Воспитание человечности – Спокойное место российского интернета для интеллигентных людей — Воспитание человечности — Почитайте , Размышления Почитайте — 1001.ru

Спокойное место российского интернета для интеллигентных людей — Воспитание человечности — Почитайте , Размышления Почитайте — 1001.ru

Дорогой читатель, эта публикация представляется нам очень важной, так как дает повод подумать о том, что происходит сегодня с «некондиционным» учеником, не обязательно с инвалидом. Уже немало сказано о том, как в пылу бесконечных образовательных сражений пропал из виду ребенок, который есть смысл, суть, содержание педагогической работы. Ребенок стал восприниматься как орудие — успеха, если он сильный; поражения, если слабый. Не подающие надежд раздражают, работать с ними никто не хочет, да и не умеет. Представить только: врач любит лечить здоровых! — и поразиться искривлению. Что же можно сделать? Мы видим ответы в публикуемом материале: своего рода педагогический манифест для тех, кто готов помогать детям расти полноценными людьми. Для людей по профессии учитель. В этом нет и доли пафоса: сам автор, слепоглухой с детства, смог организовать взаимодействие с окружающим миром так, что для него оказались возможными и научное творчество, и педагогическая деятельность — http://avsuvorov.ru/r_pedagogics.html.

Понятно, что задача включения в социум стоит с рождения передкаждым из нас независимо от состояния здоровья. Вопрос в том, насколько стратегия включения (инклюзии) адекватна жизненной ситуации конкретного человека. В корне порочна установка на инклюзивное образование инвалида вместо всякого иного. Правильно и грамотно — ставить вопрос об инклюзивном образовании наряду с другими формами образования, в том числе с коррекционным.

Нельзя лишать ребят доступного — и значит, какого бы то ни было — образования, закрывая коррекционные школы под тем предлогом, что в них ребята-инвалиды пребывают в «резервациях». Но и без включения детей-инвалидов в жизнь относительно здоровых детей и участия здоровых детей в жизни детей-инвалидов обойтись нельзя. Такая взаимная инклюзия возможна при любых формах образования, если педагоги соблюдают принципы совместной педагогики.

1. Принцип взаимной человечности. Это фундаментальный принцип, им определяется весь теоретический и практический контекст работы. Речь идет о принципиальной возможности воспитания человечности — человечностью, а не разговорами, подкрепляемыми насилием. А чтобы воспитывать человека, надо отдавать себе отчет в том, что такое человек, кого именно мы хотим воспитать. Иными словами, это и философская инклюзия совместной педагогики, и практическая педагогика, разнообразная взаимопомощь. Взаимная человечность предполагает и защиту от носителей бесчеловечного, агрессивного, и защита эта бывает по необходимости весьма жесткой. Ребята должны попадать в условия, властно требующие от каждого «быть человеком» прямо сейчас.

2. Принцип взаимной надежности. Ставится акцент на взаимной ответственности, на категорической недопустимости инфляции обещаний, то есть — на взаимном уважении и самоуважении. Дефицит взаимной надежности сразу же сказывается на результативности общего труда. Опять-таки — будь человеком!

3. Принцип взаимной интеграции. Выделен в острой полемике с позицией, согласно которой интеграция инвалидов (и детей, и взрослых) в среду здоровых — это якобы только их, инвалидов, заботы и проблемы. Смогут интегрироваться — ладно, а не смогут — плохо старались. Здоровые якобы не обязаны ничего предпринимать со своей стороны, чтобы облегчить инвалидам интеграцию. Иногда подобное бездушие «объясняется» тем, что здоровые, дескать, «не готовы» принять инвалидов в свою среду. На самом деле — не хотят или не умеют понимать сложности инвалидов. Но без совместно-педагогического процесса и не научатся, и не скорректируют свое нравственное поведение. Речь идет о создании безбарьерной среды, в том числе — устранении межличностных барьеров. Словом, будь человеком в общении, учись понимать не только себя, осознай, что на самом деле невозможно понять себя, не понимая других.

4. Принцип совместно-разделенной дозированной деятельности. Это конкретный механизм взаимодействия детей между собой и со взрослыми. Речь идет о динамике взаимной активности, о соотношении руководства (в том числе в буквальном смысле, когда умелый учит неумелого, действуя его собственными руками) и самостоятельности, о дозировке руководства по мере нарастания самостоятельности. Алгоритм: от совместного действия — через самостоятельное выполнение отдельных элементов действия, при пока еще совместном выполнении остальных (это и есть совместно-разделенное действие) — к самостоятельному выполнению учеником действия в целом.

Эвальд Васильевич Ильенков считал совместно-разделенную дозированную деятельность всеобщим законом всякого возможного обучения, а Феликс Трофимович Михайлов называл ее всеобщим законом всякого возможного человеческого взаимодействия. Взаимодействуя, мы должны приспосабливаться друг к другу и тем самым соразмерять, дозировать свою активность по отношению к активности партнера, коллеги, сотрудника.

Учась человеческому взаимодействию, ребята тем самым учатся мыслить, учатся видеть собственную меру предмета, по поводу которого взаимодействуют, и сообразовываться с этой мерой. И опять ребенок учится быть человеком, то есть мыслящим существом.

5. Принцип преобладания индивидуальных форм работы над массовыми действами. Во внешкольной работе с детьми традиционно слишком много массовых мероприятий, праздников, в которых участие инвалидов более-менее проблематично. И если мы хотим на деле, а не только в декларациях, осуществлять совместную педагогику, мы должны сделать упор на видах деятельности, по возможности доступных всем ребятам, и инвалидам, и относительно здоровым. Здесь необъятное поле для методического творчества с целью обеспечить взаимное демонстрирование, реализацию и наращивание детьми своего творческого потенциала. Во всяком случае, с массовых праздников акцент должен быть перенесен на кружковую работу и спонтанное совместное занятие каким-либо общим увлекательным делом — вдвоем, втроем, вчетвером.

Главный порок массовой педагогики — упор на развлечения, а не на какую-либо общую работу, действительно кому-то нужную. Если тебе сложно двигаться (а то и вовсе на коляске), или не видишь, или не слышишь, или все это вместе — из массовки в той или иной степени обязательно «выпадешь». Поэтому, если уж пригласили инвалидов, надо помнить об их присутствии, специально к их участию что-то приспосабливать, максимально индивидуализировать работу.

6. Принцип постоянного поиска точного сочетания заботы и самостоятельности. Речь идет о профилактике детского паразитизма, спекуляций на, с одной стороны, своей якобы беспомощности («не могу-у-у-у!»), а с другой — на неумной любви к себе, ведь окружающие всегда готовы сделать все для тебя, за тебя, без тебя. Этот паразитизм возможен у всех детей, но у детей-инвалидов, как и у сирот, его опасность особенно велика — спекуляция на взрослой жалостливости. И если это не учитывать, мы обречены на хроническое отставание отношения взрослого к ребенку от возрастающих возможностей ребенка. Такой конфликт закрывает перспективы роста.

7. Принцип постоянного поиска обходных путей решения проблем. Сам термин «обходные пути» предложен Выготским, и он же приводит примеры таких обходных путей: в обход слепоты — рельефно-точечная письменность, изобретенная французским слепым Луи Брайлем; в обход глухоты — дактильный (пальцевый) алфавит. Всякие технические средства — тоже обходные пути. Но значение принципа куда более универсально: реализация этого принципа обеспечивает личностную самостоятельность, ставит непреодолимый заслон перед попытками манипулировать вашим сознанием, следовательно, обезличивать вас. Чтобы инвалиду остаться самим собой, необходимо постоянно создавать и поддерживать альтернативную систему жизнеобеспечения: не замыкать решение всех своих проблем на каком-то одном, сколь угодно близком и заслуживающем доверия человеке, а решать свои проблемы с помощью разных людей, всегда имея запасной вариант. Иначе невозможно остаться самим собой, состояться в качестве личности, самостоятельного субъекта собственной жизни. Речь и о том, чтобы не стесняться обращаться за помощью к незнакомым людям, как бы подчас ни было сложно.

8. Принцип самоопределения личности. «Чтохочуйскому» самоопределению — что хочу, то и ворочу — противопоставляется взаимоопределение. Сначала по обязанностям, а на их основе — и по правам. Я никого не формирую, кроме самого себя, но и никому не позволю формировать меня без моего ведома и согласия. Это диалог образов жизни.

9. Принцип полной разновозрастности. Разновозрастные детские объединения существуют давно и широко распространены. Взрослые — члены детских коллективов точно так же, как и сами дети, только, может быть, более опытные, ответственные, авторитетные. Требование полной разновозрастности — это требование включения взрослых в детскую жизнь в качестве ее участников, интеграции («инклюзии») взрослых среди детей: я, как вы. И ни в коем случае не позволять себе с детьми того, чего без риска получить отпор не можем позволить себе со взрослыми. Это и есть искреннее уважение человеческого достоинства детей.

10. Принцип самосоревновательности. Против манеры «ставить в пример» одного ребенка другому, спекулировать на детской азартности, формируя взаимную завистливость, комплексы неполноценности и самоуверенность вплоть до наглости. Основой самоутверждения должно быть соревнование с самим собой: сегодня получается то, что не получалось вчера, а завтра получится то, что не получается сегодня. С этой точки зрения можно переосмыслить иерархию видов детской игры: высшая форма — не массовая, а одиночная ролевая игра — фантазирование и предтворчество как основа саморазвития личности. А «ставить в пример» — это психологическое насилие. За солдафонское тыканье в нос «примером» более удачливых (более здоровых) ребят многие из инвалидов расплачиваются всю жизнь, уклоняясь от самого элементарного (например, от физкультуры, простейших навыков поддержания физического здоровья). На первом месте должны быть личные достижения, а не чьи бы то ни было еще. Превзойти надо стараться себя самого. Тогда и за других научишься радоваться.

11. Принцип диалектического единства прямого общения с уединенным трудом души. Импульсы для саморазвития личности первоначально дает непосредственное общение с окружающими людьми, но как только появляются устойчивые увлечения (ролевой одиночной игрой-фантазированием, чтением, конструированием, музыкой, хоть филателизмом), возникает и уединенный труд души, потребность в уединении для любимого занятия. Уединенный труд души — это и есть основная форма саморазвития личности. Ты сам себе интересный собеседник. Личность углубляется, и тем самым создается содержание для прямого общения с окружающими людьми. Детей надо специально учить уединяться и любить уединение. Тогда их личностный рост будет прежде всего их потребностью, а не проблемой воспитателя. Тогда не нужно будет суетиться по поводу формирования личности извне — вполне достаточно ограничиться ролью помощников, доверенных участников процесса саморазвития, самоформирования ребят.

12. Принцип взаимного доброжелательного сравнения возможностей. Здесь речь идет о необходимости осознания ребенком-инвалидом своей инвалидности, иначе он никогда не станет субъектом самореабилитации, а останется только объектом чьих-то реабилитирующих усилий. Но осознание своей инвалидности ребенок не должен получить как психотравму. Идеальный настрой: «Пусть я не такой, как другие, чего-то не могу по сравнению с другими, но я не один, вокруг меня друзья» — обеспечивает коалиция близких ребенку людей, детей и взрослых. Это важное условие: только тогда ребенок сможет расширять свои возможности за пределы самых смелых представлений о посильном и доступном, превращать слабость в силу, то есть выйти на высший уровень личностной самореабилитации. Глухой не слышит, зато прекрасно рисует и/или выжигает. Слепой не видит, зато хороший певец и музыкант. Слепоглухой не видит и не слышит, зато (автор скромно имеет в виду себя, особенно в условиях детского лагеря) оказывается «ходячей энциклопедией», странным образом способен ответить на любой вопрос. И каждый ребенок мобилизует свои возможности, когда чувствуeт себя окруженным друзьями.

13. Принцип взаимного обучения. Дети вообще любят учиться друг у друга. В условиях совместно-педагогического процесса здоровые дети должны понять: у ребенка-инвалида можно научиться очень многому. А ребенок-инвалид должен понять, что может научить. Вот и нужно стараться сделать так, чтобы все без исключения дети были друг для друга «авторитетными специалистами» в той или иной области.

14. Наконец, принцип индивидуального личностного Акме (вершины). Сложная, однако посильно сложная, обстановка мобилизует резервы личности, вынуждает ее находиться постоянно на вершине своих сегодняшних, наличных возможностей. И наращивать их. А возможности в ходе саморазвития расширяются, и вершина становится все выше и выше. Сначала это только твоя вершина, твое, пока еще учебное, достижение; но однажды может оказаться, что твоя вершина уже не только твоя, а общечеловеческая.

Александр Суворов, доктор психологических наук, МГППУ

1001.ru

Классный час на тему “Воспитание человечности” для детей с ОВЗ

Классный час на тему: «Воспитание человечности».

Цель: формирование понятия : человечность.

Задачи: воспитывать в детях нравственные качества: заботливость, внимательность, сопереживание.

  1. Организационный момент.

В классе мы друзья друг другу,

С пользой время проведём,

Компромисс во всём найдём.

  1. Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Дети по очереди говорят, с чем или с кем у них ассоциируется это слово. (С учителями, книгой, уроками, природой.) Все перечисленное детьми записывается на доске.

  • Что в человеке воспитывает семья?

  • Как влияет на воспитание человека природа?

  • Какую роль играют книги в воспитании человека?

  1. Работа над украинской легендой-былью «Две матери».

(Чтение текста учителем или прослушивание аудиозаписи).

В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери — Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день. Обе матери были счастливы и мечтали о будущем своих сыновей.

— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, — говорила Белокосая мать. — Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде…

— А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, — сказала Чернокосая мать. — Чтобы никогда не забывал матери и родного дома…

Каждый день к молодым матерям приходили отцы. Одетые в белые халаты, они садились на белые скамейки и, затаив дыхание, долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье и изумление. Потом они сидели у кроватей своих жен и долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем — конечно, о счастливом.

Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины — Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и еще больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях.

Наконец, Чернокосая мать спросила:

— Кем же стал твой сын?

— Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила Белокосая мать. — Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? — И Белокосая мать назвала имя музыканта.

Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим.

— А твой сын кем стал? — спросила Белокосая.

— Хлеборобом. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе — километров сто отсюда. У сына двое детей — мальчик трех лет и девочка недавно родилась…

— Все-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. — Твой сын стал простым, никому не известным человеком. Простой крестьянин… Их миллионы…

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку и долго о чем- то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло.

«Поправляйтесь, мама»,— сказал он на прощанье и поцеловал ее.

А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала: «У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы… »

На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь…

Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и морщины расправились. К Белокосой матери никто не приходил. Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.

На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села — привез два больших арбуза, виноград, яблоки… Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Белокосая мать услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна.

«Я тоже буду комбайнером», — сказал мальчик, и бабушка поцеловала его… Белокосая мать в эти мгновенья припомнила, что ее сын, отправляясь в поездки, «сдавал», как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат…

Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил сыновнюю улыбку, и казалось, мать только от той улыбки выздоравливает.

К Белокосой матери так никто и не пришел.

Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровая женщина. В сердце нет ни шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрел почему-то в сторону.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.

Эмоциональное восприятие текста.

-Что вам хочется сказать, прослушав этот текст?

Беседа:

  • Как вы думаете, у какой матери жизнь была счастливее? Почему?

  • Какую важную жизненную ошибку допустила вторя мама?

  • Как вы думаете, будете ли вы помнить о своих родителях и помогать им, когда вырастите?

  • Как ваши родители воспитывают в вас чувство любви и уважения к себе?

  • Как вы думаете, если человек имеет интересную и творческую профессию и очень много работает, должен ли он все равно выделить время, чтобы навещать свою маму?

Творческая работа.

Нарисуйте какой-либо подарок для Белокосой матери, который поможет ей выздороветь.

Письменная работа

Напишите сочинение на тему: «Как мама меня воспитывает».

Творческое задание:

Прочитать детям стихотворение. Попросить их угадать или придумать пословицу, которая подходит к этому стихотворению.

Детей учить — не лясы точить

Детей учить — нелегкий труд,
Здесь испытанья взрослых ждут.
Здесь будут крики, вопли, слезы,
Упреки, вечные угрозы.

Но в жизни есть подход другой,
Семье поможет он любой:
В работе и в делах скорей
Примером станьте для детей!

Задание на дом

Подумать и написать, какие качества человечности они хотели бы воспитать в себе. Затем дети должны разработать план воспитания в себе этих качеств.

infourok.ru

Воспитание гуманности

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности. Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

studfile.net

понятие, в чем проявляется, примеры из жизни, проблемы современной человечности.

Человечность – это достаточно сложное понятие. В нём зачастую принято объединять различные явления – такие, к примеру, как гуманность и гуманизм; несмотря на созвучие этих слов, они не связаны друг с другом по смыслу и в ряде случаев противоположны.

Человечность

Что такое человечность: краткое определение

Человечность – это такое качество личности, которое отражает морально-нравственные принципы, а именно – любовь и уважение к другим людям, не причиняя им зла, предлагая сотрудничество и взаимопомощь.

Явление человечности распространяется не только на других людей, но и на животных, растения и весь окружающий мир в целом. Так, мы часто слышим призывы быть человечными по отношению к диким и домашним животным – не мучить их, не убивать, не разорять птичьи гнёзда.

Человечность – это одно из наиболее высших проявлений человеческого поведения. Такое поведение – осознанное и приобретённое. Человек не рождается человечным, а становится им в процессе воспитания и накопления жизненного опыта. Ну, или не становится, если воспитание и жизненный опыт не подталкивали к этому.

В чём проявляется человечность: черты характера

Человечность, или гуманность, основывается на альтруизме. Это поведение, в основе которого лежит принцип бескорыстной помощи другим, доброта, самоотверженность. В своей высшей степени альтруизм проявляется в жертвенности: человек приносит свои личные интересы, амбиции, а иногда здоровье и жизнь в жертву ради общего блага или же ради блага каких-то конкретных людей. Противоположностью альтруизму является эгоизм – выпячивание своих личных предпочтений, действия, направленные исключительно на достижение личной выгоды, самолюбие. Точно так же гуманности противостоит жестокость – стремление причинить вред окружающим ради неких личных интересов.

Качества

Человечность также базируется на нравственности. Это комплекс правил поведения, которые направлены на реализацию альтруизма и подавление эгоизма.

Человечность неотделима и от силы воли, поскольку она предполагает конкретные действия, направленную активность. Данная активность должна способствовать установлению альтруистических принципов и бороться с чужим или собственным эгоизмом.

Важно, что при осуществлении человечности акцент делается на искреннем желании сделать окружающий мир лучше. «Добрые поступки» человек способен совершать и из иных побуждений. К примеру, антисоциальный человек может «хорошо себя вести», если понимает, что за преступление и вообще за вред окружающим он будет наказан. Такое «доброе поведение» осуществляется исключительно из страха, следовательно, в его основе лежит ненависть.

Точно так же и жертвенность. Нередко бывает, что человеком движет лишь желание покончить с собой. Во время крупных войн многие люди рвались в бой не ради того, чтобы защитить свою страну, а лишь по причине того, что им надоела тяжёлая жизнь и они желают погибнуть, выместив перед этим свою злобу на противнике или просто «повеселившись».

Жертвенность или просто услужливость бывают показными. В основе такого поведения в любом случае лежит эгоизм, а не альтруизм. Человек стремится доказать другим свою правоту, исключительную значимость, своё превосходство. В таких случаях ни о какой человечности не может идти и речи.

С другой стороны, человечность далеко не всегда предполагает какие-то крайности и «экстремальные» поступки. Она выражается во всех наших делах, включая повседневные.

Человечность связана с пониманием. Верное отношение к тем или иным людям, явлениям, предметам возможно только тогда, когда мы понимаем подоплёку действий этих людей, особенности явлений. К примеру, возможно ли человечное отношение к преступникам, ведь они совершают зло? Но если рассмотреть каждого преступника по отдельности, то можно столкнуться с любопытными подробностями: этого, например, на воровство толкнула крайняя нужда; другой убил человека, защищая невинного ребёнка… Человечность предполагает знание человеческих слабостей, страхов.

Кроме того, человечность предполагает и адекватную оценку своего положения в мире. Адекватное отношение к другим людям возможно только тогда, когда мы знаем, что не обладаем каким-то существенным превосходством перед ними. Гуманное отношение к животным возможно тогда, когда мы осознаём, что тоже являемся частью животного мира, разве что мы чуть более развиты, чем остальные животные.

Примеры человечности

Мировая литература полна сюжетов, посвящённых «человечному» поведению. Примеры можно перечислять часами. Это и Дед Мазай, спасающий бедных зайцев, и Данко, вырвавший своё сердце для того, чтобы осветить путь другим, и героиня «Аленького цветочка», сумевшая подружиться со страшным на вид чудовищем и даже полюбить его, поборов свой страх. В литературных произведениях чувство любви к конкретному человеку или человечеству в целом толкает персонажей на героические поступки, они рискуют жизнью, но доводят начатое дело до конца.

Человечность культивируется в различных произведениях и памятниках мировой культуры, в религиозных и мифологических произведениях. Так, широко известна буддийская притча о трёх обезьянах, одна из которых не видит зла, другая – не слышит зла, а третья – не говорит (и не совершает) зла. Это, согласно буддийским представлениям, три главные составляющие человечности.

Примеры

Правда, человечность в религиозных предписаниях зачастую носит непоследовательный и однобокий характер. К примеру, заповеди Ветхого Завета предписывали гуманное и дружественное отношение между «сынами Израилевыми». По отношению к другим народам те же заповеди допускали, а иногда и предписывали необузданную жестокость.

Исключительную гуманность проповедует и индуизм. Зачастую в этой религии этот принцип доводится до абсурда: в некоторых течениях индуизма монахи обязаны ходить с метёлочкой, которой они подметают землю перед собой, чтобы случайно не наступить на какое-нибудь мелкое животное.

Впрочем, религиозные постановления соблюдаются далеко не всегда и не всеми; литературные произведения описывают некие идеалы, которые далеки от действительности. Существуют ли яркие примеры человечности в реальной жизни? Их тоже достаточно много.

В качестве одного из примеров можно привести Турцию. В этой стране с определённого времени культивируется исключительно гуманное отношение к бездомным животным. Уличные кошки и собаки обзаводятся уютными домиками, на которых имеется надпись, призывающая не причинять хозяину домика зла. Во многих турецких городах установлены автоматы, кормящие бездомных животных. Такое отношение к братьям нашим меньшим в «восточной» стране многим может показаться парадоксальным, особенно в сравнении с привычками «цивилизованных» европейцев. В Европе охота, в частности – на редких и исчезающих животных, остаётся одним из самых популярных видов развлечений. Животные убиваются на потеху публике. Конечно, зоозащитники не стоят в стороне, и за последнее время им удалось многое сделать. Дошло даже до того, что в ряде стран стали официально запрещать цирки и некоторые виды зоопарков, поскольку животные в них содержатся в ненадлежащих условиях и нередко подвергаются мучениям – тоже для развлечения досужей публики.

Примеры человечности порой проявляются с неожиданной стороны. Всем известна легенда о Робин Гуде – «благородном разбойнике», который грабил богатых и раздавал награбленное бедным. Реальный прототип Робин Гуда, скорее всего, не был таким благородным, однако в народном сознании родился образ именно такого героя. Подобным персонажем был и Тиль Уленшпигель.

Джек-Прыгун – персонаж мистических городских легенд в викторианской Англии. Это было злобное антропоморфное существо, имевшее пружины на обуви, позволявшие ему высоко прыгать и быстро бегать. Обладал он и другими сверхъестественными способностями. Джек-Прыгун пугал прохожих, грабил одиноких путников и совершал ещё много всякого зла. Однако неожиданную трансформацию этот персонаж претерпел в оккупированной нацистами Чехословакии: здесь на его основе возник народный образ Перака – сверхъестественного существа, который борется с нацистами и помогает несчастным жителям оккупированной страны. Легендарный разбойник снова стал справедливым героем, проявляющим исключительную гуманность.

Проблемы человечности

Как мы показали выше, человечность не всегда проявляется последовательно. Одна из проблем в этом плане – ожидание того, что окружающие оценят твой «добрый поступок». Если человек сталкивается с тем, что адресаты гуманного поведения не оценят оказанной помощи, то зачастую он разочаровывается в людях и в необходимости быть человечным. Эгоистические тенденции берут верх, когда человек чувствует себя уязвлённым.

Происхождение гуманности изучается давно. Многие исследователи убеждены, что такое высшее чувство, как человечность, имеет биологические корни; она или её прообразы наблюдаются и в животном мире; недавние исследования показали, что альтруистические отношения существуют даже среди простейших одноклеточных животных.

Существуют различные биологические предпосылки «человечности». Например, забота о стариках и уважительное отношение к ним появились в обезьяньих стаях, где особи, дожившие до преклонного возраста, играют роль социального резерва: если родители погибнут в схватках с конкурентами или хищниками, то забота об их потомстве переходит именно к старикам.

Также не следует путать гуманность и гуманизм. Последний термин обозначает учение, пропагандирующее превосходство человека, его исключительное положение в природе, в том числе его право изучать и изменять окружающую действительность. Гуманизм давал толчок к всестороннему развитию человека, в том числе расцвет наук и искусств, но он же приводил и к таким печальным последствиям, как уничтожение множества видов животных и растений, порча экологии в угоду достижениям цивилизации.

psylogik.ru

Наши люди. Пример воспитания человечности

Почти два месяца назад я рассказывал о человеке, который всегда считал себя простым. О человеке, чья жизнь, как оказалась, была интересна и насыщена событиями. Реакция читателей, неподдельный интерес и просьбы рассказывать о таких людях почаще подтолкнули к мысли о написании серии статей. Причем не только о людях. Серии под названием “наши люди”.

Потом был рассказ об открытии народного памятника в одном из скверов Омска. Кстати, для тех, кто помнит эту статью, сообщаю: памятник находится в идеальном состоянии, клумбы вокруг разрослись, цветы сделали своё дело. Красивое место получилось. А на ажурных лавочках теперь сидят либо старушки, либо влюбленные.

Однако череда событий в стране и мире, постоянные разъезды и встречи не давали такой возможности. И вот сегодня представляю вашему вниманию третью историю о людях, которые мало говорят о воспитании и патриотизме. Которые вообще мало говорят. Больше командуют и… кормят, лечат, лелеют своих “подчиненных”.

Чуть-чуть предыстории. Материал появился благодаря тому, что вечерами я выгуливаю свою собаку. Да-да. Собачники — люди общительные. Как часто сами говорят, собачник — это диагноз. И вот именно наши общие с моим псом знакомые и рассказали мне о мероприятии, которое задело меня за живое.

Мы, в том числе и на “Военном обозрении”, часто сетуем на слабое патриотическое воспитание. На низкие моральные качества современной молодежи. На отсутствие человечности в современном мире. Сетуем на плохую работу школ, детских садов и даже яслей. Я уже не говорю о вузах. Ну не такие получаются у нас дети, которых нам бы хотелось видеть. То не так, это не сяк.

Только потом, совершенно в других материалах, восхищаемся героизмом солдат на войне, недавним подвигом молодого майора-гаишника в Хакасии, работой спасателей в экстремальных ситуациях, мальчишкой, что спас соседского пацана из огня. Откуда это? Если все плохо, то откуда это хорошее? Благодаря Ивану Андреевичу Крылову я конечно знаю, что и в куче навоза можно раскопать жемчужину. Но одну, а не ожерелье. А у нас можно вполне спокойно отыскать россыпь “жемчужин”, причем не копаясь в навозе.

Ранним воскресным утром поехал я на выставку собак. Не ту выставку, где собаки имеют родословную поинтереснее английских лордов. На выставку собак, чьи корни максимум известны в одном-двух поколениях. Вроде — да жила у нас во дворе, жалко стало. Теперь лучший друг семьи. В общем, собак-дворняжек. Или, как их назвали организаторы, дворян.

Не буду описывать множество детских лиц рядом с какой-нибудь лохматой мордой. Не буду описывать восхищения некоторыми представителями собачьего племени. Это вы увидите на фото. А вот то, что уже на входе меня поразило, опишу.

Два простых на первый взгляд дела. Вместо билетов продают какие-то безделушки. Жвачку, холодок, минералку. Но цены ниже магазинных. Однако покупатели действуют совершенно вопреки человеческой логике. Подходит этакий карапуз лет пяти, берет холодок и бросает в прозрачную коробочку сотню. Карапуз счастлив, родители улыбаются, а я в недоумении.

Оказалось, что коробочка эта не простая. И деньги собирают не для развития клуба или для призового фонда. Деньги собирают на лечение маленькой девочки. Нужна срочная операция, а у родителей таких денег нет. Вот и стоит очередь на входе в эту кассу. И, может быть, не понимает тот самый карапуз, что он помог именно вон той девочке. Но помогать нужно вот так. Без лишних слов и “толчков в спину”. Просто помогать. Если уж государство не в состоянии.

Вот оно, воспитание! То самое, о котором мы плачемся в СМИ. И из этого карапуза потом вырастет хакасский майор-герой…

Здесь, конечно, и не только в малыше дело. Дело и в его родителях. Им, получается, дважды спасибо. И за помощь, и за пример воспитания.

А дальше клетки с бездомными собачками и кошками. С плакатами “Я ищу друга и покровителя!” После выставки больше половины клеток оказались пустыми. Нашли! Люди оказались именно людьми. Человеками, если хотите!

Потом было много “номинаций” для собак. Выставка все-таки. С медалями и призами. Тут и самый маленький. И самый пушистый. И самый толстый. И самый умный… Особенно красиво прошел карнавал. Столько смеха я давно не слышал на собачьих площадках. Думаю и вы посмеетесь, увидев некоторых персонажей.

И все это сопровождалось аукционами. С точно такой же постановкой ценовой политики, как и на входе. Кто больше, тот и вкладывает деньги в ящичек. А кто меньше, потом… тоже вкладывает.

Увы, нужную сумму мы так и не собрали. Пишу “мы”, потому что и я купил себе холодок. Значит, пусть совсем чуть-чуть, а причастен к этому делу. Чуть больше половины от нужного. Но и это великое дело. Курочка по зернышку клюет. Вылечим ребенка, с такими-то людьми!

Четыре дня я думал, как же мне рассказать вам об этом простом и не простом событии. «Неформат» как-то для серьезного издания — описывать собачьи выставки. Читатели — люди серьезные, поднимут на смех. Но мне кажется, не поднимут. Просто потому, что воспитание человека включает в себя такое множество областей, что говорить о нем можно ежедневно. И говорить о разном.

Понимание того, что ты человек, приходит не тогда, когда кто-то об этом сказал. А тогда, когда ты подобрал раненую птицу, покормил собаку, помог старушке перейти улицу, не прошел мимо лежащего на земле человека. Человек только тогда человек, когда он поступает по-человечески. И учить человека быть человеком надо вот на таких выставках в том числе.

Мы часто слышим о том, что война — естественное состояние человечества. Что войны были всегда и будут в будущем. А я вот на выставке собак увидел как огромные алабаи и меленькие таксы вполне нормально общаются между собой. Я увидел мамашу хаски, которую опекали сразу несколько “разнокалиберных” собак. Мамаша все-таки. Так неужели люди глупее собак? Мне кажется, нет. Просто люди пока не понимают. Земля — большая планета. И места тут хватит всем. Сколько бы нас не было. Но поймут! Собаки очень на это надеются. Да и люди, которые это уже поняли, тоже.

topwar.ru

Воспитание человечности – Волжская коммуна

Авторы: Светлана МИНАЕВА

Фоторепортер: Владимир КОТМИШЕВ

Версия для печати

Равные возможности
Школа № 11 Новокуйбышевска известна прежде всего стабильно высоким качеством образования. Это касается особенно начальной школы — в первый класс сюда хотят прийти учиться более 100 ребят. Это результат отличной работы «Школы дошкольника». Результаты ЕГЭ в школе тоже всегда на высоте. Известно это учебное заведение и своим основным принципом — образование должно быть доступно для каждого ребенка, независимо от его физических возможностей. Именно поэтому здесь учатся вместе со здоровыми ребятами дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для таких ребят в школе обустроены пандусы, подъемная платформа, биотуалеты. 26 ребят обучаются на дому, а другие «грызут гранит науки» в классе наравне со своими здоровыми сверстниками. В настоящее время трое одиннадцатиклассников с ограниченными возможностями здоровья успешно сдают экзамены. Пользу от такого интегрированного обучения отмечают и родители, и педагоги, и сами дети: у большинства ребят наблюдается положительная динамика в состоянии здоровья.

Музыка и овощи
В этой школе лечит и сама атмосфера: вокруг — обширный парк с собственным фруктовым садом и опытным участком, где ребята выращивают злаковые культуры, огурцы, томаты, редис и свеклу. Неподалеку сад и ягодник со смородиной и малиной. Дети из школьного научного биологического общества под руководством учителя биологии Ольги Поповой ведут исследовательскую работу. А выращенные овощи, ягоды и фрукты украшают меню школьной столовой. Ученики Ольги Поповой занимают призовые места на областных и окружных олимпиадах. Сама учительница — обладатель президентского гранта и премии губернатора Самарской области Владимира Артякова.
Директор школы, отличник народного просвещения и почетный работник общего образования, бывшая выпускница 11 школы Светлана Стрижко очень ценит свой педагогический коллектив. Педагоги 11 школы не только хорошо учат детей. Они много времени посвящают воспитательной и творческой работе с учениками. Учитель ИЗО и мировой художетвенной культуры Ирина Рахимбаева ведет кружок «Юный художник». Музыкой, вокалом в ансамбле мальчиков «Юные голоса» и хоровым искусством с ребятами занимается учитель музыки Елена Сейдаметова. Она же отвечает за школьную экспериментальную площадку — ведет занятия по основам православной культуры. Именно это, считает Светлана Стрижко, очень благотворно влияет на школьную атмосферу: здесь учатся дети многих национальностей и толерантность в отношениях им прививают с детства.

Умные, сильные, добрые
Директор гордится достижениями детей. Ребята принимают участие и становятся призерами и лауреатами всероссийских заочных олимпиад «Познание и творчество», «Фактор роста», «Эрудит-марафон» и многих других. В школе особенно популярен лыжный спорт. Старшеклассники заняли первое место в городских соревнованиях по лыжным гонкам. В почете и легкая атлетика, настольный теннис, волейбол.
Ребята из 11-й всегда откликаются на различные социальные акции: собирают макулатуру, участвуют во всероссийской весенней неделе добра, помогают ветеранам, ежегодно убирают кладбище, где есть воинские захоронения. Во всех делах им помогают друзья школы — депутат губернской думы Семен Михайлов, бывший выпускник школы и нынешний депутат городской думы Новокуйбышевска Юрий Ферапонтов.
Светлана Стрижко стремится, чтобы не только внутренняя красота была в душах учеников и педагогов школы. Сама школа тоже должна быть красивой, чтобы сюда хотелось приходить. И еще очень важно, считает директор, в непрерывной погоне за знаниями и результатами не забывать о воспитании у ребят высоких нравственных качеств, помнить о человечности во всех делах и поступках. «Я — за духовность», – говорит Светлана Стрижко.

www.vkonline.ru

Человечность воспитать привить проявить научить человечные л

Анатолий Лень

Человечность воспитать привить проявить научить человечные люди дает вред значение определение необходимо важно польза причины основа способствует помогает выработке человечности возбудить зачем что мешает формированию надо добиться выгода как приходит

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

а – начало нового ничем непримечательного афоризма, умозаключения
в – важное
д – банальное, для детей
з – познавательное
и – интересное
к – крылатое
л – лучшее
н – не важное
п – поучительное
с – сложное для понимания
ю – юмор

Человечность воспитать привить проявить научить человечные люди дает вред значение определение необходимо важно польза причины основа способствует помогает выработке человечности возбудить зачем что мешает формированию надо добиться выгода как приходит

з Человечность – гуманность, отзывчивость, любовь к людям.
здв Человечность – основа существования современной цивилизации.
здпв Человечность лучше всего прививать через рост духовности и нравственности.
зпвл С того кто смог стать человечным – все плохое осыпается как шелуха само по себе.
зпвл Если бы все в мире смогли стать человечными – исчезло бы зло, войны, насилие, преступность, коррупция, ненависть, обман, ложь, зависть…
зпв Человечный не способен, убить, украсть, унизить…
з Нелюбовь к людям перешла к нам с дикой природы – где благодаря ней выжили наши далекие предки.
зпв Человечность для существования в современной цивилизации, в отличие от дикой природы – не только крайне необходима, но и выгодна.
зпв Без человечности цивилизация погибнет из-за ухудшения экологии.
зв Ухудшение экологии без человечности и любви к природе – необратимый процесс.
з Не человечный чиновник за взятку, а обычный человек ради удовольствия и выгоды, закроют глаза на любые природные разрушения.
а К человечности – взывает Бог.
а Среди верующих – человечных больше.
а Истинно верующий – не может не быть человечным.
а Нельзя считать, что кто-то человечен – если он не любит, хотя бы одного человека, даже если он последний негодяй.
пв Оценивать поступки и даже изолировать людей можно с целью безопасности других, но делать это надо любя их, учитывая, что виноваты не они, а природа, ущербность, обстоятельства…
зп Человечные любят весь окружающий мир.
п Человечность – выгодна.
зпв Человечность освобождает от злобы, неприязни, обидчивости, недовольства…
зпв Человечность делает жизнь неотягощенной, радостной, общение приятным, что хорошо сказывается на благополучие, здоровье, настроение…
а Человек на любовь к себе подобным – обречен.
з Не человечный находясь среди людей как вынуждено, так и по своей потребности – страдает.
з Человечному – живется комфортней.
а Нелюбовь к людям гложет сердце, омрачает жизнь, не допускает счастье…
зпв Человечности – способствует вера в Бога.
зпвл Очень трудно стать человечным без понимания того что никто ни в чем не виноват. Люди совершают скверные поступки из-за влияния природных инстинктов, наследственности, неправильного воспитания, болезней, расстройства психики, условий жизни, ситуации … Но это конечно не значит что не надо работать над улучшением своих человеческих качеств и влиять в этом направлении на других, а опасных для общества людей изолировать.
зпвл В выработке человечности может быть очень важным прощение всех проступков людей – наперед.
зпвл Человечность приходит через понимание того что они как животные, растения, горы, лес, море такие же дети природы – которую нельзя не любить.
зп Легче выработать человечность, убедившись в том, что это в современной цивилизации в отличие от дикой природы – выгодно.
зпв Приходу человечности способствует изучение психологии.
п Человечность без знания психологии – сирота.
зпв Человечные, изучив психологию, начинает относиться к поведению других с пониманием.
зпв Человечность и знание психологии – делают общение с людьми спокойным, правильным, лечебным.
зп Опора человечности – бескорыстие.
зп Человечность подогревается самопожертвованием.
зп В выработке человечности – очень важна терпимость.
зп Выработке человечности способствует сострадание в том, что жизнь человека тяжела.
зп Формированию человечности способствует искусство.
здп Человечности способствует патриотизм.
здп Человек не стремится к человечности – потому что не способен осмыслить необходимость и пользу от него.
д На отношение к людям существенно влияют СМИ и Интернет.
к Человечности без справедливости – не бывает.
з Человечность чаще осознанна, но некоторым повезло, и они приобрели его при рождении.
а Большего уважения заслуживает человечность через усилие воли.
п Прививая людям, человечность – мы тем самым обеспечиваем неизменно хорошее отношение и к себе.
зп Истинная любовь к близким может прийти только через любовь ко всему человечеству.
к Человек как сосуд – в первую очередь должен быть чист изнутри.
и Человечность, излучаясь через глаза – делает их изумительно прекрасными.
зд Человечность – основа благополучия.
зп У человечного появляются только хорошие мысли.
зд Человечность – дисциплинирует.
здп Человечность легче начинать воспитывать с любви к природе.
зд Любовь к природе усиливается четким осознанием того – что мы ее неотъемлемая часть.
зд Любование природой – усиливает любовь к ней.
зд Осознание того, что все погодные проявления по-своему прекрасны и необходимы, того, что мы всегда желаем противоположного проявления и что не можем ничего изменить, а лишь негодуя, разрушаем свое здоровье – усиливает нашу любовь к природе.
зди Любить природу и людей мешает то, что человек себя считает эпицентром мира, ему кажется, что все вертится вокруг него и должно ему служить. На самом же деле он пришел в этот мир на миг.
здп Неплохой почвой для воспитания человечности является привитие любви к животным.
п Не стоит запрещать детям, заводить животных.
п Надо находить время для игр с животными и особенно их детенышами.
з Любовь к животным усиливается осознание того, что животные несчастны, так как вырваны грубо из природы, затисканы в неподходящие для их существования условия и по этой же причине ни в каких своих плохих действиях не повинны.
зпв Хорошим подспорьем в привитии человечности является осознание того, что многое из того, что мы от людей ждем – они делать не обязаны.
зпв Помогает прививать человечность осознание выгоды, поскольку в таком положении из-за уменьшения злобы, ненависти, зависти, страха лучше сохраняется здоровье, и жизнь становится счастливей.
зи Плохие люди хороших – не любят, хорошие плохих – любят.
п Всех людей надо любить одинаково – как это делает Господь.
а Человечность – делает человека красивым.
а С учетом наследственности, воспитания, условий несправедливо людей, даже если они очень разные – любить не одинаково.
а Можно вызывать человечность через жалость – все люди по-своему несчастны.
к Человечность – лучшее средство от обидчивости.
к Нельзя любить людей – не служа им.
к Человечность – требует служения людям, ненависть – себе.
зд Человечность как правда – может не принести мгновенной выгоды, но она обеспечивает будущее.
здп Человечность вырабатывает умение жертвовать.
здп Человечность способствует любви к Родине.
а Человечность – очеловечивание.
пз Человечность – убежище от пороков.
пкв Человечность – важнее знаний.
з С ростом духовности человек начинает сильнее любить людей и лучше их понимать.
п Человечность – это в первую очередь поступки, а не слова.
п Проявлению человечности способствует доброта.
здп Хорошие помощники в воспитания человечности – совесть и стыд.
а Человечность направляет энергию человека в правильном направлении, удерживая его от диких и низменных поступков.
кп Без человечности – жизнь пуста.
п Все люди живут на одной земле, они связаны между собой. Если каждый будет любить только себя – человечество исчезнет.
пв Человечность – выше учености.
зд Человечность – исключает совершение осмысленных, плохих поступков.
п Глупо любя себя не любить людей – ведь они подобны тебе.
а Любовь к себе в первую очередь должна рождаться через человечность, из-за того, что ты тоже человек.
п Лучше если человек сначала полюбит людей, а потом себя – а не наоборот.
п Любовь к себе должна быть лишь частью от человечности.
п Человек не имеет право на любовь к себе – не полюбив людей и мир в целом.
з Человечность способствует обузданию ревности.
пз Через человечность – самая короткая дорога к счастью.
пзвл Закон, сила, осуждение людей, и даже совесть, стыд и страх – не обеспечат хороших отношений между людьми, это под силу – лишь человечности.
а Отечестволюбие и человечность понятия родственные и близкие.
зпв Ум и сила без человечности – опасны.
пз Щедрость человека усиливается не с увеличением материальных возможностей – а с ростом человечности.
здп Человечность – лучшее лекарство от зависти.
здп Без человечности – нет культуры.
а Любой может любить того – кто любит его.
а Нетрудно любить тех – кто не делает тебе зла.
кпв Истинная человечность – любовь ко всем.
з Природа, которую волнует лишь размножение, не знает что такое человечность – чем человек больше способен и ценен для размножения – тем она сильнее его от нее уводит.
зпв Привитие человечности делает ненужным воспитание множества положительных качеств – которые сами из нее рождаются.
к Человечность – возвращается.
к Человечность – наполняет жизнь смыслом.
зп Чтобы старость не была гнетуще пустой – человечность особо необходима.
а Человечность – поднимает авторитет и уважение.
к Нет человечности – без прощения.
здп Хорошего отношения детей к родителям легче всего добиться через воспитание у них человечности.
к Не человечный – от настоящего счастья далек.
а Человечные любовные страдания переносят мягче.
пв Привитие человечности – главное в воспитании.
зд Истинная человечность не покидает человека даже в тяжелые времена.
пв Человечность – это ни нисхождение, а обязанность каждого человека живущего в обществе.
а Человечность обеспечивает собой справедливость.
пз Человечность – одно из главных качеств, без которого человек не может состояться как личность, занять должное положение в обществе и быть уважаемым.
а Человечность редко бывает природной – большинству ее следует прививать.
п В каждом человеке находи сходство с близкими дорогими людьми.
п Любить надо всех.
а Человечность – основа доброты.
пз Истинная человечность не возможно без уважения.
а Человечность – не может не прийти к человеку с мудростью.
п Не позволительно любить человека сильнее, чем силу, которая нас создала, связала с миром и продолжает вести по жизни.
п Человек должен стремится к человечности, хотя бы ради себя.
квп Любить людей и весь мир – выгодно, ненавидеть – вредно и опасно.
пзд Любить людей – значит отдавать.
а Человечность – перенос любви к себе на других.
а Любовь к себе – привитие навыков любви.
к Человечность и добро – ходят рядом.
а По настоящему человечны не те, кто желает получить что-то в замен – а те, которые иначе не могут.
п Любить людей, не значит – доверять им.
а Невозможно добиться того, чтобы тебя все любили – но ты всех полюбить можешь.
п Людей можно полюбить через любовь к Богу.
а Велик тот, кто любит не только хороших людей – но и скверных.
а Чтобы по настоящему полюбить людей их надо познать, понять что они ни в чем не виноваты, простив их во всем наперед.
а Поведение человека продиктовано природой. Но это не значит, что не надо работать над улучшением своих качеств, влиять положительно на других, а тех, кто не поддается воспитанию и опасен для общества, изолировать.
здп Полюбив людей, мы начинаем их понимать, прощать, уважать, сострадать их неудачам, у нас появляется желание им помочь.
а Человечность – самая короткая дорога к пониманию.
зд Человечность бывает наследственным.
зд Наследственная человечность может, проявляется неосознанно.
зд Большое уважение вызывает человечность, вызванная усилием воли.
здпвк Человечность практика – а не теория.
а Человечного нельзя обидеть – он наперед всем все
простил.
в Настоящая человечность – не показная.
п Истинная человечность действует без оглядки.
а Каждому кажется, что в его положении труднее всего быть человечным, но зато очень легко – в положении других.
п Если бы человек больше прислушивался к звону колоколов, а
не монет – человечность бы восторжествовала.
д Человечностью можно достичь большего – чем силой.
а Человечность многие воспринимают как покорность, страх, угодничество, преклонение, зависимость…
п Любовь к себе трусливый подлец может воспринять как слабость,
она может придать ему лишь смелость.
здп Лучше если человечность проявляется на фоне силы, бесстрашия, знания психологии, а не слабости и страха.
а Человечность работает на улучшение и спасение будущего, ненависть – ухудшение и погибель.
здпв Душа не терпит пустоты – если там нет человечности, туда неминуемо проникнет зло.
ю Женщины человечных мужчин– принимают за ухажеров.
ю Некоторые человечны – и ничего с собой поделать не могут.
ю Невелика заслуга человечности – при упадке сил.
ю Человечность — самая негарантированная в оплате работа.
ю Легче всего быть человечным к тому – кого не знаешь.

Более полную информацию на эту и другие 1200 тем
Вы можете найти в книге Анатолия Лень «Поводырь» (1536 страниц) и черновиках для «Поводырь-2».
Книгу и черновики можно прочесть на сайте автора
http://lanik-3.narod.ru/index.html

www.chitalnya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *