Воспитание обществознание: Социализация и воспитание (обществознание, 8 класс) – Воспитание — Википедия

Содержание

Воспитание — Википедия

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Воспитатель и воспитуемые

На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось.

  • До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание»[1], поскольку само слово однокоренное со словом питание.
  • В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…»[2].
  • По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребёнка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле»[3].
  • Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности»
    .
  • Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни»[4].
  • В то же время в современной педагогике даётся и более чёткое определение: воспитание — развитие направленности личности как «верхнего этажа» её иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т. д.)[5].
  • В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду»[6].
  • По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это формирование общественно-необходимых отношений к миру, стране, обществу, самому себе (историко-философский подход, политически нейтрален).
  • Воспитание
    -( от слова "питать" ) это попытка передачи своей точки мировоззрения, другому человеку, в частности, ( чаще всего, в нашем понимании ) ребёнку. То, чем мы напитаны(наполнены) сами, тем мы пытаемся напитать(наполнить) и других. Но мы воспитываем не только детей, но и друг-друга. Формальное общение, недопонимания, скандалы, и ссоры также относятся к воспитанию.
  • По определению А. С. Макаренко, воспитание — это создание (выработка) устойчивых привычек поведения. Макаренко тем самым (вслед за К. Д. Ушинским) существенно разделял понятия «обучение» и «воспитание», указывая на то,
  • что одно только словесно-теоретическое сообщение знаний (обучение) тому, «что такое хорошо и что такое плохо» обычно недостаточно для того, чтобы человек стал смелым, добрым, честным, порядочным (и далее по списку того, «что такое хорошо» в культуре данного народа в данную культурно-историческую эпоху). Одним из главных открытий А. С. Макаренко явилось определение того, что для успешного воспитания и для успешного обучения требуются разные средства (хотя и дополняющие, при умелом применении, друг друга), выявление и опробование необходимых и достаточных условий воспитания в учебно-трудовом коллективе, которое с одной стороны успешно, с другой — не нарушает допустимые (этически и юридически) нормы воздействия на воспитуемых лиц. Отец и дочь с книгой
  • По определению школы Т. Д. Лысенко — Л. С. Выготского, возникшей (отчасти на основе подходов И. Гербарта) в 1930-е годы в условиях явного преобладания в «советской» педагогике политических доводов и оценок над научными, возникла концепция «воспитывающего обучения», согласно которой выработка положительных привычек (собственно воспитание) подменяется обучением (сообщением) того, что считается хорошим в данном обществе. Её последователи считают, что тем самым они осуществили психологическое новообразование (чаще говорят формирование, чтобы вызвать меньше ассоциаций с известным медицинским понятием) личности ребёнка и потому их задача выполнена.
  • В народной педагогике (а ещё век назад большая часть населения не была охвачена школой) большинства стран и народов воспитание осуществлялось посредством примера старших (в семье и обществе) на основе естественного привлечения к посильному труду в семье или общине (сельской, профессиональной, религиозной и т. д.)

Явное несоответствие подходов «воспитывающего обучения» правде жизни уже в первые же годы его возникновения нашло художественный отклик, к примеру, в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце». Немало сказано о таком воспитании и в произведениях того же А. С. Макаренко. Но в силу распределения ответственности за последствия применения «воспитывающего обучения» на всех граждан, а не на педагогов (в первую очередь), заметного временного запаздывания этих последствий, а также недемократичности принятия управленческих решений в советское время, «воспитывающее обучение» по сию пору остаётся главной концепцией российской школы (с соответствующими последствиями для воспитанности населения, его реальной подготовки к жизни, производительности труда и т. д.)[7]

Вредительство на заводе или в шахте рано или поздно обнаруживается в явлениях материального характера, которые можно всегда точно назвать и квалифицировать. Вредительство в области воспитания может быть скрыто надолго, так как результаты воспитания появляются очень медленно и всегда в более или менее спорных формах». А.С. Макаренко [8].

В английском языке отсутствует аналог русскому слову «воспитание». Русское слово «воспитывать» будет переводиться на английский множеством других слов — обучать, тренировать, ставить на ноги и т. д.

С понятием воспитания тесно связана социализация ребёнка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев. При этом трудно говорить о социализации как о воспитании применительно к традиционным (первобытным) культурам.

В современных обществах выработан набор технологий, методов, ритуалов, практических действий, призванных вырастить из ребёнка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти. Такие практики социализации детей носят системный характер и называются методами воспитания. Появляется профессия воспитателя или учителя, чья деятельность состоит исключительно в воспитании и обучении детей. Этим современные общества принципиально отличаются от традиционных культур, где социализация детей проводилась всеми членами племени или деревни просто как часть обычной жизни общины.[9]

Необходимо заметить, что некоторые начала воспитательных технологий существовали и в традиционных первобытно-общинных сообществах в виде института возрастных инициаций мальчиков.

Возникновение концепций воспитания в европейском обществе[править | править код]

«Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди — и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведется! Слуг же путных, чадо, почитай и люби.
Сын мой, если хочешь прославиться перед Богом и людьми, то будь ко всем одинаков и добр ко всякому человеку, и за глаза и в глаза. Если же над кем-нибудь смеются, ты хвали его и люби, тогда и от Бога получишь вознаграждение, и от людей похвалу, и от защищенного тобой — почитание.Из «Наставления отца к сыну», XV век [10]
»

В средние века как только ребёнок мог обходиться без матери, няньки или кормилицы, он переходил в мир взрослых.

[11]

Понимание детства и необходимости воспитания в европейском обществе появляется 17-18 веках в произведениях философа Джона Локка и писателя Жан-Жака Руссо.[12]

Концепции воспитания отличаются по своей изначальной идее.

Согласно Джону Локку сознание ребёнка как чистый лист бумаги, на котором в процессе взросления можно «записать» любую будущую личность. В начале прошлого века бихевиорист Джон Уотсон писал:

» «Мать отвечает за сердце, отец — за интеллект»

«Дайте мне дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность по своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я гарантирую вам, что, взяв любого, случайно выбранного ребёнка, я выращу из него такого специалиста, какого вы назовёте: доктора, юриста, художника, торговца, руководителя и, если хотите, даже нищего или вора, независимо от его талантов, склонностей, предпочтений, способностей, призвания или расовой принадлежности его родителей.»

Впоследствии этот подход к воспитанию развивался психологом-бихевиористом Бэррисом Фредериком Скиннером, который сводил воспитание к подкреплению (поощрению) желаемого поведения.

[13] Методики бихевиоризма весьма эффективны и применяются сейчас при модификации поведения в детских исправительных учреждениях[14], однако по современным представлениям сводить воспитание к подкреплениям и наказаниям ошибочно.

В частности, Альберт Бандура показал, насколько значимо для ребёнка наблюдение и подражание поведению других, как детей, так и взрослых.

Противоположные идеи принадлежат французском писателю и философу Жан-Жаку Руссо, который полагал, что ребёнок развивается согласно своей врождённой природе, и задача воспитателя — создавать условия для проявления и расцвета этих природных склонностей.

»

Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обсуждения могут быть пояснения.

Современные идеи воспитания во многом базируются на противоположных концепциях детства, присущих с одной стороны, западному обществу, а с другой — коммунистическим и посткоммунистическим обществам.

Для западного общества ребёнок — безгрешный, чистый ангел, взросление — не прогресс, а регресс, приобщение к порочному миру взрослых. В рамках таких представлений порочный взрослый не может воспитывать, он способен только обучать. Воспитание сводится исключительно к семейному и полностью перепоручено родителям. Школа, кружки, секции, студии занимаются обучением.[9]

Для советского и некоторых других обществ (Германия 30-40-х годов прошлого века, Китай) ребёнок ещё не сформировался как полноценный член общества и должен равняться на взрослый идеал человека и гражданина.[9]

В педагогической теории коммунистических обществ ребёнок был уподоблен заготовке в токарном станке, из которой под чётко выверенными воздействиями резца-воспитателя получалась вычерченная заранее инженером деталь. Фактически здесь речь идёт о насильственном изменении личности («не умеешь — научим, не хочешь — заставим»).

Отсюда иное понимание воспитания. К примеру, в российских учебниках воспитание определяется как целенаправленное формирование личности

[15] в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществлённые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

В рамках такой концепции ребёнок и подросток воспитывается в детских коллективах, которыми руководят взрослые (пионерия, гитлерюгенд и др.).

Этот подход глубоко чужд современной западной мысли. Зарубежное «воспитание» гораздо ближе к ненасильственному понятию «социализация ребёнка», чем к принудительному изменению личности детей, как понимали и понимают воспитание на постсоветском пространстве.

Представляется, что обе концепции содержат разумные подходы, однако в своих крайних проявлениях опасны как для общества, так и для детей.

Западные идеи, центрированные исключительно на семье, привели к отчуждению ребёнка от взрослого общества, лишению его необходимого неформального общения со старшими, отсутствию необходимых идеалов для подражания.

[16][17]

С другой стороны, представление о ребёнке как о чистом листе, о заготовке для изготовления будущего патриотического винтика государственной машины ошибочно с научной точки зрения и может вести к построению тоталитарных, крайне жестоких обществ. Однако в рамках коллективных методов воспитания родились такие прогрессивные течения, как скаутинг в западном обществе и неформальная педагогика в советском[18].

Суть метода коллективного воспитания в том, что подростки объединяются в группу под руководством взрослых лидеров, которые становятся во многом идеалами для подражания и старшими партнёрами детей. Такие коллективы строятся по принципам равенства, уважения к личности ребёнка и его правам. К детям относятся как к взрослым, ответственным за свои поступки людям, и спрашивают с них как со взрослых. Однако принадлежность к такому детскому объединению всегда добровольная. Ребёнок сам решает, хочет ли там находится, а не зависит от решения родителей или чиновников образования. В противовес школе отрядная педагогика использует врождённые, природные механизмы взросления: потребность подростков в объединении (реакция группирования), равенства со взрослыми (реакция эмансипации), стремление к овладению практическими навыками (хобби-реакция). За коллективным (отрядным) методом воспитания в России закрепилось наименование «неформальная педагогика».[19]

В целом зарубежные исследования сводятся к изучению стиля семейного воспитания или изучению обучения.[20] В силу специфики предмета западные исследователи полагают, что воспитание в семье не оказывает существенного влияния на формирование личности ребёнка. При статистической обработке данных фактор воспитания не даёт статистически значимого результата и им можно пренебречь. Российские и советские учёные (О. В. Лишин, Д. Б. Эльконин и др.) в основном изучали отрядные методы, однако систематического изучения результатов такого воспитания до сих пор не существует.

История детства

В своих работах по истории детства Ллойд деМос выделил шесть различных доминирующих моделей отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период. Шесть моделей, по деМосу, следующие[21]:

  1. Инфантицидная (до IV века н. э.) — характеризуется массовым убийством детей и насилием в их отношении;
  2. Бросающая/отстранённая (IV—XIII века) — характеризуется отказом от инфантицида в связи с распространением христианства и практикой передачи родителями детей на воспитание третьим лицам;
  3. Амбивалентная (XIV—XVII века) — характеризуется началом вытеснения практики физических наказаний;
  4. Навязчивая/принудительная (XVIII век) — характеризуется началом понимания потребностей ребёнка;
  5. Социализирующая (XIX — первая половина XX века) — характеризуется массовым распространением педагогических знаний, а также начального и среднего образования;
  6. Помогающая (с середины XX века) — характеризуется индивидуализацией процесса воспитания, отказом от физических наказаний и равноправными отношениями между родителями и детьми.

Общие механизмы научения и воспитания[править | править код]

Понятие воспитание неотделимо от других, таких, как образование и профессионализация. Оно коррелирует со значениями функций умение (знание, навык) планирование (организация, контроль) и т. д. Наличие этих сквозных связей между достигнутыми объёмами представлений (целым) позволяет устанавливать соответствие с имеющим уровнем цивилизованности в обществе. А в учебных заведениях взаимосвязь этих функций позволяет формировать методическое обеспечение в зависимости от специализации.

Воспитание в общем у животных — процесс реализации сигнальной наследственности — передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат (наличие или отсутствие воспитания). Собственно зачатки воспитания демонстрируют уже низшие хордовые (например миноги), моллюски и членистоногие.

Млекопитающие[править | править код]

» Телёнка наставляют на послушание

У высших животных этот процесс многократно усложняется, включая в себя помимо передачи определённых навыков адаптации к окружающей среде, также и навыки коллективного поведения (в стаде или стае).

Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты.

Человек[править | править код]

Воспитание обычно строится «на трёх китах»:

Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:

Ребёнок познаёт мир[22]
  • вторая сигнальная система (речь)
  • поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды
  • деятельность, опосредованная через изменённые элементы внешней среды (орудия производства).

Благодаря этим модификационным возможностям, человеческая популяция создала специфические наследственные структуры негенетического характера — культуру и этническую традицию. Феномен человеческой популяции заложен в качественно новых способах, по сравнению с популяциями остальных высших животных, коллективной переработки информации и высокой скорости обработки информации индивидом, живущим в социуме. В принципе человеческий организм структурно ни чем не отличается от всех остальных высших животных, однако сочетание двух вышеуказанных факторов создало значительное преимущество в выживании за счёт направленного изменения среды обитания под доступные пределы адаптации человеческого организма.

Дети джунглей[править | править код]

Каспер Хаузер и его анонимный убийца

Известны случаи, когда оставшиеся без попечения дети выживали в сложных условиях дикой природы, в том числе при поддержке диких зверей, а в дальнейшем и воспитывались ими. По понятным причинам такие случаи более часто отмечаются в странах с тёплым климатом, в частности, в Индии. По названию известной английской сказки такие дети нередко именуются «детьми-Маугли». В отличие от благостного завершения упомянутой сказки, такие дети, будучи возвращёнными в человеческое общество даже в возрасте 6-7 лет, оказываются не в состоянии полноценно освоить язык и другие виды культурного взаимодействия в обществе.

Объяснение данных фактов даются в зависимости от педагогических теорий, которых придерживаются соответствующие авторы.

Так, последователи культурно-исторического подхода к обучению (Гербарт, Выготский, Т. Д. Лысенко[уточнить] и их последователи), принявшие за основу возможность новообразования (по-английски — формирования) способностей к обучению и последующего «развития» их объясняют упомянутые факты задержками новообразования способностей и умственного развития детей, формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.

Последователи природосообразного подхода к обучению (Коменский, Дистервег, Песталоцци, Ушинский и другие), говорят о том, что соответствующие природные способности детей в данном случае не были своевременно пробуждены и востребованы, в связи с чем позже не смогли раскрыться в полном объёме.

Известен также случай Каспара Хаузера, который воспитывался в тюремных условиях, был лишён полноценного воспитания и потому совершенно не понимал окружающего мира.

» Классическое воспитание в немецкой школе (политическая карикатура)

Выделяются следующие виды воспитания человека:

  • По содержанию воспитания:
  • По институциональному признаку:
    • семейное
    • религиозное
    • социальное (в узком смысле)
    • дизсоциальное (асоциальное)
    • коррекционное
  • По доминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
    • авторитарное
    • свободное
    • демократическое
  • В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как
    • социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений[23].

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания

  • Обязательность. Принципы воспитания — не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
  • Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочерёдное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и всё сразу.
  • Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны — среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.

В то же время принципы воспитания не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.

Принципы воспитания в трудах А. С. Макаренко[править | править код]

  • Воспитание современного человека, по мнению Макаренко, — процесс социальный в самом широком смысле слова. Другими словами, один человек сам по себе, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка. Материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или педагогических поучений отцов. Материалом будет жизнь во всех её многообразных проявлениях.
  • Семейный коллектив даёт опыт общения с близкими и менее близкими людьми, позволяет ребёнку узнать ощущение человеческой помощи и человеческой нужды, чувства зависимости, связанности, ответственности. Если родители видят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, то это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем уничтожить.
  • В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребёнок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
  • Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов".
  • Развитие чувства долга, чести и дисциплины. «Дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдёт в себе твёрдость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности».

Принципы воспитания в трудах В. А. Сухомлинского[править | править код]

  • Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми.
  • Справедливость — основа доверия ребёнка к воспитателю. Но нет какой то абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребёнка.
  • Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость — это и есть настоящая доброта..
  • Для ребёнка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его усилий, как у взрослого. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях
  • Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и, вместе с тем, источником богатой духовной жизни.
  • Игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
  • Через красивое — к человечному — такова закономерность воспитания.
  • Музыка — могучий источник мысли.
  • Нравственная убеждённость невозможна без поступков, без нравственных привычек.
  • Человек таков, каково его представление о счастье.

Принципы воспитания вальдорфской педагогики[править | править код]

  • Нужно воспитывать не только и не столько правильное поведение, сколько нравственные чувства, которые позволяют принимать чужие радости и трудности как свои.
  • Воспитание не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Если предоставить возможность духу и воле ребёнка окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже успешнее овладеть интеллектуальной сферой, необходимой современной цивилизации.
  • Оценка — как отрицательная, так и положительная — является вмешательством в процесс естественного развития, формой внешней власти взрослого
  • Только любовь к малышу, принятие его индивидуальности, позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться избавить ребёнка от необходимости самоутверждения и позволить реализоваться его собственным силам и способностям.
  • Подражание воспитателю. При этом подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром Нужно строго следить за тем, чтобы в окружении малыша не происходило ничего, чему он не должен был бы подражать

Принципы воспитания системы Монтессори[править | править код]

Самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие. Особое внимание уделяется сензитивным периодам развития.

  • Павлов И. П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. — М.: изд. МПСИ, 2004. — ISBN 5-89502-621-4.
  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — М., 1868—69. — Т. 1—2.
  • Януш Корчак. Ребёнок в семье lib.ru/KIDS/KORCHAK/rebenok.txt, Интернат [1] (два раздела из книги «Как любить ребёнка»).
  • Ромашина Е. Ю. Педагогика. — Тула, 2003.
  • Сигнальная наследственность // Исследования по генетике. Сб.1. Под ред. М. Е. Лобашева. Л., изд. Ленингр. ун-та, 1961.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
  • Ерёмин В. А. Воспитание в испытаниях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. 176 c. с илл. ISBN 978-5-91657-212-4
  • Ерёмин В. А. Отчаянная педагогика. М.: Владос, 2008 г. (разм. на страницах Пед. музея А. С. Макаренко с разр. автора.)
  • Маликова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
  • Педагогический словарь. Под редакцией Кождаспировой Г. М., М.: «Академия» — 2005. ISBN 5-7695-0445-5
  • Шевченко Л. Л. Этические альтернативы. М.: «Алетейя», 2002.
  • Лоренц К. lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt Агрессия. М., изд. группа «Прогресс», 1999.
  • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., изд-во «Республика», 1998 г.
  • Новиков А. М. Основания педагогики. — М.: Эгвес, 2010.
  • Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» — 1994.- № 6.
  • Гуляихин В. Н. Правовое воспитание человека как процесс формирования ценностно-смыслового компонента правосознания// Юридические исследования. 2014. № 8. С.60-79.
  • Мишель Борба. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребёнка и как с ними бороться = No More Misbehavin': 38 Difficult Behaviors and How to Stop Them. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 320. — ISBN 0-7879-6617-7.
  • Сандра Хардин Гукин, Дэн Гукин. Воспитание детей для "чайников" = PARENTING FOR DUMMIES. — М.: «Диалектика», 2004. — С. 384. — ISBN 0-7645-5418-2.
  • Юркевич Памфил Данилович. Сакральная педагогика сердца. — Луганск: ЛГПУ, 2000. — С. 70. Архивная копия от 23 октября 2011 на Wayback Machine
  • Юркевич Памфил Данилович. О христианстве и воспитании. — Луганск: ЛГПУ, 2005. — С. 100. Архивная копия от 23 октября 2011 на Wayback Machine
  • Гавров С.Н., Микляева Н.В., Лопатина О.Г. Воспитание как антропологический феномен. — Москва: Форум, 2011. — С. 240. — ISBN 978-5-91134-545-7.
  • Луков Вал. А. Парадигмы воспитания // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 139—151.
  • Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 67—74.
  • Стуканов В. Г. Исправительная педагогика: учебное пособие / В. Г. Стуканов. — Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. — 395 с.
  • Трушников Д. Ю. Система управления качеством воспитания в инженерном вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2 — Педагогика. Психология.
  • Трушников Д. Ю. Воспитание гуманистического отношения к природе в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин // библиотека Мошкова. — 2004. — № 2 — Педагогика. Психология.
  • Трушников Д. Ю. Система воспитания инженерных кадров в условиях университетского комплекса // библиотека Мошкова. — 2000. — № 2 — Педагогика. Психология.
  • Уильям Крэйн. Психология развития человека. 25 главных теорий. Глава 1. Ранние теории: преформизм, Локк и Руссо
  1. ↑ Словарь русского языка XI—XVII вв.- М., 1976.
  2. ↑ Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989.
  3. ↑ Энциклопедический словарь: В 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- СПб., 1892.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
  5. Новиков А. М. Основания педагогики. — М.: Эгвес, 2010.
  6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога.
  7. Кумарин В. В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе. М.: 1998 г. 64 с.
  8. Макаренко А.С. Соч. Т. 5. М., 1951. С. 401-402
  9. 1 2 3 Дарья Димке. «Памяти павших будьте достойны»: практики построения личности в утопических сообществах» // «Социология власти». — 2014. — № 4.
  10. ↑ Наставление отца к сыну (неопр.). Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.
  11. Ф. Арьес. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — ISBN 5-7525-0740-5.
  12. Уильям Крэйн. Теории развития человека. — Прайм-Еврознак, 2007. — С. 512. — ISBN 978-5-93878-395-9.
  13. Уильям Крэйн. Дайте мне дюжину младенцев: воспитание как научение (неопр.). Этнография детства. — Отрывок из книги "Психология развития человека".
  14. ↑ Жетонная система как метод работы с несовершеннолетними осуждёнными (неопр.) (недоступная ссылка). Wilds Journal. Дата обращения 2 января 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
  15. ↑ Гавров С. Н., Микляева Ю. В., Лопатина О. Г. Воспитание как антропологический феномен. Учебное пособие. — М.: Форум, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-91134-545-7
  16. Бронфенбреннер, Ури Детство, которое мы потеряли (неопр.) (недоступная ссылка). Этнография детства. — Отрывок из книги американского психолога Ури Бронфенбреннер "Два мира - два детства. Дети в США и в СССР", 1976 г.. Архивировано 4 марта 2016 года.
  17. Эллиот Аронсон. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — Психология-лучшее. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. — 415 с. — ISBN 5-93878-216-3.
  18. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / Д.И. Фельдштейн. — Москва: «Академкнига», 2003. — 332 с. — ISBN 5-94628-043-0.
  19. А.Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  20. Уоллес Диксон. Двадцать великих открытий в детской психологии. — Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 448 с. — ISBN 5-93878-292-9.
  21. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. — Москва: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
  22. ↑ Чуковский К. И. От двух до пяти. — М.: КДУ, 2005. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 5-98227-092-X
  23. Мудрик А. В. Воспитание / гл. ред. Давыдов В. В. — Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 2. — С. 166–168. — 608 с. — ISBN 5-85270-140-8.

Урок по обществознанию на тему "Социализация и воспитание."

Тема: Социализация и воспитание.

Класс: 8

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с процессом социализации, влиянием основных социальных институтов на становление личности. Выявить роль воспитания на адаптацию человека в обществе.

Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения к семье, школе, классу.

Развивающая: продолжить формирование умений анализировать и применять на практике полученную информацию, высказывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебники, тетради, проектор, компьютер, экран

Ход урока:

I Оргмомент

II Опрос домашнего задания

  1. индивидуальный: карточка «Вы вернулись из школы домой. Основываясь на теорию А. Маслоу, опишите в какой последовательности будут удовлетворены ваши потребности (с примерами)»

  2. фронтальный

- Что такое потребности?

- Кто впервые расположил их в восходящем порядке?

- На какие группы разделил потребности А. Маслоу?

- К чему приводят неудовлетворенные потребности?

- Какие потребности в большей степени оказывают влияние на формирование личностных качеств?

III Актуализация

На прошлых уроках мы говорили о личности, какую роль играет общество в ее становлении, о потребностях, удовлетворение которых приводит к формированию качеств присущих личности. Цель нашего занятия выяснить, как человек накапливая опыт и преодолевая трудности, адаптируется в обществе, влияние воспитания на становление личности.

IV Объяснение новой темы

План

  1. Воспитание

  2. Социализация

1. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Социализация и воспитание»

Что такое воспитание? Как вы понимаете это слово?

Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни. (записать в тетради).

Воспитание — самая трудная работа изо всех, выпавших на долю человека. Еще М.Горький говорил: «Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».

Воспитание определяется обществом и выражается в форме:

  • культурных норм

  • бытовых правил и поведения

  • ценностей и идеалов(записать в тетради)

Воспитание протекает в виде целенаправленного прививания норм, ценностей, качеств и стихийного усвоения правил, идеалов. Между этими видами воспитания может образоваться разрыв — конфликт.

Как вы думаете в чем это проявляется и из-за чего это происходит?

Если родители говорят своему ребенку что курение это плохо, но при этом сами курят, ребенок будет в замешательстве и в итоге усвоят пример родителей, а не слово.

Вот что говорил Н.И. Новиков о значении примера «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечетлевается глубже и тверже примера родителей».

В процессе воспитания ребенок учится жить в обществе, усваивает те модели поведения, которые демонстрируют взрослые.

В ходе одного исследования (Д. Баумринд) было выявлено три группы детей:

1 группа - дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, активности, уверенности, любознательности, умения разбираться в окружающей обстановке.

2 группа — дети , недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые.

3 группа — дети, менее всего уверенные в себе, не проявляли любознательность, не умели сдерживать себя.

Как вы думаете какая модель воспитания: авторитарная, демократическая, попустительская присуща каждой из этих групп?

Давайте разберем несколько ситуаций, которые встречаются в каждой семье. Что бы вы сделали на месте ваших родителей?

Ситуация №1. Ребенок не желает принимать пищу. Ни уговоры ни угрозы не помогают. Ваши действия.

Ситуация №2. Подросток не хочет помогать родителям по дому, делать уроки, а целый день сидит перед компьютером.

Ситуация №3. Пятилетний Ваня заболел, но пить лекарства отказывается, убегает и прячется от родителей.

Для чего нас воспитывают родители, учителя?

Для того чтобы мы с вами могли жить в обществе по общепринятым законам.

2. В социологии существует специальный термин который обозначает адаптацию человека в обществе — это социализация.

Социализация (socialization) – это процесс усвоения культурных норм и социальных ролей.(записать в тетради)

Что такое социальная роль?

Роль — это способ и модель поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением (ребенок, взрослый, жена, дочь, подруга ) (записать в тетради)

Процесс социализации протекает в течении всей жизни человека и проходит все стадии жизни человека: детство, юность, зрелость, старость.

Как вы думаете почему?

Какие социальные институты оказывают на нас влияние? (записать в тетради)

а) семья

б) детский сад

в) школа

г) улица

д) учебные заведения

е) работа

Значение социализации — это готовность человека приспосабливаться к изменяющемуся обществу, быть готовым к любым неожиданностям.

Предлагаю провести тест и выяснить готовы ли вы к неожиданностям.

Ответьте на вопросы:

  1. Всегда ли у вас есть запасная ручка?

  2. Отправитесь ли вы в путешествие, если у вас не хватает денег на все путешествие?

  3. У вас есть кошка?

  4. Часто ли вы попадаете под даждь, не имея с собой зонта?

  5. Следует ли быть осторожным, потому что «береженого Бог бережет»?

  6. Есть ли у вас дома аптечка?

  7. Лучше ли иметь две специальности, чем одну?

  8. Можно ли вас назвать запасливым человеком?

  9. Считаете ли вы, что нужно каждый раз рисковать всем, чтобы чего-то добиться?

  10. У вас большой запас письменных принадлежностей?

  11. Считаете ли вы, что нужно иметь несколько друзей, чтобы не оставаться одному?

Поставьте себе 1 балл за каждый ответ «да» на вопросы : 1,2,3,5,6,7,8,10 и за «нет» на вопросы: 4,9,11

Больше 9 баллов: вы перестраховщик и никогда не сделаете шага, не подумав о последствиях. Но зачастую необдуманные поступки могут сделать жизнь более приятной.

От 3 до 9 баллов: вы в меру предусмотрительны и осторожны. Можно считать, что вы хорошо подготовлены к неожиданностям.

Менее 3 баллов: вы абсолютно не умеете предугадывать события и их последствия. Будьте более внимательны и осторожны.

Каждый сделает для себя выводы по полученным результатам и будет работать над собой.

V Закрепление

  1. Как вы понимаете мысль о том, что воспитанию ребенка предшествует воспитание родителей?

  2. Прокомментируйте высказывание Ж.-Ж. Руссо «Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению»

VI Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?

VII Организация домашнего задания

§7, вопросы после параграфа. Практикум на стр. 58 письменно.

Конспект по обществознанию на тему "Социализация и воспитание" (8 класс)

Тема: Социализация и воспитание.

Цели урока: познакомить учащихся с процессом социализации, показать роль воспитания в формировании личности.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с процессом социализации, влиянием основных социальных институтов на становление личности, человека в обществе.

Развивающая: продолжить формирование умений анализировать и применять на практике полученную информацию, высказывать свою точку зрения. Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения к семье, школе, классу.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебники, тетради, проектор, компьютер, экран

Ход урока:

I Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Проверка готовности к уроку, отсутствующие.

II Опрос домашнего задания

1) индивидуальный: карточка

2) фронтальный

- Перечисли типологию обществ.

-Объясни закон ускорения исторического времени.

- Что такое потребности?

- Кто впервые расположил их в восходящем порядке?

- К чему приводят неудовлетворенные потребности?

- Какие потребности в большей степени оказывают влияние на формирование личностных качеств?

III Актуализация

На прошлых уроках мы говорили о личности, какую роль играет общество в ее становлении, о потребностях, удовлетворение которых приводит к формированию качеств присущих личности.

Задания на слайдах.

Проблема урока: «Воспитание - самая трудная работа изо всех, выпавших на долю человека»

IV Объяснение новой темы

1. Воспитание

2. Социализация

1. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Социализация и воспитание»

Что такое воспитание? Как вы понимаете это слово?

Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни. (записать в тетради).

2.Работа в группах:

1.Группа стр.52

1.Что такое социализация, роль, культурные нормы?

2. Какие стадии она проходит.

2.Группа стр.52, 54

1.Отличается ли подготовка к взрослой жизни в зависимости от типа общества.

2.Когда начинается социализация и почему в этом возрасте?

 3.группа стр.54-55

1.В какой форме выражается воспитание -схема

2. Каким образом происходит воспитании, дайте краткую характеристику.

 3. Пример конфликта между целенаправленным воспитанием и стихийным.

4группа стр.56- 57

1.воспитание- процесс симметричный объясните как вы это понимаете.

2.Почему дети бывают плохо воспитанными

Воспитание протекает в виде целенаправленного прививания норм, ценностей, качеств и стихийного усвоения правил, идеалов. Между этими видами воспитания может образоваться разрыв — конфликт.

Как вы думаете в чем это проявляется и из-за чего это происходит?

Если родители говорят своему ребенку что курение это плохо, но при этом сами курят, ребенок будет в замешательстве и в итоге усвоят пример родителей, а не слово.

В процессе воспитания ребенок учится жить в обществе, усваивает те модели поведения, которые демонстрируют взрослые.

В ходе одного исследования (Д. Баумринд) было выявлено три группы детей:

1 группа - дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, активности, уверенности, любознательности, умения разбираться в окружающей обстановке.

2 группа — дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые.

3 группа — дети, менее всего уверенные в себе, не проявляли любознательность, не умели сдерживать себя.

Как вы думаете какая модель воспитания: авторитарная, демократическая, попустительская присуща каждой из этих групп?

Давайте разберем несколько ситуаций, которые встречаются в каждой семье. Что бы вы сделали на месте ваших родителей?

Ситуация №1. Ребенок не желает принимать пищу. Ни уговоры ни угрозы не помогают. Ваши действия.

Ситуация №2. Подросток не хочет помогать родителям по дому, делать уроки, а целый день сидит перед компьютером.

Для чего нас воспитывают родители, учителя?

Для того чтобы мы с вами могли жить в обществе по общепринятым законам.

Значение социализации — это готовность человека приспосабливаться к изменяющемуся обществу, быть готовым к любым неожиданностям.

V Закрепление

  1. Как вы понимаете мысль о том, что воспитанию ребенка предшествует воспитание родителей?

  2. Тест

  1. Процесс становления личности:

 1) адаптация 2) социализация3) индивидуализация 4) интеграция

2. Приобщение человека к знаниям, накопленных обществом:

 1) образование 2) наука 3) социализация 4) совесть

3. Верны ли суждения об образовании:

 а) Роль образования в последнее время неуклонно возрастает

 б) Только развивая систему образования, государство может сохранить свою конкурентоспособность в современном мире?

 1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Синквейн

Задание в парах составить синквейн
Потребности-1 ряд
Воспитание-2ряд
Общество-3 ряд

Проблема урока: «Воспитание - самая трудная работа изо всех, выпавших на долю человека»

VI Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?

Знаю

Узнал

Хочу узнать

VII Организация домашнего задания

§7 вопросы устно, термины выучить, используя дополнительную литературу, подготовьте сообщения по тем вопросам, которые вы хотели узнать по пройденной теме. Пословицы, поговорки и высказывания о воспитании.

Социализация и воспитание личности

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социальных норм и правил, вхождение личности в социальную среду.
Сам процесс социализации и его результаты бывают противоречивы, т.к. в идеале индивид должен соответствовать требованиям, которые выдвигает ему общество, и в то же время противостоять негативным явлениям, которые мешают его самореализации.

Социализация включает в себя такие процессы как: 

  • освоение культуры человеческих взаимоотношений; 
  • освоение новых видов деятельности; 
  • получение общественного опыта; 
  • освоение новых форм общения. 

Социализация позволяет человеку стать членом общества в условиях усложнения социальной жизни. Социализация – это непрерывный процесс приспособления человеческого индивида к общественным началам и их изменению. Человек постоянно зависит от окружающего его общества. К примеру, в дошкольном возрасте ребенок социализируется в пределах детского садика, позднее - в пределах школы, окончив образовательное учреждение, человек социализируется в пределах выбранной профессии, вступив в брак - в рамках создания молодой семьи и т.д.

На социализацию в значительной степени влияет процесс воспитания.
Если социализация происходит в условиях стихийного взаимодействие человека с окружающим социумом, то воспитание является процессом целенаправленной, сознательно контролируемой социализации (например, семейное, религиозное, школьное воспитание и др.).

Взаимодействие воспитания и социализации

В разные периоды развития жизни человека воздействие социализации и типов воспитания меняются. Воспитание выступает механизмом управления процессами социализации. Так, воспитание имеет две основные функции: 

  • упорядочивание всего спектра  разнообразных влияний на индивида (социальных, психологических, физических и т.д.) 
  •  создание эффективных условий для ускорения процессов социализации с целью развития гармоничной личности. 

Благодаря данным функциям, воспитание выполняет следующие задачи:

  • помогает преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;
  • придает процессу социализации гуманистическую направленность;
  • использует свой научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Выбор определенных моделей воспитания  зависит от уровня развития общества, социальной стратификации и социально-политической ориентации общественной жизни. Поэтому воспитание отличается в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из обществ воспроизводятся определенные типы личности, собственная система ценностей и взаимодействий, характерная для общества степень свободы и ответственности личности.

В процессе во

Статья по обществознанию по теме: Воспитание человека и гражданина на уроках истории и обществознания и во внеурочной работе

Статья «Воспитание человека и гражданина на уроках истории и обществознания и во внеурочной работе».

Бабак Е.К.

заместитель директора по ВР,

учитель обществознания

   

    В современной России  перед школой стоит важнейшая задача – формирование гражданских качеств у нового поколения россиян на основе современных знаний и умений.  Они помогут личности  разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, строить свои взаимоотношения с окружающим миром.  Эти задачи можно решить при создании в школе благоприятных условий для формирования личности гражданина, то есть передачи школьникам определенных общественно-политических знаний и выработки позиций и норм поведения, определяющих отношение личности к явлениям общественной жизни.

   В современных условиях важными гражданскими качествами становятся: способность к самоопределению; уважение к достоинству каждого человека; гражданственность; толерантность; патриотизм; уважительное отношение к защите родины, а, следовательно, и к армии; уважение к закону; признание прав человека и верховенства права.

   Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.) делает одним из ведущих принципов государственной политики нашей страны в области образования «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности и патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» (Статья 3)

   Гуманизм присущ самой природе образовательного процесса. Гуманизация школьного образования предполагает  создание условий, направленных на развитие способностей школьника, его самореализацию. Это положение основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в её содержании и в характере взаимодействия  членов школьного коллектива. Поэтому главная задача учителя в общем деле гуманизации общества, образования, обучения состоит  в создании условий для самореализации  школьника, свободное развитие его способностей, нужно не защищать школьника от противоречий жизни, а готовить к жизни в обществе социальных перемен.

   Гуманистическая направленность достигается в том случае, когда происходит приобщение учащихся к проблемам «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и человек».

   Так, школьное историческое образование должно дать выпускнику объем знаний по предмету, устойчивую гуманистическую позицию, основы исторического мышления, устойчивый интерес к истории своей страны и других стран и народов.

   «Обществознание» как цикл школьных курсов должно дать учащимся интегрированные знания о человеке и его месте в обществе, способствовать самоопределению личности, становлению человека-гражданина; дать обобщенную картину современного общества, способствовать адаптации учащихся к окружающей среде.

   Школьный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» создает целостный образ жизни и культуры нашего города, изменяющегося во времени, но сохраняющего свой особый духовный мир. Главная задача курса – это получение ответа на вопрос: «Город  - это просто среда обитания человека или это часть его души, внутреннего мира?»

   Курсы по экономической географии, всеобщей истории, мировой художественной культуре, интегрируясь в единый курс, позволяют повысить роль школьного образования в адаптации молодежи к окружающей жизни. Но самое главное во всех курсах гуманитарного цикла – это проблема «Человек и человек». Если старшеклассник усвоил знания о природе и обществе, но не может разобраться в себе и других, то обсуждение этой проблемы дает возможность учащимся задуматься над тем, что человек является таковым лишь в силу осмысленности своей жизни, он сам формулирует смысл  жизни, так как каждый человек самоценен и  уникален.

   Одно из важнейших направлений работы учителя гуманитарного цикла  - это гражданское и патриотическое, нравственное  воспитание учащихся.

   Воспитание Гражданина – это формирование гражданских умений, гражданского поведения:

- создание у школьников создания опыта защиты своих личных интересов, интересов своей группы, своего коллектива;

- создание опыта активного социального действия;

- создание опыта участия школьников в коллективной жизнедеятельности – ученическое самоуправление;

- создание опыта нормотворчества: выработки школьниками и педагогами общих – групповых, коллективных -  правил, норм, законов.    

   Понятие «патриотизм» можно рассматривать как моральную позицию, выражающуюся в любви  к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, к готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость и свободу.      

   Патриотизм может выражаться и в критическом отношении к существующей социально-политической несправедливости, в желании отдать все свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия Отечества. Отечество – это и государственность, и определенное географическое место («малая родина», «большая родина»), и природа, ее ландшафты, растительная жизнь, животная среда. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатство, без чего он не может состояться как личность.

   Но главное – это соотечественники, родной народ с его историей и неповторимым этническим своеобразием.

Чтобы патриотическое воспитание было современным, необходимо использование  дискуссионных, проблемных методов.

      Проблемность – это идеал не только современного развивающего обучения, но и современного развивающего воспитания.

   Фундамент патриотического воспитания – нравственное начало.

   Нравственное  воспитание  строится на  создании опыта понимания, принятия, общения, взаимопонимания, совместного действия с другими людьми .  Другими, иными, непохожими на меня, на нас, с людьми другого пола, культуры, возраста, религии, социального слоя.  В современной терминологии это называют толерантностью (близкие понятия «педагогика ненасилия», «поликультурное воспитание»).

   Эффективному  развитию устойчивых интересов к истории своей страны, других стран и народов, приобщению к мировой культуре, формированию у обучающихся системы знаний об общечеловеческих  гуманистических ценностях и, как результат этого, - гуманистической направленности личности, служит неразрывная связь уроков истории и обществознания с внеурочной  работой.

   Эта  воспитательная работа ведется в школе в целом и в рамках школьного методического объединения учителей истории и обществознания. Воспитание у учащихся высоких нравственных качеств человека и гражданина несет большой положительный заряд. И важно его начинать уже с первого класса.  Учащихся по-прежнему волнуют героические страницы истории своей страны и города, с чувством благодарности и уважения они относятся к старшим поколениям.   Все эти категории значимы вдвойне, если рядом есть люди, которые передают свой богатый жизненный опыт, рассказывая об исторических событиях нашей страны, героическом прошлом нашего народа, испытаниях Великой Отечественной войны,  участниками которых были сами. Тем интереснее рассказ педагога или сотрудника школы, пережившего блокаду Ленинграда.  Более 25 лет существуют теплые творческие связи нашей школы с ветеранами 351 зенитно-артиллерийского полка ПВО. Традиционными стали встречи с ветеранами на уроках истории, классных часах, на общешкольных праздниках и конференциях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, полному снятию блокады Ленинграда; поздравления и концерты для ветеранов; выступления председателя Совета ветеранов полка перед педагогическим коллективом и учащимися на общешкольных мероприятиях. Выступление с докладами старших школьников на ежегодной районной конференции «Диалог поколений», посвященной блокаде Ленинграда в Великой Отечественной войне, также расширяет их знания о военных событиях, укрепляет связь между поколениями, воспитывает уважение к старшим, поднимает интерес к исследовательской работе.

   В школе реализуется ежегодный проект, посвященный героическим страницам нашего народа:

Проект: «ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ. «ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ…»

 ( 2013 – 2014 учебный год)

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата и место проведения

Ответственные исполнители

Участники

1.

Школьный конкурс изобразительного искусства «Блокадный Ленинград»

Декабрь-январь

Иванова С.И.

5-9 классы

1-4 классы

2.

Участие в районном фестивале-конкурсе  Московского района Санкт-Петербурга «Многонациональный Санкт-Петербург сегодня»

Октябрь-декабрь

Бабак Е.К.

Педколлек-тив,

учащиеся, ОДОД школы

3.

Школьный конкурс «Открытка на парадной: Ленинградский День Победы»

декабрь

 

Иванова С.И.

Белинская Е.С.

1-11 классы

4.

Акция «Открытка на парадной: Ленинградский День Победы»

январь

Маньякин И.В.

Белинская Е.С.

Школьное самоуправление

5.

Районная краеведческая игра «Помни о блокаде»

январь

Латынцева Т.О.

5-9 классы,

ОДОД

6.

«Холоду войны – тепло души» - поздравление ветеранов войны и блокады

январь

Бабак Е.К.

Маньякин И.В.

Бурмистрова И.А.

Школьное самоуправление

ОДОД

7.

Библиотека им. К.Г. Паустовского, музей - библиотека «Книги блокадного города»: (беседы, диспуты, классные часы-семинары

январь

Павлова В.П.,

 классные руководители

1-11 классы

8.

Экскурсии в музеи, библиотеки, автобусные экскурсии

январь

Классные руководители

1-11 классы

9.

Интерактивные классные часы

 Уроки мужества «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады»

Январь

Маньякин И.В.

Белинская Е.С. Латынцева Т.О.

классные руководители

1-11 классы

10.

Выставка книг в школьной библиотеке беседы

Январь

 

Павлова В.П.

1-6 классы

11.

Выставка работ изобразительного искусства победителей конкурса «Блокадный Ленинград»

январь

Иванова С.И.

Оськина Т.В.

5-10 классы

1-4 классы

12.

Оформление актового зала к общешкольным мероприятиям

Январь

май

Иванова С.И.

Кружки ИЗО ОДОД

13.

Участие в Звёздном походе школьников «Лемболовская  лыжня – 2013»

Январь

Лазарев М.В.

ОДОД:

 «Юные инструкторы туризма»

14.

Российские соревнования по скалолазанию «Невские вертикали -2013»

04-09 января 2013 г.

Спортзал

Кауров В.О.

ОДОД школы  секции скалолазания

15.

5-й общешкольный лыжный кросс, посвященный 70-ой годовщине полного снятия блокады

январь

Лазарев М.В.

1-11 класс

16.

Радиопередача.  Минута молчания:

«Свет памяти, свет скорби и любви…»

27 января,

08 мая

Бабак Е.К.

.

1-11 классы

17.

 «Диалог поколений»

Общешкольная конференция, посвященная 70-летию полного снятия блокады Ленинграда

( с участием творческих коллективов ОДОД школы).

Поздравление ветеранов.

.

27 января

Актовый зал

Бабак Е.К.

Маньякин И.В.

Бурмистрова И.А.

Лазарев М.В.

8-11 классы

Педагогический коллектив школы

Ветераны школы №495

Ветераны МО «Новоизмайловское»

Ветераны 351 зенитно-артиллерийского полка ПВО

18.

Участие в Районной конференции

 «Диалог поколений»

Январь

Бабак Е.К.

9-11 классы,

ОДОД

19.

Открытое первенство школы по рукопашному бою

март

Зюзин С.А.

Пальмин С.Н.

ОДОД

20.

Фестиваль военно-патриотической песни

Апрель-май

Стрельникова Л.Б.

1-7 классы, ОДОД

21.

8-ая открытая школьная туристская спартакиада, посвященная Дню Победы

апрель

Лазарев М.В.

1-11 классы

22.

Интерактивные классные часы

 Уроки мужества «День Победы»

Апрель

май

Маньякин И.В.

Белинская Е.С.

Лебедева Н.М.

Классные руководители

1-11 классы

23.

Музыкально-концертная программа «День Победы»

Май

Бабак Е.К.

Маньякин И.В.

Бурмистрова И.А.

8-11 классы

Педагогичес-кий коллектив школы

Ветераны школы №495

Ветераны МО «Новоизмайловское»

Ветераны 351 зенитно-артиллерийского полка ПВО

24.

Общешкольное мероприятие:   «Помни о войне»

Апрель

Латынцева Т.О.

Бурмистрова И.А.

1-4 классы

5-7 классы

25.

Районные памятно-мемориальные мероприятия

Май

Бабак Е.К.

Лебедева Н.М.

26.

Работа с молодёжью допризывного возраста

В течение года

Бабак  Е.К.

Белинская Е.С.

8-11 кл.

ШСК «Высота»

27.

Классные часы, посвященные памятным датам Блокады Ленинграда

В течение года

Бабак Е.К.

Маньякин И.В.

Латынцева Т.О.

Классные руководители

1-11 классы

          Учащиеся 8-11 классов в течение года принимают активное участие в проведении уроков мужества, викторин, информационных программ, конкурсов, общешкольных радиопередач, в неделе правовых знаний и т.д. Это пример единства учебной и внеклассной деятельности, направленной на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности учащихся, развитие самостоятельности мышления, гражданственности, эстетической культуры. Вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения. Расширяется позитивный социальный опыт подростков.

Статья по обществознанию на тему: Воспитание гражданина во внеклассной деятельности посредством предметов история и обществознание.

Воспитание гражданина во внеклассной деятельности посредством  предметов история и обществознание.

Полунина Лада Валентиновна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 16 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Лысьва, Пермского края

Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирования социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни,  помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника ...) , школьники могут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Система  моей внеклассной работы по обществоведческим дисциплинам включает несколько направлений:

  1. Я – гражданин
  2. Мои права
  3. Моя гражданская позиция
  4. Гражданская компетентность личности  
  5. Культура межнациональных отношений

Первое и второе направления реализуются на занятиях  кружка «Права человека» (Программа ЦГОиПЧ г.Пермь)  и при реализации коррекционно-развивающей  программы для подростков, состоящих на учете в «Группе Риска» и «СОП» «Подросток и право». Данные курсы рассчитаны на теоретическое и практическое знакомство с правовой системой государства, дают представление о том, что социальное и правовое регулирование общественных отношений является единственно возможным и цивилизованным, ключевыми понятиями курсов определены «Толерантность» и «Справедливость». Практические занятия проходят в форме организационно - деятельностных, деловых,  сюжетно-ролевых игр, практикумов по изучению документов.

 В рамках третьего направления формируется активная гражданская учащихся посредством участия в дискуссионном клубе (Приложение 1).Тематика дискуссий также затрагивает и формирование культуры межнациональных отношений (5 направление), что весьма актуально в многонациональном государстве.

Гражданская компетентность личности  (четвёртое направление)  реализуется через социальное проектирование (Приложение 2,3), осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах школы, города, страны в целом.

Результатом системной работы по формированию гражданственности учащихся можно назвать участие моих воспитанников в совете лидеров,  выборах в молодёжный парламент,  различных акциях и проектах как в школьного,  так и  городского масштаба, поступление в ВУЗы на обществоведческие специальности.

Приложение 1.

План заседаний дискуссионного клуба 2012 – 2013 учебный год

Сентябрь   «Каждый человек строит свою судьбу сам»

Октябрь    «Моя законодательная инициатива»

 Ноябрь    «Что я могу изменить в жизни?»

 Декабрь  «Актуальна ли в наше время интеллигентность?»

Январь    «Россия для русских?»

Февраль  «Жестокость в обществе: как жить дальше?»

Март       «Мужество и трусость человека. Каковы их последствия?»

Апрель  «Что такое подвиг?»

Приложение 2.

Социальный проект  10 класса «Чистый дом» (выдержка).

Цель проекта: создание школьного туристско-экологического клуба

Задачи проекта:

  1. Формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
  2. Проводить агитацию и природоохранную работу с отдыхающими в зоне пребывания.
  3. Проводить рейды по очистке от бытового мусора водоемов и иных природных территорий.

Сроки реализации проекта: 2013 – 2014 учебный год

Продукт проекта:

1. Программа работы туристско-экологического клуба.

2. Листовки, памятки, статьи в газетах, акции для населения.

3. Буклет с эко - туристическими маршрутами по Лысьвенскому району.

Предполагаемый результат:

1. Работа туристско-экологического клуба.

Критерии:

Охват учащихся основной и старшей школы -  не менее 3 человек от параллели.

Привлечение родителей к экологической деятельности – участие с детьми.

Проведение акций и десантов – не менее 2 в год.

2. Повышение экологической культуры учащихся.

Критерии:

Участие в городских экологических акциях.

Проведение экологических десантов.

3. Повышение качества проектной деятельности  школьников.

Разработка, реализация и презентация эко-проектов участниками клуба.

Выступления участников на научно-практических конференциях города.

Приложение 3.

*Социальный проект  10 класса «Фестиваль патриотической песни» (выдержка)

Цель проекта: повышение интереса среди учащихся к патриотическим песням.

Задачи проекта:

1. Разработать сценарий школьного фестиваля патриотической песни.

2. Привлечь к организации фестиваля  учащихся 5 – 11 классов.

3. Сделать фестиваль одной из традиций школы.

Сроки реализации: апрель 2013 года

Продукт проекта:

1. Сценарий мероприятия

2. Сборник патриотических песен.

Предполагаемый результат:

1. Проведение фестиваля патриотической песни для учащихся 5 – 11 классов

Критерии: каждый класс представляет одну песню с подобранной атрибутикой.

2. Фестиваль – традиция школы.

Критерии: признание педагогов и учащихся на основе анкетирования.

*Проект реализован 24 апреля 2013 года

Воспитание личности в обществе

Воспитание личности в обществе

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом.

С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда – это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии называется социальным статусом.

Статус определяет поведение человека в обществе в том смысле, что в определенных ситуациях личность ведет себя не просто так, как ей хочется, а в соответствии со своим статусом. Важно также то, что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенного поведения. Такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

К позитивным ролям следует отнести прежде всего роль члена семьи. В семье ребенок усваивает несколько таких ролей: сына или дочери, брата или сестры, племянника, внука, а так же знакомится с ролями отца и матери, бабушки и дедушки и др.

Следующая важная роль, которую осваивает ребенок в процессе своего развития,- это член коллектива. В детском саду и школе, в спортивной секции и детских общественных организациях, в общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена коллектива, товарища, друга, ученика, лидера и многие другие.

Каждый человек выступает в роли потребителя, так как он на протяжении всей своей жизни постоянно нуждается в том, что ему необходимо для жизни: пища, одежда, обувь, книги и многое, многое другое. Понимание этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которые предоставляет человеку общество, ребенок должен освоить с раннего детства.

Важная социальная роль- быть гражданином своего отечества, любить свою родину, гордиться ею. Могут быть и другие социальные роли, которые осваивает ребенок, например, роль специалиста, которую может получить учащийся в стенах школы, лицея, гимназии или же в учебных заведениях начального профессионального образования.

К негативным ролям относятся такие, как бродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети. На улицах, особенно крупных промышленных городов, в магазинах, на рынках, в транспорте мы встречаем детей – попрошаек, которые свыклись с этой ролью и часто довольно умело выпрашивают деньги у прохожих. Среди них появляются те, кто занимается воровством, иногда к этому их толкают взрослые, иногда этим дети промышляют самостоятельно. Сюда могут быть отнесены и некоторые другие социальные роли негативного характера.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации.

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды.

Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в том числе и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную группу, общность людей, и оказывают влияние на формирование его определенных личностных качеств.

Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя бы отчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка - воспитанием.

В самом общем виде воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка — среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить ни исключить.

В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.

Список используемой литературы:

1.Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России.»- Педагогика.-2008.

4. Введенский, В.Н. Непрерывное профессиональное образование / В.Н.Введенский // Социально-гуманитарные знания.

3. Вильданова, Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов / Ф.З.Вильданова // Прикладная психология. – 2002.

4. Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е.Семёнов // Социологические исследования. – 2007.

5. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н.Д.Сорокина// Социс. – 2003.

6. Тюкульмина, О.И. Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие / О.И.Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2006.

7. Щеглова, С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации / С.Н.Щеглова // Социс. - 2006.

8. Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. – 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *