2. Классификация методов воспитания
Познанию методов способствует их классификация, деление на классы, группы по какому-либо признаку, основанию. В педагогике нет строго научной классификации методов по какому-то одному основанию. Большинством специалистов выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание и их конкретные варианты, разновидности, которые, как мы сказали, иногда называют приемами, формами. Эмпирически, основываясь на опыте, действительно можно видеть эти методы. Педагог воспитывает, объясняя, рассказывая, обсуждая с детьми нормы морали, поведения и пр. Учитель воспитывает, вовлекая детей в деятельность и показывая сам образцы поведения. Наконец, он одобряет или осуждает поступки учеников, тем самым стимулирует и корректирует их поведение, развитие.
Научная классификация требует, однако, выделения строгих оснований, существенных признаков для различения объектов. Поэтому классификация методов способствует их познанию и, во-вторых, их сознательному, эффективному использованию. Но многообразие методов воспитания, неопределенность их признаков и границ между ними и другими категориями затрудняет их классификацию.
Анализ показывает, что в основу классификации часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, на поведение, на эмоционально-волевую сферу. Иначе говоря, есть методы, направленные преимущественно на формирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности. Их называют методами формирования сознания или методами формирования убеждений. Есть методы, направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенческих реакций. Их называют методами формирования поведения и организации деятельности. И есть методы, называемые порой вспомогательными, которые направлены на коррекцию и стимулирование поведения (соревнование, игра, поощрение, наказание).
В основу классификации методов воспитания и обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, положена концепция деятельности. Согласно ей имеются компоненты в любой деятельности: осознание, организация, стимулирование и контроль. Они, эти составляющие деятельности, их место в структуре процесса воспитания, и явились основанием для выделения четырех групп общих методов целостного педагогического процесса. Заметим, однако, что такой подход дал почти те же группы методов, которые названы выше, и что методы воспитания характеризуются большинством специалистов все-таки наряду с методами обучения, с учетом специфики воспитательной работы.
Итак, согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:
б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.
Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, не по частям, потому что сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах и под влиянием намеренных или случайных действий. В психологии есть принцип единства сознания и деятельности: сознание формируется в деятельности. Тем не менее основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении.
Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Еще А. С. Макаренко учил, что нельзя развить мужество или другое качество личности, не создав условий для проявления мужества, справедливости, доброты. Задача педагогов создать такие условия. Школьная жизнь дает возможность это сделать: дети имеют поручения, организуют вместе со взрослыми разные дела в процессе учебы и вне ее, регулярно и периодически «упражняются» в самых разных умениях, поступках, т. е. вынуждены поступать в соответствии с принятыми в обществе правилами и ценностями.
С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.
Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. Если результаты воспитания в приемлемой форме обсуждать с учениками, то можно получить значительный эффект и стимулировать их самовоспитание.
studfile.net
Классификация методов воспитания – схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
-
Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
-
Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
xn--e1aogju.xn--p1ai
2. Классификация методов обучения и воспитания
Классификацией методов педагогического процессаназывается подразделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию). Так как признаки, по которым может быть осуществлена классификация, многочисленны, и сами методы многообразны, многосторонни, то возможны и разные классификации методов педагогического процесса. Рассмотрим наиболее известные классификации методов обучения и воспитания.
1. В основание одной из первых классификаций положенисточник передачи информации и характер её восприятия(Е.В. Перовский, Е.Я. Голант и др.). В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов:словесные, наглядные, практические. Они отражают как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнение и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия).
2.Следующая классификация имеет своим основаниемведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В соответствии с ними выделили методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний на практике; методы закрепления знаний, умений и навыков; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
3. Представляет интерес классификация, основанием которой являетсяхарактер учебно-познавательной деятельности учащихся(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). В соответствии с этим авторы классификации выделили:
– объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецептивные методы. Основное назначение этих методов состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. При этом учитель или заменяющее его средство предъявляет информацию и организует действия ученика с объектом изучения. Учащиеся воспринимают, осознают и запоминают информацию. К данной группе методов относятся: объяснение, рассказ, лекция, работа с учебником, использование наглядных средств, показ способов деятельности и др. Данные методы тренируют память, способствуют усвоению знаний, но не являются эффективными для развития творческого мышления;
– репродуктивныеметоды имеют главным признаком воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя. Учитель применяет (разрабатывает) систему упражнений, в том числе программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Эффективность данных методов повышается, если учащимся сообщается определенный алгоритм выполнения задания;
– методы проблемного изложения(проблемная лекция, экспериментирование и др.). В рамках этих методов учитель ставит проблему и показывает пути её решения, то есть демонстрирует образец научного решения проблемы. Учащиеся при этом мысленно следят и усваивают логику, этапы решения научной проблемы, но без выработки умения применять их самостоятельно;
– частично-поисковые, или эвристические методысостоят в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Он создает проблемные ситуации, конструирует задание, планирует этапы (шаги) его решения, а учащиеся выполняют их самостоятельно под общим руководством учителя;
– исследовательские методыявляются способом организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, нахождению новых способов решения или доказательств. Учащиеся самостоятельно находят и формулируют проблему, планируют этапы и способы решения (исследования), осуществляют самоконтроль результатов исследования. Учитель участвует в предъявлении проблемных задач, осуществляет общий контроль за ходом исследования.
4.На основеметодологии целостного подхода к деятельностиизвестный дидакт Ю.К. Бабанский предложил классификацию методов обучения, учитывающую все структурные элементы деятельности: организацию, стимулирование и контроль. В этой классификации представлены три группы методов:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Каждая группа методов в свою очередь подразделяется на подгруппы. Для удобства восприятия представим каждую из названных групп в виде таблицы.
Таблица 5. Методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности
I подгруппа |
II подгруппа |
III подгруппа |
IV подгруппа |
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) |
По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) |
По степени самостоятельности мышления учащихся в процессе усвоения знаний |
По характеру управления учебной деятельностью (методы управления учебной деятельностью) |
Словесные: – объяснение; – рассказ; – беседа; – лекция; – дискуссия и др. Наглядные: – иллюстрации; – демонстрации, Практические: – упражнение; – опыт; -трудовые действия и др. |
Индуктивные, дедуктивные, аналитические; синтетические, аналогия, выделение главного, сравнение и др. |
Репродуктивные, продуктивные (проблемные, проблемно-поисковые, исследовательские и др.) |
Методы работы под руководством учителя; методы самостоятельной работы учащихся: – работа с книгой; – выполнение письменных заданий; – выполнение лабораторной работы; художественно-творческой работы в мастерских и др. |
Таблица 6. Методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности
I подгруппа |
II подгруппа |
Методы стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности |
Методы стимулирования долга и ответственности в учении |
Создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, познавательной новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении и др.; познавательные игры; учебные дискуссии |
Разъяснение личностной и общественной значимости учения и формирование у школьников соответствующих убеждений; предъявление требований; упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков в учении; соревновательность и др. |
Таблица 7. Методы контроля и самоконтроля в обучении
I подгруппа |
II подгруппа |
III подгруппа |
Методы устного контроля и самоконтроля |
Методы письменного контроля самоконтроля |
Методы лабораторно-практического контроля самоконтроля |
Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устный зачет, устный экзамен, программированный опрос, устный самоконтроль и др. |
Письменная контрольная работа, письменный зачет, письменный экзамен, письменная программированная работа, тестирование, письменный самоконтроль и др. |
Контрольные лабораторно-практические работы, лабораторно-практический самоконтроль и др. |
Существуют и другие классификации методов обучения (М.И. Махмутова, В. Оконя, И.Ф. Харламова и др.).
Рассмотрим классификации методов воспитания. В общепризнанной (традиционной) классификации методов воспитания, предложенной Г.И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами:
методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и др.;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и др.;
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и др.
В учебной педагогической литературе встречается и другая классификация методов воспитания:
– методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; упражнение, приучение, поручение, пример, ситуации свободного выбора и др.;
– методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: рассказ, лекция, беседа, дискуссия и др.
– методы самоопределения личности ребенка: методы самопознания, самовоспитания;
– методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: соревнование, поощрение, наказание и др.
Известны также классификации методов воспитания Н.Е. Щурковой, М.И. Рожкова и Л.В. Байбародовой и других педагогов.
В.А. Сластенин и его последователи предложили классификацию методов целостного педагогического процесса. Такой подход отражает тот факт, что в реальных условиях педагог осуществляет методы обучения и воспитания в неразрывном единстве. В этой классификации выделены четыре группы методов:
1)методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе;
2)методы организации разных видов деятельности, в том числе учебно-познавательной, и формирования опыта общественного поведения;
3)методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения;
4)методы контроля и самоконтроля эффективности педагогического процесса.
В заключение подчеркнем, что все классификации носят условный характер. Один и тот же метод, как нетрудно заметить, может быть отнесен к разным группам методов в разных классификациях. Например, метод беседы – это и словесный метод, и метод стимулирования, и метод осмысления социального опыта, и метод контроля, и проблемный метод. Все зависит от задач и содержания, которые реализуются данным методом.
Вместе с тем, знание классификаций методов педагогического процесса помогает педагогу-практику ясно представить себе систему методов, понять их назначение, взаимосвязь и взаимопроникновение, характерные признаки, сильные и слабые стороны, а также условия их эффективного применения в реальных условиях педагогической практики.
Важной проблемой для учителя является выбор оптимального сочетания методов и приемов в конкретной педагогической ситуации.
studfile.net