Признаки процесса воспитания: Основне признаки воспитания – Основные признаки процесса воспитания. Основные функции воспитателя

Основне признаки воспитания

Основные признаки воспитания:

  • Целенаправленность воздействий на воспитанника;
  • Социальная направленность этих воздействий;
  • Создание условий для усвоения ребёнком определённых норм отношений;
  • Освоение человеком комплекса социальных ролей.

На социализацию ребёнка существенное влияние оказывает характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который. с доной стороны, помогает ребёнку реализовать себя, с другой - интериоризовать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.

Воспитание как бы обрамляет развитие, придаёт качествами индивида социальный вектор. В своём единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности. Воспитание предполоагает не только формирование личности. но и создание условий для развития индивидуальности.

 

 

Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий:

Первое условие - обеспечение включенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности.

Особенностью социальных отношений детей является следующая двойственность: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой – носят опережающий характер.

Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Второе условие – самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека – интериоризация – ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности.

Основная задача педагога – помощь ребенку в его развитии и совершенствование всех сущностных сфер ребенка.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые являются основаниями нравственных оценок.

Формирование личности представляет собой не только процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но и процесс, при котором происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.п.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели и смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными.

Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека, когда он сопровождается эмоциями.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Личность начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией их удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет свою волю для управления своих потребностей и чувств.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно как личность ставит и реализует свои цели; как разрешает противоречия и выполняет действия на оптимальном уровне активности, как проявляет психическую устойчивость по отношению к трудностям; проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.

Саморегуляция осуществляется в соответствии в соответствии с формулой преломления внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач .

(С.Л.Рубинштейн)

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честное и добросовестное отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков; умение оценивать поведение современников с точки зрения моральных норм.

Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

В экзистенциальной сфере требуется формировать осознанное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали.

Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми;

выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентаций.

Последовательность реализации воспитательных задач определяется многими факторами, но прежде всего она отражает возможности как учащихся, так и педагогов, а также уровень развития воспитательной системы.

Основные признаки процесса воспитания. Основные функции воспитателя

Основные признаки процесса воспитания: системность, целостность, двусторонность, комплексность, гуманность, планомерность, нацеленность на конкретный результат, непрерывность, продолжительность и организованность. Глубокое и правильное их понимание способствует качественной организации и эффективности этого процесса. 

Воспитательный процесс представляет собой стройную систему, состоящую из определенных элементов (компонентов воспитательного процесса), имеет структурные составляющие, соответствующие его функциям. При этом имеется в виду не простая система, а динамическая, с тенденцией к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. 

Все эти элементы создают целостность и действуют в комплексе. Целостность и комплексность – закономерные свойства воспитательного процесса. Они объективно существуют настолько, насколько общество нуждается в воспитании подрастающего поколения. Отсюда объективно существует единство обучения, воспитания, развития и самосовершенствования воспитанников, единство их сознания и поведения, единство содержательного и процессуального сторон этого процесса, всестороннее развитие личности воспитанника в этом процессе и формирования гражданина Украины. 

Полная реализация функций воспитательного процесса и их национальная направленность предусматривают четкую его организацию, планомерность, непрерывность и продолжительность. Эти признаки также диктуют условия определения и становления национальной системы образования и воспитания.

С этой целью: 

– определяются конкретные черты личности украинского гражданина, которые предполагается воспитывать; 

– изучается питомец и диагностируется развитие его личности в целом и отдельные ее черты; 

– проецируется личность воспитанника на основе образца-идеала; 

– планируется воспитательный процесс и практически осуществляется; 

– усваивается питомцем социальный и профессиональный опыт, общечеловеческие, национальные, специальные и профессиональные черты, навыки и привычки поведения и деятельности; 

– организуется поведение и деятельность воспитанника в соответствии с идеала; 

– побуждающих воспитанника к самосовершенствованию и формируют и развивают его мотивации; 

– контролируют, оценивают и корректируют ход и результаты воспитательных мероприятий и всего воспитательного процесса.

Всю эту работу организует и осуществляет субъект воспитания – воспитатель, который является основной фигурой воспитательного процесса. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может влиять на развитие и определение личности, только характером можно формировать характер.

Причины такого морального магнетизування скрытые глубоко в природе человека», – подчеркивал К. Д. Ушинский. Субъектами воспитания являются педагоги, ученические и другие коллективы, общественные институты, семьи воспитанников и тому подобное. Основную роль среди них выполняют педагоги – непосредственные организаторы и участники воспитательного процесса.

К основным функциям воспитателя относятся: 

• организационно-мотивационная – способствует осознанию воспитателями сущности воспитательного процесса и своего места в нем, обеспечивает целенаправленное планирование воспитательной работы и ее содержательную реализацию, формирование у воспитанников мотивации совершенствованию и самосовершенствованию, творческое привлечение всех воспитанников к воспитательному процессу; 

• мобилизационная – предполагает формирование и развитие у воспитанников установки на творческое самосовершенствование, постоянное развитие положительных качеств и нивелирования негативных, на творческое овладение знаниями, навыками, умениями и овладение профессиональной мастерства; 

• формирующе-развивающая – основная, базовая функция, сущность которой заключается в формировании и постоянном совершенствовании у воспитанников социально-ценностных качеств, обеспечении гармоничного развития личности украинского гражданина и эффективной самореализации его творческого потенциала в профессиональной деятельности; 

• информационно-коммуникативная – заключается в активном целенаправленном воздействии на сознание, подсознание, интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую и мотивационную сферы личности воспитанника, формировании высокой культуры общения и общего этикета, правил повседневного поведения, развития социально значимых ценностей среди воспитанников; 

• профилактически- перевоспитательная – заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации негативных проявлений поведения, психолого-педагогическом предупреждении девиантного поведения, преодолении и устранении негативных черт характера питомца, целенаправленном формировании мотивации к постоянному самосовершенствованию; 

• оценочно-контрольная – заключается в контроле, проверке и оценке результатов воспитательного процесса и внесении в него соответствующих изменений и коррективов.

Характер и эффективность реализации этих функций воспитателями, безусловно, зависят от их инициативности, добросовестности, творчества, педагогического мастерства.

Тест по теме «Тесты с ответами по предмету теория и методика воспитания»

57 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются…

Варианты ответа:

  1. способ воспитания
  2. достижение воспитательных целей
  3. взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников
  4. «инструментарий» воспитания
  5. Внешнее выражение процесса воспитания

Вопрос:

Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется…

Варианты ответа:

  1. сотрудничеством
  2. принуждением
  3. уклонением
  4. сглаживанием

Вопрос:

Моделями развития отношений между личностью и коллективом являются…

Варианты ответа:

  1. альтруизм
  2. динамизм
  3. конформизм
  4. гармония
  5. нонконформизм

Вопрос:

В содержание работы классного руководителя входят…

Варианты ответа:

  1. развитие ученического самоуправления
  2. организация предметных недель
  3. упорядочение учебной нагрузки учащихся
  4. организация внеклассных мероприятий
  5. наблюдение за успеваемостью, дисциплиной учащихся

Вопрос:

Современными моделями российских авторских школ являются школы…

Варианты ответа:

  1. комплекс (Е.Ямбург)

Основные признаки воспитания как педагогического явления

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника по созданию оптимальных условий для освоения социально-культурных ценностей общества, развития его индивидуальности, самоактуализации личности.

Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их следует усвоить хорошо, ибо игнорирование этих признаков сводит на нет процесс воспитания, превращая его в совершенно другие педагогические явления: формирование личности (придание «формы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспитанников), управление развитием (опять без учета индивидуальности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений начальника и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и воспитанником), организация (формализм и заорганизованность «массы школьников») ...

Итак, основные признаки воспитания как педагогического явления таковы:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеются в виду постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение социально-культурных ценностей общества; 2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация. У Д. Хармса это выражено замечательно: «Я – творец мира, и это самое главное во мне. Во все, что я делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира».

В более узком смысле этого слова предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоянно, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности – интуитивно) ставит и решает определенные задачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания.

2. Триединая сущность воспитания

Воспитание – понятие многоаспектное. Его нельзя понимать в одном единственном смысле. Воспитание есть триединство – «три кита» (средство, процесс, результат) в одном.

Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств.

Протекая во времени непрерывно, воспитание происходит на фоне постоянных изменений личности воспитанника и воспитателя, изменений в самом процессе воспитания. И тогда мы его рассматриваем как процесс. Но оно и результат, ибо постоянно в процессе воздействия на воспитанника определенных средств воспитания происходит количественное и качественное накопление значимых для развития человека качеств: в этом диалектичность воспитательного процесса.

3. Воспитание – это процесс активного взаимодействия педагога и воспитанников

Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых (родителей и педагогов) уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания в процесс самопознания и на этой основе – самовоспитания, саморазвития.

Меняется и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присущи функции наставника, советчика, куратора, старшего друга – человека, обладающего большим объемом и качеством знаний о мире и большим жизненным опытом, – что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.

Вот почему процесс воспитания в современной школе может и должен быть детерминирован как процесс стимулирования саморазвития личности школьника, главным условием которого является постоянное, неуклонно расширяющееся саморазвитие педагога: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гибсон).

Нам близка и понятна точка зрения П. Ф. Каптерева: человек начинается с саморазвития, а не с воспитания. Воспитание присоединяется к саморазвитию и может действовать только по его образу и подобию. В этом случае школа есть не что иное, как фактор подготовки детей к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Внешние влияния дают человеку лишь побуждения и материал для деятельности, но сама деятельность – только его собственная. И все, что есть в душе, есть результат ее самодеятельности.

С этой точки, зрения продуктивна получившая сегодня признание и широкое вхождение в практику воспитания идея педагогической поддержки.

31. Сущность воспитания. Особенности и признаки воспитательного процесса.

Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Б.Т.  Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:

  • «воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;

  • с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;

  • с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение».

Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.

Рассмотрим основные признаки воспитания как педагогического явления: 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение целей и задач во внутренний план воспитания; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитанников и воспитателя. 2. Воспитание - это процесс. Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная структура, так как каждый из ее компонентов в наивысшей степени динамичен: педагог, как субъект педагогического процесса - развивающаяся личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы так же динамичны. 3. Воспитание - в своей сущности - это процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания, с точки зрения воспитанника, в процесс самопознания и на этой основе самовоспитания, саморазвития. Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присуши функции наставника, советчика, куратора, старшего друга - что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития. 4. Одним из основополагающих направлений, является создание оптимальных условий воспитания или воспитывающей среды. Эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает. 5. Важнейшим (можно сказать центральным признаком) воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. Во - первых, - это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально - культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности. Самой существенной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, факторам, событиям окружающего мира. Во - вторых, развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе. 6. Воспитание - это процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во - вторых, - индивидуальность воспитанников. В - третьих, - сама личность педагога "состоявшегося" обладает большим творческим потенциалом. 7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право.

Ответы Mail.ru: основные признаки метода воспитания

Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие. Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются: Варианты ответа: -- способ воспитания -- достижение воспитательных целей -- взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников. Источник: Тесты по педагогике: <a rel="nofollow" href="https://gdetest.ru/pedagogika/161-test-s-otvetami-teoriya-metodika-vospitaniya.html?showall=1&amp;limitstart" target="_blank">https://gdetest.ru/pedagogika/161-test-s-otvetami-teoriya-metodika-vospitaniya.html?showall=1&amp;limitstart</a>=

Основные признаки метода воспитания, - наличие кнута и пряника.

нужно приложить усилия и всё

Основными признаками правильного метода воспитания являются профильная квалификация (в которую включается всё, вами указанное), и опыт работы с детьми. Детский сад и формирует личность человека в его дальнейшем будущем.

Процесс воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Воспитание (от рус. питание и приставки вос -, что означает — «воспоить», «воскормить») — процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями. Развитие личности в данном случае представляет собой сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах.

Воспитание как педагогическое понятие включает три признака:

1)        целеустремленность, направленность на какой-то социально-культурный образец;

2)        соответствие хода процесса воспитания социально культурным ценностям;

3)        наличие определенной системы организуемых влияний.

Исходя из этих трех признаков, можно считать, что воспитание как процесс должно быть направлено на достижение ребенком такого уровня развития, когда он может жить в обществе, пользоваться его благами, правильно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром. Под воздействием педагогических, жизненных и социальных факторов любая личность формируется, изменяется, совершенствуется.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из показателей развития общества. С этих позиций воспитание рассматривается как целенаправленная подготовка молодого человека к жизни, трудовой и интеллектуальной деятельности. Такую миссию в стране выполняют учебные заведения различного уровня и ранга (дошкольные, школьные, средние, средние профессиональные и высшие). Воспитание относится и к психологической сфере, так как процесс воспитания направлен на развитие способности человека отражать в сознании окружающий мир и с позиций психологического подхода взаимодействовать с ним.

Педагог способен предвидеть результат деятельности детей, выстраивает ее таким образом, чтобы она была направлена на формирование социально ценных отношений, т. е. доверия, свободы, уважения, сопереживания, взаимовыручки и помощи.

Основные закономерности воспитания

Под педагогическими закономерностями воспитания подразумевается отражение объективной, не зависимой от воли субъекта действительности воспитательного процесса. Закономерности воспитательного процесса должен знать любой педагог, в каком бы учреждении системы образования он не управлял процессом воспитания.

Определить закономерность — это значит правильно спланировать педагогическую деятельность; не учесть закономерности или пренебречь ими — значит не достичь положительного результата в воспитании. В процессе воспитания реализуются следующие закономерности.

Первая закономерность определяется активностью воспитанника на конкретный момент его развития и приобретения им физических, духовных, интеллектуальных новообразований. Учащиеся массовой школы об этой закономерности знают и«строгих» учителей, воспитателей не осуждают, а, наоборот, считают требования справедливыми, так как очевиден процесс развития их способностей. Учащиеся специальной школы, наоборот, требования воспитателя не всегда понимают, всякая работа для них становится невыполнимой, тяжелой, нежелательной. Положительные подкрепления и специальные методические приемы снимают у детей напряженное состояние, обеспечивают щадящий режим деятельности. Дети играют, слушают чтение книги, рисуют, лепят и становятся участниками спланированного педагогического процесса.

Вторая закономерность обусловлена актуальными потребностями детей. Каждый ребенок хочет, желает чем-то заняться, что-то делать. Один любит играть, другой — строить из пирамидок дом, третий — слушать передачу о дельфинах. Все они заняты делом, и, несмотря на то, что это увлечение отдельных личностей, его нельзя не учитывать. В таких случаях воспитатель выстраивает систему деятельности в соответствии с реальной ситуацией, но таким образом, чтобы потребность одного ученика стала актуальной для двух других детей. Если педагог опоздал с материалом для формирования актуальных потребностей личностного или коллективного характера, то эту нишу заполнит что-то другое, иногда не на пользу воспитаннику и воспитателю. В условиях специального воспитания и обучения эта закономерность рассматривается как одно из основных направлений коррекционно-развивающегося обучения и воспитания.

Третья закономерность — это совместно-разделительная деятельность, которая рассматривается как самая эффективная для развития личности. Суть ее заключается в том, что деятельность воспитанника и педагога должна реализовываться в определенной пропорции. На начальном этапе роль педагога увеличивается, на этапе взросления доля его участия уменьшается, но полностью не исчезает. Определить меру соотношения «совместной» и «раздельной» деятельности трудно в работе с учащимися вспомогательной школы. Причин тому несколько:

-        неполное включение ребенка в деятельность, его недостаточная уверенность и активность;

-        недопонимание полезности деятельности, ее результата;

-        бедное отражение результативности через проявления эмоций: радости, сопереживания, увлеченности, инициативы;

-        неумение пользоваться предложенной помощью со стороны воспитателя, низкий уровень самостоятельности;

-        низкий уровень интеллектуального развития, подготовленности ребенка к деятельности.

Четвертая закономерность характеризуется внутренним состоянием ребенка, отношением к объектам деятельности. В процессе воспитания педагог должен выразить свое отношение к ребенку, показать ему, что уважение и любовь будут сопровождать его деятельность постоянно. Только тогда воспитанник поймет, что воспитатель всегда придет на помощь, простит оплошности, защитит от нападений, он справедлив, добр и ласков, строги требователен. Возникает ситуация доверия, взаимоуважения. Учащиеся с нарушениями интеллектуального развития чувствуют такое отношение и стараются быть лучше, доверяют педагогу, отвечают добром на добро, «морально взрослеют».

Пятая закономерность. Воспитатель, руководя деятельностью школьника, организует в этой деятельности ситуации успеха, которые должен почувствовать, пережить ребенок. Но не всегда ученик осознает ситуацию успеха, он не может точно определить, что вызвало у него это чувство: беседа с воспитателем, участие в коллективной деятельности, доведенное до конца какое-то начинание, хорошее поведение.

Некоторые учащиеся не могут ответить, пережили ли они ощущение успеха. Вот тогда оценку деятельности ученика должен дать воспитатель, учитель. Нет надобности долго и подробно описывать отношение к деятельности, необходимо зафиксировать результат выполнения. Положительное подкрепление — важное условие создания ситуации успеха. Это система поощрения, которое выражается похвалой (например, «молодец», «умница», «я так и знала, что у тебя получится», «ничего страшного, ты это сделаешь еще лучше», «у тебя это получится!»).

Воспитатель не только создает ситуацию успеха, но и снимает страх ученика перед неуспехом. В коррекционной педагогике, в частности олигофренопедагогике, предлагается создавать ситуации успеха путем использования педагогического внушения.

Шестая закономерность заключается в том, что деятельность педагога, воспитателя рассматривается как целостное педагогическое влияние. Целостность воспитательного процесса обеспечивается отношением к поступкам и поведению. Без участия педагога эта закономерность не реализуется. Целостность педагогического влияния — это хорошо организованная жизнь ученика, его режим, содержание воспитательных мероприятий, формы их проведения, участие школьников в реальной жизни с ориентацией на всю систему общечеловеческих ценностей, что обеспечивает возможность включения ученика в общее дело, где каждый сможет проявить себя как личность.

Литература:

 

1.      Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. — М., 1991.

2.      Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии / М. И. Буянов. — М., 1992.

3.      Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс воспитания, закономерность, воспитание, отношение, ситуация успеха, воспитательный процесс, воспитатель, деятельность, развитие личности, интеллектуальное развитие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *