Задачи, цели и содержание умственного воспитания
Воспитание ума содействует гармоничному становлению личности учащегося. Педагоги, целенаправленно решая задачи воспитания, базируются в своей деятельности на создании комфортных условий для совершенствования умственных навыков детей.
Воспитание ума – это влияние на умственные интересы ребенка для становления у него научного мировоззрения, навыков познания и культуры умственного труда.
Цель умственного воспитания заключается в формировании осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности. Реализация этой цели приводит к развитию следующих качеств:
- Логики;
- Памяти;
- Внимания;
- Творчества;
- Самосознания.
Воспитание в данном направлении происходит на основе знаний наук, а они содействуют формированию творчески мыслящей личности, которая испытывает потребность в постоянном пополнении своих знаний и желании совершенствовать их уровень.
Данный процесс непрерывен, проходит в процессе обучения, трудовой и игровой деятельности. Знания черпаются из книг, интернет — ресурсов, средств массовой информации.
Задачи
Являясь целенаправленным учебным процессом, воспитание ума решает ряд задач.
Задачи умственного воспитания взаимосвязаны с общим процессом воспитания и базируются на следующих пунктах:
- Пополнение фундаментальной базы познания о сущности личности, отношениях в обществе, мышлении как основном условии мыслительной деятельности;
- Изучение главных мыслительных операций и применение их в повседневной практике;
- Формирование умений, которые базируются на развитии интеллектуальной деятельности;
- Развитие научного мировоззрения;
- Обучение видам мышления;
- Развитие потребности в саморазвитии и самопознании;
- Мотивация учебной деятельности, привитие учебных навыков и совершенствования интеллекта;
- Развитие эрудиции и кругозора;
- Изучение понятий мировоззренческого направления.
Цели и задачи воспитания ума формируют культуру умственного труда. Она включает в себя следующие умения:
- Четкое разграничение целей познавательной активности;
- Планирование выполняемой деятельности;
- Выполнение умственной работы различными способами;
- Умение черпать информацию из разных источников.
Формирование культуры умственного труда происходит в процессе зарождения, развития и совершенствования умственных возможностей ребенка с помощью биологических и социальных факторов.
Социальная среда
Развитие интеллектуальных способностей личности возможно только в социальном окружении. Условия социального общения и воспитания позволяют планомерно и постоянно воздействовать на умственное развитие личности, обеспечивать систематическую постановку задач познавательной деятельности, создавать условия для активного развития и обучать основным приемам и навыкам мыслительной работы.
Следовательно, умственное развитие реализует поставленные задачи в процессе формирования мышления и возможности его правильного использования под влиянием жизненных ситуаций, к которым относится и воспитательное воздействие.
Так как основной задачей умственного воспитания является обучение детей основам наук, важной составляющей данного процесса становится обучение научному мировоззрению.
Научное мировоззрение
Одной из задач умственного воспитания является развитие мировоззрения личности.
Данное понятие включает в себя умение пользоваться основными мыслительными действиями. Задачи по развитию данных навыков решаются в ходе учебной деятельности и внеклассных мероприятий.
Научное восприятие действительности представляет собой способность использовать знания из области науки, социологии, философии, политики, права и эстетики. Данные знания определяют жизненную позицию личности через восприятие окружающего мира и познания себя. Мировоззрение является мощным стимулирующим звеном в деле развития личности, поэтому его формирование – главная задача педагогики.
Структура мировоззрения личности состоит из объективных и субъективных компонентов.
К объективным компонентам относится знание научных понятий. Это образы предметов, их свойств, взаимоотношений, которые сохраняются в сознании и памяти личности в виде чувств и понятий об окружающей действительности.
Мировоззрение базируется на знаниях ребенка об окружающем мире, природе, общественных отношениях. Проникновение в сферу воли и чувств личности способствует тому, чтобы они стали взглядами и убеждениями, приобрели цель, то есть получили субъективную оценку.
Субъективные составляющие разделяются на несколько видов:
- Научные взгляды, представляющие собой идеи, выводы и оценки, которые личность считает достоверными и правильными. Они появляются в ходе разъяснения природных явлений, изменений в общественной жизни и характеризуются отношением к ним личности.
- Убеждения, которые представляются в сознании человека как единственно верные знания. К их познанию личность стремится приобщить окружение. Данные идеи относятся к различным сферам жизнедеятельности и общественной жизни и являются эмоционально глубоко пережитыми и осознанными.
- Идеалы. Представляют собой осознанные представления личности о совершенном образце. Чаще идеалом становится некая высшая цель, руководящая деятельностью человека. Вся жизнедеятельность личности сосредотачивается на достижении этой цели.
В образовательном процессе важно формирование нравственных идеалов, которые представляют собой образ совершенной нравственно личности с лучшими ее качествами. Следовательно, идеал – мысленное и эмоциональное желание личности приблизиться к представляемому совершенству.
Работая над формированием научного мировоззрения, педагоги должны учитывать и уважать религиозные взгляды учащихся. В данном вопросе следует опираться на терпимость и уважение к идеалам различных вероисповеданий.
В процессе решения задач умственного воспитания, важно делать акцент на развитие лучших человеческих качеств: порядочности, честности, умения отстаивать свою позицию и доносить свои мысли до собеседника. А вопрос веры или атеизма является конституционным правом каждого гражданина.
Учебный процесс и его задачи в развитии мировоззрения
Процесс учебной деятельности представляет собой кладезь возможностей для развития научного мировоззрения. Наука является источником изучения важных предметов и явлений в своей сфере, имеет объективный взгляд на окружающую действительность. Следовательно, все учебные дисциплины содействуют развитию научного мировоззрения.
Задачи умственного воспитания при изучении наук естественного цикла предусматривают формирование знаний о жизненных реалиях, их особенностях и закономерностях. Содействуют бережному отношению к природе.
Предметы гуманитарного цикла призваны познакомить учащихся с развитием общества на исторических этапах, раскрыть сущность процессов, происходивших в то время.
Занятия гуманитарными дисциплинами решают одну из главных задач умственного воспитания: учат пониманию смысла жизни, принятия ее ценностей.
Успешное решение поставленных задач возможно в том случае, если учитель в совершенстве владеет своим предметом и обладает широким научным кругозором, использует на занятиях связь с другими учебными дисциплинами. С помощью такого подхода можно раскрыть все многообразие научных познаний.
Еще одна задача, решение которой необходимо для развития умственных способностей, — использование философской направленности обучения. Экологические, нравственные и эстетические ценности заложены в народных традициях, изучение которых является необходимым звеном воспитания.
Развитие научного мировоззрения проходит на учебных занятиях. Логическое продолжение оно получает на внеклассных мероприятиях, где преподаватель сможет обнаружить и откорректировать пробелы в развитии мировоззренческих взглядах и убеждениях, предотвратить отклонения от принятых норм поведения.
Умения и навыки
Задачи умственного воспитания направлены на формирование у детей следующих умений и навыков:
- Чтение, которое должно быть осознанным, выразительным и учитывающим жанр и специфику текста.
- Умение слушать, анализировать и оценивать;
- Навыки формулировать мысли и суждения, отвечать на поставленные вопросы;
- Умение словесного описания и постановки вопросов;
- Работа с текстом при списывании с доски или книги;
- Навыки письма под диктовку;
- Развитие умения писать сочинения и изложения;
- Способность создавать рефераты и конспекты.
- Работа с книгой.
- Подбор соответствующей научной литературы;
- Анализ содержимого прочитанных книг;
- Работа со справочной литературой и периодическими изданиями;
- Специфические умения.
- Работа с нотной грамотой;
- Чтение технических чертежей и карт;
- Запись формул.
Работа по развитию данных умений и навыков должна проводиться в комплексе с культурой умственного труда. То есть учащиеся должны правильно организовывать умственную деятельность.
Итак, грамотная постановка задач умственного воспитания позволяет привлечь учащихся к активной познавательной деятельности, развивать их мышление, что, в конечном счете, окажет положительное влияние на их интеллектуальное развитие.
vospitannie.ru
ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. – Ответы к ГОСам по педагогике
Поделись с друзьямиВ содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного развития ребенка.
Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности
Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.
Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.
Умственное воспитание – это прежде всего развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.
Таким образом, умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.
В СОДЕРЖАНИЕ умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Поэтому, особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ детей дошкольного возраста:
– формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни;
– развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
– развитие любознательности и умственных способностей;
– развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.
Рассмотрим каждую из этих задач.
Формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни
Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако – это вата», а «звезды – электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации.
Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками и т.д.
Развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи – важной задача умственного воспитания.
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.
Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.
В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.
Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности.
В первые дошкольные годы – это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.
Развитие любознательности и умственных способностей
Любознательность – качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы.
Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания – развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка.
Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью.
Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности.
Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает – не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.
Развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.
Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.
students-library.com
Задачи умственного воспитания — Мегаобучалка
Тема 1: Понятие об умственном развитии и умственном воспитании дошкольников.
Умственное развитие. Умственное развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Умственное развитие ребёнка происходит пол влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребёнок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Умственное развитие дошкольника осуществляется в процессе деятельности: в начале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учётом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимально решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребёнка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, с другой. К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются начатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задачей педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка.
Умственное воспитание. Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
Тема 2: Задачи умственного воспитания.
Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:
– формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;
– развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
– развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков;
– формирование простейших способов умственной деятельности.
Формирование представлений об окружающей жизни. Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л.Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал много, быстро, что во всю остальную жизнь не приобретал и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние».
Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идёт бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребёнок думает: что «облако – это вата», а «звёзды – электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребёнка.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочения, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьётся, ломается, рвётся, льётся и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времён года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом взрослых людей, с общенародными праздниками; С Москвой – столицей нашего государства, с некоторыми народами, живущими в нашей стране. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у ребят интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине.
Развитие познавательных психических процессов. Важной задачей умственного воспитания является развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развития речи.
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.
Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью даёт ребёнку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т.п.), а не только путём непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.
В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объём памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать её полезными знаниями.
Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы – это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развития мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая даёт возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.
Развитие любознательности и умственных способностей. Любознательность – качество, присущее ребёнку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания – развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребёнка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т.д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает – не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.
Развитие интеллектуальных умений и навыков. Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, наблюдения доступных пониманию ребёнка явлений, выделение существенных и несущественных признаков предметов и явлений, сравнения, обобщения, установления и понимания причинно-следственных связей и т.д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребёнку успешно овладеть знаниями.
megaobuchalka.ru
Задачи воспитания
Современная система отечественного образования находится в состоянии изменяющихся социально-экономических, политических, культурных условий. В сложившейся ситуации возрастает значимость переосмысления, изменения задач воспитания в соответствии с новыми актуальными вызовами современности.
В рамках интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство Россией был принят ряд нормативных документов, содержащих новое понимание целей и задач воспитания как приоритетной педагогической категории.
Определение 1
В новой образовательной парадигме задачи воспитания понимаются как необходимость формирования духовно-нравственной личности; реализация педагогического воздействия, направленного на всестороннее личностное и профессиональное развитие.
Классификация задач воспитания
Целенаправленное, управляемое педагогическое воздействие, целью которого выступает личностное и профессиональное развития, осуществляется в нескольких направлениях, что позволяет конкретизировать задачи воспитания. В современной педагогике выделяют следующие направления, задачи воспитания:
- умственное воспитание;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание;
- трудовое и политехническое воспитание;
- правовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- экономическое воспитание.
Умственное воспитание как приоритетная воспитательная задача
Умственное воспитание представляет собой планомерное, целенаправленное управление развитием познавательных способностей, разума посредством мотивации к обучению, интеллектуальной деятельности, формированию системы знаний, навыков их приобретения в процессе решения академических и профессиональных задач.
Главной задачей умственного воспитания является формирование научного мировоззрения, реализация умственного развития, навыков мышления.
Под категорией мировоззрения в современной науке понимается система взглядов личности на окружающую социально-природную среду, глубокое понимание феноменов природной и социальной реальности.
Умственное развитие понимается как процесс развития умственных сил, способностей обучающихся как результат целенаправленного педагогического воздействия.
Задачи умственного воспитания
Задачи умственного воспитания могут быть сформулированы следующим образом:
- усвоение определенных объемов научного знания;
- развитие познавательной активности, формирование научного мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей, познавательных интересов;
- развитие мышления.
Определение 2
Мышление представляет собой обобщённое и опосредованное познание личностью феноменов и процессов окружающей действительности в многообразии, диалектичности и вариативности их взаимоотношений.
Выделяют диалектическое, логическое, абстрактное, обобщенное, теоретическое, индуктивное, дедуктивное, техническое, продуктивное, репродуктивное и системное мышление.
Развитие диалектического мышления – целенаправленный процесс формирования у обучающихся понимания законов диалектики, закономерностей развития, взаимосвязи и взаимообусловленности природных и социальных феноменов; развитие навыков анализа, синтеза, абстрагирования.
Развитие логического мышления – процесс овладения личностью приемами логической обработки знаний, дефиниции категорий, формулировки выводов, овладение приемами рассуждения, обобщения, выдвижения гипотез, навыков прогнозирования и пр.
Развитие абстрактного мышления предполагает развитие умений выделять главные, существенные признаки, игнорируя второстепенные, незначительные характеристики в процессе формирования абстрактных понятий.
Таким образом, современная педагогика пересматривает основные педагогические категории, включая категорию задач воспитания, что приводит к появлению новых дидактических целей, направлений реализации педагогического воздействия, приоритетное место среди которых отводится задачам умственного воспитания.
spravochnick.ru
Умственное воспитание – Цель, задачи и основные направления воспитания – Теория и методика воспитательного процесса – Основы педагогики
3. Теория и методика воспитательного процесса
3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания
3.3.2 Умственное воспитание
Будучи сосредоточенным на умственном развитии личности, умственное воспитание является важным фактором всестороннего ее развития. Его целью прежде всего является развитие мышления, познавательных возможностей.
Умственное воспитание – целенаправленная деятельность педагогов по развитию интеллектуальных способностей и мышления человека, привитие культуры умственного труда.
Это непрерывный процесс, который осуществляется во время обучения, труда, игры, общения, получения сведений из книг, средств массовой информации.
Задачи и содержание умственного воспитания.
Основной задачей умственного воспитания является вооружение учащихся знаниями основ наук и формирование на их основе научного мировоззрения. Важное значение имеют также овладение основными мисленнєвими операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др.) и выработки умений и навыков, культуры умственного труда. Эти задачи решают прежде всего в учебном процессе.
Научное мировоззрение – целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и самой себя.
Содержание научного мировоззрения составляют взгляды и убеждения, сформировавшиеся на базе знаний о природе и обществе и стали внутренней позицией личности.
Еще одной отличительной особенностью научного мировоззрения является способность к теоретическому мышлению.
Для научного мировоззрения характерна научная картина мира – система представлений о самых общих законах строения и развития Вселенной и ее отдельных частей, что позволяет на основе научных данных о тенденциях развития природных и общественных явлений, предвидеть их будущее (так, астрономы определяют следующее затмение Солнца, ученые геофизики прогнозируют землетрясения и т.д.).
Научное мировоззрение проявляется в поведении человека и определяется не только наличием в сознании научных понятий, законов, теорий, но и готовностью отстаивать свои идеалы, взгляды, убежденностью в правильности своей ежедневной поведения, деятельности. «Убеждение – считал В. Сухомлинский, – это не только осознание человеком истинности мировоззренческих и нравственных понятий, но и личная ее готовность действовать согласно этих правил и понятий. Убежденность мы наблюдаем тогда, когда деятельность человека мотивируется мировоззрением, когда истинность того или иного понятия не только не вызывает у человека сомнений, но и формирует ее субъективное состояние, ее личное отношение к истине».
С научным мировоззрением сосуществует религиозное мировоззрение. Религия – форма сознания, стержнем которой является вера в Бога – творца мира. Формируя научное мировоззрение, учителя должны уважать религиозные чувства верующих учеников и их родителей, чтобы предотвратить конфликты, образам, унижением их достоинства. При этом необходимо опираться на принцип религиозного плюрализма и веротерпимости. Поэтому главное – привить молодому человеку доброту и честность, развить способность к благородным поступкам, умение мыслить и отстаивать свои убеждения. А вера или безверие должно быть личным выбором.
В учебном процессе заложены большие возможности для формирования научного мировоззрения. Каждая наука изучает закономерности явлений определенной сферы объективного мира, и соответственно каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование научного мировоззрения. Так, предметы естественного цикла способствуют формированию системы понятий о явлениях и процессах действительности, о ее закономерностях, воспитывают активное преобразовательное отношение к природе. Изучение гуманитарных дисциплин знакомит с этапами развития различных цивилизаций, сущностью явлений, которые в них происходили, способствует формированию научных взглядов на развитие общества, пониманию смысла жизни, определению цели деятельности, направленности своего поведения. Успешное формирование мировоззрения учащихся, студентов возможно при условии, что учитель, преподаватель хорошо знают не только свой предмет, но и смежные учебные дисциплины и осуществляют в процессе обучения межпредметные связи. Ведь средств одного учебного предмета для этого недостаточно. Такой подход дает возможность раскрыть научную картину мира, показать его единство.
В формировании мировоззрения важно использовать философский смысл, традиции, обычаи и обряды народного календаря – источники экологических, нравственных и эстетических ценностей. Так, неоценимое воспитательное значение имеют идеи о безграничности мира, вечность жизни и его постоянное обновление, цикличность природных явлений. Материалами народного календаря пользуются на уроках народоведения, родного языка, литературы, географии, физики, астрономии, в многогранной внеклассной и внешкольной работе.
Важную роль в формировании научного мировоззрения учащихся играет внеклассная, внеаудиторная воспитательная работа, что дает возможность обнаружить и соответственно корректировать ошибочные мировоззренческие взгляды и убеждения, отклонения от норм поведения.
Особую роль в формировании мировоззрения учащихся играет социальная и профессиональная позиция педагога.
В процессе умственного воспитания общеобразовательная школа должна сформировать у учащихся следующие умения:
– читать – определенно, в необходимом темпе, с учетом жанра текста, осознавая смысл прочитанного;
– слушать, сосредотачивать внимание на содержании воспринятого, анализировать и оценивать текст;
– устно формулировать и высказывать свои мысли, отвечать на вопросы; пересказывать содержание прочитанного или услышанного; словесно описывать картины, приборы, объекты; ставить вопросы к рассказу учителя, прочитанного текста и т.д.;
– писать – правильно списывать с доски, с книги; описывать увиденное; писать под диктовку; писать сочинение на заданную или свободную тему, реферат; конспектировать прочитанное и т.п.;
– работать с книгой – подбирать необходимую литературу по библиографией; определять его общее содержание; использовать различные формы записи прочитанного; пользоваться справочной литературой, периодикой;
– специальные умения – читать ноты, технические чертежи, карты; слушать музыку; записывать формулы, нот ни знаки и др.
Учебные умения должны дополняться культурой умственного труда – способностью рационально организовать умственный труд, чередовать ее с отдыхом, постепенно входить в работу, работать в оптимальном ритме и др.
Правильно организованное обучение, что предусматривает привлечение всех учащихся к активной познавательной деятельности и использование специальных заданий на развитие мышления, положительно сказывается на интеллектуальном развитии и воспитании школьников.
Одной из главных задач вузовского этапа умственного воспитания является формирование у студента умений и навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературы, решение различных познавательных задач, пользования справочной литературой (энциклопедиями, справочниками и др.), составление конспектов, а также написание работ, которые требуют творческого подхода и самостоятельного анализа определенной проблемы (рефератов, докладов, курсовых работ и др.). Кроме того, у студента должна сформироваться потребность постоянно пополнять свой багаж профессиональных знаний после окончания высшего учебного заведения. Высшее образование призвано обеспечить будущему специалисту и прочные научно-мировоззренческие ориентиры, предоставить им формы твердых личностных убеждений.
Условия эффективности умственного воспитания.
Эффективность умственного воспитания в значительной степени зависит от многих факторов. Обобщенно их можно свести к следующим положениям:
– умение педагога выделить в учебном предмете мировоззренческие утверждения, идеи, законы, закономерности, концепции и реализовать их во время обучения;
– соблюдение педагогом принципа внутріпредметних и межпредметных связей как фактора единства и взаимосвязи явлений, процессов реального мира;
– овладение учениками, студентами анализом, синтезом, сравнением, обобщением, выработка навыков аргументировать свои мысли, отстаивать свои мировоззренческие позиции;
– привлечение учащихся, студентов к активной общественной деятельности с целью укрепления единства мировоззрения и поведения;
– своевременное корректирование отклонений в поведении отдельных учащихся, студентов;
– соответствие мировоззренческой позиции педагогов и родителей потребностям общества.
Несмотря на некоторые универсальные особенности умственное воспитание в высшей школе имеет свою специфику. Поскольку каждое высшее учебное заведение обеспечивает профессиональную подготовку, то основной его задачей является максимальное развитие познавательных и творческих способностей студентов – будущих специалистов, формирование у них научного мировоззрения. Не меньшее значение имеет и дальнейшее развитие культуры умственного труда. С этой целью много высших учебных заведений предусматривают занятия, которые раскрывают особенности планирования самостоятельной работы конспектирование лекций, научной литературы, пользование каталогами библиотек, Интернетом, освоение основ научных исследований и т.д.
na-uroke.in.ua
Задачи умственного воспитания дошкольников. — КиберПедия
1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации.
Система знаний – это совокупность знаний об определенных предметах или явлениях, достигаемая путем установления существенных связей, порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов и правил.
Благодаря системности знания человека становятся более действенными, подвижными, он может быстрее использовать их при решении практических или познавательных задач.
Основой систематизации знаний является установление связей. Системы знаний у ребенка-дошкольника складываются как на уровне представлений, т. е. чувственно-практического опыта, так и на более высоком — теоретическом, в форме понятий. Например, дошкольник знакомится с характерными признаками времен года; накопление таких сведений представляет собой систему знаний на уровне представлений. Ребенок различает цвет, форму, величину, свойства и качества предметов и может охарактеризовать каждый из них с точки зрения присущих ему качеств: он владеет системой представлений о свойствах и качествах предметов.
Дети дошкольного возраста, усваивают некоторые знания и на более высоком уровне — понятий, т. е. знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, выраженных в словах.
Система знаний у детей не остается неизменной. Она постоянно углубляется и расширяется в процессе обучения и по мере накопления жизненного опыта. Воспитатель последовательно работает над ее формированием.
2) Развитие познавательной деятельности
Познавательная деятельность – это такая деятельность, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в учреждении дошкольного образования большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.
Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений.
В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.
Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы — это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение.
Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.
3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей.
Любознательность — качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания — развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе (наблюдения за насекомыми, животными, выращивание растений, уход за ними), к технике, к транспортным средствам, к решению всевозможных задач, головоломок и т. п.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают уверенность в своих силах.
Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать.
Перед учреждением дошкольного образования стоит задача развивать познавательные способности ребенка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Познавательные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Воспитатель таким образом организует интеллектуальную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает — не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.
4) Развитие интеллектуальных умений и навыков
Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами, обобщение, классификация и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.
Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками; со столицей страны, ее достопримечательностями, крупными городами Беларуси, государственной символикой, Президентом и др. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине.
Содержание умственного воспитания ребенка определено учебной программой дошкольного образования по пяти направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику.
!(Дом. задание: выписать содержание каждого направления программы!!!) ( Это надо делать ????)
cyberpedia.su
СРЕДСТВА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. – Ответы к ГОСам по педагогике
Поделись с друзьямиУсловно средства умственного воспитания распределяются на две группы:
– деятельность детей;
– произведения духовной и материальной культуры.
Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие.
Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игре, учении, труде, бытовой деятельности. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает языком. Целенаправленное руководство усиливает эффективность педагогических воздействий, направленных на решение задач умственного воспитания.
Важным средством умственного воспитания детей является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Общение со взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объем информации, которую получает ребенок из окружающей жизни.
Пользуясь различными предметами, дети узнают их назначение, свойства и качества: краски, кисточка, бумага нужны для рисования; для работы на огороде нужны лопата и грабли; все вещи сделаны из различных материалов, обладающих определенными свойствами (чашка фарфоровая, она бьется, ложка и вилка металлические), и т. д.
Воспитатель в процессе бытовой деятельности постоянно направляет внимание детей на то, что их окружает, подчеркивает отдельные свойства предметов, обозначает словом те действия, которые выполняет, пользуется понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения. Например, во время одевания он обращает внимание малышей на цвет одежды, на материал, из которого она сделана: «У Алеши шапочка теплая, пуховая. Она пушистая. А у Оли шапка меховая». Укладывая детей спать, воспитатель говорит: «Сейчас вечер. Скоро ночь настанет. Дети уснут, а утром проснутся и будут снова играть».
Много новых знаний ребенок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми, птицами приносят детям немало открытий: «цветок распустился», «появились листочки», «снежинки похожи на звездочки», «котята вчера ничего не видели, а сегодня у них глазки открылись». Знания детей в процессе наблюдений уточняются: «Я думал, помидоры на дереве растут, как яблоки», «А жуки, оказывается, тоже летать умеют». Воспитатель направляет детские наблюдения, помогает увидеть и установить то, что не сразу заметит сам ребенок. Помогая детям открывать окружающий мир, он не только делает их жизнь богаче и интереснее, но и формирует основы материалистических представлений.
В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности – наблюдательность, т. е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие этого свойства необходимо для многих профессий. Как любое другое качество, наблюдательность развивается в процессе деятельности и может формироваться направленно под руководством воспитателя.
Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе (наблюдения за насекомыми, животными, выращивание растений, уход за ними), к технике (стремление узнать устройство заводных игрушек, различных предметов с механизмами, интерес к механическому конструктору), к решению всевозможных задач, головоломок и т. п.
Одним из средств умственного воспитания является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей:
– сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;
– игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;
– строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т. п.).
Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому, что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам.
Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.
Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации и т.д.
Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и с теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности: мыло пенится; перекопанная земля становится мягкой, рыхлой; из увлажненного песка хорошо строить и т. п. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.
Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения (в том числе и пространственного), смекалки, творчества.
Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, помогает понять взаимосвязи и взаимозависимости явлений. На основе собственных наблюдений он делает умозаключения, выводы: если растение не поливают, оно гибнет; на грядке, которая хорошо освещена солнцем, растения развиваются быстрее, в тени – медленнее; на растениях осенью созревают плоды и семена, весной из них можно вырастить новые растения. Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.
Хотя труд, игра и бытовая деятельность оказывают большое влияние на умственное развитие детей, ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению. Преимущество обучения заключается в том, что оно целенаправленно. Обучение осуществляется систематически, планомерно, – этим обеспечивается определенная последовательность в накоплении знаний и умений, а также их прочность.
В жизнь ребенка рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.п. В последние годы все активнее в качестве средств умственного воспитания стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т.п.
students-library.com