Методы воспитания в педагогике классификация: Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания. – Методы воспитания и их классификация — Мегаобучалка

Содержание

Классификация методов воспитания в педагогике

Понятие о методах воспитания

В сложном педагогическом процессе педагог постоянно решает множество задач воспитания, являющиеся задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности. Эти задачи содержат множество неизвестных, сложный и вариативный состав исходных данных и решений. Для прогнозирования искомого результата и принятия правильных решений, педагогу необходимо на профессиональном уровне владеть методами воспитания.

Определение 1

Методы воспитания – это способы взаимодействия педагогов и учащихся для решения поставленных образовательно-воспитательных задач. При этом взаимодействие не паритетное, а с направляющей ролью учителя.

Метод воспитания раскладывается на составляющие части, называющиеся методическими приемами. Приемы имеют частный, подчиненный характер по отношению к методу. Они не обладают своей педагогической задачей, а подчиняются задаче данного метода. Одни методические приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот. Соответственно, метод включает в себя несколько приемов, но при этом не является их суммой. Приемы определяют специфику методов работы педагога, наделяют индивидуальностью манеру его работы.

Тесно связаны с методическими приемами и методами средства воспитания, которые применяются в единстве с ними.

Определение 2

К средствам воспитания относятся различные виды деятельности, а также совокупность предметов культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Классификация общих методов воспитания

На сегодняшний день накоплен большой научный фонд, который раскрывает сущность и законы функционирования методов воспитания. Их классификация позволяет выделить общее и специфическое, важное и случайное, практическое и теоретическое, способствуя целесообразному и эффективному использованию методов, помогая понять назначение и характерные признаки отдельных методов.

Система общих методов воспитания имеет следующие составляющие:

  • методы формирования личностного сознания, включая рассказ, беседу, лекцию, диспут;
  • методы формирования опыта, организации работы и общественного поведения личности, такие как приучение, создание воспитывающих ситуаций, требования, инструктаж, демонстрация, иллюстрации;
  • методы мотивации, стимулирования деятельности и поведения личности, включая соревнования, познавательные игры, диспуты, воздействие эмоционального характера, поощрение и наказание;
  • методы контроля, самооценки и самоконтроля.

Замечание 1

В реальности в педагогическом процессе методы представлены в сложном и достаточно противоречивом единстве. Важное значение здесь отводится не логике отдельных средств, а гармонично организованной системе.

На определенном промежутке педагогического процесса определенный метод может быть использован в изолированном виде. При этом без подкрепления другими методами и без тесного взаимодействия с ними он теряет свое назначение, снижает скорость движения всего образовательного процесса к поставленной цели.

Выбор методов воспитания, их сочетание находятся в зависимости от определенной педагогической ситуации. При выборе важно учитывать следующее:

  • направление воспитания, продиктованное сложившейся ситуацией;
  • характер и степень развития воспитанников;
  • степень зрелости группы, коллектива, где реализуется воспитательный процесс;
  • индивидуальные и личностные особенности детей.

В связи с этим опытный педагог должен знать всю совокупность воспитательных методов, находить комбинации, соответствующие в наибольшей степени определенной ситуации, мыслить не шаблонно.

Методы воспитания в педагогике, средства, технологии, цели

Для процесса воспитания характерно использование различных способов ведущих к достижению цели и повышающих результативность проводимой работы. Методы воспитания в педагогике — это совокупность действенных групп специальных приемов, которые необходимы для реализации взаимодействий и решения определенных задач.методы воспитания в педагогике

Методы воспитания в педагогике и их классификация

жесткое воспитаниеСовокупность педагогических методов и их сочетание должно вести к поставленной цели. Их актуальный выбор и правильное применение характеризует уровень педагогического мастерства воспитателя. Каждый метод может быть реализован педагогом в определенной степени, полностью зависящей от его индивидуального подхода к профессиональной деятельности, выработанного им стиля.

К педагогическим технологиям воспитания относят несколько групп воздействия:

  1. Методы прямого педагогического влияния строятся на мгновенных или отсроченных реакциях учащихся. Их действия побуждают начать процесс самовоспитания.
  2. Методы, относящиеся к косвенному педагогическому влиянию, способствуют созданию такой ситуации, при которой у детей формируется установка на самосовершенствование. А также вырабатывается собственная позиция и определенное отношение к обществу, преподавателям и другим ученикам.

По характеру воздействия на детей школьного возраста методы можно охарактеризовать как стимулирующие определенное поведение учащихся, способствующие правильной организации их деятельности, а также убеждающие, формирующие их сознание.

Основные методы воспитания в педагогике

Несмотря на достаточно большое количество применяемых в педагогических процессах методов, все они взаимно усиливают и гармонично дополняют друг друга.

Метод убеждения

метод убежденияПозволяет оказывать прямое влияние на воспитанника. Один из лучших способов для воздействия на его чувства и волю, позволяющий сформировать правильное мнение об окружающем мире.

С помощью метода убеждения можно выработать у учащегося стойкое убеждение в правильности определенных знаний или утверждений.

Он позволяет передать ребенку нужную информацию или убедить в правильности выбранного решения. К приемам убеждения можно отнести беседы, диспуты, объяснения и повествования.

Метод поощрения

метод поощренияВыражение одобрения, которое способствует закреплению и стимулированию определенного поведения. Помогает закреплять у воспитанников полезные навыки. Это воспитание в педагогике применяется дозировано. Требует четко выраженной оценочной справедливости.

Метод поощрения при неоправданном использовании может породить у учащихся эгоистические устремления.

А также убеждает их в собственной исключительности. Является вспомогательным методом педагогического воспитания.

Метод наказания

метод наказанияС его помощью можно остановить негативные действия воспитанника путем прямого неодобрения его действий. Позволяет предъявлять строгие требования и заставляет следовать общепринятым нормам. Формирует чувство вины, способствует раскаянию.

Наказание применяют в случае полного отрицания принятых социальных норм или правил поведения.

Наказание очень ответственный метод воспитания в педагогике, его применяют если нужно дать понять, насколько ошибочно поступил учащийся и прекратить негативное поведение.

Запрещается наказывать:

  • используя воздействия на личность физического плана;
  • применяя оскорбительные выпады;
  • лишая еды;
  • используя трудовую повинность;
  • отстраняя от участия в беседах и диспутах.

К наказанию предъявляют ряд специфических требований. Оно должно соизмеряться со степенью проступка и быть полностью обоснованным.

Нельзя неоднократно наказывать за одно негативное действие, а также заранее, унижать провинившихся воспитанников, наносить вред их психическому или физическому здоровью.

Пример. Относится к актуальным методам воспитания в педагогике. В основном воздействие осуществляется с учетом преимущественного акцентирования на положительных моментах истории или жизни. Но игнорировать отрицательные также нельзя. Воспитанникам следует наглядно показывать реальные итоги неприглядного поведения, рассказывать о возможных последствиях. На основе различных примеров преподаватель должен прививать им желание бороться с негативными проявлениями в повседневной жизни. Современные формы данного метода — пример воспитателя, родителей, выдающихся деятелей науки, искусства, сверстников.

Современные педагогические средства воспитания

современные средства воспитанияРазличают прямые и косвенные средства воспитания детей. В первом случае подразумевается осуществление непосредственного воздействия или влияния одного человека на другого, происходящее при личностном контакте.

К косвенным средствам воспитания относят:

  • книги;
  • кинофильмы;
  • познавательные программы;
  • мнения авторитетных людей;
  • технические средства.

С их помощью можно наглядно демонстрировать как положительные, так и отрицательные поступки отдельных лиц и сообществ.

Видео — методы воспитания в педагогике

Консультация (старшая группа) на тему: Классификация методов воспитания в дошкольной педагогике

Классификация методов воспитания в дошкольной педагогике

          Ученые насчитывают более пятисот различных методов, которые могут быть использованы при воспитании детей, поэтому понадобились способы упорядочивания их в определенную систему, которая указывает где, в какой области  и с какой целью эти методы могут быть использованы педагогом. В процессе передачи знаний дошкольникам используется самая распространенная классификация методов воспитания, состоящая из трех групп:

1. Словесные методы – когда воспитание опирается на словесные формы: беседа, рассказ, пояснение, разъяснение, инструктирование. Данные методы используются при воспитании дошкольников кратко, четко. Слово несет в себе эмоциональную составляющую. Так, запрещение действия должно быть окрашено эмоцией страха за ребенка, иметь категоричность запрета и не должно использоваться часто, чтобы не стать обыденным.

2. Практические методы – это игры, упражнения, тренировки, с помощью которых происходит закрепление изученного материала. Дети старшего дошкольного возраста становятся способными к соревновательной деятельности, что в воспитании имеет большое значение, т.к. цель воспитания достигается ребенком самостоятельно, при минимальной поддержке взрослого.

3. Наглядные методы. Когда образец поведения демонстрируется взрослым или с помощью иллюстрации, фильма, анализа поведения другого ребенка. На занятии используются картины, аудиозаписи, презентации, отрывки мультфильмов, иллюстрации к произведениям. Особенность наглядной работы с дошкольниками – это избегание показа неправильного поведения, т.к. дети склонны все повторять вслед за взрослым, не оценивая сознательно правильность или неправильность поступка.

 Данная классификация методов воспитания в детских садах используется с приоритетом применения наглядных методов, т.к. они являются самыми распространенными в работе с младшими дошкольниками в связи с тем, что их мышление – наглядно-действенное, и они усваивают требования окружающего мира только на основе показа и словесного подтверждения. Чем старше становятся дети, тем чаще воспитатель применяет практические методы, тренируя навык у детей или положительную привычку.

       Еще одна классификация методов воспитания, которая используется, имеет деление по составляющим структуры личности человека, т.к. для формирования социально-значимого поведения группы методов должны воздействовать на все структуры личности:

1. Методы развития сознания – это основа мировоззрения ребенка, его интеллектуальная база, знание норм и правил поведения в социуме. Чем более богата и вариативна эта область, тем больше у ребенка возможностей делать отбор вариантов для социально правильного поведения. В эту группу входят все словесные и наглядные методы из предыдущей классификации.

2. Методы формирования социально-положительного поведения дошкольников – это использование знаний не только в играх и на занятиях, но и применение их на практике, многократное повторение в разных ситуациях. Первоначально это делается под руководством взрослого человека, а затем дети тренируют навык самостоятельно.

3. Методы стимулирования (или формирования чувств) – это побуждение к более быстрому усвоению действия с помощью воздействия на чувства ребенка. Поэтому используется похвала, порицание, одобрение, создаются ситуации успеха. Дети реагируют даже на незначительное неодобрение значимого для них человека: мамы или папы, любимого воспитателя или бабушки.

Формы воспитательной работы используются самые разнообразные, т.к. методы стимулирования применяются в сочетании с методами развития сознания и формирования поведения. Эмоциональная реакция родителей на действия ребенка – действенный метод воспитания. Данная классификация методов воспитания чаще всего применяется в детских садах, лучше всего способствует воспитанию дошкольников. Эмоциональная сфера дошкольников пока неустойчивая, лабильная, характеризуется перепадами в  настроении детей, поэтому чаще рекомендуется задействовать положительные чувства дошкольников, т.к. испытав удовольствие от действия один раз, малыш захочет повторить это снова. 

65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.

Методы воспитания – это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Несомненно, одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма.

Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути – методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять – одна из важнейших характеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания.

66. Система общих методов воспитания, их классификация.

В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов для достижения практически любых целей. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Таких признаков много, поскольку метод воспитания – явление многомерное. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г.И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.

11. Общие методы воспитания. Различные подходы к классификации методов воспитания. Субъективный подход в воспитании.

Методы воспитания — это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы—это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Таких признаков много, поскольку метод воспитания — явление многомерное. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания. По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.

12. Методы формирования сознания личности (понятий, суждений, оценок, убеждений). Специфика и условия применения методов данной группы.

Главное назначение – формирование убеждений. 1) Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних классах, — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Важная функция рассказа — служить способом использования положительного примера в воспитании. 2) Разъяснение — эмоционально-словесное воздействие на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Этот метод основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. При работе с подростками необходимы глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий. Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен (например, весь класс не пришел на урок). 3) Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Метод особенно актуален для учеников пятого—восьмого классов, когда наступает сен-зитивный период формирования «картины мира».4) Диспуты — это живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводят в средних и старших классах наполитические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы: «О вкусах спорят», «Право быть или слыть», «Воспитанные ли мы люди?» и т. п. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. В основе диспута — спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться: разработать пять-шесть вопросов, требующих самостоятельных суждений, и познакомить с ними участников диспута заранее. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным. Цель диспута — не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора. Педагог помогает ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию. 5) Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни p`qjndhpnb`mh, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — на уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *