Человек единственное создание подлежащее воспитанию: единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком благодаря воспитанию”. (И. Кант) – Человек может стать человеком только путем воспитания. Он

Содержание

единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком благодаря воспитанию". (И. Кант)

"Человек - единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком благодаря воспитанию". (И. Кант)

Автор своим высказыванием привлекает наше внимание к проблеме сущности человека как биологического вида. Кант говорит нам о том, что человек, в отличие от всех других живых организмов на Земле, является обучающимся существом которое необходимо воспитывать.

Автор считает, что у человека от рождения нет никаких навыков, что он беспомощен и для выживания ему необходимы учителя в виде родителей и еще кого-то. Животные как нам известно не способны к обучению, так как их деятельность подчинена инстинктам , которые передаются на генетическом уровне при рождении.

С таким мнением Канта я пожалуй соглашусь.

как известно нам из курса школьной дисциплины обществознание, человек это прежде всего биосциальное существо, представляющее собой высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Это высшее звено выражается как раз и возможности обучаться чему-то новому, творить что-то новое и т.д.

Однако на своем пути у человека встречаются и негативные стороны в развитии. Так, животные лишены права выбора, т.е. любое их действие направлено на удовлетворение необходимых жизненных потребностей, еда, питье, сон и так далее. Человеку же свойственны как подлинные потребности, о которых было сказано выше, так и мнимые потребности. Мнимые потребности всегда идут во вред человеку, но благодаря тому, что человек способен выбирать пути своего поведения, он часто ошибается и выбирает губительный для себя путь. Это и наркотики, алкоголизм, табакокурение и другие вредные привычки. Таким образом,  с детства человека необходимо приучать контролировать свои поступки и отличать пользу от вреда.

Воспитание и нравственное развитие человека относится к одним из важных задач государства для реализации нормальной жизнедеятельности общества. государство прикладывает огромные силы и внимание к образованию в нашей стране. Начинается все с дошкольного образования и продолжается до получения человеком профессии. Социализация человека через систему образования является одной из главных функций государства.

Истории известны случаи нахождения так называемых детей-маугли. Так в Румынии был найден мальчик, который в трех летнем возрасте остался один в лесу и прожил там четыре года. После того как его нашел пастух, он начал процесс адаптации к жизни в обществе. Этот процесс проходил довольно таки тяжело. В концу концов мальчик вернулся к дедушке и пошел в школу.

Таким образом, мы видим, что только человека можно воспитать и обучить чему-нибудь. С животным такое не пройдет. Ведь животные в своей деятельности подчиняются только инстинктам. Автор был совершенно прав в своих мыслях об особенностях человека как представителя живого мира на Земле.

         ДРУГИЕ ЭССЕ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК МИНИ-СОЧИНЕНИЙ

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он

Puteshestvennik_4

Автор обращает внимание на то, что воспитание — это важнейший процесс в жизни каждой отдельной личности, это то, благодаря чему человек становится настоящим человеком, приобретает «человеческие» качества. На мой взгляд, автор справедливо подчеркнул, что только воспитание способно придать каждому из нас «человеческий облик».

Человека от животного отличает способность воспитывать свое потомство, то есть закладывать в него определенные стандарты поведения, стереотипы мышления, возможность сопереживать другим, знания о мире, который нас окружает…  Воспитание — это процесс, направленный на формирование личности ребенка, путем передачи ему опыта прошлых поколений, основ культуры, понятий о добре и зле. Но маленького человека мало что отличает от животного, в большинстве своем он адаптируется, то есть привыкает к сложившимся условиям жизни. Ребенок, как и детеныш млекопитающего, живет, развивается и совершает поступки в соответствии с тем, как это делают окружающие его люди, то есть «наглядные примеры» — поступки взрослых (преимущественно родителей). Если родители часто поступают не «по-человечески», а ребенок это видит, вероятность того, что он будет поступать также, очень высока, а, значит, шанс стать «человеком» стремительно падает. И здесь важную роль играет понятие социализации — процесс усвоения индивидом принципов и правил общества для дальнейшего взаимодействия с ним. Каждому обществу присущи определенные признаки, и в соответствии с этим каждая личность будет по-разному социализироваться.

Если ребенок рос в обществе, в котором уважали права и свободы граждан, разграничивались понятия добра и зла, то в данном случае можно говорить о формировании в личности стереотипов нормального поведения. Значит, благодаря воспитанию личность в итоге становится «человеком». Если же ребенок формировался в обществе, где преобладало неблагоприятное социальное окружение, был ярко выражен конфликт основной культуры и мелких субкультур, то в личности сформируются стереотипы девиантного поведения, то есть отклоняющегося от общепринятых в обществе норм. Здесь уже сложно говорить о формировании «человека» в том контексте, в котором мы привыкли воспринимать данное понятие. Однако я рассмотрел лишь внешнюю сторону воспитания; существует езе и внутренняя сторона, а именно — самовоспитание, которое чаще всего связано с перевоспитанием. Самовоспитание — это индивидуальная работа каждой личности по усовершенствованию, себя; это выработка в себе навыков самодисциплины, умения анализировать свое поведение и делать из него соответствующие выводы.

Способность к самовоспитанию формируется у человека в течение жизни, когда пропадают те социальные регуляторы, которые помогали и направляли в нужное русло ранее. Эта возможность помогает человеку менять в мотивах своего поведения, в характере те или иные черты для дальнейшего взаимодействия с другими людьми. Таким образом, «человеческие качества» можно приобрести только в процессе интеграции в общество, путем воспитания и, особенно, самовоспитания.

Можно привести множество примеров, подтверждающих необходимость воспитания для становления человека «человеком». Так, например, в басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» повествуется о том, что муж с женой, дабы не видеть, как дед ест, решили кормить его отдельно из лоханки. Увидев это, ребенок решил, что когда отец с матерью стары станут, он их также из лоханки кормить будет. В мотиве поведения их сына основополагающую роль играет поступок матери и отца как «наглядное пособие» по обращению с пожилыми людьми. То есть, увидев однажды, что так грубо обращаются с человеком наиболее авторитетные для ребенка люди — родители, сын будет поступать точно также. Изменить это и «стать человеком» можно или самовоспитанием самого мальчика, или его родителей, то есть совершенствованием способности к анализу собственного поведения.

В истории немало примеров влияния воспитание на формирование «человека». Так, например, Екатерина Великая, забравшая на воспитание внука — Александра 1, старалась взрастить в нем дух либерализма; его учитель — Лагарп прививал пренебрежение к крепостнической системе. Однако ни Екатерина, ни Лагарп, хоть и пытались, но не могли организовать реформу отмены Крепостного права в Российском государстве. Не отличился и Александр 1, который провел подобие отмены только в Царстве польском. То есть внук великой императрицы не видел конкретных попыток с чьей-либо стороны изменить что-нибудь в стране, примирить сословия. Бабушка и учитель самодержца выступали своеобразным «наглядным пособием» того, как нужно поступать, что и отразилось на поведении будущего императора в целом. Это еще раз доказывает, что от воспитания зависят очень многие мотивы поведения человека.

В заключение хочется сказать, что воспитание — очень важный процесс в жизни каждого человека, так как благодаря ему мы можем взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом… Но не менее важен и процесс самовоспитания личности, так как именно посредством собственных попыток, методом проб и ошибок человек сможет найти «золотую середину», оптимальный вариант поведения. Ведь когда человек находится в гармонии с собой, он находится в гармонии со всем миром, а достигается это за счет воспитания. Не зря Кант сказал: «Человек — то, что делает из него воспитание».

Ярош К.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

КОНСЕРВАТИЗМ — ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНСТИТУТОВ

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. КРИТЕРИИ И ПЛАН

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

РОССИЯ В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ: ОТ РОДОВОГО СТРОЯ ДО ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ

ДОМАШНИЕ РАБОТЫ: КАК СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ И ПОДГОТОВИТЬСЯ

РОДОПЛЕМЕННОЙ СТРОЙ, ФЕОДАЛИЗМ, КАПИТАЛИЗМ – КАК РАЗОБРАТЬСЯ В СОЦИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ И СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО 34 ЗАДАНИЕ ОГЭ И 24 ЗАДАНИЕ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

 "Человек может стать человеком только путём воспитания.Он то

В своём высказывании И.Кант поднимает проблему социализации человека,формирования у него новых  знаний и умений,позволяющих ему функционировать в обществе.                                                                                                                Важность проблемы заключается в том,что человек испокон веков развивается,приобретает знания,которые помогают ему в становлении личности.В своём высказывании И.Кант обращает наше внимание на то,что только благодаря воспитанию,усвоению нового жизненного опыта и приобретению  определённого сознания,человек становится социальным существом.                                                                                                                                                      Я согласна с позицией автора высказывания.Воспитание является основополагающим фактором в жизни человека.Рождаясь,каждый из нас является индивидом,но для существования в мире быть индивидом-это очень мало.Благодаря обществу  человек приобретает индивидуальные качества характера,а также учится,формирует знания об окружающем мире и о взаимоотношениях с людьми.Именно это отличает человека от животного.Способность индивида к саморазвитию и влияние социума являются неотъемлемой частью воспитания и становления человека,как личности.Для  теоретического  обоснования  точки зрения рассмотрим понимание воспитания человека в общественных науках.                                                                                                                                      Воспитание-процесс формирования,развития ,включающий в себя как целенаправленное воздействие извне ,так и самовоспитание человека. Родившись,мы еще не обладаем способностью к сознательной деятельности и саморазвитию,поэтому большую роль в формировании нашего мировосприятия играют члены общества,а впоследствии мы становимся способны к самовоспитанию.На процесс воспитания существенное влияние оказывает социализация.                                                                                                                                                                                               Социализация-это процесс усвоения индивидом социальных норм, культурны

Человек- единственное создание, подлежащее воспитанию. - Человек - "Золотые эссе" - Каталог статей

Человек- единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только благодаря воспитанию.

Нельзя не согласиться с мнением великого немецкого философа 18 века И.Канта о социальной сущности человека, где он  затрагивает актуальную проблему влияния воспитания на становление личности человека.

Безусловно, человек- единственный  биологический индивид, подлежащий воспитанию. Только человек ,обладающий сознанием усваивает нормы поведения, навыки общения и деятельности, накопленные предыдущими поколениями. Но одного сознания недостаточно для становления его как личности. Обязательным условием ,я считаю, является воспитание- процесс формирования культурных черт человека.

 Именно воспитание включает освоение культурных норм, бытовых правил, ценностей и идеалов.  От воспитания зависит :какого человека получит общество? Будет ли он оказывать положительное влияние на окружающих, или  напротив, займет позицию разрушительную, отрицательную ?

Александр 1 провел  либеральные реформы в начале 19 века. Воспитателем его был  швейцарец Лагарп, который знакомил его с гуманистическими принципами Руссо.

Александр 2 провел либеральные реформы. Воспитателем его был просветитель Жуковский.

Спартанцев  с детства воспитывало государство для военного дела, приучало к дисциплине, терпению. Воспитание носило утилитарный характер. Культурные ценности они считали уделом рабов. Поэтому они вырастали блестящими воинами, но безграмотными гражданами.

Действительно, в воспитании перенимают не только хорошее, но и недостойное подражание.

Сегодня молодежь не имеет положительных идеалов ни в кино, ни в литературе. На нас  прежде всего влияют живые люди нашего окружения. Трудно устоять перед своими товарищами, которые предлагают прогулять урок или «рвануть» в кино.

Во всех примерах видно, что к  воспитанию человека  в первую очередь причастны его близкое окружение : семья, родители, школа, друзья.

Подведя итог своим размышлениям, я хочу сказать, что воспитание самая трудная работа из всех, выпавших на долю человека. Мало хотеть правильно воспитывать, надо делать это. Гельвеций К. говорил: «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы»

Игорь Кондрашин: Классические суждения И. Канта о педагогике

Введение

Человек - единственное создание, подлежащее воспитанию. Под воспитанием мы понимаем уход (попечение, содержание), дисциплину (выдержку) и обучение вместе с образованием. Сообразно с этим человек бывает грудным младенцем, питомцем и учеником.

Животные пользуются своими силами с момента их появления вполне правильно, т. е. так, что они самим себе не вредят. Удивительно, в самом деле, наблюдать, например, за молодыми ласточками, как они, едва вылупившись из яиц, еще слепые, тем не менее приспосабливаются делать так, чтобы их испражнение выпадали из гнезда. Поэтому животные совсем не нуждаются в уходе, разве что, самое большее, в питании, согревании и руководстве или известной защите. Действительно, большая часть животных нуждается в питании, но не в уходе. Под уходом понимается забота родителей о том, чтобы дети не обращали своих сил во вред себе. Если бы, например, животное, появившись на свет, закричало, как это делают дети, то оно обязательно сделалось бы добычей волков и других диких зверей, привлеченных его криком.

Дисциплина, или выдержка, выводит человека из животного состояния. Животное благодаря своему инстинкту имеет уже все; чужой разум позаботился для него обо всем. Человеку же нужен свой собственный разум. У него нет инстинкта, и он должен сам выработать план своего поведения. Но так как он, появляясь на свет совершенно беспомощным, не в состоянии сделать это сразу, то о нем должны позаботиться другие.

Человеческий род должен своими усилиями постепенно, из самого себя, вырабатывать все свойства, присущие человеческой природе. Одно поколение воспитывает другое. При этом самое первое начало можно искать как в диком, так и во вполне развитом состоянии. Если это последнее принимать за первобытное состояние, тогда, следовательно, человек впоследствии опять огрубел и впал в дикое состояние.

Дисциплина не дает человеку под влиянием его животных наклонностей уйти от его назначения, человечности. Она, например, должна удерживать его от того, чтобы он не бросался дико и необдуманно в опасности. Дисциплина, следовательно, есть нечто отрицательное: это - средство уничтожить в человеке его дикость; наоборот, обучение есть положительная часть воспитания.

Дикость есть независимость от законов. Дисциплина подчиняет человека законам человечности и заставляет его чувствовать власть законов. Но начинаться это должно заранее. Так, например, детей сначала посылают в школу не для того, чтобы они там чему-нибудь учились, но с тем, чтобы они постепенно привыкли сидеть спокойно и в точности соблюдать то, что им предписывают, чтобы впоследствии они не вздумали вести себя так, как им взбредет в голову.

Но человек от природы имеет столь сильное влечение к свободе, что, раз только он известное время ею пользовался, он все приносит ей в жертву. Именно поэтому и следует, как уже сказано, применять дисциплину весьма рано, так как в противном случае трудно потом переделать человека. Он тогда следует любой прихоти. Это видно на дикарях: даже если они в течение довольно долгого времени служат европейцам, они все-таки никогда не привыкают к их образу жизни. Но у них это не благородное влечение к свободе, как думают Руссо и другие, а просто дикость, так как животное в данном случае, так сказать, не развило еще в себе человеческих свойств. Поэтому человека следует заранее приучать подчиняться предписаниям разума. Если в молодости все предоставляли его воле и ни в чем не противодействовали, то он сохраняет известную долю дикости в течение всей своей жизни. Но плохо приходится и тому, кто в молодости был слишком избалован материнской нежностью, потому что впоследствии он встретит тем большее противодействие со всех сторон и отовсюду будет получать щелчки, лишь только примется за дела житейские.

Обычная ошибка при воспитании великих мира сего состоит именно в том, что им, как будущим властителям, и в молодости, собственно, никогда не оказывают противодействия. Дикость человека необходимо смягчать из-за его влечения к свободе; наоборот, у животного, благодаря его инстинкту, без этого можно обойтись.

Человек нуждается в уходе и образовании. Образование включает в себя дисциплину и обучение. В последнем, насколько известно, не нуждается никакое животное. Ни одно из них не учится ничему у старших, исключая певчих птиц. Они обучаются пению старшими, и трогательно видеть, как, словно в школе, старая птица изо всех сил поет перед своими птенчиками, а они своими крошечными глотками стараются воспроизвести те же звуки. Чтобы убедиться в том, что птицы поют не по инстинкту, а действительно учатся этому, стоит сделать опыт: взять из-под канареек, допустим, половину их яиц и подложить под них воробьиные яйца, или даже, пожалуй, посадить в гнездо на место их птенчиков молоденьких воробьев. Если их поместить в такой комнате, откуда они не будут слышать воробьев с улицы, то они научатся пению канареек и получатся поющие воробьи. Удивительно, на самом деле, что каждая порода птиц через все поколения сохраняет известный основной напев; традиция песни, по всей вероятности, самая верная в мире традиция.

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком - людьми, точно так же получившими воспитание. Поэтому недостаток в дисциплине и обучении у некоторых людей делает их в свою очередь плохими воспитателями своих питомцев. Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека. Но так как воспитание одному учит человека, а другое только развивает в нем, то неизвестно, как далеко простираются у него природные способности. Если бы в данном отношении сделан был, по крайней мере, опыт, при содействии правителей и при соединенных усилиях многих лиц, то уже это одно позволило бы нам заключить, до чего приблизительно в состоянии дойти человек. Но - замечание настолько же важное для философа, насколько печальное для филантропа - мы видим, как правители по большей части заботятся только лишь о себе и не принимают участия в важных опытах по части воспитания с целью заставить природу подойти на шаг ближе к совершенству.

Нет никого, кто, будучи в юности оставлен без присмотра, в более зрелом возврате не заметил бы этого сам, будь то проблемы в дисциплине или культуре (так можно назвать обучение). Тот, кто не культурен - груб, кто не дисциплинирован - дик. Упущение в дисциплине - большее зло, чем упущение в культуре, так как последнее можно наверстать еще и впоследствии: дикость же нельзя искоренить, и упущение в дисциплине возместить невозможно. Может быть, воспитание будет постепенно улучшаться, и каждое последующее поколение будет делать шаг вперед по пути к усовершенствованию человечества: ведь в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. Теперь это может осуществиться. Ибо лишь теперь начинают судить правильно и давать себе ясный отчет в том, что, собственно, относится к хорошему воспитанию. Заманчиво представить себе, что благодаря воспитанию человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше и что ей можно придать такую форму, которая соответствовала бы идеалу человечности. Эта надежда открывает перед нами в перспективе будущее, более счастливое поколение людей.

Проект теории воспитания - прекрасный идеал, и не беда, если мы не в состоянии тотчас же осуществить его. Только не следует тотчас же считать идею несбыточной и называть ее лишь прекрасным сном, хотя бы и были препятствия для ее осуществления.

Идея есть не что иное, как понятие о совершенстве, еще не осуществленном на опыте. Например, идея совершенного, управляемого по правилам справедливости государства! Разве из-за этого она есть нечто невозможное? Прежде всего, наша идея должна быть только правильна, и тогда она при всех препятствиях, которые стоят еще на пути к ее осуществлению, все-таки не невозможна. Если бы, например, все лгали, разве правдивая речь была бы поэтому только пустой фантазией? И идея воспитания, которое развивает все природные данные в человеке, во всяком случае истинна.

При современном воспитании человек не вполне достигает цели своего существования. Ведь как различно живут люди! Однообразие между ними может водвориться только тогда, когда они будет действовать по одинаковым правилам, причем эти правила должны стать для них второй природой. Мы можем работать над планом более целесообразного воспитания и передать руководство к нему потомству, которое может постепенно осуществить его. Например, на аврикуле замечено, что если ее вывести из корня, то все растения получаются одного и того же цвета; если же, наоборот, посеять их семена, то получаются совершенно другие и самые разнообразные цвета. Следовательно, природа все-таки вложила в них зародыш и дело заключается лишь в надлежащем посеве и пересадке, чтобы развить в них последние. Так и с человеком!

В человечестве заключено много задатков, и наша задача - пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Животные исполняют последнее сами собой и притом бессознательно. Человек должен сперва стремиться достичь его, а этого не может быть, если он не имеет даже понятия о своем назначении. Для отдельной личности достижение этого назначения совершенно невозможно. Действительно, представим себе вполне образованную первую пару людей и посмотрим, как она воспитывает своих питомцев. Первые родители подают уже детям пример, дети подражают ему, и таким образом развиваются некоторые природные способности. Все природные способности не могут быть развиты таким путем, потому что дети видят все эти примеры по большей части только при случайных обстоятельствах. Первоначально люди не имели никакого понятия о том совершенстве, которого может достигнуть человеческая природа. Да и мы сами еще не вполне уяснили себе это понятие. Верно только то, что отдельные люди, даже при всем согласии своих питомцев, не в состоянии довести их до того, чтобы они достигали своего назначения. Не отдельные люди, но род людской должен достичь этого.

Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может все более и более осуществлять такое воспитание, которое пропорционально и целесообразно развивает все природные способности человека и таким путем ведет весь род человеческий к его назначению. Провидению было угодно, чтобы человек воспроизводил добро из самого себя. Оно, так сказать, говорит человеку: "Иди в мир". Так приблизительно мог бы воззвать творец к человеку: "Я наделил тебя всей склонностью к добру. Твое дело развить ее, и, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого".

Человек должен еще развить свои способности к добру. Провидение не вложило их в него в уже готовом виде; это только одни способности, не различающиеся в нравственном отношении. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества - вот в чем обязанности человека. По зрелом размышлении придешь к тому выводу, что это весьма трудно. Поэтому воспитание - величайшая проблема и труднейшая задача для человека, так как сознание зависит от воспитания, а воспитание, в свою очередь, от сознания. Поэтому-то воспитание и может двигаться вперед лишь постепенно, и только благодаря тому, что одно поколение передает свой опыт и сведения последующему, а оно прибавляет что-нибудь и в свою очередь в таком виде передает их дальнейшему поколению, может возникнуть правильное понятие о способе воспитания. Какую же, следовательно, высокую культуру и опытность предполагает это понятие? Сообразно этому оно могло возникнуть лишь в позднейшее время, и мы сами еще не вполне уяснили его себе. Не должно ли воспитание, в частности, подражать образованию человечества в общем в том виде, как оно шло через различные поколения?

Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать, и, однако, до сих пор еще существуют разногласия даже относительно их идеи.

Но с чего же начнем мы развивать человеческие способности? Должны ли мы начать с дикого или с уже образованного состояния? Трудно представить себе какое-нибудь развитие из дикого состояния (поэтому-то так трудно составить себе понятие и о первом человеке), и мы видим, что при развитии, исходящем из такого состояния, все-таки постоянно вновь впадали в дикость и лишь затем уже вторично поднимались из нее. Даже у весьма цивилизованных народов в древнейших памятниках письменности, которые они нам оставили, мы находим состояние, близкое к дикости, - а между тем, сколько культуры требуется уже для одного уменья писать? Ведь с точки зрения человеческого просвещения начало письменности можно назвать началом мира - ясной границей первобытности.

Так как развитие природных способностей у человека происходит не само собой, то всякое воспитание есть искусство. Природа не вложила в человека никакого инстинкта для этого. Как происхождение, так и дальнейшее развитие этого искусства бывает либо механическим, без плана, располагаемым по данным обстоятельствам, либо разумным. Искусство воспитания бывает механическим лишь при случайных обстоятельствах, когда мы узнаем, вредно или полезно что-нибудь человеку. Всякое искусство воспитания, действующее только путем механическим, должно заключать в себе очень много ошибок и недостатков, так как в основе его не лежит никакого определенного плана. Следовательно, искусство воспитания, или педагогика, должно стать разумным, раз оно должно развивать человеческую природу так, чтобы она достигала своего назначения. Уже воспитанные родители представляют собою примеры для подражания, на которых учатся дети. Но если дети должны становиться лучше, то педагогика должна стать предметом изучения; в противном случае от нее нечего ожидать: иначе извращенно воспитанный воспитывает и другого так же извращенно. Механизм в искусстве воспитания должен превратиться в науку, так как в противном случае оно никогда не станет осознанным стремлением и одно поколение сможет ниспровергнуть то, что успело воздвигнуть другое.

Принцип искусства воспитания, который в особенности должны были бы иметь перед глазами люди, составляющие планы воспитания, гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества и сообразно его общему назначению. Этот принцип имеет великое значение. Родители воспитывают обыкновенно своих детей только так, чтобы они годились для современной жизненной обстановки, хотя бы и далекой от совершенства. Но они, собственно, должны были бы воспитывать их лучше, чтобы тем самым вызвать к жизни лучшее будущее.

Но здесь имеются два препятствия: а) родители заботятся обыкновенно только о том, чтобы их дети хорошо устроились в жизни; б) правители же смотрят на своих подданных как на средства для своих целей.

Родители заботятся о своей семье, правители - о государстве. И те, и другие не ставят своей конечной целью всеобщее благо и то совершенство, к которому предназначено человечество и для которого оно имеет все данные. А план воспитания должен быть составлен с космополитической точки зрения. Да и на самом деле, разве всеобщее благо есть такая идея, которая может нам повредить в нашем личном благе? Никогда! Хотя, по-видимому, во имя ее и приходится чем-то жертвовать, тем не менее, именно благодаря ей мы непременно содействуем также и своему благу в настоящем. И затем, какие прекрасные последствия сопутствуют ей! Доброе воспитание есть как раз то, из чего возникает все добро на свете. Следует лишь постоянно развивать лежащие в человеке задатки, так как злых начал в природе человека нет. Единственная причина зла состоит в том, что человеческую природу не подчиняют правилам. В человеке лежат лишь зачатки добра.

Но откуда же должно начаться это лучшее состояние мира? От правителей или от подданных? В последнем случае подданные должны сперва сами исправиться и пойти навстречу благим начинаниям правительства. Если же это состояние должно исходить от государей, то сперва нужно улучшить воспитание наследников престола, которое в течение долгого времени всегда имело тот великий недостаток, что в юности им не противоречили. Дерево, одиноко стоящее в поле, растет криво и широко простирает свои ветви; наоборот, дерево, стоящее среди леса, из-за того, что ему мешают соседние деревья, растет прямо и тянется к воздуху и солнцу. Так бывает и с правителями. Но все-таки гораздо лучше, если их воспитывает кто-нибудь из числа их подданных, чем если бы их воспитывали равные. Следовательно, сверху мы можем ждать добра лишь в том случае, если там воспитание будет стоять выше! Поэтому в данном случае дело заключается главным образом в частной предприимчивости, а не в содействии правителей, как думали Базедов и другие, так как опыт показывает, что ближайшая цель правителей - не столько общее благо, сколько благо их государства, содействующее достижению их личных целей. А раз они дают на это деньги, то, конечно, следует предоставить им также и право предписывать план воспитания. Так бывает и во всем, что касается образования человеческого духа, расширения человеческих знаний. Власть и деньги не создают, а в лучшем случае лишь облегчают дело. Собственно говоря, они могли бы создать его, если бы только правительство не высчитывало наперед проценты для государственной кассы. И академии до сих пор не делали этого, а на деятельность их в будущем никогда не было так мало надежды, как теперь.

Сообразно с этим и учреждение школ должно зависеть исключительно от мнения наиболее просвещенных специалистов. Всякая культура начинается с частного лица и отсюда распространяется далее. Только при содействии лиц самых широких взглядов, которые сочувствуют всеобщему благу и способны понять идею лучшего будущего, возможно постепенное приближение человеческой природы к ее цели. А ведь нередко иной властелин все еще смотрит на свой народ как на часть царства природы и вследствие этого обращает внимание лишь на его размножение. В таком случае можно еще требовать, самое большее, известных навыков, но исключительно для того, чтобы тем самым лучше пользоваться подданными как средством для своих целей. Конечно, и частные лица должны прежде всего иметь в виду цель природы, но более всего прогресс человечества и следить за тем, чтобы оно было не только искусным, но и просвещенным, и, что самое трудное, стараться, чтобы новое поколение превзошло то, к чему пришли они сами.

Итак, при воспитании человека следует:

1. Приучить к дисциплине. Дисциплинировать - значит обезопасить себя от того, чтобы животная природа человека, будем ли мы рассматривать последнего как отдельную особь или как члена общества, не шла в ущерб его чисто человеческим свойствам. Следовательно, дисциплина есть только укрощение дикости.

2. Человека следует приобщить к культуре. Культура включает наставление и обучение. Она есть сообщение навыков. Навык - это обладание какой-либо способностью, достаточное для любых целей. Он, следовательно, не определяет ровно никаких целей, но предоставляет это впоследствии обстоятельствам.

Иной навык пригоден во всех случаях, например чтение и письмо; другой - только для некоторых целей, например музыка - для того, чтобы снискать к нам расположение. Из-за множества целей число навыков простирается до бесконечности.

3. Следует также обращать внимание на то, чтобы человек стал умен, пригоден для человеческого общества, приятен и пользовался влиянием. Сюда относится известный род культур, который называют цивилизованностью. Для последней необходимы манеры, вежливость и известный такт, обладая которым можно использовать всех людей для своих конечных целей. Понятие цивилизованности изменяется сообразно со вкусами каждого столетия. Так, несколько десятков лет тому назад церемонность в общении была в большом ходу.

4. Следует обратить внимание и на морализирование. Человек должен быть не только пригодным для всякого рода целей, но и выработать такой образ мыслей, чтобы избирать исключительно добрые цели. Добрые цели есть такие, которые по необходимости одобряются всеми и могут быть в одно и то же время целями каждого.

Человека можно или просто дрессировать, натаскивать, наставлять механически, или действительно просвещать. Дрессируют собак, лошадей - можно дрессировать также и людей. (Это слово происходит от английского to dress - одевать. Поэтому и комната, где облачается проповедник, называется одежной (Dresskammer), а не комнатой утешения (Trostkammer). Но дрессировкой дело не кончается, важно главным образом то, чтобы дети научились думать. Последнее приводит к принципам, которые обусловливают все действия. Из этого видно, что настоящее воспитание - дело весьма трудоемкое. Обыкновенно же в частном воспитании все еще мало обращают внимание на четвертый, наиболее важный отдел, ибо при воспитании детей нравственную сторону, в сущности, предоставляют лицу духовному. А как бесконечно важно приучать детей с юности питать отвращение к пороку, не только по той причине, что Бог это запрещает, но и потому, что это само по себе отвратительно! Ведь иначе у них весьма легко появляется мысль, что они могут делать все, что им угодно, что это вообще было бы позволительно, если бы только Бог этого не запретил, и что поэтому Бог, вероятно, на один раз может сделать исключение. Бог - существо святейшее, он желает только добра и требует, чтобы мы ценили добродетель ради ее внутреннего достоинства, а не потому, что он этого требует.

Мы живем в эпоху дисциплины, культуры и цивилизованности, но еще далеко не в эпоху распространения нравственности. О настоящем положении людей можно сказать, что благоденствие государств растет вместе с несчастием людей. И еще вопрос, не были бы мы счастливее в первобытном состоянии, без всей этой культуры, нежели в нашем теперешнем положении. В самом деле, как можно сделать людей счастливыми, не делая их нравственными и мудрыми? Ведь тогда зло не уменьшится.

Прежде чем учреждать нормальные школы, следует учредить экспериментальные школы. Воспитание и обучение не должно быть только механическим, но должно основываться на принципах. С другой стороны, оно не может носить исключительно резонирующий характер, но одновременно должно быть до известной степени механическим. В Австрии существовали по большей части только нормальные школы, организованные по одному плану, против которого было высказано много основательных возражений и который особенно можно было упрекнуть в слепом механицизме. На эти нормальные школы должны были равняться и все остальные, и людям, которые не учились в этих школах, даже не давали ходу. Подобного рода предписания показывают, как в таких случаях распоряжается правительство: понятно, что при подобном гнете не может выйти ничего хорошего.

Правда, обычно полагают, что опыты при воспитании не составляют необходимости и что уже на основании простого разума можно судить, будет ли что-нибудь хорошо или плохо. Но в этом жестоко ошибаются, и опыт показывает, что наши попытки часто рождают следствия, совершенно обратные тем, которых мы ожидали. Из этого видно, что, поскольку все основывается на опытах, ни одно человеческое поколение не в состоянии составить окончательного плана воспитания. Единственной экспериментальной школой, которая в известной степени содействовала тому, чтобы это начинание стало прокладывать себе путь, был Институт в Дессау. За ним остается эта слава, несмотря на множество ошибок, которыми его можно было бы попрекнуть, - ошибок, которые встречаются при всех заключениях, выводимых из опытов, причем так, что все еще нужны новые опыты. Это была в своем роде единственная школа, в которой учителя имели право работать по собственным методам и планам и были связаны как друг с другом, так и со всеми учеными в Германии.

Воспитание включает в себя попечение и образование. Последнее содержит в себе два аспекта: 1) отрицательный - дисциплину, которая только удерживает от ошибок; 2) положительный - обучение и руководство, в силу чего оно относится к культуре. Руководить - значит указывать, как применять то, чему научились. Поэтому существует разница между наставником, который является только учителем, и воспитателем, который служит руководителем. Первый воспитывает только для школы, второй - для жизни.

Первый период воспитания бывает тогда, когда питомец должен выказывать подчинение и положительное послушание; второй, когда ему уже позволяют пользоваться своим рассудком и свободой, но под известными условиями. В первом периоде господствует механическое, во втором - нравственное подчинение.

Воспитание бывает частным или общественным. Последнее ведает только обучением, которое может навсегда оставаться общественным. Применение правила к делу выпадает на долю первого. Полное общественное воспитание есть такое, которое соединяет наставление с нравственным образованием. Его цель - содействовать хорошему частному воспитанию. Школу, в которой это достигается, называют воспитательным учреждением. Таких заведений не может быть много, и число питомцев в них не может быть велико, потому что они очень дороги и одно уже их устройство стоит больших денег. С ними дело обстоит так же, как с богадельнями и больницами. Необходимые здания, жалованье директорам, надзирателям и прислуге требуют половину отпущенных на все это денег, и несомненно, что если разослать эти деньги бедным по домам, то это в гораздо большей степени улучшило бы их жизнь. Поэтому-то и трудно сделать так, чтобы в подобного рода учреждения могли поступать дети богатых людей.

Цель подобных общественных институтов состоит в усовершенствовании домашнего воспитания. Они перестанут иметь смысл лишь тогда, когда родители или их помощники в деле воспитания будут сами хорошо воспитаны. В этих учреждениях нужно производить опыты и образовывать людей, и, таким образом, от них должно брать начало хорошее домашнее воспитание.

Частным воспитанием заведуют или сами родители, или, если у них нет времени, способности или даже желания, посторонние, оплачиваемые жалованьем помощники. Но при воспитании с помощью этих воспитателей появляется одно весьма трудное обстоятельство, а именно авторитет делится между ними и родителями. Ребенок должен приноравливаться к приказаниям воспитателей и в то же время слушаться родителей. При таком воспитании необходимо, чтобы родители поступались всем своим авторитетом в пользу воспитателей.

В какой степени воспитание частное может иметь преимущество перед общественным или же наоборот? В общем, по-видимому, не только в смысле развития навыков, но и развития характера гражданина общественное воспитание имеет преимущество перед домашним. Последнее не только очень часто выставляет на вид семейные недостатки, но и передает их детям по наследству.

Но как долго должно продолжаться воспитание? До того времени, когда сама природа назначила человеку руководить самим собой: когда в нем развивается половое чувство, когда он сам может сделаться отцом и сам должен воспитывать, т.е. приблизительно до шестнадцати лет. После этого периода можно, правда, еще прибегать к вспомогательным средствам культуры, незаметно держать в повиновении, но уже нельзя больше вести правильного воспитания.

Подчинение воспитанника бывает или положительное, когда он должен делать то, что ему сказано, потому что он не в состоянии судить сам и в нем еще продолжает действовать простая способность к подражанию, или отрицательное, когда он должен делать то, чего хотят другие, если он хочет, чтобы в другой раз ему разрешили поступить по-своему. В первом случае в силу вступает наказание, а во втором - запрещение делать то, что хочется; в данном случае, несмотря на то, что воспитанник способен думать, он все-таки зависим в своих желаниях.

Одна из труднейших проблем воспитания заключается в том, как соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой. Принуждение есть необходимость! Как взращу я чувство свободы рядом с принуждением? Я должен приучить своего питомца переносить ограничение его свободы и вместе с тем я должен наставлять его в том, чтобы он умел хорошо ею пользоваться. Без этого - все пустой механизм, и освободившийся от воспитания не сумеет воспользоваться своей свободой. Он должен с ранних пор чувствовать неизбежное противодействие со стороны общества, чтобы освоиться с трудной задачей оберегать себя, уметь терпеть лишения и зарабатывать, чтобы быть независимым.

При этом нужно заметить следующее: 1) чтобы ребенку, начиная с самых ранних пор, во всем предоставлять свободу (исключая такие случаи, когда он вредит сам себе, например если он хватается за острый нож), если только последняя не выражается таким образом, что мешает свободе других; например, если он кричит или чрезмерно весел, то он уже мешает другим; 2) следует показывать ему, что он лишь в том случае может достигнуть своих целей, если он и другим даст возможность достигать своих целей, например, не доставлять ему никакого удовольствия, если он не делает того, чему, как считают, он должен научиться, и т.п.; 3) следует ему доказывать, что его заставляют слушаться, чтобы дать ему возможность пользоваться его собственной свободой, что в нем развивают это с тем, чтобы он впоследствии мог быть свободным, т.е. не зависел от посторонней опеки. Но это самое последнее, потому что дети сравнительно поздно начинают думать о том, что, например, впоследствии им самим придется заботиться о своем пропитании. Они думают, что они всегда будут жить так, как в родительском доме, без всяких забот со своей стороны получая еду и питье. Если же не делать этого, то дети, особенно богатых родителей и сыновья правителей, останутся детьми на всю жизнь, подобно обитателям острова Таити. В этом случае общественное воспитание имеет свои очевидные преимущества, ибо благодаря ему дети учатся соразмерять свои силы, привыкают ограничивать себя признанием прав других. Здесь никто не пользуется преимуществами, потому что всюду дает чувствовать себя противодействие и потому что здесь сделаться заметным можно только благодаря своим заслугам. Это воспитание представляет лучший образец будущего гражданина.

Однако при этом следует напомнить еще об одной трудности, которая заключается в том, чтобы предупредить проявление полового чувства и таким образом иметь возможность предохранить от порока еще до наступления возмужания. Но об этом речь пойдет ниже.

Читать книгу ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор Е. Л. Рутковской : онлайн чтение

32. Можно ли пользоваться черновиком?

Времени в распоряжении выпускника остается немного (напомним, он выполняет последнее задание экзаменационной работы). Понятно, что писать полный текст едва ли целесообразно. А вот сделать предварительные записи полезно.

Приведем рекомендации, которые дает педагог из Челябинска Е.В. Киприянова:

«Работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков – одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.

Важная «мелочь»: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте – это точная формулировка темы эссе. Тема – своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика – понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее (ситуация, весьма распространенная в школьной практике).

Полезно выписать на черновик в свободной форме все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

В черновик полезно также выписать вводную и заключительную фразы будущего эссе».

33. Какие требования предъявляются к структуре эссе?

К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется. По крайней мере их нет в рассмотренных критериях оценивания. Напомним, что своеобразие эссе как литературного жанра проявляется, в частности, в его композиционной свободе. «Из формальных требований к эссе можно принять только одно – наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной» (К. Митрофанов, В. Шаповал).

Данное утверждение нуждается в корректировке, если речь идет о письменной работе в рамках единого государственного экзамена по обществознанию. Не будем забывать о временных ограничителях, которые влияют как на написание, так и на проверку эссе. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, в данной ситуации в значительной степени предопределен.

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Экзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий ее содержание и сущность.

Рассмотрим три примера.

1. В качестве темы эссе выбраны слова О. Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает смысл фразы следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос – всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науку?»

2. Тема эссе – «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир). Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если совесть с ней враждует».

3. Выпускник, избрав тему «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как можно принять эту точку зрения нам, людям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?»

Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представляют мысль автора: изложение с включением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы зависит от темы и в еще большей степени от самого автора эссе. Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания.

С этой точки зрения предпочтительным выглядит первый пример. Точно передав своими словами сущность сказанного, автор ставит вопрос, с одной стороны, показывающий, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой – позволяющий перейти к основной части эссе. Во втором случае остается не вполне ясным, понимает ли выпускник тему. Этот вопрос для экзаменаторов остается открытым. Что касается третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Выпускник не соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписывая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.

34. Нельзя ли на примере показать, как проверяются экзаменационные эссе?

Сравним два эссе, написанных выпускниками на тему: «Человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только благодаря воспитанию» (И. Кант).

1. Я согласен с высказыванием И. Канта. Конечно, человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. В нашем мире воспитание присуще только человеку, реализоваться он может только благодаря воспитанию и способностям своего человеческого разума, которым обладает любой индивид в обществе. Но этими способностями не обладают другие существа. Также я согласен с тем, что человек может стать человеком только благодаря воспитанию. И воспитываться он должен в обществе, в первую очередь в семье. Он должен проходить через человеческие отношения так, чтобы они не влияли на него с отрицательной стороны. Чтобы правильно воспитываться, он должен постичь все функции семейных отношений: духовно-эмоциональную, хозяйственно-экономическую, досуговую, репродуктивную и, конечно, воспитательную. Конечно, он должен правильно воспитываться еще и для того, чтобы в его деятельности не проявлялись негативные формы отклоняющегося поведения. Ведь следствие неправильного воспитания и развития – это одна из причин негативных форм отклоняющегося поведения. Я думаю, если индивид не будет зависеть от кризисных явлений в обществе, влияние круга людей, с которыми человек общается, будет положительным, стрессовых ситуаций в жизни индивида будет мало, то человек будет воспитываться правильно и этот путь приведет его к становлению настоящего человека – любого, кто принадлежит человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям способностями.

2. Философия – одна из общественных наук. Наверное, понятие «человек» – одно из самых сложных и интереснейших вопросов этой науки. Человек? А что же он значит, в чем его суть? Просто до конца, как мне кажется, познать человека невозможно. Например, почему в той или иной ситуации он поступает так, а не иначе? Вообще интересен сам процесс развития человека. Ведь человек рождается маленьким, глупеньким, крохотным существом, а вскоре становится ученым! С раннего детства его воспитывают, и нужно отметить, что воспитывает тот же человек. Значит, с детства человек познает моральные корни общества, приобщается к нему. Как сказал И. Кант, «человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только благодаря воспитанию». Хотя можно отметить, что животных тоже воспитывают, но ведь оно все равно остается животным. К примеру, оно не сможет вежливо здороваться, так как животные имеют способность только передавать информацию, а человек имеет речь. Его научили, воспитали этому. Мы знаем, что отличием деятельности человека от поведения других живых существ является идеальное целеполагание. Человека воспитывают так, чтобы он приносил пользу обществу, а не вред. Человек – он есть человек. Ибо, как говорил великий поэт, «человек – это звучит гордо!».

Обе работы были заслуженно оценены невысоким баллом. Оставим в стороне погрешности стиля (хотя стилистические ошибки, невнятные формулировки, повторы, безусловно, затрудняют понимание смысла). Не будем «придираться» к фактическим неточностям и ошибкам. Попробуем оценить работу в соответствии с теми требованиями, которые мы изложили выше.

Имеют ли данные эссе непосредственное отношение к философии? Что касается первой работы, то отрицательный ответ очевиден. Автор перевел свои рассуждения в плоскость социологических понятий и сюжетов (функции семьи, негативные формы отклоняющегося поведения) – и поступил неправильно, «не заметив» философских аспектов проблемы (сущность человека, социальное и биологическое в человеке, соотношение понятий «индивид» и «личность»). Во второй работе слово «философия» употребляется, говорится о такой существенной философской проблеме, как познание феномена человека. Но простое жонглирование правильными словами не дает экспертам оснований для высокой оценки эссе. Создается впечатление, что автор попросту видит название соответствующего раздела и излагает содержание «домашней заготовки» на тему, что такое философия.

Лишь ближе к концу работы он «вспоминает» высказывание И. Канта и пытается конкретизировать предельно общие рассуждения первой части эссе.

Понимают ли авторы смысл высказывания Канта? Ответ экспертов в обоих случаях был скорее утвердительным. Однако качество раскрытия собственного понимания темы оставляет желать лучшего. Выпускники фактически ограничились дословным повторением мысли немецкого философа XVIII века.

Выражено ли собственное отношение к утверждению Канта? С этой точки зрения выигрывает первая работа, которая начинается четким заявлением: «Я согласен с высказыванием И. Канта» (другой вопрос, насколько убедительно это отношение аргументировано). Позицию автора второго эссе приходится «додумывать», от ясного выражения своего отношения он по каким-то причинам воздержался.

Владеют ли авторы обществоведческими терминами? Помогают ли использованные ими термины в раскрытии темы? В первой работе говорится о духовно-эмоциональной, хозяйственно-экономической, досуговой, репродуктивной (не вполне только понятно, что имеет в виду автор, говоря о необходимости для каждого воспитуемого постичь этот признак семейных отношений), воспитательной функциях семьи (почему-то они названы признаками), приводятся термины «негативное отклоняющееся поведение», «индивид». Отметим, что последнее предложение заставляет усомниться, правильно ли автор работы понимает значение термина «индивид». Во втором эссе терминов меньше – «деятельность человека», «поведение животного», «идеальное целеполагание». Удовлетворенными ли остались эксперты? В целом нет, ибо в обеих работах не нашлось места для ключевого понятия, без которого проблема не может быть признана рассмотренной глубоко и полно. Авторы воздержались от употребления термина «личность», раскрытия его смысла и содержания. Именно поэтому правильные в общем слова об отличии человека от других живых существ остались без теоретического обоснования.

Приведены ли примеры из общественной жизни и личного опыта? Авторы попытались подтвердить свои рассуждения примерами, но, к сожалению, большого успеха на этом пути не добились. Эксперты с сожалением констатировали: проблема раскрыта на бытовом уровне, аргументация дана с привлечением примеров, но без солидного теоретического обоснования.

35. Что еще почитать для того, чтобы качественно написать эссе по обществознанию?

Назовем книги и статьи, использованные при подготовке раздела. Они будут полезны всем, кто готовится к единому государственному экзамену по обществознанию.

Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет! // История и обществознание для школьников. 2002. № 2.

Зимин Ю. Сочинение-эссе по обществознанию: Первый опыт // История и обществознание для школьников. 2003. № 3.

Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 классы. М., 2002. (Раздел «Эссе как вид творческой работы».)

Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 9.

Митрофанов К.Г., Шаповал В.В. Как написать реферат по истории на «отлично». М., 2003. (Раздел «Эссе как жанр письменной творческой работы».)

Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О. А. Риторические основы журналистики: Работа над жанрами газеты. М., 2002. (Глава «Эссе».)

Цитович Т.Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 7.

Шубинский В. Взгляд и нечто // Новое литературное обозрение. 2001. № 52.

Эпштейн МЛ. Опыты об эссе // Опыты-Ed. СПб.; Париж, 1994. № 1.

Назовем также адреса двух интернет-сайтов, где можно найти интересный материал об эссе: www.gramma.ru; http://www.krugosvet.ru

IV. ЧТО ПОКАЗАЛИ ЭКЗАМЕНЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ?
1. Каковы основные ошибки при выполнении базовых заданий с выбором ответов?

Начнем с несложного на первый взгляд задания, с которым тем не менее не справились многие выпускники.

Задание 1. Государство в отличие от политической партии

1) имеет сформированные цели своей деятельности

2) является объединением людей

3) создает правовые нормы

4) является институтом политической системы

Комментарий. Правильным ответом является третий вариант. Эту альтернативу как верную указали менее половины учеников. Примерно треть школьников остановила свой выбор на последнем суждении.

В чем основная причина этой ошибки? Думается, что во многом она связана с пропуском первого этапа в рассмотренной выше последовательности действий. Ученики не смогли выявить общность, охватывающую оба сравниваемых объекта – государство и партию. Этой общностью является политическая система общества, в рамках которой они являются компонентами, и при этом каждый из них обладает всеми признаками политического института (имеет организацию, деятельность направляется определенными нормами, отвечает соответствующим общественным запросам и т. п.).

Аналогичная причина лежит и в основе другой ошибки. Ее допустили многие школьники при выполнении следующего задания.

Задание 2. Истинное знание в отличие от ложного

1) создается в результате познавательной деятельности

2) требует усилий для понимания

3) соответствует предмету познания

4) является результатом наблюдений

Комментарий. Правильный выбор третьей альтернативы сделали около 40 % выпускников. Примерно столько же указали на первое суждение. В то же время, чтобы избежать этой ошибки, достаточно было определить общее смысловое «поле» понятий «истинное знание» и «ложное знание». Им является категория «познание» или «познавательная деятельность». Любое знание – истинное или ложное – является результатом познавательной деятельности. Около 16 % экзаменующихся посчитали, что истинное знание, в отличие от ложного, связано с наблюдениями (четвертая альтернатива). Но наблюдение может приводить к неверным выводам. Классический пример – господствовавшее долгое время представление о покоящейся Земле и вращающемся вокруг нее Солнце.

Еще один пример трудного задания.

Задание 3. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) создает зрительный образ предмета

2) выделяет существенные признаки предмета

3) формирует знания и представления о предмете

4) нацелено на постижение истины

Комментарий. Многие учащиеся ошибочно выбирают два последних варианта. А между тем достаточно определить родовое понятие по отношению к указанным в условии задания, чтобы избежать этого выбора. Таким понятием выступает «познание» («познавательная деятельность»). Всякое познание, как известно, нацелено на постижение истины и формирует наши знания и представления о предметах. Таким образом, последние альтернативы не могут выступать различительными признаками рационального и чувственного познания. Что касается первого варианта ответа, то в нем есть слово-подсказка («зрительный»), следовательно, речь идет о чувственном познании.

2. Задания на сравнение: чем вызваны ошибки?

Особые трудности вызывает сравнение близких по многим признакам явлений. Так, задания по сопоставлению демократического и тоталитарного режимов выполняются гораздо успешнее, чем задания, нацеливающие на сравнение тоталитарного и авторитарного режимов.

Задание 1. При авторитарном режиме в отличие от тоталитарного

1) руководит государством общенациональный лидер – вождь

2) государство является главным институтом политической системы

3) сохраняется значение традиционных институтов: церкви и армии

4) правовые нормы поддерживаются государством

Комментарий. Ошибочный выбор второго и четвертого вариантов ответа делают преимущественно те, кто затруднился в определении исходного общего понятия. Им в данном случае является «государство». А любое государство, независимо от политического режима, выступает главным институтом политической системы и поддерживает существующие в стране правовые нормы. Из оставшихся альтернатив первая отражает черту, скорее свойственную тоталитарному режиму (хотя и в авторитарных государствах встречаются свои вожди). Достаточно вспомнить известные из истории факты. Именно такие лидеры превозносились до обожествления, их именами освещались все значимые события в стране. При этом, выступая в роли революционных вождей, они стремились порвать с прошлым: разрушить сложившуюся церковную организацию, уничтожить старые государственные структуры, включая армию, чтобы создать другие, преданные новому порядку. Напротив, непременным условием устойчивости авторитарных режимов является их опора на традиционные институты, прежде всего – церковь, освещавшую веками существующий строй, и армию, пресекающую поползновения тех, кто хотел бы разрушить сложившийся уклад. Отсюда ясно, что правильным ответом в задании является третья альтернатива.

Меньше половины учеников справились с заданием на сравнение общества и природы.

Задание 2. В отличие от природы общество

1) обладает свойствами системы

2) находится в развитии

3) выступает в качестве творца культуры

4) развивается закономерно

Комментарий. Вот как распределились ответы.

Первый и второй варианты ответа выбрали по 20 % экзаменующихся, четвертый – 16 %, третий – правильный – 43 %.

Разберем данное задание. В условии указаны два сопоставляемых объекта: природа и общество. Каждый из них охватывает огромное множество явлений и процессов, в совокупности образующих тот реальный мир, в котором мы живем. Вот мы и вышли на понятие, по отношению к которому понятия «общество» и «природа» могут рассматриваться как частные, – «реальный мир» (вспомните определение общества в самом широком значении этой категории: «часть реального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная»). Присущи ли этому миру закономерности в развитии? Утвердительный ответ очевиден. Вспомните, сколько законов живой и неживой природы вы изучили на уроках физики, химии, биологии. Присуще ли ему развитие? Достаточно оживить знания об эволюции природы и изменениях общества, чтобы и на этот вопрос ответить – «да». Закономерностью развития мира можно считать и системность связей неживой природы, живой природы и человека. Таким образом, остается один вариант ответа – общество выступает в качестве творца культуры. Он и есть искомый правильный вариант. Культура по своей сути и есть то, что сотворено человеком.

3. Почему за задания, требующие раскрытия положения на примерах, большинство выпускников получают низкие баллы?

Сложности связаны с самой процедурой раскрытия. Часто эта операция подменяется иллюстрированием, при которой просто перечисляются отдельные факты, проявления, имеющие отношение к рассматриваемому положению. Однако раскрытие предполагает установление связи конкретного контекста и содержательного обобщения.

Формировать это сложное умение необходимо поэтапно. На нервом этапе целесообразно демонстрировать образцы такого рода интеллектуальной деятельности, показывая, как конкретное воплощает черты, характеристики общего (к примеру, в появлении транснациональных корпораций отражается тенденция к глобализации, в семье воплощены признаки социального института и т. п.). Затем учащимся можно предлагать задания, в которых указано не только раскрываемое положение, но и те факты, примеры, которые следует использовать (допустим: раскройте на примере расширения платного образования в вузах связь экономики и культуры). И, наконец, на завершающем этапе используются задания того типа, что применяются на экзамене (раскройте на примерах различные проявления воздействия политики на культуру).

Анализ экзаменационных эссе — МегаЛекции

 

Сравним два эссе, написанные выпускниками на тему: «Человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только благодаря воспитанию» (И.Кант).

1. Я согласен с высказыванием И.Канта. Конечно, человек –единственное создание, подлежащее воспитанию. В нашем мире воспитание присуще только человеку, реализоваться он может только благодаря воспитанию и способностям своего человеческого разума, которым обладает любой индивид в обществе. Но этими способностями не обладают другие существа. Также я согласна с тем, что человек может стать человеком только благодаря воспитанию. И воспитываться он должен в обществе, в первую очередь, в семье. Он должен проходить через человеческие отношения так, чтобы они не влияли на него с отрицательной стороны. Чтобы правильно воспитываться, он должен постичь все признаки семейных отношений: духовно-эмоциональную, хозяйственно-экономическую, досуговую, репродуктивную и, конечно, воспитательную. Конечно, он должен правильно воспитываться еще и для того, чтобы в его деятельности не проявлялись негативные формы отклоняющегося поведения. Ведь следствие неправильного воспитания и развития – это одно из причин негативных форм отклоняющегося поведения. Я думаю, если индивид не будет зависеть от кризисных явлений в обществе, влияние круга людей, с которыми человек общается, будет положительным, стрессовых ситуаций в жизни индивида будет мало, то человек будет воспитываться правильно, и этот путь приведет его к становлению настоящего человека – любого, кто принадлежит человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям способностями.

2. Философия – одна из общественных наук. Наверное, понятие «человек» – одно из самых сложных и интереснейших вопросов этой науки. Человек? А что же он значит, в чем его суть? Просто, до конца, как мне кажется, познать человека невозможно. Например, почему в той или иной ситуации он поступает так, а не иначе? Вообще, интересен сам процесс развития человека. Ведь человек рождается маленьким, глупеньким, крохотным существом, а вскоре становится ученым! С раннего детства его воспитывают, и нужно отметить, что воспитывает тот же человек. Значит, с детства человек познает моральные корни общества, приобщается к нему. Как сказал И.Кант, «человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только благодаря воспитанию». Хотя можно отметить, что животных тоже воспитывают, но ведь оно все равно остается животным. К примеру, оно не сможет вежливо здороваться, так как животные имеют способность только передавать информацию, а человек имеет речь. Его научили, воспитали этому. Мы знаем, что отличием деятельности человека от поведения других живых существ является идеальное целеполагание. Человека воспитывают так, чтобы он приносил пользу обществу, а не вред. Человек – он есть человек. Ибо, как говорил великий поэт, «человек – это звучит гордо!».



Обе работы были заслуженно оценены невысоким баллом. Оставим в стороне погрешности стиля (хотя стилистические ошибки, невнятные формулировки, повторы, безусловно, затрудняют понимание смысла). Не будем «придираться» к фактическим неточностям и ошибкам. Попробуем оценить работу в соответствии с теми требованиями, которые мы изложили выше.

Имеют ли данные эссе непосредственное отношение к философии? Что касается первой работы, то отрицательный ответ очевиден. Автор перевел свои рассуждению в плоскость социологических понятий и сюжетов (функции семьи, негативные формы отклоняющегося поведения) – и поступил неправильно, «не заметив» философских аспектов проблемы (сущность человека, социальное и биологическое в человеке, соотношение понятий «индивид» и «личность»). Во второй работе слово «философия» употребляется неоднократно, говорится о такой существенной философской проблеме, как познание феномена человека. Но простое жонглирование правильными словами не дает экспертам оснований для высокой оценки эссе. Создается впечатление, что автор попросту видит название соответствующего раздела и излагает содержание «домашней заготовки» на тему, что такое философия. Лишь ближе к концу работы он «вспоминает» высказывание И.Канта и пытается конкретизировать предельно общие рассуждения первой части эссе.

Понимают ли авторы смысл высказывания Канта? Ответ экспертов в обоих случаях был скорее утвердительным. Однако качество раскрытия собственного понимания темы оставляет желать лучшего. Выпускники фактически ограничились дословным повторением мысли немецкого философа XVIII в.

Выражено ли собственное отношение к утверждению Канта? С этой точки зрения, выигрывает первое работа, которая начинается четким заявлением: «Я согласен с высказыванием И. Канта» (другой вопрос, насколько убедительно это отношение аргументировано). Позицию автора второго эссе приходится «додумывать», от ясного выражения своего отношения он по каким-то причинам воздержался.

Владеют ли авторы обществоведческими терминами? Помогают ли использованные ими термины в раскрытии темы? В первой работе говорится о духовно-эмоциональной, хозяйственно-экономической, досуговой, репродуктивной (не вполне только понятно, что имеет в виду автор, говоря о необходимости для каждого воспитуемого постичь этот признак семейных отношений), воспитательной функциях семьи (почему-то они названы признаками), приводятся термины «негативное отклоняющееся поведение», «индивид». Отметим, что последнее предложение заставляет усомниться, правильно ли автор работы понимает значение термина «индивид». Во втором эссе терминов меньше – «деятельность человека», «поведение животного», «идеальное целеполагание». Удовлетворенными ли остались эксперты? В целом, нет, ибо в обеих работах не нашлось места для ключевого понятия, без которого проблема на может быть признана рассмотренной глубоко и полно. Авторы воздержались от употребления термина «личность», раскрытия его смысла и содержания. Именно поэтому правильные в общем слова об отличии человека от других живых существ остались без теоретического обоснования.

Приведены ли примеры из общественной жизни и личного опыта? Авторы попытались подтвердить свои рассуждения примерами, но, к сожалению, большого успеха на этом пути не добились. Эксперты с сожалением констатировали: проблема раскрыта на бытовом уровне, аргументация дана с привлечением примеров, но без солидного теоретического обоснования.

Задание 8.

Перед вами эссе на тему: «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади). Проанализируйте работу, определите ее сильные стороны, отметьте недостатки, выскажите предположения о путях исправления недочетов.

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» – так можно сказать про тоталитарный политический режим. Основой такого режима является идеология. Другой особенностью является подавление индивидуального. Но наиболее опасной чертой тоталитарного режима является отношения к праву: правом считается все то, что издано правительством, что им оговорено, право подчиняется правителю, зависит от него. Здесь действует только один закон – тирана. Конкретным и наиболее ярким примером такого режима можно считать социализм в СССР. Многие наслышаны об этом, а многим пришлось испытать весь ужас этой системы: сталинские репрессии, Гулаг, ссылки. Сталин – эта фамилия навевала и трепет, и страх. Как бы жестоко он ни поступал, его всегда встречали аплодисментами, любое его, пусть и негуманное, решение принималось как единственно правильное. Почему? Так требовала идеология, проповедовавшая светлое будущее. Так требовал страх. Именно страх заставлял людей молчать и мирится с тем, что законы естественного права не действовали, а все права и свободы человека нарушались. Сильная личность, да еще и агрессивная, способна подавить всю справедливость законов и создать свои законы, удобные только самому тирану.

Вместо заключения

Написание эссе – самое сложное задание единого государственного экзамена по обществознанию. Этим утверждением открывался данный раздел книги, им же хотелось бы его завершить.

Анализ первых результатов эксперимента по введению единого госэкзамена показывает: уровень выполнения этого задания, к сожалению, относительно невысок (впрочем, было бы неправильно утверждать, что отсутствуют работы, соответствующие предъявляемым к ним требованиям). Это с одной стороны.

Но есть и другая сторона: именно в эссе выпускник, выражая свое мнение в отношении той или иной актуальной, подчас острой проблемы, имеет возможность высказать собственную личностную позицию, проявить творческие способности, продемонстрировать уверенное знание курса и владение ключевыми социальными компетентностями. Задание обладает высокими дифференцирующими возможностями, позволяет увидеть выявить интеллектуальных, образованных, хорошо подготовленных юношей и девушек, на высоком уровне овладевших содержанием обществоведческого курса.

Эксперимент показал также и то, что система работы по формированию умений и навыков написания эссе в целом еще не сложилась. Для учителей и учащихся эта форма работы является новой. Нередки случаи, когда выпускники на государственном экзамене впервые пишут эссе по обществознанию. Между тем эссе – это не только ценный инструмент измерения уровня обществоведческой подготовки учащихся; систематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач, стоящих перед современным обществоведческим образованием.

В заключение назовем книги и статьи, использованные при подготовке раздела. Они будут полезны всем, кто готовится к единому государственному экзамену по обществознанию.

Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет! // История и обществознание для школьников. 2002. № 2.

Зимин Ю. Сочинение-эссе по обществознанию: первый опыт // История и обществознание для школьников. 2003. № 3.

Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11 классы. М., 2002. (Раздел «Эссе как вид творческой работы».)

Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 9.

Митрофанов К.Г. Шаповал В.В. Как написать реферат по истории на «отлично» М., 2003. (Раздел «Эссе как жанр письменной творческой работы».)

Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2002. (Глава «Эссе».)

Цитович Т.Г.Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 7.

Шубинский В. Взгляд и нечто // Новое литературное обозрение. 2001. № 52.

Эпштейн М.Н. Опыты об эссе // Опыты-Ed. СПб.; Париж, 1994. № 1.

Назовем также адреса двух Интернет-сайтов, где можно найти интересный материал об эссе: http://www.gramma.ru; http://www.krugosvet.ru

 

 

Глава 2

Содержание и методика проведения Всероссийского этапа олимпиады школьников по обществознанию

Как уже было сказано выше, олимпиады проводятся на уровнях: школьном, муниципальном, региональном, федеральных округов (в проведении олимпиад по социально-гуманитарным дисциплинам опыт подобного этапа отсутствует), всероссийском.

В данной главе книги даются материалы по проведению отдельных этапов олимпиады начиная с Всероссийского, поскольку, анализируя содержание и методику его проведения в наибольшей степени можно увидеть общие методологические и научно-методические подходы к организации всех этапов олимпиады как целостной системы.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *