Основным специфическим средством физического воспитания являются – —

Основным специфическим средством физического воспитания являются | Рекомендации специалистов

» Рекомендации специалистов

В.24.Основным специфическим средством физического воспитания является

2. солнечная радиация;

3. соблюдение режима дня;

4. физические упражнения.

В.25.При выполнении физических упражнений нагрузка характеризуется:

1. степенью преодолеваемых трудностей;

2. сочетание объема и интенсивности при выполнении двигательных действий;

3. утомлением, возникающим в результате их выполнения.

В.26.Физическое упражнение – это:

1. одно из вспомогательных средств физической культуры, направленное на решение конкретной задачи;

2. основное средство физической культуры, способствующее решению задач физического воспитания;

3. разновидность двигательных действий.

В.27.Главным для определения нагрузки при выполнении физических упражнений является:

1. напряжение определенных мышечных групп;

2. чувство усталости;

3. величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

В.28.Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором.

1. легко переносятся неблагоприятные условия и факторы;

2. он бодр и жизнерадостен;

3. он обладает высокой работоспособностью и быстро восстанавливается;

4. наблюдается все вышеперечисленное.

Тестовые задания по предмету « Физическая культура» ( 2 вариант)

В.1. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, ориентированный на.

1. развитие физических качеств;

2. поддержание работоспособности;

3. сохранение здоровья;

4. подготовку к профессиональной деятельности.

В. 2. Основоположником отечественной системы физического воспитания является:

В.3. Какие нравственные качества личности формируются в процессе занятий физическими упражнениями.

4. способность преодолевать трудности;

В.4. Бег по пересеченной местности называется :

http://lektsii.org/6-65799.html

Основным средством физического воспитания являются _________________________

Метод, представляющий собой последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы, называется…

– метод переменно-непрерывного упражнения;

– метод сопряженных воздействий.

Под техникой физических упражнений понимают …

– способы выполнения двигательных действий, оставляющие эстетически благоприятное впечатление;

– определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения;

– видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движения;

– способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в регулярных физкультурных занятиях, называется

Результатом физической подготовки является.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.

1. Для выполнения теоретико – методического задания участникам предоставляется отдельная аудитория, причем каждый из участников занимает место за отдельным столом (партой), при этом два участника из одной команды не должны находиться на соседних партах.

Цель: вооружить студентов фундаментальными знаниями в области теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста, сформировать на их основе творческое отношение к работе по физическому воспитанию, потребность к систематическому

107.Что в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности в онтогенезе и приобщения детей к социальному миру?

Объектом разработки является учебный мультимедиа комплекс по учебной дисциплине Физическая культура . Его содержание соответствует примерной учебной программе по физической культуре для студентов непрофильных специальностей

http://refdb.ru/look/2352186.html

Исходное определение средств физического воспитания

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения 2) оздоровительные силы природы 3) гигиенические факторы.

Основными специфическими средствами физического воспитания являются физические упражнения.

Вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Оздоровительные силы природы используются по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания; 2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). Гигиенические факторы – личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, питания, сна.

Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Физические упражнения – это такие виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличии от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения. Число практикуемых в настоящее время физических упражнений чрезвычайно велико, причём многие из них существенно отличаются друг от друга как по содержанию, так и по форме.

http://opace.ru/a/ishodnoe_opredelenie_sredstv_fizicheskogo_vospitaniya

Комментариев пока нет!


formula-zdorovja.ru

Основные средства физического воспитания

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПТТТАНIТЯ

Физические упражнения

Физические упражнения — это осознанные движения и двигательные действия, которые специально отобраны в целях решения определенных задач физического воспитания. Проводимые по определенной методике физические упражнения положительно влияют на деятельность центральной нервной системы, снижают утомляемость коры головного мозга и повышают работоспособность. Организм учащихся легче справляется с интенсивной учебной работой. Особое значение имеют физические упражнения для развития и укрепления мышечной системы, органов кровообращения и дыхания, Под влиянием физических упражнений совершенствуется опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижннее в суставах, увеличивается объем мышц, растет их сила, скорость сокращений и эластичность

Гимнастика

Специфической особенностью гимнастики является многообразие упражнений, их разностороннее воздействие общего и локального значения на организм. Гимнастические упражнения отличаются гибкостью применения, возможностью регулирования времени и объема физической нагрузки в процессе занятий, что определяет их коррегирующее и лечебное значение.

В практике физического воспитания сложились виды гимнастики: основная, гигиеническая, спортивная, акробатика, художественная, спортивно-вспомогательная производственная лечебная. В физическом воспитании учащихся главная роль принадлежит основной гимнастике, упражнения которой составляют большую часть школьной Программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое развитие учащихся и формирование жизненно важных навыков для труда и быта: перемещения в пространстве и различной среде в нужном направлении, управление движениями рук, ног, туловища, головы, рабочими позами и др. Различные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.

Особое значение для учащихся имеет гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка дома, гимнастика до уроков в школе, на переменах, физкультминутки на уроках по разным предметам, физкультпаузы на уроках труда. Существуют подготовительная и специальная медицинские группы. В подготовительной группе проходят занятия по школьной программе с некоторыми ограничениями для учащихся. В специальной группе проводится гигиеническая гимнастика, занятия лечебной физической культурой под контролем врача в школе или детских поликлиниках.

Учитель, классный руководитель, воспитатель, вожатый постепенно изучают особенности наиболее важных упражнений и их влияние на организм детей разных возрастных групп, принципы составления простых оздоровительных комплексов упражнений и разучивают их с учащимися. Учителя проводят физкультминутки снимающие утомление, оказывают помощь физкультурному активу в организации игр на переменах.

Игры

В физическом развитии учащихся игры занимают особое место. Особенностью этого вида физических упражнений является то, что они проводятся при активном участии самих учащихся. Систематическое проведение игр формирует у детей основные двигательные навыки и их качественные характеристики — быстроту, ловкость, силу, выносливость. Эмоциональность игр представляет возможность для проявления личных качеств и инициативы. Удовлетворение игрой повышает настроение учащихся. Командные игры содействуют укреплению взаимной поддержки, учат коллективизму. Познавая необходимость совместных усилий в достижении общей цели, учащиеся убеждаются в силе товарищества, спаянности, взаимовыручки. Они испытывают чувство дружбы и силы единых коллективных действий.

Игры, применяемые в физическом воспитании учащихся, приучают к преодолению психических и физических нагрузок, формируют готовность к усилиям, необходимым в любой работе. Игры делятся на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы проводятся на уроках физической культуры, на переменах, на занятиях групп в секций школьных физкультурных коллективов и по возможности на воздухе. В средних и особенно старших классах возрастает роль спортивных командных игр.

Спорт

Отдельные виды физических упражнений рассматриваются и культивируются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и т. д.). Спорт как средство физического воспитания позволяет комплексно решать задачи укрепления здоровья, развития физических сил и двигательных навыков, морально-волевых качеств с достижением высоких результатов в отдельных видах спорта. Отличительной особенностью спорта являются спортивные соревнования. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют спортивное совершенствование и содействуют вовлечению в занятия спортом.

В стране получили распространение Всероссийская детская олимпиада «Старты надежд»,

Туризм

Туризм включает организованные кратковременные или длительные путешествия в целях ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, природными богатствами страны, расширения общего кругозора участников путешествий. В опыте физического воспитания учащихся школ можно выделить: прогулки, экскурсии, туристские походы. Эти формы туризма привлекают учащихся всех возрастов.

Туристские походы укрепляют здоровье, воспитывают физическую закалку. Активные способы передвижения формируют прочные двигательные навыки. Походы вооружают учащихся полезными навыками походной жизни, учат переносить влияние естественных факторов природы и максимально использовать их в целях оздоровления организма. В походах учащиеся развивают волю, приобретают навыки организаторов, у них формируются товарищеские, дружеские, коллективистические взаимоотношения. Походы, экскурсии сочетают в себе физическое воспитание с разнообразной познавательной и общественно полезной деятельностью учащихся.

В организации и проведении туристских походов активное участие принимают учителя, классные руководители и т.д. Они участвуют в составлении маршрутов и программ походов, в подготовке учащихся, в разработке индивидуальных заданий, а также являются руководителями пешеходных, лодочных, велосипедных и других походов. Особую ответственность несут руководители походов за соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Походы, экскурсии, прогулки проводят с соблюдением норм нагрузки для каждого возраста учащихся, правил движения на маршруте и режима отдыха.

Прогулки и походы целесообразно проводить из расчета 15 учащихся в группе при одном руководителе по заранее проверенным маршрутам, включающим использование попутного транспорта переправ через реки, перехода через болота и трясины. Надо предупреждать травмы среди учащихся во время летних походов и экскурсий.

Природные условия

Важным средством физического воспитания учащихся являются природные условия, естественные факторы природы. Воздушные и солнечные ванны, купание, душ или обтирание используются как оздоровительные процедуры.

Особенно важно использовать природные условия в период летней оздоровительной работы с детьми. Для детей, отдыхающих летом в городе, создаются школьные площадки, открытые парки, стадионы, бассейны, организуются экскурсионно-туристские базы. Загородные лагеря размещают в местах с наиболее благоприятными природными условиями для отдыха и укрепления здоровья детей.

Оздоровление детей, разумное сочетание отдыха с общественно полезным трудом — основные задачи летней работы с учащимися. Широко развертывается летом спортивная и туристская работа. Дети участвуют в массовых физкультурных праздниках, фестивалях, спартакиадах, проводят однодневные и многодневные походы по родному краю и т. д.

Правильное использование природных условий в физическом воспитании учащихся – забота всего коллектива школы, детских внешкольных учреждений по спорту и туризму, работников городских и загородных лагерей, лагерей труда и отдыха старшеклассников и др. Все, кто работает с учащимися, и сами учащиеся обязаны знать и соблюдать правила приёма водных процедур, солнечных и воздушных ванн, которые проводятся во время прогулок, экскурсий, походов. В летний период необходимо использовать возможности для обучения детей плаванью.

Гигиенические условия

Гигиеническими условиями, которые учитываются в физическом воспитании учащихся, являются гигиеническая организация Окружающей детей среды, медицинское обслуживание и лечебно-оздоровительная работа, организация питания и, главное, режим дня учащихся в сочетании с другими условиями.

Гигиенические условия определяются санитарными прави

mirznanii.com

5.2. Средства физического воспитания

87

Глава 5

Педагогические основы

физического воспитания

5.1. Методические принципы физического воспитания

Систематическое воздействие физических упражнений на организм человека может быть успешным в том случае, когда методика их применения (система средств и способов) согласуется с основными правилами, закономерностями процесса физического воспитания. Знание и соблюдение этих закономерностей, или иначе принципов, позволяет эффективно овладеть конкретным двигательным навыком и развить то или иное физическое качество (силу, выносливость, гибкость и т. д.). И, наоборот, — не знание принципов или их неумелое применение существенным образом тормозит успешность обучения движением, затрудняет формирование физических качеств.

Основными принципами методики обучения и воспитания (методическими принципами), которыми необходимо руководствоваться в процессе построения занятий физическими упражнениями, являются принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, динамичности.

Принципы сознательности и активности предусматривают формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса студентов к занятиям физическими упражнениями. Это, в свою очередь, возможно только при творческом сотрудничестве преподавателя и студента. Педагогическое мастерство, профессионализм преподавателя заключается в доведении до сознания студентов конкретного смысла и значения выполняемых заданий, объяснением не только того, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему его следует выполнять так, а не иначе, как оно влияет на те или иные функции организма. Совместный анализ удачного или не удачного выполнения упражнений, поиск ошибок в технике движений, причин их возникновения и путей устранения способствует формированию у студентов сознательного и активного отношения к процессу обучения, приучает их к самоанализу, самооценке, самоконтролю двигательной деятельности, развивает интерес и стремление к самосовершенствованию.

Путь к физическому совершенству — прежде всего большой напряженный труд. Здесь неизбежны и утомительные упражнения, и «скучные» задания, интерес к которым проявляется лишь на основе глубокого понимания студентом их важности и необходимости в процессе становления гармонически развитой личности. Именно на этой основе формируется устойчивое стремление преодолевать трудности, проявлять инициативность, самостоятельность, творческую активность в процессе физического совершенствования.

Принцип наглядности. Этот принцип в физическом воспитании обеспечивается комплексным использованием многообразных форм наглядности: показ двигательного действия преподавателем или подготовленным студентом, просмотр учебных видеофильмов, наглядных пособий, рисунков, схем, зрительных и слуховых ориентиров и др. Применение различных форм и средств наглядности способствуют формированию точного образа двигательного действия или двигательного задания (модели деятельности) в целом.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные особенности, пол, уровень подготовленности, индивидуальные различия в физических и психических способностях студентов. Доступность упражнений или нагрузок не означает полное отсутствие трудности при их выполнении, а предполагает постоянное и последовательное преодоление их путем мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Мера доступности изменяется в зависимости от степени технической, физической и функциональной подготовленности студента: что было недоступно на одном этапе обучения, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и предъявляемые требования.

Принцип систематичности — это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное распределение нагрузок и отдыха. Если за учебным или тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то это приведет к снижению уровня работоспособности. Систематичность или непрерывность процесса обучения и воспитания заключается в том, что положительный эффект каждого последующего занятия должен как бы «наслаиваться» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий «суммируется» — возникает кумулятивный эффект системы занятий, то есть относительно стойкие адаптационные перестройки функционального характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков.

Принцип динамичности предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной деятельности студентов за счет обновления и усложнения применяемых физических упражнений, методов обучения, условий занятий, а также величины нагрузки — ее объема и интенсивности. Без этого нельзя обеспечить развитие физических, волевых качеств, освоить новые формы двигательных умений и навыков, совершенствовать деятельность функциональных систем организма.

Рассмотренные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать безрезультативным большой труд преподавателя и студента.

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы (рис. 5.1). Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Рис. 5.1. Средства физического воспитания

Физические упражнения — это двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений (циклических, ациклических, динамических, статических, аэробных, анаэробных и др.) велико. Они различны по форме, содержанию, направленности (рис. 5.2).

Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

Рис. 5.2. Классификация физических упражнений

5.3. Методы физического воспитания

В физическом воспитании применяются общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) и специфические (характерные только для физического воспитания) методы.

Из общепедагогических методов, широко используемых в физическом воспитании, следует выделить словесные методы. Практически вся деятельность в процессе обучения и воспитания связана с использованием метода словесного воздействия: сообщают знания, дают задания, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, управляют поведением занимающихся. К словесным методам относятся: лекции, беседы, рассказ, объяснения, указания, распоряжения и команды, словесные оценки, комментарии, замечания и многое другое. Применение того или иного словесного метода зависит от возраста занимающихся, этапа обучения двигательному действию, уровня физической и интеллектуальной подготовленности.

К специфическим методам физического воспитания относятся методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое физическое упражнение выполняется в строго заданной форме и точно обусловленной физической нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, управлять ее динамикой в зависимости от психофизического состояния студента; 2) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки, не вызывая перенапряжения функциональных систем организма; 3) избирательно воспитывать физические качества; 4) эффективно осваивать технику физических упражнений.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две группы: методы обучения технике двигательного действия и методы воспитания физических качеств.

Обучение технике двигательного действия может осуществляться как при разучивании его по частям, так и при целостном его выполнении. Метод обучения двигательному действию по частям (метод расчлененного упражнения) предполагает разучивание сложного по структуре двигательного действия по фазам или элементам с последовательным их объединением по мере освоения в целостное физическое упражнение. Обычно применяется на начальном этапе обучения.

Метод целостного обучения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре.

Методы воспитания физических качеств

Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Основными параметрами регулирования и дозирования нагрузки в любом из методов являются: интенсивность, длительность, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха.

Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной интенсивностью. С увеличением интенсивности работы длительность ее уменьшается, и наоборот. Наиболее типичными примерами построения учебно-тренировочного занятия с использованием равномерного метода являются: длительный непрерывный бег, плавание, бег на лыжах, катание на коньках, велоезда. Интенсивность выполнения упражнений, как правило, умеренная (при ЧСС 130–170 уд/мин), продолжительность — от 15 до 90 мин и более. Тренировочное занятие с равномерной нагрузкой способствует совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитию общей и специальной выносливости, воспитанию волевых качеств.

Переменный метод характеризуется направленным изменением нагрузки в процессе тренировочного занятия (скорости, темпа, величины усилий и т. д.). Применяются упражнения как с убывающей, так и с увеличивающейся (прогрессирующей) нагрузкой. Прогрессирующая нагрузка (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 40–50–60–70–80 кг с полными интервалами отдыха между подходами; пробегание отрезков 200+400+800+1200 м) способствует повышению функциональных возможностей организма, развивает специальную выносливость. Убывающая (нисходящая) нагрузка (например, пробегание отрезков в следующем порядке: 800+400+200+100 м с жесткими интервалами отдыха между ними) позволяет достигать больших объемов нагрузки тренировочного занятия, что важно при воспитании выносливости.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которого происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа 20–25 раз, повторить 3–4 серии с отдыхом до достаточно полного восстановления; повторное пробегание отрезков 400 м х 6 раз. В первом случае развивается силовая выносливость, во втором — специальная беговая выносливость.

Интервальный метод, также как и повторный, характеризуется многократным повторением упражнения, но уже с интервалами отдыха не до полного восстановления, а жестко регламентированными интервалами. Пауза отдыха устанавливается с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120–140 уд/мин (при рабочем пульсе 160–180 уд/мин), то есть каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Например, пробегание отрезков 30 м 10 раз через 1–1,5 мин отдыха. Данное упражнение развивает скоростную выносливость. Если выполнить эту же работу (30 м х 10 повт.), а интервалы отдыха увеличить до почти полного восстановления (как в повторном методе), то мы обеспечим развитие не скоростной выносливости, а, в большей степени, — скорости.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы. Для каждого упражнения определяется место или «станция» (рис. 5.3). Обычно круг составляет 8–10 станций. На каждой из них студент выполняет упражнение (например, подтягивание, приседание, отжимание, прыжки, упражнение на пресс и т. д.) и проходит круг от одного до трех раз. Используется для развития и совершенствования всех физических качеств.

Рис. 5.3. Метод круговой тренировки

Игровой метод — это метод использования физических упражнений в игровой форме. Он характеризуется отсутствием жесткой регламентации действий, наличием вероятностных условий их выполнения. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных или облегченных условиях, развития таких качеств и способностей, как быстрота реакции, координация движений, пространственная ориентация. Соблюдение условий и правил игры содействует воспитанию нравственных качеств: чувства взаимопомощи и сотрудничества, коллективизма, самостоятельности, инициативности, сознательной дисциплинированности и другие ценные личностные качества. Присущий игровому методу фактор эмоциональности способствует формированию устойчивого интереса и положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Соревновательный метод — это выполнение физических упражнений в форме соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях организованного соперничества за первенство или высокое спортивное достижение. Фактор соперничества создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность студентов к выполнению тех физических упражнений, в которых они должны соревноваться.

studfile.net

Средства физического воспитания и их общая характеристика. Понятие о содержании и форме физических упражнений. Классификация физических упражнений.


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 17Следующая ⇒

Для достижения цели физического воспитания применяют следующие группы средств:

1. физические упражнения;

2. оздоровительные силы природы;

3. гигиенические факторы.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает из оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других – уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например при воспитании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательную системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера.

Занятия физическими упражнениями проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинения личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера) умение всесторонне оценивать содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения – это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

Классификация физических упражнений.

1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт, туризм дают возможность:

· Во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

· Во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

· В третьих, охватить физкультурными знаниями людей практически на протяжении всей жизни – от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала ЛФК в пожилом возрасте.

2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: 1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий; 2) упражнения циклического характера на выносливость; 3) упражнения, требующие высокой координации движений; 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуации и форм действий.

4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклический, ациклические и смешанные упражнения.

5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, изменение атмосферного давления) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1. Как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лес, на берегу водоема способствуют активации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процессы утомления и т.п.

2. Как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма.

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение в сочетании с физическими упражнениями.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитием адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена, соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Средства физического воспитания 2

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

ххххххххххххххххххххх

Кафедра: хххххххххххххххххххх

ххххххххххххх

Средства физического воспитания

Курсовая работа

хххххххххххххххххх

Научный руководитель:

хххххххххххххх

Уфа ххххх

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2

Глава I . Средства физического воспитания

1.1 Физические упражнения – основное средство физического воспитания ………………………………………………………………………4

1.2. Оздоровительные силы природы ………………………………

Глава II . Гигиенические факторы……………………………………………20

Заключение ……………………………………………………………………28

Список использованной литературы ………………………….…….……30

Физическое воспитание – очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения.

К настоящему времени человечество накопило солидный опыт в различных направлениях самосовершенствования. Если судить по времени, в течение которого создавались и хранились знания и умения, то физическое воспитание занимает среди прочих заметно превалирующие положение.

Естественно, время, социальные и экономические стороны бытия, природные условия и географическая среда накладывали свои отпечатки на содержание и формы физического воспитания человека. Одни в основу своих систем физического совершенствования клали потребность лучше трудиться, другие – охотиться, третьи – нападать, четвертые – защищаться. И так далее, до сего дня – времени, когда быть хорошо физически подготовленным нужно для того, чтобы просто лучше жить.

Объективно обоснованно и уже традиционно к основным средствам физического воспитания относят:

1. физические упражнения;

2. гигиенические факторы;

3. Оздоровительные силы природы.

Различными комплексами данных средств, многообразных формами и методами их использования и принято добиваться нужного тренировочного эффекта. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.

Глава I . Средства физического воспитания

1.1 Физические упражнения – основное средство физического воспитания .

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:

1) физические упражнения;

2) оздо­ровительные силы природы;

3) гигиенические факторы.

Основ­ным специфическим средством физического воспитания являют­ся физические упражнения, вспомогательными средствами – оздо­ровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплек­сное использование этих средств позволяет специалистам по фи­зической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физичес­кого воспитания можно отобразить в виде схемы:

Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организо­ваны по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в от­личие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ дей­ствия с целью воздействия на физические и психические свой­ства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с дру­гой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это сово­купность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, сте­пень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоро­вительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Отличительный признак Физических упражнений – соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, т.е. они должны учить и развивать физически. Так, ходьба является физическими упражнением только в том случае, если выполняется правильно, а нагрузка от ее выполнения способствует улучшению физических возможностей.

Не каждое двигательное действие может быть названо физическим упражнением. Только те действия, которые направлены на решение задач физического воспитания и подчинены его закономерностям, составляют физические упражнения.

Физические упражнения имеют характерные признаки : 1.Физическим упражнением решается педагогическая задача (другими словами, физическое упражнение направлено «на себя», на свое личное физическое совершенствование), трудовым действием – решается производственная задача (т.е. действие направлено на предмет производственной деятельности).
2.Физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания, которые, с одной стороны, наиболее эффективно воздействуют на организм человека, с другой – позволяют показать наивысшую результативность. Трудовое действие выполняется в соответствии с закономерностями производства.
3.Только системы физических упражнений создают возможности для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении. Трудовые действия в силу своей специализации не в состоянии оказывать разностороннего влияния на физическое совершенствование человека.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении пока­зателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эф­фект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых за­болеваниях. Под воздействием физических упражнений можно существен­но изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случа­ях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях умень­шают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физи­ческую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании вынос­ливости не только воспитывается способность длительно выпол­нять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совер­шенствуются сердечно-с

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *