Экологическое воспитание учащихся содержание формы и методы – Формы и методы экологического воспитания учащихся

Формы и методы экологического воспитания учащихся

В условиях экологического кризиса становится актуальным вопрос развития и совершенствования экологического воспитания учащихся в соответствии с потребностями личности и общества.Под системой экологического воспитания мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов взаимодействия учителя и учащихся (задач, принципов, содержания, форм, методов) в их последовательности, преемственности и единой направленности, формирующих восприятие действительности с позиции экологически культурной личности.

Формы воспитания — это те конкретные мероприятия или средства воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады).

Используются с целью воспитания экологического сознання в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников.

Некоторые исследователи выделяют такую классификацию методов экологического воспитания:

1.     Методы формирования сознания: (убеждение, упражнение, пример)

2.      Методы формирования положительного опыта поведения в процессежизнедеятельности: (переживание, самоанализ, осознание)

3.      Методы поощрения и наказания: (деловые игры, тренинги и др.)

Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы высшего образования.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Также методами воспитательной работы могут выступать:

1.                 Устное изложение материалаучителем как метод обучения. К нему относятся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа. Их называют вербальными (устные, словесные).

2.                 Беседакак метод воспитания. Суть метода в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, эстетического восприятия окружающей жизни и искусства.

Во время беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний.

Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает. Важным условием прочного усвоения студентами экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе является проецирование основных дидактических принципов на процесс экологического образования и воспитания.

Литература:

1.                 Белоусова О. А. Некоторые аспекты воспитания экологической культуры будущего специалиста.

2.                 Гаврилов А. В., Гаврилова Л. А. Дидактические принципы экологического образования студентов в высшей школе // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция — состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 1999). // Интернет-журнал «Ecologylife.ru».

moluch.ru

54.Экологическое воспитание. Формы, методы и средства его реализации.

Экологическое воспитание в широком смысле– это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека.

Экологическое воспитание– целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.

Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

  • воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

  • развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального(отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного( воли и настойчивости).

Экологическая культура– это часть общей культуры, совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоцианально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром. Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребенка.

Понятие экологической культуры– комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Это понятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания.

Процесс освоения ребенком окружающего мира является непрерывным и интенсивным. В связи с этим в экологическом воспитании младших школьников особо важен принцип «опережающего педагогического воздействия», лишь следуя которому возможно обеспечить ребенку позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой и «удержать» в системе целенаправленных воздействий. Принцип «опережения» должен распространятся и на содержание процесса, и формы организации деятельности детей.

В формировании экологического сознания школьников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера.

studfile.net

Методы и формы экологического воспитания

Определение понятия экологическое воспитания

Экологическое воспитание – это привитие морально-нравственных категорий, который отвечают за формирование у человека бережного отношения к окружающей среде. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, так как именно в этот момент у человека закладывается набор основных нравственных ценностей.

Замечание 1

В рамках экологического воспитания ребенок знакомится с основными представлениями о природе, осознает, что он является частью этой природы, и что люди несут ответственность практически за все, что происходит на нашей планете. Ребёнок должен научиться бережно относиться к окружающей среде. Эти цели и задачи как раз и реализуются в рамках экологического воспитания.

Формы экологического воспитания

Существуют следующие формы экологического воспитания:

  • образовательная деятельность
  • экскурсии
  • тематические праздники
  • знакомство с природой в повседневной жизни
  • трудовая деятельность
  • выставки, конкурсы, олимпиады

Образовательная деятельность – это ведущий метод ознакомления учащихся с природой и окружающим миром. В процессе образовательной деятельности педагог систематически дозировано предоставляет знания о явлениях и предметах природы детям, учитывая их возраст, психологические особенности и специфику местности, в которой дети живут.

Занятия могут иметь несколько разновидностей:

  • ознакомительные уроки
  • обобщающие уроки
  • углубленно-познавательные уроки

На ознакомительных уроках учащиеся могут познакомиться с различными видами животных, растений и явлениями природы, которые не встречаются в их местности. В процессе занятия учитель прибегает к использованию большого количества наглядных пособий. Они помогают сформировать у учащихся правильные представления о теме урока.

Во время обобщающего урока дети учатся обобщать свои знания касаемо некоторых природных явлений и предметов. В процессе этого занятия дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Во время углубленно-познавательного урока дети расширяют свои знания относительно тех явлений, которые они видят каждый день в повседневной жизни. Педагог восполняет имеющуюся информацию новыми сведениями.

Экскурсии занимают особое место процессе экологического воспитания. Вовремя уроков-экскурсий дети в натуральной обстановке могут познакомится с природными явлениями. Целесообразно проводить экскурсии в одни и те же местах в разное время года, для того, чтобы дети могли заметить сезонные природные изменения.

Весьма интересными для детей и взрослых являются тематические праздники. Они могут быть посвящены какому-то времени года, природным явлениям, животным и др. Особенность этой формы работы заключается в том, что на нее у детей формируется положительный отклик в сознании.

В дошкольном учреждении во время ежедневных прогулок педагог знакомит детей с природными явлениями и материалами, например, дети играют в песок, со снегом, с опавшими листьями.

Трудовая деятельность занимает особое место в процессе экологического воспитания. Трудовая деятельность является увлекательной для детей, она может проходить в саду, на огороде или в цветнике. Дети могут сажать семена, поливать растения, удалять сорняки, собирать урожай. Любая трудовая деятельность воспитывает в детях любовь к труду, самостоятельность, а в процессе экологического воспитания кроме этого идёт формирование ответственности за окружающую природу.

Дети могут принимать участие в различных конкурсах и викторинах, где они могут продемонстрировать свои знания о предметах и явлениях природы, так же дети могут делать поделки из природных материалов.

Методы экологического воспитания

Основные методы экологического воспитания включают в себя:

  • наглядные (наблюдение, наглядный материал,
  • практические (моделирование, опыты, эксперименты, игры)
  • словесные (рассказы педагога, литературные произведения, беседы о природе)

Наглядные методы в экологическом воспитания

Наблюдение – это восприятие детьми предметов и явлений природы, этот процесс имеет определенную цель. Наблюдение показывает детям природные явления в естественных условиях. Наблюдения могут быть регулярными и длительными или эпизодическими, в зависимости от поставленных задач.

Для того что бы дети формировали представления о явлениях природы, которые они не могут в силу определенных обстоятельств наблюдать в реальной жизни, педагог использует наглядный демонстрационный материал (картинки, фотографии, модели, видео).

Практические методы в экологическом воспитании

Моделирование как метод ознакомления ребенка с природой предполагает составление схемы того явления, которое необходимо изучить. В этом случае происходит замещение реальных предметов схемами и знаками.

Для осознания некоторых природных явлений для детей часто проводят демонстрационные несложные опыты. Опыты помогают детям сформировать интерес к природе и ее явлениям. У детей развивается наблюдательность, они учатся делать выводы на основе увиденного.

Особое место в воспитании детей отводится играм. В реализации экологического воспитания применяются:

  • дидактические игры, их цель – уточнять, расширять, обобщать знания детей о природе
  • настольные игры, их цель – систематизировать и классифицировать знания о природе
  • словесные игры – закрепляют имеющиеся знания
  • подвижные игры – так же закрепляют знания
  • соревновательные игры
  • игры-путешествия

Словесные методы в экологическом воспитании

Широко используются в экологическом воспитании и словесные методы. Воспитатель чаще всего использует рассказ во время прогулок, экскурсий, занятий. Дети узнают новую информацию через рассказ. Готовя рассказ для детей, педагог должен в основном использовать знакомые детям слова, а незнакомые понятия объяснять.

Велика роль и художественной литературы о природе в процессе экологического воспитания. После того как дети познакомились с содержанием книги, педагог должен провести беседу по прочитанному.

Метод беседы широко используется в экологическом воспитании. Существуют следующие виды бесед:

  • установочные (их цель – привлечь внимания детей, вспомнить приобретенные ранее знания)
  • эвристические (представляют собой обсуждение, строится на полуденных ранее знаниях, знания расширяются и углубляются)
  • итоговые (систематизация знаний)

Проектные методы в экологическом воспитании

Благодаря проектам дети получают возможность самостоятельно получать знания. Ребенок выступает в роли исследователя. Проектная деятельность может быть реализована в следующих формах:

  • марафоны, викторины, КВН
  • экологические акции
  • экологические карты, стенгазеты
  • театрализация по экологическим тематикам
  • изготовление кормушек и др.

spravochnick.ru

Экологическое воспитание учащихся содержание формы и методы — Воспитание детей


Экологическое воспитание школьников

 

Формирование экологического сознания — важнейшая задача школы в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.

Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Правильно используя различные методы воспитания, учителя формируют экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

1. образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

2. воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

3. развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяетнакопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе «Человек и мир” происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. С самых первых уроков «Человек и мир” человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения формировать у детей целостного нравственно-экологического представления об окружающем мире, о месте в нём человека.На уроках биологии и географии дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы.
ти получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса «Человек и мир», биологии и географии у школьников формируются понятия: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректир

ditiivospitanie.xyz

Методы и формы экологического воспитания


В условиях глобальных экологических проблем беречь природу людей нужно приучать с детства, ведь множество трудностей, связанных с окружающей средой не чужды каждому человеку. Это загрязнение воздуха и воды, глобальное потепление и кислотные дожди, парниковый эффект и сокращение биоразнообразия, вырубка лесов и проблема твердых бытовых отходов, а также многое другое. Если посмотреть в суть проблемы, то можно осознать, что большинство экологических бедствий случаются по вине самих людей, а значит только в наших силах это прекратить. Для того, чтобы никого не обошли стороной проблемы сохранения биосферы, начиная с раннего детского возраста нужно прививать любовь к природе и воспитывать экологическую культуру. С малышами должны работать родители и воспитатели детских садов, а в школе – учителя. От того, как они будут проводить экологическое воспитание для детей, будет зависеть будущее нашей планеты.

Методы экологического воспитания

Педагоги влияют на формирование у детей восприятия реальности с точки зрения экологической культуры и привития им ценностей природы. Для этого используются различные методы воспитания и образования:

  • формирование сознания, для чего выполняются упражнения, примеры и убеждения;
  • формирование опыта с помощью переживаний, осознания и самоанализа в результате жизнедеятельности;
  • поощрение и наказание в ходе деловой игры и тренинга.

Формы экологического воспитания

Воспитание всесторонне развитой личности, в том числе и экологическое, — это неотъемлемая часть образовательной системы. Его содержание усваивается благодаря различным формам воспитательно-обучающего процесса. Это способствует познавательной деятельности учеников.

Для экологического воспитания применяются следующие средства и формы работы:

  • кружки;
  • беседы;
  • конкурсы;
  • собрания;
  • экскурсии;
  • школьные лекции;
  • олимпиады;
  • учебные занятия.

Родительское экологическое воспитание

В ходе экологического воспитания важно, чтобы различные формы и методы использовались не только в школе и на внеклассных занятиях, но и в домашней обстановке. Стоит помнить, что именно родители подают пример своим детям, а это значит, что банальным правилам (не мусорить на улице, не убивать животных, не рвать растения, проводить субботники) детей можно приучить дома, подавая им хороший образец собственного поведения. Совокупность различных форм и методов экологического воспитания поможет сформировать сознательных и ответственных членов общества, от которых будет зависеть благополучие нашей планеты.

ecoportal.info

Методы и формы экологического воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое – экология?

Экология – это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития.

Комплексные:

  • «Детский сад – дом радости», (Н.М. Крылова)
  • «Детство» (В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.)
  • «Истоки» (Л.А.Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)
  • «Кроха» (Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеева, Н.П.Кочетова и др.)
  • «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева)
  • «Радуга» (Т.Г.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.)
  • «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцова и др.)
  • «Успех» (Д.И.Фельдштейн, А.Г.Асмолов, Н.В.Федина)

Парциальные программы (специально направленные на формирование экологических представлений, отношений):

  • «Мы» (Н.Н.Кондратьева), 
  • «Наш дом – природа» (Н.А.Рыжова),
  • «Паутинка» (Ж.Л.Васякина-Новикова),
  • «Природа и художник» (Т.А.Копцева),
  • «Семицветик» (В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова), 
  • «Юный эколог» (С.Н.Николаева).

В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. те личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Цели и задачи экологического воспитания, а также содержание работы педагога в этом направлении отражены в образовательной области «Познавательное развитие», в разделах «Ознакомление с миром природы» и «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», а также в Общеобразовательной программе Дошкольного образования ГБОУ Школа №1101.

Цели и задачи экологического воспитания детей:

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
  • Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

В педагогическом процессе педагоги используют различные формы организации детей и различные методы обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателей и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста,  позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения

urok.1sept.ru

Учебно-методический материал по окружающему миру по теме: Отчет “Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников”

МБОУ «Верховская средняя общеобразовательная школа №1»

Отчёт

по теме:

«Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников».

                                                               Выполнила:

                                                               учитель начальных классов  

                                                               Слабодчикова Г.А.

 

1. Проблемы современного экологического воспитания

Происходящее в последние десятилетия интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей человека среды привело к природному дисбалансу, экологическим катастрофам техногенного характера, разрушению экотопов в глобальном масштабе. Эти явления представляют собой не что иное, как последствия утилитарно-прагматического отношения человечества к природе, проявлений антропоцентрического типа экологического сознания Обострение экологической обстановки в мире вызвало повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления. Основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа» является, по мнению многих ученых, воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у подрастающего поколения. Таким образом, одним из основных социокультурных институтов, призванных к разрешению выше обозначенной проблемы, является школа. Существует несколько подходов по данному вопросу: экологизация всей образовательной системы, включая учреждения дошкольного и дополнительного образования; изучение учебной дисциплины «Экология», начиная со среднего звена в общеобразовательной школе.(Богданова 1980г).

Однако, существование огромного количества экспериментальных образовательных программ, учебников, методических материалов по экологическому обучению и воспитанию учащихся, не приносит ощутимых результатов. До сих пор реальна проблема низкой экологической культуры, как взрослого населения, так и учащейся молодежи. Социологические и педагогические исследования, проводимые с целью диагностики экологической воспитанности школьников младшего и среднего звена показывают, что уровень субъектного отношения к миру природы, начиная с младшего школьного возраста к старшему подростковому, резко снижается. Таким образом, проблема актуализируется сохранением субъектного отношения к природе у подростков, и на его основе формирование компонентов экологической культуры, т.е. их экологического воспитания (Старостин 1990г).

Не менее актуальным вопросом в отечественной системе экологического образования учащихся является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания. По мнению большинства ученых и педагогов, практических работников системы образования, увеличению результативности данного процесса способствует народная педагогика, основа народного воспитания. Поэтому без учета традиций народного воспитания, экологичных по своей сути и включающих, кроме того, и нравственные компоненты, без изучения педагогического опыта народов, с нашей точки зрения, не может быть эффективно организовано экологическое воспитание учащихся, в целом, и подростков, в частности.

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Его особи наделены разумом, и чем изощрённее он становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами (что съесть? чем обогреться?) и над сложными (как сохранить природу?). Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Избранные экологи-профессионалы не решат экологических проблем общества, ибо с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от таких контактов не уберечь. Экологическую грамотность, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием. На иной путь не остается времени. Разрушение природных комплексов возрастает.

В наши дни отношение к природе привело социальную значимость, стало нравственным принципом. Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема охраны природы становится главной проблемой. А решение проблемы экологического образования школьников должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств (Кнященко, Лейзеров, Каган и др., 1983).

Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках и во внеклассной работе, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «Странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике» (Волков, 1991)

В свое время философ Д. Дидро писал: «Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и в душе нашей звучит чудная музыка». (Боровская, 1991). Гуманному восприятию природы, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие. К.Д. Ушинский считал природу важнейшим фактором по силе воздействия на личность, писал о ее влиянии на человека, умении видеть и чувствовать ее, ощущать духовное единение с ней: «Все это помогает, – отмечал К.Д. Ушинский, – возгореться искрами любви к Отечеству» (Букин, 1991). Разумная деятельная любовь к природе – одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства. «Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим» (Василькова, 1999).

2.Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников.

   На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические  ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

   На этапе формирования экологической проблемы особую  роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствуя проявлению  личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

   На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и  природы  учитель  обращается  к рассказу,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.  Свойственный искусству синтетически подход к действительности,  эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.[5 с.47]

   Средством психологической подготовки школьников к  реальным  экологическим  ситуациям  выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей предмета.  

 Ряд методов имеет универсальное значение.  Количественный эксперимент (опыты по измерению величин,  параметров,  констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники,  технологии;  опыты, иллюстрирующие  количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать  структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

 Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и методов обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой :

·       стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

·       развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

·       формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;

·       вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).[6 с.60]

 Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции,  показать непривлекательность безответственных  действий,  учитель использует пример и поощрение. Наказание – это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.   Если данные  методы  воспитания  будут  использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий,  то учитель может сформировать экологически грамотную и нравственно- воспитанную  личность.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности.

В нравственно – экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого нату­ралистического дела.

Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки надо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения урока-праздника, разрабатывает задания и поручения ребятам.  Каждому можно предложить домашнее задание-под готовить свой добрый сюрприз. Учитель может помочь сориентироваться в выборе сюрприза.

Ключ к успеху уроков-праздников — в преодолении формализма и штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в программы тематических  уроков-праздников театрализованные кукольные представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество учащихся.  К этим урокам можно подготовить спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы,

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

1  Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).

2   Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).

 3  Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.).

4.    Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и т.п.

5.    Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),

6.      Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

7.      Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам турнира в целом.[25 с 157]

Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии.   Н.С. Жесткова говорит  о том,  что учитель должен тщательно готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки:

   1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно,  что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

   2. Определить цель,  задачи и  составить  предварительный план экскурсии.

   3. Выбрать место проведения экскурсии,  заранее  побывать там,  разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.

   4. Уточнить  содержание воспитательного и познавательного материала,  подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

   5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

   6. Спланировать организационные формы  деятельности  учащихся  (когда  и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

   7. Продумать к каким обобщениям,  выводам  надо  подвести учащихся,  как  оценить  их воспитанность и дисциплинированность.

   8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.  

 Учителя предлагают давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе,  используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использовать  загадки  С. Маршака,  Е. Серовой, Р.Федькина.  Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности  учащихся  на  экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: “Узнай дерево по листу” или “Что изменилось?”,  направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.  Н. Г. Томилина (кандидат  биологических наук) из Москвы считает,  что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой  рассказ,  используя  следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений,  изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. [8 с.187] Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Игры – путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизирую учащихся интересным сюжетом игры, личным участием детей в игре, их устными сообщениями, переживаниями. Примерами используемых мною игр являются: “Путешествие по природным зонам”, “Путешествие по родному краю”, “Путешествие с Красной книгой”, “По страницам каменной книги”, “Тайны зимнего леса”, “Путешествие на родину комнатных растений”. Игры – путешествия в основном провожу на обобщающих уроках.

С целью формирования высокой экологической культуры поведения в природной среде применяю учебную природную тропу. В качестве экологической тропы я выбираю городской парк, разрабатываю маршрут, остановки, отмечаю объекты для наблюдений. Каждая остановка имеет своё название, например, “Руки дружбы – природе”, “Защитим пернатое племя”, “Все на свете друг другу нужны”. Каждый объект, расположенный на тропе, обозначен порядковым номером. Отбираю из материала, содержащего эколого-биологическую характеристику каждого природного объекта, для рассказа или беседы то, что считаю наиболее целесообразным для каждого конкретного случая, помня об основном назначении учебной тропы – её экологической направленности. Поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяю мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определённые условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Птицы, обитающие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища; с насекомыми, служащими им кормом и т.д.

Человек использует растения для своей жизни – они дают ему пищу, кров, обогащают воздух кислородом. В свою очередь человек должен стараться рационально использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки.

Так постепенно, подвожу учащихся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью, вместе определяем правила экологически грамотного поведения.

Таким образом, экологическая тропа – это такая форма экологического образования, которая позволяет организовать с детьми интересную работу, расширяет кругозор учащихся, развивает, воспитывает их, способствует изменению отношения ребят к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам и действиям других людей.

Систематически провожу этическую беседу как форму деятельности по экологическому образованию, которая позволяет мотивированно и обоснованно подвести учащихся к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. В ходе этической беседы ребята учатся находить многочисленные связи в природе: между растениями и животными, животными – хищниками и жертвами, природными условиями среды и её обитателями, деятельностью человека и состоянием природного окружения. Этическую беседу применяю на уроках, экскурсиях, во внеурочное время для анализа экологических связей в ситуациях “Почему погиб птенец?”, “Бездомный кот”, “Нелюбимые животные”, “Сорванные цветы”, при анализе отрывков произведений писателей – натуралистов, при отгадывании загадок и использовании пословиц, сказок, музыки, наблюдений. Доверительная обстановка беседы, соучастие в ней каждого учащегося со своими мыслями, чувствами, выводами способствует становлению личностной позиции ребёнка.

Использую разнообразную тематику этических бесед по экологии: “Природа просит защиты”, “На страже зелёного друга”, “Мы учимся у природы”, “О чём поют птицы” и др.

В ходе этических бесед с погружением учащихся в реальную или вербальную ситуацию нравственного выбора, затрагивающую эмоции и чувства, с помощью вопросов и заданий постепенно подвожу детей к собственным выводам и заключениям. Таким образом, этическая беседа имеет важное мировоззренческое значение. Она способствует формированию у младших школьников реальной научной картины мира, осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

День природы – одна из важных форм работы по экологии. В этот день внимание учащихся направлено на изучение природного окружения – среды обитания человека, многообразия растений и животных, оказания практической помощи объектам природы, укрепления своего здоровья и, главное, на овладение методами изучения природы. Широко применяю при проведении Дней природы сюжетно-ролевые игры экологического характера, походы в природу, трудовые десанты, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы. Во время их проведения школьники оказывают практическую помощь природе, например, очищают от мусора берег живописного водоёма, участвуют в очистке леса от сухостоя. Во время трудовой операции дети собирают интересные коренья, причудливые ветки, шишки и плоды, а позже в школе делают всевозможные поделки из собранного материала, приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.

Считаю, что разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *