5.2. Средства физического воспитания
87
Глава 5
Педагогические основы
физического воспитания
5.1. Методические принципы физического воспитания
Систематическое воздействие физических упражнений на организм человека может быть успешным в том случае, когда методика их применения (система средств и способов) согласуется с основными правилами, закономерностями процесса физического воспитания. Знание и соблюдение этих закономерностей, или иначе принципов, позволяет эффективно овладеть конкретным двигательным навыком и развить то или иное физическое качество (силу, выносливость, гибкость и т. д.). И, наоборот, — не знание принципов или их неумелое применение существенным образом тормозит успешность обучения движением, затрудняет формирование физических качеств.
Основными принципами методики обучения и воспитания (методическими принципами), которыми необходимо руководствоваться в процессе построения занятий физическими упражнениями, являются принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, динамичности.
Принципы сознательности и активности предусматривают формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса студентов к занятиям физическими упражнениями. Это, в свою очередь, возможно только при творческом сотрудничестве преподавателя и студента. Педагогическое мастерство, профессионализм преподавателя заключается в доведении до сознания студентов конкретного смысла и значения выполняемых заданий, объяснением не только того, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему его следует выполнять так, а не иначе, как оно влияет на те или иные функции организма. Совместный анализ удачного или не удачного выполнения упражнений, поиск ошибок в технике движений, причин их возникновения и путей устранения способствует формированию у студентов сознательного и активного отношения к процессу обучения, приучает их к самоанализу, самооценке, самоконтролю двигательной деятельности, развивает интерес и стремление к самосовершенствованию.
Путь к физическому совершенству — прежде всего большой напряженный труд. Здесь неизбежны и утомительные упражнения, и «скучные» задания, интерес к которым проявляется лишь на основе глубокого понимания студентом их важности и необходимости в процессе становления гармонически развитой личности. Именно на этой основе формируется устойчивое стремление преодолевать трудности, проявлять инициативность, самостоятельность, творческую активность в процессе физического совершенствования.
Принцип наглядности. Этот принцип в физическом воспитании обеспечивается комплексным использованием многообразных форм наглядности: показ двигательного действия преподавателем или подготовленным студентом, просмотр учебных видеофильмов, наглядных пособий, рисунков, схем, зрительных и слуховых ориентиров и др. Применение различных форм и средств наглядности способствуют формированию точного образа двигательного действия или двигательного задания (модели деятельности) в целом.
Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные особенности, пол, уровень подготовленности, индивидуальные различия в физических и психических способностях студентов. Доступность упражнений или нагрузок не означает полное отсутствие трудности при их выполнении, а предполагает постоянное и последовательное преодоление их путем мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Мера доступности изменяется в зависимости от степени технической, физической и функциональной подготовленности студента: что было недоступно на одном этапе обучения, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и предъявляемые требования.
Принцип систематичности — это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное распределение нагрузок и отдыха. Если за учебным или тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то это приведет к снижению уровня работоспособности. Систематичность или непрерывность процесса обучения и воспитания заключается в том, что положительный эффект каждого последующего занятия должен как бы «наслаиваться» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий «суммируется» — возникает кумулятивный эффект системы занятий, то есть относительно стойкие адаптационные перестройки функционального характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков.
Принцип динамичности предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной деятельности студентов за счет обновления и усложнения применяемых физических упражнений, методов обучения, условий занятий, а также величины нагрузки — ее объема и интенсивности. Без этого нельзя обеспечить развитие физических, волевых качеств, освоить новые формы двигательных умений и навыков, совершенствовать деятельность функциональных систем организма.
Рассмотренные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать безрезультативным большой труд преподавателя и студента.
К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы (рис. 5.1). Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Рис. 5.1. Средства физического воспитания
Физические упражнения — это двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений (циклических, ациклических, динамических, статических, аэробных, анаэробных и др.) велико. Они различны по форме, содержанию, направленности (рис. 5.2).
Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.
Рис. 5.2. Классификация физических упражнений
5.3. Методы физического воспитания
В физическом воспитании применяются общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) и специфические (характерные только для физического воспитания) методы.
Из общепедагогических методов, широко используемых в физическом воспитании, следует выделить словесные методы. Практически вся деятельность в процессе обучения и воспитания связана с использованием метода словесного воздействия: сообщают знания, дают задания, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, управляют поведением занимающихся. К словесным методам относятся: лекции, беседы, рассказ, объяснения, указания, распоряжения и команды, словесные оценки, комментарии, замечания и многое другое. Применение того или иного словесного метода зависит от возраста занимающихся, этапа обучения двигательному действию, уровня физической и интеллектуальной подготовленности.
К специфическим методам физического воспитания относятся методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое физическое упражнение выполняется в строго заданной форме и точно обусловленной физической нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, управлять ее динамикой в зависимости от психофизического состояния студента; 2) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки, не вызывая перенапряжения функциональных систем организма; 3) избирательно воспитывать физические качества; 4) эффективно осваивать технику физических упражнений.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две группы: методы обучения технике двигательного действия и методы воспитания физических качеств.
Обучение технике двигательного действия может осуществляться как при разучивании его по частям, так и при целостном его выполнении. Метод обучения двигательному действию по частям (метод расчлененного упражнения) предполагает разучивание сложного по структуре двигательного действия по фазам или элементам с последовательным их объединением по мере освоения в целостное физическое упражнение. Обычно применяется на начальном этапе обучения.
Метод целостного обучения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре.
Методы воспитания физических качеств
Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Основными параметрами регулирования и дозирования нагрузки в любом из методов являются: интенсивность, длительность, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха.
Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной интенсивностью. С увеличением интенсивности работы длительность ее уменьшается, и наоборот. Наиболее типичными примерами построения учебно-тренировочного занятия с использованием равномерного метода являются: длительный непрерывный бег, плавание, бег на лыжах, катание на коньках, велоезда. Интенсивность выполнения упражнений, как правило, умеренная (при ЧСС 130–170 уд/мин), продолжительность — от 15 до 90 мин и более. Тренировочное занятие с равномерной нагрузкой способствует совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитию общей и специальной выносливости, воспитанию волевых качеств.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которого происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа 20–25 раз, повторить 3–4 серии с отдыхом до достаточно полного восстановления; повторное пробегание отрезков 400 м х 6 раз. В первом случае развивается силовая выносливость, во втором — специальная беговая выносливость.
Интервальный метод, также как и повторный, характеризуется многократным повторением упражнения, но уже с интервалами отдыха не до полного восстановления, а жестко регламентированными интервалами. Пауза отдыха устанавливается с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120–140 уд/мин (при рабочем пульсе 160–180 уд/мин), то есть каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Например, пробегание отрезков 30 м 10 раз через 1–1,5 мин отдыха. Данное упражнение развивает скоростную выносливость. Если выполнить эту же работу (30 м х 10 повт.), а интервалы отдыха увеличить до почти полного восстановления (как в повторном методе), то мы обеспечим развитие не скоростной выносливости, а, в большей степени, — скорости.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы. Для каждого упражнения определяется место или «станция» (рис. 5.3). Обычно круг составляет 8–10 станций. На каждой из них студент выполняет упражнение (например, подтягивание, приседание, отжимание, прыжки, упражнение на пресс и т. д.) и проходит круг от одного до трех раз. Используется для развития и совершенствования всех физических качеств.
Рис. 5.3. Метод круговой тренировки
Игровой метод — это метод использования физических упражнений в игровой форме. Он характеризуется отсутствием жесткой регламентации действий, наличием вероятностных условий их выполнения. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных или облегченных условиях, развития таких качеств и способностей, как быстрота реакции, координация движений, пространственная ориентация. Соблюдение условий и правил игры содействует воспитанию нравственных качеств: чувства взаимопомощи и сотрудничества, коллективизма, самостоятельности, инициативности, сознательной дисциплинированности и другие ценные личностные качества. Присущий игровому методу фактор эмоциональности способствует формированию устойчивого интереса и положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод — это выполнение физических упражнений в форме соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях организованного соперничества за первенство или высокое спортивное достижение. Фактор соперничества создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность студентов к выполнению тех физических упражнений, в которых они должны соревноваться.
studfile.net
1.2. Средства физического воспитания
К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы (рис. 1.1). Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Рис. 1.1. Средства физического воспитания
Физические упражнения — это двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений (циклических, ациклических, динамических, статических, аэробных, анаэробных и др.) велико. Они различны по форме, содержанию, направленности (рис. 1.2).
Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.
Рис. 1.2. Классификация физических упражнений
1.3. Методы физического воспитания
В физическом воспитании применяются общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) и специфические (характерные только для физического воспитания) методы.
Из общепедагогических методов, широко используемых в физическом воспитании, следует выделить словесные методы. Практически вся деятельность в процессе обучения и воспитания связана с использованием метода словесного воздействия: сообщают знания, дают задания, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, управляют поведением занимающихся. К словесным методам относятся: лекции, беседы, рассказ, объяснения, указания, распоряжения и команды, словесные оценки, комментарии, замечания и многое другое. Применение того или иного словесного метода зависит от возраста занимающихся, этапа обучения двигательному действию, уровня физической и интеллектуальной подготовленности.
К специфическим методам физического воспитания относятся методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое физическое упражнение выполняется в строго заданной форме и точно обусловленной физической нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, управлять ее динамикой в зависимости от психофизического состояния студента; 2) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки, не вызывая перенапряжения функциональных систем организма; 3) избирательно воспитывать физические качества; 4) эффективно осваивать технику физических упражнений.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две группы: методы обучения технике двигательного действия и методы воспитания физических качеств.
Обучение технике двигательного действия может осуществляться как при разучивании его по частям, так и при целостном его выполнении. Метод обучения двигательному действию по частям (метод расчлененного упражнения) предполагает разучивание сложного по структуре двигательного действия по фазам или элементам с последовательным их объединением по мере освоения в целостное физическое упражнение. Обычно применяется на начальном этапе обучения.
Метод целостного обучения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре.
Методы воспитания физических качеств
Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Основными параметрами регулирования и дозирования нагрузки в любом из методов являются: интенсивность, длительность, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха.
Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной интенсивностью. С увеличением интенсивности работы длительность ее уменьшается, и наоборот. Наиболее типичными примерами построения учебно-тренировочного занятия с использованием равномерного метода являются: длительный непрерывный бег, плавание, бег на лыжах, катание на коньках, велоезда. Интенсивность выполнения упражнений, как правило, умеренная (при ЧСС 130–170 уд/мин), продолжительность — от 15 до 90 мин и более. Тренировочное занятие с равномерной нагрузкой способствует совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитию общей и специальной выносливости, воспитанию волевых качеств.
Переменный метод характеризуется направленным изменением нагрузки в процессе тренировочного занятия (скорости, темпа, величины усилий и т. д.). Применяются упражнения как с убывающей, так и с увеличивающейся (прогрессирующей) нагрузкой. Прогрессирующая нагрузка (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 40–50–60–70–80 кг с полными интервалами отдыха между подходами; пробегание отрезков 200+400+800+1200 м) способствует повышению функциональных возможностей организма, развивает специальную выносливость. Убывающая (нисходящая) нагрузка (например, пробегание отрезков в следующем порядке: 800+400+200+100 м с жесткими интервалами отдыха между ними) позволяет достигать больших объемов нагрузки тренировочного занятия, что важно при воспитании выносливости.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которого происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа 20–25 раз, повторить 3–4 серии с отдыхом до достаточно полного восстановления; повторное пробегание отрезков 400 м х 6 раз. В первом случае развивается силовая выносливость, во втором — специальная беговая выносливость.
Интервальный метод, также как и повторный, характеризуется многократным повторением упражнения, но уже с интервалами отдыха не до полного восстановления, а жестко регламентированными интервалами. Пауза отдыха устанавливается с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120–140 уд/мин (при рабочем пульсе 160–180 уд/мин), то есть каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Например, пробегание отрезков 30 м 10 раз через 1–1,5 мин отдыха. Данное упражнение развивает скоростную выносливость. Если выполнить эту же работу (30 м х 10 повт.), а интервалы отдыха увеличить до почти полного восстановления (как в повторном методе), то мы обеспечим развитие не скоростной выносливости, а, в большей степени, — скорости.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы. Для каждого упражнения определяется место или «станция» (рис. 1.3). Обычно круг составляет 8–10 станций. На каждой из них студент выполняет упражнение (например, подтягивание, приседание, отжимание, прыжки, упражнение на пресс и т. д.) и проходит круг от одного до трех раз. Используется для развития и совершенствования всех физических качеств.
Рис. 1.3. Метод круговой тренировки
Игровой метод — это метод использования физических упражнений в игровой форме. Он характеризуется отсутствием жесткой регламентации действий, наличием вероятностных условий их выполнения. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных или облегченных условиях, развития таких качеств и способностей, как быстрота реакции, координация движений, пространственная ориентация. Соблюдение условий и правил игры содействует воспитанию нравственных качеств: чувства взаимопомощи и сотрудничества, коллективизма, самостоятельности, инициативности, сознательной дисциплинированности и другие ценные личностные качества. Присущий игровому методу фактор эмоциональности способствует формированию устойчивого интереса и положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод — это выполнение физических упражнений в форме соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях организованного соперничества за первенство или высокое спортивное достижение. Фактор соперничества создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность студентов к выполнению тех физических упражнений, в которых они должны соревноваться.
studfile.net
5.2. Средства физического воспитания
87
Глава 5
Педагогические основы
физического воспитания
5.1. Методические принципы физического воспитания
Систематическое воздействие физических упражнений на организм человека может быть успешным в том случае, когда методика их применения (система средств и способов) согласуется с основными правилами, закономерностями процесса физического воспитания. Знание и соблюдение этих закономерностей, или иначе принципов, позволяет эффективно овладеть конкретным двигательным навыком и развить то или иное физическое качество (силу, выносливость, гибкость и т. д.). И, наоборот, — не знание принципов или их неумелое применение существенным образом тормозит успешность обучения движением, затрудняет формирование физических качеств.
Основными принципами методики обучения и воспитания (методическими принципами), которыми необходимо руководствоваться в процессе построения занятий физическими упражнениями, являются принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, динамичности.
Принципы сознательности и активности предусматривают формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса студентов к занятиям физическими упражнениями. Это, в свою очередь, возможно только при творческом сотрудничестве преподавателя и студента. Педагогическое мастерство, профессионализм преподавателя заключается в доведении до сознания студентов конкретного смысла и значения выполняемых заданий, объяснением не только того, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему его следует выполнять так, а не иначе, как оно влияет на те или иные функции организма. Совместный анализ удачного или не удачного выполнения упражнений, поиск ошибок в технике движений, причин их возникновения и путей устранения способствует формированию у студентов сознательного и активного отношения к процессу обучения, приучает их к самоанализу, самооценке, самоконтролю двигательной деятельности, развивает интерес и стремление к самосовершенствованию.
Путь к физическому совершенству — прежде всего большой напряженный труд. Здесь неизбежны и утомительные упражнения, и «скучные» задания, интерес к которым проявляется лишь на основе глубокого понимания студентом их важности и необходимости в процессе становления гармонически развитой личности. Именно на этой основе формируется устойчивое стремление преодолевать трудности, проявлять инициативность, самостоятельность, творческую активность в процессе физического совершенствования.
Принцип наглядности. Этот принцип в физическом воспитании обеспечивается комплексным использованием многообразных форм наглядности: показ двигательного действия преподавателем или подготовленным студентом, просмотр учебных видеофильмов, наглядных пособий, рисунков, схем, зрительных и слуховых ориентиров и др. Применение различных форм и средств наглядности способствуют формированию точного образа двигательного действия или двигательного задания (модели деятельности) в целом.
Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные особенности, пол, уровень подготовленности, индивидуальные различия в физических и психических способностях студентов. Доступность упражнений или нагрузок не означает полное отсутствие трудности при их выполнении, а предполагает постоянное и последовательное преодоление их путем мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Мера доступности изменяется в зависимости от степени технической, физической и функциональной подготовленности студента: что было недоступно на одном этапе обучения, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и предъявляемые требования.
Принцип систематичности — это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное распределение нагрузок и отдыха. Если за учебным или тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то это приведет к снижению уровня работоспособности. Систематичность или непрерывность процесса обучения и воспитания заключается в том, что положительный эффект каждого последующего занятия должен как бы «наслаиваться» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий «суммируется» — возникает кумулятивный эффект системы занятий, то есть относительно стойкие адаптационные перестройки функционального характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков.
Принцип динамичности предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной деятельности студентов за счет обновления и усложнения применяемых физических упражнений, методов обучения, условий занятий, а также величины нагрузки — ее объема и интенсивности. Без этого нельзя обеспечить развитие физических, волевых качеств, освоить новые формы двигательных умений и навыков, совершенствовать деятельность функциональных систем организма.
Рассмотренные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать безрезультативным большой труд преподавателя и студента.
К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы (рис. 5.1). Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Рис. 5.1. Средства физического воспитания
Физические упражнения — это двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений (циклических, ациклических, динамических, статических, аэробных, анаэробных и др.) велико. Они различны по форме, содержанию, направленности (рис. 5.2).
Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.
Рис. 5.2. Классификация физических упражнений
5.3. Методы физического воспитания
В физическом воспитании применяются общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) и специфические (характерные только для физического воспитания) методы.
Из общепедагогических методов, широко используемых в физическом воспитании, следует выделить словесные методы. Практически вся деятельность в процессе обучения и воспитания связана с использованием метода словесного воздействия: сообщают знания, дают задания, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, управляют поведением занимающихся. К словесным методам относятся: лекции, беседы, рассказ, объяснения, указания, распоряжения и команды, словесные оценки, комментарии, замечания и многое другое. Применение того или иного словесного метода зависит от возраста занимающихся, этапа обучения двигательному действию, уровня физической и интеллектуальной подготовленности.
К специфическим методам физического воспитания относятся методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое физическое упражнение выполняется в строго заданной форме и точно обусловленной физической нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, управлять ее динамикой в зависимости от психофизического состояния студента; 2) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки, не вызывая перенапряжения функциональных систем организма; 3) избирательно воспитывать физические качества; 4) эффективно осваивать технику физических упражнений.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две группы: методы обучения технике двигательного действия и методы воспитания физических качеств.
Обучение технике двигательного действия может осуществляться как при разучивании его по частям, так и при целостном его выполнении. Метод обучения двигательному действию по частям (метод расчлененного упражнения) предполагает разучивание сложного по структуре двигательного действия по фазам или элементам с последовательным их объединением по мере освоения в целостное физическое упражнение. Обычно применяется на начальном этапе обучения.
Метод целостного обучения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре.
Методы воспитания физических качеств
Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Основными параметрами регулирования и дозирования нагрузки в любом из методов являются: интенсивность, длительность, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха.
Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной интенсивностью. С увеличением интенсивности работы длительность ее уменьшается, и наоборот. Наиболее типичными примерами построения учебно-тренировочного занятия с использованием равномерного метода являются: длительный непрерывный бег, плавание, бег на лыжах, катание на коньках, велоезда. Интенсивность выполнения упражнений, как правило, умеренная (при ЧСС 130–170 уд/мин), продолжительность — от 15 до 90 мин и более. Тренировочное занятие с равномерной нагрузкой способствует совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитию общей и специальной выносливости, воспитанию волевых качеств.
Переменный метод характеризуется направленным изменением нагрузки в процессе тренировочного занятия (скорости, темпа, величины усилий и т. д.). Применяются упражнения как с убывающей, так и с увеличивающейся (прогрессирующей) нагрузкой. Прогрессирующая нагрузка (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 40–50–60–70–80 кг с полными интервалами отдыха между подходами; пробегание отрезков 200+400+800+1200 м) способствует повышению функциональных возможностей организма, развивает специальную выносливость. Убывающая (нисходящая) нагрузка (например, пробегание отрезков в следующем порядке: 800+400+200+100 м с жесткими интервалами отдыха между ними) позволяет достигать больших объемов нагрузки тренировочного занятия, что важно при воспитании выносливости.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которого происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа 20–25 раз, повторить 3–4 серии с отдыхом до достаточно полного восстановления; повторное пробегание отрезков 400 м х 6 раз. В первом случае развивается силовая выносливость, во втором — специальная беговая выносливость.
Интервальный метод, также как и повторный, характеризуется многократным повторением упражнения, но уже с интервалами отдыха не до полного восстановления, а жестко регламентированными интервалами. Пауза отдыха устанавливается с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120–140 уд/мин (при рабочем пульсе 160–180 уд/мин), то есть каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Например, пробегание отрезков 30 м 10 раз через 1–1,5 мин отдыха. Данное упражнение развивает скоростную выносливость. Если выполнить эту же работу (30 м х 10 повт.), а интервалы отдыха увеличить до почти полного восстановления (как в повторном методе), то мы обеспечим развитие не скоростной выносливости, а, в большей степени, — скорости.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы. Для каждого упражнения определяется место или «станция» (рис. 5.3). Обычно круг составляет 8–10 станций. На каждой из них студент выполняет упражнение (например, подтягивание, приседание, отжимание, прыжки, упражнение на пресс и т. д.) и проходит круг от одного до трех раз. Используется для развития и совершенствования всех физических качеств.
Рис. 5.3. Метод круговой тренировки
Игровой метод — это метод использования физических упражнений в игровой форме. Он характеризуется отсутствием жесткой регламентации действий, наличием вероятностных условий их выполнения. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных или облегченных условиях, развития таких качеств и способностей, как быстрота реакции, координация движений, пространственная ориентация. Соблюдение условий и правил игры содействует воспитанию нравственных качеств: чувства взаимопомощи и сотрудничества, коллективизма, самостоятельности, инициативности, сознательной дисциплинированности и другие ценные личностные качества. Присущий игровому методу фактор эмоциональности способствует формированию устойчивого интереса и положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод — это выполнение физических упражнений в форме соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях организованного соперничества за первенство или высокое спортивное достижение. Фактор соперничества создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность студентов к выполнению тех физических упражнений, в которых они должны соревноваться.
studfile.net
Что является основным средством физического воспитания детей?
Физическое воспитание ребенка является важнейшим аспектом всестороннего развития личности. Оно способствует формированию у маленького человека таких положительных качеств, как трудолюбие, воля и коллективизм. Кроме того, физическое воспитание преследует и оздоровительные цели. Оно помогает в формировании правильного изгиба позвоночника, в укреплении связочно-суставной и мышечной системы, в развитии сводов стопы и совершенствовании работы дыхательных органов, сосудов и сердца.
Средства физического воспитания
Как же решить столь важные задачи, позволяющие ребенку вырасти здоровой и гармонично развитой личностью? Для этого применяются следующие средства физического воспитания дошкольников:
- гигиенические факторы;
- физические упражнения;
- силы природы и т. д.
Добиться разностороннего воздействия на организм ребенка можно только при комплексном использовании всех вышеперечисленных средств. Это и будет способствовать физическому воспитанию детей.

Работоспособность маленького человека в значительной степени повышается и от естественных факторов природы, таких как вода, воздух и солнце. У ребенка, находящегося на свежем воздухе, активизируются функциональные возможности организма. Природные факторы способствуют закаливанию. Кроме того, с их помощью производится тренировка механизмов терморегуляции организма. А использование естественных природных сил в сочетании с различными физическими упражнениями позволяет ускорить обменные процессы и повысить защитные силы организма.
Важность активных движений
Что является основным средством физического воспитания ребенка? Ответ однозначен. Это физические упражнения. Их используют при решении целого комплекса воспитательных и оздоровительных задач, цель которых заключается во всестороннем развитии личности маленького человека.

Ребенок совершает множество двигательных действий, которые являются весьма многообразными. Он лепит и рисует, играет и танцует. Совокупность таких движений объединяется в целостное действие.
Немного истории
Почему мы рассматриваем физические упражнения как основное средство физического воспитания? Для того чтобы дать ответ на данный вопрос, необходимо совершить небольшое путешествие в прошлое. В древности физические упражнения были неотъемлемой стороной жизни человека. С их помощью он удовлетворял потребность в жилье и пище, продолжении рода, тепле и т. д. Далее человек проходил различные этапы своего развития. Вместе с ним все более совершенными становились и его движения.
Что способствовало возникновению физических упражнений? Они появились благодаря трудовой деятельности, охоте и даже войнам. Человеку необходимо было выжить. Именно поэтому он и совершенствовал такие качества своего организма, как сила и ловкость, выносливость, быстрота и гибкость. Практически все занятия требовали от человека сноровки и умения совершать определенные действия. Именно поэтому перед тем как пойти на охоту, люди наносили на скалы изображения животных и стреляли по ним из луков. Это была своеобразная тренировка, благодаря которой охотник приобретал необходимые для поимки зверя навыки.
Появление физических упражнений стало возможным благодаря трудовым процессам и религиозным обрядам, а также множеству других событий, которые происходили в обществе. С развитием цивилизации постепенно утрачивалось сходство, существовавшее между трудом и физическими упражнениями. При этом из многообразной двигательной деятельности постепенно начали вычленяться определенные действия. Их стали применять в физическом воспитании личности и назвали упражнениями. Это было метание и бег, прыжки, плавание и т. д. Стали создаваться и специальные упражнения для развития той или иной группы мышц. Их выполняли с предметами или без таковых.
Широкое распространение получили и подвижные игры, возникшие еще в далекой древности. Это любимая многими лапта, горелки, ловишки и многое другое. С течением времени появились спортивные игры (футбол и хоккей, теннис и баскетбол и т. д.).
Создание и дальнейшее развитие физических упражнений не прекращается и на сегодняшний день. Продолжается разработка все более новых и усовершенствованных систем, позволяющих развивать двигательную активность детей.
Что такое физические упражнения?
Жизнь любого человека невозможна без активных движений. Особенно важны они для развивающегося детского организма. На вопрос о том, что является основным средством физического воспитания, можно дать однозначный ответ. И это подтверждено не только теоретическими, но и практическими знаниями педагогики. Основное специфическое средство физического воспитания человека – это физические упражнения. Их используют в комплексе, решая одновременно воспитательные и оздоровительные задачи.

Согласно практике и теории физвоспитания, термин «упражнение» имеет 2 значения. Прежде всего, с его помощью определяют виды разнообразных двигательных действий. Они-то и служат средствами физвоспитания. Кроме того, под упражнениями понимают неоднократно воспроизводимые действия, планируемые в соответствии с методическими указаниями. Оба разъяснения термина имеют между собой тесную связь. Однако между ними есть и некоторые различия. В первой трактовке слова «упражнение» речь идет в основном о том, при помощи каких инструментов происходит воздействие на физическое состояние детей. Второе разъяснение объясняет нам, каким образом производится данное воздействие.
Что относят к физическим упражнениям?
Не всякие активные движения детей содействуют воспитательному процессу. Основное средство физического воспитания в форме упражнений имеет место только тогда, когда активность малышей направлена на решение задач гармоничного развития личности, и подчинено всем правилам педагогического процесса. В качестве таких движений могут выступать бег, ходьба, плавание и т. д. Они играют роль средства физического воспитания детей дошкольного возраста. Такие движения способствуют обеспечению функциональной активности организма и совершенствованию психофизических качеств личности. Стоит только всегда помнить о том, какое средство физического воспитания является основным, и не отождествлять его с некоторыми бытовыми и трудовыми действиями.
Содержание тренировочных движений
Физические упражнения состоят из определенных двигательных действий и тех процессов, которые при этом происходят во всех системах организма. Проведение активных занятий с детьми предполагает подачу сознательной установки, направленной на достижение нужного результата действий. Это соответствует тем задачам, которые стоят перед педагогами.

Техника упражнений
Это понятие включает в себя тот способ, при помощи которого выполняются необходимые движения. Техника упражнений может быть различной. Это относится к скорости и способам выполнения (спиной вперед, на носках и т. д.). Выбор той или иной техники оказывает огромное влияние на результаты выполняемых упражнений. Кроме того, во время проведения занятий нередко используется спортивный инвентарь, позволяющий доводить движения до совершенства.

Техника любого физического упражнения имеет три составные части. Первой из них является основа. Это те главные элементы упражнения, которые призваны решать двигательные задачи. Второй составляющей техники активных занятий является определяющее звено. Это та часть движения, которая является решающей. Примером определяющего звена может служить отталкивание ног при прыжке на месте. Выделяют еще и детали техники упражнений. Они представляют собой второстепенные особенности активных действий, которые могут быть изменены.
Возрастные особенности занятий
Большинство родителей знают, что является основным средством физического воспитания детей. Именно поэтому, начиная с раннего периода жизни чада, папы и мамы проводят со своими малышами активные занятия. Причем движения ребенка должны соответствовать его возрасту. Так, в грудной период жизни малыш способен только на пассивные упражнения или пассивно-активные, выполнять которые ему помогают взрослые. Эти занятия сопровождаются воздушными ваннами и массажем. Подрастая, малыш начинает ползать, готовится к ходьбе, катает и бросает мячик. В этом возрасте данные движения и являются теми физическими упражнениями, которые необходимы для развития личности.
Более сложные занятия проводятся с детками 5-6 лет. Что является основным средством физического воспитания в этом возрасте? Все те же общеразвивающие упражнения. Только подросшие малыши уже должны выполнять:
- разнообразные виды бега, ходьбы, прыжков и лазания;
- построение, повороты и перестроение;
- танцевальные движения.
Формы занятий
Основное специфическое средство физического воспитания, коим являются упражнения, может реализовываться по-разному. Главными формами активных тренировок для детей служат:
- физкультминутки;
- утренняя гимнастика;
- занятия физкультурой;
- подвижные игры;
- самостоятельные занятия.
Утренняя гимнастика
Основное специфическое средство физического воспитания – это разнообразные упражнения. Их выполнение производится при помощи такого компонента, включенного в режим дня малышей, как утренняя гимнастика. Ее упражнения позволяют снять некоторое торможение, оставшееся после ночного сна. При этом обеспечивается тренировка всех групп мышц, что способствует формированию хорошей осанки и подготавливает неокрепший детский организм к дальнейшим нагрузкам.
Продолжительность таких тренировок зависит от возраста малышей. Так, младшей группе достаточно позаниматься 4-5 минут. Старшим детсадовцам требуются занятия, длящиеся 10-12 мин.

Физкультминутка
Основным специфическим средством физического воспитания являются и короткие по времени занятия. Это физкультминутки, которые рекомендуется проводить в средней, а также в старшей и подготовительной группах в процессе занятий или в перерывах между ними. Даже кратковременная двигательная активность позволяет снять утомление и восстановить положительное эмоциональное состояние.
Проводится физкультминутка сидя. Ее организуют и стоя у столов, за которыми занимаются дети. Она включает два или три упражнения на движение рук, разгибание туловища, а также шаги на месте. Все это активизирует работу мышц и расширяет грудную клетку. Выполняют такие упражнения не более одной-двух минут.
Подвижные игры
В педагогике нередко пользуются и еще одной формой работы с детьми. Это подвижные игры. Как средство физического воспитания такие занятия:
- расширяют двигательный опыт ребенка, обогащая его как новыми, так и более сложными движениями;
- совершенствуют имеющиеся у малышей двигательные навыки;
- воспитывают активность, самостоятельность, а также положительные отношения в коллективе сверстников;
- развивают такие двигательные качества, как выносливость, быстрота и ловкость.
Подвижные игры как основные средства и методы физического воспитания планируются педагогом заранее. При этом они включаются в режим дня малышей. Утром у детей игры возникают сами собой. Продолжаются они и после, уже на прогулке. Только здесь они являются одной из форм ежедневной работы педагога. Длительность организованных подвижных игр и упражнений на улице, как правило, составляет 30-40 мин. В вечерние часы таким занятиям отводят 10-15 мин. Такая форма физического воспитания укрепляет здоровье малышей и закаляет их организм. Хорошо, если во время таких упражнений дети будут обеспечены инвентарем и спортивными пособиями, стимулирующими двигательную активность.
Самостоятельные занятия
Физические упражнения могут выполняться по желанию и инициативе детей. В таком случае они явятся самостоятельным занятием. Тем не менее подобная двигательная активность должна находиться под постоянным наблюдением воспитателя. Эта форма работы с малышами направлена на развитие движений и формирование привычки к самостоятельному выполнению упражнений.
Методика использования физической культуры
То, при помощи какого способа применяются активные движения в процессе воспитания детей, зависит от возраста, а также от условий проведения занятий и двигательных возможностей малышей. Существует две группы различных методов. К первой из них относятся специфические. Их применяют только в процессе физвоспитания. Во вторую группу входят общепедагогические методы.

Круг их использования распространяется на все случаи воспитания и обучения. В перечень специфических способов входят:
- методы, строго регламентирующие физ. упражнения;
- подвижные игры;
- соревновательный метод, когда упражнения используются в соревновательной форме.
Все эти способы призваны решать задачи по обучению малышей технике выполнения упражнений. Также они помогают в воспитании физических качеств личности.
Все упражнения для детей предлагаются в максимально конкретной форме. Это могут быть различные задания, например, «добеги до скамейки». Кроме того, педагоги нередко используют образные имитации и задания. Например, «бежать надо тихо, как мышки». Специфические методы физического воспитания подразумевают и работу с различными предметами (палками, мячами и т. д.). При этом все обучение происходит от простых движений и действий к более сложным.
При применении общепедагогических методов используются словесные и наглядные методы воздействия. Какой же способ выбрать педагогу для осуществления процесса физвоспитания? Применять понадобится сразу несколько методов. Только их совокупность обеспечит успешное решение поставленной задачи.
Для студентов, обучающихся в педагогических вузах, изучающих, что является основным средством физического воспитания, МТИ предлагает для ознакомления готовые курсовые работы и рефераты по данной теме.
fb.ru
1. На каких принципах основана российская система образования. 2. Средства физического воспитания и их краткая характеристика. Понятие «физическое упражнение». 3. Методы индивидуального контроля восприятия нагрузки учащимися. Визуальные признаки утомления
ДОКЛАД
методическое объединение учителей физической культуры
МОУ лицей «МОК» №2
Подготовил: учитель физической культуры Кошлань Л.Л.
На каких принципах основана российская система образования.
2. Средства физического воспитания и их краткая характеристика. Понятие «физическое упражнение».
3. Методы индивидуального контроля восприятия нагрузки учащимися. Визуальные признаки утомления. Пульсометрия. Методики их использования на уроках физкультуры.
1. На каких принципах основана российская система образования.
Система – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования – совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.
Чем же определяются особенности и уровень развития системы образования? Прежде всего, развитием производства. Именно оно определяет требования к типу работника, уровню его образования. Во-вторых, уровнем развития культуры, в широком е смысле и науки в частности.
В-третьих, особенностями форм общественного сознания, идеологией, моралью, религией. Например, в станах с мусульманским вероисповеданием, принципы образования существенно отличаются от христианских.
В-четвертых, на характер системы образования существенно влияют исторический опыт и национальные традиции.
Наконец, образование зависит от политики властных структур (финансирование, социальный заказ и т.п.)
Факторы, определяющие систему образования, динамичны, потому и системы образования периодически реформируются, чтобы удовлетворят запросы как общества, так и личности.
Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого в 1992 году (существенные поправки в него внесены в 1996 году) Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека , свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;
единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образования . Автономность образовательных учреждений.
2. Средства физического воспитания и их краткая характеристика. Понятие «физическое упражнение».
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств физического воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы (рис.1).
Рис. 1 Средства физического воспитания
Оздоровительные силы природы
Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:
как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).
При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
Гигиенические факторы
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная гигиена и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Понятие «физическое упражнение».
Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
3. Методы индивидуального контроля восприятия нагрузки учащимися. Визуальные признаки утомления. Пульсометрия. Методики их использования на уроках физкультуры.
Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой. Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применяется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.
Внешние признаки утомления детей на занятиях.
Наблюдаемые
признаки
и состояние ребенка
Степень выраженности утомления
небольшая
средняя
Окраска кожи лица, шеи
Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное
Значительное покраснение лица, выражение его напряженное
Потливость
Незначительная
Выраженная потливость лица
Дыхание
Несколько учащенное, ровное
Резко учащенное
Движения
Бодрые, задания выполняются четко
Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей — моторное возбуждение, у других — заторможенность
Самочувствие
Хорошее, жалоб нет
Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий
ПУЛЬСОМЕТРИЯ (от лат. pulsus — удар, толчок и греч. metreo — измеряю) — измерение частоты пульса.
Проведение пульсометрии на уроке физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям занимающихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в общеобразовательной школе. На основании показателей пульса (ЧСС) выясняется реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки с учетом возрастных особенностей занимающихся. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».
По возможности, вести наблюдение рекомендуется за несколькими разнотипными представителями класса: девочки, мальчики; высокого, среднего, низкого уровня физической подготовленности.
Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, объяснить цель, порядок ведения пульсометрии.
Подсчитывается пульс сразу после окончания выполнения упражнения или серии упражнений в течение всего урока. Все измерения желательно проводить в одной и той же свободной стойке ученика.
Длительность подсчета – 10 секунд. Затем показатель переводится в минутный, по которому и определяется графическое изображение динамики пульса в течение урока – физиологическая кривая урока, которая отражает последовательность изменения нагрузок.
Данные каждого измерения занести в протокол и подробно записать все, что выполнил или будет выполнять наблюдаемый.
При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.
По высоте кривой можно судить об интенсивности нагрузки:
ЧСС 180-200 уд/мин. рассматривается как сильная реакция организма при нагрузках большой интенсивности, (если подобная реакция возникает на малую нагрузку, то это свидетельствует о низкой подготовленности занимающихся или об утомлении;
ЧСС 140-170 уд/мин. – средняя реакция организма;
ЧСС 100-130 уд/мин. – слабая реакция организма (средняя и малая интенсивность).
Методика проведения и обработки пульсометрии. Необходимо заранее подготовить форму протокола. Иметь при себе секундомер или часы с секундной стрелкой. Для наблюдения выбрать среднего, по уровню физической подготовленности, ученика основной медицинской группы. Измерять пульс необходимо до и после выполнения упражнений, различных по нагрузке, с интервалом между измерениями 3-5 минут. При этом надо находиться вблизи ученика, не мешать учителю и классу, не отрывать ученика от выполнения упражнений, стараться не допускать длительных более 5 минут перерывов между замерами, измерять пульс, задерживая ученика не более 10-15 сек.
Данные каждого измерения занести в протокол и подробно записать все, что выполнил или будет выполнять наблюдаемый (табл. 2). В таблице 2 представлено примерное распределение нагрузки по пульсу в подготовительной части урока. В процессе урока в основном заполняются графы 1,2, 3,4 и 6.
После окончания урока по результатам протокола заполнить 6-ю графу и вычертить график кривой нагрузки по пульсу (см. рис. 1). Дать письменный, профессионально грамотный анализ полученных данных.
infourok.ru
Физическая культура. Тест для самопроверки. 1 вариант
1. Результат физической подготовки
физическое развитие индивидуума
физическое воспитание
физическая подготовленность
физическое совершенство
2. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях
физическая культура
физическая подготовка
физическое воспитание
физическое образование
3. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени
двигательная реакция
скоростные способности
скоростно-силовые способности
частота движений
4. Двигательные (физические) способности – это …
умения быстро и легко осваивать различные по сложности двигательные действия
физические качества, присущие человеку
индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека
индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность
5. Абсолютная сила – это:
максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела
способность человека преодолевать внешнее сопротивление
проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц
сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека
6. Основа (источник) возникновения физического воспитания в обществе
результаты научных исследований
прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности
осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий), важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни и установление связи между ними
желание заниматься физическими упражнениями
7. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется …
простой двигательной реакцией
скоростью одиночного движения
скоростными способностями
быстротой движения
8. Основное специфическое средство физического воспитания
физические упражнения
оздоровительные силы природы
гигиенические факторы
тренажеры и тренажерные устройства, гири, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, эспандеры
9. При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином …
повторный максимум (ПМ)
силовой индекс (СИ)
весосиловой показатель (ВСП)
объем силовой нагрузки
10. Физические упражнения – это …
такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков
виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма
такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям
виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств
11. Число движений в единицу времени характеризует …
темп движений
ритм движений
скоростную выносливость
сложную двигательную реакцию
12. Сила – это:
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»
способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время
способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений)
способность человека проявлять большие мышечные усилия
13. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат …
разрядные нормативы и требования по видам спорта
методики занятий физическими упражнениями
общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания
научно обоснованные задачи и средства физического воспитания
комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению
перечень конкретных норм и требований
14. Показатели, характеризующие физическое развитие человека
показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств
показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов
уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных умений и навыков
уровень и качество сформированных спортивных двигательных умений и навыков
15. Относительная сила – это сила, …
проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса
проявляемая одним человеком в сравнении с другим
приходящаяся на 1 см² физиологического поперечника мышцы
проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением
16. Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека
спортивная тренировка
специальная физическая подготовка
физическое совершенство
профессионально-прикладная физическая подготовка
17. Уровень развития двигательных способностей человека определяется …
тестами (контрольными упражнениями)
индивидуальными спортивными результатами
разрядными нормативами единой спортивной классификации
индивидуальной реакцией организма на внешнюю (стандартную) нагрузку
18. Под техникой физических упражнений понимают …
способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой эффективностью
способы выполнения двигательного действия, оставляющие эстетически благоприятное впечатление
определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения
видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движения
19. Эффект физических упражнений определяется прежде всего …
их формой
их содержанием
темпом движения
длительностью их выполнения
20. Исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни
валеология
система физического воспитания
физическая культура
спорт
21. Основные критерии физического совершенства на современном этапе развития общества
показатели телосложения
показатели здоровья
уровень и качество сформированных двигательных умений и навыков
нормативы и требования государственных программ по физическому воспитанию в сочетании с нормативами единой спортивной классификации
22. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется …
скоростным индексом
абсолютным запасом скорости
коэффициентом проявления скоростных способностей
скоростной выносливостью
23. Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает …
закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия
частоту движений в единицу времени
взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения
точность двигательного действия и его конечный результат
24. Физические качества – это …
индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека
врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности
комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах
25. Понятие (термин) подчеркивающий прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности
физическая подготовка
физическое совершенство
физическая культура
физическое состояние
26. Основу двигательных способностей человека составляют …
психодинамические задатки
физические качества
двигательные умения
двигательные навыки
nn.dekane.ru
Основное специфическое средство физического воспитания
Вариант 12. ФК тест
1. После прохождения медицинского обследования студенты распределяются по следующим медицинским группам:
а) основная, подготовительная, специальная;
б) основная, специальная, лечебная;
в) подготовительная, основная, спортивная;
г) спортивная, специальная, подготовительная.
2. Процесс развития двигательных качеств и приобретения двигательных навыков это:
а) физическое развитие;
б) физическое воспитание;
в) физическая культура;
г) комплекс физических упражнений.
3. Умственное утомление это:
а) объективное состояние организма человека;
б) субъективное ощущение человека;
в) психофизиологическая особенность человека.
4. При умственной работе в деятельности сердечно-сосудистой системы происходят (укажите 2 правильных ответа):
а) увеличение кровенаполнения сосудов головного мозга;
б) сужение сосудов внутренних органов;
в) расширение периферических сосудов конечностей;
г) расширение сосудов внутренних органов.
5. Факторы, влияющие на улучшение умственной работоспособности (укажите 3 правильных ответа):
а) пониженная температура воздуха;
б) хорошее состояние здоровья;
в) тишина;
г) шум;
д) хорошая освещенность рабочего помещения.
6. Наиболее высокий уровень работоспособности (без влияния факторов нервно- эмоциональной напряжённости) наблюдается в дни:
а) понедельник, вторник, среда;
б) суббота, воскресенье, понедельник;
в) вторник, среда, четверг.
7. Снижение двигательной активности вызывает состояние:
а) гипоксии;
б) гиподинамии;
в) гипокинезии.
8. Какие виды упражнений следует включать в физкультурную паузу:
а) позо-тонические;
б) статические;
в) упражнения на развитие аэробной выносливости.
9. Под влиянием тренировки содержание костного белка оссеина и минеральных веществ:
а) увеличивается;
б) уменьшается;
в) остаётся неизменным.
10. Под влиянием тренировки наибольшая гипертрофия мышц наблюдается при нагрузках:
а) силовых;
б) скоростно-силовых;
в) аэробных;
г) смешанного характера.
11. По мнению А.А. Гужаловского сложно-координационными видами спорта (спортивная
и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание на коньках и т.д.) следует начинать заниматься в возрасте:
а) 7 лет;
б) 9 лет;
в) 12 лет.
12. Определите возрастной период (по А.А. Гужаловскому) начала занятий для видов спорта «на выносливость» (плавание, лыжи, конькобежный, гребной спорт и т.д.):
а) 7 лет;
б) 9 лет;
в) 10 лет.
13. Перечислите 3 группы препаратов, относящихся к допинговым средствам:
а) витамины;
б) психотропные стимуляторы;
в) наркотики и болеутоляющие;
г) микроэлементы;
д) анаболические стероиды.
14. К циклическим упражнениям относятся (укажите 2 правильных ответа):
а) спортивные игры;
б) плавание;
в) езда на велосипеде;
г) прыжки в высоту;
д) фигурное катание.
15. К ациклическим упражнениям относятся (укажите 3 правильных ответа):
а) бег;
б) единоборства;
в) водные лыжи;
г) гребля;
д) акробатические упражнения.
16. Физическими качествами человека являются (укажите 3 правильных ответа):
а) сила;
б) внимательность;
в) ловкость;
г) уравновешенность;
д) выносливость.
17. По каким анализам, в соответствии с правилами МОК, определяют наличие допинга в организме (укажите 2 правильных ответа):
а) кровь;
б) моча;
в) кал;
г) слюна.
18. Профессионально-прикладную физическую подготовку следует проводить:
а) круглогодично;
б) во внеучебное время;
в) в каникулярное время;
г) в период прохождения учебных производственных практик.
19. Объективными и информативными критериями оценки физической нагрузки являются показатели:
а) нервной системы;
б) мочевыделительной системы;
в) кардиореспираторной системы;
г) эндокринной системы.
20. Наиболее оптимальными условиями в сауне являются:
а) температура воздуха 80-90° С и относительная влажность воздуха 5-10%;
б) температура воздуха 90-100° С и относительная влажность воздуха 5-10%;
в) температура воздуха 100-110° С и относительная влажность воздуха 10-15%.
21. Закаливание это:
а) способность организма противостоять различным заболеваниям;
б) способность организма противостоять различным метеофакторам;
в) повышение сопротивляемости организма к различным внешним воздействиям.
22. Под влиянием какого фактора закаливания повышается тонус центральной нервной системы, улучшается защитная функция кожи, активизируется деятельность желез внутренней секреции, улучшается обмен веществ и состав крови, в коже образуется витамин Д, регулирующий обмен веществ?
а) солнце;
б) воздух;
в) вода.
23. Массаж и самомассаж способствуют:
а) улучшению защитных функций кожи,
б) увеличению эластичности и прочности сухожилий и связок;
в) активизации деятельности желез внутренней секреции.
24. К успокаивающим приёмам массажа относятся (укажите 4 правильных ответа):
а) разминание;
б) поглаживание;
в) растирание;
г) выжимание;
д) ударные приёмы;
е) встряхивание;
ж) вибрация.
25. К субъективным показателям самоконтроля относятся (укажите 2 правильных ответа):
а) самочувствие;
б) аппетит;
в) настроение;
г) скорость реакции на внешние раздражители.
26. Здоровье» по определению Устава ВОЗ, это:
а) отсутствие болезни и физических дефектов;
б) состояние полного физического, психического и социального благополучия;
в) состояние психологического комфорта и соответствия физического развития
возрастным стандартам.
27. Вследствие неправильной осанки возникает (укажите 2 правильных ответа):
а) недостаточность подвижности грудной клетки и диафрагмы;
б) снижение резистентности организма;
в) снижение рессорной функции позвоночника;
г) гипертрофия миокарда.
28. Осанка это:
а) пропорциональное соотношение всех частей тела;
б) привычное положение тела непринужденно стоящего человека;
в) соотношение длины туловища и ног человека.
29. Нормально сформированный позвоночник имеет 4 физиологических кривизны, какие?
а) шейный и поясничный кифозы; грудной и крестцово-копчиковый лордозы;
б) шейный и крестцово-копчиковый кифозы; грудной и поясничный лордозы;
в) шейный и поясничный лордозы; грудной и крестцово-копчиковый кифозы;
г) грудной и поясничный кифозы; шейный и крестцово-копчиковый лордозы;
д) шейный и грудной кифозы; поясничный и крестцово-копчиковый лордозы.
30. Укажите, чем не определяется характеристика телосложения человека:
а) формой грудной клетки;
б) формой спины;
в) формой живота;
г) формой рук;
д) формой ног.
31. Ловкость – это способность человека:
а) овладеть новыми движениями в минимальный промежуток времени;
б) постепенно овладеть новыми движениями с высокой координационной сложностью;
в) быстро овладеть техникой циклических движений;
г) быстро овладеть новыми движениями с высокой координационной сложностью.
32. Выносливость – это способность:
а) человека выполнять упражнение с максимальным усилием;
б) организма противостоять внешним воздействиям окружающей среды;
в) организма быстро восстанавливаться после физических упражнений;
г) организма противостоять утомлению;
д) человека быстро приспосабливаться к различным видам деятельности.
33. Быстрота – это способность человека выполнять:
а) движения с минимальным усилием;
б) движения с максимальной амплитудой;
в) движения в минимальный промежуток времени;
г) движения в максимальный промежуток времени.
34. Гибкость – это способность человека выполнять:
а) движения с максимальной скоростью;
б) движения с максимальным усилием;
в) сложнокоординационные движения;
г) движения с большой амплитудой.
35. Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление:
а) с максимальной скоростью;
б) с минимальным усилием;
в) продолжительное время;
г) за счет волевых усилий;
д) за счет мышечных усилий.
36. Стретчинг – это упражнения:
а) направленные на развитие и совершенствование ловкости;
б) направленные на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах;
в) направленные на развитие и совершенствование силовых качеств;
г) направленные на совершенствование вестибулярных функций.
37.Личная гигиена включает в себя:
1. уход за телом и полостью рта, закаливание организма, занятия физической культурой, утреннюю гимнастику;
2. организацию рационального суточного режима, закаливание организма, занятия физической культурой, утреннюю гимнастику; уход за телом и полостью рта;
3. водные процедуры, домашние дела, прогулки на свежем воздухе
38. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях
1. физическая культура
2. физическая подготовка
3. физическое воспитание
4. физическое образование
39. Двигательные (физические) способности – это …
1. умения быстро и легко осваивать различные по сложности двигательные действия
2. физические качества, присущие человеку
3. индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека
4. индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность
Основное специфическое средство физического воспитания
1. физические упражнения
2. оздоровительные силы природы
3. гигиенические факторы
4. тренажеры и тренажерные устройства, гири, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, эспандеры
41. Физические упражнения – это …
1. такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков
2. виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма
3. такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям
4. виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru