Основные принципы воспитания
Воспитание как основная задача современного общества
В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.
Определение 1
Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса
В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.
Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни.
По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»). Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса.
Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива. Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников.
Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.
Основные принципы воспитания
Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.
В современных условиях основными принципами воспитания являются:
- Принцип гуманизма. Акцентируется на воспитанниках и обучающихся, предполагает уважение и требовательность к личности, признание ее человеческих и гражданских прав, веру в безграничные способности и возможности к совершенствованию.
- Принцип научности. Базируется на возрастные, половые и психологические особенности детей и обучающихся. Подразумевает широкое использование преподавателями и воспитателями достижений всех наук о человеке (педагогической, психологической и т.д.).
- Принцип природосообразности. Определяется как природными задатками индивида, так и его психофизиологическими возможностями, что обусловлено различными социальными и информационными явлениями.
- Принцип культуросообразности. Проявляется как совокупность всех многообразных форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование и социализацию личности, молодого поколения, базируясь на ценностях мировой и национальной культуры.
- Принцип ненасилия и толерантности. Базируется на терпимости воспитателя и преподавателя к воспитаннику, отказ от каких-либо форм физического и психологического насилия.
- Принцип связи воспитания с жизнью. Предопределяет учет воспитателем и преподавателем демографических, социальных, экономических, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
- Принцип открытости воспитательных систем . Базируется на сочетании многообразных воспитательных моделей и жизненного опыта индивида. Организацию и создание на базе этого детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-культурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.
- Принцип вариативности деятельности. Отвечает за соответствие содержания педагогической деятельности изменяющимся интересам, потребностям и возможностям обучающихся.
Основные принципы отечественной системы воспитания
Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:
- Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно быть направлено на подготовку воспитанника к активной общественной жизни, на поддержание государственного строя, его органов власти и институтов, формирование социальных и гражданских качеств на основе принятых в государстве идеологии, то есть на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности. При рассогласовании целей гражданского общества, государства и личности осуществление этого принципа невозможно.
- Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника. Реализуется через: привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности; ознакомление с основами современного производства, расширение их кругозора, привитие культуру труда; подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности; использование краеведческого материала местности на уроках и во внеурочной деятельности.
- Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике. В задачи любого воспитателя и преподавателя входит нахождение в каждом конкретном случае основного ведущего звена. В воспитательном процессе можно опираться исключительно на терпение, сотрудничество, участие воспитателя в судьбе воспитанника; недопустимы конфронтация и противопоставление сил и позиций. Важно создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге. Не стоит акцентировать внимание на недостатках и промахах обучающихся.
spravochnick.ru
Виды и принципы воспитания — Мегаобучалка
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.
Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.
Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
В то же время принципы воспитания – это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.[10;40]
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
– общественная направленность воспитания: этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности вырабатывается несколько позже – в школе второй ступени. На всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Актуальная задача – преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для этого воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего места в жизни.
– связь воспитания с жизнью, трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:
а) следует преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности;
б) воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство – учебный труд, помощь дома и в школе;
в) дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности;
г) реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала;
д) участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества;
е) успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны;
ж) воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.
Выделяются следующие виды воспитания человека:
megaobuchalka.ru
3. Принципы воспитания
В истории школы и педагогики к настоящему времени сложились классические, традиционные принципы, которые признаются более или менее всеми, подтверждены опытом и исследованиями, отражают наиболее существенные закономерности процесса воспитания. Они составляют основу, систему принципов и свидетельствуют об определенном понимании процесса воспитания, не только того, какой он есть, но и того, каким он должен быть и что педагоги должны делать, чтобы воспитание проходило более успешно. Принципы, будучи системой ведущих идей, требований к процессу воспитания, не только отражают законы и формулируются на их основе, но могут быть результатом педагогической воли, выбора тех, а не других принципов. Анализ и отбор принципов обучения и воспитания, акцент на каких-то определенных из них, переосмысление их содержания — это живой научно-педагогический и практический, социокультурный процесс, выражение той или иной концепции, парадигмы воспитания.
Таким образом, принципы могут сначала определяться той или иной педагогической концепцией, а потом в ходе практики и экспериментов верифицироваться, т. е. проверяться опытным путем на истинность или адекватность реальной ситуации в образовании.
Как уже было сказано, в отечественной школе и педагогике в настоящее время происходит переход к новой концепции воспитания, к гуманистическому, личностно направленному воспитанию, что обязывает инициаторов смены парадигмы воспитания обосновывать новую систему принципов или выделять приоритетные среди традиционных принципов, наполнять их новым содержанием, трактовать в соответствии с современной концепцией воспитания. Это хорошо видно при сравнении принципов воспитания недавнего прошлого и современной России.
В научной и учебной литературе советского периода на первом месте стоят принципы коммунистической направленности воспитания, связи с жизнью и практикой коммунистического строительства, сочетания педагогического руководства с самостоятельной деятельностью воспитуемых, уважения к личности в сочетании с требовательностью к ней и другие подобные. В этом видны определенные идейные, идеологические, концептуальные установки, отвечавшие той эпохе: государство в системе воспитания ориентируется на контроль над формированием подрастающего поколения, активное управление этим процессом.
Как и почему изменилась система принципов воспитания в настоящее время в России? Из вышеизложенного ясно, что система принципов воспитания сложилась под влиянием новой парадигмы воспитания и отражает ее основные положения, установки. Эта концепция носит название гуманистического воспитания, она получила признание еще ранее в развитых странах мира, по-своему развивалась в России.
Напомним, предпосылки развития гуманистической педагогики в России были. Во-первых, это классические теории, взгляды русских и зарубежных педагогов с древних времен до XIX в., в том числе таких педагогов, как Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. Во-вторых, это работа таких русских педагогов первой трети XX в., как К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, а позже и В. А. Сухомлинский. В-третьих, это выступления группы советских педагогов, названных новаторами в 80-е гг., позиция которых получила название «педагогика сотрудничества».
В начале XX в. сильнейшее влияние на мировую педагогику, в том числе на русскую и потом советскую школу и образование, оказали представители педоцентризма, свободного воспитания Дж. Дьюи, В. Лай, М. Монтессори, Вальдорфской педагогики Р. Штайнера и др. Они принесли новый взгляд на воспитание и способствовали поискам в этом гуманистическом направлении. А во второй половине XX в. гуманистическая педагогика получила поддержку и новые идеи со стороны гуманистической психологии К. Роджерса, а также, как мы говорили, от общей тенденции в мировом развитии по пути гуманизма, демократии, гражданского общества. Надо заметить, что во многих пособиях по воспитанию используются, объясняются, рекомендуются принципы и методы психотерапии К. Роджерса: принятие ребенка, безусловная любовь, эмпатия, психолого-педагогическая поддержка и пр.
На поворот отечественного воспитания к гуманистической педагогике оказали влияние также социальные процессы в новой России и документы ООН: Декларация о правах человека и Конвенция о правах ребенка.
В научно-методической и учебной педагогической литературе читатель может увидеть на первый взгляд разнообразие принципов воспитания, но, если подумать, в целом дается система принципов, отражающая концепцию гуманистического воспитания. Назовем основные из них:
воспитание должно быть направлено на развитие личности, на формирование творческой индивидуальности;
воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых;
воспитание должно проходить в процессе освоения воспитанниками культуры и в соответствии с особенностями культурной среды, окружения;
воспитание требует вовлечения детей в активную сознательную развивающую деятельность;
воспитание должно быть тесно связано с жизнью окружающего общества, с трудом, с опытом и жизнью воспитанника;
воспитание надо осуществлять в коллективе и с помощью коллектива;
в воспитании следует опираться на положительные стороны воспитанника;
в воспитании требуется сочетать педагогическое руководство с самодеятельностью, самостоятельностью воспитанников.
Если выделить среди этих утверждений самое главное, то получится следующее: воспитание должно быть направлено на развитие творческой личности, индивидуальности в процессе деятельности воспитанников по освоению культуры и на основе их возрастных и индивидуальных различий. Подчеркнем еще раз, что такая система принципов и отраженная в них концепция воспитания определяются не только системой законов воспитания, но и рядом вышеназванных объективных факторов, а также субъективным фактором — волей педагогического сообщества или отдельных педагогов.
В этих же условиях группа педагогов, один учитель, студент, читающий эту книгу, может выбрать другую систему принципов. Во всяком случае, надо знать, что расстановка акцентов, приоритетов среди принципов ведет к одной из трех концептуальных позиций в воспитании. Первая из них: процесс воспитания, отраженный в системе принципов, ориентирован на формирование в сознании и поведении молодежи общественных норм, ценностей — то, что сегодня большинством пишущих называется авторитарной педагогикой.
Второй вариант возможной расстановки акцентов и трактовки принципов воспитания ведет к воспитанию, главная цель которого — саморазвитие, самоопределение, автономность личности от общества, с подчеркиванием свободы личности среди прочих педагогических ценностей. Эта концепция еще сто лет назад получила название «педоцентризм», имеет историю своего развития и в настоящее время в нашей стране для многих является очень привлекательной, что находит отражение в официальных документах (Закон РФ «Об образовании»), в педагогической литературе (публикации в журналах «Народное образование», «Школьные технологии») и практике (школа самоопределения А. Тубельского).
Третий вариант системы принципов определяет воспитание с ориентацией на сочетание того и другого подхода, на гармонизацию свободного развития личности, ее прав на самореализацию и, с другой стороны, подчинение человека нормам и требованиям общества. При таком воспитании возможна передача молодежи социальных норм, человеческих традиций, ценностей и одновременно движение общества вперед, которое инициирует и осуществляет, как правило, молодое поколение. Такое воспитание называют гуманистическим.
В сущности, и социализация, и воспитание как педагогический процесс должны соблюдать подвижную грань между ограничением, принуждением и свободой, автономией человека как в процессе становления, так и всей жизни.
Итак, ниже охарактеризуем принципы воспитания, сформулированные педагогической наукой на основе анализа исторического опыта, практики воспитания в учебно-воспитательных учреждениях и, с другой стороны, на основе современного понимания процесса воспитания, требований времени, в свете тенденций социального развития. Хотя специалисты и пишут, что только выполнение всех законов и принципов ведет к эффективному воспитанию, однако здравый смысл, анализ теории и опыта говорит о наличии иерархии среди принципов. Поэтому среди всего множества принципов мы выделим три их группы.
Первая группа принципов определяет требования в основном к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему.
Вторая группа принципов определяет требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического взаимодействия, воспитательной работы.
Третья группа принципов определяет некоторые социальные и психологические условия, которые обеспечивают процесс воспитания и без которых он будет малоэффективным.
Оговоримся, что это деление в известной мере условно, но является нужным для выделения главного, для понимания сущности процесса воспитания, тем более что прецедент, структурирование принципов воспитания уже есть (см. учебник под ред. В. А. Сластенина). Напомним, что речь идет о принципах — требованиях к процессу воспитания в рамках образовательной системы страны, т. е. в учебно-воспитательных учреждениях; имеется в виду, что принципы могут быть другие в семье или в какой-нибудь негосударственной, например конфессиональной, школе, или в общественной организации.
Перечислим принципы первой группы. Это содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы. К ним относятся: принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности; принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; принцип связи воспитания с жизнью и трудом.
Вторая группа принципов — это собственно педагогические, или методические, технологические принципы. К ним относятся: принцип воспитания в деятельности; принцип воспитания с опорой на активность личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека.
Третья группа принципов — социопсихологические. К ним относятся: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип единства требований (школы, семьи и общественности).
Кратко опишем содержание принципов.
Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности. Понятно, что это наиболее общее требование к процессу воспитания: главная ценность воспитания — человек, раскрытие и развитие его способностей. Такой подход вполне соответствует гуманистической направленности системы образования и шире — всей социальной сферы. Не случайно в международных стандартах по оценке степени развития государств в мире вводится еще один критерий — «человеческое измерение», «качество жизни», кроме традиционных, главным образом экономических, показателей. Ученых, психологов и педагогов, философов и социологов, а также биологов и всех, занимающихся широкими антропологическими проблемами, этот подход ориентирует на дальнейшее изучение и разработку проблем развития человека. Не случайно также, что среди педагогических дисциплин возродилась отрасль, названная в свое время К. Д. Ушинским педагогической антропологией, а антропологический принцип обосновывается как методологический принцип педагогики.
От воспитателей же и учителей это требует сменить педагогическую позицию, направить усилия не столько на формальное изучение дисциплин по программе школы и на формальную воспитательную работу, сколько на развивающую работу с каждым учеником. Есть, правда, неверная тенденция противопоставлять ориентацию на знания, программу ориентации на личность. Правильнее думать, что развивать человека, совершенствовать его возможности можно лучше всего, если обеспечивать именно полноценное обучение. Не следует противопоставлять развитие личности обучению. Еще Л. С. Выготским, и не только им, доказано, что обучение, равно как и воспитание, ведет за собой развитие.
Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения. В сущности, принцип воспитания в процессе освоения культуры — это более широкое толкование тезиса «обучение ведет за собой развитие». Человек становится человеком только в процессе освоения всего того, что люди называют культурой, эта мысль есть уже в самом понятии воспитания и известна давно. Новое здесь для процесса воспитания в современных условиях то, что в культуре педагогика делает акцент на ценностях. Это в теории воспитания порождает ценностный (аксиологический) подход к определению целей и содержания воспитательного процесса. Особенно актуально это для России сегодня, когда идет поиск национальных ценностей, идеологии, стимулирующих развитие страны и общества и одновременно не отгораживающих нашу страну и ее граждан от мирового сообщества.
Вторая сторона этого принципа — «единство воспитания и культуры» — состоит в том, что мы уже не раз подчеркивали: личность формируется не в поисках своей «самости», «самоценности», как сегодня говорят некоторые педагоги и психологи, а в гармонии, в активном взаимодействии с окружением, от членов семьи до всего человечества, через посредство культуры; в служении тому, что составляет ценность для общества, в работе над сверхличными проблемами. Об этом можно читать у многих великих авторов, в том числе у К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и др. Глубоко об этом рассуждает замечательный русский педагог С. И. Гессен. работавший в эмиграции в основном в Польше в 20—30-е гг. прошлого века. Анализируя процесс формирования личности, он пишет: «…личность обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры». Далее он говорит, что и индивидуальность, своеобразие, личности проявляется и образуется только как «естественный плод устремления к сверхиндивидуальному».
О том же самом и в то же время, но с позиций христианства писал еще один прекрасный педагог русского зарубежья В. В. Зеньковский: «Личность не может быть абсолютирована, она не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте, в обращении к Богу». В. В. Зеньковский еще тогда спорил с детоцентризмом, как он говорил, с натуралистической педагогикой, по вопросу о сущности развития и воспитания личности. Он убедительно доказывает, что своеобразие и неповторимость личности складываются не в биологическом или «метафизическом ядре», но «лишь в живом и действенном взаимообщении с людьми, с миром ценностей, с Богом. Личность и метафизически, и этически не замкнута в себе — она входит в систему мира … сопряжена с высшими началами, стоящими над миром. Нельзя поэтому объявлять идею личности верховным и последним принципом педагогики: хотя развитие личности есть существеннейшая задача воспитания, но смысл, цели и условия этого развития личности могут быть приняты лишь в системе целостного мировоззрения». По мысли автора, воспитание должно состоять не во взращивании «самости», а в подчинении личности мировоззренческим ценностям культуры, для него религиозной.
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом — это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. Вместе с тем это одно из фундаментальных положений мировой педагогики. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни. Направленность воспитания на успешное вхождение учащихся в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулируются как компетенции, т. е. способности выпускника не столько воспроизводить теории и правила, сколько уметь получать и использовать информацию, осознавать свою позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, разрешать конфликты и т. д.
Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учителя на уроках и во внеучебной деятельности детей должны обсуждать с ними жизненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, программы и богатая событиями жизнь ближайшего окружения детей, а также страны и мира дают для этого большие возможности.
Следуя принципу связи воспитания с трудом подростков и молодежи, школа, семья, общество должны организовывать разнообразную трудовую деятельность учащихся, вовлекать их в труд. Возникает, правда, вопрос: какой труд и с какими целями? Есть учебный труд — в мастерской, на школьном участке; труд по самообслуживанию — уборка в школе, интернате, дома; общественно полезный труд — участие в делах на пользу района, города, благотворительные акции. Имеется и производительный труд, дающий продукт, товар и прибыль. Насколько можно вовлекать школьников во все эти виды труда? Чем руководствоваться в решении этого вопроса? Но есть еще и труд подростков, непосредственно не связанный с процессом воспитания, — это их работа в свободное от учебы время. Теперь и в России свободная частичная трудовая занятость учащейся молодежи стала распространенным явлением. Насколько это совмещается с процессом воспитания в школе и как соотносится с целями воспитания и социальными проблемами — эти вопросы должны решаться на основе принципов воспитания, исторического опыта и остроты сегодняшней ситуации.
Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать, надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности. Воспитатели должны знать виды деятельности: учебно-познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общественно-трудовая, спортивно-оздоровительная. Иначе говоря, существуют великие воспитатели, средства воспитания: игра, учеба, искусство, спорт, труд, природа, общественная жизнь. А. С. Макаренко иронизировал над родителями и педагогами, которые считают, что воспитывать — значит действовать нужными словами, т. е. читать мораль. Настоящий педагог должен уметь делать многое, владеть названными средствами воспитания и увлекать всем этим воспитуемых.
Принцип воспитания с опорой на активность личности. Воспитанники могут учиться, принимать участие в жизни школы, класса, в праздниках и труде, что называется, из-под палки, участвуя во всем лишь внешне, формально. Такая деятельность малополезна. Условие воспитания — активная, сознательная деятельность воспитанников, такое состояние, когда они вовлечены в деятельность внутренне, психологически, морально. Это значит, что деятельность имеет для них смысл, личное значение, хотя это не всегда осознается. Активность проявляется в интересе, в ответственности, в положительных эмоциях и многом другом. Такое поведение говорит о внутренней работе: о формировании и развитии потребностей, направленности, установок, склонностей, эмоций и воли, привычек, характера — всего того, что составляет личность. Таким образом, воспитывающая деятельность тогда эффективна, когда основана на внутренней «работе» и в свою очередь вызывает, стимулирует этот личностный рост.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Как технология это будет дано ниже, а как принцип значит следующее. Во-первых, необходимо формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, общественные интересы и ценности, цели со своими личными. Конечно, это серьезная социокультурная проблема, но для воспитания это определенная моральная ценность и цель.
Во-вторых, участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, на производстве, является мощным воспитывающим средством. В-третьих, педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.
Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников. Воспитание по определению является руководством деятельности воспитуемых, педагог не бросает на волю случая развитие отношений в классе, общение, взаимодействие. Вместе с тем все регламентировать, подавлять инициативу — значит препятствовать развитию воспитуемых. Поэтому воспитатели должны насколько возможно поручать воспитанникам организацию и выполнение всего того, чем они занимаются в учреждении: самообслуживание, игры, общественную работу. Инициатива, творчество, самостоятельность воспитанников проявляются в таком явлении, как самоуправление — участие их в организации и регулировании собственной жизни в учреждении. Для этого создаются, например в школе, органы ученического самоуправления, постепенно вырабатываются их функции, складываются традиции, законы жизни детского учреждения. Педагоги должны опасаться искусственного, формального самоуправления. Его не будет, если у детей есть общие цели и интересы, жизнь школы наполнена разнообразными занятиями, событиями, если для каждого есть дело, если педагоги и ученики заняты общими делами, важными и нужными для всех.
Принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему. Это положение ярко и убедительно прозвучало у А. С. Макаренко и подтверждено его опытом, а также практикой многих школ и учителей: не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности. Педагогическое требование — это метод воспитания, предполагающий соблюдение норм, выполнение правил поведения, норм отношений между людьми, принятых в обществе, и многое другое. Без этого вообще невозможна жизнь. Вместе с тем взаимодействие и взаимоотношения воспитателей и воспитуемых должны основываться на гуманизме и уважении. Моральные нормы общества и профессии, профессиональная этика требуют от воспитателя такого же отношения к воспитанникам, как и ко всем другим членам общества, взрослым. Часто, однако, воспитатели пренебрегают этим, нарушая нормы морали и профессии, считая, что с воспитуемым можно обращаться иначе.
Конвенция ООН о правах ребенка является документом, который ориентирует учителей на гуманное уважительное отношение к ребенку, на соблюдение правовых и этических норм в педагогическом процессе.
Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Это мудрое правило основано на тысячелетнем опыте, на знании психологии человека, на педагогической практике. В любом, даже очень трудном человеке есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на которые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окружением. Поэтому А. С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верить в его возможности и желание быть хорошим человеком и членом общества. Поэтому психология и педагогика рекомендуют учителю: не следует постоянно укорять школьника за проступки, осуждать за неправильное поведение, ошибки, а напротив — хвалить, поощрять, поддерживать то позитивное, что есть в нем. Следует осуждать не человека, а его неверный поступок. Следует часто даже в неправильном поступке увидеть хорошее и сказать об этом: в упрямстве — настойчивость и волю, в непоседливости — любознательность. Необходимо также создавать ситуацию успеха для ученика, увлекать доступной перспективой, планами и др.
Чтобы успешно следовать этому принципу, необходимо изучать учеников, их семьи, друзей, компании, их особенности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изучены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях. Например, младшие школьники иначе, чем старшеклассники, пересказывают, запоминают, общаются и т. д. Возрастные особенности детей обязывают учителя правильно выбирать характер общения, помощи, методы воспитания детей разного возраста.
Индивидуальные особенности людей также требуют учета в воспитании. В дифференциальной психологии описаны различные типы личности, даны характеристики акцентуаций в поведении, изучаются и описываются отклонения в поведении, психология одаренных, способных и, с другой стороны, людей, имеющих проблемы в развитии. Все это помогает воспитателю вести адекватную работу. При этом готовых ответов может не быть, и надо, как было сказано, изучать воспитанника и условия его развития, чтобы видеть проблемы в его формировании и найти правильные средства воспитания. Воспитатель в таких случаях должен работать совместно с психологом, врачом, социальным педагогом.
Принцип единства требований (школы, семьи, общества). Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, улица учат другому. Родители сдают детей в школу и снимают с себя ответственность за воспитание. Даже учителя внутри школы действуют не всегда согласованно. Конечно, школа одна не решит этой проблемы, но процесс воспитания в школе, действия учителей должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопонимания, даже единства требований, взглядов, позиций семьи, улицы и школы. Для этого общество, отчасти школа должны работать с семьей и социальным окружением подростков и детей: осуществлять педагогическое просвещение и даже воспитание родителей, организовывать социальную и педагогическую работу в микрорайоне, педагогическую пропаганду в более широких масштабах. Взрослый вне школы тоже должен быть в известной мере педагогом и быть ответственным за свое непедагогическое поведение.
Описанная совокупность принципов воспитания представляет систему основных требований к процессу воспитания. Читатель должен заметить, что все принципы тесно связаны между собой, характеризуя общий взгляд современной науки на воспитание.
В следующих главах принципы найдут конкретное отражение в анализе содержания, методов и форм воспитательной работы в учебном учреждении, в семье, в детском и молодежном движении и организациях.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы существенные черты процесса воспитания?
2. Что такое педагогическая система и что она дает для понимания процесса воспитания?
3. Назовите и раскройте два-три главных закона воспитания.
Что значит педоцентризм в воспитании? Сформулируйте свое отношение к нему.
Охарактеризуйте современную систему принципов воспитания, определите свое отношение к ней.
Основная литература
Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М., 1995.
Битинас Б. П. Структура процесса воспитания. Каунас, 1984.
3. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
Дополнительная литература
Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // Избран, пед. и психолог, соч. В 2 т. М., 1979. Т. 1.
Воспитание детей в школе / Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1998.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. В 8 т. М., 1983. Т. 1.
Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // Пед. соч. В 6 т. М., 1990. Т. 6.
studfile.net
Педагогика – Классификация принципов воспитания
В современной педагогике существует несколько классификаций принципов воспитания. Например В. М. Галузинский и М. Б. Евтух определяют такие «принципы современного воспитания»:
1) гуманистический характер содержания и методов воспитания, который означает приоритетность личности ребенка над общим процессом массового (фронтального) коллективного воспитания;
2) сочетание воспитания и обучения в единый учебно-воспитательный процесс, в котором ведущую роль играет воспитание на уроках, в ходе усвоения не только знаний, умений и навыков, но и лучших моральных качеств человека;
3) учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика в процессе воспитания; 4) создание морально-психологического климата в коллективе, за которым чувствовался стиль педагогической человечности и
доброжелательности;
5) постепенное превращение ученика из объекта пассивного восприятия на активного субъекта самовоспитания;
6) плюрализм в деятельности общественных юношеских и детских организаций, отказ от массового, огульного привлечения к ним».
И. П. Подласый выделяет следующие принципы воспитания:
– общественная направленность воспитания;
– связь воспитания с жизнью, трудом;
– опора на положительное в воспитании;
– гуманизация воспитания;
– личностный подход;
– единство воспитательных воздействий.
В Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования определены следующие принципы воспитания:
– единство национального и общечеловеческого;
– природосоответствие воспитания;
– культуросоответствие воспитания;
– активность, самодеятельность, творческая инициатива воспитанников;
– демократизация воспитания;
– гуманизация воспитания;
– непрерывность и преемственность воспитания;
– единство обучения и воспитания;
– дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса;
– гармонизация семейного и общественного воспитания.
Опыт учебно-воспитательной деятельности свидетельствует о том, что перечень основных принципов воспитания должно оставаться открытым. Те изменения, которые происходят в нашем обществе, в различных отраслях социально-гуманитарных наук способствуют дальнейшему развитию воспитательного процесса и его совершенствованию.
Основными характеристиками системы принципов воспитания, исходя из современных педагогических концепций, должны быть:
во-первых, нацеленность на воспитательное и развивающее обучение, формирование всесторонне гармонично развитой личности воспитанника – достойного гражданина украинского государства с активной жизненной позицией и творческим наставлением;
во-вторых, национальная направленность, гармоничность, комплексность, конкретность и последовательность воспитательных воздействий;
в-третьих, направленность на обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных системах.
Обобщая современные методологические и теоретические подходы к обоснованию системы принципов воспитания, которые существуют на сегодняшний день в педагогике, можно вывести следующую систему принципов воспитания:
– целеустремленность;
– общественная направленность, связь с жизнью;
– воспитание в труде;
– воспитание в коллективе и через коллектив;
– субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений;- гуманизм и демократизм в сочетании с высокой требовательностью и уважением к личности воспитанника;
– опора на положительные качества в коллективе и личности воспитанника;- наступательность, активность, системность и конкретность воспитательных мер;- сознательность, самодеятельность и активность воспитанников;
– сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;
– единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий, усилий и действий школы, семьи и общественности;
– оптимизация воспитательного процесса.
Принципы воспитания можно классифицировать так:
Принципы воспитания, которые касаются всех компонентов воспитательного процесса: целенаправленность; общественная направленность, связь с жизнью; воспитание в труде; воспитание в коллективе и через коллектив; субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений; наступательность, активность, системность и конкретность воспитательных мер; оптимизация воспитательного процесса.
Принципы, касающиеся субъектов воспитания и методики их деятельности: гуманизм и демократизм в сочетании с высокой требовательностью и уважением к личности воспитанника; опора на положительные качества в коллективе и личности воспитанника; сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности; единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий, усилий и действий школы, семьи и общественности.
Принцип, что касается учебно-познавательной деятельности воспитанников: сознательность, самодеятельность и активность воспитанников.
pedagogika.org
Понятие принципа воспитания, система принципов воспитания
Принципы воспитания – это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.
Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике. Ряд ученых рассматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения.
Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса.
- Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении. Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.
- Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
- Принцип педагогического руководства и само стоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.
В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран.
- Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных. Образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
- Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
- Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.
Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.
Принцип личностного подхода в воспитании. Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные, особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.
Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.
Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств – направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.
Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.
magref.ru
Классификация принципов воспитания
Общая характеристика
Под принципами воспитания понимают некие ценностные основания и основополагающие идеи воспитания человека, отражающие потребности общества, его уровень развития, требования к воспроизводству строго определенного типа личности.
Замечание 1
Принципы воспитания определяют содержание, цели, стратегию и методы воспитания, единое направление его реализации, стиль и способы взаимодействия субъектов воспитания.
К принципам воспитания выдвигаются единые требования (И.П. Подласый):
- Обязательность. Принципы воспитания требуют полного и обязательного воплощения в практику. Систематическое нарушение принципов значительно снижает эффективность всего процесса воспитания, подрывает его основы.
- Комплексность. Одновременное применение разных принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса.
- Равнозначность. В качестве общих фундаментальных положений принципы воспитания равнозначны.
Проблема воспитания в современной педагогике не имеет однозначного решения. У педагогов нет единого понимания сущности воспитательного процесса, соотношения воспитания и обучения. Принципы воспитания в совокупности образуют некую воспитательную систему.
Принципы воспитания В. А. Сластенина. Метапринципы
В педагогической литературе существует огромное множество различных принципов воспитания. В. А. Сластенин предложил наиболее развернутую систему классификации, которая включает основополагающие принципы, сформированные на выявленных закономерностях в воспитательном процессе – метапринципы и частные принципы.
Метапринципы воспитания:
- Принцип непрерывного общего и профессионального развития. Является основным в системе гуманистических принципов. Закономерность принципа: чем гармоничнее социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие индивида, тем более творческим и свободным становится человек в осуществлении культурно-гуманистической функции.
- Принцип природосообразности воспитания. Основывается на закономерности, которая связана с центрацией воспитательного процесса на развитие личности. Воспитание должно базироваться на научном понимании социальных и естественных процессов, согласовываться с законами развития человека и природы, формировать у индивида ответственность за самого себя и эволюцию ноосферы. Методы, формы, содержание воспитания должны учитывать половую и возрастную дифференциацию, организацию социального опыта.
- Принцип культуросообразности воспитания. Основывается на закономерности: развитие личности в соответствии с общечеловеческой культурой определяется ценностными основаниями воспитания. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях и выстраиваться в соответствии с учетом особенностей региональной и этнической культур: приобщение к разным пластам культуры (физической, бытовой, материальной, экономической, политической, нравственной, интеллектуальной, духовной, сексуальной и др.). Содержание, цели, методы воспитания культуросообразны, если учитывают сложившиеся в социуме стиль социализации и традиции.
- Принцип деятельностного подхода. Культура способствует развитию личности если она побуждает и активизирует ее к деятельности. Чем продуктивнее и разнообразнее деятельность, значимая для личности, тем эффективнее проходит овладение культурой (общечеловеческой и профессиональной).
- Принцип личностного подхода. Процесс социально-нравственного развития приобретает оптимальный характер, когда воспитанник является субъектом воспитания. Принцип основан на закономерности, обуславливающей единство в реализации личностного и деятельностного подходов.
- Принцип персонализации педагогического взаимодействия. Принцип требует адекватного включения в педагогический процесс личностного опыта (эмоций, переживаний, чувств, соответствующих им поступков и действий), а также отказа от ролевых масок.
- Принцип диалогического (полисубъектного) подхода. Указывает на то, что гармоничное развитие личности возможно только в условиях равноправного учебного сотрудничества.
- Принцип индивидуально-творческого подхода. Основан на закономерности, предопределяющей, что саморазвитие личности зависит от уровня творческой направленности и индивидуализации воспитательного процесса.
- Принцип профессионально-этической взаимоответственности. Основывается на закономерности: готовность участников педпроцесса принять на себя заботы о будущем нашего общества, о судьбах людей предполагает гуманистический образ жизни.
Частные принципы воспитания В. А. Сластенина
Частными принципами воспитания руководствуются в повседневной педагогической деятельности.
Частные принципы воспитания:
- Принцип воспитания и обучения в коллективе. Предполагает сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм организации педпроцесса. Товарищеская взаимопомощь, чувство ответственности и коллективизма развиваются и воспитываются только с помощью коллектива и в коллективе. В коллективе усваиваются правила поведения, общения, формируются организаторские навыки. Коллектив раскрепощает личность и открывает простор для ее гармонического и всестороннего развития.
- Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Практика выступает источником познавательной деятельности, областью приложения результатов познания, объективным критерием истины.
- Принцип соединения воспитания и обучения с трудом на общую пользу. Труд создает основу для формирования морального облика и мировоззрения личности, для развития способностей и задатков. Коллективный труд формирует социально ценные личностно-деловые качества, обеспечивает накопление практического опыта общественного поведения.
- Принцип эстетизации жизни. Формирование эстетического отношения к действительности помогает развить у воспитанника высокий художественно-эстетический вкус, дает возможность узнать красоту эстетических идеалов.
- Принцип сочетания педагогического управления с формированием самостоятельности и инициативы воспитанников. Необходимым условием развития самостоятельности и инициативы является развитие самоуправления.
- Принцип уважения к личности воспитанника в сочетании с разумной к нему требовательностью.
- Принцип опоры на сильные стороны личности, положительное в человеке.
- Принцип согласованности требований учебного заведения, общественности и семьи.
- Принцип увлечения перспективами, формирования ситуаций ожидания. Осознание воспитанником своего успеха в каком-либо деле, ожидание его развития является сильным источником моральной стойкости и нравственного достоинства. В задачи каждого педагога входит помощь каждому воспитаннику наметить личные перспективы личностного роста и сопоставить их с перспективами развития общества и коллектива.
- Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
spravochnick.ru
6. Принципы воспитания
6.1 Понятие о принципах воспитания
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.
1. Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
В то же время принципы воспитания – это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
• общественная направленность воспитания;
• связь воспитания с жизнью, трудом;
• опора на положительное в воспитании;
• гуманизация воспитания;
• личностный подход;
• единство воспитательных воздействий.
6.2 Основные педагогические правила реализации принципов воспитания Общественная направленность воспитания
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения – воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни – сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.
Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками.
При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.
В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.
Школа жизни – лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется сужено – кaк приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправного участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд – это одно из важнейших, средств социализации личности, включения ее в систему общественных отношений.
Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
• понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
• уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
• развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
• понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;
• сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;
• бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;
• нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:
1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь программу осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.
2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство – учебный труд, помощь дома и в школе. Не надо препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады, подрабатывать во время каникул.
3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.
4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.
5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.
6. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.
7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.
studfile.net