Эстетическое воспитание – его методы, цели и задачи.
Восприятие прекрасного все чаще сводится к стоимости художественного шедевра на аукционе. Оценивание «престижности» красоты вытесняет истинные эстетические ценности, мешает воспринимать прекрасное как высшее мерило человечности и составляющее нравственности. Можно ли воспитать вкус у детей и взрослых или это прерогатива только «утонченных» натур? Насколько актуально эстетическое воспитание сегодня, как правильно его организовать? Искать ответ на эти сложные вопросы будем в нашей статье.
Что такое эстетическое воспитание
Под эстетическим воспитанием в педагогике понимают целенаправленное воздействие на формирование человеческой личности. При этом выбор средств такого воздействия огромен, начиная от произведения классического искусства и заканчивая естественной прелестью природы. Прививать навыки самопознания, самосовершенствования через призму красоты нужно с самого раннего детства.
Родители, обеспокоенные будущим своего малыша, приступают к его воспитанию с рождения. Красивые яркие игрушки, классическая музыка, ласковые лица родителей – вот главные составляющие воспитательного процесса. Гармония и красота в вещах, словах, поступках позволяет маленькому человечку видеть, чувствовать и ценить прекрасное.
«Правильные» жизненные ориентиры «подхватывает» детский сад и школа. В учреждениях образования углубляют нравственные понятия через призму красоты и доброты, учат на примеры литературных героев выбирать правильный жизненный путь. С помощью живописных полотен учится мечтать, а затем воплощать мечты в жизнь. На уроках трудового искусства постигать науку прекрасных «грязных» рук и способность создавать шедевры в повседневной обыденности.
Однако на практике путь эстетического воспитания тернист и сложен. Часто его неправильное построение или полное отсутствие связано с безграмотностью взрослых, которые сами, не имея четкого понятия о нем, не могут передать ценность красоты окружающего мира.
Правильное воспитание вкуса предусматривает обучение способности воспринимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, труде, чувствах. Важно привитие чувств и вкусов, потребности принимать участие не только в созидании прекрасного, но и в его создании.
Красной нитью в эстетическом воспитании должна проходить мысль о необходимости воплощения красоты в обыденную жизнь через примеры и образцы искусства. Нельзя восторгаться прелестью классической музыки, получая наслаждения от ее прослушивания, и нецензурно выражаться, выйдя за пределы театра. Умение ценить «образцы» искусства позволяет переносить красоту в повседневный вещи: быт, работу, семью.
Тесная взаимосвязь эстетики в повседневной жизни активно проявляется во всем. Творчество формирует память, интеллект, умение планировать. Возможность ценить красоту природы – патриотизм, любовь к малой родине. Сложные эмоции и чувства, возникающие на фоне восприятия искусства, учат нравственности.
У эстетически развитой личности все жизненные проявления гармоничны и красивы. Они требуют «равноправного» развития физической, нравственной и интеллектуальной культуры, совершенствовать которые нужно всю жизнь.
Правильно сформированный вкус позволяет оценить жизненные проявления уродства и красоты, комедии и драмы. Он также требует ежедневного совершенствования, «проверки» и развития. Сформировать вкус можно только под воздействием эстетического идеала. И здесь важную роль играет общественное окружение человека: от его гармоничности и нравственности зависит правильный выбор человека.
Важная составляющая эстетического воспитания – формирование навыков нравственного поведения, уважения к общественным, общечеловеческим законам, любви ко всему живому, окружающему миру.
Воспитание эстетики, как и все воспитание, – долгий процесс. Большая «картина» красивой человеческой души рисуется постепенно: каждый год человеческой жизни добавляет в нее новый мазок. Каким он будет, насколько яркими будут краски, зависит от жизненных обстоятельств, семьи, социального окружения человека.
Цели и задачи
Цель эстетического воспитания проста и сложна одновременно: научить человека видеть прекрасное во всех его проявлениях, анализировать и оценивать увиденное, принимать активное участие в его создании.
Задачи воспитания эстетично развитой личности также многогранны. Их условно делят на 2 группы.
1 группа задач работает в таком направлении:
- Формирует вкус, созидательное отношение к окружающей природе;
- Развивает возможности чувствовать, слышать, видеть прекрасное в природе, искусстве, литературе, поступках людей;
- Воспитывает потребность в созерцании красоты и отличный художественный вкус.
Только тесное взаимодействие этих задач позволит добиться высоких воспитательных результатов.
Методы и средства
В педагогике разработано множество методик, помогающих развить вкус человека. Однако до сих пор ни одна из них не может заменить личный пример близких, родных людей. Также важна психологическая, нравственная обстановка, в которой человек живет и растет. На личном примере воспитанник учится таким вещам:
- Общаться;
- Ухаживать за собой;
- Относиться к себе и окружающим.
Другие методы тесно связаны со средствами, с помощью которых достигается эффективность воспитания. Перечислим самые популярные из них:
- Беседы;
- Творческие мастерские;
- Занятия в кружках, секциях;
- Посещение выставок, театров, музеев;
- Участие в фестивалях, конкурсах интеллектуального, творческого содержания;
- Домашние творческие вечера.
Мы уже говорили о том, что успех эстетического воспитания во многом зависит от того, когда к нему приступили. Чем раньше ребенок начал постигать красоту окружающей его действительности, тем быстрее у него сформируются правильные эстетические идеалы, к которым он будет стремиться на протяжении всей жизни.
Игра – вторая по эффективности возможность воспитать гармоничную личность, умеющую ценить прекрасное. Являясь частью игрового сценария, его действующим лицом, ребенок накапливает правильно сформулированные эстетические впечатления, вникает в правила нравственного поведения. Игра готовит личность к «выходу» на жизненную арену. Развитие речи помогает сформировать представление о богатстве языка и культуры, прививает потребность к чтению.
Участие в праздниках, концертах, выставках – следующее звено развития вкуса через непосредственное участие в создании прекрасного. Посещение театров, музеев, выставок, концертов совершенствует задатки вкуса, формирует и совершенствует эстетический идеал.
Эстетическое воспитание
В обыденной жизни применить все теоретические составляющие эстетического воспитания бывает сложно. Ведь воздействие эстетики на человека, обучение и совершенствование навыков происходит всю его сознательную жизнь. Оно зависит от многочисленных факторов: семьи, школы, общества. Рассмотрим их подробнее.
В семье
С семьи начинается все. В этой фразе нет преувеличения. Первые шаги малыша, его слова, улыбка адресованы самым близким, родным людям из его окружения. Сделаны они с поддержкой этих близких людей и под их руководством. В данном случае поведение родителей является эстетическим идеалом, к которому бессознательно стремятся дети.
Воспитание эстетики в семье складывается из нескольких составляющих:
- Опрятность членов семьи, чистота в доме;
- Эмоциональная и нравственная атмосфера;
- Умение выражать эмоциональные привязанности;
- Наличие правил семейного поведения и поддержание дисциплины.
Базой для развития эстетического сознания малыша являются такие факторы:
- Пение колыбельных песен мамой;
- Оценивание красоты картинки, стихотворения, песенки;
- Рисование предметов окружающей действительности;
- Чтение сказок и стихов;
- Проведение бесед, во время которых ребенок получает исчерпывающие ответы на свои вопросы;
- Оформление детской комнаты, всего жилого помещения.
Помимо бессознательного восприятия окружающей действительности ребенком эстетическое воспитание в семье должно дополняться воздействием родителей. Оно состоит из таких последовательных воспитательных аспектов:
- Прививать малышу наблюдательность, умение анализировать увиденное;
- Сопоставлять формы, цвета, запахи, строение предметов;
- Акцентировать внимание малышей на окружающие «мелочи»: листья, бабочки, особенности формы зданий;
- Подбирать вещи для повседневного обихода со вкусом, рассказывать ребенку об их достоинствах;
- Позволять малышу самостоятельно делать выбор между понравившимися вещами.
Так как эстетическое воспитание тесно связано с другими воспитательными разделами, мероприятия, направленные на развитие восприятия красоты, можно проводить во время любого вида деятельности ребенка.
В школе
Работа в школе по развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических способностей сложна. Эта сложность вызвана наличием или отсутствием безусловной базы определенных навыков и умений, которые закладываются в семье. При их отсутствии педагогам сложно воздействовать на личность ребенка, развивать, совершенствовать его, делать ценителем прекрасного.
Однако это вовсе не значит, что отсутствие тяги к прекрасному, хорошего вкуса должно стать причиной педагогического бездействия. Работа педагогов должна быть распланирована таким образом, чтобы на каждом учебном предмете и внеклассном мероприятии красной нитью проходила мысль о воздействии эстетики на жизнь человека.
Нахождение ребенка в детском коллективе, где ценят, создают эстетические ценности, накладывает положительный отпечаток на его сознание, нравственность. Под воздействием социального воздействия медленно, но верно происходит формирование тех черт характера, которые так необходимы гармонично развитому человеку. Особенно это важно для тех малышей, которые не смогли пройти эстетическую «адаптацию» с родителями.
В обществе
Чем старше становится человек, тем сложнее ему «переделать» себя. Это же правило касается возможностей эстетики. Человек, который на протяжении многих лет жил с бессознательным отрицанием «ненужных» ему эстетических вещей, вряд ли сможет за один вечер научиться восторгаться бессмертными творениями великих классических музыкантов.
Приобщиться к миру прекрасного можно только одним способом: с помощью «горячего» желания самого человека. Возникает такое желание, как правило, исключительно под воздействием социума, то есть, ближайшего окружения человека.
Однако это вовсе не значит, что заниматься развитием эстетики должны только те взрослые, которые «потеряли» в детстве возможность развивать изумительную способность видеть прекрасное во всем. Вкус развивается, совершенствуется на протяжении всей человеческой жизни. Остановка в данном случае означает духовную болезнь, которая может трагически закончится для «пациента» обесцениванием всех значимых ранее эстетических факторов.
vospitannie.ru
Эстетическое воспитание – это… Что такое Эстетическое воспитание?
— процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из универсальных аспектов культуры личности. Э.в. реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности. В более узком смысле Э.в. – в отличие от художественного воспитания – направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки. Цели Э.в. и эстетического образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоническое саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры. Совокупность теоретических представлений об Э.в. образует особую область научного знания, отдельные положения которой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении. Как синоним термина “Э.в.” употреблялось понятие “художественное воспитание”, которое, представляя собой часть Э.в., реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно-педагогической деятельности (см. Художественное воспитание). В России теория и практика Э.в. в своём развитии опираются на концепции Ф. Шиллера, П.Е. Георгиевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др., определяющие процесс Э.в. на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства. В качестве основы Э.в. школьников выступают гл.о. гуманитарные предметы. Наряду с обязательными и специфически региональными занятиями и факультативными курсами реализуются авторские программы Э.в. Художественное образование в федеральном и региональном компонентах осуществляется на уроках изобразитель- ного искусства, музыки, литературы и языка. Э.в. школьника часто понимают как начальный этап, вариант художественного дополнительного образования детей. Однако Э.в. обладает высоким развивающим потенциалом не только в области гуманитарного, но и естественно-научного образования. Перспективны курсы с богатым культурологическим, эстетическим и художественным содержанием. Результаты Э.в., закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практической, игровой деятельности каждого школьника. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 327-328)
pedagogical_dictionary.academic.ru
Эстетическое воспитание – это… Что такое Эстетическое воспитание?
(греч. aisthētēs — чувствующий, воспринимающий) — формирование и развитие у человека способности воспринимать произведения искусства и эстетические свойства явлений действительности, т. е. умения оценивать их как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические.
Конкретное содержание целей, принципов и задач Э. в. людей в различные исторические эпохи было разным, но оно всегда выступало как культивирование способности относиться к действительности с позиций определенных эстетических, а в конечном счете и социальных идеалов.
В социалистическом обществе Э. в. — составная часть единого процесса коммунистического воспитания, целенаправленное воздействие на различные стороны духовной жизни людей, призванное формировать у них разносторонние эстетические вкусы, интересы, увлечения, потребности, творческое отношение к действительности, подлинно человеческое, гуманное отношение друг к другу. Важной сферой Э. в. является труд людей. Задача здесь состоит в том, чтобы развивать у каждого человека стремление к совершенствованию своей трудовой деятельности, способность понимать и чувствовать величие и красоту труда, его результатов. Э. в. в этой сфере не может быть отвлеченным, безотносительным к прогрессивному развитию общества и процессов труда. Отсюда важно воспитывать и эстетически отрицательное отношение к безобразному в труде, к тому, что мешает творческому развитию человека. Одна из сторон Э. в. — формирование эстетических взглядов, чувств, вкусов, связанных с отношением человека к другим людям, с оценками человеческой личности, ее образа жизни и поведения.
Эстетические чувства, вкусы, интересы, увлечения, потребности оказывают сильное воздействие на поведение людей, воплощаются в их делах, в творчестве по законам красоты, в стремлении к совершенству. Без деятельной, творческой, практически преобразующей стороны Э. в. было бы односторонним, абстрактным. Э. в. охватывает также отношение людей к природе. Одна из важных его задач — приобщить каждого к природе как к эстетической ценности, научить умению наслаждаться ею, бережливо относиться к ней, умножать ее красоту и величие.
Составной частью Э. в. является художественное воспитание. Это — развитие любви к искусству, умение постигать красоту художественных ценностей, формирование высоких художественных потребностей, интересов, приобщение к процессу творчества хотя бы в одном из видов искусства, воспитание художника в каждом человеке. Без Э. в. невозможно не только развитие таланта художника, но и усвоение богатого содержания искусства миллионными массами читателей, зрителей, слушателей. Художественное воспитание создает благоприятную духовную атмосферу для расцвета искусства, повышая культуру чувств, развивая творческие способности людей.
Э. в. не означает уравнения эстетических восприятий, чувств, потребностей и вкусов всех людей. В пределах истинного (неизвращенного) эстетического отношения к действительности и искусству неизбежно огромное разнообразие, обусловленное индивидуальными особенностями людей. Например, различными могут быть степень эстетического переживания, форма выражения его, предпочтительный интерес к объектам эстетического восприятия и переживания, к тем или иным видам, жанрам, стилевым особенностям в искусстве.
Э. в. способствует всестороннему развитию личности. Развитие эстетической культуры человека тесно связано с его духовным, моральным, физическим развитием, оно углубляет его взгляды, обогащает чувства, переживания, воздействует на все его поведение, на отношение к другим людям, оно играет положительную роль в развитии коммунистического отношения к труду, в совершенствовании культуры поведения, быта и т. д. По мере продвижения к коммунизму роль Э. в. возрастает, поскольку возрастает роль эстетических оценок, взглядов, чувств, вкусов как мотивов и регуляторов поведения, деятельности людей.
В качестве факторов Э. в. выступают социальные условия, общение с природой, все виды и формы деятельности, учебно-воспитательные и другие учреждения и т. п. Основу Э. в. составляет труд — не только потому, что в труде создаются все материальные и духовные блага общества, но а потому, что в процессе труда формируются эстетические способности, без которых невозможно развитие духовной эстетической культуры человека. Большую роль в эстетическом воспитании молодого поколения играет школа. Основным средством Э. в. является искусство. Именно оно помогает формировать разностороннее эстетическое отношение к различным сферам действительности, оценивать ее с позиций определенных идеалов. Оно совершенствует вкусы и взгляды людей, их эстетические переживания, потребности. Важное место в Э. в. занимает марксистско-ленинская эстетика — наука, изучающая всю область эстетических отношений к миру, помогающая тем самым сформулировать задачи, цели Э. в., наметить пути их осуществления.
Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева. 1983.
communism.academic.ru
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание (ЭВ) – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты: эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства; эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлением искусства и действительности; эстетические потребности – нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов; эстетические идеалы – социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
В отечественных школах эстетическое воспитание основывается на материалистической эстетике, согласно которой реальная действительность имеет объективные эстетические свойства, отражаемые сознанием. Источником прекрасного является сама жизнь.
Задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием – формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.
Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно осуществляется посредством работы кружков, студий, коллективов художественной самодеятельности, театров.
Физическое воспитание
Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
К задачам физического воспитания в школе относятся:
– развитие основных двигательных умений и навыков;
– обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;
– воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и потребности в них;
– формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни;
– формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.
Гражданское воспитание
Основная цель гражданского воспитания (ГВ) состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения.
Работа с понятиями
1. А. С. Макаренко писал, что труд сам по себе является нейтральным процессом, если он не связан с воспитанием. Как вы относитесь к такому утверждению? Из приведенных суждений выберите то, которое соответствует вашему пониманию этого вопроса.
1. Труд вовсе не оказывает влияния на нравственное становление человека. Ведь одну и ту же работу могут выполнять разные люди, а образ мыслей и нравственные устремления у них разные.
2. А. С. Макаренко убедительно показал, что труд без идущего рядом образования, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Труд в качестве воспитательного средства возможен только как часть общей системы.
3. Вряд ли можно согласиться с А. С. Макаренко. Человек трудится потому, что ему надо есть, одеваться, строить жилище и т. п. Эта потребность и является движущей силой трудовой деятельности. Она независима от нравственной позиции конкретного человека.
4. Труд всегда оказывал благотворное влияние на человека. Но это зависит от характера труда. Творческий труд возвышает человека, делает его нравственно богаче. Неинтересный, рутинный труд может лишь разрушить личность.
2. Нравственное воспитание тесно связано с понятием духовного развития человека. Сравните два определения духовности. Чем они отличаются? Можно ли считать нравственным человека, занятого лишь своим внутренним миром?
А. Духовность – это практическая деятельность, направленная на отыскание истины, на самосозидание, на самоопределение.
Зинченко В. П. Духовность. Художественное творчество, нравственность: Матер. «круглого стола» // Вопр. философии.– № 2.– 1996.– С. 10.
Б. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека.– М., 1995.– С. 335.
3. Выберите определение, которое раскрывает сущность понятия физическая культура.
А. Физическая культура представляет собой систему знаний человека в области личной гигиены, спорта.
Б. Под физической культурой следует понимать целенаправленный процесс воздействия на человека системы факторов: физических упражнений, природных средств и т. д.
В. Понятие «физическая культура»» тождественно понятию «физическое воспитание». Последнее представляет собой определенные действия личности в борьбе за свое здоровье.
Г. Физическая культура – совокупность общественных достижений и средств, влияющих на физическое развитие человека. Физическая культура – результат физического воспитания.
Д. Правильного ответа нет.
4. Охарактеризуйте взаимосвязь между процессом овладения предметными знаниями, умениями и навыками и задачами формирования культуры умственного труда.
5. Критерии воспитанности можно условно разделить на две группы:
а) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
б) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя,– мотивами, убеждениями, планами.
(См.: Современный словарь по педагогике. – Минск, 2001.– С. 97.)
Какие критерии первого и второго типа вы предложили бы для оценки эстетической воспитанности подростков?
Внешние критерии |
Внутренние критерии |
1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________ |
1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________ |
6. Вставьте в определение понятия недостающие слова.
Экологическое воспитание – … взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на развитие у подрастающего поколения экологической …, включающей в себя … о природе и гуманное, ответственное … к ней как к национальной и общечеловеческой…
Методические рекомендации по подготовке и проведению
лабораторно-практического занятия
1. Задача лабораторно-практического занятия (ЛПЗ) – обработать применение теоретических положений по теме «Содержание воспитательного процесса» на практике,– поэтому прежде всего надо эти теоретические положения усвоить. Для этого познакомьтесь с основным содержанием темы, а также прочтите соответствующие разделы в учебниках:
Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого.– М., 1998.– Гл. 16: Содержание воспитательного процесса.– С. 423–440;
Подласый И. П. Педагогика.– М., 1996.– Ч. 3.– Тема 1.– С. 452–464.
2. Внимательно рассмотрите схему лекции, подумайте, как связаны между собой различные стороны воспитательного процесса. Постарайтесь вспомнить конкретную ситуацию (участником которой вы были в школе или наблюдали в ходе школьного практикума в университете), где бы пересекались нравственное и физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание и т. п. Кратко запишите эту ситуацию.
3. Вы можете выбрать для выступления на ЛПЗ тему для небольшого (на 5–7 минут) сообщения по одной из следующих работ:
Каргина З. А. Выпускник школы: Кто он? Какой он? Или вариант построения модели выпускника школы // Классный руководитель.– 1999.– № 1.– С. 3–10;
Шемшурина А. Этические диалоги со старшеклассником // Воспитание школьников.– 1993.– № 4–6; 1994.– № 1–2, 4–6; 1995.– № 1–6; 1997.– № 1; 1998.– № 1–6.
4. На ЛПЗ предполагается обсуждение педагогических ситуаций и решение выделенных в ходе анализа ситуаций педагогических задач. Поэтому внимательно ознакомьтесь с описаниями педагогических ситуаций. Постарайтесь представить себе «картинку» ситуации, взглянуть на нее глазами разных участников. Это поможет вам в процессе анализа ситуации на занятиях.
5. В ходе занятия вы будете анализировать и комментировать разные тексты. Чтобы этот анализ был более полным, при чтении текстов не забывайте выделять их структуру (главные идеи, аргументы, факты, оценки и т. д.) и обязательно старайтесь обосновывать свое мнение.
Педагогические ситуации и тексты для анализа на лабораторно-практическом занятии
1
Студент Т. В. пединститута был направлен для прохождения педагогической практики в сельскую школу. Сам он закончил городскую среднюю школу, села не знал. Практика прошла успешно, впечатлений было много, и Т. В. делился ими со своими однокурсниками.
– Меня поразило,– рассказывал Т. В.,– как деревенские ребята тонко чувствуют красоту. У них особое эстетическое видение. Пригласили меня на работу. Встали в 4 часа утра. Только занималась заря. Они любовались восходом солнца, пением птиц, приседали возле травинок и показывали мне на бусинки утренней росы. И вообще я был в восторге и от ребят, и от красоты природы. Что ни говорите, а я свое мнение о сельских детях изменил. Не думал я, что у них такой высокий уровень эстетического воспитания.
– Ты ошибаешься,– начала возражать Т. В. Лена А.– Никакой это не показатель эстетического воспитания сельских учеников. А они разбираются в музыке, изобразительном искусстве, в театрах были?
– Не в этом суть, Лена,– отстаивал свою позицию Т. В.– Не только музыка, театр формируют чувство прекрасного.
– Во всяком случае, и не росинки-былинки,– на сдавалась Лена А.
1. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу.
2. Считаете ли вы, что деревенские ребята достигли определенного уровня эстетического воспитания? Если да, то что способствовало этому?
2
Педагогический совет школы готовился рассматривать на своем заседании вопрос о состоянии и путях улучшения физического воспитания в школе. Все было направлено на решение этих вопросов. В школе был объявлен месячник физического воспитания. Учительница русского языка Н. В. на каждом уроке предлагала учащимся записывать предложения, отрывки из газет, в которых рассказывалось о достижениях отечественных спортсменов. Даже тексты для изложений, темы для сочинений подбирались с тематикой физического воспитания. После посещений уроков Н. В. многие коллеги восхищались оперативностью и целенаправленностью учительницы, что льстило ей.
Посетил пять уроков Н. В. и учитель истории С. В. К удивлению Н. В, разговор получился неприятным. С. В. прямо сказал:
– По-моему, уважаемая Н. В., вы не понимаете сущности и задач физического воспитания. То, что вы наполняете свои уроки спортивной терминологией, не имеет ничего общего с задачами физического воспитания.
– Что же посоветуете начать на уроках русского языка разучивать физические упражнения и самой делать стойку на голове? – раздраженно спросила Н. В.
– Ни упражнений, ни стоек на голове не надо. Однако как сидят ваши ученики, где сидят, каким воздухом дышат?!
– Это уже дело врачей,– горячилась Н. В.
1. Включитесь в возникший спор и выскажите свою точку зрения на пути решения задач физического воспитания на уроках русского языка, литературы, математики и др.
2. В чем ошибаются коллеги?
3
В одной средней школе не было спортзала и стадиона. Наконец построили спортзал, оборудовали стадион с необходимыми игровым площадками. К тому же в школу пришел новый учитель физвоспитания, энергичный, инициативный. Директор школы пригласила его на беседу:
– Теперь, Сергей Сергеевич, у нас есть все возможности значительно поднять уровень физического воспитания учащихся. Спортивная база, ваша молодость, энтузиазм… Думается, что мы не будем занимать последние места на районных спартакиадах.
И действительно, С. А. энергично взялся за дело. Работали спортивные секции, часть ребят серьезно занималась спортом, добивалась неплохих показателей. На республиканской спартакиаде школа попала в первую пятерку. Работу школы по физическому воспитанию учеников ставили в пример другим школам, запланировали изучить педагогический опыт в этой области. На следующий год – новый взлет школы в этой области.
Но в сентябре медицинская комиссия провела углубленный медосмотр всех учащихся и в своем заключении сделали вывод: «В школе слабо поставлено физическое воспитание учащихся, свидетельством чего является ослабленное здоровье большинства детей…». Такое замечание озадачило директора школы. Пробовали даже обвинять медицинскую комиссию в предвзятости, необъективности.
Выскажите свою точку зрения по данному вопросу. Как можно объяснить такое противоречие: высокие показатели на олимпиадах и плохое общее состояние физического воспитания в школе?
4
В начальных классах часто используется обсуждение сказок. Учащимся после прочтения сказок задают вопросы:
– Кого из героев ты бы выбрал в друзья и почему?
– Как ты поступил бы в подобной ситуации? Почему ты считаешь, что так лучше?
(Избирается конфликтная ситуация.)
– Есть ли в этой сказке герой, которому нужна помощь? Ты хочешь ему помочь? Почему? Как бы ты это сделал?
– Как ты узнаешь главных героев сказки?
1. С какой целью учащимся задают такие вопросы? Какие знания и качества личности предполагается сформировать у учащихся?
2. Выберите известную вам сказку и составьте систему вопросов для учащихся по формированию нравственных представлений.
5
На глазах у встречающих его родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.
– Ты что делаешь?! – возмущенно вскрикнула мать мальчика.– Ручка у портфеля совсем слабая – отлетит! С чем в школу ходить будешь?
– Разве можно так, мальчик? – послышалось со всех сторон.
– А пусть не плюется на переменке! – с искренней убежденностью в правоте содеянного ответил тот.
– Видите, что получилось? – воодушевившись объяснением сына, обратилась уже женщина к людям: – Он защищался! – И тут же поощрительно ребенку: – Правильно, сынок! Не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет, но портфель все же беречь надо.
Слов не стало слышно: мальчик и женщина, взявшись за руки, быстро направились со двора. Последней уходила «справедливо» отмщенная девочка.
1. Дайте педагогическую оценку данной ситуации.
2. Какие качества личности формируются у учащихся в данном случае?
3. Как бы вы поступили на месте мамы мальчика?
4. Как бы вы поступили, увидев данную ситуацию, если бы вы были учителем, у которого учатся мальчик и девочка?
6
Урок анатомии и физиологии по теме «Опорно-двигательная система человека» имел следующую структуру:
1. Организация учащихся на учебную деятельность;
2. Проверка заданий учащихся по ранее изученному материалу: было опрошено четыре ученика;
3. Изучение нового материала: учительница, используя таблицу-плакат «Скелет человека», последовательно рассказала об общей конструкции опорно-двигательной системы, значении ее отдельных компонентов;
4. Закрепление: вызванные к доске ученики, пользуясь плакатом, повторили объяснение учителя;
5. Задание на дом.
Присутствовавший на уроке заместитель директора по учебно-воспитательной работе при анализе предъявил претензии, что учительница слабо реализовала требования умственного воспитания учащихся: не в полной мере создавала условия для умственного развития учащихся, формирования их научного мировоззрения; учащиеся не овладевали методами самостоятельной работы.
– А в чем и как это должно было реализоваться? Что я должна была делать? – спросила молодая учительница.– Ведь я все правильно объяснила…
– Подумайте дома над своими действиями на уроке, проанализируйте действия учащихся, и завтра возвратимся к этому вопросу,– посоветовал заместитель директора своей коллеге.
1. Вдумайтесь и вы в сущность сказанного. В чем вы видите ошибки учительницы с позиций требований умственного воспитания?
2. А может быть, завуч не понимает сущности вопроса и напрасно предъявляет подобные требования к учительнице?
7
Пятиклассники пригородной школы приехали в Москву. В программе было посещение Третьяковской галереи. Вели себя ребята чинно, культурно. Переполненные впечатлениями от встречи с высоким искусством, почти бесшумно оделись в гардеробе, и мы отправились на вокзал. Все было хорошо. И вдруг… В самый последний момент, уже пропуская ребят в тамбур электрички, я с ужасом обнаружила: нет Кати. Только что была – и нету. Моментально все, как горох из мешка, высыпали обратно на перрон. Начались лихорадочные поиски, о которых сейчас, через много лет, вспоминаю как о страшном сне. Я помчалась с милицию, дала объявление о пропавшей девочке по радио. Мы вспоминали, где, когда и как девочка могла исчезнуть. Сходились на одном: до вокзала она ехала с нами, это все помнили точно. Значит она где-то здесь. Не могла же уехать домой без нас! Будем искать и ждать.
Время шло. Мы пропускали одну электричку за другой. Стало совсем темно – надо было возвращаться домой, хотя бы ради того, чтобы не волновать остальных родителей. Подавленные, притихшие вошли снова в вагон очередного поезда. Неотступно мучила мысль: что с Катей? как приду сейчас к родителям девочки, как сообщу им о несчастье?
Оставив ребят у подъезда дома, где жила Катя, поднялась по лестнице, с замиранием сердца позвонила. Мне открыли. В ярко освещенной комнате семья мирно сидела за чаем и смотрела телевизор. Катя, довольная, разрумянившаяся, сияла доброжелательством и спокойствием.
– Так ты дома?
– Ага,– с безмятежной улыбкой кивнула девочка.– Я увидела, что другая электричка на десять минут раньше вашей уходит, вот и побежала туда. Хотелось успеть кино посмотреть по телевизору. А вы, что, только сейчас приехали? Почему так поздно?
– Катюша все успела – и душ приняла, и покушала, и кино посмотрела,– добавила мама, с горделивой нежностью, поглядывая на дочку.– А вы замерзли, наверное? Садитесь с нами чай пить…
Захарова Л. Друг за друга в ответе // Правда.– 1987.– 13 апр.
Рассмотрите данную ситуацию с позиций уровня нравственной воспитанности учащихся. Определите альтернативные направления деятельности педагога в сложившейся ситуации.
1. Педагог в присутствии ученицы и ее родителей откровенно выражает свой гнев, крайнее неудовлетворение поведением воспитанницы, обвиняя родителей в том, что они воспитывают эгоиста, циничного человека.
2. Воспитатель, узнав о том, что девочка дома, возвращается к своим питомцам, рассказывает им о благополучном исходе и предлагает подняться в квартиру девочки, провести там собрание, на котором и обсудить ее поведение.
3. Учительница успокоила ребят и предложила завтра обсудить поведение девочки на классном собрании. Такое собрание состоялось.
4. Через два дня классный руководитель провела собрание родителей класса, на котором и был рассмотрен вопрос о поведении девочки, о благодушном отношении к этому родителей.
5. Свой вариант ответа.
Работа с текстами
1. В тексте В. А. Сухомлинского аргументация не развернута. Попробуйте выдвинуть доказательства справедливости мысли педагога и запишите их тезисно.
Кладбище – человеческая святыня. Умей оберегать эту святыню. Иди на кладбище в день поминания предков. Это важно для воспитания твоей гражданственности и твоей совести. Даже если там никто не похоронен из твоих близких, иди, чтобы научиться беречь в сердце славу и мудрость предков. Кладбище – страж человеческой совести.
2. В своей работе «Иметь или быть?» один из наиболее крупных мыслителей-гуманистов ХХ в. Эрих Фромм пишет:
Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти «старомодные» эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего любых чувств, как положительных, так и отрицательных, потому что они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера – продажи и обмена, а точнее, для ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ в соответствии с логикой «мегамашины», частью которой они являются. Они не задаются никакими вопросами, кроме одного – насколько хорошо они функционируют…
Как вы думаете, не слишком ли категоричен Э. Фромм? Как вы понимаете термин «рыночный характер»? Могли бы вы возразить Фромму?
В этой же книге Э. Фромм перечисляет качества, которые, по его мнению, входят в структуру характера нового Человека. Вот некоторые из этих качеств:
1. Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть.
2. Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в предвзятости, заинтересованности, любви, единения с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.
3. Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации.
4. Развитие способности к любви нарядэ со способностью к критическому, реалистическому мышлению.
5. Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.
6. Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям.
7. Все более глубокое и всестороннее самопознание.
8. Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой (развитие или разрушение, жизнь или смерть).
9. Понимание того, что зло и разрушение – неизбежные следствия неправильного развития.
10. Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь.
Какими чертами вы могли бы дополнить этот список? Обоснуйте свое мнение.
3. Следующие три отрывка посвящены эстетическому воспитанию. Как вы думаете, что в них общего? Сформулируйте соответствующий этой идее педагогический принцип.
А. Очень больно видеть, как педагоги, не придавая никакого значения среде обитания ребенка, невольно унижают его достоинство, убивают возможность чувствовать себя уважаемым человеком, и все еще приходится доказывать, что между универсальной алюминиевой ложкой, предлагаемой на все блюда в школьной столовой, и двойкой в учебном классе существует связь, что костюм учителя вносит свой корректив в атмосферу урока и что интерьер класса – это материализованное отношение педагогов к познанию, науке и человеку как мыслителю.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой.– М., 1998.– С. 54.
Б. Я бы назвал красоту гимнастикой души – она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения (В. А. Сухомлинский).
В. Эстетическое воспитание в традиционном представлении – это пропаганда предпочтительных образцов за счет сокращения диапазона выбора художественной продукции с тем, чтобы все, как один, читали, слушали и смотрели только то, что надо, и чтобы этому «что надо» ничего по возможности не мешало.
На самом же деле, уровень культуры определяется вовсе не правильным ответом на вопрос: «Хорошее или плохое произведение “Война и мир”?», а способностью культивировать в себе восприимчивость к самым разным процессам и формам художественной культуры, в том числе и в международном, общемировом плане. В этом смысле одинаково нецивилизованным оказывается и юный гражданин, увлекающийся только последней сенсацией отечественного или мирового рока, и увенчанный лаврами писатель, который не приемлет никого, кроме протопопа Аввакума, Льва Толстого и самого себя.
Разлогов К. Э. Феномен массовой культуры // Культура – традиции – образование.– М., 1990.– С. 149.
4. Размышляя о достоинстве личности, его воспитании, В. А. Сухомлинский писал:
Вот ДЕВЯТЬ НЕДОСТОЙНЫХ ВЕЩЕЙ, на презрении к которым строится убежденность и эмоциональный мир нравственно порядочного, духовно красивого человека.
НЕДОСТОЙНО добывать свое благополучие, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения другого человека…
НЕДОСТОЙНО пользоваться результатами труда других людей, прятаться за чужую спину…
НЕДОСТОЙНО быть боязливым, проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать…
НЕДОСТОЙНО давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа…
НЕДОСТОЙНО молчать, когда твое слово – это честность, благородство и мужество, а молчание – малодушие и подлость. Недостойно говорить, когда твое молчание – честность, благородство и мужество, а слово – малодушие, подлость и даже предательство…
НЕДОСТОЙНО настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то волю, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо…
НЕДОСТОЙНО легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания…
НЕДОСТОЙНА чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку, быть спокойным и невозмутимым, когда рядом с тобой трудно женщине.
НЕДОСТОЙНО пьянство и чревоугодие…
Как вы думаете, почему В. А. Сухомлинский пишет не о том, что любит «нравственно порядочный, духовно красивый человек», а о том, что он презирает?
5. Прочтите фрагмент из работы французского педагога С. Френе. Подумайте, что бы вы могли добавить в качестве комментария к п. 2, 4, 5.
Перечислим лишь вкратце то новое, что вносит наша методика в нравственное и гражданское воспитание:
1. Вместо того, чтобы навязывать пришедшему в школу ребенку интересы и идеи взрослых, мы даем ему возможность свободно выразить себя в любой области.
2. С помощью школьной типографии, наших газет и переписки между школьниками мы постоянно знакомим детей с работой и жизнью их сверстников, живущих в другой среде. Таким образом мы пробуждаем трудовую активность детей…
4. Вместо обязательных уроков и одинаковых заданий для всех учеников мы вводим:
а) индивидуальную работу с картотекой, состоящей из карточек для самопроверки;
б) рабочие планы, где расписание индивидуальной работы ученика на неделю;
в) исследования, наблюдения и рефераты.
5. Мы отвергаем устоявшуюся традицию заучивания наизусть. И прежде всего отказываемся от отметок как главного критерия работы учеников…
6. Школу, которая была раньше крайне замкнутой и изолированной, мы включаем в общественную жизнь.
Френе С. Избранные педагогические сочинения.– М., 1990.– С. 153–156.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. В своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» Р. Бернс пишет:
Позитивная Я-концепция складывается у юношей в той мере, в какой они чувствуют свою самостоятельность и компетентность, а у девушек – в той мере, в какой они ощущают в себе способность к проявлению тепла и душевности, к созданию комфортной ситуации. Ибо мужчина, тело которого выражает индивидуальную эффективность, и женщина, своей привлекательностью символизирующая душевность, тепло, стремление к подчинению и безопасности,– образы, соответствующие социальным ожиданиям.
Каким образом позиция Р. Бернса может быть учтена при отборе содержания физического, полового, нравственного, эстетического воспитания? Как быть с разными социальными ожиданиями в разных культурах? Объясните свое мнение.
2. Проанализируйте предложенную сказку и составьте конспект беседы после ее прочтения с учащимися.
Дружба
«Тюльпан, выросший на поляне, был ее украшением. Все цветы преклонялись перед его красотой. Но он этим не гордился. Бабочки, ромашки были его друзьями, и где бы они ни были, всегда рассказывали о красивом цветке.
Как-то услышал их рассказ Паук. Он вообще не любил цветов, не ценил красы и решил уничтожить Тюльпан. Солнце уже садилось, цветы готовились ко сну. Паук подполз к цветку, прошептал: «Разреши мне переночевать под твоим листиком. Я остался без дома, а уже ночь. Наутро укроет травку роса, боюсь простудиться».
Добрый Тюльпан разрешил пауку остаться и старательно прикрыл его своим листиком. Когда солнышко начало будить лучами цветы, все увидели, что Тюльпан опутан сетью Паука-разбойника.
Тюльпан проснулся, но пошевелиться не мог, паутина душила его. Никто не мог помочь цветку. Тюльпан плакал, слезы катились по его лепесткам, а паук радовался своей победе. Но тут прилетела Пчела. Она смело бросилась на Паука, и тот испугался и удрал. Пчелка освободила тюльпан. Он угостил ее своим нектаром, и с того времени завязалась дружба между Тюльпаном и Пчелой.
Якименко С. И. Сказка в учебно-воспитательном процессе // Початкова шк.– 1988.– № 2.– С. 35.
3. Как вы можете прокомментировать позицию авторов?
Церковь все уверенней восстанавливает свои традиционные для России позиции. Чем Вы объясните, что растущее влияние церкви не только не приводит к росту духовности людей, но сопровождается ростом преступности, безнравственности, войнами, иными социальными катастрофами? Как различить религию и веру? Веру и фанатизм? Как воспитать единство нравственного сознания и нравственного поведения? Стоит ли возвращать религию в школу?
Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках.– М.: Изд-во УРАО, 1997.– С. 73.
4. Из художественной и педагогической литературы или из содержания школьного практикума подберите и запишите три-четыре педагогические ситуации, которые были направлены на решение определенных задач нравственного воспитания.
5. Чем вызвана необходимость усиления внимания к физическому воспитанию человека? Из приведенных ниже ответов выберите те, которые характеризуют ваш взгляд на эту проблему.
1. Наличие свободного времени, что позволяет заниматься физической культурой.
2. Изменение видов деятельности, преобладание таких видов деятельности, которые требуют статического положения человека.
3. Недостаточное включение значительной части людей в активную трудовую деятельность.
4. Влияние информационного взрыва.
5. Изменение климатических условий.
6. Широкое использование средств механизации и автоматизации.
7. Нарушение экологического равновесия.
8. Появление большого количества книг.
9. Избыточное питание детей.
10. Влияние акселерации.
6. А. С. Макаренко, размышляя о воспитательном процессе, писал:
На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет – это 90 % всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т.– М.: Педагогика, 1984.– Т. 4.– С. 215.
Каково ваше отношение к этому высказыванию А. С. Макаренко? Из приведенных ответов выберите наиболее приемлемый (с вашей точки зрения).
1. А. С. Макаренко не учитывает особенностей анатомо-физиологического и социально-психического развития детей различных возрастных групп. Поэтому в каждом возрасте есть свои «основы» морали, свое содержание воспитания, которое и необходимо усваивать. Задача воспитателей и заключается в том, чтобы установить, что является главным в каждом возрасте, этому учить и воспитывать.
2. А. С. Макаренко, несомненно, прав. Ведь до пяти лет ребенок овладевает значительным пластом социального опыта: языком, нравственными правилами поведения и т. п. В этот период закладываются такие важные качества, как доброта, чувства, привычки, уважение к людям, бережное отношение с вещами, трудолюбие, аккуратность и др. А это и составляет прочный фундамент нравственного богатства личности.
3. А. С. Макаренко прав: для воспитания возраст до пяти лет имеет первостепенное значение. Но он рассматривает этот вопрос односторонне. Сомнительно, что до пяти лет закладываются ведущие элементы воспитанности. Думается, что главное в другом. Важно сформировать в этом возрасте волю, чувство ребенка. Это и будет важнейшей предпосылкой формирования нравственного богатства личности.
4. А. С. Макаренко не прав. Нельзя искусственно делить жизнь воспитанников на два периода: до пяти и после пяти лет. Ведь второй период составляет 10–12 лет, а на него он отводит лишь 10 % воспитательных воздействий. А основные качества формируются во втором периоде: мировоззрение, чувства дружбы, любви, патриотизма, интернационализма и др.
5. Воспитывая ребенка до пяти лет, необходимо обратить внимание на главное – здоровье. Поэтому родители и должны позаботиться, чтобы в эти первые годы ребенок рос физически здоровым, владел гигиеническими навыками. В этот период ребенок еще ничего не понимает о нравственных нормах, правилах. Все эти качества будут сформированы позже, когда он пойдет в школу. Нет оснований соглашаться с мнением А. С. Макаренко.
Блок самоконтроля
studfile.net
Эстетическое воспитание – это… Что такое Эстетическое воспитание?
целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного (См. Прекрасное) в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Э. в. ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах. В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетические потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом «массовой культурой» (См. Массовая культура), направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в «массовой культуре». В системе коммунистического воспитания, являясь ее составной частью, Э. в. подчинено всестороннему развитию личности. На основе марксистско-ленинской эстетики (См. Эстетика), учения об искусстве (См. Искусство) как форме проявления духовной культуры человечества Э. в. утверждает в народе эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус (см. Вкус эстетический), творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее, как отмечал К. Маркс, «… также и по законам красоты» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94).Прекрасное в жизни — и средство и результат Э. в. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система Э. в. в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.
Важнейшей частью Э. в. является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.
В беседе с К. Цеткин об искусстве в социалистическом обществе В. И. Ленин подчеркивал, что «оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими» («О воспитании и образовании», 1973, с. 624). С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль Э. в. в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистической общественной среде, в которой человеческий труд освобожден от рабства и ликвидированы антагонистические противоречия, все более усиливается эстетическая сторона жизни. Художественно-творческое начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, искусство, литературу, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу. В этих условиях эстетического влияния среды и планомерно организуемого Э. в. действуют как единая система обогащения духовной культуры человека. В СССР, в условиях зрелого социалистического общества, трудящиеся не только получили широкий доступ к эстетическим ценностям, но и стали непосредственными их творцами. Э. в. ведется планомерно, связано с идейно-нравственным становлением личности, формированием ее активных жизненных позиций. КПСС направляет развитие всех видов художественного творчества на участие в общенародном деле строительства коммунизма.
Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка — одна из важнейших задач Э. в. В социалистическом обществе создаются необходимые условия для ее решения, т. к. здесь успешно идут процессы обогащения искусства знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.
«Государство, — записано в ст. 27 Конституции СССР (1977), — заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества». Э. в. народа активно содействует деятельность союзов творческой интеллигенции — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников искусств, литераторов, журналистов и других, оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества (См. Народное творчество), организации художественной самодеятельности (См. Художественная самодеятельность) трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные общества (См. Театральные общества СССР), хоровые общества, общества охраны памятников истории и культуры (См. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), Охраны природы общества, различные творческие клубы. Организационно-методическими и творческими центрами художественной самодеятельности являются дома народного творчества (см. Дом народного творчества), дома художественной самодеятельности.Э. в. народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами Э. в. стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, а также с литературоведением и искусствознанием. Литературная и искусствоведческая критика содействует углублению эстетических понятий и восприятия прекрасного.
Задачам Э. в. служат также Физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений, красоты тела, готовности к труду и обороне. Туризм предоставляет широкие возможности ознакомления с шедеврами искусства, памятниками истории и культуры, расширяет эстетическое восприятие природы, героики труда и боевой славы народа. Профессиональная подготовка творческих кадров для различных областей искусства ведется в специальных учебных заведениях (см. Архитектурное образование, Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование, Искусств институты, Консерватория, Кинематографии институт, Ленинградское хореографическое училище академическое им. А. Я. Вагановой, Московское академическое хореографическое училище). Клубные работники, библиотекари, руководители художественной самодеятельности готовятся институтами культуры (см. Культуры институты, Культурно-просветительное образование). Эстетическое и художественное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях Э. в. является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во внеучебное время, входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские Внешкольные учреждения. Проблемы Э. в. детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами АПН СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик (см. Педагогические институты научно-исследовательские). В составе АПН СССР имеется специальный Научно-исследовательский институт художественного воспитания.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. (Сборник, 3 изд.), т. 1—2, М., 1976; Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сборник], 5 изд., М., 1976; КПСС о формировании нового человека. Сб. документов и материалов (1965—1976), М., 1976; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 4, М., 1974, с. 287—97, т. 5, М., 1976, с. 519—48; Крупская Н. К., Педагогические соч., т. 3, 5, 8, М., 1959—60; ее же. Об искусстве и литературе. Статьи, письма, высказывания, Л.—М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч. Литературоведение. Критика. Эстетика, т. 1—8, М., 1963—67; его же, О воспитании и образовании. (Избр. соч.), М., 1976; Макаренко А. С., Соч., (2 изд.), т. 4—5, М., 1957—58; Программа воспитания в детском саду, 8 изд., М., 1978; Лихачев Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972; Эстетическое воспитание школьников, под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева, М., 1974; Основы эстетического воспитания, (под ред. Г. Л. Абрамовича и др.), М., 1975.
Б. Т. Лихачев.
dic.academic.ru
Педагогические основы эстетического воспитания. | Социальная сеть работников образования
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Поскольку главным качеством поэтики являлась красота, то возникло такое название – «наука о красоте» или, как говорили некоторые, «теория красоты». В середине XVIII века немецкий ученый Луис Баумгартен предложил назвать эту науку «эстетика». Слово «эстетика» происходит от корня греческого глагола «ощущаю», «воспринимаю». И хотя в своем точном переводе этот глагол означает вообще восприятие органами чувств и не связан именно с красотой и искусством, термин «эстетика» все-таки прочно закрепился как название интересующей нас науки.
Эстетическая наука предполагает воспитание личности красотой, приобщение к прекрасному, раскрывает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности. Ведь одна из основных категорий эстетики – категория прекрасного, а прекрасное – это и сама жизнь в ее наиболее совершенных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда, и человеческие отношения.
Разработкой теоретических и практических вопросов эстетического воспитания занимались многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи. Среди них Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Б. Таборидзе, А.Б. Щербо и другие. Каждый из них давал свою трактовку данного понятия. Например, Б.Т. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» дает следующее определение: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Понятие «эстетическое воспитание» является самым общим в теории воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Одним из них является «эстетическое развитие» – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.
Результатом эстетического развития в процессе воспитания является эстетическая культура. Под эстетической культурой понимают сферу материализации способностей человека осваивать и преобразовывать природу и общественную жизнь «по законам красоты».
На основании этого можно выделить цель эстетического воспитания
– формирование у школьников нравственно-эстетического, гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту.
Любая цель реализуется через задачи. Выделяют следующие задачи эстетического воспитания младших школьников:
– формировать художественно-эстетические и творческие способности детей;
– развивать способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающем мире и искусстве;
– учить бережному отношению к красоте природы, т.е. сформировать убеждение, что истинная любовь к природе – действенная любовь;
– дать знания, сформировать умения и навыки в области доступных детям видов искусств – музыки, хореографии, пения, рисования, лепки, драматизации и т.д.;
– развивать способности не только чувствовать красоту, но и создавать ее в быту окружающей жизни;
– воспитывать гармоничную личность, т.е. соразмерное развитие разных ее сторон деятельности.
Наряду с педагогическими аспектами, выделенными нами, существуют и психологические, лежащие в основе эстетического воспитания младших школьников.
Психологический аспект состоит в том, что в процессе эстетического воспитания формируется эстетическое сознание, включающее в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал – социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве. Важным элементом эстетического сознания человека является восприятие. Восприятие – это исходный этап общения с искусством и красотой действительности, от глубины, яркости и полноты которого зависят эстетические переживания, формирование эстетических идеалов и вкусов. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства.
Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает еще один важнейший элемент психологического аспекта – эстетический вкус. Под ним психологи понимают тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его. Эстетический вкус развивается у ребенка с первых опытов общения и познания окружающего мира. По сравнению с другими показателями эстетического развития школьника эстетический вкус является наиболее определенным и педагогически управляемым.
Опираясь на психолого-педагогические аспекты эстетического воспитания, в основе организации данного процесса выделяют ряд принципов. Рассмотрим их более подробно.
Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования обусловлен тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей является важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.
Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания. Известно, что различные виды искусства в эстетическом воспитании школьников взаимодействуют между собой, т.е. комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание младших школьников осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта.
Важно отметить принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности. На него опирается система эстетического воспитания. Ведь эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют у младшего школьника эстетическое отношение к действительности.
Следующий принцип предполагает сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации. В результате такого сочетания дети получают художественную информацию из средств массовой информации, будут иметь широкие возможности творческой самодеятельности и самовыражения, т.к. даже на уроках эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Но важно помнить, что эффективное использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.
Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость еще одного принципа – принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнующие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно-полезной, умственной, физической работе широко используются в области художественно-эстетической.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов знакомит детей с произведениями искусства, шлифуют исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития; индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.
Такой принцип, как принцип эстетики всей детской жизни, требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, условия труда, характер развлечений, форма личных отношений и общения со сверстниками и взрослыми. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по сохранению красоты собственной жизни. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.
Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей, т.к. возраст младшего школьника максимально благоприятствует тому, чтобы у него сложился основательный и плодотворный пласт собственного эстетического отношения к жизни – основа и источник дальнейшего развития.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что доминирующая цель эстетического воспитания заключается в общем развитии детей, в формировании эстетического отношения к жизни, в развитии эстетического восприятия и познания художественно-эстетических явлений, овладения знаниями художественно-эстетической культуры. Иначе говоря, эстетическое воспитание младших школьников основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Это должен помнить каждый педагог и учитывать при организации педагогического процесса.
nsportal.ru
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это… Что такое ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ?
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
- формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном об-ве, приобщение к этим ценностям. Одновременно в Э. в. формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в иск-ве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении). Т. обр., Э. в. обладает двумя осн. функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстети-ческо-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих потенций. Эти функции и определяют место Э. в. в общественной жизни, связь с др. видами воспитательной деятельности. Э. в. сопрягается с нравственным воспитанием, т. к. существует единство между эстетическими и этическими ценностями (Эстетическое и этическое, Искусство и мораль). Красота, помимо др. своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Э- в. развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Мн. часы, к-рые провел, играя на скрипке, А. Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса». Конфликт между осн. функциями Э. в. возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе к-рых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоев об-ва, являются антигуманистическими по своей сути (напр., пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры), не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление.
Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей — таких, к-рые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и об-ва,— то функции Э. в. гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера. Э. в. осуществляется мн. средствами. Это и бытовая среда жизни человека (Быта эстетика), обстановка его трудовой деятельности (Производственная эстетика), эстетическая сторона нравственных отношений, спорта (Эстетика спорта) и т. п. Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому худож. воспитание — воспитание потребности в иск-ве, развитие его чувствования и понимания, способности к худож. творчеству — составляет неотъемлемую часть Э. в. в целом. Призма иск-ва направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к иск-ву, человек как бы вступает в лабораторию творческой деятельности. Иными словами, иск-во участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций Э. в. При этом Э. в. с помощью иск-ва не сводится только к худож. воспита
нию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения,а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между осн. функциями Э. в. являются антагонизмы между интересами личности и об-ва, т. к. для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для об-ва — эсте-тическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности. Идеал коммунизма предполагает об-во, в к-ром «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К-, Энгельс Ф., т, 4, с. 447). На социальной основе такого об-ва не может возникнуть конфликт между функциями Э. в. Благодаря тому, что эстетическое отношение к миру объединяет все духовные способности человека, Э. в., нацеленное на формирование человеческой личности в духе подлинно человеческих эстетических ценностей и развитие творческих потенций каждого человека, выступает как важный фактор перестройки всех сфер жизни советского об-ва, обновления социализма, как незаменимое средство формирования целостной, гармонично развитой личности об-ва будущего. Вот прче-му в программных документах КПСС большое внимание уделяется проблемам Э. в. трудящихся, подрастающих поколений на лучших образцах отечественной и мировой худож. культуры, все большему развитию эстетического начала в труде и быту.
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.
- ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭТИЧЕСКОЕ
Смотреть что такое “ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ” в других словарях:
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… … Большая советская энциклопедия
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание… … Профессиональное образование. Словарь
Эстетическое воспитание — одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
эстетическое воспитание — estetinis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Požiūrio į grožį, gebėjimų suvokti, išgyventi, vertinti ir kurti grožį visose jo reiškimosi srityse ugdymas. Estetinis auklėjimas apima gamtos, meno, darbo, buities, žmonių tarpusavio… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
эстетическое воспитание — estetinis auklėjimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinio lavinimo ir dvasinio brandinimo vienovė. atitikmenys: angl. aesthetical education vok. ästhetische Erziehung, f rus. эстетическое воспитание … Sporto terminų žodynas
эстетическое воспитание — estetinis auklėjimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Požiūrio į grožį, gebėjimų suvokti, išgyventi, vertinti ir kurti grožį visose jo reiškimosi srityse ugdymas. atitikmenys: angl. aesthetical education vok. ästhetische… … Sporto terminų žodynas
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия
Эстетическое воспитание — (греч. aisthētēs чувствующий, воспринимающий) формирование и развитие у человека способности воспринимать произведения искусства и эстетические свойства явлений действительности, т. е. умения оценивать их как прекрасные или безобразные,… … Научный коммунизм: Словарь
Эстетическое воспитание — процесс формирования и развития эстетического эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из… … Педагогический терминологический словарь
aesthetics.academic.ru