   чтобы   четко

представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.

znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *